Почему шекспир относится к гуманистам. Гуманизм шекспира гуманизм эпохи возрождения

К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение – гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков,

Всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.

Гуманизм эпохи Возрождения – это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален

И не пассивен в своих мыслях и поступках.

Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.

Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания – Мигеля де Сервантеса, а Германия – Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.

Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).

Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист – это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.

Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.

Гуманизм — идеология Ренессанса, сложившаяся в XIV веке в Италии (Ф. Петрарка, Д. Боккаччо и др.). Гуманисты в поисках опоры для нового взгляда на мир обращаются к античности, изучают произведения античных мыслителей. Но происходит не просто возвращение к прежним ценностям. Для гуманизма характерно соединение античного антропоцентризма («Человек есть мера всех вещей»), относившегося только к свободным людям, со средневековой идеей равенства, вытекающего из теоцентризма («Все люди равны перед Богом»). Пико де ла Мирандола считал человека не просто мерой всех вещей, но чудом природы. Эту мысль повторяет шекспировский Гамлет: «Какое чудо природы человек! Как благородно рассуждает! С какими безграничными способностями! Как точен и поразителен по складу и движениям! В поступках как близок к ангелу! В воззрениях как близок к Богу! Краса вселенной! Венец всего живущего!», но заканчивает так: «А что мне эта квинтэссенция праха?» («Гамлет» , д. 2, сц. 2, пер. Б. Пастернака). Полюсные характеристики человека — от «венца всего живущего» до «квинтэссенции праха» свидетельствуют о том, что к началу XVII века гуманистическая концепция мира и человека пребывала в состоянии кризиса. В дальнейшем то углублялся кризис (например, в искусстве барокко, в предромантизме, в модернизме), то гуманизм возрождался в новых формах (например, у Корнеля и Расина, в искусстве Просвещения, у романтиков, в реализме ХХ века и т. д.).

Прославление человека в ренессансном гуманизме имело и свою оборотную сторону, о которой подробно, с большим количеством примеров писал А. Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения». Появление плеяды гениев, титанов мысли соседствует с безудержным эгоизмом, свободой от каких-либо моральных ограничений, жестокостью, коварством, немыслимыми злодеяниями. Об оборотной стороне ренессансного титанизма можно судить по знаменитой книге итальянского гуманиста Никколо Макиавелли «Князь», рисующей идеального правителя как человека, который для укрепления своей власти должен цинично презреть все нравственные обязательства, не останавливаться ни перед чем, даже если речь идет об убийствах, измене, беззаконии.

Ренессансный макиавеллизм с поразительной силой воплотил У. Шекспир в образе короля-злодея Ричарда III и в Яго. Но великий английский драматург стал одним из наиболее глубоких выразителей светлой стороны гуманизма, которая торжествует в его комедиях как победа любви и ума над превратностями судьбе и в поздних пьесах как восстановление идеального в человеческой жизни. В трагедиях Шекспира нашел высшее выражение трагический гуманизм, способность человека пожертвовать жизнью ради высших гуманистических ценностей. Его герои могут ошибаться (Отелло, Король Лир, Макбет), но автор не ошибается, становясь учителем мира в понимании человеческой сущности, в обрисовке человека как высшей ценности.

В художественном мире трагедий раннего Шекспира также проявился ренессансный взгляд на мир и человека: в основе трагических коллизий пока лежит просто непонимание шекспировскими героями того, что человек прекрасен практически во всех своих проявлениях. Вот трагедия «Ромео и Джульетта» (1595) — здесь красивая любовь юных Ромео Монтекки и Джульетты Капулетти, происходящих из двух враждующих друг с другом родов, становится жертвой родительской вражды. Эта вражда то притихает, то разгорается: слуги Капулетти только и думают о том, как законным образом вызвать на ссору слуг Монтекки, драка между слугами перерастает в драку между племянниками, а затем уже хватаются за мечи и порываются в драку и сами почтенные отцы семейств, сдерживаемые своими женами.

