Придворный театр алексея михайловича. Первый театр завел царь алексей михайлович

Публичные театры . .(см. вопр. 7)

Первый публичный профессиональный театр в России появился при Петре I. Для его представлений было построено специальное деревянное здание на Красной площади и приглашена труппа немецких актеров под руководством И. Кунста. Театр существовал не долго (1702–1706 гг.), однако, успел познакомить зрителей с рядом сюжетов и образов мировой драматургии и возбудить в обществе интерес к этому роду зрелищ. К 1707 г. относится начало театральных представлений при дворах царевны Натальи Алексеевны в Преображенском и царицы Прасковьи Федоровны в Измайлове.

В середине XVIII в. интерес к театральным представлениям в различных слоях российского общества выражается в появлении и в столице, и во многих городах страны полупрофессиональных демократических театров. Этому способствовало разрешение правительства в 1750 г. устраивать в частных домах «вечеринки с пристойною музыкою» и представлять «русские комедии». Их организаторами и участниками были «разных чинов люди» – «канцеляристы, копиисты, даже стряпчие, заодно с дворовыми людьми». Еще в 1730-е гг. театральные представления начали давать кадеты Сухопутного шляхетного корпуса, а в 1750-е гг., сразу после основания Московского университета, возник студенческий театр и там. Эти два последних театра сыграли значительную роль в формировании театральной культуры в России и становлении национального русского театра. Из Шляхетного корпуса вышли А.П. Сумароков и М.М. Херасков, из Университета – Д.И. Фонвизин, М.И. Попов, П.А. Плавильщиков и ряд других драматургов, заложивших основы национального театрального репертуара.

Возникновение первого профессионального Российского театра тесно связано с именами Александра Петровича Сумарокова (1717–1777) и Федора Григорьевича Волкова (1729–1763).

В 1702 году в Москве открылся государственный публичный театр, где играла немецкая труппа под руководством сначала И. Кунста, затем О. Фюрста. Через некоторое время труппа пополнилась русскими актерами, которые проходили обучение при этом же театре.

Репертуар театра состоял из произведений немецких авторов XVII века, а также Кальдерона и Мольера в тяжеловесных переводах. Спектакли давались чаще всего на немецком языке. Русские актеры, отданные в обучение иностранцам, жаловались царю на нерадение, халатность своих наставников. В 1706 году театр прекратил свое существование.

Не оправдал надежд и немецкий театр И. Манна, в 1719 году выступавший в Петербурге. В его репертуаре преобладали грубые комедии и трагедии с кровопролитием и убийствами.

Придворные театры.

В конце XVII века в России впервые появился придворный театр. Идея создания театра пришла в голову главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Артемон Сергеевич был очень образованным человеком и выдающейся личностью. Будучи великим государственным деятелем, он всеми силами пропагандировал в обществе искусство и светскую литературу.

В то время государством правил Алексей Михайлович . Царь очень любил различные увеселительные мероприятия, поэтому, услышав предложение Артемона Сергеевича Матвеева о том, чтобы попробовать создать придворный театр, одобрил его идею и согласился. Весной в 1672 года в России начали подготовку и организацию первого театра. Местом для первого представления был выбран чердак боярина Морозова. Пока шли работы по обустройству театра, Артемон Сергеевич предложил пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актерской труппы. Актеров необходимо было не только найти, но еще и обучить. Грегори набрал труппу из 60 мужчин и сразу взялся за их обучение. Кроме работы с актерами он занимался еще режиссурой и драматургией.

Первое представление длилось десять часов, но царь досмотрел все до конца и остался очень доволен. Когда спектакль был окончен, зрители тут же отправились в баню, так как считали, что после такого «действа» необходимо смыть с себя все грехи. Театр называли в то время «позорищем». Люди думали, что даже будучи зрителями, они навлекли на себя большой грех. Многим представление не понравилось. Хотя, возможно, это было вызвано тем, что бояре все представление стояли на ногах.

В 1673 году произошли некоторые изменения. Театр был перенесен в другое помещение, которое находилось над Аптекарской палатой Кремля. Трупа актеров тоже пополнилась.

Представления первого театра были основаны на библейских мотивах. Также ставились пьесы с мифологическим сюжетом, например, «Комедия о Бахусе с Венусом». Термин «комедия» в то время понимался как драматическое произведение, поэтому комедии были и жалостливыми с трагической развязкой или веселыми с радостным финалом.

В 1675 году Иоганн Грегори, который был руководителем и все свое время отдавал театру, умер. А в начале 1676 года умирает и царь Алексей Михайлович. После смерти царя придворный театр тоже прекращает свое существование.

