Женские образы в пьесах гроза и бесприданница. Женские образы в произведениях А

Коллекция сочинений: Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза» и "Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы "Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не "Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает "вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно природы на­туральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа по­стоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, - ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиознос­ти Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедли­вости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бы­вало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи», - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька», - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решитель­ный, цельный русский », который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере нет той цельности, которая есть вКатерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия созданные устоями общества.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

А.Н. Островский очень долго искал главных героев своих пьес «Гроза» и «Бесприданница». Он перебрал много вариантов, ему нужен был такой герой который бы, одновременно вызывал у читателя: призрение, жалость, восторг и сочувствие. И как говорится «кто ищет тот всегда найдет», вот и Островский, нашел что хотел. И мне кажется, что он не зря так нательно выбирал главных героинь, так как они действительно подходят под эти роли, пусть это будет хоть главная героиня повести «гроза»- Катерина, хоть главная героиня повести «бесприданница» - Лариса. Они обе очень интересные персонажи, в какой-то степени даже очень похожи, но сказать что, они одинаковы нельзя, так как это не так.

В повести «гроза» на долю главной героини Катерине выпала не сладкая учесть. Да в начале мы видим верную, любящею своего мужа жену, можно даже сказать сноху, которая пытается найти общи язык с матерью мужа, т.е. со свекровью. Но потом когда мы начинаем узнавать о Катерине, все больше и больше нового, то мы начинаем понимать что она вовсе не любит своего мужа, хранит верность только потому, что знает что это ее обязанность. А со свекровью пытается не конфликтовать лишь для того чтобы ей хоть немного было легче жить, в доме где одни скандалы, и которые конечно же не проходили без присутствия ворчливой свекрови Марфы Игнатьевны Кабановой.

И вот мы видим, что только вроде бы Катерина находит свое счастье, влюбляется. Но и здесь ей быть счастливой не дано, так как она замужем и не о чем таком не может быть и речи. Но все же она идет против правил и изменяет мужу с молодым человеком Борисам Григорьевичем. Так же мы видим, что Катерина не смогла жить с таким грехом на душе, и призналась публично в своей измене. Конечно же ее почти некто не понял и отнесся к ней с призрением. От стыда она хочет уехать с Борисом, которого любит, но он отказывает ей и уезжает один. А Катерина решает покончить жизнь самоубийством и прыгает со скалы.

Что касается повести «Бесприданница» то здесь главной героине Ларисе легче, так как она не замужем и в полне свободная девушка. Но почему-то это ей не мешает портить свою жизнь, хотя бы тем что, она дает согласие на замужество тому, кого не капельки не любит. А любит она своего бывшего жениха Паратова который бросил ее и уехал. И вернулся лишь тогда, когда Лариса уже почти была замужней девушкой. И как не трудно догадаться, конечно же портит жизнь и Ларисе, и ее жениху Карандышеву. Паратов обманывает наивную Ларису, можно даже сказать просто пользуется ею как игрушкой. И конечно же бросает и вовсе не собирается женится на ней, как он ее обещал это ранее. И она остается одна, несчастная и обманутая. Так как Лариса изменила своему жениху, она теперь не может вернутся к нему обратно, да и к тому же сам Карандышев уже знает обо всем и в гневе разыскивает Паратова и Ларису. А Лариса тем временем в отчаянии подходит к обрыву и хочет покончить с жизнью самоубийством, но не решается на это, и восклицает: «Как бы теперь меня убил кто-нибудь…» И проходят, какие- то минуты и ее желание воплощается в жизнь. А точней Лариса погибает от руки ее обманутого жениха Карандышыва.

И так, лично я считаю что пьесы «ГРОЗА» и «БЕСПРИДАННИЦА» не так уж и похожи, а точней похожи лишь тем, что обе главные героини в конце пьес трагически погибают. А так по самой сути эти две пьесы совершенно разные и судьбы Катерины и Ларисы совсем не похожи.

Конечно если бы эти события происходили в наше время, то возможно финалы пьес «Г» и «Б» сложились бы совсем иначи.

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, - рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, - ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться.

Сочинение на тему: «Две судьбы, две трагедии» по произведениям «Гроза» А. Н. Островского, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. С. Лескова. Две судьбы, две трагедии.… Про кого же эти грустные слова? Эти слова о двух героинях: Екатерины Кабоновой и Екатерины Измайловой, из произведений «Гроза» и «Леди Макбет Мценского уезда». Так в чем же их трагедия? Для этого нужно обратиться к содержанию произведений. В обеих пьесах главных героинь зовут Катеринами, как уже упомяналось выше. Начнем с первой из них. Катерина Островского проводит все дни на пролет в купеческом доме, в купеческой скуке. Бездетство еще сильнее усиливает ее. Катерина сама говорит об этом: «Ах, какая скука! Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их…».

Единственное, что утешает Катерину, это ее воспоминания, сны. Она живет ими, рассказывает про свою прежнюю жизнь: «Я жила, ни об чем не тужилась, точно птичка на воле. Маменька во мне душу не чаяла, наряжала меня как куклу, работать не принуждала, что хочу бывало, то и делаю». Если раньше ей жилось «как птичке на воле», то сейчас как в клетке. Тоже самое и с другой Катериной, та же купеческая семья, та же хандра. Судьба другой Катерины сходна: тот же купеческий дом, скука.

