Смыслы бессмыслицы. Смыслы бессмыслицы Ханна хех картины

Мастер коллажа.

Жизнь и творчество

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посетила в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем училась в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика . В это время она познакомилась с Раулем Хаусманом и вступила с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх стала развивать художественное направление фотомонтажа . В 1916-1926 годах художница работала для издательства Ullstein Verlag , преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х. Хёх в 1917 году познакомилась с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке . Начиная с 1920 года Хёх стала постоянной участницей ежегодных выставок художественной группы Ноябрь . В том же 1920 году Хёх и Хаусман поехали в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстались. В 1924 году она совершила поездку в Париж . На обратной дороге на родину художница посетила Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl . В 1924 же году Хёх участвовала в художественной выставке в СССР , в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх познакомилась с писательницей Тил Бругман , с которой она в 1929 году жила и работала в Гааге , и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляла свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству , их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх рассталась с Бругман, в 1938 году она вышла замуж за пианиста Курта Маттиса , с которым жила до 1944 года. В 1965 Х. Хёх приняли в Берлинскую академию художеств .

Художественное наследие Х. Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15 000 евро Премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

Напишите отзыв о статье "Хёх, Ханна"

Литература

  • Jula Dech: Hannah Höch. Schnitt mit dem Küchenmesser. Dada durch die letzte Weimarer Bierbauchkulturepoche Deutschlands . Fischer, Frankfurt am Main 1989, ISBN 3-596-23970-2 .
  • Ursula Peters, Andrea Legde: Moderne Zeiten. Die Sammlung zum 20. Jahrhundert. (= Kulturgeschichtliche Spaziergänge im Germanischen Nationalmuseum; Bd. 3). Nürnberg 2000, insbesondere S. 112-120 passim
  • Hannah Höch, Gunda Luyken: Album . Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2004, ISBN 3-7757-1427-8 . (Höchs Materialsammlung aus den Jahren 1925/26)
  • Jula Dech: Sieben Blicke auf Hannah Höch. Edition Nautilus, Hamburg 2003, ISBN 3-89401-401-6 .
  • Wolfgang Maier-Preusker: In: Buch- und Mappenwerke mit Grafik des Deutschen Expressionismus. A.-Kat. für Hansestadt Wismar. Wien 2006, ISBN 3-900208-37-9 .
  • Hanna Höch. Aller Anfang ist DADA! Hrsg. v. d. Berlinischen Galerie. Hatje-Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1919-3 .
  • Hanna Höch: Bilderbuch. mit einem Nachwort von Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2008, ISBN 978-3-908175-35-3 .
  • Alma-Elisa Kittner: Visuelle Autobiographien. Sammeln als Selbstentwurf bei Hannah Höch, Sophie Calle und Annette Messager . Transcript, Berlin 2009, ISBN 978-3-89942-872-8 .
  • Hanna Höch: Picture Book. with an essay by Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2010, ISBN 978-3-941644-13-7 .