ИМПЕРАТОРСКИЕ ТЕАТРЫ, российские театры, находившиеся под непосредственным подчинением и покровительством императорского двора и на его содержании. К ним относились придворные и публичные театры. Первый придворный театр появился в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича (просуществовал до 1676). Первый публичный театр открыт при царе Петре I в Москве в 1702 (существовал до 1707). В 1720-х годах при дворе был заведён значительный штат музыкантов, в конце 1731 в Москву была выписана итальянская труппа. В середине 1730-х годов все придворные артисты - комедийные, интермедийные, оперные и балетные - объединились под названием «Итальянская компания» (не все были итальянцами, но в основном «из иноземцев»). В 1740 году на содержании императорского двора около года находилась немецкая комедийная труппа под руководством К. Нейбер, а в 1742 ко двору выписали «Французскую комедию». Постепенно в «Итальянскую компанию» стали проникать и отечественные исполнители: в 1738 была заведена первая русская танцевальная школа и появилась русская балетная труппа. 30.8(10.9).1756 был учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало национальному профессиональному драматическому искусству (и непрерывному существованию императорского публичного театра). Различие придворных и публичных императорских театров состояло в том, что придворные, находясь в полном подчинении императорского двора, давали спектакли, прежде всего, для узкого, придворного круга зрителей. Иногда в придворный театр допускались и простые дворяне, а в особых случаях и «знатное купечество», при этом обязательно соблюдался придворный церемониальный этикет: форма одежды, размещение зрителей соответственно рангам и пр. В публичные же императорские театры за деньги имели доступ почти все сословия. Императорские театры находились на материальном обеспечении казны: актёрам и другим служителям выплачивали гарантированное жалованье, спектакли разыгрывались в помещении, принадлежавшем казне. Но, несмотря на это, существование первого русского публичного императорского театра было очень трудным и с материальной, и с организационной стороны. Вследствие этого первый директор театра А. П. Сумароков добился в 1759 году перевода его в придворное ведомство (со всеми особенностями деятельности придворного театра, то есть ограничением круга зрителей, определённой репертуарной политикой, строгой подчинённостью придворной жизни и т.п., но при этом «партикулярных смотрителей» велено было «впредь впускать безденежно»).

В 1766 году императрица Екатерина II учредила Дирекцию императорских театров, объединившую все придворные труппы и оркестры под началом директора И. П. Елагина, который разработал «Штат всем к театрам, и к камер, и к бальной музыке принадлежащим людям». В этот первый «Штат» вошли: опера и камерная музыка, балет, бальная музыка, французский театр, российский театр, принадлежащие к театру люди и мастеровые. Срок обязательной службы основным категориям артистов устанавливался 10 лет, после чего они могли выходить на пенсию (но она полагалась не всем актёрам и утверждалась императорским кабинетом). При оркестре, балетной и российской труппах существовали ученики. В 1779 директором императорского театра назначен В. И. Бибиков. В 1782 была предпринята попытка реорганизовать управление императорским театром, поскольку дефицит в бюджете Дирекции достиг значительных размеров. В связи с этим в 1783 году в Санкт-Петербурге вместо Дирекции был создан Комитет, управляющий зрелищами и музыкой, с коллегиальной формой управления. В это время в Санкт-Петербурге существовали театры трёх типов: Эрмитажный - закрытый придворный театр; Большой (Каменный) - публичный придворный, в котором проходили бесплатные спектакли, куда публика попадала, как и раньше, по билетам от Придворной конторы и размещалась «по рангам» (здесь же иногда давали спектакли «для народа за деньги», как в городском театре); Малый (Деревянный) театр на Царицыном лугу - публичный городской театр (но подчинённый Комитету), куда зрители попадали «за деньги», покупая билеты. В начале 1784 были разработаны «Узаконения Комитета для принадлежащих к Придворному театру», содержащие 16 пунктов, большинство из которых относилось к актёрам. Оговаривалось, сколько дней и недель даётся на изучение большой и малой ролей, сколько «проб» устраивать пьесам, как и чем штрафовать за неявку и опоздание на пробы и спектакли, какое платье должно быть у актёра своё, а какое - из театральной кладовой, и т.д. В 1786 году Комитет был заменён Главной дирекцией над зрелищами и музыкой во главе с директором С. Ф. Стрекаловым; в 1791-1799 эту должность занимал Н. Б. Юсупов, в 1799 - Н. П. Шереметев (смотри в статье Шереметевы), в 1799-1819 - Л. Н. Нарышкин (смотри в статье Нарышкины). В 1805 после пожара московского Петровского театра, когда Москва осталась без публичного театра, а труппа - без здания и средств к существованию, Нарышкин подал высочайшее ходатайство о присоединении Московского театра к императорской Дирекции.

