Юрий григорович биография. Никакой халтуры! Как балеты Григоровича покорили мир

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович. Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А. М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961-1964 работал балетмейстером в Театре имени Кирова. Спустя время ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и зрители увидели его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича.

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

В 1964-1995 годах Главный балетмейстер Большого театра - время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковский, в 1968 - «Спартак» Арам Хачатурян, 1975 - «Иван Грозный» Сергей Прокофьев, 1976 - «Ангара» Андрей Эшпай, 1979 - «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев, 1982 - «Золотой век» Дмитрий Шостакович.

Новые хореографические редакции: в 1963 и 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковский, в 1969 и 2001 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковский, в 1984 и 2003 - «Раймонда» Александр Глазунов, в 1987 - «Жизель» А. Адан, 1991 - «Баядерка» Л. Минкус, 1994 - «Дон Кихот» Л.Минкус, 1994 - «Корсар» А. Адан. Поставлены танцы в операх: «Октябрь» Вано Мурадели и «Руслан и Людмила» М. И. Глинка. Осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена,Вены, Милана, Хельсинки, Анкары,Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

Григорович - автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Royal Albert Hall, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции. Церемония Открытия и Закрытия Олимпийских игр,- режиссёр-постановщик - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР И. М. Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев -Народный артист РСФСР, Заслуженный тренер РСФСР Б. Н. Петров.

Длительное время возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии. С 1990 - Президент фонда «Русский балет». Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека». Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии, Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». C 1992 года - президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета. В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями. В 1996 году осуществляет первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом,- ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича.

В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова.

C 2007 года руководит Краснодарским театром балета. Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Почётный член Австрийского музыкального общества. Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. Орден Ленина, Медаль «Герой труда Кубани», Орден Дружбы, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Народный артист СССР.

Был женат на выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ - Наталье Бессмертновой, которая скончалась в феврале 2008 года.

Юбиляры

Жизнь его – балет

2-ого января 2017-ого года живому классику, гениальному хореографу Юрию Николаевичу Григоровичу исполнилось 90 лет. Его трудом и талантом российский балет достиг небывалых высот и сегодня с невероятным успехом блистает на сценах всего мира.

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927-ого года в Ленинграде. Любовь к балету с малых лет привили его отец, Николай Евгеньевич, и мать, Клавдия Альфредовна. Они были поклонниками балета, хотя и не были представителями творческих профессий. Танцевал дядя Юры, Георгий Альфредович Розай, солист Мариинского театра и участник парижских сезонов в антрепризе С. Дягилева. Он оказал наибольшее влияние на мальчика, и тот горячо увлёкся балетом. Уже в юности Юра начал сочинять танцы.

Семья Григоровичей жила на улице Моховой, откуда было совсем недалеко до Ленинградского хореографического училища. Там и учился будущий великий балетмейстер. Его преподавателями были одни из лучших танцовщиков Ленинграда – Борис Васильевич Шавров и Алексей Афанасьевич Писарев. По окончании училища в 1946-ом году Юрий был принят в труппу Ленинградского театра оперы и балета им. С. М. Кирова (сегодня – Мариинский театр). Талантливому молодому человеку стали давать сольные характерные и гротесковые партии. Но Юрий не хотел быть только артистом – хотел быть и творцом. Выкраивая время между напряжёнными репетициями, он начал заниматься собственными постановками. Его первые балеты – «Аистёнок», «Семеро братьев» и бессюжетные «Славянские танцы» – были поставлены в Ленинградском Доме культуры имени А. М. Горького, где он работал с детьми.

На сцене театра имени С. М. Кирова первой полностью самостоятельной работой Юрия Николаевича стал «Каменный цветок», балет Сергея Прокофьева по мотивам сказов Бажова. Зрители были в восторге, и «Каменный цветок» имел большой успех. Но последовавшую за ним жемчужину творчества Григоровича, талантливейшую и завораживающе красивую «Легенду о любви» оценили не сразу. И зрителей, и чиновников смутила эта история о страсти. В театре же далеко не все одобряли искания молодого балетмейстера. Он отправился в Новосибирск, а затем в Москву.

