Виды и формы девиантного поведения. Формы девиантного поведения

Девиантным поведение считается, если это противоречит общепринятым социальным нормам, законодательно установленным или сложившимся исторически в определённом обществе и периоде. Чтобы понять, что такое девиантное поведение, нужно дать определение социальной нормы. Под социальной нормой подразумеваются пределы допустимого как позволенного, с одной стороны, так и обязательного, с другой, в действиях человека или общности людей, гарантирующее сохранение структуры общества.

Отклонения от нормы можно условно разделить на позитивные и негативные. Под позитивными отклонениями понимаются поступки или деятельность, направленная на борьбу с изжившими себя общественными стандартами. Негативные отклонения от социальных норм характеризуются как деструктивные, приводящие к разрушительным последствиям.

Социология даёт определение девиантному поведению как асоциальному, представляющему социальную и физическую опасность для индивида в определённой социальной среде, к которой он принадлежит. Психиатрия называет девиацией действия, единичные поступки и высказывания, противоречащие нормам и производимые человеком в рамках психопатологии . Психология понимает под девиантным поведением отклонения от морально-этических и нравственных норм и социальных норм, а также причинение вреда себе или окружающим.

Причины

Около 40% людей, демонстрирующих признаки девиантного поведения, являются нарушителями общественного порядка и совершают противоправные действия , нанося ощутимый вред окружающим. У половины этих людей имеются отклонения психопатического порядка.

Дети младшего и подросткового возраста демонстрируют деликвентное поведение по причине недостатка внимания со стороны взрослых либо, наоборот, стремятся избежать гиперопеки, вырваться из-под надзора. Этим объясняются побеги из дома. Также девиантное поведение подростков может быть вызвано непониманием и разногласиями в контактах со сверстниками, насмешками с их стороны. В некоторых случаях дети просто испытывают непонятную скуку, ими движет желание сменить обстановку.

Причинами девиантного поведения у детей и подростков являются:

  • жизнь в неполной семье;
  • изъяны воспитания;
  • патологические изменения характера;
  • чрезмерно выраженные определённые черты характера.

Все эти причины также могут приводить к развитию раннего алкоголизма и наркомании. Психология считает, что причины, по которым дети и подростки пробуют алкоголь и наркотики, - это любопытство, желание освоиться в коллективе, а также стремление изменить сознание.

Формы и типы девиантного поведения

Девиантное поведение - это относительное, а не абсолютное понятие , так как поверяется исключительно нормами определённой общественной группы. Например, появившаяся на российских улицах женщина с обнажённой грудью, стопроцентно будет отправлена либо в опорный пункт полиции, либо прямиком в специализированное учреждение в поднадзорную палату. Тогда как в отдалённых районах Африки ни у кого удивления не вызовет. В более широком смысле можно говорить о следующих девиантных отклонениях: алкоголизм, пристрастие к наркотикам, проституция, криминальное поведение, суицид.

Можно выделить следующие типы девиации:

  • делинквентнотсь;
  • аддикция;
  • специфика характера;
  • психопатология.

Делинквентность - это крайние формы поведенческих отклонений, характеризующееся совершением уголовно наказуемых деяний. Причиной этого выступает психологическая незрелость. В отличие от криминальных наклонностей, поступки делинквентного подростка продиктованы желанием похулиганить на фоне некорректного воспитания, непослушания и отрицания авторитетов.

Аддиктивный тип поведения является одной из форм деструкции. Такие люди ищут выхода из реалий собственной жизни путём искусственного изменения сознания или сосредоточением на какой-либо деятельности. Такие проявления свойственны людям с заниженной самооценкой, болезненно зависимым от чего-либо. Их характеризует склонность обвинять других, постоянная, часто ненужная, ложь.

Отклонения в характере чаще всего сформированы неправильным воспитанием , излишним потаканием детским капризам. Эти люди склонны к доминированию, не терпят возражений, упрямы и обидчивы, у них психология ребёнка, инфантилизм.

Психопатологический тип выходит за рамки нормы и должен корректироваться медицинскими специалистами. Одним из подвидов этого типа является склонность к саморазрушению: приём наркотиков и алкоголя, суицидальные наклонности.

Формы девиантного поведения подростков

Одним из отклонений является гиперкинетическое расстройство поведения . В отсутствие диагностированных психических патологий, это вариант нормы. Причины девиантного поведения это определённые особенности характера. Гиперкинетические расстройства проявляются как невнимательность, несобранность, повышенную активность, чрезмерную возбудимость. Такие дети не могут сосредоточиться и довести до конца начатое дело. Их характеризует неадекватная негативная самооценка, а также неумение держать дистанцию с людьми старшего возраста.

Некоторые случаи проявлений девиантного поведения ограничены семейным кругом. В этих случаях никак нельзя говорить о психопатических отклонениях, так как подросток третирует исключительно родных. Девиации заключаются в воровстве, жестокости по отношению к домашним, агрессивным поведением.

