Сербы — народ с древними традициями и широкой душой. Сербы и Сербия: любопытные факты (6 фото)

Попробуем приподнять занавес над очень сложной и трепетной темой о взаимоотношениях между несколькими народами, населяющими Балканы и являющимися соседями черногорцев. Прежде всего речь пойдет об албанцах и хорватах, немного меньше о сербах и боснийцах. О сербах меньше прежде всего из-за их более-менее одинаковой с черногорцами общности, хотя у некоторых исследователей даже на этот факт свое собственное обоснованное мнение.

Во времена Броз Тито ходил такой анекдот- Вопрос : Когда наступит коммунизм в Югославии?
Ответ: Когда македонец перестанет печалиться, когда серб назовет хорвата своим братом, когда словенец заплатит в ресторане за своего приятеля, когда черногорец начнет работать, и когда босниец все ЭТО поймет!

сербы-черногорцы и хорваты

Итак-сербы и многие черногорцы не любят хорват,и хорваты соответственно платят им той-же монетой. Начнем с истории и религии.

На долю католиков в Хорватии приходятся 76,5% населения, православных — 11,1%, мусульман — 1,2%, протестантов — 0,4%. В Сербии 62% - православные, 16% - мусульмане, 3% - католики Согласно историческим фактам в 1054 году произошёл распад христианской церкви на Западную Римско-Католическую и Восточную Греко-Кафолическую «великая схизма»., не углубляясь в причины и тонкости этого процесса, надо отметить, что в Восточной Римской

империи говорили на греческом языке, а в Западной на латыни. Хотя еще во времена апостолов на заре распространения христианства, когда Римская империя была единой, по-гречески и по-латыни понимали почти везде, а многие могли говорить на обоих языках. Однако уже к 450 году очень немногие в Западной Европе могли читать по-гречески, а после 600 года редко кто в Византии говорил на латыни, языке римлян, хотя империя продолжала называться Римской или Ромейской.
Если греки хотели читать книги латинских авторов, а латиняне — сочинения греков, они могли сделать это лишь в переводе.

А это означало, что греческий Восток и латинский Запад информацию черпали из разных источников и читали разные книги, в результате все более отдаляясь друг от друга в разные стороны. Окончательное же разделение между Востоком и Западом наступило с началом крестовых походов, которые принесли с собой дух ненависти и злобы, а также после захвата и разорения Константинополя крестоносцами во время IV крестового похода в 1204 году. 12 апреля крестоносцы Четвертого Крестового похода по пути в Иерусалим совершили, по словам сера Стивена Рансимана, «величайшее преступление в истории», разграбив Константинополь. Поджигая, мародерствуя и насилуя во имя Христа, крестоносцы разрушили город и увезли награбленное в Венецию, Париж, Турин и другие западные города. «От сотворения мира никто не видывал и не завоевывал таких сокровищ»,- воскликнул крестоносец Робер де Клари.

Согласитесь,что этот факт отразился на разной ментальности этих двух народов, хотя они и говорят почти на одном сербско-хорватском языке.

По данным историка д-ра

У каждой этнической группы свой гаплотип, у каждой подгруппы и у каждой семьи также свой гаплотип. Славянские черты лица, руский язык, цвет волос, вероисповедание – это вторичные признаки, они относительно недавние и за сотни и тысячи лет смешивания генов могли быть смазаны. В отличие от вторичных признаков,гаплотип неистребим, он не меняется десятками тысяч лет, за исключением естественных мутаций. Но эти мутации не имеют ничего общего с генами. Мутации в генах не приводят ни к чему хорошему (выкидыши, болезни, ранняя смерть).

Мутации гаплотипа – это отметки, насечки, которые показывают, как далеко потомок ушел от общего предка. Такие естественные мутации происходят раз в несколько тысяч лет. Гаплотип – это метка рода . Надо еще заметить, что у каждого мужчины в Y хромосоме ДНК имеются определенные участки, которые всегда идентичны у отца с сыном, с внуком, и далее вглубь по потомству. Далее мы ознакомимся с этой таблицей. Здесь приводятся результаты генетического исследования балканских и рядом живущих народов (венгров) .Мы видим наличие различных генетических линий у славян.
R1a — это так называемый «арийский» ген, а I2 — «динарский» ген -(ген I2a) загадочен тем, что его связали с иллирийцами. Очевидно, что славяне в генетическом плане имеют смысл только как сочетание трёх линий — двух «арийских» и одного «динарского». И сербы с хорватами на генетическом уровне очень близки и имеют гораздо больше различий с русскими и украинцами,чем между собой.

Перейдем к типичным представителям сербов визуально(кликабельно для увеличения)








черногорцев











Анте Старевич был сторонником единства южных славян, однако считал, что единым наименованием единого народа должно быть слово «хорват», а не «ненародное» слово «серб»

это как раз те места на севере и западе Балкан. Помимо чисто религиозных различий и их предпосылок,описанных выше, имелись и социальные проблемы между этими народами. Хорватские феодалы, помещики, когда-то получившие от своих властителей грамоты на владение землей, считали своими те территории, на которых поселились свободные сербские земледельцы.

Сначала возникшие на этой почве конфликты не носили межнационального характера. Но когда на хорватской политической сцене во второй половине XIX века появился идеолог независимости Хорватии Анте Старевич, который считал сербов не только людьми второго сорта, но и называл их рабами.

Современные сербские ученые считают этот период началом геноцидной идеологии, прогрессирующей вплоть до наших дней. Так в самосознание хорватов были заложены элементы агрессивности по отношению к сербам.

Ну а во времена второй мировой войны и известного исторического факта о присоединении большей части хорват к войскам вермахта и жесточайшим движением хорватских усташей, различия и взаимная вражда еще более усилилась. Не помогло и более 60-ти десятилетнее нахождение сербов и хорват в единой Югославии и события 1991 года, унесшие на территории Хорватии около 30 тыс. человеческих жизней и около 500 тыс. беженцев и переселенцев, тому наглядное подтверждение.

