Ведь почему хочется быть генералом. «Ведь почему хочется быть генералом

Предварительный просмотр:

1 вариант.

1. Гоголя звали

а) Василий Николаевич

б) Алексей Николаевич

в) Николай Васильевич

г) Николай Алексеевич

2. Какой эпиграф предпослан комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) «На зеркало неча пенять, коль рожа крива».

б) «Береги честь смолоду».

в) "И жить торопится, и чувствовать спешит".

г) «Стрелялись мы».

3. Кто не является персонажем комедии "Ревизор"?

а) Шпекин

б) Гибнер

в) Чичиков

г) Земляника

4. Кто из действующих лиц комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" не протяжении всей пьесы не произносит ни одного слова?

а) жена городничего

б) слесарша Пошлепкина

в) смотритель училищ

г) лекарь Гибнер

5. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) чтение письма в) две развязки: разоблачение Хлестакова и приезд настоящего ревизора

б) нет развязки г) отъезд Хлестакова

6. Кому в комедии принадлежит высказывание: "Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать" ?

а) Ляпкину-Тяпкину

б) Городничему

в) Добчинскому

г) Землянике

7. В чем заключается своеобразие комедии Н.В.Гоголя "Ревизор"?

а) отсутствие конфликта

б) трагическая развязка

в) немая сцена

г) отсутствует любовная интрига

8. Как звали дочь городничего?

а) Марья Антоновна

б) Татьяна Ивановна

в) Анна Андреевна

г) Людмила Федоровна

9. Действие комедии Н.В.Гоголя "Ревизор" происходит

а) в Москве

б) в Тульской губернии

в) в уездном городе

г) в Петербурге

10. О ком говорится: «…оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга;

оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками»?

а) о Ляпкине - Тяпкине и Землянике

б) о Захаре и Осипе

в) о городничем и Хлестакове

г) о Бобчинском и Добчинском

11. Кто сказал: «На столе, например, арбуз - в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку - пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах…»?

а) Ляпкин - Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

12. О каком персонаже идет речь: «…уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно серьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов» ?

а) городничий

б) судья

г) почтмейстер

13. О каком персонаже идет речь: «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими»?

а) Ляпкин - Тяпкин

б) Городничий

в) Хлестаков

г) Земляника

14. Хлестаков был в чине

а) коллежского регистратора

б) канцлера

в) коллежского асессора

г) статского советника

15. Какие черты характерны чиновникам – персонажам комедии?

а) взяточничество

б) халатность

в) добродушие

г) гостеприимство

д) страх перед начальством

е) честность

Тест по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 8 класс.

2 вариант.

1. Гоголь родился

а) в Петербурге

б) в Москве

в) в Орловской губернии

г) на Украине

2. Каково происхождение сюжета «Ревизора»?

а) придумал сам Гоголь

б) подсказал Пушкин

в) вычитал в газете

г) взят из других источников

3. Кто является персонажем «Ревизора»?

а) Коробочка

б) Башмачкин

в) Бульба

г) Шпекин

4. Есть ли в комедии положительный герой?

а) нет, ни один персонаж не может быть назван положительным в) унтер-офицерша

б) Мария Антоновна г) да, это разоблачительный смех самого Гоголя

5. Определите завязку в пьесе «Ревизор»

а) монолог Осипа 2 действие, 1 явление

б) всё 1 действие

в) 1 явление, 1 действие

г) встреча Городничего и Хлестакова

6. О ком из героев пьесы сказал Городничий: «Я раз слушал его: ну покамест говорил об ассириянах и вавилонянах - еще ничего, а как добрался до Александра Македонского, то я не могу вам сказать, что с ним сделалось. Я думал, что пожар, ей-богу! Сбежал с кафедры и что есть силы хвать стулом об пол» ?

