Сочинение по картине брюллова "всадница". Загадочный портрет: кем на самом деле была «Всадница» Карла Брюллова Описание картины всадница брюллова

История одной картины. «Всадница» Карл Брюллов, 1832


История одной картины.
«Всадница» Карл Брюллов, 1832

В последние годы первого пребывания в Италии, в 1832г К.Брюллов написал знаменитую "Всадницу", грациозно сидящую на великолепном скакуне. Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой — Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.

Задумав написать «Всадницу», Брюллов поставил перед собой задачу создать большой конный портрет. В нем он использовал мотив прогулки, позволившей передать фигуру в движении.

На всем скаку останавливает всадница разгоряченного коня. Уверенная ловкость амазонки вызывает неподдельное восхищение у подбежавшей к балкону маленькой девочки, как бы призывая зрителя разделить ее восторг.

Возбуждение передается лохматой собаке ожесточенно лающей на вздыбленного коня. Взволнован и пейзаж с накренившимися от пробежавшего ветра стволами деревьев. Тревожно по небу бегут перистые облака, беспокойными пятнами ложатся на землю пробивающиеся сквозь густую листву лучи заходящего солнца.

Изображая юную девушку — Джованину и ее маленькую приятельницу — Амацилию Пачини, Брюллов создал вдохновенное полотно, воспевающее радость жизни. Очарование «Всадницы» в непосредственности того оживления, которым проникнута вся сцена, в смелости композиционного решения, в красоте предгрозового пейзажа, в блеске палитры, поражающей богатством оттенков.

В большом полотне Брюллов сумел органически увязать декоративность решения с правдивостью непосредственного наблюдения. «Всадница» по праву может быть названа образцом портрета-картины в искусстве первой половины XIX века. В этом своеобразии творческого замысла нельзя не видеть выражение смелой воли художника, нарушающего установленные традиции. Самый облик юной всадницы приобрел некоторую условную обобщенность.

Несравненно живее, чем всадница, — девочка, держащаяся за металлические перила (Амалциия Пачини — вторая приёмная дочь Ю. Самойловой).

Экспонированный в 1832 году в Риме портрет Джованины вызвал оживленный обмен мнений. Вот что говорилось, например, в одной из опубликованных тогда статей:

"Русский живописец Карл Брюллов написал портрет в натуральную величину девушки на коне и другой девочки, которая на нее смотрит. Мы не припоминаем, чтобы видели до этого конный портрет, задуманный и исполненный с таким мастерством. Конь... прекрасно нарисованный и поставленный, движется, горячится, фыркает, ржет. Девушка, которая сидит на нем, это летящий ангелочек. Художник преодолел все трудности как подлинный мастер: его кисть скользит свободно, плавно, без запинок, без напряжения; умело, с пониманием большого художника, распределяя свет, он знает, как его ослабить или усилить. Этот портрет выявляет в нем многообещающего живописца и, что еще важнее, живописца отмеченного гением".

Некоторые итальянские критики отмечали безжизненность выражения лица юной всадницы.

В появившейся в том же году статье, приписываемой Амбриозоди, говорилось:

«Если что-нибудь может показаться невероятным, так это то, что прекрасная наездница или не замечает бешеность движений лошади, или, от излишней уверенности в себе, совсем не затягивает узды и не нагибается к ней, как, быть может, было бы нужно».

«Упущение» Брюллова, замеченное современниками, находило отчасти объяснение в тех задачах, которые он ставил в этот период перед искусством большого портрета-картины.

Создателя «Всадницы» можно было бы заподозрить в неумении передать экспрессию лица, если бы не образ маленькой девочки, в порыве восторга прильнувшей к решетке балкона. На ее остреньком личике так жива игра чувств, что сразу отпадают сомнения в блестящих дарованиях Брюллова-портретиста. К началу 1830-х годов Брюллов занял одно из ведущих мест в русском и западноевропейском искусстве. Его слава выдающегося мастера портрета была закреплена «Всадницей».