И естественно, что любовь юных наследников двух враждующих родов не может не быть воспринята отцами семейств с ненавистью и ужасом. А ведь в довершение ко всему ни Ромео, ни Джульетта не могут оставаться в стороне от жизни своих семейств. И вот Ромео в ссоре убивает брата Джульетты Тибальта, и синьора Капулетти, мать Джульетты, требует казни Ромео. Да и в душе Джульетты борются чувство любви и долг перед своим родом. Джульетта тайно обвенчалась с Ромео. Но вот она узнает о том, что ее Ромео стал убийцей ее брата:

ДЖУЛЬЕТТА Мне ль осуждать супруга моего? О бедный мой, кто ж пощадит тебя, Коль я, твоя жена трехчасовая, Не пощадила? Но зачем, злодей, Убил ты брата моего? Но брат ведь Злодейски б моего убил супруга! Супруг мой жив; Тибальт его убил бы; Тибальт убит — иль сам бы стал убийцей…

Подобное развитие сюжета характерно для целого ряда греческих трагедий, позже — для трагедий, написанных в традициях классицизма (XXVII-XVIII век), например, для знаменитой трагедии П. Корнеля «Сид». Но классицистическая трагедия четко утверждала приоритет долга над чувством, и главный герой, допустим, корнелевского «Сида» в качестве расплаты за пощечину, нанесенную его отцу, убивает отца своей возлюбленной Химены, которая, в свою очередь, повинуясь долгу перед отцом, требует казни для своего возлюбленного, хотя в то же время понимает, что по-другому ее возлюбленный поступить не мог.

Шекспир же в своей трагедии, вовсе не развенчивая понятия долга, в то же время реабилитирует и человеческое чувство. Ромео и Джульетта в конечном счете гибнут — и вина за это в глазах зрителей ложится не на самих влюбленных, не посмевших принести любовь в жертву родовой чести, но на отцов двух семейств, которые в жертву фамильным амбициям принесли любовь, а невольно и жизнь своих детей. И «положительный герой» трагедии, герцог Веронский, в финале обращается к отцам враждующих семейств:

А где ж враги — Монтекки, Капулетти? Вас бич небес за ненависть карает, Лишив вас счастья силою любви.

В финале отцы двух семейств примиряются — и Монтекки обещает воздвигнуть золотую статую Джульетты, а в ответ слышит слова Капулетти:

Ромео статую воздвигну рядом: Ведь оба нашим сгублены разладом.

Гуманизм Шекспира до 1600 года — это гуманизм эпохи Возрождения, гуманизм, базирующийся на утверждении безграничной красоты свободного и деятельного человека, сбросившего цепи средневекового самоотречения. Даже трагические коллизии в художественном мире хроник и трагедий раннего Шекспира — это либо случайные события в мире, управляемом разумным провидением, либо — следствие средневековых предрассудков, все еще сковывающих человека («Ромео и Джульетта»), но уж никак не следствие порочности самой человеческой природы.

Гуманизм Шекспира после 1600г. — это трагический гуманизм, исполненный разочарования в человеческой природе, вызванный к жизни переоценкой идеалов Возрождения. Отныне все большее предпочтение Шекспир отдает жанру трагедии, причем в основе трагических коллизий лежит, как правило, человеческая порочность. Теперь уже сам человек делает собственную жизнь невыносимой; шекспировский мир превращается в бесконечную Цепь вероломных обманов и кровавых расправ; теперь в художественном мире шекспировских пьес постоянно присутствует мотив изначально заложенного в земную жизнь несовершенства, ощущение какого-то трагического неустройства.

Уже в трагедии «Гамлет» (1601) отчетливо проявился трагический гуманизм нового шекспировского взгляда на жизнь. Написана трагедия на материале датской легенды XIII века, и уже до Шекспира было сделано несколько переложений этого сюжета, но эти переложения, как правило, сводились к простой схеме: жажда мести за отравленного отца и имитация безумства для осуществления этой цели. Но Шекспир использовал сюжет известной легенды для создания трагедии с глубочайшим философским содержанием.

