Толстой лев николаевич. Интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого

Толстой Лев Николаевич
(09.09.1828 - 20.11.1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

"Мир, возможно, не знал другого художника, в ком вечно эпическое, гомеровское начало было бы так же сильно, как у Толстого. В творениях его живёт стихия эпоса, её величавое однообразие и ритм, подобный мерному дыханию моря, её терпкая, могучая свежесть, её обжигающая пряность, несокрушимое здоровье, несокрушимый реализм"

Томас Манн


Недалеко от Москвы, в Тульской губернии, есть небольшая дворянская усадьба, название которой известно всему миру. Это Ясная Поляна, родился, жил и работал один из великих гениев человечества Лев Николаевич Толстой. Толстой родился 28 августа 1828 года в старинной дворянской семье. Отец его был графом, участником войны 1812 года, полковником в отставке.
Биография

Родился Толстой 9 сентября 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в семье помещика. Родители Толстого принадлежали к высшей знати, ещё при Петре I предки Толстого по отцовской линии получили графский титул. Родители Льва Николаевича рано умерли, у него остались только сестра и три брата. Опеку над детьми взяла на себя тётя Толстого, жившая в Казани. Вся семья переехала к ней.


В 1844 году Лев Николаевич поступает в университет на восточный факультет, а потом учится и на юридическом. Толстой знал более пятнадцати иностранных языков ещё в 19 лет. Он серьёзно занимался историей, литературой. Учёба в университете продолжалась недолго, Лев Николаевич оставил университет и вернулся домой в Ясную Поляну. Вскоре он решает уехать в Москву и посвятить себя литературной деятельности. Его старший брат, Николай Николаевич, уезжает на Кавказ, где шла война, в качестве офицера-артиллериста. Следуя примеру брата, Лев Николаевич поступает на службу в армию, получает офицерский чин и отправляется на Кавказ. Во время Крымской войны Л. Толстой переводится в действующую Дунайскую армию, сражается в осаждённом Севастополе, командуя батареей. Толстого наградили орденом Анны ("За храбрость"), медалями "За защиту Севастополя", "В память войны 1853-1856 г. г.".

В 1856 году Лев Николаевич вышел в отставку. Через некоторое время он едет за границу (Франция, Швейцария, Италия, Германия).

С 1859 года Лев Николаевич активно занимается просветительской деятельностью, открыв в Ясной Поляне школу для детей крестьян, а потом способствуя открытию школ по всей округе, издавая педагогический журнал "Ясная Поляна". Толстой серьёзно увлёкся педагогикой, изучал зарубежные методики преподавания. С целью углубить свои знания в педагогике он отправляется в 1860 году вновь за границу.

После отмены крепостного права Толстой активно участвует в решении споров между помещиками и крестьянами, выступая мировым посредником. За свою деятельность Лев Николаевич получает репутацию неблагонадёжного человека, в результате чего в Ясной Поляне произвели обыск с целью найти тайную типографию. Школа Толстого закрывается, продолжение педагогической деятельности становится почти невозможным. К этому времени Лев Николаевич уже написал знаменитую трилогию "Детство. Отрочество. Юность.", повесть "Казаки", а также множество рассказов и статей. Особое место в его творчестве заняли "Севастопольские рассказы", в которых автор передал свои впечатления от Крымской войны.

В 1862 году Лев Николаевич женится на Софье Андреевне Берс, дочери врача, ставшей на долгие годы его верным другом и помощником. Софья Андреевна взяла на себя все заботы по хозяйству, а кроме того она стала редактором своего мужа и первым его читателем. Жена Толстого вручную переписывала все его романы перед отправлением в редакции. Достаточно представить, сколь сложно было подготовить для печати "Войну и мир", чтобы оценить самоотверженность этой женщины.

В 1873 году Лев Николаевич окончил работу над "Анной Карениной". К этому времени граф Лев Толстой становится известным писателем, получившим признание, ведущим переписку со многими литературными критиками и авторами, активно участвующим в общественной жизни.