Следующими характеристиками девиантного поведения являются социализированное и несоциализированное расстройства . В первом случае подростки демонстрируют неприятие и агрессию в отношении старших, но проявляют общительность в коллективе сверстников, состоят в какой-либо группе. Группа может состоять как из асоциальных личностей, так из детей, не проявляющих признаков девиации. Таким подросткам свойственно расстройства поведения и психоэмоциональной сферы на фоне депрессивных состояний. Нарушения проявляются как сильное немотивированное беспокойство, страх за свою жизнь и здоровье, утрата интереса к жизни, навязчивые страхи, обречённость.

Несоциализированные поведенческие расстройства также проявляются агрессией и антисоциальными действиями . Однако такие дети в группах не состоят и, как правило, чувствуют себя одинокими и непонятыми либо намеренно разрушают имеющиеся связи, не желают поддерживать отношения. Такие дети демонстрируют жестокость, не признают авторитеты, не соглашаются со старшими. По отношению к ровесникам подросток проявляет драчливость, немотивированную агрессию и гнев, никого не слушает. Может проявлять склонность к деструкции, разрушению, физическому насилию.

Одной из форм девиации подростков является делинквентное поведение . Оно характеризуется поступками против правил, но не ограниченными законодательно. Это может быть издевательство над младшими, вандализм, мелкие кражи и угоны, вымогательство, мелкое хулиганство.

Отдельно нужно сказать о девиациях в сексуальной сфере подростка. В период полового созревания сексуальные желания уже есть, а что делать подростку никто не объяснил. Тогда и возникают отклонения в интимном поведении . Оно может выражаться нездоровым интересом к своим и чужим половым органам, вуайеризмом, эксгибиционизмом. Повзрослев, подросток перестаёт проявлять признаки отклонений в поведении.

В некоторых случаях дурные наклонности успевают перерасти в привычки, которые остаются у взрослого человека или переходят в патологическую форму. Одним из видов девиаций в половой сфере считаются подростковые однополые связи. Часто такое поведение продиктовано ситуацией или условиями, в которых находится подросток.

Коррекция признаков девиантного поведения находится в ведении специалистов психологии, так как педагогических методов недостаточно. Количество случаев девиации у подростков возрастает, и это повод задуматься. Сейчас в нашем обществе проявления девиантного поведения являются острой социальной проблемой. Родители часто не уделяют достаточно времени воспитанию детей, да и просто общению с ними. Педагоги всё больше относятся к подросткам и их проблемам формально.

Для борьбы с ростом случаев девиантного поведения профилактика должна проводиться в двух направлениях . Во-первых, в рамках общей профилактики необходимо вовлекать детей в социальные процессы, протекающие в учебных заведениях, формировать сознание принадлежности к коллективу, ответственность. Во-вторых, профилактика состоит в выявлении подростков, нуждающихся в индивидуальном подходе, анализе психологии и причин отклонений, ведении коррекционной работы с таким ребёнком.

В 1897 году французский социолог Эмиль Дюркгейм опубликовал работу под названием «Самоубийство», основанную на статистке суицидов в нескольких европейских странах. В этом труде ученый выдвинул предположение, что самоубийство – не что иное, как продукт взаимодействия людей. Одним из факторов суицидального риска Дюркгейм называл «аномию» – состояние человека, ставшего жертвой разрушения общественных норм. Примерно тогда и началось изучение «отклоняющегося» поведения в рамках отдельного раздела социологии – девиантологии.

Что такое девиантное поведение?

Девиантное поведение рассматривается не только в социологии, но в медицине, криминологии и психологии. В социологии оно имеет также второе название – социальная девиация. Понятие неразрывно связано с определением социальной нормы, под которой обычно подразумевается степень допустимого в поступках людей, помогающая социальной системе находиться в равновесии.

Девиантным поведением чаще всего называют устойчивые формы отклонения индивида от традиционных социальных норм, что представляет реальную опасность как для самого индивида, так и для общественного благополучия. Соответственно, девиант – носитель девиации, человек, который определенным образом нарушает общепринятые устои. Подобные явления чаще всего сопровождаются социальной дезадаптацией личности.

Основные признаки:

  • поступки человека вызывают однозначно негативную оценку со стороны окружающих;
  • наносится вред самому индивиду и окружающим людям;
  • проявления имеют устойчивый характер.

Формы и примеры девиаций

Существует множество классификаций девиантного поведения. Одна из версий была предложена американским социологом Робертом Мертоном. Он выделял 4 возможных типа девиаций:

  • инновация, когда девиант согласен с целями общества, но отрицает основные пути их достижения (к примеру, воровство или создание «финансовых пирамид»);
  • ритуализм – противоположное явление, которое заключается в преувеличении способа достижения цели и отсутствием внимания к самой цели;
  • ретретизм – отказ от социально одобряемых сценариев и способов их реализации (например, аддиктивные пристрастия или бродяжничество);
  • бунт – отрицание общепринятых целей и способов и попытка подменить их другими (к этой группе можно условно отнести революционеров).

