Шумеро–Аккадская культура. Образец работы с текстом

§8. Историческое наследие древних цивилизаций. Материалы для семинара

1. Единство мира древних цивилизаций

Уже с глубокой древности племена и народы Востока и Запада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями материальной и духовной культуры. Поскольку на Востоке цивилизация сложилась намного раньше, долгое время Запад оставался по преимуществу «принимающей» стороной... Греческая культура никогда не смогла бы достичь такой высоты, если бы она не была наследницей культур Древнего Востока. Это понимали и эллины - биографическая традиция о философах Эллады пестрит достоверными или вымышленными указаниями на ученичество у восточных мудрецов, так что мотив встреч греческого мыслителя с учеными жрецами Египта или Вавилона стал ходячим стереотипом. Амплитуда греческих заимствований простирается от воспринятых с Востока видов земледельческих культур и пород скота, от финикийского буквенного письма до усвоения открытий ближневосточной науки, прежде всего астрономии и геометрии...

Мир древних цивилизаций предстает не как мозаика разрозненных этнических, культурных и социальных компонентов, но как единое целое, отдельные части которого находились в постоянных и тесных контактах, ведших к взаимовлиянию и взаимообогащению. Несмотря на географическую удаленность, очень древними были контакты Ближнего Востока с Индией и Средней Азией; влияние месопотамских цивилизаций доходило до Аравии... Археологические исследования показывают, что в VIII-III вв. до н. э. не спорадические, а постоянно действующие связи охватывали огромную дистанцию - до 7 тыс. км. Этот путь проходил от Балкан и Северного Причерноморья до Орд оса (плато в Китае. - Авт.), захватывая Урал, Алтай, Туву. По Великому шелковому пути товары и предметы искусства передавались из Китая до Средиземноморья. Древневосточное единство сохранилось и даже укрепилось после того, как на исторической арене появились античные цивилизации Запада. Греки и римляне добирались до Индии, реже - до Китая, индийские торговые колонии существовали в Иране и Египте, а римские фактории - в Южной Индии, в египетскую Александрию сухопутным и морским путем везли свои товары индийские, бактрийские и скифские купцы.

2. Шумерская модель мира

Говоря о шумерской модели мира, нужно учитывать поразительную близость между государствами Южного Двуречья и осуществившейся в XX в. моделью социалистического государства. Общими здесь являются и представления о революции как очищении времени от событий, и принудительный труд населения на государство, и стремление государства обеспечить всех равными пайками. Вообще, можно, наверное, сказать, что Шумер представляет собой как бы подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это и желание физического превосходства над другими, и стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), и отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, и стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого. Вместе с тем нельзя игнорировать какую-то особую целительность шумерской культуры, к которой погрязший в комплексах и условностях человек припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек. Такими же наивными и главными для жизни всегда были Гомер и Шекспир - со всеми реками крови, открытыми страстями - но и с тем предельным проникновением в сущность человека, на которое способно только существо с задатками одновременно ребенка и бога. Можно сказать, что шумерская культура по-шекспировски гениальна выбором своей духовной цели - и так же, как Шекспир, отвращает современного человека набором своих средств.

В. В. Емельянов

3. Полис: три идеи для человечества

Полис завещал человечеству по крайней мере три великие политические идеи. Это прежде всего гражданская идея. Осознание себя членом гражданского коллектива, сознание своих прав и обязанностей, чувство гражданского долга, ответственности, причастность к жизни всей общины и ее достоянию, наконец, огромное значение мнения или признания сограждан, зависимость от него - все это нашло в полисе наиболее полное, наиболее яркое выражение...

Затем - идея демократии. Под этим мы понимаем возникшее в полисе - причем впервые в истории - представление о народоправстве, о его принципиальной возможности, о причастности каждого гражданина к управлению, об участии каждого в общественной жизни и деятельности... В дальнейшем представление о демократии также претерпевает определенную эволюцию. Наиболее наглядный пример - вопрос о прямом народоправстве. Само собой разумеется, что вне условий и рамок полиса, т. е. в более крупных государственных образованиях, прямое народоправство немыслимо, но ведь и в представительных системах живет и сохраняется... самый принцип народоправства...

Наконец, идея республиканизма. В полисе - опять-таки впервые в истории - был осуществлен принцип выборности всех органов управления. Но дело не только в выборности. Три основных элемента политической структуры гражданской общины сплавились для последующих поколений в единое представление, в идею республики: выборность, коллегиальность, краткосрочность магистратур. Это и есть... тот принцип, который впоследствии всегда мог быть противопоставлен - и фактически противопоставлялся - принципам единовластия, монархии, деспотизма...

С. Л. Утченко

4. Римское право

В римском праве в совершенной форме нашло отражение римское чувство социальности и государственности как определяющих форм существования человеческого общества и его историю. Римское право достигло вершин абстракции в выражении и оценке богатейшего и разнообразнейшего опыта живого общения людей, представив практически все виды отношений между ними в отточенных юридических формулах и дефинициях, правильное применение которых могло дать определенное и точное решение любой возникающей личностно-социальной коллизии.

Римская система права, грандиозная и совершенная в своей внутренней согласованности и формах выражения, стала одной из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой цивилизации, декларирующей приоритет гуманистических ценностей и прав человека.

В. И. Уколова

5. Власть идеи и страсть к истине

В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей; отсюда такая красочность необычных бытовых деталей в биографиях греческих философов, вплоть до бочки Диогена, - это не пустая анекдотическая сторона всемирной истории философии, а доведенное до наглядного, шокирующего жеста выражение мысли о необходимости следовать не обиходу, не привычке, но истине.

Мыслители древних цивилизаций - герои легенд, подчас причудливых... но их критика обихода действием, их сверхчеловеческий авторитет - альтернатива преодоленному им авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

О ветхозаветных пророках любили рассказывать, что они расплачивались за правду жизнью: Исайя будто бы был перепилен деревянной пилой, Иеремия - побит камнями. Но тот же мотив очень часто возникает в легендах о философах Греции: Зенон Элейский на допросе в присутствии тирана Неарха откусил себе язык и выплюнул его тирану в лицо; Анаксарх, растираемый железными пестами в ступе, крикнул палачу: «Толки, толки Анаксархову шкуру - Анаксарха тебе не истолочь!» Центральный образ греческой традиции - Сократ невозмутимо подносит к губам чашку с цикутой. Древность поставила задачу - искать истину, делающую человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

6. Алфавит и письменность

Далёк мир древних цивилизаций и одновременно очень близок. Близок не только нашей пытливой мысли, но и нашей повседневной жизни. Самое повседневное - буквы алфавитов, шире - письменные знаки, ими постоянно пользуется современный мир. Китайская иероглифическая письменность пока живет без принципиальных изменений без малого четыре тысячелетия. Алфавитное письмо изобрели финикийцы три тысячелетия назад; от финикийцев его приняли греки, к алфавиту которых восходят и латиница, и кириллица. Колесо и календарь, компас и бумага - наследие древности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

Древние китайцы приписывали изобретение письменности некоему Цан Цзе, мудрому помощнику мифического основателя китайской цивилизации Хуан-ди. Цан Цзе, гласит предание, создал знаки письма, наблюдая «очертания гор и морей, следы драконов и змей, птиц и зверей», а также тени, отбрасываемые предметами...

Древнейшие известные на сегодняшний день образцы китайской письменности относятся к середине II тыс. до н. э. и представляют собой надписи на гадательных костях...

Китайская письменность имела зрительную природу; она зародилась и развивалась обособленно от устной речи. Вполне естественно поэтому, что со временем она породила изысканное каллиграфическое искусство, которое ценилось китайцами выше всех других.

В. В. Малявин

Изобретенное финикийцами звуковое письмо было перенято греками и стало со временем основой нескольких алфавитов - греческого, латинского, грузинского, армянского, славянского (кириллица). То, что греческий алфавит не греческого происхождения, доказывается тем простым обстоятельством, что для греческого языка трансформированное название древних букв уже ничего не означает, тогда как в западносемитских языках (финикийском и древнееврейском) название каждой буквы имеет свое значение. К примеру, буква «альфа» у древних греков означает только «первая буква алфавита», а у финикийцев слово «алеф» означает «бык», точнее, «бык в ярме»: а. Буква «далет» означала у финикийцев и евреев слово «дверь», «вход в шатер», а греки, наоборот, ни с чем не связанное название буквы «дельта» позднее перенесли на обозначение устья реки... Греки произвели некоторые свои изменения: буквы приспособили для обозначения гласных звуков (в финикийском алфавите... имелись только буквы для согласных звуков), некоторые буквы за ненадобностью исключили - например, букву «шин», так как в греческом языке нет звука «ш». Позднее святые Кирилл и Мефодий, составляя славянскую азбуку, вновь применили эту букву, «вытащив» ее из древнееврейского алфавита, тогда как в латинской графике для обозначения этой буквы приходится пользоваться разными буквосочетаниями... Кроме того, греки стали писать слева направо, а не справа налево, как семиты.

П. А. Юхвидин

7. Египетская медицина, математика, астрономия

Особое значение для соседних с Египтом народов имела египетская медицина. Ее достижения, прежде всего в области хирургии, ценились при дворах иноземных владык, и слава египетских лекарей, подобных «великому врачевателю» Уджахорресенту, жрецу богини Нейт, доверенному лицу персидских царей, надолго пережила их самих. В средневековых арабских и европейских медицинских текстах содержится немало рецептов, заимствованных из египетских медицинских папирусов и магических текстов.