В конце 70-х годов - начале 80-х годов Лев Николаевич переживает серьёзный духовный кризис, пытаясь переосмыслить происходящие в обществе перемены и определиться в своей позиции гражданина. Толстой решает, что необходимо заботиться о благополучии и просвещении простого народа, что дворянин не имеет права быть счастливым, когда крестьяне находятся в бедственном положении. Он пытается начать перемены с собственного имения, с перестройки своего отношения к крестьянам. Жена Толстого настаивает на переезде в Москву, так как детям необходимо получить хорошее образование. С этого момента начинаются конфликты в семье, так как Софья Андреевна пыталась обеспечить будущее своих детей, а Лев Николаевич считал, что с дворянством покончено и пришло время жить скромно, как весь русский народ.

В эти годы Толстой пишет философские сочинения, статьи, участвует в создании издательства "Посредник", занимавшегося книгами для простого народа, пишет повести "Смерть Ивана Ильича", "История лошади", "Крейцерова соната".

В 1889 - 1899 годах Толстой заканчивает роман "Воскресение".

В конце жизни Лев Николаевич окончательно решает разорвать связь с обеспеченной дворянской жизнью, занимается благотворительностью, просвещением, меняет порядки в своём имении, давая свободу крестьянам. Такая жизненная позиция Льва Николаевича стала причиной серьёзных домашних конфликтов и ссор с женой, которая иначе смотрела на жизнь. Софья Андреевна переживала за будущее своих детей, была против неразумных, с её точки зрения трат Льва Николаевича. Ссоры становились всё серьёзнее, Толстой не раз предпринимал попытку уйти из дома навсегда, дети переживали конфликты очень тяжело. Былое взаимопонимание в семье исчезло. Софья Андреевна пыталась остановить мужа, но потом конфликты переросли в попытки раздела имущества, а также прав собственности на произведения Льва Николаевича.

В конце концов 10 ноября 1910 года Толстой покидает свой дом в Ясной Поляне и уходит. Вскоре он заболевает воспалением лёгких, вынужден остановиться на станции Астапово (ныне станция Лев Толстой) и там умирает 23 ноября.

Контрольные вопросы:
1. Расскажите биографию писателя с упоминанием точных дат.
2. Объясните, в чём проявляется связь биографии писателя и его творчества.
3. Обобщите биографические данные и определите особенности его
творческого наследия.

Лев Николаевич Толстой

Биография

Лев Никола́евич Толсто́й (28 августа (9 сентября) 1828, Ясная Поляна, Тульская губерния, Российская империя - 7 (20) ноября 1910, станция Астапово, Рязанская губерния, Российская империя) - один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей, почитаемый как один из величайших писателей мира.

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.
Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении "Кремль". Москва здесь названа "величайшим и многолюднейшим городом Европы", стены которого "видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых". Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.
Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.
Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня ("История вчерашнего дня"). Тогда же была начата повесть "Детство". Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), "Разжалованный" (1856), в повести "Казаки" (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть "Детство", в 1852 г. напечатанная в журнале "Современник".