Венгерский социолог Ференц Патаки к традиционным видам девиаций относил преступную деятельность, алкоголизм, наркоманию, самоубийство. Им же был выделен также особый «преддевиантный синдром», который представляет собой комплекс определенных качеств личности, совокупность которых чаще всего приводит к устойчивым формам девиантного поведения. Среди них:

  • аффективный тип личности;
  • повышенный уровень агрессии;
  • неблагополучные отношения в семье;
  • случаи антисоциальных действий в раннем возрасте;
  • негативное отношение к учебе;
  • уровень интеллекта ниже среднего.

К вышеперечисленным формам девиаций стандартно относят и другие: клептоманию, сексуальные и пищевые нарушения, терроризм, проституцию, гомосексуализм и т.д.

Стоит отметить, что некоторые исследователи выделяли не только деструктивные виды девиантного поведения, но и социально-нейтральные и даже конструктивные формы. Например, Ю.А. Клейберг к нейтральным относил попрошайничество, к положительным – социальное творчество. Н.В. Майсак также причисляет некоторые формы творчества к конструктивным девиациям, а некоторые формы поведения – к социально одобряемым (в основном, в рамках определенной группы людей). К числу позитивных девиаций можно отнести гениальность, новаторство, аскетизм, героические поступки и т.д.

Причины и профилактика

Изначально девиаций причины пытались связать с генетической предрасположенностью, особенностями физиологии и психики индивида (например, умственная отсталость). Позднее, хотя физиологические и психологические предпосылки и не были отвергнуты полностью, ученые пришли к заключению, что девиации правильнее всего рассматривать с связи с общественными явлениями. В частности, основатель девиантологии Дюркгейм считал, что главной причиной отклонений являются социальные кризисы и возникающая в связи с ними аномия, которая побуждает человека либо использовать незаконные средства для осуществления целей, либо выбирать «бегство от реальности», либо поднимать бунт против устоев общества.

Девиантное поведение часто наблюдается у подростков, поскольку эта группа является наиболее нестабильной. Для переходного возраста характерна акцентуация – незначительное отклонение от норм, связанное с определенной чертой личности, что при неблагоприятном стечении обстоятельств может стать основой для девиантного поведения. Именно поэтому основные профилактические меры по предотвращению девиаций связаны с воспитанием детей и подростков, заботой о их материальном благополучии и досуге.

Девиант – индивид, по определению демонстрирующий черты недопустимого поведения. В зависимости от типа и тяжести девиации, такой человек может нуждаться в помощи специалистов: психологов, психотерапевтов, психиатров-наркологов. В случае когда девиант становится социально опасным, его могут госпитализировать в психиатрическую клинику для изоляции от социума.

Поскольку существует определенное количество склонных к девиантности людей, общество с помощью специальных структур (полиция, наркологическая и психиатрическая помощь) регулирует деятельность этих групп населения.

Этиология и виды девиаций

Девиантность диагностируется у людей разных возрастных групп. Тем не менее гораздо легче заметить подобные отклонения у детей и подростков. За «трудным ребенком » необходим постоянный контроль.

В развитии девиантного поведения выделяют большое количество видов и различий, подходов к их изучению. Отдельно рассматриваются причины, приводящие к развитию отклонений. В зависимости от мотивов, «толкающих» на формирование девиантных черт, выделяют отдельные формы коррекции активности таких личностей и их характеристики:

Подход

Описание

Социальный

Девиантное поведение рассматривается как совокупность поступков и действий, потенциально опасных для социума

Гендерный

Нарушения гендерных ролей и поведения, сексуальные девиации

Психологический

В данном контексте девиацией является личностный конфликт и деградация индивида, фрустрация (желания не соответствуют возможностям), отказ от идеи развития и реализации личности, появление идей саморазрушения

Возрастной

Поведение основано на несоответствии поступков индивидов их реальному возрасту. Девиации проявляются во внешнем виде, увлечениях

Психиатрический

В данном контексте девиантное поведение рассматривается как «предшественник» психических заболеваний

Профессиональный

Является одним из наиболее часто встречаемых. Заключается в отказе от идентификации с коллегами, одноклассниками и пр. Иными словами, это протест негласным правилам и нормам корпоративной этики, проявляющийся поведенческим отклонением

Этнокультурный

Поведение, не вписывающееся в рамки отдельно взятого общества, на основании расовых, национальных и других особенностей

Представители различных субкультур

Девиантное поведение , распространенное среди молодежи, нередко проявляется в виде принадлежности к разного рода субкультурам, увлечения экстремальными видами спорта и т. д.