В 1964-ом году Юрий Николаевич стал главным балетмейстером Большого театра, и на этом посту находился долгие тридцать лет. Он переделал почти все классические балеты в репертуаре театра, а также создал восемь собственных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе. И теперь, спустя полвека со времени первых премьер «Каменного цветка», «Щелкунчика», «Спартака», они по-прежнему пользуются большой популярностью и любимы зрителями.

Руководителем Юрий Николаевич был жёстким, авторитарным. Это вызывало как уважение, так и недовольство. Своё несогласие выражали и хореограф Владимир Васильев, и прима-балерина Майя Плисецкая. К 1995-ому году накопившиеся противоречия вылились в серию скандалов, и Григорович, не став дожидаться, пока его уволят, сам положил на стол заявление об уходе.

В 1996-ом году наступил новый этап творческой деятельности Григоровича. Он начал сотрудничество с Краснодарским театром балета, а затем стал его художественным руководителем. Как и прежде, Юрий Николаевич вкладывал в дело всю свою энергию, и его труппа достигла впечатляющих высот. Артисты вышли на международный уровень и объездили весь мир.

В 2001-ом году Юрий Григорович вернулся в Большой театр.

Сегодня он по-прежнему активно продолжает своё дело. Полный энергии и трудолюбия, волевой и упорный человек, он не может усидеть на месте. Жизнь всё так же ему интересна, он с огромным удовольствием работает и общается с молодыми людьми. Юрий Николаевич – требовательный, властный, но вместе с тем доброжелательный и порядочный человек. Он не любит выставлять оценки и отзываться о ком-либо плохо, даже если есть на то какая-то причина.

Женой Юрия Николаевича была знаменитая Наталия Игоревна Бессмертнова, выдающаяся балерина удивительной красоты. 40 лет вместе! Она была музой Юрия Николаевича (к сожалению, её уже нет с нами). Наталия Игоревна танцевала в балетах мужа, но он всегда подчеркивал, что даёт партии не своей жене, а выдающейся балерине.

Огромное спасибо, Юрий Николаевич, за Ваши шедевры, за бесценный вклад в развитие балета, в российскую культуру!

От всей души поздравляем Вас с юбилеем!

Анна Обыдёнкина

Юрий Григорович. Родился в 1927 г. в Ленинграде. Выдающийся хореограф, педагог, профессор. В 1964-1995 гг. главный балетмейстер Большого театра, с 2008 г. - штатный хорео­граф. Народный артист СССР, лауреат двух Госпремий СССР.

У нас есть миссия

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Юрий Николаевич, сегодня многие ностальгируют: в советское время была общая идея — страна дружно шла «к светлому коммунистическому будущему», и это сплачивало нацию...

Юрий Григорович: У меня никакой ностальгии по советским годам нет. Я знаю, что надо просто трудиться в том времени, в котором ты живёшь. И понимать — независимо от строя, политической и экономической ситуации: если каждый из нас будет хорошо делать своё дело, улучшится и жизнь. Любовь к стране должна быть деятельной. А если говорить о национальной идее... «От нас ничего не зависит» — это неправда.

Я ставлю спектакли в России, недавно вот был в Якутске. Вижу разные театры. Даже при одинаковом бюджете труппы находятся на разном уровне профессионализма. Одни явно слабые, другие, наоборот, делают успехи. Если у руля настоящие патриоты своего дела — театр (завод, фабрика — что угодно возьмите) будет развиваться. От людей зависит. Делом доказывать преданность своей стране надо, а не словами.

— А с воспитанием молодого поколения что делать? Мэтры культуры с горечью говорят: нынешнюю молодёжь только деньги и интересуют.