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями "За защиту Севастополя" и "В память войны 1853-1856 гг.". Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако "Георгия" он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал "Солдатский вестник" ("Военный листок"), но его издание не было разрешено императором Николаем I.
Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал "Ясная Поляна" (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.
После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике ("О народном образовании", "Воспитание и образование", "Об общественной деятельности на поприще народного образования" и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками ("Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы", "О методах обучения грамоте", "Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят"). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.
Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести "Детство", "Отрочество" и "Юность", "Молодость" (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман "Четыре эпохи развития".
В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.
Писатель работает над романом "Война и мир" (1863-1869). Завершив "Войну и мир", Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав "петровского" романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание "Азбуки", а затем и "Новой азбуки". Тогда же им были составлены "Книги для чтения", куда он включил много своих рассказов.
Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - "Анна Каренина".
Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В "Исповеди" (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа".
В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате "Так что же нам делать?" (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". "Исповедь" и "Так что же нам делать?" представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.
В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: "Критика догматического богословия", "В чем моя вера?", "Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий", "Царство божие внутри вас". В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство "Посредник", печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для "простого" народа, был рассказ "Чем люди живы". В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма "Власть тьмы" (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под "властью денег" рушились вековые патриархальные порядки.
В 1880 гг. появились повести Толстого "Смерть Ивана Ильича" и "Холстомер" ("История лошади"), "Крейцерова соната" (1887-1889). В ней, а также в рассказе "Дьявол" (1889-1890) и повести "Отец Сергий" (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.
На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого "Хозяин и работник" (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для "домашнего спектакля" комедию "Плоды просвещения". В ней также показаны "хозяева" и "работники": живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их "подает" в ироническом свете.
Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени "развязке" социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного "порядка". "Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен". Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества "позднего" Толстого - роман "Воскресение" (1889-1899).
Менее десяти лет отделяют "Анну Каренину" от "Войны и мира". "Воскресение" отделено от "Анны Карениной" двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение "сопрягать" в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что "Воскресение" написано в "старой манере", имея, прежде всего, в виду эпическую "манеру", в которой были написаны "Война и мир" и "Анна Каренина". "Воскресение" стал последним романом в творчестве писателя.
В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.
В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью "Хаджи-Мурат" (1896- 1904), в которой стремился сопоставить "два полюса властного абсолютизма" - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - "Живой труп". Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на "дно" и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства "добропорядочных" людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья "Не могу молчать", в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя "После бала", "За что?".
Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу "вместе-врозь" уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.


Лев Николаевич Толстой
Родился: 9 сентября 1828 года
Умер: 10 ноября 1910 года

Биография

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября н.с.) в имении Ясная Поляна Тульской губернии. По происхождению принадлежал к древнейшим аристократическим фамилиям России. Получил домашнее образование и воспитание.

После смерти родителей (мать умерла в 1830, отец в 1837) будущий писатель с тремя братьями и сестрой переехал в Казань, к опекунше П. Юшковой. Шестнадцатилетним юношей поступил в Казанский университет, сначала на философский факультет по разряду арабско-турецкой словесности, затем учился на юридическом факультете (1844 - 47). В 1847, не окончив курс, ушел из университета и поселился в Ясной Поляне, полученной им в собственность как отцовское наследство.

Последующие четыре года будущий писатель провел в исканиях: пытался переустроить быт крестьян Ясной Поляны (1847), жил светской жизнью в Москве (1848), в Петербургском университете держал экзамены на степень кандидата права (весна 1849), определился на службу канцелярским служащим в Тульское дворянское депутатское собрание (осень 1849).

В 1851 уехал из Ясной Поляны на Кавказ, место службы его старшего брата Николая, добровольцем участвовал в военных действиях против чеченцев. Эпизоды Кавказской войны описаны им в рассказах "Набег" (1853), "Рубка леса" (1855), в повести "Казаки" (1852 - 63). Сдал экзамен на юнкера, готовясь стать офицером. В 1854, будучи артиллерийским офицером, перевелся в Дунайскую армию, действовавшую против турок.

На Кавказе Толстой всерьез начал заниматься литературным творчеством, пишет повесть "Детство", которая была одобрена Некрасовым и напечатана в журнале "Современник". Позже там была напечатана повесть "Отрочество" (1852 - 54).

Вскоре после начала Крымской войны Толстого по его личной просьбе перевели в Севастополь, где он участвовал в защите осажденного города, проявляя редкое бесстрашие. Награжден орденом св. Анны с надписью "За храбрость" и медалями "За защиту Севастополя". В "Севастопольских рассказах" он создал беспощадно достоверную картину войны, что произвело огромное впечатление на русское общество. В эти же годы написал последнюю часть трилогии - "Юность" (1855 - 56), в которой заявил себя не просто "поэтом детства", а исследователем человеческой природы. Этот интерес к человеку и желание понять законы душевной и духовной жизни сохранится и в дальнейшем творчестве.

В 1855, приехав в Петербург,Толстой сблизился с сотрудниками журнала "Современник", познакомился с Тургеневым, Гончаровым, Островским, Чернышевским.

Осенью 1856 вышел в отставку ("Военная карьера - не моя..." - пишет он в дневнике) и в 1857 отправился в полугодичное заграничное путешествие по Франции, Швейцарии, Италии, Германии.