Девиантными считают следующие разновидности деятельности:

Форма девиации

Описание

Делинквентная

В данном контексте рассматривается как форма девиантного поведения. Проявляется в виде поступков криминального характера и мелких правонарушения (хулиганство, мошенничество, проституция)

Психопатологическая

Склонность к саморазрушению, появление суицидальных мыслей и др.

Агрессивная

Выражается в столкновении интересов, возникновении конфликтов в школе, семье, среди коллег

Патохарактерологическая

Базируется на формировании сверхценных идей, психопатий, мнимых ценностей. Иногда проявляется довольно агрессивно и индивид может стать социально опасным

Аддиктивная (зависимая)

К девиациям относят зависимости разного рода: злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и психоактивных средств, сектантство и пр.

В психологии и социологии девиантными личностями считаются дети-вундеркинды, подростки с дефектами речи или другими внешними «особенностями».

Наиболее распространенные варианты девиантного поведения

В подростковом возрасте наиболее распространены следующие примеры девиантности:

  • зависимость от алкоголя;
  • табакокурение и употребление различных наркотических веществ;
  • девиации, связанные с суицидальными наклонностями;
  • стремлениее к нанесению самоповреждений;
  • сексуальные девиации;
  • уход из дома (бродяжничество);
  • воровство;
  • использование в речи некорректных выражений (мата);
  • вычурность во внешнем виде и поведении и др.

В отличие от делинквентного поведения, девиации обычно не связаны с уголовными и административными правонарушениями. К девиантному не относятся позитивные формы поведения (героизм, альтруизм и пр.).

Причины

К основным причинам, провоцирующим развитие девиаций, относят следующие:

Причина

Описание

Социальная

Подразумевает наличие деформации личностного развития. Девиация определяется дисфункцией волевой сферы, нарушениями в нравственной и духовной сферах.

Нередко данная причина возникает в силу некорректного воспитания, неблагоприятного психоэмоционального климата в семье (неполная семья, девиации у родных). Подростки, копируя поведение своих родных и близких, демонстрируют аналогичное поведение: у них формируется неверное представление о семейных ценностях, об отношениях с противоположным полом и др.

Психологическая

Исходит из предыдущей причины и тесно связана с развитием личности. Нарушения восприятия, характера

Биологические

Заболевания органической природы способны определить развитие характера, темперамента, особенностей нервной системы. Все это в совокупности влияет на формирование девиантного поведения

Признаки

Признаки девиации в зависимости от ее формы:

  1. 1. Для деликвентного поведения характерно нарушение устоявшихся порядков и норм в правовом контексте. Часто проявляется мелкими правонарушениями, к которым относят хулиганство, воровство у своих близких, вспышки агрессии. Возникающие параллельно с этим попытки протеста нередко граничат со снижением социальной адаптации. Такие подростки теряют интерес к учебе и увлечениям. У детей младшего возраста наблюдается болезненная зависимость от собственной матери. В данном случае мать воспринимается ребенком как некий идеал, даже в случае негативного поведения.
  2. 2. Аддиктивное рассматривается как отдельное явление, так и комплексно, с вышеуказанной формой девиантного поведения. Аддиктивная форма отклонения характеризуется зависимостями как психическими, так и физиологическими. Такие личности часто плохо переносят одиночество, поддаются негативному влиянию, легко ранимы и обидчивы.
  3. 3. Деструктивная форма проявляется в виде агрессии, направленной к окружающим и к самому индивиду. Нередки явления вандализма, насилия, стремления к самоповреждению, суицидальные наклонности.

На сегодняшний день чрезмерное увлечение татуировками, пирсингом и шрамированием приравнивается специалистами к девиантному поведению.

Кроме конкретных признаков девиаций, условно выделяются следующие:

  • трудности адаптации в социуме, частое возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие постоянства в общении, принадлежность к так называемым «плохим компаниям»;
  • проблемы с обучением, нарушение внимания и концентрации, рассеянность, неспособность осознавать ответственность в текущей ситуации;
  • инфантилизм, отсутствие контроля в хозяйственно-бытовом плане;
  • ярко выраженные страхи и фобии, депрессии и преддепрессии;
  • присутствие комплексов и проблем с самооценкой;
  • эскапизм, проявляющийся как в бегстве от реальной жизни в виртуальный мир, так и в уходах из дома, такие дети нередко провоцируют возникновение конфликтных ситуаций;
  • нарушения физического и психического развития, отмечающиеся в раннем возрасте;
  • нарушения сна и бодрствования;
  • упрямство, чрезмерная агрессивность;
  • нетипичность творчества, увлечений.

Говоря о девиациях разного рода, не стоит забывать и об их позитивном влиянии, как в случае одаренных детей и вундеркиндов. В силу психологических особенностей такие личности с раннего возраста остро нуждаются в социальной помощи. Если одаренный подросток попадает в неблагоприятную среду, его энергия направляется в негативное русло, способствуя развитию различных асоциальных явлений.

