Презентация на тему российский театр 20 века. и прибавить сюда ещё целый ряд чёрточек

Подобные документы

    Характеристика истории развития театрального искусства в России в начале ХХ века. Театральные манифесты символистов. Анализ деятельности Станиславского, Немировича-Данченко, Мейерхольда, Вахтангова, Таирова. Зарождение камерного и условного театров.

    курсовая работа, добавлен 19.03.2012

    Развитие мирового сценического искусства ХХ века. Деятельность Станиславского и его идеи. Возникновение разных театральных течений. Научно обоснованная теория сценического искусства, метода актерской техники. Принципы системы К. Станиславского.

    реферат, добавлен 28.06.2012

    История возникновения и суть метода Станиславского. Понятие сверхзадачи, активности действия, естественности, жизненной правды и перевоплощения. Тренинг по системе Станиславского и упражнение на внимание. Особенности микромимики и театральной этики.

    реферат, добавлен 22.11.2016

    История создания "биомеханики" как системы. Ведущие источники формирования методологии Мейерхольда. Сравнительная характеристика "Метода физических действий" Станиславского и "Биомеханики" Мейерхольда, практическое использование ее основных принципов.

    реферат, добавлен 30.04.2017

    Анализ причин эмиграции Михаила Александровича Чехова в Россию. Характеристика московского периода жизни и творчества. Сущность идеи внутреннего зрения актера в системе Станиславского. Наследие Чехова в Западном театре. Техника актерского искусства.

    реферат, добавлен 10.03.2012

    Возвращение эмигрантской культуры в Россию. Анализ творчества М.А. Чехова, его московский и зарубежный этапы. Студийные эксперименты: от системы Станиславского к методу Чехова. Книги о технике актерского искусства. Наследие Чехова в западном театре.

    реферат, добавлен 05.04.2012

    Система практического применения "метода физических действий" - последнего открытия великого реформатора сцены. Поэтапная схема работы над пьесой, разработанная на занятиях Станиславского. Практические занятия преподавания актерского мастерства.

    учебное пособие, добавлен 04.11.2014

    Тенденции в театральном искусстве России конца 19 – начала 20 века. Основные этапы формирования Московского Художественного Театра, его принятие публикой, спектакли. Система К.С. Станиславского, ее основные положения, действенное построение спектакля.

    курсовая работа, добавлен 28.09.2015

    Биография и деятельность Всеволода Мейерхольда - российского режиссера, актера, педагога и народного артиста России, одного из реформаторов театра 20 века. Эстетические взгляды и художественные пристрастия Евгения Вахтангова. Творческий путь М. Чехова.

    курсовая работа, добавлен 25.11.2011

    Жизненный путь актера, режиссера, педагога и создателя системы актерского искусства Станиславского. Формулировка задач нового театрального дела и программа их осуществления. Разработка системы публичного творчества актера. Рождение МХАТа и его работа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

В русском театре конца ХIХ-начала XX в. происходит мощный подъем демократического направления, связанный с нарастанием революционного движения. Царское правительство, стараясь изолировать театр от передовой общественной мысли, поощряло заполнение репертуара императорских театров «модными» буржуазными пьесами и ремесленнической драматургией. Малый театр в Москве, Александринский в Петербурге спасало лишь высокое мастерство актеров. Лучшие из них, обогащая традиции старшего поколения, вносили в театральное искусство новые прогрессивные черты. Революционное звучание приобретает творчество великой русской актрисы М. Н. Ермоловой. Тесную связь с общественными настроениями сохраняет проникновенное искусство других корифеев Малого театра - Г. Н. Федотовой, А. П. Ленского, М.П. и О.О. Садовских, А. И. Южина, а также выдающихся актеров Александринского театра - В. Н. Давыдова, М. Г. Савиной, К. А. Варламова.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Началом Художественного театра считается встреча в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года уже известного к тому времени театрального деятеля, актёра и режиссёра Константина Сергеевича Станиславского и опытного педагога и драматурга Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Первоначально назывался Художественно-общедоступный театр. «Общедоступность» нового театра предполагала в первую очередь невысокие цены на билеты; поскольку найти необходимые средства не удавалось, решено было обратиться за субсидиями в Московскую городскую думу. Немирович-Данченко представил в Думу доклад, в котором, в частности, говорилось: «Москва, обладающая миллионным населением, из которого огромнейший процент состоит из людей рабочего класса, более, чем какой-нибудь из других городов, нуждается в общедоступных театрах». Но субсидии получить не удалось, в итоге пришлось обратиться за помощью к состоятельным пайщикам и повысить цены на билеты. В 1901 году слово «общедоступный» из названия театра было удалено, но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

