Что составляет основу питания коряков. Языки народов Сибири — Языки и культуры — Корякский язык

Коряки - одна из самых многочисленных народностей Камчатки, являющаяся древним коренным населением региона. Коряки имеют общих предков с североамериканскими индейцами: мифология и обрядовая культура, связывающая народы, сохранилась поныне.

Название

Впервые употребление названия «коряки» встречается в заметках российских колонизаторов XVIII столетия. Этноним заимствован у соседних племен эвенов и юкагиров. Первые употребляли название «карака», вторые - «хэёкэл», что означало «появляющийся из-за бугра». Русскоязычная адаптация привела к возникновению привычного наименования народности.
Существует версия, что этноним восходит к местному слову «хора», означающему «олень». А коряки - это «владеющие оленями», «связанные с оленями». Самоназвание народа иное, точнее существовало две группы этнически единых коряков, именовавших себя по-разному. Они различались территорией обитания и преобладающими занятиями.

  1. Тундровые кочевые коряки, занимающиеся разведением оленей. Места проживания - материковая часть Камчатки, полуостров Тайгонос, Пенжинская губа, низовые территории реки Апука. Основное занятие - оленеводство. Самоназвания - чавчыв, чавчувены, чавчывав, означает «оленевод».
  2. Оседлые береговые коряки. Занимали северо-западное и северо-восточное побережья Камчатки, побережье Карагинского залива. Основные занятия - добыча морских зверей, рыболовство, собирательство. Самоназвания - нымылъын, нымыланы, нымылъу.

Где живут, численность

Перепись 2010 года показала наличие 7953 представителей корякской народности на территории России. Проживание ограничивается зонами исторических мест обитания. Среди них:

  • Камчатский край - 6640 человек.
  • Магаданская область - около 700 человек.
  • Чукотский АО и другие регионы - около 600 человек.

Национальных поселений с преобладающим корякским населением не осталось. Коряки ассимилировались с русскими и другими соседскими народами, образовали единые населенные пункты. Представители народности составляют 30-40% в поселке Палана, Пенжинском, Карагинском районах Камчатского края.

Язык

Корякский язык относится к палеоазиатской языковой группе, чукотско-камчатской семье. Ежегодно число носителей языка сокращается, по данным переписей, им владело, считая родным:

  • 1959 г. - 99,6% коряков;
  • 1989 г. - 52,4% коряков;
  • 2010 г. - 18,3% коряков.

Письменностью народность не обладала, первый алфавит создан в 1931 г. на основе латиницы. Русская графика вводилась с 1937 г., в 1950 г. алфавит реформирован, приведен к современному виду. Существует алюторский диалект, свойственный для береговых коряков. Часть исследователей выделяет наречие в отдельный язык.

История


Древнейшие предки коряков пришли в регион 15 000 лет назад, мигрировав из Восточной Сибири. Часть племен осела в холодных северных регионах. Часть двинулась дальше, по льду перейдя перешеек и оказавшись на американском континенте, став предками индейцев Северной Америки. Между народностями прослеживаются единые мифологические представления, похожие обряды, ряд общих генов.

Коряки считались воинственным племенем, отлично владеющим луком и стрелами. Фольклор сохранил свидетельства о стычках с соседскими племенами и чужаками. Начало XVIII столетия ознаменовано колонизаторской политикой Российского государства. Последующее столетие береговые коряки отказывались принимать новую власть, отстаивая в сражениях независимость территорий.
Кочевые коряки согласились стать подданными России, платили ясак оленьими шкурами. Зафиксированы случаи участия в военных действиях на стороне русских против береговых коряков, соседних народностей. К середине XIX века положение нормализовалось, российская власть установилась на территории региона, началась ассимиляция коряков. С приходом советской власти кочевая жизнь сокращается, строятся общие с русскими переселенцами поселки, образуются колхозы. Ведется искоренение частной собственности, личных оленьих стад, преследуются шаманы.

Внешность


Наряду с другими северными народами, коряки относятся к арктическому типу монголоидной расы. Характерными чертами внешности являются:

  • низкий рост;
  • стройная и крепкая фигура;
  • круглое лицо:
  • сплюснутая голова;
  • выступающие скулы;
  • темная пигментация кожи;
  • большой рот с яркими губами;
  • длинный нос;
  • небольшие «живые» глаза»;
  • черные жесткие волосы;
  • малая растительность на теле и лице.

Исследователи отмечали привлекательность девушек, однако впечатление портило отсутствие гигиены. Представители народности никогда не мылись: для девушек это даже считалось позором, склонностью к распутству. Волосы расчесывали и заплетали в косы только старики и девушки, в ряде прибрежных корякских поселений мужчины брились наголо.

Одежда

Нательная одежда мужчин - штаны и рубаха из меха или шкуры, женщин - комбинезон из аналогичного материала. Береговые коряки шили штаны из тюленьих шкур, кочевые - из ровдуги, оленьих камусов. Национальная верхняя одежда обоих полов - кухлянка, плотная шуба глухого покроя ниже колен или до пола. Шили из оленьих шкур, зимой во время вылазок использовали двойные шубы - мехом внутрь и наружу.


Голову защищали съемными или пришитыми к кухлянкам меховыми капюшонами. На руки надевали двойные рукавицы из меха или оленьего камуса. Летом носили старые кухлянки с вытершимся мехом, легкие рубахи из ровдуги, в зимнее время укрывавшие кухлянку от загрязнений. Детям до 5 лет шили закрытые комбинезоны, часто без прорезей для конечностей. Задняя часть дополнялась кармашком, внутрь которого клали мох, хорошо впитывающий жидкость, - аналог современного подгузника.
Женщины украшали кухлянки по подолу собачьим или оленьим мехом, позже мехом пушных зверей. Широко использовалась меховая мозаика с геометрическим, анималистическим орнаментом. Нагрудник и спинка украшались бисером, бахромой, ремешками, кусочками меха нерпы. Девушки из кочевых племен отдавали предпочтение пестрому меху. Береговые чередовали полосы светлых и темных шкур.
Мужчины и женщины имели татуировки, несущие сакральное значение, обозначающие социальный статус. Размещали рисунки на видном месте: на ушах и лице. Способ нанесения типичный для северных народов: иглу с ниткой смазывали в жире и угле, затем пропускали под кожей, нанося узор. Например, продольные полоски вдоль носа женщины накалывали для излечения бесплодия.