а) о Хлестакове

б) об учителе по истории

в) об учителе словесности

г) о судье

7. Произведение «Ревизор» по жанру

а) роман

б) комедия

в) трагедия

г) драма

8. Как звали Хлестакова

а) Иван Александрович

б) Лука Лукич

в) Амос Федорович

г) Антон Антонович

9. Хлестаковщина - это

а) история дружбы Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского и Хлестакова

б) история взаимоотношений Хлестакова с крепостными

в) история любви Хлестакова и Марии Антоновны

г) ложь, в самом человеке сидящая, когда он сам не понимает, что лжет

10. Кто сказал: «Да если спросят, отчего не выстроена церковь при богоугодном заведении, на которую год назад была ассигнована сумма, то не позабыть сказать, что начала строиться, но сгорела. Я об этом и рапорт представлял. А то, пожалуй, кто-нибудь, позабывшись, сдуру скажет, что она и не начиналась» ?

а) Антон Антонович

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

11. О ком идёт речь: «Он! И денег не платит, и не едет. Кому же быть, как не ему? И подорожная прописана в Саратов» ?

а) о судье

б) о Хлестакове

в) о Тряпичкине

г) о докторе Гибнере

12. Кто сказал: «Ведь почему хочется быть генералом? – потому что, случится, поедешь куда-нибудь – фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперёд: «Лошадей!»?

а) Хлестаков

б) Городничий

в) Добчинский

г) Бобчинский

13. О ком идёт речь: «… человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему даёт вес» ?

а) городничий

б) судья

в) смотритель богоугодных заведений

г) почтмейстер

14. Слугу Хлестакова звали

а) Захар

б) Степан

в) Осип

г) этот персонаж без имени, просто - слуга

15. Укажите причины, по которым чиновники принимают Хлестакова за ревизора?

а) по недоразумению

б) рассказы Хлестакова

в) известие о приезде ревизора

г) страх

д) он сам представился таковым

е) больше никого не было

Ключ к тесту по комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». 8 класс.

1 вариант.

  1. а), б), д

2 вариант.

  1. в), г)

Предварительный просмотр:

Тест по комедии «Ревизор» Н.В. Гоголя

1. Жанр этого произведения:

а) трагедия

б) комедия

в) драма

2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:

а) ревизор

б) городничий

в) смех

3. Действие в «Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей

Остроты в сцене:

А) в трактире

Б) разглагольствования Хлестакова

В) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге

4. Истинное стремление Хлестакова:

а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением

б) жениться на Марье Антоновне

в) набрать как можно больше денег в долг

5. Глупость, пустота, фанфарствосвойственны:

а) Ляпкину-Тяпкину

б) городничему

в) Хлестакову

6. Хлестаковщина – это:

а) Стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на

самом деле

б) стремление модно одеваться

в) погоня за чинами

7. Кому принадлежала идея «Ревизора»:

а) Н.В. Гоголю

б) В.А. Жуковскому

в) А.С. Пушкину

8. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»:

а) чтение письма

б) отъезд Хлестакова

в) две развязки: разоблачение Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора

9. В каком городе происходит действие комедии «Ревизор»:

а) Миргороде

б) уездном городе

в) Москве

10. О ком в комедии говорится, что «... в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него

Отдает немного водкою»:

а) заседатель

Б) уездный лекарь

В) городничий

11. Кто брал взятки борзыми щенками?

а) Бобчинский

б) Ляпкин-Тяпкин

в) Держиморда

12. Кому принадлежит фраза: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем

же стулья ломать?»

а) Ляпкину-Тяпкину

Б) Хлестакову

В) Сквозник-Дмухановскому

13. Какую должность занимал Земляника?

а) смотритель училищ

б) судья

в) уездный лекарь

14. Когда чиновники узнали, что их обманул Хлестаков:

а) из письма Хлестакова приятелю

б) рассказал Осип о своем Хозяине

в) приехал настоящий ревизор

15. В качестве эпиграфа в пьесе «Ревизор» использована пословица:

а) По платью видят, кто таков идет

б) Говорит направо, а глядит налево

в) На зеркало неча пенять, коли рожа крива

16. С помощью какого средства уездные чиновники хотели «ублажить» столичного

«ревизора» Хлестакова?

