Семён Т. Альтов - краткая биография

Семен Теодорович Альтов родился 17 января 1945 г. в Ленинграде. Окончил Ленинградский технологический институт имени Ленсовета.

Известность Семен Альтов получил благодаря произведениям, которые исполняли едва ли не все юмористы отечественной эстрады, в том числе Геннадий Хазанов, Клара Новикова, Ефим Шифрин. Писатель Семен Альтовбыл автором последнего спектакля Аркадия Райкина "Мир дому твоему", поставленного в Московском театре "Сатирикон". ПеруСемена Альтова принадлежат несколько книг ("Шанс", "Собачьи радости", "Набрать высоту", "224 избранные страницы"), он также принимал участие в создании комедийного сериала "Недотепы". С большим успехом проходят выступления, на которых писатель - юморист исполняет собственные произведения. При этом он еще успевает выпускать печатный юмористический журнал. В 1994 году Семен Альтов стал лауреатом международного фестиваля сатиры и юмора "Золотой Остап", получив позолоченную статуэтку вслед за Сергеем Довлатовым и Михаилом Жванецким.

А для чего они муки терпят? Что им надо? А надо им всем одного: семьи, гнёздышка, плеча сильного рядом. Так выпьем за их светлую мечту! За тебя, Вася!

Альтов Семён Теодорович

Писать Семен Альтов начал в 26 лет, (а по-настоящему профессионально, признается юморист, он умеет только писать и выступать с эстрады). На сцену он попал из-за финансового интереса. Но быстро понял, что его неподдельно низкий голос в сочетании с темами рассказов создают нужный комический эффект. Кто-то сравнил его манеру выступления с чтением криминальной хроники. Женщины же порой говорят, что голос Семена Альтова эротичен. Писатель по этому поводу шутит: "Если с годами произойдет разжижение мозгов, и я больше не смогу писать, то, благодаря этому голосу, я пойду в службу "секс по телефону".

Семён Теодорович Альтов - фото

Семён Теодорович Альтов - цитаты

А для чего они муки терпят? Что им надо? А надо им всем одного: семьи, гнёздышка, плеча сильного рядом. Так выпьем за их светлую мечту! За тебя, Вася!

А кто ещё станет слушать нас, почему мы не стали кем могли, а стали, кем стали, и кто виноват, - всю эту ежевечернюю фигню слушают они, одной рукой стирая наши рубашки, второй стругая картошку, третьей воспитывая наших бездарных детей.

Боксёрские перчатки, милицейские дубинки и многое другое в магазине «Отделочные материалы».

Популярный сатирик отметил свое 62-летие
С Семеном Альтовым можно разговаривать бесконечно. И не только потому, что ему есть что рассказать.

С Семеном Альтовым можно разговаривать бесконечно. И не только потому, что ему есть что рассказать. Просто Семен Теодорович говорит обо всем с таким юмором, что любая история в его изложении тянет на полноценный юмористический рассказ. Зачастую с философским подтекстом.

"КОММУНАЛКА ПОВЕРНУЛА МЕНЯ ЛИЦОМ К БОЛЬШИМ ЖЕНЩИНАМ"

- Семен Теодорович, с какого возраста вы себя помните?

Лет с четырех, наверное. Мама у меня была архитектором, но после рождения детей не работала, занималась только нами. Отец преподавал электротехнику в Ленинградском кораблестроительном институте. Родился я в эвакуации, в Свердловске. Когда родители вернулись домой, квартиры нашей уже не существовало в природе. После войны в Ленинграде вообще было тяжело с жильем, вселялись кто куда. В нашей коммунальной квартире жили 29 человек. Помню, как появился первый телевизор "КВН": крохотный экранчик, перед которым ставили линзу с водой. Мы, маленькие, все время искали там рыбок, думали, это аквариум.

В нашей квартире телевизор был только в семье у дяди Коли - большого начальника, директора овощной базы. Вещание тогда начиналось в шесть вечера, а заканчивалось в 10. И вот ровно в шесть часов все 29 человек, дети и взрослые, брали стулья, без стука входили в комнату к дяде Коле и садились смотреть телевизор. А в 10 так же молча уходили. Одна программа почему-то особенно запомнилась - фигурное катание. Тогда даже совсем дряхлые бабушки знали, что такое тодес и тройной тулуп.

- 29 человек в одной квартире - сегодня трудно себе такое представить!

Тогда трудно было представить, что может быть иначе. Помню, мальчик из класса позвал меня на день рождения. Мы немного поиграли в его комнате и вышли в коридор, где были еще две двери. Спрашиваю: "А там кто живет?". Он говорит: "Мы". - "Но мы же только что вышли из вашей комнаты, - удивился я, - а та чья?". - "Наша!". - "А третья?". - "Тоже наша!". Я пришел домой и сказал: "Мама, у нас в классе учится ненормальный мальчик. В квартире три двери, и он говорит, что везде живут они!". Я действительно пришел в ужас, для нас привычнее было так: дверь - семья, дверь - семья.

Мы не знали, что во всем мире люди живут в отдельных квартирах. Было ли это трагично? Нет. Сейчас мы с женой живем только вдвоем, и то иногда я ей мешаю, а она мне. Конечно, в коммуналке случались и скандалы, но не так часто. На кухне, например, у каждой семьи был свой столик. И около ножек чернилами рисовали крестики. Не дай Бог, если за ночь кто-то сдвигал стол хотя бы на четыре миллиметра. Тут запросто могло начаться Ледовое побоище! Вспоминали все былые обиды и шли стенка на стенку.

Возникали конфликтные ситуации и возле туалета, если кто-то там надолго запирался. Не назло, мало ли что. А 10 человек, переминаясь с ноги на ногу, ждали с этой стороны двери. Тот, естественно, все слышал, не мог сосредоточиться и поэтому сидел еще дольше. Но справедливости ради надо сказать, что такое случалось редко.

- Питерскую коммуналку с одесской, конечно, не сравнить. Но, наверное, у вас были колоритные личности?

Сегодня, благодаря "Амаркорду" Феллини, я понимаю, что именно там складывалось мое представление о женщине. У нас были соседки, две тети Шуры, очень крупные женщины. И меня это, конечно, будоражило. Уж не знаю, умышленно или нет, но у них иногда распахивались полы халата. Или где-то на груди оказывалась маленькая дырочка. А много ли надо мальчику в период полового созревания? Увиденное не давало мне заснуть! А если все же засыпал, то снилось ночь напролет. Кстати, именно коммуналка повернула меня лицом к большим женщинам.

С той квартирой связана одна страшная история. Картинка того, как все произошло, до сих пор стоит у меня перед глазами. Родители куда-то ушли, оставили меня у дяди Кости и тети Зины, в комнатке два на шесть метров - фактически это был кусок коридора. Я сидел на диванчике и читал "Букварь". Дядя Костя принес из кухни чайник и поставил его на табуретку, на подставочку. В это время я отложил "Букварь" и потянулся за куклой. Задел чайник, и из него полился крутой кипяток. Если бы я на свое шестилетнее тельце вылил все пять литров, мне бы хватило. Но судьба, очевидно, сжалилась. Я закричал, прибежал дядя Костя, сорвал с меня одежду и намазал бок маслом.

