Роберт маккаммон час волка.

Даже такая трагедия как Вторая Мировая Война стала источником наживы для дельцов от кино и литературы. Зверства эсэсовцев служили хорошей ширмой для потакания извращенным вкусам публики, желавшей насладиться садизмом и насилием не вставая с кресла. Несомненно, такие произведения имеют ценность - но только историческую (хотя эксплуатация - куда забавнее того, что она эксплуатирует). Есть и менее извращенные произведения, где используется позднее увлечение Рейха оккультизмом... Это раздражает куда больше. Фашизм настолько ужасен сам по себе, что приплетать к нему монстров и демонов - нелепость, все равно, что рисовать чертей на гильотине.

Именно поэтому я взял в руки роман о ""Штирлице-оборотне"" только из-за имени Маккаммона на обложке. Да и то потому, что хотелось почитать что-нибудь из его книг, а все уже были прочитаны. Однако Маккаммон меня приятно удивил!

Нет, конечно, логика часто приносится в жертву увлекательности. Конечно, ""клюква"" горька и развесиста. Зато идея, вечная идея о равенстве народов перед лицом общей угрозы, в руках Мастера воспринимается по-настоящему сильно. Скажете, неоригинально? Зато верно. К тому же Маккаммона и не пахнет Американским Патриотизмом, русские в романе не хуже англичан, и вот это реально удивляет. Особенно, если учесть родину писателя - американский Юг, центр американского национализма.

Жестокость нацистов показана здесь не для того, чтобы щекотать нервы читателя, но передать сам ужас ситуации и ненависть автора к нелюдям, возомнившими себя властелинами мира. Ключевая сцена для понимания идеи романа - нацист, тонущий в трупах замученных им людей: зло когда-нибудь поглотит того, кто его сотворил. Независимо от национальности надо оставаться человеком, утверждает Маккаммон. Сам он всегда остается в своих книгах человеком, независимо от жанра. Поэтому, невзирая на сюжетные недостатки и ""клюкву"", оценка выше среднего.

Оценка: 6

Роберт Маккаммон относится к той группе авторов, чей литературный рост можно проследить по времени выхода книг: чем позже вышел роман, тем он сильнее, интереснее и глубже. Зная это, от «Часа волка» я ожидал обычную историю об оборотнях, способную скрасить пару вечеров и не более. Видимо, отсутствие завышенных ожиданий мне и помогло получить удовольствие от произведения. Что представляет из себя «Час волка»? Начнем с самого начала.

Пролог, как это водится, чуть ли не лучшая часть романа. Он яркий, концентрированный и достаточно завлекательный. Судите сами: за первые 30 страниц мы увидим экшн в стиле «оборотень против нацистских солдат», секс, убийство и зрелищную схватку с использованием средневекового оружия. Насыщенно, правда? И очень напоминает прием, использованный в «Они жаждут», где пролог также является сильнейшей частью всего произведения.

После такого драйвового начала нас ждет 700 страниц шпионского триллера с оборотнем в главной роли. Действие разворачивается в 44-м году, по большей части во Франции и Германии. Главный герой – суперспецагент, выполняющий сложнейшую миссию, направленную против нацистской Германии. Первое, что бросается в глаза, – все персонажи будто взяты из кино. Мужчины здесь мускулистые и привлекательные, женщины – гибкие, подтянутые и тоже привлекательные. Нам даже с точностью до сантиметров назовут рост половины персонажей, зачастую сообщая вместе с этим еще и точный вес. Главный герой – крутой, очень крутой мужик, который может навалять всем, уйти от любой погони, угнать немецкий танк и переспать с любой девушкой. В итоге это все не играет на реалистичность персонажа и ему не сочувствуешь, так как точно знаешь, что подобные герои созданы побеждать врагов и покорять девичьи сердца. Проигрывать они не умеют, просто физически не способны. В книге есть флешбеки для лучшего понимания главного героя и того, как он дошел до жизни такой. Они написаны уже в духе классических триллеров и общую картину не портят, а скорее, наоборот, украшают и позволяют отдохнуть от насыщенной основной линии.

Увы, но книге не особо повезло с переводом, хотя, возможно, тут есть и вина автора. Пример неудачи перевода: «стена под два метра футов» (это вообще сколько?). Пример забавного предложения: «Кровать скрипела. Она скрипела подо многими мужчинами, но никогда не скрипела так неистово.»

В целом книга не плохая, но похуже приключений Мэтью Корбетта и «Жизни мальчишки». Располагается где-то на уровне «Они жаждут», предлагая читателю вместо вампиров оборотней, а вместо большого количества сюжетных линий – две: крайне насыщенную действием и наполненную напряжением и переживаниями. Книгу можно рекомендовать к прочтению всем, кому нравилось смотреть боевики 90-х про крутых мужиков, а также тем, кто желает отдохнуть от мирской суеты, наблюдая за головокружительными приключениями.

Оценка: 8

Однажды на ночь глядя Роберт МакКаммон посмотрел подряд два фильма - «Американский оборотень в Париже» и «Семнадцать мгновений весны» (но это не точно), после чего в объятиях Морфея две киноленты в его алабамском мозгу органично переплелись и сплавились в сюжет нового романа. Что из этого получилось? Попробую передать своё мнение.

Роман большой, но читается легко и быстро - событий много, но они динамичны и не запутанны. Действующих лиц по минимуму для такого объёма и продолжительности истории, поэтому запутаться в них не грозит даже самому невнимательному читателю. Персонажи, впрочем, довольно однобоки - типичный мудрый и строгий сэнсей, две идентичные бойкие и гордые красотки, хлюпик-нытик Мышонок... Злодеи такие же - безмозглый громила, злой гений-доктор, амбициозный военноначальник-карьерист. Все они статичны и не собираются раскаиваться, видоизменяться и вообще как-либо удивлять вас до самой своей гибели от рук/лап ГГ. Также не стоит ждать, что этот шпионский (ну как бы да) роман бросит вызов вашему интеллекту - скорее всего вы решите главную загадку раньше главного героя.

Касательно главного злодейства под кодовым именем Айзенфауст. Или Фист оф Стил. По-моему, оно является самым слабым звеном истории, потому как сплетено из нелогичностей.

