Что вам стоит знать о дэвиде боуи. Школьный хорист и непоседа

Биографии знаменитостей

2445

08.01.17 10:59

Он занял 39-е место престижного топа издания Rolling Stone («100 величайших исполнителей рок-музыки всех времен»), продал больше 136 миллионов дисков, он эпатировал и удивлял, вдохновлял и менял стили – от «пришельца» и андрогина до аристократичного декадента. Биография Дэвида Боуи уникальна, и в 70-й день рождения британского автора песен и рок-певца мы вспомним основные ее вехи.

Биография Дэвида Боуи

Школьный хорист и непоседа

Дэвид Роберт Джонс (таково настоящее имя музыканта) был сыном лондонцев, его мать работала в кинотеатре, отец – в отделе кадров. Единственный сын Джонсов родился 8 января 1947-го года. Вначале семья жила в районе Брикстон, потом переехала в Бромли. Уже тогда, пойдя в школу, Дэвид удивлял всех стремлением к самовыражению. Он был школьным хористом, с увлечением принимал участие в концертах, а вот уроки любил не очень, слыл непоседой и драчуном.

Он услышал голос бога

Жизнь Дэвида Боуи изменилась, когда он стал покупать виниловые пластинки и слушать рок-музыкантов, особенно поразил его Элвис Пресли. Именно тогда британец решил, что тоже станет певцом, голос Пресли он называл «голосом бога». Дэвид стал обучаться игре на гитаре, и уже юношей овладел акустической и бас-гитарами, фортепиано и укулеле. Позже он станет выдающимся мультиинструменталистом. Его первый музыкальный коллектив возник еще в школе – в 1962-м году, ребята выступали на вечеринках. Боуи пытался учиться в колледже, но после первого курса ушел оттуда, мечтая посвятить себя только музыке.

Андрогинный мессия Зигги

Откуда взялся псевдоним «Дэвид Боуи»? Всё просто: один Дэвид Джонс уже царил на рок-сцене – это был солист группы The Monkees, поэтому наш герой стал подыскивать себе другую звучную фамилию, и нашел: «боуи найф» означает «охотничий нож».

Дэвид не пошел проторенной дорогой, он изобрел собственное направление, которое потом окрестили «глэм-роком». Уже в середине 1960-х он выходил на сцену в необычных эпатажных образах, а его музыка была инновационной, то психоделической, то гламурной. Эксперименты были удачными и не очень. Так, в 1972-м году Боуи попросил всех называть себя «Зигги Стардаст» и говорил, что это научно-фантастический персонаж, призванный спасти наш мир. Самый известный альбом этого андрогинного героя назывался «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars».

Эпоха Белого Герцога

Но более известным стал образ «Изможденного Белого Герцога», тогда Боуи и правда был изможден и сильно увлечен кокаином. На этот период приходится альбом (и одноименный сингл) «Young Americans». Наверное, это была дань американским певцам, которых Дэвид слушал подростком. В 1976-м году музыкант отправился путешествовать по Европе и задержался в Швейцарии и Германии, там родилась «Берлинская трилогия» (три диска, выпущенные в 1977-м и 1979-м годах).

Армия поклонников росла, как и влияние трансформаций и творчества певца на его коллег. В начале 1980-х бешеной популярностью пользовался альбом «Scary Monsters (and Super Creeps)», он принес вокалисту невероятный доход. Тогда же в биографии Дэвида Боуи стало больше выступлений с коллегами – он сотрудничал со многими, начиная с Игги Попа, заканчивая Шер и Тиной Тёрнер. «Белый герцог» был забыт, как и наркотики.

Он мог стать жертвой Чепмена

Боуи сильно подкосило убийство Джона Леннона, тем более, что психопат Чепмен наметил второй жертвой именно Дэвида. Даже в своих показаниях преступник подчеркнул: если бы не получилось с Джоном, он бы застрелил Дэвида. Так что в тот раз смерть Дэвида Боуи обошла.

Певец продолжал экспериментировать, использовал в композициях соул, насыщал их электронным звучанием, пробовал хип-хоп, джангл и драм-н-басс. Особенно это заметно в его концептуальном альбоме «1.Outside» (он должен был стать первым в серии, но что-то не заладилось).

После выхода диска «Реальность» («Reality») в 2003-м году, во время промо-тура по его раскрутке Боуи почувствовал себя плохо. Дэвида положили в клинику и сделали операцию (в районе плеча закупорилась артерия). Певец взял отпуск на неопределенный срок, кое-кто решил, что творческая биография Дэвида Боуи закончилась. Но спустя пару лет он вернулся и много гастролировал. Правда, выход нового альбома затянулся – до 2013-го года.

Пришелец, жиголо, вампир, король гоблинов, Пилат

На протяжении всей своей музыкальной карьеры Боуи достаточно много снимался в кино, хотя сам шутил, что чаще его приглашают на странные роли – от инопланетян до трансвеститов. Действительно, дебют Дэвида на большом экране – это роль пришельца Томаса в фантастике «Человек, который упал на Землю», вышедшей в середине 1976-м году.

Но, например, образ военного Пауля в драме «Прекрасный жиголо – несчастный жиголо» вполне себе «человечен». Кстати, этот фильм – последняя работа Марлен Дитрих , она сыграла содержательницу подпольного борделя для старых богачек, и герой Боуи был одним из ее «мальчиков по вызову».

Много шума наделала декадентская фэнтези-драма Тони Скотта «Голод». Эта артхаусная картина рассказывала о паре вампиров (Боуи и Катрин Денёв), которая столкнулась с проблемой: Джон Блэйлок внезапно стал стареть, хотя упыри бессмертны. И тогда его пассия нашла новую игрушку – симпатичную докторшу (Сьюзен Сарандон).

Одной из самых ярких ролей в актерской биографии Дэвида Боуи была роль Джарета, короля гоблинов, похитившего маленького брата юной героини Дженнифер Коннелли (превосходное готическое фэнтези «Лабиринт»). Изысканный костюм и длинноволосый парик сделали Боуи очаровательным и неотразимым монстром. Для этой ленты Джима Хенсона музыкант написал не менее красивые композиции.

В спорной адаптации скандального романа «Последнее искушение Христа», осуществленной Мартином Скорсезе, певец неожиданно предстал в образе Понтия Пилата.

Джокер в колоде судьбы

Говорят, Тим Бёртон хотел пригласить англичанина на роль Джокера в свой фильм «Бэтмен», но все же остановился на кандидатуре Николсона . Зато Боуи поработал с Дэвидом Линчем (триллер «Твин Пикс: Сквозь огонь») и с Кристофером Ноланом. В триллере «Престиж» певец перевоплотился в одного из самых загадочных ученых викторианской эпохи – сыграл Никола Теслу.

Тридцатый студийный диск Боуи «The Next Day» вышел в январе 2013-го, а спустя ровно 3 года – день в день – увидел свет диск «Blackstar». Он был приурочен к 69-му дню рождения автора. Оказалось, это финальный «джокер» в колоде жизни Дэвида Боуи.

Все обсуждали потрясающий клип британца «Лазарь» (позже видео назовут жутким пророчеством). А через 3 дня после 69-летия иконы глэм-рока мир узнал страшную новость о смерти Дэвида Боуи. Оказалось, что полтора года певец боролся с онкологическим заболеванием, раком печени.

Личная жизнь Дэвида Боуи

Бурная молодость

Несмотря на постоянно возникавшие слухи о бисексуальности (и даже гомосексуальности) певца, он дважды вступал в брак. Первая жена Дэвида Боуи Анджела прожила с ним 10 лет. Это было бурное время, и когда певец решил остепениться и завязать с кокаином (в 1980-м), он развелся с Энджи.

У них есть совместный сын Дункан Джонс, родившийся в 1971-м году (он известный режиссер, снявший «Варкрафт»). Позже певец сокрушался, как мало уделял времени сынишке, но когда Дункан вырос, эти двое поладили.

Прекрасная Иман и малышка Лекси

Развод с первой супругой состоялся в 1980-м году, а в 1992-м музыкант снова пошел под венец – это была очень пышная церемония во Флоренции. Вторая жена Дэвида Боуи – известная модель Иман (полное имя – Иман Абдулмаджид), уроженка Сомали. Пара жила то в США (в Нью-Йорке, на Манхэттене), то в Лондоне.

Певец был очень счастлив и расточал комплименты второй половинке, называя ее самой прекрасной на свете – и не только внешне.

Благодаря этому новому витку в своей жизни Дэвид Боуи еще раз стал отцом, довольно поздно – в 53 года. Дочь назвали Александрией – Лекси.

Британская легенда рока, художник, актер, продюсер и великий экспериментатор Дэвид Боуи ушел из жизни в неполные 70 лет. Причина смерти – рак, с которым он боролся на протяжении 18 месяцев. Пятидесятилетней карьеры «хамелеона рок-музыки», как его часто называют благодаря постоянным экспериментам со внешностью и стилем, хватит не на один байопик. Его не раз признавали величайшим из величайших – музыка Боуи вдохновляла и вдохновляет самых талантливых музыкантов эпохи, Дэвид один из самых влиятельных британцев нашего времени, он включен в Зал славы рок-н-ролла, а в 2003 году чуть не удостоился рыцарского титула, но отказался.