В 1806 году в Москве был учреждён императорский театр, находившийся в ведении общей санкт-петербургской Дирекции. К старой труппе Петровского театра причислили новых актёров, в основном из крепостных, купленных у их хозяев (в частности, у А. Е. Столыпина), а для спектаклей был арендован дом Пашкова (на углу Большой Никитской и Моховой улиц). В начале 1808 было отстроено новое здание императорского театра в Москве на Арбатской площади; открыта Театральная школа; в августе 1808 подписан «Штат московского императорского театра» и учреждена Контора. В 1823 году московская Дирекция императорского театра была отделена от санкт-петербургской и передана в ведение московского генерал-губернатора, а в 1824 вновь установлена общая Дирекция императорских театров для обеих столиц с подчинением Министерству императорского двора. В 1824 году был открыт Малый, а в 1825 Большой театры в Москве. В 1839 введено новое Положение об артистах императорских театров, определившее их профессиональное, материальное и социальное положение, систему поощрений и наказаний, а также новую систему выплаты пенсии, которая теперь полагалась: русским подданным - за 20-летнюю беспорочную службу, а иностранцам - за 10-летнюю. С 1881 подготавливались реформы в театральном ведомстве. В одну из комиссий «по искусственной части» вошли видные театральные деятели: А. Н. Островский, Д. В. Аверкиев, А. А. Потехин, Э. Ф. Направник и др.

В 1882 году произошёл ряд преобразований: 24 марта (5 апреля) подписан императорский Указ об отмене монополии императорских театров в столицах, где свобода частной театральной антрепризы до этого допускалась лишь в исключительных случаях и облагалась большим сбором в пользу Дирекции императорских театров. В самих императорских театрах был установлен новый «Штат», изменена система оплаты и вознаграждения артистов, предусмотрено обновление монтировочной части и поднятие художественного уровня «обстановки» пьес, установлены правила рассмотрения пьес; создан Театрально-литературный комитет (с двумя отделениями - московским и санкт-петербургским) и др. В 1886 заведующим репертуаром московских императорских театров был назначен А. Н. Островский, стремившийся вывести московскую Дирекцию из-под управления санкт-петербургской. В 1888 вышло Положение об императорских театральных училищах: в каждой столице были учреждены театральные училища с балетным отделением, драматическими курсами и оперными классами. В начале 20 века к императорским театрам относились: в Санкт-Петербурге - Александринский, Мариинский и Михайловский театры; в Москве - Большой, Малый, а также Новый театр (1898-1907). Общий персонал императорских театров к этому времени составлял 3 тысячи человек; бюджет превышал 4 миллиона рублей в год. Должность директора императорских театров занимали: А. А. Майков (1821-25), С. С. Гагарин (1829-33; смотри в статье Гагарины), А. М. Гедеонов (1834-58), А. И. Сабуров (1858-1862), С. А. Гедеонов (1867-75), И. А. Всеволожский (1881-99), С. М. Волконский (1899-1901), В. А. Теляковский (1901-17). После 1917 императорские театры вошли в общую систему государственных театров.

Лит.: Танеев С. В. Из прошлого императорских театров. СПб., 1885. Вып. 1; Архив дирекции императорских театров. СПб., 1892; Ежегодник императорских театров. Сезон 1891-1892. СПб., 1893; Дризен Н. В. Стопятидесятилетие императорских театров. СПб., 1906; Погожее В. П. Столетие организации императорских московских театров. СПб., 1906-1908. Т. 1-3; Теляковский В. А. Императорские театры и 1905 год. Л., 1926; он же. Воспоминания. Л.; М., 1965; он же. Дневники директора императорских театров. 1898-1901. Москва. М., 1998; он же. Дневники директора императорских театров. 1901-1903. Санкт-Петербург. М., 2002; он же. Дневники директора императорских театров. 1903-1906. Санкт-Петербург. М., 2006.