а) лесть

Б) взятка

В) угодливое обхождение

17. Хлестаков:

а) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне

б) хочет взыскать уважение городничего

в) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях

18. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:

а) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего

б) настоящее, светлое чувство влюбленного

в) жесткая насмешка над провинциальной барышней

19. Кто первый сообщил о приезде ревизора:

А) Бобчинский и Добчинский

Б) городничий

В) Земляника

20. Хлестаков способен:

а) быть логичным

Б) удивлять окружающих искрящимся юмором

В) произносить нелепости и врать без остановки


««Литература» 6 класс» - Крылов Иван Андреевич. Один из залов национальной портретной галереи. И.А. Крылов «Ларчик». Николай Михайлович Рубцов. Пришвин «Кладовая солнца». Грин «Алые паруса». Шукшин Василий Макарович. Чирки – самодельная обувь. Митраша. Лесков «Левша». Путешествие по страницам школьного учебника. Литгородок.

««Литература» 7 класс» - Константин Дмитриевич Бальмонт. Антон Павлович Чехов. Иван Андреевич Крылов. Литературный род. Фёдор Иванович Тютчев. Эпос. Александр Александрович Блок. Литература. Литературоведение. Фёдор Михайлович Достоевский. Определи род и жанр(вид) литературного произведения. Николай Васильевич Гоголь. Драма.

«Литературные экскурсии» - Постепенно усложняется материал и форы работы. Знакомство с жизнью и деятельностью писателя начинается для учащихся в школьном музее. Например, урок-экскурсия «Природа Восточного Казахстана в творчестве местных авторов». Лучшие сочинения можно прочитать на специальном вечере, посвященном итогам конкурса.

«Эйдос-конспект» - Поэт. Эйдос-конспект. Форма организации исследовательского чтения. Урок изучения жизненного пути поэта. Эйдос. Местоимения. Способ организации урока. Правое полушарие. Солнце. Способ организации самостоятельной творческой деятельности. Образный рисунок. Художественный анализ стихотворения. Исследовательская деятельность.

«Нравственные ценности на литературе» - Подготовка широко образованных, высоконравственных людей. Духовно-нравственный идеал. Духовно-нравственное воспитание. Верность простым истинам. Духовно-нравственные ценности на уроках литературы. Честь. Час тихого чтения. Любовь и уважение к Родине. Образ Петра Первого. Гардемарины нашего прихода.

«Современный урок литературы» - Цель урока. Образец проектирования урока литературного чтения. Угол зрения. Формирование типа правильной читательской деятельности. Структура урока. Три этапа работы с любым текстом. Выбор итогового задания. Анализ текста в 5-6 классах. Тема урока. Современный урок литературы.

Всего в теме 19 презентаций

Писатель замечательно оттеняет то, что в качестве стража «обычных» норм правителей городничий весьма придирчив и требователен. Но, кроме наставлений корпорации, у Сквозник-Дмухановского предостаточно и своих собственных хлопот. Он слишком хорошо знает, сколько у него «прегрешений», чтобы даже при его опытности оставаться спокойным. Тревога, томившая городничего, перерастает в открытый страх, когда он узнает, что «ревизор» уже две недели как живет в городе.

Однако опытный делец, обманувший до того трех губернаторов, отнюдь не подавлен страхом, он надеется на свой «богатый» опыт, помогавший ему благополучно выходить из разных передряг. Беря на себя самую тяжелую обязанность - «обхождение» «ревизора», Сквозиик-Дмухановский уверен, что лучше его этого никто не сделает. «Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал. Авось бог вынесет и теперь. (Обращаясь к Бобчинскому.) Вы говорите, он молодой человек?»

В ином облике, в новом качестве Гоголь рисует городничего во втором и третьем актах. Перед Хлестаковым появляется не наглый и циничный градоправитель, а человек, полный широкого расположения к окружающим, неустанно заботящийся об общественном благе. Городничий всячески стремится создать впечатление у приезжего из Петербурга, что «польза государственная» для него превыше всего; только о ней он и заботится, дни и ночи проводя неустанных трудах «справедливо изволили заметить: что можно сделать в глуши? Ведь вот хоть бы здесь: ночь не спишь, стараешься для отечества, не жалеешь ничего, а награда, неизвестно еще, когда будет». Живым и светлым воплощением бескорыстия, преданности общественному благу, отечеству хочет предстать городничий перед лицом «ревизора». Самый малый порок не запятнал ею «благородной» и «высокой» души.

