Сочинение на тему повести Куприна «Гранатовый браслет. Сочинение на тему О чем заставляет задуматься рассказ гранатовый браслет

Сочинение

«Любви все возрасты покорны»… Известные слова классика, которые слышал каждый человек. Все мы мечтаем встретить любовь, грезим о прекрасных, чарующих словах-признаниях, о безграничной преданности. Сердце сжимается от тоски, если на пути встаёт стена непонимания и безответности. Мы страдаем от того, что наша любовь не признана, не узнана. Тема любви пронизывает творчество любого писателя, поэта, музыканта. Так было и будет всегда. Иногда кажется, что сказано уже всё. Но есть такие шедевры искусства, которые не могут оставить равнодушным никого, которые сами будто бы излучают теплый свет, вдохновляя человечество на великие дела во имя любви.

Именно таким мне видится рассказ А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Заглянув вместе с автором в каморку влюбленного отшельника Желткова, последнего романтика в жестоком и расчетливом мире, я испытала настоящее потрясение и поняла, что, оказывается, ничего не знаю о любви!

Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу, так называемого, «высшего сословия». Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам», — так начинает свое письмо Желтков.

Любовь — счастье… Мне такая безответная любовь казалась великим горем! На первый взгляд кажется, что человек, которого «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей», вся жизнь которого заключается в одной единственной женщине, не может быть счастлив. Но, несмотря на печальную развязку, Желтков счастлив. Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое!»

Первая мысль, которая приходит в голову: «А меня можно так любить?» И лишь потом: «А я так могу?» И понимаешь, что эта немыслимая любовь — одна на миллионы… Что такая любовь не для нас смертных, мы можем только иметь ее перед своим внутренним духовным взором как недосягаемый идеал — «такую любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться», — говорит мудрый, видевший жизнь генерал Аносов. Но в своей жизни он такой любви не встречал. Аносов говорит о том, что даже в браке редко присутствует настоящая любовь, «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды», «сильная, как смерть». Мотивы создания семьи чаще совсем другие — у мужчин свои, у женщин свои. И как же актуальны его слова сегодня, да и всегда! Какая женщина не хочет быть матерью, хозяйкой? Какой мужчина не хочет приходить в уютный дом, где его ждут дети — продолжатели рода, наследники бизнеса? «А где же любовь?» — вслед за Аносовым спрашиваю я. А это и есть любовь — общий дом, дети. Но любовь другая, спокойная, тихая, нежертвенная. Но ради нее не все готовы «отдать жизнь, пойти на мученье». Так, и в семье Веры Шеиной укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Прекрасное вовсе не чуждо Вере, но стремление к нему давно притупилось. Она была «строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

Любовь Желткова должна оставаться одной на миллион, освещая путь потерявшим надежду. Но она существует, это не сумасшествие, а истинное счастье, данное избранным. Не каждый способен рассмотреть всей красоты и святости такого чувства. Не воспринимает поначалу письма П.П.Ж. всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных откровений. Вспоминается строка из произведения «Портрет Дориана Грея» О. Уальда: «Лучше обожать, чем быть предметом обожания. Терпеть чье-то обожание — это скучно и тягостно». Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, столько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн показывает нам отношение к этому Василия — мужа Веры, который создаёт «трогательную поэму», в которой всё это святое чувство кажется смешным, жалким, а сама ситуация анекдотичной. По словам Аносова, «он хороший парень, и будущее покажет его любовь в свете большой красоты», умный и совестливый, но не способный целиком понять чувство Желткова и, вслед за Булат-Тугановским, считающий бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. Брат же Веры видит в этом чувстве, в письмах личное оскорбление своему дворянскому роду. Он готов растоптать, уничтожить «плебея», осмелившегося оказывать знаки внимания потомственной дворянке, готов принять «меры, которые позволят ему положение, знакомства». Да что эти меры против любви Желткова, которая настолько выше всех этих бытовых, земных проблем!

