Григорович юрий николаевич семья. Биография

Народный артист СССР, Герой Социалистического труда, лауреат Ленинской и Государственных премий, премии Правительства Российской Федерации, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени, почетный гражданин города Варны (Болгария), Кубани

Юрий Григорович - выдающийся хореограф и педагог. Его творчество стало не только национальным достоянием России, но и этапом в развитии мирового балетного театра. Автор одиннадцати оригинальных балетов и собственных редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра, Григорович открыл двери в большую балетную судьбу многим талантливым исполнителям.

Родился 2 января 1927 года в Ленинграде. Отец - Григорович Николай Евгеньевич был служащим. Мать - Григорович (Розай) Клавдия Альфредовна вела домашнее хозяйство. Супруга - Бессмертнова Наталья Игоревна, народная артистка СССР (1941-2008).

Родители Ю.Н. Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились к нему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А. Розай был видным танцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижских сезонов в антрепризе С. Дягилева. Это в большой мере повлияло на интерес мальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградское хореографическое училище (ныне Государственная академия хореографического искусства имени А.Я. Вагановой), где он занимался под руководством педагогов Б.В. Шаврова и А.А. Писарева.

Сразу после окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н. Григорович был зачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы и балета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до 1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии в классических и современных балетах. Среди его ролей этого времени - Половчанин в опере «Князь Игорь» А.П. Бородина, Нурали в «Бахчисарайском фонтане» Б.В. Асафьева, Шурале в «Шурале» Ф.З. Яруллина, Северьян в «Каменном цветке» С.С. Прокофьева, Ретиарий в «Спартаке» А.И. Хачатуряна и другие.

Несмотря на успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста с самого начала тянуло к самостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановке больших спектаклей. Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Доме культуры имени А.М. Горького балеты «Аистенок» Д.Л. Клебанова и «Семеро братьев» на музыку А.Е. Варламова. Спектакли удались и обратили внимание специалистов на начинающего хореографа.

Однако подлинный успех пришел к Ю.Н.  Григоровичу после постановки на сцене театра имени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» С.С. Прокофьева (по сказу П.  Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н. Хикмета, 1961). Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра (1959, 1965). «Каменный цветок» Ю.Н. Григорович ставил также в Новосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и в других городах; «Легенду о любви» - в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963) и в других городах.

Спектакли эти имели оглушительный успех, вызвали множество публикаций в прессе, положили начало дискуссии о путях развития отечественного балета. Первые зрелые работы Григоровича обобщили завоевания предшествующего балетного театра, подняли его на новый уровень. Они углубили традиции хореографического искусства, возродив забытые формы классики, и вместе с тем обогатили балет новаторскими достижениями. В отличие от односторонне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода, где танец нередко приносился в жертву пантомиме, а балет уподоблялся драматическому спектаклю, здесь царит на сцене развитая танцевальность, действие выражается прежде всего танцем. Основой хореографического решения в этих спектаклях был классический танец, обогащенный элементами других танцевальных систем, в том числе народного танца.

Высокого развития у Ю.Н. Григоровича достигают сложные формы симфонического танца (ярмарка в «Каменном цветке», шествие и видение Мехменэ Бану в «Легенде о любви»). Ю.Н. Григорович дает здесь не танцы на ярмарке (как было бы в балетах предшествующего этапа), а ярмарку в танце, не бытовое шествие, а танцевальный образ торжественного шествия. Оба этих спектакля были оформлены выдающимся театральным художником С.Б. Вирсаладзе, который затем сотрудничал с Ю.Н. Григоровичем до самой своей кончины в 1989 году. Костюмы, созданные им, как бы развивают «живописную тему» декорации, оживляя ее в движении и претворяясь в своеобразную «симфоническую живопись», соответствующую духу и течению музыки. Про С.Б. Вирсаладзе справедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколько сам танец.

Вместе со спектаклями Ю.Н. Григоровича вступило в жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижения отечественного балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это А.Е. Осипенко, И.А. Колпакова, А.И. Грибов, в Москве - В.В.  Васильев и Е.С. Максимова, М.Л. Лавровский и Н.И. Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектаклях Ю.Н. Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом на их творческом пути. Вполне естественно, что после такого яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н. Григорович был назначен сначала балетмейстером театра имени С.М. Кирова (в этой должности он проработал с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главного балетмейстера в Большой театр и занимал эту должность с 1964 по 1995 год (в 1988–1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы).

В Большом театре Ю.Н. Григорович после переноса «Каменного цветка» и «Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей. Первым из них стал «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1966), который в его трактовке из детской сказки превратился в философско-хореографическую поэму с большим и серьезным содержанием. Ю.Н. Григорович создал здесь целиком новую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений партитуры П.И.  Чайковского. Весь спектакль в декорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой, которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромный успех, много положительных отзывов в прессе и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшее развитие творчество Ю.Н. Григоровича получило в постановке балета «Спартак» А.И. Хачатуряна (1968). Отойдя от первоначального описательно-повествовательного сценария Н.Д. Волкова, Ю.Н. Григорович построил спектакль по собственному сценарию на основе крупных хореографических сцен, чередующихся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Подобно тому как в музыкальном искусстве существует жанр концерта для солирующего инструмента (скрипки, фортепиано) с оркестром, Ю.Н. Григорович в шутку говорил, что его постановка - это как бы спектакль для четырех солистов с кордебалетом.

Совместно с композитором А.И. Хачатуряном Ю.Н. Григорович создал новую музыкальную редакцию произведения. Каждый акт заканчивался своеобразной «финальной точкой»: барельефной пластической композицией, как в фокусе собирающей прошедшее действие. Помимо таких статических групп, завершающих каждую картину, в спектакле было еще немало других эффектных моментов. Когда Спартака поднимали на пронзающие его пики воины Красса, зал ахал от силы этого эффекта.

Но успех «Спартака» определился не только яркостью танцевальных и сценическо-постановочных находок, но и его огромной обобщающей силой. Это была не иллюстрация к эпизоду из древней истории, а поэма о борьбе с нашествием и гнетущими силами вообще, о трагической неодолимости зла, о бессмертии героического подвига. И поэтому происходящее на сцене воспринималось удивительно современно.

Успех Ю.Н. Григоровича здесь разделили, как всегда, художник С.Б. Вирсаладзе и замечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В. Васильев и М.Л. Лавровский, Фригию - Е.С. Максимова и Н.И. Бессмертнова, Эгину - Н.В. Тимофеева и С.Д. Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э. Лиепа в роли Красса. Уже до этого прославившийся как выдающийся классический танцовщик, здесь он создал образ, поразивший единством танцевального и актерского мастерства.

Как выдающееся произведение отечественного искусства «Спартак» Ю.Н. Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды - Ленинской премии. Это пока единственное конкретное произведение балетного театра, получившее Ленинскую премию. Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюду имел ошеломляющий успех. Ю.Н. Григорович получил мировое признание. Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в стране и за рубежом. А в Большом театре «Спартак» идет уже почти полвека, украшая его репертуар.

Линия исторического сюжета в творчестве Ю.Н. Григоровича была продолжена в постановке «Иван Грозный» на музыку С.С. Прокофьева, осуществленной в Большом театре в 1975 году. В 1976 году Ю.Н. Григорович поставил этот балет также в Парижской опере. Он сам создал сценарий, а композитор М.И. Чулаки - музыкальную композицию из разных произведений С.С. Прокофьева, в том числе из его музыки к кинофильму «Иван Грозный». В спектакле создается психологически сложный образ личности, проносящей свою идею через множество трудностей. Открытием этого спектакля стал артист Ю.К.  Владимиров, для которого хореограф сочинил партию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой. Создал Ю.Н. Григорович также и два спектакля на современную тему, воплощение которой в балете имеет особые трудности. Как совместить условность танцевального искусства и балетного театра с обликом человека и реалиями современной жизни? Балетмейстеры не раз спотыкались и терпели неудачи в решении этой задачи. Ю.Н. Григорович решил ее с присущим ему талантом.