Итак, шекспировский Гамлет, принц датский, возвращается в Данию из Виттенберга, где он учился в университете, потрясенный двумя трагическими событиями: гибелью отца и тем, что его мать, королева Гертруда, «и башмаков не износив, в которых шла за гробом», вновь вышла замуж. На глазах университетского юноши Гамлета рушится мир:

О боже, зверь, лишенный разуменья, Скучал бы дольше! — замужем за дядей, Который на отца похож не боле, Чем я на Геркулеса. Через месяц! Еще и соль ее бесчестных слез На покрасневших веках не исчезла, Как вышла замуж. Гнусная поспешность — Гак броситься на одр кровосмешенья! Нет и не может в этом быть добра.

В заклинании шекспировского призрака уже запечатлелись черты гуманистической этики Возрождения. Еще даже античная традиция допускала вовлечение в орбиту мести любого человека — даже родной матери мстящего. Можно вспомнить в этой связи трагедию Софокла «Электра» и трагедию Еврипида с тем же названием. В художественном мире этих трагедий месть Ореста и Электры родной матери была освящена божественной волей, Еврипид, решившийся пойти значительно дальше Софокла по пути неканонического, нетрадиционного толкования сюжета, осмелился уже усомниться в том, что эта месть есть однозначное благо», показать сомнения и колебания Ореста, который не хочет этой мести, воспринимает ее как трагическую необходимость.

И все же даже в еврипидовском мире человеческая правота не желающего мстить Ореста сталкивается в давлением божественной воли, которая непреклонна — мстить!

Что же касается шекспировского «Гамлета», то здесь сам призрак убитого ставит предел мести: «Не запятнай себя, не умышляй на мать свою». Конечно, можно объяснить это и тем, что степень вины шекспировской королевы Гертруды была меньше, нежели степень вины соответственно софокловской и еврипидовской (а прежде — еще и эсхиловской) Клитемнестр. Только ведь шекспировский призрак не концентрирует особого внимания на степени вины королевы Гертруды. Сам факт того, что он предупреждает Гамлета о том, чтобы тот не мстил матери, то есть предполагает саму возможность такой мести, свидетельствует о том, что поступок Гертруды (выход замуж за убийцу своего мужа — хотя и без прямого участия в убийстве), в соответствии с нравственными нормами шекспировской эпохи, сравним с преступлением Клавдия — убийцы и узурпатора трона.

Сами слова призрака, сам акцент на словах «на мать твою» предполагают, что дело прежде всего в том, что Гертруда — мать обреченного на месть Гамлета. Мать — и потому неприкосновенна. Объект мести указан Гамлету только один — это Клавдий.

Гамлет теперь должен исполнить посмертную волю отца — да он и сам считает для себя позором не отомстить за злодеяние. Но Гамлет обладает одним свойством, которое в конце концов и сделало его имя нарицательным: он не способен действовать без рассуждений; перед тем, как что-то сделать, он должен знать полную правду.

И вот Гамлет, не доверяя до конца тому, что явился действительно призрак его отца, решает проверить, на самом ли деле Клавдий является убийцей: ради этого он даже нанимает актеров, чтобы они сыграли перед королевской семьей пьесу, по ходу действия которой должно произойти убийство, подобное тому, которое совершил Клавдий, причем королева-жена убитого, согласно сюжету, должна сойтись с убийцей; при этом Гамлет, не доверяя себе до конца, просит своего друга Горацио.