Отрывок, характеризующий Хёх, Ханна

И оба приятеля рассказывали друг другу – один о своих гусарских кутежах и боевой жизни, другой о приятности и выгодах службы под командою высокопоставленных лиц и т. п.
– О гвардия! – сказал Ростов. – А вот что, пошли ка за вином.
Борис поморщился.
– Ежели непременно хочешь, – сказал он.
И, подойдя к кровати, из под чистых подушек достал кошелек и велел принести вина.
– Да, и тебе отдать деньги и письмо, – прибавил он.
Ростов взял письмо и, бросив на диван деньги, облокотился обеими руками на стол и стал читать. Он прочел несколько строк и злобно взглянул на Берга. Встретив его взгляд, Ростов закрыл лицо письмом.
– Однако денег вам порядочно прислали, – сказал Берг, глядя на тяжелый, вдавившийся в диван кошелек. – Вот мы так и жалованьем, граф, пробиваемся. Я вам скажу про себя…
– Вот что, Берг милый мой, – сказал Ростов, – когда вы получите из дома письмо и встретитесь с своим человеком, у которого вам захочется расспросить про всё, и я буду тут, я сейчас уйду, чтоб не мешать вам. Послушайте, уйдите, пожалуйста, куда нибудь, куда нибудь… к чорту! – крикнул он и тотчас же, схватив его за плечо и ласково глядя в его лицо, видимо, стараясь смягчить грубость своих слов, прибавил: – вы знаете, не сердитесь; милый, голубчик, я от души говорю, как нашему старому знакомому.
– Ах, помилуйте, граф, я очень понимаю, – сказал Берг, вставая и говоря в себя горловым голосом.
– Вы к хозяевам пойдите: они вас звали, – прибавил Борис.
Берг надел чистейший, без пятнушка и соринки, сюртучок, взбил перед зеркалом височки кверху, как носил Александр Павлович, и, убедившись по взгляду Ростова, что его сюртучок был замечен, с приятной улыбкой вышел из комнаты.
– Ах, какая я скотина, однако! – проговорил Ростов, читая письмо.
– А что?
– Ах, какая я свинья, однако, что я ни разу не писал и так напугал их. Ах, какая я свинья, – повторил он, вдруг покраснев. – Что же, пошли за вином Гаврилу! Ну, ладно, хватим! – сказал он…
В письмах родных было вложено еще рекомендательное письмо к князю Багратиону, которое, по совету Анны Михайловны, через знакомых достала старая графиня и посылала сыну, прося его снести по назначению и им воспользоваться.
– Вот глупости! Очень мне нужно, – сказал Ростов, бросая письмо под стол.
– Зачем ты это бросил? – спросил Борис.
– Письмо какое то рекомендательное, чорта ли мне в письме!
– Как чорта ли в письме? – поднимая и читая надпись, сказал Борис. – Письмо это очень нужное для тебя.
– Мне ничего не нужно, и я в адъютанты ни к кому не пойду.
– Отчего же? – спросил Борис.
– Лакейская должность!
– Ты всё такой же мечтатель, я вижу, – покачивая головой, сказал Борис.
– А ты всё такой же дипломат. Ну, да не в том дело… Ну, ты что? – спросил Ростов.
– Да вот, как видишь. До сих пор всё хорошо; но признаюсь, желал бы я очень попасть в адъютанты, а не оставаться во фронте.
– Зачем?
– Затем, что, уже раз пойдя по карьере военной службы, надо стараться делать, коль возможно, блестящую карьеру.
– Да, вот как! – сказал Ростов, видимо думая о другом.
Он пристально и вопросительно смотрел в глаза своему другу, видимо тщетно отыскивая разрешение какого то вопроса.
Старик Гаврило принес вино.
– Не послать ли теперь за Альфонс Карлычем? – сказал Борис. – Он выпьет с тобою, а я не могу.

«Женщины-художницы были для них лишь очаровательные и талантливые любительницы, которым они отказывали в реальном профессиональном статусе. Трудно было быть художницей в Германии 30 лет назад », - Ханна Хёх.

Миру, чтобы соответствовать жизни определённой эпохи, необходимы фундаментальные и революционные изменения, и искусство не исключение. В 20-е годы прошлого века оно шагнуло далеко вперед и подарило человечеству кубизм, футуризм, дадаизм. Но искусство пролило свет не только на новые течения, оно позволило выйти из тени женщинам, которые долгое время оставались тенью великих мастеров. Ханна Хёх (Hannah Höch) - женщина, которая не смогла остаться в тени, немецкая художница, мастер коллажа и первая, кто стал применять фотомонтаж в творческой практике.

Ханна Хёх родилась в 1889 году в городе Гота (Тюригия, Германия). Отец Ханны был страховым агентом, мать - художником-любителем. Судьба художницы не была легкой. В 15 лет она была вынуждена бросить школу, чтобы ухаживать за братьями и сестрами. Но через пару лет девочка поступит в берлинскую школу прикладного искусства, затем в школу при Музее прикладного искусства в Берлине, и именно там Ханна познакомится с австралийским художником и писателем Раулем Хаусмановым (Raoul Hausmann), который откроет для нее совершенно новое направление в искусстве.

У Хёх всегда был экспериментальный склад ума, поэтому умение находить новые формы и сочетать их в искусстве, было у нее в крови. Ханну и Рауля связывали не только увлечение дадаизмом, но и любовные отношения. Проводя много времени вместе, однажды пара увидела странную фотографию: лицо сына пансионата, в котором они жили, наложилось пять раз на лица других солдат, которые его окружали. Это был один из неудачных кадров фотохудожника. А Хёх и Хаусманов превратили фотомонтаж в концептуальное искусство, целью которого было «манипулировать самыми острыми контрастами и достигать равновесия».

Начиная с 1916 года, художница работала для издательского концерна Ullstein Verlag и, благодаря работе в издательстве, имела доступ к журналам и газетам, из которых брала материалы для своих коллажей.