Но городничий не только выставляет напоказ свою «добродетель» он все время намекает приезжему из столицы па то, что эту добродетель следовало бы оплатить, она-то ведь что-нибудь да стоит! Искушенный в житейских и административных делах, градоправитель хочет возможно дороже продать свою несуществующую добродетель. «Иной городничий, конечно, радел бы о своих выгодах; по, верите ли, что, даже когда ложишься спать, всё думаешь: господи боже ты мой, как бы так устроить, чтобы начальство увидело мою ревность и было довольно... Наградит ли оно или пет, конечно, в его воле, по крайней мере я буду спокоен в сердце. Когда в городе во всем порядок, улицы выметены, арестанты хорошо содержатся, пьяниц мало... то чего ж мне больше? ей-ей, и почестей никаких не хочу. Оно, конечно, заманчиво, но пред добродетелью всё прах п суета».

Распространяясь о добродетели, городничий пи па минуту не упускает из виду главного - обвести вокруг пальца «ревизора». Из-под маски благочпппя проглядывает сильный хищник.

В течение почти всего четвертого акта городничий не присутствует па сцепе, появляясь лишь в самом конце действия. Но именно он - одно из главных действующих лиц тех событий, которые развертываются в этом акте. Оставляя городничего за сценой, писатель дает выразительную характеристику его действий, характеристику, которая находится в резком противоречии с елейными излияниями Сквозник-Дмухаиовского относительно добродетелей.

Гоголь показывает тут городничего в восприятии и оценке тех людей, в отношении которых и проявляется его «искусство» градоправителя, в восприятии и оценке опекаемых, в полной мере испытавших «заботы» Сквозник-Дмухановского. В жалобах просителей, пришедших к Хлестакову, раскрываются произвол, грубое насилие, творимые градоправителем. Гоголь вывел на сцену представителей различных слоев населения города - купцов, унтер-офицершу, слесаршу. Все они испытывают суровый гнет Сквозник-Дмухановского.

В сцепе приема жалоб Хлестаковым воссоздается картина деятельности градоправителя. Помимо купцов, унтер-офицерши и слесарши, заявить свои жалобы приходит много других обиженных. «В окно высовываются руки с просьбами», гласит авторская ремарка. «Пошли, пошли! не время, завтра приходите!» кричит Осип. «Дверь отворяется, и выставляется какая-то фигура во фризовой шипели, с небритою бородою, раздутою губою и перевязанною щекою; за нею в перспективе показывается несколько других».

Свое блистательное завершение образ городничего получает в пятом акте комедии. И здесь используется принцип резких сдвигов, переключений, но основное тут не в сопоставлении мнимых добродетелей и реальной практики, а в раскрытии перехода от поражения героя к его «торжеству», которое выявляет самое «сокровенное» в облике городничего, а затем перехода от «торжества» к развенчанию героя.

Еще недавно чувствовавший себя на краю гибели, Сквозник-Дмухашовский, по его убеждению, не только выходит сухим из воды, по и становится родственником такого человека, какого «и на свете еще не было», который «может всё сделать, всё, всё, всё». Страх сменяется буйной радостью, ликованием, упоением победой. Городничий чувствует себя настоящим «триумфатором». Чем больше он ощущает себя прикосновенным к высшим кругам, тем наглее, циничнее ведет себя.

Увлеченный неожиданными перспективами, раскрывшимися перед ним, городничий мечтает «зашибить» большой чин, а со временем влезть и в генералы. Жажда «возвышения», с такой буйной стремительностью проявляющаяся у Сквозник-Дмухановского, связана с желанием видеть вокруг себя рабское поклонение, унижение окружающих людей. Ничто не может доставить городничему большего наслаждения, как воображаемая картина всеобщего раболепия, священного трепета перед его персоной. «Ведь почему хочется быть генералом? потому, что случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: «Лошадей!» И там, на станциях никому не дадут, иге дожидается; все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там стой, городничий! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!»

«Породнившись» с «важной персоной», городничий чувствует себя существом особого рода. Соответственно этому самоощущению он меняет тон и характер своего поведения. В надменной важности и тупом самодовольстве Сквозник-Дмухановского с еще большей силой проявляется его грубый деспотизм, его презрение ко всем тем, кого он считает стоящими ниже себя.