Гуманизм Шекспира гуманизм эпохи Возрождения

Другие сочинения по теме:

  1. Г. Сервантес «Дон Кихот» и В. Шекспир «Ромео и Джульетта». Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI...
  2. Эта великая прогрессивная эпоха была долгой и прошла через несколько стадий, обозначаемых как Раннее Возрождение, Ренессанс и Высокое и Позднее...
  3. Эпоха Возрождения в большинстве европейских стран охватывает ХV и ХVI столетия. Это было время, когда народ начал выступать против феодалов,...
  4. В 1605 г. В. Шекспир пишет две трагедии — «Макбет» и «Король Лир». В «Короле Лире» трагический гуманизм «позднего» Шекспира...
  5. В 16 в Германия испытывала влияние Франции (рядом с которой находилась) и Италии (с которой торговала сев. Германия). Более того,...
  6. Цель: познакомить учащихся с основными событиями жизни драматурга и (лаконично) с понятием «эпоха Возрождения»; совершенствовать навыки работы с текстом и...
  7. Великие творения искусства — в этом их особенность — открывают широчайшие просторы для индивидуального восприятия, и каждый вправе видеть, находить...
  8. Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, которая пришла на смену культуре средневековья и...
  9. Единение английской наций, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVІ-ХVІІ ст. появилась в английской литературе...
  10. К «поздним» относятся трагедии, созданные Шекспиром с 1601 по 1608 гг.: «Гамлет», «Отелло», «Макбет», «Кориолан», «Антоний и Клеопатра», «Король Лир»...
  11. Единение английской нации, духовный подъем, напряженность культурной жизни — при таких условиях на границе ХVI-ХVII ст. появилась в английской литературе...
  12. Английский драматург, поэт, который создал всемирно известные сонеты (1593-1600), драматические произведения: «Ромео и Джульетта» (1594), «Гамлет» (1601), «Отелло» (1604), «Король...
  13. В начале XVII ст. столкновенье мира, в котором властвуют «сила золота и губительные страсти», со старым светом жестокого феодального насилия...
  14. Известно, что имя Меркуцио Шекспир взял из достоверных ему источников, что послужило толчком для внедрения его в только зарождающуюся пьесу....
  15. Литературные персонажи, которые за глубиной художественного обобщения выходят за пределы конкретных произведений и отображенной в них эпохи, называют «вечными образами»....

