Какие наиболее яркие композиционные части. Основы композиции: элементы и приемы

Уроки 3–4 «СЛОВО» КАК ВЫСОКОПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ВЫСОКОХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

25.03.2013 21997 2642

Уроки 3–4 «Слово» как высокопатриотическое и высокохудожественное произведение
(идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

Цел и: познакомить с образной системой «Слова», его основной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».

(Планы отражены на доске.)

План событий
по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным
частям «Слова»

1. Выступление в поход Игоря.

2. Солнечное затмение.

3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

4. Первое удачное столкновение
с половцами.

5. Неудачи второго боя.

6. Ранение и пленение Игоря.

7. Набеги половцев на Русь.

8. Побег Игоря.

1. Вступление.

2. Сборы в поход, предзнаменование.

3. Первый бой.

5. Второй бой.

6. История сражения с половцами.

7. Поражение.

8. Лирическое отступление о междоусобицах.

9. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

10. Обращение к князьям.

11. Плач Ярославны.

12. Возвращение Игоря.

13. Приветственная встреча.

– Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

– Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понравившихся отрывков с последующими комментариями.

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

– Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)

2. Характеристика образной системы «Слова».

1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

2) Как вы их себе представляете?

3) Сопоставьте ваше представление с иллюстрациями В. А. Фаворского (с. 13 учебника).

4) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»?

Обмен мнениями.

Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв дорогу на Русь Степи.

Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она – лицо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но единственной главы поэмы.

Святослав Киевский? Он – воплощение государственной мудрости и отеческого благородства, высказыватель суждений по поводу происходящих событий, он – второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в авторское обращение к князьям.

Учитель. Подлинный же герой поэмы – р усская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность.

Княжеские дружины для автора – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, вспоминаемые в поэме четыре раза, – «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «…русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «…ту пиръ доконечаша храбрии русичи».

Автор – незаурядная фигура Руси домонгольской; его патриотический пафос не был порождением личных настроений и убеждений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи. Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай б ог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложити».

В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взглянул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъятных просторах – от Волхова до Черного моря, – Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями.

Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несомненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» – грозного и великого, который, наступая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева певца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это великое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон приходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современности, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.

Существует даже предположение, что «с лово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить распри и зорко следить за происками кочевников, то есть дало краткую военную передышку.

Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет.

Он первым избрал главным героем произведения Русскую землю, положив начало героической традиции, живущей века.

3. Изучение композиции «Слова».

– Какова же композиция «Слова»?

Учитель. Безусловно, она сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Давайте обратимся к тексту.

(часть I, гл. 12, с. 17–18).

Учитель. Автор по-своему распоряжается временем, и в разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, – Олегом Святославичем. Временное отвлечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли историческую предопределенность совершающегося – неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и неразумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, убеждает поэма, каким его сделало время.

Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд б ожий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначительное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремление к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с другими князьями «за одно сердце».

– Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происходящие события?

В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик, –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развертываются основные действия похода.

Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем волков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «брешут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соловьи, утром дружину будит говор галок… Круглые сутки степь звучит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа – «дружелюбная» к «своим» – пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на художественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Издалека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами…

В пору бегства Игоря – при всем драматизме повествования – наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых зарослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной выразительностью, напряженным динамизмом.

Выразительное чтение фрагмента (ч. III, гл. 2–5, с. 30–32).

– Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

1) Рассказ о походе Игоря.

2) Сон и «златое слово» Святослава.

3) Плач Ярославны.

4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

– А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, восхищаясь искусством старого певца Бояна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бояна», он намерен повествовать «по былям сего времени» – ближе к действительным событиям.)

– Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря – боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

Вывод.

Идеал автора – могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

4. Изучение влияния фольклора на «Слово».

Учитель. Когда говорят о фольклорности «Слова», то обычно вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматривают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

В устной народной литературе сложились устойчивые представления о народном характере. Достаточно сопоставить страстность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки – буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью – не являются исключением. Они ведут себя как сыновья эпохи.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

Самый поразительный герой «Слова» – Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, который днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

– На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова». (в ыписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).

III. Итог уроков.

Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем:

 Образ Русской земли на страницах «Слова»;

 Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (сопоставительный анализ);

 Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

III. Итог урока.

Домашнее задание: прочитать «Слово» в переводе Н. А. Заболоцкого; подготовить понравившийся фрагмент на выразительное чтение (или наизусть); индивидуальное задание: подготовить сопоставительные планы повествования о походе Игоря по «с лову» и по Ипатьевской летописи.

Уроки 3–4

«Слово» как высокопатриотическое
и высокохудожественное произведение
(идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

Цел и: познакомить с образной системой «Слова», его основной идеей; дать понятия патриотизма, честолюбия; работать над выразительным чтением.

Ход уроков

I. Проверка домашнего задания.

Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова».

(Планы отражены на доске.)


План событий
по Ипатьевской летописи

План событий по композиционным
частям «Слова»

1. Выступление в поход Игоря.

2. Солнечное затмение.

3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

4. Первое удачное столкновение
с половцами.

5. Неудачи второго боя.

6. Ранение и пленение Игоря.

7. Набеги половцев на Русь.

8. Побег Игоря.


1. Вступление.

2. Сборы в поход, предзнаменование.

3. Первый бой.

5. Второй бой.

6. История сражения с половцами.

7. Поражение.

8. Лирическое отступление о междоусобицах.

9. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

10. Обращение к князьям.

11. Плач Ярославны.

12. Возвращение Игоря.

13. Приветственная встреча.


– Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи? (Оно более лирично, эмоционально, окрашено авторским отношением к излагаемому материалу.)

– Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны.)

2. Выразительное чтение (или чтение наизусть) понравившихся отрывков с последующими комментариями.

II. Изучение нового материала.

– Как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» неизвестного автора?

– Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья не только о честолюбии и человеческой гордыне, но и о любви к Родине.)

2. Характеристика образной системы «Слова».

1) Какие образы «Слова» вам запомнились?

2) Как вы их себе представляете?

3) Сопоставьте ваше представление с иллюстрациями В. А. Фаворского (с. 13 учебника).

4) Кто же главный герой «Слова о полку Игореве»?

Обмен мнениями.

Князь Игорь? Нет. О нем говорится больше, чем о других князьях, но почти всегда в любовно-укоризненном тоне.

Игорев полк? Но последний потерпел поражение, открыв дорогу на Русь Степи.

Ярославна? Она прекрасна, трогательна, героична, но она – лицо все-таки эпизодическое, персонаж, возможно, лучшей, но единственной главы поэмы.

Святослав Киевский? Он – воплощение государственной мудрости и отеческого благородства, высказыватель суждений по поводу происходящих событий, он – второе поэтическое «я», недаром его речь, именуемая Златым словом, незаметно переходит в авторское обращение к князьям.

