Сочинение по картине Пластова «Полдень. Сочинение-описание по картине А.А

Очень романтичной и жизненной есть картина известного русского художника Пластова Аркадия Александровича “Полдень”. Он любил писать простую жизнь сельского народа. Наблюдать за их работой, отдыхом и весельем. Он и сам всю жизнь прожил в селе и, возможно, именно рядом с людьми, которые изображены на картинах прошла вся его жизнь.

и не надо было наклоняться к самому ручью. Голова девушки покрыта белым платком, из-под которого висят две большие косы. Руками она придерживает коромысло, лежащее на плечах.

Очень красивая природа окружает всю эту картину. Зеленная свежая трава, покрыта каплями воды. Большие стебли старой ивы, поросшие молодыми ветками. Голубое небо с проплывающими тучами и солнечный свет, освещающий девушку.

Картина оставляет самые теплые и приятные эмоции и чувства. Красивая девушка среди зеленой природы смотрится очень романтично, завораживающе и вдохновляющее. Автору удалось передать всю ту красу природы и жизни, которая его окружала.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Александр Михайлович Герасимов - талантли­вейший русский художник. Очень велика его роль в русском искусстве. Александр Михайлович на про­тяжении всей жизни с особой любовью изображал природу...
  2. Прекрасный русский художник Пластов Аркадий Александрович оставил по себе незабываемый клад и вклад в живопись современного народа. Его картины – это рассказы о той жизни...
  3. Многих художников привлекали жизненные сцены простого народа. Как они работаю, отдыхают, празднуют. Около десяти тысяч картин посвятил этой тематике Пластов Аркадий Александрович. Его вдохновлял деревенский...
  4. Одним из знаменитых художников России есть Пластов Аркадий Александрович. Он имел большую силу воли и жажду творить. Несмотря на то, что в 1931 году все...
  5. Пластов Аркадий Александрович – один из известных советских живописцев. В его картинах жанровая сцена всегда описывается лирически. Она никогда не мыслится вне пейзажа или красот...
  6. Известный русский художник Аркадий Александрович Пластов очень любил изображать сельскую жизнь и ее обитателей. Хотя он писал и пейзажи окружающие его деревню, и жизнь односельчан,...
  7. Что я представляю себе, когда слышу “Италия”? Хорошую обувь или сапог на карте? Конечно, нет! Италия – это, прежде всего солнце, своеобразный образ жизни, красивые...
  8. Известный русский художник Пластов Аркадий Александрович всю жизнь прожил в одном, родном селе. На своих полотнах больше всех он изображал односельчан, их жизнь, обычаи, время...

«Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно. И когда поймёт он эту удивительность, громоподобность бытия, - на всё его тогда хватит: и на подвиг в работе и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись...». Аркадий Пластов.

Художник родился шестым ребёнком в 1893 году в Прислонихе, в Симбирской губернии. В 1908 году артель богомазов работала в деревне, расписывала красками местную Преображенскую церковь. Отец Аркадия Пластова - Александр Григорьевич Пластов был руководителем этой артели иконописцев. Для крестьянского мальчика-подростка эта работа была самым счастливым событием в жизни: «Когда начали ставить леса, тереть краски, варить на крутом берегу речки олифу, я стал сам не свой, и ходил как зачарованный около приехавших чудодеев». Вместе с отцом строили планы будущего обучения художественному мастерству, отец Александр Григорьевич Пластов в церкви Прислонихи был старостой и псаломщиком. Он всё многое умел делать сам, как его дед, Григорий Гаврилович Пластов, архитектор, который построил эту церковь, в доме Пластовых сохранились его архитектурные чертежи Богоявленской церкви в Прислонихе. Затем, в 1908 году, отец, - Александр Григорьевич научил сына Аркадия растирать краски для церковной росписи. На лесах церкви Преображения Господня: «саженные пророки и архангелы с крыльями обступили меня кругом. <...> Как зачарованный я во все глаза смотрел, как среди розовых облаков зарождался какой-нибудь красавец-гигант, крылатый, в хламиде цвета огня. Быть только живописцем и никем более!" - шептал я тогда пересохшим от волнения губами» [из Автобиографии художника 1951 г.].

Осенью 1908 года Аркадий поступает в Симбирское духовное училище, но его отец, А.Г.Пластов внезапно умирает, и горю мальчика не было предела. Аркадий неохотно учился в семинарии. «Тяжело вспоминать», но обучение у духовном училище, длилось долгих пять лет. В семинарии «царил суровый, скучный режим, изоляция от внешнего мира» и «молитва по команде раз двадцать на день, разнузданная жестокость старших по отношению к младшим». Аркадий Пластов многое читал, или тихо рисовал однокурсников-семинаристов. В том же, 1908 году, «умный и живой», преподаватель философии, психологии логики, и французского языка господин Вишняков увидел скорые «портретики» с однокурсников-семинаристов созданные 14-летним Аркадием Пластовым. Опытный Вишняков взял талантливого ученика под свою опеку. От учителя французского языка, господина Вишнякова Аркадий Пластов в семинарии впервые узнал о существовании различных художественных направлений в живописи и архитектурных стилей в архитектуре, увидел рукотворные виды Парижа Венеции и Рима, так увлёкшие юношу «прекрасные увражи».