Уильям Шекспир - гуманист, драматург и человек Возрождения

450 лет со дня рождения Уильям Шекспира

Никто не превзошел Шекспира как драматурга. Роль Гамлета, созданная еще в XVI веке - о ней мечтают все актеры, как спортсмены о золотой медали на Олимпиаде. Пьесы Шекспира ставят до сих пор, киностудии снимают киноленты по его произведениям, и независимо от того, одеты ли герои в исторические костюмы или современные одежды - все диалоги и мысли звучат очень актуально. Чем объясняется феномен Шекспира как поэта и драматурга? В первую очередь тем, что он уже тогда, в эпоху Возрождения, затронул общечеловеческие ценности. Он буквально "взорвал" драматургию того времени, когда показал на сцене внутренний мир человека, превращая назидательные и фарсовые сюжеты в бессмертные произведения. Уильям Шекспир был гуманистом. Идеалы эпохи Возрождения, где главным был Человек, его умение любить и сила личности, он перенес на сцену. О его биографии есть разные сведения. В разное время затевались "антишекспировские" кампании, где оспаривалось его авторство. Но это только подчеркивает значимость его творчества.
Родился Уильям Шекспир в семье ремесленника и торговца, одно время бывшего городским головой. С 11 лет поступил в грамматическую школу, где преподавались грамматика, логика, риторика и латынь. На этом обучение Шекспира закончилось. В комедии «Как вам это понравится» (1599) Шекспир делится своими школьными воспоминаниями: «плаксивый школьник с книжной сумкой, с лицом румяным, нехотя, улиткой, ползущий в школу». О юности Шекспира известно немного: в 1582 г. он женился на Энн Хетеуэй, которая была на восемь лет старше мужа, в 1583 г. у них родилась дочь Сьюзен, в 1585 г. двойня – сын Гамнет и дочь Джудит.
В 1585 г. Шекспир покинул родной город. С конца 1580-х гг. – актёр королевской труппы, с 1594 г. – пайщик и актёр труппы «Слуги лорда-камергера», с которой был связан всю творческую жизнь. Шекспир и его товарищи основали театр «Глобус» (1596), в котором ставились почти все его пьесы. На флаге, который поднимали перед спектаклем над зданием театра, был изображён Геракл, держащий в руках глобус, и начертано по-латыни: «Весь мир лицедействует» (изречение римского писателя Петрония). У круглого здания диаметром 25 м крыша была лишь над частью сцены, вокруг помещались четыре галереи для зрителей, зрители также могли стоять перед сценой. Декораций почти не было – главным украшением спектакля были костюмы. Из-за недостатка места на небольшой сцене могло поместиться только 12 актёров. Спектакль сопровождала музыка в исполнении маленького оркестра. В конце спектакля часто играли небольшую юмористическую пьесу-фарс с пением и танцами. Зрители были очень разными – от простолюдинов до высокородных лордов. В «Глобусе» работали постоянные актёры, что позволяло поддерживать высокое качество сценического исполнения. Женские роли играли юноши. После вступления на трон Якова I (1603) сведений о выступлениях Шекспира на сцене нет, но он продолжал писать пьесы для своей труппы, которая с этого времени именовалась труппой короля.
В 1612 году Шекспир, никому ничего не объяснив, возвращается в Стратфорд-на-Эвон и, как ни в чем не бывало, продолжает спокойную семейную жизнь со своей женой Энн. К тому времени он - уже достаточно обеспеченный человек, имеющий дворянский титул. Причиной неожиданного прекращения столь удачной карьеры драматурга и отъезда из столицы была, по всей видимости, болезнь. В марте 1616 Шекспир составляет и подписывает завещание, которое впоследствии вызовет так много недоумений насчет его личности, авторства и станет поводом к тому, что назовут «шекспировским вопросом». Принято считать, что Шекспир умер в тот же день, что и родился - 23 апреля. Два дня спустя последовало погребение в алтаре церкви Святой Троицы на окраине Стратфорда, в метрической книге которой об этом и была сделана запись.
Мировое значение творчества Шекспира объясняется тем, что он в увлекательном и динамичном сценическом действии, крупными мазками создал целую галерею ярких, запоминающихся образов. Среди них и мощные, прямо идущие к цели, наделённые сильными страстями характеры, и склонные к постоянным размышлениям и колебаниям типы, мудрецы и насмешники, преступники и простаки, отважные друзья и хитроумные предатели. Как главные, так и многие второстепенные персонажи Шекспира стали нарицательными: Гамлет, Офелия, леди Макбет, Отелло, Дездемона, Яго, Король Лир, Ромео и Джульетта, Фальстаф. Шекспир своими мыслями, темами, мотивами и образами дал импульс к созданию множества произведений литературы, живописи, скульптуры, музыки; наиболее значительные его произведения неоднократно экранизированы.
Творчество Шекспира составляет целую эпоху в развитии мировой драматургии. Шекспир достиг величайшей для своего времени глубины в изображении больших исторических противоречий, борьбы старого с новым. Поэтому его произведения не теряют своей остроты и всегда воспринимаются читателями и зрителями с большим интересом и волнением.

Произведения У. Шекспира, имеющиеся в районной библиотеке
Избранное в лучших переводах знаменитых русских поэтов [Текст] /пер. с Б. Пастернака, М. Кузьмина, И. Евсы. – М.: Эксмо, 2009. – 352с.: ил. – (Мировая классика)
Гамлет, принц Датский [Текст]: трагедии /пер. с англ. Б. Пастернака. – СПб.: ИГ «Азбука-классика», 2009. – 224с.
Исторические драмы [Текст] / пер. с англ. – Л.: Лениздат, 1990. – 767с.: ил.
Как вам это понравится. Мера за меру [Текст]: пьесы / пер. с англ. Т. Щепкиной-Куперник. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2003. – 315с.
Комедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 576с. – (Зарубежная классика)
Комедии, хроники, трагедии [Текст]: в 2-х т. / пер. с англ. ; вступит. ст. и коммент. Д. Урнова. – М.: Худож. лит., 1989. – Т.1. – 783с.; Т. 2 - 670с.
Король Лир. Много шума из ничего. Сон в летнюю ночь [Текст] / пер. с англ. Т.Л. Щепкиной-Куперник. – М.: Профиздат, 2005. – 416с. – (Литературные шедевры)
Лирика [Текст]. – М.: Эксмо, 2009. – 480с. – (Всемирная б-ка поэзии)
Мера за меру. Король Лир [Текст]: пьесы / пер. с англ. предисл. О. Сороки. – М.: Известия, 1990. – 256с.
Ромео и Джульетта [Текст]: трагедии / пер. с англ. Б. Пастернак. – М.: Эксмо, 2012. – 192с.
Сонеты [Текст] / пер. с англ. С.Я. Маршака. – СПб.: ИГ Азбука-классика, 2009. – 224с.
Трагедии [Текст] / пер. с англ. – М.: Эксмо, 2010. – 704с. - (Зарубежная классика)

