Признание аукциона несостоявшимся 223. Признание торгов несостоявшимися

В ходе электронных торгов — аукцион, согласно законодательству, может не состояться. Условия признания его таковым регулируются статьями 66-69 закона 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг...». Данная норма закона описывает применяемый порядок проведения процедур на электронной площадке.

В частности, признание аукциона несостоявшимся позволяет подписать контракт с одним участником либо провести торги в другой форме.

Речь идет о том, что при закрытии тендеров без заявок, госпредприятие получает возможность провести подбор поставщика методом запроса предложений. Рассмотрим наиболее типичные сценарии несостоявшихся торгов.

Единственная заявка — порядок действий

Законы об электронных торгах ФЗ-44 и ФЗ-223 постоянно дополняются и согласовываются с другими нормативными актами. В 2014 году были приняты дополнительные правки в №498-ФЗ и в ст. 25 №44-ФЗ в рамках которых более подробно рассмотрен вопрос условий несостоявшегося торга.

Основания определяются ст. 71, частями 1-3.1 №44-ФЗ.

При условии, что в работе площадки находилась на рассмотрении единственная заявка на участие в аукционе, именно она считается выигравшей.

Ключевой особенностью признания аукциона несостоявшимся по данной причине является допуск к участию в нем только одного участника. Заказчик может заключить контрактное соглашение с единственным участником.

Следует учитывать условия, при которых можно подписывать контракт. Это возможно только с тем участником (ст. 70 ФЗ-44), у которого заявка полностью соответствует требованиям. Учитывайте, что рассмотрение единственной заявки возможно, если в течение 10 минут после начала торгов поставщиком было подано предложение о стоимости (ст. 68 ФЗ-44, ч. 20). Как минимум оно должно на 0,5% быть ниже НМЦК.

Если аукцион не состоялся и ни одна заявка не соответствует требованиям, то заказчик может осуществить закупку способом запроса предложений.

Аукцион признан несостоявшимся — не подано ни одной заявки

Если, с учетом требований 44 ФЗ, не было зарегистрировано ни одной заявки, то также аукцион признан несостоявшимися. Это влечет в большинстве случаев повторный тендер, регулируемый статьями федерального закона. Так же, это справедливо, если участники не стали заключать контракт на выполнение заказа по данной закупке.

Итак, тендер признается несостоявшимся, если:

    подана одна заявка;

    отсутствие заявок;

    зарегистрированные заявки поданы с нарушениями и не могут быть приняты комиссией;

    в случаях, если в установленное время отсутствовало предложение по цене.

Несостоявшийся аукцион — последствия

Как мы писали выше, в зависимости от причин признания несостоявшегося торга заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком или провести новый тендер в форме запроса предложений или иной установленной законом.

Повторные торги

Проведение повторного торга также осуществляется на основании ФЗ-44. В настоящий момент госзаказчик вправе подобрать контрагента только способом запроса предложений, но в скором времени ожидаются новые поправки, которые потребуют доп. согласований.

Чтобы подать заявку на участие в торгах без нарушений и соответствующей требованиям заказчика, лучше всего обратиться к специалистам. Компания РусТендер уже имеет значительный опыт работы в данном направлении, поэтому качественно и в короткие сроки сможет подготовить все необходимые документы и передать их на площадку для участия в аукционе.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Основания для признания электронного аукциона несостоявшимся возможны на различных этапах проведения процедуры. На этапе выявления участников электронного аукциона процедура признается несостоявшейся, если не было подано ни одной заявки на участие. В этом случае заказчик вносит изменения в план-график закупок, при необходимости в план закупок, и осуществляет закупку запросом предложений или иным способом закупки (ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе).

Также на этапе выявления участников электронного аукциона процедура признается несостоявшейся в случае подачи только одной заявки. В этом случае заказчик вносит изменения в план-график закупок, а также:

  • аукционная комиссия включает в протокол проведения электронного аукциона только одно предложение о цене контракта;
  • оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок, направляет заказчику обе части этой заявки, а также документы подавшего ее участника аукциона, сформированные в процессе аккредитации участника (за исключением адреса электронной почты), а также в этот же срок направляет уведомление участнику;
  • аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заявки и документов рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки;
  • если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, с этим участником заключается контракт (при условии получения заказчиком согласования контрольного органа).

Важно запомнить

В совместном письме Минэкономразвития России № 23679-ЕЕ/Д28и и ФАС России № ЛЦ/39384/14 от 30.09.2014 «О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу применения норм Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” в отношении последствий подачи одного предложения о цене контракта при проведении электронного аукциона» разъясняются особенности проведения электронного аукциона в соответствии с Законом о контрактной системе.

ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. В совместном письме Минэкономразвития России № 658-ЕЕ/Д28и и ФАС России № АЦ/1587/15 от 20.01.2015 содержится следующее разъяснение. Федеральный закон от 31.12.2014 № 498-ФЗ вступил в силу 31 декабря 2014 г. Начиная с указанной даты в случае, если электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 1-3.1 ст. 71 Закона о контрактной системе, заказчик заключает контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе. При этом согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с контрольным органом в сфере закупок не требуется, даже если аукцион был признан несостоявшимся до 31 декабря 2014 г. Необходимость такого согласования в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе возникает только в случае признания несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса предложений.