На втором курсе учёбы в Симбирском духовном училище, в 1909 году, в учебный курс факультативно, как вспомогательную дисциплину ввели рисунок, его преподавал начинающий художник Д.И.Архангельский, наставник Аркадия Пластова. «Васнецов, Нестеров, Суриков, Репин особенно поражали» будущего художника на первых порах его творчества. После введения в расписании уроков рисования, жизнь Аркадия Пластова получила новый смысл. «Я начал малевать богатырей, домовых в конюшнях, леших, лошадей богомолок на пустых проселках, жнецов в знойных полях, стариков в чапанах, убогие деревеньки, занесенные снегом»... И чем больше художник знакомился «с историей мирового искусства, и нашего, русского, тем больше укреплялся в темах деревенских», ставших главными в его творчестве, на всю жизнь.

В Симбирске профессор семинарии Вишняков свёл Аркадия «с местной знатью» города Симбирска, и после четырёх лет обучения в семинарии, нашел ему попечителя для оплаты обучения в Москве, в Художественном Училище живописи, ваяния и зодчества. Симбирская Управа выплачивала талантливому студенту Пластову ежемесячно стипендию в 25 рублей, часть которой Аркадий привозил из Москвы матери домой. В Прислонихе у матери, кроме него, оставалось трое детей. В Москве, без системной художественной подготовки Аркадий Пластов смог поступить учиться только в 1914 году на скульптурный факультет Художественного училища имени Строгонова вольнослушателем.

В 1911 году Аркадий Пластов впервые «был поднят до заоблачных высот», когда в Казани увидел выставку картин художника В.Д. Поленова. Выставка дала семинаристу «громадную зарядку, поразив непостижимостью красок и световых эффектов». Особенно Аркадию Пластову понравился цикл картин В.Д. Поленова «Жизнь Христа». Учителями А.А.Пластова в художественном училище, в Москве были «Волнухин, Пастернак, Ап. Васнецов, Корин, Архипов, Степанов». Идеалом рисунка ставили академизм Александра Иванова, но «на рисунок у скульпторов особо никто не обращал внимания...» Когда Пластов был на третьем курсе в Художественном училище, началась Февральская революция.

Следует заметить, что первая персональная выставка художника Аркадия Пластова состоялась в Казани, уже через 18 лет, после впервые увиденной в этом городе, выставки художника В.Д.Поленова, - в марте 1929 года. На выставке художника А.А.Пластова демонстрировались созданные живописцем 70 реалистических картин о деревне: «тусклые пейзажи, равнины с дождливыми лужами и грязью, первый чистый снег на бороздах полей». Но Аркадия Пластова, после его персональной выставки в Казани, узнали и оценили как талантливого художника СССР.

В 1931 году в деревенский колхоз пришла беда, летом в Прислонихе сгорело 59 дворов, в том числе жилой дом и «амбар с закромами работ» художника Пластова. «Остался один огород и корова». Пришлось «не ходить больше в колхоз на работы», а много и повседневно работать живописцем.

После плодотворной работы художника в 30-е годы, А.А.Пластовым были созданы эпические картины «Праздник урожая» (ГРМ), «Купание коней» (ГРМ) и «На пастбище». «Купание коней» писалось по заказу для выставки «ХХ лет РККА и Военно-Морского флота». Художник для её написания был командирован в кавалерийскую воинскую часть у Кавказских предгорий, где «натура была столь изобильна и неисчерпаема», «что картина осталась недовведенной до дальше некуда...»

«Колхозный праздник»

Для «Праздника урожая», или по авторскому названию «Колхозного праздника», художником было сделано 200 этюдов! «Шум толчея, гам, песни»...Эта картина, «агитация за счастье» - групповой портрет русского крестьянства: «Жить стало лучше, жить стало веселее!», кумачовый транспарант, развёрнут над праздничным застольем колхозного праздника. Как символ социалистической реальности, картина была написана для выставки «Индустрия социализма». Вверху картины, над колхозным застольем, и транспарантом «Жить веселее», возвышался портрет вождя Иосифа Виссарионовича Сталина. После смерти И.В.Сталина в 1953 году, в период «развенчания» его культа личности (ХХ съезд компартии), Аркадия Александровича Пластова попросили убрать портрет вождя Сталина с картины колхозный «Праздник урожая», которую приобрёл в своё собрание Государственный русский музей (ГРМ). Пластов сказал: «Нет. Вы так упорно заставляли меня, его (Сталина), туда поместить, теперь пусть остаётся навсегда». Для следующей выставки «Пищевая индустрия» была написана картина «Стадо» (Екатеринбургский музей изобразительных искусств).