Было несколько версий о том, кто изображён на картине


"Всадница" была приобретена для галереи П. М. Третьякова в 1893 году в Париже, как портрет Ю. П.Самойловой. Считалось, что это она изображена а роли всадницы.

Позже искусствоведы доказали, что это та самая картина, которую художник в списке своих работ назвал "Жованин на лошади", и что на ней изображены две воспитанницы Самойловой — Джованнина и Амацилия. Установить это помогло сопоставление изображенных на "Всаднице" девочек с ними же на других брюлловских полотнах.

Это датируемый 1834 годом "Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком" и "Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией ", начатый в 1839 году во время их приезда в Петербург.

Повод ошибаться в том, кто представлен в образе всадницы, дал сам художник. Хотя девушка и выглядит моложе Самойловой, которой в 1832 году было около тридцати лет, но кажется старше девушки-подростка, какой Джованнина изображена рядом с графиней на этом брюлловском портрете 1834 года. Кстати, это не единственное недоразумение, связанное с определением героини "Всадницы".

В 1975 году знаменитый оперный театр "Ла Скала" выпустил книгу, посвященную выдающимся певцам, чьи голоса звучали с его сцены. "Всадницу", представили как "Романтический портрет Малибран" из Театрального музея "Ла Скала". Имя Марии Фелиситы Малибран-Гарсия, сестры Полины Виардо, принадлежит одной из самых ярких легенд в истории оперного искусства. Виртуозно владея дивным голосом, обладая горячим темпераментом и даром актерского перевоплощения в сочетании с соответствовавшей романтическому канону женской красоты внешностью — стройной фигурой, бледным лицом под иссиня-черными волосами и большими сверкающими глазами, она, казалось, была создана для воплощения на сцене героинь музыкальных драм.

Страстная любительница верховой езды, Мария Малибран скончалась от ушибов, полученных при падении с лошади. Ей было двадцать восемь лет. Безвременная кончина закрепила родившуюся еще при жизни певицы легенду: один миланский адвокат, подаривший Театральному музею "Ла Скала" гравюру с картины "Всадница", счел, что на ней изображена Малибран.

Директор Театрального музея профессор Джанпьеро Тинтори сказал: "Понимаю, что вас смущает. Когда, приехав в Москву, я посетил Третьяковскую галерею, то понял, что светловолосая всадница (в жизни Джованнина была рыженькой) не может изображать жгучую брюнетку Малибран. Я говорил об этом тем, кто подбирал для книги иллюстрации, но они лишь добавили к слову "портрет" эпитет "романтический", то есть представили картину как некую фантазию на тему увлечения певицы верховой ездой".

Но кто же подлинные персонажи картины?

Обе девочек воспитывались Ю. П.Самойловой, называли ее мамой, но официально удочерены не были.

В нашей литературе о Брюллове Джованнину называют родственницей в свое время весьма известного композитора, автора множества опер, близкого друга Самойловой, Джованни Пачини. Сам Пачини в книге "Мои артистические воспоминания", называя Самойлову "благодельницей моей дочери Амацилии", о Джованнине не упоминает.

Да и Самойлова, поддерживая с ним переписку до самой его смерти, ни разу о Джованнине в письмах не обмолвилась.

В одной итальянской публикации есть ссылка на заверенную неаполитанским нотариусом дарственную, по которой дом Самойловой в Милане должен был перейти после ее смерти "сироте Джованнине Кармине Бертолотти, дочери покойного Дона Джероламо и Госпожи Клементины Перри", которую русская графиня "взяла к себе". Исходя из того, что девичья фамилия матери сироты та же, что и второго мужа Самойловой оперного певца Перри (баритон слабенький, но красавец), автор публикации высказывал предположение, что Джованнина была его племянницей.