Прочесть биографию этого великого, без сомнения и всяких «но», музыканта стоит каждому хоть немного увлекающегося музыкой человека. Уверены, найти содержательную статью об этапах становления Боуи как музыканта и легенды, будет несложно, поэтому мы не станем останавливаться на привычных «рождение, взросление, развитие», а расскажем лишь о нескольких интересных моментов из жизни Боуи, которые лучше, чем любой биограф, опишут личность музыканта.

  • В августе 2011 года Дэвид Боуи заявил о завершении музыкальной карьеры. Точнее говоря, о том, что музыкант больше не выйдет на сцену сообщил его биограф Пол Тринка, который также подчеркнул, что на сцену певец выйдет только в том случае, если будет готов произвести «подлинное землетрясение». Через два года, в 2013 году Боуи выпустил первый за 10 лет сингл «Where Are We Now?», а 20 ноября 2015 года свет увидел заглавный трек с пластинки «Blackstar», которая полностью вышла в день рождения музыканта, 8 января 2016. Оба релиза действительно произвели эффект бомбы.
  • Глаза Боуи – один из фетишей его поклонников. Во-первых, они разного цвета, один голубой, а второй карий. Во-вторых, зрачок левого глаза всегда расширен. По легенде, в 16 лет Дэвид подрался с приятелем Джорджем Андервудом из-за девушки, и тот поранил ему глаз. С тех пор зрачок был атрофирован. К слову, на заре карьеры Боуи старался придать значительности этой своей особенности, активно используя коричневый карандаш по самой линии роста ресниц. Отличный ход!

  • Свою «шизоидность» Боуи объясняет двумя фактами из своего детства. Он родился в Лондоне, но после окончания школы перебрался в Йоркшир, на север Англии, и жил там на ферме. За проведенное там время он отлично изучил трущобы Брикстона с их сложным населением и социальными проблемами и мирную деревенскую жизнь. Два этих противоположных мира прочно обосновались в голове музыканта и стали, по его же словам, основой его двойственного отношения к жизни и миру.
  • Помимо музыкальной карьеры, на счету Боуи несколько киноработ, главная из которых – первый фильм, вышедший в 1976 году, «Человек, который упал на Землю». Лента рассказывает об инопланетянине, который оказался среди людей и пытается сохранять свою изначальную двойственность. Снаружи он человек, а внутри все-таки пришелец. После просмотра сложно поверить, что все описанное – вымысел. Еще один фильм, который стоит выделить в фильмографии музыканта – «Лабиринт». Ниже можно посмотреть отрывок из ленты.

  • Переезд в США стал для Боуи одним из важнейших моментов в его жизни. Он во многом изменил его отношение к миру и окружающей действительности. Особенно его удивляли взгляды американцев, они казались ему широкими, всеобъемлющими, в отличие о тех, к которым он привык в родной Британии, в том числе это касалось и отношения к музыке: «Здесь {в США} музыка - это средство тотальной коммуникации. А у нас {в Великобритании} музыка - это так, чтобы послушать».
  • Хотите узнать, какая музыка нравилась самому Боуи? Pixies, Sonic Youth, The Cure, Velvet Underground, Elgar, Little Richard, The Mekons.
  • В 1980-е в поп-музыке произошли очередные переменены. Новое отношение, новое звучание, новые герои. Боуи нашлось, что сказать и по этому поводу тоже. Ему казалось, что за десятилетие музыка лишилась сексуальности и это, на удивление, самому музыканту крайне импонировало. Секс аккуратно и незаметно становился почти запретной темой, что давало массу новых вариантов и возможностей для творчества. Так констатировал, правда не без опаски, музыкант.

  • Бисексуальность музыканта – одна из самых щепетильных и обсуждаемых тем. По этому поводу было много сказано и написано различными журналистами, но лучше всего об этом рассказал, что неудивительно, сам Боуи. В январе 1972 года в интервью журналу Melody Maker Дэвид впервые рассказал о своей бисексуальности, а в сентябре 1976 еще раз подтвердил это в интервью Playboy. Правда уже в 1980 году в интервью Rolling Stone он назвал те свои признания «самой большой ошибкой, которую когда-либо совершал», констатировав, что подобный каминг-аут был сделан в угоду моде. Более подробный и развернутый комментарий последовал только в 2002 году, когда музыкант рассказал журналу Blender, что это признание помешало ему реализовать массу того, о чём он мечтал. По признанию музыканта, ему совершенно не хотелось нести чей-то флаг и представлять какую-то определенную группу, пусть это и было правдой.
  • Знаменитый образ вымышленного персонажа Зигги Стардаста, придуманного Дэвидом Боуи для своего альбома The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders From Mars, появился в голове Дэвида после встречи с рок-музыкантом Винсом Тейлором. Это его альтер-эго – один из самых тиражируемых образов нашего времени.

