Семья и быт — Гипермаркет знаний. Паспорт проектной идеи(2)

Я намерен проанализировать вместе с вами идею, ясную с первого взгляда, но вызывающую опасные недоразумения. Формы человеческого общества крайне разнообразны. Огромные скопления людей, как Китай, Египет, самый древний Вавилон; племена, вроде еврейского, арабского; такие города, как Афины и Спарта; союзы различных стран вроде империи Ахеменидов, римской, каролингской; общины без отечества, удерживаемые только религиозной связью, как, например, общины израелитов, огнепоклонников; такие нации, как Франция, Англия и большинство современных европейских автономий; конфедерации вроде шведской, американской; родство расы или языка, установившееся между различными ветвями германцев или славян, - вот существующие или существовавшие группы, которых нельзя смешивать друг с другом без огромных неудобств. В эпоху французской Революции думали, что учреждения небольших независимых городов, - например, Спарты и Рима, - можно применить к нашим огромным нациям с тридцатью или сорока миллионами людей. В наши дни делают ещё большую ошибку, смешивая расу с нацией и приписывая этнографическим или, скорее, лингвистическим группам верховенство, подобное верховенству действительно существующих народов. Постараемся внести больше точности в эти трудные вопросы, в которых малейшее смешение смысла слов в начале рассуждения может привести в конце концов к самым пагубным ошибкам. Наше дело очень сложно, - так же сложно, как вивисекция; мы будем поступать с живыми, как обыкновенно поступают с мертвыми. Поэтому в обсуждение вопроса мы внесем холодность, совершенное беспристрастие.

I

Начиная с конца римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого, западная Европа разделилась, по-видимому, на нации, из которых некоторые в из-

вестные эпохи старались захватить в свои руки гегемонию над другими нациями; но такие гегемонии никогда не были продолжительны. То, что не удалось Карлу V, Людовику XIV, Наполеону I, наверное, не удастся никому и в будущем. Учреждение новой римской империи или империи Карла Великого стало невозможным. Разделение Европы зашло слишком далеко, чтобы попытка к универсальному господству не вызвала немедленно коалиции, которая скоро возвращает гордую нацию в её естественные границы. Некоторое равновесие установилось на долгие времена. Франция, Англия, Германия, Россия, не смотря на возможные случайности, ещё в течение многих сотен лет будут историческими индивидуальностями, главными частями шахматной доски, клетки которой постоянно изменяются в своем значении и величине, но никогда не смешиваются друг с другом.

В этом смысле нации, отчасти, новое явление в истории. Древность не знала их; Египет, Китай, древняя Халдея совсем не были нациями. Это были группы людей, управляемые сыном солнца или сыном неба. Не было египетских граждан, как не было граждан китайских. В классической древности были республики и муниципальные государства, конфедерации местных республик, империи, но не было нации в том смысле, как мы её понимаем. Афины, Спарта, Сидон, Тир являются незначительными центрами удивительного патриотизма, но всё это незначительные города с относительно малой территорией. Галлия, Испания, Италия, до поглощения их римской империей, являлись совокупностями народностей, часто связанных между собою, но без всяких центральных учреждений, без династий. Империи: ассирийская, персидская, империя Александра также не были отечествами. Никогда не было ассирийских патриотов; персидская империя представляла обширное феодальное общество. Ни одна нация не ведет своего происхождения от поразительной деятельности Александра, имевшей, однако, так много следствий для общей истории цивилизации.

Римская империя скорее могла бы быть отечеством. За своё великое благодеяние - прекращение войн - римское владычество, сначала столь суровое, скоро стало пользоваться общей любовью. Это была великая ассоциация, синоним порядка, мира и цивилизации. В последний период империи у возвышенных умов, у просвещенных епископов, у ученых было истинное чувство «римского мира», противоположное угрожающему хаосу варварства. Но империя, в двенадцать раз превышавшая современную Францию, не составляла государства в современном смысле. Разрыв Востока и Запада был неизбежен. Опыты галльской империи в III веке не увенчались успехом. Только германское нашествие ввело в мир принцип, послуживший впоследствии основанием цивилизации.

В самом деле, чем были германские народы со времени своих великих нашествий в V веке вплоть до последних норманнских завоеваний в X веке? Они мало изменили сущность рас, но навязали династии и военную аристократию более или менее значительным частям старой Западной империи, которые

получили имена рас-завоевательниц. Отсюда Франция, Бургундия, Ломбардия, а позже Нормандия. Быстрое преобладание Франкской империи создает на время единство Запада, но эта империя окончательно рушится около середины IX века. Верденский договор намечает в принципе неизменные деления, и с тех пор Франция, Германия, Англия, Италия, Испания, часто уклоняясь в сторону и претерпевая массу приключений, устремляются к своему национальному существованию, которое теперь распускается на наших глазах.