Когда Джованнина выходила замуж за австрийского офицера, капитана гусарского полка Людвига Ашбаха, Самойлова обещала выделить ей сверх дорогого свадебного наряда и набора личных вещей приданое в сумме 250 тысяч лир под гарантию миланского дома, который, как подтверждалось новым нотариальным актом, должен был перейти в ее собственность после смерти дарительницы, но который так ей и не достался. Да и с получением денег, кажется, возникли трудности, поскольку Джованнине пришлось искать адвоката для достижения "соглашения с мамой" о переводе обещанной суммы в Прагу, куда она переехала со своим гусаром. Злого умысла со стороны Самойловой в этом быть не могло. Даже недоброжелательно настроенные к графине за проавстрийские симпатии итальянские авторы, признавали за ней необыкновенную щедрость. Но при ее широким образе жизни она часто испытывала недостаток в наличных средствах, которые поступали ей из многочисленных поместий в России.

Что касается Амацилии, то она родилась в 1828 году. Ее появление на свет стоило жизни матери. Пачини в упоминавшейся автобиографической книге писал: "В то время... меня постигло большое несчастье — через три дня после родов умерла моя ангельская жена". Когда Самойлова взяла Амацилию на воспитание неизвестно, но, судя по картине "Всадница", написанной в 1832 году, уже четырехлетней она жила у нее.

Затем мы видим одиннадцатилетнюю Амацилию с Самойловой на портрете Брюллова "Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала...".


Тогда она писала отцу из Петербурга:

" Если бы, дорогой папа, ты видел этот город, как он красив! Все эти улицы такие чистые, что ходить по ним настоящее удовольствие. Мама все время возит меня смотреть окрестности. О театрах ничего не могу тебе сказать, потому что они закрыты из-за смерти короля Пруссии, но скоро они снова откроются, и тогда я сообщу подробности...".



В 1845 году Амацилия вышла замуж за некоего Акилле Манара. Поначалу семейное счастье Амацилии было полным, но со временем супруги разъехались. В письмах отцу она горько жаловалась на одиночество, на то, что у нее нет детей.

В 1861 году ее муж умер, оставив вдову без средств, поскольку, как она писала, покойный "тратил и тратил". Один французский мемуарист вспоминал, как в Париже в годы империи Наполеона III графиня Самойлова, по третьему мужу графиня де Морнэ, старалась "запустить в свет хорошенькую госпожу Манара". Кажется, ей это удалось. Амацилия вторично вышла замуж за французского генерала де ла Рош Буетт. Но затем, оставшись снова вдовой, ей пришлось вернуться в Милан и провести последние годы жизни в доме для престарелых при монастыре. По иронии судьбы приют находился неподалеку от бывшего дома Самойловой, который графиня когда-то обещала завещать не только Джованнине, но и ей. Амацилия умерла незадолго до начала первой мировой войны.

Великие шедевры искусства всегда таят в себе великие загадки. Даже, казалось бы, самый обычный портрет известной особы, а хранит в себе столько тайн и загадок, что даёт пищу для размышлений ни одному поколению искусствоведов. К числу таких полотен принадлежит картина знаменитого русского художника Карла Брюллова «Всадница».

На первый взгляд, картина не представляет собой ничего особенного. По жанру это портрет молодой девушки, верхом на лошади возвращающейся с прогулки, и маленькой девочки, восторженно встречающей старшую сестру. Сцена разворачивается в поместье графини в окрестностях Милана. Полотно полно жизни и радости. Динамику создает конь, которого едва сдерживает поводьями молодая девушка. Щеки её раскраснелись и придают живости фигуре. Маленькая девочка с неподдельным интересом смотрит на нее. Рядом прыгает от радости лохматый пес. На ошейнике его можно разглядеть надпись «Samoilova», которая в своё время ввела в заблуждение любителей искусства, считающих, что портрет всадницы был написан с самой графини.