Дэвид Боуи не умер, он просто улетел на Марс – писали сегодня многие и в это очень хочется верить. Пусть это чья-то злая шутка – промелькнуло в голове, когда мировые СМИ один за другим начали тиражировать трагическую новость о его смерти – человека, который, казалось, не умрет никогда.

Впрочем, даже собственную смерть этот великий музыкант обставил как очередной акт спектакля, в котором играет главную роль. В свой 69-й День рождения, три дня назад, он , пожалуй, наиболее экспериментальную свою пластинку за последние 20 лет, в которой неожиданно для всех начал играть джаз – критики пришли в восторг, фанаты захлопали в ладошки – и никто и думать не мог о том, что Боуи смертельно болен и уже полтора года борется с раком. «Взгляни вверх, я в раю, на мне раны, которых нельзя увидеть», — с этих строк начинается песня из “★” с библейским названием “Lazarus” и теперь, конечно, ясно, что это не красное словцо, а смертельный диагноз. Клип на песню, ставший последним для певца, также вышел три дня назад — в нем он на больничной койке с завязанными глазами – противостоит чему-то, что мы не можем разглядеть. «Взгляни вверх, приятель, я в опасности, мне больше нечего терять», — со зловещим фатализмом бросает кумир миллионов и в дрожи поднимается с кровати. В финале этого мощнейшего видео Боуи пятится в шкаф и закрывает за собой дверь. Спектакль окончен. Герой больше не вернется.

О вкладе Боуи в современную музыку, сравнимом разве что с The Beatles, можно рассуждать часами. Но мы не будем этого делать, а лучше вспомнил основные вехи его удивительной карьеры по фотографиям.

Боуи-школьник (1961).

16-летний Боуи делает первые шаги в музыке (1963).

Первый свой альбом, лаконично названный «David Bowie», музыкант выпустил в 1967-м.

В 1969-м Боуи явил на суд публики второй альбом «Space Oddity». Одноименная песня с него — история астронавта Майора Тома, застрявшего в открытом космосе — стала первым его громким хитом. Более подробно об этой композиции можно прочесть

В 1970-м музыкант женился на американской модели Анджеле Барнетт. На следующий год у них родится сын Данкан, который в будущем станет известным режиссером. Брак продержится 10 лет.

В 1971-м Боуи выпустил хитовый альбом «Hunky Dory», положив начало формированию своего образа музыкального хамелеона и человека, который не стесняется быть непонятым. В начале следующего года в интервью он даже признается, что гей, правда позже пожалеет об этом и заверит, что это скорее была лишь дань моде.

В 1972-м Боуи выпустил концептуальный альбом «The Rise and Fall of Ziggy Stardust». На нем музыкант предстал в образе Зигги Стардаста — пришельца, который прибыл на Землю с Марса, чтобы спасти человечество рок-н-роллом. Зигги стал самым известным персонажем, в которого перевоплощался Боуи.

В этом же году Боуи выступил одним из продюсеров альбома бывшего вокалиста The Velvet Underground Лу Рида «Transformer», а в 1977-м спродюсировал первый сольник подзабытого на тот момент экс-фронтмена The Stooges Игги Попа «The Idiot».

В 1973-м Боуи выпустил шестую пластинку «Aladdin Sane» — первый альбом, который Дэвид представил в роли самого себя — без образов и альтер-эго. Обложка альбома — фото, сделанное Брайоном Даффи, стало культовым. Молния, пересекающая лицо, — неизменный бренд, который одним из первых приходит на ум, когда речь заходит о певце. .

Костюм для турне «Aladdin Sane», созданный по эскизам Йоджи Ямамото (1973).

Боуи с британской моделью Твигги позирует для обложки альбом «Pin Up» (1973), состоящего из каверов на его любимые песни 60-х.

В 1973-м после японского тура Боуи проехал через всю Россию в купейном вагоне транссибирского экспресса.

Боуи очень быстро стал не только культовым музыкантом, но и фэшн-иконой (1974).

В 1974-ом Боуи выпустил альбом «Diamond Dogs», вдохновленный антиутопией Оруэлла «1984». В песне «Rebel Rebel» он предстал в образе гламурного пирата.

После выпуска «Diamond Dogs» певец переехал в Нью-Йорк, увлекшись соулом и фанком, властвующими на американской сцене тех лет. Следующая его пластинка «Young Americans» была записана под влиянием этих жанров (1975).