В итоге можно с более -менее большой вероятностью сказать, что не смотря на единую генетику и общий язык (основная разница в написании,так как у хорват -латиница) и даже похожие внешние признаки, у сербов-черногорцев и хорват, на данный момент, мало шансов подружится в рамках единой европы или даже шенгенской зоны в ближайшем будущем.

Название сербы связывает представителей нынешнего сербского народа с одним племенем в составе праславянской общности и с эпохой Великого переселения, когда часть этого племени переместилась далеко на юг, на территорию Римской империи. Память об этой племенной миграции осталась в названиях некоторых городов в современной Польше, а также на обширной территории современной Германии, где вдоль рек Эльба (Лаба) и Сала простирался limes Sorabicus и где вплоть до XII в. находились политические союзы сербов (surbi, sorabi, zribia). На одном из маленьких участков бывшей территории сербов до сих пор живут их далекие потомки - лужицкие сербы.

Крайне скудные данные того времени не дают нам представления о том, чем различались между собой славянские племена, как и о том, в чем заключалась самобытность сербов. Связывает ли еще что-нибудь, кроме названия, представителей так сильно удаленных друг от друга во времени и пространстве групп? Когда-то подразумевалось, что эта связь заключается в общем происхождении: бытовало представление, что народ численно приумножался, подобно большой семье, и сохранял самобытность благодаря своему культурному наследию. В эпоху романтизма появилось новое верование, согласно которому каждый народ обладает «народным духом», что, в свою очередь, находит выражение в языке, обычаях и народном творчестве. Однако для лужицких сербов, которые являются потомками сербов с севера, а также для сербов с Балканского полуострова вряд ли возможен общий «народный дух». По данным лингвистов, «в кругу славянских языковых типов лужицкие и штокавские говоры являются по своим особенностям самыми далекими друг от друга» (Павле Ивич ). Итак, языковые данные не подтверждают мнение о возможной генеалогической связи между сербами с Балкан и сербами с Лабы; или же мы должны предположить, что за столетия, прошедшие после переселений, язык фундаментально изменился даже в самых своих стабильных элементах.

Во всяком случае, большие расстояния, разделившие племена по завершении переселений, прервали и сделали невозможными связи и взаимовлияние северных и южных славян, при том что последние еще некоторое время помнили о своем северном происхождении. Но в отличие от пространственной и временной разобщенности с предками с севера пространственная и временная преемственность между племенами сербов, поселившихся на Балканах, и сербским народом, который развился здесь в следующих столетиях, сомнений не вызывает. Становится таким образом ясно, что естественной отправной точкой истории этого народа является его переселение на Балканский полуостров в VI–VII вв. н.э.

Такое позднее и скромное начало истории сербов не могло, однако, удовлетворить патриотическую публицистику. Начиная с середины XIX в. стали появляться авторы, оспаривавшие факт переселения и представлявшие сербов автохтонными жителями не только Балканского полуострова, но и значительной части Европы и Малой Азии. Для некоторых из этих авторов все славяне были потомками сербов, ведущих свое происхождение еще с времен строительства Вавилонской башни. Такая псевдоисторическая литература не исчезла и сегодня; в последних публикациях этого направления сделана попытка сместить сербскую историю в глубокую древность, где открывается простор для необузданной игры фантазии.

Несомненно, сербы принесли с собой на Балканы славянское наследие: язык, материальную культуру, языческую религию и легенды о происхождении. Древнейшая материальная культура известна очень слабо, поскольку археологические данные для каких-либо выводов непригодны: поселения первых славянских переселенцев с точки зрения археологии нельзя отличить от других поселений, они не видны, неузнаваемы. О религиозных представлениях можно смутно догадываться по именам языческих божеств, сохранившимся в топонимике и в литературных произведениях позднейших времен. Имена божеств и топонимы свидетельствуют о связи религии сербов с религией остальных славян, но этих данных недостаточно, для того чтобы говорить о различиях в религиозных представлениях отдельных племен. Вопреки усилиям исследователей до сих пор невозможно достоверно сказать, кто был верховным богом сербского языческого пантеона.

Легенды о северном происхождении и переселении встречаются не только у сербов, но и у их соседей хорватов: и у тех, и у других они сохранялись до X в. и стали известными благодаря тому, что были записаны в научном сочинении византийского императора Константина Багрянородного (Порфирогенета). Первые столетия после переселения сербов являются в полном смысле «темными веками», в которых невозможно распознать ни один элемент сербской индивидуальности, кроме имен и легендарных сказаний о происхождении правящих родов, - однако все, что о них известно, мы знаем по свидетельствам других народов.

Первым эпохальным переломом в истории сербов стала христианизация (около 870 г.), принятие религии Писания, сопровождавшееся созданием особых алфавитов, приспособленных к славянским говорам (глаголица и кириллица). Тем самым был заложен фундамент для развития культуры и литературы. В литературе, первоначально состоявшей только из богослужебных книг, вскоре появилась поучительная христианская литература, а затем деловые документы и художественные произведения. Таким образом, вместе с крещением и письменностью у сербов появилась возможность сохранять свою историческую память и самосознание, а вместе с тем и сохраниться как народ.

Вместе с языческими верованиями первые христианские миссионеры вытесняли и племенные обычаи и традиции, устраняли различия между племенами, коренившиеся в язычестве. Но, с другой стороны, с распространением христианства возникали новые различия, связанные с деятельностью разных миссионерских центров: это различия в языке богослужения, в формах письменности (кириллица и латиница), которые впоследствии распространятся на духовную культуру вообще и существенно повлияют на процессы дифференциации и интеграции этнических групп на Балканах.

Христианство повлияло и на изменения в общественной организации, сформировало иное мировоззрение, другой взгляд на себя и свое место в мире. Новая вера узаконила правящие структуры, состоявшие из представителей очень древних родов, включила их вместе с подданными в христианскую Вселенную, которую олицетворяла Римская империя во главе с наместником Христа на земле. Местные правители оказались в положении императорских наместников, и, как показывает история политических отношений, они не всегда таким положением удовлетворялись; среди них бывали и ренегаты, которые объединялись с врагами императора.