В 1939 году в Нью-Йорке открылась Всемирная художественная выставка, где Аркадий Пластов в составе группы художников (Нисский, Крайнев, Ротов, Бубнов. Гапоненко) создал панно «Знатные люди страны Советов». Для огромного панно Аркадий Александрович Пластов написал портреты знаменитых советских писателей и артистов: певицы В.В.Барсовой; актёров И.М.Москвина; О.Л.Книппер-Чеховой; писателя А.Н.Толстого. В 1940 году в Москве А.А. Пластов получил свою персональную художественную мастерскую. Перед самой войной, были созданы картины и работы в графике: «Ночное», «Овечьи пастухи», «Премирование коровой», «Подписка на заём».

В 1941 году началась мобилизация в Красную Армию и в родное село Прислониха, с фронтов Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) вернутся лишь человек 20. Все, с кого в родной деревне писал портреты художник в 30-е годы, погибнут, защищая своё Отечество. На выставке в Русском музее были представлены черно-белые фотопортреты односельчан Аркадия Пластова, это лица людей, поражающие зрителей силой своего характера. Иван Модонов, Андрей Трифонович Рябов, Михаил Сергеевич Янов, Фёдор Сергеевич Тоньшин, Иван Сергеевич Тоньшин, Петруха Гришин, Степан Платонович Щеглов, Степан Изосимов (Былинин), Сторож Сергей Варламов, Пётр Григорьевич Черняев, Иван Гундоров, охотик Яков Гундоров, Василий Яшогин, старик Герасим Терёхин, кузнец Василий Лотин, и другие портреты односельчан.

«К партизанам»


«Фашист пролетел»

В 1941 году А.А.Пластовым написаны картины «Пленных ведут», «Один против танка», в 1942 - «К партизанам», «Фашист пролетел», «Защита родного очага». В 1943 году в звании майора интендатской службы, А.А.Пластов прибыл на Сталинградский фронт, сразу после главного сражения Второй мировой войны - Сталинградской битвы. После увиденного под Сталинградом людского горя, в 1943 году художник впервые написал обнаженное женское тело в картине «Трактористки» и «Суббота».

Жизнью разрушить смерть - вот сокровенный замысел художника. Картина «Трактористки» навсегда осталась висеть в мастерской художника, он не соглашался с героинями картины расстаться и называл своих трактористок «Сияющими купальщицами, создающими в мастерской, на стене прямо праздник». «Они сияют мне со стены радостью и зноем поля и чистых своих тел. Страшно даже подумать сейчас, что вот ушли бы и они от меня, а я остался бы с жалкой кучей бумажек», писал А.А.Пластов в своём письме от 8 февраля 1944 года.

«Сенокос»

Страшные годы войны вставали во всей соей действительности, на картинах хотелось увидеть мирную жизнь, которая была необходима деревне». «Смерть кончилась, началась жизнь, радуйся, брат, каждому листочку радуйся»... Аркадий Пластов был «сам лет с семнадцати косец». Ежегодно летом работал на сенокосе: «сенокосную работу люблю до самозабвения», писал художник А.А.Пластов в своей Автобиографии. На картине «Сенокос» (1945, ГТГ), по словам художника: «несказанно прекрасное солнце, изумруд и серебро листвы, красавицы-берёзы, кукование кукушек, посвисты птиц и ароматы трав и цветов, - всего этого было в переизбытке». Картина «Сенокос» написана к Всесоюзной художественной выставке (СССР) 1946 года.

«Жатва»

Возрождая мирный труд, помимо «Сенокоса»: возникла тема «Жатвы». Прогуливаясь по августовскому ржаному полю, А.А.Пластов увидел обыденную сценку скромного крестьянского обеда. «Мотив очень соответствовал моему взгляду на некоторые вещи. Передо мною возникла та упрямая, несгибаемая Русь, которая в любом положении находит выход и обязательно решает поставленную историей любую задачу». Был сразу создан эскиз и параллельно с «Сенокосом» написана новая картина «Жатва» (1944-1945, ГТГ). Обед «малых и старых» на осеннем поле, во время жатвы, когда все другие, более сильные, жнут в поле урожай. В 1946 году за них А.А.Пластову была присуждена Государственная премия СССР, они были приобретены государственной Третьяковской галереей в Москве. В 1946 году, впервые в родной деревне Прислонихе среди односельчан «случился переполох» и близкий всем с детства художник Аркадий Александрович, оказался «своего рода знаменитостью».

В 1946 году написана, картина «Первый снег» (Тверская областная картинная галерея). Это картина-пейзаж Левитановского настроения. Дети вышли на крыльцо своего деревенского дома, восхищённо взирая, на первые снежинки тихо падающего снега...Ахроматическая гамма красок, тишина, безмятежность и гармония, царящие в мире изображены художником.

В 1947 году А.А.Пластов избран действительным членом Академии художеств СССР, художником создана праздничная картина-эпопея в «Кустодиевском» стиле: «Ярмарка» (Национальный художественный музей Молдовы). В полной дисгармонии со счастливой «Ярмаркой», находится созданная в этом же 1947 году, драматическая, жанровая картина «Гумно» (Астраханская картинная галерея им. Б.М.Кустодиева). Изображён бедный послевоенный колхоз, где без погибших на войне мужчин, трудятся только женщины и дети, двое мальчишек помогают своей матери убирать хлеб. Совсем маленький мальчик управляется с завьюченным бычком, которым сам правит. Старший мальчик наполняет мешки зерном. Пейзаж на картине «Гумно», унылый, серый и убогий, подчёркивающий безысходность послевоенной действительности в деревне.