Боуи вместе с Simon & Garfunkel, а также Джоном Ленном и Йоко Оно на церемонии вручения «Грэмми» (1975).

В 1976-м Боуи, к тому моменту уже крепко сидевший на кокаине, выпустил альбом «Station to Station», в основу которого лег образ Изможденного Белого Герцога — праздного и элегантного аристократа, одетого с иголочки, но на самом деле представляющего из себя пустышку.

Помимо музыки Боуи успел сняться во многих фильмах. Одной из самых известных стала роль в фильме «Человек, который упал на землю» (1976).

В конце 1976-го года Боуи, интересующийся немецкой музыкой, переехал в Берлин, снял квартиру пополам с Игги Попом и вместе с Брайоном Ино начал экспериментировать с эмбиентом. Здесь он записал три альбома («Low’, «Heroes»и «Lodger»), получивших название «Берлинская трилогия». Ниже — обложка альбома «Heroes» (1977).

На концерте во время берлинского периода (1978).

Боуи в костюме Пьеро на фотографии Брайна Даффи. В подобном образе он предстал на обложке альбома «Scary Monsters (and Super Creeps)». (1980)

В 1981-м Боуи записал знаменитую песню «Under Pressure» с Queen.

В 1983-м Боуи выпустил альбом «Let’s Dance», вдохновленный диско и новой волной.

В 1985-м музыкант вместе с Миком Джаггером перепел старую соул-композицию из репертура Martha and the Vandellas «Dancing in the Street».

Боуи в роли Короля гоблинов Джарета в фантастическом фильме «Лабиринт» (1986).

В 1987-м Боуи выступил у стены в Западном Берлине. Динамики были направлены так, чтобы концерт смогли услышать и в Восточном Берлине.

В 1992-м Боуи женился на сомалийской топ-модели Иман. В 2000-м у пары родилась дочь Александрия.

Боуи с Анни Леннокс исполняют песню «Under Pressure» на концерте-трибьюте Фредди Меркьюри (1992).

В 1995-м музыкант возобновил сотрудничество с Брайоном Ино, увлекся индастриалом и записал концептуальный альбом «Outside». В туре в поддержку альбома с ним гастролировали Nine Inch Nails.

Боуи в роли Энди Уорхола в фильме «Баския» (1996).

В концерте, посвященном 50-летию Боуи, приняли участие Лу Рид, Sonic Youth, Foo Fighters, Placebo, участники Pixies, The Cure, The Smashing Pumpkins и другие звезды (1997).

В 1998-м культовый музыкант записал вместе с Placebo песню «Without You I’m Nothing». Вокалиста группы Брайана Молко в то время часто называли прижизненной реинкарнацией Боуи.

В 2003-м Боуи выпустил альбом «Reality». Во время одного из концертов в его поддержку — на немецком Hurricane Festival — музыканту стало плохо. После окончания шоу его госпитализировали на вертолете. С тех пор он фактически прекратил концертную деятельность. На фото — с Кейт Мосс (2003).

В 2005-м Боуи появился на сцене вместе с Arcade Fire, что в немалой степени способствовало росту их популярности.

В 2013-м Боуи после 10-летней паузы выпустил новый альбом «The Next Day». Дебютным синглом из него стала «The Stars (Are Out Tonight)». Главную женскую роль в клипе на песню сыграла актриса Тильдой Свинтон (2013).

Боуи в своем последнем прижизненном образе — в клипе на песню «Lazarus», вышедшем за два дня до его смерти — 8 января 2016-го.

Биографии знаменитостей

2444

08.01.17 10:59

Он занял 39-е место престижного топа издания Rolling Stone («100 величайших исполнителей рок-музыки всех времен»), продал больше 136 миллионов дисков, он эпатировал и удивлял, вдохновлял и менял стили – от «пришельца» и андрогина до аристократичного декадента. Биография Дэвида Боуи уникальна, и в 70-й день рождения британского автора песен и рок-певца мы вспомним основные ее вехи.

Биография Дэвида Боуи

Школьный хорист и непоседа

Дэвид Роберт Джонс (таково настоящее имя музыканта) был сыном лондонцев, его мать работала в кинотеатре, отец – в отделе кадров. Единственный сын Джонсов родился 8 января 1947-го года. Вначале семья жила в районе Брикстон, потом переехала в Бромли. Уже тогда, пойдя в школу, Дэвид удивлял всех стремлением к самовыражению. Он был школьным хористом, с увлечением принимал участие в концертах, а вот уроки любил не очень, слыл непоседой и драчуном.