В 1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я. Эшпая, созданный по пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история», в те годы очень популярной в стране и шедшей на сценах многих театров. Благодаря своим новым творческим принципам, которые предполагают отказ от бытовизма, описательности, заземленности и создание обобщенных танцевально-симфонических образов, Ю.Н. Григоровичу удалось избежать какой-либо фальши в решении современной темы.

За удачное художественное решение современной темы в балете «Ангара» Ю.Н. Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР. Вторую Государственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничных хореографических действий.

Другой спектакль Ю.Н. Григоровича, связанный с современностью, - это «Золотой век» Д.Д. Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервые этот балет Д.Д. Шостаковича был показан в 1930 году в постановке других балетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Поэтому, обратившись к этому произведению, Ю.Н.  Григорович прежде всего создал совершенно новый сценарий. В связи с этим возникла необходимость дополнить и музыку. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д. Шостаковича: медленные части из Первого и Второго фортепьянных концертов, отдельные номера из «Джаз-сюиты» и другие. Социальный конфликт в спектакле стал раскрываться через столкновение живых человеческих индивидуальностей. Исполнительским открытием спектакля стал Г.Л.  Таранда в образе двуличного главного героя. Новыми гранями заблистало также дарование Н.И. Бессмертновой в главной женской роли. В декорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе удалось сочетать приметы современности с условностью хореографического действия.

В творчестве Ю.Н. Григоровича большое место занимают также постановки классики. Он поставил все три балета П.И. Чайковского. Но в «Щелкунчике» старая хореография не сохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново. А в «Лебедином озере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться с проблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития и дополнения ее в связи с новой образной концепцией целого. Оба этих произведения Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новую редакцию-версию.

«Спящую красавицу» Ю.Н. Григорович первоначально воплотил еще до перехода в этот театр на работу - в 1963 году. Но остался неудовлетворенным этой постановкой и вернулся к данному произведению через 10 лет. Балетмейстер бережно сохранил здесь всю классическую хореографию, созданную М.И. Петипа, но дополнил ее новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос и др.).

Первая постановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н. Григоровичем в 1969 году. В балете, созданном П.И. Чайковским, главные герои в конце гибли. В сценической же истории балета по указанию руководящих инстанций этот конец был изменен, и спектакль заканчивался торжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Тогда замысел балетмейстера, связанный с усилением трагедийного начала на протяжении всего произведения, остался воплощенным не полностью. Осуществить его во всей глубине удалось лишь в 2001 году в новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре.

Следует отметить удивительное хореографическое совершенство этой постановки. Ю.Н.  Григорович необычайно тактично соединил хореографию Л.И. Иванова, М.И. Петипа, А.А. Горского и свою в единое, непрерывно развивающееся, стилистически однородное целое, в своеобразную хореографическую симфонию, в которой выявляются и характеры героев, и движение драматического действия, и смены эмоциональных состояний, и целостная философская концепция произведения.

Из классических балетов Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре также «Раймонду» А.К. Глазунова (1984), «Баядерку» Л.У. Минкуса (1991), «Корсар» А. Адана - Ц. Пуни и «Дон Кихот» Л.У. Минкуса (оба - в 1994 году), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель» А. Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Во всех этих постановках он давал практический ответ на широко дискутировавшийся в те годы вопрос: как ставить балетную классику? Спектакли Ю.Н. Григоровича в равной мере чужды двух ошибочных крайностей: музейного подхода к классике и ее искусственной модернизации. Они органически сочетают традиции и новаторство, бережное сохранение классики и ее современное прочтение, подчеркивание всего лучшего в наследии и тактичное дополнение и развитие его в связи с новыми концепциями.

Ю.Н. Григорович трижды ставил балет своего любимого композитора С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Сначала он осуществил его в Парижской опере в 1978 году в двух актах. Затем создал трехактную версию в 1979 году на сцене Большого театра. И наконец, - новую редакцию на сцене Кремлевского дворца съездов в 1999 году.

Педагог и крупный общественный деятель - Григорович в 1974–1988 годах был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории. С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографического искусства.

В 1975–1985 годах Ю.Н. Григорович был президентом Комитета танца Международного института театра при ЮНЕСКО (в настоящее время - почетный президент). С 1989 года он президент Ассоциации (ныне Международный союз) деятелей хореографии, а с 1990 года - президент фонда «Русский балет». В 1991–1994 годах Ю.Н. Григорович был художественным руководителем хореографической труппы «Юрий Григорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах России и за рубежом. Многие годы он был председателем жюри Международных конкурсов артистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария), а также ежегодного Международного приза «Бенуа де ля данс». C 2004 - почетный член Российской академии художеств, почетный член Австрийского музыкального общества. Профессор Академии русского балета им. А.Я. Вагановой.

Уйдя в 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н. Григорович создал Краснодарский театр Юрия Григоровича, входящий в состав Краснодарского творческого объединения «Премьера» имени Леонарда Гатова. За эти годы на Краснодарской сцене поставлены все балетные спектакли из репертуара великого хореографа. Он осуществил множество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многих зарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другие сцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Он явился пропагандистом русского балета на многих сценах мира. С 2008 года Юрий Николаевич вновь главный балетмейстер Большого театра. Большой театр возвращает «Золотой век» - балет на музыку Дмитрия Шостаковича в постановке Юрия Григоровича и посвящает капитальное возобновление спектакля двум знаменательным датам: 110-летию со дня рождения Шостаковича и 90-летию Ю.Н. Григоровича, которое он отметил 2 января 2017 года. Восстановленный «Золотой век» в репертуаре Большого театра станет 11-й постановкой маэстро.

В кино экранизированы балеты Ю.Н. Григоровича «Спартак» (1976) и «Иван Грозный» (1977). Его творчеству посвящены фильмы «Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце» (1978), «Балет от первого лица» (1986), многосерийный телефильм «Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой» (1998), книга В.В.  Ванслова «Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М.: Искусство, 1969, 2-е изд., 1971), альбом А.П. Демидова «Юрий Григорович» (М.: Планета, 1987).

Ю.Н. Григорович - народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат премии Правительства Российской Федерации, Ленинской и Государственных премий, народный артист Республики Башкортостан, заслуженный деятель искусств Казахстана, Герой труда Кубани, лауреат премии Сергея Дягилева Парижской академии танца, многочисленных театральных премий.

Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II и III степени. Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденами Народной Республики Болгария I степени, «Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария), украинскими орденами «За заслуги» III степени и «Знак почёта», орденом Франциска Скорины, орденом Почёта (Армения), медалью Вацлава Нижинского (Польша), медалью имени Людвига Нобеля и многими другими.

Почетный гражданин города Варны (Болгария), Кубани.

Гениальная балерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила: «Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человек огромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко: жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим… Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей. Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения, только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многие актеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Гений отечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: «В его хореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из области хореографии - в смысле соотношения классических традиций и современных средств. Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советского театра».

Юрий Григорович родился 2 января 1927 года в городе Санкт-Петербург. Рос в семье служащего Николая Евгеньевича Григоровича и Клавдии Альфредовны Григорович. Окончил Ленинградское хореографическое училище, занимался у Б. В. Шаврова и А. А. Писарева. Сочинять танцы начал ещё в юношеском возрасте в балетной студии знаменитого Ленинградского Дома культуры имени А. М. Горького. Ставил спектакли в разных коллективах, танцы в операх, в драмтеатрах. После окончания училища в 1946 году был принят в труппу Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова солистом и проработал в театре 18 лет до 1961 года.

В Кировском театре получил первую большую постановку танцев в опере «Садко». В 1961-1964 работал балетмейстером в Театре имени Кирова. Спустя время ленинградцы - Театр имени Кирова - приехали на гастроли в Москву, и зрители увидели его «Легенду о любви». Балет, который на многие годы предсказал всю философскую, гражданскую позицию тогда молодого, но уже безгранично талантливого балетмейстера Юрия Николаевича Григоровича.