Спойлер (раскрытие сюжета)

Во-первых - с чего плохиши решили, что бравых Томми и Чарли известие о гибели 30 тысяч человек в Лондоне деморализует настолько, что они побросают свои Томпсоны и Стэны и самоустраняться в приливных волнах Па-де-Кале? Может, они с воплем «Отомстим за Лондон!!!» ринутся в яростную атаку? Травить стоило бы как раз самих солдат. Во-вторых - способ доставки «груза» в Лондон. Зачем такие сложности с собиранием по частям Б-17, его маскировкой и самоубийственной миссией для пилотов? К тому времени у Рейха был прекрасный способ забросить посылочку в Сохо - крылатые ракеты Fi-103, не говоря уже про те же высотные ночные бомбардировщики или штурмовики, тот же Дорнье-217 и Хенкель какой-то там. Погрузили бы свои 24 бомбы на дюжину проверенных самолётов, и прекрасно справились, пусть бы часть и погибла под зенитным огнём. Американцы ведь бомбили Токио 18 апреля 42 года не с японских «Гинга», а со своих «Митчеллов» и ничего, справились.

Касательно положительных сторон - в книге германская техника разнообразна! Как приятно, что помимо уже надоевших танка «Тигр» и истребителя «Мессершмидт-109» автор использует другие боевые машины, даже довольно экзотичные. Также очень понравилась сюжетная линия юного оборотня в России - такой глоток прохладного хвойного воздуха после дыма Второй Мировой. И пусть Роберт, как типичный американец, не знает, что у русских имён есть уменьшительные варианты, а иногда даже ОТЧЕСТВА (мальчика не будут звать Михаил, он для всех будет Миша, равно как вожак стаи был бы Виктором Петровичем, например), но описано всё увлекательно и неожиданно-подробно. По крайней мере расстояние русские меряют вёрстами, а не милями - не знаю, правда, заслуга ли это МакКаммона или переводчика.

Вывод - увлекательная, яркая история шпиона-оборотня с привкусом Джеймса Бонда и «Андерворлда», не лишённая своих недостатков. Из подобных произведений сравнить могу только со «Штурмфогель» Андрея Лазарчука, и сравнение выйдет не в пользу МакКаммона. Но в любом случае о прочтении вряд ли пожалеете!

Оценка: 8

Есть реалии, отступая от которых, автор должен придумывать отмазку. Вот Малинин написал про оборотней, так он объясняет потерю или приобретение массы, плюс неуязвимость заимствованием тела из другого мира. Ну или из каких-то вариантов имеющегося. Не суть. Он объясняет.

Маккаммон же тупо мистик, и это основной его недостаток.

Я помню Ваала: Дьявол плохой, потому что он плохой. Даже пришельцы в Кусаке плохие потому, что плохие. Ну вот такие они. А хорошие, естественно, потому что – хорошие. И не поспоришь.

В Часе волка бобер с ослом поутихли, но с аргументацией все та же проблема.

Оборотень, соответственно, умеет оборачиваться почему? Потому что его покусали и он стал оборотнем. Нет, присутствует бессвязный детский лепет про вирус. Это в лирических флешбэках. Которые, кстати, весьма живо читаются, в чем их отличие от основного текста. Но смысла – ни на грош. Вроде как становление личности очень особенного вервольфа. Да у наших армадовцев больше удачных становлений героя! Мрак, в общем.

Еще там ружье на стене висит типа пушка. Которая сильно поломанатая, оттого работает муляжом. Значит так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

флешбэк, юность героя, община оборотней. Детки у этих товарищей или рождаются монстрами, либо мрут в младенчестве, пытаясь обернуться. А оно ж больно и напряжно – вирус, однако. Но ГГ исхитряется заделать детку, которая переживает этот процесс, что большая редкость, если не нонсенс. Потом приходят плохие, убивают всех, ребенка-оборотня забирают. Напоминаю, что это флешбэк минимум пятнадцатилетней давности. А то и больше. И все. Дите больше нигде никак не всплывает. Спрашивается: зачем было огород городить? Подчеркнуть сомнительную исключительность героя? Так она и осталась сомнительной.

Ну а в реальном времени дядечку упросили временно вернуться с заслуженного отдыха на стезю войны. В буквальном смысле, во вторую мировую. Он будет уничтожать сверхсекретное оружие, долженствующее бы изничтожить Англию. Оружие химическое и страшное очень. В пути будет много приключений от мачизма и мало перевертываний. Вообще непонятно, зачем было дядьку вервольфить. И без того получается вполне занятные военные приключения.

Будет концлагерь, но довольно неубедительный. Видно, что американец писал. Помнится, лирические отступления Донцовой на эту тему ужаснули меня куда как сильнее. Будут партизаны, секретная лаборатория, много плохих фашистов и один хороший немец. Но сильно несчастный.

Мир был бы хорошим, будь он один. Но мы видим как минимум два: послереволюционная Россия и военная Европа. И вторая сильно проигрывает. Не то чтобы совсем ненатурально, но я достаточно много читала про войну, чтобы ее динамическая интерпретация на фоне оборотня показалась мне избыточно претенциозной. А вот флешбэки – основная ценность романа - их мир хорош. Действительно, глухой лес, и оборотни – братья-славяне. Они там вырождаются, отрезанные от мира, голодают через раз, а туда же – подавай им если не смысл жизни, то хотя бы почитать на досуге и поговорить за вечное.

Читабельность средняя. За завтраком – хорошо, на прогулке – никак. Если хоть что-то отвлекает, это что-то каждый раз кажется увлекательнее книги.

Интрига тоже держится на прошлом героя. Я не знаю, как можно настолько испортить текст, чтоб читателю не было дела до применения химического оружия, но у автора получилось. Чего-то там пыхтит это воплощение Бонда, оборачивается, следит, дерется… А как-то мимо. Вот заброшенная община оборотней – эти да, вызывали живейший интерес. Социальный, в том числе. Хотя эту чУдную тему автор ухитрился до конца не раскрыть. Ах, какие там просились конфликты! Какие характеры! А остались ГГ с учителем и массовка. И все равно это лучше военных приключений.

Персонажи подкачали. Хорош немецкий перебежчик, чувствуется, что автор лепил его долго и любовно. Есть конфликт в характере, есть сложная судьба. Хорошо получилось. А вот положительные – супермены все как один. Мрак.

Можно было бы похвалить Охотника, но он настолько идеально зол, что просится на роль упомянутого Ваала. Ну вот просто очень-очень-очень плохой. И даже, в отличии от Кинга, автор не расскажет нам, кто же его в детстве обижал, что в результате такое получилось.

Идея мной обнаружена не была. Нет, я могу попытаться выдать свои мысли за мысли автора – например, про загадочность славянской души, только это неправда. Я что-то свое учитала, что там не планировалось, но идеей это назвать нельзя.

Погружение – лучше. Но снова это касается той самой флешбэковой части. Подросток, становление личности, выживание отдельной группы. Все мои любимые фишки, исполнение приличное. Жаль только, что ни к чему это отступление не ведет, и совершенно непонятно, за каким чертом его туда прилеплено.Ассоциации: собственно, любая мистика. Хошь – Экзорцист, хошь – сказка про Демьена. Смысла столько же. Хоть сто раз про войну, но это вообще не Василевская.