Первая работа художницы «Cut with the Kitchen Knife through the Beer-Belly of the Weimar Republic» (1919 год) - это парадоксальная форма, но гармоничные конструкции. Это новые формы искусства, касающиеся глубоко личных вопросов на фоне политических и общественных событий. Фотоколлажи Хёх - способ передачи разнообразного абсурда и гротескного мира. Рассматривая работу художницы, видишь в прямом смысле острые углы - небрежные, необработанные. Кусочки иллюстраций соединены неровно, нет ощущения пазла. Из-за такой брутальной манеры изображения, описание изображения зрителями сводится к одному определению - «жестко».

В 1920 году Хёх принимает участие в Первой международной дада-выставке, после которой становится участницей ежегодных выставок группы Ноябрь.

Роман Ханны и Рауля завершился. Причина расставания проста: работы Хёх были намного оригинальнее и интереснее, чем работы Хаусманова, но женщине, чтобы не задеть хрупкое эго любимого, приходилось довольствоваться ролью второго плана. Хёх продолжает развиваться как художник, но самостоятельно. После разрыва с Раулем, она переезжает в Париж.

Художницу интересовали две тема: женщина и медиа. Прогрессивные иллюстрированные издания заговорили с массовой аудиторией на языке монтажа. Его способность передавать сложные мысли через простые ассоциации подняли монтажное дело на новый уровень. Хёх отлично понимала, как это работает: усилить контраст, убрать ненужное, вставить дополнительные детали, придать зрелищность и драматичность. Художница стала первой, кто начал применять монтаж в качестве осознанной творческой практики.

Грубость работы «J.B. und sein Engel» (1925) не дает зрителю забыть, что это искусственная конструкция, демонстрирующая пародию власти над изображениями, которую имеют журналы и газеты. Хёх, выбирая известные и узнаваемые картинки из разных областей, соединяла их, создавая новый смысл. Так, например, фотоколлаж «Von oben» (1927 год) - столкновение политической и социальной грани. Медиа, контролируя изображения реальности, тем самым могла контролировать и саму реальность. Оксюморон изображения, создаваемый художницей, усиливал влияние на аудиторию. Сама же Хёх критиковала и эксплуатировала медиа. Художница стала свидетелем новой массовой культуры - фотографии.

Бурные двадцатые годы подарили модным журналам новую тему - Новую женщину. Она имеет право голоса, может сама решать: где и как зарабатывать, что надевать и как выглядеть. Именно такую женщину прославляли иллюстрированные журналы и сама Ханна Хёх. Серия работ «Indian Dancer»(1930), «Untitled»(1930) - коллажи с женскими телами на тему гендерных признаков и расовых стереотипов вызвали негодование среди масс. Образ женщины Хёх ставит под сомнение традиционные гендерные роли. Именно по этой причине художнице было запрещено заниматься художественной деятельностью, а ее работы были объявлены относящимися к дегенеративному искусству.

Несмотря на запреты, Ханне все же удалось продолжить работу. В 50-е она увлеклась абстрактными коллажами, но в 70-е снова вернулась к Новой женщине. В 1976 году состоялись две крупные выставки работы Ханны Хёх в Париже и Берлине.

Ханна Хёх (настоящее имя Иоганна Хёх, нем. Hannah Hch; 1889-1978) - немецкая художница - дадаист, мастер коллажа.

Жизнь и творчество

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступила в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посетила в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем училась в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика. В это время она познакомилась с Раулем Хаусманом и вступила с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх стала развивать художественное направление фотомонтажа. В 1916-1926 годах художница работала для издательства Ullstein Verlag, преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х. Хёх в 1917 году познакомилась с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке. Начиная с 1920 года Хёх стала постоянной участницей ежегодных выставок художественной группы Ноябрь. В том же 1920 году Хёх и Хаусман поехали в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстались. В 1924 году она совершила поездку в Париж. На обратной дороге на родину художница посетила Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl. В 1924 же году Хёх участвовала в художественной выставке в СССР, в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх познакомилась с писательницей Тил Бругман, с которой она в 1929 году жила и работала в Гааге, и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляла свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх рассталась с Бругман, в 1938 году она вышла замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым жила до 1944 года. В 1965 Х. Хёх приняли в Берлинскую академию художеств.

Художественное наследие Х. Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15 000 евро Премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.