Бывают роли, где нравятся отдельные эпизоды. Здесь, в «Легенде о любви», нравится каждый момент сценической жизни Мехменэ. Самые позы, самые движения, их великолепно найденная, подчиненная логике образа последовательность, так выразительны, что их надо только безукоризненно точно выполнить. Такова вообще хореография этого спектакля, созданная Юрием Григоровичем. Такова его изысканная пластика, вызывающая аналогию с персидскими миниатюрами.

В 1964-1995 годах Главный балетмейстер Большого театра - время наивысшего художественного расцвета труппы, завоевание мирового признания и авторитета. «Bolshoi Ballet» совершил около ста триумфальных международных турне, закрепив лидерство русской классической школы балета. В 1966 - «Щелкунчик» П. И. Чайковский, в 1968 - «Спартак» Арам Хачатурян, 1975 - «Иван Грозный» Сергей Прокофьев, 1976 - «Ангара» Андрей Эшпай, 1979 - «Ромео и Джульетта» Сергей Прокофьев, 1982 - «Золотой век» Дмитрий Шостакович.

Новые хореографические редакции: в 1963 и 1973 - «Спящая красавица» П. И. Чайковский, в 1969 и 2001 - «Лебединое озеро» П. И. Чайковский, в 1984 и 2003 - «Раймонда» Александр Глазунов, в 1987 - «Жизель» А. Адан, 1991 - «Баядерка» Л. Минкус, 1994 - «Дон Кихот» Л.Минкус, 1994 - «Корсар» А. Адан. Поставлены танцы в операх: «Октябрь» Вано Мурадели и «Руслан и Людмила» М. И. Глинка. Осуществлены постановки в театрах Стокгольма, Рима, Парижа, Копенгагена,Вены, Милана, Хельсинки, Анкары,Праги, Софии, Генуи, Варшавы, Стамбула, Сеула.

Григорович - автор принципиальных балетных проектов в римском Колизее, лондонском Royal Albert Hall, античных театрах Греции, на площади Сан-Марко в Венеции. Церемония Открытия и Закрытия Олимпийских игр,- режиссёр-постановщик - Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии СССР И. М. Туманов и главный режиссёр спортивной части сценариев -Народный артист РСФСР, Заслуженный тренер РСФСР Б. Н. Петров.

Длительное время возглавляет Жюри международных балетных конкурсов в России, Финляндии, США, Швейцарии, Японии, Болгарии, Украине 1975-1989 - президент Комитета танца Международного института театра, в настоящее время его почетный президент.

С 1989 - президент Ассоциации деятелей хореографии. С 1990 - Президент фонда «Русский балет». Является бессменным руководителем жюри Международного конкурса артистов балета в Москве, Международного конкурса балета имени Сержа Лифаря в Киеве, Международного юношеского конкурса классического танца «Фуэте Артека». Неоднократно возглавлял жюри конкурсов в Болгарии, Финляндии, США, Швейцарии, Японии.

В 1991-1994 годах руководил основанной им труппой «Большой театр - студия Юрия Григоровича». C 1992 года - президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО, от имени Международного союза деятелей хореографии ежегодно присуждается приз «Benois de la danse» за выдающиеся достижения в искусстве балета. В 1993-1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1995 году Юрий Григорович покидает Большой театр, становится «свободным художником» и начинает работать с разными российскими и зарубежными компаниями. В 1996 году осуществляет первую постановку в Краснодаре - сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича. Сотрудничество с новым коллективом,- ныне Краснодарский Театр балета Юрия Григоровича.

В Краснодаре состоялись премьеры балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жизель» и «Корсар» А. Адана, «Раймонда», «Баядерка» и «Дон Кихот» Л. Минкуса, «Спартак» А. Хачатуряна, «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» и «Каменный цветок» С. Прокофьева, «Золотой век» Д. Шостаковича, «Тщетная предосторожность» П. Гертеля, «Легенда о любви» А. Меликова.

C 2007 года руководит Краснодарским театром балета. Профессор Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой Почётный член Австрийского музыкального общества. Герой Социалистического Труда, Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени - за выдающийся вклад в развитие отечественного и мирового хореографического искусства, многолетнюю творческую деятельность. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени - за выдающийся вклад в развитие хореографического искусства. Орден Ленина, Медаль «Герой труда Кубани», Орден Дружбы, Ленинская премия, Государственная премия СССР, Народный артист СССР.

Был женат на выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ - Наталье Бессмертновой, которая скончалась в феврале 2008 года.

Период с 1964 по 1995 называют в Большом театре «золотым веком», ведь именно в это время на главной сцене творил невероятно талантливый хореограф Юрий Григорович . Будучи главным балетмейстером, он открыл миру имена многих блестящих танцовщиков своего времени. Но лишь единицы из них встали на его сторону, когда речь шла об увольнении маэстро из Большого. АиФ.ru рассказывает, как сложилась судьба Юрия Николаевича на сцене.

Молодой и талантливый

«У меня вправду была очень бурная, насыщенная событиями жизнь», — рассказывал в интервью «АиФ» хореограф. Свой первый балет он поставил через год после окончания Ленинградского хореографического училища. Ему было 20 лет, а его «Аистёнок» и ряд других постановок уже заметили профессионалы. Одним из ценителей того, что делал Григорович, был Симон Вирсаладзе. Впоследствии художник и хореограф очень плодотворно сотрудничали друг с другом, до самой смерти Симона Багратовича.

Слава о талантливом молодом человеке быстро дошла до руководства Театра оперы и балета им. С.М. Кирова (так долгое время назывался Мариинский театр). В 1957 году на сцене легендарной «Мариинки» Григоровичу доверяют поставить «Каменный цветок» Прокофьева. Публика восприняла работу очень тепло. Два года спустя этот же балет был с успехом показан уже в Москве, на сцене Большого.

В 1961 хореограф вновь сумел покорить зрителей: его постановка «Легенда о любви» после премьеры в северной столице тоже «переехала в Москву». К этому моменту переехал и сам Григорович — он занял пост главного балетмейстера Большого театра, на котором оставался вплоть до 1995 года.

Главный балетмейстер Государственного академического Большого театра СССР Юрий Николаевич Григорович. 1969 год Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Смелое решение

На московской сцене каждая работа Григоровича сопровождалась успехом, хотя подступиться к некоторым шедеврам ему было нелегко. Хореограф испытывал огромное желание поставить «Спартак». Однако выступать с подобным предложением не решался, ведь до него над балетом трудились легендарные Якобсон и Моисеев .

К счастью, помог случай. Директор Большого театра Михаил Чулаки однажды посетовал, что «Спартака» нет в актуальном репертуаре. Григорович вызвался решить этот вопрос, поговорив с Моисеевым о возможной постановке. Но тот заявил, что у него катастрофически нет времени для столь масштабной работы. Вернувшись к руководству Большого с отказом Моисеева, Григорович услышал: «Кто у нас главный балетмейстер? Вот вы и делайте». То, что нужно было Григоровичу. Эта постановка признается шедевром, в главных ролях блистали Марис Лиепа и Владимир Васильев.

Увы, работа в Большом театре сопряжена не только с творческими победами. Григоровичу приходилось решать множество других задач, а еще учиться не замечать критику. Главного балетмейстера часто обвиняли в том, что он пользуется данной ему властью и не пускает на столичную сцену других хореографов, опасаясь конкуренции. А его смелое решение отправить на заслуженный отдых плеяду выдающихся танцовщиков, среди которых, кстати, была не только легендарная Плисецкая, но и жена самого Григоровича — Наталия Бессмертнова , вызвало огромный скандал. Жить и работать в такой атмосфере было непросто. Хотя супруга решение Юрия Николаевича поддержала.