Оценка: 6

Шпионский боевик худшего разряда.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

И герой у нас метр девяносто, и секретные агенты на той стороне - сплошь красивые женщины, оказывающиеся в его постели, и после двух дней изучения легенды наш герой попадает в высшее нацисткое общество (только что не к Гитлеру), и так далее. Художника для работы в наисекретнейшей операции Рейха, от которой зависит существование Германии, ищут в уличном кафе. Герой четыре раза попадает в плен, откуда бежит. В конце книги Главный Нацистский Злодей объясняет герою смысл этой тайной операции (герой ведь так хорошо связан), и тому подобное.

В общем, это очередной роман о Джеймсе Бонде, только он умеет превращаться в волка.

Если бы я начал свое знакомство с МакКаммонном с этой книги, на ней я бы и закончил

Оценка: 5

На мой взгляд, один из худших романов Маккаммона. За все время чтения не покидало ощущение того, что книгу эту Роберт писал исключительно для «галочки». Про пришельцев писал, про вампиров писал, про загробный мир писал...так, так....ааа! - про оборотней не писал. Ну серьезно, зачем в этом приторно-пафосном и насквозь фальшивом романе нужен был человек-волк? Зачем? Убрать его и получится стандарнтый сюжет бондианы времен Холодной войны. Взять хотя бы флешбэки прошлого Майкла/Михаила. Да, некоторые сцены довольно сильные, но в контексте всего произведения они выглядят совершенно лишними, вставленными исключительно по необходимости изначально заявленной фабулы. А была ли необходимость в ИМЕННО такой фабуле? Вопрос. Лично мне кажется, что по ходу написания романа Роберт стал заложником собственного выбора, отчего произведение выглядит крайне неровным. В целом данный роман можно сравнить со студентом-дипломником, взявшим за основу готовый проект (серию романов Флеминга, к примеру) и добавившим к нему свою «гениальную» находку, обойтись без которой просто категорически нельзя.

Оценка: 6

Кому как, но я о приключениях «Штирлица-оборотня» прочитал с большим интересом. И нет ни малейшего желания придираться к сюжетным ляпам, достоверности описаний и т.д. Это тот Маккаммон, творчеством которого я восхищаюсь - крепко сколоченный сюжет, который не только увлекает, но и заставляет задуматься, «визуальные» экшн эпизоды, когда не просто читаешь про оборотня, но буквально видишь его горящие в темноте глаза и «живые» герои, к концу романа ставшие почти родными. По началу в романе две сюжетные линии: британский агент Майкл Галлатин, выполняющий задание в оккупированной Франции и Берлине, и молодые годы Миши Галлатинова. Особенно интересна вторая. Главы о юности героя, проведенной в глухом лесу, в стае ликантропов, просто великолепны. В романе много сильных, запоминающихся эпизодов - это и охота на человека в наматывающем круги вокруг Берлина поезде, противостояние стаи и берсеркера и наконец нацист, буквально тонущий в братской могиле замученных им людей. Вспомнить можно еще очень многое, мне всегда казалось, что в описании экшна с Маккаммоном может сравниться только Джо Аберкромби. А так передать атмосферу своих произведений, имхо не подвластно больше никому. Даже Великому и Ужасному. Отличный роман! Замечательный талант Маккаммона делает из этого произведения нечто большее, чем простое развлекалово. Имхо.

Оценка: 9

После прочтения книга оставила достаточно двоякое ощущение. С одной стороны автор предлагает напряженный сюжет, полный приключений, с другой ни особой глубины, ни внутреннего содержания в нем нет. Некоторые персонажи получились достаточно интересными, но складывается ощущение, что действуют они в картонных декорациях. У Маккаммона неплохо получились описания драматических реалий войны, но почему-то они не цепляют, не оставляют в душе никакого следа. Само построение произведения достаточно схематично, отрицательные герои одномерны. То ли Маккаммон еще слишком молод был и неопытен при написании сей книги, то ли просто подзарабатывал. В общем получилось у него не серьезное произведение (как «Жизнь мальчишки», «Голос ночной птицы» и т.д.) в приключенческом антураже, а комикс средней руки. Думаю фанаты будут в восторге от этого многостраничного романа, но думающий читатель, желающий получить от книги нечто большое, чем просто развлекательное чтиво, останется недоволен. Хотя наверное, на основе «Часа волка» мог бы получиться отличный сценарий для голливудского блокбастера.

Роберт МАК-КАММОН

ЧАС ВОЛКА

Война продолжалась.

В феврале 1941 года она, словно огненный смерч, перекинулась из Европы на северо-западное побережье Африки, куда в Триполи, с целью оказания поддержки итальянцам, прибыл гитлеровский командующий нацистскими войсками, опытный военный Эрнст Роммель. С его прибытием немцы стали теснить британские силы к Нилу.

По дороге, пролегавшей вдоль побережья, от Бенгази через Эль-Агхелия, Агедабия и Мечили, техника и солдаты танковой армии "Африка" продолжали теснить противника на земле изнуряющего солнца, песчаных бурь, оврагов, забывших вкус дождя, и отвесных обрывов, переходивших через сотни футов в плоские равнины пустыни. Масса людей, противотанковых пушек, грузовиков и танков двигалась на восток, отбив 20 июня 1942 года у британцев крепость Тобрук и приближаясь к заветной цели Гитлера - Суэцкому каналу. Владея этим жизненно важным водным путем, нацисты могли бы парализовать переброску войск союзников и продолжить марш на восток, подбираясь к уязвимым рубежам России.

В последние дни ожесточенных сражений июня 1942 года Восьмая британская армия, большинство солдат которой были изнурены до предела, брела по направлению к железнодорожной станции под названием Эль-Элемейн. Инженерные войска прилагали героические усилия, закладывая по ее следам запутанные узоры минных полей в надежде задержать настигающие танки. Ходили слухи, что у Роммеля не хватает бензина и боеприпасов, но солдаты, сидевшие в своих окопчиках, выдолбленных в твердой белой земле, чувствовали, как земля содрогается от движения немецких танков. Под лучами солнца и кружащимися стервятниками на западном горизонте поднимались столбы пыли. Роммель дошел до Эль-Элемейна, и, казалось, никто не сможет помешать ему пообедать в Каире.

Солнце садилось, кроваво-красное в молочном небе. Тени тридцатого дня июня ползли по пустыне. Солдаты Восьмой армии ждали, в то время как их офицеры в палатках изучали покрытые пятнами пота карты, а инженерные подразделения продолжали усиливать минные поля между британскими и немецкими войсками. В безлунном небе засияли первые звезды. Сержанты проверяли боеприпасы и орали на солдат, чтобы те вычищали свои окопчики, лишь бы не думать о резне, которая неизбежно должна начаться на рассвете.