Учитель. Подлинный же герой поэмы – р усская земля. Ей певец отдает весь жар сердца, безмерную любовь, сыновнюю привязанность и верность.

Княжеские дружины для автора – «русские сыны», «русские полки», которых ждут «жены русские». Храбрые воины, вспоминаемые в поэме четыре раза, – «русичи». В контексте поэмы это слово имеет эпическое звучание, оно словно навечно высечено в граните: «…русичи великая поля чрвленными щиты прегородиша». Или: «…ту пиръ доконечаша храбрии русичи».

Автор – незаурядная фигура Руси домонгольской; его патриотический пафос не был порождением личных настроений и убеждений. Ценность поэмы для того времени состояла в том, что она высказывала в непревзойденной художественной форме то, что зрело в умах лучших людей эпохи. Так, в Ипатьевской летописи, в записи под 1168 годом, князь восклицает: «Нам дай б ог за крестьян и за Русскую землю головы свои сложити».

В «Слове» земля Русская предстает во всей своей исторической и природной красоте. Глазами автора народ словно впервые взглянул на родные и давно обжитые места. Раскинувшаяся на необъятных просторах – от Волхова до Черного моря, – Русская земля была «украсно украшена» городами, селами, крепостями.

Можно сказать, что Русь выросла и закалилась в борьбе со Степью. Обороняясь, а нередко переходя в наступление, Русь отстаивала и свой народ, и государственность, и свою молодую, несомненно незаурядную культуру, и выполняла роль щита Европы на Востоке. Недаром с такой гордостью вспоминается в Игоревой песне «поход Святослава» – грозного и великого, который, наступая на землю половецкую, притоптал холмы и яруги, взмутил реки и озера, иссушил потоки и болота, пленил хана Кобяка.

Но наступила невеселая година, когда, по словам Игорева певца, стал брат оспаривать брата, и стали князья про малое «это великое» говорить. Из-за усобиц стали «поганые» со всех сторон приходить с победами на землю Русскую. Автор не просто вспоминает о минувших победах, не только скорбит о несчастьях современности, постигших Русскую землю. Поэт призывает встать за «обиду сего времени», за землю Русскую.

Существует даже предположение, что «с лово», произнесенное на встрече князей, заставило их на несколько лет прекратить распри и зорко следить за происками кочевников, то есть дало краткую военную передышку.

Певец «Слова», соколиным взором осматривая все края родной земли, погружаясь в былые века, был деятельным сыном бурного времени, знал все радости, скорби, поражения и победы своих лет.

Он первым избрал главным героем произведения Русскую землю, положив начало героической традиции, живущей века.

3. Изучение композиции «Слова».

– Какова же композиция «Слова»?

Учитель. Безусловно, она сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь и обратно, то рассказывает о событиях 1185 года, то прерывает рассказ воспоминаниями прошлого. Однако в этой непоследовательности есть своя художественная логика. Давайте обратимся к тексту.

Выразительное чтение фрагмента (часть I, гл. 12, с. 17–18).

Учитель. Автор по-своему распоряжается временем, и в разгар битвы, когда дорого каждое мгновение, делает лирико-историческое отступление, вспоминая дела прежних лет и прежде всего усобицы, начатые родоначальником нынешних Олеговичей, ведущих сейчас схватку, – Олегом Святославичем. Временное отвлечение необходимо не только для того, чтобы мы поняли историческую предопределенность совершающегося – неизбежность поражения как следствие княжеских раздоров. «Справка-пауза» выполняет здесь и художественную цель. Опрометчивость и неразумность Игоря мы видим на широком историческом фоне. Игорь таков, убеждает поэма, каким его сделало время.

Не случайно в отвлечении приводится и моральная сентенция о том, что в прошлом похвальбы уже приводили князей на суд б ожий, оборачивались погребальным покрывалом. Многозначительное сообщение подготавливает нас к тому, чтобы понять: Игорь находится в таком же положении, как и участники былых распрей, и его не минует наказание за дерзкую вылазку в Поле, за стремление к личной славе, за нежелание умерить свой пыл и быть с другими князьями «за одно сердце».

– Давайте посмотрим, а как природа «откликается» на происходящие события?

В «Слове» мы присутствуем при чуде рождения того чувства природы, которое спустя столетия найдет свое полное выражение в тютчевской поэтической строфе:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик, –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Присмотримся к облику и характеру степи, в которой развертываются основные действия похода.

Идущую по дороге рать степь встречает ревом грозы, воем волков по оврагам, клекотом орлов; рать слышит, как лисицы «брешут» на красные щиты. Ночью степь оглашают «щекотом» соловьи, утром дружину будит говор галок… Круглые сутки степь звучит, говорит ковыльной речью, полной необыкновенно важного значения. Поэт любит символический полевой пейзаж, когда сама природа – «дружелюбная» к «своим» – пытается предупредить храбрых витязей о предстоящем побоище. Для этой цели на художественное полотно набрасываются резкие цветовые мазки. Издалека видны меняющиеся краски: «кровавые зори свет возвещают», «черные тучи с моря идут», «трепещут синие молнии». Дождь, пришедший с Дона, сыплет на войско стрелами…

В пору бегства Игоря – при всем драматизме повествования – наш взгляд останавливается на степных реках, стелющих зеленую траву, на берегах песчаных, где кишмя кишат в тростниковых зарослях лебеди, чайки, утки. Все отмечено острой живописной выразительностью, напряженным динамизмом.

Выразительное чтение фрагмента (ч. III, гл. 2–5, с. 30–32).

– Разделив «Слово» условно на части, озаглавьте их:

1) Рассказ о походе Игоря.

2) Сон и «златое слово» Святослава.

3) Плач Ярославны.

4) Рассказ о побеге Игоря из плена.

– А с чего начинается «Слово»? (С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Но, восхищаясь искусством старого певца Бояна, он отказывается вести свое повествование-рассказ «по замышлению Бояна», он намерен повествовать «по былям сего времени» – ближе к действительным событиям.)

– Как вы думаете, зачем автор предлагает нам увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения? (Рассказ о походе Игоря выстроен так, что мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли, прониклись правотой его страстного призыва встать за землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и стремящейся помочь ему. И в каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль». Но во всех откликах на поход Игоря – боль. Душа автора болит за Игоря, за судьбу Русской земли.)

Идеал автора – могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть князей братьями, способными почувствовать чужую боль, помочь в горе. «Слово» – это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле. (Запись в тетради.)

4. Изучение влияния фольклора на «Слово».

Учитель. Когда говорят о фольклорности «Слова», то обычно вспоминают о богатстве дописьменного творчества, да и о всей устной поэтической стихии, всегда жившей в народе, и рассматривают, как это богатство отразилось в Игоревой песне.