Для славян, живших в восточной и центральной частях Балканского полуострова, период с IX в. - времени принятия христианства, до конца XII в. был одновременно периодом абсолютной гегемонии Византийской империи. В течение трех веков Византия непрерывно и сильно влияла на болгар и сербов, в результате чего они восприняли от Византии многие характерные черты. Влияние Византии продолжалось и в следующую эпоху.

Со времени стремительного падения Византии (после 1180 г.) и образования в 1204 г. Латинской империи началась эпоха самостоятельного развития балканских славян (XII–XV вв.), которая стала решающей для формирования индивидуальности и самобытности их народов. Падение Византии создало условия для развития сильных государств с обширными пространствами, а внутри этих формирующихся государств начались процессы - правда, еще не очень активные - общественной интеграции. Правители болгар и сербов - первые с титулом царя, а вторые с позаимствованным с Запада титулом короля - правили «милостью Божьей» своими подданными, верными чадами болгарской и сербской церквей, каждая с собственным руководителем и собором. Как и Византийская империя, эти государства являлись одновременно светскими и религиозными общностями, а их правители были поставлены волею Божьей и непосредственно перед Богом ответственны. В сербской династии правителей появились святые, прежде всего родоначальник династии Стефан Неманя (1166–1196), а затем его сын - первый сербский архиепископ Савва (1175–1236). Культы святых Стефана Немани и Саввы Сербского развили в рамках общей христианской традиции особую сербскую традицию. Эти сербские исторические личности представлены на иконах и фресках, в церковном календаре и в литургических текстах. Возникновение святой династии стало считаться началом собственно сербской истории, а все предшествующие ей события были вытеснены и забыты. Таким образом, облик сербов ко времени существования святой династии был дополнен и обогащен: на фундамент славянского языка и славянских обычаев наслоилась восточная византийская христианская традиция, а в рамках этой традиции сформировались особые черты, которые станут характерными признаками народного самосознания сербов и будут передаваться от поколения к поколению в течение веков.

Определились также и новые границы, которые отделяли сербов не только от тех, которые говорили на другом языке (греки, венгры, предки албанцев - в сербских рукописях арбанасы), но и от тех, кто говорил на понятном сербам диалекте, но у которых было латинское богослужение (славяне в приморских городах и на соседних территориях под юрисдикцией католических центров). В более позднюю эпоху принадлежность к католичеству или православию будет решающим фактором в размежевании сербов и хорватов. С возникновением автокефального сербского архиепископства и унификацией церковнославянского языка сербского извода (редакции) стали также очевидными различия в церковнославянском языковом наследии: сербские переписчики и книжники жаловались на трудности с переводом книг не только с греческого, но и с болгарского (церковнославянского языка болгарского извода).

Чем дольше сохранялась политическая самостоятельность, тем более своеобразно развивалась Сербия, тем стабильнее становилось общество и целостнее культура. Начиная с середины XIV в., когда балканские христианские государства сталкиваются с османским завоеванием, они сближаются, преодолевают существовавшее когда-то соперничество с Византией за гегемонию в регионе и в религиозной сфере; в рамках византийского православия развивается христианская солидарность, не являвшая собой угрозы для самобытности отдельных народов.

Эпоха «турецкого рабства» (XV–XVIII вв.) прерывает интеграционные процессы. Сербы как этническая общность претерпевают большие перемены, поскольку прекращают свое существование государство и его институты, разрушается сложная общественная структура, а дворянство теряет функцию правящего сословия. Единственным фактором преемственности и самобытности остается Сербская православная церковь, осуществляющая свою деятельность в тяжелых условиях. Теократически устроенная османская держава подчеркивала религиозные различия с помощью введения системы неравных прав и обязанностей для своих подданных, а это в свою очередь, привело к тому, что принадлежность к церкви стала решающим фактором этнического самоопределения. Те, кто покидал общество православных верующих, переставали принадлежать к сербскому народу и более не разделяли его традиций, у них было другое отношение к Османской империи и ее властям, они постепенно изменяли и образ жизни. От сербского народа остаются зависимые крестьяне (по-старосербски райя) и намного более свободные скотоводы. И у тех, и у других самоидентичность сохраняется в доме, семье и православной церкви, которая хранит память о правителях, о святых, о славном прошлом, а о героях и воинах хранит воспоминания народная поэзия - существенный элемент народной культуры.

В начале XVIII в. начинается эпоха модернизации и европеизации, которая не завершилась до сих пор и которая открыта будущему. В ней выделяют много переломных событий, из которых важнейшими являются два: 1804 г., когда началась борьба за создание сербского государства, которая объединит разделенную и разбросанную по разным землям сербскую нацию, и 1848 г., когда вместе с разрушением феодальных привилегий и остатков сословного строя нация консолидируется на основе языкового единства и равенства, когда начинается противопоставление религиозных и светских взглядов на признаки сербской самобытности. Эпоха модернизации сначала охватила только ту часть сербского народа, которая освободилась из-под османской власти. Вначале Европу представляют монархия Габсбургов и Россия, которая и сама тогда делала первые шаги по пути модернизации; позже - великие державы, «гаранты» безопасности Сербии, и наконец, весь развитый мир, в который включены сербы.

Единичные урновые захоронения по обряду трупосожжения выявлены в нижнем течении Дрина (Дворови и Зелинье) и на Дунае севернее устья Савы (Нови Сланкамен и Челарево). В нижнем и среднем течении Дрина (Сасе и Язбине под Бошковичем) и в низовьях Тимока (Кула под Михайловцем, Дунав под Слащиной, Любичевац и Велесница) открыты поселения с лепной славянской керамикой. В Велеснице, Прахово, Петровом Селе и Нови Бановци найдены пальчатые фибулы, указывающие на антское происхождение славянского населения, осевшего в Сербском Подунавье. Нужно полагать, что этот регион был областью первоначального оседания балканских сербов (рис. 102).