И бездетство усугубляет ситуацию. Катерина Лескова говорит практически те же слова: «Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало». Про скуку в произведении говорится так: «скука русская, скука купеческого дома, от которой весело… даже удавиться». И кто-то из великих людей сказал, что работа кормит, одевает и спасает от греха. И здесь это утверждение оказалось верным, только обратное ему – безделье привело к греху – измене мужу и убийствам. Катерина Измайлова влюбляется в Сергея, помощника ее мужа. Это, конечно же, привело к возмущению свекра. Катерина решает эту проблему простейшим путем, она просто убивает его, но дело еще и в том, как она это делает. Она это делает скрытно, подсыпав в грибочки своего «любимого» свекра крысиный яд, – он погиб «крысиной смертью». Но на этом не останавливается история.

Потому что приехал муж. Здесь Катерина, не стесняясь никого и ничего, просто душит своего суженного. А перед этим она просто издевалась над ним, горяча целуя Сергея. Кстати здесь развивается эпиграф к драме: «первую песенку зардевшись спеть». Тоесть «первую песенку» – первое убийство, «зардевшись спеть» – делать, стесняясь, чего-то боясь. А вот вторую «песенку» Катерина поет очень даже уверенно. Вот уже две «песенке» на совести Катерины, хотя эта совесть где-то потерялась. За «второй оперой» последоваля и треться. Третьей оказалась убийство ни в чем неповинного Феди. Катерина зашла настолько далеко, что уже убивает ни за что. Ведь убила она шестилетнего мальчика для того, чтобы не отдавать ему часть их состояния. Но разве стал бы требовать деньги маленький мальчик? Скорей всего – нет. Этот порок в Катерине зашел настолько далеко, что она готова решать все проблемы убийством. Но вернемся к другой Катерине, как же там развиваются события? Забегу вперед и скажу, что Катерина была праведным человеком (в отличии от своей тески).

Это доказывает один факт: в молодости она каждый день ходила в церковь и там так усердно молилась, что как-то раз ей показались ангелы! До какой же степени нужно поверить в существованиии последних и усердно молиться, чтобы привидилось такое. Как я уже говорил Катерине живется «как птичке в клетке», да еще и всюду преследуют пережитки старого поколения – свекровь. Вышла замуж она, как и Измайлова, не по любви. Да и муж ей попался не лучший: все ведет к тому, что Катерина влюбляется в другого человека – Бориса Григорьевича. Она все время думает о нем, но пытается забыть его, потому что знает, что это грех. Катерина страдает, но ничего не может поделать: «Лезет ко мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». А здесь ее муж уезжает в коммандировку. Есть шанс встретиться с Борисом, но Катерина по своей морали все же останавливается и говорит: «Вот и сядем шить с Варварой, и не увидим, как время пройдет; а тут и Тиша приедет». Она надеется забыть Бориса, может быть это случилось бы и так, но сестра Тихона устроила ей свидания. Все поличилось само собой: Катерина встречается с Борисом все две недели в отсутсвие мужа. Но как Катерина могла согласиться на свидание? Это произошло в тот момент, когда Варвара дает ключ Катерине, а Катерина, наверное, подсознательно, руководствуясь своими сильными чувствами, берет его под предлогом: «мол, там идет кто- то…». Но после того, когда последний вернулся, Катерина по своей праведной натуре и под стечением обстоятельств (гроза) рассказывает всю правду… Естественно, скандал был неизбежен.

Тут наступает кульминационный момент, когда Катерина решает «шекспировский» ворос: «быть или не быть». Рассуждая, что умереть ей приятнее чем, опять придти в этот купеческий дом, она бросается в Волгу. И на этом моменте «клетка открылась, и птичка вылетела на свободу», ведь вода – это символ свободы. Кстати, я упомянул Шекспира, а не сходна ли обстановка в «мценского уезда» и города Калинина с обстановкой шекспировских произведений? Может быть в «Грозе» и нет, а в другой пьесе все практически сходиться: та же любовь вперемешку с кровью. Вот только по Шекспиру в итоге герои каятся, а вот Катерина и Сергей об этом даже не задумываются. Как будто-то бы так и надо: все происходит цинично и весело. Страсти заканчиваются только тогда, когда Катерина умирает сама. Причем умирает, убивая свою «соперницу» и врага – Сонетку в ревности к своему возлюбленному, ведь она его так любит. Даже «каторжный путь с ним цветет счастьем». Но не слишком ли эта любовь слепа? Ведь она даже не обращает внимания, с какой сухостью он к ней относиться.

И забывает обо всем, даже о ребенке, которого она так хотела – она от него просто отказывается. А помните что она сказала по этому поводу: «Мне вот, когда б я себе ребеночка родила, вот бы мне с ним, кажется, и весело стало». Слово «кажется» сыграло свою роль. А все потому что она не видит в жизни ничего кроме Сергея. По-моему Сергей здесь явдяется «бесом искуссителем». Ведь именно из- за него Катерина делала все это. Катерина Лескова никак не хочет умирать – она только хочет отомстить Сонетке. Кстати, а почему не Сергею? Ведь в принципе он виноват, но Катерина не может это сделать из-за ее сильной любви. Мстит Катерина все по отлаженному механизму, только слишком забылась в своих чувствах и умирает также как и Катерина Островского в водной глади… Смерть привела и ту другую Катерину к освобождению. А что привело к смерти? Любовь.

Нужно отметить, что Лесков противопоставил свою Катерину Островского. А в сюжетном параллелизме проявляются черты русской женщины. Если собрать качества наших героинь, то получиться портрет настоящей русской женщины: решительность, свободолюбие, праведность, целеустремленность, любовь, сильные чувства.

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины

Против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина – натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, – ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера – это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, – вспоминает она.
Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, – говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

Ви зараз читаєте: Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”