Эту картинку сменяет следующая: лежу на диване, а вся квартира - 29 человек! - стоит в дверях, я даже сейчас помню, где чья голова. И прямо у меня на глазах, как воздушные шары, начинает надуваться кожа на боку и на руке. Для того, чтобы их разрезать, мне сделали первый наркоз, после которого я спросил: "Я что, пьяный?". Было очень больно, наверное, поэтому все это и врезалось в память.

"НА СПУЩЕННЫХ ШТАНАХ Я ЗАРАБОТАЛ ЦЕЛЫХ ТРИ РУБЛЯ"

- Как вы впервые вышли на сцену?

Артисты уже потихоньку что-то мое читали, как вдруг оказалось, что есть особая категория авторов-исполнителей: сам стоишь на сцене, читаешь, а тебе за это еще и платят деньги. Мы рванули в Театр эстрады, записались в очередь. А потом зашли в зал - там как раз шел концерт - посмотреть, как это делают другие. Пока стояли за кулисами, выяснилось, что кто-то не пришел. Нам сказали: "Идите на сцену, покажите себя!".

Я был в джинсах, в таком виде на сцену выходить нельзя. И кто-то одолжил мне костюм, который был... на два размера больше, чем я мог себе позволить. Поэтому, стоя на сцене, я все время придерживал спадающие брюки локтем. А комиссия, которая должна была нас принимать, решила, что это такой актерский ход: смотри-ка, парень первый раз на сцене, а уже штаны ловит, какая находка! Меня не только приняли, но и ставку за мастерство сразу дали повышенную - не 6.50, как у всех, а 9.50! Так что на спущенных штанах я заработал целых три рубля.

Я начал выступать, но программа у меня была только на одно отделение. Во втором выступал Саша Розенбаум. Он, благодаря магнитофонным записям, был тогда гораздо более известным, а я на его фоне показывал себя людям. Я всегда работал первое отделение, он - второе. Но как-то ему надо было еще куда-то успеть, и он попросил меня поменяться. А наша постоянная ведущая была немного под хмельком. Увидев, что Саша уходит, она сказала: "Всего доброго, концерт окончен!". И народ пошел в фойе. Когда она поняла, что сделала, то мигом протрезвела. И потом бегала по фойе, зазывая всех обратно.

- Как-то вы сказали в интервью: "Все великие эстрадные актеры прошли через меня!". А можно подробнее?

Начать, наверное, надо с Яна Арлазорова, с которым у нас был очень красивый роман. Помню, сидим мы дома, у нас тогда еще была однокомнатная квартира. Звонок. Неизвестный мне человек красивым бархатным голосом говорит, что он Арлазоров. Он что-то мое слышал и читал, поэтому очень хотел бы со мной поработать. Я говорю: "Вот мой адрес, будете в Питере - заходите!". Через четыре часа человек уже входил в квартиру. Оказывается, он тут же взял такси, помчался в аэропорт, купил билет и прилетел.

Очаровал всю мою семью. Нарисовал сказочные картины того, что случится при нашем сотрудничестве года через два-три: там была кавалькада "мерседесов", горы цветов, денег, драгоценностей и квартир. И мы начали работать. До этого у Яна был только один номер - "Каскадеры". Я стал часто приезжать в Москву, в его тогда еще тоже однокомнатную квартиру, расположенную где-то за кинотеатром "Прага". Там был всего один, правда, очень большой диван, на котором мы часто ночевали вместе. Как-то я сказал эту фразу в одном интервью, которое потом вышло под заголовком: "Альтов и Арлазоров в одной постели".

- Говорят, у Яна Майоровича тяжелый характер. Как вам с ним работалось?

Не могу сказать, что все было просто. Я человек легкий и достаточно безалаберный, а Ян - пунктуальный и дотошный. Мне все время хотелось идти дальше, делать что-то новое, а он скрупулезно доводил до совершенства каждый номер. Но сделали мы все-таки немало. Многие вещи вы знаете и помните, например, знаменитую "Кассиршу" с запавшим в память словечком: "Госпыдя!". Кстати, пресловутую "четвертую стену" на нашей эстраде разрушил именно Ян, он первым начал не только обращаться к зрителям, но и вводить их в свой номер. Потом мы с ним немножко расстались. Но Ян - однолюб и, по-моему, ревнует меня до сих пор.

- К кому?

А ко всем! К жене, к сыну, к другим артистам. Характер у него своеобразный: если он предан, то до конца. Хочешь ты того или нет! Готов отдать за тебя руку, ногу. И его не смущает, что две руки у тебя уже есть, он все равно предлагает тебе третью - запаску. Причем от чистого сердца. Сейчас вот снова соблазняет меня: "Давай что-нибудь сделаем!". Прошлым летом в Юрмале очень удачно читал мои коротенькие притчи - неожиданно эмоционально. Ну так и делал бы! Нет, он все время ждет, когда я вернусь к нему в дом. Считает, что я вышел ненадолго и должен прийти обратно.

- С Шифриным у вас столь же трогательные отношения?

Фима - человек очень удобный. Он интеллигентный, ненавязчивый. Сейчас он, пожалуй, больше всех меня исполняет и делает это очень хорошо. Но Фима очень закрытый, ему внутрь не попадешь. Да и не надо! Я тоже не люблю, когда мне пытаются глубоко влезть в душу.

С кем у меня действительно очень трогательные отношения, так это с Володей Винокуром. Не знаю человека, более комфортного в общении. Ему надо платить деньги только за то, что он сидит за вашим столом. Он гениально чувствует компанию, начиная от крупных военачальников и заканчивая слесарями, и тут же берет вечеринку в свои руки. И хоть частенько высказывается матом, делает это настолько естественно и органично, что даже королева Елизавета была бы им очарована.

Знаете, иной человек говорит бранное слово не полностью, а возникает ощущение неловкости. Другой же не пропускает ни одной буквы, но у него все получается изящно. Вот это про Володю. Очень солнечный человек, на которого всегда можно положиться. Кстати, то же самое могу сказать и о Якубовиче.

"ЕСЛИ БЫ НЕ ЯКУБОВИЧ, МОЯ СЕМЬЯ БЫ РАСПАЛАСЬ"

- Вы ведь с ним давно знакомы?

Еще со времен очень популярной в 70-х годах программы "Шоу 01". Увы, не осталось ни одной записи - для телевидения ее не снимали. Я ушел из нее года через три, но программа еще лет 10 каталась по России и без единой "обезьяны" (так называют актера с известной фамилией) собирала стадионы, а это пять-семь тысяч человек. Якубович на "Шоу 01" поначалу просто выносил на сцену стул и был, по-моему, весьма этим доволен. Потом начал делать небольшой эстрадный номер - буриме, и видите, как раскрутился.