В устной народной литературе сложились устойчивые представления о народном характере. Достаточно сопоставить страстность и молодечество Игоря и удаль Всеволода с действиями Добрыни Никитича, Ильи Муромца, Алеши Поповича, и станет ясным, что их поступки – буйство в бою, нежелание соразмерить силы с опасностью – не являются исключением. Они ведут себя как сыновья эпохи.

Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь.

Самый поразительный герой «Слова» – Всеслав Полоцкий, чей образ соединил в себе черты реального («летописного») князя с волшебником Волхом Всеславичем, фольклорным оборотнем, который днем правил людьми, а ночью царствовал над зверями.

– На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова». (в ыписать примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приема одушевления природы и т. д.).

III. Итог уроков.

Домашнее задание: написать домашнее сочинение на одну из тем:

 Образ Русской земли на страницах «Слова»;

 Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (сопоставительный анализ);

 Какой из эпизодов «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Урок 5

«Вечные образы» в «слове о полку игореве»

(внеклассное чтение)

Цел и: продолжить знакомство учащихся с величайшим памятником древнерусской литературы, с истолкователями «Слова» в музыке, на сцене, в живописи, графике, лаковой миниатюре.

Ход урока

Литературно-музыкальная композиция «Образы "Слова" в живописи, графике, скульптуре, музыке».

1. Вступительное слово учителя.

Музыкальное, графическое, живописное «Слово» вошло в наш духовный обиход и стало его неотъемлемой частью. Гордостью наполняется сердце, когда звучат имена Александра Бородина, Виктора Васнецова, Ивана Голикова, Владимира Фаворского… Этими первоклассными мастерами не ограничивается список тех, кто на протяжении десятилетий обогащал и умножал изобразительную и музыкальную традиции воплощения «Слова».

Чем же так притягательно «Слово» для художника? п очему его образы вечны?

Демонстрируется слайд «Дмитровский собор во Владимире».

Исследователи не раз сопоставляли песню Игорева похода с белокаменным красавцем-богатырем – Дмитровским собором во Владимире, построенным во времена Всеволода Большое Гнездо. В последние годы все больший интерес вызывают скульптурные владимирские барельефы, объединяющие христианские и языческие мотивы.

Слайд «Георгиевский собор в Юрьеве-Польском».

Замечена своеобразная стилевая перекличка образов «Слова о полку и гореве» со скульптурой фасадов Георгиевского собора в Юрьеве-Польском: «Скульптуры Георгиевского собора, как и древнерусский поэт, стремясь понятнее передать настоящее, воссоздают картины прошлого, оценивают события в историческом аспекте… Рельеф Дмитрия Солунского, посвященный Всеволоду III, является как бы типологической параллелью литературному образу поэмы… В скульптуре Георгиевского собора, как и в «Слове о полку Игореве», с особой силой звучат воинские мотивы. И поэма, и скульптурный декор, дополняя друг друга, могут служить энциклопедическим словарем по истории русского оружия» * (см. Примечание). Так изображался в пластике мир поэмы домонгольской Руси.

Всякий более или менее замечательный ученый, литератор, историк, поэт, педагог восхищался этим произведением и стремился сказать о нем свое слово. Не остались в стороне и художники. в нимания заслуживают иллюстрации Михаила Зичи, появившиеся на свет в 1854 году.

п оказ слайда «Ярославна».

В 1880 г. один из известных художников-передвижников В. Г. Перов написал картину «Плач Ярославны».

2. Выступление ученика о В. М. Васнецове.

В 1880 г. Виктор Васнецов завершил свою картину «После побоища Игоря Святославича с половцами», находящуюся ныне в Третьяковской галерее.

Показ репродукции.

Возле огромного полотна всегда толпа зрителей, любующихся созданием художника. Васнецов понимал «Слово» как произведение, в котором сказывается «целый облик народа». На поле лежат храбрые русичи, которые пали в битве за отчий край. Эпическим спокойствием полны прекрасные лица воинов, отдавших жизни, отстаивая родную землю. Луна, словно омытая кровью, поднимается над степным океаном; во всем пейзаже разлито спокойствие, и невольно вспоминаются слова поэта: «…ту кроваваго вина не доста, ту пиръ докончаша храбри русичи: сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую». Васнецов увидел Игореву битву глазами эпика-живописца как одну из мужественных легенд, которыми насыщена наша история. Васнецовское «Побоище» – воплощение народных идеалов и высоких патриотических чувств. Любуясь созданием Васнецова, Репин так оценил его в письме к Стасову: «Для меня это необыкновенно замечательная, новая и глубокая поэтическая вещь».

3. Рассказ ученика об А. П. Бородине.

Бывают сочетания имен, представляющиеся почти символическими. Такова встреча Александра Порфирьевича Бородина, композитора, чье творчество отмечено чертами мужества и эпической широты, с песнью Игорева похода.

Обращением к «Слову», оказавшимся столь счастливым, Бородин был обязан Владимиру Васильевичу Стасову, его душевной, художественной и исторической проницательности. Рождение эпической оперы «Князь Игорь» неотрывно от общественной и музыкальной атмосферы «Могучей кучки», знаменитого Балакиревского кружка, выступавшего в 60-х гг. XIX в. за искусство национальное, демократическое, народное. Проникновенно интересуясь отечественной историей, «кучкисты» обращались к сюжетам, позволяющим раскрыть народные характеры в их душевном цветении.

Стасов безмерно полюбил «Слово» и верно усвоил его национальную сущность. о н подчеркивал ярко выраженное чувство природы, обнаруживаемое в поэме. Именно Стасову принадлежит первый сценарий будущей оперы, который хотя и перерабатывался затем Бородиным, но все же лег в основу произведения.

Александр Бородин, работая над музыкой и либретто, существенно видоизменил стасовский сценарий, стремясь приблизить оперу к тексту произведения, заботясь о том, чтобы передать эпичность Игоревой песни. По Стасову, опера должна была начаться в тереме Ярославны, задумчивой и грустной, ничего не знающей об Игоре, ушедшем в поход. Опера же, как мы знаем, открывается величественной сценой выступления рати Игоря, которого Бородин сделал главным героем. Его образ наиболее полно раскрывается в каватине «Ни сна, ни отдыха измученной душе…», ставшей знаменитой.

Звучит каватина.

В опере нет «златого слова» Святослава, введены новые герои – князь Владимир Галицкий, гудошники, Кончаковна.

Изменения, произведенные Бородиным, диктовались исключительно желанием композитора «написать эпическую русскую оперу».

Бородин ввел в оперный текст сцену сбора Игоря в поход, зловещее затмение, прощание с Ярославной и народом; подчеркнул в опере действие космических сил, обрушивших свой гнев на Путивль, ввел драматическую сцену набата – ведь и само «Слово» было призывом. Половецкие сцены, написанные Стасовым, удовлетворили Бородина, но он укрупнил обрисовку фигур Игоря и хана Кончака.