— Новейшая история государ-ства учит нас всех новому отношению к деньгам, они формируют образ жизни. Понятно, люди должны наконец жить хорошо в настоящем времени. Но ставить это во главу угла, делать жизненной целью, сносить рамки морали в погоне за рейтингом, денежным довольствием?.. Нет и нет! Как привить молодому поколению духовность, нрав-ственные идеалы? Думаю, сегодня — как, впрочем, и раньше — только серьёзное искусство способно кого-то воспитать. В советское время культуре уделялось большое внимание. И сегодня уделяется. Но как-то по-другому... Пропагандировать нужно именно серьёзное искусство, а попса и сама себе дорогу пробьёт.

Министр культуры РФ Владимир Мединский, супруга председателя правительства РФ Д.Медведева Светлана и балетмейстер Юрий Григорович во время церемонии награждения победителей конкурса молодых исполнителей «Русский балет» на Новой сцене Большого театра. Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

— Кстати, насчёт серьёзного искусства... Сейчас нам объявлены санкции, обструкция многими странами. Обстановка очень напоминает холодную войну. Политически сложнейшая ситуация ударила по культуре?

— В культуре никаких санкций по отношению к России вроде бы быть не может. Большое искусство нельзя запретить, это то, что уже связывает нас всех — людей, даже живущих по разные стороны границы. По крайней мере, так было всегда. Посмотрите, из каких стран приезжают в Большой театр на наши балетные конкурсы — московский и сочинский «Молодой балет мира»: Италия, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия... Долго перечислять. (Юрий Григорович много лет является председателем жюри международных конкурсов в разных странах, в том числе престижного «Benois de la dance». — Ред.) И мы своих воспитанников отправляем по всему миру. Большой театр имел успех на Западе, на Востоке, за океаном везде и всегда — и в разгар холодной войны, и сейчас. Так было, есть и, хочется думать, будет. Наши артисты — большие профессионалы, приезжающие не просто по запросу публики повеселить её, — у нас всегда была Миссия. В России очень сильная школа балета. Тот класс исполнения, который мы показываем в спектаклях классического репертуара, мало кто в мире может повторить. Во многих других странах школа утеряна.

— А как вы относитесь к тому, что министр культуры предлагает снова ввести худсоветы?

— Он действительно так считает? Скажу одно: я против.

— Благодаря вам у труппы Большого более 30 лет было звёзд-ное время, ваши спектакли гремели во всём мире — «Спартак», «Щелкунчик», «Жизель»... А что вы считаете основной проблемой сегодняшнего театра?

— Очень важно, чтобы в искусстве не было мешанины. Классический балет и современный балет не надо показывать в одном театре! Это разные пути в искусстве и вообще культура разная. Симфонический оркестр не должен играть блюзы, а джазовый — симфоническую музыку. Я за определённость. Был МХАТ Станислав-ского и Немировича-Данченко , а рядом театры Вахтангова, Таирова, Мейерхольда, потом Товстоногова. Они стояли на разных эстетических платформах, но у каждого было своё лицо. Сейчас не у каждого театра лицо разглядишь...

Иностранцы едут на... Кубань

— Много лет назад вы ушли из Большого и были приглашены в Краснодар, в никому не известный театр. А теперь «Григорович-балет», как называют вашу труппу во всём мире, штурмуют иностранцы...

— Да, постоянно получаем приглашения, в том числе туда, где уже были, и не один раз. Недавно открывали знаменитый Афинский фестиваль в -античном театре у подножия Акрополя, место, где выступали и Мария Каллас, и Паваротти ... Неоднократно были в Японии, Турции, Испании, Великобритании. Сегодня, по прошествии 20 лет, я могу сказать, что нас знают, труппа приобрела самостоятельное имя и значение. Мы собрали довольно большой репертуар. Я восстановил некоторые балеты Михаила Фокина из дягилевской антрепризы: «Петрушку», «Жар-птицу», «Половецкие пляски», «Карнавал» и др. В общем, нам есть чем встретить собственное 20-летие.