В 1949 году написана яркая, оптимистичная картина «Колхозный ток» (Киевский государственный музей русского искусства) - о механизированной уборке зерна в послевоенном колхозе. В 1951 году создана картина «Витя-подпасок» (ГРМ),- изображён крестьянский мальчик, охраняющий колхозное стадо, идущий по осенней траве, навстречу зрителям со счастливой сияющей, белозубой улыбкой.


«Родник»

В 1952 году создан «Родник» (Национальная картинная галерея Армении). Красивая молодая девушка, русая, босая, с косами, в белом платье и белоснежной косынке, с коромыслом на плечах, - наполняет ведра струящейся ключевой-родниковой водой. Полнотой счастья наполнена эта картина-портрет о русской красавице.

В 1954 году написана картина «Юность» (ГРМ), ставшая плакатом для афиши выставки 2013 года в Государственном Русском музее к 120-летию художника. Счастливый мальчик-подросток, солнечным весенним днём, отдыхает на зелёном лугу у деревенской дороги. Его верная собака сидит рядом с ним на лугу и охраняет его отдых. Это - юность, счастливая и безмятежная.

В этом же году написана знаменитая картина художника «Весна» (1954, ГГТ), гимн материнской любви: молодая, совершенно нагая и очень красивая женщина, с длинными волосами, тепло укутывает после бани своего чисто-вымытого, любимого ребёнка. «Весна» А.А.Пластова, - идеал целомудренной любви и женской красоты.

«Лето»

В 1956 году Аркадию Александровичу Пластову было присвоено звание народного художника РСФСР. Вскоре написана картина «Когда на земле мир» (1957, частное собрание США). 1960 году написана картина «Лето» (ГТГ) - яркая и солнечная, о полной и счастливой жизни в деревне. В 1962 году он получил звание народного художника СССР. За эти годы созданы картины: «Полдень» (1961, ГТГ), «Кружка молока» (1962, ГТГ), «Мама» (1964, ГТГ), «Солнышко» (1965, ГТГ) «Из прошлого» (1969, ГТГ).

Летом 2006 года, уже проводилась персональная выставка Аркадия Пластова в залах Мраморного дворца Государственного Русского музея. «Запах дёгтя, конное ржание, скрип телег, и бородатых мужиков», которые всю жизнь приводили Аркадия Пластова в «оцепенение», всё это, зрители в полном объёме заново смогли увидеть в 2013 году, в Государственном Русском музее на выставке Аркадия Александровича Пластова «ПОЧВА И СУДЬБА», к 120-летию со дня рождения знаменитого русского художника.

Художнику в 1966 году была присуждена Ленинская премия за серию картин «Люди колхозной деревни» [«Родник», «Витя-подпасок», «Весна», «Девушка с велосипедом», «Сбор картофеля», «Ужин трактористов», «В деревне», «Деревенский март», «Мама»].

«Почва и судьба» были неразделимы в жизни и творчестве Аркадия Пластова. В одном из писем (в 60-е годы) художнику Ф.П.Решетникову А.А.Пластов писал о любимой работе:

«Зрелище, когда распахнутая лемехом земля, вдруг явит доселе скрытые перламутровые плоды, и удивительно цветные фигуры баб, собирающие их, грубыми руками в вёдра, и нежное сияние сентябрьского солнца, золотисто-коричневый бархат борозд, какая-то акварельной прозрачности зелень поникших подсолнечников по краям огорода, и многое, многое иное, всё было торжественно и красиво, как-то лучезарно свято, трогательно чуть не до слёз, и так всё значительно, так всё наполнено милой жизнью, что просто ужасно жалко, что вот всё собираешь этюды, а приступить к картине не хватает духу, - а вдруг не осилишь! Бесконечно много можно увидеть здесь [в родной Прислонихе], и невольно вздрогнет сердце, а вдруг не осилишь, и невольно подтвердишь себе, в который уже раз, что нет ничего лучше, чем быть живописцем».

Аркадий Александрович Пластов. Сост. Н.Н.Пластов. Автор статьи Т.Ю.Пластова. - М.,2006.- 367 с..илл, с.14.

Картина «Летом» (1945) - на этом полотне автор показал богатство и щедрость родной земли, простых тружеников, отдыхающих на лесной поляне после сбора грибов и ягод... Подборка сочинений по картине Пластова «Летом»

Сочинение по картине А.А.Пластова «Летом» 5 класс

Всем известно, что летняя пора дарит нам не только солнце и тепло, но и до краев наполненные корзины спелых ягод и грибов. Все эти плоды очень выразительно изображены на картине "Летом", которая принадлежит кисти прекрасного русского художника А. А. Пластова.