На этапе проведения торгов основанием для признания электронного аукциона несостоявшимся признается случай, если было подано более одной заявки и более одного участника допущено к участию в аукционе, но ни один из допущенных участников не принял участия в торгах, в этом случае предусмотрен следующий порядок действий:

  • оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола о признании аукциона несостоявшимся направляет заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в этом аукционе, поданных его участниками, а также документы участников такого аукциона, сформированные в процессе аккредитации участника (за исключением адреса электронной почты), а также в этот же срок направляет уведомления участникам;
  • аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком вторых частей заявок на участие в таком аукционе его участников и документов рассматривает вторые части этих заявок и документы на предмет соответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол проведения итогов такого аукциона.

В этом случае заказчику необходимо внести изменения в план-график закупок, далее он осуществляет закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по согласованию с контрольным органом (ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе).

На этапе определения победителя электронного аукциона процедура признается несостоявшейся, если победитель и «второй» победитель уклонились от заключения контракта. Заказчику необходимо внести изменения в план-график закупок, далее он осуществляет закупку запросом предложений или иным способом закупки (ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе).

  • После внесения изменения в план-график закупок заказчик осуществляет закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе по согласованию с ФАС России (ч. 1 ст. 71 Закона о контрактной системе). На этапе рассмотрения первых частей заявок может возникнуть дваоснования для признания электронного аукциона несостоявшимся. В случае если было подано более одной заявки, но ни одна заявка не быладопущена к участию в аукционе, заказчик вносит изменения в план-график закупок и осуществляет закупку запросом предложений или инымспособом закупки (ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе). Второй случай, если было подано более одной заявки, но только одназаявка была допущена заказчиком к участию, установлен следующийпорядок действий: оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола рассмотрения заявок направляетзаказчику вторую часть заявки, а также документы подавшего ее участникааукциона, сформированные в процессе аккредитации участника (за исключением адреса электронной почты), а также в этот же срок направляетсяуведомление участнику; аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получениязаказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов рассматривает эту заявку и эти документы на предметсоответствия требованиям Закона о контрактной системе и документации
  • электронном аукционе и направляет оператору электронной площадкипротокол рассмотрения единственной заявки; если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующимитребованиям Закона о контрактной системе и документации об электронном аукционе, с этим участником заключается контракт (при условии получения заказчиком согласования ФАС России). Важно запомнить Заказчику необходимо внести изменения в план-график, далее он осуществляетзакупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25

Статья 91. Объявление торгов несостоявшимися

Настоящая статья предусматривает исчерпывающий перечень оснований признания торгов несостоявшимися. В частности, в случае, если заявки на участие в торгах подали менее двух лиц или на торгах не обеспечено присутствие как минимум двух участников торгов, торги признаются несостоявшимися. Такие последствия связаны с необходимостью обеспечения конкуренции покупателей, публичного характера торгов и защиты законных интересов сторон исполнительного производства.

Учитывая, что ГК определены лишь общие рамки проведения торгов, Законом об исполнительном производстве перечень оснований признания торгов несостоявшимися расширен (согласно п. 5 ст. 447 ГК несостоявшимися признаются аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник).

Во исполнение п. 3 комментируемой статьи имущество не может быть продано на первичных торгах по цене, эквивалентной начальной цене имущества.

В процессе проведения торгов аукционист назначает каждую последующую цену путем увеличения текущей цены (в том числе начальной цены продажи имущества) на величину установленного шага аукциона.

После объявления очередной цены аукционист называет номер билета участника аукциона, который, по мнению аукциониста, первым поднял билет, и указывает на участника, его поднявшего. Затем аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона.

Аукцион завершается, если после троекратного объявления очередной цены ни один из участников аукциона не поднял билет. Победителем аукциона признается участник, номер билета которого был назван аукционистом последним.

Если ни один из участников торгов не поднял билет после оглашения начальной цены имущества, предмет торгов после троекратного объявления указанной цены снимается с продажи, а торги признаются несостоявшимися.

Последним основанием признания торгов несостоявшимися является неоплата в течение пяти дней со дня проведения торгов стоимости имущества в полном объеме лицом, выигравшем торги.

Следует отметить, что на лицо, желающее принять участие в публичных торгах, возлагается ряд обязанностей, прежде всего по внесению задатка, определенного организатором торгов. Лицо, выигравшее публичные торги, в день проведения публичных торгов должно подписать с организатором торгов протокол об их результатах и в течение пяти дней после их окончания внести сумму, за которую им куплено имущество, за вычетом ранее внесенного задатка на счет, указанный организатором публичных торгов.

При невнесении этой суммы либо при уклонении лица, выигравшего публичные торги, от подписания протокола задаток не возвращается.

Решение организатора торгов в лице комиссии по проведению торгов об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом.