Рафаэль Санти. Станца дель Инчендио ди Борго

Филипп Поццо ди Борго потомок древнего (берущего начало чуть ли не от крестоносцев) и знатного корсиканского рода. Он был удачливым французским бизнесменом и известным парапланеристом. Филипп обожал риск, экстрим; в 1993 году он, совершая полет на параплане в штормовую погоду, разбился и был парализован.

За инвалидом, который не мог шевельнуть ни руками, ни ногами, ухаживал выходец из Марокко Абдель Селе, бедняк, отсидевший в тюрьме за мелкое преступление.

Абдель каким-то звериным чутьем сообразил, что его подопечному требуется не жалость, а возможность вновь почуять вкус жизни и ее опасность; миллиардер и люмпен без гроша за душой стали друзьями. Без скидок на физическую беспомощность одного и нищету другого. «Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга», - написал Филипп Поццо ди Борго в своей книге «Второй шанс».

Филипп получает огромное количество писем и, казалось бы, они должны быть от людей с инвалидностью, но это совсем не так. Ему пишут не «забитые и убогие инвалиды», а вполне себе здоровые, по крайней мере внешне, люди. Филипп ежедневно глазами своих помощников читает о трагических историях жизни нормальных обывателей. Он, сам того не желая, стал, в каком-то роде, духовником, исповедником для многих. Этот наплыв личных драм и экзистенциальных проблем застал его врасплох и настолько поразил, что ему пришлось брать консультации у профессионального психолога, чтобы грамотно помогать обратившимся.

В 2011 году Оливье Накаш и Эрик Толеданобыл сняли фильм "1+1" о жизни Филиппа. На том, чтобы в первую очередь сделать фильм комедией, а не драмой усиленно настаивал сам Филипп Поццо ди Борго. Он не хотел, чтобы основанный на его жизни фильм стал историей сострадания и жалости.

Филипп Поццо ди Борго

Philippe Pozzo di Borgo

дата рождения:

жанры:

биографии и мемуары

Биография писателя

Филипп Поццо ди Борго потомок древнего (берущего начало чуть ли не от крестоносцев) и знатного корсиканского рода. Он был удачливым французским бизнесменом и известным парапланеристом. Филипп обожал риск, экстрим; в 1993 году он, совершая полет на параплане в штормовую погоду, разбился и был парализован.

За инвалидом, который не мог шевельнуть ни руками, ни ногами, ухаживал выходец из Марокко Абдель Селе, бедняк, отсидевший в тюрьме за мелкое преступление.

Абдель каким-то звериным чутьем сообразил, что его подопечному требуется не жалость, а возможность вновь почуять вкус жизни и ее опасность; миллиардер и люмпен без гроша за душой стали друзьями. Без скидок на физическую беспомощность одного и нищету другого. «Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга», - написал Филипп Поццо ди Борго в своей книге «Второй шанс».

Филипп получает огромное количество писем и, казалось бы, они должны быть от людей с инвалидностью, но это совсем не так. Ему пишут не «забитые и убогие инвалиды», а вполне себе здоровые, по крайней мере внешне, люди. Филипп ежедневно глазами своих помощников читает о трагических историях жизни нормальных обывателей. Он, сам того не желая, стал, в каком-то роде, духовником, исповедником для многих. Этот наплыв личных драм и экзистенциальных проблем застал его врасплох и настолько поразил, что ему пришлось брать консультации у профессионального психолога, чтобы грамотно помогать обратившимся.

В 2011 году Оливье Накаш и Эрик Толеданобыл сняли фильм "1+1" о жизни Филиппа. На том, чтобы в первую очередь сделать фильм комедией, а не драмой усиленно настаивал сам Филипп Поццо ди Борго. Он не хотел, чтобы основанный на его жизни фильм стал историей сострадания и жалости.

Неприкасаемые

The Intouchables

Сценаристы и режиссеры Эрик Толедано и Оливье Накаш

Когда узнаешь, что этот фильм был выдвинут на девять «Сезаров» (французских «Оскаров»), что он пользуется бешеным успехом во Франции и собрал 351 миллион долларов в мировом прокате, трудно описать чувства, вызванные этими сообщениями.