Семейный уклад

Коряки селились родовыми патриархальными общинами, главами которых были старшие по возрасту мужчины. Семья численностью от 20 до 100 человек жила в одном или нескольких домах (ярангах, полуземлянках) в пределах одного стойбища, общинного поселения.
Береговые коряки практиковали индивидуальную собственность, личное ведение хозяйства. Для ловли рыбы и охоты на морских зверей создавали байдарочные объединения. Кочевые коряки признавали право общинного владения пастбищами и личных оленьих стад. Главой общины считался владелец наибольшего числа голов, вокруг которого объединялись родственники.


Мужчина выступал главой семьи, решал общественные вопросы, обеспечивал семью пищей, жильем, занимался тяжелым домашним трудом. Культ женщины, сохранившийся с древних времен, закреплял за женой равные с мужем права. Бытовал обычай отработки: сватовство предполагало переселение в дом выбранной девушки, работу на тестей.
Во время отработки запрещались контакты с будущей невестой: коряки ценили целомудрие. Незамужние девушки ограничивались в общении с противоположным полом, даже дать незнакомцу стакан воды считалось позором. Коряки слыли ярыми ревнивцами: комплимент, взгляд, тем более намерение в сторону чужой жены наказывалось, доходило до потасовок и убийств. Дабы не прослыть распутными, жены ревнивцев старались выглядеть непрезентабельно, предпочитали скромное поведение и замкнутость.

Жилище


Кочевые коряки отдавали предпочтение переносным ярангам: каркасным сооружениям, покрытым оленьими шкурами. Форма яранга напоминает азиатскую юрту небольшого размера: сохранение тепла стояло в приоритете. Внутри жилища размещался очаг, считавшийся неприкосновенным для чужаков. Вдоль стен размещали подвесные гамаки по числу проживавших в яранге пар. В холода в центре устанавливали «палатку», ставя внутрь лампу с тюленьим жиром: это позволяло спать без одежды даже в сильные морозы.

Береговые коряки строили полуземлянки, располагавшиеся в 3-10 км от побережья. На глубине 1,5 м устанавливались шесты-основы, заполнявшиеся по бокам бревнами высотой 4-6 м. Венчала конструкцию законопаченная восьмискатная крыша, защищавшая от снега и дождя, с вентиляционным окошком для дыма и зимним выходом.

Жизнь

Кочевая часть народности занималась разведением больших стад оленей: от 400 до 2000 голов. Каждый сезон ознаменовывался перекочевкой:

  1. Весна - переход на богатые ягелем пастбища, поскольку близилось время отела.
  2. Лето - перемещение в зоны с меньшим количеством мошкары, насекомых.
  3. Осень - перегон оленей ближе к постоянным стойбищам вблизи рек, поскольку близилось время забоя.
  4. Зима - недалекие перекочевки вблизи стойбища.

Главное занятие береговых коряков в древние и средневековые времена - охота на крупных морских животных: китов, тюленей, нерп. Охота на кита проводилась силами общины. Между скалами вблизи берега закреплялась сеть, придавленная тяжелыми валунами. На байдаре - лодке, обитой шкурами морских животных, - мужчины выслеживали кита, загоняя его в ловушку. Животное могло мучиться днями, когда ослабевало - добивали острогами, стрелами, гарпунами.

В XIX веке американский китобойный промысел снизил успех корякской охоты, основное значение приобрела рыбная ловля. Весной в прибрежные реки заплывали косяки лососевых рыб - нерка, кета, горбуша, в марте наступал сезон корюшки, апрель давал богатый улов сельди, зашедшей в спокойные воды для метания икры. Женщины занимались собирательством орехов, кореньев, трав, моллюсков. Зимой коряки охотились на оленей, горных баранов, зайцев, медведей, волков.

Религия

Традиционные верования коряков связаны с одушевлением всего сущего: животных, растений, явлений природы. Главный мифологический персонаж - Бог-Ворон, предания о котором сохранились у всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон - создатель всего сущего, вместе с тем - плут и проказник, попадающий в нелепые истории.


Обрядами коряков заправляли шаманы, одетые в волчьи шкуры, сопровождающие сакральные действа горловым пением, игрой на варгане и большом бубне. Действа проходили в особых местах - аппапелях, наделенных в сознании народа мистическими свойствами. Среди них встречались сопки, камни причудливой формы, утесы, мысы. Обряды сопровождались жертвоприношениями оленей, собак, морских животных. Практиковалось использование сакральных предметов - аняпелей: тотемов, церемониальных масок, гадальных камней, амулетов, фигурок, символизирующих образы предков.

Традиции

Похоронные традиции коряков не искоренил даже приход христианства. Погребальную одежду готовили при жизни, не дошивая до конца: считалось, готовый наряд ведет к скорой гибели. После смерти родные дошивали костюм, обязательно грубыми стежками.
На протяжении трех дней после гибели умерший находился в общей юрте. Обязательно должен был быть один или несколько человек, которые в это время не спали, сидели с покойным, обращались с ним, как с живым. После тело предавали огню, собирая погребальные костры из хвойных веток.

Еда

Основу рациона кочевых коряков составляло вареное оленье мясо, береговых - мясо и жир морских животных. Из рыбы делали - юколу: жирные лососевые породы разделывали и высушивали на открытом воздухе. Шокирующее иностранцев блюдо - квашеные с икрой рыбьи головы, очищенные от жабр. Неприятный аромат отпугивает, однако коряки до сих пор считают блюдо изысканным лакомством.

Видео

Категория : Чукотско-корякская ветвь Письменность : Языковые коды ГОСТ 7.75–97 : ISO 639-1 : ISO 639-2 : ISO 639-3 : См. также: Проект:Лингвистика

Коря́кский язы́к - язык коряков , относится к чукотско-камчатской семье палеоазиатских языков .

Варианты наименования корякского языка, принятые в 30-е -40-е годы XX века , - «коряцкий», «нымыланский». Последнее наименование было введено из-за его благозвучности, с точки зрения русских работников Учебно-педагогического издательства, по сравнению с наименованием «корякский». Нымыланами (от нымным - селение) называют оседлых коряков в отличие от чавчувенов (чав"чывав" ) - кочевых коряков-оленеводов. «Нымылан» не является самоназванием. Оседлые коряки называют себя по наименованию селения - в"эемлелг"у - лесновцы, ӄаяӈынылг"у - карагинцы, элутэлг"у - алюторцы.

Происхождение наименования «коряк», общего для всей народности, неясно. Одна из этимологий - ӄорак - у оленей (ӄойаӈа , ӄораӈа - олень).

Распространённость

Диалекты

В литературе упоминаются 11 корякских диалектов - чавчувенский, карагинский, апукинский, алюторский (олюторский), паланский (палланский, лесновский), кахтанинский, рекинниковский, каменский, итканский, пареньский, гижигинский. С. Н. Стебницкий относил к диалектам корякского языка и керекский (кэрэкский) язык . В настоящее время в КАО основными диалектами являются чавчувенский, паланский, алюторский, карагинский.

В основу классификации корякских диалектов положен признак соответствия звуку й в якающих диалектах (к якающим относится и чавчувенский) звуков т, р в такаюше-ракающих диалектах: чавчувенское йайаӈа , апукинское йайаӈа , алюторское рараӈа , палланское рараӈа , карагинское рараӈа (ср. чук. йараӈы ) - дом; чавч. йайол , апук. йайол , алют. татул , пал. таттол , караг. татол - лиса.

Некоторые употребительные слова полностью совпадают в диалектах: в"ала - нож (чавч., караг., пал., алют.) и далее в тех же диалектах - мимыл - вода, милгын - огонь, мыгмыг - волна, ынныын - рыба, ӄэтаӄэт - кета, пиӈпиӈ - зола, лиглиг - яйцо. Наряду с этим есть лексические расхождения: чавч. кмин, ыпиль , караг. ненег,уп , пал. унюнюпи - ребёночек; чавч. калал , караг. ассуас , пал. ачуач - горбуша; чавч. г"аткэн, , карат. нынырхак, , пал. нынакк, ин - плохой"; в большинстве слов, сопоставляемых по диалектам, обнаруживаются звуковые соответствия: чавч. йайатык и алют. таратык - уронить; чавч. ӈыток и алют. ӈытукки - выходить; чавч. пэлак и алют. пилак - оставить; чавч. эчги и алют. асги - сегодня.

Различия в склонении существительных сводятся, в основном, к различной группировке локативных падежей. В паланском, карагинском нет форм двойственного числа, чавчувенский регулярно соответствующие формы образует.

В чавчувенском, апукинском, рекинниковском настоящее время глагола выражается конфиксом ку-/ко-…-ӈ , в паланском, алюторском, карагинском показатель настоящего времени -ткын (ср. чук. -ркын ).

Несмотря на некоторые затруднения в общении, между говорящими на разных диалектах сохраняется понимание в той мере, которая диктуется общей нормой. У коряков, говорящих на разных диалектах, существует понимание этнического единства и принадлежности к общему языковому коллективу.

По-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Описывая апукинский диалект корякского языка, С. Н. Стебницкий отмечает, что апукинцы составляют «не более 4% всех коряков».

Письменность

Корякский язык входит в число младописьменных языков. Письменность на корякском языке была создана в году. Первый алфавит корякского языка базировался на латинице :

A a B в Є є D d E e Ә ә F f G g
H h I i Ь ь J j K k L l M m N n
N̡ n̡ Ŋ ŋ O o P p Q q R r S s T t
Ţ ţ U u V v W w Ƶ ƶ

В году буква Є є была заменена на C c

в письменность переведена на русскую графику - использовались все буквы русского алфавита, а также диграф Нг нг . В -е годы были добавлены буквы В"в" Г"г" К"к" Н"н" . В -е годы алфавит был реформирован ещё раз и принял современный вид:

А а Б б В в В" в" Г г Г" г" Д д Е е
Ё ё Ж ж З з И и Й й К к Ӄ ӄ Л л
М м Н н Ӈ ӈ О о П п Р р С с Т т
У у Ф ф Х х Ц ц Ч ч Ш ш Щ щ Ъ ъ
Ы ы Ь ь Э э Ю ю Я я

В основу письменности был положен чавчувенский диалект. Этот выбор аргументировался тем, что по-чавчувенски говорят коряки-оленеводы на всей территории округа. Оленеводы-чавчувены по численности превышали любую другую группу.

Первый корякский букварь был создан С. Н. Стебницким. В -е издавались учебники для начальной школы, художественная оригинальная и переводная литература. Был переведен на корякский язык текст Конституции. Издание литературы на корякском языке было на десятилетия прервано в годы Отечественной войны и послевоенные годы. Прервано также было исследование корякского языка.

С введением письменности корякский язык расширил свои функции. В школах Корякского округа корякский язык преподаётся как предмет. Издаётся учебная и художественная литература, публикуются фольклорные произведения. Регулярно ведутся радио- и телепередачи. Газет на корякском языке в настоящее время не издаётся.

Для младописьменного корякского языка не выработаны нормы, которые характеризуют языки с развитой литературой. Существование письменности, обучение в школе, повышение мотивации к овладению корякского языка оказывают постепенно нормирующее влияние на письменность. В период, предшествующий развитому двуязычию, чавчувенский диалект, на котором говорили коряки-оленеводы на всей территории расселения коряков, обнаруживал некоторые наддиалектные черты. В настоящее время средством междиалектного общения часто является русский язык. Язык фольклора не отличается от разговорного, хотя имеет свои стилистические особенности и, как правило, передается на диалекте рассказчика. Фольклор послужил основой создания первых литературных произведений на корякском языке.

Обучение в школе включает преподавание корякского языка. Овладение корякским языком начинается в детских дошкольных учреждениях. Преподавателей корякского языка готовят в Корякском педучилище и на факультете народов Крайнего Севера в РГПУ им. А. И. Герцена в Санкт-Петербурге . В окружном центре работает Институт усовершенствования учителей.

Внешнее влияние

Контакты с народами, близкими по языку и культуре (чукчи) или по культуре (эвены), отразились в небольшом количестве лексических заимствований, направление которых не всегда точно определено.

Корякско-русские контакты дали целые пласты лексических заимствований. С потоком заимствованных слов, входящих в корякский язык как при устном общении, так и через письменность в процессе школьного обучения, усваиваются звуки, не характерные для звукового состава диалектов корякского языка: б, д, ж, з, щ, ц: бригада, библиотека, дробь (математическая; ср. тропья - ружейная дробь), журнал, газета, знамя, рыбозавод, овощи, цифра.

Коряки

КОРЯ́КИ -ов; мн. Народ, составляющий основное население Корякского автономного округа Камчатской области; представители этого народа.

Коря́к, -а; м. Коря́чка, -и; мн. род. -чек, дат. -чкам; ж. Коря́кский, -ая, -ое.

коря́ки

народ в России, коренное население Корякского автономного округа (7 тыс. человек). Живут и в Чукотском автономном округе и Магаданской области. Общая численность 9 тыс. человек (1995). Язык корякский. Верующие - православные.

КОРЯКИ

КОРЯ́КИ, народ в Российской Федерации (см. РОССИЯ (государство)) (8,7 тыс. чел., 2002), коренное население Корякского округа (6,7 тыс. чел.) Камчатской области. Говорят на корякском языке чукотско-камчатской группы палеоазиатской семьи языков. Корякская письменность существует с 1931 года на латинской, а с 1936 года - на русской графической основе. Верующие - православные.
Первые упоминания о коряках встречаются в русских документах 1630-1640-х годов. Уже тогда коряки по хозяйству и быту делились на две группы: кочевников-оленеводов () и), промышлявших охотой на морского зверя и рыболовством. Религией коряков был шаманизм. К началу контакта с русскими в 18 веке коряки делились на кочевников-оленеводов (самоназвание - чавчыв, чавчувены) и приморских оседлых жителей (самоназвание - нымылын). Чавчувены заселяли внутренние районы Камчатки и прилегающей материковой части, оседлые (береговые) коряки - восточное и западное побережья Камчатки, в район Пенжинской губы и полуострова Тайгонос.
В хозяйстве оседлых коряков сочетались морской зверобойный промысел, рыболовство, сухопутная охота и собирательство. Для кочевых коряков (чавчувенов) характерно крупнотабунное оленеводство с численностью стада от 400 до 2000 голов. Зимним и летним жилищем кочевых коряков была каркасная переносная яранга. Преобладающим типом жилища у оседлых коряков была полуземлянка длиной до 15, шириной до 12 и высотой до 7 м. В начале 19 века под влиянием русских поселенцев появились бревенчатые избы русского типа.
Коряцкая одежда была глухого покроя. Оленеводы шили ее из оленьих шкур, береговые коряки наряду с оленьими использовали шкуры морских животных. Основная пища чавчувенов - мясо оленя, которое ели чаще в вареном виде, в пищу употребляли также кору ивы и морскую капусту. Береговые жители питались мясом морских зверей, рыбой. В 18 века появились покупные продукты: мука, рис, сухари, хлеб и чай. Мучную кашу варили на воде, крови оленя или тюленя, а рисовую кашу ели с тюленьим или оленьим жиром.
Основной социальной единицей являлась большая патриархальная семейная община, объединявшая близких родственников по отцовской линии, а у чавчувенов иногда и более отдаленных родственников. В начале 20 века происходит разрушение патриархально-общинных отношений среди оседлых коряков, что было вызвано переходом к индивидуальным видам хозяйственной деятельности: добыче мелкого морского зверя, пушной охоте, рыболовству.
Главные праздники оседлых коряков в 19 - начале 20 века были посвящены промыслу морских животных. Главный осенний праздник кочевых коряков - коянайтатык («перегонять оленей») - устраивался после возвращения стад с летних пастбищ. После зимнего солнцестояния оленеводы устраивали праздник возвращения солнца, включающий гонки на оленьих упряжках, борьбу, бег с палками, набрасывание аркана на движущуюся по кругу цель, подъем по обледенелому столбу.
У коряков развиты обряды жизненного цикла (свадьбы, рождение детей, похороны, поминки). Болезнь и смерть приписывали деятельности злых духов, представления о которых нашли отражение в похоронно-поминальной обрядности. Для защиты от духов совершали жертвоприношения, обращались к шаманам, пользовались амулетами. Основными жанрами повествовательного фольклора являются мифы и сказки (лымныло), исторические предания и легенды (панэнатво), а также заговоры, загадки, песни. Наиболее широко представлены мифы и сказки о Куйкыняку (Вороне).
Музыкальное творчество представлена пением, речитативом, горлохрипением, инструментальной музыкой. К лирическим песням относят «именную песню» и «родовую песню», имеющие местные и семейные напевы. Общее корякское название музыкальных инструментов - гэйнэчгын. Это же слово обозначает и духовой инструмент, похожий на гобон, с пищиком из пера и конусным раструбом из бересты, и флейту из растения борщевик с наружной щелью, без игровых отверстий, и пищалку из пера птицы, и трубу из бересты. Кроме того, имеются манковая пищалка, свисток, пластинчатый варган, круглый бубен с плоской обечайкой и внутренней крестовидной рукояткой с позвонками на скобе с внутренней стороны обечайки, различные бубенчики, колокольчики, вихревой аэрофон - пропеллер-жужжалка.


Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "коряки" в других словарях:

    Современная энциклопедия

    Народ, коренное население Корякского автономного округа Российской Федерации (7 тыс. человек). Живут также в Чукотском автономном округе и Магаданской обл. Общая численность 9 тыс. человек (1992). Язык корякский. Верующие православные … Большой Энциклопедический словарь

    КОРЯКИ, коряков, ед. коряк, коряка, муж. Народность на крайнем северо востоке Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КОРЯКИ, ов, ед. як, а, муж. Народ, составляющий основное коренное население Камчатки. | жен. корячка, и. | прил. корякский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    КОРЯКИ, народ в Российской Федерации (7 тыс. человек). Коренное население Корякского автономного округа. Живут также в Чукотском автономном округе и в Магаданской области. Язык корякский чукотско камчатской семьи палеоазиатских языков. Верующие… … Русская история

    Народ монгольск. племени, обитает в Приамурск. области и Камчатке. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Коряки - (самоназвания чавчыв, чавчу, нымылагын, нымыл аренку, рымку чавчыв) народность общей численностью 9 тыс. чел. Проживают на территории Российской Федерации, в т.ч. Корякского автономного округа (7 тыс. чел.). Язык корякский. Религиозная… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Коряки (село). Коряки … Википедия

    Народ, составляющий осн. население Корякского нац. окр. Камчатской обл., живут также в Чукотском нац. окр. и Северо Эвенском р не Магаданской обл. Самоназвание береговых К. нымылын, К. оленеводов чавчыв. Числ. К. 6,3 т. ч. (1959). Корякский яз.… … Советская историческая энциклопедия

    Народ, составляющий основное население Корякского национального округа Камчатской области РСФСР. Живут также в Чукотском национальном округе и Северо Эвенском районе Магаданской области. Численность 7,5 тыс. человек (1970, перепись).… … Большая советская энциклопедия

Книги

  • Культура этнолокального сообщества (коряки села Верхний парень) , Хаховская Людмила Николаевна , Представлена культура одной из самых интересных и самобытных группировок коряков - жителях села Верхний Парень. Эта западная группа коряков испытала влияние рядаконтактных этносов, что… Категория: Антропология Издатель: Нестор-История , Производитель:

По корякскому языку

Наименование «коряки» относится к этносу, который не имеет единого самоназвания: оленные коряки называют себя чав’чыв’ (мн. ч. чав’чыв’ав’ ), оседлые коряки, живущие на побережье Охотского и Берингова морей называют себя нымылг’ын (мн.ч. нымылг’о ). Самоназвание оседлых коряков «нымыланы» и наименование «нымыланский язык» в начале 30-х годов ХХ в. использовались для наименования всего этноса и его языка вместо традиционных названий «коряки» и «корякский язык», однако эти названия, как и другие новации в обозначении народов Крайнего Севера не прижились.

Варианты названия и самоназвания языка

Основное наименование языка – корякский язык. Наименование «нымыланский язык», образованное от названия и самоназвания части оседлых коряков, вводившееся в 1930-е годы, быстро вышло из употребления.

Генетическая принадлежность

Корякский язык - один из языков чукотско-камчатской, или чукотско-корякской группы, которая условно относится к «палеоазиатским» языкам. В группу чукотско-корякских языков включаются также алюторский и керекский язык, первый из которых часто относится к корякским диалектам. Отдаленные родственные связи данной группы не выявлены.

География распространения языка

Коряки проживают в северной и средней части Камчатского полуострова, на побережье Берингова и Охотского морей, основная масса представителей этноса проживает в Корякском автономном округе. Небольшая часть коряков живет в районах Камчатской области, не входивших в Корякский автономный округ (Быстринском, Соболевском), более 700 коряков проживают на территории современного Северо-Эвенского района Магаданской области, в основном на полуострове Тайгонос (пос. Тополовка, Верхний Парень, частично пос. Гижига), около 100 коряков живут на юго-востоке Чукотского автономного округа. По данным топонимики и историческим источникам, во второй половине 17 в. западной границей расселения коряков на Охотском побережье была река Тауй, в настоящее время эта граница сместилась на восток до реки Гижиги.

Языковые контакты

Корякский язык в настоящее время контактирует с целым рядом эвенских диалектов, но в значительно большей мере оказывает влияние на эвенский язык, нежели сам подвергается внешнему влиянию. До XVIII-начала XIX в коряки активно контактировали с ительменами, и корякский язык выступал в качестве языка-посредника при общении русских казаков и путешественников с ительменами. Последствием этих контактов является присутствие в ительменском языке большого количества корякских слов, восходящих к разным (минимум двум) диалектам). Есть факты, говорящие о контактах корякского языка с языком айнов, живших впрошлом на юге Камчатки и Курильских островах.

Численность носителей языка

Численность коряков составляет согласно Переписи населения 1989 г. 8942 человека (в 1959 г. чел., в 1979 г. 7900 чел.). Родным языком в 1989 г. назвали корякский язык 52, 4 % коряков (в 1979 г. 69, 6%), русский язык считают родным 46, 8% коряков (в 1979 г. 30,1%). По имеющимся данным, свободно владеют корякским языком только 5,4% коряков.

Наличие говоров, диалектов

Для корякского языка, в отличие от чукотского языка, а также от алюторского и керекского языков, представленных небольшим числом носителей, характерна значительная диалектная раздробленность. Уже Г.В.Стеллер в 1740-е годы выделял в корякском языке три диалекта, в том числе алюторский. В наши дни составе корякского языка выделяются следующие диалекты: чавчувенский, паренский, итканский, апукинский, паланский, карагинский, каменский. Иногда в качестве диалекта корякского языка называется также алюторский диалект, который многие считают самостоятельным языком чукотско-камчатской (чукотско-корякской) группы.

Лингвистическая характеристика языка

  1. Фонологические сведения . По звуковому строю и грамматическому составу корякский язык близок чукотскому языку. В корякском языке насчитывается 6 (в некоторых диалектах до 4) гласных и до 20 согласных (в чавчувенском диалекте отсутствует вибрант р) Чукотскому гортанному смычному в корякском языке соответствует фарингальный согласный г’: основные отличия корякского языка от чукотского в фонетике заключаются в противопоставлении в корякском языке губно-губного w (в действующей графике в’) и губно-зубного v (в графике в), в наличии палатализованного л’. В системе согласных отсутствуют звонкие смычные. Между чукотским и корякским языками имеются также различия в правилах гармонии гласных: в отдельных морфемах и словоформах корякского языка допускается сочетание гласных, принадлежащих к разным сингармоническим рядам, чего не допускает гармония гласных в чукотском языке.
  2. Морфология . Морфологический строй корякского языка - агглютинативный, при этом в нем используются как суффиксы, так и префиксы и конфиксы (комбинации префиксов и суффиксов). В области морфологии для корякского языка характерно противопоставление двойственного и множественного числа (в чукотском языке категория двойственного числа утрачена, но чукотский показатель множественного числа -т соответствует корякскому суффиксу двойственного числа), а также наличие специфических падежных форм, отсутствующих в чукотском языке. В словоизменении глагола противопоставляются два типа спряжения - субъектное и субъектно-объектное, при этом субъектно-объектные формы различают лицо и число субъекта и объекта. Различаются следующие времена глагола: настояще-прошедшее, прошедшее завершенное, прошедшее II, будущее I, будущее II времена. Категория наклонения объединяет формы изъявительного, повелительного и сослагательного наклонений.
  3. Синтаксические сведения. Синтаксический строй корякского языка характеризуется противопоставлением двух типов конструкций: номинативной конструкции с непереходными глаголами и эргативной конструкции с переходными глаголами, при этом порядок слов в предложении является относительно свободным
  4. Лексический состав корякского языка обнаруживает большую близость с чукотским языком; диалекты оседлых коряков, прежде всего паланский, в лексике близки с алюторским языком, который иногда считают диалектом корякского языка. Лексические соотношения корякского и керекского языков не изучены.

Социолингвистическая характеристика языка

Юридический статус, состояние языка в настоящее время

Корякский язык является языком титульного народа Корякского авторомного округа, но повышению его статуса препятствует многодиалектность. Обучение ведется на языке коряков-оленеводов (чавчувенов), положенном в основу корякского литературного (письменного) языка с 1930-х годов. Намерения ввести обучение в начальных классах школы на диалекте оседлых коряков Берингоморского побережья, озвучивавшиеся во второй половине 1990-х годов, вплоть до настоящего времени не реализованы.

Письменность и орфография

Письменность для коряков была создана в начале 30-х годов на латинской графической основе с использованием Единого Северного Алфавита. В 1937 г. корякский алфавит на латинской основе был заменен алфавитом на кириллической основе без дополнительных знаков (в этом варианте алфавита увулярный звук к передавался русской буквой х, а заднеязычный носовой – сочетанием нг) , в 1950-е годы в корякский алфавит были введены дополнительные буквы в’, г’, к’, н’; в начале 60-х годов начертания двух последних букв были заменены на «к с хвостом» и «н с хвостом».. На корякском языке издавались и продолжают издаваться учебные пособия для 1-2 класса начальной школы (выпущено более 35 названий). Издано более 40 названий образцов оригинальной и переводной художественной, публицистической и научно-популярной литературы - до начала 1950-х годов книги издавались в Ленинграде, позже - в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском. Основная масса художественной литературы издана на чавчувенском диалекте, который был положен в основу письменного корякского языка, однако в последние 10 лет предпринимались попытки издания книг на диалекте оседлых коряков (несколько книг К. Килпалина). Периодически в разное время в окружной газете Корякского автономного округа издавались странички на корякском языке, отдельные материалы на корякском языке печатались в районных газетах, где использовались местные диалекты корякского языка. Сообщения о бытовании у коряков альтернативной оригинальной рисуночной письменности иероглифического типа (А.Ф. Макеев) не имеют под собой оснований.

Общественные функции языка

Фото М.Я. Жорницкая. Архив ИЭА РАН

Корякский язык в настоящее время функционирует как язык устного общения в семье между представителями старшего и среднего поколений, степень знания родного языка среди молодежи невелика. Корякский язык используется также в сфере профессионального общения в тех коллективах, которые действуют в сфере традиционных занятий корякского этноса (оленеводческие бригады, рыболовецкие коллективы), в небольших пошивочных мастерских в поселках. Знание корякского языка, в основном среди старшего поколения, распространено среди эвенов северной части Камчатки и Северо-Эвенского района Магаданской области. Некоторые коряки, проживающие в корякско-эвенской контактной зоне, владеют эвенским языком. В 18-19 вв. корякский язык использовался в качестве средства общения коряков с разными группами ительменов, корякские «ясыри» выступали в роли переводчиков при общении русских с ительменами. Язык коряков считается понятным для чукчей, проживающих в Бериноговском районе Чукотского автономного округа, в то время как керекский язык для чукчей непонятен, и кереки говорили с чукчами по-чукотски. Спецификой языковой ситуации у коряков по сравнению с языковой ситуацией у других народов, имеющих соизмеримую численность населения, является относительно большое количество лиц старшего поколения, которые являются монолингвами, т.е. владеют только корякским языком и не знают русского языка. Однако в силу таких причин, как разрыв связей между поколениями, занятость представителей разных поколений в разных сферах деятельности и различных образовательный уровень, возрастная разница между представителями этноса, проживающими в крупных поселках и национальных селах или тундре, лица старшего поколения не могут передавать знание родного языка детям и внукам. Другая особенность, отличающая бытование корякского языка от других языков народов Севера - это территориальная полиглоссия; еще до 60-х годов 20 в. среди коряков было распространено знание соседних диалектов корякского языка, которые использовались для общения при взаимной непонятности собственных диалектов говорящих (отмечались случаи, когда один носитель знал 3-4 диалекта корякского языка). Корякский язык является предметом преподавания в 1-2 классах начальной школы, в отдельных школах ведется факультативное обучение корякскому языку в старших классах. Корякский язык преподается также как предмет в Паланском педагогическом училище и на факультете народов Крайнего Севера Российского гос. пед. Университета имени А.И. Герцена. Окружное радио ведет передачи на корякском языке в объеме 3 часа в неделю. Одна из наиболее серьезных проблем, возникающая при интенсификации обучения корякскому языку - его многодиалектность. К числу факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на языковую ситуацию у коряков, относятся: 1) постепенное сокращение числа лиц старшего поколения, владеющих корякским языком; 2) неблагоприятные социальные условия проживания этноса, закрытие поселков в местах традиционного проживания территориальных групп коряков и переселение местных жителей в поселки с преобладанием приезжего русскоязычного населения; 2) разрушение традиционной семьи и отсутствие возможностей для овладения корякским языком у детей и молодежи в семье; 3) уменьшение числа традиционных производственных коллективов и сокращение количества представителей этноса, занятых в традиционных областях хозяйства, прежде всего в оленеводстве; 4) отсутствие профессиональных и культурных мотиваций для овладения корякским языком у молодежи и лиц среднего поколения; 5) незначительная эффективность процесса обучения корякскому языку в начальной школе.

Степень изученности и история изучения языка

Наиболее ранние сведения о коряках были получены в самом начале 50-х годов 17 в. С. Дежневым на побережье Анадырского лимана и М. Стадухиным, совершившим в 1651-1656 гг. переход через заселенную коряками территорию от истоков до устья реки Пенжины и далее на запад по побережью Охотского моря до устья реки Тауй и позже - до Охотска. Более ранние сообщения о «коряцких людях» в документах 40-х годов 17 в., вероятнее всего, относятся к оседлым чукчам Арктического побережья, то же справедливо и по отношению к отдельным упоминаниям о коряках на территории Якутии в первой трети 18 в. Первыми документами, освещающими походы по территории, заселенной коряками и сообщающими сведения об оседлых коряках и «оленных коряках» (хотя данное словосочетание противоречит по смыслу внутренней форме наименования «коряки») являются «Скаски» Владимира Атласова, составленыне в конце XVII-начале XVIII вв. Большой объем сведений об этнографии коряков и различных диалектах корякского языка был собран в 40-е годы 18 в. во время Второй Камчатской экспедиции С.П. Крашенинниковым и Г.В. Стеллером, в этот же период ценные материалы по языку и этнографии коряков были собраны на Охотском побережье Я.И. Линденау. В 40-е годы словарные материалы по корякскому языку были собраны И.Г. Вознесенским, впоследствии они были использованы в труде Л. Радлова, посвященном сравнению чукотского и корякского языков. В конце 19 в. этнографию, фольклор и язык коряков изучали В.И. Иохельсон, автор двухтомной монографии «The Koryak», и В.Г. Богораз, составивший грамматический очерк корякского языка в сравнении с чукотским и ительменским языками. В 20-е-30-е годы изучение корякского языка было продолжено прямыми учениками В.Г. Богораза - С.Н.С тебницким, Г.М. Корсаковым, Г.И. Мельниковым, И.С. Вдовиным, Т.А. Молл, П.Я. Скориком, Н.А. Богдановой, с 1950-х годов корякский язык изучает А.Н. Жукова. В настоящее время ею изданы грамматика корякского языка, корякско-русский словарь, объемный русско-корякский словарь, две монографии по корякским диалектам, а также учебный корякско-русский и русско-корякский словарь и учебник корякского языка для педучилищ. Языковая ситуация у коряков, а также русские лексические заимствования в корякском языке и русская лексика в словарях корякского языка исследовались А.Н. Бадаевым. Работу по изучению лексики корякского языка продолжает В.Р. Дедык, ученица А.Н. Жуковой, корячка по этнической принадлежности. Этнография коряков в 20 в. была предметом научных занятий С.Н. Стебницкого, И.С. Вдовина, И.С. Гурвича, В.В. Антроповой, К.Г. Кузакова, В.В. Горбачевой, Ю.В. Чеснокова.

Морфология и лексика корякского языка изучены достаточно полно, в меньшей мере разработан и описан синтаксис. Не все диалекты зафиксированы и описаны с достаточной степенью полноты. Экспериментально-фонетические исследования звукового строя корякского языка отсутствуют.

Материалы по корякскому языку и фольклору имеются в Архиве Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого РАН (Кунсткамера). Фонозаписи по фольклору коряков, хранящиеся в Фонограммархиве Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, весьма немногочисленны. Материалы по языку и фольклору алюторцев собирались в экспедициях, проводимых отделением структурной и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова.

Специалисты и научные центры, занимающиеся исследованием крякского языка

  • Жукова Алевтина Никодимовна , д.ф.н.

    Институт лингвистических исследований РАН, Санкт-Петербург, 199053, Санкт-Петербург, Тучков пер. 9

  • Мудрак Олег Алексеевич , д.ф.н.

    101009 Москва, большой Кисловский пер. д.1/12, Институт языкознания РАН. e-mail: [email protected]

  • Муравьева Ирина Анатольевна , д.ф.н. e-mail: [email protected]


Коряки - коренное население северной части полуострова Камчатка, которому удалось пронести свою самобытность и культурные особенности сквозь века. Да, их уклад жизни стал более современным, а некоторые необычные традиции отошли на второй план. Однако несмотря на малочисленность и ограниченный регион проживания, они сумели сохранить свои основные обычаи.


Самым точным переводом термина «коряки» будет «владеющий оленями», что в полной мере отражает суть главного занятия народа. Одна из версий этнологов гласит, что такое название люди получили от русских казаков, которые пришли на полуостров в XVII веке. Согласно другой теории, «коряками» их прозвали соседи юкагиры.

Коряки-рыболовы и коряки-оленеводы


Корякские племена не всегда были кочевыми. Изначально они занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Необходимость отделится от основной группы возникала крайне редко - в годы плохого улова, когда мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту и оставаться там долгое время. С этого и началось разделение коряков на две основные ветви: кочевых тундровых и оседлых береговых.

Что примечательно, сам народ никогда не называл себя «коряками». В противовес этому термину использовались другие. «Намылан» и «анкалан» для обозначения оседлых жителей, «чавчувен» и «чаучу» - для кочевых представителей.


Кроме охоты и рыболовства в селениях были хорошо развиты другие промыслы. Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные использовались не только для пропитания. Из оленьих шкур шились теплые закрытые рубахи «кухлянки», которые украшали витиеватыми узорами из меха пушных зверьков. Для изготовления традиционных меховых валенок отбирались целые шкурки моржей и нерп.


Исключительно женским занятием считалась обработка мягких материалов, в частности шитье и вышивка. Мужчины занимались более тяжелым трудом: изготавливали фигурки, табакерки и украшения из моржовых клыков; обрабатывали металл, камень и дерево.

Отрезанные от цивилизации коряки даже придумали своеобразное подобие подгузников. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали специальным карманом на пуговицах, который было удобно расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман закладывали особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкости и препятствующий появлению опрелостей.

Яранги - традиционное жилье коряков


Олицетворением родного дома для любого коряка является яранга. По строению она похожа на небольшую юрту, покрытую шкурами оленей. Самое теплое место яранги - полог или спальня, которое представляет собой небольшую квадратную «комнату» в центре, со всех сторон укрытую оленьими шкурами мехом внутрь. Раньше туда забиралась вся семья и, зажигая «жирник» (светильник на основе тюленьего жира), укладывались на ночлег. Тогда в пологе становилось настолько жарко, что в даже в самые морозные ночи можно было спать без одежды.


Кроме яранг, коряки строили полуподземные жилища из бревен. Строения имели два входа: нижний, ведущий внутрь через сени, и верхний, который параллельно исполнял роль дымоотвода. Первый использовали в летнее время, пока строение не засыпало снегом. Но как только снежный покров становился настолько высоким, что под ним скрывалась большая часть дома, коряки забирались внутрь через зимний вход. Лестница была очень крутой и напоминала скорее столб с углублениями-ступеньками для ног. Некоторые этнологи придерживаются мнения, что такие северные землянки строились задолго до появления яранг. Однако до нашего времени ни одного целого полуподземного дома в естественных условиях не сохранилось, поэтому увидеть их можно только в музеях.

Чему поклонялись коряки?


Коряки верили, что душа есть у каждой вещи и окружающего предмета. Они одушевляли не только животных, но и весь окружающий мир: небесные светила, море, горы, лес. В каждой общине выбиралось свое священное место - аппапель - которому поклонялись и приносили в жертву животных. Зачастую это были олени, реже собаки и морские обитатели.

Самые пышные празднования устраивались в честь основных промыслов - охоты и рыбалки. Коряки торжественно «встречали» и «проводили» добычу (оленей, касаток, китов), выполняли обряды со шкурой, носами и некоторыми другими частями туш, которые после ритуала обязательно выставляли на почетное место, чаще всего рядом с семейными тотемами. Другими культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки, символизирующие предков, и доски с антропоморфными фигурками для добывания огня трением.


С большим почетом народ относился к смерти и связанными с ней обрядами подготовки тела. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому коряки регулярно совершали ритуальные жертвоприношения и обращались к шаманам за защитными амулетами. Обязательным элементом похоронно-поминальной обрядности была погребальная одежда. Ее начинали шить еще при жизни, но ни в коем случае не заканчивали самостоятельно. По поверью, собственноручно доделав погребальный наряд, человек накликал на себя преждевременную смерть.

Несколько столетий основным способом погребения оставалось сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми обращались как с живыми: вели степенные беседы и передавали через них подарки ранее умершим родственникам, укладывали на костер продукты, личные вещи, оружие. Однако примерно с XVIII века традиционные обряды стали переплетаться с православными погребальными традициями и постепенно забылись.

Корякский фольклор: мифы и сказки, народная музыка

Корякская письменность - одна из самых молодых. Она создавалась на основе латиницы в 1930 году, однако в таком виде просуществовала немногим более пяти лет (с 1930 по 1936). После язык стали записывать русским алфавитом. Повсеместное распространение русского языка негативно повлияло на родную словесность коряков: практически не осталось аутентичных литераторов, каждое новое поколение знало язык все хуже. Ситуация усугубилась после того, как в камчатских школах перестали преподавать корякский язык, исключив его из образовательной программы.

Тем не менее в фольклоре коряков много интересного. Даже не понимая языка, слушать исторические легенды и предания, сказки, мифы и песни очень интересно. Мелодии выполняются речитативом под ритмичное аккомпанирование круглого национального бубна с внутренней крестовидной рукояткой - «г’эйнэчг’ын». Следует отметить, что этот термин является общим для всех корякских музыкальных инструментов. Им обозначают и трубу из бересты, и некое подобие флейты с наружным отверстием, и перьевые пищики, и даже духовые инструменты.


В историях отражены реальные события: межплеменные стычки коряков, войны народа с эвенами и чукчами. Много повествований сосредоточено вокруг «Куйкыняку» - Вороне, который в корякской культуре предстает одновременно как творец, проказник и шутник. Некоторые напевы передаются из поколения в поколение и считаются родовыми. В детском эпосе популярны сказки, главными персонажами которых являются животные: собаки, медведи, мыши и морские обитатели.

Современные коряки: какие они?

Сегодня коряки по-прежнему ведут обособленный образ жизни, не покидая привычных мест обитания. И даже имеют собственную автономию - Корякский округ. Согласно переписи 2010 года, численность народа составляет около 9000 человек. Причем две трети людей проживает в Камчатском крае, остальные - в Чукотском автономном округе и Магаданской области.

Превалирующее большинство современных коряков разговаривают на русском языке и исповедуют православное христианство. Шаманизма придерживаются лишь отдельные племена, в которых сильны традиционные верования предков. Схожая ситуация обстоит с корякским языком - его сохраняет не более 2000 человек, еще около 1000 человек разговаривает на алюторском.


Стремясь защитить интересы коренного населения Корякского автономного округа, российское правительство всячески поддерживает общественные организации и национализацию поселков. На местном радио и телевидении регулярно выпускают различные передачи на корякском языке. В школах наряду с русским обязательно преподают родной для коряков язык, организуют кружки по традиционному укладу жизни и формам хозяйствования.

Остаётся только добавить, что Камчатка - одно из .