Девиантное поведение у людей разных возрастных групп проявляется вариабельно: как целым комплексом признаков, так и единичным проявлением асоциального поведения. В целях профилактики при подозрении опасного, отклоняющегося от нормы, поведения, такие лица должны быть взяты под социальный контроль и состоять на нем для дальнейшей психологической коррекции. Подобные санкции способствуют устранению и предотвращению появления девиаций.

Девиантность (девиация) – это отклонение от общепринятых норм. Когда родители спрашивают, что такое девиантное поведение детей, увидев этот термин, например, в характеристике ребенка, объяснить это можно следующим образом. Поведение дошкольника или подростка не вписывается в рамки общепринятого, противоречит ему или даже несет угрозу для окружающих.

Определение понятия в каждой науке разделяется, так в социологии девиантность – это угроза для окружения человека в физическом и социальном плане, отклоняющееся поведение мешает развитию, как самого ребенка (подростка), так и общества в целом. Медики считают, что причины девиантного поведения у детей заложены в нарушениях их нервно-психических структур. А психологи утверждают, что девиантные формы поведения детей развиваются в результате ошибочного примера перед глазами, как нужно правильно решать конфликтные ситуации, а также когда истинная реальность просто игнорируется.

Причины девиантного поведения детей настолько разнообразны, что сложно выделить одну главную и ведущую из них. В большинстве случаев провоцирующими факторами выступает целый комплекс проблем, как биологической природы, так физиологического и психического плана. Специфика окружения, в котором растет и развивается ребенок, также играет немаловажную роль в возможном проявлении девиантных форм поведения детей.

Медико-биологические факторы включают в себя врожденные, приобретенные в течение жизни и наследственные причины. Врожденные факторы – это внутриутробные травмы плода в период беременности, токсикоз у матери, отравление химическими препаратами, болезни инфекционной и соматической природы у будущей роженицы, а также употребление спиртного, наркотических и табачных изделий в период вынашивания ребенка. Такие причины негативно сказываются на созревании и развитии нервной системы плода, впоследствии это может привести к появлению возрастных кризов и проявлениям отклоняющегося поведения.

К наследственным факторам развития девиантного поведения детей относят генетические нарушения, в частности, мутации хромосом и патологический обмен, в результате чего могут развиться патологии умственного развития, дефекты зрительной и слуховой систем, а также проблемы нервно-психического развития ребенка. Наследственные причины напрямую влияют на характеристики малыша, его темперамент, социальную приспособленность, умение подстраиваться к условиям жизни и контактировать с окружающими.

Приобретенными причинами называют длительные заболевания неврологической и соматической этиологии, в результате чего возникают задержки эмоционального, психического, речевого развития, а личность ребенка формируется с патологическим уклоном – он растет агрессивным, неустойчивым и социально неприспособленным.

Признаки девиантных форм поведения у детей дошкольного возраста возникают по следующим причинам:

Как видно, девиантные дети – результат не только врожденных и наследственных проблем, но также неправильного воспитания и неблагополучной обстановки в семье.

Признаки девиации у детей и подростков

Дети с девиантными формами поведения своей целью в жизни считают достижение материальных благ любой ценой, причем количество таких детей и подростков неуклонно растет. Учеба, работа (как в физической, так в духовном плане, над собой) потеряли значимость, параллельно отмечается рост подростковой преступности.

Молодые люди пытаются самоутвердиться любой ценой, привлечь к себе внимание сверстников, прослыть смелыми, часто выбирая для этого неверные способы. Отклоняющееся поведение может даже включать попытки суицида, что объясняется отклонениями в развитии. Часто такое поведение возникает как реакция на жизненные обстоятельства.

Если ребенок дошкольного возраста физически не развит, имеет большой вес или, наоборот, слишком худой, это становится поводом для насмешек с самого раннего возраста. И без того неустойчивая психика малыша испытывает стресс, ребенок всеми силами пытается влиться в коллектив сверстников, совершая рискованные и неоправданные поступки на спор, либо проявляя агрессию к окружающим. Такие дети часто убегают из дома и прогуливают школу.

Девиации у подростков проявляются неустойчивым настроением, выраженным упрямством и агрессией. В возрасте 11-15 лет подростки определяются с интересами, сексуальной ориентацией, мировоззрением. Часто в эти периоды и начинаются проявления девиантных поведенческих форм, которые разделяются на виды:

Отдельной формой проявления девиации можно назвать поведение, основывающееся на повышенном половом влечении. Интимные расстройства и последующие девиации возникают в результате замедленного или ускоренного полового созревания и проявляются эксгибиционизмом, подростковым гомосексуализмом и манипуляциями чужими половыми органами (животных, детей младшего возраста).

Коррекция нарушений

Работа с детьми дошкольного возраста с девиантными формами поведения направлена на устранение сложившихся стереотипов и на перестроение отношений с ровесниками. Для этого существуют следующие способы:

Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного и младшего школьного возраста, с девиантными формами поведения, должно вестись регулярно и непрерывно. Лучшие формы для коррекционной работы – игры (коммуникативные и подвижные), проигрывание сложных ситуаций, музицирование, танцы, чтение, ритмические упражнения со словами.