Картина эта очень живая и реалистичная. Что же нам показывает эта работа? Художник изобразил на ней деревенских женщину и девочку, возможно, это бабушка и внучка. Они насобирали много грибов и присели отдохнуть в берёзовой роще. Ковром им служит мягкая зеленая трава. Рядом хорошо видно полянку, которую прогревают солнечные лучи.

На заднем плане стоит темный дремучий лес. Трава, освещенная солнцем, светло-салатового цвета, а цветы все разные: розовые, желтые, фиолетовые. Над путницами, будто защищая их жаркого солнца, склонились две берёзки. И девочка, и женщина очень устали, ведь им пришлось немало потрудиться, чтоб собрать такой урожай грибов.

Женщина в синем платье и в таком же платке задремала прямо на земле, подложив под голову натруженные руки. Девочка одета в белое платье и красный платок, в руках она держит спелые ягоды. На коленях у девочки стоит полная чашка, она налила ее из стоящего рядом глиняного кувшина.

Рядом со своей хозяйкой лежит верный друг – собака. Она, видимо, тоже очень устала, ведь сопровождала грибников от самого дома и была их верной попутчицей. Собака свернулась калачиком и размышляет о чем-то своем.

Если пристально всматриваться в картину, может показаться, что чувствуешь летний зной, пряный запах трав и ягод. Все это возможно благодаря мастерству художника. Мне очень понравилось это полотно, потому что на нем очень выразительно изображена красота нашей земли. Часто мы не замечаем окружающую нас красоту, а подобные картины помогают остановить момент и разглядеть ее.

Сочинение по картине Пластова «Летом» с планом

План.

1. Творчество А.А. Пластова.
2. Сюжет картины "Летом".
3. Правдивая кисть.
4. Художник, любящий Русь.

Аркадий Александрович Пластов - известный русский живописец ХХ века, автор множества полотен о сельской жизни. Он сам родился в деревне, с малых лет были знакомы ему заботы и радости крестьянства. Наряду со взрослыми, он включал в сюжет картин детей, показывая преемственность трудовых традиций и поколений.

Вот и на летней поляне в разгар грибной поры мы видим женщину с девочкой. Усталая мать в синем платье прикорнула в тени белоствольных берез, утомленная полуденным солнцем и дальней дорогой. Босые ноги исходили немало троп, пригорков и овражков. Полны грибов корзина и ведро, яркая ягода радует глаз. Ее собирала миловидная девчушка в красном платке и домотканом белом платьице. Она и сейчас обирает земляничный кустик в эмалированную кружку. Думается мне, что клала она ароматные ягоды в кувшин, сидя на солнечном пригорке, пока мать ходила из березовой рощи в густой ельник за маслятами. Верный пес поспевал за хозяйкой, окликая малышку звонким лаем. Так, аукаясь, они наполнили всю свою тару и расположились на отдых в тени перед обратной дорогой.

Тут и застала их правдивая кисть художника. Ничего не укрылось от его зоркого глаза: натруженные руки матери, усталые глаза пса, растрепанные прядки на мокром от пота лбу, отполированные ручки корзины и ведра. Тяжек крестьянский труд в пору, когда день год кормит. Лишь солнце да синее небо, мягкая зелень и полевые цветы, что беззвучной песней баюкают грибников, будут отрадой для уставших. Вечные спутницы русского человека, березки укроют от зноя и будут нашептывать утешение, шурша резными сердечками листвы.

Покоем и любовью веет от картины "Летом". Пластов признается этим полотном в любви к прекрасной родной земле, в уважении к труду, к традициям Руси-матушки.

Сочинение по картине Пластова «Летом» 5 класс

На уроке русского языка учительница познакомила нас с удивительно красивой картиной Пластова “Летом”.

На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье;, красном платке и бусами из ягод. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.

А на заднем плане картины мы видим отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверное, она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные березки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло-салатного цвета, а цветы разноцветные: желтые, розовые, фиолетовые.

После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, пряным запахом трав и сладким - земляники.

Рядом с людьми, в тени, стоит корзина с грибами и кувшин с сочными спелыми ягодами. Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть ее, полюбить, научиться беречь природу.

У современного человека лето ассоциируется с беззаботным отдыхом, когда можно делать все, что угодно. Летом многие уезжают к морю или просто целыми днями отдыхают на пляже. И лишь немногие задумываются над тем, чем было лето для наших предков.

На картине Пластова «Летом» мы видим детей, которые отдыхают в березовой роще. Девочка собирает ягоды в кружку, а мальчик уснул. Рядом с детьми лежит большая собака - это преданный друг и охранник детей. Возможно, кто-то решит, что дети просто прогуливались по лесу, но это совсем не так. Истинное положение дел нам раскрывают корзинки, наполненные грибами до краев. И сразу становится ясно, что сельские дети приучены с малых лет помогать взрослым.

Картина показывает необходимость труда с раннего детства. Конечно, детей нельзя эксплуатировать, но помогать взрослым они должны с малых лет. Только таким способом можно вырастить трудолюбивого, честного и доброго человека, который не предаст и не бросит в беде.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Аркадий Александрович Пластов – знаменитый русский художник. Лето – одно из любимых художником времен года, поэтому много произведений посвящено именно ему. К таким произведениям относится и картина «Летом».

