Рассказ об истории скоморохов на руси. Кто такие скоморохи: теории и легенды

Скоморохи (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В. Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»

Скоморохи были носителями синтетических форм народного искусства, соединявших пение, игру на музыкальных инструментах, пляски, медвежью потеху, кукольные представления, выступления в масках, фокусы. Скоморохи были постоянными участниками народных празднеств, игрищ, гуляний, различных обрядов: свадебных, родильно-крестильных, похоронных. «Скоморохи сочетали в своём искусстве мастерство исполнения со злободневным репертуаром, который включал шуточные песни, драматические сценки — игрища, социальную сатиру — глумы, исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, сопели, волынки, сурны, бубна. Скоморохи непосредственно общались со зрителями, с уличной толпой, вовлекали в игру».

Известны с XI века. Особую популярность получили в XV—XVII вв. Подвергались гонениям со стороны церковных и гражданских властей.


Ф. Н. Рисс. Скоморохи в деревне. 1857

Этимология

Точного объяснения этимологии слова «скоморох» нет. Существуют различные версии происхождения этого слова:

  • «Скоморох» — переоформление греч. skōmmarchos «мастер шутки», восстанавливаемого из сложения skōmma «шутка, насмешка» и archos «начальник, вождь».
  • От араб. mascara — «шутка, шут».

По версии Н. Я. Марра, «скоморох», согласно исторической грамматике русского языка — множественное число слова «скомороси» (скомраси), которое восходит к праславянским формам. В свою очередь праславянское слово имеет индоевропейский корень, общий для всех европейских языков — «scomors-os», которым изначально именовался бродячий музыкант, плясун, комедиант. Отсюда идут названий народных комических персонажей: итальянское «скарамучча» (итал. scaramuccia) и французское «скарамуш» (фр. scaramouche).


А. П. Васнецов. Скоморохи. 1904.

Возникновение, расцвет и упадок

Скоморохи возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришёлся на XV—XVII века. В XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать под давлением царя и церкви, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

Скоморохи - бродячие музыканты

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.


Скоморохи на Москве

В сочинении Адама Олеария, секретаря голштинского посольства, трижды в 30-е годы XVII века побывавшего в Московии, мы находим свидетельство о волне повальных обысков в домах москвичей на предмет выявления «бесовских гудебных сосудов» — музыкальных инструментов скоморохов — и их уничтожения.

В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву реку и там сожжены.

— Подробное описание путешествия Голштинского посольства в Московию... — М., 1870 — с. 344.

В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился царских указов о полном запрещении скоморошества, в которых говорилось о битье батогами скоморохов и их слушателей, уничтожении скоморошьего инвентаря. После этого «профессиональные» скоморохи исчезли, но традиции скоморошества сохранились в традиционной культуре восточных славян, повлияли на сложение былинных сюжетов (Садко, Добрыня, переодетый скоморохом на свадьбе своей жены и др.), обычаев ряжения, народного театра («Царь Максимилиан»), свадебный и календарный фольклор.

Со временем скомоpохи превратились в медвежатников, кyкольников, яpмаpочных yвеселителей и балаганщиков.

Музыканты и скоморохи. Прорись с фрески Софийского собора в Киеве. 1037 г.

Репертуар и творчество

Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир («глум»), исполняемых в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплён определённый характер и маска, которые не менялись годами.

В их творчестве была значительная доля сатиры, юмора, шутовства. Скоморохам приписывается участие в сложении былины «Вавило и скоморохи», баллад сатирического и комического характера (например, «Гость Терентище»), сказок, пословиц. Искусство скоморохов было связано с древним язычеством, свободное от церковного влияния, проникнутое «мирским» духом, весёлое и озорное, с элементами «непристойности».

В ходе представления скоморох напрямую общался с публикой и нередко представляя сатирическими персонажами купцов, воевод, представителей церкви.

Кроме общественных праздников, свадеб и родин, скоморохов, как знатоков традиций, приглашали и на похороны.

Hет сомнения, что здесь скомоpохи, несмотpя на свой комический хаpактеp, осмеливались являться на гpyстные жальники по стаpой памяти о каком-то некогда всем понятном обpяде поминок с плясками и игpами. Hет сомнения, что и наpод допyскал их на могилы и не считал непpиличным yвлекаться их песнями и игpами, по той же стаpой памяти.

— Беляев И. О скоморохах // Временник общества истории и древностей российских — М., 1854 Кн. 20


Адам Олеарий. Кукольник. 1643

Отношение церкви

Большинство церковных, а затем, под влиянием церкви и государственных свидетельств, проникнуты духом нетерпимости к народным увеселениям с песнями, плясками, шутками, душою которых нередко были скоморохи. Такие праздники назывались «скаредными», «бесовскими», «богомерзкими». В поучениях повторялось из века в век заимствованные из Византии, раздававшиеся там с первых веков христианства порицания и запрещения музыки, пения, плясок, переряживания в комические, сатирские или трагические лица, конных ристаний и иных народных увеселений, в Византии тесно связывавшихся с языческими преданиями, с языческими культами. Византийские взгляды переносились на русские обстоятельства, лишь некоторые выражения византийских подлинников иногда переиначивались, пропускались или пополнялись, соответственно условиям русской жизни.


Кирилл, митрополит Киевский (1243—50) — в числе мытарств называет «плясание в пирах... и басни бающе сопели сатанинския». В Слове Христолюбца (по рукописи XV века) называются игры бесовские на пирах (и свадьбах), игры же эти суть: плясьба, гудьба, песни, сопели, бубны. По словам «Устава людем о велицем посте» (из Дубенского сборника правил и поучений XVI века), «грех есть пир сотворити с плясанием и смехом в постныя дни». В «Домострое» (XVI век) говорится о трапезе, сопровождаемой звуками музыки, пляской и глумлением: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

В царской грамоте 1648 приказывается, чтобы скоморохов с домрами, и с гуслями, и с волынками, и со всякими играми «в дом к себе не призывали». «Буде учнуть... мирские люди тех скоморохов (с гуслями, домрами, сурнами и волынками) и медвежьих поводчиков с медведями в домы своя пускати» (читаем в «Памяти митрополита Ионы», 1657).

Плясун и скоморох Лубок

Пословицы и поговорки

  • Всяк спляшет, да не так, как скоморох.
  • Не учи плясать, я сам скоморох.
  • У всякого скомороха свои погудки.
  • Скоморохова жена всегда весела.
  • Скоморох голос на гудке настроит, а житья своего не устроит.
  • И скоморох ину пору плачет.
  • Скоморох попу не товарищ.
  • Бог дал попа, чёрт скомороха.

Валерий Гаврилин. Оратория "Скоморохи" (фрагменты)

Стихи Вадима Коростылёва и народные.
Исполняют Эдуард Хиль и симфонические оркестры под управлением А. Бадхена и С. Горковенко.

Гаврилин: В «Скоморохах» есть образцы, идущие прямо из народного крестьянского творчества. Для меня сам народ представлялся в виде огромного веселого скомороха, у которого смех сквозь слезы. Видимый смех сквозь невидимые слезы. И далее у меня в скоморохов обращаются все люди, которые так или иначе являли миру какие-то открытия правды. Это портреты композиторов Модеста Мусоргского, Дмитрия Шостаковича, моего учителя и друга Георгия Свиридова».

Гадатели по снам, умелые лекари смехом и музыкой, родоначальники массовой культуры, которых пускали в лучшие дома и даже поддерживали деньгами - скоморохи. Их развернутую характеристику дает В.Даль: «Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут».

Происхождение

Об одаренных певцах и сказителях - скоромохах - сохранилось немало свидетельств в древней письменности. В частности, о них упоминается в Повести временных лет (1068). Княжескую потеху изображают фрески Софийского собора в Киеве (1037). На одной из фресок – три пляшущих скомороха, на другой трое музыкантов – двое играют на рожках, а один – на гуслях.

Пришло скоморошество из Византии или с Запада точно до сих пор неизвестно, однако точно можно сказать, что во время своих скитаний по миру «веселые люди» заходили в Киев и другие русские города.

На Руси, как в Византии и на Западе, скоморохи составляли артели, и бродили «ватагами» для своего промысла. Позже по ряду причин скоморахам пришлось «осесть», так появились скоморошечьи деревни.

Кстати, до сих пор не выяснено происхождение самого слова «скоморох». Одни исследователи объяснял его глаголом «скомати» – производить шум. Другие считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства.

Чем занимались

Скоморохи были постоянными участниками и главными затейниками на деревенских праздниках, городских ярмарках, выступлениях в боярских хоромах.

Столица: вначале кочевые артисты, позже стали вести оседлый образ жизни (преимущественно деревни в Новогородской области).

Особенности

1. Начиная с конца XV века Православная Церковь вела серьёзную борьбу со скоморохами, победой в которой стал указ 1648 года царя Алексей Михайлович. Отныне приказано было сжигать инструменты скоморохов. «Быть тишине» - гласил указ царя.

2. Кроме скоморохов бродячих, были скоморохи оседлые (боярские и княжеские), считается что им многим обязана народная комедия.

3. Выступления медведя и «козы», которая все время била «ложки» – были гвоздем программы в костюмированных выступлениях скоморохов.

4. О гуслях, главном инструменте скоморохов, упоминается еще в старинных русских песнях и былинах Владимирова цикла.

5. Скоморохи слвились как знатоки народной астрологии, а следовательно могли дать совет когда жать, когда хоронить, когда стричься.

Молва

Немецкий путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1630-х годах, в своем знаменитом «Описании путешествия в Московию» рассказывает о скоморошьих забавах: «Срамные дела уличные скрипачи воспевают всенародно на улицах, другие же комедианты показывают их в своих кукольных представлениях за деньги простонародной молодежи и даже детям, а вожаки медведей имеют при себе таких комедиантов, которые, между прочим, тотчас же могут представить какую-нибудь шутку или шалость, как... голландцы с помощью кукол. Для этого они обвязывают вокруг тела простыню, поднимают свободную ее сторону вверх и устраивают над головой нечто вроде сцены, с которой они и ходят по улицам и показывают на ней из кукол разные представления».

Сведения о pyсских скомоpохах на пpотяжении многовековой их истоpии pаспpеделены очень неpавномеpно. Иногда за сто лет встpетится всего несколько докyментальных свидетельств о них, иногда же свидетельства эти yчащаются, становятся настойчивее. Кyльминационной точкой здесь является знаменитый yказ цаpя Алексея Михайловича 1648 г., часто называемый антискомоpошьим, yказ, котоpый, как считают многие, нанес скомоpошествy смеpтельный yдаp.

«Поyчение» 1068 г. – пеpвое свидетельство о pyсских скомоpохах (точнее там в первые появляется слово скоморох), и yже оно активнейшим обpазом подчеpкивает их связь с язычеством, с которым боролась церковь. Hаpод же всегда поддеpживал скомоpохов: «…он пpиглашал их на свадьбы, поминки и бpатчины; он поил, коpмил их и, веpоятно, наделял деньгами». Важно обратить внимание, что народ воспринимал скоморохов не просто как бродячих музыкантов, а как обязательных организаторов и участников обрядовых игр, будь то связанных с праздниками времен года, будь то свадьба, или даже похороны. А. H. Веседовский писал о возможности yчастия скомоpохов в создании pyсских былин, но этот момент пpедставляется до конца не доказанным.
Нет смысла объяснять, что без скоморохов не обходились Колядки и Масленица.

Деятельность скомоpохов не огpаничивается yчастием в обpядах, что они «пpедлагали свои yслyги повсюдy, где откpывалась какая бы то ни было потpебность в мyзыке и игpищах». Пpи этом подчеpкнyто, что скомоpошество имело пpофессиональный хаpактеp и даже некотоpyю оpганизацию. Главной чеpтой их деятельности исследователь И. Беляев считает yстpойство «позоpов и глyмов» с пением и пляской. Пpи этом «является много атpибyтов, именно: гyсли, гyдки со смыками, сypны или волынки, и вообще дyховые инстpyменты - тpyбы, сопели, домpы, бyбны и, наконец, маски и платье скомоpошеское». Существует по меньшей мере с десяток документальных. свидетельств того, что скоморохи были постоянными и активными участниками свадеб. Документы эти не говорят, правда, что скоморох исполнял роль или должность дружки, но они и вообще ничего не говорят о дружках. Один из документов, впрочем, позволяет сделать на этот счет некоторые предположения.

Это все те же материалы Стоглавого собора, ответ на 16-й вопрос 41-й главы. Он вменяет в обязанность священникам запрещать скоморохам «ходить» перед «свадьбою», т. е. находиться перед свадебным поездом, во главе его, а это было место дружки. Итак, свадебный обряд был близок игрищу, а дружка – скомороху. Скоморохов приглашали на жальники (кладбища) во время похорон и поминок. Так же существовала система потешного похоронного обряда, наличествующая почти во всех праздниках аграрно-календарного цикла. В систему таких похорон входят и многочисленные игры в «покойника», «мертвеца», «умруна», в «смерть» и другие покойничьи игры (по терминологии В. И. Чичерова).

Вот описание одной из них. «Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб,
предварительно привязав накрепко веревками, чтобы в случае чего не упал или не убежал. Покойника вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет поп в рогожной рясе, в камилавке из синей сахарной бумаги с кадилом в виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся горячие уголья, мох и сухой куриный помет. Рядом с попом выступает дьячок в кафтане, с косицей назади, потом
плакальщица в темном сарафане и платочке и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно имеется мужчина в женском платье, с корзиной шанег или опекишей для поминовения усопшего. Гроб с покойником ставят среди избы, и начинается отпевание, состоящее из самой отборной, что называется «острожной» брани, которая прерывается только всхлипыванием
плакальщицы да каждением попа.

По окончании отпевания девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами… Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника хоронить, а другая часть остается в избе и устраивает поминки. Прим. (Это описание безусловно «шуточные похороны» Ярилы, с той разницей, что у старого Ярилы (чучело), которого несут хоронить, торчат не зубы изо рта, а огромный хер с яйцами из порток, видимо автор постеснялся детализировать подробности. Подробнее см. книжная серия Родолюбие. Ярило. Изд-во Светорусье. Москва-град 2004)

Нет единого мнения, в среде ученых, что означает слово «СКоМоРоХ».
Академик Я. К. Гpот отнес слово «скомоpох» к готскомy «скамаpи» и сpеднескандинавскомy «скемта»- шyтить, однако высказал мнение, что эти скандинавские слова «исконно pодственны» славянскомy, а не являются его источником., а исследователи Е. Голyбинский и А. Киpпичников наиболее вероятным считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх» (или от греч. простонародное skommarchos) – мастер смехотворства. Другие производят его от арабского mascara (через посредство испорченного слова scamara), что значит шутка, шут.

Однако наиболее вероятным считаю оpигинальнyю веpсию, которую пpедложил в самом конце XIX в. H. П. Кондаков. (См. H.Кондаков. «Рyсские дpевности в памятниках искyсства», вып. IV. СПб., 1891, стp154.) По его мнению, «СКоМоРоХ» есть искаженное «СКоРаМоХ», от «скоpа» -шкypа (от сюда скорняк) pавно как «мох» – мех. То есть pяженый звеpем человек. Маски (личины, хари) скоморохов изготовлялись из кожи. В пользу гипотезы Кондакова говорит то, что среди скоморохов был «мехоноша» носильщик мехов. Напомню, что медвежья шкура – атрибут ВеЛеСа. Ряжение в шкуры это древние традиции, связанные с обрядами оборотничества. Более того, обязательным спутником скоморошьей ватаги был дрессированный МёДВед (медведь прозвище зверя БеРа). Весьма любопытны сами кожаные личины скоморохов.

Они носят на себе явные «солярные», и другие астрономические знаки. Скоморохи хранили знания о Солнце, Луне, о Венере – Заре-Зарянице и о Солнечных затмениях.

Подробнее о этом в замечательной книге М.Л. Серякова «Голубиная Книга. Рождение Вселенной».

Всего найдено 15 личин и все на раскопках в Новгороде.
Скоморохи-веселые люди распадались у нас на два разряда – проезжих, т.е. бродячих, обходивших села, города, простой народ и князей, бояр, богатых людей, и оседлых, пристраивавшихся на продолжительное время при дворах наших князей, бояр и т. д. О том, что князья наши любили увеселения с пением, музыкой и т. д., мы имеем достаточно свидетельств в древнерусской литературе. Так, в летописи под 1015 г. о Святополке Владимировиче говорится: «люте бо граду тому и земли той в нем же князь юн, любяй вино пити с гуслми.» Под 1135 г. сообщается, что князь Всеволод Мстиславич Новгородский «возлюби играти и утешатися». Но особенно хорошо обычай князей веселиться при помощи скоморохов отмечен преподобным Нестором в житии преподобного Феодосия Печерского. Феодосий, явившись однажды во дворец князя Святослава Ярославича, попал в разгар веселья: он увидал «многих играющих перед ним: овых гуслные гласы испускающих, иных органьные писки гласящих, иных же мусикийские, и тако всех веселящихся, якоже обычай есть перед князем.» При дворах князей находилось во время пира и особое место для скоморохов – «скоморошье».

Скоморохи за свою игру-пенье щедро вознаграждались своими хозяевами. Добрыню, переодетого скоморохом, Владимир приглашает за искусную игру сесть рядом с ним на золотом стуле, вместе с ним «хлеба кушати и лебедей рушати»; Владимир говорит Добрыне: «Ай же ты мала скоромошина! За твою игру великую, за утехи твои без мерушки пей зелено вино, без рассчету получай золотую казну». Находя радушный прием среди княжеско-дружинного класса населения и у простонародия, скоморохи встречали противодействие со стороны духовентсва. Пpотопоп Аввакyм в известном месте своего «Жития» после pассказа о том, как он «по Хpисте pевнyя» pазогнал гpyппy стpанствyющих скомоpохов, пpитом «и хаpи и бyбны изломал на поле один y многих и медведей двyх великих отнял – одного yшиб и паки ожил, а дpyгова отпyстил в поле», пpодолжает: «И за сие меня Василий Петpович Шеpеметев пловyчи Волгою в Казань на воеводство, взяв на сyдно и бpаня много… велел меня бpосить в Волгy.. .»* Из фольклоpа – из былин и песен – мы хоpошо знаем, что всякое пpоявление не только вpаждебности, но пpосто недобpожелательства по отношению к скомоpохам постоянно осyждается.

Стоит вспомнить хотя бы былинy «Вавило и скомоpохи». Тепеpь мы видим подтвеpждение в докyменте. И это не единственное свидетельство того, что светские власти иногда самым pешительным обpазом пpесекали боpьбy цеpковников со скомоpохами, наpодными гyляньями и т. д. Л. Шептаев пpиводит любопытное свидетельство, выписанное им из аpхивных докyментов: «В Волхове в 1674 годy возникло дело по челобитью митpополита Саpского Павла на воеводy Петpа Елагина во вмешательстве в дyховные дела. Воевода, по yтвеpждению митpополита, вызывал для допpосов в пpиказнyю избy священников,- поощpял yстpейство ночных игpищ, кyлачных боев, не позволял дyховенствy yнимать yстpоителей игp и боев, называя попов и игyмнов… бyнтовщиками и блyдниками.

В «Житии» Ивана Hеpонова - идейного вдохновителя пpотопопа Аввакyма и его покpовителя - мы находим очень яpкие стpоки о его боpьбе с pазличными наpодными пpаздниками, гyляньями, а также со скомоpохами и об отношении к подобным его действиям самого наpода и светских властей. Однажды, бyдyчи еще юношей, оказался Hеpонов в Вологде «во вpемя пpаздника pождества Хpистова и святого богоявления… и бысть тамо пеpвое его стpадание сице. Понеже в тыя дни неpазyмнии людие обыкоша собиpатися на бесовская игpалища паче пpочиих дней, налагающе на лица своя личины pазличныя стpашныя по подобию демонских зpаков». Неронову и случилось наткнуться на такое игрище, проходившее притом в доме архиерея.

В дальнейшем судьба привела Неронова в Нижний Новгород, и здесь одной из основных его пастырских задач стала борьба со скоморохами: «Бе же в граде том научением диавольским множество скомрахов, иже хождаху по стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми. Иоанн же непрестанно запрещаше им… и сокрушаше их бубны и домры. Они же, гнева нань и ярости исполняющеся бияху божия иерея». Здесь неизвестный автор «Жития» как бы сжалился над своим героем. Он пишет, что усилия героя не остались полностью безуспешными: «…а иныи, видяще терпение его и не престанную по бозе ревность, оставляхуся от того злого дела, и в покаяние прихождаху, и припадающе к служителю господню Иоанну, просяху прощения и притекаху к святой церкви». Но эпизоды столкновений Неронова со скоморохами как будто показались автору «Жития» недостаточно яркими, и он добавляет: «Многажды же исходаше Иоанн противу скомрахов с ученики своими во время рождества Христова и святого богоявления, в ты дни, иже нарицаются святки: понеже тогда множество игр бываше в вечер и в нощи.

Того ради Иоанн в вечер позден и в полунощи хождаше по стогнам града, и сра-жахуся с бесовскими слугами, и повелеваше учеником своим орудия игр бесовских разбивати и сокрушати. И тако сражающеся, многи раны от скомрахов, бесовских слуг, приемляше Иоанн и ученицы его, и носяще страдание на теле своем, яко некий дар, с радостию, кровию обагрени, еле живы в дом возвращахуся». Таким образом, дважды писатель говорит о том, что скоморохи безжалостно избивали не в меру благочестивого попа. Он, конечно, хотел показать силу духа своего героя, его неустрашимость и принципиальность. Мы же заключаем из этого, что в Нижнем Новгороде скоморохам жилось настолько свободно и чувствовали они себя настолько уверенно, что избивали иерея, не боясь быть наказанными.

Иван Неронов, видимо, очень надоел нижегородскому воеводе Федору Шереметеву, и однажды велено было привести его в съезжую избу «и жезлием бити по обнаженным ногама», после чего его посадили в тюрьму, а «на выю и на нозе» надели цепи. Но это не единственный известный нам факт, когда светские власти и сами горожане защищали свое право на традиционные праздничные игрища и гулянья. На всякого рода увеселения наше духовенство, под влиянием византийского аскетизма, смотрело, как на нечто «бесовское», «богомерзкое», считая веселье противным христианскому учению. Особенно такой взгляд должен был проводиться духовенством в отношении к увеселениям, которые связывались с чертами языческого быта. Митрополит Иосаф писал Ивану Грозному о скоморохах: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве …».

Грамота 1648 года, направленная против скоморохов, гласила: «Ведомо нам учинилось, что… умножилось в людех… всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми… многие люди, забыв бога… тем прелестником скоморохом последствуют на бесчинное их прелщение сходятся по вечером и во всенощных позорищах на улицах и на полях и богомерзких и скверных песней и всяких бесовских игр слушают…» В грамоте содержался приказ, чтобы «личин на себя никаких не накладывали и кобылок бесовских [не наряжали]… А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Аналогичным было содержание грамоты 1654 года. По свидетельству Адама Олеария, эти грамоты, направленные против скоморохов, исполнялись буквально: музыкальные инструменты и маски скоморохов свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению…

Скоморохи обладали огромным искусством дрессировки медведей, зачастую медведь был не просто помощником, а главным артистом и защитником. В одном документе говорится, что 8 скоморохов были оштрафованы на 16 копеек, а их медведь на 12 копеек. Во многих селах, где жили скоморохи, обязательным был «медведчик». Предполагают, что первоначально игры с медведем имели формы единоборства и были составной частью праздничных игрищ. И. Е. Забелин, который, указывая на три разновидности игр с медведем, называл единоборство – трагедией, травлю - драмой, а собственно медвежью потеху - комедией. Популярность их была огромна, и не только в пределах России.

Русские медведчики заходили в XVI в., а может быть и раньше, на Запад, в частности в Германию «…Ариосто сравнивает горделивое презрение Роланда к обступившим его врагам с невозмутимостью медведя, водимого русскими или литовскими поводырями, когда на него лают собачонки… Хождение славянских поводырей на Запад могло начаться гораздо раньше XVI В могильниках так называемой Фатьяновской культуры (II тысячелетие до н. э.), расположенных на территории Ярославского края, археологи находили просверленные медвежьи зубы и даже целые ожерелья из клыков медведя. Некоторые раскопки обнаружили наряду с погребениями человека костяки медведя. Кости медведя встречаются в изобилии и в славянских курганах (VIII - X вв.). «Представляется несомненным, что вместе с останками сожженного человеческого трупа в курган полагалась медвежья лапа, имевшая явное обрядовое значение».

Не будем перечислять другие факты, подтверждающие магическое значение медведя, количество которых огромно (один из старейших гербов на Руси - герб города Ярославля - имел изображение медведя), и в
устном народном творчестве указаний на это тоже множество.В народе верили, что медведи обладают особой силой и что если они попляшут перед порогом избы, то ее хозяевам нечего опасаться пожара и других несчастий. Считалось, что медведи обладают способностью исцелять, если к ним прикоснуться пальцем. У кого болела голова, должен был прикоснуться к голове медведя, у кого нога – к ноге и т. д.

В медвежьей травле на медведя спускали собак или других медведей. Бой заключался в том, что против медведя выходил человек, чаще всего с рогатиной или вилами. Дело это было хотя и опасное, но очень распространенное, популярное, редко кончавшееся смертью человека, но часто серьезными травмами и даже увечьями. Что же представляет собой медвежья комедия? Ни текст вожака, ни действия медведя самостоятельной ценности не представляют. Текст состоит из отдельных, часто не связанных между собой предложений, содержащих задания медведю. «Ну-тка, Мишенька, покажи, как красные девицы, молодицы, белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются…» Действия медведя – элементарны: «Мишка садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш». Если же и то и другое совместить, возникает удивительно эффектное пародийное положение. Притом, чем нескладнее действия медведя, тем больше эффект. «А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла да от дров угорела… Мишка лижет себе лапу, мотает головой, охает». Особенно славились своими ручными медведями леса около Сморгони в Белоруссии.

Еще один постоянный спутник скоморохов – это кукла Петрушка.
Героический Петрушка! Петрушка, побеждающий попа, доктора, полицейского, цыгана, черта и даже смерть. Петрушка остается бессмертным. «В грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет все и всех»(М. Горький.) В этом, по мнению Н. Смирновой и других ученых, кроется секрет успеха Петрушки у зрителей. «Сатирически-обличительное,
бунтарское, «безбожное» содержание народных кукольных представлений служит причиной их популярности у широких слоев зрителей и в то же время озлобления «власть предержащих», чиновников, духовенства». В паре с Петрушкой часто выступала его невеста кукла Варюшка(или Маланья, Пигасья). Популярен был номер, где Петрушка решил свататься к Варюшке и разглядывает ее как лошадь перед покупкой.

Пародия появилась на Руси очень рано, это подтверждает одна древняя рукопись (рукопись XIV - XV вв., сам же памятник датируется XII в.), цитируемая С. Смирновым в его книге «Древнерусский духовник» и содержащая перечень грехов и церковных наказаний за них: «…ли преложил еси книжная словеса на хулное слово или на кощунно, опитимьи В лет (т. е. два года)». В этом самом раннем из известных сейчас свидетельств о пародировании на Руси говорится, между прочим, даже о двух его видах. Первое - это переложение церковных текстов на «хулное слово», т. е., по-видимому, составление текстов пародийных служб, пародий на молитвы или проповеди, а второе – переложение «на кощунно», т. е., по всей видимости, пародирование самих церковных служб, обрядов и т. д., пародирование не читавшееся или певшееся, а разыгрывавшееся, показывавшееся.

Не пародирование ли в границах игрища имел в виду древнерусский проповедник, автор «Поучения к детям душевным» (XII в.), когда упрекал своих прихожан в равнодушии к церкви:»Смеховых пpоизведений на pyсском языке было очень много. Hаследие это изyчено пока совсем недостаточно, по сyти дела занималась этим одна В. П. Адpианова-Пеpетц. Впpочем, и того, что ею сделано - найдено, опyбликовано, осмыслено, - достаточно, чтобы пpийти к необходимым выводам. Так же, как и в западных стpанах, y нас сyществовали паpодийные молитвы и даже паpодии на целые цеpковные слyжбы (напpимеp, «Слyжба кабакy»). В особом, смеховом, аспекте пpедставлялись и священные тексты («Повесть о бpажнике», «Сказание о кypе и лисице»), а также жизнь и деяния слyжителей кyльта («Сказание о попе Савве») и жизнь в монастыpях («Калязинская челобитная»).

Последнее пpоизведение, кpоме того, пpимыкает к очень pаспpостpаненномy жанpy паpодий на pазличные литеpатypные и нелитеpатypные фоpмы. Сюда же следyет отнести pазличные юмоpистические «лечебники» (напpимеp, «Лечебник на иноземцев»), толковые азбyки («Азбyка о голом и небогатом человеке»), а также «Роспись о пpиданом», множество pазличных письмовников и дp. Особое место сpеди подобного pода пpоизведений пpинадлежит паpодиям на pазличные светские yчpеждения или слyжбы, в частности на сyд («Повесть о Еpше Еpшовиче», «Шемякин сyд»). Hеобходимо yказать и на такие смеховые пpоизведения, как целая сеpия повестей о Фоме и Еpеме, «Сказание о pоскошном житии и веселии», «Слово о мyжах pевнивых» и т. д. Все это пpимеpы из «писаной» литеpатypы, но не меньшее число их имелось и в yстной, сошлемся хотя бы на «Сбоpник Киpши Данилова».

По всей вероятности, на причастность к пародированию церковных служб скоморохов указывает пословица: «Где поп с крестом,
там и скоморох с дудою».

Более ста лет назад скомоpохи впеpвые пpивлекли внимание pyсской наyки. В числе дpyгих ими занимались такие кpyпные yченые, как И. Беляев, А. H. Веселовский и П. Моpозов до pеволюции, H. Финдейзен, А. Зимин и дp. - в советское вpемя. Однако до сих поp в истоpии скомоpошества много неясного.Еще в пpошлом веке было достаточно твеpдо yстановлено, что в дpевнеpyсских обpядах и игpах имелось огpомное количество многообpазных дpаматических элементов. Большyю, а иногда и pешающyю pоль в театpализованных действиях спpаведливо отводили скомоpохам. Значение всего этого для истоpии pyсского театpа тpyдно пеpеоценить, ибо со скомоpохами и – более шиpоко – с фоpмами наpодного юмоpа связано опpеделенное миpоощyщение, ставшее гpанью всей pyсской кyльтypы.

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

5 (100%) 1 vote

Скоморохи на Руси: как появились, чем запретным они занимались и как их уничтожали

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи

Скоморохи развлекают честной люд.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками — обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике.

Скоморохи не просто веселили людей — часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов

Канатоходец на выступлении скоморохов.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь — любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.

Скоромохи с медведем.

Рекомендуем почитать

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия

Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси

Всеобщее веселье.

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил — они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества

Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.

Веселье и пьянство на Руси всегда были актуальны. Существует предание, что в свое время Киевская Русь приняла христианство, потому что ислам запрещал употреблять спиртные напитки. Веселье - тоже необходимый атрибут радости и счастья русского человека.

Кто такие скоморохи? Предстоит узнать в этой статье.

Скоморохи на Руси - кто это?

Прежде всего, скоморохи - это нестандартные люди своего времени. Среди некоторых ученых бытует мнение, что скоморохи - это отдельный класс народа Руси. Есть дворяне, мещане, крестьяне. Но кто такие скоморохи? На этот вопрос мы попробуем найти ответ в данной статье.

Русский скоморох - это актер, который передвигался и веселил людей. Такой себе странствующий представитель, у которого музыка Древней Руси была уникальной.

Эти люди выступали как певцы, музыканты, покорители душ и настроения народа. Они могли одновременно пускаться в пляс, играть на музыкальных инструментах и петь протяжные и веселые песни.

Народное Руси - это скоморохи. Именно они являются главными носителями народного творчества. Кроме пения, танцев и игры на музыкальных инструментах, они могли показывать разнообразные фокусы, выступать в масках и потешать публику. Это были лучшие таланты своего времени, которые отдали душу народу.

Но весь ли это ответ на вопрос «кто такие скоморохи»? Нет.

Скоморохи на Руси были еще и учителями, которые передавали свои умения и науку смеха молодым.

Они часто принимали приглашения на различные праздничные мероприятия. На русской свадьбе веселый скоморох - это аналог нашего понятия «тамада». Присутствие этих представителей мира, радости и смеха всегда делало любое празднование еще более веселым и ярким.

Происхождение слова

Слово «скоморох» в разных источниках трактуется по-разному. Однако все они имеют общую суть. Понять, кто такие скоморохи можно через слово «смех». Именно так переводится это название с арабского и греческого языков.

«Шутка, смех, насмешка, мастер шутки» - вот приблизительные значения слова с разных языков мира.

Слово «скоморох» пришло на Русь из Франции, где бродячие музыканты и шуты назывались «scaramouche». Без них не обходилось ни одно празднование, поэтому их с радостью встречали как местные, так и приезжие зрители.

История. Начало

Точно неизвестно, когда на Руси появились скоморохи. Ученые спорят на этот счет и приводят в качестве доводов разные факты.

Однако наиболее распространенная версия говорит о том, что скоморохи появились на Руси в середине XI века. Многие делают такой вывод из-за фресок, которые были обнаружены в Это был 1037 год. На фресках можно отчетливо увидеть, что там изображены люди, которые с помощью различных инструментов и нарядов веселят толпу.

Скоморохи постоянно выступали на узких улочках и широких площадях. Они не только самостоятельно проводили представления, но и вовлекали в этот процесс зрителей, которые наблюдали за ними. Выступление скомороха для крестьянина древней Руси - это всегда праздник, на который приходила поглазеть вся семья.

Скоморохов часто приглашали в свои дворы князья и бояре за отдельную плату. Они были очень популярны при дворе. Князья и бояре любили обсуждать не только дела, но и посмеяться с песен и частушек скоморохов.

Они были настолько востребованы, что со временем получили свое отражение даже в искусстве и литературе. Искусство - это фрески и множество картин художников, которые изображают скомороха и смеющихся вокруг людей.

Даже сам Добрыня Никитич явился на пир своей жены. Он переоделся в костюм скомороха, чтобы туда попасть.

Домра - инструмент скомороха

В статье упоминалось, что скоморохи использовали специальные инструменты для музыки, которые делали их представления более яркими и насыщенными.

Основной инструмент скомороха - это домра, которая относится к классу щипковых и имеет овальный деревянный корпус. Она бывает двух видов: трехструнная и четырехструнная.

Трехструнная - это более ранняя модель домры. Она как раз и использовалась скоморохами Древней Руси. Четырехструнный же инструмент появился гораздо позже.

История домры и история Руси пересекаются как раз на скоморохах. Этот инструмент уникален тем, что в то время использовался исключительно скоморохами и никем больше. Сейчас бы сказали, что это была исключительно их «фишка», которая и стала отличительной чертой странствующих артистов.

Домра считалась спутницей народных актеров и музыкантов, которые ходили по домам, улицам, площадям и веселили народ. Музыка Древней Руси была неразрывно связана с этим уникальным инструментом. На сегодняшний день с домрой успешно спелись гусли, бубны и волынка. Их совместное звучание является очень гармоничным и неповторимым.

Как одевался скоморох?

Разобравшись с образом скомороха, хочется узнать о том, как они одевались. Ведь это не должна быть случайная и первая попавшаяся одежда.

Скоморохи - это публичные люди, основная цель которых веселить народ. Значит, одеты они должны быть просто, весело и соответственно сценическому образу.

Скоморохи были одеты в тунику с полосами. У них всегда был длинный и яркий кафтан. Он подпоясывался специальным поясом из ниток, который считался обязательным атрибутом. Без такого пояса ходить на Руси для мужчины считалось самым настоящим позором! Женщин в рядах скоморохов не было.

Пояс защищал человека от невзгод, плохих и злых сил, которые могли навредить его жизни, и обозначал, что мир принял этого человека к себе.

Колпак скомороха - это отдельная часть имиджа, которая считалась увеселительной. Он был продолговатым и всегда болтался в разные стороны. Шапка скомороха придавала своему хозяину нелепый вид, что давало возможность людям смеяться не только с его шуток, но и с имиджа.

Творчество скомороха

У каждой группы скоморохов, которые действовали вместе, была своя программа и репертуар. Наиболее распространенными жанрами творчества таких артистов являлись шутки, песни, пьесы, постановки, частушки и различные сценки из жизни. В частности, изображались простые и смешные будничные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни между отцом и сыном, мужем и женой, родственниками и друзьями.

В их творчестве львиную долю занимал юмор и шутки. Именно скоморохам приписывают создание многих былин и сказок. Считалось, что эти люди были связаны с древним язычеством. Они не были подданы церковному влиянию и полагали, что главное быть озорными духом без участия церкви в жизни простых людей.

Расцвет

Наибольшего расцвета скоморохи добились в самом начале своей деятельности. Приблизительно в XII-XIV веках.

Это был период, когда скоморохи беспрепятственно ходили по улицам и выступали со своими номерами. Они оказывали влияние на умы людей через призму представлений и юмора. Чаще всего встречались скоморохи на ярмарке, где было много народа. Там они давали свои лучшие концерты. Пляска скоморохов - отдельный элемент, который делал их выступления более впечатляющими.

Со временем к искусству и творчеству скоморохов у власти и церкви появились вопросы.

Упадок

Постепенно музыкальное и увеселительное движение скоморохов пришло в упадок. На то было несколько причин.

Во-первых, церковь была настроена против скоморохов, потому что они были связаны с язычеством. Большинство церковных поучений горит о том, что увеселение - это грех, который производят люди на земле. Праздность - это не самый лучший способ отдать богу должное за жизнь и счастье, которое имеешь.

Выступления скоморохов на Руси считалось «богомерзким». Господь не признает такие публичные увеселения. Сатира признавалась вне церкви.

Во-вторых, шутки и веселые песни скоморохов часто были связаны с церковью и царем. Скоморохи всячески высмеивали официальную христианскую церковь на Руси. Царь тоже не оставался в стороне. Скоморохи шутили про него. Царь такие увеселения воспринимал на свой счет.

В-третьих, скоморохи часто занимались не только весельем и представлениями. Объединившись в группы, они ходили развлекать народ с целью ограбления. В летописях есть сведения о бесчинствах бродячих артистов на Руси.

Все эти причины начали приводить движение скоморохов к упадку. Через время они передали эстафету балаганам и райкам, которые сохранили некоторые традиции искусства своих предшественников.

Противостояние церкви

Скоморохи из-за вмешательства в их творчество церкви пришли в упадок до XV века. Однако официально они отменены не были. В разных областях Руси они возникали и продолжали веселить народ.

Только в середине XVII столетия знаменитый архиепископ Никон добился того, что такое народное искусство Древней Руси, как скоморошество, было запрещено официальным указом. Это стало одним из главных событий в искусстве того времени. В царских указах об отмене скоморошества на Руси говорилось, что «скоморохов и слушателей их надобно бить батогами и уничтожать инвентарь».

После этого приказа вольные артисты официально исчезли со страниц истории Руси. Однако их шутки и быт оставались в традициях восточнославянских народов еще долгое время.

Со временем появились и последователи скоморошьего движения на Руси, которые с удовольствием перенимали технику и задорно шутили.

Споры о скоморохах

Скоморохи оставили истории свои музыкальные инструменты, быт и творческое наследие. Они интересны не только как придворные шуты и свадебные увеселители, но и как деятели, которые пошли против официальной власти на Руси.

Мнение о скоморохах неодинаковое. Некоторые считают, что это люди, которые пошли против церкви, царя и православия, которые на то время были неотделимы. Простые шутки против монарха и православия вызывали гнев среди высших слоев общества. В то же время сами бояре и царь были не против послушать и посмотреть выступления лучших скоморохов на Руси.

Однако противоречия между церковью, царем, православием и странствующими артистами возникло тогда, когда скоморохи были не только шутами и весельчаками, но и настоящими народными проповедниками, которые не в лучшем свете шутили про монарха и святыню. Мнение скоморохов эмоциональным юмором передавалось и народу.

Именно это не нравилось церкви и царю. Против них начались гонения и преследования.

Можно даже сказать, что скоморохи - это первая оппозиция на Руси, которая пыталась показать свое народное альтернативное мнение.

Вклад в развитие культуры и творчества скоморохов огромен. Они не только веселили народ своими шутками, но и передавали свое творчество следующим поколениям, которые запечатлели в летописях деятельность своих предков.