Жена и подруга

С Наталией Бессмертновой хореограф познакомился, разумеется, в стенах Большого. Но чувства между ними вспыхнули не сразу. После очередного класса, где танцовщица вместе с Ниной Сорокиной отрабатывала партию Лейли из балета «Лейли и Меджнун», они с коллегой сели на ступеньках лестницы и увлеченно о чем-то болтали. Вдруг перед ними возник молодой человек в джинсах и футболке. Он ловко перескочил через девушек и быстро побежал дальше. Наташа спросила, кто это. И когда узнала, что это — «главный», сильно удивилась, ведь она представляла его себе совсем иначе.

Григорович долго не обращал никакого внимания на балерину. Все изменилось во время гастролей труппы в США, которые состоялись в 1968 году. Когда они вернулись в Москву, весь театр уже обсуждал бурный роман хореографа и танцовщицы и делал свои прогнозы, как долго просуществует эта пара. Большинство из них, естественно, были пессимистичными. Мало кто мог представить, что они поженятся в том же году и останутся вместе до самой смерти Наталии Игоревны.

Балерина не только вдохновляла супруга, но и заботилась о нем. Несмотря на постоянную занятость в театре, Бессмертнова делала все, чтобы муж абсолютно не отвлекался на бытовые проблемы. В одном интервью она заметила с улыбкой, что даже если Григорович захочет есть, а ее поблизости не окажется, максимум, что он может сделать — проткнуть сырое яйцо и выпить его. Ибо даже яичница для маэстро была бы слишком сложна в исполнении.

Балетмейстер Юрий Григорович (справа) и балерина Наталья Бессмертнова (слева) во время репетиции. 1977 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Новый этап

Расставание с Большим театром после 30 лет работы далось Григоровичу нелегко. Но он чувствовал, что с каждым годом работать становится все тяжелее, а потому решил первым написать заявление об уходе. Наталия Игоревна сама отвезла соответствующую бумагу в Министерство культуры.

Конечно, после увольнения у хореографа началась совсем другая, но не менее насыщенная жизнь. Будучи главным балетмейстером, он отказывался от многих предложений по работе, однако когда в истории с Большим театром была поставлена жирная точка, Григорович стал отзываться на приглашения. Он ставил в Риме, Сеуле, Праге, Париже и других городах мира, а также создал балет в Краснодаре. Благодаря хореографу юг России увидел легендарные постановки «Золотой век», «Иван Грозный», «Спартак» и многие другие. Для Юрия Николаевича было не важно, где он работает — в Париже или Краснодаре. Главное кредо маэстро — «никакой халтуры!»

В 2008 году в жизни балетмейстера произошла трагедия. Когда он был на гастролях в Корее, после продолжительной болезни скончалась его муза — Наталия Игоревна. Пережить очередной удар судьбы Григоровичу помогла работа. В этом же году, после длительного перерыва, он вернулся на сцену ГАБТ в качестве штатного хореографа балетной труппы. Тогда об этом «большом» возвращении писали все газеты.

2017 год главный театр страны встретит масштабным фестивалем в честь 90-летия Юрия Николаевича. В течение двух месяцев на сцене Большого можно будет увидеть легендарные работы мастера: «Щелкунчик», «Спартак», «Жизель», «Легенда о любви», «Золотой век», «Раймонда», «Ромео и Джульетта» и многие другие постановки. Время идет, но созданные Юрием Николаевичем балеты до сих пор смотрятся на одном дыхании, хотя когда-то его недоброжелатели в один голос утверждали, что хореография Григоровича якобы устарела.

Народный артист СССР, Герой СоциалистическогоТруда, лауреат Ленинской и Государственных премий

Родился2 января 1927 года в Ленинграде. Отец - Григорович Николай Евгеньевич былслужащим. Мать - Григорович (Розай) Клавдия Альфредовна вела домашнеехозяйство. Супруга - Бессмертнова Наталья Игоревна, Народная артистка СССР.

РодителиЮ.Н. Григоровича с искусством связаны не были, но любили его и относились кнему очень серьезно. Дядя Юрия Николаевича по матери - Г.А.Розай был виднымтанцовщиком, выпускником петербургской балетной школы, участником парижскихсезонов в антрепризе С.Дягилева. Это в большой мере повлияло на интересмальчика к балету, и потому его отдали учиться в знаменитое Ленинградскоехореографическое училище (ныне Государственная академия хореографическогоискусства имени А.Я. Вагановой), где он занимался под руководством педагоговБ.В. Шаврова и А.А. Писарева.

Сразупосле окончания хореографического училища в 1946 году Ю.Н. Григорович былзачислен в балетную труппу Государственного академического театра оперы ибалета имени С.М. Кирова (ныне Мариинский театр), где он проработал солистом до1961 года. Здесь он исполнял характерные танцы и гротесковые партии вклассических и современных балетах. Среди его ролей этого времени - Половчанинв опере «Князь Игорь» А.П. Бородина, Нурали в «Бахчисарайскомфонтане» Б.В. Асафьева, Шурале в «Шурале» Ф.З. Яруллина,Северьян в «Каменном цветке» С.С. Прокофьева, Ретиарий в«Спартаке» А.И. Хачатуряна и другие.

Несмотряна успехи в танцевальном искусстве, молодого артиста с самого начала тянуло ксамостоятельной балетмейстерской работе, к сочинению танцев и к постановкебольших спектаклей. Совсем юношей, в 1948 году он поставил в Ленинградском Домекультуры имени А.М. Горького балеты «Аистенок» Д.Л. Клебанова и«Семеро братьев» на музыку А.Е. Варламова. Спектакли удались иобратили внимание специалистов на начинающего хореографа.

Однакоподлинный успех пришел к Ю.Н. Григоровичу после постановки им на сцене театраимени С.М. Кирова балетов «Каменный цветок» С.С. Прокофьева (по сказуП. Бажова, 1957) и «Легенда о любви» А. Меликова (по пьесе Н.Хикмета, 1961). Позднее эти спектакли были перенесены на сцену Большого театра(1959, 1965). «Каменный цветок» Ю.Н. Григорович ставил также вНовосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965) и другихгородах; «Легенду о любви» - в Новосибирске (1961), Баку (1962),Праге (1963) и других городах.

Спектаклиэти имели оглушительный успех, вызвали огромную прессу, положили началодискуссии о путях развития отечественного балета. И хотя дело не обошлось безсопротивления консервативных сил, они ознаменовали начало нового этапа вразвитии нашего балетного театра. Вспомним, что именно на рубеже 1950-1960-хгодов во всех видах нашего искусства: в поэзии и в прозе, в живописи и втеатре, в музыке и в кино - выступило новое поколение талантливых молодыхтворцов, которые определили главные достижения отечественной художественнойкультуры второй половины XX века. Впоследствии они получили название славногопоколения «шестидесятников». Ю.Н. Григорович принадлежит именно кэтому поколению.

Вчем же состоит тот принципиальный перелом, который произошел в нашем балете спервыми зрелыми спектаклями Григоровича? Они обобщили завоеванияпредшествующего балетного театра, но подняли его на новый уровень. Они углубилитрадиции хореографического искусства, возродив забытые формы классики, и вместес тем обогатили балет новаторскими достижениями.

Этиспектакли содержат глубокую идейно-образную трактовку литературныхпервоисточников, положенных в основу их сценариев, отличаются последовательнойи цельной драматургией, психологической разработкой характеров героев. Но, вотличие от односторонне драматизированных балетов-пьес предшествующего периода,где танец нередко приносился в жертву пантомиме, а балет уподоблялсядраматическому спектаклю, здесь царит на сцене развитая танцевальность,действие выражается прежде всего танцем, а в связи с этим возрождаются сложныеформы хореографического симфонизма (то есть танца, развивающегося подобномузыкальной симфонии), достигается более тесное слияние хореографии с музыкой,воплощение в танце ее внутренней структуры, обогащается лексика (язык) танца.