На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников: похоже мама и дочка – отдыхают в тени под березами. На переднем плане Пластов нарисовал девочку. На ней белое платье и алая косынка. Девочка сидит на траве, ее ноги вытянуты. Видимо, она устала от долгой ходьбы по лесу. Но даже и на отдыхе девочка занята делом. Она перебирает ягоды, отрывая их с веточки и опуская в кружку, которая стоит у девочки на коленях.

Рядом с девочкой лежит собака. Она тоже отдыхает, как и ее хозяева. День слишком жаркий. Собака устало опустила голову на лапы. На втором плане Пластов нарисовал спящую женщину. На ней синее платье и такой же яркий синий платок, которым женщина прикрыла лицо от солнца и от надоедливых мух. Одна рука женщины поднята вверх. Пластов заостряет внимание на этой руке. Она сильная, покрытая темным загаром. То есть это рука труженицы, которая не знает покоя.

А вокруг раскинулась лесная поляна, залитая ярким солнечным светом. В жарких лучах солнца листва на деревьях сверкает. Изумрудного цвета трава кажется такой мягкой и шелковистой. Желтые и синие цветы дополняют картину летнего дня. А наполненные до краев грибами ведро и корзина, кувшин с ягодой говорят о щедрости летней природы.

Когда я смотрю на картину А.А.Пластова «Летом», я вспоминаю летние дни. И мне кажется, что я чувствую запах нагретой солнцем травы, ощущаю на лице тепло летнего ветерка, аромат лесных ягод, что самому хочется очутиться на этой лесной поляне и прилечь на мягкую траву.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

На картине художник изобразил трудолюбивую русскую женщину, которая с помощью внучки, собрала целую гору грибов и кувшин ягод. Рисуя картину, он восхищается трудолюбием женщин. Женщина научила маленькую девочку собирать грибы, передавая ей свой опыт.

Теплый приятный летний день. Бабушка с внучкой решили сходить в лес за грибами, в лесу жарко, солнце светит ярко, Долго они ходили по разным полянкам и собирали грибы, набрав целых две корзины грибов, они ощутили усталость. Нашли уютную полянку и сели под развесистыми ветвями берез, ее листья под лучами солнца красиво переливаются и радуют глаза зрителя. Бабушка прилегла отдохнуть и незаметно для себя уснула, девочка не стала ее тревожить. Внучка тем временем даром время не теряет, она нашла кустик с ягодами, сорвала с него веточки, теперь сидит и отделяет их от веточек и складывает в кружку. Крестьянки пришли в лес ни одни, с ними пришел их верный друг – старенький пес. Он тоже устал долго идти в лес и ждать пока его хозяйки соберут грибы, удобно присев около любимой хозяйки, он задремал, пока у него есть такая возможность.

Поляна заполнена высокой травой и цветами, здесь приятно пахнет свежестью и ароматными грибами. Щебет и трели птиц хорошо слышны, когда тихо сидишь на полянке, откуда-то издалека доносится голос кукушки, около ароматных цветов жужжат шмели и осы, порхают бабочки и летают стрекозы. Среди густой травы можно разглядеть синие колокольчики и белоснежные ромашки, художник прописал их очень точно, с любовью и нежностью. В корзине лежат разные грибы, здесь и белые грибы, и лисички. Сегодня девочку ждет вкусный ужин с грибами.

При написании картины художник использовал много зеленого цвета и его оттенков, чтобы естественнее передать зелень на полянке.

От картины веет тишиной и спокойствием, посмотрев на нее, тоже хочется отдохнуть и скушать пару лесных ягод.

Сочинение по картине «Летом» Пластова

Пластов известный советский художник. Сначала учился в духовной семинарии, потом перешел в художественное училище. Рисовал пейзажи средней полосы и бытовые сцены сельских жителей. Сам из деревни и семьи потомственных иконописцев. Как выучился на художника в Москве, вернулся в свою деревню, где и прожил до конца своей жизни, рисуя своих односельчан и окружающую природу средней полосы России.

На картине «Летом» изображена одна из жанровых сцен сельской жизни. Возможно, нарисованы его знакомые по деревне. Тут присутствует и пейзаж, и бытовая сцена. Под тенью дерева расположилась девочка, спящая женщина и собака. Похоже, что это семья, которая с самого рассвета пошла по грибы, но вот уже солнце поднялось высоко, грибы собраны, а до родной деревни еще идти и идти… Поэтому они решили передохнуть в тени дерева и набраться сил для обратной дороги.

Мать девочки, или бабушку, сморило, и она уснула. По картине не совсем ясен возраст женщины, поэтому можем только предполагать. Сбоку изображена собака. Она тоже устала, прилегла и задремала. Хотя поза немного напряжена. И ощущается, что про свои обязанности сторожа не забывает. При любом шорохе готова вскочить и защищать своих людей от любой опасности. Одна девочка сидит и не спит. В руках у нее веточка с ягодой малины, которую она сосредоточенно ощупывает и потом кидает ягоды в кружку. Хороший урожай они собрали. Две полные корзины грибов и целый кувшин с малиной. Дома грибы сварят или засушат, а из малины скорей всего сделают варенье, чтоб зимой с чаем лакомиться и вспоминать летние деньки.