В последней трети XVII столетия возникает первый в России придворный театр, появление которого дало толчок становлению и развитию нового рода литературы - драмы. Инициатива создания театра принадлежала главе Посольского приказа Артемону Сергеевичу Матвееву. Падкий на всякого рода увеселения, царь Алексей Михайлович одобрил инициативу Матвеева, и весной 1672 г. началась деятельная подготовка к организации первого придворного театра. Новой, доселе небывалой на Руси "потехой" царь решил отметить рождение у своей молодой жены Натальи Кирилловны ребенка. Для будущего театра в мае 1672 г. стали приспосабливать чердак дома боярина Милославского, а Матвеев начал набирать труппу актеров и начать их обучение. 4 июня последовал царский указ: "...иноземцу магистру Ягану Готфриду учинить комедию, а на комедии действовать из Библии Книгу Есфирь и для того действа устроить хоромину вновь". "Комедийную хоромину" - первый театр стали спешно сооружать в подмосковной резиденции царя - селе Преображенском. Из "разных чинов служилых и торговых иноземцев дети" была набрана первая труппа актеров в составе 60 мужчин. Вся работа по инсценировке библейского сюжета, режиссуре, обучению актеров ложилась на плечи Грегори, и, Николай фон Стаден во время его поездки в Курляндию и Швецию "приговаривает" на службу московскому государю "двух человек трубачей самых добрых и ученых, двух человек, которые бы умели всякие комедии строить". Миссия Стадена успехом не увенчалась, ему удалось привезти лишь несколько музыкантов. Тогда Грегори в качестве помощников пригласил жителей Немецкой слободы Юрия Гивнера и Ягана Пальцера. Денег на новую "потеху" не жалели: пышно отделывалась внутри "комедийная хоромина", шились богатые костюмы для актеров, лучшие живописцы трудились над декорациями. Открытие театра и первое представление состоялось 17 октября 1672 г. На спектакле присутствовал царь и ближние бояре. Царица и придворные дамы сидели в специальной ложе за решетчатыми окнами. Представление длилось десять часов, и царь высидел его с удовольствием (бояре во время спектакля стояли), а по окончании спектакля зрители направились в баню "смывать грех" своего участия в таковом "позорище". Зимой 1673 г. театр продолжал свою работу в новом помещении над Аптекарской палатой Кремля. В этом же году труппа актеров пополнилась 26 русскими молодыми людьми, жителями Новомещанской слободы. После смерти Грегори в 1675 г. руководство труппой перешло к Юрию Гивнеру, а затем Степану Чижинскому. Однако в начале следующего 1676 г. в связи со смертью Алексея Михайловича придворный театр прекратил существование. Репертуар придворного театра был довольно обширен. Первое место занимали инсценировки библейских сюжетов: "Артаксерксово действо" (по книге "Есфирь"), "Иудифь" (по одноименной библейской книге), "Жалостная комедия об Адаме и Еве" (по книге "Бытие"Комедия о Давиде с Голиафом", "и др"Комедии" (термин "комедия" тогда употреблялся в значении драматического произведения, пьесы вообще) разделились по жанрам: "жалостные", или "жалобные" (с трагической развязкой), "прохладные" (доставляющие удовольствие, с благополучной развязкой) и "потешные", "радостные" (т. е. веселые комедии). Черпая сюжеты своих пьес из Библии или из истории, драматурги-режиссеры старались придать им внешнюю занимательность. Этой цели служили пышные декорации, костюмы, высокая патетика исполнения, натуралистические сценические эффекты (например, убийство с реками крови: актеру подвешивали пузырь с бычьей кровью). Другой особенностью первых драматических опытов является тесное переплетение трагического и комического. Параллельно с трагическими героями действовали комические "дурацкие" персонажи, рядом с высокой патетикой давались комические фарсовые сцены. Действие развивалось медленно, поскольку пьесы больше тяготели к развернутым эпическим повествованиям. Пьесы завершались торжеством религиозно-моральной правды над злом. Героями выступали, как правило, цари, полководцы, библейские персонажи, что соответствовало общему аристократическому духу придворного театра. Все эти особенности драматургии можно проследить на комедии "Иудифь". Пьеса представляет собой инсценировку библейского сюжета. В ней прославляется героический самоотверженный подвиг красавицы Иудифи, которая, обольстив своей красотой ассирийского полководца Олоферна, отрубает ему голову и тем самым спасает свой родной город Вефулию от врага.


Развитие школьного театра. Жанр школьной драмы был хорошо известен воспитанникам Киево-Могилянской академии, где он использовался в нравственно-воспитательных целях и служил средством борьбы с католическим влиянием"Комедия притчи о блудном сыне" (1673-1678 гг.), вероятно, разыгрывалась для назидательного представления выпускниками Московской школы.

В соответствии с условиями школьного театра количество действующих лиц в "Комидии" невелико. Действие развивается в строгой логической последовательности. Персонажи четко делятся на положительных и отрицательных. Аллегорические фигуры отсутствуют. Каждое действие заканчивается пением хора и интермедией, которая, как уже отмечалось, ставила целью развлечь зрителя, внести комическую разрядку в общий серьезный тон основного действия.

"Комидия притчи о блуднем сыне".

Написанная на сюжет евангельской притчи, "Комидия притчи о блуднем сыне" состоит из пролога, 6 действий и эпилога. Пролог к "Комидии" - своеобразная теоретическая декларация. В ней доказывается преимущество зрительного наглядного восприятия материала перед словесным.