Насколько же сильно чувствуется контраст между миром Веры и миром Желткова, но эти два непохожих мира соединила тонкая, нервно натянутая ниточка Великой любви, порвавшаяся с уходом Желткова. Этим поступком телеграфист пробудил увядшие чувства в душах супругов Шеиных, особенно Веры Николаевны, потому что именно её «жизненный путь пересекла настоящая, самоотверженная, истинная любовь». Говоря символами Куприна, «…погода вдруг резко и совсем неожиданно переменилась. Сразу наступили тихие, безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле». Она пришла, роковая любовь, как нежданный подарок.

Главный символ рассказа — гранатовый браслет. К сожалению, его значение Вера Николаевна поняла слишком поздно. «Точно кровь!» — думает она. Ее одолевает беспокойство: «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному П.П.Ж»

Княгиня вновь и вновь вспоминает слова генерала Аносова и мучается тяжелейшим для нее вопросом: любовь ли это была или сумасшествие? Последнее письмо Желткова ставит все на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам.» И не проклинает судьбу, а уходит из жизни, уходит с великой любовью в сердце, унося ее с собой, оставляя нам, грешным, только символ этой прекрасной любви красивого человека — гранатовый браслет… И звуки «Аппассионаты» Бетховена…

На тонких ниточках такой любви держится вся Вселенная. Такие, как Желтков, жертвуют собой во имя всех, отдают всё, не требуя ничего взамен, они уходят, чтобы жили мы, ибо без любви жизни нет. Пока она живёт в нас — мы вечные! Уничтожить реальность, жизнь и настоящую любовь невозможно.

Другие сочинения по этому произведению

«Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире» (По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») "Молчать и гибнуть..." (Образ Желткова в повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Благословенна будет любовь, которая сильнее смерти!» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Да святится имя твое…» (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» (по повести А. Куприна «Гранатовый браслет») "Чистый свет высокой нравственной идеи" в русской литературе Анализ 12 главы повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Анализ произведения «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Анализ рассказа "Гранатовый браслет" А.И. Куприна Анализ эпизода «Прощание Веры Николаевны с Желтковым» Анализ эпизода «Именины Веры Николаевны» (по повести А. И. Куприна Гранатовый браслет) Значение символов в рассказе «Гранатовый браслет» Значение символов в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь — сердце всего… Любовь в повести А.И.Куприна "Гранатовый браслет" Любовь в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет Любовь Желткова в представлении других героев. Любовь как порок и как высшая духовная ценность в русской прозе 20 в. (по произведениям А. П. Чехова, И. А. Бунина, А.И. Куприна) Любовь, о которой мечтает каждый. Не обедняет ли своей жизни и своей души Желтков, подчиняя всего себя только любви? (по рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Нравственная проблематика одного из произведений А. И. Куприна (по рассказу «Гранатовый браслет») Одиночество любви (повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Письмо литературному герою (По произведению А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Прекрасная песнь о любви (по повести «Гранатовый браслет») Произведение А.И.Куприна, которое произвело на меня особое впечатление Реализм в творчестве А. Куприна (на примере «Гранатового браслета») Роль символики в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Роль символических образов в рассказе А. Куприна «Гранатовый браслет» Своеобразие раскрытия любовной темы в одном из произведений русской литературы XX века Символика в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Смысл названия и проблематика рассказа "Гранатовый браслет"А.И.Куприна Смысл названия и проблематика рассказа А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Смысл спора о сильной и бескорыстной любви в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Соединение вечного и временного? (на материале рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», романа В. В. Набокова «Машенька», рассказа А. И. Куприна «Гранатовый брас Спор о сильной, бескорыстной любви (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Талант любви в произведениях А. И. Куприна (по повести «Гранатовый браслет») Тема любви в прозе А. И. Куприна на примере одного из рассказов («Гранатовый браслет»). Тема любви в творчестве Куприна (по повести "Гранатовый браслет") Тема трагической любви в творчестве Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет») Трагическая история любви Желткова (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Трагическая история любви чиновника Желткова в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Философия любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Что это было: любовь или сумашествие? Мысли о прочитанном рассказе “гранатовый браслет” Тема любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь сильнее смерти (по рассказу А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Повесть А.И.Куприна «Гранатовый браслет» "Одержимый" высоким чувством любви (образ Желткова в рассказе А. И. Куприна "Гранатовый браслет") «Гранатовый браслет» Куприна Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет» А.И.Куприн "Гранатовый браслет" Любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет. По повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Тема любви в прозе Куприна / "Гранатовый браслет"/ Тема любви в произведениях Куприна (по рассказу "Гранатовый браслет") Тема любви в прозе А. И. Куприна (на примере повести гранатовый браслет) "Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире" (по повести Куприна "Гранатовый браслет") Художественное своеобразие одного из произведений А.И. Куприна Чему научил меня «Гранатовый браслет» Куприна Символ любви (А. Куприн, «Гранатовый браслет») Назначение образа Аносова в повести И. Куприна «Гранатовый браслет» Любовь даже неразделенная есть великое счастье (по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет") Образ и характеристика Желткова в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» Образец сочинения по повести А. И. Куприна "Гранатовый браслет" Своеобразие раскрытия любовной темы в повести «Гранатовый браслет» Любовь - главная тема повести «Гранатовый браслет» А. И. Куприна Гимн любви (по повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет») Прекрасная песнь о любви (по повести "Гранатовый браслет") Вариант I Реальность образа Желткова Характеристика образа Желткова Г.С. Символические образы в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