6 слайд

Описание слайда:

Московский Художественно-общедоступный театр открылся 14 (26) октября 1898 года первой на московской сцене постановкой трагедии Алексея Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». Спектакль был совместной постановкой К. Станиславского и Вл. Немировича-Данченко, заглавную роль в нём сыграл Иван Москвин.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

А. П. Чехов читает Чайку артистам Художественного театра. 17 декабря 1898 года состоялась легендарная премьера чеховской «Чайки».

9 слайд

Описание слайда:

Стремясь дать ответ на животрепещущие проблемы современности, Московский Художественный театр обращается к драматургии А. П. Чехова, М. Горького. В спектаклях «Чайка» (1898 г.), «Вишневый сад» (1904 г.) зрители увидели призыв к преодолению обывательщины, веру в ценность человека, тоску по лучшей жизни. Особенно важное значение имела постановка пьесы Горького «На дне» (1902 г.), пробудившая чувство высокого гуманизма и гневный протест против вопиющих несправедливостей буржуазного строя.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Несомненно, театр поддавался революционным настроениям. В период реакции, наступившей после поражения революции 1905-1907 гг., в русском театре усиливаются символистские направления, начинается поход против реализма. В Московском Художественном театре ставятся символистские, проникнутые пессимизмом пьесы. Театр в революционный период

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

В Москве вторым университетом было принято называть московский Малый театр. Но таким же университетом являлся в русской театральной провинции и театр в Ярославле. Сезон 1899 – 1900 годов ознаменован подготовкой к юбилею и празднованием 150-летия российского национального театра. На юбилейные Волковские торжества в 1900 году были приглашены лучшие силы императорских – Петербургского и Московского Малого – театров. Торжества в Ярославле в честь рождения Первого русского театра стали праздником всей России. В 1909 году был объявлен конкурс на лучший проект здания нового городского театра, прежнее здание обветшало, и Дума постановила построить новый театр вместимостью более 1000 зрителей. Первая премия в этом конкурсе была присуждена архитектору Н. А. Спирину (1882 – 1938).

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

В 1911 году новое здание театра было торжественно открыто при огромном стечении народа. На открытии театра была зачитана приветственная телеграмма от К. С. Станиславского: «Примите сердечную благодарность за приглашение и память… Искренне желаю, чтобы на родине основателя русского театра зародилось и расцвело симпатичное молодое дело. Примите поздравления и передайте участникам дела. Станиславский». В этом же году театру было присвоено имя Федора Григорьевича Волкова. Два года (1914 – 1916) в театре держал антрепризу молодой, но уже известный в России режиссер И. А. Ростовцев, собравший очень сильную труппу, привлекший зрителей талантливыми постановками «Мещан» М. Горького, «Чайки» А. П. Чехова, вниманием к русской классической драматургии. В первые годы советской власти Ярославский театр получает название «Советский имени Волкова театр».

16 слайд

Описание слайда:

