Кто такой диджей и чем он занимается. Кто такой Диджей

Дидже́й (англ. DJ от disc jockey - диск-жокей) - человек, играющий для аудитории записанные на звуковые носители музыкальные произведения. В качестве звуковых носителей в основном используются грампластинки и компакт-диски.

Сведение композиций диджей осуществляет с помощью вертушек (turntables) или другого специального оборудования, если используются невиниловые носители, при этом он может менять скорость воспроизведения для «гладкого» сведения, использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты, превращая тем самым свой микс из композиций других музыкантов в самостоятельное музыкальное произведение.

В последнее время диджеи часто импровизируют, играя несколько композиций одновременно, создавая ремиксы (мешапы) на композиции в реальном времени. Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза. Продолжение

Кто такой диджей?

Фигура техно-хаус-диджея окружена мифами ничуть в не меньшей степени, чем фигура рок-гитариста.

Диджеи в современном понимании этого слова появились в первой половине 70-х. Дело даже не в том, какую именно музыку они тогда заводили (на Ямайке - регги, в шикарных нью-йоркских танцзалах - диско, в Бронксе - хип-хоп), весь фокус диджейства состоял и до сих пор состоит в том, что в руках диджея всем известные грампластинки начинают звучать по-новому и производить на публику совсем иной эффект. Если не углубляться в тонкие различия между технологиями диджейского рукоделия, то можно сказать, что основная идея состояла в том, чтобы представить музыку в качестве непрерывно идущего звукового потока. Этот поток собирается из танцевальной - то есть более-менее ритмичной - музыки, записанной на виниловых грампластинках, которые без слышимых стыков заводятся друг за другом.

Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза. Танцы под диджейскую музыку в идеале должны быть именно экстатическими. Продолжение

Ди-джеи отслеживают музыкальные хиты и микшируют их вместе


Ди-джеи отслеживают музыкальные хиты и микшируют их вместе. Подобно шеф-повару, который для своего пирога срывает всего лишь одну совершенную вишню с каждого дерева, ди-джей концентрирует работу и талант сотен музыкантов в одном сжатом представлении. Ди-джеи миксуют все подходящие вещи воедино, - вот почему мы их так сильно любим. И делают они это так, чтобы отвечать вкусам публики. Когда вы слышите результат работы хорошего ди-джея, вы имеете возможность встретить уникальное исполнение, совершенно подходящее к данному моменту. Настоящие ди-джеи...

Настоящие ди-джеи не щеголяют набором изящных мелодий; они тщательно учитывают время, место и людей перед собой и выбирают нечто, что является совершенным в данный момент.

Это является настоящим мастерством организации танцевальной вечеринки и оно дается нелегко. Познание, отыскание и понимание музыки является процессом, который требует нескольких лет. И если вы только начали эту работу, ей не будет конца. На самом деле настоящая работа ди-джея происходит за декорациями: исследование запасов темных виниловых пластинок, поглощение бесконечных списков и вынюхивание чудес, которые они содержат. Воспроизведение пластинок редко является тяжелой работой, но выполнение исследования и накопление музыкальной информации, для того, чтобы это хорошо делать, связано с очень напряженной работой. Продолжение

DJ - кто он?


В центре всех дискотечных вечеринок - и клубных, и уличных - всегда стоит он, царь и бог танцплощадки DJ. Он держит в руках энергию десятков, а иногда и сотен танцующих и они буквально носят на руках своего кумира. А старшеклассники, пишущие сочинения на эпохальную тему "Кем я хочу быть", все чаще в ответах чертят заветный вензель "D" да "J". Хотите? Нет проблем!

Для начала давайте разберемся со специальными профессиональными терминами.

Вертушка, стол, вертак - проигрыватель, приспособление для извлечения звука из одной-двух виниловых пластинок.
Диск, винил, пласт - виниловая пластинка.
Сэт - отрезок времени, отведенный диджею для исполнения его музыки.
Яблоко - круглая бумажная наклейка с информацией. Наклеивается в центре винила.
Конверт - картонная упаковка для хранения винила.
Игла - Важнейшая часть звукоснимающего механизма.
Тонарм - Блестящая трубка идущая от иглы к механизму вертушки. На ней игла и держится.
Слипмат - Специальная прокладка между вращающимся элементом.
Пич - рычаг управления скоростью вращения пластинки, главный элемент, отличающий DJ-вертушку от обычного проигрывателя.
Пульт, микшер - микшерный пульт, используемый для сведения, обработки различных музыкальных отрезков.
Уши - наушники.
Монитор - специальная колонка, через которую диджей слышит музыку.

Не мало важно!

Вы наверно не раз задавались вопросом: "А кто же такой DJ?". Я постараюсь обьяснить.
DJ это, прежде всего, артист. И, как любой артист, это объект внимания, поклонения, подражания, причем подражания во всем: в манере поведения, в стиле, увлечениях, предпочтениях. DJ - культовая личность. Современные танцевальные вечеринки собирают в России до 50 000 человек. Все эти люди приходят увидеть и послушать любимого DJ. Своим мастерством DJ погружает огромную толпу в созданный им мир. На несколько часов он овладевает их мыслями, эмоциями, движениями. Эти ощущения, как и образ DJ, надолго остаются со слушателями. DJ законодатель моды, стиля и вкуса. Многие DJ заключают контракты с фэшн-лейблами, выступают на показах мод, пишут для них музыку. Их поклонники внимательно следят за стилем одежды DJ, за тем, что он пьет, что слушает, где бывает. DJ - лидер. Он создает атмосферу клуба, задает тон вечеринке. DJ чувствует дух танцпола и заряжает слушателей своей энергией. DJ - музыкант. Продолжение

Ди джей намбер ван...


Tijs VerWest (он же DJ Tiesto) родился 17 января 1969 в голландском городе Бреда. В 12 лет он уже сочинял музыку. В 14 лет он играл длинные сеты в местном клубе The Spock. В городе не было других ди-джеев, поэтому на него не повлиял стиль работы кого-либо ещё. Изолированность от других ди-джеев, была по мнению Tiesto, ему полезна.Он мог сам развивать свою музыку и себя.

В начале карьеры VerWest пропагандировал acid house и немного pop-музыки. Был без ума от работ Мадонны. Перед выпуском её альбомов были уже готовы танцевальные миксы. Как раз в то время вышел знаменитый хит Мадонны - "Vogue" и он был одной из песен, играемых в The Spock. Tiesto "принёс" транс культуру в Голландию в 1993, однако успех пришел к Tiesto сначала за границей и лишь потом на родине.

Вскоре Tiesto перебрался в более известные клубы, где сфокусировался на клубной и популярной музыке из Голландских чартов. В результате, он остановил свой выбор на хаус музыке, простом гибриде бита, наложенного на глубокие басы, и начал создавать свой собственный музыкальный стиль.

Все мы в последнее время часто слышим слово «диджей», уже такое привычное для нашего слуха. Давайте же выясним кто такой диджей (DJ) и чем он занимается?

Слово диджей произошло от английского словосочетания disc jockey (диск-жокей), сокращённо DJ. Оно обозначает человека, который воспроизводит на публике музыку с любых музыкальных носителей, иногда изменяя композиции с помощью технических средств.

Мартин Блок, первый ди-джей

Впервые это словосочетание (ди-джей) в таком контексте прозвучало в 1935 году. Его произнёс американский коментатор Уолтер Уинчелл. Уолтер назвал так радиоведущего Мартина Блока, самого первого диджея, ставшего впоследствии звездой мирового масштаба. С течением времени словосочетание disc jockey (диск-жокей) сократили до так хорошо известного нам «DJ», от которого произошло слово «диджеинг », означающее работу диджея.

Диджеев было много, но стоит упомянуть некоторых из них. Одним из выдающихся DJ является Томас Лодж, приступивший в 1964 г. к работе в качестве диджея и директора программ на первой пиратской радиостанции в Англии, которая также известна под названием Radio Caroline. Он выпустил книгу, называющуюся «Корабль, который покачнул мир» (The Ship that Rocked the World ), в которой он пишет о том времени, когда работал на этой радиостанции. В качестве диджея радиостанции он также брал интервью у многих начинающих звёзд, в том числе у группы the Beatles. Один из участников ансамбля (Пол Маккартни) как то произнёс фразу, в которой сказал что Томас достоин звания (титула) рыцаря за вклад в музыкальную культуру и запуск многих английских звёзд того времени.

Теодор Ливингстон, изобретатель скретча

Стоит упомянуть и Теодора Ливингстона (Grand Wizard Theodor), родившегося 5 марта 1963, американского хип-хоп DJ, известного как изобретателя так называемого «скретча» (scratch), который переводится с английского как «царапина» (особенного звука, возникающего при коротком вращении виниловой пластинки с помощью рук взад-вперёд или наоборот). По легенде скретч появился в 1976 году. Теодор играл дома новый сет. Внезапно ему начали стучать в стену соседи, требуя сделать музыку потише. Теодор совершенно случайно задел поигрыватель с пластинкой и вдруг услышал необычный звук, поразивший его! Благодаря его стараниям вскоре после этого события скретч обрёл популярность. Появились профессионалы техники скретчинга, которые подбирают скретчи под проигрываемую музыку в нужной тональности.

В СССР диджеинг появился намного позже, чем в Великобритании, США и остальном мире. Это произошло в конце 70-ых годов двадцатого века и было связано с появлением первых советских дискотек. Тогда советские диджеи перед вечеринками обязаны были предоставить список своих треков в комитет ВЛКСМ по месту проведения дискотеки, и только после получения официального разрешения они могли ставить эти композиции.

В 1979 году впервые на постсоветском пространстве профсоюз (!) города Харькова организовал курсы DJ, где преподавал известный музыковед Сергей Коротков.

Сначала в Прибалтику пришла новая танцевальная культура, и уже оттуда она начала делать первые шаги на постсоветском пространстве. Непосредственными участниками тех событий, по сути пионерами диджеинга в нашей стране являются такие люди как: первый виниловый советский диджей Янис Крауклис и его коллега Угис Полис, немецкий диджей Вестбам (который завез в Союз первые «техниксы»), один из организаторов первого российского рейва «Gagarin Party» Алексей Хаас, журналист Артемий Троицкий, диджеи Спайдер, Фонарь, Грув, Зорькин и многие другие.

Так называемое сведение композиций диджей осуществляет с помощью двух и более аудиоустройств (в классическом варианте обычно используются проигрыватели грампластинок) и специального микшерного пульта (диджей-микшера) . На этих пооигрывателях должны быть плавная регулировка скорости, что необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами. В настоящее время на диджейских пультах имеются семплеры (для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых кусочков - лупов) и различные эффекты.

Композиция, составленная из двух и более треков называется миксом . Программа же выступления, составленная из большого количества разных треков называется сетом . Бывают сеты, в которых вместе или поочерёдно участвуют несколько (двое или более) диджеев. Существуют специфические 6-минутные выступления DJ’ев, которые называются баттлами .

Исходником для создания миксов и сетов могут являться как чужие аудиозаписи, так и собственные композиции диджеев-музыкантов. В итоге получаемое после сведения диджеем музыкальное произведение называют компиляцией . Бывает что диджеи специально записывают для своих выступлений пластинки, например состоящие из однотипных непрерывных семплов, а некоторые музыканты делают специальные версии своих треков для диджеев.

В классике в качестве звуковых носителей используются грампластинки, реже магнитные ленты. Сейчас часто используются проигрыватели аудио- и MP3-компакт-дисков. Диджеев, использующих CD называются сиджеями (CJ), например CJ Stone. Виниловых же диджеев называют «вертушечниками». Сегодня популярность набирают так называемые элтиджеи, или лэптопджеи. Это новейший вид диджеинга, когда использыется ноутбук (лэптоп, laptop) с набором музыкальных файлов и специальный DJ-контроллер, копирующий традиционную DJ-аппаратуру.

Рабочее место современного ди-джея

Вообще в мире насчитываются сотни тысяч представителей этой прфессии. И как и в любом направлении искусства, среди них тоже есть «суперзвезды». Постоянно проходят различные соревнования, чемпионаты, составляются списки (топы) лучших диджеев мира, стран, городов. Например - ежегодный топ-100 диджеев России.

Известный музыкальный критик Андрей Горохов в своей книге 2003 года «Музпросвет» написал отличную фразу, наиболее полно описывающую работу диджея:

«Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.»

Кстати, искусство диджеинга в данный момент является одной из номинаций Дельфийских игр.