Третий акт был намечен Бородиным лишь пунктирно, позднее его подробно разработали А. К. Глазунов и Н. А. Римский-Корсаков.

И, наконец, четвертый, заключительный акт написан композитором как народное торжество, проникнутое радостью по поводу возвращения Игоря.

Римский-Корсаков позднее вспоминал, что Бородин, работая над оперой, страдал зрительными галлюцинациями: стоило ему закрыть глаза, как во всех подробностях он видел лица, одежды, глаза своих героев.

Постоянно отвлекаемый научными обязанностями (ведь он был одним из крупнейших химиков своего времени), Бородин сочинял оперу не акт за актом, а «кусками», создавая те сцены, которые больше всего привлекали его в данную минуту.

Как ни складывал Бородин кирпичик за кирпичиком грандиозное здание оперы, всевозможные музыкальные, научные и житейские дела постоянно отвлекали его от работы; завершить оперу Александру Бородину было не суждено. В 1887 г., незадолго до смерти, композитор играл для собравшихся друзей фрагменты оперы. После смерти Бородина «Князя Игоря» завершили его друзья. Римский-Корсаков по этому поводу вспоминал: «Между мною и Глазуновым было решено так: он досочинит все недостающее в III акте, запишет на память увертюру, наигранную много раз автором, а я переоркеструю, досочиню и приведу в систему все остальное, недоделанное и не оркестрованное Бородиным».

В апреле 1890 г. «Князь Игорь» был впервые поставлен на сцене Мариинского театра в Петербурге, чтобы затем начать триумфальное шествие по театрам мира.

4. Слово учителя.

Музыкальное воплощение «Слова», происшедшее почти сто лет спустя после счастливой находки Мусина-Пушкина, явилось до некоторой степени и новым рождением произведения. К старому эпосу приобщились и художники-декораторы, как, например, знаток языческой старины Н. К. Рерих (в зарубежных скитаниях он призывал: «Любите русский народ!»), и великие певцы, и замечательные дирижеры.

Революционный взрыв 1917 г. и г ражданская война заставили поэтов и прозаиков не раз прибегнуть к образам и метафорам «Слова», перетолковывая их на современный лад. Народный художник из Палеха Иван Голиков воскресил всю безмерную радость красок, живших в поэтическом шедевре, рожденном Киевской Русью.

Демонстрация репродукции картины И. Голикова «Битва».

5. Сообщение ученика об Иване Голикове.

В 20–30-х гг. XX в. популярностью пользовалось издательство «Academia». Художественным редактором там был энергичный М. П. Сокольников, прекрасно знавший Палех и друживший с И. Голиковым в юности. Сокольникову и принадлежала мысль выпустить «Слово» с палехскими иллюстрациями.

И. Голиков воспринял заказ как дело жизни.

Обычно Голиков рисовал без всякой предварительной подготовки. Увидев, например, цветы на поле, Голиков написал «Бой», поражая всех богатырством движений, передававших горячку схватки. х удожник не признавал никаких предварительных набросков, не делал никаких заготовок.

Счастье Ивана Голикова заключалось в том, что весь он, его художественные представления – зеленый побег могучего ствола, выросшего из желудя, каковым и было «Слово о полку Игореве».

Книга вышла в свет в 1934 году.

Демонстрируется репродукция обложки-титула первого издания «Слова о полку Игореве» с иллюстрациями И. Голикова.

Тираж ее составил 3200 экземпляров. Оригиналы Голикова, хранящиеся в настоящее время в Третьяковской галерее, претерпели, превращаясь в типографские листы, существенные изменения. По внешнему виду книга напоминала палехскую шкатулку с черным лаковым фоном, на котором цветовые блики горят как маленькие солнца.

6. Выступление ученика о В. А. Фаворском.

После Голикова нелегко было обращаться к зрительной стороне Игоревой песни, ибо в его работах поэма и ее изобразительное воплощение совпали. Но произошла еще одна встреча со «Словом», оказавшаяся на редкость современной и своеобразной.

Речь идет о графическом воплощении «Слова» Владимиром Фаворским.

К «Слову» Фаворский впервые обратился в 1937 г., создав небольшие заставки к главам, в которых сочетались легенда и история, сладостность предания и документальность.

Вспоминая о своей работе, Владимир Андреевич впоследствии рассказывал: «Я оформил и иллюстрировал "Слово о полку Игореве", потому что это произведение всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное "Слову". Книга, изданная "Детгизом", – последняя моя работа над "Словом". Издание это отличается тем, что в книге, на развороте, друг против друга, помещались текст древний и перевод. И поэтому было естественно делать иллюстрации в разворот, занимающий обе страницы. При такой композиции все иллюстрации имеют удлиненную форму, подобно фризу в архитектуре, что способствует, как мне кажется, передаче эпического характера всей вещи. Мелкие картинки на полях и буквы сопровождают весь рассказ и должны соединять всю книгу в одну песнь».

Рассматривание иллюстраций Фаворского в учебнике.

7. Заключительное слово учителя.

Нет сомнения, что «Слово» и впредь найдет свое новое воплощение в образах кино, пластики, балета, музыки. Поэты будут еще и еще создавать вариации на темы «Слова», а композиторы – извлекать новые и новые звуки из бесконечного художественного и музыкального пространства поэмы.

«"Слово о полку Игореве" – неиссякаемый источник, щедро одаряющий тех, кто припадает к его живой воде. Познание "Слова" носит у нас всенародный характер, являя собой прекрасное и волнующее, вечно живое явление отечественной культуры» (Д. С. Лихачев).

В литературоведении про композицию говорят разное, но есть три основных определения:

1) Композиция – это расположение и соотнесенность частей, элементов и образов произведения (компонентов художественной формы), последовательность введения единиц изображаемого и речевых средств текст.

2) Композицией называется построение художественного произведения, соотнесенность всех частей произведения в единое целое, обусловленное его содержанием и жанром.

3) Композиция – построение художественного произведения, определенная система средств раскрытия, организации образов, их связей и отношений, характеризующих жизненный процесс, показанный в произведении.

У всех этих страшных литературоведческих понятий, в сущности, довольно простая расшифровка: композиция – это расположение романных отрывков в логическом порядке, при котором текст становится цельным и обретает внутренний смысл.

Как, следуя инструкции и правилам, мы собираем из мелких деталей конструктор или пазл, так мы собираем из текстовых отрывков, будь то главы, части или зарисовки, и целый роман.

Пишем фэнтези: курс для любителей жанра

Курс для тех, у кого фантастические идеи есть, а писательского опыта нет или его мало.

Если вы не знаете, с чего начать – как развить идею, как раскрыть образы, как, в конце концов, просто изложить связно то, что придумалось, описать то, что увиделось, – мы предоставим и необходимые знания, и упражнения для практики.

Композиция произведения бывает внешней и внутренней.