В 1859 открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, где сам проводил занятия. Помогал открыть более 20 школ в окрестных деревнях. С целью изучить постановку школьного дела за границей в 1860 - 1861 Толстой совершил вторую поездку в Европу, осматривал школы во Франции, Италии, Германии, Англии. В Лондоне познакомился с Герценым, посетил лекцию Диккенса.

В мае 1861 (год отмены крепостного права) возвратился в Ясную Поляну, вступил в должность мирового посредника и активно защищал интересы крестьян, решая их споры с помещиками о земле, за что тульское дворянство, недовольное его действиями, потребовало отстранения его от должности. В 1862 Сенат издал указ об увольнении Толстого. Началось тайное наблюдение за ним со стороны III отделения. Летом жандармы произвели обыск в его отсутствие, уверенные, что найдут тайную типографию, которую писатель якобы приобрел после встреч и долгого общения с Герценым в Лондоне.

В 1862 жизнь Толстого , его быт упорядочились на долгие годы: он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс и началась патриархальная жизнь в своем имении в качестве главы все увеличивающейся семьи. Толстые воспитали девятерых детей.

1860 - 1870-е годы были отмечены появлением в свет двух произведений Толстого, которые обессмертили его имя: "Война и мир" (1863 - 69), "Анна Каренина" (1873 - 77).

В начале 1880-х семья Толстых переехала в Москву, чтобы дать образование подраставшим детям. С этого времени зимы Толстой проводил в Москве. Здесь в 1882 он участвовал в переписи московского населения, близко познакомился с жизнью обитателей городских трущоб, которую описал в трактате "Так что же нам делать?" (1882 - 86), и сделал вывод: "...Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!"

Новое миросозерцание Толстой выразил в произведении "Исповедь" (1879), где рассказал о перевороте в своих взглядах, смысл которых он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону "простого трудового народа". Этот перелом привел Толстого к отрицанию государства, казенной церкви и собственности. Сознание бессмысленности жизни перед лицом неизбежной смерти привело его к вере в Бога. В основу своего учения кладет нравственные заповеди Нового Завета: требование любви к людям и проповедь непротивления злу насилием составляют смысл так называемого "толстовства", которое делается популярным не только в России, но и за границей.

В этот период он пришел к полному отрицанию своей предшествующей литературной деятельности, занялся физическим трудом, пахал, шил сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В 1891 публично отказался от авторской собственности на все свои сочинения, написанные после 1880.

Под влиянием друзей и истинных поклонников его таланта, а также личной потребности в литературной деятельности Толстой в 1890-е изменил свое отрицательное отношение к искусству. В эти годы создал драму "Власть тьмы" (1886), пьесу "Плоды просвещения" (1886 - 90), роман "Воскресение" (1889 - 99).

В 1891, 1893, 1898 участвовал в помощи крестьянам голодающих губерний, организовал бесплатные столовые.

В последнее десятилетие занимался, как и всегда, напряженным творческим трудом. Написаны повесть "Хаджи-Мурат" (1896 - 1904), драма "Живой труп" (1900), рассказ "После бала" (1903).

В начале 1900 написал ряд статей, разоблачающих всю систему государственного управления. Правительство Николая II вынесло постановление, по которому Святейший Синод (высшее церковное учреждение России) отлучило Толстого от церкви, чем вызвало волну возмущения в обществе.

В 1901 Толстой жил в Крыму, лечился после тяжелой болезни, часто встречался с Чеховым и М. Горьким.

В последние годы жизни, когда Толстой составлял завещание, он оказался в центре интриг и раздоров между "толстовцами", с одной стороны, и женой, которая защищала благополучие своей семьи, детей - с другой. Стараясь привести свой образ жизни в соответствие с убеждениями и тяготясь барским укладом жизни в усадьбе. Толстой 10 ноября 1910 тайно покинул Ясную Поляну. Здоровье 82-летнего писателя не выдержало путешествия. Он простудился и, заболев, 20 ноября скончался в пути на станции Астапово Рязанско-Уральской железной дороги.

Похоронен в Ясной Поляне.