Однако исследователи, сравнив парадные портреты графини и черты лица девушки на портрете, пришли к выводу, что это все-таки портрет старшей воспитанницы, Джованины Паччини. В пользу этого факта говорит и то, в своих записях Брюллов называет этот портрет «Жованин на лошади». Это полотно было написано художником по заказу его подруги и любимой музы графини Юлии Самойловой для её галереи. Считается, что это портреты юных воспитанниц Самойловой Джованины и Амацилии Паччини. Однако дотошные любители искусства, сравнив черты лица девочек на этом портрете и других, где они изображены со своей приемной матерью, пришли к выводу, что они отличаются.

Это может показаться невероятным, но для подобного предположения есть основания. Примерно в это же время в Италии появились гравюры этой картины и считались портретом одной из известнейших и любимых певиц того времени Марии Малибран, которая приходилась сестрой Полине Виардо.

Итак, что же это за загадочная фигура, Мария Малибран?

Девушка родилась в музыкальной семье, что и определило её дальнейшую судьбу. Отец её был известным испанским композитором, певцом и педагогом; мать, сестра и брат пели ведущие партии на главных оперных сценах Европы. С шести лет Мария обучалась музыке и пению, карьера оперной певицы стала всей её жизнью. Красивая, хрупкая, нежная, обладающая волшебным сильным голосом, она была любимицей публики. Выступая на сцене она всю себя отдавала искусству, не жалея собственной жизни. Пела как жила. Это и стало впоследствии причиной её трагической смерти. Мария Малибран скончалась в возрасте 28 лет практически на сцене.

Незадолго до трагедии Мария получила серьёзные травмы, упав в лошади: молодая женщина любила верховую езду и разные опасные трюки. Спустя всего несколько дней после падения, она стояла на сцене, едва держась на ногах от невыносимой боли, и пела так отчаянно и проникновенно, что публика аплодировала стоя и ещё много раз вызывала любимицу на бис. После выступления. едва дойдя до гримерной, Малибран практически упала без чувств и скончалась. Эта история породила множество романтических баллад о певице, жившей своим искусством и погибшей на самом пике славы под аплодисменты публики.

Так, если столько жизненных совпадений, может быть героиней Брюллова действительно была экзальтированная испанская прима, любимица публики, и великий художник сохранил для нас её образ.

В здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке, в зале № 9, находится картина, не заметить которую трудно. Надпись под ней гласит: К. П. Брюллов, «Всадница». Она впечатляет размерами: наездница на великолепной лошади изображена в натуральную величину.

Еще больше поражает излучаемая полотном радость бытия и высочайшее живописное мастерство, с которым передана красота остановленного мгновения.

Великий Карл

Портреты его кисти хотели иметь богатейшие семьи Европы и России, колоссальная картина «Последний день Помпеи» впечатлила и западноевропейскую, и русскую публику. Великолепным достижением была названа и «Всадница». Брюллов Карл Павлович (1799-1852) стал одним из первых русских живописцев, получивших европейское признание. Ему был заказан автопортрет для галереи Уффици, а такие заказы получали художники, заслужившие славу подлинных мастеров.

Творивший в академическом стиле, Брюллов во время жизни в Италии проникся классическими образами великой живописи Венеции, Флоренции, Рима и Милана. Природный дар и огромное трудолюбие сделали его великолепным рисовальщиком и виртуозным мастером цвета. Эти качества великого живописца были использованы для создания романтических образов, наделенных ярким сиянием абсолютной красоты. Картина Брюллова «Всадница» - жемчужина из целого итальянского ожерелья таких образов.

Итальянская красота с русской душой

Под южным небом Апеннинского полуострова художник провел один из самых счастливых и плодотворных периодов жизни. Пенсия, назначенная за успешное окончание Академии художеств, позволила Карлу Павловичу прожить в Италии 12 лет - с 1823 по 1835 год. Все произведения этого времени, в том числе и картина Брюллова «Всадница», пронизаны сильными эмоциями и душевным волнением молодости. Здесь он получил настоящее признание критиков и зрителей.

В следующий раз в Италию художник вернулся незадолго до смерти. В творчестве последнего этапа жизни сохранялась романтическая приподнятость, но все чаще дополняемая меланхолией и усталостью. Идеалу же одухотворенной женской красоты, который ярко выражен в работе «Всадница», Брюллов Карл Павлович остался верен до последнего часа.