Вы можете заказать услуги наших диджев (DJ) для вашего мероприятия

(англ.) русск. , первому диджею, который стал впоследствии звездой. Позже это словосочетание сократили до привычной нам теперь аббревиатуры DJ, от которой появилось производное «диджеинг » (англ. DJing ), то есть работа диджея. Одним из выдающихся диджеев стал Томас Лодж , который в 1964 г. приступил к работе в качестве диджея и директора программ на первой оффшорной пиратской радиостанции в Великобритании , известной под названием Radio Caroline . Его книга «Корабль, который покачнул мир» (The Ship that Rocked the World ) описывает время, проведенное там. Будучи диджеем, он взял эксклюзивное интервью у начинающей группы the Beatles . Пол Маккартни как-то высказался, что диджей Лодж должен был получить титул рыцаря за свой вклад по запуску ансамблей Британского вторжения в эфир.

Особенности профессии

Бесперерывная тематическая музыкальная композиция называется миксом .

Программа выступления называется сетом . Бывают сеты, в которых вместе или поочерёдно участвуют несколько (двое или более) диджеев. Конкурсные состязания диджеев (6-минутные выступления) называются батлами .

Основным исходным материалом для создания миксов являются грамзаписи других музыкантов: в результате получаемое после творческой переработки диджеем музыкальное произведение приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией . В этом смысле близкой аналогией диджеинга в изобразительном искусстве можно считать коллаж и аппликацию . Помимо готовых грамзаписей, в арсенале диджея могут быть грампластинки, записанные им специально (например, состоящие из однотипных семплов). Музыканты часто выпускают специальные версии своих записей для диджеев.

В качестве звуковых носителей используются грампластинки , реже магнитные ленты . В настоящее время широко используются проигрыватели аудио- и MP3 -компакт-дисков . Диджеи, использующие лэптоп (компьютер), называются также сиджеями (CJ). Реальный пример: CJ Stone. В противовес им диджеев, использующих «традиционные» средства (проигрыватели виниловых грампластинок), называют «вертушечниками». Сегодня популярность набирает лэптопджеи, или элтиджеи (LTJ). Это - особый вид диджеинга, при котором используется ноутбук (лэптоп, laptop) с набором музыкальных файлов и, как правило, подключенный к нему специальный DJ-контроллер, повторяющий органы управления традиционной DJ-аппаратуры. Реальный пример: LTJ Bukem , DJ MainWolf.

Вообще в мире насчитываются сотни тысяч представителей профессии диджея [ ] . Как и в любом направлении искусства, среди них также есть «звезды первой величины». Ежегодно происходят соревнования, чемпионаты, составляются списки (топы) лучших диджеев мира, стран, городов. Например - ежегодный топ-100 диджеев России [ ] .

В 1979 году впервые на советском пространстве профсоюзы Харькова организовали курсы диск-жокеев, которые читал музыковед Сергей Коротков

Известный музыкальный критик Андрей Горохов в своей книге 2003 года «Музпросвет » пишет:

Диджейское искусство является одной из номинаций Дельфийских игр .

См. также

  • Виджей или (англ. Video Jockey )
  • Master of Ceremonies или MC («эмси»)

Напишите отзыв о статье "Диджей"

Примечания

Литература

  • Б. Брюстер, Ф. Броутон . «История диджеев »; Ультра Культура, 2007, ISBN 978-5-9681-0125-9
  • Л. Гарнье , Д. Брен-Ламбер . « Электрошок »; ООО «Издательский дом Флюид», 2005, ISBN 5-98358-093-0 (в 2014 году на русском вышло дополненное издание под названием «Электрошок. Полная версия 1987-2013»)
  • А. Горохов ., «Музпросвет »; ООО «Издательский дом Флюид», 2010, ISBN 978-5-98358-276-7
  • А. Хаас . «Корпорация счастья: история российского рейва »; «Амфора», 2011, ISBN 978-5-367-01754-0
  • Д. Туп . «Океан звука »; «АСТ», 2007, ISBN 978-5-17-047376-2
  • Филлипс Д. «Супердиджеи: триумф, крайность и пустота »; «Белое Яблоко», 2012, ISBN 978-5-9903760-1-4
  • Рапп, Т. «Забыться в звуке: Берлин, техно и easyJet » «Белое Яблоко», 2013 ISBN 978-3-518-46044-3

Диджеи в кино

  • Berlin Calling - немецкий игровой фильм о диджее и композиторе Ickarus (Paul Kalkbrenner) злоупотребляющем наркотиками (Википедия на английском)
  • Всё из-за Пита Тонга - британско-канадский игровой фильм, рассказывающий о диджее, который полностью оглох, но сумел вернуться к своей профессии
  • Квадрат - франко-русский документальный фильм о профессии техно диджея
  • Speaking in Code - американский документальный фильм о техно музыкантах Modeselektor, Wighnomy Brothers, Philip Sherburne, Monolake и David Day (Википедия на английском)
  • Swedish House Mafia: Leave The World Behind - Фильм «Вырвись за пределы мира» следует за сенсацией мировой музыкальной сцены Swedish House Mafia во время их «Прощального тура», крупнейшего в истории электронной музыки мирового турне - 1 000 000 билетов был распродан в течение одной лишь недели. Режиссёр Кристиан Ларсон повествует о решении группы поставить крест на самом большом достижении в их жизни ради спасения их дружбы.
  • 128 ударов сердца в минуту 2015 - Действие ленты «128 ударов сердца в минуту» происходит в Голливуде. Диджей Коул молод и талантлив. Влюбленный в свою работу, парень хочет создать новый яркий трек, с помощью которого он получит славу и известность, а музыка покорит сердца миллионов. Ему предлагает свою помощь более опытный Джеймс, переживающий не лучшие времена в своей жизни. Всё бы ничего, но Коул влюбился в девушку коллеги. Теперь 23-летнему юноше придется сделать очень непростой выбор между дружбой, любовью и успешной карьерой…

Сайты

  • - Первый в России музыкальный портал, посвящённый диджеингу, EDM и клубной культуре

Отрывок, характеризующий Диджей

– Я… надеюсь… руководства… помощи… в обновлении, – сказал Пьер с дрожанием голоса и с затруднением в речи, происходящим и от волнения, и от непривычки говорить по русски об отвлеченных предметах.
– Какое понятие вы имеете о франк масонстве?
– Я подразумеваю, что франк масонство есть fraterienité [братство]; и равенство людей с добродетельными целями, – сказал Пьер, стыдясь по мере того, как он говорил, несоответственности своих слов с торжественностью минуты. Я подразумеваю…
– Хорошо, – сказал ритор поспешно, видимо вполне удовлетворенный этим ответом. – Искали ли вы средств к достижению своей цели в религии?
– Нет, я считал ее несправедливою, и не следовал ей, – сказал Пьер так тихо, что ритор не расслышал его и спросил, что он говорит. – Я был атеистом, – отвечал Пьер.
– Вы ищете истины для того, чтобы следовать в жизни ее законам; следовательно, вы ищете премудрости и добродетели, не так ли? – сказал ритор после минутного молчания.
– Да, да, – подтвердил Пьер.
Ритор прокашлялся, сложил на груди руки в перчатках и начал говорить:
– Теперь я должен открыть вам главную цель нашего ордена, – сказал он, – и ежели цель эта совпадает с вашею, то вы с пользою вступите в наше братство. Первая главнейшая цель и купно основание нашего ордена, на котором он утвержден, и которого никакая сила человеческая не может низвергнуть, есть сохранение и предание потомству некоего важного таинства… от самых древнейших веков и даже от первого человека до нас дошедшего, от которого таинства, может быть, зависит судьба рода человеческого. Но так как сие таинство такого свойства, что никто не может его знать и им пользоваться, если долговременным и прилежным очищением самого себя не приуготовлен, то не всяк может надеяться скоро обрести его. Поэтому мы имеем вторую цель, которая состоит в том, чтобы приуготовлять наших членов, сколько возможно, исправлять их сердце, очищать и просвещать их разум теми средствами, которые нам преданием открыты от мужей, потрудившихся в искании сего таинства, и тем учинять их способными к восприятию оного. Очищая и исправляя наших членов, мы стараемся в третьих исправлять и весь человеческий род, предлагая ему в членах наших пример благочестия и добродетели, и тем стараемся всеми силами противоборствовать злу, царствующему в мире. Подумайте об этом, и я опять приду к вам, – сказал он и вышел из комнаты.
– Противоборствовать злу, царствующему в мире… – повторил Пьер, и ему представилась его будущая деятельность на этом поприще. Ему представлялись такие же люди, каким он был сам две недели тому назад, и он мысленно обращал к ним поучительно наставническую речь. Он представлял себе порочных и несчастных людей, которым он помогал словом и делом; представлял себе угнетателей, от которых он спасал их жертвы. Из трех поименованных ритором целей, эта последняя – исправление рода человеческого, особенно близка была Пьеру. Некое важное таинство, о котором упомянул ритор, хотя и подстрекало его любопытство, не представлялось ему существенным; а вторая цель, очищение и исправление себя, мало занимала его, потому что он в эту минуту с наслаждением чувствовал себя уже вполне исправленным от прежних пороков и готовым только на одно доброе.
Через полчаса вернулся ритор передать ищущему те семь добродетелей, соответствующие семи ступеням храма Соломона, которые должен был воспитывать в себе каждый масон. Добродетели эти были: 1) скромность, соблюдение тайны ордена, 2) повиновение высшим чинам ордена, 3) добронравие, 4) любовь к человечеству, 5) мужество, 6) щедрость и 7) любовь к смерти.
– В седьмых старайтесь, – сказал ритор, – частым помышлением о смерти довести себя до того, чтобы она не казалась вам более страшным врагом, но другом… который освобождает от бедственной сей жизни в трудах добродетели томившуюся душу, для введения ее в место награды и успокоения.
«Да, это должно быть так», – думал Пьер, когда после этих слов ритор снова ушел от него, оставляя его уединенному размышлению. «Это должно быть так, но я еще так слаб, что люблю свою жизнь, которой смысл только теперь по немногу открывается мне». Но остальные пять добродетелей, которые перебирая по пальцам вспомнил Пьер, он чувствовал в душе своей: и мужество, и щедрость, и добронравие, и любовь к человечеству, и в особенности повиновение, которое даже не представлялось ему добродетелью, а счастьем. (Ему так радостно было теперь избавиться от своего произвола и подчинить свою волю тому и тем, которые знали несомненную истину.) Седьмую добродетель Пьер забыл и никак не мог вспомнить ее.
В третий раз ритор вернулся скорее и спросил Пьера, всё ли он тверд в своем намерении, и решается ли подвергнуть себя всему, что от него потребуется.
– Я готов на всё, – сказал Пьер.
– Еще должен вам сообщить, – сказал ритор, – что орден наш учение свое преподает не словами токмо, но иными средствами, которые на истинного искателя мудрости и добродетели действуют, может быть, сильнее, нежели словесные токмо объяснения. Сия храмина убранством своим, которое вы видите, уже должна была изъяснить вашему сердцу, ежели оно искренно, более нежели слова; вы увидите, может быть, и при дальнейшем вашем принятии подобный образ изъяснения. Орден наш подражает древним обществам, которые открывали свое учение иероглифами. Иероглиф, – сказал ритор, – есть наименование какой нибудь неподверженной чувствам вещи, которая содержит в себе качества, подобные изобразуемой.
Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]

Во времена Советского союза дети мечтали стать космонавтами и милиционерами, теперь они хотят быть диджеями. Рассмотрим эту профессию и поговорим о том, кто такой dj и чем он занимается.

Само слово диджей – это производное от словосочетания диск-жокей (английское «disc jockey», т.е. играющий диски), которое сегодня сократилось совсем до двух букв DJ. От слова «диджей» произошло название собственно того, чем он занимается – «диджеинг» (английское DJing, т.е.работа диджея).

Результат работы диджея – это «микс», т.е. композиция из музыки, которая звучит не прерываясь, плавно переходя из одной темы в другую. Основой для микса служит музыкальная запись, которая обрабатывается диджеем и получает новое самостоятельное звучание.

Полное выступление диджея, т.е. то, что делает dj, его программа – это «сет». Сет может включать выступление нескольких dj. Отдельно проводятся состязания диджеев, где они соревнуются в своем мастерстве, это называется «батл».

Виды DJ

Принято условное разделение диджеев на 3 вида:

  • радио-DJ
  • мобильный DJ
  • клубный DJ

Работа радио-DJ строится в основном из общения с радиослушателями, которое чередуется с новостями и музыкой. Музыкальные композиции подаются, как правило, в неизменном виде, за исключением авторских радио-шоу, где ведущий строит свою программу полностью вокруг музыки и исполнителей.

Мобильный DJ проводит свое выступление на каком-то мероприятии: корпоративная вечеринка, свадьба, школьная дискотека. В собственном распоряжении имеет все необходимое для работы: аппаратуру, коллекцию музыкальных дисков. Выступление его сводится, как правило, к организации отдыха в целом, а не только к проигрыванию музыкальных композиций.

Клубный DJ работает стационарно в каком-либо клубе и имеет, по большей части, свой индивидуальный стиль. Композиции, которые им используются, отличаются от оригинальных своей обработкой и могут звучать дольше в 2 раза.

Но такое разделение условно, т.к. многие DJ совмещают свою деятельность, и только единицы являются чистыми представителями вида.

Годом рождения диджея считается 1906 год.[источник не указан 155 дней] В рождественский вечер Реджинальд Фессенден впервые транслировал некодированные радиосигналы, это была музыка и слова.

Первый раз слово диск-жокей (англ. disc jockey) прозвучало в 1934 г. от американского комментатора Уолтера Винчелла (англ. Walter Winchell). Он применил этот термин по отношению к радиоведущему Мартину Блоку (англ. Martin Block), первому диджею, который становится впоследствии звездой. Позже это словосочетание сократят до привычной нам аббревиатуры DJ, от которой появится новое производное словосочетание диджеинг, то есть работа диджея.

В 40-х годах радио оказывает влияние на клубы, виниловые диски постепенно вытесняют из клубов и танц-площадок живых музыкантов. К тому времени в барах США уже давно используются музыкальные автоматы проигрывающие пластинки, но техника не способна понять желание танцующей публики слышать только нужные им песни, поэтому для того чтобы вести вечер в ночном клубе требовался человек, который будет проигрывать диски. Так закрепилась вакансия диск-жокея в ночных клубах.
[править]
Особенности профессии

Сведение композиций диджей осуществляет с помощью микшерного пульта - специальной установки, состоящей из двух воспроизводящих устройств (обычно проигрывателей грампластинок) и регулятора выходящего сигнала. При воспроизведении музыки на обоих проигрывателях должна быть плавно регулируемая скорость вращения (необходимо для «гладкого» сведения записей с разными темпами и ритмами). Также на современных диджейских пультах имеются семплеры (для записи и цикличного воспроизведения коротких звуковых фрагментов - сэмплов) и драм-машина (для создания пульсирующих ритмичных фраз - лупов). При создании композиции диджеи могут использовать скрэтчи и другие звуковые эффекты.

Бесперерывная тематическая композиция называется миксом; микс, в основе которого аранжировка одного музыкального произведения, называется ремиксом (также бывают студийные, когда в студии звукозаписи делаются новые варианты сведе́ния уже́ выпущенных записей). Разновидность ремикса, когда используется вокальная партия одной песни и инструментальные партии другой/других, называется мэшапом.

«Живой концерт» диджея, программа выступления, состоящая из ряда миксов/ремиксов, называется сетом (также верно слово сэт). Бывают сеты, в которых вместе или поочерёдно участвуют несколько (двое или более) диджеев. Конкурсные состязания диджеев (6 мин. выступление) называются батлами.

Основным исходным материалом для создания миксов являются грамзаписи других музыкантов: в результате получаемое после творческой переработки диджеем музыкальное произведение приобретает самостоятельный вид, называемый компиляцией. В этом смысле близкой аналогией диджеинга в изобразительном искусстве можно считать коллаж и аппликацию. Помимо готовых грамзаписей, в арсенале диджея могут быть грампластинки, записанные им специально (например, состоящие из однотипных сэмплов).

В качестве звуковых носителей используются грампластинки, реже магнитные ленты. В настоящее время в диджейских пультах широко используются проигрыватели аудио и MP3 компакт-дисков. Диджеи, использующие компьютер (ноутбук) с различными виртуальными звуковыми системами (midi-устройства, редакторы, студии), называются также си-джеями (CJ). В противовес им диджеи, использующие «традиционные» средства (проигрыватели виниловых грампластинок), называют «вертушечниками».

Звукооператоров музыкальных радиостанций также называют диджеями.

Вообще в мире насчитываются сотни тысяч представителей профессии диджея. Как и в любом направлении искусства, среди них также есть «звезды первой величины». Ежегодно происходят соревнования, чемпионаты, составляются списки (топы) лучших диджеев мира, стран, городов. Например - ежегодный топ-100 диджеев России[уточнить].

Известный музыкальный критик Андрей Горохов в своей книге 2003 года «Музпросвет» пишет: Высшая, последняя и единственная цель диджея - побуждать народ к танцам. Хороший диджей - это вовсе не тот, у которого хорошие грампластинки, и не тот, кто их умеет состыковывать в длинную кишку, а тот, кто способен управлять настроением танцующих, заводить публику, доводить её до состояния экстаза.