Еще задолго до того, как взошла заря античной цивилизации, в Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н. э. Анания Ширакского.

О. И. Павлова

8. Художественные ценности древних цивилизаций

Древний Восток оставил нам такие непреходящие ценности, как эпос о Гильгамеше и «Книга Иова», «Махабхарата» и «Рамаяна», «Песнь песней» и «Шицзин», драмы Калидасы и парадоксальные, пугающие своей глубиной притчи Чжуанцзы, строгая египетская скульптура и смягченная разнородными веяниями кушанская пластика, пирамиды и персепольские комплексы, мудрость «Дхаммапады» и «Экклезиаста»!.. Греко-римская античность сохранила имена Гомера и Пиндара, Эсхила, Софокла и Еврипида, Аристофана, Вергилия, Горация и Овидия, Сенеки и Тацита, которые памятны каждому и полны значения для каждого. Эпохи европейской культуры находили все новые подходы к античному наследию: средневековье открыло для себя строгость мысли Аристотеля, Возрождение - живую прелесть Цицерона и Вергилия, эпоха абсолютизма - сарказм Тацита, пора Французской революции - пафос революционного вольнодумия. Столь не похожие умы XIX в., как Генрих Гейне и Глеб Успенский, видели в статуе Афродиты Милосской гуманистический идеал человеческой красоты, какой она должна явиться в мире будущего.

С. С. Аверинцев. Г. М. Бонгард-Левин

9. Древность: трудности понимания

Хронологические дистанции в самом деле внушительны: если до Рима времен Августа - два тысячелетия, до Афин времен Фемистокла - два с половиной, то до Вавилона времен Хаммурапи - чуть меньше четырех, до начала египетской государственности - около пяти, а до рождения древнейших городских поселений в Иерихоне и Чатал-Хююке - почти все десять...

Уж очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... У древних цивилизаций - принципиально другой уровень «инаковости» по отношению к нашей. Достаточно вспомнить такие повсеместно принятые обычаи древнего мира, как человеческие жертвоприношения... Мы слишком легко забываем, что обычаи эти были знакомы даже Элладе. Накануне Саламинской битвы Фемистокл распорядился торжественно отдать на заклание трех знатных персидских юношей в жертву Дионису Пожирающему... Заклание персидских юношей озадачивает вовсе не тем, что оно жестоко: в сравнении с одной Варфоломеевской ночью зарезать всего трех человек - капля в море. Но во время Варфоломеевской ночи гугенотов убивали за то, что они, гугеноты, - иноверцы; расправиться с человеком за его убеждения - значит все же принять к сведению его как личность, хотя и очень страшным способом. Сама идея заклания принципиально иная: просто человеку дается статус жертвы, только особенно высокого класса. Кстати, о жертвенных животных - разве при наших размышлениях о классической античной архитектуре нам легко вообразить, что во времена своего функционирования древние храмы, включая Парфенон и другие беломраморные чудеса Эллады, должны были напоминать бойни? Как бы мы вынесли запах крови и горелого жира?..

Одна только психология рабства порождала на каждом шагу поразительные явления. Те самые люди, которые создали идеал свободы для последующих эпох, ибо очень остро чувствовали права гражданина, могли вовсе не чувствовать прав человеческой личности... В лучшую пору демократических Афин раба, которого ни в чем не обвиняли, а только привлекали к дознанию в качестве свидетеля, в обязательном порядке полагалось допрашивать под пыткой...

Жестокость еще не нуждается ни в обосновании средствами фанатизма, ни в прикрытии средствами лицемерия; в отношении к рабу или чужаку, к тому, кто стоит вне общины, она практикуется и принимается как нечто само собой разумеющееся. Лишь к исходу древности картина меняется, и это знаменует приход иных времен... В Риме Сенека заговорил о рабах как собратьях по человечеству...

Все это правда, но лишь одна сторона правды. Именно в лоне древних цивилизаций... впервые и с первозданной простотой и силой были провозглашены два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

С. С. Аверинцев, Г. М. Бонгард-Левин

1. Прочитайте текст 1. В чем состоит его главный тезис? Какие аргументы приводят авторы в его обоснование? Какие дополнительные аргументы вы смогли найти в других текстах параграфа?

Ответ. Уже с глубокой древности племена и народы Востока и За­пада находились в тесных контактах, обогащали друг друга достижениями материальной и духовной культуры.

Российская цивилизация – наследница Византийской цивилизации. Византийская цивилизация - наследница греческой культуры. Греческая культура - наследница культур Древнего Востока: знания, ценности, традиции, религия, письменность, наука (астрономия, математика, геометрия, медицина, архитектура), философия, искусство, почта, земледелие, скотоводство, ремесло, инструменты, приспособления… По Великому шёлковому пути товары и предметы искусства передавались из Китая до Средиземноморья.

Политические идеи: социальная организация - гражданская идея, идея демократии, идея республиканизма. Римское право впервые в истории представило уни­версально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Оно стало одним из важнейших основ не только всех последующих систем права, но и самой циви­лизации, декларирующей приоритет гуманистических цен­ностей и прав человека. Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики. Древность поставила задачу искать истину, дела­ющую человека свободным. Древность выдвинула идеал вер­ности истине, которая сильнее, чем страх перед насилием.

Самое повседневное - буквы алфавитов, шире - пись­менные знаки, ими постоянно пользуется современный мир. Китайская иероглифическая письменность живет без принципиальных изменений без малого четыре тысячеле­тия. Алфавитное письмо изобрели финикийцы три тысяче­летия назад; от финикийцев его приняли греки, к алфави­ту которых восходят и латиница, и кириллица. Колесо и календарь, компас и бумага - наследие Древности.

2. Прочитайте текст 2. Какие черты, общие, по мнению автора, для шумерской картины мира и «осуществившейся в XX в. модели социалистического государства», отмечены в нем? Согласны ли вы с этим утверждением? В каком смысле шумерская культура охарактеризована историком как «подсознание человечества»? В чем он видит целительность шумерской культуры? Как вы понимаете предложенную автором аналогию между шумерской культурой и творчеством Шекспира: гениальная выбором духовной цели, она отвращает человечество определением средств?

Ответ. Общими для шумерской картины мира и осуществившейся в XX в. модели социалистического государства являются представления о революции как очищении времени от событий, принудительный труд населения на государство , стремление государства обеспечить всех равными пайками.

Я согласен с этим утверждением.

Шумер представляет собой подсознание человечества - шумерская культура подпитывается первобытнообщинными эмоциями, которые современный человек должен в себе преодолевать и трансформировать. Это желание физического превосходства над другими, стремление к равенству всех людей (прежде всего к имущественному), отрицание свободы воли, и связанное с ним отрицание человеческой личности, стремление расправиться со всем, что кажется бесполезным в наследии прошлого.

Целительность шумерской культуры : человек, погрязший в комплексах и условностях, припадает в поисках искренности, душевной теплоты и ответов на главные вопросы бытия. За этой культурой как будто скрывается навсегда утраченное детство - время больших вопросов к жизни, на которые не смог ответить озабоченный сиюминутными делами повзрослевший человек.

Великий Вильям Шекспир всегда пишет о власти. У поэта потрясающее чувство драматизма жизни и её трагических противоречий: «Шут, которому можно всё!» В этом смысл аналогии между шумерской культурой и творчеством Вильяма Шекспира. В духовном мире Ромео, Гамлета, Отелло, Лира, Макбета современное человечество узнаёт свою природу. В Шекспире есть всё, что он сам вложил в свои произведения и что в то или иное время в них было особенно важным для людей разных эпох.

3. Прочитайте тексты 3, 4. Какие ключевые идеи завещал полис человечеству? Какую роль они играют в современном мире? Какое значение имеют для нашей страны? В чем состоит историческое значение римского права? Какую роль оно сыграло в истории человечества? Как вы понимаете утверждение автора, что именно в римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности?

Ответ. Полис завещал человечеству политические идеи: социальная организация - гражданская идея, идея демократии, идея республиканизма.

Они играют важную роль в современном мире.

Гражданское общество очень важно, поскольку человек в нём защищён законом от государственного произвола.

Идея демократии позволяет человеку управлять своей страной, решать её судьбу. Демократия позволяет людям быть прямо вовлечеными в процесс законотворчества.

Идеи республиканизма тоже важны, поскольку республика противопоставляется монархии и никто не может узурпировать власть.

Демократия, гражданское общество, республиканизм - эти три составляющие также относятся и к нашей стране. В России сейчас демократическая федеративная республика, в которой идёт активное построение гражданского общества. Наша страна принесла огромные жертвы, чтобы встать на этот путь развития, чтобы в нашей стране была демократия, чтобы было гражданское общество, республика. Хотя может быть это ошибка? Поскольку и сейчас существуют монархии, и демократию в чистом виде сейчас мало где найдёшь, а уж государство то всегда было правовым. В любом случае - традиции древних полисов живут и по сей день.

Римское право впервые в истории представило и универсально-юридическую концепцию личности, субъекта и объекта права. Понимая право как отражение миропорядка в человеческом обществе, римляне полагали, что только неукоснительное следование закону может сохранить гармонию в отношениях между людьми. Гарантом этой гармонии должно быть сильное государство, ибо только государство, стоящее на страже правопорядка, может обеспечить соблюдение тех прав, которыми человек обладает по природе и по законам - божеским и человеческим.