Симеон Полоцкий аргументирует необходимость введения "утехи ради" зрителя веселой интермедии, чтобы серьезное содержание пьесы не надоедало. Автор также ставит вопрос о высокой нравственной пользе театрального представления.

Основной конфликт пьесы отражает известное нам по бытовой повести столкновение двух мировоззрений, двух типов отношений к жизни: с одной стороны, отец и старший сын, готовый "отчия воли прилежно слушати" и в "послушании живот свой кончати", с другой - "блудный", стремящийся уйти из-под родительского крова, освободиться от отцовской опеки, чтобы "весь мир посещати" и жить свободно по своей воле.

В пьесе конфликт разрешается торжеством отцовской морали. Промотав все свое богатство в чужих краях, "блудный" вынужден пасти свиней и, чтобы окончательно не пропасть, возвращается под родительский кров, признав свою вину. Порок наказан, и добродетель торжествует. Дидактический смысл пьесы раскрывается в эпилоге.

Пьеса ярко отразила стремление молодежи к усвоению европейских форм культуры и в то же время показала, что часть молодого поколения усваивает эти новые формы весьма поверхностно, чисто внешне.

Симеон Полоцкий стремился поднять значение "Комедии" до уровня дидактического наглядного обобщенного примера. Персонажи пьесы лишены конкретных индивидуальных черт, даже собственных имен - это обобщенные собирательные образы: отца, старшего послушного сына и младшего непокорного - "блудного".

Большую роль в развитии школьной драматургии сыграл Дмитрий Ростовский (1651-1709). Для учащихся духовных школ Ростова, Ярославля им были написаны "Рождественская драма", "Успенская драма" и "Грешник кающийся". Они отличаются стройностью композиции, сценичностью и в ряде случаев живостью диалога. Связанные с традициями украинской школьной драмы, они делают значительный шаг вперед по пути освобождения от средневековой схоластической условности.

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских «отроков». Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – «Комедиальная храмина». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

Самозванство как феномен отечественной истории и культуры

В 1598 г., а не в 1613, при воцарении Романовых, как полагают сегодня многие, впервые в российской истории был соборно, то есть с согласия всех свободных и дееспособных сословий, избран на царствование Борис Годунов.

Своим выдвижением он обязан не столько знатностью происхождения, каким не отличался (по преданию предок Годуновых татарин Мурза-Чет прибыл служить московскому великому князю в XIV в.), сколько личностным, деловым и нравственным качествам. Как писал крупнейший русский историк XX в. С.Ф.Платонов: "Борис в своей деятельности был преимущественно умным гражданским дельцом и искусным дипломатом. Одаренный мягкой натурой, он не любил военного дела, по возможности избегал войны и почти никогда сам не предводительствовал войском" (Лекции по русской истории. СПБ, 1913, с. 249).

Именно в этих качествах политика больше всего нуждалась истерзанная опричниной, войнами и разрухой страна. От царя требовалось одно - умиротворение "взбаламученного моря". Борис талантливо решал эту задачу.

Сосредоточил внимание на социальной сфере, или, выражаясь языком того времени, защите "вдов и сирот". Принял ряд энергичных мер по восстановлению торговли и промышленности. Причем не побоялся привлечь на Русь иностранцев, в особенности знавших дело промышленности. Пошел на льготы тем, кто развивал производство. Стремился обеспечить безопасность сообщений, улучшить полицейский порядок. Устранить разного рода административные злоупотребления.

Таким "симпатичным характером" (С.Платонов) отличалась государственная деятельность Б.Годунова, чрезвычайно созвучная потребностям вывода страны из Смуты. Признаки стабилизации общества не заставили себя ждать. И это несмотря на два подряд - 1601 и 1602 - неурожайных года.

И вот тут нельзя пройти мимо любопытнейшего, повторяющегося с некоей нездоровой синхронностью аспекта нашей истории. Как только в стране начинали складываться предпосылки для сословие - классового умиротворения, стабилизации хозяйственной, а вслед за ней политической жизни, переходу к последовательному, а не рывками, эволюционному развитию общества, так немедленно внутри и вовне находились силы, которым был откровенно не по нутру такой поворот событий.

Вспомним "обрыв" в начале XIX в. при Александре I реформ Сперанского, призванных в корне изменить систему управления страной; внука императора - Александра II, убитого народовольцами в момент принятия им решения о добровольном ограничении самодержавного всевластия подготовленной Лорис-Меликовым конституцией; убийство П.Столыпина, едва выведшего страну из революционных потрясений и почти наладившего нормальный ритм хозяйственной жизни.