Дети дошкольного возраста положительно реагируют на сказки, они идентифицируют себя с главным героем, формируя понятия о добре и зле, усваивая моральные нормы, правила и ценности. Помимо игровых занятий, малышу нужен твердый режим дня – контроль за просмотром телевизора и рациональное питание.

Социально-педагогическая деятельность с детьми девиантных расстройств поведения должна дополнять психологическую поддержку. Необходимы групповые занятия в группе или школьном классе на выработку доверия между детьми, на устранение насмешек и пренебрежения, на объединение учащихся в одну социальную группу, без деления на лидеров и изгоев.

Особенности работы с детьми с девиантными отклонениями в поведении (в возрасте 11-15 лет) состоят в разработке особой программы. Она должна включать следующие пункты:

  • воспитательно-профилактические программы, направленные на процесс социализации подростков и на работу с появившимися отклонениями;
  • организация досуга;
  • индивидуальные занятия по устранению негативных и антисоциальных установок;
  • привлечение к здоровому образу жизни;
  • увеличение числа детских клубов;
  • экстренные службы психологической помощи для молодежи, оказавшейся в трудных жизненных ситуациях.

Для того чтобы вовремя распознать и скорректировать девиантные расстройства в поведении ребенка, родители должны знать особенности его характера, уделять достаточное время общению, вырабатывать отношения, основанные на доверии. Зная тип характера и темперамента ребенка, подбирая варианты погашения конфликта и избегая негативных социально-психологических воздействий, можно вовремя предотвратить отклонения в поведении и развитие девиаций.

Понятие девиантного поведения рассматривается на стыке наук. Deviatio с латыни означает «отклонение». Таким образом, посредством данного понятия характеризуют отклоняющееся поведение, в результате или в процессе которого нарушаются нормы культуры и общества.

На первый взгляд, вопрос «Девиантное поведение – это благо или зло?» имеет однозначный ответ: зло. Только разве гении, творцы, религиозные деятели – норма? Нет, и их поведение тоже часто можно охарактеризовать как отклоняющееся, что и выявляется обычно при их изучении, в опросах. Я. И. Гилинский, внесший значительный вклад в изучение девиантности, поддерживает точку зрения, что существует и позитивное значение девиантного поведения для общества – повышение уровня организованности системы, устранение устаревших стандартов.

Дабы не потеряться в терминах, используем более или менее приемлемое определение, которое ограничивает понятие настолько, что препятствует расширению его до всех отклонений от нормы, но и не сужает до патологий. Девиантным поведением называют отклоняющееся от норм общества поведение личности или группы, которое может препятствовать удовлетворению от жизни или вызывать трудности в выполнении необходимых задач у самого человека или других людей, поэтому осуждается или даже преследуется в целях изменения или искоренения.

Социальные факторы

Теории девиантного поведения пытаются прояснить, какое же поведение может быть названо девиантным и почему люди принимают в нем участие. Социологический подход рассматривает влияние общества на динамику девиантного поведения. Наиболее известные социологические теории:

1. Структурная теория деформации

Причина девиантного поведения в напряженности между культурными целями и недостатком средств, которые имеются для достижения этих целей.

2. Теория ярлыков, стигмы

Девиантное поведение – продукт социального контроля, так как девиация находится не в самом действии, а лишь в реакции на него.

Навешивание ярлыка «девианта» ведет к дальнейшему повторению и распространению как ответ на реакцию социума, то есть человек начинает сам себя определять в качестве девианта и поступать в границах этой роли. Е. Лемерт ввел в употребление термин «вторичная девиантность», который отражает этот процесс.

Для того чтобы избежать проблемы вторичной девиантности, А. Шур предлагал декриминализовать «преступления без жертв». Еще одно средство для предотвращения негативного влияния стигматизации часто рассматривалось социологами – не предавать огласке дела несовершеннолетних до приговора, ввести более щадящие наказания для них. Девиантное поведение подростков не должно перечеркивать всю их последующую жизнь, учитывая, что они вообще более расположены к отклонению от нормы в поведении.

3. Дифференцированная ассоциация

Основная идея – научение девиантному поведению происходит в группах, в которых человек проводит время. Если человек ассоциирует себя с личностью или группой, которая руководствуется принципами и методами, отрицающими общественные нормы, он и сам начинает их отрицать. Такие причины часто формируют девиантное поведение подростков, так как ценность мнения группы для них высока.

Индивидуальные факторы, развитие

В психологии тоже пытаются дать ответ на то, каковы причины девиантного поведения. Выделилась целая область – психология девиантного поведения, которая изучает психические состояния, реакции человека, отклоняющиеся от норм общества, а также закономерности развития, приводящие к ним, и способы повышения качества жизни девианта.

Психология девиантного поведения включает в себя и достижения клинической психологии, и взгляды, практики и методы психиатрии. Это объясняется тем, что отклонение может быть следствием как возникшего у личности конфликта внутри или вовне, так и серьезных психических расстройств.

Приведенные ниже психологические теории помогут разглядеть факторы, приведшие к формированию отклонения. Фундаментальные положения каждой из них: индивид несет за свои поступки полную ответственность, преступления и девиации есть следствие дисфункции психических процессов.

1. Психоаналитическая теория

Зигмунд Фрейд полагал, что все люди имеют агрессивные порывы, которые подавляются культурой в процессе социализации. Проблемы в ходе социализации ведут к тому, что человек направляет свою либо внутрь, либо вовне.

2. Когнитивная теория развития

Базируется на том, что в процессе развития человек проходит через три стадии формирования моральных норм. Детальное изучение стадий проведено Кольбергом.

Первый уровень – страх наказания и желание его избежать, а также ожидание выгоды от выполнения норм. Второй – желание соответствовать близкому окружению, поддержание установленного порядка. Вторая стадия связана с тем, что человек хочет признания, власти и упорядоченности.

А третья стадия, соответствующая нравственной зрелости, – формирование собственных нравственных принципов. В поступках люди, находящиеся на этом этапе, руководствуются не принципами наказания, поощрения, власти, признания, а самоценной правильностью отдельно взятого поступка.

Застревание на какой-либо стадии может вести к девиациям. Интересным следствием теории является то, что на третьей стадии человек вполне может вести себя словно девиант, протестуя против тех норм и правил, которые не являются справедливыми.

3. Теория обучения

Перенимание паттернов взаимодействия. В социальной ситуации часто происходит наблюдение за тем, как девиантное поведение принимается группой и даже прославляется. Желая получить вознаграждение, похвалу, известность, человек начинает копировать определенный образ действий.

Кроме вознаграждения есть и фактор отсутствия наказания. Когда тот, за кем наблюдают, делает, что хочет, и получает то, чего желает, отвергая нормы, но не неся за это никакого наказания, другие повторяют за ним.

Согласно этой теории, исправление достигается через устранение поощрений, аннулирование награды. Человек не находит подкрепления и в скором времени уходит с пути нарушения общественных норм.

Структура и формы

Девиантное поведение личности отстоит далеко от нормы и представления о гармоничном развитии (плохо развиты адаптивность, самоконтроль, обучаемость). Так как существует множество особенностей контакта между личностью и средой, исследователи выделили классификации, виды и типы девиантного поведения.

Обобщающая классификация девиантного поведения дана Е. В. Змановской, которая выделяет несколько групп. По ее мнению, девиантное поведение может быть:

  • Антисоциальным. Этот тип характеризуется противоречием правовым нормам, действия человека нарушают общественный порядок.
  • Асоциальным. Человек не учитывает морально-нравственные нормы, что вредит его связям с другими людьми.
  • Направленным на разрушение себя. Люди с этой формой нарушения, как правило, ведут себя так, что наносят вред собственному здоровью.

При этом отклоняющееся поведение можно разделить на виды в зависимости от того, как именно выражается отклонение. Основные виды девиантного поведения содержат следующие отклонения:

  • Дисциплинарные.
  • Преступные или нарушающие законодательство.
  • Действия, обусловленные психическими заболеваниями.

Формы проявления девиантного поведения могут быть как устойчивыми, так и неустойчивыми, постоянными или временными, структурированными (расписанными по ролям в группе) и нет, спонтанными или запланированными, эгоистическими или альтруистическими, нарушающими границы личного пространства других людей или ведущими к саморазрушению личности девианта.

Чаще всего наблюдаются, конечно, эгоистические девиации. Краткий промежуток отклонений от норм характерен для периодов нахождения человека в группах, которые считают это поведение правильным. Направленность на удовлетворение своих желаний, получение какой-то выгоды, власти, славы или признания другими – основные мотивы девиантного поведения. Конкретные клинические формы:

  • Агрессия вовне или внутрь.
  • Наркотическая зависимость.
  • Пищевые расстройства.
  • Девиантное сексуальное поведение.
  • Сверхценные увлечения.
  • Коммуникативные девиации.
  • Безнравственность, аморальность.
  • Неэстетичное поведение.

Борьба, уход или игнорирование

По тому, как происходит взаимодействие индивида с окружающей средой, можно определить основной способ взаимодействия с реальностью у девианта. В связи с определенным характером конфликта со средой объясняется наличие формы девиации, которая органично отражает конфликт. В. Д. Менделевич выделяет четыре таких способа:

  • Противодействие.
  • Болезненное противостояние.
  • Уход.
  • Игнорирование.

На их основе рассматривают несколько специфических типов отклонений. По вопросу отношения некоторых из них к девиантности до сих пор открыты дискуссии.