Сюжет его основан на подлинном случае. Французский аристократ и богач Филипп Поццо ди Борго (наживший гигантское состояние на шампанском «Поммери»), упал при полете на дельтаплане и был разбит параличом. Ухаживать за собой он нанял алжирского араба Абделя Селлу, который отсидел в тюрьме за воровство. Хотя друзей Филиппа пугала «дикость» Абделя, у них с Филиппом сложились прекрасные отношения. Больному как раз нравилось в Абделе то, что он называл «приятным безумием». Несколько лет спустя Филипп переехал в Марокко, где пребывает по сию пору, и женился на женщине по имени Хадиджа. Селлу живет неподалеку от них, работает на птицеферме, навещает своего бывшего подопечного и написал мемуары под названием «Ты переменил мою жизнь».

Это необычная история, которая, конечно, так и просится на экран. Весь вопрос в том, что сделали из нее два французских кинематографиста.

Фильм начинается с того, что оба героя едут по Парижу в роскошной спортивной машине Филиппа, которую ведет Абдель. Только никакого Абделя в фильме нет, его заменили интенсивно чернокожим сенегальцем по имени Дрисс. Его играет Омар Сай, которому и достался единственный полученный «Неприкасаемыми» «Сезар». В потоке машин Дрисс мчится на бешеной скорости, всех расталкивает, подрезает и получает от этого большое удовольствие. Его парализованный пассажир тоже в полном восторге. Когда их останавливает полиция, Дрисс врет, что везет пациента в больницу, а Филипп начинает для правдоподобия пускать пену изо рта. Полицейские, проникшись сочувствием, вызываются проводить больного и расчищают им дорогу. Из больницы уже бегут санитары с носилками, но шутники быстро разворачиваются и уезжают.

Считается, что это очень смешная комедийная сцена, и зрители должны восхищаться остроумием, с которым лихие герои провели дураков-полицейских.

Затем нас возвращают на несколько лет назад.

Едва выйдя из тюрьмы, Дрисс является на комиссию по трудовому найму, швыряет на стол свое «направление» и требует подписать его, да побыстрее, потому что работать он не собирается, а подписи ему нужны для получения пособия. Идиотские законы Франции, позволяющей здоровенным дармоедам сидеть на шее общества, усвоены им прекрасно. Но Филипп нанимает его в услужение. Отрезанному от жизни инвалиду, вероятно, надоел его сплошь женский вышколенный персонал, захотелось чего-нибудь позабористее, блатное «обаяние» сенегальца показалось любопытным. И ему, очевидно, действительно понравилось, что Дрисс не питал к нему никакой жалости - вероятно, он считал жалость унизительной. Возможно, что все это так и было в жизни. Но авторы фильма хотят, чтобы не один Филипп, а и зритель обязательно проникся теплыми чувствами к Дриссу.

Однако, в увенчанном «Сезаром» исполнении Омара Сая сенегалец предстает перед нами законченным «грядущим хамом» - наглым, развязным и похотливым. Именно этими его качествами нам предложено любоваться.

Непонятно, почему он все-таки соблаговолил пойти в услужение к Филиппу. Видимо, надоело жить в перенаселенных иммигрантских трущобах, где все устроено по законам третьего мира - шныряют бесчисленные дети, надрываются на работе пожилые женщины, мужчины воруют и торгуют наркотиками. А у богача ему предоставляют роскошную комнату, откуда он мгновенно стыривает яйцо Фаберже. Правда, он морщится, когда узнает, что ему придется выполнять для Филиппа малоприятные гигиенические процедуры, но зарплата, очевидно, немалая.

И вот дитя африканского народа начинает доказывать свое превосходство над прогнившим Западом. Железным кулаком он устанавливает справедливость. Запугивает соседа, который паркует свою машину не там, где надо - и парковка налажена. Запугивает бойфренда нескладной дочки Филиппа, который ее разлюбил - и тот в ужасе возвращается на место. Он также разоблачает ничтожество «высокой» культуры. Опера, куда зачем-то берет его с собой Филипп, вызывает у него хохот. Абстрактная живопись вызывает презрение (тут, правда, с ним хочется согласиться), и он легко сооружает собственную мазню в этом духе. Филипп врет своему торговцу картинами, что это работа знаменитого художника, и тот платит Дриссу 11 тысяч евро. На дне рождения Филиппа, где гости слушают классическую музыку, Дриссу становится скучно от всяких там Вивальди, он велит оркестру заткнуться и начинает откалывать буги-вуги - и почтенные гости в восторге к нему присоединяются. Наконец, именно он обеспечивает Филиппу свидание с женщиной, с которой тот состоял в переписке...