В Римском праве отразилось в совершенном виде римское чувство социальности и государственности. Потому что за счёт завоеваний и ассимиляции множества народов в Римской империи сложилась сложная система общественных отношений. Формировалась вертикаль власти, которая никак не могла обойтись без законов, утверждающих право на власть и поддерживающих общественное устройство, защищающих имущественные права. Кроме того, социальная стратификация пополнилась такими элементами, как безземельные арендаторы (колоны), выкупившиеся и вольноотпущенные рабы, наемные рабочие. Большое их количество и постоянные волнения заставляли власть принимать законы, проводящие социальную политику. Возносимые на плечах легионеров императоры больше не были земными богами, как, например, в Китае - они могли опираться только на закон и армию.

4. Прочитайте текст 5. О каких выдающихся духовных открытиях древности в нем говорится? В каком смысле употребляются в нем выражения: власть идеи, абсолютизация ритуала, критика обихода действием, принцип критики, идеал верности истине? Почему, по мнению авторов, именно в древности человек стал личностью, вышел из доличностного состояния?

Ответ. В период древних цивилизаций была открыта власть идеи как нечто противостоящее абсолютизации ритуализма, необходимо следовать не обиходу, не привычке, но истине. Исходя из идеи можно было заново строить поведение человека среди людей.

Власть идеи . Человек (как и цивилизация) - это то, во что они верят. Например, «Русская идея» - это выражение замысла Божьего. Это то, что Бог задумал в отношении России. «Русская идея» заключалась в том, что развиваться можно иначе, - не на основе конкуренции, а на основе солидаризации. Свой замысел есть и в отношении других стран и народов - немецкая идея, английская идея, французская идея и т.д.

Абсолютизация ритуала - стереотипная форма поведения.

Критика обихода действием - альтернатива преодоления авторитету привычки.

Величайшее открытие древних цивилизаций - принцип критики . Апелляция к идее, к «истине» давала возможность критиковать данности человеческой жизни вместе с мифом и ритуалом... Будда-Шакьямуни - лишь человек, но боги склоняются перед ним, потому что он преодолел инерцию мировой неволи и мирской привязанности, а они - нет...

Древность поставила задачу - искать истину, воля к открытию, делающих человека свободным. Древность выдвинула идеал верности истине , которая сильнее, чем страх перед насилием. Другими словами, древность вывела человека из «утробного», доличностного состояния, и он не может возвратиться в это состояние, не перестав быть человеком.

5. Прочитайте тексты 6-8. Опираясь на них, докажите, что современность и древность тесно, неразрывно связаны. Связь времен историки нередко называют «золотой цепью», которая, по словам позднеримского мыслителя Макробия, соединяет землю и небо. Объясните эту метафору. Используйте материалы текстов 1-8.

Ответ. Современность и древность тесно, неразрывно связаны. Связь времен историки нередко называют «золотой цепью», которая, по словам позднеримского мыслителя Макробия, соединяет землю и небо.

Самое повседневное - буквы алфавитов, шире - письменные знаки, ими постоянно пользуется современный мир. Китайская иероглифическая письменность пока живет без принципиальных изменений без малого четыре тысячелетия. Алфавитное письмо изобрели финикийцы три тысячелетия назад; от финикийцев его приняли греки, к алфавиту которых восходят и латиница, и кириллица. Колесо и календарь, компас и бумага - наследие древности.

В Египте были накоплены важнейшие практические знания в области математики и астрономии (определение площади круга, объема усеченной пирамиды, площади поверхности полушария, солнечный календарь, деление суток на 24 часа, знаки зодиака и др.). Культурное наследие Египта продолжало жить в юлианском календаре и, быть может, в «Геометрии» Герона, в исследованиях дробей у греческих математиков и в задаче на решение арифметической прогрессии у армянского математика VII в. н. э. Анания Ширакского.

Средневековье открыло для себя строгость мысли Аристотеля, Возрождение - живую прелесть Цицерона и Вергилия, эпоха абсолютизма - сарказм Тацита, пора Французской революции - пафос революционного вольнодумия. Столь не похожие умы XIX в., как Генрих Гейне и Глеб Успенский, видели в статуе Афродиты Милосской гуманистический идеал человеческой красоты, какой она должна явиться в мире будущего.

6. Прочитайте текст 9. В чем трудности понимания древних цивилизаций? С какими особенностями древности и современности они связаны? В чем видят авторы принципиально иной, по сравнению с другими эпохами, уровень «инаковости» древних обществ? Подумайте, в чем состоит для современного человека смысл принципов, «открытых» древностью: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности.

Ответ. Очень необычен мир древних цивилизаций, очень несоизмерим он не только с нашим опытом, с опытом нашей эпохи, но и с опытом старого, унаследованного нами культурного предания... Древние цивилизации - это цивилизации, некое единство, противостоящее тому, что цивилизацией ещё не является, - доклассовому и догосударственному, догородскому и догражданскому, дописьменному состоянию общества и культуры.

Основная трудность понимания древних цивилизаций это отсутствие их представителей в современном мире, а также невозможность воссоздания условий в которых существовали эти цивилизации.
К особенностям древности можно отнести полную изоляцию различных цивилизаций друг от друга, связанную в первую очередь с географическим положением.
Особенность современности заключается в моральных устоях современного общества, устанавливаемых в основном религией, которые отличаются от тех, что существовали в древних цивилизациях, и которые нам не дано изучить в полной мере.

Два принципа: всечеловеческое единство и нравственное самостояние личности. Немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал эпоху VIII- III вв. до н. э. от Тихого океана до Атлантики «осевым временем» мировой истории, оценивал ее как водораздел между инерцией «до-осевого» традиционализма и осознанием возможностей выбора и ответственности. VIII-III вв. до н. э.- исключительно важная эпоха в истории человечества, в развитии древних цивилизаций. Она отмечена крупными сдвигами в социальной сфере, образованием великих империй, рождением мировых религий, оформлением философских систем, стремление к открытиям, укреплением научного знания.

Складывался синтез культур, именно синтез: не амальгама разнородных элементов, а органическое целое, новый и своеобразный этап развития культуры.

7. Дополните представленные в данном и предыдущих параграфах материалы известными вам сведениями об историческом наследии древних цивилизаций.

Еще в IV тысячелетии до н. э. в южной части Месопотамии на территории современного Ирака, между реками Тигр и Евфрат формирует¬ся высокая по тем временам культура шумеров (самоназвание народа саггиг - черноголовые), которая затем была унаследована вавилонянами и ассирийцами. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. Шумер приходит в упадок, и со временем шумерский язык был забыт насе¬лением; его знали лишь вавилонские жрецы, это был язык священных текстов. В начале II тысячелетия до н. э. первенство в Месопотамии пере¬ходит к Вавилону.

Введение

На юге Месопотамии, где широко проводилось сельское хозяйство, развились древние города-государства Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад. Самым молодым из этих городов был Вавилон, построенный на берегу Евфрата. Большинство городов было основано шумерами, поэтому древнейшую культуру Двуречья принято называть шумерской. Сейчас их называют "прародителем современной цивилизации" Расцвет городов-государств называют золотым веком древнего государства шумеров. Это справедливо и в прямом и в переносном значении этого слова: здесь изготовлялись из золота предметы самого разнообразного бытового назначения и оружие. Культура шумеров оказала большое влияние на последующий прогресс не только Месопотамии, но и всего человечества.

Эта культура опережала развитие других великих культур. Кочевники и торговые караваны разносили вести о ней по всему.

Письменность

Культурный вклад шумеров не ограничивается открытием способов обработки металлов, изготовления колесных телег и гончарного круга. Они стали изобретателями первой формы записи человеческой речи.

На первом этапе это была пиктография (рисуночное письмо), т. е. письмо, состоявшее из рисунков и, реже, символов, обозначавших одно слово или понятие. Комбинация этих рисунков передавала в письменной форме определенную информацию. Впрочем, шумерские предания говорят о том, что и до возникновения рисуночного письма здесь существовал еще более древний способ фиксации мысли – завязывание узелков на веревке и зарубки на деревьях. На последующих этапах происходила стилизация рисунков (от полного, достаточно подробного и тщательного изображения предметов шумеры постепенно переходят к их неполному, схематическому или символическому изображению), что ускоряло процесс письма. Это шаг вперед, однако возможности такой письменности по-прежнему оставались ограниченными. Благодаря упрощениям отдельные символы можно было использовать несколько раз. Так, для многих сложных понятий вообще не существовало своих знаков и даже для того, чтобы обозначить такое привычное всем явление, как дождь, писцу приходилось соединять символ неба – звезду и символ воды – рябь. Такое письмо называют идеографическо-ребусным.

Историки считают, что именно формирование системы управления привело к появлению в храмах и царских дворцах письменности. Это гениальное изобретение следует, видимо, считать заслугой шумерских храмовых чиновников, которые для упрощения регистрации хозяйственных мероприятий и торговых сделок усовершенствовали пиктографию. Записи делались на глиняных плитках или табличках: на мягкую глину нажимали углом прямоугольной палочки, и линии на табличках имели характерный вид клиновидных углублений. В целом вся надпись представляла собой массу клинообразных черточек и поэтому шумерскую письменность принято называть клинописью. Древнейшие таблички с клинописью, составлявшие целые архивы, содержат сведения о храмовом хозяйстве: договоры об аренде, документы о контроле за выполняемой работой и регистрации поступавших товаров. Это древнейшие в мире письменные памятники.

