Презентация на тему фольклор. Презентация по литературе на тему "Русский фольклор" (5класс) Хоть худ дом, да крыша крепка

Фольклор и литература

XIX века



Назовите основные жанры фольклора.

ЭП О С

драма


Какие виды эпических жанров вы знаете?

ЭПОС

достоверная

недостоверная

исторические песни

предания


Какие виды лирических жанров вы знаете?

необрядовая

обрядовая

календарная

частушки

семейная


Какие виды драматических жанров вы знаете?

ДРАМА

хороводы

ряжение

сцены

игры


Какие еще жанры фольклора вам известны?

МАЛЫЕ ЖАНРЫ

загадки

пословицы

поговорки



К фольклору обращались поэты XVIII века

А. П. Сумароков

А. Д. Кантемир

М. В. Ломоносов

В. Н. Майков

А. Н. Радищев


Подлинное открытие фольклорного мира началось в XIX веке

А. С. Пушкин

В. А. Жуковский


Во второй половине XIX века были изданы классические фольклорные труды

«Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева в 3-х томах

Лисичка-сестричка и волк

Колобок

За лапоток - курочку, за курочку - гусочку

Гуси-лебеди

Репка

Пузырь, соломинка и лапоть

Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде


«Пословицы русского народа» В. И. Даля

Мужик тянет в одну сторону, баба в другую.

Жить – богу служить.

Даст бог день, даст бог и пищу.

Хоть худ дом, да крыша крепка.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Как слепой о красках рассуждает.

Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит.


«Загадки русского народа» Д. Н. Садовникова

Четыре ноги, два уха, один нос да брюхо.

(Самовар)

(Гребень)

Зубов много, а ничего не ест.

(Пила)

Кума ела-ела дуб и сломала зуб.

Идет пароход то взад, то вперед, а за ним такая гладь - ни морщинки не видать.

(Утюг)


В бытовой культуре долго живут обряды, магические верования, приметы, предсказания

Народные приметы

- Если вишни хорошо цветут, то в наступающее лето следует ожидать обильного урожая грибов.

- Зевается - к гостям.

- Если за чем -либо пришлось вернуться домой, то обязательно нужно посмотреться в зеркало, иначе пути не будет.

- Если во время праздника что - нибудь разобьется, то это к счастью, если этого не случится, то бьют нарочно рюмку или стакан.



И. А. Крылов обращался к пословицам, смысл которых развертывал в целую басенную сценку

  • Ворона и Лисица
  • Квартет
  • Лебедь, Щука и Рак
  • Волк и Ягненок
  • Волк на псарне
  • Мартышка и очки
  • Слон и Моська



Самые известные литературные сказки были созданы примерно в одно время – 30-е годы XIX века

В. А. Жуковский написал

«Сказку о царе Берендее»,

«Сказку о спящей царевне»,

«Война мышей и лягушек», «Светлана»,

«Сказку об Иване-царевиче и Сером Волке»




«Руслан и Людмила»

Для вас, души моей царицы, Красавицы, для вас одних Времен минувших небылицы, В часы досугов золотых, Под шепот старины болтливой, Рукою верной я писал; Примите ж вы мой труд игривый! Ничьих не требуя похвал, Счастлив уж я надеждой сладкой, Что дева с трепетом любви Посмотрит, может быть украдкой, На песни грешные мои. У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Всё ходит по цепи кругом; Идет направо - песнь заводит, Налево - сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кощей над златом чахнет; Там русской дух… там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил. Одну я помню: сказку эту Поведаю теперь я свету…



Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Городской центр развития и дополнительного образования детей и творчества» Игровой фольклор как часть детского фольклора Гончарова Наталья Александровна педагог дополнительного образования

2 слайд

Описание слайда:

Цель занятия: популяризация детского игрового фольклора, воспитание у обучающихся чувства уважения к культурно-историческому наследию наших предков Задачи: ознакомление с особенностями семейно-бытовых игровых песен; развитие у обучающихся вокальных способностей на основе детского фольклора; умение двигаться свободно и непринужденно в народных костюмах.

3 слайд

Описание слайда:

Игра занимает исключительное место в жизни ребенка. Она начинается в ранний колыбельный период и со временем становится работой, с помощью которой ребенок развивается физически, приобретает знания и опыт, необходимые для его будущей деятельности. Игра является подготовительным упражнением к настоящей жизни.