У меня с Леней и "Шоу 01" связана замечательная история! Были мы как-то на гастролях в Сочи. 30 августа мне нужно было вылететь оттуда в Питер: жена с сыном возвращались домой из Белоруссии, от родственников, а ключи от квартиры только у меня. Люди старшего поколения помнят, что означало в то время вылететь куда-либо из Сочи 30 августа. Но наша администратор мне пообещала: "Все договорено, ты улетишь!". Накануне мы прощались на пляже... В свой гостиничный номер я вернулся в половине пятого утра, а в половине шестого мне уже нужно выезжать. Можно было не ложиться, но я все-таки лег, сказав себе: "Сенечка, мы полчасика поспим и встанем!".

- Проспали?

Проснулся я за 40 минут до вылета. С тех пор знаю средство быстро прийти в себя после бурной ночи: нужно проснуться в чужом городе за 40 минут до вылета твоего самолета. На автопилоте кинул что-то в сумку. В чем вышел, не помню. На улице стояло одно-единственное такси, подбежал: "Адлер!". Водитель спросил: "Сколько?". - "Если доедем, - сказал я, - то все!". Мы домчались за 20 минут. Нашел Ивана Ивановича, сказал, что я от Ивана Петровича. Он говорит: "Да, мне звонили, но самолет набит битком, взять вас не могу. Поезжайте (называет какой-то поселок под Адлером), найдите Анну Степановну, она вас посадит!". Я уже понимал, что что-то не так, но все-таки поехал. Долго будил какую-то женщину, которая никак не могла понять, чего я от нее хочу. Потом сказала: "Поезжай в аэропорт. В два часа я приду, улетишь".

Два часа - никого нет, три - никого нет. Начался дождь. И на меня вдруг накатило странное ощущение...

- Вы поняли, что не улетите оттуда никогда!

Да. Воображение нарисовало страшную картину: жена и сын сидят на лестнице у запертой двери. Из-за меня! Тогда я собрал остатки чужой наглости (своей у меня отродясь не было!) и решил пойти к начальнику аэропорта. Его дверь была буквально облеплена людьми, но я все-таки втиснулся. Никогда не забуду того, что там увидел.

За столом сидел человек с какими-то перевернутыми глазами, а перед ним на столе лежали документы, костыли, искусственные женские груди и плачущие младенцы. В воздухе висели мат, слезы и пот. Я попытался поймать его взгляд, для чего то приседал, то поднимался. У меня тогда уже было удостоверение Театра Райкина. И я, как блесной, начал водить им перед носом у начальника. В какой-то момент он на него наткнулся и прочел, что там написано. Как я понял потом, это было последней каплей, переполнившей чашу его терпения. Он слегка привстал и закричал: "Да пошел ты!".

- И вы?

Пошел. Выпил еще кружку пива, после чего взял такси и вернулся в Сочи к своим. "Все, - сказал, - ребята, конец!". И тут подошел Леня Якубович: "Вот тебе рюмка водки и куриная ножка. Ложись, поспи. Сегодня ты улетишь!". Когда человеку очень хочется во что-то верить, он верит. Леня разбудил меня в семь вечера: "Поезжай в спортивный лагерь рядом с аэропортом, найдешь там человека (называет восточное имя и отчество), скажешь, что от меня. Приехал, нашел этого человека, говорю: "Я от Лени!". Меня тут же посадили за стол, начали кормить и поить: "О, у нас такой гость!". Я, естественно, дергался, пытаясь объяснить, что мне надо улететь. Но в ответ слышал одно: "Кушай, дорогой, кушай!".

Ровно в девять вечера меня вытащили из-за стола, и мы поехали в аэропорт, где по-прежнему гудел пчелиный рой. Мой спутник подозвал двух милиционеров, мы построились "свиньей" и буквально разрезали толпу. Он спокойно зашел в кассу со служебного входа, поцеловал кассиршу в шею и сказал: "Светонька, это мой друг, ему надо улететь в Ленинград". Она улыбнулась: "Пожалуйста!". И я улетел! Вот это - Леня, у которого всегда были близкие люди, готовые сделать для него все или почти все. Очевидно, он делал для них то же самое. Так что, если бы не Якубович, моя семья бы распалась. А так мы живем до сих пор.

- Говорят, вы романтически ухаживали за своей будущей женой...

Я с Ларисой знакомился трижды.

Первый раз - в ДК Ленсовета. В фойе сидела девушка с лицом поразительной красоты. У меня был билет на "Устный журнал", который я же и вел. Спросил: "Не хотите пойти?". Она пошла, но больше я ее не видел. Ровно через год зашел в "Техноложку" (Технологический институт имени Ленсовета. - Авт. ), в комитет комсомола. За пианино сидела девушка с лицом поразительной красоты и играла Грига. Спросил: "Не хотите пойти на концерт фортепьянной музыки?". Она хотела, но стоит ли говорить, что больше я ее не видел.

Прошел еще год. В незнакомой компании девушка с лицом поразительной красоты волнующим грудным голосом пела под гитару. Я задумался, куда бы ее пригласить. И тут Лариса сказала: "Неужели не помнишь: мы знакомимся третий раз!". Четвертого ждать не стали и вскоре поженились.

- Выходит, судьба!

А знаете, когда я это понял? Когда впервые пришел к ней в гости. В то время был страшный книжный дефицит. Из пятитомника Бунина, такого голубовато-зеленого, мне удалось достать первые четыре тома. И вот, придя к Ларисе, я увидел на полке одинокий пятый том. "А у меня есть первые четыре", - сказал я. "А у меня - пятый", - ответила она. По сути дела, это было наше первое признание в любви. И собрание сочинений стало, наконец, полным.

- Свадьба была шумная?

Конечно, не такая, какие сейчас празднуют в Царском Cеле и Петродворце, гораздо скромнее. В какой-то столовой на Петроградской. Еще были живы родители Ларисы и мой отец. Ее мама привезла из Белоруссии, где они жили, два или три ящика "Беловежской" - замечательной водки коричневого цвета, настоянной на кедровых орешках. Кто-то сказал очень красивый восточный тост о том, как хорошо, что соединились вместе красота Ларисы и красота моего ума. Моя жена действительно очень красивая женщина. Иногда, глядя на нашу свадебную фотографию, спрашиваю ее: "Лара, скажи честно, что ты во мне нашла?".

- А она?

Молчит. Делает вид, что не слышит.

- Сами как сей факт объясняете?

Думаю, имел место дальний прицел. Я еще был никем, инженером с окладом в 110 рублей, но она, видимо, что-то такое во мне заметила и правильно все рассчитала. Сейчас имеет... 120.

"ЕСЛИ ШЕРСТЯНОЕ, ЗНАЧИТ, СОБАКА, ЕСЛИ ГЛАДКОЕ - ЗНАЧИТ, ЖЕНА"

- Вы часто ссоритесь?

Бывает. Мы, во-первых, совершенно разные и внешне, и внутренне. Я - флегматик, Лариса, скорее, холерик, она очень вспыльчивая, легко возбуждается. Во-вторых, для ссоры годится любая тема. Из-за вопроса: "Почему ты надел к этому пиджаку эту рубашку?" - вполне может начаться гражданская война! Но ничего, по-моему, это даже освежает наши отношения. К тому же со мной долго ругаться невозможно. В самый разгар такой театральной сцены я вдруг что-нибудь говорю, и она начинает смеяться. Как партнер по жанру трагедии я плох: перевожу все в комедию, и спектакль рушится.

- А есть шутки, которые супруге не нравятся?

Одна, на мой взгляд, очень удачная фраза ужасно ее злит. Звучит она так: "Хочется простой человеческой ласки, а дома жена". А ее любимая моя фраза: "Кормишь тебя, кормишь, а ты все ешь и ешь!".

Ну а если серьезно, то мы вместе уже более 30 лет, а это солидный стаж (не будем употреблять слово "срок"). У нас бывали разные периоды. Лариса часто вспоминает, как мы ездили в свадебное путешествие в Таллинн, что по тем временам было очень круто. Я тоже помню ту поездку, но по-другому. Как-то ночью лежал и смотрел на звезды в окне. И вдруг я, привыкший к одиночеству, как к комфорту, понял, что эта женщина теперь всегда будет лежать рядом со мной! И содрогнулся! А потом привык. Сейчас расстраиваюсь, если не нахожу ее рядом.

- И часто такое случается?

Да чуть ли не каждый вечер! Дело в том, что я жаворонок, а она сова. В то время, когда я вижу третий сон, в ней просыпается жажда деятельности: она идет на кухню и начинает греметь кастрюлями. И вот тут начинаю ругаться я. Появляюсь на кухне голый в половине третьего ночи и спрашиваю: "Когда это кончится?!". Понимаете, я привык, что протягиваю руку на соседнюю половину кровати, а там, как правило, собака. И знаете, как определяю? Если шерстяное - значит, собака, если гладкое - жена. Если вообще ничего нет, то долго шарю. И только когда что-то нащупаю, могу спокойно спать дальше.

- Как у вас распределены домашние обязанности?

Трудно сказать. Сын, например, как человек более реальный и практический, всегда выступает за то, чтобы изначально установить в семье четкие взаимоотношения: кто есть кто и кто чем занимается. Наверное, он прав, потому что из-за невнятности таких вещей чаще всего происходят ссоры и даже трагедии. Кто в семье главный? Кто принимает решения? Кто должен мыть посуду? Кто делать ремонт и покупать шторы? Когда все определено, жить проще. У нас в этом плане бардак! Я, конечно, могу стукнуть кулаком по столу - и будет по-моему. Но делаю это очень редко. Чаще всего напоминаю героя своего рассказа о свитере. "Брать?". - "Бери!". - "Может, не брать?". - "Не бери!". Меня все устраивает.

- А на даче у вас кто главный?

Жена, конечно! У нее правильное отношение к земле: если что-то проросло, оно обязательно должно вырасти! Когда мы только купили дачу, на ней было много парников. Но постепенно мы их снесли, остались одни цветы. Будучи в Голландии, которая, как известно, страна тюльпанов, накупили роскошных луковиц. Таможенники в Пулково меня узнали и небрежно кивнули на сверток: "А там у вас что?". - "Луковицы тюльпанов". У них лица превратились в луковицы: "Да вы с ума сошли!". Оказывается, это контрабанда, страшнее которой только наркотики.

Очевидно, пожалев нас, они сказали: "Мы сделаем вид, что ничего не заметили, но знайте: за это полагается порядка пяти-шести лет, причем... за каждую луковицу". А еще посоветовали дома сразу же обдать луковицы марганцовкой, чтобы не завезти заразу, которой в России еще нет. Теперь я знаю: на границе строго следят за тем, чтобы количество заразы в нашей стране не превышало оптимально допустимой нормы. А цветы у жены растут замечательно, у нее, как говорят в народе, легкая рука. Соседи корячатся - и ничего! А она прошла, что-то воткнула, полила - выросло!

- А кто занимался воспитанием сына?

Да как-то все понемногу. Я старался научить его писать, каждый день буквально силой усаживал за печатную машинку с условием: написать хотя бы полстранички. Он выдавал потрясающие вещи. Знаете, например, как сделать четыре ошибки в слове "все"? Написать "фсьо". В общем, писатель из сына не получился.

- Внучек воспитываете так же?

Сейчас они в том замечательном возрасте, когда ты с ними говоришь как со взрослыми, но понимаешь, что они гораздо умнее тебя! А какая свежесть восприятия, какая вера наивная! Нынешним летом они подолгу жили у нас на даче, и была договоренность, что каждый вечер я рассказываю им какие-то истории. Когда на меня смотрели две пары доверчивых глаз, я даже терялся. Еще с удивлением обнаружил, что они все запоминают и утром пересказывают мне мои же сказки.

Пару раз я пришел в ужас от услышанного и понял, что надо следить за тем, что говоришь. Лара посоветовала: "Раз они так тебя слушают, вставляй туда какую-нибудь мораль". С тех пор в моих рассказах появилось много зверюшек, которые ведут себя очень аристократично: не разбрасывают вещи и игрушки, моют лапы перед едой. Малышки по детскому разуму не понимают, почему люди смеются над моими рассказами. Варя ко мне подходит и говорит: "Дедушка, вот смотри: я утром встала, хотела пописать, а горшка не было. Напиши об этом какую-нибудь смешную историю!". Считает, что она дала мне сюжет, а дальше надо только правильно составить слова, и я буду иметь бешеный успех.

А когда мы впервые везли их на машине в Эстонию, Лариса сказала младшей: "Варенька, в этой стране говорят на эстонском языке. Ты его знаешь?". - "Нет", - отвечает малышка. "А что же ты будешь делать?" - спрашивает жена. "Как что? Молчать!".

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Низкий глуховатый голос Семена Альтова знают многие. Манера беспристрастного чтения смешных монологов не оставляет равнодушным никого. В его лице российская наука не досчиталась ученого-химика, но приобрела талантливого яркого юмориста, способного рассмешить даже самого грустного человека.

Детство и юность

Биография Семена Теодоровича Альтова (настоящая фамилия Альтшуллер) начинается 17 января. Он родился в 1945 году в городе Свердловске (ныне - Екатеринбург). Сюда родители будущего сатирика эвакуировались во время войны. По воспоминаниям родных, кроваткой новорожденному служил эмалированный таз, а вместо соски малыш с упоением сосал селедочный хвостик. Когда ребенку исполнилось 6 месяцев, семья снова вернулась в Ленинград.

Отец Семена, Теодор Семенович Альтшуллер, преподавал в Ленинградском кораблестроительном институте. Мама Любовь Наумовна Залесская работала архитектором, но после рождения детей стала заниматься только ими. Оба родителя приехали из Украины.

Семья жила в коммунальной квартире. В ней обитали 29 человек. Когда у соседа появился первый телевизор КВН, по вечерам все жильцы собирались в его комнате и смотрели передачи. Общая кухня, два туалета, телефон. Это стандартная ситуация для послевоенного времени. Тогдашнему мальчику было странно, что кто-то мог жить иначе. В нескольких интервью Альтов вспоминает, как однажды пришел в гости к однокласснику и поразился тому, что в квартире живет только одна семья.


В юности Альтов занимался боксом, но это было непродолжительное увлечение. А вот то, что сыграло в жизни будущего артиста роковую роль, произошла во 2-м классе. На 8-й день рождения родители подарили мальчику набор «Юный химик». Новая игра надолго увлекла школьника и отчасти определила будущее.

После школы Семен поступил в Ленинградский технологический институт имени Ленсовета, на факультет химических технологий. Получил диплом и около 3 лет работал химиком. Но связать жизнь с наукой не захотел, потому что появилось новая увлечение, переросшее в дело всей жизни.

Творчество

Творческий путь Семена Альтова начался в 1971 году. Он писал короткие сатирические рассказы и афоризмы. Тогда же в «Литературной газете», в разделе «12 стульев», впервые напечатали девять его "фраз", за что Альтов получил первый гонорар - 36 рублей. Через два года после публикации Семен Теодорович впервые оказался на сцене «Ленконцерта».


Первое выступление с собственным произведением было случайным. Молодые писатели зашли посмотреть, как выступают другие, но оказалось, что один из артистов не пришел и его нужно срочно заменить. Альтов был в старых джинсах, и знакомый одолжил ему брюки большего размера, чем необходимо. Он читал рассказы, а штаны норовили упасть, и артист постоянно подтягивал их. Комиссия сочла эту досадную случайность великолепной находкой, и молодого человека приняли на работу. С тех пор, уже более 40 лет, продолжается карьера сатирика.

Монолог Семена Альтова «Взятка»

В 80-е Альтов и еще несколько юмористов создали эстрадную программу «Шоу - 01» и поехали с ней по стране. Концерты проходили во многих городах Советского Союза. Соавторами и исполнителями в шоу были известные сегодня юмористы и медийные персоны: Виктор Биллевич, Валерий Николенко, Михаил Городинский, Вячеслав Полунин, театр «Лицедеи».

В программу входили розыгрыши, активно вовлекались в процесс зрители, шутки были злободневными – на тему советской власти, которая к тому времени заметно сдавала свои позиции. Шоу имело успех.


Лучшие монологи Семена Альтова

Семен Альтов пишет монологи не только для себя, но и для других юмористов. Его произведения исполняли и продолжают исполнять , и другие. Он же является автором последнего спектакля «Мир дому твоему». Правда, на генеральной репетиции Аркадий Исаакович решил, что спектакль провальный, но уже после выступления отметил, что это одна из лучших его работ.

Альтов часто принимает участие в юмористических программах. Помимо этого, он выступает с собственными концертами. «100 причин для смеха» - концертная программа, которая собирает не только полные залы, но и большое количество просмотров на Youtube. Особенно любимы зрителями монологи «Геракл», «Взятка», «Бабуш и масло», «ДТП»


В творчестве Альтов сознательно избегает темы политики. Шутит о человеческих отношениях, любви, дружбе, братьях наших меньших. Сатирик верит, что юмор помогает людям выжить в сложном мире.

«Со всех сторон угнетающая информация, думаю, это только часть того, что происходит на самом деле. Юмор сегодня – это гуманитарная помощь. Люди смеются и хотя бы на время забывают о том, что на них обрушится, как только они выйдут из зала и окунутся в жизнь, включат телевизор или откроют газету. Ну есть же в этой жизни что-то еще!», - сказал он в интервью.

Личная жизнь

С будущей женой Ларисой Альтов знакомился трижды. Объясняет это феноменальной забывчивостью. Первая встреча произошла в ДК Ленсовета. По словам артиста, он увидел девушку «с лицом поразительной красоты». У него был билет на «Устный журнал», куда он пригласил девушку. Она согласилась, а потом просто ушла. Второй раз судьба свела молодых людей ровно через год. Альтов зашел в комитет комсомола технологического института и за пианино увидел девушку «с лицом поразительной красоты».


Кроме этого, она еще и играла . Последовало приглашение на концерт фортепианной музыки. Она согласилась, но больше он ее не видел. Еще через год в незнакомой компании артист увидел девушку «с лицом поразительной красоты», задумался, куда бы пригласить, а красавица сказала, что знакомятся они уже в третий раз. После этого решили пожениться.

Жена стала верной спутницей жизни на долгие годы. До сих пор Альтов говорит о красоте Ларисы, а она поддерживает его в любых делах.

Семен Альтов в шоу «Наедине со всеми»

Вскоре после свадьбы у них родился сын Павел. В передаче «Наедине со всеми» Семен Теодорович рассказал, что в детстве хотел пристрастить мальчика к писательскому мастерству. Для этого ежедневно усаживал его за печатную машинку и заставлял написать полстраницы текста. Тематика значения не имела. Сын писал сказку. А чтобы поскорее справиться с повинностью, заполнял ее длинными числительными. Получалась не сказка, а бухгалтерский отчет.

Когда Павел вырос, стал продюсером отца. Он же является режиссером сериала «Недотепы». Вместе с женой Анной подарили родителям троих внуков: Варвару, Екатерину и Василия.

Семен Альтов сейчас

В 2018 году Семену Альтову исполнилось 73 года. Несмотря на возраст, он по-прежнему бодр и работоспособен. Пишет рассказы, его фото красуются на афишах концертов в разных городах страны, ежегодно выпускает «нескучный календарь» к новому году.


Чтобы оставаться в хорошей форме, сатирик делает гимнастику каждый день, а когда есть возможность - плавает.

Сейчас юморист старается больше времени проводить с семьей. Внукам прививает любовь к спорту. Считает, что дети унаследовали его чувство юмора.

Цитаты

«Сколько не сделано, а сколько еще предстоит не сделать»
«Помогая ближнему держись от него подальше»
«Остроумие - это наглость с высшим образованием»

Монологи

  • Живой уголок
  • Длина цепи
  • С блохой и без
  • Сметана
  • Геракл
  • Стреляный воробей
  • Завтрак на траве
  • Магдалина
  • Вобла
  • Взятка
  • Бабуш и масло
  • Вечер встречи

Семён Теодо́рович А́льтов (настоящее имя Семён Теодо́рович Альтшуллер ; род. 17 января , Свердловск) - советский и российский писатель-сатирик, сценарист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации .

Биография

Родился в семье преподавателя Теодора Семёновича Альтшуллера (родом из Нежина) и архитектора Любови Наумовны Залесской (родом из Кременчуга). Окончил .

Произведения Альтова исполняли Геннадий Хазанов , Клара Новикова , Ефим Шифрин , Владимир Винокур , кроме того, свои произведения исполняет и автор. Семён Альтов выделяется среди прочих выступающих писателей-юмористов своеобразной исполнительской манерой. Альтов читает свои монологи с непроницаемым и даже мрачным выражением лица, однообразным низким голосом со своеобразным акцентом . Манера произношения Альтова пародируется многими эстрадными артистами (Братья Пономаренко , Игорь Христенко и т. д.).

Семён Альтов - автор последнего спектакля Аркадия Исааковича Райкина «Мир дому твоему».

Альтов принимал участие в создании комедийного сериала «Недотёпы».

Писать Семён Альтов начал в 26 лет.

Семья

  • Жена Лариса
    • сын Павел.
      • Внуки: Варя, Катя, Вася

Участие в телепередачах

Также Альтов участвовал в телепередачах «Комната смеха », «Кривое зеркало », «Без антракта», «Измайловский парк », «Джентльмен-шоу », «Юрмала», «Вечерний Квартал» и др.

Награды

Библиография

  • «Шанс»,
  • «Собачьи радости»,
  • «Набрать высоту»,
  • «224 избранные страницы»

Фильмография

  • - Перикола (автор диалогов)
  • - БДТ тридцать лет спустя (фильм-спектакль; участие)
  • - Мир дому твоему (телеспектакль; автор реприз и интермедий)
  • - Удачи вам, господа
  • - Кто там? (короткометражный; участие)
  • - Шанс (Украина, короткометражный; сценарист)
  • - Альтшоусы (режиссёр и сценарист)
  • - Недотепы (короткометражный; сценарист)
  • - Не валяй дурака - член экспедиции

Напишите отзыв о статье "Альтов, Семён"

Примечания

Ссылки

  • - официальный сайт Семён Альтов
  • - официальный канал Семёна Альтова
  • на YouTube
  • - эфир 5 октября 2008 (видео)
  • на Last.fm
  • . piter.tv (6 мая 2014).

Отрывок, характеризующий Альтов, Семён

Полковой командир обратился к князю Багратиону, упрашивая его отъехать назад, так как здесь было слишком опасно. «Помилуйте, ваше сиятельство, ради Бога!» говорил он, за подтверждением взглядывая на свитского офицера, который отвертывался от него. «Вот, изволите видеть!» Он давал заметить пули, которые беспрестанно визжали, пели и свистали около них. Он говорил таким тоном просьбы и упрека, с каким плотник говорит взявшемуся за топор барину: «наше дело привычное, а вы ручки намозолите». Он говорил так, как будто его самого не могли убить эти пули, и его полузакрытые глаза придавали его словам еще более убедительное выражение. Штаб офицер присоединился к увещаниям полкового командира; но князь Багратион не отвечал им и только приказал перестать стрелять и построиться так, чтобы дать место подходившим двум баталионам. В то время как он говорил, будто невидимою рукой потянулся справа налево, от поднявшегося ветра, полог дыма, скрывавший лощину, и противоположная гора с двигающимися по ней французами открылась перед ними. Все глаза были невольно устремлены на эту французскую колонну, подвигавшуюся к нам и извивавшуюся по уступам местности. Уже видны были мохнатые шапки солдат; уже можно было отличить офицеров от рядовых; видно было, как трепалось о древко их знамя.
– Славно идут, – сказал кто то в свите Багратиона.
Голова колонны спустилась уже в лощину. Столкновение должно было произойти на этой стороне спуска…
Остатки нашего полка, бывшего в деле, поспешно строясь, отходили вправо; из за них, разгоняя отставших, подходили стройно два баталиона 6 го егерского. Они еще не поровнялись с Багратионом, а уже слышен был тяжелый, грузный шаг, отбиваемый в ногу всею массой людей. С левого фланга шел ближе всех к Багратиону ротный командир, круглолицый, статный мужчина с глупым, счастливым выражением лица, тот самый, который выбежал из балагана. Он, видимо, ни о чем не думал в эту минуту, кроме того, что он молодцом пройдет мимо начальства.
С фрунтовым самодовольством он шел легко на мускулистых ногах, точно он плыл, без малейшего усилия вытягиваясь и отличаясь этою легкостью от тяжелого шага солдат, шедших по его шагу. Он нес у ноги вынутую тоненькую, узенькую шпагу (гнутую шпажку, не похожую на оружие) и, оглядываясь то на начальство, то назад, не теряя шагу, гибко поворачивался всем своим сильным станом. Казалось, все силы души его были направлены на то,чтобы наилучшим образом пройти мимо начальства, и, чувствуя, что он исполняет это дело хорошо, он был счастлив. «Левой… левой… левой…», казалось, внутренно приговаривал он через каждый шаг, и по этому такту с разно образно строгими лицами двигалась стена солдатских фигур, отягченных ранцами и ружьями, как будто каждый из этих сотен солдат мысленно через шаг приговаривал: «левой… левой… левой…». Толстый майор, пыхтя и разрознивая шаг, обходил куст по дороге; отставший солдат, запыхавшись, с испуганным лицом за свою неисправность, рысью догонял роту; ядро, нажимая воздух, пролетело над головой князя Багратиона и свиты и в такт: «левой – левой!» ударилось в колонну. «Сомкнись!» послышался щеголяющий голос ротного командира. Солдаты дугой обходили что то в том месте, куда упало ядро; старый кавалер, фланговый унтер офицер, отстав около убитых, догнал свой ряд, подпрыгнув, переменил ногу, попал в шаг и сердито оглянулся. «Левой… левой… левой…», казалось, слышалось из за угрожающего молчания и однообразного звука единовременно ударяющих о землю ног.
– Молодцами, ребята! – сказал князь Багратион.
«Ради… ого го го го го!…» раздалось по рядам. Угрюмый солдат, шедший слева, крича, оглянулся глазами на Багратиона с таким выражением, как будто говорил: «сами знаем»; другой, не оглядываясь и как будто боясь развлечься, разинув рот, кричал и проходил.
Велено было остановиться и снять ранцы.
Багратион объехал прошедшие мимо его ряды и слез с лошади. Он отдал казаку поводья, снял и отдал бурку, расправил ноги и поправил на голове картуз. Голова французской колонны, с офицерами впереди, показалась из под горы.
«С Богом!» проговорил Багратион твердым, слышным голосом, на мгновение обернулся к фронту и, слегка размахивая руками, неловким шагом кавалериста, как бы трудясь, пошел вперед по неровному полю. Князь Андрей чувствовал, что какая то непреодолимая сила влечет его вперед, и испытывал большое счастие. [Тут произошла та атака, про которую Тьер говорит: «Les russes se conduisirent vaillamment, et chose rare a la guerre, on vit deux masses d"infanterie Mariecher resolument l"une contre l"autre sans qu"aucune des deux ceda avant d"etre abordee»; а Наполеон на острове Св. Елены сказал: «Quelques bataillons russes montrerent de l"intrepidite„. [Русские вели себя доблестно, и вещь – редкая на войне, две массы пехоты шли решительно одна против другой, и ни одна из двух не уступила до самого столкновения“. Слова Наполеона: [Несколько русских батальонов проявили бесстрашие.]