В нескольких милях к западу, где мотоциклисты на иссеченных песками мотоциклах, БМВ и солдаты на бронемашинах разведки разъезжали в темноте по границам минных полей, на полоске земли, обозначенной голубыми огнями, приземлился маленький защитной расцветки аэроплан марки "Шторьх". Ворча пропеллерами, он поднял в воздух тучи пыли. На крыльях самолета были изображены черные нацистские свастики.

Как только колеса "Шторьха" остановились, с северо-западного направления подъехала автомашина с открытым верхом и фарами под козырьком. Из самолета вылез немецкий обер-лейтенант в пыльной светло-коричневой форме африканского корпуса и в защитных очках. К запястью его правой руки был прикреплен наручником плоский коричневый планшет. Водитель автомашины ловко отдал ему честь, одновременно придерживая дверцу. Штурман "Шторьха" остался в кабине, выслушав приказания офицера. Затем автомашина уехала в ту же сторону, откуда появилась, и, как только она скрылась из виду, штурман отхлебнул из своей фляжки и попытался немного подремать.

Автомашина взобралась на небольшой гребень, из-под ее покрышек полетел песок и острая галька. На другой стороне гребня стояли палатки и грузовики передового разведывательного батальона. Местность погрузилась в полную темноту, только внутри палаток слабо светились фонари и изредка мелькало мерцание замаскированных фар мотоциклов или броневиков, посланных с каким-нибудь поручением.

Автомашина подъехала к стоянке у самой большой, стоявшей в центре палатки, и обер-лейтенант, прежде чем выйти, подождал, пока ему не открыли дверцу. Подойдя ко входу, он услышал дребезжание банок и увидел несколько тощих собак, рывшихся в отбросах. Одна из них приблизилась к нему, ребра у нее выпирали наружу, а глаза ввалились от голода. Он ударил ее ногой, прежде чем она дотянулась до него носом. Ботинок попал в бок, отбросив собаку назад. Но она не издала ни звука. Офицер знал, что у этих паршивых животных были блохи, и при таком спросе на воду ему не улыбалась перспектива отскребать свою плоть песком. Собака отвернулась, на шкуре ее были отпечатаны кровью следы других ботинок, смерть от голода была для нее предрешена.

Возле клапана палатки офицер остановился.

Он осознал, что тут был кто-то еще - сразу за границей полной тьмы, дальше, где собаки выискивали в отбросах остатки мяса.

Он видел его глаза. Они мерцали зеленым светом, отражая крошечные лучики от фонаря в палатке. Глаза смотрели на него, не мигая, и в них не было выражения приниженности или мольбы. Еще одна проклятая собака из местного племени, подумал он, хотя ничего, кроме глаз, видно не было. Собаки следовали за бивуаками, и поговаривали, что они будут пить мочу из тарелки, если им ее предложить. Ему не нравилось, как этот мерзавец глядел на него; глаза были умны и холодны, и ему захотелось дотянуться до своего "Люгера" и отправить еще одну собачью душу на мусульманские небеса. От взгляда этих глаз в низу живота забегали мурашки, потому что в них не было страха.

Посыльный офицер Фойт? Мы ждали вас. Входите, пожалуйста.

Клапан палатки завернули внутрь. Майор Штуммер, офицер с резкими чертами лица, в круглых очках и с коротко остриженными рыжеватыми волосами, отдал честь, и Фойт кивком головы поприветствовал присутствующих. В палатке были еще три офицера, стоявшие вокруг стола, заваленного картами. Свет фонаря разливался по точеным загорелым немецким лицам, выжидательно смотревшим на Фойта. Посыльный офицер задержался на пороге, взгляд его устремился вправо, туда, где рылись тощие, голодные собаки.

Зеленые глаза исчезли.

Сэр? - спросил Штуммер. - Что-нибудь не так?

Нет, все в порядке, - его ответ прозвучал слишком поспешно.

Глупо так нервничать из-за собаки, сказал он себе. Приказ расчету 88-мм пушки уничтожить четыре британских танка он отдал лично с большим самообладанием, чем то, которое испытывал в настоящий момент. Куда исчезла эта собака? Конечно же, в пустыню. Но почему она не занималась вылизыванием банок, как другие? Нет, это смешно - терять время на раздумья о таких пустяках. Роммель послал его, чтобы получить сведения, и именно их ему предстояло привезти назад, в штаб танковой армии.

Год издания: 1989
Год первого издания в России: 1996
Год крайнего издания в России: 2011

«Час волка » - 9-ый роман американского писателя Роберта Рика Маккаммона . Его называют «Гением из Алабамы», и он является одним из самых популярных авторов, пишущих в жанре мистических ужасов. В 1989 году Роберт был уже довольно популярен и первое издание «Часа волка» разошлось почти миллионным тиражом.

Роман состоит из двух основных непересекающихся сюжетных линий, что позволяет классифицировать сюжет книги как параллельный, а такое в литературе встречается нечасто. Сюжеты чередуются, а переход между ними осуществляется посредством нескольких частей, на которые поделен роман. Одна часть повествует о настоящем времени (действие происходит в 1944-ом году на фронтах Второй Мировой Войны), другая рассказывает о том, как прошло детство главного героя, тогда еще простого русского мальчика по имени Михаил Галлатинов.

Началось все погожим летним днем, когда ничто не предвещало беды. Семья Галлатиновых организовала пикник возле леса, а маленький сын играл с воздушным змеем. Их семейную идиллию нарушили неожиданно появившиеся люди с оружием. Мальчик в панике углубился в лес и встретил там стаю волков, которые изменили его жизнь навсегда…

В настоящее время Михаил Галлатинов стал Майклом Галлатином, теперь он гражданин Великобритании и служит в Британской разведке. Ему доверяют самые сложные и, казалось бы, невыполнимые задания. Одной из подобных задач стала разгадка тайны «Железного кулака » - операции нацистов, направленной против высадки союзников в Нормандии.


Следует отметить, что Майкл не просто может превращаться в волка, а еще и делает это по собственному желанию, сохраняя при этом человеческий разум. Это является абсолютной находкой, обычно в книгах про оборотней превращения связаны с лунными циклами, а оборотень просыпается весь в крови и ничего не помнит. Здесь же волки воют на луну, как бы отдавая дань старым традициям, но только и всего. Про оборотней я читал не так много, но такого подробного описания процесса превращения как у Маккаммона я никогда не встречал, особенно впечатляет первое превращение после укуса, пережить которое удается далеко не всем.

Из двух основных сюжетных линий наибольший интерес представляет рассказ про детство и взросление. Первое превращение, жизнь в стае, первый сексуальный опыт, выживание, осмысление и самоосознание - далеко не полный список интереснейших событий и процессов, которым автор уделил пристальное внимание. Для отражения всей сложности самоосознания каждого оборотня идеально подходит вопрос Виктора - вожака стаи и наставника Михаила:

Кто есть ликантроп в глазах Господа, человек или зверь?

Этот вопрос красной нитью тянется через все произведение и так и остается без ответа, потому что на него просто невозможно однозначно ответить.


Однако в «военной» части тоже есть незабываемые сцены. Особенно впечатляют поезд с ловушками и эпизод на блокпосту, когда Майкла и его команду тщательно проверяли. Это сцена напоминает лучшие фильмы о шпионах и разведчиках. Напряжение, витающее в воздухе, было настолько осязаемо, что, как говорится, топор можно вешать. Ситуация, в которой любое неосторожно произнесенное слово может стать роковым, описана с должным взрывоопасным нервным накалом и остротой.

«Час волка » - остросюжетный мистический боевик с оттенком хоррора и маленькой толикой детектива. Кровавые битвы, перегрызаемые глотки и оторванные конечности присутствуют, так что любителям ужастиков найдется что почитать. Если быть честным, то я ожидал менее качественного чтива, это совсем не «пустой» боевик, в котором акцент делается только на приключениях героев и практически не уделяется времени на психологические аспекты, каким он мне виделся до прочтения. Помимо лихо закрученного сюжета, присутствуют психологизм, переживания героя и внутренняя борьба.

Ранее произведений Роберта Маккаммона я не читал и в моем сознании он являлся лишь копией Стивена Кинга, ведь многие читатели говорят, что некоторые их произведения очень похожи. Но после прочтения романа «Час волка» я убедился, что это не так. Роберт Маккаммон - самостоятельный автор, у которого есть своя ниша и свои читатели.

P.S. Теперь на сайте будут появляться еще и отзывы на книги. Не так часто, как на фильмы, потому что на чтение книги требуется намного больше времени, чем на просмотр фильма, но иногда будут. Пишите в комментариях, как Вы относитесь к подобной практике!

Роберт Рик Маккаммон

Час волка

В зверской сущности войны всегда есть тонкая грань между человеком и зверем

Виктор. Человек леса, он научил Майкла Галлатина тонко понимать и ощущать Шекспира и… сделал его четвероногим охотником. Он оставил своему ученику завет: «Живи свободным!» - и один неразрешимый вопрос: что есть оборотень в глазах Бога?

Чесна фон Дорне. Известна союзникам под кличкой Эхо. «Золотая девушка» Германии, звезда пропагандистских фильмов; пила шампанское с нацистскими бонзами. Галлатин, играя роль ее жениха, увидел в ней женщину редких и благородных страстей; вместе с ней он разгадал тайну «Железного кулака»; этот ход вывел их на смертельно опасную дорогу.

Гарри Сэндлер. Американец, охотник на крупного зверя, откровенный садист. Прирученный им сокол своей кровожадностью приводил в ужас даже его друзей-нацистов. У Галлатина с ним были давние счеты, и свести их он решил в облике человека, а не зверя!

Полковник Джерек Блок. Создатель и вдохновитель идеи «Железного кулака», начальник концлагеря Фалькенхаузен и бывший завсегдатай клуба «Бримстон». Имел звероподобного телохранителя по кличке Сапог. Блок играл роль любящего дядюшки Чесны, и ему не нравился ее новый кавалер.

Мышонок. Дезертир из немецкой армии; Галлатин познакомился с ним в Париже, где тот промышлял воровством. Мышонок рвался домой в Германию. Маленький робкий человечек согласился помочь союзникам - так он встал на путь мужества.

Посвящается Джону Сандерсу

Война продолжалась.

К февралю 1941 года ее огненный вихрь перекинулся из Европы на берега Северо-Западной Африки.

Командующий войсками рейха Эрвин Роммель прибыл в Триполи, где сражались войска союзной Италии, и британские войска, отступая, покатились к Нилу.

Двигаясь по береговой дороге, от Бенгази через Эль-Ангели, Ажедаби и Мишли, танки и пехота Африканского корпуса теснили противника, изнуренного невыносимым зноем и песчаными бурями, по оврагам, давно не знавшим дождя, вдоль отвесных скал, высившихся по краям пустынных равнин. Людской поток, противотанковые орудия, грузовики и танки - все двигалось к востоку. Крепость Тобрук была отбита у британцев 20 июня 1942 года. Армия, выполняя приказ фюрера, шла к заветной цели - Суэцкому каналу. Контролируя эту жизненно важную водную артерию, нацистская Германия смогла бы перекрыть поставки союзников и продолжить свой восточный марш к «уязвимому южному подбрюшью России». [Перефразированы слова Черчилля: «Балканы - уязвимое подбрюшье Европы». (Здесь и далее примечания переводчика.) ]

В последние дни июня 1942 года Восьмая армия британцев, солдаты которой были измотаны до предела, продвигалась к железнодорожной станции Эль-Аламейн. Ее инженерные части, выполняя приказ, оставляли за собой лабиринты минных полей, надеясь задержать наступление фашистов. Говорили, что у Роммеля мало топлива и боеприпасов, но солдаты, зарывшиеся в белую твердь земли своих окопов, слышали, как дрожит она под гусеницами немецких танков, и лучи палящего солнца освещали не только стервятников в поднебесье, но и тучи пыли, поднятые гусеницами.

Роммель уже почти дошел до Эль-Аламейна, и не просто было перекрыть ему победную дорогу, ведущую к Каиру.

Зашло солнце, кроваво-красное в мутном небе. Тень прошедшего дня легла на пустыню. Солдаты Восьмой армии томились в ожидании, а их офицеры под тентами все изучали оперативные карты; саперы с упорством муравьев сооружали минные поля на дороге у немцев. В небе вспыхнули яркие звезды, и в их свете сержанты проверяли боеприпасы, покрикивая на солдат, - нехитрый прием, отвлекающий их от мыслей о надвигающейся бойне.

В нескольких милях к западу, у самого края минных полей, где в темноте на исцарапанных песком мотоциклах «БМВ» и бронетранспортерах сновали разведчики, на полосе, обрамленной голубыми огнями, с ревом приземлился небольшой желтый самолет с черной свастикой на крыльях.

К нему тут же подкатила открытая штабная машина. Из кабины показался подполковник в присыпанной пылью коричневой форме Африканского корпуса и защитных очках. К его правому запястью цепочкой был прикреплен планшет. Подполковник направился к машине, дав приказ летчику оставаться в самолете. Не успела машина скрыться за холмом, как пилот, жадно отхлебнув из фляги, устроился поудобнее, надеясь вздремнуть.

Штабная машина, из-под колес которой летели тучи песка и щебня, перевалила за холм. Здесь раскинулись палатки и находился транспорт передового батальона разведки: из палаток пробивался тусклый свет фонарей, неярко вспыхивали время от времени фары мотоциклов и бронетранспортеров, отъезжавших на задание. Штабная машина остановилась перед самой большой палаткой. Под сапогами подполковника, направившегося к ней, звякнули пустые жестянки из-под консервов, заставив метнуться в сторону стайку тощих собак, рывшихся в отбросах. Одна, с торчащими ребрами и голодным блеском в глазах, направилась к нему, но удар сапога отшвырнул в сторону блохастую тварь. Бока несчастной носили следы ударов многих сапог; смерть от истощения была ее близким уделом.

Офицер остановился перед входом в палатку.

Какое-то чувство подсказало ему, что где-то рядом, на границе темноты, за копошащейся в отбросах стайкой псов, находится еще что-то.

Он видел глаза этого существа, они светились зеленым огнем, отражая лучи света, пробивающиеся из двери палатки, и глядели не мигая, без страха и мольбы. «Еще один шелудивый пес местной породы», - сперва подумал офицер, вспомнив рассказы солдат, что здешние псины готовы тащиться за ними куда угодно и даже вылизывать мочу из тарелок. Но как эта тварь смотрела на него! Коварно и холодно. Захотелось достать пистолет и с ходу отправить ее в мусульманский рай. От взгляда зверя по телу побежали мурашки.

Подполковник Фойгт, мы ждали вас. Пожалуйста, входите. - Голос из палатки остановил дрогнувшую руку.

Майор Штуммер, человек с рыжим ежиком волос на голове, в круглых очках, поспешно отдал честь входящему. Фойгт, стоя в дверях, ответил кивком головы. В палатке находились еще три офицера. Сгрудившись вокруг стола, они изучали оперативные карты. Свет фонаря освещал их чем-то похожие арийские лица, обожженные южным солнцем. Офицеры выжидательно смотрели на Фойгта. Но подполковник все еще не мог оторвать взгляда от светящихся зеленым огнем глаз странного пса.

Наконец зеленые глаза потухли.

Что-то случилось? - удивленно спросил Штуммер.

Да нет, - как-то слишком поспешно ответил Фойгт.

Глупо так нервничать из-за какой-то собаки, убеждал он себя. Действительно, странная нервозность для человека, который накануне дал приказ артиллеристам расстрелять четыре британских танка и хладнокровно наблюдал за ходом его выполнения. А вот теперь его почему-то заботит, куда подевалась эта собака и почему она не возится в помойке, как ее сородичи. Нелепость какая-то!

Ничего особенного, не считая того, что у меня язва желудка, солнце сожгло мне шею, и, прежде чем сойти с ума, мне очень хотелось бы увидеть снег, - отвечал Фойгт, входя в палатку. Полог за ним опустился.

Подполковник Фойгт, майор Клинхурст и два других батальонных офицера углубились в изучение оперативных карт, на которых была изображена пересеченная оврагами пустыня между пунктом 169 и британскими укреплениями. Красными кружками были помечены минные поля; голубые квадраты обозначали укрепленные пункты, окруженные колючей проволокой. Их надо было сокрушить в предстоящей атаке. Черные линии и квадраты указывали на сосредоточение немецких войск и танковых соединений. На каждой из карт стоял штамп батальона разведки.

Фойгт снял фуражку, отер пот с лица видавшим виды носовым платком, продолжая вглядываться в карты. Это был крупный, широкоплечий человек с лицом, опаленным солнцем, светлыми с проседью на висках волосами и выгоревшими добела бровями, которые нависали над светло-голубыми жесткими глазами.

Надеюсь, что это новейшие данные? - спросил он.

Так точно. Последний патруль вернулся двадцать минут назад.

Фойгт пробормотал что-то невнятное, хотя понимал, что Штуммер ждет похвалы за четкую работу разведки.

У меня мало времени. Фельдмаршал Роммель ждет. Что бы вы могли предложить?

Штуммер был разочарован - работа его батальона не получила должного признания. В последние двое суток шел нелегкий поиск возможных мест прорыва британских укреплений.

Вот. - Он взял карандаш и отметил место на одной из карт. - Мы считаем, что лучшее место прорыва здесь, южнее гряды Рювейсат, - минные поля на этом участке не так густы - и вот тут, в прогале между двумя дотами. - Он отметил два голубых квадрата. - Массированный удар позволит легко пробить брешь.

Майор, - устало сказал Фойгт, - в этой проклятой пустыне нет ничего легкого. Если мы не достанем необходимые нам топливо и боеприпасы, не пройдет и недели, как нам придется спешиться и отбиваться камнями. Сложите карты.

Один из младших офицеров поспешно выполнил его распоряжение. Фойгт открыл планшет, положил в него карты, отер пот с лица и надел фуражку. Теперь можно лететь в штаб к Роммелю; а потом - споры, брифинги, передвижение войск, танков и армейских обозов. Роммель решил атаковать. Без этих карт решение фельдмаршала было не ценнее самой мизерной ставки в карточной игре.

Планшет делал ставку весомой.

Я уверен, что фельдмаршал поблагодарит вас за прекрасную работу, майор, - сказал наконец Фойгт.

Штуммер возликовал.

Мы все выпьем за успех танковой армии на берегах Нила. Хайль Гитлер!

Фойгт вскинул руку. То же проделали и все остальные, за исключением Клинхурста, который не скрывал своей неприязни к партии. Совещание закончилось. Фойгт вышел из палатки и направился в сопровождении майора Штуммера к ожидавшей его машине.

Фойгт был уже в нескольких шагах от машины, шофер изготовился распахнуть перед ним дверцу, но, повернув голову на легкий шум, он замер на месте.

Рядом, чуть справа, стояла черная собака с зелеными глазами. Очевидно, она ждала их за палаткой и появилась так внезапно, что ни водитель, ни Штуммер не успели среагировать. Черный зверь был совсем не похож на своих голодных собратьев: величиной с бульмастифа, почти восемьдесят сантиметров в холке; мышцы, твердые, как рояльные струны, бугрились на его спине и бедрах, уши плотно прилегали к голове, а глаза буквально излучали ярко-зеленый свет. Животное свирепо смотрело на Фойгта, и тот понял - это убийца.

Да, это не собака.

Это был волк.