Романы

1859 - Семейное счастие
1884 - Декабристы
1873 - Война и мир
1875 - Анна Каренина

Трилогия: Детство, Отрочество и Юность

1852 - Детство
1854 - Отрочество
1864 - Юность

Повести

1856 - Два гусара
1856 - Утро помещика
1858 - Альберт
1862 - Идиллия
1862 - Поликушка
1863 - Казаки
1886 - Смерть Ивана Ильича
1903 - Записки сумасшедшего
1891 - Крейцерова соната
1911 - Дьявол
1891 - Мать
1895 - Хозяин и работник
1912 - Отец Сергий
1912 - Хаджи-Мурат

Рассказы

1851 - История вчерашнего дня
1853 - Набег
1853 - Святочная ночь
1854 - Дяденька Жданов и кавалер Чернов
1854 - Как умирают русские солдаты
1855 - Записки маркёра
1855 - Рубка леса
1856 - Цикл «Севастопольские рассказы»
1856 - Метель
1856 - Разжалованный
1857 - Люцерн
1859 - Три смерти
1887 - Суратская кофейная
1891 - Франсуаза
1911 - Кто прав?
1894 - Карма
1894 - Сон молодого царя
1911 - После бала
1911 - Фальшивый купон
1911 - Алеша Горшок
1905 - Бедные люди
1906 - Корней Васильев
1906 - Ягоды
1906 - За что?
1906 - Божеское и человеческое
1911 - Что я видел во сне
1906 - Отец Василий
1908 - Сила детства
1909 - Разговор с прохожим
1909 - Проезжий и крестьянин
1909 - Песни на деревне
1909 - Три дня в деревне
1912 - Ходынка
1911 - Нечаянно
1910 - Благодарная почва

Граф, великий русский писатель.

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в ) в семье отставного штабс-ротмистра графа Н. И. Толстого (1794-1837), участника Отечественной войны 1812 года.

Л. Н. Толстой получил домашнее образование. В 1844-1847 годах он учился в Казанском университете, но курса не окончил курса. В 1851 году он отправился на Кавказ в станицу - к месту военной службы старшего брата Н. Н. Толстого.

Два года жизни на Кавказе оказались необыкновенно значительными для духовного развития писателя. Написанная им здесь повесть «Детство» - первое печатное произведение Л. Н. Толстого (опубликовал под инициалами Л. Н. в журнале «Современник» в 1852 году) - вместе с появившимися позднее повестями «Отрочество» (1852-1854) и "Юность" (1855-1857) входила в обширный замысел автобиографического романа «Четыре эпохи развития», последняя часть которого - «Молодость» - так и не была написана.

В 1851-1853 годах Л. Н. Толстой участвовал в военных действиях на Кавказе (сначала в качестве волонтера, затем - артиллерийского офицера), в 1854 году был наплавлен в Дунайскую армию. Вскоре после начала Крымской войны по личной просьбе он был переведен в Севастополь, при осаде которого участвовал в обороне 4-го бастиона. Армейский быт и эпизоды войны дали Л. Н. Толстому материал для рассказов «Набег» (1853), «Рубка леса» (1853-1855), а также для художественных очерков «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года» (все опубликованы в «Современнике» в 1855-1856 годах). Эти очерки, получившие по традиции название «Севастопольские рассказы», произвели огромное впечатление на русское общество.

В 1855 году Л. Н. Толстой приехал в , где сблизился с сотрудниками «Современника», познакомился с , И. А. Гончаровым, и др. 1856-1859 годы были ознаменованы попытками писателя найти себя в литературной среде, освоиться в кругу профессионалов, утвердить свою творческую позицию. Наиболее яркое произведение этой поры - повесть «Казаки» (1853-1863), в которой проявилось тяготение автора к народным темам.

Неудовлетворенный своим творчеством, разочарованный в светском и литературном кругах, Л. Н. Толстой на рубеже 1860-х годов решил оставить литературу и обосноваться в деревне. В 1859-1862 годах он отдал много сил основанной им в школе для крестьянских детей, изучал постановку педагогического дела в и за границей, издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862), проповедуя свободную систему образования и воспитания.

