Василий розанов - последние листья. Методическая копилка А пришелец последние листья читать

Разделы: Начальная школа

Цель урока:

  • познакомить с эмоционально-эстетическим содержанием стихотворения А. Пришельца "Снежинка";
  • развивать умение находить характеристические свойства содержания произведения, понимать язык поэта, развивать воображение, эстетическую восприимчивость;
  • воспитывать интерес к чтению, любознательность, душевные качества: нежность, обаяние, красоту.

Оборудование:

  • Аудиозаписи: "Зима" – М.Крутицкий. "Зимний вечер" – П.Чайковский.
  • "Танец снежинок" – А.Филипенко Иллюстрации о зиме (различные пейзажные изображения) композиции снежинок, мультимедиа – пейзажи зимних явлений.

Организационный момент

Релаксация.
- Я красивый, я хороший, я счастливый. Я буду всех любить! И все будут любить меня!

У. – Все улыбнулись и посмотрели вокруг? О чем сегодня будем беседовать, и с каким временем года будет связана наша тема урока?
Д. – Много иллюстраций о зимней природе и висят нежные снежинки, значит, будем говорить о зиме.
У. - Вы, дети правы. Сейчас прослушаем музыкальный отрывок из произведения М.Крутицкого "Зима". И вы мне скажите, что вы услышали в музыке, что представили?

Прослушивание отрывка.

Д. - Я представила волшебницу – Зиму, сугробы, падающий снег.
Д. - Мне кажется, что все кругом белое, как большое пушистое одеяло укрыло землю.
Д. - Падают снежинки, они летают, играют, им весело.
Д. - Все тихо, все укрыто снегом, звери спят им тепло, а на верху ветер и снег летает.

У. - Вы ребята правы, я тоже представила мягкое белое покрывало кругом, все блестит – сверкает, а снежинки танцуют свой вальс и тихо падают с неба и укладываются в большие сугробы и красуются, играя с солнечными лучиками.

У. - Посмотрите за окно, сколько, сколько снега в этом году, сколько снежинок к нам спустилось.
У. - А это хорошо?
Д. - Да.
У. - Вспомните урок естествознания, с какой поговоркой мы познакомились о пользе снега Много снега – много хлеба!

У. – Правильно дети. Зима нам приносит не только пользу, но и красоту! Посмотрите, какие иллюстрации о зимних пейзажах я вам приготовила. Они молча висят и показывают изображение зимней природы. Давайте их “оживим”. Я вам раздам отрывки из произведений поэтов, а вы их соотнесете в соответствии с художественным изображением.

Раздаю детям карточки с отрывками произведений. Они ищут подходящие изображения на иллюстрациях – к своим отрывкам и встают около них. (Использую пространство класса).

Карточки.

1. "Мелькает, вьется первый снег, звездами падая на брег" –

Пушкин "Опрятней медного паркета".

2. Метели снега и туманы
Покорны морозу всегда
Пойду за моря, океаны-
Построю дворцы изо льда.

Н.Некрасов "Мороз-воевода"

3. Валит снег и стелет шаль!

С.Есенин "Пороша"

4. Чародейкого – Зимою,
Околдован, лес стоит

Ф.Тютчев.

5. Белым снегом припорошено
Не осталось следу
Поднялась пыль да вьюга
Не видать и свету

И. Никитин "Песня"

6. На дворах и домах снег
лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.

И.Никитин "Встреча зимы"

Остальные дети работают с учителем.

У. - Дети, пока ребята выполняют задание, скажите вы мне "Что характерно для зимнего периода нашей природной зоны" (показываю на глобус)

Д. - Морозы и метели, снегопады и вьюги, снежные заносы, бураны, поземка, ясная, морозная погода. Включаю мультимедиа. Даны “зимние” слова и картины к ним. Описываем явления природы.

У. - Это зимние слова – снежные, все они связаны с зимой со снегом.
У. - А сейчас давайте послушаем и оценим – как наши дети "оживили картины".

Если вы согласны с ответом, то показываем голубой кружок – это цвет зимы, а если не согласны – красный, и объясните, почему?

Дети зачитывают тексты со своих карточек, а другая группа детей оценивает их.

Кто помнит стихотворение Пришельца об осени, как оно называется?

Д. – Это “Последние листья”.
У. - Давайте вспомним его, побудем листочками. Согласны?

Физминутка. Обыгрывание стихотворения А.Пришельца "Последние листья". Учитель читает текст, а дети показывают руками и мимикой, что происходит вокруг.
стр.137.

Слова Действия
Летят над полям Руки в стороны
Последние листья Машут
Последние листья Кружатся, приседают
В лесу облетают
И солнце, едва Руки вверх
Пробиваясь сквозь тучи И падают вниз -
Роняет последний Наклон негреющий лучик
На речке не слышно Повороты
ни песни, ни слова В стороны
Ушли рыболовы Руки на плечи
С последним уловом Ходят по классу
Но верят упрямо Встают, руки в верх
и люди и птицы Улыбаются,
Все снова родится! Хлопают в ладоши
Все вновь повторится! Садятся

У. - Чем характерны стихотворения А.Пришельца? Подумайте?
Д. - Он воспевает родную природу, любуются и всегда говорит, что все будет хорошо!

Да, Алексей Пришелец открывает удивительное в природе.

Знакомство с новым материалом

Сегодня мы познакомимся с его стихотворением "Снежинка" – Как вы думаете, о чем оно? Подумаем вместе, можно другое название дать или нет? Хорошо!

У. - Так о чем это стихотворение, как вы предполагаете?
Д. - О зиме, о снежинках, о красоте.
У. - В тексте встретятся такие слова – объясните, как вы их понимаете? Мультимедиа на экране контекст.