Основойхореографического решения в этих спектаклях был классический танец, обогащенныйэлементами других танцевальных систем, в том числе народного танца. Элементыпантомимы органически были включены в танец, имевший до конца действенныйхарактер. Высокого развития у Ю.Н. Григоровича достигают сложные формысимфонического танца (ярмарка в «Каменном цветке», шествие и видениеМехменэ Бану в «Легенде о любви»). Ю.Н. Григорович дает здесь нетанцы на ярмарке (как было бы в балетах предшествующего этапа), а ярмарку втанце, не бытовое шествие, а танцевальный образ торжественного шествия и т.п. Всвязи с этим кордебалет используется не только для изображения на сцене толпылюдей, но прежде всего в его эмоциональном значении, как лирический«аккомпанемент» танцу солистов.

Мыпотому подробно остановились на новых принципах художественного решения первыхзрелых спектаклей Ю.Н. Григоровича, что они будут определять все егопоследующее творчество. К этому надо добавить еще два важных момента.

Обаэти спектакля оформлены выдающимся театральным художником С.Б.Вирсаладзе,который будет сотрудничать с Ю.Н. Григоровичем до самой своей кончины в 1989году. С.Б. Вирсаладзе досконально знал хореографическое искусство и былхудожником изысканного, тонкого вкуса, создавая декорации и костюмыпоразительной красоты. Оформленные им спектакли Ю.Н. Григоровича отличаютсяцельностью изобразительного решения, волшебством живописного колорита. Костюмы,созданные С.Б. Вирсаладзе, как бы развивают «живописную тему»декорации, оживляя ее в движении и претворяясь в своеобразную«симфоническую живопись», соответствующую духу и течению музыки. Кройи цвет костюмов, создаваемых художником в содружестве с балетмейстером,отвечают характеру танцевальных движений и композиций. Про С.Б. Вирсаладзесправедливо говорили, что он одевает не столько персонажей спектакля, сколькосам танец. Успех спектаклей Ю.Н. Григоровича в значительной мере определялсяего постоянным содружеством с этим замечательным художником.

Иеще одно важное обстоятельство. Вместе со спектаклями Ю.Н. Григоровича вступилов жизнь новое поколение талантливых исполнителей, определивших достижениянашего балета в последующие десятилетия. В Ленинграде это А.Е. Осипенко, И.А.Колпакова, А.И. Грибов, в Москве - В.В. Васильев и Е.С. Максимова, М.Л.Лавровский и Н.И. Бессмертнова и многие другие. Все они выросли на спектакляхЮ.Н.Григоровича. Исполнение ведущих ролей в его балетах явилось этапом в ихтворческом пути.

Вполнеестественно, что после такого яркого балетмейстерского дебюта Ю.Н. Григоровичбыл назначен сначала балетмейстером театра имени С.М. Кирова (в этой должностион проработал с 1961 по 1964 год), а затем приглашен в качестве главногобалетмейстера в Большой театр и занимал эту должность с 1964 по 1995 год (в1988-1995 годах он назывался художественным руководителем балетной труппы).

ВБольшом театре Ю.Н. Григорович после переноса «Каменного цветка» и«Легенды о любви» поставил еще двенадцать спектаклей. Первым из нихстал «Щелкунчик» П.И. Чайковского (1966). Этот балет претворен им некак детская сказка (как это было ранее), а как философско-хореографическаяпоэма с большим и серьезным содержанием. Ю.Н. Григорович создал здесь целикомновую хореографию на основе полной, без каких-либо изменений (купюр илиперестановок музыкального материала, что часто делается) партитуры П.И.Чайковского. В центре спектакля - светлые романтические образы главных героев,воплощенные в развитых танцевальных партиях. Детские сцены первого акта, вотличие от предшествующих постановок, поручены не ученикам хореографическогоучилища, а артистам кордебалета, что позволило значительно усложнить ихтанцевальный язык. Действие сновидений Маши развертывается как ее путешествиепо рождественской елке (символизирующей здесь целый мир) к увенчанной звездойвершине. Поэтому в нем участвуют елочные игрушки, составляющие«аккомпанемент» чувствам главных героев и получающие«портретное» раскрытие в дивертисменте второго акта (сюитастилизованных национальных танцев). Для спектакля характерна тенденция кединству действенно-симфонического развития хореографии, что достигается, вчастности, преодолением дробности отдельных номеров и укрупнением танцевальныхсцен (например, три последних музыкальных номера слиты в единуюхореографическую сцену). Подчеркнутое значение приобретает здесь обострениеборьбы добрых и злых сил (Дроссельмейер и Мышиный царь). Весь спектакль вдекорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе отличается чарующей волшебной красотой,которая становится символом утверждаемого на сцене добра. Он имел огромныйуспех, большую положительную прессу и до сих пор идет на сцене театра.

Дальнейшееразвитие творчество Ю.Н. Григоровича получило в постановке балета«Спартак» А.И. Хачатуряна (1968). Балетмейстер создалгероико-трагедийное произведение о счастье борьбы за свободу. Отойдя отпервоначального описательно-повествовательного сценария Н.Д. Волкова, Ю.Н.Григорович построил спектакль по собственному сценарию на основе крупныххореографических сцен, выражающих узловые, этапные моменты действия,чередующиеся с танцевальными монологами главных действующих лиц. Например,первый акт состоит из четырех крупных танцевальных композиций: вражескоенашествие - страдания рабов - кровавые развлечения патрициев - порыв квосстанию. И эти сцены как бы «прослаиваются» танцевальнымимонологами, выражающими состояние и дающими «портрет» главных героев:Спартака, Фригии и далее других. Аналогично строятся и следующие акты. Подобнотому как в музыкальном искусстве существует жанр концерта для солирующегоинструмента (скрипки, фортепиано) с оркестром, Ю.Н. Григорович в шутку говорил,что его постановка - это как бы спектакль для четырех солистов с кордебалетом.В этой шутке есть большая доля правды, отражающая принцип композиционнойструктуры данного произведения.

Совместнос композитором А.И. Хачатуряном Ю.Н. Григорович создал новую музыкальнуюредакцию произведения, соответствующую новому сценарию и общему композиционномупостроению. Основой хореографического решения здесь стал действенныйклассический танец (с использованием элементов пантомимы, характерного игротескового танца), поднятый до уровня развитого симфонизма.

Каждыйакт заканчивался своеобразной «финальной точкой»: барельефнойпластической композицией, как в фокусе собирающей прошедшее действие. Например,первый акт - группой рабов со щитами во главе со Спартаком, последний - траурной группой с поднятым вверх убитым героем и тянущимися к нему рукамипрославляющей его массы и т.п. Помимо таких статических групп, завершающихкаждую картину, в спектакле было еще немало других эффектных моментов,например, танцы на пиру патрициев, шествия и праздники, битвы и конфликтныестолкновения героев. А когда Спартака поднимали на пронзающие его пики воиныКрасса, зал ахал от силы этого эффекта.

Новсе эти и другие постановочные эффекты у Ю.Н. Григоровича никогда не былисамоцелью. Они всегда служили главному: воплощению глубокой идейно-философскойконцепции. Успех «Спартака» определился не только яркостьютанцевальных и сценическо-постановочных находок, но и его огромной обобщающей силой.Это была не иллюстрация к эпизоду из древней истории, а поэма о борьбе снашествием и гнетущими силами вообще, о трагической неодолимости зла, обессмертии героического подвига. И поэтому происходящее на сцене воспринималосьудивительно современно. Недаром железная поступь когорт Красса (переданнаяразвитой танцевальной композицией) вызывала ассоциации с гитлеровскимнашествием на Европу и нашу страну, а заключительные композиции, напоминающиетрадиционные иконографические образы в изобразительном искусстве (снятие скреста, положение во гроб, оплакивание и т.п.), возвышались до воплощениямировой скорби. Благодаря своей огромной обобщающей силе спектакль поднималсядо протеста против тоталитаризма вообще.