А на заднем плане картины раскинулась лесная полянка, утопающая в зелени и цветах. По всей картине разливается солнечный свет и передает ощущение усиливающей жары. Наверное, сейчас около полудня. И вторая половина лета, судя по богатому сбору ягод и грибов.

От картины исходит умиротворение и даже радость… Теплые летние дни, сочная зеленая трава, по которой хотелось бы пробежаться босиком, расслабленные люди, отдыхающие после выполненной работы… Сочетание ярких цветов и оттенков успокаивает, и передают радостное настроение зрителю. И так художник хорошо передал летние мотивы, что хочется сделать шаг и оказаться в этой лесной идиллии.

На этой странице искали:

  1. сочинение по картине рылова в голубом просторе читать 3 класс
  2. а а рылов в голубом просторе сочинение 3 класс
  3. сочинение по картине рылова в голубом просторе
  4. в голубом просторе сочинение 3 класс
  5. сочинение по картине а а рылова в голубом просторе

Полдень. 1961

Пластов А.А.
Холст, масло
174 x 231

Русский музей

Аннотация

Практически все картины Аркадия Пластова посвящены жизни крестьян. Пройдя обучение в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912–1914) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) Пластов вернулся в родную деревню Прислониха Симбирской губернии (ныне – Ульяновская область) и посвятил свое творчество ее жителям. Художника всегда интересовала пластическая сторона живописи (недаром он учился на скульптурном отделении), но прежде всего живопись сама по себе как некая материальная субстанция, с помощью которой можно передать реальность истинной, природной материи. В картине "Полдень" вибрирует и дышит каждый мазок, насыщенный цветом и светом. Сюжет ее, как всегда у Пластова, прост, выхвачен из жизни. В знойный день мужчина и женщина подъехали на мотоцикле к колодцу и умывают прохладной водой свои разгоряченные солнцем лица, а в воде, в глубине колодца сверкает само солнце и оно же отраженными бликами отпечатывается на их лицах, одеждах, травах. Подобная драгоценной ткани, живописная поверхность холста соткана из тысяч разнообразных мазков. Органное звучание красок, неуловимо сложные переливы света, напряженная игра контрастов – все подчинено выражению радости и полноты человеческого существования. Зенит дня, зенит жизни природы – зенит человеческой жизни. Вневременная тема искусства. И хотя современная художнику действительность обозначена характерной деталью – мотоциклом, чей железный корпус просматривается сквозь кружево зеленой травы, – она, эта действительность, как бы не имеет отношения к живописной правде холста. Продолжая традиции русского романтизма XIX века, и, прежде всего? Брюллова и Венецианова, Аркадий Пластов раскрывает в «Полдне» идею гармоничного слияния человека и природы. И делает это с покоряющей свободой на материале простой, обыденной жизни, но с той подлинной значимостью, которая отличает высокие произведения искусства.

Биография автора

Пластов А.А.

Пластов Аркадий Александрович (1893, село Прислониха Симбирской губернии – 1972, село Прислониха Ульяновской области)
Живописец, график. Учился в Симбирской духовной семинарии (1908–1912) у Д. И. Архангельского; вольнослушатель Строгановского центрального художественно-промышленного училища (1912–1914); занимался живописью, пользуясь советами Ф. Ф. Федоровского; учился на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914–1917) у С. М. Волнухина; посещал живописные мастерские Л. О. Пастернака, А. Д. Корина, А. М. Васнецова, А. С. Степанова. Участник выставок с 1921. Народный художник СССР (1962).

Урок развития речи в 5 классе

Тема: Сочинение-описание по картине А.А. Пластова «Летом»

Цели урока:.

1.Знакомство с творчеством русского художника А.А. Пластова.

2.Подготовка учащихся к сочинению – описанию картины с элементами повествования

3.Развитие связной речи учащихся, навыков составления описания внешности человека, природы, приобщение учащихся к искусству: литературе, живописи.

1.Отобрать необходимый материал для написания сочинения

2.Составить план сочинения.

Наглядные пособия: медиапроектор, раздаточные карточки, репродукции

Ход урока:

I. 1.Показ слайдов с пейзажами под тихую музыку.

2.Начало урока. Запись темы и даты в тетрадях..

3. Чтение эпиграфа урока:

Я сорвал цветок – и он завял.

Я поймал жука – и он умер

У меня в ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к красоте

Можно только сердцем.

М.М.Пришвин

4. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Учащиеся помогают определить цель урока.

5 Фонетическая минутка над скороговоркой.

6. Выразительное чтение отрывков стихотворений

Федор Тютчев:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Александр Сергеевич Пушкин:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей…

Александр Прокофьев:

Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками...

Федор Иванович Тютчев:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем

Деревья радостно трепещут

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы

Избытком жизни упоен.