- Робкой, потревоженной пушинкой (тихой, незаметной, очень легкой).
- Сию минуту – (тут же, быстро)

Д. - Сейчас я прочитаю это стихотворение. Включаю музыку Чайковского "Зимний вечер " А ваша задача рассказать, какие картины возникли при чтении.

Включаю. Читаю (Живое слово 3 кл.(1-4) стр.196). .

Нарисуйте, опишите что представили.

Даю время на обдумывание.

Кто готов. Я снова включаю запись, а вы рассказывайте представленное.

Д. - Я представил город, вечер, я гляжу в небо, и падают снежинки. Я их ловлю.
Д. - Ловлю снежинки, а они тают. Мне их жалко.
У. - Дети, а кто покажет любование снежинкой. (чтение текста)
У. - А чего боится автор? (что погибнет снежинка).

Повторное чтение детьми.

У. - Сейчас будете читать самостоятельно, выразительно, продумайте, что хотел передать автор, какие качества душевные пробуждает в людях автор. Возьмите карандаш и подчеркните ту строчку контекста, которая наиболее затронула вас и почему?

Дети работают. Зачитывают строчки – выразительно, объясняют, какие качества в человеке воспитывают эти строчки.

(В ответах детей: любование, красота, движение падающих снежинок, растерянность, защита слабого, смелость, сожаление…).

Разбор куплетов стихотворения.

I. Чтение детьми 1 куплета.

"Ах, и до чего ж она красива! (чтение строчки несколькими детьми)

II. Чтение детьми 2 куплета.

Держать – растает, упадет – погибнет.

У. - Где возникла тревога? Почему?

Дети доказывают (Вот сейчас, сию минуту)

III. Чтение детьми 3 куплета.

У. - Где слова утверждения безопасности?

У меня, тебя никто не тронет!

(чтение несколькими детьми)

На ладони – долго ль до беды!
Крошечная капелька воды.

(Читают несколько детей)

Чтение – Ключевые слова. Итог.

Д. - Автор показывает сожаление.
У. - Жалко снежинку?
У. - Ребята, это природное явление, что снег в тепле тает, а вот над чем по- настоящему сожалеет поэт?
Д. - (О красоте, неповторимости снежинки).
У. - Автор очарован красотой и разочарован – гибелью ее.

Вот, что мы должны передать при чтении.

Работа над выразительностью.

Карандашом отмечаем паузы, повышение и понижение тона, выделение ключевых слов.

Работа с текстом.

Чтение стихотворения детьми

Д. - А какие звуки- аллитерации помогают нам читать тихо спокойно, неторопливо.
Д. - (ж – ш, щ, глухие согласные).
У. - Например: робкой потревож енной пуш инкой, снеж инка, ниж е, с пасти крош ечная, с лезинка.
Д. - Автор применил художественный прием сравнение, для того, чтобы мы лучше представили и поняли легкость снежинки.
У. - С чем сравнивает автор снежинку?
Д. - (с пушинкой) Прочитайте!
Д. - А еще автор говорит, что снежинка живая?
У. - Где это видно?
Д. - Несу твою слезинку.
Д. - Это слезинка – снежинка- то-растаяла.

Физминутка. Вы снежинки!

Аудиозапись (Танец снежинок А.Филиппенко)

Что услышите, что представите, то и изобразите. Можно летать, и кружится по всему классу.

(Музыка – задорная, веселая, быстрая и медленная).

Отдохнули? – Вернемся к нашему вопросу – Можно ли заменить название? Почему?

(Можно ли бы "жалость" назвать, но по всему тексту она не подходит, потому что автор показывает красоту, прелесть природного явления, а потом передает сожаление о том, что снежинка растаяла).

Д. - Мне нравится это название, оно нежное, точное.
Д. - Оно легкое, прозрачное.
Д. - Хоть она растаяла, но есть же другие снежинки.

У. - Посмотрите, сколько их в классе, а сколько на улице.

Давайте в тетрадях нарисуем снежинку, ту которую вы представляете.

Д. - Вот тогда она не растает!

Домашнее задание выучить наизусть стихотворение и показать свою снежинку, можете вырезать, нарисовать.

Запись музыки "Зимний вечер" Чайковского. Зарисовка снежинки (синим карандашом)

И Т О Г:

Чем понравился урок?
Что удивило?
Что вызвало радость? Что жалость?

А теперь покажите все свои снежинки, (кто успел нарисовать), они у нас не растают. Я вами очень довольна. Спасибо! Работали прекрасно. (Детям ставятся оценки отлично и хорошо, работали вместе над выразительным чтением и задача учителя увлечь работой всех учащихся по системе Л.В.Занкова – это получается всегда).

ПОСЛЕДНИЙ ЛИСТ

(из сборника "Горящий светильник" 1907 г.)

В небольшом квартале к западу от Вашингтон-сквера улицы перепутались и переломались в короткие полоски, именуемые проездами. Эти проезды образуют странные углы и кривые линии. Одна улица там даже пересекает самое себя раза два. Некоему художнику удалось открыть весьма ценное свойство этой улицы. Предположим, сборщик из магазина со счетом за краски, бумагу и холст повстречает там самого себя, идущего восвояси, не получив ни единого цента по счету!

И вот люди искусства набрели на своеобразный квартал Гринич-Виллидж в поисках окон, выходящих на север, кровель ХVIII столетия, голландских мансард и дешевой квартирной платы. Затем они перевезли туда с Шестой авеню несколько оловянных кружек и одну-две жаровни и основали "колонию".