В 20 – 30-е годы настоящими энтузиастами и собирателями театрального дела в Ярославле, создателями крепкого и сильного актерского коллектива в дальнейшем становятся художественные руководители Волковского театра: Б. Е. Бертельс, И. А. Ростовцев, Д. М. Манский, художники А. И. Ипполитов, Н. Н. Медовщиков, люди большой творческой смелости, внутреннего темперамента, с огромной требовательностью к себе и другим, с желанием поднять уровень театра до подлинных высот искусства. Во второй половине 30-х годов труппа Волковского театра объединяется в замечательный, строгий и стройный ансамбль мастеров сцены, на многие десятилетия определивших творческое лицо театра. Это С. Ромоданов, А. Чудинова, А. Магницкая, В. Соколов, С. Комиссаров, В. Политимский, Г. Свободин. Репертуар 30-х годов представлен русской классикой, прежде всего драматургией Островского («Гроза», «Бесприданница», «Без вины виноватые», «Последняя жертва»), где в ролях Катерины, Ларисы Огудаловой, Кручининой, Юлии Тугиной блистательно раскрывается поэтико-трагическое дарование Александры Чудиновой. Сильнее становится способность театра к глубокому, философскому и психологическому раскрытию «кризисного» человека советского времени. Дыхание времени врывалось на сцену в «Хлебе» В. Киршона и «Далеком» А. Афиногенова, «Платоне Кречете» А. Корнейчука и «Моем друге» Н. Погодина. В спектаклях «Три сестры» А. П. Чехова, «Анна Каренина» (по Л. Н. Толстому), «Ромео и Джульетта» Шекспира, «Нора» Г. Ибсена, «Коварство и любовь» Шиллера волковцы утверждают стремление к театру глубоко психологическому, к раскрытию душевной правды

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

В годы Великой Отечественной войны многие волковцы ушли на фронт, встав с оружием в руках на защиту Родины. Среди них актеры Валериан Соколов, Владимир Митрофанов, Дмитрий Аборкин, Владимир Мосягин, декоратор, а впоследствии актер Константин Лисицын, удостоенный звания Героя Советского Союза, актриса, ставшая фронтовой разведчицей, Софья Аверичева, актриса Мария Рыпневская, художественный руководитель театра Давид Манский. Молодой режиссер Семен Оршанский пришел в театр в 1940 году. Дебютировал спектаклем «Горячее сердце». Суровая, строгая военная драматургия становится ведущей в театральном репертуаре с самого начала войны – «Парень из нашего города», «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «Нашествие» Л. Леонова, «Лодочница» Н. Погодина, «Генерал Брусилов» И. Сельвинского, «Фельдмаршал Кутузов» В. Соловьева.

19 слайд

Описание слайда:

В 1950 году вся страна торжественно отмечала 200-летие Первого русского театра. Начиная с 50-х годов театр вступает в пору подлинного расцвета. Лучшие мастера сцены – народные артисты СССР и РСФСР, лауреаты Государственных премий Григорий Белов, Валерий Нельский, Сергей Ромоданов, Александра Чудинова, Клара Незванова – несут в своем творчестве немалый заряд старой русской классической театральной культуры. Спектакли Волковского театра отмечены единством и цельностью почерка.

20 слайд

Описание слайда:

С 1960 года по 1978 год руководство театром осуществляет выдающийся деятель советского театрального искусства, народный артист СССР, лауреат Государственных премий Фирс Шишигин. С именем Шишигина, возглавлявшего театр почти два десятилетия, связан значительный этап истории Волковской сцены. Это был русский характер, размашистый, стихийный, с громадными внутренними противоречиями. Русский театр второй половины ХХ века может назвать немногих режиссеров, столь страстно, увлеченно и темпераментно работавших над глобальной и трагической проблемой русского народа и истории. Время Шишигина в театре – время творческой увлеченности и небывалого единства труппы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зарубежный театр XX века

Театр XX века – это театр поисков и многочисленных экспериментов, давших ему новые формы и средства выразительности, особый художественный стиль. В XX в. на смену ведущим направлениям – реализму и романтизму – в театр приходят новые, противоречивые течения, которые назовут модернистскими. На театральное искусство XX века существенное влияние оказала новая драматургия, представленная такими именами, как Г. Ибсен (Норвегия), Б. Шоу (Великобритания), Г. Гауптман (Германия), Р. Роллан (Франция). Пьесы этих авторов на несколько десятилетий определили характер и особенности развития театрального искусства.

Джордж Бернард Шоу (1856-1950 г.г.) Британский (ирландский и английский) писатель, романист, драматург, лауреат Нобелевской премии в области литературы. Положил начало формированию интеллектуального театра, воспитывающего сознание и разум зрителей.

Шоу выступал за театр высоких идей, способный научить мыслить, а значит, и действовать. Создал теорию «сверхчеловека», человека будущего, который обладает способностью изменять к лучшему не только себя, но и окружающий мир. Его герой преисполнен добрых, а не злых помыслов, главная цель – созидание, а не разрушение. Бернард Шоу пользовался особым способом изложения проблем – парадоксом. Вот почему в его произведениях одновременно присутствуют комическое и трагическое, возвышенное и низменное, фантастика и реальность, эксцентрика, буффонада и гротеск. Суть и смысл творчества Шоу заключался в словах: «Самая смешная шутка на свете – говорить людям правду»

Пьесы Б.Шоу «Дом, где разбиваются сердца» (1913 -1919 г.г.) «Пигмалион» (1913 г.)

Авангард в театральном искусстве. Новые, модернистские течения театрального искусства XX века – это: экспрессионизм в Германии; футуризм в Италии; конструктивизм в России; сюрреализм во Франции.

Экспрессионизм в Германии. В конце Первой мировой войны в Германии возникло новое направление, отчетливо выразившее отчаянный протест против бездушного отношения к страданиям человека. Тяжелые последствия войны диктовали театральной сцене новые темы и формы, способные пробуждать душу и сознание человека. Этим направлением стал экспрессионизм (фр. «выражение») Театральная сцена открывала перед зрителями все нюансы сознания героя: видения, сны, предчувствия, сомнения и воспоминания. Драматургию немецкого экспрессионизма называли «драмой крика». Героям театральных пьес виделся конец света, грядущая всемирная катастрофа, «последний катаклизм» природы. Маленький человек, с глазами, полными безнадёжного отчаяния и крика, представал на сцене экспрессионистского театра Германии. Эдвард Мунк "Крик" (1895 г.)

ЛЕОНГАРД ФРАНК (1882-1961 г.г.) Название первой его книги - «Человек добр» (1917 г.) - стало девизом экспрессионистов, программным лозунгом их «революции любви». Произведения: Роман «Шайка разбойников» (1914 г.); новелла «В последнем вагоне», (1925 г.); в романе «Слева, где сердце» (1952 г.) выразились симпатии Франка к социализму. Театральные пьесы были поставлены В Швейцарии, Франции, Великобритании, США, СССР.

Сюрреализм во Франции. (фр. «сверхреализм», «стоящий над реальностью») Последователи С. отрицали логику в искусстве и предлагали художникам обратиться к сферам человеческого подсознания (к сновидениям, галлюцинациям, бредовым речам), сохраняя некоторые черты действительности. Жан Поль Сартр (1905 – 1980 г.г.) – французский философ и писатель. В 1943 г. поставил в оккупированном Париже драму – притчу «Мухи» на сюжет античного мифа об Оресте.

«Эпический театр» Бертольда Брехта (1898 – 1956 г.г.) – немецкого драматурга XX века. Использовал в своих постановках комментирование событий со стороны, ставит зрителя в положение наблюдателя, включал в спектакли выступление хора, песни – зонги, вставные номера, чаще всего не связанные с сюжетом пьесы. Широко использовались в спектаклях надписи и плакаты. «Эффект отчуждения» - особый приём, когда перед зрителями представали певец или рассказчик, комментирующие происходящее совсем не так, как это могли сделать герои. (Люди и явления представали перед зрителями с самой неожиданной стороны)

«Трёхгрошовая опера» - написана в 1928 году в сотрудничестве с Э. Гауптман; в жанре зонг-оперы; композитор Курт Вейль.

«Мамаша Кураж и её дети» (1939 г.)

Наследие Брехта. Художественные принципы эпического театра Брехта развивали многие режиссёры мира. В Италии они были положены в основу уникальной режиссуры Джорджа Стрелера (1921 – 1997 г.г.) в миланском «Пикколо – театре» (1047 г.) В России были поставлены спектакли по произведениям Брехта: «Добрый человек из Сезуана» (Юрий Любимов в Театре на Таганке, 1964 г.), «Кавказский меловой круг» (Роберт Стуруа в Театре им. Ш. Руставели, 1975 г.), «Трёхгрошовая опера» (Валентин Плучек в Театре сатиры и Владимир Машков в «Сатириконе» 1996 – 1997 г.г.)