УспехЮ.Н. Григоровича здесь разделили, как всегда, художник С.Б. Вирсаладзе изамечательный состав исполнителей. Спартака танцевали В.В. Васильев и М.Л.Лавровский, Фригию - Е.С. Максимова и Н.И. Бессмертнова, Эгину - Н.В. Тимофееваи С.Д. Адырхаева. Но подлинным открытием стал М.Э. Лиепа в роли Красса. Уже доэтого прославившийся как выдающийся классический танцовщик, здесь он создалобраз, поразивший единством танцевального и актерского мастерства. Его Красс - это злодей огромного масштаба, поднимающийся до символа мирового зла, чемподчеркивается роль и значение героической борьбы с ним и ее трагическогоисхода.

Каквыдающееся произведение отечественного искусства «Спартак» Ю.Н.Григоровича в 1970 году был удостоен высшей награды - Ленинской премии. Этопока единственное конкретное произведение балетного театра, получившееЛенинскую премию. Показанный в США и в ряде европейских стран, спектакль всюдуимел ошеломляющий успех. Ю.Н. Григорович получил мировое признание.Балетмейстер ставил его потом на многих сценах в нашей стране и за рубежом. А вБольшом театре «Спартак» идет уже около 40 лет, украшая егорепертуар. В нем сменилось несколько поколений артистов, и для каждого из нихучастие в этом спектакле имело этапное значение в их творческом росте.

В«Спартаке» используется сюжет из истории, художественно претворенныйтак, что он, как было сказано, получает современное звучание. Эта линия втворчестве Ю.Н. Григоровича была продолжена в «Иване Грозном» намузыку С.С. Прокофьева, осуществленном в Большом театре в 1975 году. В 1976году Ю.Н. Григорович поставил его также в парижской Опере. Здесь также имеетместо обращение к истории, на этот раз русской, приобретающей современныйсмысл.

Ю.Н.Григорович сам создал сценарий этого балета, а композитор М.И. Чулаки - музыкальную композицию из разных произведений С.С. Прокофьева, в том числе изего музыки к кинофильму «Иван Грозный».

Вспектакле на основе уже выработанных и утвердившихся в творчестве Ю.Н.Григоровича художественных принципов раскрываются отдельные страницы русскойистории, создается психологически сложный образ выдающейся личности, проносящейсвою идею через множество трудностей. Это своего рода моноспектакль, где вцентре - личность главного героя, и все подчинено раскрытию его судьбы ивнутреннего мира.

Помимомассовых и сольных танцевальных сцен здесь используется в качествесвоеобразного хореографического лейтмотива танец бьющих в набат звонарей. Этоттанец неоднократно трансформируется в соответствии с характером действия иотмечает все поворотные моменты в исторической судьбе народа и главного героя.Необыкновенно впечатляла сцена видения Ивана, когда ему является в егомучительных грезах отравленная его врагами любимая жена Анастасия. Открытиемэтого спектакля стал артист Ю.К. Владимиров, для которого хореограф сочинилпартию главного героя, которую тот исполнил с поистине трагедийной силой.

Первыетри спектакля Ю.Н. Григоровича были посвящены сказочно-легендарной тематике.Далее мы рассказали о двух его спектаклях на исторические темы. Но Ю.Н.Григорович создал также два спектакля на современную тему. Воплощениесовременной темы в балете имеет особые трудности. Как совместить условностьтанцевального искусства и балетного театра с обликом человека и реалиямисовременной жизни? Балетмейстеры не раз спотыкались и терпели неудачи в решенииэтой задачи. Ю.Н. Григорович решил ее с присущим ему талантом.

В1976 году он поставил в Большом театре балет «Ангара» А.Я. Эшпая,созданный по пьесе А.Н. Арбузова «Иркутская история», в те годы оченьпопулярной в нашей стране и шедшей на сценах многих театров. Это спектакль осовременной молодежи, поднимающий нравственные проблемы, раскрывающийстановление личности, отношения индивида и коллектива. Благодаря своим новымтворческим принципам, которые предполагают отказ от бытовизма, описательности,заземленности и создание обобщенных танцевально-симфонических образов, Ю.Н.Григоровичу удалось избежать какой-либо фальши в решении современной темы.Классический танец здесь обогащен элементами народного, бытового, свободнойпластики и пантомимы, физкультурно-спортивных движений, сплавленными в единоехореографическое целое. Пластический язык главных действующих лиц индивидуальносвоеобразен и подчинен раскрытию их характеров. Хореографический образ большойсибирской реки Ангары, создаваемый кордебалетом, в качестве лейтмотива проходитчерез весь спектакль, выступая то как могучая стихия, покоряемая трудом людей,то как «резонатор» чувств героев, то как воплощение их воспоминанийили мечты.

Заудачное художественное решение в балете «Ангара» современной темы Ю.Н.Григорович был удостоен в 1977 году Государственной премии СССР. ВторуюГосударственную премию он получил в 1985 году за создание ряда праздничныххореографических действий.

Другойспектакль Ю.Н. Григоровича, связанный с современностью, - это «Золотойвек» Д.Д. Шостаковича, поставленный в Большом театре в 1982 году. Впервыеэтот балет Д.Д. Шостаковича был показан в 1930 году в постановке другихбалетмейстеров, но успеха не имел из-за плохого, наивного сценария. Поэтому,обратившись к этому произведению, Ю.Н. Григорович прежде всего создалсовершенно новый сценарий. В связи с этим возникла необходимость дополнить имузыку. В партитуру были введены эпизоды из других сочинений Д.Д. Шостаковича:медленные части из первого и второго фортепьянных концертов, отдельные номераиз «Джаз-сюиты» и другие.

Вотличие от первоначального спектакля, где социальный конфликт имелплакатно-схематический характер, здесь он раскрывается через столкновение живыхчеловеческих индивидуальностей. Наряду с сатирическими и драматическими большоезначение приобрели лирические сцены. Действие развертывается в крупныхтанцевально-симфонических номерах, в основе которых лежит классический танец,обогащенный элементами народного, бытового, характерно-гротескового, пантомимы,физкультурно-спортивных движений. Для характеристики 1920-х годов, когдапроисходит действие, использованы жанровые черти бальных танцев того времени(фокстрот, танго, чарльстон, ту-стэп).

Исполнительскимоткрытием этого спектакля стал Г.Л. Таранда в образе двуличного главного героя,выступающего то как бандит, то как жиголо в ресторане «Золотой век».Новыми гранями заблистало также дарование Н.И. Бессмертновой в главной женскойроли. В декорациях и костюмах С.Б. Вирсаладзе удалось сочетать приметы современностис условностью хореографического действия. Костюмы легки, танцевальны, красивы ивместе с тем напоминают одежду современной молодежи.

Досих пор речь шла о новых балетах, впервые созданных Ю.Н. Григоровичем. Но в еготворчестве большое место занимают также постановки классики. Он поставил всетри балета П.И. Чайковского. Но в «Щелкунчике» старая хореография несохранилась, и потому балетмейстер всю ее сочинил заново. А в «Лебединомозере» и в «Спящей красавице» ему пришлось столкнуться спроблемой сохранения классической хореографии и вместе с тем развития идополнения ее в связи с новой образной концепцией целого. Оба эти произведенияЮ.Н. Григорович поставил в Большом театре дважды, создавая в каждый раз новуюредакцию-версию.

«Спящуюкрасавицу» Ю.Н. Григорович первоначально воплотил еще до перехода в этоттеатр на работу - в 1963 году. Но он остался неудовлетворенным этой постановкойи вернулся к данному произведению через 10 лет, в 1973 году. Балетмейстербережно сохранил здесь всю классическую хореографию, созданную М.И. Петипа, нодополнил ее новыми эпизодами (танец вязальщиц, царство Карабос и др.).Значительно развита танцевальная партия принца Дезире. Образ главного героятеперь стал равнозначен образу героини Авроры. Образ злой феи Карабы тожехореографически более разработан и решен на основе характерно-гротесковоготанца в сочетании с пантомимой. В результате укрупнен основной конфликт,обострено столкновение добрых и злых сил, усилено философское звучаниепроизведения.