Студия Сью и Джонси помещалась наверху трехэтажного кирпичного дома. Джонси - уменьшительное от Джоанны. Одна приехала из штата Мэйн, другая из Калифорнии. Они познакомились за табльдотом одного ресторанчика на Вольмой улице и нашли, что их взгляды на искусство, цикорный салат и модные рукава вполне совпадают. В результате и возникла общая студия.

Это было в мае. В ноябре неприветливый чужак, которого доктора именуют Пневмонией, незримо разгуливал по колонии, касаясь то одного, то другого своими ледяными пальцами. По Восточной стороне этот душегуб шагал смело, поражая десятки жертв, но здесь, в лабиринте узких, поросших мохом переулков, он плелся нога за нагу.

Господина Пневмонию никак нельзя было назвать галантным старым джентльменом. Миниатюрная девушка, малокровная от калифорнийских зефиров, едва ли могла считаться достойным противником для дюжего старого тупицы с красными кулачищами и одышкой. Однако он свалил ее с ног, и Джонси лежала неподвижно на крашеной железной кровати, глядя сквозь мелкий переплет голландского окна на глухую стену соседнего кирпичного дома.

Однажды утром озабоченный доктор одним движением косматых седых бровей вызвал Сью в коридор.

У нее один шанс... ну, скажем, против десяти, - сказал он, стряхивая ртуть в термометре. - И то, если она сама захочет жить. Вся наша фармакопея теряет смысл, когда люди начинают действовать в интересах гробовщика. Ваша маленькая барышня решила, что ей уже не поправиться. О чем она думает?

Ей... ей хотелось написать красками Неаполитанский залив.

Красками? Чепуха! Нет ли у нее на душе чего-нибудь такого, о чем действительно стоило бы думать, например, мужчины?

Ну, тогда она просто ослабла, - решил доктор. - Я сделаю все, что буду в силах сделать как представитель науки. Но когда мой поциент начинает считать кареты в своей похоронной процессии, я скидываю пятьдесят процентов с целебной силы лекарств. Если вы сумеете добиться, чтобы она хоть раз спросила, какого фасона рукава будут носить этой зимой, я вам ручаюсь, что у нее будет один шанс из пяти, вместо одного из десяти.

После того как доктор ушел, Сью выбежала в мастерскую и плакала в японскую бумажную салфеточку до тех пор, пока та не размокла окончательно. Потом она храбро вошла в комнату Джонси с чертежной доской, насвистывая рэгтайм.

Джонси лежала, повернувшись лицом к окну, едва заметная под одеялами. Сью перестала насвистывать, думая, что Джонси уснула.

Она пристроила доску и начала рисунок тушью к журнальному рассказу. Для молодых художников путь в Искусство бывает вымощен иллюстрациями к журнальным рассказам, которыми молодые авторы мостят себе путь в Литературу.

Набрасывая для рассказа фигуру ковбоя из Айдахо в элегантных бриджах и с моноклем в глазу, Сью услышала тихий шепот, повторившийся несколько раз. Она торопливо подошла к кровати. Глаза Джонси были широко открыты. Она смотрела в окно и считала - считала в обратном порядке.

Двенадцать, - произнесла она, и немного погодя: - одиннадцать, - а потом: - "десять" и "девять", а потом: - "восемь" и "семь" - почти одновременно.

Сью посмотрела в окно. Что там было считать? Был виден только пустой, унылый двор и глухая стена кирпичного дома в двадцати шагах. Старый-старый плющ с узловатым, подгнившим у корней стволом заплел до половины кирпичную стену. Холодное дыхание осени сорвало листья с лозы, и оголенные скелеты ветвей цеплялись за осыпающиеся кирпичи.

Что там такое, милая? - спросила Сью.

Шесть, - едва слышно ответила Джонси. - Теперь они облетают гораздо быстрее. Три дня назад их было почти сто. Голова кружилась считать. А теперь это легко. Вот и еще один полетел. Теперь осталось только пять.

Чего пять, милая? Скажи своей Сьюди.

ЛистьевЮ На плюще. Когда упадет последний лист, я умру. Я это знаю уже три дня. Разве доктор не сказал тебе?

Первый раз слышу такую глупость! - с великолепным презрением отпарировала Сью. - Какое отношение могут иметь листья на старом плюще к тому, что ты поправишься? А ты еще так любила этот плющ, гадкая девочка! Не будь глупышкой. Да ведь еще сегодня доктор говорил мне, что ты скоро выздоровеешь... позволь, как же это он сказал?.. что у тебя десять шансов против одного. А ведь это не меньше, чем у каждого из нас здесь в Нью-Йорке, когда едешь в трамвае или идешь мимо нового дома. Попробуй съесть немножко бульона и дай твоей Сьюди закончить рисунок, чтобы она могла сбыть его редактору и купить вина для своей больной девочки и свиных котлет для себя.

Вина тебе покупать больше не надо, - отвечала Джонси, пристально глядя в окно. - Вот и еще один полетел. Нет, бульона я не хочу. Значит, остается всего четыре. Я хочу видеть, как упадет последний лист. Тогда умру и я.

Джонси, милая, - сказала Сью, наклоняясь над ней, - обещаешь ты мне не открывать глаз и не глядеть в окно, пока я не кончу работать? Я должна сдать иллюстрацию завтра. Мне нужен свет, а то я спустила бы штору.

Разве ты не можешь рисовать в другой комнате? - холодно спросила Джонси.

Мне бы хотелось посидеть с тобой, - сказала Сью. - А кроме того, я не желаю, чтобы ты глядела на эти дурацкие листья.