В 1862 году Л. Н. Толстой женился на С. А. Берс (1844-1919) и начал жить патриархально и уединенно в своей усадьбе как глава большой и все увеличивавшейся семьи. В годы крестьянской реформы он исполнял обязанности мирового посредника Крапивенского уезда, разрешал тяжбы помещиков с их бывшими крепостными крестьянами.

1860-е годы стали порой расцвета художественного гения Л. Н. Толстого. Живя оседлой, размеренной жизнью, он нашел себя в интенсивном, сосредоточенном духовном творчестве. Самобытные пути, освоенные писателем, привели к новому взлету национальной культуры.

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» (1863-1869, начало публикации - 1865 год) стал уникальным явлением в русской и мировой литературе. Автору удалось удачно сочетать глубину и окровенность психологического романа с размахом и многофигурностыо эпической фрески. Своим романом Л. Н. Толстой попытался дать ответ на стремление литературы 1860-х годов понять ход исторического процесса, определить роль народа в решающие эпохи национальной жизни.

В начале 1870-х годов Л. Н. Толстой вновь сосредоточился на педагогических интересах. Им была написана "Азбука" (1871-1872), позже - «Новая азбука» (1874-1875), для которых писатель сочинил оригинальные рассказы и переложения сказок и басен, составившие четыре «Русские книги для чтения». На время Л. Н. Толстой вернулся к преподаванию в яснополянской школе. Однако вскоре начали проявляться симптомы кризиса нравственно-филосфского мировоззрения писателя, усугубленного исторической остановкой социального перелома 1870-х годов.

Центральное произведение Л. Н. Толстого 1870-х годов - роман «Анна Каренина» (1873-1877, опубликован в 1876-1877 годах). Подобно романам и , написанным в это же время, «Анна Каренина» - это остропроблемное произведение, насыщенное приметами времени. Роман стал итогом раздумий писателя над судьбой современного общества и проникнут пессимистическими настроениями.

К началу 1880-х годов Л. Н. Толстой сформировал основные принципы своего нового миросозерцания, получившего впоследствии название толстовства. Наиболее полное выражение они нашли в его произведениях «Исповедь» (1879-1880, опубликована в 1884 году) и «В чем моя вера?» (1882-1884). В них Л. Н. Толстой сделал вывод о ложности основ существования высших слоев общества, с которыми он был связан происхождением, воспитанием и жизненным опытом. К характерной для писателя критике материалистических и позитивистских теорий прогресса, к апологии наивного сознания добавляется теперь резкий протест против государства и казенной церкви, против привилегий и образа жизни своего класса. Свои новые социальные взгляды Л. Н. Толстой ставил в связь с нравственно-религиозной философией. Труды «Исследование догматического богословия» (1879-1880) и «Соединение и перевод четырех евангелий» (1880-1881) положили основу религиозной стороне толстовского учения. Очищенное от искажений и церковной обрядности, христианское учение в его обновленном виде должно было, по мысли писателя, объединить людей идеями любви и всепрощения. Л. Н. Толстой выступил с проповедью непротивления злу насилием, считая единственно разумными средствами борьбы со злом его публичное обличение и пассивное неповиновение властям. Путь к грядущему обновлению человека и человечества он видел в индивидуальной духовной работе, нравственном усовершенствовании личности и отвергал значение политической борьбы и революционных взрывов.

В 1880-е годы Л. Н. Толстой заметно охладел к художественной работе и даже осуждал как барскую «забаву» свои прежние романы и повести. Он увлекся простым физическим трудом, пахал, шил себе сапоги, перешел на вегетарианскую пищу. В то же время росло недовольство писателя привычным образом жизни близких. Его публицистические работы «Так что же нам делать?» (1882-1886) и «Рабство нашего времени» (1899-1900) резко критиковали пороки современной цивилизации, но выход из ее противоречий автор видел по преимуществу в утопичных призывах к нравственно-религиозному самовоспитанию. Собственно художественное творчество писателя этих лет пропитано публицистикой, прямыми обличениями неправого суда и современного брака, землевладения и церкви, страстными обращениями к совести, разуму и достоинству людей (повести «Смерть Ивана Ильича» (1884-1886); «Крейцерова соната» (1887-1889, опубликована в 1891 году); «Дьявол» (1889-1890, опубликована в 1911 году).