Высоко вознеся городничего в его тщеславных замыслах, Гоголь заставляет своего героя очень остро ощутить крушение надежд. «Вот когда зарезал так зарезал! Убит, убит, совсем убит! Ничего не вижу. Вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего...» Последний монолог Сквозник-Дмухановского, представляя собой заключительный аккорд в обрисовке героя, дает одновременно обобщение идейного содержания комедии в целом. Городничий беспредельно потрясен тем, что от, который так ловко надувал всех, теперь оказался сам обманутым. «Тридцать лет живу на службе; ни один купец, ни подрядчик не мог провести; мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду. Трех губернаторов обманул!.. Что губернаторов! (махнул рукой) нечего и говорить про губернаторов...» Признание городничего в том, что он сумел обмануть не только губернаторов, но и людей более высокого калибра, прекрасно оттеняет «масштабность» фигуры провинциального градоправителя.

Гоголевский городничий, конечно, ничего не выдумал, говоря о своих отношениях с низами и верхами, о своем богатом опыте обмана и надувательства. Жизнь неопровержимо доказывала «всеобщность» того способа действий, который осуществлял Сквозник-Дмухановский. «Чему смеетесь? над собою смеетесь!» Слова эти метко характеризовали внутренний пафос «Ревизора», широкий, обобщающий смысл его образов. Выделив Сквозник-Дмухановского как наиболее крупную фигуру среди «хозяев» города, Гоголь развернул целую панораму ярких типов «правителей», в изображении которых он последовательно проводит социальный критерий.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Городничий как наиболее крупная фигура среди «хозяев» города . И в закладках появилось готовое сочинение. что за городничество! Городничий. Ведь оно, как ты думаешь, Анна Андреевна, теперь можно большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми министрами и во дворец ездит, так поэтому может такое производство сделать, что со временем и в генералы влезешь. Как ты думаешь, Анна Андреевна: можно влезть в генералы? Анна Андреевна. Еще бы! конечно, можно. Городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию повесят тебе через плечо. А какую кавалерию лучше, Анна Андреевна: красную или голубую? Анна Андреевна. Уж конечно, голубую лучше. Городничий. Э? вишь, чего захотела! хорошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, случится, поедешь куда-нибудь - фельдъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: "Лошадей!" И там на станциях никому не дадут, все дожидается: все эти титулярные, капитаны, городничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво! Анна Андреевна. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляника; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские... Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь. Городничий. Что ж? ведь слово не вредит. Анна Андреевна. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая. Городничий. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как начнешь есть. Анна Андреевна. Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амбре, чтоб нельзя было войти и нужно было только этак зажмурить глаза. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо! Явление II Те же и купцы. Городничий. А! Здорово, соколики! Купцы (кланяясь). Здравия желаем, батюшка! Городничий. Что, голубчики, как поживаете? как товар идет ваш? Что, самоварники, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы мирские! жаловаться? Что, много взяли? Вот, думают, так в тюрьму его и засадят!.. Знаете ли вы, семь чертей и одна ведьма вам в зубы, что... Анна Андреевна. Ах, боже мой, какие ты, Антоша, слова отпускаешь! Городничий (с неудовольствием). А, не до слов теперь! Знаете ли, что тот самый чиновник, которому вы жаловались, теперь женится на моей дочери? Что? а? что теперь скажете? Теперь я вас... у!.. обманываете народ... Сделаешь подряд с казною, на сто тысяч надуешь ее, поставивши гнилого сукна, да потом пожертвуешь двадцать аршин, да и давай тебе еще награду за это? Да если б знали, так бы тебе... И брюхо сует вперед: он купец, его не тронь. "Мы, говорит, и дворянам не уступим". Да дворянин... ах ты, рожа! - дворянин учится наукам: его хоть и секут в школе, да за дело, чтоб он знал полезное. А ты что? - начинаешь

Городничий, Анна Андреевна и Марья Ан­тоновна.

городничий. Что, Анна Андреевна? а? Думала ли ты что-нибудь об этом?

Этой богатый приз, канальство! Ну, признайся откровенно: тебе и во сне не виделось - просто из какой-ни­будь городничихи и вдруг... фу ты, канальство!..с каким дьяволом по­роднилась!

анна андреевна. Совсем нет; я давно это знала. Это тебе в диковинку, по­тому что ты простой человек, никог­да не видел порядочных людей.