Персонажи

Многие настоящие шедевры после рождения живут своей жизнью, часто меняя данное автором название. Картина Брюллова «Всадница» - из их числа. Выставленную в 1832 году работу художник обозначил как «Жованин на лошади». Джиованна Пачини и её младшая сестра Амацилия - сироты, судьбу которых обсуждало одно время все римское светское общество. Неожиданно их удочерила хорошая знакомая Брюллова - русская графиня Юлия Павловна Самойлова. Карл Павлович запечатлел Джиованну и на другом знаменитом полотне - блестящем парадном портрете, где она изображена вместе с приемной матерью и её арапкой.

Юлия Самойлова сама была для Брюллова любимой моделью, музой и настоящим другом. Он нашел в ней свой идеал внешней красоты и обаяния, не лишённый глубокого внутреннего содержания, и облик Самойловой он использовал в трагических образах гибнущей Помпеи.

Сюжет

Юная красавица подъехала на великолепной вороной лошади к дому. Чудесное животное еще не остыло после скачки по тенистому парку, виднеющемуся на фоне. Взбудораженный облик лошади, разгоряченность недавней скачкой, явственно слышимое фырканье и переступание копытами - всё это великолепно передает Брюллов. «Всадница» полна движения, в котором задействованы и выбежавшая навстречу девочка с изящной собачкой-левреткой, и пес, который вертится у лошадиных ног.

Двойной портрет двух знакомых ему людей создает художник Брюллов, «Всадница» полна физического ощущения волнения и радости жизни. И все-таки мы видим утонченное произведение, созданное по академическим рецептам. На фоне очень оживленного детского лица, выражающего полный восторг, лицо и поза наездницы чуть сдержанны и отстраненны, прекрасная вуаль изысканно замерла в воздухе, вечернее небо излучает таинственный свет, а антураж немного театрален.

Жанр

По всем признакам перед нами парадный портрет: большой размер, тщательно написанная одежда с изысканными переливами ткани, классическая красота и достоинство главной героини. Человек на лошади обычно всегда монументален, но как неожиданно подходит к жанру большого портрета Брюллов! «Всадница» насыщена и лирикой, и поэзией.

Портретное сходство и характерность несомненны, но как непосредственна в своей радости младшая сестра, как все-таки много сдерживаемых чувств в лице наездницы! Портрет-картина - так можно назвать «Всадницу».

Главная героиня кажется изысканной и утонченной, но тонкая рука в белой перчатке уверенно держит поводья - могучая сила и животная энергия лошади не выходят из-под контроля. Укрощение буйства нежной красотой - один из самых популярных символов эпохи романтизма.

Восхищает еще один аспект мастерства, который демонстрирует Брюллов. «Всадница» - выдающееся произведение внимательного и точного в деталях художника-анималиста. Как великолепно написаны животные! Собаки изображены с любовью настоящего знатока, незабываемы мощная мускулатура лошади под тонкой переливающейся кожей и её дикий, яростный глаз.

Настоящий романтик

И у него были недруги. Брюллова называли салонным художником, интересным только невзыскательной и пресыщенной публике, ведь у него всего так много - света, цвета, фактур. Да, у любого другого модели и сюжеты, использованные мастером, превратились бы в убожество и безвкусицу. Но он - гений, он - Брюллов! «Всадница», описание которой в виде текста представляет собой типичный заказной портрет для капризного богача с минимумом глубины и максимумом красивых тканей и породистых животных, у Карла Петровича - вдохновенный гимн детству и юности, красоте и здоровью, наполненности и счастью жизни.

«Всадница» — картина русского художника Карла Брюллова, написанная в 1832 году по просьбе графини Юлии Самойловой. Даже на ошейнике собаки художник изобразил фамилию Самойловых. Впервые картина была выставлена в 1832 году в галерее Брера в Милане. Далее полотно находилось у самой графини до ее разорения в 1972 году, когда картину продали.