Для авторов фильма Дрисс, этот благодетель своего подопечного, такой забавный, такой милый - просто душка.

Этот пугающий образ возник не на пустом месте. Во Франции до сих пор жива просветительская идея трехсотлетней давности - что человек добродетелен от рождения, а все его пороки происходят от цивилизации. В «Эмиле» (1762) Жан-Жака Руссо осуждается образование и восхваляется природная добродетель «благородного дикаря». Миф о благородном дикаре чрезвычайно живуч. Его не удалось поколебать даже авторитету такого гуманиста как Чарльз Диккенс, видевшего в дикарстве лишь грязь, жестокость и постоянное насилие.

В наше время этот миф получил новое преломление в учении мультикультурализма - о том, что все культуры равны и одинаково прекрасны. За этим учением на самом деле стоит ненависть к западной цивилизации и образованию, якобы отжившим свой век. Невежественная шваль, проповедующая мультикультурализм, призывает отказаться от чтения того, что написано «мертвыми белыми мужчинами» - такими, например, как Шекспир.

То, что Франция с энтузиазмом приняла фильм, любующийся современным варваром, говорит о многом. Радостно приняла его и американская публика, запуганная призраком расизма - для нее немыслимо критически и здраво воспринять «симпатичного» чернокожего персонажа. На сайте «Гнилые помидоры» 92 процента зрителей оценили «Неприкасаемых» положительно. Критики, впрочем, несколько подрастерялись - положительных оценок всего 75 процентов. Рецензии «против» не слишком внятные - кому-то нехватает сурового реализма, кто-то считает сюжет слишком стандартным, для кого-то Дрисс все-таки недостаточно симпатичен... Понятен мне был лишь Джон Байфас, написавший: «Успех «Неприкасаемых» ставит под подозрение наши представления о том, что французы обладают развитым, тонким вкусом».

Остается лишь ждать американского римейка (повтора) этого фильма, права на который уже закуплены.