О своей известности он говорит с юмором: «Вершина моей популярности – когда увидел себя в газете рядом с Софи Лорен. Это были маленькие портретики без подписи – в сканворде. Составители были уверены, что нас с ней и так узнают!»

«Роковой подарок»

Будущий юморист появился на свет 17 января 1945 года, за пять месяцев до капитуляции фашистской Германии. Родился Семен Альтов в Свердловске, где в то время жили в эвакуации его родители Любовь Наумовна и Теодор Семенович. А потом молодые родители и их сын вернулись в Ленинград, там Альтов испытал все прелести жизни в коммуналке: «Я прекрасно помню своих соседей, хотя многих уже нет в живых. Рядом с нами жили две тети Шуры – абсолютно феллиниевских форм. Благодаря этим формам у меня в голове сложился свой тип женщины. Помню, как на коммунальной кухне по праздникам пекли пирог с жутким названием “Утопленник”, весь синий от мака. Никогда не забуду, как муж одной из теть Шур – дядя Коля – купил себе телевизор с большой линзой. На телевидении тогда была всего одна программа – с шести до девяти вечера. И как только дядя Коля, заядлый кавээнщик, усаживался перед линзой, тут же молча, не спрашивая у него разрешения, заходили остальные 29 жильцов со своими стульями. Рассаживались. А после 21.00 так же молча расходились. А дядя Коля и тетя Шура, облегченно вздыхая, могли приступать к своей семейной жизни».

Отец Семена преподавал в Кораблестроительном институте электротехнику, мама работала архитектором. А сам Альтов вовсе и не думал в детстве быть писателем – он мечтал стать химиком! «В те далекие времена не было такого выбора игрушек, как сегодня, – вспоминает Семен Теодорович. – Девочки как-то обходились без “барби” – кукол мастерили сами, отчего они были им ближе. А мне в восемь лет подарили набор “Юный химик”. Это был роковой подарок, изменивший мою жизнь».

Родители и сами были в ужасе, увидев, что их сын постоянно возится с реактивами. Сначала они боялись, что все эти опыты окончатся трагически. Потом, узнав, что Семен после школы собрался поступать в Ленинградский технологический институт, тоже были не в восторге. «Сейчас уже не помню, что думали родители о моей будущей профессии, но точно не мечтали о том, чтобы я стал химиком. Но я все-таки настоял на своем, – говорит Альтов. – Это, кстати, был чуть ли не единственный случай в жизни, когда я не послушал маму и папу. Наверное, зря».

«Я не был агрессивным вышибалой»

Будущий писатель окончил институт и даже проработал три года по специальности. Он совсем не считает то время выброшенными из жизни: «Помню, как-то в институте был ремонт, и на доске висело расписание, кто и где занимается. Мы вносили туда кое-какие изменения, сводя в одной аудитории сразу несколько потоков, и срывали тем самым занятия. Восторг был сумасшедший!»

Расставшись с химией, Альтов успел поработать заведующим творческим отделом, ночным сторожем и вышибалой: «Это было вершиной моей карьеры в силовых структурах, – улыбается Семен Теодорович. – Кстати, я не был агрессивным вышибалой, но результат делал всегда. В мои обязанности входило освободить ресторан от посетителей к полуночи. Когда срок близился, я подходил к столику, говорил: “Товарищи, надо бы закругляться, ресторан скоро закрывается!” Мне отвечали: “Садись!” Мы выпивали, и в 12 все вместе, взявшись за руки, с песнями выходили на улицу. Правда, несколько раз мне все же приходилось вступать в единоборство. Из-за Михаила Боярского. Он тогда еще не был звездой, но хорош был необыкновенно. Так вот я разнимал девочек, которые дрались из-за него».

А вот писателем Альтов себя осознал, когда получил первый перевод из «Литературной газеты». Там была рубрика «Афоризмы», где напечатали сразу девять фраз, придуманных Семеном. Вскоре он получил перевод на 36 рублей – одна фраза стоила 4 рубля: «Мы сразу с женой прикинули, сколько фраз я должен написать в месяц, чтобы свести концы с концами, – рассказывает Альтов. – С тех пор “Литературку” мы какое-то время открывали, как лотерейную таблицу. Смотрели, есть ли моя фамилия и сколько фраз. Увы, выигрыши были нечасто, печатали меня тогда крайне нерегулярно».

Но это Альтова не смутило, он продолжил работать, а через пару лет начал и выступать перед слушателями с концертами: «Мы пришли в ленинградский Театр эстрады посмотреть, как артисты выступают, чтобы получить ставку в “Ленконцерте”, – говорит Семен Теодорович. – И вдруг мне кричат: “Быстро на сцену!” А я перед комиссией постеснялся выходить на сцену в джинсах. И попросил у кого-то за кулисами костюм. Брюки оказались на два размера больше, чем я мог себе позволить. Во время выступления я думал только о том, как бы штаны с меня не упали, – придерживал их локтем, отчего весь скособочился. В итоге мне дали ставку в девять пятьдесят – вместо шести рублей. “За актерское мастерство!” – сказали».

О славе писателя Альтов не мечтал – просто делал то, что у него лучше всего получается: «Амбиции – это пинок в будущее. Конечно, они заряжают, как допинг. Но я – исключение. Никогда ни к чему не стремился и ничего для этого не предпринимал. Моя жизнь прошла под дорожным знаком “уклон тридцать градусов” – только не вниз, а вверх. Я никогда не просыпался утром, став за ночь звездой. Зато всегда спал спокойно».

Тем не менее произведения Альтова исполняли такие известные эстрадные артисты, как Геннадий Хазанов, Ефим Шифрин, Клара Новикова и другие. Семен Теодорович никогда не придумывал ничего на заказ. Исключением был случай, когда король сатиры Аркадий Райкин попросил Альтова написать для него пьесу. «Я работал в Ленинградском доме актера, – вспоминает Семен Теодорович. – Там отмечали юбилей Аркадия Райкина. Директор попросила написать поздравление. Я прочитал его в присутствии театральной элиты Ленинграда. Все смеялись и аплодировали. После чего Аркадий Исаакович попросил зайти к нему домой. Так началась работа над спектаклем “Мир дому твоему”».