Интересно, что почти в это же время в Англии, где уже состоялась национальная государственность, установилась централизованная власть, Уильям Шекспир (1564-1616), крупнейший гуманист эпохи Позднего Возрождения, художественно осмысливает противоречивость, трагичность уже сложившихся отношений "человек-общество-государство".

В шекспировских трагедиях ("Король Лир", "Макбет" и др.), явно или нет, всегда присутствует природный космос, несущий совершенно противоположную, нежели у Монтеня, смысловую нагрузку. В этом космосе отражено смутное ощущение того, что над личной жизнью, сознанием "естественного" человека высится еще какой-то всеопределяющий мир, в рамках которого герои действуют. Этот мир надличной воли есть сфера общественно-государственных связей, подчиняющих без остатка "естественного" человека нормативам государства и делающих из него "государственного человека".

Разгадка шекспировских героев в том, что их жизнь протекает в двух планах: личном ("естественной индивидуальности") и общегосударственном (социально-гражданском). Однако герои не различают этих миров: субъективность их потрясает основы мира, даже если они действуют в кругу собственных "естественных" мотивов. В противоречивом единстве индивидуального и общегосударственного скрыто "ядро" трагедий Шекспира. Например, в "Отелло" личный мир героя окутан в покровы надчеловеческих космических сил. Совершившему преступление Отелло начинает казаться, что "сейчас луна и солнце затмятся совершенно, земля от ужаса затрясется". Этот образный ряд оттеняет то безликое, общественно-государственное, что вторгается в судьбу героя.

Отелло - гениально угаданный образ человека, пребывающего в непротиворечивом (вроде бы) единстве собственной естественности и социальности, "государственности, гражданства". Отелло - " естественный " человек (это усилено тем, что он - мавр), имеющий право любить, ненавидеть, быть нежным, постоять за нанесенное личное оскорбление. Вместе с тем он наделен "набором" определенных прав, обязанностей. В душе его столкнулись нормы двух сфер жизни - и он погиб. Философия. Учебное пособие. И. М. Невлева. Издательство «Русская Деловая Литература», 2006, с.92

Сцена убийства Дездемоны - далеко не кульминация трагедии, как это иногда представляют в плохом театре. Трагедия - в сцене самоубийства. После выяснения того, что Дездемона невиновна, Отелло еще силен духом, чтобы жить, и требует от окружающих, чтобы ему не мешали свободно удалиться. Однако все рушится, когда Отелло слышит, что республика лишает его чести, что он пленник и лишен власти. Жить больше невозможно. Бесчестья от государства он перенести не смог. Умирает Отелло не как убийца жены (ведь он "из чести исходил"), но как человек, в защите своей личной чести потерявший честь гражданина. Пребывание в двух сферах этической жизни - источник и сила трагического в судьбе Отелло.

На закате Возрождения Шекспир показал существующий разлад между личной "естественной" и общественной жизнью. И вместе с тем показал, что разрубить внутреннюю связь между этими двумя сферами жизни одного и того же человека никому не дано - гибель неизбежна. Но как тогда жить? Человек оказывается персонажем в поисках автора.