городничий. Я сам, матушка, порядоч­ный человек. Однако ж, право, как подумаешь, Анна Андреевна, какие мы с тобой теперь птицы сделались! а, Анна Андреевна? Высокого полета, черт побери! Постой же, теперь я за­дам перцу все этим охотникам пода­вать просьбы и доносы. Эй, кто там?

Входит квартальный.

А, это ты, Иван Карпович! Призо­ви-ка сюда, брат, купцов! Вот я их, каналий! Так жаловаться на меня? Вишь ты, проклятый иудейский на­род! Постойте ж, голубчики! Прежде я вас кормил до усов только, а те­перь накормлю до бороды. Запиши всех, кто только ходил бить челом на меня, и вот этих больше всего пи­сак, писак, которые закручивали им

просьбы. Да объяви всем, чтоб зна­ли: что вот, дескать, какую честь бог послал городничему, - что выдает дочь свою не то чтобы за какого-ни­будь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что мо­жет всё сделать, всё, всё, всё! Всем объяви, чтобы все знали. Кричи во весь народ, валяй в колокола, черт возьми! Уж когда торжество, так тор­жество!

Квартальный уходит.

Так вот как, Анна Андреевна, а? Как же мы теперь, где будем жить? Здесь или в Питере?

анна андреевна» Натурально, в Петер­бурге. Как можно здесь оставаться!

Городничий. Ну, в Питере так в Питере; а оно хорошо бы и здесь. Что, ведь, я думаю, уже городничество тогда к черту, а, Анна Андреевна?

анна андреевна. Натурально, что за го­родничество!

городничий. Ведь оно, как ты дума­ешь, Анна Андреевна, теперь мож­но большой чин зашибить, потому что он запанибрата со всеми минист­рами и во дворец ездит, так поэтому

анна андреевна. Еще бы (конечно, мож­но.



анна андреевна. Тебе все такое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что

может такое производство сделать, что со временем и в генералы вле­зешь. Как ты думаешь, Анна Андре­евна: можно влезть в генералы?

анна андреевна. Еще бы"конечно, мож­но.

городничий. А, черт возьми, славно быть генералом! Кавалерию пове­сят тебе через плечо. А какую кава­лерию лучше, Анна Андреевна: крас­ную или голубую?

анна андреевна. Уж конечно, голубую лучше.

Городничий. Э? вишь, чего захотела! хо­рошо и красную. Ведь почему хочется быть генералом? - потому что, слу­чится, поедешь куда-нибудь - фель­дъегеря и адъютанты поскачут везде вперед: "Лошадей!" И там на станци­ях никому не дадут, все дожидает­ся: все эти титулярные, капитаны, го­родничие, а ты себе и в ус не дуешь. Обедаешь где-нибудь у губернатора, а там - стой, городничий! Хе, хе, хе! (Заливается и помирает со смеху.) Вот что, канальство, заманчиво!

анна андреевна. Тебе все та кое грубое нравится. Ты должен помнить, что жизнь нужно совсем переменить, что твои знакомые будут не то что какой-нибудь судья-собачник, с которым ты ездишь травить зайцев, или Земляни­ка; напротив, знакомые твои будут с самым тонким обращением: графы и все светские... Только я, право, боюсь за тебя: ты иногда вымолвишь такое словцо, какого в хорошем обществе никогда не услышишь.

городничий. Что ж? ведь слово не вре­дит.

анна андреевна. Да хорошо, когда ты был городничим. А там ведь жизнь совсем другая.

городничий. Да, там, говорят есть две рыбицы: ряпушка и корюшка, такие, что только слюнка потечет, как на­чнешь есть.

анна андреевна. Ему все бы только рыбки! Я не иначе хочу, чтоб наш дом был первый в столице и чтоб у меня в комнате такое было амб­ре, чтоб нельзя было войти и нуж­но было только этак зажмурить гла­за. (Зажмуривает глаза и нюхает.) Ах, как хорошо!

2. Возьмите еще пять пьес (классических или современных). Прочитайте их и выберите

по одной сцене из каждой пьесы. Подумай­те над мотивами персонажей, исходя из те­ории базовых потребностей. Запишите ре­зультаты в дневник.