Он услышал голос бога

Жизнь Дэвида Боуи изменилась, когда он стал покупать виниловые пластинки и слушать рок-музыкантов, особенно поразил его Элвис Пресли. Именно тогда британец решил, что тоже станет певцом, голос Пресли он называл «голосом бога». Дэвид стал обучаться игре на гитаре, и уже юношей овладел акустической и бас-гитарами, фортепиано и укулеле. Позже он станет выдающимся мультиинструменталистом. Его первый музыкальный коллектив возник еще в школе – в 1962-м году, ребята выступали на вечеринках. Боуи пытался учиться в колледже, но после первого курса ушел оттуда, мечтая посвятить себя только музыке.

Андрогинный мессия Зигги

Откуда взялся псевдоним «Дэвид Боуи»? Всё просто: один Дэвид Джонс уже царил на рок-сцене – это был солист группы The Monkees, поэтому наш герой стал подыскивать себе другую звучную фамилию, и нашел: «боуи найф» означает «охотничий нож».

Дэвид не пошел проторенной дорогой, он изобрел собственное направление, которое потом окрестили «глэм-роком». Уже в середине 1960-х он выходил на сцену в необычных эпатажных образах, а его музыка была инновационной, то психоделической, то гламурной. Эксперименты были удачными и не очень. Так, в 1972-м году Боуи попросил всех называть себя «Зигги Стардаст» и говорил, что это научно-фантастический персонаж, призванный спасти наш мир. Самый известный альбом этого андрогинного героя назывался «The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars».

Эпоха Белого Герцога

Но более известным стал образ «Изможденного Белого Герцога», тогда Боуи и правда был изможден и сильно увлечен кокаином. На этот период приходится альбом (и одноименный сингл) «Young Americans». Наверное, это была дань американским певцам, которых Дэвид слушал подростком. В 1976-м году музыкант отправился путешествовать по Европе и задержался в Швейцарии и Германии, там родилась «Берлинская трилогия» (три диска, выпущенные в 1977-м и 1979-м годах).

Армия поклонников росла, как и влияние трансформаций и творчества певца на его коллег. В начале 1980-х бешеной популярностью пользовался альбом «Scary Monsters (and Super Creeps)», он принес вокалисту невероятный доход. Тогда же в биографии Дэвида Боуи стало больше выступлений с коллегами – он сотрудничал со многими, начиная с Игги Попа, заканчивая Шер и Тиной Тёрнер. «Белый герцог» был забыт, как и наркотики.

Он мог стать жертвой Чепмена

Боуи сильно подкосило убийство Джона Леннона, тем более, что психопат Чепмен наметил второй жертвой именно Дэвида. Даже в своих показаниях преступник подчеркнул: если бы не получилось с Джоном, он бы застрелил Дэвида. Так что в тот раз смерть Дэвида Боуи обошла.

Певец продолжал экспериментировать, использовал в композициях соул, насыщал их электронным звучанием, пробовал хип-хоп, джангл и драм-н-басс. Особенно это заметно в его концептуальном альбоме «1.Outside» (он должен был стать первым в серии, но что-то не заладилось).

После выхода диска «Реальность» («Reality») в 2003-м году, во время промо-тура по его раскрутке Боуи почувствовал себя плохо. Дэвида положили в клинику и сделали операцию (в районе плеча закупорилась артерия). Певец взял отпуск на неопределенный срок, кое-кто решил, что творческая биография Дэвида Боуи закончилась. Но спустя пару лет он вернулся и много гастролировал. Правда, выход нового альбома затянулся – до 2013-го года.

Пришелец, жиголо, вампир, король гоблинов, Пилат

На протяжении всей своей музыкальной карьеры Боуи достаточно много снимался в кино, хотя сам шутил, что чаще его приглашают на странные роли – от инопланетян до трансвеститов. Действительно, дебют Дэвида на большом экране – это роль пришельца Томаса в фантастике «Человек, который упал на Землю», вышедшей в середине 1976-м году.

Но, например, образ военного Пауля в драме «Прекрасный жиголо – несчастный жиголо» вполне себе «человечен». Кстати, этот фильм – последняя работа Марлен Дитрих , она сыграла содержательницу подпольного борделя для старых богачек, и герой Боуи был одним из ее «мальчиков по вызову».

Много шума наделала декадентская фэнтези-драма Тони Скотта «Голод». Эта артхаусная картина рассказывала о паре вампиров (Боуи и Катрин Денёв), которая столкнулась с проблемой: Джон Блэйлок внезапно стал стареть, хотя упыри бессмертны. И тогда его пассия нашла новую игрушку – симпатичную докторшу (Сьюзен Сарандон).

Одной из самых ярких ролей в актерской биографии Дэвида Боуи была роль Джарета, короля гоблинов, похитившего маленького брата юной героини Дженнифер Коннелли (превосходное готическое фэнтези «Лабиринт»). Изысканный костюм и длинноволосый парик сделали Боуи очаровательным и неотразимым монстром. Для этой ленты Джима Хенсона музыкант написал не менее красивые композиции.

В спорной адаптации скандального романа «Последнее искушение Христа», осуществленной Мартином Скорсезе, певец неожиданно предстал в образе Понтия Пилата.

Джокер в колоде судьбы

Говорят, Тим Бёртон хотел пригласить англичанина на роль Джокера в свой фильм «Бэтмен», но все же остановился на кандидатуре Николсона . Зато Боуи поработал с Дэвидом Линчем (триллер «Твин Пикс: Сквозь огонь») и с Кристофером Ноланом. В триллере «Престиж» певец перевоплотился в одного из самых загадочных ученых викторианской эпохи – сыграл Никола Теслу.

Тридцатый студийный диск Боуи «The Next Day» вышел в январе 2013-го, а спустя ровно 3 года – день в день – увидел свет диск «Blackstar». Он был приурочен к 69-му дню рождения автора. Оказалось, это финальный «джокер» в колоде жизни Дэвида Боуи.

Все обсуждали потрясающий клип британца «Лазарь» (позже видео назовут жутким пророчеством). А через 3 дня после 69-летия иконы глэм-рока мир узнал страшную новость о смерти Дэвида Боуи. Оказалось, что полтора года певец боролся с онкологическим заболеванием, раком печени.

Личная жизнь Дэвида Боуи

Бурная молодость

Несмотря на постоянно возникавшие слухи о бисексуальности (и даже гомосексуальности) певца, он дважды вступал в брак. Первая жена Дэвида Боуи Анджела прожила с ним 10 лет. Это было бурное время, и когда певец решил остепениться и завязать с кокаином (в 1980-м), он развелся с Энджи.

У них есть совместный сын Дункан Джонс, родившийся в 1971-м году (он известный режиссер, снявший «Варкрафт»). Позже певец сокрушался, как мало уделял времени сынишке, но когда Дункан вырос, эти двое поладили.

Прекрасная Иман и малышка Лекси

Развод с первой супругой состоялся в 1980-м году, а в 1992-м музыкант снова пошел под венец – это была очень пышная церемония во Флоренции. Вторая жена Дэвида Боуи – известная модель Иман (полное имя – Иман Абдулмаджид), уроженка Сомали. Пара жила то в США (в Нью-Йорке, на Манхэттене), то в Лондоне.

Певец был очень счастлив и расточал комплименты второй половинке, называя ее самой прекрасной на свете – и не только внешне.

Благодаря этому новому витку в своей жизни Дэвид Боуи еще раз стал отцом, довольно поздно – в 53 года. Дочь назвали Александрией – Лекси.

Британский рок-певец Дэвид Боуи умер на 70-м году жизни. 8 января певец отметил свой 69-й День Рождения и выпустил новый альбом Blackstar («Черная звезда»). Музыкант ушел из жизни после 18-месячной борьбы с раком, новость о его смерти появилась на официальном сайте, где сказано: «Хотя многие из вас сопереживают потере, мы просим вас уважать частную жизнь семьи во время скорби». Вспомнить творчество Дэвида Боуи нам помогут интересные факты из его биографии.

1. Боуи утверждал, что в возрасте пяти лет у него был "ужасный случай", связанный с чаем - с тех пор он так ни разу и не пил его.

2. Школу Дэвид окончил с отметкой "0" по искусству.

3. В восемь лет Боуи загорелся мечтой стать саксофонистом. Это подтолкнуло его купить первый саксофон, правда он был из розовой пластмассы. Ради такой покупки маленький Дэйв вынужден был таскать заказы для мясной лавки. В 1961 году мать подарила ему альт-саксофон лучшего качества.

4. Правый зрачок Боуи всегда расширен – это результат его школьной драки с другом по имени Джордж Андервуд. Ссора была, конечно же, из-за девушки. Врачи опасались, что он потеряет зрение, но смогли провести ряд операций и предотвратить слепоту. Полностью восстановить зрение не удалось - в результате травмы у Боуи возникло дефектное восприятие глубины поля зрения. Став известным, артист заявил, что, хотя он и может видеть своим травмированным глазом, восприятие цвета утрачено (постоянно присутствует коричневый фон). Зрачок травмированного глаза стал мидриатичным, что создало впечатление различного цвета глаз. Несмотря на драку, Андервуд и Боуи остались хорошими друзьями.

5. Боуи - мультиинструмениталист. Он играет на гитаре, фортепиано, клавесине, губной гармонике, меллотроне, стилофоне, вибрафоне, кото, ударных и перкуссии.

6. Будучи большим поклонником Мика Джаггера, Боуи узнал, что "джаггер" в переводе со староанглийского означает "нож", поэтому Дэвид взял себе похожий псевдоним (нож Боуи - тип охотничьих ножей, названный в честь героя Техасской революции Джима Боуи). Днём рождения "Дэвида Боуи" считается 14 января 1966 года. Именно в этот день он впервые появляется под таким именем с группой The Lower Third на обложке пластинки "Can’t Help Thinking About Me".

7. "Я очень хотел прославиться, но не знал, как это сделать, и на протяжении 1960-х перепробовал всё, что мог - в театре, изобразительном искусстве и музыке", - признавался Боуи в одном из интервью восьмидесятых годов. Несомненно, в то время на творчество артиста сильно повлиял фронтмен Pink Floyd Сид Барретт, покинувший группу после записи первого альбома. "В Сиде было что-то не от мира сего, и это меня сильно привлекало. Он был похож на Питера Пэна", - говорил музыкант.

8. В 1974 году концерт Боуи посетил Майкл Джексон. Позже он высказывался о странных движениях музыканта, имея в виду лунную походку. Изначально этот танец появился ещё в пантомимных пьесах Боуи шестидесятых годов.

9. Маленькая звукозаписывающая студия "Ханса", окна которой раньше выходили на Берлинскую Стену, стала одним из излюбленных мест туристов, хотя и продолжает работать как студия. Всё из-за Боуи, записавшего там так называемую "Берлинскую трилогию" ("Low" - "Heroes" - "Lodger").

10. Начиная с 24 сентября 1980 года Боуи три месяца выступал на Бродвее в постановке "Человек-слон". В этот период его друг и коллега Джон Леннон был убит сумасшедшим фанатиком Марком Чепменом. Это событие произвело на Дэвида крайне тяжёлое впечатление - он не только потерял близкого друга, но и понял, что сам был близок к гибели. Чепмен присутствовал на пьесе, фотографировал Боуи у дверей на сцену и вскоре после этого застрелил Леннона. Полиции он заявил, что если бы ему не удалось убить Джона, он бы вернулся в театр и застрелил Дэвида.

11. В фильме Дэвида Линча "Твин Пикс: Сквозь огонь" (1992) Боуи сыграл таинственного агента ФБР Филиппа Джеффриса. В картине он появляется всего на несколько секунд, но впечатление производит неизгладимое. "Это был сон. Мы живем во сне", - говорит он, вовлекая зрителей в самый центр запутанной головоломки одного из выдающихся мастеров артхауса.

12. В Москве Боуи был трижды. Впервые он побывал в столице в 1973 году проездом из Японии в Европу. В тот период он боялся летать на самолётах и предпочитал пользоваться наземным транспортом. Для того, чтобы попасть в Москву, ему пришлось сесть на корабль из Йокогамы в Находку, а уже оттуда - на Транссибирскую магистраль. 30 апреля, спустя 18 дней после выезда, Боуи прибыл в Москву на три дня. Тогда он побывал на первомайском параде, посетил Оружейную палату и ГУМ. Вторая поездка Боуи в Москву, теперь уже вместе с Игги Попом, состоялась в начале апреля 1976 года. Тогда пограничники конфисковали у него запрещённую к ввозу нацистскую литературу. Третья поездка состоялась в июне 1996 года, на этот раз с концертом в Государственном Кремлёвском Дворце. Перед пресс-конференцией была организована встреча фанатов с Боуи у него в номере. Поклонники рассказали ему о плохой акустике в Кремле и дороговизне билетов. Боуи тут же подарил их тем, у кого не хватило денег. 18 июня состоялся концерт и Дэвид остался им жутко недоволен - из-за сидящей публики и странной организации зала. Тогда он пообещал, что больше никогда не приедет в Россию.

13. В 2000 году в результате опроса, в котором приняло участие свыше 190 тысяч человек, совместная с Queen песня "Under Pressure" заняла десятое место в списке лучших песен тысячелетия.

14. Из современных исполнителей Боуи предпочитал творчество Руфуса Уэйнрайта, Placebo, Godspeed You! Black Emperor и Arcade Fire.

15. В 2009 году немецкий учёный Петер Йегер открыл новый редкий вид пауков и решил назвать его в честь Боуи. Представитель вида, получившего название Heteropoda davidbowie, был обнаружен исследователем в Малайзии. По словам арахнолога, на это его вдохновили турне "Glass Spider" и песня "Ziggy Stardust".