4 слайд

Описание слайда:

Карой Грос: «Пока в детскую жизнь не врывается воспитание с присущей ему принудительностью, дети заняты главным образом игрой. Если откинуть еду, питье и сон, то у нормального ребенка не окажется почти ничего, кроме игры». Так было и в каменном веке, так есть и сейчас.

5 слайд

Описание слайда:

Большинство народных игр унаследовано детьми от взрослых. Так, в нач. XIX в. «Жмурки» является любимой игрой девушек-невест, «Селезень и утка» и «Заинька» - любимое развлечение взрослых девиц и парней. А через 100 лет, в нач. ХХ в., эти игры уже стали популярны исключительно у детей.

6 слайд

Описание слайда:

Старинные детские игры можно разделить на производственные и бытовые. В первую группу включают игры охотничьи и рыболовные, скотоводческие, птицеводческие, земледельческие. Во вторую – общественные и семейные. Семейные игры, в свою очередь, делятся на девичьи, любовные, в женитьбу, в семью, домашнее хозяйство. Для игр испокон веков существовали специальные песни. Они, как и сами игры, попали в детский фольклор из взрослого.

7 слайд

Описание слайда:

Игры и песни, связанные с семейно-бытовыми обрядами имеют очень древнюю историю, и появляются, чуть ли не в каменном веке. Давайте обратимся к некоторым из них и разберем с вами значение некоторых слов.

8 слайд

Описание слайда:

– Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим. – Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят. – Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем. – Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит. Первая команда завершает: – Эх, бояре, не валяйте дурака, Отдавайте нам невесту навсегда! Игра «Бояре» – Бояре, а мы к вам пришли! – Дорогие, а мы к вам пришли! – Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли? – Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна. – Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила? – Бояре, нам вот эта мила. Дорогие, нам вот эта мила. – Бояре, она глупая у нас. Дорогие, она глупая у нас. – Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее. – Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

9 слайд

Описание слайда:

Удивительная игра «Бояре» дошла до нас из глубины веков. Местами она с поразительной точностью воспроизводит элементы древнего свадебного обряда. Во-первых, ритуальное осмеивание невесты («она глупая у нас», «она доктора укусит»). Это делалось, чтобы уберечь ее «от сглаза». Во-вторых, упоминание плетки. В старину жениху вручали плетку, как символ власти над будущей женой. В-третьих, торжественное величание участников игры старинным титулом «бояре». В древности, так порой называли участников свадебного обряда из-за их очень важной роли.

10 слайд

Описание слайда:

Игра «Горелки» «Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Стой подоле – Гляди в поле Едут там трубачи Да едят калачи. Погляди на небо – Звезды горят, Журавли кричат – Гу, гу,гу, убегу. Раз, два, не воронь, Беги как огонь!

Слайд 1

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Учитель истории МОУ «СОШ с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области» Перова Татьяна Анатольевна

Слайд 2

Главное место в фольклоре

Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Распространенными были и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Тем не менее, эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX-ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл.

Слайд 3

Существовали также такие формы фольклора, не связанные с языческим культом, как пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве.

« Солнце днем работает, а ночью отдых берет!» « Который бог замочит, тот и высушит» «Жил в лесе, молился пням» «Что у волка в зубах, то Егорий дал» «На печи сидел, кирпичам молился» «Сужена-ряжена не обойдешь и на коне не объедешь» «Бойся не бойся, а року не миновать» «Где нет доли, там и счастье не велико» «Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив» «От лиха не уйдешь».

Слайд 4

Письменные памятники донесли до нас многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Народные сказания о событиях II-VI веков отразились в «Слове о полку Игореве».