Антон Пришелец (Антон Ильич Ходаков) – советский поэт. Родился Антон 20 декабря 1892 (1 января 1893) в Саратовской губернии - в селе Безлесье Балашовского уезда в крестьянской семье. . .
Антон Пришелец работал журналистом в Балашове, в 1922 г. переехал в Москву, где работал в редакции «Рабочей газеты». Антон Пришелец печатался в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Недра», «Молодая гвардия», «Октябрь» и других. . .
В 1920 г. Антон Пришелец опубликовал свой первый сборник стихов «Зорьные зовы», затем - «Стихи о деревне», «Мой костер», «Зерно», «Зеленый ветер», «Тропинка милая», «Охапка сена», «Полынья», «Излучина» и другие. Всего Антон Пришелец за свою жизнь выпустил 15 поэтических сборников. . .
Антон Пришелец - автор популярных песен: «У дороги чибис», «Ой ты, рожь», «Куда бежишь, тропинка милая», «Жизнь моя, любовь моя» и других. Среди соавторов песен Антона Пришельца - такие известные советские композиторы, как С. Прокофьев, С. Кац, С. Туликов, В. Мурадели. . .

* * * * * * * * * * *

Рецензии о поэзии

"Поэзия родной земли"
"Литературная газета" №150, 17.12.1955

Поэт рассказывает, как в детстве ему, открылся мир простой и задушевной красоты. Свое преклонение перед нею он пронёс через всю жизнь. Не только образы и звуки сберегла ему память, он сохранил большее: восторг перед щедростью природы, ясную и гордую веру в человека. Он бережно подбирает приметы родного края: волжский разлив, степной простор, саратовские частушки… Он рассказывает о хлебопашцах и воинах, о детях и девушках незатейливыми и точными словами. Правда детских впечатлений, подтвержденная всей последующей жизнью, стала правдой его поэзии.
В этом – обаяние книги стихов Антона Пришельца «Мой костер» («Советский писатель», 1955). В ней нет разнообразия и сложности, но удивительно се постоянство и единство. Тема её – родная страна, скромная прелесть природы, сила и талантливость народа. В его стихах красивы каждая яблоня и каждый степной колодец. Река Хопёр, Сенежское озеро, станция Расторгуево, волжские плёсы – не случайные поэтические этикетки, а точно названные любимые места. Увиденное и пережитое не украшено и не возвышено. Оно осталось обычным и знакомым, только согрето лирическим чувством. Так написаны и пейзажи и люди. К Пришельцу можно отнестись доверчиво, он выступает без позы. Поэт не знает восклицательных знаков. Он уважительно говорит о труде и о подвиге. Молодой боец «не мечтал прославиться героем», но под огнём переплыл с товарищами реку и пять часов оборонялся от жестокого натиска на узком клочке земли. «Ну, вот и всё, чем отличился он». У Пришельца не встретишь «яростной» любви, но горит в его стихах скромное чувство и утверждается молчаливая верность.
Августовской степи теплынь,
Мотыльковая легкость платья,
Горько пахнущая полынь
И две ёлочки на закате. . .
Стихи Пришельца читаешь, как страницы дневника, где летопись событий и личная жизнь нераздельны. Колхозная электростанция на маленькой речке. Голубые майки физкультурного парада. Ожидание фронтовых писем. Скорбь родителей, потерявших сына. В написанном об этом стихотворении «Твой портрет» поэт задушевно говорит с читателем. Надежда и счастье воплощены сильнее, чем печаль. Цикл стихов о погибшем воине торжественно и светло заканчивается стихотворением «Родине». Близость к природе и единство с людьми – лейтмотивы поэтических переживаний, поэтому так непосредственно выражено в поэзии Пришельца чувство Родины.
Сборник Пришельца назван «Мой костер». Можно припомнить известный романс Полонского и другое стихотворение его, обращенное к Тютчеву, где поэзия уподобляется костру, согревающему усталого спутника: Тютчев ответил четверостишьем «Другу моему Я. Полонскому» («Нет боле искр живых на голос твой приветный»). Такой же костёр у Пришельца, только огонёк его «веселый». Конечно, ассоциация эта не случайна. В стихах Пришельца порой слышатся интонации Некрасова, Лермонтова, Тютчева, даже фетовские соловьи поют в его стихах. Это органично для поэта. Он продолжает линию русского поэтического пейзажа, которая идёт от «Родины» Лермонтова к есенинской «Анне Снегиной». У поэтов прошлого восприятие природы нередко отягощалось трагическими нотами, у Пришельца пейзаж почти всегда одушевлён полнотой счастья. То же и в песнях Пришельца: они написаны интонациями русского романса, но в собственном, мажорном и сердечном тоне. «Куда бежишь, тропинка милая?» – как народная запевка, музыка тут необходима.
Стихи Пришельца привлекают свежестью, но не всегда оставляют впечатление законченности. Кажется, поэт понимает это сам: он много раз варьирует тему, не предлагая окончательных решений. В его стихах трудно сделать выбор, их нужно читать все вместе. Это можно воспринять, как недостаток. Но можно сказать и так: перед нами лирическая повесть, неторопливая и откровенная..."

ОСЕННИЕ СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Верная примета

Ветер тучи гонит,
Ветер в трубах стонет,
Дождь косой, холодный
По стеклу стучит.
На дорогах лужи
Морщатся от стужи,
Под навесом прячутся
Грустные грачи.
Верная примета,
Что проходит лето,
Что опята просятся
Сами в кузовок,
Что спешит с подарками
Снова осень яркая,
Что скучает в школе
Говорун-звонок.

(Г. Ладонщиков)

Осени приметы

Тонкая берёзка
В золото одета.
Вот и появилась осени примета.

