Перепросмотр. о потоках сознания

Очень часто происходит как бы “прострельный” ва­риант трансформации сознания, при котором сущность осваивает некий минимум знаний на каждом витке вос­хождения, не постигая до конца законы его функционирования и стремясь все выше. Этого минимума, как правило, оказывается недостаточно для стабильного продвижения.

Удержаться и тем более полноценно функционировать на более высоком уровне нам не по­зволяет недостаток знания, обусловленный тем, что мы чего-то не добрали на предыдущих уровнях. При этом неумолимо будет происходить челночный возврат к про­странствам и сторонам жизни, в которых они вопло­щаются, недостаточно познанным нами. Такой возврат будет осуществляться до тех пор, пока мы не “выбе­рем” для себя весь предел заложенного в них знания. Одна и та же ущербная для нас ситуация, на которую мы пытаемся закрыть глаза, будет повторяться с нами в различных вариантах, пока мы не поймем, какой опыт она нам несет.

Жизнь каждого из нас изобилует учебными ситуа­циями , но не всегда мы пользуемся шансом наработки нового опыта, заложенного в них. Даже при наличии у нас прекрасного Учителя основным фактором успеха духовного продвижения будет не его способность на­учить, а наши способность и желание научиться .

Иногда происходит осознанный отказ от освоения каких-то, кажущихся нам ненужными, форм опыта. Для каждого человека в определенные фазы жизни они свои. На современном этапе у многих людей это часто проявляется в представлении о том, что духовность не соотносится с профессиональной реализацией, с умени­ем зарабатывать деньги . Срабатывает постулат о том, что у духовного человека не должно быть материальных потребностей, сформированный в условиях пространств совершенно других исторических эпох. Каждая эволю­ционная эпоха предполагает наработку человечеством какого-то нового вида опыта. Кроме индивидуальных программ по развитию того или иного аспекта воспри­ятия в сферу учебы человека включается общая для всех социальная задача. Эпоха, в которой мы сейчас воплотились, диктует необходимость наработки челове­чеством опыта социальной ориентации и приобретение способности абстрактного мышления, предполагающей способность за любым частным и фрагментарным, уви­деть общее и целостное.

Современные условия требуют того, чтобы человек достиг уровня профессионализма в своем деле и за счет этого умел зарабатывать деньги, наличие которых явля­ется мерой проявления очень многих видов социальной свободы. Это и свобода передвижения (мало кого не смущают сегодня цены, допустим, на авиатранспорт), и свобода в приобретении качественных продуктов пи­тания, и свобода в доступе к информации (для того чтобы купить новую книгу или посетить семинар по любому виду практики опять-таки нужны деньги).

Сегодня для многих сущностей, в других перерож­дениях проявлявших сверхспособности, подходящие под категорию “чудесных”, настоящим и подчас непо­сильным чудом является приобретение умения зараба­тывать деньги для благополучного социального функ­ционирования. Вследствие того что мы умеем двигать предметы усилием воли, у нас не появится отдельная квартира или возможность поехать учиться за границу. Все уже имеющиеся у нас навыки и умения мы смо­жем применить для работы над новыми, только если постигнем основы составляющих их законов.

Все наши успехи в духовном продвижении, достигну­тые в режиме строгой изоляции от мира, будут носить достаточно иллюзорный характер, пока мы не освоим опыт социальной проявленности. Для того чтобы пости­гать степени духовной свободы, сначала необходимо научиться осознанно быть социально обусловленным.

О ПОТОКАХ СОЗНАНИЯ

Одной из важнейших эзотерических практик, позволяющей восстановить целостность всех энергетических структур, является перепросмотр, или как его называли в системе «кастанедовского» учения, вспоминание.

Собственно перепросмотром является тот вариант этого действия, который случается, как бы сам по себе. Без выполнения каких-либо действий со стороны человека, непосредственно на достижение этого результата направленных, перед его внутренним взором «прокручивается» какой-то эпизод или период жизни. Поток вспоминания может застигнуть нас в момент прогулки или во время выполнения асан.

Внешняя атрибутика не так важна в данном случае. Существенным является то, что это будет свидетельствовать об определенном качестве состояния сознания. Само воспроизведение фактов жизни, в нем зафиксированных, случается в таком варианте, что восприятие их уже никак эмоционально нас не затрагивает.

При этом наше ощущение «перепросматриваемых» эпизодов, обеспечивает высокую степень осознания их сути и смысла.

Перепросмотр - это не что-то придуманное учителями для прилежного и систематического выполнения, а скорее саморегулирующийся психоэнергетический феномен, механизм которого срабатывает в зависимости от возможности проявления человеком определенного качества осознания.

Поток вспоминания гармонизирует и выравнивает тонкие структуры человеческого существа, восполняя их целостность и функционально их оптимизируя. Событийно-временные потоки, в которых представлена наша энергия, не существуют где-то обособлено, сами по себе.

Они непосредственным образом, «подключены» к нам, либо на уровне нашей ментальной составляющей, либо на уровне астральной, либо в сфере нашего эфирного тела (рис. 1).

Точнее будет сказать, что мы не «забираем» свою энергию откуда-то, а «освобождаем» от своего присутствия событийные потоки пространства. При этом выравнивается деформации «тонких» полевых структур, обусловленная нашим заинтересованным участием в бытии этих потоков.

Они перестают быть сферой нашего как осознанного, так и неосознанного внимания, сферой дислокации нашей жизненной энергии.

Рис. 1.

Заниматься перепросмотром как волевой практикой имеет смысл лишь в том случае, если у нас уже случались - хотя бы фрагментарно - спонтанные его варианты. То есть, когда накопленное количество энергии для осознания само изнутри «сигнализировало» о нашей готовности к перепросмотру.

Занимаясь перепросмотром «от ума», мы рискуем не восполнить энергию, а наоборот - потерять. Чтобы этого не происходило, необходимо выполнять некоторые условия, которые, кстати, не оговариваются в работах К. Кастанеды.

Во-первых, рассматривать перепросмотр в основном как упражнения для развития способности сосредоточения, способности концентрации. Как правило, практика этого варианта перепросмотра может иметь не более чем тридцатипроцентный результат.

В подобных занятиях, когда мы за счет волевого усилия возвращаемся в прошлые события своей жизни и «прокручиваем» их, скорее происходит наработка реальной возможности включения механизма спонтанного перепросмотра, чем реализуется непосредственно сама практика.

Во-вторых, перепросматривать событие необходимо не по ходу временного потока, а против него. Другими словами, вспоминать необходимо не с начала, а с конца.

Это даст возможность «не накладывать» дополнительную энергию новых - нынешних - эмоций, вероятность проявления которой в таком варианте перепросмотра весьма велика, на уже имеющуюся в событии.

При вспоминании событий особенно важными и энергопоглащающими объектами являются так называемые эмоциональные узлы. То есть те моменты, содержание которых, вызвало нашу эмоциональную реакцию. Эти узлы тем сложнее организованы, чем больший «накал страстей» в них был вложен.

Возвращаясь в прошлые события, будучи не готовыми отрешенно к ним отнестись, мы можем опять отреагировать на их содержание эмоциональным взрывом, иногда еще более сильным.

Вспоминание эффективно только в случае, если случается с человеком, приобретшим качественно новый опыт восприятия мира по сравнению с тем опытом, который он имел, во время своего участия в перепросматриваемых событиях.

То есть, если мы воспринимаем факты прошлой жизни, оценивая их по новой шкале ценностей, основанной на других критериях. Если мы действительно стали другими за время, прошедшее с момента вспоминаемых событий, то они будут ощущаться нами, как будто произошедшие с кем-то другим. У нас появится отстраненное к ним отношение.

Если содержание прошлых событий задевает нас за живое и вызывает эмоциональную реакцию с нашей стороны, значит, мы не изменились. Тот объем опыта, который был наработан к моменту, когда имели место перепросматриваемые события, не увеличился.

Субъективная модель реальности ведёт к распадению образа человека. В импрессионизме образ человека распался. Единой личности нет. Человек состоит из миллионов маленьких «я», мгновений – мгновение умирает и умирает маленькое «я». Единство личности возможно только в мире ценностей. Единство мира возможно только в мире этики.

Экспрессионизм – кризис ценностной триады. Здесь – только красота, только эстетическое восприятие реальности. Жизнь может быть оправдана только как эстетический феномен.

Философия Пруста

Главный метод познания реальности – интуиция. Разумные средства познания реальности признаются неадекватными. Живое и реальное – неповторимое, уникальное, всегда новое. В неповторимом – суть. Жизнь – всегда тайна. Но она постижима, т.к. мы сами являемся её частью. Являясь частью жизни, мы можем понять её.

Подлинно живое, настоящее – чувствующее, любящее, душевное измерение реальности. Здесь – отзвуки философии мировой души. Мы – часть реальности. Все границы и разделения – продукты рационального. Всё связаны в некое сверхъединство. Жизнь такого рода предстаёт как некий поток (река, которая постоянно новая). Между личностью и миром – единый поток.

Истоки – философия Пруста. Импрессионизм тяготеет к лирическим миниатюрам. Пруст пишет 7томный роман (переживания, чувства, имеющие смысл только в контексте данной истории). Роман Пруста – субъективная эпопея.

Формула «роман потока сознания» - на смену классическому роману. Это эпохальная большая художественная форма. Для структуры романа потока сознания характерно:

Отсутствует фабула (нет сюжетной целеустремлённости; есть только то, что значимо для внутренней истории), связь между впечатлениями – свободно-ассоциативна.

Отсутствует объективная модель реальности (повествование – от 1го лица главного героя по имени Марсель (так же как и автора); перед нами – 7томный монолог от 1го лица, от лица героя).

Распад личности героя (есть только поток ощущений, впечатлений). Перед нами – мир без поступка. Герой подменяет сознание. Это подкрепляется ещё и особенностями личности героя. Герой, по своим свойствам, не способен на поступок. Марсель по соц.положению – рантье (человек, живущий на проценты с капитала) – выходец из средне-богатой буржуазии, как и Пруст. Человек только потребляет и воспринимает. Здесь – тематика трат (трата денег, трата времени). Герой сам мучается от своей неполноценности. Здесь – целая школа чувств и восприятий для читателей.

Пруст пишет ясным классическим литературным языком, но читать его очень сложно (слишком насыщенно). Цель Пруста – обратное целостное собирание личности.



Роман ставит не только художественные задачи, но и экзистенциальные. Наша жизнь состоит из множества переживаний и впечатлений. Есть ли связь с принципиальным, существенным. Такую связь и пытается найти Пруст. Нужно вернуть ценности, чтобы обрести единство личности.

Проект Пруста – поиск оснований для ценностей. Критика расхожих представлений о ценностях. В нас что-то должно произойти, чтобы мы соприкоснулись с красотой, мудростью. Только в нас есть корни ценностей. Мы любим не за объективные качества. Путешествие Пруста в глубинные тайны внутреннего «я». Требуются категории героического и прозаического мира. Война – следствии того, что все люди прекратили собственные духовные поиски ценностей.

Ключевая категория – категория понимания. Понимание – независимо (за нас никто не поймёт). От человека зависит – не пропустить те моменты понимания, которые были. Если мы не понимаем, тогда место нашего «я» занимает что-то другое, тогда начинают действовать какие-то другие механизмы. Наша жизнь без понимания – будет миром неправильности, недовольства собой. Препятствия к пониманию: лень, страх и надежда (Мамардашвили). Это те категории, которые останавливают понимание.

Категория времени – определяющая, заглавная. То, что может остаться случайным и ненужным – это необходимо связать с существенным, с вечным. Действует две модели вечности: одна признаётся ложной, другая – истинная. Первая модель – бесконечная жизнь, вечность как остановившееся мгновение. Достаточно одного мгновения, но необходимо прожить его по-настоящему.

Поток сознания это:

1. объект описания, то, что описывается модернистами, именно в нем с точки зрения модернистов сосредотачивается жизнь человека;



2. это новое художественное средство, оказалось, что традиционными художественными средствами внутреннюю жизнь человека описать невозможно, писатели модернисты разработали новый художественный прием, технику потока сознания, это новый прием организации текста. Этот прием может быть использован в любой эстетической школе, он нейтрален, и это не принадлежность одного только модернизма (например, модернист Кафка этим приемом не пользовался, а реалист Фолкнер использовал).

Сознание человека дискретно. В нем выделяются несколько слоев: рацио, это там, где действуют законы логики, далее идет подсознание, где все пульсирует, там как бы нет связи между явлениями, но там нет логических связей, там действуют законы ассоциативного мышления, то есть все связано по закону ассоциаций. Это все в модернистской литературе активно используется. Пруст для характеристики сознания Марселя строит сложные изысканные ассоциации, что характеризует изысканную, развитую фантазию героя. Мышление Марселя очень сложное, ассоциативное. Его поток сознания это рассказ о времени, о ситуации, о самом Марселе, о том, какой он человек. Все это мы можем узнать из бесконечной вязи повествования, лексически и ритмически организованной. Романы Пруста это бесконечно тянущаяся ткань сознания. При этом бессмысленно пересказывать содержание. Очень часто цитируемый образ из этого романа это печенье Мадлен, запах печенья ранним утром вызывает у героя массу ассоциаций, унося его в далекое детство. Наша память - это одна из важнейших характеристик нашего потока сознания.

Астрономическое время повернуть вспять невозможно, но, благодаря памяти, некоторые события мы можем переживать как бы заново, вспомнив его, в нас как бы вспыхивает поток сознания, который владел нами тогда, мы переживаем заново эмоции. Поток сознания, таким образом, богат нашим прошлым, поэтому так сложно организован поток жизни, текущий в нас, в нем буквально соединены настоящее и будущее, это так же можно показать только новыми художественными средствами.

Литература потока сознания - художественная передача духовного мира личности, прямо не сопряженного с реальностью.

Предшественники. Реалистическая традиция

В XIX в. сделано (Стендаль, Л. Толстой, Ф. Достоевский) фундаментальное художественное открытие: психологический анализ. До этого открытия феномен мышления понимался литературой как простой отклик сознания на факт действительности. Мысль полно соответствовала факту и была равна ему. Толстой же показал, что люди, как реки. Духовный мир текуч, мысль только отталкивается от факта, в акте мышления участвует весь предшествующий опыт человека, мысль сопрягает настоящее, прошлое и будущее; мысль - переработка факта в свете всего жизненного опыта человека; в акте мышления принимают участие не только аналитическая и синтетическая способности мозга, но и память, и воображение, и фантазия. Аналитическое осознание, описание факта, уходящее в прошлое, оказывается "симметричным" по отношению к будущему, к прорицанию и предвосхищению. Активнейшее участие в подготовке художественного открытия психологического анализа в свое время (XVIII в.) принял английский писатель Лоуренс Стерн.

Традиция литературы внутреннего монолога

В XX в. художественные завоевания реализма (психологический анализ) были подхвачены, продолжены и углублены литературой "внутреннего монолога". Сам термин "поток сознания" (англ. streem of consciousness) ввел философ и психолог Уильям Джеймс (1842-1910) в книге "Основы психологии" (Principles of Psychology, 1890). Этот термин объединяет разные типы внутреннего монолога (литературное описание внутренних процессов мышления, литературная техника изображения мыслей и чувств, проходящих через сознание, изображение духовных процессов). В литературе возникли три типа вербального проникновения во внутренний мир человека: (1) реалисты Стендаль, Л. Толстой, Ф. Достоевский, а позже У. Фолкнер создали и разработали способы проведения психоанализа (вербальное описание процесса переработки жизненного факта в свете всего опыта человека; в акте мышления принимают участие и аналитические способности личности и ее память, воображение, фантазия); (2) Дж. Джойс, М. Пруст создали литературу внутреннего монолога (отображение в произведении течения сознания, еще не полно отрывающегося от реальности - мышление ныряет в реальность и выныривает из нее); (3) Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор создали литературу потока сознания (река мышления уже течет, не соприкасаясь с берегами реальности, мысль двигается только самодвижением, не получая импульсов от действительности, кроме первотолчка).

Общепринято, что впервые в литературе внутренний монолог творчески воплотил в 1922 г. ирландский писатель Дж. Джойс (1882-1941) в романе "Улисс". Однако сам Джойс считал, что впервые поток сознания в литературном произведении создал малоизвестный французский прозаик Эдгард Дюжардан в романе "Поверженные лавры" ("Les Lauriers sont coupes", 1888), который вскоре был переведен на английский язык и повлиял на него.

В "Улиссе" описываются двадцать четыре часа жизни двух мужчин - Леопольда Блума и Стифена Дедалуса. Действие романа (если описание поступков и главным образом мыслей и чувств героев можно назвать действием) происходит 16 июня 1904 г. в Дублине. Интерес к потоку сознания Джойс проявил еще в "Портрете художника в юности" (1916). После 1920-х годов технику потока сознания развивали Вирджиния Вулф, Уильям Фолкнер и многие другие авторы.

Начало литературы внутреннего монолога положили Джеймс Джойс и Марсель Пруст (1870-1922). В их творчестве впервые с огромным вниманием, как бы под увеличительным стеклом, была рассмотрена память человека как грандиозное вместилище жизненного опыта, и этот опыт был утвержден в его собственном самодовлеющем значении. Длительная предшествующая жизнь была истолкована как нечто более существенное для духовной ситуации личности, чем факты действительности, одномоментно входящие в ее сознание. Сознание начало отрываться от его жизненных импульсов и все более и более трактоваться как спонтанный, саморазвивающийся поток.

Пруст берет факт действительности в его многократном проявлении в сознании человека, в его изменении, определяемом изменениями опыта, памяти и возрастными изменениями (одно и то же явление по-разному интерпретируется сознанием одного и того же человека в детстве, юности, зрелом возрасте). Андре Моруа писал о Прусте:

Он чувствует, что у него осталась единственная обязанность, а именно... отдаться поискам утраченного времени... Воссоздать с помощью памяти утраченные впечатления, разработать тс огромные залежи, какими является память человека, достигшего зрелости, и из его воспоминаний сделать произведение искусства - такова задача, которую он ставит перед собой. (Моруа А. Марсель Пруст. М., 1970. С. 219).

Школа "нового романа"

Художественные принципы Дж. Джойса и М. Пруста абсолютизировала школа "нового романа", сложившаяся в литературе 1950-х годов во Франции (Н. Саррот, А. Роб-Грийе, М. Бютор). Исходя из экзистенциалистского представления об абсурдности жизни, об отсутствии цели жизненного процесса, о "рассыпанном" (хаотичном) мире школа "нового романа" возвела в принцип внесюжетное повествование, разрушая все традиционные организующие композиционные элементы произведения. Из повествования о жизненных фактах и событиях роман превратился в утонченно-эссеистический, импрессионистический пересказ нюансов духовной жизни героя. Психологизм был доведен до крайности. Поток сознания порвал связь с реальным миром. В реализме сознание героя, совершая прыжки через "разрыв в информации" (от факта к факту, к гипотезе, к предшествующему опыту, к будущему), сохраняло связь с жизненным процессом, в литературе потока сознания этот поток оказался летящим над реальностью. Поток сознания стал потоком самосознания, мыслью, текущей вне берегов жизни. Само мышление было понято как психический процесс эгоцентрической личности героя. Повествование стало обрываться на полуслове, неожиданно и немотивированно. Произведения стали аморфными, амебообразными, потеряли очертания: ослаб сюжет, развязка перестала быть художественным итогом произведения, превратившегося в натуралистическую картину мелькающих психологических состояний персонажа. Это направление называют также "антироманом" за его отказ от привычных методов.

Поток сознания

"Поток сознания - изображение мыслей и чувств персонажей, излагаемых в свободной манере и не скованных логикой" (Karl Beckson, Arthur Gahz. LTD).

В романе "Портрет неизвестного" (1948) Натали Саррот (1900- 1999) раскрываются тончайшие оттенки и полутона человеческих отношений. Неизвестный и никак не представленный читателю мужчина, проходя городским садом, заглядывается на незнакомую девушку. Зарождение безотчетной нежности в душе мужчины и происходящие в душе девушки ответные реакции на его настойчивые взгляды становятся содержанием романа. Писательница вводит и другой мотив, определяющий переживания девушки: старик-отец то ли из ревности, то ли из деспотизма тиранит ее. Никакой развязки нет, сюжетные линии обрываются, как бы подчеркивая, что не жизненная событийность, а внутренние переживания, оттенки чувств - самоценный предмет художественного изображения.

Память и ее значение

В романе "Прошлым летом в Мариенбаде" Алена Роб-Грийе (р. 1922) раскрывается значение памяти в духовной жизни личности. Память - всегда настоящее, это прошлое, существующее в современности: пока я помню, явление существует во мне и со мною. Поэтому Роб-Грийе смешивает прошлое и настоящее, они накладываются друг на друга и оказываются сосуществующими и равнозначными. Личность трактуется как амфибия, одновременно живущая в двух средах - прошлом и настоящем.

Литература потока сознания запечатлевает внутренний мир личности и раскрывает ценности духовной жизни в их спонтанном движении.

М одернизм славится своими достижениями в области новых литературных приемов: тут и отказ от линейного повествования, и принципы монтажа, и отсутствие автора как истины в последней инстанции...Текст начинает говорить на другом языке, концентрируя все внимание на внутренней психической организации человека, невыразимой прямыми и привычными «реалистическими» высказываниями. Получается поток сознания - набор мыслей и впечатлений, ассоциативным образом возникающих в голове героя и так и передающихся на бумагу.

Мы отобрали 5 главных романов, в которых авторы использовали метод потока сознания.

Петербург. Андрей Белый

Русский модернизм - явление действительно яркое и сильное. Тогда тем более примечательно, что «Петербург» Андрея Белого считается одним из главных модернистских текстов отечественной литературы, в котором есть и работа с новой формой, и отображение «темной» истории России периода Революции 1905-1907 годов.

Академик Дмитрий Лихачев так писал об этом романе: «Я думаю, главное в этой форме - постоянные искания, неудовлетворенность „гладкописью“, которой так много было в русской литературе XIX в. Отсюда его постоянное стремление подчеркнуть „фактуру“ формы, „фактуру“ языка».

Улисс. Джеймс Джойс

Этот роман называют самым сложным произведением во всей мировой литературе прошлого века, дешифровать которое мало кому под силу. Тем не менее, это не повод откладывать чтение, ведь Джеймс Джойс явно не был против того, чтобы каждый по-своему интерпретировал его творение.

Сложно сказать, что именно происходит в «Улиссе» - мы видим, как проводит свой день в Дублине Леопольд Блум, как он знакомится со Стивеном Дедалом и узнает об измене своей жены. Кстати, особое место потоку сознания отводится в финальном монологе Молли Блум, и испытание это готов выдержать далеко не каждый читатель!

В поисках утраченного времени. Марсель Пруст

Этот эпохальный цикл Марселя Пруста состоит из семи романов, каждый из которых появился в результате борьбы писателя с тяжелой болезнью. Автор написал ни на что не похожее произведение, полное субъективных проявлений сознания, потока мимолетных впечатлений и реакций, не объяснимых рационально.

Время для модернизма - крайне важная субстанция, и Пруст сумел воплотить представления о нем в этом монументальном сочинении. Важно, что в вопросе времени он опирался на философскую концепцию Анри Бергсона и вплел в ткань текста противоречивые модернистские отношения сиюминутного момента бытия и жизни.

Миссис Дэллоуэй. Вирджиния Вулф

Этот роман, как и «Улисс» Джойса, также повествует об одном дне героини, и написан он практически целиком техникой потока сознания. Как и в других своих произведениях, в «Миссис Дэллоуэй» Вирджиния Вулф показывает глубокие, тонкие и парадоксальные связи между людьми, которые невозможно пересказать линейно и по порядку. При этом рассказ о частной жизни происходит на фоне большой истории - Первой мировой войны...

Уильям Фолкнер

Роман «Звук и ярость» (раньше его переводили как «Шум и ярость») посвящен истории разрушения семьи Компсонов, проживающей на Юге США. Четыре части этого выдающегося произведения посвящены разным героям: сначала повествование идет от лица идиота Бенджи, потом - его братьев, и, наконец, от самого автора, который рассказывает о чернокожей служанке Дилси. Благодаря этой смене точек зрения мы знакомимся с персонажами настолько близко, что начинаем чувствовать себя внутри событий и сопереживать героям, как членам собственной семьи.