Слайд 5

Однако былины редко сохраняли точность фактических деталей. Но не в точном следовании историческим фактам было достоинство былин. Главная их ценность в том, что эти произведения созданы народом и отражают его воззрения, оценку сущности исторических событий и понимание социальных отношений, сложившихся в Древнерусском государстве, его идеалы. Большинство былинных сюжетов связано со временем княжения Владимира Святославовича – временем единства и могущества Руси и успешной борьбы со степными кочевниками. Но истинный герой былинного эпоса не князь Владимир, а богатыри, олицетворявшие народ. Любимым народным героем стал Илья Муромец, крестьянский сын, мужественный воин-патриот, защитник «вдов и сирот». Народ воспел и крестьянина-пахаря Микулу Селяниновича. В былинах отразилось представление о Руси как едином государстве. Главная их тема – борьба народа с иноземными завоевателями, они проникнуты духом патриотизма. Идеи единства и величия Руси, служения родине сохранялись в былинах и во времена политической раздробленности, золотоордынского ига. На протяжении многих столетий эти идеи, образы героев-богатырей вдохновляли народ на борьбу с неприятелем, что и предопределило долговечность былинного эпоса, сохранившегося в народной памяти.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Фольклор Былины Сказки Малые жанры Песни Частушки Поговорки Пословицы Скороговорки Загадки.

Что такое фольклор? Фольклор – это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Фольклор – это пословицы, песни, сказки, частушки, загадки. Современная литература уходит своими корнями в фольклор, многие произведения которого похожи даже в совершенно разных культурах. Главная особенность фольклора – это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками. Вот почему во многих литературах мира встречаются похожие сюжеты, персонажи и произведения. При этом фольклор постоянно развивается и меняется вместе с жизнью людей. Тем не менее, именно фольклор отражает индивидуальные особенности народа, его отличия от других

Былина Былины -сказание. Жанр литературного творчевства, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси 9-13 веков; вид устного народного творчества. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - « стáрина », «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).

Сказка Сказка – жанр литературного творчества. Короткие историифантастического характера. П розаический рассказ о вымышленных событиях и героев в фольклоре разных народов. Р итмизованные прозаические фразы: « Жили-были …», «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало », «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается »,

Песни Песня - самая простая, наиболее распространённая форма вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией. М узыкально-поэтическое творчество народа, неотъемлемая часть народного творчества, существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение . Поскольку народная музыка известна всем общественно-историческим формациям, то её следует рассматривать не только как компонент народного творчества, но и, в более широком смысле, как ветвь (корень) музыкального искусства. Одна из главных ветвей, противопоставляемая музыке популярной и академической.

Поговорки и пословицы Поговорка - словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни, один из малых жанров фольклора. Часто имеет юмористический характер. Пословица - малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Скороговорка и Загадка Скороговорка - короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. Скороговорки содержат близкие по звучанию звуки (например, c и ш) и сложные для произношения сочетания фонем. Зачастую содержат аллитерации и рифмы. Используются для тренировки дикции и произношения. Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается посредством другого, имеющего с ним какое - нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет.


Фольклор. Народные инструменты. Устное народное творчество. Русский фольклор. Народные традиции. Детский фольклор. Жанр фольклора. Устное народное творчество и литература. Фольклорные песни. Жанры устного народного творчества. Музыкальный фольклор. Малые жанры фольклора. Фольклор (5 класс). Народный орнамент. Обрядовый фольклор.

Жанры фольклора. Фольклор (устное народное творчество). "Устное народное творчество" "Малые жанры устного народного творчества". Календарно-обрядовый фольклор. Проект «Русский фольклор». Кубанский фольклор. Малые жанры детского фольклора. Фольклор карелии. Составление устного рассказа по картинке.

Культура и искусство устной речи. Фольклорная карусель. Традиции русской народной игры. Фольклор и современность. ФОЛЬКЛОР Календарно-обрядовые песни. Малые жанры фольклора 5 класс. Развитие речи детей раннего возраста средствами малого фольклора. Русский фольклор в детских играх. Тема: Малые жанры устного народного творчества.

Драматические жанры фольклора. «Фольклор как средство приобщения детей к русской народной культуре. Образ Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А.С.Пушкина и С.А. Есенина. Знатоки детского фольклора. Образ коня в русском фольклоре. Игровой и потешный семейный фольклор.

Образ Бабы- Яги в русском фольклоре. Фольклор Улигеры. Проект «Город народных мастеров». Фольклорные минутки. Поэтический памятник подвигу народному. Иван-дурак -персонаж русского фольклора. Урок внеклассного чтения 2 класс Малые фольклорные жанры. Приобщение детей к истокам русской народной культуры через малые фольклорные формы.