Птицы улетают
В край тепла и света,
Вот вам и другая
Осени примета.

Сеет капли дождик
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже
Осени примета.

Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём надета
Школьная рубашка,
Купленная летом.

Девочка с портфелем.
Каждый знает: это –
Осени идущей
Верная примета.

(Л. Преображенская)

Осень

Летних листьев влажный лепет
Стих и поредел.
Лист кленовый, словно лебедь,
Кружит по воде.
Собрались берёзы в стаи,
Только ветра ждут.
Дым ветвится, вырастая -
Где-то листья жгут…
И в саду, в тумане белом
Слышен за сто вёрст
Звук паденья яблок спелых,
Переспелых звёзд.
(И. Гамазкова)

Посмотри, как день прекрасен


Посмотри, как день прекрасен,
И как ясен небосклон,
Как горит под солнцем ясень,
Без огня пылает клен.

И кружится над поляной,
Как жар-птица, лист багряный.

И багряны, как рубины,
Рдеют ягоды рябины
В ожидании гостей -
Красногрудых снегирей...

А на взгорке, в рыжих листьях,
Словно в пышных шубах лисьих,
Величавые дубы
С грустью смотрят на грибы –

Старые и малые
Сыроежки алые
И пурпурный мухомор
Посреди кротовых нор...

День меж тем к концу подходит,
В красный терем спать уходит
Солнце красное с небес...
Гаснут листья.
Меркнет лес.
(И. Мазнин)

Ковровые дорожки

За осенними тучами где-то
Журавлиный затих разговор.
На дорожки, где бегало лето,
Разноцветный улёгся ковёр.

Воробей загрустил за окошком,
Непривычно притихли дома.
По осенним ковровым дорожкам
Незаметно приходит зима.
(В. Орлов)


Ночной листок

Я сидел сегодня
Дотемна
Около открытого
Окна.
Вдруг на подоконнике
Прилёг
Золотистый
Маленький листок.
За окошком сыро
И темно.
Вот он и влетел
В моё окно.
Он дрожит.
И видно, оттого
Шевелится хвостик
У него.

(В. Орлов)

Осеннее награждение

Закачались,
Зашумели
В тёмной чаще
Сосны, ели!
Встрече с ветром
Очень рады:
Он вручает им
Награды!
Прикрепляет
«Орден Клёна»
На мундир
Сосне зелёной.
Орден красный,
Вырезной,
С золотистою
Каймой!
И по пригоршне
Медалей
Каждой ели
Ветры дали!
Золотых
Да розовых –
«Осиновых»,
«Берёзовых»!

(А. Шевченко)
Собрались и полетели

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне-снегири.

(Е. Головин)

Лист

Тихая, тёплая, нежная осень


свет.
На тротуары, газоны, аллеи
их она сыплет, ничуть не жалея,

лист.



лист.


миг
и, минуя широкий карниз,
вниз!
(А. Стариков)

Осень в лесу

Осень лесу каждый год
Платит золотом за вход.
Поглядите на осину –
Вся одета в золото,
А сама лепечет:
"Стыну..." –
И дрожит от холода.


А берёза рада
Жёлтому наряду:
"Ну и платье!
Что за прелесть!"
Быстро листья разлетелись,
Наступил мороз внезапно.
И берёзка шепчет:
"Зябну!..."


Прохудилась и у дуба
Позолоченная шуба.
Спохватился дуб, да поздно
И шумит он:
"Мёрзну! Мёрзну!"
Обмануло золото –
Не спасло от холода.

(Из А. Гонтаря в переводе В. Берестова)

Осень

Помедли, осень, не спеши
Разматывать свои дожди,
Свои туманы расстилать
на зыбкую речную гладь.

Помедли, осень, покажи
Мне желтых листьев виражи,
Дай убедиться, не спеша,
Как тишина твоя свежа

И как бездонна неба синь
Над жарким пламенем осин...

(Л. Татьяничева)

Осень


Все деревья засыпают,
С веток листья осыпают.
Только ель не осыпается –
Ей никак не засыпается.
Страх покоя не даёт:
Не проспать бы Новый год!

(М. Шварц)

Осень

Нудный дождь на землю льется,
И поник простор.
Осень вывинтила солнце,
Словно лампочку монтер.

(М. Шварц)

Осень

Осень,
осень...
Солнце
В тучах отсырело
Даже в полдень светит
Тускло и несмело.
Из холодной рощи
В поле,
на тропинку,
Выдуло зайчонка

Первую
Снежинку.

(Т. Белозеров)

Осень-швея

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьёт одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.

Листочки на выбор – любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.

Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней чем эта, не сыщешь картины.

(Т. Гусарова )

Листоход

Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт...
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

(В. Шульжик)

Цветная осень

Цветная осень
вечер года
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.

Весь этот мир как на ладони,
Но мне обратно не идти.
Еще я с вами, но в вагоне,
Еще я дома, но в пути.

(С. Маршак)

Скоро белые метели

Скоро белые метели
Снег поднимут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел!

Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой черной
В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
(Е. Благинина)

Лист

Тихая, тёплая, нежная осень
листья увядшие всюду разносит,
красит в лимонный, оранжевый цвет
свет.
На тротуары, газоны, аллеи
их она сыплет, ничуть не жалея, –
вот над окном в паутине повис
лист.
Настежь окно. И доверчивой птицей
мне на ладонь, покружившись, садится,
лёгок и холоден, нежен и чист
лист.
Ветра порыв. Лист взлетает с ладони,
вот он уже на соседнем балконе,
миг – и, минуя широкий карниз,
вниз!
(А. Стариков)

Роща золотая

Осень! Роща золотая!
Золотая, синяя,
А над рощей пролетает
Стая журавлиная.
Высоко под облаками
Гуси откликаются,
С дальним озером, с полями
Навсегда прощаются.
(А. Пришелец)

Наступила осень

Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.

Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.

Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.

Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.
(Е. Арсенина)

Листопад

Под ногой похрустывают льдинки,
Ничего не видно. Темнота.
И шуршат листочки – невидимки,
Облетая с каждого куста.
Осень ходит по дорогам лета,
Всё притихло, отдыхать легко.
Только в небе празднично от света –
Небо все созвездия зажгло!..
С золотыми листиками схожи,
Звёзды с неба сыплются… летят...
Будто в тёмном, звёздном небе тоже
Наступил осенний листопад.
(Е. Трутнева)

Листопад

Листопад,
Листопад!
Птицы жёлтые летят…
Может, и не птицы это
Собрались в далёкий путь?
Может, это
Просто лето
Улетает отдохнуть?
Отдохнёт,
Сил наберётся
И обратно к нам
Вернётся.

(И. Бурсов)

Урок листопада

И парами, парами следом за нею,
За милой учительницей своею
Торжественно мы покидаем село.
А в лужи с лужаек листвы намело!

"Глядите! На ёлочках тёмных в подлеске
Кленовые звёзды горят, как подвески.
Нагнитесь за самым красивым листом
В прожилках малиновых на золотом.

Запомните все, как земля засыпает,
А ветер листвою её засыпает".
А в роще кленовой светлей и светлей.
Всё новые листья слетают с ветвей.

Играем и носимся под листопадом
С печальной, задумчивой женщиной рядом.

(В. Берестов)

Осенний разговор

Говорила калина калине:

Отчего ты, подружка, в кручине?
Отчего такой пасмурный вид?

Что за боль твоё сердце щемит?..

Отвечала калина калине:

Оттого меня гложет кручина,

Что уже на пороге зима,

Что уже на подходе метели,

Ведь недаром – подумай сама!

Наши ветки вчера облетели!..

(А. Каминчук)

Осенний ветер

Дождик. Тучи над землёю
Беспрерывной чередой.
Под кустом грустит сухое
Опустевшее гнездо.

Ветер крутится и мчится –
Вихрем листья, шум и стон,
Может, в бурю превратиться
В этот раз задумал он?

Утихает дождь под вечер.
Бродят сны в саду ночном.
И, клубком свернувшись, ветер
Крепко спит в гнезде пустом.
(Н. Зверковская)

Осенний ветер


Кто-то ходит у ворот –
То заденет ветку,
То травинки соберёт
И подбросит кверху.

То начнёт рябину гнуть
У забитой дачи,
Вот на лужу взялся дуть,
Как на чай горячий.

И не мёрзнет без пальто
В зябкий синий вечер...
Этот кто-то – он никто,
Он – осенний ветер.
(Л. Дербенев)

Лосиное эхо

Протрубил тревожно лось:

Лето было – кон-чи-лось.

И сигнал лесной тревоги

Раскатился вдоль дороги.

К облакам взлетел он с ветром,

Пробежал по тропкам лисьим.

И с деревьев жёлтым эхом

Уронила осень листья.
(В. Степанов)

Журавли

Над бурой нивой
Конопли
Летят лениво
Журавли.
Летят,
Перекликаются.
На все глядят,
Прощаются
С елками
Зелеными,
С березками
И с кленами,
С долинами,
С озерами,
С родимыми
Просторами.
(Г. Ладонщиков)

Осенние заботы зайца

Что у зайца на уме?
Подготовиться к зиме.

Раздобыть не в магазине
Пуховик отменный зимний.

Белой-белой белизны,
Чтоб в нём бегать до весны.

Прежний стал холодноват,
Да и сер, и маловат.

Он зимою вражьей своре,
Как мишень на косогоре.

Безопасней будет в новом,
Не заметней псам и совам.

Белый снег и белый мех
И теплей и краше всех!

( Т. Уманская)

Последние листья


Летят над полям
Последние листья,
Последние листья
В лесу облетают.
И солнце, едва
Пробиваясь сквозь тучи,
Роняет последний негреющий лучик.
На речке не слышно
ни песни, ни слова.
Ушли рыболовы
С последним уловом.
Но верят упрямо
и люди, и птицы:
Все снова родится!
Все вновь повторится!

(А. Пришелец)

Осенняя сказка

Начинается сказка
Осенняя тихо.
Она ходит по лесу,
Как будто лосиха,
Не видать,
Не слыхать,
Как идёт за ветвями.
Но за ней мы с тобой
Поторопимся сами.
Видишь, вспыхнули
Гроздья сентябрьской рябины.
Видишь, гриб покраснел
Под звенящей осиной.
Виснет лёгким дымком
На сосне паутина.
В ней запуталось лето
Листочком осины.
(Г. Новицкая)

Ещё грибами пахнет лес

Ещё грибами пахнет лес
И лист не снялся
У осины.
И с разрумяненной рябины
Ещё зной лета
Не исчез.
Ещё не всё пересказал
Ручей,
Живущий под корнями.
Но дождь
Уже спешит за нами,
Как будто леса
Не видал!
(Г. Новицкая)

На дороге, на тропинке

На дороге, на тропинке
Растерял листочки лес.
Паучок по паутинке
Мне за шиворот залез.

Уж темнее стали ночи
И не слышно дятла стук.
Чаще дождик ветви мочит,
Не раздастся грома звук.