***** - замечательный фильм

**** - хороший фильм

*** - так себе

** - плохой фильм

*- кошмарный

Граф КАРЛ АНДРЕЕВИЧ ПОЦЦО-ди-БОРГО, 1764-1842, происходил из древнего корсиканского рода и родился 8 Марта 1764 г. Первоначальное образование он получил в Королевской коллегии в Аяччго, а высшее в Пизанском университете, по окончаний которого занялся адвокатурой на родине. Семья Поццо была в дружественных отношениях с семьей Бонапартов, и молодой Поццо был близок с будущим императором. В 1789 г. Поццо был выбран в секретари дворянского избирательного собрания и составил наказ депутатам в Генеральные штаты, а потом был в числе депутатов, представивших Национальному собранию петицию о включении Корсики в территорию Франции в качестве департамента. Избранный в депутаты в Законодательное собрание, он примкнул к партии монархистов и после провозглашения республики удалился на родину, где продолжал играть видную роль в качестве генерального прокурора-синдика. В это время отношения между Бонапартами и Поццо совершенно испортились: первые примкнули к якобинцам, а последний образовал партию, в 1794 г. отдавшую Корсику под покровительство Англии. Когда же в 1796 г. одержали верх сторонники Франции, Поццо, бывши председателем Государственного Совета, вышел в отставку и покинул навсегда родину. Он жил то в Англии, то в Вене, агитируя в пользу коалиции против Франции. В 1804 г. Поццо принят на русскую службу с чином статского советника (в 1806 г.-полковникъ) и исполнил несколько дипломатических поручении. После Тильзитского мира он уже не мог действовать в прежнем духе и с 1810 до конца 1812 г. был в отставке. В Декабре 1812 г. Александр 1 пригласил его снова на службу, в 1813 г. произвел в генерал - майоры, а в 1814 г. пожаловал в генерал-адъютанты и назначил посланником в Париж. Участие в битве при Ватерлоо доставило Поццо орден св. Георгия 4-й ст. ; в 1826 г. он был возведен в графское Российской империи достоинство (еще раньше, в 1818 г. Людовик XV3 пожаловал ему титул графа и пэра Франции, в 1827 г. получил чин генерала-от-ннфантерии, в 1830 г.-Андреевскую ленту . С окончанием Наполеоновских войн начинается новый период в деятельности Поццо: насколько раньше он был врагом Франции, настолько теперь он все усилия направлял к укреплению мира и заключению франко-русского союза. Хотя в Петербурге не во всем соглашались с Поццо, но там высоко ставили его, как дипломата, и всегда считалось необходимым узнать его мнение по всем важнейшим вопросам международной политики. На всех конгрессах он являлся уполномоченным России и был руководителем её политики на Западе. Неоднократно исполнял он важные поручения сверх своих прямых обязанностей. Благодаря Поццо, влияние России на правительство Франции было так велико, что Людовик XV3 не предпринимал ничего без согласия Александра И. После июльской революции положение Поццо стало затруднительным. Николай 1 сначала не хотел признавать нового короля, но Поццо убедил его в необходимости признать Людовика-Филиппа. В 1835 г., к крайнему своему огорченно, он был переведен, в Лондон; в 1839 г., по расстроенному здоровью, вышел в отставку и поселился в Париже, где и скончался 15 Февраля 1842 года.
Поццо достиг высокого положения, исключительно благодаря своим выдающимся способностям. Главным его правилом в политике было действовать открыто и откровенно, так как «дипломаты, прибегавшие к хитрости, обыкновенно сами попадают в сети, которые расставляют для других». Чрезвычайно наблюдательный, одаренный богатой памятью и ясным, точным, строго логическим умом, он обладал, можно сказать, даром предвидения и часто безошибочно предсказывал события. Как человек, Поццо отличался благородным и добрым характером. Вполне независимый, он говорил прямо то, что считал правдой. Чрезвычайно остроумный, он был блестящим и приятным собеседником. Его обвиняли в мстительности, в особенности по отношению к Бонапартом, но сестры и братья Наполеона, после его падения, обращались именно к Поццо за покровительством, и он не отказывал им в помощи. В частной жизни он был человек расчетливый и оставил значительное состояние своему племяннику, к которому перешел и его титул.
(С миниатюры Изабе; собственность графини Поццо-ди-Борго, в Париже.)

Филипп Поццо ди Борго

Philippe Pozzo di Borgo

дата рождения:

жанры:

биографии и мемуары

Биография писателя

Филипп Поццо ди Борго потомок древнего (берущего начало чуть ли не от крестоносцев) и знатного корсиканского рода. Он был удачливым французским бизнесменом и известным парапланеристом. Филипп обожал риск, экстрим; в 1993 году он, совершая полет на параплане в штормовую погоду, разбился и был парализован.

За инвалидом, который не мог шевельнуть ни руками, ни ногами, ухаживал выходец из Марокко Абдель Селе, бедняк, отсидевший в тюрьме за мелкое преступление.

Абдель каким-то звериным чутьем сообразил, что его подопечному требуется не жалость, а возможность вновь почуять вкус жизни и ее опасность; миллиардер и люмпен без гроша за душой стали друзьями. Без скидок на физическую беспомощность одного и нищету другого. «Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга», - написал Филипп Поццо ди Борго в своей книге «Второй шанс».

Филипп получает огромное количество писем и, казалось бы, они должны быть от людей с инвалидностью, но это совсем не так. Ему пишут не «забитые и убогие инвалиды», а вполне себе здоровые, по крайней мере внешне, люди. Филипп ежедневно глазами своих помощников читает о трагических историях жизни нормальных обывателей. Он, сам того не желая, стал, в каком-то роде, духовником, исповедником для многих. Этот наплыв личных драм и экзистенциальных проблем застал его врасплох и настолько поразил, что ему пришлось брать консультации у профессионального психолога, чтобы грамотно помогать обратившимся.

В 2011 году Оливье Накаш и Эрик Толеданобыл сняли фильм "1+1" о жизни Филиппа. На том, чтобы в первую очередь сделать фильм комедией, а не драмой усиленно настаивал сам Филипп Поццо ди Борго. Он не хотел, чтобы основанный на его жизни фильм стал историей сострадания и жалости.