Однако о тех временах и выдающихся людях, с которыми приходилось встречаться, помнит Альтов совсем мало: «У меня с детства полное отсутствие памяти, именно поэтому мне не страшен возрастной склероз – я с ним родился. Чудовищно! Так получилось, что, когда я работал с Аркадием Райкиным, мы по требованию врачей много гуляли – ходили кругами в районе Тверской улицы. Я шел рядом, поддерживая Аркадия Исааковича, и он все время что-то рассказывал. Райкин был замечательный рассказчик! Но я ничего не помню! Поэтому до мемуаров дело не дойдет. Тут я свалял дурака. Все, что Райкин успел мне поведать, ушло в никуда».

«К моей жене это отношения не имеет!»

Из-за плохой памяти Альтов умудрился несколько раз знакомиться со своей будущей женой. В первый – пригласил ее на какой-то концерт, через год повторил попытку познакомиться, а когда собирался пойти на третий заход, услышал: «Может, хватит уже знакомиться?» Четвертого не потребовалось. Начали встречаться, и тут выяснилось, что у Семена дома есть первые четыре тома собрания сочинений Бунина, а у его любимой девушки Ларисы оказался пятый. Так поняли, что это судьба – и поженились.

«Мою жену в молодости считали одной из первых красавиц Ленинграда, – говорит Альтов. – А я и тогда красотой не блистал. Теперь я хоть человек более-менее известный, а тогда – кто меня знал! Когда родители Ларисы первый раз увидели меня рядом со своей красавицей дочерью – они пошатнулись и на какое-то время потеряли дар речи. Но потом, когда прошли годы, они относились ко мне с большой теплотой – говорили Ларисе с ее непростым характером: “Как тебе с Сеней повезло!” Всякий раз я просыпался утром и видел рядом красивую женщину, а потом оказывалось, что это моя жена, и мне всякий раз было это приятно. С тех пор и живем, всякое бывало, но разводиться ни разу не собирались. Это пожизненный срок».

Так вышло, что как раз после свадьбы Альтов и начал писать юмористические вещи: «Такая странная взаимосвязь, которая до сих пор никак не закончится. А до знакомства с женой я писал совершенно чудовищные стихи, которые позже сжег. Я тогда, чтобы остаться анонимом в случае провала, печатал на одном листе четверостишие свое, потом четверостишие Брюсова и четверостишие Блока – все без обозначения авторов – и давал на лекциях девочкам почитать и выбрать, какое больше понравится, и почти всегда они говорили, что мое. Я домой не шел, а летел на крыльях. Ну, вы представляете: Блок сзади, Брюсов сзади, а я впереди – вот это счастье».

Был период, когда Лариса просила мужа перед тем, как со сцены читать про женщин, делать ремарку: «К моей жене это отношения не имеет!» Сейчас она про это уже не говорит, зато старается помогать ему в работе, дарит всевозможные ручки и записные книжки, покупает костюмы для выступлений – Альтов ведь из тех, кто никогда не позволит себе выйти перед зрителями в свитере или джинсах. Что же касается гастрономических вкусов, то здесь писатель, в отличие от многих мужчин, непривередлив. «Если выдается свободный вечерок, мы обычно отправляемся в ресторан японской кухни, – говорит Лариса. – А так супругу нравится все, что я готовлю, особенно супы и салаты. Семен часто помогает мне на кухне: моет посуду, картошку чистит. Кулинарных талантов у него, правда, нет. Вершина мастерства – яичница. Но это не так уж и плохо».

После вкусного обеда для Альтова наступает рабочее время, и он традиционно уходит к себе в кабинет. «Когда муж трудится над рассказом, он не бегает по дому и не призывает музу, – рассказывает Лариса Васильевна. – Но я всегда стучу, если хочу зайти к нему в кабинет. Вдруг спугну вдохновение? Мне иногда кажется, что Семен постоянно работает: он никогда не расстается со своей записной книжкой, куда записывает интересные события или смешные фразы из разговоров».

Был момент, когда Альтов пытался приобщить к творчеству и своих детей. Сына даже увлек киношной деятельностью: «Водил с собой на съемки фильма “Недотепа”. У нас там снимались Фарада, Мигицко и многие другие замечательные актеры, – вспоминает писатель. – Паша приходил, смотрел, как они искали и создавали образ. Это очень увлекательно. И он заболел киношной деятельностью. И это до сих пор ему нравится. Но занимается он серьезным бизнесом, к которому, сразу скажу, я не имею никакого отношения».

«Ворую таблички в гостиницах всего мира»

Себя Альтов называет очень ленивым человеком: вытянуть его куда-то на отдых почти невозможно. Исключение – это рыбалка, которой писатель увлекся еще в далёком 1969-м: «Я только начал писать, и вдруг мне сказали, что можно поехать с выступлениями в Братск и заработать 500 рублей. По тем временам – огромные деньги. И вот компания молодых, начинающих артистов прилетела в Братск. И выяснилось, что нас там никто не ждет. Денег на обратные билеты у нас не было. Поначалу все растерялись и переругались, ища виноватого. Но потом все-таки собрались, скинулись последними рублями и наняли маленький теплоходик. Плыли по Ангаре, выступали в маленьких поселках, собирая деньги буквально шапкой. Как сейчас помню, подошли два пионера и сказали: “Дяденька, у нас нет 50 копеек, есть только 20!” И я, смахнув слезу, конечно, пустил их. Прекрасная компания, золотая осень, красивейшая река… Это были лучшие дни в моей жизни!»

Рыбалка тогда была главным занятием: «Мы ловили с нашего теплоходика окуней на окуневый же глаз. Нитка, крючок – и вперед! У нас вся палуба была в три слоя покрыта рыбой – мы только ее и ели. Вот эту рыбалку я никогда не забуду. Как-то друзья приглашали меня в Астрахань, а я не смог поехать. Зато каждый день звонил им, интересовался уловом. А они утомленными и встревоженными голосами спрашивали меня: “Ты не знаешь, что нужно насадить на крючок, чтобы перестало клевать?!” Я от расстройства даже спать плохо стал! А потом они приехали и признались, что рыбы не было вообще. И мне сразу стало легче».

Есть у Альтова и своя домашняя необычная коллекция: «Мне стало неловко, что все что-то собирают, а я – нет. И начал собирать таблички, которые вешают в гостиницах на двери: “Прошу убрать”, “Прошу не беспокоить”. Я их ворую в гостиницах всего мира. Этим же занимаются мои знакомые. Подарок ничего им не стоит, а мне важен знак внимания. Дома уже штук триста. Если найдется идиот, у которого такое же хобби, – можем обмениваться».

В компаниях от Альтова все ждут шуток, однако он всегда приходил в гости, садился, как и другие, за стол, затем спокойно уходил. «А потом народ возмущался: “Ну что за хам: ест, пьет и молчит!” – говорит писатель. – Но со временем люди привыкли к моей “обыкновенности”. К тому же, когда я чувствую себя спокойно и расслабленно, то действительно могу рассказать что-то веселое. Менять мне в себе что-либо поздно. К тому же я всю жизнь был одиночкой. Моя работа – это стол, бумага, ручка и я».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам