История духовная жизнь советского общества. Духовная жизнь российского общества

Развитие образования. 30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.

В условиях проводившейся в СССР экономической модернизации особое внимание уделялось повышению образовательного и профессионального уровня населения. При этом утвердившийся в стране политический режим настоятельно требовал изменения содержания школьного образования и воспитания, ибо педагогические вольности 20-х гг. были малопригодными для выполнения ответственной миссии создания «нового человека».

В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 - 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.

Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.

Наука в тисках идеологии.Серьезное внимание власти обратили на науку. Сталин заявил, что все науки, в том числе естественные и математические, носят политический характер. Несогласных с этим утверждением ученых травили в печати, арестовывали. В 1936 г. Академия наук вынесла постановление: «Мы решим стоящие перед нами задачи единственным научным методом - методом Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина». С этого года начинается ликвидация тех наук, которые никак не могли уложиться в прокрустово ложе сталинской идеологии: педологии, социологии, психоанализа и т. д.

Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т. Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной лженаукой». Разработки советских генетиков были свернуты, впоследствии многие из них (Н. И. Вавилов, Н. К. Кольцов, А. С. Серебровский и др.) были репрессированы.

Развитие общественных наук определялось партийными документами и указаниями Сталина. Самое пристальное внимание он уделял истории, ибо контроль над историей означал контроль над памятью народа. Сталин нуждался в цементирующей все слои общества идее. Такой идеей стал патриотизм, который назвали советским, но все чаще он звучал как русский. Для Сталина было важно, что чувство патриотизма имело глубокие корни в душе русского народа, в его характере. Кроме того, русская история давала немало примеров для воспитания в людях нужных Сталину качеств: верности государству, его правителю, воинской отваги. Сталин выбирал из русского прошлого то, что ему было нужно: героев, черты характера, врагов и друзей государства. Причем тот или иной герой вырывался из истории и возносился на пьедестал в нужный Сталину момент: Иван Грозный - чтобы показать историческую неизбежность суровой расплаты с врагами государства; Петр I - чтобы подчеркнуть величие замыслов вождя; Александр Невский - в период обострения советско-германских отношений и др.

Появляется новая отрасль исторической науки, ставшая одной из ведущих в СССР, - история партии. В 1938 г. был выпушен «Краткий курс истории ВКП(б)», который Сталин не только очень тщательно отредактировал, но и написал для пего один из параграфов. Выход в свет этой работы положил начало оформлению одной-единственной концепции развития истории нашей страны, которой должны были следовать все советские историки. И хотя часть фактов в учебнике была подтасована и искажена в угоду возвеличивания роли Сталина, каждое слово, каждое его положение должно было восприниматься как истина в последней инстанции.

Успехи советской науки.Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.В 30-е гг. был завершен процесс ликвидации разномыслия в художественной культуре. Искусство, полностью подчиненное партийной цензуре, обязано было следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму. Политическая суть этого метода заключалась в том, что мастера искусства обязаны были отображать советскую жизнь не такой, какой она была в действительности, а такой, какой она должна быть в обещанном социализме. Искусство насаждало мифы, и большинство советских людей с готовностью их воспринимали. Ведь народ жил в атмосфере веры в то, что совершившийся переворот должен принести прекрасное «завтра», хотя «сегодня» было трудным. В сознании людей происходило размывание границ между желанным будущим и мнимым настоящим.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Не отставал и художественный кинематограф. Он находился под личным контролем Сталина. Многие лучшие художественные фильмы того времени были посвящены историко-революционной тематике: «Чапаев» (реж. братья Васильевы), трилогия о Максиме (реж. Г. Козинцев и Л. Трауберг), «Мы из Кронштадта» (реж. Е. Дзиган), «Депутат Балтики» (реж. А. Зархи и И. Хейфиц) и др.

В 1931 г. на экраны вышел первый советский звуковой фильм «Путевка в жизнь» (реж. Н. Экк), повествующий о воспитании нового советского поколения. Этой же проблематике были посвящены фильмы С. Герасимова «Семеро смелых», «Комсомольск», «Учитель». В 1936 г. появилась первая цветная кинокартина «Груня Корнакова» (реж. Н. Экк).

В этот же период закладываются традиции советского детского и юношеского кинематографа. Появляются киноверсии известных произведений В. Катаева («Белеет парус одинокий»), А. Гайдара («Тимур и его команда»), А. Толстого («Золотой ключик»). Для детей выпускались замечательные мультипликационные киноленты.

Особой популярностью у людей всех возрастов пользовались музыкальные кинокомедии Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга», И. Пырьева «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух».

Любимым жанром советских кинематографисте стали исторические картины. Фильмы «Петр I» (реж. В. Петров), «Александр Невский» (реж. С. Эйзенштейн), «Минин и Пожарский» (реж. В. Пудовкин) и др. являлись, по сути, иллюстрацией сталинской концепции истории. Они лучше, нежели любой учебник, формировали нужные вождю стереотипы, способствуя созданию определенного психологического состояния общества.

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.

«Нам песня строить и жить помогает».Музыкальная жизнь страны в 30-е гг. связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского. В этот период были созданы коллективы, впоследствии прославившие советскую музыкальную культуру: Квартет им. Л. Бетховена, Большой государственный симфонический оркестр, оркестр Государственной филармонии и др. Однако судьба «серьезной» музыки была наиболее показательна с точки зрения претворения в жизнь одного из главных сталинских принципов в области культурной политики, гласившего, что искусство должно быть «понятно народу». Были решительно пресечены любые новаторские поиски в оперной, симфонической, камерной музыке. При оценке тех или иных музыкальных произведений сказывались личные эстетические вкусы партийных вождей. Об этом свидетельствует, например, критика в печати оперы «Леди Макбет Мценского уезда» и балета «Светлый ручей» Д. Шостаковича.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества - песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы - И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.

Изобразительное искусство. Архитектура.Верность социалистическому реализму должны были демонстрировать и мастера изобразительного искусства. Закончилось время поиска новых форм, сосуществования различных художественных стилей. Перед художниками была поставлена задача «предугадать будущее и выразить его в картине», и притом так, чтобы это было «общедоступно». Главным критерием оценки художника являлась не его творческая индивидуальность, а идейная направленность сюжета. Отсюда пренебрежительное отношение к жанру натюрморта, пейзажа, хотя в этой области творили такие талантливые художники, как П. Кончалов-ский, А. Лентулов, М. Сарьян.

Ведущими теперь стали иные художники. Среди них главное место занимает Б. Иогансон. Его картины «Рабфак идет (Вузовцы)», «Допрос коммунистов» и др. стали классикой соцреализма. Много работают А. Дейнека, создавший свое знаменитое поэтическое полотно «Буду-1цие летчики», М Нестеров (серия портретов советской интеллигенции) и др. Официально при iiiainii.ie художники создавали образ ликующей, праздничной жизни 30-х i г. Подобные настроения характерны для талантливой картины Ю. Пименова «Новая Москва».

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.

Рубежным событием в становлении советской монументальной скульптуры стало участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь» в Париже в 1937 i Здание советского павильона, построенного по проекту Б. Иофана, венчала поднятая на 33-метровом пилоне скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница», воплотившая идеал целой эпохи.

Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах" Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены.

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

Литература. Театр.Строгий партийный диктат и всеобъемлющая цензура не могли не оказать влияния на общий уровень массовой литературной продукции. Появляются произведения-однодневки, напоминающие скорее передовые статьи в газетах. Но тем не менее даже в эти неблагоприятные для свободного творчества годы русская советская литература была представлена талантливыми писателями, создавшими значительные произведения. В 1931 г. окончательно вернулся на родину М. Горький. Здесь он закончил свой роман «Жизнь Клима Самгина», написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие». А. Н. Толстой также на родине поставил последнюю точку в трилогии «Хождение по мукам», создал роман «Петр 1» и другие произведения. М. А. Шолохов, будущий лауреат Нобелевской премии, пишет роман «Тихий Дон» и первую часть «Поднятой целины». М. А. Булгаков подарил миру книгу «Мастер и Маргарита» (правда, тогда не опубликованную). А ведь были еще книги Л. Леонова, А. Платонова, П. Бажова, К. Паустовского и многих других писателей; стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, П. Васильева, А. Твардовского. Существовала прекрасная детская литература - книги К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто, С.-Михалкова, Б. Житкова, Л. Пантелеева, В. Бианки, Л. Кассиля и др.

С конца 20-х гг. на театральных подмостках утвердились пьесы драматургов Н. Погодина («Человек с ружьем»), А. Корнейчука («Гибель эскадры», «Платон Кречет»), В. Вишневского («Оптимистическая трагедия») и др. В репертуар всех театров были включены пьесы М. Горького «Враги», «Мещане», «Дачники», «Варвары» и др.

Согласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение - О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.

Приметы времени.Советский народ в 30-е гг. жил как бы в нескольких измерениях. Немногочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон - с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана - смотрел великий вождь, мудрый Сталин.

Материализовавшимися символами величия сталинского государства стали Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, похожие на дворцы залы станций Московского метро, гостиница «Москва», Крымский мост через Москву-реку и грандиозная скульптурная композиция В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Это парадное государственное великолепие уживалось с очень скромными жизненными благами большинства населения страны. Веселая, радостная жизнь проходила на фоне судебных процессов над «врагами народа». В каждую семью в любой момент могла постучаться беда. Тихий звук тормозов па ночной улице, настойчивый стук в дверь заставляли людей сжиматься в страхе. Жуткая атмосфера ночных арестов витала над страной.

Таким образом, развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения.

Основные даты и события: 1946 г. - постановление llК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 1948 г. - разгром генети­ки на сессии ВАСХНИЛ.

Исторические деятели: А. А. Жданов; Т. Д. Лысенко; М. М. Зо­щенко; А. А. Ахматова; С. М. Эйзенштейн; А. Т. Твардовский; А. А. Фадеев; В. И. Пудовкин; И. А. Пырьев; С. С. Прокофьев; А. И. Хачатурян.

Основные термины и понятия: космополитизм.

План ответа: 1) причины ужесточения идеологического контро­ля в первые послевоенные годы; 2) «дискуссию> в биологии, языкознании, экономической науке; 3) постановление ЦК ВКП (б) о журналах «Звезда» И «Ленинград»; 4) постановление ЦК ВКП (б) о «формализме» В музыке; 5) постановления по развитию кинематографии; 6) кампания по «борьбе с космо­политизмом»; 7) итоги идеологических кампаний.

Материал к ответу: «Демократический импульс» войны про­явился и в развитии художественной кулылуры. Наметившееся в годы войны сотрудничество с западными странами создава­ло возможности для расширения кулылурных контактов с ни­ми. А это неизбежно вело к проникновению в советскую дей-

ствительность элементов либерализма, чуждого господствующей коммунистической идеологии. «Железный занавес» оказался прорван. В условиях начавшейся «холодной войны» это не могло не беспокоить Сталина. В 1946 г. развернулась борьба против «западного влияния» И «низкопоклонства перед Запа­дом». Возглавил эту кампанию член Политбюро и секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов, отвечавший за идеологию. Эта ли­ния еще более усилилась в ходе начавшейся в 1948 г. кампа­нии борьбы с космополитизмом. СССР вновь оказался в иде­ологической и кулылурной изоляции от остального мира.

Главной темой литературных произведений первых после­военных лет стали ощущения и переживания личности в усло­виях войны и других социальных потрясений, ответственность каждого человека за судьбы страны и мира. Тема памяти о ми­нувшей войне, героизме и мужестве защитников Родины ста­ла центральной в «Повести О настоящем человеке» Б. Н. По­левого, поэме А. Т. Твардовского «Дом у дорогю), романе А. А. Фадеева «Молодая гвардия». Внутренний мир советского человека, богатство его души показывали романы «Кружилиха» В. Ф. Пановой, «Дни нашей жизни» В. К. Кетлинской, «Пер­вые радости» и «Необыкновенное лето» К. А. Федина. В попу­лярном жанре семейной хроники Г. М. Марков создал свой роман о Сибири «Строговы». О неразрывной связи человека и природы писал в романе «Русский лес» Л. М. Леонов. Яркие произведения были созданы писателями союзных и автоном­ных республик СССР. В трилогии «Хлеб и соль», «Кровь люд­ская - не водица», «Большая родня» украинский писатель М. Стельмах показал путь украинского крестьянства от рево­люции 1905 г. до начала Великой Отечественной войны. Бело­русский поэт Я. Колас написал поэму «Хата рыбака». Начина­лась яркая поэтическая биография вьщающихся национальных поэтов Северного Кавказа: Р. Гамзатова (Дагестан), К. Кулие­ва (Кабардино-Балкария), М. Карима (Башкирия), Д. Кугулылинова (Калмыкия) и др.

В то же время был усилен партийный контроль за содержа­нием литературного творчества. В 1946 г. бьшо принято поста­новление ЦК ВКП (б) «О журналах «Звезда» И

В "1946 г, было принято постановление ЦК ВКП- (б) «О ре­пертуаре драматических театров и мерах по его улучшению», в котором осуждались «идеализация жизни царей, ханов, вель­мож», «внедрение В репертуар пьес буржуазных западных драма­тургов, открыто проповедуюших буржуазные взгляды и моралм и потакание «обывательским вкусам и нравам», Наметившееся в годы войны обрашение к историческим традициям было подвергнуто критике. Следовало" расширить количество пьес, посвяшенньrх «пафосу борьбы за коммунизм». Одним из яр­ких спектаклей послевоенной поры стала «Свадьба с прида­ным» Н. М. Дьяконова (Московский театр Сатиры). Особое звучание имели спектакли о войне - «Молодая гвардия» (по ро­ману А. А. Фадеева), «3а тех, кто в море!» Б. Лавренева, «Кон­стантин 3аслонов» А. Мовзона и др. В эти годы начала высту­пать выдающаяся балерина М.М. Плисецкая.