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой

Еще до того, как на свет появилась картина «Всадница», Брюллов уже имел всеобщее признание. Образ прекрасной наездницы художник решает воплотить в жизнь под конец своего пребывания в Италии, когда графиня Самойлова заказывает у него портрет приемных дочерей. Недолго думая, художник принимает смелое решение - изобразить старшую воспитанницу, Джованину, верхом на коне, как до этого решались изображать только полководцев и титулованных особ. Младшая же, Амалиция, стоит в стороне, наблюдая завершение конной прогулки.

Карл Брюллов
Всадница.
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

В 1896 году «Всадница» была приобретена для Третьяковской галереи. Сначала предполагалось, что на холсте изображена графиня собственной персоной, но искусствоведы, изучив более поздние полотна Брюллова, смогли доказать, что это не так. На картине изображены Джованина и Амалиция Пачини - воспитанницы графини Юлии Самойловой. Художник назвал свою картину «Джованин на лошади». В Италии есть гравюры этой картины, которые считаются портретом певицы Малибран, которая достаточно знаменита и приходится сестрой Полине Виардо

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина передает сцену прогулки. Запечатлен момент возвращения домой, когда Джованин подъезжает к крыльцу верхом на вороном коне. Композиция Брюллова «Всадница» наполнена динамизмом - все в ней находится в движении, замер буквально на секунду, для того, чтоб художник смог запечатлеть. Конь вороной бьет копытом, разгоряченный после прогулки, а собака, с именным ошейником, бросается ему под копыта, радостно встречая Джованин.

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

На полотне также изображена маленькая сводная сестра Джованин - Амалиция. Одета она в розовое платьице и зеленые туфельки. Но больше всего привлекает внимание ее восторженный взгляд, каким она смотрит на свою сводную сестру Джованин.

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Danny Wright *Wings Of Hope*

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Готовая работа была представлена на всеобщее обозрение в 1832 году, и вызвала неоднозначную реакцию критиков. Многие осуждали картину, указывая на застывшее, безжизненное лицо всадницы. Также, некоторые критики указывали на слишком свободную позу наездницы, из-за чего терялось ощущение скорости и динамики. Один из них сказал: «Она либо не замечает бешеной скорости езды, либо слишком самоуверенная, чтобы натянуть поводья и пригнуться, как это сделал бы умелый всадник».

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Но, несмотря на критику, основная часть публики приняла картину положительно, назвав ее шедевром. После того, как общественности была представлена картина «Всадница», Брюллов занял место рядом с такими легендами, как Рубенс и Ван Дейк. (ну это вряд ли - мое примеч.) Зрителей просто покорил масштаб картины и мастерство кисти художника. Что же касается выражения лица Джованины - сам творец объяснял это особой задачей, которую он в то время ставил перед искусством. Сначала картина была отдана в коллекцию Самойловой, но когда графская семья разорилась, полотно сменило владельца. В 1896 году ее выкупили для галереи имени Третьякова.

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Что же видит зритель, рассматривающий полотно? В первую очередь это скорость, движение, оживленность, которые художник передал как нельзя лучше. Эти черты заметны практически во всех персонажах: взмыленной лошади, которая явно не хочет останавливаться, восторженной девочке на балконе, и лохматой собачке, оживленно лающей на всадницу. Кажется, что даже спрятавшаяся за девочкой собака сейчас сорвется с места и устремится за лошадью. Может быть, она это и сделала бы, если бы всадница не остановила коня. И только сама наездница сохраняет спокойствие: кажется, ее совершенно не заботит окружающий мир, в мыслях она где-то далеко…

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Самое интересное, что можно увидеть на картине - это, пожалуй, именно маленькая Амалиция. В каждом движении, оживленном лице и восторженных глазах малышки, можно прочитать восторг, смешивающийся с ожиданием. Девочка ждет, когда станет такой же взрослой, как сестра, сможет оседлать вороного коня, и так же величаво пронестись на нем перед восторженными родственниками.