Перваяпостановка «Лебединого озера» осуществлена Ю.Н. Григоровичем в 1969году. В балете, созданном П.И. Чайковским, главные герои в конце гибли. Всценической истории балета этот конец был изменен, и спектакль заканчивалсяторжеством добра и победой главных героев над злыми силами. Ю.Н. Григоровичхотел в постановке 1969 года вернуться к трагическому финалу. Но ему тогда этоне разрешили сделать руководящие инстанции, в результате чего замыселбалетмейстера, связанный с усилением трагедийного начала на протяжении всегопроизведения, остался воплощенным не полностью.

Вовсей глубине Ю.Н. Григоровичу удалось осуществить этот замысел лишь в 2001 годув новой постановке «Лебединого озера» в Большом театре. Здесь впервыев сценической истории этого балета главным героем является не столько Одетта,сколько Зигфрид. Это прежде всего спектакль о Принце, о противоречиях егомятущейся души, о его трагической судьбе, о неумолимости тяготеющего над нимРока. Разумеется, и несчастная участь Одетты - мечты и идеала Зигфрида - входитв содержание спектакля. Но она имеет подчиненное значение по отношению к судьбеПринца. Роль эта не ослаблена, но она сопряжена с центральным образом главногогероя. Его хореографическая партия в связи с этим значительно развита всравнении с прежними постановками.

Оченьважно также значительное усиление трагедийного начала в спектакле. И тут делоне только в катастрофичном конце, а в трагедийном накале всего действия, втрактовке Злого гения не как колдуна, а как Рока, тяготеющего над Принцем исопряженного с противоречиями его души (что, кстати, соответствует концепциизлого Рока и в последних трех симфониях П.И. Чайковского), в хореографическомразвитии партии Злого гения - двойника Принца, в сочинении новых, насыщенныхдраматизмом его дуэтов с Принцем. Наконец, в общей мрачной атмосфере всегодействия (дополненной призрачными декорациями С.Б. Вирсаладзе), то окутывающейпервый план, то ощущаемой в подтексте.

Развитоетрагедийное начало характерно для всего творчества Ю.Н. Григоровича.Масштабным, вырастающим едва ли не до символа мирового зла, стал у него образфеи Карабы в «Спящей красавице», не говоря уже о насквозь трагедийных«Легенде о любви» и «Спартаке». Думается, что все это идетот конфликтности и катастрофичности современного мира, которые чуткоулавливаются художником. Вспоминаются и аналогичные явления в других видахискусства, например в симфоническом творчестве Д.Д. Шостаковича.

Следуетотметить удивительное хореографическое совершенство этой постановки. Почти тричетверти хореографии в ней сочинены Ю.Н. Григоровичем. И сделано это так, чтонеспециалист, не знающий конкретно, какой танцевальный эпизод кому принадлежит,никогда не почувствует, что здесь есть куски текста разных балетмейстеров. Ю.Н.Григорович необычайно тактично соединил хореографию Л.И. Иванова, М.И. Петипа,А.А. Горского и свою в единое, непрерывно развивающееся, стилистическиоднородное целое, в своеобразную хореографическую симфонию, в которойвыявляются и характеры героев, и движение драматического действия, и сменыэмоциональных состояний, и целостная философская концепция произведения.

Ю.Н.Григорович укрупняет хореографические сцены старых балетов, объединяя несколькоранее самостоятельных номеров в единую развернутую, полифонически сложнуютанцевальную композицию. Вторая картина спектакля - гениальное создание Л.И.Иванова оставлена Ю.Н. Григоровичем почти без изменений. Он внес лишь нескольконебольших штрихов, развивших и усиливших замысел Л.И. Иванова и придавших емуокончательное завершение. Получилась единая, цельная, полифоническаямузыкально-хореографическая композиция, к которой, безусловно, стремился Л.И.Иванов, и на которую Ю.Н. Григорович наложил штрихи, придавшие ей абсолютноесовершенство. Уже в этом одном виден высочайший уровень искусства Мастера.

Изклассических балетов Ю.Н. Григорович поставил в Большом театре также«Раймонду» А.К. Глазунова (1984), «Баядерку» Л.У. Минкуса(1991), «Корсар» А. Адана - Ц. Пуни и «Дон Кихот» Л.У.Минкуса (оба - 1994), а также осуществил эти балеты, как и «Жизель»А. Адана, в различных городах России и во многих зарубежных странах.

Вовсех этих постановках он давал практический ответ на широко дискутировавшийся вте годы вопрос: как ставить балетную классику? Спектакли Ю.Н. Григоровича вравной мере чужды двух ошибочных крайностей: музейного подхода к классике и ееискусственной модернизации. Они органически сочетают традиции и новаторство,бережное сохранение классики и ее современное прочтение, подчеркивание всеголучшего в наследии и тактичное дополнение и развитие его в связи с новыми концепциями.

Нельзяне сказать также о том, что Ю.Н. Григорович трижды ставил балет своего любимогокомпозитора С.С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», создав три разныеверсии. Сначала он осуществил его в парижской Опере в 1978 году в двух актах.Затем создал трехактную версию в 1979 году на сцене Большого театра. И,наконец, - новую редакцию на сцене Кремлевского Дворца съездов в 1999 году.Этот последний спектакль особенно совершенен, отличается отточенностью ивыверенностью всех композиций и танцевальных партий. И он особенно глубок итрагичен. Ю.Н. Григорович отошел даже от шекспировского примирения двухвраждующих семей в конце над трупами главных героев. Мрак и безысходностьфинала заставляют глубже осознавать трагедийность не только исторического, но исовременного мира.

Ю.Н.Григорович, в прошлом артист балета, а затем выдающийся балетмейстер, имеющийныне мировое имя, является также и педагогом, и крупным общественным деятелем.В 1974-1988 годах он был профессором балетмейстерского отделения Ленинградскойконсерватории. С 1988 года по настоящее время заведует кафедрой хореографии вМосковской государственной Академии хореографического искусства.

В1975-1985 годах Ю.Н. Григорович был президентом Комитета танца Международногоинститута театра. С 1989 года он президент Ассоциации деятелей хореографии, а с1990 года - президент фонда «Русский балет». В 1991-1994 годах Ю.Н.Григорович был художественным руководителем хореографической труппы «ЮрийГригорович балет», показывавшей свои спектакли в Москве, в городах Россиии за рубежом. Многие годы он был председателем жюри международных конкурсовартистов балета в Москве, Киеве и Варне (Болгария).

Уйдяв 1995 году со штатной работы в Большом театре, Ю.Н. Григорович осуществилмножество своих балетов и классических спектаклей в городах России и во многихзарубежных странах, причем каждый раз не механически переносил их на другиесцены, а создавал новые редакции и версии, совершенствуя свои постановки. Онявился пропагандистом русского балета на многих сценах мира.

Вкино экранизированы балеты Ю.Н. Григоровича «Спартак» (1976) и«Иван Грозный» (1977). Его творчеству посвящены фильмы«Балетмейстер Юрий Григорович» (1970), «Жизнь в танце»(1978), «Балет от первого лица» (1986), книга В.В. Ванслова«Балеты Григоровича и проблемы хореографии» (М.: Искусство, 1969, 2-еизд., 1971), альбом А.П. Демидова «Юрий Григорович» (М.: Планета,1987).

Каки всякий выдающийся творец искусства, Ю.Н. Григорович очень требователен вработе, благодаря чему неизменно повышается художественный уровень трупп, скоторыми он работает. Вместе с тем он чуткий и отзывчивый человек, заботящийсяо своих артистах, добрый товарищ.

Всвободные часы он любит читать, посещать музеи, проводить время в кругу друзей.Из композиторов особенно любит П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева, из писателей- А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Любит путешествовать и изучатьстарину.

Всеспектакли, созданные Ю.Н. Григоровичем, и у нас, и за рубежом имели огромнуюпрессу и вызывали восторженные высказывания и оценки многих выдающихся людей.Приведем только два суждения о его творчестве легендарных деятелейотечественного искусства.