В этот же период Л. Н. Толстой начал проявлять серьезный интерес к драматическим жанрам. В драме «Власть тьмы» (1886) и комедии «Плоды просвещения" (1886-1890, опубликована в 1891 году) он рассматривал проблему тлетворного влияния городской цивилизации на консервативное деревенское общество. Стремлением Л. Н. Толстого обратиться напрямую к читателю из народа вызваны к жизни так называемые «народные рассказы» 1880-х годов («Чем люди живы», «Свечка», «Два старика», «Много ли человеку земли нужно» и др.), написанные в жанре притчи.

Л. Н. Толстой деятельно поддержал возникшее в 1884 году издательство «Посредник», руководившееся его последователями и друзьями В. Г. Чертковым и И. И. Горбуновым-Посадовым и ставившее своей целью распространение в народе книг, служащих делу просвещения и близких толстовскому учению. Многие произведения писателя по цензурным условиям печатались сначала в Женеве, затем в Лондоне, где по инициативе В. Г. Черткова было основано издательство «Свободное слово». В 1891, 1893 и 1898 годах Л. Н. Толстой возглавил широкое общественное движение по оказанию помощи крестьянам голодающих губерний, выступал с воззваниями и статьями о мерах борьбы с голодом. Во 2-й половине 1890-х годов писатель отдал много сил защите религиозных сектантов - молокан и духоборов, содействовал переезду духоборов в Канаду. (в особенности в 1890-е годы) стала местом паломничества людей из самых дальних уголков России и из других стран, одним из крупнейших центров притяжения живых сил мировой культуры.

Главной художественной работой Л. Н. Толстого 1890-х годов явился роман «Воскресение» (1889-1899), сюжет которого возник на основе подлинного судебного дела. В поразительном стечении обстоятельств (молодой аристократ, виновный некогда в соблазнении девушки-крестьянки, воспитанной в барском доме, должен теперь как присяжный заседатель решать в суде ее судьбу) выразился для писателя алогизм жизни, построенной на социальной несправедливости. Карикатурное изображение служителей церкви и ее обрядов в «Воскресении» стало одной из причин постановления Святейшего Синода об отлучении Л. Н. Толстого от православной церкви (1901).

В этот период отчуждение, наблюдаемое писателем в современном ему обществе, делает необычайно важной для него проблему личной нравственной ответственности с неизбежными при этом муками совести, просветлением, моральным переворотом и последующим разрывом со своей средой. Типичным становится сюжет «ухода», резкого и коренного перелома в жизни, обращения к новой жизненной вере («Отец Сергий», 1890-1898, опубликован в 1912 году; «Живой труп», 1900, опубликован в 1911 году; «После бала», 1903, опубликован в 1911 году; «Посмертные записки старца Федора Кузмича...», 1905, опубликован в 1912 году).

В последнее десятилетие жизни Л. Н. Толстой стал признанным главой русской литературы. Он поддерживает личные отношения с молодыми писателями-современниками В. Г. Короленко, А. М. Горьким. Продолжалась его общественно-публицистическая деятельность: печатались его воззвания и статьи, велась работа над книгой «Круг чтения». Толстовство получило широкую известность в качестве идейной доктрины, однако сам писатель испытывал в это время колебания и сомнения в правоте своего учения. В годы русской революции 1905-1907 годов получили известность его протесты против смертной казни (статья «Не могу молчать», 1908).

Последние годы жизни Л. Н. Толстой провел в в атмосфере интриг и раздоров между толстовцами и членами его семьи. Пытаясь привести свой образ жизни в согласие с убеждениями, 28 октября (10 ноября) 1910 года писатель тайно ушел из . По дороге он простудился и скончался 7 (20) ноября 1910 года на станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги (ныне поселок в ). Смерть Л. Н. Толстого вызвала колоссальный общественный резонанс в и за рубежом.

Творчество Л. Н. Толстого знаменовало собой новый этап в развитии реализма в русской и мировой литературе, стало своеобразным мостом между традициями классического романа XIX века и литературой ХХ века. Философские взгляды писателя оказали огромное влияние на эволюцию европейского гуманизма.