Внешняя композиция книги

Внешняя композиция (она же архитектоника) – это разбивка текста на главы и части, выделение дополнительных структурных частей и эпилога, введения и заключения, эпиграфов и лирических отступлений. Еще внешняя композиция – это деление текста на тома (отдельные книги при глобальной идее, ветвистом сюжете и большом количестве героев и персонажей).

Внешняя композиция – это способ дозирования информации.

Романный текст, написанный на 300 листах, без структурной разбивки неудобочитаем. Как минимум ему нужны части, как максимум – главы или смысловые отрезки, разделенные пробелами или звездочками (***).

Кстати, для восприятия удобнее короткие главки — до десяти листов – ведь и мы, будучи читателями, одолев одну главу, нет-нет, да посчитаем, сколько страниц в следующей – и дальше читать или спать.

Внутренняя композиция книги

Внутренняя композиция, в отличие от внешней, включает гораздо больше элементов и приемов компоновки текста. Все они, однако, сводятся к общей цели – выстроить текст в логичном порядке и раскрыть авторский замысел, но идут к ней разными путями – сюжетными, образными, речевыми, тематическими и др. Разберем их подробнее.

1. Сюжетные элементы внутренней композиции:

  • пролог – вступление, чаще всего – предыстория. (Но некоторые авторы прологом берут событие из середины истории, а то из финала – оригинальный композиционный ход.) Пролог – интересный, но необязательный элемент как внешней композиции, так и внешней;
  • экспозиция – исходное событие, в котором , представляются герои, намечается конфликт;
  • завязка – события, в которых завязывается конфликт;
  • развитие действий – ход событий;
  • кульминация – высшая точка напряжения, столкновение противоборствующих сил, пик эмоционального накала конфликта;
  • развязка – итог кульминации;
  • эпилог – итог истории, выводы по сюжету и оценка событий, наметки дальнейшей жизни героев. Необязательный элемент.

2. Образные элементы:

  • образы героев и персонажей – продвигают сюжет, являются главными конфликта, раскрывают идею и авторский замысел. Система действующих лиц – каждый образ в отдельности и связи между ними – важный элемент внутренней композиции;
  • образы обстановки, в которой развивается действие, — это описания стран и городов, образы дороги и сопровождающие пейзажи, если герои в пути, интерьеров – если все события происходят, например, в стенах средневекового замка. Образы обстановки – это так называемое описательное «мясо» (мир истории), атмосферность (ощущение истории).

Образные элементы работают, в основном, на сюжет.

Так, например, из деталей собирается образ героя – сирота, без роду и племени, но с магической силой и целью – узнать о своем прошлом, о своей семье, найти свое место в мире. И эта цель, по сути, становится сюжетной – и композиционной: из поисков героя, из развития действия – из поступательного и логичного продвижения вперед – формируется текст.

И то же самое касается образов обстановки. Они и создают пространство истории, и одновременно ограничивают его определенными рамками – средневековым замком, городом, страной, миром.

Конкретные образы дополняют и развивают историю, делают ее понятной, видимой и ощутимой, как правильно (и композиционно) расставленные предметы обихода в вашей квартире.

3. Речевые элементы:

  • диалог (полилог);
  • монолог;
  • лирические отступления (авторское слово, не касающееся развития сюжета или образов героев, отвлеченные размышления на определенную тему).

Речевые элементы – это скорость восприятия текста. Диалоги – динамика, а монологи и лирические отступления (в том числе описания действия от первого лица) – это статика. Зрительно текст, в котором нет диалогов, кажется громоздким, неудобным, нечитаемым, и это отражается на композиции. Без диалогов она тяжела для восприятия – текст кажется затянутым.

Монологичный текст – как громоздкий сервант в небольшой комнате — опирается на множество деталей (и еще больше содержит в себе), в которых порой сложно разобраться. В идеале, чтобы не утяжелять композицию главы, монологичный (и любой описательный текст) должен занимать не больше двух-трех страниц. И ни в коем случае не десять-пятнадцать, их просто мало кто будет читать – пропустят, глянут по диагонали.

Диалоги же, напротив, состоят из эмоций, легки для восприятия и динамичны. При этом они должны быть не пустыми – только ради динамики и «героических» переживаний, а информативными, и раскрытие образа героя.

4. Вставки:

  • ретроспектива – сцены из прошлого: а) длинные эпизоды, раскрывающие образ героев, показывающие историю мира или истоки ситуации, могут занимать несколько глав; б) короткие сценки (флешбэки) – от одного абзаца, часто исключительно эмоциональные и атмосферные эпизоды;
  • новеллы, притчи, сказки, байки, стихи – необязательные элементы, которые интересно разнообразят текст (хороший пример композиционной сказки – «Гарри Поттер и Дары смерти» Роулинг); главы другой истории при композиции «роман в романе» («Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова);
  • сны (сны-предчувствия, сны-предсказания, сны-загадки).

Вставки – это внесюжетные элементы, и убери их из текста – сюжет не изменится. Однако они могут пугать, смешить, тревожить читателя, подсказывать развитие сюжета, если впереди – сложный событийный ряд.сцена должна логично проистекать из предыдущей, каждая следующая глава должна быть связна с событиями предыдущей (если несколько сюжетных линий – значит, главы и скрепляются по событиям линий);

расположение и оформление текста в соответствии с сюжетом (идеей) – это, например, форма дневника, курсовой работы студента, романа в романе;

тема произведения – скрытый, сквозной композиционный прием, который отвечает на вопрос – о чем история, в чем ее суть, какую главную мысль до читателей хочет донести автор; в практическом плане решается через выбор значимых деталей в ключевых сценах;

мотив – это устойчивые и повторяющиеся элементы, которые создают сквозные образы: например, образы дороги – мотив путешествий, авантюрной или бездомной жизни героя.

Композиция – это явление сложное и многослойное, и во всех ее уровнях разобраться тяжко. Однако разбираться надо, чтобы знать, как выстроить текст, чтобы он легко воспринимался читателем. В этой статье мы поговорили об основах, о том, что лежит на поверхности. И в следующих статьях копнем чуть глубже.

Следите за обновлениями!

Дарья Гущина
писатель, автор-фантаст
(страница ВКонтакте


Информация для учителя

^ Значение «Слова о полку Игореве»
«К концу XX в. книга будет переведена уже на десятки языков и войдет в золотой фонд мировой литературы. Сегодня и на английском, и на японском языках существует по несколько переводов «Слова о полку Игореве». А на русском - одних только стихотворных переводов и переложений несколько десятков. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвященных «Слову». В 1995 г. Институт Российской Академии издал пятитомную «Энциклопедию «Слова о полку Игореве». Мотивы «Слова» можно найти у русских поэтов от Пушкина и Рылеева до ныне здравствующих. (Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От были до летописи. - М.: Аванта+, 2000. С. 219).

«Автор «Слова о полку Игореве» - это Пушкин ХII столетия. Талантливый, разносторонний, покоряющий своим словом и современников и нас, далеких потомков. Однако понять его буквально, а тем более разгадать его символику очень трудно. Сотни переводчиков старались переложить на разные современные языки то, что он сказал, т.е. раскрыть буквальный смысл произведения, написанного на русском языке ХII века. Пять тысяч книг и исследовательских статей ХIХ-XX веков посвященs расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию тех символов и иносказаний, неясных намёков и многозначительных умолчаний, из которых соткана узорчатая ткань этой поэмы, этого учёного трактата, этого страстного патриотического призыва к единству» (Рыбаков Б . Как вникнуть в сущность «Слова о полку Игореве» / «ЛШ». 1990. № 4).
^ Образ Русской земли в «Слове…» 1
Свой призыв к единению, свое чувство единства родины автор «Слова» воплотил в живом, конкретном образе Русской земли. Героем «Слова» является не какой-либо из князей, а русский народ, Русская земля. К ней, к Русской земле, обращена вся полнота личных чувств автора «Слова». Образ Русской земли - центральный образ в «Слове»; он очерчен автором широкой и свободной рукой. Автор «Слова» рисует обширные пространства Русской земли. Он ощущает родину как единое, огромное и живое существо.

Едва ли в мировой литературе есть произведение, в котором одновременно были бы вовлечены в действие такие огромные географические пространства. Половецкая степь («страна незнаема»), «синее море», Дон, Волга, Днепр, Донец, Дунай, Западная Двина, Рось, Сула, Стугна, Немига, а из городов - Корсунь, Тмуторокань, Киев, Полоцк, Чернигов, Курск, Переславль, Белгород, Новгород, Галич, Путивль, Римов и др. - вся Русская земля находится в поле зрения автора, введена в круг его повествования. При этом автор «Слова» не исключает Русскую землю из состава окружающих ее народов, заставляя прислушиваться к происходящим в ней событиям немцев и венецианцев, греков и моравов, а половцев, литву, ятвягов и деремелу (литовские племена) - быть непосредственными участниками русской истории.

Подобно Ярославу Галицкому, прозванному за свой политический ум Осмомыслом, престол которого господствует над Венгрией и Киевом, откуда он обозревает происходящее, автор «Слова» видит Русь как бы с идеальной высоты. Огромность Русской земли подчеркивается им одновременностью действия в разных ее частях: «Девицы поютъ на Дунай, вьются голоси чрезъ море до Киева». Одновременно с походом Игорева войска двигаются к Дону половцы «неготовыми дорогами», скрипят их немазаные телеги...»

Грандиозностью отличается и пейзаж «Слова», всегда тем не менее конкретный и взятый как бы в движении: перед битвой с половцами кровавые зори свет поведают, черные тучи с моря идут... быть грому великому, идти дождю стрелами с Дону великого, земля гудит, реки мутно текут, прах над полями несется. После поражения войска Игоря широкая печаль течет по Руси.

Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дождевые облака, щекот соловьиный по ночам и галочий крик утром, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развертывается действие «Слова», передают ощущение бескрайних просторов родины.

Ярославна обращается к ветру, веющему под облаками, лелеющему корабли на синем море, к Днепру, который пробил каменные горы сквозь землю Половецкую и лелеял на себе Святославовы насады до Кобякова стана, к солнцу, которое всем тепло и прекрасно, а в степи безводной простерло жгучие свои лучи на русских воинов, жаждою им луки скрутило, истомою им колчаны заткнуло.

В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины - Русской земли - объединяет для автора его историю «страны» (т.е. сельские местности), города, реки и всю природу. Чем шире автор «Слова» охватывает своим умственным взором Русскую землю, тем конкретнее и жизненнее становится ее образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы.

Ощущение пространства и простора, постоянно присутствующее в «Слове», усиливается многочисленными образами соколиной охоты, участием в действии птиц (орлы, гоголи, вороны, галки, соловьи, кукушки, лебеди, кречеты), совершающих большие перелеты («не буря соколы занесе чрезъ поля широкая, галици стады бежать к Дону великому», вороны несутся к синему морю и т. д.); ветер и отдаленное море подчеркивают это ощущение.

Образ родины, полной городов, рек и многочисленных обитателей противопоставлен образу пустынной половецкой степи - «стране незнаемой», ее яругам (оврагам), холмам, болотам и «грязивым» местам. Русская земля для автора «Слова» - это, конечно, не только земля в собственном смысле того слова, не только русская природа, русские города, это в первую очередь народ, ее населяющий.

Автор «Слова» говорит о мирном труде русских «ратаев» (пахарей), нарушенном усобицами князей; о женах русских воинов, оплакивающих своих мужей, павших в битве за Русь; о горе всего русского народа после поражения Игоря, о гибели достояния русского народа, о радости жителей городов и сельских местностей при возвращении Игоря. Войско Игоря Новгород-Северского - это прежде всего «русичи», русские сыны, они идут на половцев за родину, переходя границу Руси, они прощаются с родиной - с Русской землей в целом, а не с Новгород-Северским княжеством, не с Курском или Путивлем: «О Русская земле! уже за шеломянемъ еси!»

Вместе с тем понятие родины включает для автора «Слова» и ее историю. В зачине к «Слову» автор говорит, что он собирается вести свое повествование «от стараго Владимера (Владимира I Святославича) до нынешняго Игоря». Излагая историю несчастного похода на половцев князя Игоря, автор охватывает события русской жизни за полтора столетия и ведет свое повествование, «свивая славы оба полы сего времени» - постоянно обращаясь от современности к истории, сопоставляя прошлые времена с настоящим. Автор вспоминает века Трояновы, годы Ярославовы, походы Олеговы, времена «стараго Владимера» Святославича.

Итак, Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, - основной художественный образ «Слова».
(2 урок)

^ Цель урока: «Слово» как высокопатриотичное и высокохудожественное произведение (идея, образная система, пейзаж, влияние фольклора)

Словарная работа: патриотизм, честолюбие, междоусобица.
Ход урока

^ I. Беседа по оформленному на доске или прочитанному высказыванию из произведения В. Чивилихина «Память»

Наши предки любили свою родину, конечно, не меньше; чем мы, а патриотическое сознание средневековая Русь выработала на много веков раньше, чем европейские народы. Игумен Даниил, придя из-под Чернигова в Иерусалим, еще в 1108 году в записках своих шесть раз вспомнил родную речку Сновь и допросил у короля крестоносцев Болдуина разрешения поставить свечу от всей Русской земли. Ни с чем не сравним пронзающий душу патриотизм «Слова о полку Игореве»! Это ХII век. В Европе же впервые мысль о родине, как главной ценности народа, высказал Франческо Петрарка лишь в середине ХIV века...

Чивилихин В. Память. Роман-эссе
- Что составляет предмет национальной гордости писателя Чивилихина?

Что такое патриотизм? В чем он может проявляться?

Результаты мини-исследования должны быть перед уроком проверены учителем и в виде планов отражены на доске.


^ План повествования

Ипатьевской летописи


План основных

композиционных частей «Слова»


1. Выступление в поход Игоря.

2. Солнечное затмение.

3. Присоединение к войску буй-тур Всеволода.

4. Первое удачное столкновение с половцами.

5. Неудачи второго боя.

6. Ранение и пленение Игоря.

7. Набеги половцев на Русь.

8. Побег Игоря


1. Вступление.

2. Сборы в поход, предзнаменование.

3. Первый бой.

5. Второй бой.

6. История сражения с половцами.

7. Поражение.

8. Лирическое отступление о междоусобице.

9. Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.

10. Обращение к князьям.

11. Плач Ярославны.

12. Возвращение Игоря.

13. Приветственная встреча

Ученик должен быть готов к ответу на вопросы:

Чем повествование в «Слове» отличается от летописного? (Оно более лирично, эмоционально, и, насколько это допускает произведение древнерусской литературы, личностно окрашено авторским отношением к излагаемому материалу).

Какие наиболее яркие композиционные части, не связанные с сюжетом, свойственны только «Слову»? (Лирическое отступление о междоусобицах, «золотое слово» Святослава, плач Ярославны).
^ III. Выразительное чтение выделенных отрывков с последующими комментариями: для чего автор включает в повествование не связанные с сюжетом части, как в них находит выражение идея «Слова» (мысль о вреде междоусобиц и призыв к единению), как в них проявился «пронизывающий душу патриотизм» безвестного автора?

Можно предложить учащимся ответить на вопрос:

Каков общечеловеческий смысл истории похода князя Игоря? (Это раздумья о честолюбии и человеческой гордыне.)
^ IV. Характеристика образной системы

Обмен мнениями по вопросам:

Какие образы «Слова» запомнились?

Какими вы их себе представляете?

Насколько ваше представление соответствует помещенным в учебнике иллюстрациям Фаворского?

Кто главный герой «Слова»?

Ученики рассказывают о Святославе как воплощении государственной мудрости и отеческого благородства. О пленительном образе Ярославны - символе женственности и женской любви. О доблестных русских князьях. Но не забудем и самого безвестного автора «Слова»... И еще: пытаясь назвать главного героя, подчеркнем, что это не столько князь Игорь (хотя «Слово» о нем), сколько сама Русская Земля, родная, страдающая и величественная.
^ V. Выразительное чтение фрагментов. Композиция «Слова»

Композиция «Слова» сложна, ее называют непоследовательной, эмоциональной, мозаичной. Автор постоянно переходит от одной темы к другой, переносит место действия с Русской земли в половецкую степь, затем в Киев, другие русские города, снова в половецкую степь, рассказывает о событиях 1185 г. и прерывает рассказ воспоминаниями о далеком прошлом. Но эмоционально-непоследовательной композиция «Слова» только кажется, кусочки мозаики соединяются не произвольно и случайно, а в соответствии с художественной логикой.

С чего начинается «Слово»?

(С небольшого вступления, в котором автор размышляет, как ему вести свой рассказ. Он вспоминает Бояна, певца старого времени (ХI в.), который жил во времена первых усобиц и пел славу достойным князьям - Ярославу Мудрому и его брату Мстиславу, способному отказаться от личных притязаний на Киевский престол во имя единства Русской земли и мира между князьями. Воин в изображении автора «Слова» - вдохновенный певец, его воображение не знает границ, оно свободно течет «по мысленному древу», дереву познания, он наделен вещам даром всеведенья, мысль его свободно проникает в то, что происходит на земле, и парит под небесами, вдохновение Бояна оживляет струны гуслей, и они «рокочут» славу князьям. Песни Бояна, «соловья старого времени», - высокий поэтический идеал для автора «Слова». Но, восхищаясь искусством старого певца, он отказывается вести свой рассказ «по замышлению Бояна», понимая, что так творить способен не каждый, и потому намерен повествовать по былям сего времени - ближе к действительным событиям.)

Какие части можно выделить в «Слове...»?

(Можно выделить четыре части: рассказ о походе Игоря, сон и «золотое слово» Святослава, плач Ярославны, рассказ о побеге Игоря из плена. В каждой из них как бы свой повествователь, это дает возможность увидеть поход Игоря глазами людей с разным жизненным опытом, оценить его с разных точек зрения).

Зачем, как вы думаете, это сделано?

(Рассказ о походе Игоря выстроен так, чтобы мы смогли увидеть его глазами воина и восхитились дерзкой смелостью князя; услышали голос мудрого государственного правителя и задумались о судьбе Русской земли и русских князей, прониклись правотой его страстного призыва встать за Землю Русскую; нас тронуло и пленило горе Ярославны, скорбящей о муже и его воинах и стремящейся помочь им. В каждом из этих видений событий своя правда, своя «быль».)

Что общего во всех откликах на поход Игоря?

(Общее - это боль. Голос автора звучит то нежно и восхищенно, то требовательно и сурово, но всегда искренне, взволнованно. Его душа болит за Игоря, «буйного Святославича», достойного лучшей участи, и за судьбу Русской земли, стонущей от набегов половцев, и за русских князей, теряющих силу и власть в бесконечных войнах друг с другом.)

(Идеал автора - могущество Русской земли, единство князей. Он хочет видеть русских князей братьями, способными почувствовать чужую боль и помочь в горе. «Слово» - это урок сочувствия, сопереживания и любви к своей земле.)
^ VI. Работа с текстом

На примере любого фрагмента покажите фольклорную основу «Слова« (выпишите примеры постоянных эпитетов, сказочных мотивов, повторов, приемы одушевления природы и т. д.). Так, описывая сражение, автор использует образы устного народного творчества, сравнивая битву со свадебным пиром: *Туг кровавого вина недостало, туг пир закончили храбрые русичи: сватов напоили, а сами полегли за землю Русскую
В необъятных просторах Руси могущество героев,Слова* приобретает гя размеры: Владимира Святославича нельзя было пригвоз д к горам Киевским; Ярослав Галицкяй подпер горы угорскяе своими жеЛезнымИ полками, загородив королю путь, затворив Дунаю ворота.

Домалшее задание

1. Домашнее сочинение. Темы:
2. Наизусть выучить вступление яли плач Ярославны.
^ Информация для учителя

Композиция «Слова о полку Игореве» 1

Вначале повествование ведется от лица автора, хорошо знающего воинское дело, способного почувствовать «упоение в бою» и передать поэзию битвы, чуткого, подобно охотнику, к поведению зверей и птиц. Это и начитанный человек, который свободно может припомнить события прошлого и сопоставить их с настоящим. О походе Игоря он пишет так, как будто был рядом с князем, видел, как покрыла тьма его воинов, слышал слова, обращенные к дружине. Не случайно он начинает свой рассказ с затмения солнца (а это середина похода), оттеняя таким образом дерзость и безрассудную храбрость, горячность князя. Игорь идет «на землю половецкую за землю Русскую» наперекор судьбе. Автор восхищается дружиной Всеволода - опытными воинами, которые с детства были воспитаны в ратном духе и всегда готовы искать «себе чести, а князю славы». Он видит, как стремительно русичи «потоптали поганые полки» половецкие. Автор останавливает наше внимание на том, как пренебрежительно русские воины относятся к богатой добыче, «узорочьем половецким» они стали «мосты мостить по болотам и топким местам», и восхищен бескорыстием Игоря, который берет только оружие и знамена как знак победы над врагом. Глядя на отдыхающее после битвы «Ольгово хороброе гнездо» (т.е. войско князей, потомков Олега Святославича), он уже знает о их дальнейшей судьбе: половецкий хан Гзак «бежит серым волком», а Кончак ему «след правит», спеша навстречу русским полкам. Вместе с воинами, проснувшись и взглянув на небо, автор видят зловещую картину: встают кровавые зори, идут черные тучи, блещут синие молнии, хотят прикрыть четыре солнца (символ четырех князей, участников похода). «Земля гудит, реки мутно текут», - то со всех сторон обступили русское войско полки половецкие. Автор любуется, как самоотверженно, забывая обо всем - о ранах, об отчем золотом силе, о прекрасной жене, бьется Всеволод. Сила его гиперболизирована, он похож на богатыря из русской былины: куда поскачет Всеволод, «своим золотым шлемом посвечивая, - там лежат поганые головы половецкие». Но вот дрогнули ряды русских воинов, и Игорь бросается наперерез отступающим - «Игорь полки заворачивает, ибо жаль ему милого брата Всеволода». Долгой и кровопролитной была битва.

Автор пытается понять, почему храбрый князь и его опытная дружина потерпели поражение. Он возвращается мыслями к временам деда Игоря - Олега (ХI в.), который своим мечом «крамолы ковал» (разжигал междоусобицы), при нем Русская Земля пришла в запустение, редко на ней покрикивали пахаря, но часто вороны граяли, трупы между собой доля. В несогласии князей, в их раздорах, прошлых и настоящих, автор видит причины тяжелого положения Русской Земли, в конечном счете и поражения князя Игоря. Не потому Игорь потерпел поражение, что был плохим воином, он дерзок, смел, безудержен, но безрассуден, - один идя «на землю половецкую за землю Русскую», один ища чести и славы, он поставил под угрозу благополучие Русской земли. И вот у далеких границ Русской земли, «на синем море у Дона подымается Дева Обида - символ раздоров и распрей, она прогоняет с Русской земли времена обилия, а князья русские, как и прежде, пререкаются друг с другом, говоря: «Это мое, и то мое же». И вот по Русской земле помчались Карна и Жля, погребальные боги, и заплакали русские жены: «Уже нам своих милых лад ни мыслию не смыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать». Храбрые Святославичи - Игорь и Всеволод - не добыли славы себе и Русской земле, они снова «коварство пробудили» в половцах, потопили русское богатство на дне реки Каялы.

Святослав видит «смутный» сон, все образы которого имеют погребальную символику: его накрывают погребальным покрывалом; сыплют ему на грудь жемчуг - символ слез; он видит свой терем златоверхий «без князька» (верхний брус крыши), что также связано с погребальным обрядом: по древнему обычаю покойника выносили, разобрав крышу. Бояре истолковывают сон Святослава: два сокола слетели с отчего золотого стола, чтобы «испить шлемом из Дона», но их «опутали в путы железные» - взяли в плен. Так Святослав узнает о походе и поражении Игоря и Всеволода. Старый, умудренный жизненным опытом князь размышляет о том, что делали Игорь и Всеволод, и произносит «золотое слово, со слезами смешанное». Отсюда, с киевского стола, события на реке Каяле видятся в ином свете, оцениваются с точки зрения судеб всей Русской земли - требовательнее, строже. В «золотом слове» Святослава впервые звучит прямое осуждение Игоря и Всеволода; словами Святослава автор упрекает русских князей в том, что они рано начали себе славы искать, без чести для себя кровь поганых пролили. Автор не унижает достоинства князей, не сомневается в их личном мужестве, но обвиняет их в честолюбивом желании прошлую славу себе присвоить, а будущую славу поделить между собою.

«Золотое слово» Святослава переходит в обращение к русским князьям, автор напоминает каждому из князей о его силе, уме, могуществе. Всех князей - таких храбрых и сильных - он призывает исполниться ратного духа, объединить свои силы и вернуть Руси ее былую славу и могущество. Автор напоминает князьям о том, как в прошлом усобицы обессилили Русскую землю и привели к гибели ее князей. Пример тому - горькая судьба Всеслава Полоцкого, жившего в ХI в., «вещая душа была у него в храбром теле», но много зла принес он, воюя с братьями, добывая себе города; при нем кровавые берега Немиги «не добром были посеяны - посеяны костьми русских воинов». В «золотом слове» Святослава звучит страстный и требовательный призыв автора извлечь из истории поучительные уроки, забыть об обидах и распрях, «встать за землю Русскую, за раны Игоревы».

Из Киева мысль автора переносится в Путивль, здесь на городской стене причитает Ярославна, жена князя Игоря. Она не размышляет, не выносит суровых оценок, как Святослав, она печалится, горюет, что не может, как птица, полететь к своему князю и исцелить его кровавые раны. Обращаясь к стихиям природы - ветру, Днепру, солнцу, она упрекает их в том, что они жестоки к ее милому ладе, заклинает о помощи. Ярославна молит не только о муже, она скорбит о всех русских воинах. В плаче Ярославны слились голоса всех русских женщин, их печаль и нежность.

И снова половецкая степь. Князь Игорь, как бы услышав призыв Святослава и плач Ярославны, бежит из плена. Заклинание Ярославны усмирило силы природы, и они помогают князю Игорю. Автор вновь рядом с князем, пристально следит за каждым его движением: вот Игорь «поскакал горностаем к тростнику», кинулся «белым гоголем на воду», «вскочил на борзого коня и соскочил с него серым волком», «полетел соколом под облаками». Есть что-то сказочное в этом описании побега Игоря, в его способности преображаться в разных животных и птиц, как и в его разговоре с рекой Донцом - князь благодарит Донец за то, что тот «лелеял» его на своих волнах, стлал ему «зеленую траву на своих серебряных берегах», одевал его «теплыми туманами».

Торжественно и празднично заканчивается «Слово» - вся Русская земля радуется возвращению князя: «Солнце светит на небе - Игорь князь в Русской земле... Села рады города веселы».