Сербы, заселившие Балканы, как и сорбы на Эльбе, были частями праславянского племени, проживавшего в римское время где-то в антском регионе Северного Причерноморья. Иранское или индоарийское происхождение этнонима сербы представляется неоспоримым. Л. Нидерле в этой связи высказал догадку о том, что сербы - группа славян, расселившаяся в VI в. на среднем Дунае и получившая название от местных сарматов, которые были славянизированы. Более вероятной является мысль о появлении в славянском мире этнонима сербы в антском регионе Северного Причерноморья в условиях славяно-иранского симбиоза.

Истоки этого этнонима восходят к античным сербам, упоминаемым в трудах Птолемея и Плиния и локализуемым на Северном Кавказе. Очевидно, это было какое-то неславянское племя, ираноязычное или, как полагает О. Н. Трубачёв, индоарийское. Этот исследователь этимологически связывает этноним с древнеиндийским siras ‘голова’ и полагает миграцию этого индоарийского племени (после II в. н. э.) из Северного Кавказа через Крымский полуостров, где его пребывание фиксируется топонимикой, в пределы славянства в Северное Причерноморье с последующей его ассимиляцией. Наиболее вероятным районом вхождения неславянских сербов в славянский мир, согласно О. Н. Трубачёву, был Южный Буг.

Импульсом миграции сербов из Севернопричерноморского региона на запад стало аварское нашествие. По всей вероятности, они оказались включенными в мощные миграционные потоки, направившиеся в Среднедунайские земли. Появление сербов в Сербском Подунавье, нужно полагать, непосредственно связано с первой аварской миграционной волной. По-видимому, очень скоро из Подунавья сербы расселились в южном и юго-западном направлениях, освоив западнобалканские области центральной Сербии (Рашки), Воеводины, Боснии и Герцеговины, вплоть до побережья Адриатического моря.

Памятников археологии на этой территории, непросредственно предшествующих сербской колонизации, известно крайне мало. Одним из таковых является могильник Михалевици в Боснии, в котором в результате раскопок открыты трупоположения конца V–VI в. Некрополь принадлежит местной романизированной популяции с остатками остроготов. Очевидно, что прежнее романизированное население этих земель сильно пострадало от аварских набегов и грабежей и сохранялось лишь небольшими островками.

В сочинении Константина Багрянородного «Об управлении империей» помещен рассказ о происхождении сербов Балканского полуострова. В основе его, как показал Г. А. Острогорский, находится информация из не дошедшей до нас «Хроники сербских правителей», составленной между 927/8 и 944 гг.

Константин Багрянородный пишет, что «сербы происходят от некрещеных сербов, называемых также „белыми“ и живущих по ту сторону Туркии в местности, именуемой Войки. С ними граничит Франгия, а также Великая Хорватия, некрещеная, называемая также „Белой“. Там-то и живут с самого начала эти сербы. Но когда двое братьев получили от отца власть над Сербией, один из них, взяв половину народа, попросил убежища у Ираклия, василевса ромеев». Далее рассказывается, что византийский император Ираклий (610–641 гг.) поселил сербов в «феме Фессалоники», но вскоре они решили возвратиться в прежние места проживания. Однако при переправе через Дунай сербы переменили свое намерение и вновь попросили поселить их на землях Империи. «Поскольку нынешняя Сербия, Пагания, так называемая страна захлумов, Тервуния и страна каналитов были под властью василевса ромеев, а страны эти оказались безлюдными из-за аваров (они ведь изгнали оттуда римлян, живущих в теперешней Далмации и Диррархии), то василевс и поселил означенных сербов в этих странах».

Из текста Константина Багрянородного также следует, что ранее балканские сербы жили по соседству с Франкским государством (Франгией) и Великой Хорватией. Однако надежно локализовать этот регион не представляется возможным. Тем более что в следующей главе труда «Об управлении империей» сообщается, что сербами были также захлумы, которые прибыли «… от некрещеных поселенцев на реке Висле (их называют личики) и поселились на реке, именуемой Захлума». Эта информация Константина Багрянородного послужила основой для целого ряда гипотетических построений.

Археологические материалы не позволяют согласиться ни с одной из догадок, высказанных в исторической литературе. По-видимому, можно присоединиться к Л. Нидерле, который утверждал, что каких-либо доказательств существования Великой Сербии нет и, скорее всего, «Константин создал северную Великую Сербию лишь как folii к традиции о Великой Хорватии».

На основании цитированного выше отрывка из труда Константина Багрянородного освоение сербами западных земель Балканского полуострова следует датировать вторым - третьим десятилетиями VII в. Весьма вероятно участие в этом процессе византийской администрации, заинтересованной в охране своих территорий от посягательств со стороны Аварского каганата.

Павел Диакон сообщает о крупном походе славян Адриатики в 662 г. против лангобардов Южной Италии. На «множестве кораблей» славяне пересекли Адриатическое море и достигли города Сипонта. В этой связи историки полагают, что во второй трети VII в. в прибрежной части сербского ареала возникло крупное сербское племенное образование. Очевидно, оно имело провизантийскую направленность и военная операция 662 г. была организована Византией. По словам Константина Багрянородного, сербы приняли христианство уже при императоре Ираклии.

Древности периода первоначального освоения Балкан сербскими племенами очень трудно улавливаются археологическими методами.

Несомненный интерес в этом отношении представляет недавняя работа Д. Янковича, в которой собраны данные о специфических погребальных памятниках, именуемых «громилами». Это могильники, состоящие из небольшого числа невысоких курганообразных насыпей, сооруженных из грунта с многочисленными камнями. При раскопках ряда таких насыпей обнаружить остатки погребений обычно не удается, среди камней отдельных «громил» встречены разрозненные кости животных и фрагменты керамики. Лишь в единичных «громилах» зафиксированы слабые следы остатков захоронений. При раскопках в некоторых могильниках были найдены отдельные вещи, которые наряду с керамическими находками позволяют датировать памятники в целом второй половиной I тыс. н. э. Д. Янкович полагает, что «громилы» были этнографически сербскими погребальными памятниками, и на основании их распространения очерчивает территорию проживания сербов в IX в.

В VIII–IX вв. на всей территории расселения сербского этноса складывается довольно однородная культура, известная в основном по погребальным памятникам. Это грунтовые некрополи, обычно состоящие из многих десятков, а иногда и сотен могил с захоронениями по обряду трупоположения с широтной ориентацией. Предполагается, что господство ингумации в Сербии было обусловлено воздействием христианской религии. Это действительно так, но вместе с тем следует иметь в виду, что ритуал трупоположения был привнесен сербскими племенами из своих прежних мест проживания в антской среде. Раннесредневековые сербские могильники функционировали продолжительное время, некоторые - до XIV–XV вв. включительно. На части их имелись церкви, но погребения содержат вещевые находки, отражая языческое наследие.

Обзор этих сербских кладбищ сделан в двух работах Г. Марьянович-Вуевич. Есть и публикации отдельных исследованных раскопками памятников.

Наиболее ранние могильники с захоронениями VIII–IX вв. выявлены преимущественно в Подунавье. Так, в некрополе у с. Грабовица в местности Позаймиште раскопано 26 захоронений, в том числе с гроздевидными серьгами. Разрушенное кладбище, из которого происходят вещи VIII–XII вв., зафиксировано в Брестовике в районе Белграда.

Более многочисленную группу составляют некрополи, основанные в IX–X вв. Они известны уже на всей территории расселения сербских племён. Погребальный обряд в этих памятниках однообразен - умерших погребали в прямоугольные ямы с несколько закруглёнными углами, на спине, головами на запад (с сезонными отклонениями). Нередко погребенные обставлялись крупными каменными плитами. В некоторых могильниках открыты и каменные саркофаги с двускатными перекрытиями, явно отражающие позднеантичное наследие. В похоронном ритуале сербских некрополей отмечены и некоторые особенности, восходящие к славянскому язычеству. Обстоятельная характеристика обрядности сербов по материалам могильников X–XII вв. дана в специальной работе Г. Марьянович-Вуевич.

В захоронениях рассматриваемых некрополей обнаружено большое число различных вещевых находок. В женских захоронениях обычны разнообразные украшения (рис. 104). Для IX–X вв. весьма характерны бронзовые и серебряные серьги с четырьмя биконическими или ягодообразными утолщениями, из которых два находятся на проволочном стержне, а два других выступают за его пределы; гроздевидные гранулированные и серповидные серьги с привесками; перстни простейших типов и шейные ожерелья из разноцветных пастовых бус.

Рис. 104. Серьги из памятников сербов.

1 - Браничево;

2, 3, 7 - Трняне;

4 - Мачванска Митровица;

5, 6 - Винча.

Большинство украшений XI–XII вв. принадлежат к изделиям массового ремесленного производства. В это время широкое распространение получили проволочные височные кольца небольшого диаметра. Большая часть их имеет сомкнутые концы. Широко бытуют и проволочные однобусинные серьги. Бусы чаще имеют биконическую форму, реже ягодообразную. Они обычно орнаментированы зернью или псевдозернью. Шейные ожерелья состояли из разнообразных бус, иногда дополненных привесками - бубенчиками или крестиками. В некоторых захоронениях встречены и браслеты из цветных металлов - пластинчатые или витые из трёх - четырёх проволок. Довольно частыми находками являются бронзовые перстни - проволочные, пластинчатые и печатные. Во многих мужских могилах вещевых находок не встречено, в других обнаружены железные ножи, кресала, бронзовые и железные пряжки. Как мужские, так и женские погребения иногда сопровождались глиняными сосудами.

Ювелирное ремесло сербов развивалось на базе позднеантичного наследия в условиях влияния со стороны византийских мастеров. Византийское влияние сказывалось и в других элементах раннесредневековой сербской культуры, в том числе и в керамическом производстве.

Поселениями сербов в VII–XI вв. были преимущественно открытые селища с наземными (изредка с опущенным в грунт полом) постройками срубной и каркасно-столбовой техники. Нередко сербы селились и на сохранившихся или разрушенных поселениях местного романизированного населения, при этом ими использовались прежние постройки. Наследием античного и византийского времени были города и крепости, которые постепенно пополнялись славянским населением. Такие античные города, как Сремска Митровица, Белград, Гамзиград и другие, к последним векам I тыс. н. э. стали славянскими. Согласно изысканиям П. Мийовича, в регионе Дукля первый этап славянского освоения этих земель не оставил никаких следов в городской культуре. Только начиная с IX в. в городах появляется славянский этнический компонент, который со временем становится доминирующим. Становление Белграда как славянского города определяется IX–X вв. Культурные напластования IX в. зафиксированы в «Верхнем городе», где в то время имелась уже деревянная крепость. В X в. возникает городской посад в «Нижнем городе». Накануне возникновения города в округе наблюдается концентрация поселений VII–X вв.

Расселившаяся на Балканах часть праславянского племени сербов, очевидно, была единой. Древних племенных образований в ее составе не выявляется. Известные по письменным памятникам X в. подразделения внутри балканских сербов были территориальными новообразованиями. Таковы дукляне - жители Дукли, захлумляне - жители Захлумья, травуняне - жители Травунии, мораване, тимочане, названные по рекам, на которых они поселились. В ареале сербов имелась еще Пагания, то есть земля язычников, названная так потому, что поселенцы её «не приняли крещения в то время, когда были крещены все сербы». Завершение христианизации сербов относится к периоду правления императора Василия I (867–886 гг.), который, по сообщению Константина Багрянородного, обратил сербов в христианство и назначил им князей. В Пагании в среде крестьянства язычество господствовало ещё в X в.

Во «Франкских анналах» в информации о событиях начала IX в. сербы фигурируют как особая народность, занимавшая значительную часть Далмации (в античном понимании - от побережья Адриатического моря до реки Савы). Сербы к этому времени, нужно полагать, ассимилировали остатки местного романизированного населения и включили в свой состав мелкие славянские группы несербского происхождения, если таковые были на их территории.

В IX–X вв. в сербских землях имелось пять - шесть раннефеодальных княжеств, подвластных Византии. Только в 1034–1042 гг. образовалось самостоятельное Сербское государство, покончившее с зависимостью от Византии. Завершающая стадия формирования сербской народности относится уже ко времени Неманичей.

В языковом отношении сербы и хорваты составляют единство. Они пользуются общим сербохорватским языком. Различия между сербским и хорватским вариантами этого языка носят второстепенный характер, сербы пользуются кириллицей, а хорваты - латинской графикой. На территории сербохорватского языка ныне выделяется три диалектные области. Наибольшее распространение получило штокавское наречие, занимающее все области расселения сербов и черногорцев, а также значительные смежные земли хорватов. Кайкавское наречие локализуется в северо-западной части хорватской территории, включая регион Загреба. Чакавские говоры концентрируются в западных местностях Хорватии, в Истрии, на побережье и островах Адриатики. Языковая общность сербов и хорватов и их диалектная нерасчлененность дают основание полагать, что в праславянский период их предки составляли близкородственные племенные образования на антской территории Северного Причерноморья.

Сербы (Срби-сербск.) - основное население Сербии. Проживают так же на территории близлежащих государств - Боснии и Герцеговины, Хорватии, и стран Европы - Австрия, Венгрия, Германия, Румыния. Язык - сербский, относится к южнославянским языкам индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе кириллицы. Основная масса - православные, небольшая часть - католики и мусульмане.

Впервые Сербы были упомянуты Птолемеем в его «Географии» во 2-м столетии н.э. и причислены к сарматским племенам, проживавшим на Северном Кавказе и в низовьях Волги. В 4-м веке под натиском Гуннов и Аланов двинулись в Центральную Европу, где обосновались в Белой Сербии - области, располагающиеся в современных восточногерманских и западнопольских областях. Там они смешались с местными славянскими народностями. В подтверждение этому в Саксонии сохранился район Сорбия (Лужица), где проживают потомки тех самых сербов - Лужичане (Сорбы).

Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного, в 7-8 веках племена сербов, а так же черногорцев пришли на Балканы и заняли обширные территории южных притоков рек Савы и Дуная, Динарские горы, южную Адриатику. Местные племена - Иллирийцы, Даки и др. - были частью ассимилированы, частью оттеснены на запад и в горные области.

История Сербии отсчитывает свое начало с 7 века, с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова. В 8-9 веках возникли первые государственные образования сербов. В 9-11 веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства. После установления в конце 12 века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине 14 века развилось в крупную державу, ведущую завоевательную политику за счет византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др.

Расцвет средневековой Сербии пришелся на время правления Стефана Душана (1331-1355г. правления). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества уже не могли сдерживать экспансию Османской империи, и часть князей на юге вынуждены были признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединённые войска некоторых сербских князей (вместе с отрядами боснийцев) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле. Эта дата и по сей день остается в памяти Сербов и отмечается как всеобщий день скорби, день Видовдан. Это поражение привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоевана турками в 1459 году, после падения Смеридерево. На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца 17 века входили в состав Австрийской империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания 1804-1813 гг. против османского владычества. Своим верховным вождем восставшие избрали Георгия Петровича, по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание, возглавил которое участник первого восстания Милош Обренович. Оно было успешным, но только через 15 лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Обреновича убили. По условия Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу 20 века в Сербии сложилась парламентская монархия, начался быстрый подъем экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота, и на престоле окончательно утвердились Карагеоргиевичи, сначала Петр, а потом Александр. В результате Балканских войн 1912-1913 гг. в состав Сербии были включены территории Косова, Македонии и значительная часть Санджака. В первой мировой войне Сербия выступила на стороне Антанты. В ходе этой войны, по оценкам экспертов, страна потеряла до трети своего населения. После завершения войны Сербия стала ядром для создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929г. - Югославия). В период Второй Мировой Войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками Вермахта, часть территорий была передана саттелитам 3-го рейха - Венгрии, Болгарии, а так же Албании. В 1944-1945 годах Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-Освободительной армии Югославии.

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с 1963г. - Социалистическая Федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с1963г. - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Броза Тито рост межэтнического противостояния, поддержанного извне привели в начале 1990-х годов к серии гражданских войн и распаду Югославии. Длительный период пребывания у власти Сербии соцмалистов во главе со Слободаном Милошивечем завершился в 2000 году после бомбардировок авиацией НАТО сербских городов и ввода в Косово «миротворцев» ООН. В 2006 году прекратил свое существование государственный союз Сербии и Черногории, республика Сербия потеряла выход к Адриатическому морю.

этногенез серб народный социальный

201,637
Швейцария 191,500
Австрия 177,300
США более 170,000
Республика Косово 140,000
Канада 100,000-125,000
Нидерланды 100,000-180,500
Швеция 100,000
Австралия 95,000
Великобритания 90,000
Франция 80,000
Италия 78,174
Словения 38,000
Македония 35,939
Румыния 22,518
Норвегия 12,500
Греция 10,000
Венгрия 7,350
Россия 4,156 - 15,000 (по сербским источникам)

Язык Религия Родственные народы
Cерия статей о
Сербах

Сербские языки и наречья
сербский · сербскохрватский
ужицкий · цыганосербский
старославянский · славяносербский
штокавский · торлакский · шатровачки

Преследования сербов
Сербофобия · Ясеновац
Независимое государство Хорватия
Крагуевацский октябрь

Этногенез

Существует несколько теорий происхождения сербов.

Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного , сербы (уже как единый славянский народ) мигрировали к югу в 7-м веке в правление византийского царя Ираклия и расселились в пределах современных Южной Сербии, Македонии , Черногории , Далмации , Боснии и Герцеговины . Там они смешались с потомками местных балканских племен - иллирийцев , даков и др.

Спустя тысячелетие во времена Османских завоеваний в Европе множество сербов под давлением турецких агрессоров, разоривших страну, стало уходить на север и восток за реки Сава и Дунай на территории нынешних Воеводины , Славонии , Трансильвании и Венгрии . Позднее, в XVIII веке тысячи сербов отправились в Российскую империю , где им на поселение были выделены земли в Новороссии - в районах, получивших названия Новая Сербия и Славяносербия .

Этнографические группы сербов

Этнографические группы сербов делятся, в основном, по диалектам сербского языка. Штокавские сербы самая большая группа. Существуют также горанцы и другие этнографические группы.

Расселение

Основной ареал проживания сербов - это Сербия, Черногория, Хорватия, Босния и Герцеговина. Также существуют отдельные регионы в иных странах, где сербы живут издавна: в Македонии (Куманово , Скопье), Словении (Бела Крайна), Румынии (Банат), Венгрии (Печ , Сентендре , Сегед). Устойчивые сербские диаспоры существуют во многих странах, самые заметные из них в Германии, Австрии, Швейцарии , Франции , России , Бразилии , Канаде , США и Австралии . Диаспоры в Новой Зеландии , Южной Африке , Аргентине , Боливии , Бразилии и Чили хоть и не такие большие, однако не исчезают, а наоборот - продолжают расти.

Точное количество сербов, проживающих в диаспорах за пределами Балкан, не установлено и колеблется по разным сведениям примерно от 1-2 млн до 4 млн человек (данные Министерства по диаспорам Республики Сербия). В связи с этим неизвестна и общая численность сербов в мире, по приблизительным оценкам она составляет от 9,5 до 12 млн человек. 6,5 млн сербов составляют около двух третей населения Сербии. Перед военными конфликтами 1,5 млн проживало в Боснии и Герцеговине и 600 тыс. в Хорватии, а 200 тыс. - в Черногории. По переписи 1991 г. сербы представляли 36 % от общего населения Югославии , то есть всего около 8,5 млн человек.

Городское население представлено в Белграде (1,5 млн сербов), в Нови-Саде (300 тыс.), Нише (250 тыс.), Баня-Луке (220 тыс.), Крагуевце (175 тыс.), Сараево (130 тыс.). За пределами бывшей Югославии Вена является городом с наибольшим числом сербских жителей. Значительное количество сербов проживает в Чикаго с окрестностями и Торонто (с Южным Онтарио). Лос-Анджелес известен как мегаполис с внушительным сербским сообществом, впрочем, как Стамбул и Париж .

Этническая история

Карта расселения славян и их соседей на конец VIII века.

История Сербии отсчитывает своё начало с VI века , с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова . В VIII -IX веках возникли первые протогосударственные образования сербов. В -XI веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства . После установления в конце XII века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIV века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана ( -). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества оказываются не в состоянии остановить османскую экспансию, часть князей на юге бывшего царства Душана вынуждено признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединенные войска некоторых сербских князей (вместе с боснийкими отрядами) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле , что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи . Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году , после падения Смедерево . На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца XVII века входили в состав Австрийской Империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания в - гг. против османского владычества . Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание , возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович . Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили. По условиям Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу XX века в Сербии сложилась парламентская монархия , начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн - гг. в состав Сербии были включены территории Косова , Македонии и значительная часть Санджака . В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты . В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c г. - Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии , часть территории государства передана сателлитам Германии - Венгрии и Болгарии, а также Албании. В - гг. Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии .

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с г. - Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 г. - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг к серии гражданских войн и распаду Югославии . Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН . В 2006 году , после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории , республика Сербия потеряла выход к морю.

Средневековое Сербское государство

Расселение славян

Процесс складывания государства у сербов был замедлен обособленностью различных сербских общин и отсутствием между ними экономических связей. Для ранней истории сербов характерно формирование нескольких очагов государственности, которые поочерёдно становились центрами объединения сербских земель. На побережье сформировались протогосударственные образования - склавинии Пагания , Захумье , Травуния и Дукля, во внутренних областях (восточная часть современной Боснии и Санджак) - Рашка . Номинально все сербские территории входили в состав Византии, однако их зависимость была слабой. Уже с VII века началась христианизация сербских племён , которая завершилась во второй половине IX века при прямом участии учеников святых Кирилла и Мефодия . К этому же времени относится возникновение первых памятников сербской письменности на старославянском языке (первоначально - с использованием глаголицы , c X века начинается переход на кириллицу) .

Образование государства

В середине IX века под воздействием наступления на сербские области протоболгар в Рашке сформировалась княжеская власть и государство во главе с князем (жупаном) Властимиром , которому удалось отбросить болгар и подчинить часть прибрежных территорий. Наследственный принцип передачи власти, однако, не сложился, что привело в конце IX века к междоусобицам, ослаблению Рашки и её переходу под власть сначала Первого Болгарского царства , а затем, после его падения, - Византии. Некоторое укрепление Рашки в середине X века в период правления князя Часлава , существенно расширившего территорию государства, сменилось после его гибели в 950 году распадом страны. В это же время началось активное проникновение богомильства из Болгарии, которое также способствовало ослаблению центральной власти в Рашке. В - гг. Белград и долина Моравы стали центром массового восстания славян под предводительством Петра Деляна против Византии.

Расцвет Сербии

При непосредственных преемниках Стефана Первовенчанного Сербское государство пережило недолгий период стагнации и усиления влияния соседних держав, прежде всего Венгрии . На рубеже XIII и XIV веков Сербия оказалась разделённой на два государства: на севере, в Мачве , Белграде , районе Браничева , а также в Усоре и Соли , правил опирающийся на Венгрию Стефан Драгутин , остальная часть сербских земель находилась под властью его младшего брата Стефана Милутина , ориентировавшегося, главным образом, на Византию.

Несмотря на временный раздел государства, продолжалось укрепление Сербии: была сформирована централизованная система местного управления, реформировано право, создана система внутренних коммуникаций, начался переход на условное держание и прониарную систему в земельных отношениях. Одновременно усиливалось влияние высшего духовенства и церкви. Активно развивалось монашество, возникло множество православных монастырей (в том числе Студеница , Жича , Милешево , Грачаница , а также Хиландарский монастырь на Афоне), причём их храмы строились в соответствии с уже сложившейся оригинальной сербской архитектурной традицией («рашская школа»). Окончательно закрепилась принадлежность Сербии византийско-православному миру, католическое влияние было практически устранено, а богомилы изгнаны из страны. Одновременно начался процесс византизации системы государственного управления, был создан помпезный королевский двор по образцу константинопольского. Происходил подъём горного дела (в значительной степени благодаря притоку саксонских переселенцев), сельского хозяйства и торговли, решающую роль в которой имели дубровницкие купцы. Быстро увеличивалось народонаселение страны, росли города.

Расцвет средневекового сербского государства пришёлся на время правления Стефана Душана ( -). В ходе ряда военных кампаний Стефан Душан подчинил всю Македонию, Албанию , Эпир , Фессалию и западную часть Средней Греции. В результате Сербия стала крупнейшим государством Юго-Восточной Европы. В 1346 году Стефан Душан был коронован царём сербов и греков , а Печский архиепископ был провозглашён патриархом . Сербо-греческое царство Стефана Душана сочетало в себе сербские и византийские традиции, за греками были сохранены высшие должности в городах и их земельные владения, сильное греческое влияние испытывала культура. В архитектуре сложился вардарский стиль , яркими образцами которого стали храмы в Грачанице, Пече и Леснове . В 1349 году был издан «Законник Стефана Душана », оформивший и кодифицировавший нормы сербского права. Резко усилилась центральная власть, была сформирована разветвлённая административная система по византийскому образцу при сохранении существенной роли собраний (саборов) сербской аристократии. Внутренняя политика царя, опирающаяся на крупную земельную знать и приведшая к расширению её прерогатив, однако, не способствовала укреплению и сплочению государства, особенно учитывая этническую пестроту державы Душана.

Распад и турецкое завоевание

Вскоре после смерти Стефана Душана его государство распалось. Часть греческих земель вновь перешла под власть Византии, а на остальных сформировались полунезависимые княжества. В собственно Сербии крупные землевладельцы (властелы) вышли из подчинения центральной власти, стали проводить собственную политику, чеканить монету и собирать налоги: в Зете установилось правление Балшичей , в Македонии - Мрнявчевичей, в Старой Сербии и Косове - князя Лазаря , Николы Алтомановича и Вука Бранковича . Единство сербских земель после смерти последнего представителя династии Неманичей Стефана Уроша V в 1371 году поддерживалось практически исключительно единством православной церкви в лице Печской патриархии, которая в 1375 году добилась канонического признания Константинопольским патриархатом . В 1377 году сербскую корону принял бан Боснии Стефан Твртко I , однако, хотя его королевский титул признавали князь Лазарь и Вук Бранкович, власть Твртко I была чисто номинальной. Междоусобные войны между князьями сильно ослабляли обороноспособность сербских земель в условиях нарастания турецкой угрозы. Уже в 1371 году в Марицкой битве турки разгромили войска южносербских правителей во главе с королём Вукашином , после чего Македония перешла под власть Османской империи .

Попытка объединить сербские земли для организации отпора туркам, предпринятая князем Лазарем при поддержке Сербской православной церкви , не увенчалась успехом: 15 июня 1389 года (в день Св. Вита - Видовдан) в битве на Косовом поле , несмотря на героические усилия сербов, они потерпели поражение. Князь Лазарь погиб. Хотя его сын Стефан Лазаревич сохранил свою власть, он был вынужден признать сюзеренитет Османской империи и участвовать в турецких походах. Косовская битва и подвиг Милоша Обилича , убившего османского султана Мурада I в начале сражения, позднее стали одним из важнейших сюжетов сербского национального фольклора , символом самопожертвования и единения сербского народа в борьбе за независимость.

В первой половине XV века , когда натиск турок временно ослабел из-за угрозы со стороны Тамерлана , Стефан Лазаревич предпринял попытку восстановления Сербского государства. Он принял византийский титул деспота и, опираясь на союз с Венгрией , которая передала ему Белград и Мачву , вновь подчинил Зету (кроме Приморья), Сребреницу и ряд южносербских областей. Была возрождена центральная администрация, укрепилась власть князя, активно поощрялся горнорудный промысел и городские ремесла, началось проникновение в Сербию идей гуманизма и эпохи Возрождения . Новый подъём переживала архитектура («моравская школа», представленная, в частности, монастырями Ресава и Раваница ) и литература (произведения патриарха Данилы III и самого Стефана Лазаревича). Столицей Сербской деспотовины стал Белград, в котором была построена хорошо укреплённая крепость, частично сохранившаяся до наших дней. Хотя в результате нового вторжения турок в 1425 году были потеряны Ниш и Крушевац , а затем под власть Венгрии перешёл Белград, новая столица Сербии - Смедерево , основанная деспотом Георгием Бранковичем , переживала свой расцвет и завоевала славу второго Константинополя . Но уже в 1438 году началось очередное османское наступление. В 1439 году пало Смедерево. Долгий поход венгерских войск Яноша Хуньяди в -1444 году позволил изгнать турок с территории Сербии и ненадолго восстановить её самостоятельность. Однако поражение крестоносцев под Варной в 1444 году , разгром венгерского войска во Второй битве на Косовом поле в 1448 году и падение Константинополя в 1453 году предопределили судьбу страны. В 1454 году были захвачены Ново-Брдо и Приштина , а в 1456 году осаждён Белград. Наконец, в 1459 году пало Смедерево. К 1463 году была завоёвана Босния , к - Герцеговина и, наконец, в 1499 году - Горная Зета . Сербское государство перестало существовать.

Социально-экономическое развитие

Основой экономики средневекового Сербского государства являлось сельское хозяйство, прежде всего земледелие, а также скотоводство, особенно в гористых районах. Существенно дольше, чем в Болгарии и Хорватии, в Сербии сохраняли значения большие патриархальные семьи - задруги и общинный строй. В крестьянском хозяйстве продолжала господствовать коллективная собственность на землю. Постепенно, однако, усиливались процессы феодализации поземельных отношений и закрепощения крестьян. Уже в «Законнике Стефана Душана» было юридически закреплено зависимое положение крестьянства и отменено право перехода.