Имеет отношение к населенным пунктам:

Родился в Ясной Поляне Крапивенского уезда Тульской губернии 28 августа (9 сентября) 1828 года. Жил в усадьбе в 1828-1837 годах. С 1849 года возвращался в имение периодически, с 1862 года жил постоянно. Похоронен в Ясной Поляне.

Впервые посетил Москву в январе 1837 года. Жил в городе до 1841 года, впоследствии бывал неоднократно и жил подолгу. В 1882 году купил дом в Долгохамовническом переулке, где с той поры его семья обычно проводила зиму. Последний раз приезжал в Москву в сентябре 1909 года.

В феврале-мае 1849 года впервые посетил Санкт-Петербург. Жил в городе зимой 1855-1856 годов, бывал ежегодно в 1857-1861 годах, а также в 1878 году. Последний раз приезжал в Санкт-Петербурге в 1897 году.

Неоднократно посещал Тулу в 1840-1900 годах. В 1849-1852 годах числился на службе в канцелярии дворянского собрания. В сентябре 1858 году принимал участие в съезде губернского дворянства. В феврале 1868 года был избран присяжным заседателем по Крапивенскому уезду, присутствовал на заседаниях Тульского окружного суда.

Владелец имения Никольское-Вяземское Чернского уезда Тульской губернии с 1860 года (ранее принадлежало брату Н. Н. Толстому). В 1860-1870-х годах проводил в усадьбе эксперименты по улучшению хозяйства. Последний раз посетил имение 28 июня (11 июля) 1910 года.

В 1854 году деревянный усадебный дом, в котором родился Л. Н. Толстой, был продан и перевезен из в село Долгое Крапивенского уезда Тульской губернии, принадлежавшее помещику П. М. Горохову. В 1897 году писатель посещал село с целью выкупа дома, однако из-за ветхого состояния он был признан нетранспортабельным.

В 1860-х годах организовал школу в селе Колпна Крапивенского уезда Тульской губернии (ныне в черте города Щекино). 21 июля (2 августа) 1894 года посещал рудник акционерного общества «Товарищество Р. Гилль» при станции Ясенки. 28 октября (10 ноября) 1910 года, в день ухода из , сел на поезд на станции Ясенки (ныне в Щекино).

Жил в станице Старогладовской Кизлярского округа Терской области, месте расположения 20-й артиллерийской бригады, с мая 1851 по январь 1854 годов. В январе 1852 года был зачислен фейерверкером 4-го класса в батарейную № 4 батарею 20-й артиллерийской бригады. 1 (13 февраля) 1852 года в станице Старогладовской записал при помощи своих друзей С. Мисербиева и Б. Исаева слова двух чеченских народных песен с переводом. Записи Л. Н. Толстого признаны «первым по времени письменным памятником чеченского языка» и «первым опытом записи чеченского фольклора на местном языке».

Впервые побывал в крепости Грозной 5 (17) июля 1851 года. Посетил командующего левым флангом Кавказской линии князя А. И. Барятинского для получения разрешения участвовать в боевых действиях. Впоследствии посещал Грозную в сентябре 1851 и в феврале 1853 годов.

Впервые посетил Пятигорск 16 (28) мая 1852 года. Жил в Кабардинской слободке. 4 (16) июля 1852 года отправил из Пятигорска редактору журнала «Современник» рукопись романа «Детство». 5 (17) августа 1852 года отправился из Пятигорска в станицу . Повторно посетил Пятигорск в августе - октябре 1853 года.

Посещал Орел трижды. 9-10 (21-22) января 1856 года навещал умиравшего от чахотки брата Д. Н. Толстого. 7 (19) марта 1885 года был в городе проездом по пути в имение Мальцевых . 25-27 сентября (7-9 октября) 1898 года посещал Орловскую губернскую тюрьму в ходе работы над романом «Воскресение».

В период с октября 1891 по июль 1893 годов несколько раз приезжал в село Бегичевка Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Бегичево в ), имение И. И. Раевского. В селе им был организован центр помощи голодающим крестьянам Данковского и Епифанского уездов. Последний раз Л. Н. Толстой уехал из Бегичевки 18 (30) июля 1893 года.