МХК, 11 класс

Урок № 29

Театральное искусство

XX века

Д.З.: Глава 26, ?? (с.329-330), тв. задания (с.330-331)

© ред. А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • Содействовать осознанию учащимися роли театрального искусства ХХ века в мировой культуре;
  • Развивать умение самостоятельно изучать материал и подготовить его к презентации; продолжать развивать умение анализировать театральные произведения;
  • Воспитывать культуру восприятия шедевров театрального искусства ХХ века.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • режиссерский театр;
  • К. С. Станиславский;
  • В.И. Немирович-Данченко;
  • реформаторы;
  • русской сцены;
  • «система Станиславского»;
  • МХТ;
  • драматический театр;
  • «Эпический театр»;
  • Б. Брехт;
  • «Эффект очуждения»;
  • зонги

Универсальные учебные действия

  • исследовать причины определять роль одну из пьес Б. Брехта; смотреть видеозаписи на современной сцене;
  • исследовать причины реформирования русского театра на рубеже XIX-XX вв.;
  • исследовать художественные принципы «системы Станиславского» в современном театре (в рамках индивидуального творческого проекта);
  • определять роль и мировое значение эпического театра Б. Брехта в развитии театральной культуры XX в. и современности;
  • комментировать основные принципы развития отечественного театра, определенные К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко;
  • читать и самостоятельно анализировать одну из пьес Б. Брехта;
  • смотреть видеозаписи одной из театральных постановок по пьесам Б. Брехта и писать рецензию;
  • исследовать традиции режиссерского театра на современной сцене;
  • принимать участие в коллективном обсуждении просмотренного театрального спектакля или его экранизации в рамках свободной дискуссии;
  • осуществлять самостоятельный поиск , отбор и обработку информации о театральных постановках или экранизациях современных пьес

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • «Эпический театр» Б. Брехта.

В.И. Немирович-

Данченко

К.С. Станиславский

Б.Брехт

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет театральное искусство ХХ века?


подвопросы

  • Режиссерский театр К. С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко. Жизненный и творческий путь великих реформаторов русской сцены. Понятие о «системе Станиславского». Новые принципы сценичности. Законы сотрудничества драматурга, режиссера и актера в процессе создания драматического спектакля. Лучшие театральные постановки МХТ.
  • «Эпический театр» Б. Брехта. «Эффект очуждения» в театральной системе Б. Брехта. Основные принципы эпического театра, его характерные отличия от театра драматического. Особенности игры актера. Зонги и их художественная роль. Композиционное решение драматургии Б. Брехта .

Театр ХХ столетия – это театр поисков и многочисленных экспериментов. На смену реализму и романтизму (ранее ведущим направлениям) в театр приходят противоречивые модернистские течения .

Почти все сложившиеся традиции отечественной театральной культуры были подвергнуты пересмотру.

Творческий девиз театра – слова героя чеховской пьесы:

«Нужны новые формы… А если их нет, то ничего не нужно».

Потребность в обновлении репертуара.

Потребность в реформе театра.


Театр

Важнейшим событием конца XIX в. стало открытие в 1898 г. Художественного театра в Москве (МХТ).

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года.

Вначале театр именовался «Художественно-общедоступный». Но уже в 1901 году из названия слово «общедоступный» было убрано.

Ими была создана «система» сценического творчества.

В.И. Немирович-Данченко

(1858 – 1943)

К.С. Станиславский

(1863 – 1938)


В 1987 году коллектив Художественного театра разделился на две самостоятельные группы, взявших себе официальные наименования.

О. Ефремова

Под художественным руководством

Т. Дорониной

Московский Художественный академический театр им.

М. Горького,

(МХАТ имени М. Горького)

Московский Художественный академический театр им. А. П. Чехова

(МХАТ им. А. П. Чехова).

В 2004 году МХАТ им. А. П. Чехова убрал из своей афиши слово «академический» и с тех пор именуется Московский Художественный театр им. А. П. Чехова (МХТ имени А. П. Чехова).


А.П. Чехов с артистами Московского Художественного

театра

Там собралось блестящее созвездие актеров, игравших в спектаклях, привлекавших огромное число зрителей: О. Книппер, И. Москвин, М. Лилина, М. Андреева, А. Артем, В. Качалов, М. Чехов и др.


В МХТ закладываются основы современной сценографии: к работе над декорациями в спектаклях привлекаются известные художники - Н.Рерих, Г.Крэг, А.Бенуа, Б.Кустодиев и др.

На сцене

театра

давались

пьесы

современного

репертуара

конца 19

начала

20 века.

Здание

Московского

Художественного

театра в

Камергерском

переулке

Афиша «Чайки» в МХАТ


К.С. Станиславский (Тригорин) и

М.Л. Роксанова (Нина Заречная) в

Пьесе А.П. Чехова «Чайка»

«На дне» по пьесе М.Горького


«Горе от ума»

«Ревизор»

«Мёртвые души»


Духовная и жизненная правда. Утвердить правду жизни на сцене, изгнать «гадость» театральщины, сделать заметнее фальшь и лицемерие в окружающем мире.

Главная универсальная идея

руководителей театра

Самые известные спектакли

Московского Художественного

Театра: «Царь Фёдор Иоаннович» и «Чайка» (1898), «Мещане» и «На дне» (1902), «Горе от ума» (1906 и 1938), «Синяя птица» и «Ревизор» (1908), «Месяц в деревне» (1909), «На всякого мудреца довольно простоты» и «Братья Карамазовы» (1910), «Живой труп» и «Гамлет» (1911), «Дни Турбиных» и «Горячее

сердце» (1926), «Женитьба Фигаро» и «Бронепоезд 14 – 69» (1927), «Воскресение» (1930), «Мёртвые души» (1932), «Анна Каренина» (1937), «Три сестры» (1940) - незабываемые страницы

в истории отечественного театра.


Главный девиз проводимой реформы

Общая совместная работа режиссёра и драматурга

  • Обновление репертуара за счёт обращения к лучшим произведениям отечественной классики классики (Толстой, Чехов, Горький, Булгаков).
  • Объединение классики и современной драматургии в театре становится особенно актуальным.

Всему, что идёт от «зрелища» и обращено только к «глазу и уху» публики, была объявлена бескомпромиссная война. Театр не может и не должен работать для «забавы сытых людей». Знаменитое «Не верю!» Станиславского было обращено к тем актёрам, которые несли на сцену неточность и при приблизительность. Не раз призывали режиссёры помнить о том, что театр живёт не блеском огней, не роскошью декораций и костюмов, не эффектными мизансценами, а «идеями драматурга».

Станиславский писал: «Нам нужна правда... духовная - психологическая, то есть

последовательность, логичность переливов чувств, верный ритм и темп самих переживаний и красок самого чувства. Нам нужна духовная правда, доходящая до реализма и даже натурализма своей природной естественности».


«Система» сценического творчества

Станиславского и Немировича-Данченко

Закон сотрудничества режиссера и актёра в процессе создания спектакля

Подтекст ,

«подводное течение» пьесы

Искусство перевоплощения

Ставя «несценичные» пьесы, Станиславский требовал передавать напряжённую духовную жизнь, невысказанные чувства и настроение.

Суть –умение достичь такого уровня сопереживания, чтобы ощутить себя тем персонажем, которого изображаешь на сцене.

Внешнее

(грим, жесты, мимика, интонация, особенность диалекта)

Внутреннее

(раскрытие духовного мира героя, его нравственных качеств, основных черт характера)


А. П. Чехов читает труппе МХТ пьесу «Чайка». 1898г. Фото

«Театр

должен служить душевным запросам современного зрителя...»

В.И. Немирович-

Данченко

Первостепенное значение в «системе» Станиславского получил подтекст,

«подводное течение» пьесы, которое, по мнению режиссёра, способно разрушить

связи между людьми. Задача подтекста гораздо более важная - восстановить эти

разрушенные связи. Из такого внутреннего подтекста возникали знаменитые

пьесы, в которых отсутствовали внешняя динамическая интрига, яркие и

страстные поступки героев, Станиславский требовал передачи их напряжённой

духовной жизни, невысказанных чувств и настроений.

«Система» Станиславского и Немировича-Данченко дала ключ к осознанному владению творческим процессом и предложила актёру такое сценическое поведение, которое приводит к его перевоплощению в сценический образ.

Говоря об игре актёра, Станиславский ввёл

важнейшее понятие «сверхзадача», под

которой он понимал ту конечную цель,

которая выражает идейную суть роли.

Для решения «сверхзадачи» актёру

необходимо понять суть («зерно») роли,

образа. Интересный пример поиска «зерна»

образа Репетилова из комедии А. С.

Грибоедова «Горе от ума» приводил

Немирович-Данченко: «Зерно Репетилова –

болтун. Если актёр всё время будет

"обмакивать" свою мысль в то, что он

болтун, да ещё нагретый вином, да ещё

светский человек, да ещё немного "барин",

и прибавить сюда ещё целый ряд чёрточек,

то и выявится характер Репетилова».

Вместо привычных характерных ролей

Станиславский впервые стал строить

характеры героев на парадоксах, на

алогичной игре, на несовпадении внешнего

и внутреннего облика. Нередко он говорил:

«Когда играешь злого, ищи, где он добрый».

Нащупав «зерно» образа, актёр проникается

«ролью в себе», чтобы полностью слиться

с ней. Тогда и наступает искусство

перевоплощения.

Н. П. Ульянов.

К. С. Станиславский во время

репетиции.

1947 г. Государственная

Третьяковская галерея


. (К.С. Станиславский) Главную задачу режиссёра Станиславский видел в том, чтобы «почувствовать индивидуальность актёра», «одновременно следовать за волей актёра и направлять её». Это вовсе не означало, что режиссёр подавлял волю актёра. Напротив, показывая и объясняя ему, как надо играть, обосновывая каждую реплику, каждый жест и каждое действие на сцене, он не должен присутствовать в игре актёра. Режиссёр должен стремиться к тому, чтобы «И следа его не было видно». Он должен... «потонуть в актёре». Издание книги К. С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (1911) Трудно переоценить значение реформы, осуществлённой Станиславским и Немировичем-Данченко в области театрального искусства. Сделанные ими открытия по-прежнему актуальны и являются всемирным достоянием в области художественной культуры. " width="640"

совместно с работой актёров, не опережая и не связывая её. Помогать творчеству актёров... наблюдая за тем, чтобы оно органически вырастало из единого художественного зерна драмы, так же, как и всё внешнее оформление спектакля, - такова, по моему мнению, задача современного режиссёра. (К.С. Станиславский)

Главную задачу режиссёра Станиславский

видел в том, чтобы «почувствовать

индивидуальность актёра», «одновременно

следовать за волей актёра и направлять её».

Это вовсе не означало, что режиссёр

подавлял волю актёра. Напротив, показывая

и объясняя ему, как надо играть,

обосновывая каждую реплику, каждый жест и

каждое действие на сцене, он не должен

присутствовать в игре актёра.

Режиссёр должен стремиться к тому, чтобы

«И следа его не было видно». Он

должен... «потонуть в актёре».

Издание книги

К. С. Станиславского

«Моя жизнь в искусстве»

(1911)

Трудно переоценить значение реформы, осуществлённой Станиславским и Немировичем-Данченко в области театрального искусства. Сделанные ими открытия по-прежнему актуальны и являются всемирным достоянием в области художественной культуры.

«Эпический театр» Брехта





















1 из 20

Презентация на тему: Театр начала ХХ века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра. В первой же пьесе Чехова «Иванов» обнаружились новые черты: отсутствие деления персонажей на героев и злодеев, неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности. В 1895 году Чеховым была написана большая пьеса «Чайка». Однако спектакль, поставленный по этой пьесе Александрийским театром провалился. Драматургия требовала новых сценических принципов: Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры. Новаторское произведение было оценено драматургом, театральным педагогом Немировичем-Данченко. Который вместе с актером режиссером Станиславским создали новый Художественный театр. Подлинное рождение Художественного театра состоялось в октябре 1898 года при осуществлении постановки чеховского «Царь Федор Иоаннович». Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец 19 века – рождение драматургии Антона Павловича Чехова и создание Художественного театра. В первой же пьесе Чехова «Иванов» обнаружились новые черты: отсутствие деления персонажей на героев и злодеев, неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности. В 1895 году Чеховым была написана большая пьеса «Чайка». Однако спектакль, поставленный по этой пьесе Александрийским театром провалился. Драматургия требовала новых сценических принципов: Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры. Новаторское произведение было оценено драматургом, театральным педагогом Немировичем-Данченко. Который вместе с актером режиссером Станиславским создали новый Художественный театр. Подлинное рождение Художественного театра состоялось в октябре 1898 года при осуществлении постановки чеховского «Царь Федор Иоаннович».

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго. В 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго. В 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», но ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ. Основу труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал В. И. Немирович-Данченко и участники спектаклей, поставленных К. С. Станиславским в «Обществе любителей искусства и литературы». Московский Художественный театр открылся 14 октября 1898 года премьерой «Царь Фёдор Иоаннович» Алексея Толстого

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Новые поиски велись в Петербурге в театре Веры Федоровны Комиссаржевской. Она пригласила главным режисером Мейерхольда, который осуществил ряд постановок в 1906-1908г. Удачными были “Балаганчик” Блока, “Сестра Беатрисса” М.Метерлинка и др. После всплеска символизма одни театры продолжали топтаться на месте, скатываться до вкусов мещанской публики, другие продолжали смело экспериментировать в русле авангардизма. К таким смелым экспериментаторам можно отнести В.Э.Мейерхольда. Уже в “Студии на Поварской” он провозгласил идеи “условного театра”. В 1906г. В.Э.Мейерхольд становиться главным режиссером театра В.Ф. Комиссаржевской и получает возможность полностью осуществить свою художественную программу. Новые поиски велись в Петербурге в театре Веры Федоровны Комиссаржевской. Она пригласила главным режисером Мейерхольда, который осуществил ряд постановок в 1906-1908г. Удачными были “Балаганчик” Блока, “Сестра Беатрисса” М.Метерлинка и др. После всплеска символизма одни театры продолжали топтаться на месте, скатываться до вкусов мещанской публики, другие продолжали смело экспериментировать в русле авангардизма. К таким смелым экспериментаторам можно отнести В.Э.Мейерхольда. Уже в “Студии на Поварской” он провозгласил идеи “условного театра”. В 1906г. В.Э.Мейерхольд становиться главным режиссером театра В.Ф. Комиссаржевской и получает возможность полностью осуществить свою художественную программу.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Будучи талантливым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты, взрастив целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов - Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина - и обеспечив возможность совершенствоваться уже признанным артистам. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали его соратники по «Миру искусства» Леон Бакст и Александр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству привлекал в качестве декораторов передовых художников Европы - Пабло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель, Анри Матисса и многих других - и русских авангардистов- Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антуана Певзнера. Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет - Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, - и в особенности с открытым им Игорем Стравинским. Антреприза Дягилева оказала большое влияние на развитие не только русского балета, но и мирового хореографического искусства в целом. Будучи талантливым организатором, Дягилев обладал чутьём на таланты, взрастив целую плеяду одарённых танцовщиков и хореографов - Вацлава Нижинского, Леонида Мясина, Михаила Фокина, Сержа Лифаря, Джорджа Баланчина - и обеспечив возможность совершенствоваться уже признанным артистам. Над декорациями и костюмами дягилевских постановок работали его соратники по «Миру искусства» Леон Бакст и Александр Бенуа. Позднее Дягилев с его страстью к новаторству привлекал в качестве декораторов передовых художников Европы - Пабло Пикассо, Андре Дерена, Коко Шанель, Анри Матисса и многих других - и русских авангардистов- Наталью Гончарову, Михаила Ларионова, Наума Габо, Антуана Певзнера. Не менее плодотворным было сотрудничество Дягилева с известными композиторами тех лет - Рихардом Штраусом, Эриком Сати, Морисом Равелем, Сергеем Прокофьевым, Клодом Дебюсси, - и в особенности с открытым им Игорем Стравинским.