Литература

  • Jula Dech: Hannah Hch. Schnitt mit dem Kchenmesser. Dada durch die letzte Weimarer Bierbauchkulturepoche Deutschlands. Fischer, Frankfurt am Main 1989, ISBN 3-596-23970-2.
  • Ursula Peters, Andrea Legde: Moderne Zeiten. Die Sammlung zum 20. Jahrhundert. (= Kulturgeschichtliche Spaziergnge im Germanischen Nationalmuseum; Bd. 3). Nrnberg 2000, insbesondere S. 112-120 passim
  • Hannah Hch, Gunda Luyken: Album. Hatje Cantz Verlag, Ostfildern 2004, ISBN 3-7757-1427-8. (Hchs Materialsammlung aus den Jahren 1925/26)
  • Jula Dech: Sieben Blicke auf Hannah Hch. Edition Nautilus, Hamburg 2003, ISBN 3-89401-401-6.
  • Wolfgang Maier-Preusker: In: Buch- und Mappenwerke mit Grafik des Deutschen Expressionismus. A.-Kat. fr Hansestadt Wismar. Wien 2006, ISBN 3-900208-37-9.
  • Hanna Hch. Aller Anfang ist DADA! Hrsg. v. d. Berlinischen Galerie. Hatje-Cantz, Ostfildern 2007, ISBN 978-3-7757-1919-3.
  • Hanna Hch: Bilderbuch. mit einem Nachwort von Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2008, ISBN 978-3-908175-35-3.
  • Alma-Elisa Kittner: Visuelle Autobiographien. Sammeln als Selbstentwurf bei Hannah Hch, Sophie Calle und Annette Messager. Transcript, Berlin 2009, ISBN 978-3-89942-872-8.
  • Hanna Hch: Picture Book. with an essay by Gunda Luyken. The Green Box, Berlin 2010, ISBN 978-3-941644-13-7.
  1. 1 2 3 4 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118551833 // Общий нормативный контроль - 2012-2016.
  2. 1 2 data.bnf.fr: open data platform, платформа відкритих даних, платформа открытых данных - 2011.

Взирая на коллаж немецкой художницы-дадаистки Ханны Хёх «вырезано кухонным ножом» (1919-1920), современники крутили пальцем у виска. Сегодня он украшает собрание Национальной галереи Берлина. Фото вверху: AKG/EAST NEWS

Ханна Хёх

1889 — Родилась в городе Гота.
1912 - Поступает в берлинскую Школу прикладного искусства.
1915 - Сходится с одним из основателей дадаизма, Раулем Хаусманом.
1916 - Входит в группу берлинских дадаистов, с 1919 года участвует в выставках дада.
1933–1945 - Хёх запрещены художественная деятельность и участие в выставках, работы художницы нацисты объявляют дегенеративным искусством. Она прячет их (и картины друзей) на дне колодца в своем саду на окраине Берлина.
1965 - Избрана в члены Берлинской художественной академии.
1978 - Умерла в Берлине.

Модернизм был богат на течения, одно из самых ярких - дадаизм. Век его оказался недолог - с 1916 по 1922 год, - однако след в мировой художественной культуре он оставил заметный. «Проявления дадаизма в искусстве, - писал немецкий философ Вальтер Беньямин, - были сильным развлечением, поскольку превращали произведение искусства в центр скандала. Они должны были соответствовать прежде всего одному требованию: вызывать общественное раздражение… Из манящей оптической иллюзии или убедительного звукового образа произведение искусства превратилось у дадаистов в снаряд. Оно поражало зрителя».

Зародился дадаизм в Швейцарии в разгар Первой мировой войны. Его лидер и основатель поэт Тристан Тцара издал манифест, в котором писал: «На языке негритянского племени кру «да-да» означает хвост священной коровы, в некоторых областях Италии так называют мать, это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае - нечто совершенно бессмысленное, что отныне и стало самым удачным названием для всего течения». По части бессмысленности лидер течения создал ряд классических образцов. Вот отрывок из его, если можно так выразиться, стихотворения: песенка мотоциклиста / дадаистого душой / потому и дадаиста / что в душе дада большой / змей в перчатках и в белье / закрутил в горячке клапан / и руками в чешуе / римский папа был облапан / и скандал / был большой / проклял дада он душой / мозги не с той ноги / мозги одна вода / дада / дада / чулки туги.