Складывается впечатление, что страну намеренно загоняли в угол как раз в тот момент, когда она готова была приступить к нормальному, "цивилизованному" развитию. Создавали искусственные препятствия, которые всякий раз она преодолевала сверхнапряжением, через мучительные судороги, ценой невероятных потерь и утрат целых поколений. Кто еще, кроме нас, способен, чтобы после такого суметь подняться на ноги, да еще встать во весь рост?

Применительно к XVII в. врагами Борисова замирения общества стало, во-первых , родовое боярство. Позднее лютый враг Б.Годунова, в отличие от него действительно самозвано, без всякого Собора провозгласивший себя царем, В.Шуйский, откровенно признал, что самозванца Лжедмитрия призвали только затем, чтобы избавиться от Бориса.

Во-вторых , дьячество - высший чиновный слой Московии. Летописец свидетельствовал, что Борис "навел на себя негодование чинно - начальников". Это де и "погубило доброцветущую царства его красоту".

В-третьих , наши ближайшие соседи, в частности, католическая Польша. Магнаты Речи Посполитой финансировали Лжедмитрия, мобилизовали на его сторону отряды тогдашних люмпенов - праздношатавшихся по окраинам Московии безродных казаков и беглых холопов.

Убедившись в невозможности свергнуть Бориса в открытую, что называется, демократически, путем созыва Собора, боярские и чиновные "реваншисты", а также их иностранные доброхоты сделали ставку на силовые методы. Убрать Годунова, сохранив в глазах народа видимость приличий или как бы мы сказали сегодня - легитимности, можно было только одним способом - противопоставив ему, царю избранному, царя родового, то есть представителя династии Калиты - в данном случае Лжедмитрия.

Появление

Остановимся на самом самозванце, так как, по-моему, в нем, а не только в Смуте, истоки многих из тех негативных явлений, впоследствии буйным чертополохом разросшихся на отечественной почве, вызывая резкое неприятие россиян. Уверен, без самозванства смутного времени наша история была бы, не скажу совершенно иной, но гораздо чище, ближе к национальному менталитету. Несмотря на обилие исследований, кем был Лжедмитрий - так и осталось загадкой. Его безымянность - лишнее подтверждение тому, что инициаторам самозванства нужна не личность, а всего лишь личина самозванца.

Пушкин пользовался официально версией о самозванце, выдвинутой в январе 1605 г., когда Лжедмитрий шел на Москву. Согласно ей, самозванцем объявили действительно реального человека, беглого монаха, бывшего сыном Галицкого мелкопоместного дворянина Григория Отрепьева.

Характерно отношение к нему поэта. В отличие от других изменников своему народу, скажем Мазепы, Пушкин явно симпатизировал литературному самозванцу. Очевидно, его увлекла сама ситуация, вылепившая столь необычную для того времени фигуру. В образе Отрепьева поэт соединил, казалось бы, несоединимое: архаические основы самозванства с типом авантюриста, обладавшего достаточно развитым самосознанием, чтобы не просто замыслить, но в корне изменить свою социальную роль.

Пушкин называл Григория "милым самозванцем", выделял в нем особую одаренность, стремление жить в полную меру своих удалых, молодецких сил, желание тешиться в боях, пировать за царской трапезой. Он даже "заставил" Пимена передать труд своей жизни именно Отрепьеву, видимо, сочтя того вполне приемлемой кандидатурой для продолжения столь важного в глазах поэта дела, каким было составление летописей.

Реальный самозванец явно не вытягивал на свой литературный отпечаток. Достоверно известно, что его след берет начало в поместье Вишневецких. Здесь в 1603 г. объявился молодой человек, выдававший себя за чудом спасшегося царевича Дмитрия.

Почему Вишневецкие? Старый князь Адам был женат на литовке Анне Глинской. Ее дочь Елена, как известно, была матерью Ивана Грозного. Не случайно Пушкин вложил в уста самозванца фразу: "Тень Грозного меня усыновила".

К моменту появления Лжедмитрия в Москве проживало немало родственников Глинских, считавших себя обделенными "выскочкой" Годуновым и готовых подыграть самозванцу в борьбе против Бориса, помочь материально и политически, укрепляя миф о чудесном спасении сына Ивана Грозного.

Личность

По свидетельству современников, при вступлении на московский престол в 1605 г. Лжедмитрию было лет 25. Выглядел он крепким, коренастым, широкоплечим мужчиной. Лицо желтое, широкое, на котором выделялись толстый нос с бородавкой и большой рот.

Современники быстро разглядели в Лжедмитрии властолюбие и тщеславие, приверженность к роскоши и пирам. Желая сблизиться с боярством, он постоянно устраивал многолюдные охоты с последующими многочасовыми обильными возлияниями.