Майн Готт! - воскликнул Фойгт.

У него было такое ощущение, словно его полоснуло огнем по больному желудку. Мускулистое чудовище накинулось на него - в открытой пасти сверкали белые клыки, горячее дыхание обдало жаром запястье с наручником. Поняв с ужасом, что его ожидает, Фойгт потянулся левой рукой к кобуре.

Челюсти сомкнулись на запястье; кости руки были перекушены в один миг.

Осколки костей прорвали плоть, струя крови хлестнула на борт штабной машины. Фойгт закричал; он пытался вырваться, но волк вонзил когти в землю и не двинулся с места. Водитель машины был в шоке; Штуммер звал на помощь солдат, только что вернувшихся с караульной службы. Бронзовое лицо Фойгта стало желтым. Челюсти волка работали не уставая. В зеленых глазах был вызов.

Помогите, помогите! - орал Фойгт.

Наконец ему удалось вытащить пистолет из кобуры. В этот же момент водитель нацелил свой «вальтер» в голову зверя; Фойгт целился в его окровавленную морду. Но, как бы предугадав момент обоих выстрелов, волк внезапно швырнул свое тело в сторону, удерживая руку Фойгта мертвой хваткой, и Фойгт оказался на линии выстрела «вальтера». Пуля пробила спину Фойгта навылет, вырвав кровавый клок. Фойгт рухнул наземь, кисть осталась в волчьей пасти. Наручник с цепочкой свалился на землю. Быстрым движением головы волк отбросил окровавленную кисть в сторону. Голодные собаки жадно набросились на свежий кусок мяса.

Водитель выстрелил снова; его лицо стало маской ужаса, рука с пистолетом тряслась. Комок земли, вывороченный пулей, ударил в бок отскочившего волка. Из другой палатки бежали три солдата с автоматами.

Убейте его! - кричал Штуммер.

Из головной палатки выбежал Клинхурст с пистолетом в руке. Но черный зверь перемахнул через тело Фойгта, его клыки сомкнулись на наручнике. Третий выстрел водителя пробил планшет. Клинхурст тоже прицелился, но, прежде чем он нажал на спусковой крючок, волк метнулся в сторону и умчался во мрак.

Водитель расстрелял всю обойму, но - напрасно. Из палаток бежали солдаты, в лагере поднялась тревога. Штуммер подбежал к телу Фойгта, перевернул его и содрогнулся при виде кровавой лужи. Все произошло так быстро, что это просто не укладывалось в голове. И тут только до него дошло главное - волк утащил планшет с оперативными картами.

Он унесся на восток, к британским оборонительным линиям, вместе с картами диспозиции войск Роммеля.

По машинам! - заорал Штуммер, вскакивая на ноги, словно внутри его была пружина. - Скорее, ради бога! Скорее! Мы должны остановить эту гадину!

Он пронесся мимо штабной машины к желтому броневику с крупнокалиберным пулеметом. Водитель бежал вслед за ним; солдаты прыгали на мотоциклы, их фары светились желтым светом.

Вперед! - отчаянно закричал Штуммер, усевшись в машину. Он уже чувствовал, как на его шее стягивается петля палача.

Броневик устремился за волком, вздыбливая колесами фонтаны пыли; четыре мотоцикла, обогнав его, проскочили вперед.

Волк бежал, опередив преследователей на четверть мили. Его тело было создано для быстрого бега на большие расстояния. Глаза волка сузились, его челюсти крепко сжимали наручник. Планшет стучал, по земле; дыхание волка было мощным и ровным. Беглец слегка отклонился вправо, взлетел на каменистый пригорок и скатился вниз. Из-под его лап летел песок, скорпионы и ящерицы разбегались во все стороны.

Волк насторожился. Слева нарастал рев. Прыжки волка удлинились, лапы его мерно стучали по плотному песку. Рев все приближался. Луч света скользнув мимо, вернулся обратно, поймал бегущий силуэт. Солдат в коляске мотоцикла закричал:

Вот он! - и открыл огонь.

Волк резко встал, его силуэт темнел в светящемся облаке пыли; пули защелкали впереди него. Изменив курс, волк снова помчался на восток, не выпуская из пасти наручник.

Строчил пулемет. Трассирующие пули прочерчивали оранжевые строчки, отскакивая от камней, как брошенные окурки. Но волк несся зигзагами, шарахаясь из стороны в сторону, прижимая тело к земле; сквозь пули он домчался до вершины холма и скрылся из виду.

Он там! - кричал автоматчик. - За холмом!

Водитель повернул свой тяжелый мотоцикл; в лучах фар кружило белое облако пыли, машина неслась с характерным для немецких моторов горловым рокотом. Перевалив вершину холма, они ринулись вниз, в овраг - чаша глубиной в два с половиной метра глядела на них, словно ухмыляясь.

Мотоцикл свалился вниз, дважды перевернувшись. Пулемет строчил сам по себе; пули, отскакивая от стенок оврага, изрешетили тела стрелка и водителя. Мотоцикл был смят, топливный бак взорвался.

А волк, перемахнув овраг одним мощным прыжком, увертываясь от осколков раскаленного металла, мчался дальше.

Зарокотало справа - еще один охотник, мигая фарами, мчался на него.

Пули вонзились в землю у самых лап волка, они свистели совсем рядом, повторяя все его рывки и повороты. Мотоцикл приближался, и пули ложились все ближе к цели. Одна трассирующая пуля пролетела так близко, что на волка повеяло горьким запахом человеческого пота.

Волк, сделав крутой вираж, подпрыгнул вверх - пули просвистели у него под лапами, а зверь скатился в овраг, прорезавший пустыню по направлению на юго-восток.

Мотоцикл теперь медленно катился вдоль кромки оврага; водитель подсвечивал его дно фонариком.

Я его тюкнул, - клялся он. - Уверен, что пули попали в цель…

И тут волосы у водителя поднялись на затылке дыбом. Следя за лучом фонаря, он не заметил, как громадный черный волк, бежавший за мотоциклом, перемахнул через коляску и навалился на него. Два ребра смялись, как гнилые штакетины, он вылетел из седла, а волк, поднявшись на задние лапы, перемахнул через ветровое стекло, как это сделал бы человек. На лету он презрительно хлестнул стрелка хвостом по лицу. Мотоцикл, проскочив по инерции еще метров пять, перевалился через край оврага и рухнул на дно. А черный зверь продолжал свой бег, взяв прежний курс.