Подготовка к сочинению

по рассказу «Гранатовый браслет»

Цели урока:

  • проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей;
  • развивать устную и письменную речь учащихся;
  • воспитывать любовь к художественному слову.

Ход урока

I . Знакомство с целями урока

Темы сочинений:

1. Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

2. «...что это было: любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет»)

В тетрадях сделаны записи высказываний о любви. Кроме того, к первому занятию, посвященному рассказу А. И. Куприна «Гранатовый браслет», учащиеся самостоятельно подбирали стихи, легенды, фразы о любви.

II. Этапы работы над сочинением

1. Учащиеся в процессе обсуждения называют восемь этапов подготовки к сочинению:

1) обдумывание темы сочинения;

2) определение основной идеи сочинения;

3) определение жанра сочинения;

4) подбор материала (цитат, высказываний и др.);

5) составление плана сочинения;

б) обдумывание вступления к основной части;

7) составление подробного плана основной части;

(«Я выбрала первую тему. Главное слово в ней, на которое я должна опереться в своей работе над сочинением, — «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения — А. И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли».

«Я выбрал вторую тему: «... что это было: любовь или сумасшествие»? Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение-рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие» в зависимости от того, что буду доказывать».)

3. Формулировка идеи сочинения.

(«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шеиной — это любовь, а не сумасшествие».

«Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить».

«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желтков».

«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение».

«Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».)

4. Обсуждение учениками выбранного материала для обоснования основной идеи сочинения.

Несколько учащихся зачитывают эпиграфы, выписанные из текста произведения цитаты, которые будут использовать для доказательства идеи сочинения, и пытаются обосновать свой выбор.

«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова Шекспира:

Нам говорит согласье струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».

(Эпиграф — строки из стихотворения Тютчева:

Любовь, любовь, — гласит преданье,

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец».

«Мне показалось, — говорил князь, — что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек».

А. И. Куприн

«Мне понравились слова Омара Хайяма:

Словно солнце горит, не сгорая, любовь.

Словно птица небесного рая — любовь.

Но еще не любовь — соловьиные стоны,

Не стонать, от любви умирая, — любовь!

Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».)

5. Составление плана сочинения.

План — это каркас сочинения. Без него невозможно выразить свои мысли последовательно и логично. Ученики читают составленные планы сочинений и комментируют их.

1. Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре.

2. Основная часть. Я назвал ее так: (Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»:

а) генерал Аносов о любви;

б) обретенные чувства;

в) любовь и письма Желткова;

г) бездушные люди;

д) последнее письмо;

е) соната номер два.

3. Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

«Свое сочинение я буду писать по такому плану:

1. Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов».

2. Основная часть: Что это было: любовь или сумасшествие?» Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маниак, что его чувства к Вере — это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере.

Основная часть состоит из пунктов.

а) глубина чувств Желткова;

б) последнее письмо Желткова;

в) отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова.

3. Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

6. Выбор вступления.

Вступление — первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению.

Учитель и ученики перечисляют и характеризуют виды вступлений.

1. Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания).

2. Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения).

3. Биографическое (важные сведения из биографии писателя).

4. Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы).

5. Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

(1. «Листая, отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара — Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию.

«Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная».

Какая красивая сказка... — подумал я. — А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка — Желтков и Солнце — Вера».

Я считаю, что это лирическое вступление.

2. «Многоуважаемый Александр Иванович! Пишет Вам почитательница Вашего творчества. Обращаюсь к Вам со словами благодарности и почтения за прекрасные Ваши творения. Особый интерес вызвал у меня Ваш рассказ «Гранатовый браслет». Это произведение произвело на меня огромное впечатление: перечитываю его третий раз».

Это вступление лирическое.

3. «Любовь — излюбленная тема писателей. В любом произведении можно найти страницы, посвященные этому чувству. Тонко описывает любовь Шекспир в трагедии «Ромео и Джульетта», Булгаков — в романе «Мастер и Маргарита». У Тютчева есть прекрасные строки о любви:

Любовь, любовь, — гласит преданье, —

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

Любви посвящает свой рассказ «Гранатовый браслет» Куприн».

Это вступление сравнительное.)

При обсуждении учащиеся выявляют достоинства и недостатки прочитанных вступлений. Например, в последнем вступлении, по их мнению, следует определить, какая любовь описывается в каждом из названных произведений.

7. Обдумывание вариантов заключения.

Ученики отвечают на вопрос о том, о чем необходимо писать в конце сочинения, и читают свои варианты заключений.

1. «В заключение можно написать о значении творчества Куприна, привести высказывания о писателе и его произведении, высказать свое мнение по поводу прочитанного рассказа».

2. «Пройдут годы, но идеал любви как проявление высшей духовной силы человека будет по-прежнему жить в сознании Куприна и воплощаться в новых его произведениях».

3. «Этот рассказ рассчитан на утонченного читателя, который может глубоко понять душу героев Куприна».

III. Доработка сочинения

После обсуждения этапов работы над сочинением следует дать учащимся время, чтобы они доработали план сочинения, более тщательно подобрали материал к сочинению и т. д.

IV . Чтение и обсуждение сочинения-образца

Если остается время, то целесообразно обсудить услышанное сочинение: определить жанр сочинения; выделить вступление, основную часть, заключение; сформулировать основную мысль сочинения; понять, как полно и логично она обоснована в сочинении; проанализировать, насколько удачен подбор материала (цитат, высказываний и пр.).

Домашнее задание

Написать сочинение на одну из предложенных тем.

Любовь... Что она? Где она? Есть ли она? Реален ли образ Желткова?.. Такие вопросы возникли у меня после прочтения повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет». Ответить на эти вопросы очень трудно, практически невозможно, потому что любые возможные ответы на них правильны и одновременно неверны. Нельзя доказать человеку, уверенному в том, что любви нет, обратное. И бесполезно говорить о неповторимости этого чувства человеку легкомысленному. Но я все же хочу высказать свое мнение о любви Желткова, показать мое видение этого чувства. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам», - так начал свое письмо Желтков. Любовь - счастье... Да, громадное счастье, но в определенных обстоятельствах. И ключевое из них - взаимность, без взаимности громадное счастье превращается в великое горе. Счастлив ли человек, которого «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас»? Я считаю, что нет. Я думаю, нельзя жить так, нельзя только страдать и мечтать о любимой, но недоступной. Жизнь - игра, и каждый из нас обязан отыграть свою роль, успеть это сделать за такой короткий промежуток времени, успеть стать положительным или отрицательным героем, но ни в коем случае не остаться безразличным ко всему, кроме нее, единственной, прекрасной.