— Юрий Николаевич, вы прожили долгую жизнь... Каким принципам верны с молодости?

— У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь. Мне через полтора года 90! Шутка ли? И столько разного было... О каких-то периодах вспоминаешь светло, о других меняешь своё мнение. Самые яркие впечатления, конечно, от великих людей, с которыми встречался или работал. С композитором Игорем Стравинским в Лос-Анджелесе мы два дня провели в очень интересных и весёлых разговорах. Ну гений! Поговорили о его знаменитой «Весне священной». Я спросил: она идёт в разных версиях во всём мире, после Нижинского кто, с его точки зрения, ближе всех подошёл к сущности произведения? Он подумал, потом сказал: «Нижинский всё-таки». Я ему: «Но вы сами писали, я читал, вы ругали его». Он говорит: «Да, но знаете, в чём дело, я меняю с годами мнение о многом. Что-то в 20 лет мне нравилось. А в 76 уже не нравится». Меня тогда, в 40 лет, это поразило. А сейчас могу сказать то же самое. Так что — никогда не говори «никогда». Живой человек на то и живой, чтобы меняться. Что осталось с молодости неизменным — верность профессии, её власть надо мной....

«Балет Большого театра весьма отличается от других. И он отличается по трем особым и связанным друг с другом причинам. Он русский. Он советский. И его художественным руководителем является Юрий Григорович. Однако есть и другие аспекты, которые просматриваются в балете Большого театра нового стиля. Они вызваны и собственным гением Григоровича (потому что он, я думаю, великий хореограф), и его особой исторической миссией сближения ленинградской школы балета и московской.»

Американский балетный критик Клайв Барнс





Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде. В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (ныне Санкт-Петербургская академия русского балета имени А. Я. Вагановой), где занимался под руководством педагогов Бориса Шаврова и Алексея Писарева, и был принят в балетную труппу Ленинградского государственного академического театра оперы и балета имени Кирова (ныне Мариинский), солистом которой оставался до 1961 года Сочинять танцы начал еще в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого ленинградского Дворца культуры имени Горького.





Легенда о любви. 1969 год. Хореография Григоровича. Музыка азербайджанского композитора Арифа Меликова. Дирижер -- Ерболат Ахмедьяров. Исполнители: Инна Зубковская, Марина Кондратьева, Никита Долгушин. По мотивам пьесы Назыма Хикмета.





Первые же его постановки в театре имени Кирова — «Каменный цветок» С. Прокофьева (1957) и «Легенда о любви» . Меликова (1961) - имели оглушительный успех. В жизни Юрия Григоровича они сыграли решающую роль: во-первых, он обрел соратника-соавтора в лице выдающегося театрального художника Симона Вирсаладзе, с которым работал вплоть до смерти последнего, последовавшей в 1989 г.; во-вторых, вошел в историю балета; в-третьих, началось его стремительное восхождение по карьерной лестнице.

С 1961 по 64-й Юрий Григорович — балетмейстер в театре имени Кирова. А в 64-м он становится главным балетмейстером Большого театра .

Юрий Григорович перенес на сцену Большого театра (в новых редакциях): «Каменный цветок» (1959); «Легенда о любви» (1965); «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева (1979, мировая премьера состоялась в Парижской национальной опере, 1978).

Юрий Григорович и его жена, балерина Наталья Бессмертнова во время репетиции.


А потом был знаменитый «Спартак». Премьера состоялась 9 апреля 1968 года. Многие сценические решения этого балета были подготовлены предыдущими постановками Григоровича, использование хореографических монологов, лаконическое решение сценического оформления спектакля, внутреннюю психологическую логику развития сюжета можно было проследить уже в ранних постановках балетмейстера. Однако в «Спартаке», во многом благодаря героической теме, все эти творческие находки смогли проявиться более ярко и полно.