Сеть холмов и оврагов заканчивалась; каменистая пустыня под светом звезд казалась плоской, как стол. Волк бежал и бежал; его сердце стучало ровно, ноздри пили сладкий воздух свободы, как аромат жизни. Он резко повернул голову влево, перехватил планшет за ручку, чтобы тот не стучал по земле. Волк с трудом преодолел желание выплюнуть ручку, у которой был отвратительный привкус человеческой ладони. И тут сзади снова прозвучало горловое рычание более низкого тона, чем у предыдущих охотников. Волк оглянулся и увидел пару желтых лун, несущихся по пустыне по его следам. Огненный смерч с красными всплесками поверх желтых фар несся за ним - пули вздыбили песок почти рядом с волком. Он рванулся в сторону, закрутился, притормозил, снова рванулся вперед; следующая очередь трассирующих пуль опалила ему загривок.

Скорее! - кричал Штуммер водителю. - Не упусти его!

Зататакала новая очередь, но волк снова ушел, резко рванувшись влево.

Проклятье! Держи ровнее! - кричал Штуммер.

Волк не расставался с планшетом Фойгта. Он направлялся прямо к англичанам. Что же это за зверь, который, вместо того чтобы ковыряться в отбросах, ворует планшет с оперативными картами? Проклятое чудище нужно остановить. Ладони Штуммера вспотели; он постарался поймать зверя на мушку, но тот уворачивался, срезал дорогу, потом снова ускорял свой бег, как будто…

«Да, - подумал Штуммер. - Он мыслит, словно человек».

Не дергай! - заорал он.

Но машина налетела на ухаб, и снова его прицел был сбит. Ему оставалось только поливать дорогу пулями в надежде, что тварь напорется на них. Он перезарядил пулемет и снова нажал на гашетку.

Ствол был горяч, как полуденный жар, - пулемет заклинило.

Волк оглянулся - машина быстро приближалась. Когда он снова посмотрел вперед, было уже поздно. Перед ним, на расстоянии каких-то полутора метров, высилось заграждение из колючей проволоки. Задние лапы волка напряглись, и его тело взлетело в воздух; туловище пролетело над проволокой, но правая задняя лапа застряла в колючем завитке.

Давай! - заорал Штуммер. - Дави его!

Волк рванулся. Цепляясь когтями передних лап за землю, он пытался высвободиться - но тщетно. Штуммер стоял в машине, ветер бил ему в лицо; водитель выжимал газ до упора. Еще несколько секунд - и машина раздавит зверя своими рубчатыми колесами.

Штуммер никогда бы не поверил в то, что произошло дальше, если бы не видел это собственными глазами. Волк изогнулся и передними когтями ухватил колючую проволоку, в которой запуталась его лапа. Когти раздвинули проволоку, и зверь, вырвавшись на свободу, на всех четырех рванулся дальше. Бронемашина придавила проволоку своим корпусом, но волка там уже не было.

ПРОЛОГ

Война продолжалась.
В феврале 1941 года она, словно огненный смерч, перекинулась из Европы на северо-западное побережье Африки, куда в Триполи, с целью оказания поддержки итальянцам, прибыл гитлеровский командующий нацистскими войсками, опытный военный Эрнст Роммель. С его прибытием немцы стали теснить британские силы к Нилу.
По дороге, пролегавшей вдоль побережья, от Бенгази через Эль-Агхелия, Агедабия и Мечили, техника и солдаты танковой армии «Африка» продолжали теснить противника на земле изнуряющего солнца, песчаных бурь, оврагов, забывших вкус дождя, и отвесных обрывов, переходивших через сотни футов в плоские равнины пустыни. Масса людей, противотанковых пушек, грузовиков и танков двигалась на восток, отбив 20 июня 1942 года у британцев крепость Тобрук и приближаясь к заветной цели Гитлера - Суэцкому каналу. Владея этим жизненно важным водным путем, нацисты могли бы парализовать переброску войск союзников и продолжить марш на восток, подбираясь к уязвимым рубежам России.
В последние дни ожесточенных сражений июня 1942 года Восьмая британская армия, большинство солдат которой были изнурены до предела, брела по направлению к железнодорожной станции под названием Эль-Элемейн. Инженерные войска прилагали героические усилия, закладывая по ее следам запутанные узоры минных полей в надежде задержать настигающие танки. Ходили слухи, что у Роммеля не хватает бензина и боеприпасов, но солдаты, сидевшие в своих окопчиках, выдолбленных в твердой белой земле, чувствовали, как земля содрогается от движения немецких танков. Под лучами солнца и кружащимися стервятниками на западном горизонте поднимались столбы пыли. Роммель дошел до Эль-Элемейна, и, казалось, никто не сможет помешать ему пообедать в Каире. Солнце садилось, кроваво-красное в молочном небе. Тени тридцатого дня июня ползли по пустыне. Солдаты Восьмой армии ждали, в то время как их офицеры в палатках изучали покрытые пятнами пота карты, а инженерные подразделения продолжали усиливать минные поля между британскими и немецкими войсками. В безлунном небе засияли первые звезды. Сержанты проверяли боеприпасы и орали на солдат, чтобы те вычищали свои окопчики, - лишь бы не думать о резне, которая неизбежно должна начаться на рассвете.
В нескольких милях к западу, где мотоциклисты на иссеченных песками мотоциклах, БМВ и солдаты на бронемашинах разведки разъезжали в темноте по границам минных полей, на полоске земли, обозначенной голубыми огнями, приземлился маленький защитной расцветки аэроплан марки «Шторьх». Ворча пропеллерами, он поднял в воздух тучи пыли. На крыльях самолета были изображены черные нацистские свастики.
Как только колеса «Шторьха» остановились, с северо-западного направления подъехала автомашина с открытым верхом и фарами под козырьком. Из самолета вылез немецкий обер-лейтенант в пыльной светло-коричневой форме африканского корпуса и в защитных очках. К запястью его правой руки был прикреплен наручником плоский коричневый планшет. Водитель автомашины ловко отдал ему честь, одновременно придерживая дверцу. Штурман «Шторьха» остался в кабине, выслушав приказания офицера. Затем автомашина уехала в ту же сторону, откуда появилась, и, как только она скрылась из виду, штурман отхлебнул из своей фляжки и попытался немного подремать.
Автомашина взобралась на небольшой гребень, из-под ее покрышек полетел песок и острая галька. На другой стороне гребня стояли палатки и грузовики передового разведывательного батальона. Местность погрузилась в полную темноту, только внутри палаток слабо светились фонари и изредка мелькало мерцание замаскированных фар мотоциклов или броневиков, посланных с каким-нибудь поручением.
Автомашина подъехала к стоянке у самой большой, стоявшей в центре палатки, и обер-лейтенант, прежде чем выйти, подождал, пока ему не открыли дверцу. Подойдя к входу, он услышал дребезжание банок и увидел несколько тощих собак, рывшихся в отбросах.