1. Делинквентный

Девиантное и делинквентное поведение порой смешивают, хотя последнее скорее относится к противоправным действиям, а первое туда не попадает, но они оба относятся к отклонениям от норм. При этом делинквентное не равно криминальному. Делинквентному присущ так называемый неосознаваемый характер последствий, именно поэтому делинквенты и совершают правонарушения.

Противоправные деяния ими совершаются стихийно. Такое бывает у легкомысленных людей, склонных к . Часто злой умысел отсутствует, подростки развлекаются и балуются, что в конце концов приводит к печальным последствиям. Термин может с полным правом употребляться в тех случаях, когда налицо преступное действие, а намерения у него были невинными (по определению Е. Анчел).

2. Аддиктивный

Аддиктивный тип характеризуется уходом от реальности с помощью веществ или видов деятельности, для того чтобы поддерживать интенсивные эмоции. Эти люди воспринимают жизнь «серой и скучной», им тяжело дается методичный каждодневный труд, они не переносят рутинных обязанностей, хотя с другой стороны, показывают отличные результаты в кризисных ситуациях.

Характерной чертой является низкая самооценка, компенсирующаяся внешним подчеркиванием превосходства. Стремятся лгать и обвинять других, легко заводят контакты, но боятся строить из них что-то крепкое и брать на себя ответственность, стереотипны, зависимы и тревожны.

3. Патохарактерологический

Особенности девиантного поведения патохарактерологического типа обусловлены патологическими изменениями характера: расстройства личности, явные характера. В выборе люди, относящиеся к этому типу, часто руководствуются не реалистичными мотивами, а преувеличенными патологией стремлениями: жаждой признания, власти, доминирования. Происходит постоянная переоценка возможностей, наблюдается большая страсть к манипуляциям, восприятие окружающих людей, словно пешек на доске.

4. Психопатологический

У этого типа проблемы с поведением обусловлены симптомами психопатологий. Под ними подразумеваются галлюцинации, иллюзии, нарушения мышления и воли и др.

5. Основанный на гиперспособностях

Характеристика девиантного поведения, основанного на гиперспособностях, затруднена тем, что такой тип обычно бывает у одаренных людей, и отклонения от нормы у них зависят от тех способностей, которые развились сильно. Человек может быть неспособен правильно понимать окружающих, справляться с повседневными делами и др.

Признаки и лечение

Склонность к девиантному поведению образуют как условия в семье, так и индивидуальные особенности. У детей до 5 лет девиантное поведение не диагностируют. Существенные признаки девиантного поведения, которые приводит Википедия, не противоречащие позиции В. Д. Менделевича, таковы:

  • Отклонение от моральных/культурных норм.
  • Осуждение обществом.
  • Вред себе или другим.
  • Не представлено единичным эпизодом (периодично, серийно или постоянно).
  • Развитие социальной дезадаптации.

Особняком от всего этого стоит девиантное поведение молодежи. По сути, оно обусловлено изменениями в мозгу, которые происходят в подростковый период. Префронтальная кора, отвечающая за самоконтроль, логические умозаключения, выбор наиболее рационального способа действий, развивается медленнее тех частей мозга, в которых сосредоточены страх и возбуждение. Поэтому подростки часто отличаются повышенной тревожностью и склонностью к риску.

Успешная коррекция девиантного поведения подростков достигается через метод когнитивно-поведенческой терапии, помогающей выработать адекватные реакции на стимулы среды путем переучивания (стимул есть, негативной реакции нет – мозг в конце концов запоминает и выстраивает новую модель реакции), в совокупности с легким медицинским вмешательством (седативные препараты, антидепрессанты). Другие методы – , – позволят глубже проработать проблемы: конфликты в семье, травмы, признаки социофобии и т.д.

Профилактика девиантного поведения подростков в связи с полученными данными должна быть сосредоточена на советах и обсуждениях. Родители, психолог или значимый взрослый берут на себя функцию префронтальной коры и помогают отличить верное от неверного, ни в коем случае не допуская давления. Диагностика девиантного поведения подростков должна учитывать проявления делинквентного, агрессивного, суицидального и зависимого поведения.

Девиантное поведение детей может быть объяснено либо рано начавшимся периодом полового созревания, либо проблемами в семье, школе или со здоровьем. Ребенок, словно барометр, реагирует на любые изменения в значимых для него группах.

Коррекция девиантного поведения бывает сконцентрирована как на процессе психотерапии для гармонизации внутреннего состояния личности, так и на приеме медицинских препаратов, если источник коренится в психопатологиях. Большинство проблем в жизни человека либо решаются быстро, либо могут быть существенно упрощены, либо нуждаются в наблюдении специалистов для повышения качества жизни. Главное – не бояться обращаться за помощью, так как девиантное поведение может привести не просто к осложнению отношений с близкими, но и к разрушению личности. Автор: Екатерина Волкова