Дадаизм был реакцией творческой интеллигенции на ужасы и бессмыслицу Первой мировой. «Официальная вера в непогрешимость разума, логики и причинности представилась нам абсурдной», - вспоминал в 1960-х годах о том времени один из основателей течения, Ханс Рихтер. Ему же принадлежит яркая характеристика дадаизма: «Это не было художественное течение в общепринятом смысле, это был ураган, разразившийся над миром искусства, как война разразилась над народами». В отличие от футуристов дадаисты не боролись с классикой, они пошли дальше: их задачи были принципиально антихудожественными. Поэтому-то так трудно выделить нечто общее, что характеризует дадаизм именно как художественное направление. Дадаисты вдохновенно разрушали не только традиционную, но и всякую эстетику - коль скоро европейская цивилизация движется к краху, то задача художников, поэтов, артистов помочь свершиться неминуемому. Дадаисты-поэты пытались вернуться к изначальному праязыку, когда коммуникация осуществлялась на уровне отдельных звуков, а художники разлагали создаваемые ими образы на отдельные простейшие элементы.

Одним из любимейших их жанров был коллаж: произвольно скомпонованные вырезки из газет, журналов, плакатов. Но вот парадокс: эти коллажи, несмотря на декларируемый дадаистами отказ от смысла, все равно были смыслом наполнены. Такова природа человека - он не может пребывать вне смыслового пространства, хотя далеко не всегда это осознает.

Классическим образцом дадаистского коллажа считается знаменитое творение немецкой дадаистки Ханны Хёх «Вырезано кухонным ножом» (1919–1920). О том, какую смысловую нагрузку несет большинство рожденных ею метафор, мы можем судить по поздним высказываниям самой художницы.

Полное название коллажа - «Разрез последней веймарской культурной эпохи пивных животов Германии, сделанный кухонным ножом Дада». Материал, из которого сделан коллаж, - фото, в основном из газеты «Берлинер иллюстрирте цайтунг» за 1919–1920 годы. Экспонировавшаяся на Первой международной выставке-ярмарке дада в галерее Бургхарда в Берлине, картина вызвала скандал. Сейчас она кажется провидческой: это не просто хаотичное перечисление реалий Германии 1919– 1920 годов (война, революция, падение кайзеровского режима, нищета, механизация, бюрократия и т. д.), а эпический образ всего ХХ века.

Иоганна Хёх родилась в семье страхового агента, мать её была художником-любителем. Уже в 15-летнем возрасте девушка была вынуждена оставить школу, чтобы заботиться о младших братьях и сёстрах. В 1912 году она поступает в берлинскую Школу прикладного искусства. В 1914 году Хёх посещает в Кёльне большую выставку немецкого современного искусства, затем учится в школе при Музее прикладного искусства в Берлине, в классе у Эмиля Орлика. В это время она знакомится с Раулем Хаусманом и вступает с ним в близкие отношения. Также с Хаусманом Хёх развивает художественный стиль фотомонтажа. В 1916-1926 годах художница работает для издательства Ullstein Verlag, преимущественно в его журнальном отделении. Благодаря Хаусману, Х.Хёх в 1917 году знакомится с дадаистскими художниками Берлина. В 1920 она принимает участие в Первой международной дада-выставке. Начиная с 1920 года Хёх - постоянная участница ежегодных выставок художественной группы Ноябрь. В том же 1920 году Хёх и Хаусман едут в Прагу для установления отношений с чехословацкими дадаистами.

В 1921 году Хёх и Хаусман расстаются. В 1924 она приезжает в Париж. На обратной дороге на родину художница посещает Пита Мондриана и членов голландской художественной группы De Stijl. В 1924 же году Хёх участвует в художественной выставке в СССР, в 1925 - в выставке, организованной Немецким обществом искусств (Deutsche Kunstgemeinschaft) в Берлине. В 1926 году Хёх знакомится с писательницей Тил Бругман, с которой она в 1929 году живёт и работает в Гааге, и затем, до 1936 года, в Берлине. В 1932 году она выставляет свои коллажи в США.

В 1933-1945 году Ханне Хёх было запрещено заниматься художественной деятельностью. Работы её были объявлены относящимися к дегенеративному искусству, их было запрещено выставлять. К 1937 Хёх расстаётся с Бругман, в 1938 году она выходит замуж за пианиста Курта Маттиса, с которым живёт до 1944 года. В 1965 Х.Хёх принимают в Берлинскую Художественную академию.

Художественное наследие Х.Хёх весьма разнообразно и принадлежит также к различным направлениям в искусстве. В 1996 году земля Берлин учредила дотируемую ныне суммой в 15.000 евро премию Ханны Хёх за выдающиеся достижения в искусстве.