По утру уже на луже
Появился первый лёд.
И снежок легонько кружит,
Знать мороз в пути, идёт.
(Л. Нелюбов)

Осенние задания


С утра в лесу
Над нитью серебристой
Хлопочут паучки

Телефонисты.
И вот уже от елки
До осинки,
Как провода, сверкают
Паутинки.
Звенят звонки:
Внимание! Внимание!
Послушайте осенние
Задания!
Алло, медведь!
Я слушаю! Да, да!
Уже не за горами
Холода!
Пока зима не подошла
К порогу,
Вам нужно срочно
Подыскать берлогу!
Звенят звонки
У белок и ежей,
От верхних
И до нижних этажей:
Проверьте поскорей
Свои кладовки

Хватает ли припасов
Для зимовки.
Звенят звонки
У старого болота:
У цапель все готова
Для отлета?
К отлету все готово!
В добрый путь!
Не забывайте снова
Заглянуть!
Звенят звонки у липы
И у клена:
Алло! Скажите,
Кто у телефона?
Алло! У телефона
Муравьи!
Закройте
Муравейники свои!
Скажите, это речка?
Речка, речка!
А почему для раков
Нет местечка?
И речка отвечает:
Это враки!
Я покажу вам,
Где зимуют раки!
Алло, ребята!
Добрый день, ребята!
На улице уже
Холодновато!
Пора для птиц
Вывешивать кормушки

На окнах, на балконах,
На опушке!
Ведь птицы

Ваши верные друзья,
А про друзей нам
Забывать нельзя!

(В. Орлов)

Доктор Осень

На колючках у ежат
Два горчичника лежат.
Значит, их поставил кто-то,
Только где он, этот доктор?
Лес вздохнул
И листья сбросил...
Догадался! Это Осень!

(Е. Григорьева)

От рассвета до заката

Превращаются леса
В расписные паруса.
Снова осень,
Снова листья
Без начала, без конца
За рекой
И у крыльца.

Вот они плывут куда-то -
То назад,
А то вперёд.
От рассвета до заката
Ветер их на части рвёт.

Целыё день
Дожди косые
Тянут нити сквозь леса,
Словно чинят расписные
Золотые паруса…

(В. Степанов)

До будущего лета

Уходит тихо Лето,
одетое в листву.
И остается где-то
во сне иль наяву:
серебряная мушка
в сетях у паука,
невыпитая кружка
парного молока.
И ручеёк стеклянный.
И теплая земля.
И над лесной поляной
жужжание шмеля.

Приходит тихо Осень,
одетая в туман.
Она дожди приносит
из зарубежных стран.
И листьев желтый ворох,
и аромат лесной,
и сырость в темных норах.

А где-то за стеной
будильник до рассвета
стрекочет на столе:
«До бу-ду-ще-го ле-та,
до бу-ду-ще-го ле-…»

(Тим Собакин)

Письмо

Злой осенний ветерок
У куста сорвал листок.
Долго с листиком вертелся.
Над деревьями кружил,
А потом мне на колени
Желтый листик положил.
Тронул холодом лицо:
«Получите письмецо!
Это вам прислала Осень,
И еще охапку желтых,
Красных,
Разных писем
Бросил.

(Е. Авдиенко)

Осень

Зашуршали под ногами
Листья с желтыми боками.
Стало сыро, стало голо,
Собираться надо в школу.
Я тетрадки еле-еле
Разместил в своем портфеле
Среди ягодок рябины,
Листьев клена и осины,
Желудей и сыроежек…
И, наверное, Олежек,
Мой сосед по парте спросит:
"Что все это?" "Это – осень"…
(Т. Агибалова)

Рябинушка

Посмотри! Покраснели осины,

В шалях жёлтых берёзки стоят…

У лесной примадонны рябины

Бусы алым рубином горят.

Нарядилась, как будто царевна,

На роскошном осеннем пиру.

Ей лесная русалка, наверно,

Заплетала косу поутру.

(Л. Чадова)

Осеннее чудо

Ныне осень, непогода.
Дождь и слякоть. Все грустят:
Потому что с жарким летом
Расставаться не хотят.

Небо плачет, солнце прячет,
Ветер жалобно поёт.
Загадали мы желанье:
Пусть к нам лето вновь придёт.

И сбылось желанье это,
Веселится детвора:
Чудо ныне – Бабье лето,
Среди осени жара!
(Н. Самоний)

Осень в танце тихо плачет

Распустила осень косы
Полыхающим костром.
Чаще иней, реже – росы,
Дождь – холодным серебром.

Оголила осень плечи,
В декольте все дерева –
Скоро бал, прощальный вечер...
Уж вальсирует листва.

Хризантемы дивным мехом
Красят осени наряд.
Ветер балу не помеха –
Громче музыка в сто крат!

Распустила осень косы,
Ветер треплет шёлк волос.
Чаще иней, реже – росы,
Слаще запах поздних роз.

Осень в танце тихо плачет,
Губы в шёпоте дрожат.
В лужах взгляд печальный прячет.
Птицы жалобно кружат.

Протянув листок, как руку,
Машет грустное "Прощай"...
Осень, чувствуя разлуку,
Шепчет слёзно: "Вспоминай..."
(Н. Самоний)

Грустная осень

Листья улетели
Вслед за птичьей стаей.
Я по рыжей осени
День за днём скучаю.

Небо загрустило,
Солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой
Долго не бывает!
(Н. Самоний)

Осыпаются сливы в саду...


Осыпаются сливы в саду,
Угощение знатное осам…
Жёлтый лист искупался в пруду
И приветствует раннюю осень.

Он представил себя кораблём,
Ветром странствий его раскачало.
Вот и мы вслед за ним поплывём
К неизведанным в жизни причалам.