Желтков думает, что это его судьба - любить безумно, но безответно, что от судьбы невозможно убежать. Если бы не это последнее, то он, несомненно, пытался бы что-то делать, бежать от обреченного на смерть чувства. Вот слова, которые показывают, что Желтков осознавал свою обреченность страдать и мучиться от несчастной любви: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом».

Да, я считаю, что нужно было бежать. Бежать без оглядки. Поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу по преодолению препятствий на пути к этой цели. Нужно было заставить себя забыть свою безумную любовь. Необходимо было хотя бы попытаться избежать ее трагического исхода.

Однако, несмотря на печальную развязку, герой произведения Куприна счастлив. Он считает, что осветившая его жизнь любовь - это подлинно прекрасное чувство. И я уже не знаю, так ли наивна и безрассудна эта любовь. И, может быть, действительно она стоит того, чтобы отдать за нее свою жизнь и желание жизни. Ведь она красива, как луна, чиста, как небо, ярка, как солнце, постоянна, как природа. Такова рыцарская, литературное произведениетическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».

Нельзя без слез читать эти строки. И непонятно, почему слезы катятся из глаз. То ли это просто жалость к несчастному Желткову (ведь жизнь могла бы быть прекрасной и для него), то ли восхищение великолепием огромного чувства маленького человека.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Подготовка к сочинению по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКАЯ СОШ Щёлковского муниципального района Московской области Лидия Николаевна Белая п. Биокомбината, 2015г.

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.

3 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений 1.Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». 2.«...что это было; любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет») 3.Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна 4.Талант любви в произведениях А. И. Куприна. 5.Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.

4 слайд

Описание слайда:

Этапы работы над сочинением Обдумывание темы сочинения; определить основную идею сочинения; определить жанр сочинение; подбери материал (цитаты, высказывание, примеры из других произведений); составить план сочинения; обдумать вступление к основной части; продумайте ход размышления основной части; проанализируйте заключение; переписать в чистовик.

5 слайд

Описание слайда:

Примерные результаты анализа выбранной темы сочинения. А)«Я выбираю первую тему. Главное слово в ней, на которое я могу опереться в своей работе над сочинением, - «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения -А.И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли». Б)«Я выбрал вторую тему:«... что это было: любовь или сумасшествие?». Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение- рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие», в зависимости от того, что буду доказывать».

6 слайд

Описание слайда:

Формулировка идеи сочинения. А)«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шейной - это любовь, а не сумасшествие». Б)«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова»:«Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить». В)«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение». Г) «Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».

7 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование эпиграфа А)«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова В.Шекспира: Нам говорит согласье струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».

8 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование эпиграфа Б) Эпиграф - строки из стихотворения Ф.Тютчева: Любовь, любовь, - гласит преданье, Союз души с душой родной. Их единенье, сочетанье И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее, В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, страстно млея, Оно изноет наконец.

9 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование эпиграфа В)«Мне показалось, - говорил князь, - что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек» (А. И. Куприн) Г) «Мне понравились слова Омара Хайяма: Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая - любовь. Но еще нелюбовь - соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, - любовь! Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».

10 слайд

Описание слайда:

Составление плана сочинения А. План - это каркас сочинения. Без него невозможно. выразить свои мысли последовательно и логично. А)I.Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре. II.Основная часть. Я назвал ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»: а)генерал Аносов о любви; б)обретенные чувства; в)любовь и письма Желткова; г)бездушные люди; д)последнее письмо; е)соната номер два. III.Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

11 слайд

Описание слайда:

Составление плана сочинения Б. «Свое сочинение я буду писать по такому плану: I.Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов». II.Основная часть: «Что это было: любовь или сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере. Основная часть состоит из пунктов: а)глубина чувств Желткова; б)последнее письмо Желткова; в)отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова. III.Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

12 слайд

Описание слайда:

I.Вступление. Значение темы любви в жизни современного человека. II.Основная часть. Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»: 1.Генерал Аносов о любви. 2. Обретенные чувства. 3.Любовь и письма Желткова. 4.Бездушные люди. 5. Последнее письмо. 6.Соната номер два. III. Значение рассказа «Гранатовый браслет» в моей жизни. Составление плана сочинения В.