С 1969 по 1975 год Юрий Николаевич Григорович не ставил оригинальных балетов. Это был период раздумья, осмысления накопленного опыта - и творческого, и жизненного. В результате Григорович обратился к истории и поставил балет «Иван Грозный » на музыку С. Прокофьева . В рамках балетного спектакля передать всю сложность исторической эпохи в многообразии ее событий просто невозможно, поэтому Юрий Григорович избрал путь углубленного психологизма своих героев, раскрытия исторического времени через эмоциональный внутренний мир.

Балерина Ольга Лепешинская, Юрий Григорович поздравляют Владимира Васильева и Мариса Лиепу с премьерой балета "Спартак".

Затем он обратился к современности, поставив балет из советской жизни «Ангара» А. Эшпая п о мотивам пьесы Арбузова «Иркутская история» ( 1976) .



В 1982 году Юрий Григорович поставил балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век» который имел неудачную судьбу (впервые поставлен в 1939 ), в основном из-за плакатно-схематического содержания по новому сценарию. В новой постановке Григорович соединил на сцене лирику и гротеск, сатиру, раскрыть приключенческий, авантюрный сюжет в сочетании классического танца с акробатическим. Григорович перенес место действия в советскую Россию, и индустриальная немецкая выставка «Золотой век» превратилась в нэпманский ресторан с тем же названием. Соответственно изменились и герои. Такая подача материала была ближе и понятнее и автору, и зрителям, давала богатые возможности для создания разнообразных сценических характеров средствами танца. http://www.belcanto.ru/

Ариф Меликов «Легенда о любви». Ширин - Алина Сомова, Ферхад - Евгений Иванченко. Хореография Юрия Григоровича


Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью: "Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко — жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, он продолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходит время, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это очень ценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу".

Главный балетмейстер Юрий Григорович с артистами балета Борисом Хохловым, Екатериной Максимовой и Галиной Улановой после спектакля "Спящая красавица"

Дмитрий Шостакович о Юрии Николаевиче Григоровиче: "В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии — в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком — образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра".



Созданное балетмейстером Григоровичем — это наше национальное достояние. Это этап в развитии отечественного и мирового балетного театра.

Юрий Григорович относится к числу выдающихся балетмейстеров с мировой славой. Он родился 1 января 1927 года в городе Ленинграде. Его отец был служащим, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей. После получения среднего образования отправился поступать в хореографическое училище. Личная жизнь Юрия Григоровича интересует поклонников не меньше, чем его творческие достижения.

После окончания училища Юрий был принят в театр оперы и балета. Талантливому парню сразу же доверили характерные партии. Одновременно с карьерой артиста молодой талант начал заниматься собственными постановками, которые пользовались немалым успехом. Спустя некоторое время он стал главным балетмейстером страны. В то время на него была возложена огромная ответственность, но парень справлялся.

Юрия часто характеризовали как диктатора. В отношении подчиненных он вел довольно жесткую политику. Артиста даже в одно время обвиняли в преждевременной смерти и сломанной карьере Мариса Лиепы, который был танцовщиком в Большом театре.

В 1995 году многочисленные скандалы способствовали тому, что Юрий оставил Большой театр. Теперь он начал работать с отечественными и зарубежными коллективами, ставить свои спектакли. Вскоре он начал тесно сотрудничать с Краснодарским театром балета, а затем занял должность его художественного руководителя.

Личная жизнь Юрия Григоровича была связана с именем известной солистки Большого театра Натальи Бессмертновой . Именно она и была законной супругой балетмейстера. Разница в возрасте между супругами составляла четырнадцать лет, однако это их нисколько не смущало. Они поженились в 1968 году. В 2008 году Натальи не стало. К сожалению, у них не было собственных детей.

В настоящее время Юрий уже не может полностью отдаваться балету. Возраст дает о себе знать. Однако и в настоящее время он дает ценные советы молодому поколению, продолжает обучать молодых людей всему тому, чему годами учился сам. Он нисколько не сожалеет о том, что ушли времена Советского Союза и жизнь сильно изменилась.