Пейзаж... Природа... Порой мы даже не замечаем той красоты, среди которой живем. Искусство пейзажа напоминает нам об этом. Каждый настоящий художник-пейзажист, внося в картину свое отношение к природе, как бы приглашает нас пристальнее вглядеться в нее и насладиться ею. А может, и пообщаться с ней. Не надо думать, что природа - это нечто неподвижное и молчаливое.

II. 7. Словарно-лексическая работа

1) Определим, как образованы эти слова?

Пейзажист, анималист, баталист, маринист, портретист.

2) Вставим пропущенные буквы:

Залитая солнц… поляна, на опушке лес…, толст… стволы двух берёз, тень под раскидист… кроной деревьев, знойн… (жарк….) полдень , устал… грибники, наполнена дыханием летн… дня, запахи трав, в тени деревьев, грибники, отдыхающие на траве

3) Найдем эпитеты и сравнения

1). Береза, словно сказочное дерево, вся золотая, красиво рисуется на бледно-голубом небе, когда низкое солнце уже не греет, но блестит ярче летнего... (И. Тургенев).

2) Как украсили и зажгли лес берёзы! Зелёные, они сливались с лесом, а сейчас горят среди сосен золотыми кострами. (Г. Николаева).

3) Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц в шитых золотым листом полушалках. (К.Паустовский).

8. Показ репродукций картин на слайдах.

Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством выдающегося русского художника А. Пластова.

9. Подготовленный ученик рассказывает о художнике Пластове.

Аркадий Александрович Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Ульяновской области, где провел большую часть своей жизни. Прадед, дед и отец Пластова тоже были живописцами. Сам он начал рисовать с раннего детства и юношей дал себе клятву «быть только живописцем и никем более». Он был влюблен русскую природу, в деревенскую жизнь.

А. Пластов написал много картин. Некоторые из них перед нами, и все они посвящены деревенской жизни, крестьянским детям. Это «Летом», «Полдень», «Сенокос», «Первый снег», «Фашист пролетел».

В творчестве Пластова нашли отражение и суровые годы Великой Отечественной войны.

10. Рассмотрим репродукцию картины «Летом», которая была написана на родине художника.

Лето – это самое веселое, солнечное, жаркое время года. Его любят все. Это прекрасное время воспевают художники в своих картинах. Это полотно написано масляными красками или, как говорят, маслом. Они обладают удивительным свойством – с их помощью можно передать все цветовые оттенки, детали, а можно сделать и так, как сделал Пластов: крупные красочные, размашистые мазки создают ощущение движения воздуха жарким летним днём. Картина будто вся пронизана спокойствием и ощущением дома, где всегда чувствуешь себя уверенно и защищённым.

Во всём чувствуется светлая (радостная, мажорная) яркость тёплых красок. Крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, для Пластова – воплощение гармонии природы и человека.

11. Физкультпауза

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу,

В стороны руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем –

Крылья сложили назад.

III. Работа над картиной А.А. Пластова «Летом»

Воспользуемся советом Антона Павловича Чехова, который говорил, что обязательно нужно представлять самого себя среди того пейзажа, который написан художником, - тогда картина оживёт.

Попробуем «войти» в картину, почувствовать чистый, прозрачный воздух, шелест листьев. Опишем свои ощущения, то настроение, которое возникло у нас, когда мы оказались в солнечный летний день на лесной поляне.

Что изображено на картине? (Летний солнечный день. Лесная полянка. Солнце светит на полянку. От солнца трава желтая.)

Что растет на поляне? (Растут две березы, луг осыпан цветами, цветут голубенькие колокольчики, белые ромашки)

Кто пришел на полянку? (Грибники. Они набрали полную корзину грибов и решили отдохнуть. Они спрятались от солнечных лучей под тенью берез)

Опишите девочку. Что она делает? Во что одета? (Девочка в белом платочке, в красном платке обирает ягодки с сорванного кустика)

Опишите бабушку. (Бабушка в синем платке, в синем платье, в фартуке. Она задремала и положила одну руку под голову, а другой прикрылась от солнца. Руки у нее мозолистые, она много работает)

Кого мы еще видим на картине? (Собачку. Она лежит рядом с девочкой. У нее густая светло-коричневая шерсть, и ей очень жарко )

Какие краски использовал в своей картине художник, характерные для лета? (Яркие, сочные краски, здесь преобладают зеленый и желтый цвета)

Картина обладает притягательной силой. Чем она привлекательна? (С помощью красок художник сумел передать в картине разморенных жарой людей, и собаку, и знойный полдень. Вся картина как бы наполнена дыханьем летнего дня, запахами трав)

IV. Устная работа над сочинением с использованием ключевых слов по примерному плану :

1.Солнечный день.

2.Лесная полянка.

3.Девочка с ягодами.

4. Спящая бабушка.

5. Усталая собачка.

6.Чем привлекательна картина.

V. Выступления учащихся с составленными сочинениями

VI. Домашнее задание по выбору учащегося: написать сочинение по картине «Летом» или нарисовать свой жанровый пейзаж.

VII. Итог урока.