Гениальнаябалерина Галина Сергеевна Уланова в одном из своих интервью говорила:«Каков Юрий Николаевич в совместной работе? Одержимый фанатик. Человекогромной работоспособности. Когда ставит новый спектакль, всем бывает нелегко - жесткий, требовательный, придирчивый к себе и другим. И закончив постановку, онпродолжает над ней думать, умеет взглянуть на нее как бы со стороны. Проходитвремя, и видишь: он что-то изменил, дополнил или, может быть, убрал. Это оченьценно. Каждая партия в балетах Юрия Николаевича решена до мельчайших деталей.Воплотить все задуманное им в сложнейших спектаклях дано, с моей точки зрения,только очень талантливым исполнителям. Не случайно в его постановках многиеактеры открылись с новых сторон и тем определили свою судьбу».

Генийотечественной музыки Дмитрий Дмитриевич Шостакович говорил: «В егохореографических образах живет настоящая поэзия. Все лучшее из областихореографии - в смысле соотношения классических традиций и современных средств.Здесь торжествует танец. Все выражено, все рассказано его богатейшим языком - образным, самобытным, открывающим, я думаю, новый этап в развитии советскоготеатра».

СозданноеЮрием Николаевичем Григоровичем - это наше национальное достояние. Вместе с темэто этап в развитии не только отечественного, но и мирового балетного театра. Инесмотря на то, что мастером уже так много сделано, мы вправе ждать от негоновых творческих свершений.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biograph.comstar.ru/

30.12.2009

Балетмейстер, хореограф-постановщик Государственного академического Большого театра России, Народный артист СССР Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года. В 1946 году окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б.В. Шавров и А.А. Писарев).

В 1946-1961 годах – солист Театра им. Кирова, исполнял партии Половчанина (опера "Князь Игорь"), Нурали ("Бахчисарайский фонтан"), Шурале ("Шурале"), Северьяна ("Каменный цветок"), Ретиария ("Спартак"). В 1961–1964 годах – балетмейстер Театра им. Кирова.

Первые постановки осуществил в 1948 году в детской хореографической студии Ленинградского ДК им. М. Горького ("Аистенок", "Семеро братьев" на музыку А.Е. Варламова ). В 1957 году поставил в Театре им. Кирова спектакль "Каменный цветок" и "Легенда о любви" (1961). Позже перенес эти спектакли на сцену Большого театра (1959, 1965).

Балет "Каменный цветок" Григорович ставил также в Новосибирске (1959), Таллине (1961), Стокгольме (1962), Софии (1965); "Легенду о любви" – в Новосибирске (1961), Баку (1962), Праге (1963).

В 1964 по март 1995 год Юрий Григорович был главным балетмейстером Государственного академического Большого театра России, в 1988 1995 годах – художественным руководителем балетной труппы театра.

В Большом театре Юрий Григорович осуществил постановку балетов "Спящая красавица" (1963, 1973), "Щелкунчик" (1966), "Спартак" (1968), "Лебединое озеро" (1969, 2000), "Иван Грозный" (1975, в 1976 году в парижской Опере), "Ангара" (1976, Государственная премия СССР, 1977), "Жизель" (1987, 1994), "Ромео и Джульетта" (1979), "Золотой век" (1979), "Раймонда" (1984), "Баядерка" (1991), "Дон Кихот" (1994).

В этот период ставил спектакли и в других театрах. "Раймонду" поставил в Мариинском театре (1994), "Жизель" в Анкаре (1979), "Лебединое озеро" в Риме (1980), "Дон Кихот" в Копенгагене (1983), "Спящая красавица" в генуэзском театре "Карло Феличе" (1996). В 2003 году поставил балет "Иван Грозный" в парижском театре "Опера де Бастий".

Экранизированы балеты Григоровича "Спартак" (1976), "Иван Грозный" (под назв. "Грозный век", 1977).

7 марта 1995 года было удовлетворено заявление Юрия Григоровича об освобождении его от должности главного балетмейстера Большого театра по собственному желанию. Он заключил контракт с Мировым Центром исполнительских искусств в Лондоне, став по контракту художественным руководителем балета.

С 1995 по 1999 год Григорович поставил в театрах Варшавы, Генуи, Уфы, Минска, Краснодара, Екатеринбурга, Кишинева, Праги и др. 14 спектаклей, участвовал в организации и работе международных конкурсов, гастролировал с разными труппами в США, Ливане, Японии.

В 1996 году осуществил первую постановку с новым коллективом в Краснодаре (ныне Краснодарский театр балета) – сюиту из балета «Золотой век» Д. Шостаковича .

В это же время поставил балет "Ромео и Джульетта" с труппой "Кремлевский балет".

В феврале 2001 года Юрий Григорович вернулся в Большой театр, начав репетиции балета "Лебединое озеро", 2 марта 2001 года состоялась премьера спектакля.

31 августа 2002 года состоялась премьера балета "Золотой век", который Ю. Григорович поставил на сцене Театра музкомедии. C 2007 года Григорович руководит Краснодарским театром балета.

В феврале 2008 года Юрий Григорович принял предложение руководства Большого стать штатным хореографом труппы (балетмейстером, в обязанности которого входит контроль за исполнением своих балетов в текущем репертуаре, вводы новых солистов, корректировки, перенос спектаклей на основную сцену после ее открытия, участие в гастролях – при необходимости адаптации спектаклей к новым площадкам).

12 декабря 2008 года Юрий Григорович представил балет "Каменный цветок" на сцене Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

К премьере балета была приурочена презентация проекта "Танцующий Григорович". Эта фотовыставка уникальных работ в прошлом блистательного премьера Большого театра, а ныне педагога Леонида Жданова и документальный фильм Леонида Болотина, открывающий зрителям балетмейстера Григоровича в работе.

24 и 25 октября 2009 года на сцене Краснодарского театра Юрий Григорович впервые представил спектакль "Шедевры русского балета". Новый проект Григоровича включает четыре одноактных балета: "Петрушка" Стравинского , "Шопениана" Шопена , "Видение розы" Вебера и "Половецкие пляски" Бородина .

6 ноября 2009 года на сцене Большого театра Юрий Григорович представил один из старейших балетов в мире – "Тщетная предосторожность" Петера Людвига Гертеля в исполнении танцоров Московской государственной академии хореографии.

В 1974–1988 годах Юрий Григорович – профессор балетмейстерского отделения Ленинградской консерватории.

С 1988 года – заведующий кафедрой хореографии Московского хореографического института.

Профессор Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой.

С 1989 года – президент Ассоциации деятелей хореографии.

С 1990 года – президент фонда Русский балет.

В 1991–1994 годах - художественный руководитель хореографической труппы "Юрий Григорович балет".

Возглавляет жюри целого ряда международных балетных конкурсов.

C 1992 года – президент программы «Benois de la danse» под патронатом ЮНЕСКО.

Академик Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства.

В ноябре 2004 года стал почетным членом Российской академии художеств.

Народный артист СССР (1973).

Лауреат Ленинской премии (1970), Государственных премий СССР (1977, 1985). Герой Социалистического Труда (1986).

Награжден Орденом Ленина (1976), орденом "За заслуги перед Отечеством" III (2002) и II степени (2007), орденом Кирилла и Мефодия (1987, Болгария), Орденом Почета (2009, Армения).

Имеет высшую награду Русской академии искусствознания и музыкального исполнительства "Янтарный крест".

Награжден правительственной премией имени Федора Волкова (2002).

Творчеству Юрия Григоровича посвящены документальные фильмы "Балетмейстер Юрий Григорович" (1970), "Жизнь в танце" (1978), "Балет от первого лица" (1986), многосерийный телефильм "Юрий Григорович. Роман с Терпсихорой"(1998).

Был женат на Наталье Бессмертновой (1941–2008), выдающейся русской балерине, солистке ГАБТ.