«Золотая маска» объявила победителей. Объявлены лауреаты премии «Золотая маска Специальные премии жюри музыкального театра

В этом году на нее претендовало рекордное количество спектаклей всех жанров. В итоговый список номинантов попали постановки театров из разных городов России: 28 драматических спектаклей, 13 опер, 5 балетов и 9 спектаклей современного танца, 4 спектакля в жанре «оперетта/мюзикл», а также 8 кукольных спектаклей.

Лучшим драматическим актером признали Данилу Козловского за роль Гамлета в Малом драматическом театре Санкт-Петербурга . Получила признание и актриса Евгения Симонова, сыгравшая Софью Толстую в спектакле «Русский роман» Театра имени Маяковского . Этот же спектакль получил третью «Маску» как лучший спектакль большой формы, а в разделе «Малая форма» отметили спектакль «Магадан/кабаре» московского театра «Около дома Станиславского» .

Лучшим режиссером в драме, как и в прошлом году, стал Андрей Могучий - он получил награду за спектакль «Гроза» в Большом драматическом театре имени Товстоногова . Приз за лучшую женскую роль второго плана в драме достался Елене Немзер из Александринского театра за роль Панталоны в постановке «Ворон», а за лучшую мужскую - Хольгеру Мюнценмайеру (Дьякон в спектакле «Жили-были» Драматического театра Шарыпово).

Лучшим спектаклем в оперетте-мюзикле стал «Биндюжник и король» Красноярского театра юного зрителя , как лучший режиссер за этот спектакль был отмечен Роман Феодори. За лучшую женскую роль в оперетте-мюзикле получила награду Мария Биорк, сыгравшая Соню в спектакле «Преступление и наказание» (Театр мюзикла).

Премия за лучшую мужскую роль в этой категории досталась Виктору Кривоносу за роль в спектакле «Белый. Петербург» (Театр музыкальной комедии , Санкт-Петербург). Лучшую роль второго плана в оперетте-мюзикле сыграл Владимир Гальченко из Театра драмы в Самаре.

Премия «Золотая маска». Фотография: mdt-dodin.ru

Премия «Золотая маска». Фотография: justmedia.ru

Премия «Золотая маска». Фотография: kino-teatr.ru

Лучшим спектаклем в балете был признан «Ромео и Джульетта», поставленный в Екатеринбургском театре оперы и балета . Награду за лучшую мужскую роль получил Игорь Булыцын, станцевавший в спектакле Меркуцио. Лучшим дирижером стал Павел Клиничев - он удостоился премии за работу «Ундина» на музыку Ханса Вернера Хенце (Большой театр). Виктория Терешкина сыграла лучшую женскую роль в спектакле Мариинского театра «Скрипичный концерт № 2». За этот же спектакль был награжден и Антон Пимонов в номинации «Лучшая работа балетмейстера/хореографа». Премию в номинации «Лучший спектакль в современном танце» получила работа «Все пути ведут на Север» (театр «Балет Москва»).

Лучшим дирижером в опере стал Теодор Курентзис со спектаклем «Травиата» в Театре оперы и балета имени Чайковского в Перми. Лучшим режиссером признали Ричарда Джонса (опера «Роделинда», Большой театр»). Награда в номинации «Лучший спектакль в опере» также досталась «Роделинде». Премию за лучшую женскую роль в опере получила Надежда Павлова (Виолетта в «Травиате» Пермской оперы), а за лучшую мужскую роль - Липарит Аветисян (Шевалье де Грие в «Манон» Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко в Москве). В номинации «Лучшая работа композитора в музыкальном театре» награду завоевал Эдуард Артемьев - за «Преступление и наказание» Московского театра мюзикла.

В «кукольных» номинациях лучшей работой режиссера признали спектакль «Ежик в тумане» Московского театра кукол , поставленный Натальей Пахомовой, а лучшей постановкой - «Колино сочинение» петербургского центра «КонтрАрт».

В конце церемонии состоялось вручение наград «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» - их получили

Два состава жюри - драматическое и музыкальное - заседали параллельно накануне вручения. Причем драматическое смогло приступить к финальному обсуждению только когда закончился последний спектакль масочного марафона: по воле случая им оказалась постановка из очень дальней точки России - Норильска. Заполярная драма им. Маяковского представила «Дядю Ваню». Ее считали реальным конкурентом другому «Дяде Ване» - из Воронежа и претендентом на нацпремию хотя бы в одной из номинаций. Но... оба «Дяди Вани» уехали из Москвы ни с чем.

Как же разыграла карту на этот раз «ЗМ-2017»? К слову, ее с полным основанием можно считать рекордной с момента своего основания - 1993 год. В «Маске» 290 номинаций, и это не шутка. Для сравнения - в прошлом году их было 200, в предыдущие годы - еще меньше. К списку прошлого года добавились новые - «Драматург», «роль второго плана» теперь разделена в драме на лучшую у мужчин и у женщин, наконец появилась роль второго плана в оперетте. Расширилась и география театров-участников - шесть новых городов привезли в Москву свои спектакли.

Хотя Гран-при как такового на «Маске» нет, тем не менее негласно им считается тот, у кого оказывается премия за «Лучший спектакль». Так, среди спектаклей большой формы в этой номинации безоговорочно побеждает «Русский роман» Московского театра им. Маяковского (режиссер Миндаугас Карбаускис). Вообще, спектакль, посвященный жене Льва Толстого, который, к слову сказать, ни разу не появляется на сцене за 3 часа действия, отмечен аж в трех номинациях - «Лучший спектакль», «Драматург» (Ивашкявичус) и «Лучшая женская роль». Она достается прекрасной актрисе Евгении Симоновой. А вот «Лучшей мужской ролью» признана роль Гамлета в исполнении Даниила Козловского. Замечу, что новый спектакль Льва Додина - «Гамлет» - вызвал жаркие споры и буквально расколол столичную публику ровно напополам: и не просто на «за» и «против», а радикально - «прекрасно» и «ужасно». Однако это - мастерская работа, которую, возможно, по-настоящему оценят со временем.

«Русский роман» имел довольно сильных конкурентов в лице своих основных и, можно сказать, давних соперников - питерских БДТ им.Товстоногова и Александринского театра. Разница в голосах при голосовании была минимальная. В результате БДТ со спектаклем «Гроза» отмечен за «Лучшую режиссуру» Андрея Могучего, что совершенно справедливо. А Александринка увозит в Санкт-Петербург две «Маски» - «Лучший художник» (Николай Рощин, спектакль «Ворон») и спецприз за высокопрофессиональный актерский ансамбль в спектакле «По ту сторону занавеса» (малая форма, реж. Андрий Жолдак по пьесе Чехова «Три сестры»).

Причем жюри единогласно в ансамбль включило актрису, которая не была почему-то номинирована. Таким образом в ансамбль объединены Игорь Волков (отец, Вершинин), Виталий Коваленко (Кулыгин) и Елена Вожакина.(Маша) . В малой же форме спецпризом за актерский ансамбль отмечены «Три сестры» из Новосибирска в постановке Тимофея Кулябина, играющие чеховскую пьесу на языке слабослышащих людей.

«Лучшая мужская роль второго плана» уезжает в крохотный городок Шарыпово (Красноярский край), где проживает всего 38 тысяч жителей. Ее увозит старейший актер труппы Хольгер Мюнценмайер (спектакль «Жили-Были».) А «Лучшая женская роль второго плана» достается Елене Немзер из Александринки (спектакль «Ворон»).

В «Куклах» жарких споров не получилось - полное единодушие в жюри было относительно «Колиного сочинения», проекта «КонтАрта» и театра «Кукольный формат» из Санкт-Петербурга. История тонкая, невероятно трогательная, поставленная по книге Сергея Голышева «Мой сын - даун», где использованы стихи сына автора - Коли Голышева. Никакой спекуляции на болезненной теме - работа режиссера Яны Туминой заслуживает высочайшей оценки. И к тому же выяснилось, что этот проект она предлагала одному большому театру, но тот отказался, и Яна четыре года собирала деньги на реализацию сввоего проект. Не зря - «Колино счастье» становится «Лучшим спектаклем», а два актера, играющие в нем (Анна Сомкина и Александр Балсанов), признаны «Лучшими». Работа художника Виктора Антонова отмечена «Маской» за спектакль «Железо» (театр из Петрозаводска). «Лучшим режиссером кукольного спектакля» признана Наталья Пахомова из Московского театра кукол за спектакль «Сказка с закрытыми глазами» Ёжик в тумане».

19 апреля 2017 в Москве были объявлены лауреаты премии “Золотая маска” 2017 года. Официальный вердикт жюри мы дополнили неофициальным голосованием и готовы подвести итоги.

В целом предсказать официальные результаты очередной “Маски” можно было сравнительно легко. Тем не менее, результаты зрительского голосования, с нашей точки зрения, могли дополнить картину интересными подробностями.

Нас, разумеется, интересовали только номинации, связанные с музыкальным театром – их оказалось 11.

Голосование началось довольно поздно, в ночь на 17 апреля 2017, что, возможно, стало нашей ошибкой: стоило запустить процесс на несколько дней раньше, чтобы о нём наверняка узнали все интересующиеся итогами “Золотой маски”. Тогда голосов было бы больше, а результаты оказались бы более легитимными. С другой стороны, поздний старт позволил не предпринимать сверхъестественных усилий для защиты от накруток.

Результаты этого голосования могут представлять некоторый интерес с одной поправкой: Астраханский театр оперы и балета поделился нашей публикацией на своей странице ВКонтакте, в связи с чем почти все первые места в оперных номинациях нашего голосования оказались отданы астраханцам. Единственное, о чем можно пожалеть в этой связи – примеру Астрахани не последовали другие театры: в таком случае наше голосование оказалось бы еще и конкурсом на количество подписчиков в соцсетях.

В номинации “Опера – спектакль” первое место зрительского голосования заняла постановка “Осуждение Фауста” астраханского театра, получившая 701 голос, а второе – “Орлеанская дева” Башкирского театра (395 голосов). “Травиата” Пермского театра, которую многие считали фаворитом гонки, получила только 289 голосов от зрителей.

Но жюри “Маски” признало лучшим спектаклем в опере “Роделинду” из Большого театра (которая была перенесена на сцену Большого из Английской национальной оперы). В зрительском голосовании “Роделинда” набрала 54 голоса, обогнав лишь другие спектакли Большого театра – “Осуждение Фауста” (46 голосов) и “Катерину Измайлову” (44 голоса).

В номинации “Опера – работа дирижера” у зрителей первым стал Валерий Воронин из Астрахани за спектакль “Осуждение Фауста” (530 голосов), а вторым – официальный лауреат “Золотой маски” Теодор Курентзис с 315 голосами.

Лучшей работой режиссера в опере зрители сочли Константина Балакина (Астрахань, “Осуждение Фауста”) – 432 голоса, вторым оказался Роберт Уилсон (210 голосов) за его спектакль “Травиата”. Официальную “Маску” в этой номинации получил Ричард Джонс за “Роделинду” в Большом театре, а Роберт Уилсон неожиданно для многих оказался лучшим художником по свету.

Наверное, только этот итог нынешней “Золотой маски” вызвал оживление при обсуждениях. Юлия Бедерова в статье об итогах конкурса обозначила этот момент, как “игривое решение жюри”, а Вадим Журавлев (постоянный автор сайт и некогда член жюри “Золотой маски”) в своём посте на Facebook попросту назвал это “оплеухой” Роберту Уилсону.

В номинации “Опера – женская роль” у зрителей первой стала Евгения Афанасьева из МАМТ за роль Манон в одноименной опере Массне (383 голоса). Официальное жюри признало лучшей Надежду Павлову из Пермского театра за роль Травиаты в спектакле Роберта Уилсона. В зрительском голосовании Надежда Павлова получила за эту роль 221 голос.

Зрительские симпатии за лучшую мужскую роль в опере были отданы Валерию Фомину (Молодой Гааз, «Доктор Гааз», театр «Геликон-опера» – 120 голосов). Настоящую же “Маску” в этой номинации получил Липарит Аветисян за Шевалье де Грие в оперетте “Манон” Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. В зрительском голосовании этот певец оказался на четвертом месте в списке с 78 голосами.

Лучшим спектаклем в балете зрители признали “Ромео и Джульетту” из Екатеринбурга (366 голосов), и зрители оказались солидарны с жюри “Золотой маски”.

Лучшей работой дирижера в балете стала работа Павла Клиничева над спектаклем “Ундина” в Большом театре. Он был единственным номинантом в этом году, а зрители посчитали, что его работа в Екатеринбурге над “Ромео и Джульеттой” заслуживает “Маски” больше: Клиничев с “Ромео” получил 204 зрительских голоса, а Клиничев с “Ундиной” – 41.

Лучшим хореографом по мнению зрителей стал Вячеслав Самодуров (“Ромео и Джульетта, Екатеринбург – 248 голосов), а вот жюри признало лучшей работой балетмейстера/хореографа в балете и современном танце спектакль “Скрипичный концерт №2” Антона Пимонова в Мариинском театре. Зрители проголосовали за эту постановку 25 раз.

Лучшей балериной зрители посчитали Екатерину Сапогову (“Ромео и Джульетта, Екатеринбург – 214 голосов), а жюри – Викторию Терешкину (“Скрипичный концерт №2”, Мариинский театр). Зрители же поставили Терешкину на третье место (48 голосов).

Лучшим танцовщиком по мнению зрителей был Игор Булыцын (Меркуцио, “Ромео и Джульетта, Екатеринбург – 759 голосов), и это второй случай в этом году, когда мнение зрителей совпало с мнением жюри “Золотой Маски”.

В номинации “Работа композитора в музыкальном театре” у зрителей первым стал Георгий Фиртич (спектакль “Белый. Петербург – 84 голоса), но жюри признало первым Эдуарда Артемьева за работу над спектаклем “Преступление и наказание” в Московском театре мюзикла. Зрители проголосовали за эту работу 66 раз.

Если бы фестиваль не отменил в этом году Приз прессы, я бы высказал своё мнение в анкете для голосования. Теперь придется сделать то же самое в более пространной форме. Разбив текст для удобства восприятия на пять глав. С предисловием.

За подробной декорацией Сергея Бархина, построившего ностальгический барачный район, я как-то не заметил особого светового рисунка.

КОНКУРС «ЭКСПЕРИМЕНТ»

«СНЕГУРОЧКА» , театр «Старый дом» , Новосибирск

Красивый спектакль о русском язычестве. Но жаль, что сериал Дмитрия Волкострелова «Как мы не получили «Золотую маску» продолжился. Видимо, активно выступило музыкальное жюри – в номинации «Эксперимент» решение драматическое и музыкальное жюри принимают совместно.

ДРАМА/РАБОТА РЕЖИССЕРА

Андрей МОГУЧИЙ, «Гроза» , БДТ им. Г.А. Товстоногова , Санкт-Петербург

Могучий – могуч; понимаю, что каламбур той еще свежести, но так оно и есть. Режиссер-перфекционист, работающий с ницшеанским размахом. И добро пожаловать в кинотеатры !

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ

Евгения СИМОНОВА , Софья Толстая, «Русский роман» , Театр им. Вл. Маяковского , Москва

Спектакля не видел. Надо посмотреть. То, что Симонова – артистка превосходная, никому объяснять не нужно. Может, только самым молодым зрителям, которые про советское кино знают только понаслышке.

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ

Данила КОЗЛОВСКИЙ , Гамлет, «Гамлет» , Малый драматический театр – Театр Европы , Санкт-Петербург

ДРАМА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Елена НЕМЗЕР , Панталона, «Ворон»

Ведущая актриса Александринского театра, только что азартно сыгравшая мамашу Кураж у Терзопулоса, органична и в уникальном мире Рощина.

ДРАМА/МУЖСКАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА

Хольгер МЮНЦЕНМАЙЕР , Дьякон, «Жили-были» , Драматический театр, Шарыпово

Артист колоритный. Возможно, так жюри решило выделить очень короткий и совсем не характерный для провинциального театра эскизный спектакль о смерти. Впрочем, логику экспертов, определяющих номинантов в актерской «второплановой» номинации, я никогда не мог понять.

ДРАМА/РАБОТА ДРАМАТУРГА

Марюс ИВАШКЯВИЧЮС, «Русский роман» , Театр им. Вл. Маяковского, Москва

Новая номинация «Маски» принесла победу маститому литовскому драматургу. Своих не нашлось, о чем, собственно, мне уже пришлось сказать выше.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕМИИ ЖЮРИ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА КУКОЛ

Ансамбль актеров в спектакле «Три сестры» , театр «Красный факел» , Новосибирск

Игорь Волков, Виталий Коваленко, Елена Вожакина – актеры в спектакле «По ту сторону занавеса» , Александринский театр, Санкт-Петербург

Вот так жюри отметило две выдающиеся версии «Трёх сестер». Значит ли это, что главные награды достанутся другим спектаклям? Да, именно это и значит. И почему у Кулябина отметили всех актеров, а у Жолдака – только троих? Вот уж вопиющая несправедливость.

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ БОЛЬШОЙ ФОРМЫ

«РУССКИЙ РОМАН» , Театр им. Вл. Маяковского, Москва

Занятно, что, кажется, никто из критиков не прочил победы «Русскому роману». Теперь точно надо посмотреть. Почему не сделал этого раньше? Из-за, скажем так, кардинального несовпадения с режиссерским темпераментом Миндаугаса Карбаускиса. После «Канта» решил, что можно, наверное, и завязать с его спектаклями. Но «Маска» не позволяет.

ДРАМА/ СПЕКТАКЛЬ МАЛОЙ ФОРМЫ

«МАГАДАН/КАБАРЕ» , театр «Около дома Станиславского» , Москва

Все остальные победители – но уже без комментариев.
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/СПЕКТАКЛЬ БИНДЮЖНИК И КОРОЛЬ, Театр юного зрителя, Красноярск
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Андрей АЛЕКСЕЕВ, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Роман ФЕОДОРИ, «Биндюжник и Король», Театр юного зрителя, Красноярск
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Мария БИОРК, Соня, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва
ОПЕРЕТТА–МЮЗИКЛ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Виктор КРИВОНОС, Аполлон Аполлонович Аблеухов, «Белый. Петербург», Театр музыкальной комедии, Санкт-Петербург
ОПЕРЕТТА-МЮЗИКЛ/ЛУЧШАЯ РОЛЬ ВТОРОГО ПЛАНА Владимир ГАЛЬЧЕНКО, Князь Серпуховской, «История лошади», Театр драмы им. М. Горького, Самара
БАЛЕТ/СПЕКТАКЛЬ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/СПЕКТАКЛЬ ВСЕ ПУТИ ВЕДУТ НА СЕВЕР, Театр «Балет Москва», Москва
БАЛЕТ/РАБОТА ДИРИЖЕРА Павел КЛИНИЧЕВ, «Ундина», Большой театр, Москва
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ РАБОТА БАЛЕТМЕЙСТЕРА–ХОРЕОГРАФА Антон ПИМОНОВ, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Виктория ТЕРЕШКИНА, «Скрипичный концерт №2», Мариинский театр, Санкт-Петербург
БАЛЕТ–СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ/МУЖСКАЯ РОЛЬ Игорь БУЛЫЦЫН, Меркуцио, «Ромео и Джульетта» , Театр оперы и балета, Екатеринбург
ОПЕРА/СПЕКТАКЛЬ РОДЕЛИНДА, Большой театр, Москва
ОПЕРА/РАБОТА ДИРИЖЕРА Теодор КУРЕНТЗИС, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА/РАБОТА РЕЖИСCЕРА Ричард ДЖОНС, «Роделинда», Большой театр, Москва
ОПЕРА/ЖЕНСКАЯ РОЛЬ Надежда ПАВЛОВА, Виолетта Валери, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
ОПЕРА/МУЖСКАЯ РОЛЬ Липарит АВЕТИСЯН, Шевалье де Грие, «Манон», Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, Москва
РАБОТА КОМПОЗИТОРА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Эдуард АРТЕМЬЕВ, «Преступление и наказание», Театр мюзикла, Москва
СПЕЦИАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ ЖЮРИ МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА Спектакль «the_Marusya», Компания «Диалог Данс», Кострома
Спектакль «Геракл», Башкирский театр оперы и балета, Уфа
РАБОТА ХУДОЖНИКА В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Этель ИОШПА, «Саломея», театр «Новая опера», Москва
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО КОСТЮМАМ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Елена ТУРЧАНИНОВА, «Снегурочка», театр «Старый дом», Новосибирск
РАБОТА ХУДОЖНИКА ПО СВЕТУ В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ Роберт УИЛСОН, «Травиата», Театр оперы и балета им. П.И. Чайковского, Пермь
КУКЛЫ/СПЕКТАКЛЬ КОЛИНО СОЧИНЕНИЕ, Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург
КУКЛЫ/РАБОТА РЕЖИССЕРА Наталья ПАХОМОВА, «Сказка с закрытыми глазами “Ёжик в тумане”», Московский театр кукол
КУКЛЫ/РАБОТА ХУДОЖНИКА Виктор АНТОНОВ, «Железо», Театр кукол Республики Карелия, Петрозаводск
КУКЛЫ/РАБОТА АКТЕРА Анна СОМКИНА, Александр БАЛСАНОВ, «Колино сочинение», Продюсерский центр «КонтАрт», Санкт-Петербург

Более полусотни победителей – в Москве вручили «Золотые маски». В списке номинантов театральной премии представлены все виды и жанры сценического искусства: балет, мюзикл, драма, кукольный театр. Чтобы выбрать лучших, эксперты в этом сезоне отсмотрели почти тысячу спектаклей, поставленных более чем в ста российских городах.

Это был самый масштабный театральный марафон за всю историю «Золотой маски». За два с половиной месяца зрители увидели 74 постановки. Создатели лучших из них стали участниками последнего и самого непредсказуемого представления этого фестиваля - вручения премии. По традиции, оно проходит на сцене Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. Заранее были известны только имена лауреатов в номинации «За вклад в развитие театрального искусства». В этом году среди победителей - Владимир Этуш, Резо Габриадзе и Олег Табаков. Зал встречал их стоя.

«Вы знаете, уже почти 60 лет я выхожу на сцену и еще ничего не сказал, а люди аплодируют. Так что я привык к этому», - говорит народный артист СССР Олег Табаков.

Впервые за историю «Маски» волноваться не пришлось и претенденту в категории «Работа дирижера в балете». Интрига здесь заключалась не в том, кому отдадут награду, а за какой именно спектакль. Ведь все три номинации - у одного человека, Павла Клиничева. Лучшей его работой жюри признало балет «Ундина» в Большом театре.

«Приятно идти на церемонию, зная, что все равно получишь «Маску», - сказал дирижер.

Кстати, Большой - абсолютный рекордсмен этой премии. Соревновались сразу шесть его спектаклей, и представлены они были в 25 номинациях. В результате - три награды. Помимо Клиничева триумф праздновал Ричард Джонс, режиссер «Роделинды» Генделя. Ее же признали и лучшей оперой. А вот оперным дирижером года ожидаемо стал дирижер, художественный руководитель Пермского театра оперы и балета им. Чайковского Теодор Курентзис. Его называют гением музыки. Это уже шестая «Золотая маска» на его счету - на этот раз за «Травиату».

«Если берешь какую-то современную оперу, про которую совсем не имеешь идею, о чем эта опера, ты идешь внутри, ты исследуешь. А оперы, которые мы думаем, что мы знаем хорошо, мы не так внимательно к ним относимся, подумайте об этом», - говорит он.

На сцене - черно-белое царство, зато эмоций у гостей - вся палитра. Некоторые даже бегали по сцене, танцевали и пели от счастья.

Но праздник этот - с грустными нотами. В феврале не стало бессменного президента фестиваля Георгия Тараторкина. Его память почтили минутой молчания. Новым президентом единогласно избрали Игоря Костолевского.

«Фестиваль - он же уникален. Ни в одной стране мира нет такого фестиваля. Он демонстрирует очень высокий уровень и режиссуры, и актерской игры. И что приятно, очень много театров из провинции», - говорит Игорь Костолевский.

Помимо Москвы и Петербурга - еще 23 города. Впервые участвовали коллективы из Кемерово, Набережных Челнов, Норильска, Твери. Дебют - и у театра из городка Шарыпово, в этой труппе всего десять актеров. И сразу победа Хольгера Мюнценмайера в номинации «Актер второго плана» в драме «Жили-были».

Быть или не быть награде Даниле Козловскому - для жюри не вопрос. Его Гамлета они признали лучшей мужской ролью.

«Я хочу сказать спасибо своей семье - и родителям, и маме, которая довольно часто спрашивала меня, а где ее «Маска»? И вот сегодня, наконец, я смогу ответить на этот вопрос», - сказал актер.

Самая жесткая конкуренция - в номинации «Лучший режиссер в драме». В шорт-листе премии оказалось 28 фамилий. Лев Додин, Миндаугас Карбаускис, Тимофей Кулябин, Дмитрий Крымов... остались сидеть в креслах. А на сцену вышел художественный руководитель Большого драматического театра им. Товстоногова в Санкт-Петербурге Андрей Могучий. В этой категории он побеждает второй год подряд. Его «Гроза» - отнюдь не очередная попытка актуализировать Островского.

«Мы больше смотрели в корни народные, корни притчевые, корни сказочные. Вопрос архаики меня интересовал больше, чем вопрос адаптации или привязки к современности», - поясняет режиссер.

Главный приз за лучший спектакль большой формы получил «Русский роман» театра Маяковского. История жизни Льва Толстого показана глазами его жены Софьи. За эту роль Евгения Симонова получила «Маску» как лучшая актриса. Награды удостоился и драматург Марюс Ивашкявичюс. Создатели постановки в шутку открыли секрет успеха: когда берешься за биографию одного из величайших писателей, просто не имеешь права сделать плохо.

Некоторых номинантов и победителей "Золотой маски" вы можете увидеть в лучших российских фильмах и сериалах на сайте