И ведь знаем уже наизусть:
Через год будет новое лето.
Отчего же вселенская грусть
В каждой строчке в стихах у поэтов?

Оттого ль что следы на росе
Смоют ливни и выстудят зимы?
Оттого ль что мгновения все
Мимолётны и неповторимы?

(Л. Кузнецова)

Осень. Тишина в поселке дачном...

Осень. Тишина в поселке дачном,
И пустынно-звонко на земле.
Паутинка в воздухе прозрачном
Холодна, как трещина в стекле.

Сквозь песочно-розовые сосны
Сизовеет крыша с петушком;
В легкой, дымке бархатное солнце -
Словно персик, тронутый пушком.

На закате, пышном, но не резком,
Облака чего-то ждут, застыв;
За руки держась, исходят блеском
Два последних, самых золотых;

Оба к солнцу обращают лица,
Оба меркнут с одного конца;
Старшее – несет перо жар-птицы,
Младшее – пушинку жар-птенца.
(Н. Матвеева)

Поздняя осень

Отыграли краски осени,
Увядает буйство цвета,
И деревья с лёгкой проседью
Первым снегом приодеты.

Только сосенки да ели
Свои шубки не снимают
Ни в жару и ни в метели –
Зелень нежно сохраняют.

И действительно, на диво
Белый цвет и цвет зелёный
Сочетаются красиво
Только зимушкой студёной!

(Е. Яхницкая )

Жалуется, плачет

Жалуется, плачет
Осень за окном,
И слезинки прячет
Под чужим зонтом...

Пристаёт к прохожим,
Докучает им,
Разным, непохожим,
Сонным и больным...

То изводит нудной
Ветреной тоской,
То дыхнёт простудной
Влагой городской...

Что же Тебе надо,
Странная мадам?
А в ответ досадный
Хлёст по проводам...
(А. Травяная)

Приближение осени

Постепенно холодает
И короче стали дни.
Лето быстро убегает,
Стаей птиц, мелькнув вдали.

Уж рябины покраснели,
Стала жухлою трава,
На деревьях появилась
Ярко-желтая листва.

По утру туман клубится,
Неподвижный и седой,
А к полудню солнце греет
Будто летом в жаркий зной.

Но едва подует ветер
И осенняя листва
Замелькает в ярком танце
Будто искры от костра.
(И. Бутримова)

Золотая осень чудной красоты

Голубое небо, яркие цветы,
Золотая осень чудной красоты.
Сколько солнца, света, нежного тепла,
Это бабье лето осень нам дала.
Рады мы последним теплым, ясным дням,
На пеньках опятам, в небе журавлям.

Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой,
А, добавив красной, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты.
Получилась осень глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать?
(И. Бутримова)

Листопад

Опавшие листья шуршат под ногами,
Всю землю, укрыв разноцветным ковром,
И клёнов осенних холодное пламя
Сверкает на солнце прощальным костром.

А ветер играет рябиновой веткой
И гроздья мелькают в осенней листве.
В народе давно существует примета,
Что много рябины - к холодной зиме.

Последних ромашек глазки золотые
Напомнили вновь об ушедшем тепле
И капли росы, словно слёзы живые,
С их белых ресничек текут на заре.

А ветер всё гонит опавшие листья
И клином печальным летят журавли.
Мне поезд, из лета умчавшийся в осень,
Билетиком желтым помашет вдали.
(И. Бутримова)

Засентябрило за окном

Засентябрило за окном…И что же?
Я наслаждаюсь этим днем погожим.

Смотрю в озера-небеса, в них таю,
В заоблачные дали уплывая.

Вдыхаю листьев аромат с горчинкой.
Любуюсь кружевами паутинки.

И радуюсь прожитому мгновенью,
Черпая неземное вдохновенье.

Засентябрило за окном… И что же?
Я наслаждаюсь этим днем погожим…
(Н. Присти)

Слезинками дождя печалит нас сентябрь...

Слезинками дождя печалит нас сентябрь...
Уже под серебро не раз скрывались травы,
На лужах поутру прозрачные оправы,
Рябина под окном зарделась, как дитя…
Бежит, спешит река, стараясь избежать
Томительного сна и длительного плена...
И клен березе шепчет вдохновенно,
Как он умеет терпеливо ждать…
(О. Кухаренко)

Сентябрь нарядный...

В сапожках красных, в костюме жёлтом,
Сентябрь вышел в наряде модном.
В пшеничный локон, на зависть девам,
Рубин калины вплетён умело.

Шагает франтом по травам луга,
Несёт подарки своим подругам.
Осинки в роще, в лесу берёзы
Ждут цвет медовый и злато в косы.

Раздал все краски Сентябрь щедрый,
Но не хватило сосне и кедру,
И липе с дубом их маловато...
Зовёт Сентябрь на помощь брата.

В янтарном фраке, под звоны струек,
В садах и парках Октябрь пирует,
И злато сыплет различной пробы.
Ноябрь, весь в белом, уже в дороге.

(И. Расулова )

Пришёл октябрь

Пришел октябрь. Поднес под кроны
Свой факел
вспыхнули леса.
Одна сосна огнем зеленым
Смеется осени в глаза.
Гуляет ветер по аллеям
С листвой на свадьбе золотой.
А лес грустит по птичьим трелям,
Разлив задумчивый покой.
(Л. Боченков)

Ноябрь


Всё быстрее облетают клёны,
Всё темнее низкий свод небес,
Всё виднее, как пустеют кроны,
Всё слышнее, как немеет лес,
И всё чаще прячется во мгле
Солнце, охладевшее к земле…
(И. Мазнин)