Впоследствии принцип картинной письменности стал заменяться принципом передачи звуковой стороны слова. Появились сотни знаков, обозначающих слоги, и несколько алфавитных знаков, соответствующих главным буквам. Они использовались в основном для обозначения служебных слов и частиц. Письменность была великим достижением шумеро-аккадской культуры. Она была заимствована и развита вавилонянами и широко распространилась по всей Передней Азии: клинописью пользовались в Сирии, древней Персии, других государствах. В середине II тысячелетия до н. э. клинопись стала международной системой письменности: ее знали и использовали даже египетские фараоны. В середине I тысячелетия до н. э. клинопись становится алфавитным письмом.

Язык

Долгое время ученые считали, что язык шумеров не похож ни на один из известных человечеству живых и мертвых языков, поэтому вопрос о происхождении этого народа оставался загадкой. К настоящему времени генетические связи шумерского языка до сих пор не установлены, но большинство ученых предполагают, что этот язык, так же как и язык древних египтян и жителей Аккада, относится с семитско-хамитской языковой группе.

Около 2 тыс. до н.э шумерский язык был вытеснен аккадским языком из разговорной речи, но продолжал использоваться в качестве священного, литургического и научного языка вплоть до начала н. э.

Культура и религия

В древнем Шумере истоки религии имели чисто материалистические, а не "этические", корни. Раннешумерские божества 4-3 тыс. до н.э. выступали прежде всего как податели жизненных благ и изобилия. Культ богов имел целью не "очищение и святость" а призван был обеспечить хороший урожай, военные успехи и т.д. - именно за это их почитали простые смертные, строили им храмы, приносили жертвы. Шумеры утверждали, что всё в мире принадлежит богам - храмы были не местом пребывания богов, обязанных заботится о людях, - а житницей богов - амбарами. Большую часть раннешумерских божеств образовывали местные божки, власть которых не выходила за пределы очень небольшой территории. Вторую группу богов составляли покровители крупных городов – они были более могущественны, чем местные боги, но и почитались только в своих городах. Наконец боги, которых знали и которым поклонялись во всех шумерских городах.

В Шумере боги были как люди. В их взаимоотношениях встречаются сватовство и войны, злость и мстительность, обман и гнев. Обычными в кругу богов были ссоры и интриги, боги знали любовь и ненависть. Как и люди, они занимались делами днем – решали судьбы мира, а ночью удалялись на покой.

Шумерский ад - Кур - мрачный тёмный подземный мир, на пути куда стояло три служителя - "человек двери", "человек подземной реки", "перевозчик". Напоминает древнегреческий Аид и Шеол древних евреев. Там человек проходил через суд, и его ожидало мрачное, унылое существование. Человек приходит в этот мир ненадолго, а потом исчезает в темной пасти Кура. В культуре шумеров впервые в истории человек сделал попытку морально преодолеть смерть, понять ее как момент перехода в вечность. Все помыслы жителей Двуречья были обращены к живым: живым желали благополучия и здоровья на всякий день, умножения рода и счастливого замужества для дочерей, удачной карьеры для сыновей, и чтобы в доме «пиво, вино и всякое добро никогда не иссякали». Посмертная же участь человека интересовала их меньше и представлялась им довольно печальной и неопределенной: пища мертвых – прах и глина, они «света не видят» и «во тьме обитают».

В шумерской мифологии также существуют мифы о золотом веке человечества и райской жизни, которые со временем вошли в религиозные представления народов Передней Азии, а позже - в библейские сюжеты.

Единственное, что может скрасить существование человека в подземелье, это память живых на земле. Люди Месопотамии были воспитаны в глубоком убеждении, что нужно оставить о себе память на земле. Память дольше всего сохраняется в воздвигнутых памятниках культуры. Именно они, созданные руками, мыслью и духом человека, составляли духовные ценности этого народа, этой страны и действительно оставили после себя мощную историческую памятью. Вообще взгляды Шумеров, нашли отражение во многих более поздних религиях.

Самые могущественные боги

Ан (в аккадской транскрипции Анну) Бог неба и отец других богов, которые так же как и люди, в случае необходимости просили его о помощи. Известен своим пренебрежительным к ним отношением и злыми выходками.

Покровитель города Урук.

Энлиль Бог ветра, воздуха и всего пространства от земли до неба, также относился к людям и низшим божествам с пренебрежением, однако он изобрел мотыгу и подарил ее человечеству и почитался как покровитель земли и плодородия. Его главный храм находился в городе Ниппур.

Энки (в аккадской транскрипции Эа) Защитник города Эреду, был признан как бог океана и пресных подземных вод.

Другие важные божества

Нанна (аккад. Син) Бог луны, покровитель города Ур

Уту (аккад. Шамаш) Сын Нанна, покровитель городов Сиппар и Ларсы. Олицетворял безжалостную силу иссушающего солнечного зноя и одновременно солнечное тепло, без которого невозможна жизнь.

Инанна (аккад. Иштар) Богиня плодородия и плотской любви, она даровала военные победы. Богиня города Урук.

Думузи (аккад. Таммуз) Супруг Инанны, сын бога Энки бог воды и растительности, ежегодно умиравшей и воскресающей.

Нергал Владыка царства мертвых и бог чумы.

Нинурт Покровитель доблестных воинов. Сын Энлиля, не имевший собственного города.

Ишкур (аккад. Адад) Бог гроз и бури.

Богини шумеро-аккадского пантеона обычно выступали как жены могущественных богов или как божества, олицетворяющие смерть и подземный мир.

В шумерской религии наиболее важные боги, в честь которых и сооружались храмы-зиккураты, представлялись в человеческой форме повелителей неба, солнца, земли, воды и шторма. В каждом городе шумеры поклонялись собственному богу.

Посредником между людьми и богами выступали жрецы. С помощью гаданий, заклинаний и магических формул они пытались постичь волю небожителей и донести ее до простого народа.

На протяжении 3 тыс. до н.э. отношение к богам постепенно менялось: им стали приписывать новые качества.

Укрепление государственности в Двуречье отразилось и на религиозных представлениях жителей. Божества, которые олицетворяли космические и природные силы, стали восприниматься как большие «небесные начальники» и уже потом как природная стихия и «податели благ». В пантеоне богов появились бог-секретарь, бог-носитель трона владыки, боги-привратники. Важные божества были соотнесены с различными планетами и созвездиями:

Уту – с Солнцем, Нергал – с Марсом, Инанна – с Венерой. Поэтому всех горожан интересовало положение светил на небосклоне, их взаимное расположение и особенно место «своей» звезды: это сулило неизбежные перемены в жизни города-государства и его населения, будь то благоденствие или несчастье. Так постепенно формировался культ небесных светил, начали развиваться астрономическая мысль и астрология. Астрология родилась среди первой цивилизации человечества - шумерской цивилизации. Это было приблизительно 6 тысяч лет тому назад. Вначале шумеры обожествляли 7 ближайших к Земле планет. Влияние их на Землю рассматривалось, как воля Божества, живущего на этой планете. Шумеры впервые заметили, что изменения положения небесных тел на небе вызывают изменения в земной жизни. Наблюдая постоянно меняющуюся динамику звездного неба, шумерские священнослужители постоянно изучали и исследовали влияние движения небесных тел на земную жизнь. То есть, они соотносили жизнь земную с движением небесных тел. Там на небе чувствовался порядок, гармония, последовательность, законность. Они сделали следующий логический вывод: если земная жизнь будет согласованна с волей Богов, живущих на планетах, то аналогичный порядок и гармония возникнет на Земле. Предсказания будущего строились на основе изучения положения на небе звезд и созвездий, полетам птиц, по внутренностям животных, приносимых в жертву богам. Люди верили в предопределенность человеческой судьбы, в подвластность человека высшим силам; верили в то, что сверхъестественные силы всегда незримо присутствуют в реальном мире и проявляют себя таинственным образом.

Архитектура и строительство

Шумеры умели строить многоэтажные дома и замечательные храмы.

Шумер был страной городов-государств. Крупнейшие из них имели своего правителя, который был одновременно и верховным жрецом. Сами города застраивались без всякого плана и обносились наружной стеной, достигавшей значительной толщины. Жилые дома горожан были прямоугольными, двухэтажными с обязательным внутренним двориком, иногда с висячими садами. Во многих домах была канализация.

Центр города составлял храмовый комплекс. Он включал в себя храм главного бога – покровителя города, дворец царя и храмовое усадебное хозяйство.

Дворцы правителей Шумера соединяли в себе светское здание и крепость. Дворец обносился стеной. Для подачи воды во дворцы сооружались акведуки – вода подавалась по трубам, герметично изолированным с помощью битума и камня. Фасады величественных дворцов были украшены яркими рельефами, изображающими, как правило, сцены охоты, исторические сражения с неприятелем, а также наиболее почитаемых за силу и мощь животных.

Ранние храмы представляли собой небольшие прямоугольные здания на невысокой платформе. По мере того, как богатели и процветали города, все более внушительными и величественными становились храмы. Новые храмы обычно воздвигались на месте старых. Поэтому платформы храмов с течением времени увеличивались в объеме; возник определенный тип строения – зиккурат (см. рис.) - трех- и семиступенчатая пирамида с маленьким храмом наверху. Все ступени раскрашивались в разные цвета – черный, белый, красный, синий. Возведение храма на платформе предохраняло его от наводнения и разлива рек. К верхней башне вела широкая лестница, иногда несколько лестниц с разных сторон. Башня могла быть увенчана золотым куполом, а стены ее выкладывались глазурованным кирпичом.