Академик М.Тихомиров среди настоящих достоинств самозванца выделил по меньшей мере три. Во-первых, самозванец был русским человеком. Он хотя и говорил по-польски, но писал на этом языке с непростительными для лица его ранга орфографическими ошибками. Поляки ему не доверяли. Канцлер Польши Ян Замой-ский, узнав о приключениях Лжедмитрия в России, иронически заметил: "Это комедия Плавта или Теренция?" Польский сейм запретил полякам вступать в вооруженные отряды самозванца. Король Сигизмунд помогал ему главным образом деньгами.

Во-вторых, самозванец неплохо был знаком с военным делом, отчего Тихомиров предположил, что тот происходил из казаков или мелкопоместных дворян. В-третьих, вопреки мнению о продажности самозванца Ватикану, он сохранил уважение к Православию. Поговаривали, что еще до прихода в Москву Лжедмитрий без лишней огласки сделал крупный взнос в один из православных храмов во Львове.

Его появление в 1604 г. на южных рубежах московского государства буквально парализовало все общество. Сравнительно многочисленные (до 20 тыс. чел.), но плохо вооруженные и совсем необученные отряды самозванца без особого труда наносили поражения высылавшимся против них Годуновым регулярным армейским частям во главе с опытными царскими воеводами. Тогда же отмечались нередкие случаи их перехода на сторону самозванца. Наиболее постыдный эпизод произошел в апреле 1605 г., когда осадившие Лжедмитрия под Кромами части неожиданно сдали свои позиции.

Такого никогда не случилось бы, не будь регулярная армия как, впрочем, и остальное общество, в каком-то "нравственном недоумении" (С.Платонов). Это "недоумение" или проблема выбора, кому из властителей отдать предпочтение, в разных вариациях еще не раз повторится в нашей истории, смущая современников и потомков.

Сам Годунов не дожил до позора быть изгнанным с престола самозванцем. 13 апреля 1605 г. он скоропостижно скончался, передав престол сыну Федору. Но сознание легкости, с какой Лжедмитрий завоевывал расположение московитов, безусловно, отравило Борису последние годы жизни. По словам историка, царь умирает "с горьким сознанием, что он и его семья лишены всякой почвы под ногами и побеждены призраком законного царя".

В МОСКВЕ

Московиты встретили самозванца почти с восторгом. Опять-таки едва ли не природная особенность национального характера: лишь бы кого, только нынешних с плеч долой! Тем более, что Лжедмитрий постарался привлечь на свою сторону не одну московскую знать, но и простолюдинов. От него берет начало такое странное, но весьма популярное среди нас и сегодня явление, как раздача направо и налево невыполнимых обещаний. Позднее много мудрые социологи окрестят его мало кому понятным, но зато "научным" словцом - популизм.

Самозванец, войдя в Москву, тут же распорядился (разумеется, никто не мог ни подтвердить, ни опровергнуть того, как его распоряжение выполняется, но это и неважно, главное - распорядиться) решать все гражданские дела без волокиты и взяток.

Постарался "демократизировать" царский облик, отказавшись от пышного царского выезда, полагавшейся ему многочисленной челяди. Стал демонстративно, как рядовой стрелец, ездить на коне. (Ну чем не предтеча будущего отказа от правительственного лимузина и поездок на обыкновенном троллейбусе?)

Но более всего воображение московитов поразили пешие, в одиночку и без охраны прогулки самозванца по городским улицам, особенно во время "святого" для любого знатного вельможи, не говоря уже о царе, послеобеденного "мертвого часа".

От самозванца пошла еще одна постыдная традиция - само утверждаться за чужой счет. Точнее, за счет своих предшественников. Лжедмитрий начал не просто с поношений всего, в том числе и позитивного, что было сделано Годуновым, а с грубого осквернения самой памяти о нем как православном государе. Он приказал выбросить из Успенского собора Кремля, где покоились останки умерших русских царей, прах Бориса. Затем уничтожить его дом в Москве. И даже изгнать из столицы Борисовых родственников и близких.

Прискорбно, что в этом разгроме русских традиций и нравственных устоев народа самозванцу способствовало не только лицемерное боярство, но и православная церковь. Без ее молчания свершение столь святотатственных деяний было бы просто немыслимо.

Церковь не предостерегла от греха М.Нагую, к тому времени принявшую постриг под именем инокини Марфы. Нагая потворствовала мастерски разыгранной самозванцем комедии "сыновней любви" к своей незабвенной "маменьке", предпочтя тесную монастырскую келью и постную пищу кремлевским светлицам и царскому хлебосольству. Это, правда, не помешало Нагой, когда ситуация изменилась и Лжедмитрия убрали, тут же, ровнехонько через полгода, отречься от "сыночка", заклеймив его последними словами. Так что нечего удивляться нынешним просвещенным перевертышам. Они торгуют "всего лишь" убеждениями и совестью, тогда как заправилы смуты № 1 не брезговали бросать на кон политиканства память собственных детей.

Наконец, впервые после ордынского ига, считавший себя русским "царь" привел за собой армаду иноземных нахлебников. Водили за собой иноземцев на Русь и другие русские государи, особенно при ордынцах, но никогда это явление не носило столь массового характера, как при Лжедмитрии, а главное, не преследовало цель откровенного разора исконно русских земель.

Отцу своей жены Марины Мнишек, с которой самозванец не постеснялся обвенчаться в Кремле, сандомирскому воеводе Юрию, он пообещал миллион злотых на покрытие долгов; самой Марине - отдать во владение псковские и смоленские земли. К слову сказать, при самозванцах грабили почти все, кто только мог, и почти все, что только можно было грабить.

Лжедмитрий стремительно "линял". Из Кремля побежали даже те, кто недавно способствовал его же выдвижению и прославлению. "Мавр" сделал свое дело - отстранил от престола Борисово племя, и теперь оказался никому не нужен.

Продажные бояре во главе с В.Шуйским, неспособным ни на что, кроме злостного интриганства, составили против самозванца заговор, инициировали "народное восстание". 17 мая 1606 г. в сутолоке вокруг Кремля Лжедмитрий был убит. Взявший бразды правления Шуйский велел откопать захороненный труп самозванца, сжечь его, зарядить пеплом пушку и выстрелить в пространство.

Достояние, которое ведет свою историю с 17 века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России.

Истоки русского театра

Русский народ всегда славился умением разнообразить свой досуг. Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Именно так в народе звались артисты, среди которых были и певцы, и музыканты, и актеры.

Обычно театрализованные представления были приурочены к какому-либо церковному или Однако с течением времени празднества могли устраивать без всякого повода. Скоморохи были людьми без крова и денег, часто они собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные , гусли), кукол, самодельные костюмы.

Чуть позже артисты, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

И хотя с появлением настоящего театра отношение к балаганам стало резко отрицательным и негативным, нельзя забывать о том влиянии, которое оказали старорусские развлечения на становление театра.

Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям

Поскольку театр в 17 веке в России только начинал свой долгий путь, многие элементы и детали были переняты у скоморохов и взяты из народных представлений.

Во-первых, это театральные помещения. Первым таким залом стала Потешная палата, куда с 1613 года приглашали выступать скоморохов. В полной мере подобные представления нельзя было назвать театром, потому что они носили цирковой характер с обилием юмора и различных трюков.

Во-вторых, сценические подмостки. Во время своих выступлений скоморохи собирали вокруг себя большую толпу людей, и появилась необходимость демонстрировать свои таланты на каком-то возвышении, чтобы весь люд смог это увидеть. Первые подмостки были построены для показа кукольного театрального представления.

В-третьих, устные драмы. Скоморохи исполняли произведения, которые написал народ. Так родился знаменитый герой Петрушка.

Придворный театр 17 века

Еще царь во времена своего правления задумался о создании придворного театра. Однако для реализации этой идеи необходимы были зарубежные специалисты, поскольку на Руси не было еще знатных драматургов и артистов, способных с достоинством служить Мельпомене.

В 1644 году в Россию из Страсбурга прибыла труппа актеров, которая в течение месяца готовила свое выступление. Однако по неизвестным причинам они были высланы из страны.

Полноценный театр в 17 веке в России появился при Озвучил идею боярин Артамон Матвеев, который часто бывал в Европе и видел, каким может быть искусство. Первый русский театр 17 века начал свою работу в 1672 году.

Пастор из немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори по приказанию Матвеева за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло десять часов, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой высидели до конца.

В 1673 году перенесли в Кремль. Драматург был хорошо вознагражден за свою работу и поспешил приступить к написанию новой пьесы. На этот раз он писал о Юдифи, также используя библейский сюжет. Театр в 17 веке в России стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 году во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько удачных драматических постановок. Однако придворный русский театр 17 века прекратил свое существование в 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича.

Школьный театр

Театр в 17 веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе.

Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к 18 веку.

Школьный театр также оказал влияние на традиции. Интермедия стала прообразом современной комедии. Актеры подчинялись принципам классицизма в своих постановках, а также использовали символы, в том числе и в предметах одежды.

Иностранные гастроли

Театр в 17 веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

С приходом к власти театр, живопись, музыка 17 века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но судьба распорядилась так, что век его правления был недолог.

Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.