Яркими событиями в кинематографе стали фильмы С. А. Герасимова «Молодая гвардию> (в которой дебютировали И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова и др.), «Подвиг разведчика» Б. В. Барнета (с яркой ролью П. П. Кадочникова), «Повесть о настоящем человеке» А. Б. Столпера. Пользовались популяр­ностью комедии «Весна» Г. В. Александрова и «Сказание о зем­ле Сибирской» И. А. Пырьева. Идиллическую картину послево­енной сельской жизни показал И. А. Пырьев в фильме «Кубанские казаки». Как и другие произведения кулылуры, многие фильмы и их авторы были обвинены в «безыдейнос­тю>: «Большая жизнь» (2-я серия) Л. Д. Лукова (был раскрити­кован за «фальшивое изображение партийных работников»), «Адмирал Нахимов» В. И. Пудовкина, «Иван Грозный» (2-я серия) С. М. Эйзенштейна и др.

В короткий срок была восстановлена и расширена довоенная сеть музыкальных театров, концертных учреждений. С 1950 г. возобновились декады национального искусства в Москве. Сформировалось новое поколение талантливых артистов: на­чали свой путь в искусстве дирижеры Г. Н. Рождественский, Е. Ф. Светланов; пианист С. Т. Рихтер; скрипач Л. Б. Коган; певцы - И. к. Архипова, Г. К. Отс, И. И. Петров и др. Были созданы крупные музыкальные произведения: оперы «Великая

Дружба» В. И. Мурадели, балеты «Каменный цветою> С. С. Про­кофьева, «Медный всаднию> Р. М. Глиэра, «Семь красавиц» К. А. Караева, «Калевипоэг» Э. А. Каппа и др. Но и здесь не обошлось без гонений на тех композиторов, чьи про изведения критиковались за «формалистическую», «антинародную» на­правленность, «пренебрежение народными музыкальными тра­дициямю>. В 1948 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О де-

кадентских тенденциях в советской музыке,), где огонь крити­ки был сосредоточен на В. И. Мурадели, С. С. Прокофьеве, Д. Д. Шостаковиче, А. И. Хачатуряне, Н. Я. Мясковском. Их произведения перестали исполняться, от их услуг отказались консерватории и театры. Это обедняло отечественную музыку, изолировало ее от лучших достижений мировой кулылуры.

Одной из важнейших задач было возрождение разрушен­ной войной образовательной системы. В 1946-1950 гг. было возведено 18538 школьных зданий. В 1950/51 учебном году в 222 тыс. общеобразовательных школ страны обучал ось около 35 млн. детей. Неуклонно росли расходы на науку и образова­ние (в 1946 г. они выросли более чем в 2,5 раза). Была начата ре­ализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Задачи восстановления требовали новых специа­листов высшей квалификации. Уже в.1946-1948 п. число высших учебных заведений страны превысило довоенный уро­вень, а по количеству студентов этот показатель был перекрыт в 1947 году. К концу четвертой пятилетки в вузах было подго­товлено 652 тыс. инженеров, учителей, врачей, агрономов и других специалистов, а средние специальные учебные заве­дения выпустили за это время 1 278 тыс. человек.

После войны развернулись оживленные творческие науч­ные дискуссии среди историков, философов, биологов, фи­зиков, кибернетиков, экономистов. Однако эти дискуссии были использованы партийным руководством для «усиления партийной направленности науки», а отдельными ее предста­вителями - и для сведения счетов с научными оппонентами. Наиболее типичной из таких «дискуссий,) стало обсуждение I1роблем биологической науки на сессии Всесоюзной Акаде­мии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) в aBrycтe 1948 г. Т. Д. Лысенко, сделав в 30-е гг. головокружи­тельную карьеру на критике «кулаков от науки», еще перед вой­ной добился ареста академика Н. И. Вавилова. Теперь он критиковал крупнейших ученых-генетиков - академиков А. Р. Жебрака, П. М. Жуковского, Л. А. Орбели, А. Д. Спе­ранского, И. Ф. Шмальгаузена и др. как «мухолюбов-челове­коненавистников». В резулылате несколько сот человек были изгнаны из Академии и лишены возможности заниматься на­учной деятельностью. В исторической науке прогрессивными деятелями стали Иван Грозный и его опричники, боровшие­ся с боярской оппозицией сталинскими методами. Лидеры национальных движений (в частности, Шамиль) были объяв­лены агентами зарубежных разведслужб. Полностью оправ­данным и: неизбежным представал якобинский террор. Круп-

нейшие же исторические деятели царской России выставлялись в гротескном виде. В ходе научных дискуссий отвергался любой западный опыт, как изначально враждеб­ный и неверный.

Все это свидетельствовало о том, что в послевоенные годы, несмотря на многие достижения в развитии отечественной на­уки и кулылуры, партийный контроль и диктат в отношении интеллигенции еще более усилились.