Нижние мощные стены представляли собой чередующиеся уступы и выступы, что создавало игру света и тени и зрительно увеличивало объем здания. В святилище – главном помещении храмового комплекса – находилась статуя божества – небесного покровителя города. Сюда могли входить только жрецы, а доступ народу был строго запрещен. Под потолком располагались небольшие окна, а главным украшением интерьера служили перламутровые фризы и мозаика из красных, черных и белых шляпок глиняных гвоздей, вбитых в кирпичные стены. На ступенчатых террасах высаживались деревья и кустарники.

Самым известным в истории зиккуратом считается храм бога Мардука в Вавилоне - знаменитая Вавилонская башня, о строительстве которой говорится в Библии.

Состоятельные горожане жили в двухэтажных домах, имеющих весьма сложный интерьер. Спальни располагались на втором этаже, внизу были комнаты для отдыха и кухня. Все окна и двери открывались во внутренний дворик, а на улицу выходили только глухие стены.

В архитектуре Двуречья встречаются уже с древнейших времён колонны, не игравшие, впрочем, большой роли, а также и своды. Довольно рано появляется приём расчленения стен путём выступов и ниш, а также орнаментации стен фризами, выполненными в мозаичной технике.

У шумеров впервые встречается арка. Эта конструкция была изобретена в Месопотамии. Здесь не было леса, и строители додумались устраивать вместо балочного перекрытия арочное или сводчатое. Арки и своды применялись также в Египте (это не удивительно, поскольку Египет и Месопотамия имели контак¬ты), но в Месопотамии они возникла раньше, применялись чаще и отсюда распространились по всему миру.

Шумеры установили продолжительность солнечного года, что позволило им точно ориентировать свои постройки на четыре стороны света.

Двуречье было бедно камнем, и основным строительным материалом там служил кирпич-сырец, высушенный на солнце. Время не пощадило кирпичные постройки. Кроме того, города часто подвергались вражеским нашествиям, в ходе которых до основания разрушались жилища простых людей, дворцы и храмы.

Наука

Шумеры создали астрологию, обосновали влияние звезд на судьбы людей и их здоровье. Медицина была в основном гомеопатической. Найдены многочисленные глиняные таблички с рецептами и магическими формулами против демонов болезни.

Жрецы и маги использовали знания о движении звезд, Луны, Солнца, о поведении зверей для гадания, предвидение событий в государстве. Шумеры умели предсказывать солнечные и лунные затмения, создали солнечно-лунный календарь.

Они открыли пояс Зодиака - 12 созвездий, образующих большой круг, по которому Солнце совершает свой путь в течение года. Ученые жрецы составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений. В Шумере было положено начало одной из древнейших наук - астрономии.

В математике шумеры умели считать по десяткам. Но особо почитали числа 12 (дюжина) и 60 (пять дюжин). Мы до сих пор пользуемся наследием шумеров, когда делим час на 60 минут, минуту - на 60 секунд, год - на 12 месяцев, а окружность - на 360 градусов.

Самые ранние из дошедших до нас математические тексты, записанные шумерами в 22 веке до н.э., показывают высокое вычислительное искусство. Они содержат таблицы для умножения, в которых хорошо развита шестидесятичная система сочетается с более ранней десятичной системой. Склонность к мистике обнаруживалась в том, что числа делили на счастливые и несчастливые – даже изобретенная шестидесятичная система цифр являлась пережитком магических представлений: цифра шесть считалась счастливой. Шумеры создали позиционную систему записи, в которой цифра будет принимать другое значение в зависимости от того места, которое она занимает в многозначном числе.

В городах Древнего Шумера были созданы первые школы. Богатые шумеры посылали туда своих сыновей. Занятия продолжались целый день. Выучиться писать клинописью, считать, рассказывать сказания о богах и героях было нелегко. За невыполнение уроков мальчики подвергались телесным наказаниям. Тот, кто успешно заканчивал школу, мог получить место писца, чиновника или стать жрецом. Это давало возможность жить не зная бедности.

Образованным считался человек: полностью владеющий письмом, умеющий петь, владеющий музыкальными инструментами, умеющий принимать разумные и законные решения.

Литература

Их культурные достижения велики и бесспорны: шумеры создали первую в человеческой истории поэму- « Золотой век », написали первые элегии, составили первый в мире библиотечный каталог. Шумеры - авторы первых и древнейших в мире медицинских книг - сборников рецептов. Они первыми разработали и записали календарь земледельца, оставили первые сведения о защитных насаждениях.

До нас дошло большое число памятников шумерской литературы, главным образом в копиях, переписанных уже после падения III династии Ура и хранившихся в храмовой библиотеке в городе Ниппуре. К сожалению, отчасти вследствие трудности шумерского литературного языка, отчасти вследствие плохого состояния текстов (некоторые таблички были найдены разбитыми на десятки кусков, хранящиеся ныне в музеях различных стран) эти произведения только в самое недавнее время удалось прочесть.

В большинстве - это религиозные гимны богам, молитвы, мифы, легенды о возникновении мира, человеческой цивилизации и земледелия. Кроме того в храмах издавна велись списки царских династий. Древнейшими считаются списки, написанные на шумерском языке жрецами города Ур. Особенно интересны несколько небольших поэм, содержащих легенды о возникновении земледелия и цивилизации, создание которых приписывается богам. В этих поэмах ставится также вопрос о сравнительной ценности для человека земледелия и скотоводства, что, вероятно, отражает факт относительно недавнего перехода шумерских племён к земледельческому образу жизни.

Чрезвычайно архаическими чертами отличается миф о богине Инанне, заключённой в подземное царство смерти и освобождающейся оттуда; вместе с её возвращением на землю возвращается замерзшая было жизнь. В этом мифе отразилась смена вегетационного и «мёртвого» периода в жизни природы.

Существовали также гимны, обращённые к различным божествам, исторические поэмы (например, поэма о победе урукского царя над гутеями). Крупнейшим произведением шумерской религиозной литературы является изложенная намеренно замысловатым языком поэма о построении правителем Лагаша Гудеа храма бога Нингирсу. Эта поэма была записана на двух глиняных цилиндрах, каждый вышиной около метра. Сохранился ряд поэм морально-поучительного характера.

Литературных памятников народного творчества до нас дошло немного. Погибли для нас такие народные произведения, как сказки. Сохранилось лишь несколько басен и пословиц.

Важнейшим памятником шумерской литературы является цикл эпических сказаний о герое Гильгамеше, легендарном царе города Урука, который, как следует из династических списков, правил в 28 веке до н.э..В этих сказаниях герой Гильгамеш представлен как сын простого смертного и богини Нинсун. Подробно описываются странствия Гильгамеша по миру в поисках тайны бессмертия и его дружба с диким человеком Энкиду. В наиболее полном виде текст большой эпической поэмы о Гильгамеше сохранился записанным на аккадском языке. Но дошедшие до нас записи первичных отдельных былин о Гильгамеше неопровержимо свидетельствуют о шумерском происхождении эпоса.

Цикл сказаний о Гильгамеше оказал большое влияние на окружающие народы. Его восприняли аккадские семиты, а от них он распространился в Северной Месопотамии и в Малой Азии. Существовали и циклы эпических песен, посвящённых различным другим героям.

Важное место в литературе и мировоззрении шумеров занимали легенды о потопе, которым якобы боги уничтожили всё живое, причём был спасён только благочестивый герой Зиусудра в построенном по совету бога Энки корабле. Легенды о потопе, послужившие основой для соответствующей библейской легенды, оформились под несомненным влиянием воспоминаний о катастрофических наводнениях, которые в IV тысячелетии до н. э. не раз разрушали многие шумерские поселения.

Исскуство

Особое место в шумерском культурном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. Сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Печать прокатывали по глиняной поверхности и получали оттиск - миниатюрный рельеф с большим числом персонажей и ясной, тщательно выстроенной композицией. Для жителей Междуречья печать была не просто знаком собственности, а предметом, обладавшим магической силой. Печати хранили, как талисманы, дарили храмам, помещали в захоронения. На шумерских гравюрах наиболее частыми мотивами были ритуальные пиршества с сидящими за едой и питьем фигурами. Другие мотивы составляли легендарные герои Гильгамеш и его друг Энкиду, борющиеся с чудовищами, а также антропоморфные фигуры человеко-быка. С течением времени этот стиль уступил место непрерывному фризу с изображением дерущихся животных, растений или цветов.

Монументальной скульптуры в Шумере не было. Чаще встречаются небольшие культовые статуэтки. Они изображают людей в позе моления. У всех скульптур подчеркнуто большие глаза, так как они должны были напоминать всевидящее око. Большие уши подчеркивали и символизировали мудрость, не случайно «мудрость» и «ухо» в шумерском языке обозначаются одним словом.

Искусство Шумера нашло развитие в многочисленных барельефах, основной темой является тема охоты и сражений. Лица в них изображались в фас, а глаза – в профиль, плечи в трехчетверном развороте, а ноги – в профиль. Пропорции человеческих фигур не соблюдались. Но в композициях барельефов художники стремились передать движение.

Музыкальное искусство безусловно нашло свое развитие в Шумере. За три с лишним тысячелетия шумеры сложили свои песни-заклинания, легенды, плачи, свадебные песни и др. Первые струнные музыкальные инструменты – лира и арфа - появились также у шумеров. Также у них были двойные гобои, большие барабаны.

Конец Шумера

Через полторы тысячи лет шумерскую культуру сменила аккадская. В начале II тысячелетия до н. э. в Месопотамию вторглись полчища семитских племен. Завоеватели усвоили более высокую местную культуру, но не отказались и от своей. Более того, аккадский язык они превратили в официальный государственный, а за шумерским оставили роль языка религиозного культа и науки. Постепенно исчезает и этнический тип: шумеры растворяются в более многочисленных семитских племенах. Их культурные завоевания продолжали уже преемники: аккадцы, вавилоняне, ассирийцы и халдеи.

После появления Аккадского семитского царства изменились и религиозные представления: произошло смешение семитских и шумерских божеств. Литературные тексты и школьные упражнения, сохранившиеся на глиняных табличках, свидетельствуют о возрастании уровня грамотности жителей Аккада. В правление династии из Аккада (около 2300 до н. э.) строгость и схематичность шумерского стиля сменяются большей свободой композиции, объемностью фигур и портретностью черт прежде всего в скульптуре и рельефах.

В едином культурном комплексе, называемом шумеро-аккадской культурой, заглавную роль играли шумеры. Именно они, по мнению современных востоковедов, являются родоначальниками знаменитой вавилонской культуры.

Со времени упадка культуры Древней Месопотамии прошло две с половиной тысячи лет, и до недавнего времени о ней знали только из рассказов древнегреческих писателей да из библейских преданий. Но в прошлом веке археологическими раскопками были обнаружены памятни¬ки материальной и письменной культуры Шумера, Ассирии и Вавилона, и эта эпоха предстала перед нами во всем ее варварском блеске и мрачном величии. В духовной культуре шумеров осталось еще много неразгаданного.

Cписок использованной литературы

  1. Кравченко А. И. Культурология: Уч. пособие для вузов. - М.:Академический проект, 2001.
  2. Емельянов В. В. Древний Шумер: Очерки культуры. СПб., 2001
  3. История Древнего Мира Уколова В.И., Маринович Л.П. (Интернет издание)
  4. Культурология под редакцией профессора А. Н. Марковой, Москва, 2000, Юнити
  5. Культурология История мировой культуры под редакцией Н. О. Воскресенской, Москва, 2003, Юнити
  6. История мировой культуры, Е.П. Борзова, СПб., 2001
  7. Культурология история мировой культуры аод редакцией профессора А.Н. Марковой, Москва, 1998, Юнити

Похожие материалы

Шумеро–Аккадская культура

Историк С.Кремер назвал свою книгу о древнейших цивилизациях “История начинается в Шумере” и таким образом внес свою лепту в спор о том, какая территория дала миру первый очаг государственности: Месопотамия (Двуречье или Междуречье) или долина Нила. В настоящее время находится все большее число доказательств того, что все же пальму первенства следует отдать именно Шумеру, маленькому, но поразительно мощному с точки зрения достижений в самых разных областях культуры государству, история которого по последним данным началась уже в VI тысячелетии. Шумер объединял значительнейшие центры городской культуры Двуречья (Ур, Эриду, Лагаш, Урук, Киш) и, судя по имеющимся сведениям, просуществовал примерно до 2294 года, когда царь Аккада, другого государственного образования Месопотамии, Саргон I сумел подчинить себе весь Шумер. В результате образовалось единое государство с общими культурными традициями. Аккадцы, культурные достижения которых значительно уступали достижениям шумеров, с радостью восприняли разнообразные направления шумерской культуры. Таким образом, шумеро-аккадская культура являлась преимущественно культурой шумерской.

Шумерское царство было богатейшим государством. Богатству своему оно обязано интенсивнейшему развитию сельского хозяйства, ремесел (особенно связанных с обработкой металла) и торговли. Шумеры с гордостью фиксировали в своем эпосе, что “они - хвала богам - уже далеко ушли от дикости, что у них есть мотыга с медным наконечником, которой они вскапывают стерню, глубоко входящий в землю медный лемех к плугу, медный топор - вырубать кусты, медный серп - жать хлеб; есть у них быстро скользящие по воде барки, гребцы которых по команде держат нужный темп; есть у них порты, набережные, куда купцы из заморских стран привозят древесину, шерсть, золото, серебро, олово, свинец, медь, камни для строительства и драгоценные камни, смолу, гипс; есть у них мастерские, где варится пиво, выпекается хлеб, ткется лен и шьется из него одежда, где кузнецы делают бронзу, отливают и точат сабли, топоры; есть у них хлева и скотные дворы, где пастухи доят скот, сбивают масло; есть у них рыбные пруды, в которых полно карпов и окуней; есть каналы, из которых водоподъемные сооружения передают воду на поля; пашни, на которых растут полба, ячмень, просо, горох, чечевица; есть у них гумна, высокие мельницы, зеленеющие сады...”. Не удивительно, что именно шумеры придумали и первый из известных искусственный строительный материал – кирпич, так как камня и дерева было крайне мало. Почитая богов и обращаясь к ним с молитвами, шумеры никогда не ограничивались одними молениями, они сами исследовали, экспериментировали, старались найти наилучший способ выполнения любого дела. В этом шумеры были поистине великим народом.

Умели шумеры использовать и изобразительное искусство для передачи важных моментов своей истории. Вот, например, изображение шумерского войска в походе, сохранившееся на выкопанной в Уре мозаичной плите. Произведение создано в необычной технике, сочетающей элементы рельефа и мозаики . (Рельефом называется вид скульптуры, в котором изображение является полувыпуклым по отношению к плоскости фона.) На одной стороне изображается война, а на другой - пиршество по случаю победы. На основании этих изображений можно с легкостью представить, что являло собой шумерское войско. Шумерские воины еще не применяли луков, но у них уже были кожаные шлемы, кожаные щиты и запряженные куланами боевые повозки на сплошных колесах, а музыканты с лирами в руках неизменно сопровождали празднества.

Шумеры создали клинопись , древнейший вид письменности, разновидность идеографического, смыслового письма. Постепенно передающие информацию рисунки (пиктография) теряли сходство с изображаемым предметом, приобретая условно-символическое значение. Таким образом из пиктографии родилась клинопись, представляющая собой клинообразные знаки, наносимые на таблички из влажной глины. Благодаря клинописи шумеры первыми смогли записать дивные устные сказания, став родоначальниками литературы. Одним из наиболее знаменитых литературных произведений древних шумеров является бессмертная эпическая поэма “Песнь о Гильгамеше”. Её герой, Гильгамеш – шумерский царь, попытавшийся даровать своему народу бессмертие.

Искусство клинописи требовало большого мастерства и долгого кропотливого постижения его основ. И вполне естественно, что шумеры первыми создали школы, предвосхитившие школьные системы греков, римлян, средневековой Европы. Эти шумерские школы, первые из известных образовательные учреждения в истории культуры, назывались “домами табличек ”. Будущих писцов - детей “дома табличек” - учителя держали в строгости, о чем мы можем судить по тексту, обнаруженному на одной из табличек, содержащей множественные жалобы ученика на тяготы школьной жизни. Но все-таки счастливы были те, кто оканчивал “дом табличек”, так как со временем именно они занимали весьма высокое общественное положение и становились богатыми и влиятельными людьми.

На месопотамскую культуру наложила сильный отпечаток окружающая среда, природа. Здесь, в отличие от практически параллельно развивающегося Египта, человек постоянно сталкивался с враждебными проявлениями природы. Тигр и Евфрат не похожи на Нил: они могут разливаться порывисто и непредсказуемо, разрушая дамбы и затопляя посевы. Здесь дуют знойные ветры, засыпающие человека пылью и грозящие удушить его. Здесь идут проливные дожди, обращающие твердую поверхность земли в море грязи и лишающие человека свободы передвижения. Здесь, в Месопотамии, природа сокрушает и попирает человека, дает ему почувствовать во всей полноте, сколь он ничтожен.

Особенности природы повлияли на формирование у шумеров картины окружающего мира. Великие ритмы космоса со свойственным им величественным порядком не были оставлены без внимания; но порядок этот не был безопасным и успокаивающим. Именно поэтому житель Шумера постоянно ощущал необходимость единения и защиты. Своего рода выражением защиты представлялись социальные институты, такие как семья, община и в особенности государство. Государство здесь представляло собой вариант примитивной демократии, где правителем мог стать самый рядовой по социальному происхождению человек. Шумерский “Список царей” упоминает среди правителей пастуха, рыбака, корабельщика, каменотеса и даже правившую целые сто(!) лет трактирщицу. Черты коллективизма настолько сильны в шумерской культуре, что в их мифологии даже боги принимают решения коллегиально, путем голосования семерых самых выдающихся богов.

Шумерская мифология ориентирована на земное, прекрасно гармонирует с рациональным логическим мышлением, присущим этому народу. Практичность и интеллект у шумеров доминируют над простыми суевериями. Вся вселенная рассматривается ими как государство, в котором послушание должно непременно выступать первейшей добродетелью. Неудивительно, что у шумеров “добронравная жизнь” рассматривалась как “послушная жизнь”. Сохранился шумерский гимн, описывающий Золотой век как век послушания, как“дни, когда один не должал другому, когда сын почитал отца, дни, когда уважение жило в стране, когда малый почитал большого, когда младший брат чтил старшего брата, когда старший сын наставлял младшего сына, когда младший подчинялся старшему”. Житейская мудрость подсказывала, что иначе им просто не выжить. Человек в представлениях шумеров был создан для службы. Усердный и послушный работник мог рассчитывать на продвижение, на знаки милости и награды со стороны своего хозяина. Таким образом, путь послушания и хорошей службы есть путь обретения защиты, а также путь к земному успеху, к почетному положению в обществе и прочим благам.

Другой фундаментальной проблемой, занимавшей древних шумеров, являлась правомерность смерти, которая представлялась ими как зло и высшее наказание. Почему человек должен умереть, если он не совершил ничего дурного? Тем более что реалистичность и рациональность мировоззрения шумеров исключали какую-либо надежду на счастливую загробную жизнь. В знаменитом эпосе о Гильгамеше герой говорит: “…Только боги с Солнцем пребудут вечно, а человек - сочтены его годы, что б он ни делал, - все ветер!” В результате мечта о вечной славе заменяет мечту о бессмертии. Гильгамеш немало постранствовал по свету, желая найти для своего народа источник бессмертия и вечной молодости, но потерпел поражение. И теперь главной задачей становится прославление его героических деяний. В поэме проводится мысль о том, что смерть - это зло, но она не может перечеркнуть ценность жизни. Смерть же, хотя и знаменует конец жизненного пути, но как бы подстегивает человека жить мудро и осмысленно, чтобы оставить о себе память в сердцах людей. Следует умирать в борьбе со злом, даже в борьбе со смертью. Награда за это - “имя” и благодарная память потомков. В этом и состоит, с точки зрения шумеров, бессмертие человека. В этом же и смысл жизни. Человек делает первую попытку нравственно преодолеть смерть, осуществляет бунт против смерти. Не случайно именно в шумерской мифологии впервые прозвучали мечты о золотом веке человечества и райской жизни, нашедшие позже развитие в библейских сказаниях.

Поражают и научные открытия шумеров. Шумерские жрецы систематически проводили наблюдения за природой. Например, в Уре обнаружен реестр астрономических наблюдений, осуществлявшихся на протяжении 360 лет. На основании этих наблюдений было установлено, что год равен 365 дням, 6 часам, 15 минутам, 41 секунде. Шумерским астрономам были известны семь небесных тел, движущихся по собственным орбитам. Это же число отражало для них вечный порядок мира. Наша неделя именно потому насчитывает семь, а не восемь или девять дней. 7 было одним из священных чисел древних шумеров. Такими числами были для них 12, 60, 360, и не случайно, что и сегодня у нас в году двенадцать месяцев, час состоит из 60 минут, минута из 60 секунд. Не случайно и то, что мы делим полный круг на 360 градусов, а сверх того уже на минуты и секунды. Сутки шумеры делили на 12 часов, и на наших часах цифры, как правило, доходят только до 12. Успехи шумеров в математике потрясают до сих пор: они знали возведение в степень, извлекали корни, пользовались дробью, считали в пределах десятичного ряда цифр. Прекрасно знали они и геометрические законы: вся евклидова геометрия – это либо пересказ опыта шумеров в этой области, либо открытие того, что знали они.

Они умели точно определять длину лунного месяца и солнечного года, время весеннего и осеннего равноденствия. Ну и, конечно, по положению звезд, по движению планет они старались узнать будущее. В них глубоко жила вера, что ничто на земле не может произойти без того, чтобы это же не случилось и на небе. Сами того не ведая, они стали основоположниками астрологии.

Поистине огромной в шумерской культуре была роль жреца – посредника между человеком и богом. В древнейшие времена жрецы, судя по рельефам и изображениях на печатях, отправляли службу богам нагими. Позднее они стали облачаться в свободные льняные одеяния. Главной обязанностью по отношению к богам было принесение жертв. Во время жертвоприношений возносились молитвы о благополучии жертвователя. Чем щедрее были дары, тем торжественнее церемониал. Специально обученные жрецы аккомпанировали молящимся игрой на лирах, арфах, цимбалах, флейтах и других инструментах. Наравне со жрецами почитались и жрицы, которые отнюдь не всегда давали обет непорочности. Напротив, в число их обязанностей входило “служение богине телом”. Храмовая проституция была окружена ореолом святости, и доходы от нее увеличивали богатства “дома бога”.

Заслуживают внимания и разработанные шумерами правовые нормы, регламентирующие все сферы жизни. Шумерские законы, четко сформулированные и опирающиеся на традицию, были новаторством для тех времен. Существенно то, что эти законы должны были соблюдать все граждане.

Первым в истории Шумера законодателем и поборником справедливости был правитель Уруинимгина (последняя треть IV тысячелетия до н.э.), первый царь-реформатор в истории человечества. Силой установленных законов он добился того, что ни один жрец “в сад матери бедняка не вхаживал”, что, если “сын бедняка закинет сеть, никто не заберет его рыбу”. Последователем Уруинимгина стал царь по имени Шульга. Шульга составил и ввел в действие собственный свод законов. Он тоже пытался сделать справедливость основой жизни, искоренить беспорядок и беззаконие, заботился о том, чтобы “сирота не становился жертвой богача, вдова - жертвой сильного”. По мнению исследователей, свод законов Шульги послужил образцом для позднейших законодателей и прежде всего для царя Вавилонии Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Сохранились и любопытные сведения о семейной жизни шумеров. Главой семьи считался отец, чье слово имело решающее значение. Отцовская власть была миниатюрной копией власти царя, в определенной степени она отражала отношения между богами и их подданными. Но и роль матери еще была весьма существенной и почетной. Нормой был моногамный брак, где муж и жена были почти равноправными партнерами, защищенными брачным контрактом. Семьи не были слишком большими: в среднем двое-четверо детей. Шумеры любили детей, заботились о них, считая это своей святой обязанностью, и продолжали выполнять ее даже тогда, когда ребенок превращался в подростка.

Культуру шумеров невозможно представить без искусства. Прежде всего нужно отметить достижения в области градостроительнства. Шумеры положили начало строительству укрепленных городов, окруженных стенами, многоэтажных домов и многоступенчатых зиккуратов - храмов-алтарей (в дальнейшем – типичных храмовых построек Древней Месопотамии), которые составляли часть комплекса священных зданий, окруженных стеной и недоступных людям. Зиккураты возводили из кирпичей, облицовывали глазурованными плитками. По своей конструкции зиккуратом являлась и знаменитая Вавилонская башня, строительство которой завершилось уже в вавилонский период. Зиккураты часто использовались для нужд ученых-жрецов, занимавшихся математикой и астрономией.

Шумеры -художественно одаренный народ. Несмотря на то что в стране было очень мало камня, они создали оригинальную каменную скульптуру. Статуи царей, жрецов, воинов устанавливались в храмах. В более поздние времена появляются статуи из диорита, такие как, например, изображение знаменитого царя Гудеа (ок. 2300 г. до н.э.). Эта скульптура, отличающаяся простотой и незамысловатостью, очень выразительна, что говорит о большом мастерстве ее создателя. Шумеры создавали также пластику в металле, впервые использовали золото в комбинации с ляпис-лазурью, серебром, перламутром и бронзой. В Уре, в царской гробнице, где вместе с царем похоронено семьдесят придворных, английский археолог Л.Були обнаружил искусно выполненные драгоценности, оружие, высококачественные музыкальные инструменты, четырехколесные повозки, металлические статуэтки и т.д.

Шумерские сказания, многие из которых впоследствии вошли в более поздние памятники эпической литературы, в том числе в Библию, первоначально представляли собой простой пересказ событий. Однако пройдя несколько этапов, к концу III тысячелетия до н.э. шумерская литература уже содержала в себе многие черты литературы современной. Многообразие жанров и поэтических приемов, эмоциональная мотивировка действий героев, оригинальная метрическая форма произведений, широкое применение эффектов трагического и комического, философская глубина обобщений – все это говорит о таланте и новаторстве безымянных авторов. Появляются наряду с эпическими и первые в истории лирические произведения. Именно шумеры считаются авторами первых элегий.

Многие достижения культуры Месопотамии были ассимилированы и творчески переработаны соседними народами, в том числе греками и древними евреями. Некоторые легенды шумерского эпоса легли в основу Библии. Человек, согласно шумерскому эпосу, был создан из глины, так же как и человек библейский. Библейский рай расположен на территории Месопотамии. В шумерском эпосе впервые содержатся сведения о всемирном потопе, о Ное с семьей (естественно, что в шумерском эпосе у него было другое имя – Утнапишти), о городе Иерихоне, о Вавилонской башне и т.д. Жизнеописание же Саргона I очень напоминает историю пророка Моисея: они оба были найдены в младенческом возрасте в прибрежных зарослях, оба стали великими царями не без божественной на то воли.

Список примеров можно продолжить, как, впрочем, и рассказ о культуре шумеров в целом. Это была величайшая культура, достижения которой были развиты другими цивилизациями Месопотамии: вавилонской, ассирийской и халдейской.


Когда зародилась шумерская культура? Почему она пришла в упадок? Какими были культурные различия между независимыми городами Южного Двуречья? О культуре независимых городов, споре зимы и лета и образе неба в шумерской традиции рассказывает доктор философских наук Владимир Емельянов.

Можно описывать шумерскую культуру, а можно попытаться дать ее характерные черты. Я пойду по второму пути, потому что описание шумерской культуры достаточно полно дано и Крамером, и Якобсеном, и в статьях Яна ван Дейка, а вот выделить характерные черты необходимо, чтобы определить типологию шумерской культуры, поставить ее в ряд подобных ей по определенным критериям.

Прежде всего нужно сказать, что шумерская культура зародилась в очень удаленных друг от друга городах, каждый из которых располагался на своем канале, отведенном от Евфрата или от Тигра. Это очень существенный признак не только образования государства, но и образования культуры. В каждом городе было свое независимое представление об устройстве мира, свое представление о происхождении города и частей света, свое представление о богах и собственный календарь. Каждый город управлялся народным собранием и имел своего вождя или верховного жреца, который возглавлял храм. Между 15–20 независимыми городами Южного Двуречья происходила постоянная конкуренция за политическое превосходство. Большую часть истории Месопотамии в шумерский период города пытались вырвать друг у друга это лидерство.

В Шумерии существовала концепция царственности, то есть царской власти как субстанции, которая переходит из города в город. Переходит она исключительно произвольно: была в одном городе, потом оттуда ушла, этому городу было нанесено поражение, и царственность закрепилась в следующем господствующем городе. Это очень важная концепция, которая показывает, что в Южной Месопотамии долгое время не было единого политического центра, не было политической столицы. В условиях, когда происходит политическая конкуренция, культуре становится присуща компетитивность, как говорят одни исследователи, или агональность, как говорят другие, то есть в культуре закрепляется соревновательный элемент.

Для шумеров не существовало земного авторитета, который был бы абсолютным. Если такого авторитета нет на земле, его, как правило, ищут на небе. Современные монотеистические религии нашли такой авторитет в образе единого Бога, а у шумеров, которые были весьма далеки от монотеизма и жили 6 000 лет назад, таким авторитетом стало Небо. Они стали поклоняться небу как сфере, в которой все исключительно правильно и происходит по раз установленным законам. Небо стало эталоном для земной жизни. Отсюда понятна тяга шумерского мироощущения к астролатрии - вере в могущество небесных тел. Из этой веры уже в вавилонское и ассирийское время разовьется астрология. Причина такого тяготения шумеров к астролатрии и впоследствии к астрологии заключается именно в том, что на земле не было порядка, не было авторитета. Города постоянно воевали друг с другом за превосходство. То укреплялся один город, то на его месте возникал другой господствующий город. Их всех объединяло Небо, потому что, когда восходит одно созвездие, пора убирать ячмень, когда восходит другое созвездие, пора пахать, когда третье - пора сеять, и таким образом звездное небо определяло весь цикл сельскохозяйственных работ и весь жизненный цикл природы, к которому очень внимательно относились шумеры. Они считали, что порядок есть только наверху.

Таким образом, агональный характер шумерской культуры во многом предопределил ее идеалистичность - поиск идеала наверху или поиск господствующего идеала. Небо считалось господствующим началом. Но точно так же в шумерской культуре господствующее начало искали повсюду. Существовало большое количество литературных произведений, в основе которых был спор двух предметов, животных или каких-то инструментов, каждый из которых похвалялся, что он лучше и более пригоден для человека. И вот как эти споры разрешались: в споре овцы и зерна победило зерно, потому что зерном можно кормить большую часть людей в течение большего промежутка времени: есть зерновые запасы. В споре мотыги и плуга победила мотыга, потому что плуг стоит на земле только 4 месяца в году, а мотыга работает все 12 месяцев. Кто дольше может служить, кто может большее число народа накормить, тот и прав. В споре лета и зимы победила зима, потому что в это время проводятся ирригационные работы, в каналах скапливается вода, и создается задел для будущего урожая, то есть побеждает не следствие, а причина. Таким образом, в каждом шумерском споре есть проигравший, который называется «оставшийся», и есть победитель, который называется «вышедший». «Зерно вышло, овца осталась». И есть третейский судья, который разрешает этот спор.

Этот замечательный жанр шумерской литературы дает очень яркое представление о шумерской культуре как о той, что стремится найти идеал, выдвинуть что-то вечное, неизменное, долгоживущее, надолго пригождающееся, тем самым показать преимущество этого вечного и неизменного перед тем, что быстро меняется или что служит только краткое время. Здесь заложена интересная диалектика, так сказать, преддиалектика вечного и изменчивого. Я даже называю шумерскую культуру осуществившимся платонизмом до Платона, потому что шумеры верили, что существуют некие предвечные силы, или сущности, или потенции вещей, без которых невозможно само существование материального мира. Эти потенции или сущности они называли словом «мэ». Шумеры считали, что боги не способны ничего в мире сотворить, если эти боги не имеют «мэ», и никакой героический подвиг невозможен без «мэ», никакая работа и никакое ремесло не имеют смысла и не имеют значения, если они не обеспечены собственными «мэ». «Мэ» бывают и у сезонов года, «мэ» бывают у ремесел, и у музыкальных инструментов бывают свои «мэ». Что есть эти «мэ», как не зародыши платоновских идей?

Мы видим, что вера шумеров в существование предвечных сущностей, предвечных сил - это яркий признак идеализма, который проявился в шумерской культуре.

Но эта агональность и этот идеализм довольно трагичные вещи, потому что, как справедливо сказал Крамер, непрерывная агональность постепенно приводит к самоуничтожению культуры. Непрерывное соперничество между городами, между людьми, непрерывная конкуренция ослабляет государственность, и, действительно, шумерская цивилизация закончилась довольно быстро. Она угасла в течение тысячи лет, и ее сменили совершенно другие народы, а шумеры ассимилировались с этими народами и полностью растворились как этнос.

Но история также показывает, что агональные культуры даже после гибели цивилизации, которая их породила, существуют довольно долго. Они живут после своей смерти. И если здесь перейти к типологии, то можно сказать, что в истории известны еще две такие культуры: это греки в Античности и это арабы на стыке древности и раннего Средневековья. И шумеры, и греки, и арабы были чрезвычайными поклонниками Неба, они были идеалисты, были лучшими каждый в свою эпоху звездочетами, астрономами, астрологами. Они очень сильно уповали на власть Неба и небесных тел. Они разрушили себя, погубили себя непрерывной конкуренцией. Арабы выстояли только за счет объединения под властью небесного или даже сверхнебесного, сверхъестественного начала в виде религии Аллаха, то есть арабам позволил сохраниться ислам. А вот у греков ничего подобного не было, поэтому греки довольно быстро были поглощены Римской империей. В целом можно сказать, что выстраивается определенная типология агональных цивилизаций в истории. Шумеры, греки и арабы неслучайно похожи друг на друга своим поиском истины, своим поиском идеала, как эстетического, так и гносеологического, своим стремлением найти одно порождающее начало, через которое можно объяснить существование мира. Можно сказать, что и шумеры, и греки, и арабы прожили не очень большую жизнь в истории, но они оставили наследие, из которого питались все последующие народы.

Идеалистические государства, агональные государства шумерского типа гораздо дольше живут после своей смерти, чем в отпущенный им историей промежуток времени.

Владимир Емельянов, доктор философских наук, профессор Восточного факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Комментарии: 0

    Владимир Емельянов

    Каковы теории происхождения шумерской цивилизации? Как шумеры изображали себя? Что известно о шумерском языке и его родстве с другими языками? О реконструкции внешнего вида шумеров, самоназвании народа и поклонении священным деревьям рассказывает доктор философских наук Владимир Емельянов.

    Владимир Емельянов

    Какие существуют версии происхождения Гильгамеша? Почему шумерские спортивные игры были связаны с культом умерших? Как Гильгамеш становится героем двенадцатичастного календарного года? Об этом рассказывает доктор философских наук Владимир Емельянов. Историк Владимир Емельянов о происхождении, культе и трансформации героического образа Гильгамеша.

    Владимир Емельянов

    В книге востоковеда-шумеролога В. В. Емельянова подробно и увлекательно рассказывается об одной из древнейших цивили­заций в истории человечества - Древнем Шумере. В отличие от предыдущих монографий, посвященных этой проблематике, здесь составные части шумерской культуры - цивилизация, художественная культура и этнический характер - впервые представле­ны в единстве.

    В семидесятые годы минувшего века огромное впечатление произвело открытие, касающееся библейского потопа. В один прекрасный день скромный работник Британского музея в Лондоне Джордж Смит приступил к расшифровке табличек с клинописью, присланных из Hиневии и сложенных в подвале музея. К своему удивлению, он наткнулся на древнейшую поэму человечества, описывающую подвиги и приключения Гильгамеша, легендарного героя шумеров. Однажды, разбирая таблички, Смит буквально не поверил глазам своим, ибо на некоторых табличках он нашел фрагменты сказания о потопе, поразительно похожие на библейский вариант.

    Владимир Емельянов

    В изучении Древней Месопотамии существует очень мало лженаучных идей, лженаучных теорий. Ассириология непривлекательна для любителей фантазий, она непривлекательна для фриков. Это трудная наука, которая изучает цивилизацию письменных памятников. От Древней Месопотамии осталось очень мало изображений, цветных изображений нет тем более. Нет каких-то роскошных храмов, которые дошли бы до нас в прекрасном состоянии. В основном то, что мы знаем о Древней Месопотамии, мы знаем из клинописных текстов, а клинописные тексты нужно уметь читать, и фантазия тут особо бурно не разгуляется. Тем не менее, и в этой науке известны интересные случаи, когда по поводу Древней Месопотамии выдвигались лженаучные идеи или недостаточно научные идеи. Причем авторами этих идей были как люди, не имеющие отношения к ассириологии, к чтению клинописных текстов, так и сами ассириологи.