13 слайд

Описание слайда:

Выбор вступления. Вступление - первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению. 1.Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания). 2.Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения). 3.Биографическое (важные сведения из биографии писателя). 4.Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы). 5.Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

14 слайд

Описание слайда:

Примеры вступлений: 1.«Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара - Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию. «Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная». Какая красивая сказка... - подумал я.-А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка - Желтков и Солнце - Вера». (Это лирическое вступление.)

15 слайд

Нам говорит согласие струн в квартете,

Что одинокий путь подобен смерти.

Шекспир.

Куприн, как и всё без исключения писатели всех времён и народов, не обошёл в своём рассказе тему любви, но у него любовь особая и не на что не похожая – безответная, но к этому вопросу мы вернёмся позже.

Сразу же можно задать вопрос – а любила ли вообще кого-нибудь Вера. Или слово любовь в её осмыслении нечто иное, как понятие супружеского долга, супружеской верности, а не чувства к другому человеку. Наверное, только одного человека – свою сестру, которая была для неё всем, у неё и в мыслях не было любить своего мужа, не говоря даже про Желткова которого она не разу живым и не видела.

Желтков, что про него можно сказать – был ли он больной человек, и преследовал несчастную женщину, или он был болен любовью – безответною, самою жестокою любовью на свете, не дававшею надежд на взаимность. Но всё же он надеялся на волю судьбы, что она сведёт их, и они будут жить долго и счастливо. Но нет – судьба в лице Веры имела другие планы, ей нужно было всё рассказать своему мужу – зачем?! Ведь можно было поговорить с Желтковым самой, успокоить его, вежливо попросить больше не писать ей. И всё.

Куприн на протяжение всего рассказа пытается внушить читателям “понятие любви на грани жизни”, и делает он это через Желткова, для него любовь – это жизнь, следовательно нет любви – нет жизни. И когда муж Веры настойчиво просит прекратить любовь, прекращается и его жизнь: “…вам предлагают одно из двух: либо вы совершенно отказываетесь от преследования княгини Веры
Николаевны, либо, если на это вы не согласитесь, мы примем меры, которые нам позволят наше положение…”.

Возвращаясь к вопросу о неразделённой любви – а достойна ли любовь потери жизни, потери всего, что только может быть на свете. Можно вспомнить “Ромео и Джульетту ” Шекспира: ведь они отдали свои жизни – ради любви, ради самого дорогого, что у них было, чтобы иметь любовь на небесах. На этот вопрос должен отвечать каждый сам для себя – а хочет ли он этого, и что для него дороже – жизнь или любовь? Желтков ответил – любовь: “Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в
Вас…”.

А была ли необходимость Вере идти смотреть на мёртвого Желткова.
Возможно, это была попытка как то самоутвердится, не мучить себя всю оставшеюся жизнь угрызениями совести, посмотреть на того от кого она отказалась, и если возможно полюбить его. Понять, что в её жизни не будет ничего подобного этому - “В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. ”. От чего мы оттолкнулись, к тому мы и пришли – безответная любовь, только теперь всё наоборот, она любит его, а он не может ответить ей взаимностью. А кто в этом виноват – он сам или его любовь.

Что наша жизнь, игра – игра в любовь? Ну а как же цена жизни, ведь жизнь это самое дорогое, что у нас есть, именно её мы так боимся потерять, а с другой стороны любовь – это смысл нашей жизни, без чего она не будет жизнью, а будет пустым звуком в не бесконечной книге истории человечества.

оимся потерять, а с другой стороны любовь – это смысл нашей жизни, без чего она не будет жизнью, а будет пустым звуком в не бесконечной книге истории человечества.