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

Картина полна радости от встречи после недолгого, но все-таки отсутствия. От наблюдения за ней, замирает дух и зритель будто сам окунается в эту радостную атмосферу, изображенную на полотне русского художника Карла Брюллова, который смог так искренне и честно передать атмосферу, царившую на тот момент в поместье графини.

Карл Брюллов
Всадница.
Портрет Джованины и Амацилии Пачини, воспитанниц графини Ю.П. Самойловой, (фрагмент)
1832. Холст, масло. 291,5 x 206 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия


Во время своего пребывания в Италии Карл Брюллов написал один из самых загадочных портретов. «Всадница» вызвала множество споров о том, кого на самом деле изобразил художник – свою возлюбленную графиню Ю. Самойлову или же ее воспитанниц Джованину и Амацилию.



Картину Брюллову заказала его возлюбленная, графиня Юлия Павловна Самойлова – одна из самых красивых и богатых женщин начала XIX в. Граф Ю. Литта – второй муж ее бабушки, графини Е. Скавронской, – оставил ей огромное состояние. Из-за развода, скандальной репутации и дерзкого поведения в беседе с императором Самойловой пришлось покинуть Россию и переехать в Италию. Там она жила на широкую ногу, покупала виллы и дворцы, устраивала приемы. У нее собирался весь цвет итальянского общества: композиторы, художники, артисты, дипломаты. Частыми гостями графини были Верди, Россини, Беллини, Пачини.



Для своих вилл Самойлова часто заказывала скульптуры и картины. Одной из них стал парадный портрет, выполненный Брюлловым. Коллекция графини пользовалась в Италии большой популярностью: нередко ценители искусства специально приезжали в Милан ради того, чтоб увидеть ее собрание картин и скульптур.



К. Брюллов написал «Всадницу» в 1832 г., тогда же картина экспонировалась на выставке в Милане. «Всадница» имела большой успех в Италии. В газетах писали: «Отличный живописец в этом году появился с большой картиной, написанной масляными красками, и превзошел все ожидания. Манера, которою исполнен этот портрет, заставляет припомнить прекрасные произведения Ван Дейка и Рубенса».



Разногласия по поводу того, кто же был изображен на портрете, породил сам художник. Самойловой в 1832 г. было около 30 лет, а изображенная на портрете девушка выглядит значительно моложе. Но она не похожа и на юных воспитанниц графини, изображенных на других портретах того времени, в частности, на портрете Ю. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, созданном в 1834 г.



40 лет картина находилась в собрании Самойловой. Незадолго до смерти, полностью разорившись, графиня была вынуждена ее продать. В 1893 г. «Всадница» была приобретена для Третьяковской галереи как портрет графини Ю. Самойловой. Долгое время считалось, что именно она изображена в образе всадницы. Однако позже искусствоведам все же удалось доказать, что на картине – не сама графиня, а ее воспитанницы Джованина и Амацилия, и что именно эта работа упоминается в личных записях художника под названием «Жованин на лошади». В пользу этой версии служит и портретное сходство изображенной на других картинах Юлии Самойловой и ее воспитанниц.



Брюллов писал портреты графини Самойловой неоднократно, и на всех картинах чувствуется его теплое отношение к позирующей. А. Бенуа писал: «Вероятно, благодаря особенному его отношению к изображаемому лицу, ему удалось выразить столько огня и страсти, что при взгляде на них сразу становится ясной вся сатанинская прелесть его модели...».



Джованина и Амацилия были приемными дочерьми Самойловой, хотя официально они удочерены не были. Есть версия, что Джованина – это племянница второго мужа Самойловой, оперного певца Перри, рожденная вне брака. По другой версии, обе девочки были дочерьми композитора Пачини. Своих детей у графини не было, и она взяла на воспитание Джованину и Амацилию.

Тайны жизни и гибели древнего города: за что боги покарали Помпеи