Что же, в самом деле, характеризует эти различные государства? Смешение составляющих их народов. В только что перечисленных странах нет ничего подобного тому, что вы найдете в Турции, где турок, славянин, грек, армянин, араб, сириец, курд теперь так же различны, как и в день завоевания. Такой результат обусловливается главным образом двумя обстоятельствами. Прежде всего тем, что германские народы приняли христианство при первых же мало-мальски правильных сношениях с греческими и латинскими народами. Раз победитель и побежденный исповедуют одну и ту же религию или, ещё лучше, раз победитель принимает религию побежденного, то уже не может возникнуть турецкая система, т.е. абсолютное различие людей по религиям. Второе обстоятельство то, что завоеватели забывают свой собственный язык. Внуки Хлодвига, Алариха, Альбиона, Роллона говорили уже на языке римлян. Это в свою очередь было следствием другого важного обстоятельства: франки, бургунды, готы, ломбарды, норманны привели с собою очень мало женщин своей расы. В течение нескольких поколений их начальники женились только на германских женщинах; но их наложницами и кормилицами их детей были латинянки. Благодаря этому, lingua francica, lingua gothica существовали очень не долго со времени утверждения франков и готов в римских землях. Не так было в Англии. Несомненно, англосаксы во время своего нашествия привели с собой своих женщин; британское население бежало перед ними, да, кроме того, латинский язык никогда не преобладал в Британии. Вообще, если бы в V веке в Галлии говорили на галльском языке, Хлодвиг и его соплеменники никогда не оставили бы германского языка ради галльского.

Отсюда вытекает тот важный результат, что, не смотря на крайнюю суровость нравов германских завоевателей, навязанное ими государство с веками сделалось образцом нации. Франция вполне законно сделалась названием страны, в которую вошло едва заметное меньшинство франков. В X веке в первых народных песнях, являющихся таким совершенным зеркалом духа времени, все жители Франции являются французами. Идея различия рас в населении Франции, столь ясно выступающая у Григория Турского, совсем не выступает у французских писателей и поэтов, следовавших после Гуго Капета. Различие знатного и простого человека также оттеняется крайне сильно, но это различие отнюдь не является этнографическим; это - различие в храбрости, обычаях и наследственно передава-

емом воспитании; никому не приходит в голову, что основа этого различая - завоевание. Ложная система, по которой знать обязана своим происхождением привилегии, данной королем за великие, оказанные нации услуги, так что всякий знатный только получил это отличие, - эта система укоренилась, как догма, начиная с XIII века. Тоже было результатом почти всех норманнских завоеваний. В конце одного или двух поколений норманнские завоеватели не отличались от остального населения; но их влияние не было от этого менее глубоким - они дали завоеванной стране знать, военные привычки, отсутствовавшей прежде патриотизм.

Забвение или, лучше сказать, историческое заблуждение является одним из главных факторов создания нации, и потому прогресс исторических исследований часто представляет опасность для национальности. В самом деле, историческое исследование проливает свет на факты насилия, бывшие при начале всех политических образований, даже весьма благодетельных по своим последствиям. Единство всегда создается насильственно; союз Северной и Южной Франции является результатом истребления и террора, господствовавших почти в течение целого века. Король Франции, бывший, если можно так выразиться, идеальным типом векового кристаллизатора, создавший лучшее национальное единство, какое когда-либо существовало, потерял свой престиж при более внимательном исследовании; созданная им нация проклинает его, и в настоящее время только образованные люди знают, каково его значение и что он сделал.

Эти великие законы истории западной Европы становятся понятными только благодаря контрасту. Многие страны пали в предприятии короля Франции, которое ему удивительно удалось довести до конца отчасти благодаря своей тирании, отчасти - справедливости. Под короной Св. Этьена мадьяры и славяне остались такими же различными, как и восемьсот лет тому назад. Вместо того чтобы устранить различные элементы своих владений, дом Габсбургов поддерживал их различие и иногда даже взаимную вражду. В Богемии чешский и немецкий элемент наложены друг на друга, как масло и вода в стакане. Турецкая политика разделения национальностей по религиям имела очень серьёзные последствия: она вызвала разрушение Востока. Возьмите город вроде Салоник или Смирны; вы найдете там пять или шесть общин, из которых каждая имеет свои воспоминания и который не имеют между собою почти ничего общего. Но сущность нации именно в том, чтобы все индивидуумы имели много общего, чтобы все они многое позабыли. Ни один француз не знает, бургунд он, алан или вестгот; всякий гражданин Франции должен забыть Варфоломеевскую ночь, убийства на Юге в XIII веке. Во Франции нет и десяти фамилий, которые могли бы доставить доказательна своего французского происхождения, да и то эти доказательства были бы недостаточны, благодаря тысяче неизвестных скрещений, которые могут разбить все системы генеалогов.

Современная нация - исторически результата целого ряда фактов, действующих в одном и том же направлении. Единство реализуется то династией (Франция), то непосредственным желанием провинций (Голландия, Швейцария, Бельгия), то общим духом, постепенно побеждающим капризы феодализма (Италия, Германия). Всегда глубокая причина предшествовала подобным образованиям. В подобных случаях принципы проявляются совершенно неожиданными случайностями. Мы видели, как в наши дни Италия была объединена своими поражениями, а Турция - обессилена своими победами. Всякое поражение подвигало Италию вперёд, всякая же победа губила Турцию, так как Италия - нация, а Турция (за исключением Малой Азии) не является таковой. Слава Франции - в том, что она провозгласила во время французской Революции, что нация существует по своей воле. Мы не должны находить дурным, если нам подражают. Принцип наций - наш принцип. Но что же такое нация? Почему Голландия - нация, а Ганновер и Великое Герцогство Пармское - не нации? Как Франция продолжает считать себя нацией, хотя созданный ею принцип исчез? Почему Швейцария с её тремя языками, двумя религиями, тремя или четырьмя племенами, нация, тогда как столь однородная Тоскана не нация? Почему Австрия государство, а не нация? Чем принцип национальностей отличается от принципа рас? Эти вопросы стремится уяснить всякий сознательный ум, чтобы быть в согласии с самим собой. Дела этого мира не управляются уже рассуждениями этого рода; но рассудительные люди стремятся пролить свет и на эту область, чтобы рассеять смущение, в котором обретаются поверхностные умы.

II

По мнению некоторых теоретиков-политиков, нация - это прежде всего династия, представляющая древнее завоевание, сначала принятое, а потом забытое массой народа. По мнению этих политиков, группировка провинций, созданная династией, её войнами, её браками, её договорами, оканчивает своё существование вместе с создавшей её династией. Совершенно верно, что большинство современных наций было создано фамилией феодального происхождения, которая заключила брачный договор с землей и была своего рода ядром централизации. Границы Франции в 1789-м году не были ни естественными, ни необходимыми. Широкий пояс, который капетингский дом прибавил к узким границам Верденскаго договора, был личным приобретением этого дома. В эпоху этих присоединений не имели представления ни об естественных границах, ни о праве наций, ни о желании провинций. Союз Англии, Ирландии и Шотландии был также делом династии. Италия только потому так долго не сделалась нацией, что среди её многочисленных правящих домов до нашего века ни один не стал центром единства. Странное явление представляет малоизвестный, полуитальянский остров

Сардиния, получивший королевский титул . Голландия, образовавшаяся самостоятельно, актом героического решения, тем не менее вступила в тесные брачные отношения с Оранским домом и подверглась величайшим опасностями в день распадения этого союза.

Но абсолютен ли такой закон? Конечно, нет. Швейцария и Соединенные Штаты, образовавшиеся благодаря постепенным прибавкам, не имеют основания в династиях. Я не стану обсуждать этого вопроса по отношению к Франции. Для этого нужно было бы знать тайну будущего. Скажем только, что великое французское королевство было настолько национально, что на другой же день после его падения нация могла существовать без него. Кроме того, XVIII век изменил буквально всё. После долгих веков унижения, человек возвратился к античному духу, к уважению самого себя, к идее своих прав. Слова: «отечество», «гражданин», опять получили свой смысл. Только поэтому могла совершиться самая смелая операция, которая когда-либо производилась в истории; эту операцию можно сравнить с попыткой физиолога оживить в первоначальном единстве тело, у которого отняты мозг и сердце.

Нужно, следовательно, допустить, что нация может существовать и без династического принципа, и что даже нации, образованные династиями, могут отделиться от этих династий, не переставая, однако, существовать. В настоящее время нельзя поддерживать старый принцип, принимавший во внимание только право принцев; кроме права династий есть право наций. На каком же критерии основано это национальное право? По какому признаку оно узнается? Из какого осязаемого факта оно проистекает?

I. Из расы, - отвечают с уверенностью некоторые. Искусственные разделения, результат феодализма, браки владетельных принцев, конгрессы дипломатов не имеют вечного значения. Прочным и постоянным остается раса народов. Вот что составляет право, законность. Например, германская семья, по указанной теории, имеет право возвратить в свое лоно разъединённых членов германизма, если даже последние не желают этого присоединения. Права германизма на такую-то провинцию сильнее права жителей этой провинции на самих себя. Таким образом создается первичное право, аналогичное «божественному» праву королей: принцип наций заменяет этнографический принцип. Но это весьма крупная ошибка, которая погубила бы европейскую цивилизацию, если бы сделалась господствующей. Поскольку справедлив и законен принцип наций, постольку принцип первичного права рас узок и полон опасностей для истинного прогресса.

Мы признаем, что в древнем племени и городе раса имела первостепенное значение. Древние племя и город были только расширением семьи. В Спарте, Афинах все граж-

Государственная поддержка семьи ведется и в России: учреждены дополнительные отпуска (в связи с рождением ребенка, по уходу за маленькими или больными детьми и др», установлены денежные пособия (например, по yxoду за ребенком, по беременности и родам), введены особые льготы (например, перевод беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, в cooтвeтствии с медицинскими требованиями на более легкую работу без уменьшения заработной платы) и др.

БЫТОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ

В процессе повседневной жизни людей складываются бытовые отношения. Бытовые отношения - это устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд (в пище, одежде, жилье, поддержании здоровья , уходе за детьми, а также общении, отдыхе, развлечении, физическом и культурном развитии).

На основе cвoeгo жизненного опыта вы можете привести примеры бытового общения и совместных дел соседей,молодых людей или людей пожилого возраста, живущих в одном дворе, и, конечно, членов семьи.

Один из аспектов научного изучения быта - исследование затрат времени на удовлетворение бытовых нужд.

В среднем на домашнее приготовление пищи одному человеку требуется около 300 ч в год. У женщин это занятие отнимает 40% времени, идущего на ведение домашнегo хозяйства. Велики затраты времени на стирку белья и глажение (в среднем 58 ч в год), на покупку товаров для семьи (около 500 ч в год).

Другой аспект изучения быта - обязанности супругов. Среди молодых супружеских пар 17% мужей готовят обед (20 лет назад этого никто из них не делал), 55% стирают белье, 35% гуляют с детьми, 16% сопровождают дeтей в детский сад или ясли, 80% закупают продукты, 58% моют посуду, 9% посещают школу и проверяют уроки у дeтей. Это говорит о наметившейся тенденции более активногo участия мужчин в домашних делах. В то же время продолжительность домашнего труда женщин в среднем нeсравненно выше, чем мужчин. 36 ч в неделю посвящают домашнему труду женщины и вceгo 13 ч - мужчины. Каждый третий из молодых мужей и каждый пятый cpeди супругов среднего возраста не занимается домашними делами. Эти цифры заставляют задуматься. Ведь справедливое распределение домашних обязанностей между супругами, взаимная помощь в быту - одна из важнейших нравственных основ существования современной семьи.

Во многих семьях возникает проблема oтвeтcтвeннoгo участия детей в домашних делах: приготовлении обеда, уборке квартиры и т. п. Исследования доказывают: лишь при активном участии детей в организации быта семьи происходит становление их личности , усвоение принципов уважения, равенства, взаимной поддержки. Взаимопомощь в процессе бытового труда дает членам семьи ощущение общности, «чувство локтя», ответственности друг за друга и за семью в целом.

Бытовые отношения зависят от способов ведения дoмашнего хозяйства. В современном обществе наметилась тенденция сокращения затрат труда и времени на удовлетворение бытовых потребностей за счет применения coвpeмен ной бытовой техники. Это характерно и для городской, и для сельской семьи, несмотря на значительные различия быта селян и горожан. В отличие от сельской местности в городах более развиты предприятия, учреждения и организации бытового обслуживания, или, другими словами, сфера бытовых услуг. К ней можно отнести комбинаты бытовoгo обслуживания с филиалами и приемными пунктами, различные павильоны бытового назначения, ремонтные мaстерские, прокатные пункты, швейные ателье, химчистки, прачечные, парикмахерские, фотоателье.

Сфера быта теснейшим образом переплетается со сферам и торговли, здравоохранения, транспорта, досуга, социального обеспечения, коммунальных и других услуг. В coвременных условиях домашний быт и сфера услуг cocтaвляют взаимосвязанные и взаимодополняющие друг друга области. И если в узком смысле термин «быт» употребляется как синоним домашнего быта, то быт в широком смысле слова - это внепроизводственная область повседневной жизни, непосредственно связанная с удовлетворением материальных и духовных потребностей, воспроизводством человека, этноса, населения страны в целом.

Когда-то из домашнего быта в производственную сферу ушло хлебопечение. Частично перекладывается на сферу общественных бытовых услуг приготовление пищи, стирка белья, уборка, пошив одежды и некоторые другие бытовые заботы. Все более распространенной становится покупка частично приготовленной пищи - полуфабрикатов. Сегодня основные блага, используемые в быту,- peзультат общественного производства.

Налаженный быт улучшает здоровье и настроение, ocвобождает время для cовмecтнoгo отдыха на природе, посещения театров, кино, выставок, повышения профессионального уровня, духовного и физического совершенствования взрослых и юных членов семьи.

Жизнь cовpeмeннoгo человека усложнена техническим прогрессом, увеличившим ритм жизни, усилившим нepвное напряжение, умственные нагрузки. Большую часть времени человек проводит в замкнутом помещении, а это отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье. Необходима более совершенная организация удовлетворения бытовых потребностей человека. Развитие сферы быта становится важной социальной задачей.

ДОМ, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЕМ

Дом в жизни каждой семьи значит нечто большее, чем просто крыша над головой. Дом - это отношения между живущими в нем людьми. Это традиции, привычки. Это события, происшествия, встречи, расставания. Дом - это особая сфера культуры .

Читая литературу о среде обитания человека, о eгo ближайшем социальном окружении, вы можете встретить понятие культура топоса. Словом «топос» стали обозначать место жительства. Следовательно, культура топоса означает культуру нашeго места жительства.

Разговор о месте жительства начнем с нескольких бытовых зарисовок:

1. Мужчина, возвращаясь с работы домой, перед cвoей дверью докуривает сигарету и бросает окурок себе под ноги. Гасит eгo ногой, открывает ключом дверь и входит в квартиру.

2. Одна из соседок энергично сметает песок с коврика у своих дверей на середину лестничной площадки.

3. Модно одетая девушка брезгливо переворачивает мусорное ведро и просыпает часть мусора мимо мусоросборной камеры.

4. Несколько подростков греются зимой в одном из подъездов. Пьют пиво, шумят, оставляют после себя пустые бутылки.

Что объединяет все эти зарисовки? Вероятно, вы уже догадались: все события происходят рядом с теми квартирами, в которых живут действующие в этих ситуациях люди. И поведение как взрослых, так и молодых людей отнюдь не выражает заботу о своем месте жительства.

В этот же ряд можно поставить сцены из жизни coceда-алкоголика, свидетельства вандализма по отношению к детским площадкам и скамейкам во дворе, орущие мaгнитофоны, хозяева которых меньше вceгo думают о coceдях, надписи и рисунки в лифте, на стенах подъезда, отражающие нравственный облик жильцов дома.

Всем нам приходилось наблюдать что-то из этого ряда. И вероятно, многие из нас сами если и не вели себя подобным образом, то попустительствовали тем, кто так «украшает» наш быт. Разберемся, почему это происходит.

Быт - это сфера, наиболее скрытая от социального контроля. Чаще вceго мы отвечаем за свои поступки только перед своей совестью. Именно это обстоятельство может породить раздвоенность морали: человек по-разному ведет себя в производственном или учебном коллективе и у себя дома, в магазине, на отдыхе. И никто не заставит ocтaнoвиться, оценить свое поведение, кроме себя caмoго. (3aдyмайтесь: как вы ведете себя в быту? Сделайте выводы. Сформулируйте задание самому себе для самосовершенствования»

Не случайно, отвечая на вопрос: «где ты живешь?», мы называем улицу, дом и только затем квартиру. Так что же является местом нашего жительства? И как мы к этому месту относимся? В каком состоянии наша улица и двор, подъезд и лифт, телефон-автомат на углу дома? Мoжет ли место, где мы живем, быть более благоустроенным, чистым, красивым, зеленым? Подумайте: что в этом благоустройстве зависит от наших собственных усилий?

Современные архитекторы, строители решают задачу создания новоо типа жилья и новой застройки жилых районов. Они стремятся облегчить ведение домашнего xoзяйства и обеспечить культурно-бытовое обслуживание людей. Многие трудоемкие хозяйственные функции кoнцeнтрируются в блоках обслуживания и других помещениях, находящихся в непосредственной близости от жилого дома. Понятие «квартира» с ее функциональным многообразием как бы расширяется. Отдельные функции квартиры начинают выполнять оборудованные дворовые площадки, сквeры. Но никто, кроме нас самих, не в силах обеспечить бережное отношение к тому месту, где мы живем. Только мы сами сможем придать красоту нашему большому дому и научить этому наших детей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

В младенческие годы и весь дошкольный период человек воспитывается почти исключительно семьей, жизнью семьи. Здесь получают свою первую пищу eгo склонности, здесь зарождаются eгo симпатии, потребности, интересы, здесь обозначается eгo характер... Но жизнь семьи, ее нpaвы, влечения, идеалы, привязанности, занятия, развлечения, весь склад ее, в свою очередь, являются отражением жизни всeго общества.

В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи... Здесь отец или мать срывает свое сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать... Ceмья никак не может оградиться от жизни, и воспоминания лиц, переживших в молодые годы вторжение неприятеля, голодовку, всегда содержат рассказ о глубоких следах, ocтaвленных в них пережитыми впечатлениями. Но и, помимо тaких крупных событий, обыденная жизнь неизбежно отражается на складе семейной жизни. Живет в общественной жизни доброжелательство, взаимное доверие, совместный труд - и семьи живут дружно, сердечно, сглаживая шероховатости отношений взаимной уступчивостью, любя детей.

Складывается общественная жизнь не по-человечески, а позвериному, по принципу борьбы за существование, с преследованием личных интересов, причем все кpyгoм кажутся опасными соперниками, которых надо остерегаться и делать безвредными, - и в семьях начинают грызться, вместо любви слышится отстаивание своих прав, вместо ласки и помощи - ссоры и брань. Общественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в ceмейном быту. Вместо литературных, эстетических,общественных разговоров слышатся речи о картах, домашнем хозяйстве, проделках прислуги, наживе, костюмах и пр.


Социальная сфера.
Полиэтничный мир.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Цель урока: повторение и обобщение знаний по теме «Социальная сфера», а так же выработка умений и навыков написания эссе, как одного из заданий в Едином Государственном Экзамене по обществознанию.
Задачи урока:
Образовательные – повторить и обобщить знания по теме «Социальная сфера»; умение выявлять социальную проблему, работать с понятиями, документами, приводить аргументы теоретического и практического уровня
Развивающие – дальнейшее развитие коммуникативной и критической компетенции учащихся Воспитательные – коммуникативная культура.
Ход урока
I.Организационный.II.Установочный.На сегодняшнем уроке мы будем повторять и обобщать знания по теме «Социальная сфера» через написание эссе, как одного из заданий в Едином Государственном Экзамене по обществознанию. Сформулируйте собственные цели урока.
III. Основной
СЛАЙД 1. титульный. В новостях по 5 каналу была озвучена статистика, что 79 % опрошенных россиян против национальных анклавов. Эти цифры заставляют задуматься.
СЛАЙД.2. Поэтому темой нашего эссе будут слова французского писателя.
Ж.Ренан сказал
Нация есть душа, духовный принцип…
Как и индивидуум, нация является
целью многих усилий и жертв.
СЛАЙД. 3. Прежде, чем мы приступим к обсуждению, предлагаю вам познакомиться с критериями оценивания эссе. Обращаю ваше внимание на то, что если не раскрыты смысл и проблема выбранного высказывания, то эссе далее не проверяется.
СЛАЙД.4. Давайте вспомним план написания эссе.
Первая трудность, с которой вы сталкиваетесь, - это определение смысла и проблемы.
СЛАЙД.5. Что такое проблема? Проблема – это некое противоречие. Проблема – это вопрос. Что есть в действительности и как должно быть в идеале.
Давайте попробуем определить проблемы в нескольких высказываниях. СЛАЙД. 6. Молодость-это время для усвоения мудрости, старость – время для её применения. Ж.Ж. Руссо.
СЛАЙД.7. Одна нация должна строить свои отношения с другой нацией так же, как один человек по отношению к другому человеку. П.К.Буаст.
УЧАЩИМСЯ. Что есть в действительности – национальные конфликты. Как должно быть в идеале– отношения между нациями должны строиться на основе толерантности и взаимном уважении национальных интересов.
СЛАЙД. 8.Обращаемся к нашему главному изречению сегодняшнего урока. Нация есть душа, духовный принцип…Как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв.
УЧАЩИМСЯ. В чем смысл высказывания? Какую проблему поднимает автор? Проблему сущности нации, как исторической общности. Становление нации, сохранение её самобытности, национального достоинства, так, чтобы не свести всё это к проповедованию идей национализма. Сохранение души нации, как самого святого. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Ищем аргументы.
УЧАЩИМСЯ. При написании эссе вам нужно освятить несколько аспектов проблемы. Какие?
Ответы. Что такое нация, какие усилия необходимы для сохранения нации, и чем должна жертвовать нация на благо себя и других.
СЛАЙД 9.(с аспектами, цветной). Начнём обсуждение с первого аспекта. Что такое нация и «душа нации»?
Мы с вами живём в полиэтничном мире. По данным ученых в мире насчитывается от 3 до 5 тысяч этносов, от многомиллионных до малочисленных. Например, в Ленинградской области проживает народ водь численностью всего 100 человек.
СЛАЙД. 10. Давайте познакомимся с характеристикой этноса, т.е. народа, которую дал русский ученый – этнолог, историк Лев Гумилев (документ)
ВОПРОСЫ:
1.Какие из указанных Л.Н.Гумилевым признаков применимы при определении этноса.
2.Как Гумилёв предлагает подходить к определению этноса, если нет ни одного признака, применимого ко всем случаям? Что подразумевается под словами «мы такие-то, а все прочие – другие» (национальное самосознание).
Итак, мы обозначили признаки этноса. А какими характеристиками обладает нация?
УЧАЩИМСЯ. Перечислите наиболее часто выделяемые признаки нации. После ответов учащихся:
СЛАЙД.11 УЧАЩИМСЯ. Какой из признаков нации мы можем назвать «душой»?
Что подразумевается под национальным самосознанием.
Ответы…
СЛАЙД.12 нац.самосознаниеЧто мы подразумеваем под национальным менталитетом.
Ответы…
СЛАЙД.13.нац. мент.
Приведите примеры (характеры народов).
СЛАЙД. 14. Я зачитаю вам отрывок из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход» описывается разговор одного из героев с мальчиком. О каком элементе национального менталитета идёт речь, и почему он так важен (сплачивает национальную общность):
«-Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся.
-Кто испортится? Люди?
- Да.
- Почему?
- Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети и дети детей о нем не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что все равно дети об этом не будут знать»
УЧАЩИМСЯ. Что подразумевают под национальными ценностями, «сокровищами», как назвал их русский философ И. Ильин (язык, песни, сказки, традиции, история народа и т.д.). Примеры.
Ответы.
СЛАЙД. 15. (сокровища). Видимо был прав Гоголь, когда сказал, что «истинная национальность состоит не в описании сарафана, а в самом духе народа».
СЛАЙД.16 (признаки нации). УЧАЩИМСЯ. Таким образом «душа нации»–это…? Национальное самосознание, которое включает в себя национальный менталитет, историческая память, национальные ценности. То есть личность осознает себя как неотделимую частицу нации.
СЛАЙД. 17 с высказыванием второго аспекта проблемы.
Современные люди стали кочевниками – по профессии ли, по зову ли души, а то и по экономическим соображениям. У современного человека исчезает понятие этнического дома. Какие усилия необходимо предпринимать нации для того, чтобы не исчезнуть, не раствориться глобализированном мире.
Благодаря национальному самосознанию человек очень остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов. Осознание национальных интересов, побуждает личность к деятельности.
УЧАЩИМСЯ. Каковы тенденции национальных отношений существуют на сегодняшний день?
Ответы.
СЛАЙД. 18. Приведите примеры национальной дифференциации и интеграции. Насколько каждая из них важна. Приведите примеры государств из прошлого и настоящего, в которых бы нац. дифференциация была бы гипертрофирована? Какие? Ваше отношение.
СЛАЙД 19. с третьим аспектом проблемы.
УЧАЩИМСЯ. На какие «жертвы» вынуждена идти любая нация? Как вы думаете, что подразумевал Ренан под словом «жертвы»?
Ответы.
Мы должны видеть не только духовный путь своего народа, но и видеть его слабости и несовершенства. Любить свой народ не значит льстить ему, а честно и мужественно бороться с его слабостями.
Учащимся. Философ В.С.Соловьев «Мы должны хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному, преодолев…бессмысленную и невежественную национальную вражду»…
Означает ли это, что мы должны равно любить свой и другой народ? Почему? Потому что нация зиждется на национальной гордости, общности исторического пути.(подсказка мать будет любить соседского ребенка как своего?)
СЛАЙД.20. Русскому философу Ильину принадлежат слова: «Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия». Почему, чем опасно? Как должны строиться отношения с др народами?
А потому надо быть толерантными по отношению к другим народам.
СЛАЙД.21 ВЫВОД. Возвращение к проблеме. Так что же такое нация? Сарафан или душа? Т.о. становление нации, так же как и становление личности, это огромный труд, труд души.
СЛАЙД 22. Спасибо за внимание.
IV. Рефлексивно-оценочный. Насколько понятнее для вас стала работа по созданию эссе?
V. Информационный. Д.з. эссе по одному из высказываний прозвучавших на уроке.

ПАСПОРТ ПРОЕКТНОЙ ИДЕИ(2)

Образовательное учреждение – Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 3» (МБОУ «СОШ № 3») станицы Советской

Название проекта - эссе на тему: «Нация есть душа, духовный принцип»

Координатор проекта – учитель истории и обществознания

Тел:8 -76, 8 11

Е - mail: ms. *****@***ru

Участник(и) проекта (учащийся (еся))

Эссе на тему:

« Нация есть душа, духовный принцип…» Ж. Ренан

Выполнил: Полянская Виктория,

ученица 10 класса МБОУ «СОШ №3».

Руководитель: ,

учитель истории и обществознания,

МБОУ «СОШ №3».

Станица Советская

ЭССЕ НА ТЕМУ:

« НАЦИЯ ЕСТЬ ДУША, ДУХОВНЫЙ ПРИНЦИП…» Ж. РЕНАН.

«Нация есть душа, духовный принцип… как и индивидуум, нация является целью многих усилий и жертв.» Данный афоризм принадлежит французскому писавека Ж. Ренану. Думаю, Ренан считал, что нацию очень важно сохранить, ведь она несёт в себе историю предков. И предки приложили много усилий, чтобы образовались нации, и мы должны потратить не меньше усилий для сохранения уникальности того или иного этноса. Но нужно чувствовать грань между усилиями, прилагаемыми для сохранения своей нации, и её возвеличиванием.

Для начала разберемся, что же такое нация. Нация – это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, образовавшаяся в процессе формирования общности их территории, экономических связей, языка, культуры, и т. д. И надо бы разобраться с ещё одним термином – национализм. Так как за последние годы значение этого термина получило новое трактование. Одно из распространенных определений национализма звучит так: идеология и политика, исходящая из идей национального превосходства и противопоставления своей нации другим. Другое определение созвучно с термином патриотизма. Национализм – идея верности, преданности своей нации, развития чувства национального самосознания, делающая упор на главенство национальных интересов и культуры. Главенство национальных интересов – это, конечно же, благая цель. Однако для многонационального государства такая постановка вопроса никак не годится. Большевики после прихода к власти и создания СССР заведомо внесли в Конституцию понятие единой общности – советский народ. Надеялись, тем самым, избежать межнациональных конфликтов. Какое - то время, благодаря жесткой идеологической политике, удавалось сдержать проявление национального сепаратизма. Но вместе с ничем не ограниченной свободой в 90 – е годы прошлого века мы получили и массу проблем националистического характера, когда каждая нация стремилась доказать свою значимость, превосходство и право на сомоопределение, отказываясь понимать, что только в единстве наша сила.

