Чем занимаются музыкальные критики? Музыкальная критика.

Профессия критика (любого: хоть , хоть , хоть музыкального) кажется довольно непыльной. Ходи себе по ресторанам (спектаклям, концертам) и выноси свой вердикт. Вот только на практике все не так просто. Давайте выясним, чем занимается музыкальный критик и какими качествами ему нужно обладать.

Вообще, критика как искусство анализа и оценки появилась практически одновременно с искусством как таковым. Задача критика - не просто дать оценку из серии «нравится - не нравится». Он должен проанализировать объект критики, определить его слабые и сильные стороны и в итоге сформулировать объективное суждение и дать оценку. Любой, в том числе и музыкальный, критик - это ценитель и знаток определенного вида искусства, нередко имеющий профессиональную подготовку .

Раньше музыкальный критик нередко одновременно являлся и композитором (к примеру, музыкальной критикой занимался Римский-Корсаков): если сам занимаешься музыкой, музыкальное произведение оценить намного легче. Сейчас музыкальная критика тесно переплетена с музыкальной журналистикой, поэтому музыкальный критик должен не только разбираться в музыке, но и уметь писать , чтобы донести свою точку зрения до аудитории.

Чтобы стать музыкальным критиком, недостаточно просто любить музыку (хотя любовь к музыке, несомненно, очень важна). Очень желательно получить профессиональное образование. Но вот только где учат на музыкальных критиков ? Должен ли музыкальный критик непременно получать музыкальное образование?

Чтобы работать музыкальным критиком, вовсе не обязательно самому быть дипломированным исполнителем. Гораздо более полезным окажется образование в области музыковедения : по большому счету, музыкальный критик - не столько практик, сколько теоретик (хотя не возбраняется совмещать эти аспекты).

Специальность «Музыковедение» имеется во многих творческих вузах (консерваториях, академиях и т. п.). Учтите, что для поступления в эти вузы вам сначала потребуется получить среднее профессиональное музыкальное образование . Будущие музыковеды изучают теорию и историю музыки, музыкальную литературу, учатся анализировать музыкальные произведения.

Иногда музыкальные критики получаются и из дипломированных журналистов, но, честно говоря, легче научить музыковеда писать, чем журналиста - разбираться в музыке. Быть музыкальным критиком - это не значит просто писать о музыке . Музыкальный журналист может написать отчет о концерте или аннотацию к новому альбому, но такой материал не обязательно будет критикой.

Так что стоит разграничивать музыкальную критику и музыкальную журналистику: они могут пересекаться, но случается это далеко не всегда. Музыкальный критик нередко является журналистом, но не каждого музыкального журналиста можно считать музыкальным критиком . Конечно, есть примеры успешных музыкальных критиков, окончивших журфак, но это скорее исключение, чем правило.

Музыкальный критик может специализироваться как на классической, так и на популярной музыке. Критики классической музыки редко известны широкой публике: они пишут для специализированных изданий и обычно являются людьми, «широко известными в узких кругах».

А вот критики популярной музыки нередко являются людьми публичными. Они пишут не только для специализированных, но и для массовых изданий, могут выступать на радио и телевидении. По сути, они совмещают музыкальную критику и музыкальную журналистику.

Но образование для музыкального критика - еще не все. Есть определенные качества (тонкий вкус, образное мышление, аналитические способности, внимательность, тактичность), которым в вузе не научишься. Их нужно самостоятельно развивать в себе, постоянно работая над собой . Музыкальный критик должен быть готов все время учиться, чтобы успевать за новыми тенденциями в музыке.

Если вы думаете, что музыкальный критик - профессия непыльная и прибыльная, вы ошибаетесь. Далеко не каждый способен стать второй Натальей Зимяниной или вторым Артемием Троицким. Чтобы достичь необходимого уровня профессионализма, нужно работать, работать и еще раз работать .

Участник группы «Оргия праведников»

«Объективная критика есть критика профессиональная. То есть критик должен разбираться в музыке на уровне музыковеда: профильное образование не обязательно, но желательно. Только в этом случае человек может высказывать претензии и похвалы аргументированно, в противном же случае вместо критики мы будем иметь довольное или недовольное бурчание потребителя. Говоря проще, критик - это профессия. У нас, к сожалению, со времен подпольного рок-самиздата бытует музыкальная журналистика, рассуждающая о чем угодно, кроме музыки. А если и пытается говорить о предмете, то исключительно эмоционально. Примером хорошей музыкальной журналистики является журнал «In Rock», который я и могу рекомендовать читателям».

Участник группы Tesla Boy

«Словосочетание «объективная музыкальная критика» звучит почти так же, как «мирный ракетно-бомбовый удар» или «лечебный полоний (отхаркивающее)». В родительской библиотеке есть занятное юбилейное издание журнала «Нива» 1901 года. В нем музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов, среди прочего, весьма прохладно и даже с нескрываемым скепсисом пишет о музыке Петра Ильича Чайковского, которая, по мнению маститого автора, скорее всего, не останется в памяти людей, как весьма поверхностная и легкая. В то время как музыка Римского-Корсакова, по словам Стасова, пройдет через года и ее будут помнить многие поколения. Нет, конечно, и Римского-Корсакова знают во всем мире. Но что первым напоет практически любой мало-мальски образованный иностранец? Конечно же, Первый концерт Чайковского! Это не значит, что Владимир Васильевич был плохим критиком и ошибался. И это не значит, что Чайковский круче Римского-Корсакова. Это лишний раз доказывает, насколько относительны любые оценки в отношении музыки. Линейки у всех разные. И вкусы тоже. У моего педагога Михаила Моисеевича Окуня был один очень простой критерий: он говорил, что вся музыка делится на талантливую и неталантливую. Думаю, максимально приближенными к объективной музыкальной критике могут быть специалисты в определенных, узких жанрах; скажем, специалист по средневековому техно или эксперт в области грязного тольяттинского эйсид-хауса, знаток барочного эмбиента. Таких людей интересно читать, и здесь есть место анализу, поскольку есть рамки стиля - и от них можно отталкиваться».

Американский видеоблог, в котором речь идет о музыкальной журналистике

Музыкальный критик издания «Коммерсант»

«Это когда человек, до этого никогда не слышавший никакой музыки и не владеющий никакими музыкальными инструментами, описывает свои ощущения от прослушанного произведения».

Главный редактор паблика «Афиша–Говна»

«Музыкальная критика - это попытка помочь слушателю разобраться в своем отношении к услышанному. В роли спасителей выступают люди, которые думают, что разбираются в музыке. Для меня это бинарное явление, которое существует в форме науки и искусства. В первом случае это анализ с профессиональной точки зрения, оценка продюсерской работы, оригинальности, взгляд с технической стороны вопроса. Во втором случае критика интерпретирует музыку, делает выводы, умозаключения, описывает атмосферу и раскрывает ее душу. На нашем расцветающем Востоке не хватает профессиональной музыкальной критики. Она, конечно, существует, но выбор практически отсутствует. Это телефонный провод между сценой и залом - чем он надежнее, тем быстрее будет развиваться культура. И вроде бы, когда речь идет о музыкальной критике, мы подразумеваем что-то объективное, но в любом случае это гнилой базар. Пацанам из соседнего подъезда нравится Витя АК, хипстерам - Олег Легкий. Именно поэтому главным критерием всегда будет оставаться «по кайфу» или «не по кайфу». Музыкальная критика может быть полностью объективна только с точки зрения музыкального бизнеса. Тогда главным критерием является бабло. Оно либо есть, либо его нет. Это факт».

То есть анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности, обычно в сфере культуры.

См. также

  • Рок-журналист - музыкальный критик, специализирующийся на рок-музыке

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Музыкальный критик" в других словарях:

    Иэн Макдональд Ian MacDonald Имя при рождении: Ian MacCormick Род деятельности: поэт песенник музыкальный критик Дата рождения … Википедия

    Карл Холль (нем. Karl Holl; 15 января 1892(18920115), Вормс 3 октября 1975, Франкфурт на Майне) немецкий музыкальный критик и музыковед. Учился в Мюнхенском и Боннском университетах, в 1913 г. защитил диссертацию об… … Википедия

    Сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? критика, кому? критику, (вижу) кого? критика, кем? критиком, о ком? о критике; мн. кто? критики, (нет) кого? критиков, кому? критикам, (вижу) кого? критиков, кем? критиками, о ком? о критиках… … Толковый словарь Дмитриева

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    - (греч. kritikos, от krinein судить). 1) рассматривающий и оценивающий произведения литературы и изящных искусств 2) хулитель, порицатель. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КРИТИК греч. kritikos, от… … Словарь иностранных слов русского языка

    КРИТИК, а, муж. 1. Человек, занимающийся критикой (в 1 знач.); тот, кто критикует кого что н. Строгий к. 2. Специалист, занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный к. | жен. критикесса, ы (ко 2 знач.; разг.… … Толковый словарь Ожегова

    А; м. 1. Тот, кто подвергает разбору, оценке что, кого л. и т.п. Критики опубликованного проекта закона. Критики нашей позиции в этом вопросе. 2. Тот, кто занимается критикой (4 зн.). Литературный к. Театральный к. Музыкальный к. ◁ Критикесса,… … Энциклопедический словарь

    критик - а; м. см. тж. критикесса 1) Тот, кто подвергает разбору, оценке что, кого л. и т.п. Критики опубликованного проекта закона. Критики нашей позиции в этом вопросе. 2) тот, кто занимается критикой 4) Литературный кри/тик. Театральный кри/ … Словарь многих выражений

    Это статья о хип хопе как о музыкальном жанре. Если вы ищете статью о субкультуре, см. Хип хоп (субкультура) Хип хоп Направление: популярная музыка Истоки: фанк, диско, соул, регги, spoken word Место и время возникновения … Википедия

    Транс (Trance) Направление: Электронная музыка Истоки: Техно Хаус Эмбиент Индастриал Нью эйдж Классическая музыка Синти поп Место и время возникновения: ранние … Википедия

Книги

  • Театрально-музыкальный и художественный журнал " Артист", № 30 и № 31 за 1893 год , . Москва, 1893 год. Типо-литография И. Н. Кушнерев и Ко. Иллюстрированное издание. Профессиональный новодельный переплет. Сохранена оригинальная обложка 30 номера. Бинтовой корешок с золотым…
  • Ц. А. Кюи. Музыкально-критические статьи. Том I , Кюи Ц. А.. Петроград, 1918 год. Издание редакции журнала "Музыкальный современник" . С портретом автора и предисловием А. Н. Римского-Корсакова. Оригинальная обложка. Сохранность хорошая. Цезарь…

Яркая личность современного шоу-бизнеса, непревзойденный оратор, самый экстравагантный музыкальный критик - это Сергей Соседов. Биография его весьма насыщенна и неординарна. В свое время он засветился в проекте "Х-фактор", "Суперстаре" и "Акулах пера".

Он самый эпатажный шоумен, непредсказуемый, уникальный и немного странный. У него весьма своеобразная манера поведения. В одном интервью он признался: "Я всегда был белой вороной, человеком не от мира сего. Я таким создан. Я таким родился".

Детство и юность

Музыкальный критик Сергей Соседов родился в Москве. Появилась на свет будущая звезда 23 мая 1968 года. Отец его был работником столичного метро, а мать - инженер по образованию, брат работает в строительном магазине. Наряду с общеобразовательной школой он посещал еще и музыкальную, где учился играть на фортепиано.

Сережа хорошо учился. На родительских собраниях мать и отец испытывали только гордость за своего сына. Но вот с одноклассниками отношения не складывались. Сергей замечал, что они открыто насмехаются над ним, ведь он не такой, как все.

В одном интервью Соседов рассказывал, как в школе учителя ставили его в пример. Талантливому мальчику многое было дозволено, ведь он усердно трудился. Иногда брал дополнительный день для отдыха, ведь не было сил от сумасшедшего объема заданий. Приходя в класс, Соседов был всегда подготовленным. Ему интересно было приобретать новые знания.

После окончания учебы сразу начал подрабатывать курьером в газете. Юный Сережа отлично писал сочинения, что определило его дальнейший путь и привело в журналистику. Именно в "Гудке" он получил свой первый опыт.

Мечта стать диктором и первый успех в газете

Но Сергей Соседов мечтал стать диктором. Он до сих пор с восторгом рассказывает о советском телевидении, восхищается "вылизанностью" материала, который пускали в эфир. Но не суждено было. Его личность слишком яркая для ведущего новостей, который обязан быть сдержанным. После того как с дикторством не сложилось, начинающий журналист идет работать курьером в газету.

Позже будущий музыкальный критик Сергей Соседов начинает посещать занятия по истории музыкального жанра. Благодаря этим двум интересам он публикует в газете интервью с Эдитой Пьехой. Певица, прочитав его, выразила свой восторг в виде персональной благодарности.

Старт журналистской деятельности

Профессиональным журналистом Сергей Васильевич стал после окончания Московского университета. Во время учебы он стажировался в "Российской газете", которая дала знания о тонкостях этого ремесла. Результат не заставил себя ждать, в 1996 году он получил красный диплом.

Сергей Васильевич Соседов успел поработать во многих российских изданиях: "Отдохни", "АиФ", "Семь дней", "Артист" и в других. В основном он писал статьи на тему медицины, авиации, путешествий, шоу-бизнеса, но самым главным считал музыкальную критику.

Соседов в Украине

В 2010 году музыкальный критик Сергей Соседов садится в кресло жюри украинского вокального шоу. Его неординарная личность сразу привлекла к себе внимание многих телезрителей. Судья полюбился публике, ведь и бесконечная компетентность в музыкальной сфере не могут не завораживать. "Х-фактор" и Сергей Соседов стали синонимами для украинского зрителя.

Феномен его натуры в том, что положительные комментарии воспринимаются всерьез и становятся эликсиром для участников, а негативные не ранят. Как ему это удается? Наверное потому, что он смотрит на все через призму искусства.

Тонкая натура

Несмотря на свою популярность, он дружит со всеми, кто дружит с ним. Одна из его подруг - это консьержка, которая работает в одном из киевских домов, где некоторое время жил Соседов. У него даже был ритуал: куда бы он ни шел, заходил к Галине Ивановне, чтобы отчитаться. Простой женщине льстило такое отношение звездной персоны. Но она тоже в долгу не оставалась, иногда баловала его пирожками и другими вкусностями. Этот человек стал второй семьей Сергея Соседова.

Он рассказывает, что однажды звонит ему и спрашивает: "Как Вас кормят на съемках? Мне кажется, Вы недоедаете. Может, я приеду к Вам и приготовлю на два дня? Как в Вашей квартире? Чисто ли?" Такие слова растрогали Сергея до слез.

Ведь известный журналист признался, что родная мама - единственный человек, который его ждет. Отец Сергея умер несколько лет назад. Папа очень гордился достижениями сына и поддерживал во всех начинаниях. Его уход стал большой потерей, ведь мама и брат сдержанно относятся к успехам музыкального критика.

Истоки одиночества талантливого журналиста

Сергей понимал, что ему неинтересно с ровесниками. Пока они гуляли, он отдавал предпочтение книгам. Воспринимать парня таким, какой он есть, могла только семья. Сергей Соседов свято относился к родителям, он был домашним мальчиком, с пятого класса практически не гулял на улице. Видимо нашел огромный захватывающий мир внутри себя, и жизнь вокруг перестала его интересовать.

Тогда талантливый юноша не задумывался, что ставит на кон собственное счастье. Не сложилась и личная жизнь. Сергей Соседов признается, что одиночество - это сложное состояние, но он привык.

К сожалению, популярность, узнаваемость и даже любовь поклонников не может помочь в этом трепетном вопросе. С родным братом Владимиром они тоже не были близки. Даже повзрослев, родные люди не часто общаются. Мама удивляется, насколько разные ее дети. Старший всегда был душой двора, любил погонять в футбол. Однажды Владимир силой заставил Сергея поиграть в хоккей. Спустя 10 минут он разбил себе губу, и на этом спортивная деятельность младшего Соседова закончилась.

Главной темой для обсуждения журналистами и публикой, несомненно, является личная жизнь. Сергей Соседов привык, что все его действия и бездействия окружающие могут трактовать по-своему. Многие пытаются приписывать ему романы с каждым мужчиной, на которого был брошен восторженный взгляд неординарного шоумена. Сам журналист сводит все догадки на нет.

Он не скрывал своей симпатии к участникам "Х-фактора" и Роману Веремейчику, ведь в этом нет ничего постыдного. Ему приписывали романы с некоторыми представителями шоу-бизнеса, на что он отвечал: "У меня много друзей мужчин и юношей. Да, а почему бы и нет?!" Однако известный журналист не отрицает, что не видит себя в браке с женщиной, ведь это рутинно, а он птица свободного полета, одиночка.

Его восхищение Романом Веремейчиком в свое время немного заставило страну сидеть, открыв рот. Он высказывал уйму прекрасных слов в адрес этого участника, открыто признавался, что неровно дышит к нему. У всех закралась мысль, что Рома и есть его парень. Сергей Соседов сам спровоцировал эти слухи, ведь он не стесняется своей гомосексуальности, в отличие от Ромы, которого такая ситуация явно шокировала.

Сергей Соседов в 2017-м

Сейчас музыкальный критик Сергей Соседов появляется в качестве эксперта в телепередачах "Прямой эфир", "Звезды сошлись" и "Место встречи".

К сожалению, шоумен не ведет блогов, у него нет аккаунтов в социальных сетях, поэтому о новостях из жизни звезды можно узнать только из интервью.

Ясно одно, что личность Сергея Васильевича Соседова не может оставить равнодушным никого. Его либо люто ненавидят, либо любят до умопомрачения и готовы все ему отдать.

Он не стремится к роскоши. Сергей признается, что хотел бы купить музыкальный центр, но площадь жилья не позволяет. Его квартира в Москве очень маленькая. Журналисту пришлось сдать в макулатуру архив газет с личными публикациями.

Он смеется над вопросами касательно его имиджа. Ведь никаких нюансов он не оттачивал, все это дано природой, он таким родился. Соседов Сергей Васильевич уделял много внимания своему журналистскому стилю, а уникальный тембр голоса и модуляция только дополнили этот образ и стали визитной карточкой.

Многих людей восхищает Сергей Соседов. Биография этого человека не может оставить равнодушным, она нетривиальна. Но есть зрители, которые не воспринимают его всерьез. Виной тому чрезмерная женственность, манера говорить и экстравагантность знаменитого шоумена. Он не стесняется экстраординарности и считает ее своей изюминкой. Над ним подшучивают, но в душе соглашаются с каждым словом.

Концепция программы связана с нетрадиционно широким пониманием «музыкальной критики» – как формы активности, сближающейся с кураторством. Учебный план ориентирован на подготовку специалистов, способных, помимо традиционных форм критической работы, инициировать, планировать и реализовывать проекты в рамках современных культурных институций – оперных и балетных театров, филармоний, концертных организаций, фестивалей.

Программа адресована специалистам и бакалаврам, обладающим знаниями в сфере академической музыки. Магистранты овладевают практическими навыками в Александринском театре и Академии молодых композиторов, на Дягилевском фестивале в Перми и фестивале «Золотая маска», фестивалях Earlymusic и reMusik, а также на ежегодном фестивале в Бард колледже. Выпускники магистратуры, помимо диплома СПбГУ, получают диплом Бард колледжа и имеют хорошие перспективы трудоустройства, связанные с острой нехваткой в отечественном культурном пространстве кадров соответствующей квалификации.

Василий Ефремов, руководитель Отдела по связям с общественностью Пермского театра оперы и балета
Мне лично уже трудно представить Дягилевский фестиваль без студентов магистратуры «Музыкальная критика». Еще сложнее – без премии «Резонанс», которую придумали и сделали выпускницы программы Анастасия Зубарева и Анна Инфантьева. Каждый год с учениками мы рассказываем нашим зрителям о том, что происходит на Дягилевском фестивале: делаем интервью, пишем новости, публикуем небольшие рецензии. Выпускники программы, уже состоявшиеся музыкальные критики, Богдан Королек и Ая Макарова в этом году стали не только нашими авторами, но и ведущими Лаборатории современного зрителя. Могу с уверенностью сказать: впереди у нас еще много совместных проектов.

Татьяна Белова, начальник Литературно-издательского отдела Большого театра России
С магистрантами программы «Музыкальная критика» Большой театр знаком почти с ее рождения – с осени 2012 года. Многие из них активно пишут, переводят, редактируют статьи для буклетов, программок, сайта театра и разнообразных проектов, связанных как с оперой, так и с балетом. Авторов, умеющих лаконично, увлекательно и очень точно писать о музыке, всегда не хватает. Выпускники программы «Музыкальная критика» это умеют, и читать написанные ими статьи или записанные ими интервью – одно удовольствие.

Основные курсы программы

Избранные труды преподавателей

  • . От Айвза до Адамса: американская музыка ХХ века. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2010. 784 c.
  • . Опыты мелософии. О непройденных путях музыкальной науки. СПб.: Изд-во имени Н.И.Новикова, 2014. 532 с.
  • Вадим Гаевский, . Разговоры о русском балете. М.: Новое изд-во, 2010. 292 с.

Издания, подготовленные преподавателями, магистрантами и выпускниками

  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.1. Опера / Ред.-сост.: Ольга Манулкина, Павел Гершензон. М.: НЛО, 2015. 576 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.2. Балет / Ред.-сост.: Павел Гершензон, Богдан Королек. М.: НЛО, 2015. 664 с.
  • Новая русская музыкальная критика: 1993-2003: В 3 т. Т.3. Концерты / Ред.-сост.: Богдан Королек, Александр Рябин. М.: НЛО, 2016. 656 с.
  • Век «Весны священной» – век модернизма. М.: Большой театр, 2013.
  • Жерар Мортье. Драматургия страсти. Сезоны Мортье. Интервью. Эссе. СПб., 2016. 384 с.
  • Schola criticorum. Сборник работ магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2016.
  • Schola criticorum 2. Работы магистрантов программы «Музыкальная критика». Факультет свободных искусств и наук СПбГУ. СПб., 2017.

Отзывы выпускников

Ольга Макарова, выпускница 2016 года, музыкальный критик
На первом курсе мне казалось, что я уже умею если не все, то довольно много: у меня был опыт работы, были некоторые знания, было умение внимательно и вдумчиво смотреть оперные спектакли. И дело, пожалуй, не в том, что дальше мне удалось узнать много нового. Главное, чему мне удалось научиться, – это задавать правильные вопросы, ничего не принимать как данность, не полагаться на чужое мнение, всегда искать разгадки – вот чему учат на нашей программе. Мне кажется, это необходимо не только музыкальным критикам.

Анастасия Зубарева, выпускница 2014 года, куратор премии «Резонанс»
Это лучшая школа в России, где учат писать об академической музыке и делать музыкальные проекты. Только практика и полезная информация – идеальное место для тех, кто не хочет терять время и намерен учиться реальной профессии.

Александр Рябин, выпускник 2014 года, музыкальный критик
Магистратура дала невероятно много всего: как можно слушать музыку, как ее смотреть, как она устроена, что было давно и что есть сейчас. Можно было писать как угодно, нисколько не ограничивать себя и каждый раз получать за написанное по справедливости. Никто из преподавателей не учил думать, как они, но каждый помогал учиться думать и воспринимать происходящее. И так, шаг за шагом под чутким руководством я научился многому. Представления о мире несколько раз успели пересобраться заново, а новые знания поступали бесперебойно. Нужно было не отставать и слушать. Меня как будто пересадили из медленно катящейся по бездорожью телеги с запряженной в нее лошадкой в космический корабль.

Магистерские диссертации

  • Лейла Аббасова (2016, руководитель – ) «Гергиев и Прокофьев: стратегии продвижения композитора в Мариинском театре (1995-2015)»
  • Александра Воробьева (2017, руководитель – , консультант – ) «Балетные либретто XIX века: от нарратива к хореографическому тексту»
  • Наталья Гергиева (2017, руководитель – ) «Оперы и балеты Родиона Щедрина на Мариинской сцене: исполнение, критика, рецепция»
  • Филипп Дворник (2014, руководитель – ) «Феномен оперы в кино: способы репрезентации»
  • Анна Инфантьева (2014, руководитель – ) «Современная музыка в современной России: общество, экономика, культура»
  • Богдан Королек (2017, руководитель –
  • Всеволод Митителло (2015, руководитель – ) «Мотивы сопротивления новациям в музыкантской среде (опыт инсайдерского наблюдения)»
  • Илья Попов (2017, руководитель – ) «Режиссерский оперный театр как территория культурного трансфера»
  • Александр Рябин (2014, руководитель – ) «Редукция вагнеровского мифа в современной массовой культуре»
  • Алина Ушакова (2017, руководитель – ) «Постопера Хайнера Гёббельса: цифровой нарратив в сценографии»

Тексты магистрантов публикуются в буклетах Мариинского, Большого, Пермского и Екатеринбургского театров, на портале «Кольта», в газете «Коммерсант» и других медиа.

Кураторские проекты выпускников

  • Премия для музыкальных критиков «Резонанс»
  • Детский абонемент на Новой сцене Александринского театра
  • Балет «Дивертисмент короля» в Мариинском театре

Как поступить?

Для поступления на программу необходимо подать документы и портфолио. Подробная информация об алгоритме поступления , портфолио , правилах подачи документов через