Электронный учебник по дисциплине «История»

Тема 3.2. Духовная жизнь в советском и российском обществах.

    Этапы развития духовной жизни советского и российского общества второй половины XX века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.

    Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

    Этапы развития духовной жизни советского и российского общества второй половины XX века, черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.

Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире. "Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде). Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Культура в новых условиях. В отечественной культуре также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник". Устойчивое развитие получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей. Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось. Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо"). Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк. В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.). Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года. Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей. "Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.Система образования. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы - бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий. Были открыты новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве случаев, к сожалению, этого не произошло. В вузах начали вводить многоуровневую подготовку по западному образцу. Но качество образования при этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов. Самой большой проблемой в развитии образовательной системы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

2. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием. Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества. По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку. Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики. Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Вопросы.

    Как изменилась российская культура в сравнении с советской?

    Назовите основные направления развития российской культуры.

    Какова роль религии в становлении новой российской культуры?

Духовная жизнь в советском и российском обществах.

План

1. Этапы развития духовной жизни советского российского общества во второй половине ХХ века.

2. Черты духовной жизни периода гласности и демократизации в СССР и России.

3. Роль религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций.

1. В отечественной культуре наступили новые времена.

Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник".

Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями:

В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"),

Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"),

Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"),

Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"),

А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).



Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

2. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.



"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

4. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Духовная жизнь советского общества в гг.


Начало «оттепели» Середина 50-х годов - новая точка отсчета нашей литературы. Знаменитый доклад Н.С. Хрущева на «закрытом» заседании XX съезда партии 25 февраля 1956 года положил начало освобождению сознания многомиллионного народа от гипноза культа личности Сталина. Эпоха получила название «хрущевской оттепели», породившей поколение «шестидесятников», его противоречивую идеологию и драматичную судьбу.


Изменения в духовной жизни: Время "оттепели" характеризовалось подъемом советской науки и культуры. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры.


Изменения в духовной жизни: Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В прозе однообразная парадность сталинского соц.реализма сменилась обилием новых тем и стремлением изображать жизнь во всей присущей ей полноте и сложности. Возобновление связей с зарубежными странами. Возобновление связей с зарубежными странами.


Литература Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа. Важную роль в литературной жизни 60-х гг. играли литературные (толстые) журналы. В 1955 г. вышел первый номер журнала «Юность». Среди журналов выделяется «Новый мир», который с приходом туда в качестве главного редактора А. Т. Твардовского обрел особую популярность среди читателей. Именно в «Новом мире» в 1962 г. с личного разрешения Н. С. Хрущева была опубликована повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой впервые литература коснулась темы сталинского ГУЛАГа.


Обновленческое направление в литературе. Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т Твардовский.Журнал возглавил новое направление в советской литературе- обновленчество. Главной платформой представителей оттепели стал литературный журнал «Новый мир», главным редактором которого являлся А.Т Твардовский.Журнал возглавил новое направление в советской литературе- обновленчество.Новый мирНовый мир


Эренбург Илья Гиршевич (Григорьевич) (, Киев, Москва). публицист и общественный деятель, дважды лауреат Сталинской премии (1942, 1948). В 1955 г. была опубликована вызвавшая полемику повесть Эренбурга «Оттепель». Повесть дала название целому периоду в жизни СССР. Наиболее значительное произведение писателя мемуары «Люди, годы, жизнь» (1965 г.). Но лишь в 1990 г. мемуары были изданы полностью (в издании 1965 г. выпущена глава о смерти А. Фадеева).


Ф.И. Панферов (1896–1960) Автор трилогии о Великой Отечественной войне и послевоенном строительстве «Борьба за мир», 1945–1947; «В стране поверженных», 1948; Государственные премии СССР, 1948, 1949; Большое искусство, 1954); трилогии «Волга- матушка река», обращенной к проблемам сельского хозяйства (Удар, 1953; Раздумье, 1958; Во имя молодого, 1960). Поверхностная описательность, лозунговая риторика, ходульность образов, сюжетный мелодраматизм и фабульная неправдоподобность, а также стилистические бесцветность, «клишированность» и неряшливость стали характерными признаками большинства последующих произведений Панферова, неизменно конъюнктурно- злободневных и отвечавших каждому зигзагу «генеральной линии».


Основные черты произведений о прошедшей войне. В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»). В произведениях, посвященных Великой Отечественной войне, героически возвышенные образы сменяются изображением тяжести военных будней. Писателей интересует обыкновенный человек в условиях фронта: на смену несгибаемому Мересьеву приходит герой, которому знаком и страх, и боль, и душевное смятение. Новую правду о войне раскрыли в своих произведениях Ю. В. Бондарев (роман «Батальоны просят огня» 1957 г.), К. М. Симонов (роман-трилогия «Живые и мертвые» 1959 – 1971 гг.), М.А.Шолохов(«Судьба человека»).


Основные черты произведений о прошедшей войне. Эммануил Генрихович Казакевич () Русский писатель. Произведения о Великой Отечественной войне и послевоенной жизни: романтическая повесть «Звезда» (1947), повесть «Двое в степи» (1948), роман «Весна на Одере» (1949), рассказы. Повесть «Синяя тетрадь» (1961) отразила стремление обрести в образе В. И. Ленина новый общественный идеал после крушения сталинизма(соотношение революции и нравственности) Гос. пр. СССР (1948, 1950).




Музыка. Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим. Альфред Гариевич Шнитке (1934–1998) родился 24 ноября 1934 года в городе Энгельсе, что на Волге. Его отец - Гарри Шнитке - был выходцем из литовско-еврейской семьи. В середине 60-х сложился индивидуальный стиль Шнитке в музыке. Для его стиля характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции «полистилистики». Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию «низкого» и «высокого», «банального» и «изысканного». Он написал музыку к нескольким десяткам фильмов, в том числе-"Ты и я", "Восхождение" (режиссер Л. Шепитько), "Комиссар" (режиссер А. Аскольдов), "Экипаж", "Сказка странствий" (режиссер А. Митта), "Осень" (режиссер А. Смирнов), "И все-таки я верю" (режиссер А. Ромм), "Агония", "Спорт, спорт, спорт" (режиссер Э. Климов) и другим.


Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом. Рано, в три с половиной года начала играть на фортепиано и сочинять музыку. Всю свою жизнь Александра Пахмутова работает в разных жанрах. Её перу принадлежат и произведения для симфонического оркестра. Исключительное значение имеет творчество Александры Пахмутовой в жанре песни. Поднимая высокие гуманистические темы, композитор воплощает их в лирическом плане. У Пахмутовой своя индивидуальная интонация, обладающая большой силой воздействия на слушателей. Среди почти четырёхсот песен, созданных композитором, широко известны такие, как: Песня о тревожной молодости; Геологи; Главное, ребята, сердцем не стареть!; Нежность; Трус не играет в хоккей; Команда молодости нашей, До свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80); И вновь продолжается бой, Мелодия; Надежда; Нам не жить друг без друга; и многие другие.Песня о тревожной молодостиГеологиГлавное, ребята, сердцем не стареть!НежностьТрус не играет в хоккей Команда молодости нашейДо свиданья, Москва! (прощальная песня Олимпиады-80);И вновь продолжается бойМелодияНадеждаНам не жить друг без друга


Живопись и скульптура. Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный). Процессы обновления затронули и изобразительное искусство. По-новому трактуется художниками реализм. Шестидесятые годы – время становления так называемого «сурового стиля» в советской живописи. Реальность предстает без обычной в 40–50-е гг. лакировки, нарочитой праздничности и парадности. Однако далеко не все новаторские течения нашли поддержку у руководства страны. В 1962 г. Н. С. Хрущев посетил выставку московских художников в Манеже. Авангардная живопись и скульптура вызвали у первого секретаря ЦК резко отрицательную реакцию. В результате художники были лишены права продолжать работу и выставляться. Многие вынуждены были покинуть страну (например, скульптор Э. И. Неизвестный).


Живопись и скульптура. Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. Произведения "сурового стиля" были, с одной стороны, своеобразной реакцией на помпезные или, напротив, елейно-умилительные работы прежних лет, с другой, их создание было связано со стремлением авторов сказать о жизненных реалиях откровенно, прямо, порою жестко. Это выражалось сообразно с особенностями авторского мироощущения. Но при всей индивидуальности решений произведениям "сурового стиля" были присущи и общие черты. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др. Скульпторы работают над созданием мемориальных комплексов, посвященных Великой Отечественной войне. В 60-е гг. были возведены памятник-ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане (1963–1967 гг., скульптор Е. В. Вучетич), мемориал на Пискаревском кладбище в Петербурге (1960 г., скульпторы В. Исаева, Р. Таурит) и др.


Живопись и скульптура. Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля декабря 1971) знаменитый русский, (советский) художник, скульптор – народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля декабря 1971) знаменитый русский, (советский) художник, скульптор – народный художник РСФСР и народный художник СССР, член Академии художеств СССР. Купальщица, 1917 Кора, 1912 Нищая Братия, 1917






В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.). В кино по-прежнему значительное место занимает военная тема. Она нашла выражение в творчестве многих режиссеров: М. К. Калатозов (по пьесе В. С. Розова «Летят журавли» 1957 г.), Г. Н. Чухрай «Баллада о солдате» 1959 г. Снимаются фильмы, посвященные проблемам молодежи (М. М. Хуциев «Застава Ильича» 1965 г.), а также легкие романтичные ленты вроде «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Н. Данелия 1964 г.).


Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28) , Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.). Калатозов Михаил Константинович [р. 15(28) , Тбилиси], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1969). Член КПСС с В 1923 начал работать в грузинском кино, с 1928 режиссёр. В фильмах, снятых К., выявилось стремление к пластике изображения, к острым ракурсам, эффектам освещения. Наиболее известен фильм К. «Летят журавли» (1957), принесший ему и оператору С. П. Урусевскому мировое признание и ряд международных премий («Золотая пальмовая ветвь» на 11-м Международном кинофестивале в Канне и др.).




« Баллада о солдате». Григорий Чухрай. Алеша Скворцов. За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. "Баллада о солдате" проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.


В пути и творчестве Григория Наумовича Чухрая (1921–2001) тенденции времени нашли, пожалуй, наиболее целостное и полное воплощение. Типичная биография для его поколения: она начинается в армии. Чухрай был призван в 1939-м прямо с экзаменов на режиссерский факультет ВГИКа. На финской войне сразу отморозил ноги, на второй день Великой Отечественной был ранен в первый раз, а потом получал ранения неоднократно, в госпитале встретил и День Победы. Был связистом, добровольно ушел в воздушный десант, много раз прыгал в тыл противника. Пройдя окружение и прорыв, участвовал в обороне Сталинграда. Творчество Г.Н.Чухрая.


«Застава Ильича» Марлена Хуциева ключевой фильм «шестидесятничества» Хуциев еще в пору оттепели вышел на передовую линию молодой режиссуры своими двумя фильмами "Весна на Заречной улице" (1956) и "Два Федора" (1959)


Сергей, Колька Фокин, Славка три товарища, три друга детства, ребята с нашего двора. Тот юноша-солдат, что вернулся в родной дом, образцовый "простой советский человек" (работает на ТЭЦ, учится в вечернем институте, ведет общественную работу, обладает отличным здоровьем и приятным лицом), словом, рядовой "герой-современник" Сергей начинает наблюдать, искать, задумываться о смысле жизни. Одна из тем фильма созревание гражданского чувства, невозможного без критицизма. Смело и вольно допущенная в кадр со всеми случайностями и прихотями действительность, конечно, отобрана, просвечена у Хуциева. "Заставу Ильича" можно считать эмблемой, художественным итогом "веселых шестидесятых". Речь идет, в частности, о теме нетленности революционного идеала, вновь ненадолго засиявшего людям той поры.


«Судьба человека». Сергей Бондарчук. Андрей Соколов. В конце 1950-х, в оттепель, фильм "Летят журавли", опережая свое время, не остался одиноким. Рядом с сиротой Вероникой, словно поддерживая с двух сторон, встали ее братья: ровесник Алеша Скворцов из "Баллады о солдате" и старший Андрей Соколов из "Судьбы человека". Сейчас три эти фильма смотрятся как триптих о великих страданиях русских людей. Они и поныне великая гордость отечественного кино. Они обозначили завершение первоначальной стадии процесса, который можно назвать реабилитацией личности, сменившей на экране "человека-массу" или показательного, эталонного "представителя народа". В конце 1950-х, в оттепель, фильм "Летят журавли", опережая свое время, не остался одиноким. Рядом с сиротой Вероникой, словно поддерживая с двух сторон, встали ее братья: ровесник Алеша Скворцов из "Баллады о солдате" и старший Андрей Соколов из "Судьбы человека". Сейчас три эти фильма смотрятся как триптих о великих страданиях русских людей. Они и поныне великая гордость отечественного кино. Они обозначили завершение первоначальной стадии процесса, который можно назвать реабилитацией личности, сменившей на экране "человека-массу" или показательного, эталонного "представителя народа".


Как известно, советский солдат, попавший в плен неважно при каких обстоятельствах, объявлялся предателем и механически, зачастую прямо из немецких концлагерей отправлялся в зоны ГУЛАГа. "Судьба человека" получила огромный международный резонанс, была награждена многими почетными призами (в том числе Большой Золотой приз Первого Московского международного кинофестиваля, 1959), способствовала росту престижа советского кино на мировом экране.


Творчество А.А.Тарковского После великих картин о войне и их силы, правды, гнева и любви, после эпохального триптиха "Журавлей", "Баллады о солдате" и "Судьбы человека", после антифашистского цикла европейского кино 1940–1950- х, где и "Рим открытый город" Роберто Росселлини и "Хиросима, моя любовь" Алена Рене, и "Канал" и "Пепел и алмаз" Анджея Вайды "Иваново детство" стало еще одним художественным открытием. Война здесь показана как гибельное искажение натуры, омертвение души, царство смерти.


Рассказ написан от лица молодого лейтенанта-героя... и содержит несколько случайных встреч с Иваном двенадцатилетним разведчиком, все близкие которого погибли. Рассказ написан по отношению к герою «извне»...Фильм Тарковского по отношению к рассказу снят с обратной точки: не Иван на войне увиден глазами лейтенанта, а лейтенант и война все увидено как бы глазами Ивана»... Режиссёр: Андрей Тарковский. В ролях: Николай Бурляев, Валентин Зубков, Евгений Жариков, Николай Гринько, С. Крылов, Дмитрий Милютенко, Валентина Малявина, И. Тарковская, Андрей Кончаловский, Иван Савкин, Владимир Маренков, Вера МитуричАндрей ТарковскийНиколай БурляевВалентин Зубков Евгений ЖариковНиколай ГринькоВалентина Малявина «Фильм режиссера А.А. Тарковского «Иваново детство» поставлен по рассказу В. Богомолова «Иван».


Система идеологического контроля Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева.. Из-за обсуждения в журнале «Новый мир» вопроса о губительности для интеллегенции атмосферы прежних лет и публикацию рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом. Однако до полной свободы творчества в годы «оттепели» было далеко. Рецидивы сталинских методов обращения с деятелями культуры случались периодически. В критике по прежнему время от времени слышались обвинения в «формализме», «чуждости» в адрес многих известных писателей: А. А. Вознесенского, Д. А. Гранина, В. Д. Дудинцева.. Из-за обсуждения в журнале «Новый мир» вопроса о губительности для интеллегенции атмосферы прежних лет и публикацию рассказа А.И.Солженицина «Один день Ивана Денисовича» А.Т.Твардовский был отстранен от руководства журналом.


Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. Жестокой травле подвергся Борис Леонидович Пастернак (1890–1960). В 1955 г. им был закончен главный труд его жизни – роман «Доктор Живаго», над которым писатель работал в течение 10 лет. Сюжетную канву романа составила жизнь главного героя – Юрия Живаго, показанная на фоне событий российской истории за более чем сорокапятилетний срок. «Я закончил роман, – писал Пастернак в письме к В. Т. Шаламову, – исполнил свой долг, завещанный от Бога». Журналы отказались принять рукопись. И все же роман был опубликован. В 1958 г. Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе. Советские власти немедленно потребовали, чтобы Л. Б. Пастернак отказался от нее. В прессе развернулась очередная «проработочная кампания». Пастернака обвиняли в антинародности, презрении к «простому человеку». В довершение всего он был исключен из Союза писателей СССР. В сложившейся обстановке Б. Л. Пастернаку не оставалось ничего кроме как отказаться от награды. Конфликт губительным образом сказался на здоровье писателя – 30 мая 1960 года его не стало.


«Доктор Живаго» Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция недоразумение и лучше было её не делать». Роман «Доктор Живаго» создавался в течение десяти лет, с 1945 по 1955 год. Являясь, по оценке самого писателя, вершиной его творчества как прозаика, роман являет собой широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Роман пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя Юрия Андреевича Живаго. Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческой жизни тайны жизни и смерти, вопросы истории, христианства, еврейства, был резко негативно встречен советской литературной средой, отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны. Так, например, Э. Г. Казакевич, к тому времени главный редактор журнала «Литературная Москва», прочитав роман, заявил: «Оказывается, судя по роману, Октябрьская революция недоразумение и лучше было её не делать» октябрьскому переворотуЭ. Г. Казакевич октябрьскому переворотуЭ. Г. Казакевич


Реакция общества. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов. В 50-е гг. возник «самиздат» – так назывались машинописные журналы (например, журнал «Синтаксис»), в которых свои произведения печатали молодые писатели и поэты, не имевшие надежды на публикацию в официальных изданиях. Основателем «Синтаксиса» был молодой поэт А. Гинзбург. В журнале печатались произведения Б. Ахмадулиной, Б. Окуджавы, Е. Гинзбург, В. Шаламова. За «антисоветскую агитацию» А. Гинзбург был приговорен к двум годам лагерей. Появление «самиздата» стало одним из проявлений зарождавшегося в кругах интеллигенции оппозиционного советскому государству движения диссидентов.


Вывод. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы. В период "оттепели" отмечается заметный подъем в литературе и искусстве, чему немало способствовала реабилитация части деятелей культуры, репрессированных при Сталине. Именно в сфере культуры особенно отчетливо проявились свойственные этому времени прямые рецидивы сталинизма. Партийные руководители по-прежнему вторгались своими указаниями в литературу, живопись, науку, пытаясь подчинить идеологическим штампам творческий процесс. Но несмотря на все противоречия «оттепель» готовила почву для демократизации общества в последующие годы.