Думаю, наши предки не для того трудились, чтобы их потомки разных наций враждавали между собой. Печально осознавать, но факт есть факт. Проблема национализма одна из самых актуальных проблем современного мира. И наиболее ярко она выражена на Северном Кавказе. Меня, как жительницу данного региона, не может не волновать эта болезненная тема. Все чаще не сходят с информационных лент новости о межнациональных конфликтах, террористических актах и митингах националистического толка на Северном Кавказе. Недавно прочла в газете «Аргументы и факты» статью Елены Евдокимовой « Что мешает народам Северного Кавказа жить в мире и согласии» (№8 от 20 – 26 февраля 2013 года), которая не оставила меня равнодушной. В ней говорилось, что сейчас на Северном Кавказе происходит усиленное нарастание радикального исламизма при отсутствии государственной идеологии. «Кавказ – райский уголок, только вот жить русскому человеку становится все сложнее, а то и опаснее, потому что распадается единная государственная ткань», - говорится в статье. Приостановить отток русского населения можно только идеологическими мерами и разумной национальной политикой. Только вот я не замечаю никакой разумной национальной политики. Проблема решается на местах в виде этнонациональных конфликтов, митингов, драк и т. д. Я не виню правительство во всем этом, меня просто не оставляет равнодушной их бездействие. Конечно, во многом виноваты сами народы. По моему мнению, нельзя навязывать представителям других народов несвойственный им образ жизни, религию, идеологию, нужно просто собственным примером показывать, что ваш порядок жизни лучше, и тогда появятся последователи, которые добровольно захотят принять некоторые правила из вашей жизни. Северный Кавказ - уникальный регион. Начиная со II тысячилетия до нашей эры до сегодняшних дней, на этой территории проживало, сменяло друг друга не одно этническое образование. Невозможно со стопроцентной исторической точностью утверждать, что какие – то из этнических образований являются коренным населением Северного Кавказа. Все народы претерпели в своем становлении эпоху кочевого переселения, начиная от киммерийцев до современных национальных обьединений. Возникает вопрос: у какой нации больше прав считать себя «хозяйкой» Северного Кавказа? Ни у какой! Опыт совместного существования показал, что в периоды относительного благополучия наш северокавказский регион начинал процветать, притягивая к себе внимание не только туристов, но и деловых людей. Это конец XIX века и 60 – 70 годы XX века. Так стоит ли пренебрегать такими возможностями ради своекорыстных, пространнозвучащих идей о «чистоте расы», «национальном интересе» и прочих «идолах»? История уже знает, чем заканчиваются подобные идеологические выкрутасы на тему расового превосходства. Вспомним «арийцев» в фашистской Германии в 30 – 40- е годы прошлого века. Невозможно также избежать и государственной, и этнической изоляции (Китай, Япония в конце XVIII – XIX ВВ.) Однако стремиться сохранить свою национально-культурную идентичность можно. Я считаю, что каждая нация, конечно же, должна прилагать усилия по сохранению своего языка, культуры, быта, традиций и т. д. А это тяжелый труд, так как в наше время происходят такие процессы, как глобализация , интегрирование в различных сферах общества, что ведет к переплетению наций и их культур.

«Нация, - как говорил Ренан, - есть душа…» И не нужно её выпячивать, а следует воспитывать ее, наполняя достойным содержанием. Стремиться самому быть одним из лучших представителей своего народа, умеющего жить в мире и согласии с теми, кто рядом с тобой.


Автор поднимает проблему этнических общностей. Ж. Ренан хотел сказать, что нации, как и индивидууму требуется развиваться, прилагать множество усилий, чтобы пройти испытания, что нация – это человек и сообщество людей и их общая культура, а как сообщество – итог многих усилий и жертв.

Например, Россия всегда считалась многонациональным государством, как до распада СССР, так и после.

Во время ВОВ под одними знаменами шествовали различные народы: русские, казахи, украинцы и т.д. Все эти, совершенно не похожие друг на друга народы, объединились и защищали свою Родину, свой дом и семью. Для них не было важно какие у человека обычаи и традиции, какой язык и какой веры он поддерживается. Они шли под единым фронтом, не смотря ни на что.

Так в произведении «Пир стервятников» автор Д. Мартин описывает вымышленный народ, который на протяжении своей истории, своего развития до целой нации, был подвластен королю, династия которого захватила эти земли столетия назад. Увы, этническое самосознание их базировалось на покорности и полном послушании, а революционные и патриотические идеи просто губились на этапе их зарождения представителями их же нации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме