Работа над раскрытием художественного образа в произведениях. «Работа над художественным образом музыкального произведения

Дополнительное образование апрель-май 2018

Работа над художественным образом в фортепианных произведениях

Ероховец Ольга Викторовна,

педагог дополнительного образования

объединения по интересам «Фортепиано»

ГУО "Слуцкий Центр Детского творчества"

Методическая разработка занятия

ТЕМА: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

Цель: раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи:

обучающие

· работать над выразительностью музыкального языка, преодолением исполнительских трудностей.

· совершенствовать образно – художественные и технические навыки исполнительства.

развивающие

· развивать аналитико-синтетические процессы деятельности учащихся на создание первоначального образа пьесы.

· развивать образную сферу восприятия музыкального произведения;

· развивать навыки практического использования полученных знаний.

воспитательн ые

· воспитывать музыкальный вкус.

· формировать целеустремлённость, стремление к самосовершенствованию

Возраст учащихся: 12-14 лет.

Оборудование: фортепиано, иллюстрации репродукций, фонотека, компьютер.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

Как дела в школе?

С каким настроением вы пришли на занятии?

Тема нашего занятия: «Работа над художественным образом в фортепианных произведениях».

2. Основная часть

Ребята, давайте рассмотрим репродукции картин И.Левитана «Осень», «Ранняя весна», «Весна», «Озеро», В. Васнецова «Богатыри» (приложение 1). На картине изображены разные поры года. Какую пору года нарисовал художник? С помощью каких красок он изобразил солнечный весенний день, а с помощью каких - осеннюю непогоду? Как художник В.Васнецов передал настроение героев. Как видите, с помощью светлых оттенков красок художник изобразил солнечный весенний день, а серыми оттенками нарисовал картины осени. А вот в картине В.Васнецова «Богатыри» художник изобразил настроение людей. Мы видим, как сосредоточен Илья Муромец, он нахмурился, а Алёша Попович смотрит вдаль, даже приложил руку к глазам, чтобы солнце не мешало разглядеть что-то важное вдали.

Музыка тоже передаёт настроение, рисует в нашем воображении картины природы, даже какие-то события, только надо прислушиваться к звукам. Композиторы «раскрашивают» свои произведения с помощью средств музыкальной выразительности. Давайте прослушаем музыкальное произведение Э. Грига «Утро» (прослушивание аудиозаписи). Как можно охарактеризовать картину, которую музыкальными звуками изобразил Э. Григ, какую картину нарисовал художник звуками; с помощью каких музыкальных средств композитор передал настроение утра? (медленный темп, мажорный лад, напевная мелодия, динамические оттенки). А теперь послушайте произведение Р.Корсакова «Полёт шмеля» (прослушивание аудиозаписи). Эта пьеса - действие, как вы думаете почему? Как композитор звуками передал жужжание шмеля; почему в конце пьесы создаётся впечатление, что шмель улетел? Какие средства музыкальной выразительности использовал Р.Корсаков, изображая полёт шмеля. (быстрый темп, исполнение на скрипке, её тембр, штрих стаккато, окончание пьесы на piano ). Можно сделать вывод, что композиторы, создавая музыкальное произведение, использует средства музыкальной выразительности. Давайте их перечислим. (темп, штрихи, динамические оттенки, мелодия, мажорный и минорный лад).

А теперь, мы поработаем над упражнением. Наше упражнение на развитие аккордовой техники. Сложность заключается в широком расположении звуков аккорда. Мы проработаем вариантами:

1) сыграем крайние звуки аккорда хватательными движениями пальцев, обрати внимание, кисть после аккорда надо сбросить, рука «здоровается» (показ).

2) поучим вариантами быстро, медленно, но надо постараться подготовить аккорды заранее, добиваясь точности и аккуратности в исполнении.

Сейчас поработаем над пьесой белорусского композитора Е. Глебова «Нэп» (приложение 2). Эта пьеса – картинка. Что изобразил композитор своей музыкой (картину природы, какое-то событие?). Можно представить, что это встреча двух уличных мальчишек. Вступление пьесы передаёт походку этих ребят (пример 1). Басы надо сыграть чётко, твёрдо, напористо, выделяя. Мелодия, которая идёт за вступлением, передаёт разговор мальчишек, их спор и драку (показ). Характер одного героя передан как вопрос, он звучит в среднем регистре одноголосной мелодией, а ответ звучит в верхнем регистре, наскоками аккордов, что придаёт ответу характер спора (пример 2). С помощью каких средств музыкальной выразительности Е.Глебов передал в музыке интонации разговора? Давай мы сейчас сыграем первую фразу с интонацией вопрос - ответ. Проигрывание.

Какой динамический оттенок передаёт интонацию вопроса, а какой ответа? (форте – вопрос, пиано – ответ).

В третьей фразе интонация разговора поменялась и стала просительной (пример 3). Какие средства музыкальной выразительности нам помогут изобразить просьбу? (Оттенок пиано, штрих легато). Проигрывание и отрабатывание легато.

В последней фразе один мальчик как-будто убегает, а второй его догоняет, послушай (пример 4), (показ). Давай придумаем текст к нашей мелодии: «Догони, догони, догони меня скорей». Сыграй эту фразу на крещендо, это прибавит напряжённости и усилит общую кульминацию произведения.

Работа над музыкальным произведением М. Малевича «Золушка грустит» (приложение 3).

Какой образ «нарисовал» композитор звуками (нежный, грустный, образ девушки, которая осталась дома одна, в то время когда её сёстры уехали веселиться на бал). Какими музыкальными средствами отображено грустное настроение героини (минорный лад, мелодия с интонациями вздохов, волнообразная динамика). Проигрывание учащимися пьесы.

Мелодия состоит из коротеньких мотивов, в которых слышны грустные вздохи (пример 1). Чтобы фраза не звучала отрывками, мы будем стремиться к последней ноте мотива, а все мотивы объединим «ведя» звук на крещендо, к кульминации. Давай сыграем с подтекстовкой «а я бегу» на восходящей интонации. Сыграй эту фразу с объединяющим движением руки, рука «ведёт» ноты к верхнему звуку (показ, проигрывание).

Вот видишь, в мелодии появилось движение, и мы передали настроение героини. Давай закрепим этот навык.

Во второй части в партиях ансамбля мотивы голосов перекликаются (пример 2). Проиграйте только те мелодии, где звучат переклички. Проработаем этот фрагмент со словами: «беги со мной» - Вика; «бегу с тобой» - Алеся. Понятно? (Проигрывание).

Теперь сыграйте как написано с аккомпанементом, следите за звуковым соотношением темы и аккомпанемента. Тема должна звучать ярче. Там, где темы звучат в двух партиях одновременно, нам снова поможет подтекстовка: «Вместе идём». Отработаем синхронность звучания. Чтобы вы вместе начали играть, нужно одновременно взять вдох. Понятно? (проигрывание, отработка ауфтакта, синхронности звучания партий).

Немаловажная роль отведена звуковому динамическому развитию произведения. Во вступлении звучит интонация вопроса. Оно состоит из двух коротеньких мотивов. Мы сыграем один первый на форте, а второй на пиано, как эхо. Первая фраза звучит на пиано. Это начало повествования. С каждой новой фразой звучание усиливается к кульминации, нарастает напряжение. Музыка передаёт волнение главной героини, её отчаянье. Кульминация в конце 1-й части написана короткими мотивами, направление движения вниз (пример 4). Динамика тоже нисходящая - от форте к пиано, постепенно затихая к концу фразы. Проиграйте 1-ю часть, старайтесь передать настроение музыки (проигрывание, заучивание выразительного исполнения 1-й части).

Во второй части минорный лад сменяется мажорным, появляется радостное настроение (пример 3). Общая кульминация в конце второй части. Мы начнём её играть на пианиссимо и сделаем крещендо до фортиссимо, чтобы обострить напряжение. Замедление в конце 2-й части усиливает ощущение законченности пьесы. Но композитор добавил окончание (пример 5). Оно похоже на вступление (короткие мотивы-вздохи). В отличие от вступления они звучат каноном, наслаиваясь одной темой на другую. Чтобы слушатель их услышал, первую ноту темы нужно сыграть ярче, глубоко погружаясь в клавиши. (Проигрывание).

Теперь наше музыкальное произведение звучит выразительнее, мы звуками передали настроение, тот образ, который задумал композитор, создавая эту замечательную музыку.

3. Заключительная часть

А сейчас мы с вами закрепим пройденные на уроке теоретические понятия. Я предлагаю вашему вниманию презентацию «Средства музыкальной выразительности». На экране вы увидите задания, на них надо ответить (слайдовая презентация).

4. Рефлексия

Ребята, наше занятие завершается. Вы тоже можете передать с каким настроением вы уходите. На столе лежат картинки. Возьмите картинку с нарисованной тучкой – если вам урок не понравился; Солнышко, если вы хорошо поработали и с хорошим настроением идете домой. Подведение итогов, релаксация.

Использованная литература:

1. Начинающему пианисту. Пьесы современных композиторов. Выпуск 7 – М.: Музыка. 1987.

2. Пьесы для фортепиано. Выпуск 13 – М.: Музыка. 1984.

3. Интернет ресурсы.

Приложение 1

Методическое сообщение педагога высшей квалификационной категории МАОУ ДОД ЦДОД МЭЦ

Самсоновой Татьяны Викторовны на тему:

«Работа над художественным образом в классе фортепиано»

Работа над художественным образом ведется на протяжении всего курса обучения юного пианиста и является ведущим направлением в процессе развития художественно-творческого потенциала ребенка. Главное в работе с учеником – направленность на размышление о характере, настроении исполняемой музыки, поиск образов, адекватных найденному настроению произведения. И роль педагога-пианиста – в создании художественно-творческой, интеллектуальной атмосферы занятия, в приглашении ученика к творческому диалогу, в создании атмосферы понимания языка музыки.

Обращаясь к теме «Работа над художественным образом в классе фортепиано», вновь (вслед за Г.Г.Нейгаузом) скажем об условности данного понятия. Дело в том, что музыка не адекватна слову, образу, идее. В каком-то отношении, она конкретнее и одновременно шире их. «Образ и мысль, - по справедливому замечанию С. Е. Фейнберга, - как бы тонут в глубинах музыкального содержания, не в силах заполнить весь его объём, пояснить всё его значение. Конкретность музыкального языка нужно искать не в том, что он заменяет слово. Музыка может многое выразить и раньше и после слова». Это важно. Вместе с тем, ясно, что в музыке скрыты могущественные силы образной выразительности.

В своей каждодневной практике мы в большинстве своём имеем дело с инструментальными пьесами, направляющими нашу фантазию по определённому руслу. И как ни убедительны для каждого из нас эти образы, мы всегда должны помнить, что в любом случае возникает лишь одно из множества возможных толкований, что всегда может быть предложена другая художественная «идея» произведения – поэтическая, живописная, сюжетная. Эти образы обладают большим постоянством: они усиливают эмоциональную сторону восприятия музыки, помогая организовать план интерпретации.

Итак, что же такое образ? С.Е.Фейнберг даёт следующую дефиницию: «Образ – наиболее яркое выражение музыкального восприятия». По словам Н.И.Голубовской, «Музыка – язык образов, она пробуждает в нас образы чувств, настроений, раскрывает сложный духовный мир человека, воплощает и многогранный окружающий человека мир». И глубоко прав С. Савшинский, отмечая, что «музыка говорит не о музыке, а о жизни человеческого духа».

Работа над художественным образом должна начинаться сразу же, с первых шагов изучения музыки и музыкального инструмента. Если ребёнок может воспроизвести какую-нибудь простейшую мелодию, попробуем добиться, чтобы первое исполнение было выразительно, чтобы характер исполнения точно соответствовал настроению («содержанию») данной мелодии.

И здесь очень важно стремиться, чтобы ученик, сыграл грустную мелодию печально, бодрую – радостно, торжественную – торжественно и т.д. Для этого мы должны «зажечь» в ребёнке интерес к музыке, соединить музыку с его жизнью и играми. И, начиная занятия с маленькими детьми, постараемся не отпугнуть ученика чем-то слишком серьёзным, скучным. Для этой цели можно предложить ассоциации со всем, что привычно и понятно растущему человеку.

Попробуем сразу «окунуться» в музыку, давая юному музыканту возможность с первых

же встреч активно действовать, создавая свой музыкальный образ. Каждое, даже самое маленькое произведение, должно запечатлеться в сознании юного пианиста как целостный образ, пробуждающий фантазию, воображение.

Итак, что же способствует развитию образного мышления ребенка? На наш взгляд, это и музыкальный материал – яркий и разнообразный, близкий детям по музыкальным образам и настроениям; и живописная иллюстрация или рисунок, соответствующий характеру исполняемой пьесы; текст песенок-подтекстовок, желательно сочинённый самими детьми. Если, пьеса понравилась, и если это не песня, уже имеющая текст, дети сами сочиняют слова, находя в них собственные сюжетные истории, образы, смыслы. Образности восприятия содержания во многом способствует и программное заглавие, которое «вводит» ребёнка в мир исполняемой им музыки, а также сочиненные учеником стихотворные строки или рассказ-эссе, сопровождающий исполнение музыкальной пьесы.

Всё это помогает созданию собственного музыкального образа и, позднее, нахождению нужного движения рук, нужной звуковой палитры.

Увлекаясь этой творческой работой, педагог «заряжает» ученика своим темпераментом, заинтересованностью, «полетом идей», пробудив в нём ответные струны. Так создаются условия для развития ярких музыкальных впечатлений, для успешной работы над художественным образом.

Педагоги-пианисты обычно делят работу над произведением на несколько стадий, и каждая подразумевает свою ведущую задачу. При этом неизбежно, что-то остаётся на втором плане. Размышление над раскрытием художественного содержания произведения должно присутствовать во всех стадиях – от первого знакомства с сочинением до завершения работы над ним. И если условно разделить эту работу на три этапа, то можно отметить, что:

Первый этап посвящён созданию общего представления о пьесе, об её основных художественных образах;

Второй этап – постепенное углубление в сущность изучаемого произведения. Здесь происходит отбор и овладение средствами художественной выразительности, необходимыми для реализации исполнительского замысла;

Третий этап подводит итог всей предшествующей работы.

Музыкальное произведение получает законченное исполнительское воплощение, требующее от ученика единства чувства и мысли, мастерства и вдохновения.

Отметим, что, предлагая ребенку то или иное музыкальное произведение, необходимо учитывать уровень его исполнительской подготовки, уровень духовной культуры, интеллектуальный кругозор.

Большое значение для всей последующей работы имеет первое знакомство с произведением. Большинство музыкантов говорят о том, что при первой встрече с новой музыкой важны именно эмоциональные впечатления, теоретический анализ лучше отложить на более позднюю стадию. И всё-таки, прежде чем сесть за рояль, ученик должен иметь представление, что же он собирается играть. Несколько слов о композиторе, эпохе, стиле, о названии произведения (почему пьеса названа «Скерцо», «Баркарола», «Колыбельная», «Сказка» и т.д.). Задача такого диалога – дать определённую направленность мышлению и чувствованию, вызвать художественные ассоциации, образные представления.

Несомненно, более полезно сочетание словесного пояснения с живым показом на инструменте, как произведения в целом, так и отдельных его частей, деталей, приёмов исполнения. Сам педагог, безусловно, должен как можно больше знать о произведении, над которым он собирается работать с учеником. Общая концепция, исполнительский план намечаются педагогом с самого начала, но в процессе совместной работы могут открыться новые горизонты, художественные идеи и смыслы.

Профессор Н.Голубовская, обращаясь к своим ученикам, не раз подчёркивала: «Никогда не надо приходить на урок без своего отношения к произведению, и не рассуждайте так: сначала я выучу ноты, а потом ко мне придёт вдохновение или кто-то покажет, как надо играть. Легче переключиться с неверного образа на верный, чем перейти от нуля к чему-то. Никогда нельзя позволить себе быть «пустым» в отношении тех произведений, которые играем».

Говорить о музыке непросто. Музыкальные мысли порой содержат в себе столь широкий смысл, что любое словесное пояснение будет выглядеть слишком узко. Как сказал Р. Шуман, «лучший способ говорить о музыке – это молчать о ней». Многие выдающиеся музыканты высказываются в таком же плане. П. И. Чайковский говорил: «Симфония моя, конечно, программна, но программа такова, что её совершенно невозможно выразить словами».

И, тем не менее, в педагогической практике невозможно обойтись без словесных пояснений музыки. И если в разговоре с более одарёнными учениками можно обойтись обобщёнными категориями, то другие дети часто «откликаются» лишь на конкретные образы. Отметим, что на занятиях очень важно внимательно следить за своей речью, стремясь к тому, чтобы наши суждения как можно точнее отражали смыслы и значения. При этом сказанное будет ясным, конкретным и метким. Так, определив характер и настроение пьесы, попробуем сразу найти звуковую окраску, пульс движения, элементарные нюансы и технические средства, вытекающие из характера пьесы, её образного строя.

Все это является работой над художественным образом в классе фортепиано, над освоением игровых приёмов, непосредственно связанных с исполнительскими задачами.

Г.А.Брохина: «Ещё раз хотелось бы остановиться на приёме подтекстовки. Часто именно текст помогает понять характер музыки, добиться естественности фразировки, найти характер звука. Отметим, что подтекстовка всегда несёт на себе художественно-смысловую нагрузку.

Приведу пример из своей практики. При работе с ученицей 3-го класса над пьесой Р. Шумана «Маленький романс», мы столкнулись с некоторыми трудностями. Проучив отдельно партию каждой руки, ученица всё-таки не могла разобраться в штрихах и разделить тему и сопровождающие аккорды. Выразительность, эмоциональная яркость во многом зависит от исполнения мелодической линии, так как мелодия является главным носителем смысла в музыкальном произведении. Именно название пьесы («Маленький романс») натолкнуло нас на мысль, что её можно спеть, если подставить какие-то слова. Подтекстовку мы взяли очень простую, так как это делалось прямо на уроке, но постарались всё-таки связать слова с характером музыки. Результат был достигнут сразу же. После первого же проигрывания ученица сама, без моей помощи, соединила двумя руками и тему, и аккорды. Причём, изменился и характер звука: видимо, сам текст настроил на нужный лад – девочка стала играть гораздо мягче и задушевнее. О характере звука в этом построении мы потом уже говорили мало».

Н.А.Перетрухина: «В работе со старшими учениками большую роль играют параллели с другими видами искусства - литературой, поэзией, живописью, архитектурой и т.п. Зрительные образы, философские размышления, поэтические аналогии, интеллектуальные экскурсы в область других искусств и даже науки не стоит считать попыткой словесного пересказа содержания музыкального произведения. Цель здесь иная – «включить» образно- ассоциативное мышление и, тем самым, вызвать эмоциональный отклик. Мы фантазируем и рисуем, придумываем «сюжеты» и названия к музыкальным пьесам, читаем стихи и прозу, слушаем музыку великих композиторов в исполнении мастеров, дирижируем, пробуем сами сочинять стихи и музыку.

Я предлагаю ученице 2 класса творческое задание «Галерея образов» (выбор ассоциативно-образного ряда). Слушаем «Утешение» Ф.Листа (играет ученица 6 класса). Аглая (10 лет) словами «рисует» музыку: «Это ночь. Озеро волшебное, глубокое. Плывет прекрасный лебедь. И звезды. Царство звезд! Это небесная музыка».

Иногда мои ученики создают «альбомы – настроения», посвященные любимым музыкальным сочинениям.

Так, в альбоме по пьесе Б. Щуровского «Баркарола», выполненном ученицей 5-го класса Крюковой Полины представлены пейзажные акварели, этюды, наброски, ставшие отражением художественных исканий девочки. Здесь мы видим стихи И.Бунина, М.Волошина. Через рисунок и поэтическое слово девочка выходит на образное, художественное постижение музыкальной пьесы.

Впрочем, сама музыка становится подчас «манком» для художественно одарённого ребёнка. Такой «музыкой души» стал для Полины «Ноктюрн» П.И.Чайковского, побудивший 13-летнюю девочку к написанию собственных стихов.

Тихо серебрясь, звон стремится ввысь.

Звёздный снег, словно смех, блеском искрится.

Бледно-голубым воздухом сплелись духи света;

И звуков протяжность щемящая

в свет огранится.

Ожил в вышине дивный давний сон –

Ясный мир чистоты в море мечтаний…

Возносясь легко, колокольный звон

уплывает

В миры бесконечные радостных воспоминаний.

Под впечатлением поэзии Андрея Белого и «Реквиема» В.А.Моцарта были сочинены следующие строки:

И мгновение каждое – только ошибка

В представлении о справедливости.

Но спокойная все не гаснет улыбка,

Уповая на Божию милость.

И не должно суду предавать безоглядно,

Что веками хранимо суровыми.

Коль в забвенье жестокость унесть

непонятную,

Воцаряться жестокости новые.

Но сквозь горечь страдания, мрак

озлобления,

Верю, звёздная память протянется.

О, дай, Господи, нам лишь

святого терпения!

Все иное же – после вспомянется».

Итак, отметим, что раскрытие художественного смысла музыкального произведения как можно более полно (чтобы оно прозвучало ясно и выразительно, адекватно своему содержанию) - вот то, к чему должны стремиться в совместном поиске педагог и ученик.

Важно пробудить у ребёнка интерес к творчеству, постоянно помня, что все дети талантливы. И во многом путь ребёнка в искусстве, творчестве определяется именно встречей с чутким, знающим Учителем.

Марышева Оксана Александровна
Должность:
Учебное заведение: МБУ ДО "Краснохолмская детская школа искусств"
Населённый пункт: город Красный Холм, Тверская обл.
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над художественным образом в программных фортепианных произведениях"
Дата публикации: 05.10.2017
Раздел: дополнительное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КРАСНОХОЛМСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Работа над художественным образом в программных

фортепианных произведениях»

Марышева О.А.

преподаватель по классу фортепиано

муниципального бюджетного учреждения

дополнительного образования

«Краснохолмская детская школа искусств»

Открытый урок по классу фортепиано

Тема

урока: «Работа

художественным

программных

фортепианных

произведениях».

Цель

урока: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального

произведения.

Задачи урока:

развивать творческие способности детей;

активизировать, стимулировать, направлять процесс мышления учащихся;

работать

выразительностью

музыкального

преодолением

исполнительских трудностей;

закрепление навыка грамотной педализации;

достижение уровня образной завершенности произведения;

способствовать формированию у учащихся положительной мотивации, интереса к

процессу обучения.

Оборудование и материалы:

инструмент фортепиано;

мультимедийное сопровождение урока: телевизор, DVD;

репродукции.

Тип урока : комбинированный.

План урока :

Вступительная часть

Основная часть: работа над произведением

Заключительная часть

Вступление

обучения

дальнейшем

педагогу

необходимо

развивать

совершенствовать не только технические навыки владения инструментом своих учеников.

интенсивно

«погружать»

исполняемую

«заражать»

Произведение должно затрагивать его душу, будить воображение. Уже с исполнения

первых мелодий в начале обучения надо добиваться от ребёнка, чтобы он их играл

выразительно, с пониманием характера.

художественным

эмоционально-поэтическое начало выступает более ярко. Если музыка захватила ученика,

эмоциональное

состояние

положительно

прилежание,

способствовать

целенаправленной

настойчивой

нюансами, игровыми приёмами исполнения этого произведения, чтобы в результате оно

прозвучало ярко, осмысленно, выразительно.

Программная музыка - род инструментальной музыки; музыкальные произведения,

имеющие словесную, нередко поэтическую программу и раскрывающие запечатленное в

программной

применяются

музыкальная

изобразительность, звукопись, конкретизация через жанр.

Простейший вид программной музыки - картинная программность (музыкальной

картины природы, народных празднеств, битв и т.п.).

На данном уроке будет показана работа над художественным образом фортепианного

произведения Ю. Щуровского «Утро» из пионерской сюиты «Зима».

Основная часть урока

Многие художники, поэты, композиторы обращались к теме утро.

репродукций

художников:

сосновом

«Туманное утро», А. Адамов «Раннее утро»), поэты: Я.Полонский «Утро», А. Пушкин

«Зимнее утро», композиторы: П.Чайковский «Зимнее утро», С.Прокофьев «Утро», Э.Григ

«Утро» и др.

Вот и мы попробуем сегодня раскрыть и выразить в исполнении музыкальную

картину зимнего утра. Для того чтобы окунуться в атмосферу зимнего утра преподаватель

предлагает посмотреть картины зимнего утра на музыку П.И. Чайковского «Зимнее утро».

Показ слайдов.

Вместе с ученицей проводится подробный разбор произведения по предложениям.

К каждому предложению ученица нарисовала рисунок. Проводится работа над каждым

предложением. Ученица сначала рассказывает, какой образ она хочет показать в данном

предложении, затем пытается выразить свой замысел в исполнении на фортепиано.

Работа над художественным образом – это также работа над звукоизвлечением,

разнообразными исполнительскими приемами, необходимыми для передачи характера

музыкального

произведения.

Обращается

внимание

исполнительские

трудности,

которые отрабатываются отдельно.

Преподаватель вместе с ученицей проводит разбор динамического плана, штрихов,

В пьесе «Утро» важна роль педали как красочного средства. Звучанию придаются

не только новые краски и новый тембр, но и большая объёмность и полнота. Педаль

помогает

раскрыть

выразительные

художественные

возможности

педаль связывает различные звуки в одну гармонию, помогает объединять различные

элементы фактуры. В этом произведении педаль запаздывающая, игра с запаздывающей

педалью, обычно, вызывает трудность у детей, поэтому надо провести специальную

работу для закрепления навыка, чтобы нога не стучала по педали, не поднималась над ней,

а постоянно её ощущала мягким касанием при постоянном слуховом контроле за чистотой

звучания.

Для самостоятельной работы ученице было дано домашнее задание подобрать

стихотворение про утро. Ученица читает стихотворение С. Смусенко «Утро»:

Солнце встало поутру

Раньше первой птички,

Заплетая на ветру

Лучики в косички.

Солнцу хочется успеть

Ранним утром этим

Приласкать и обогреть

Все на белом свете.

Как же рады все вокруг

Звери, птицы, рыбки,

Речка, поле, сад и луг

Солнечной улыбке!

После проведённой работы на уроке ученицей исполняется произведение «Утро»,

в котором она попыталась выразить художественный образ картины зимнего утра.

В заключение урока преподаватель предлагает послушать и посмотреть слайды на

произведение Э.Грига «Утро».

Заключение

проигрыванием

учеником

напоминать

необходимости постоянно слушать себя, своё исполнение как бы со стороны, стараться

правильно,

выразительно,

эмоционально,

замечать

недостатки, чтобы потом их исправить.

Достигнуть успеха в работе над воплощением художественного образа можно лишь

непрерывно

развивая

музыкальность

интеллект,

эмоциональную

отзывчивость

совершенствуя

звукоизвлечения.

образами

настойчиво

работает,

совершенствует пианистическую технику, стремясь ярче передать в своём исполнении

художественный образ произведения.

Важно на уроке использовать различные методические приёмы для активизации

творческого мышления ученика, для активного включения в работу, чтобы урок был

интересным и не скучным.

Для работы дома можно дать задание продолжить работу, начатую в классе, над

исполнением

аккомпанемента,

динамическими

оттенками,

употреблением

педали, работу над художественным образом пьесы.

Одним из главных требований Г.Нейгауза для достижения художественной красоты

исполнения является требование простоты и естественности выражения. Вся работа,

протекающая в его классе, была посильной работой над музыкой и её воплощением в

фортепианной игре, другими словами – над «художественным образом» и фортепианной

техникой. Никуда не годится тот педагог, будь он хоть о семи пядей во лбу, который

удовлетворяется рассказами об «образе», о «содержании», о «настроении», об «идее», о

«поэзии»

добивается

конкретнейшего,

материального

воплощения

высказываний

внушений

нюансировке,

совершенной

фортепианной

технике. Так же никуда не годится педагог, который видит ясно одну лишь фортепианную

игру, фортепианную «технику», а о музыке, о её смысле и закономерностях имеет лишь

смутное представление.

Опираясь

возможности

развитие,

добиваться,

исполняемая

«говорила»

пониманием

настроения,

характера

произведения

основных

художественных

начинается

изучение

произведения.

Используемая музыка:

П.И. Чайковский «Зимнее утро» из «Детского альбома»

Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт».

Кузьминых Надежда Валерьевна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы"
Населённый пункт: г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Наименование материала: методическая работа
Тема: "Работа над художественным образом в программных произведениях младших классов в классе фортепиано"
Дата публикации: 23.04.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 5 г. Йошкар-Олы»

План- конспект открытого урока по теме:

«Работа над художественным образом в программных произведениях

Подготовила: преподаватель по классу

фортепиано Кузминых Н.В.

Йошкар-Ола,2016 г.

Время проведения урока: 10.00-10.40

Место проведения: Малый зал Марийского республиканского колледжа

Учебный предмет: «Специальность и чтение с листа» (фортепиано)

Образовательная

программа:

дополнительная

предпрофессиональная

общеобразовательная

программа

музыкального

искусства

«Фортепиано»

Сведения об ученице: Гудина Ксения

класс: третий класс, срок обучения -8(9) лет.

Продолжительность урока (по учебному плану) - 40 мин.

Форма проведения урока: индивидуальная

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Методы ведения:

Наглядный (слуховой и зрительный);

Словесный (образные сравнения, словесная оценка исполнения);

Проблемно – поисковый;

Объяснительно – иллюстративный;

Методы показа и подражания, сравнительного анализа.

Технические средства : фортепиано, подставки, ноты, рабочая тетрадь

ученика, наглядные пособия, музыкальный центр.

Тема урока:

художественным

программных

произведениях

младших классов в классе фортепиано»

Цель урока:

Развитие комплекса исполнительских навыков, способствующих целостному,

художественному исполнению произведения.

Задачи урока:

Обучающие:

Стилистически верное и содержательное исполнение;

Осознание логики построения музыкальных фраз и структуры формы

произведения;

Работа над выразительностью музыкального языка, преодолением

исполнительских трудностей;

Стабилизация чувства ритма;

Выразительное исполнение мелодической линии;

Развитие фразировочного мышления;

Формирование способности к точному штриховому исполнению;

Развивающие:

Развитие творческого воображения

Развитие внимания, умения слушать и слышать музыку;

Развитие навыка выразительного исполнения;

Воспитательные:

воспитание интонационно-образного мышления;

воспитание положительной мотивации в изучении программных

произведений в классе фортепиано;

воспитание уважения к классическому музыкальному наследию.

Здоровьсберегающие:

Правильная посадка, положение корпуса, рук.

Использование педагогических технологий:

Технология

проблемного

обучения.

Создание

проблемных

ситуаций.

Проблемные

составляются

деятельно сти:

фортепиано,

во сприятии

м уз ык и,

интеллектуальных заданий.

Технология

развивающего

обучения.

последовательности

освоении учебного материала является одной из существенных тенденций в

современном

развитию

Обязательным

условием

эффективного

обучения

развивающего

обучения можно разделить на 3 группы: логическое осмысление получаемого

учебного

материала,

практическое

освоение

музыкальной

информации,

творческое оперирование с учебным материалом.

Технология

формирования

мотивации

деятельности.

разработке

планов, при подборе материала к урокам учитель должен всегда учитывать

характер

потребностей

учащихся.

учебного

материала должно быть доступным, исходить из имеющихся у них знаний и

опираться на них и на жизненный опыт детей, но в тоже время материал

должен быть достаточно сложным и трудным.

4.Здоровьесберегающая технология. Стиль общения педагога с учениками

влияет на состояние здоровья школьников. Если процесс получения знаний

интересен

мотивирован,

усвоение

материала

перегрузки.

Применение

технологий

комплексе

приемами

методами

организации

укрепляет

мотивацию к изучению предмета, помогает вызвать положительные эмоции.

План урока:

1. Характеристика творчества Р.Яхина

2. Стилевые особенности фортепианных пьес Р. Яхина.

3. Пьеса «На елке у Гюзель»

характер и основной замысел пьесы;

анализ формы в целом и характеристика основных разделов; тональный

фразировка; фактурные, ритмические, тактовые

особенности; динамика;

мотивно-тематическое единство между разделами;

4. подробная работа над основными трудностями:

ведение звуковой линии;

ритмические особенности;

выявление общей линии развития, кульминация;

тональный и образный контраст между разделами;

Ход занятия.

Время

Этапы

Организационный:

Задачи:

Представление

девочки присутствующим

преподавателям.

В в е д е н и е

Создание

позитивного

психологического настроя

на занятии.

Здравствуйте. Сегодня на открытом уроке ученица 3-

го класса Гудина Ксения. Тема нашего занятия: «Работа

художественным

программных

п р о и з в е д е н и я х

м л а д ш и х

к л а с с о в

к л а с с е

фортепиано»Мы

обратились

пьес» Рустема Яхина «На елке у Гюзель» Слайд 2 .

Знакомство с творчеством композитора.

м Мухаметхазе́

хин (1921-1993) - татарский

композитор, пианист, народный артист СССР (1986).

Работал во всех жанрах классической музыки

Дипломной работой Яхина по окончании Московской

консерватории

фортепианный

концерт-первый

инструментальный

написанный

татарским

композитором. Он также известен как первый татарский

пианист-солист,

занимавшийся

концертно-

исполнительской деятельностью.

Яхиным Р. М. написано 400 песен и романсов, из них 13

отмечены

дипломами

премиями

всевозможных

конкурсах.

Сочинения для фортепиано:

Концерт для фортепиано с оркестром, Соната, Сюита (4

части), пьесы (более 20).

Новый строй чувств, своеобразие интонации, глубокая

народность музыки композитора явились причиной ее

огромной популярности не только в нашей республике,

но и далеко за ее пределами.Слайд 3

Краткое описание цикла

В целом цикл состоит из трех разнохарактерных пьес:

«На елке у Гюзель»

Дед Мороз и мишка танцуют русский танец.

Вальс (Гюзель играет вальс для своих гостей)

Беседа

с од е р ж а н и и.

Задачи:

Д о н е с т и

т о н к а я

ж и в о п и с н а я

зарисовка,

о к р а ш е н н а я

с в е т л ы м,

в о л ш е б н ы м,

радостным

настроением.

д е т ь м и

празднике- Новый год - это

счастье..

Новый год-самый чудесный, волшебный праздник. Мы

загадываем

обязательно

исполнятся.

Название нас настраивает на восприятие музыкального

Правильно…мы

представить

нарядную

украшенную

разноцветными

гирляндой,

друзей на новогоднем празднике.

Из имеющихся слов на слайде в презентации выбрать,

характеризуют

Гюзель».Слайд №5

В о л ш е б н о,

п о л ё т н о,

взволнованно,воодушевленно,

трепетно,

окрылено. Поэзия и музыка могут быть взаимосвязаны

между собой, часто дополняют друг друга. Русский поэт

Агния Львовна Барто написал такое:

Что такое Новый год?

Снег и прелести погод,

Путешествия по Сказке,

Приключений хоровод!

Это явь и волшебство!

Заговоры, колдовство!

Просто чудо превращенья,

Доброй феи торжество!

Посмотри на слайд. Новый год самый чудесный

праздник.

Основная часть.

Из этого цикла Р.Яхина вашему вниманию будет

представлена

исполняет произведение, в имеющемся варианте.

Характер и основной замысел пьесы, анализ формы в

целом и характеристика отдельных частей.

Следующий

включает

подробное

изучение текста. Учитель объясняет, что важную роль в

осознании художественного образа произведения играет

программность.

программа

заключена

названии пьесы.

Мы рассматриваем форму пьесы. Ученица отвечает, что

характеристику,

музыкальное

обозначение

характ ера

(Аnimatoleggiero – воодушевленно, оживленно и легко).

Делаем вывод вместе, что I часть – воодушевленная, в

ней сочетается и некая неторопливость и движение.

существует определенный контраст с первой частью,

присутствует

легкости,

воздушности.

Стремительность, легкость- вот характер II части. III

часть – это возвращение к настроению I части.

Итак, основной замысел композитора, давайте озвучим

вышесказанного:пьеса

Гюзель» написана в трёхчастной форме и построена на

сопоставлении

представляет

законченное

произведение,

благодаря

мотивно-тематическому единству между разделами.

Более подробно сейчас остановимся и поработаем над I

ученицам.

касается

тактовых

особенностей I части:

Посмотри и скажи - сколько тактов содержится в I

музыкальном предложении? Ученица отвечает на

Тема первой части танца (которая содержит 8 тактов)

состоит из одного повторяющегося элемента сначала в

одной октаве, затем в другой. Работаем над элементом.

Основные исполнительские трудности первого раздела

первой части: ритмическая точность; хорошее озвучание

звуковой

динамика.

Ведется работа над этими трудностями.

Затем ученица исполняет 1 часть, первые восемь тактов.

мелодией.

Обращается

внимание ученицы на развитие мелодической линии. В

ней присутствуют – смешанный ритм (шестнадцатые,

восьмые);

артикуляции

пальцев вести общую линию на легато.

Добиваемся

воодушевленное настроение, и музыка была проникнута

своеобразнойдобротой и изяществом.

не столько о нежности, сколько о мягкости звучания.

Здесь появляется также и акцент, для выделения ноты

«ре» и «ля» (2,4,6 такты). Работая над 2 фразой, ведем

мелодическую

обратить внимание на динамическую линию (Делаем

крещендо

на mp).Изящество

продолжает

присутствовать

акцент придает мелодии некую яркость.Важно обратить

внимание и на левую руку, там появляется аккордовая

фактура, разложенные аккорды с акцентом на первую

Добиваться

единства

исполнения

динамики.

Работаем

рисунком

отдельно,

проигрываем

аккордами,

задумано

артикуляция

Проигрываем всю отдельно левую руку, выполняя все

т о ч н ы е

ш т р и х и.

нежность

плавность

фрагменте.

Добиваемся

хорошего

звучания,

вкладывая

Помогают

ощущению

хорошего

песенного

начала.Обращая внимание на динамические оттенки, на

отклонения от темпа проигрываем 3 части целиком.

Педаль. Стараться использовать бесшумное нажатие на

педаль, не утяжелять, а облегчать исполнение мотивов,

при этом все четко проигрывая.

Заключительный:

П о д в е д е н и е

и т о г о в

з а н я т и я.

Д о м а ш н е е

задание.

В конце урока перечисляемаспекты, которые были

изучены вовремя урока и помогли нам раскрыть

художественный образ произведения.

3. Эпоха создания произведения;

4. Программность;

5. Форма произведения, определение главной

кульминации;

6. Владение ритмом;

7. Интерпретация – звуковая реализация нотного текста,

где нотный текст – план здания, зафиксированный на

бумаге. Выучив произведение наизусть,мы ставим как

бы каркас, и лишь исполнив произведение на концерте

Заключение.

В нотном тексте важно четко проинтонировать фразы,

мотивы. В музыке есть свои знаки препинания – начала

интонаций,

соблюдение помогает организовать и упорядочить наши

музыкальные

произведение,

добиться

максимальных

художественных

результатов

Анализурока:

Результат урока показал, что задачи, поставленные

преподавателем, были

всесторонне раскрыты:

Четкость и ясность поставленных задач.9

Музыкальный материал, способствует развитию

творческих способностей ребенка.

Создание образного ряда (образные сравнения,

ассоциации).

Активизация слухового контроля.

Развитие мышления.

Подача теоретических понятий в контексте

музыкального образа.

Самоанализ учащимся исполняемых произведений.

Домашнее задание: работа над выразительностью

звучания и стилистической точностью исполнения.

План открытого урока

Предмет: фортепиано

Ф.И.О. преподавателя: Александра Анатольевна Попова

Ф.И. учащейся: Наташа Моисей

Год обучения-5 класс возраст 11 лет

Тема урока: «Работа над пьесой русского композитора 19-го века»

Донести до ребёнка художественные особенности образа «Песни

жаворонка»

соч. 39 П.И Чайковского, путём сравнительного анализа с пьесой

«Жаворонок»

М.И. Глинки.

Устранять технические погрешности путём работы над сложными местами

«Песня жаворонка»П.И. Чайковского.План открытого урока

Характеристика учащейся.

Гудина Ксения - учащаяся 3-го класса фортепиано, 10 лет. Без музыкальной

подготовки.

отличные

музыкальные

устойчивое,

развитое чувство ритма, развитый внутренний музыкальный слух, достаточно

обширный запас слуховых представлений, отличную музыкальную память.

Эмоционально отзывчива на музыку, темпераментна. Увлекающаяся натура.

Серьезна, самокритична.

Несмотря на возраст, обладает внутренней культурой и интеллигентностью.

предметам

музыкальной

успевает

«хорошо» и «отлично» в общеобразовательной школе.

доброжелательна

контактна.

занятиям

относится

серьезно,

работает

инструментом

увлеченно,

Справляется с репертуаром повышенной сложности. Любит выступать на

сцене, хорошо

справляется

эстрадным

волнением.

усвоены ею в полном объеме, руки свободны и хорошо организованы для

игры на инструменте. Есть небольшое неудобство в постановке рук – низкая

обусловлено

слабостью

ладонных

добилась, чтобы исправить это неудобство, продолжает активно работать над

постановкой рук. Очень ответственна и работоспособна, умеет ставить цели

и добиваться их выполнения. Может продуктивно работать самостоятельно.

Список использованной литературы

Алексеев

Методика

обучения

фортепиано.

Музыка, 1978.

Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. – М.: ЕЕ медиа,

Баренбойм

фортепианной

педагогики

исполнительства. – Л., 1969.

Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. –М. –

Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением: Метод,

очерк. – 2-е изд. – М., 1960.

Гофман И. Фортепианная игра Ответы на вопросы о фортепианной

игре. – М.: Классика XXI, 2007.

Каузова А.Г., Николаева А.И. Теория и методика обучения игре на

фортепиано: Учеб. пособие / Под общ. Ред. Г.М.Цыпина – М.:

Владос, 2001.

Коган Г. У врат мастерства. М.: Классика XXI, 2004

Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика XXI, 2005.

10.Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк.

11.Маккинон Л. Игра наизусть. – М.: Классика XXI, 2006

12.Медушевский

закономерно стях

с р е д с т в а х

художественного воздействия музыки. – М.: Музыка, 2010.

Повседневная

пианиста

композитора:

Страницы из записной книжки. – 2-е изд. – М., 1979.

14.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. Изд. 7-е, испр. и

доп. – М.: Дека-ВС, 2007. 15. Николаев А.А. Очерки по истории

фортепианной педагогики и теории пианизма. – М., 1980.

15.Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. – М., 1980.

16.Савшинский

пианиста

музыкальным

произведением. - М.: Классика XXI, 2004.

17.Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. – М., 1984

18.Шуман Р. О музыке и музыкантах. - М., 1979. - Т. 2-Б.

нерешенные

Ильин //Вопр. психологии. 1986. - С. 138- 147.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств» п. Камыши

Курского района Курской области

Методическая разработка

Тема: «

Составитель: преподаватель струнных народных

инструментов

Малютина Оксана Вячеславовна

2015 год

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I .ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

II . СОДЕРЖАНИЕ:

1. ВВЕДЕНИЕ

2. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ:

    оформление звукового образа

    подготовка к концертному исполнению

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

III. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

IV. СПИСОК ЭЛЕКТРОННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Пояснительная записка к методической разработке « Формирование художественного образа музыкального произведения.» Данная методическая разработка предназначена для педагогов ДО общеобразовательных школ и школ искусств. В данной работе раскрыты способы и методы работы, используемые при создании художественного образа исполняемых произведений. Главная задача состоит в том, чтобы не только - научить обучающихся хорошо исполнять технически произведения, а постараться с помощью звуков передать все мысли и чувства, характер, образ, которые заложены композитором в конкретное произведение. Начальной целью этой работы является задача выработать интерес исследователя у обучающихся, а конечный результат воспитание самостоятельности исполнения и понимания музыкального материала, способы его передачи. В качестве одной из особенностей исполнения произведений на учебных занятиях можно выделить несколько этапов работы, которые помогут привести к желаемому результату. Это способствует тому, что преподаватель создаёт определённую схему работы, согласованную прежде всего с его педагогическим опытом и конкретизирует соответственно способности и особенности каждого обучающегося. Девизом данной работы могут быть слова «от простого к сложному». Весь комплекс необходимых навыков домриста: от простейших движений до сложных (комбинированных), соответствующих современному уровню мастерства исполнителя.

«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Музыка – народная потребность»

/ Людвиг Ван Бетховен. /

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека.

/ В. Сухомлинский /

Введение.

Художественный образ - это образ от искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности.

Основная задача преподавателя - научить ребёнка осмысленно и чувственно передавать звуками содержание произведения, замысел композитора. Техническое совершенство и виртуозность исполнения являются лишь средством для достижения высокохудожественной цели. «Мастерство... в исполнительстве начинается там, где исчезает технический блеск, где мы слушаем только музыку, восхищаемся вдохновенностью игры и забываем о том, как, с помощью каких технических средств достиг музыкант того или иного выразительного эффекта... - писал Д. Шостакович. - ...Вся богатейшая техника этих музыкантов, поистине беспредельный комплекс выразительных средств, которыми они владеют, всегда полностью подчинены задаче возможно более яркого и убедительного воплощения замысла композитора, донесения его до слушателя».

Работа над музыкальным произведением – одна из составных частей исполнительского процесса. Художественное прочтение музыкального произведения играет особо важную роль, как в формировании будущего музыканта, так и в последующем развитии его исполнительского мастерства, музыкального мышления, вкуса, эстетического кругозора. Изучение того или иного музыкального произведения может дать хорошие результаты только при условии правильного представления о приёмах работы над ним, в основе которых лежит принцип поэтапного - последовательного разучивания.

Этапы работы над произведением.

Формирование образа -представления

Работу над произведением можно разделить на четыре этапа. Конечно, такое разграничение условно и определяется индивидуальными данными обучающегося. Условны и само деление процесса работы над произведением, и длительность, и содержание ее отдельных этапов.

Первый этап

общее предварительное ознакомление с пьесой, с ее основными художественными образами, эмоциональным тоном произведения, техническими задачами.

Второй этап

более глубокое изучение пьесы, отбор средств выражения и овладение ими, детальная работа над пьесой по частям, отрывкам.

Третий этап

это целостное и законченное исполнительское воплощение замысла пьесы, основанное на глубоком и детальном предварительном ее изучении.

Четвёртый этап

достижение готовности пьесы, подготовки пьесы к сценическому воплощению, то есть мастерского ее исполнения на концерте или экзамене.

Как правило в работе зачастую детализируется содержание основного центрального этапа работы (несомненно, самого объёмного), и недостаточно уделяется внимания первому и последнему этапу, в результате музыкальное произведение утрачивает свой стержень, единство мысли, вложенное в него автором. Фрагментарное исполнение, искажающее музыкальное содержание, порождает фрагментарное восприятие, поэтому одной из задач преподавателя является воспитание умения охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в нём.

Первый этап – знакомство с нотным материалом произведения

Начальная цель работы преподавателя с обучающимся – заинтересовать обучающегося, возбудить в нём интерес исследователя.

На первом этапе обучающийся охватывает только общий характер и эмоциональный тон музыкального произведения. Постепенно впечатление это начинает дифференцироваться, но изначально вычленяются только немногие компоненты целого. На этапе ознакомления с произведением цель педагогической деятельности состоит в развитии художественного мышления обучающихся, формировании установки на создание образа пьесы.

Зарождение и развитие музыкально - исполнительского образа у разных детей проходит по - разному в зависимости от степени их дарования. Но в любом случае хорошо, когда обучающийся может словами высказать свое мнение о характере произведения - от этого во многом будет зависеть качество звука, характер штрихов, артикуляция, игровые движения.

Знакомство ученика с произведением возможно проводить с помощью показа педагога, чтения с листа (эскизного проигрывания). После проигрывания пьесы преподавателем, обучающийся должен сам или с помощью учителя собрать сведения о композиторе, о его эпохе, времени создания произведения; изучить основные черты стиля автора; определить эмоциональный строй произведения и провести краткий музыкально-теоретический анализ произведения.

Начальный этап работы над пьесой ставит перед собой выполнение следующих задач :

Уяснить форму, стиль, настроение произведения;

Проследить ход становления авторской мысли, разобраться в логике ее развертывания;

Осознать целостность содержания пьесы на основе музыкально-теоретического анализа (темповые обозначения, динамические оттенки, характер мелодии, штрихов);

Осознать контуры звуковой формы (высотность, ритмика, смысловые акценты, цезуры);

Обнаружить наиболее заметные элементы выразительности.

Углубление предварительного анализа произведения будет далее продолжаться на всем протяжении работы над сочинением. Первый ознакомительный этап способствует быстрому ориентированию обучающегося в контурах формы звукового полотна.

Второй этап – работа над тонкостями и деталями

На втором этапе раскрытие замысла совершается на основе гораздо более полного анализа, который создает возможность синтетического подхода к исполняемому произведению. На этом этапе учащиеся, выделяя ведущие компоненты художественного образа музыкального произведения - мелодию, гармонию, ритм и т. д., устанавливают взаимодействие их.

Цель второго этапа работы над музыкальным произведением подразумевает подробное изучение авторского текста.

Скрупулезное изучение нотной записи проясняет процессы развития произведения, уточняет внутренне слуховое представление о каждой грани образа, учит понимать и ценить роль отдельных средств музыкальной выразительности внутри художественного целого.

Задачи второго этапа:

Разобрать нотный текст;

Определить характерные особенности в строении мелодии - нахождение в её контуре смысловых акцентов, кульминаций, агогических нюансов;

Работа над техникой и художественной выразительностью исполнения произведения (качеством звука, его тембровой окраской и звукового колорита, динамической нюансировкой);

Достичь гладкости и непрерывности изложения.

Дробление на звенья - вычленение простого из сложного;

Счет вслух, простукивание ритмического рисунка, игра на инструменте;

Преувеличенный, гиперболизированный показ преподавателя;

Использование наводящих вопросов;

- «звук-слово» или подстрочный текст.

Разбор нотного текста является одним из основных способов точного осознания контуров музыкального полотна, он должен обязательно сочетаться и с прочтением, и осмыслением ремарок. Необходимо помнить, что всякая «случайная» неточность игры в самом начале работы ведет к искажению формирующегося образа , и что ошибки, допущенные при первом разборе, нередко прочно укореняются и сильно тормозят разучивание пьесы.

Часто приходится слышать мнение, что начальный разбор должен быть настолько медленным, чтобы ребёнок мог, играя подряд целую часть пьесы, не допускать ошибок и остановок. Едва ли это правильно, ибо такой медленный темп приводит к совершенному обессмысливанию игры. Поэтому целесообразно при начальном разборе использование метода дробления на определённые части.

Руководствуясь методическим приемом вычленения из сложного простого , можно облегчить восприятие музыки, временно фиксируя внимание обучающегося на одних заданиях и допуская при этом лишь приблизительное выполнение других. Например, при точном прочтении высотности и аппликатуры, можно временно лишь слухом контролировать метрику или же, сохраняя точность и осмысленность исполнения всех трех названных компонентов, постепенно подключать новые (ощущение фразы, динамики, штрихов и т.д.).

Велика роль распространенного в практике метода исполнительского показа как средства , подсказывающего пути овладения конкретными исполнительскими задачами и трудностями. Выше упоминалось о показе - исполнении, необходимом для обучающегося до начала работы над музыкальном произведением. Однако такой целостный показ переходит далее в стадию расчлененного показа отдельных художественных и технических деталей. Одним из таких характерных моментов является утрированный показ, подчеркнуто демонстрирующий обучающемуся не вполне удающиеся ему звуковые и технические детали исполнения.

Для активизации самостоятельности исполнительских решений полезен метод наводящих вопросов, например, «Что тебе в этой пьесе совсем не удалось?», «Красиво ли это звучало?» и т.д.

Для воспитания самостоятельности обучающегося, этот метод может быть использован и в таких заданиях, как обозначение им самим аппликатуры в отдельных отрывках произведения или цезур между мелодическими построениями. Задачей преподавателя является достижение обучающегося на определённом этапе работы над произведением самостоятельности.

Суть метода «звук-слово» или подстрочный текст заключается в том, что к музыкальной фразе или к интонационному обороту подбирается словесный текст, что позволяет ребёнку точнее почувствовать выразительность музыки: интонационные акценты, окончания фраз.

Третий этап – оформление звукового образа

Цель третьего этапа - объединение выученных деталей в цельный организм, достижение единства всех составляющих произведения, должной выразительности и осмысленности исполнения.

«Вижу – слышу – играю – контролирую».

Задачи данного этапа работы над произведением:

Развить навыки слухового мышления и умение представлять результаты своего действия еще до его осуществления;

Достичь гладкого и незатрудненного исполнения (и по нотам, и на память);

Преодолеть двигательные трудности;

Сцепить игровые образы;

Углубить выразительность игры;

Добиться яркого динамического звучания;

Уточнить ритмически правильное исполнение, добиться единства темпа.

Неотъемлемой стадией работы музыканта над оформлением звукового образа является постоянный анализ и слуховой контроль в процессе исполнения. Благодаря слуховому мышлению обучающегося начинает охватывать логические связи сочинения, его смысловые соотношения. Он постепенно начинает предвосхищать, прогнозировать наступление того или иного фрагмента произведения.

Для решения поставленных задач третьего этапа формирования образа-представления используются следующие методы работы:

Пробные проигрывания пьесы целиком;

Занятия «в представлении» (без инструмента);

Дирижирование;

Сопоставление между собой небольших отрезков музыки из разных частей;

Многократные повторения;

Постепенное удлинение музыкальной мысли.

Пробные проигрывания позволят исполнителю определить пропорции деталей сочинения в целостном полотне и откорректировать их между собой. Благодаря пробным исполнениям домрист сможет выявить степень логичности переходов между построениями, устранить неточности ритмического становления музыки, динамического развертывания исполнительского образа. Пробные исполнения позволят обнаружить технические недостатки игры.

Необходимо сочетать пробные проигрывания целиком с непрекращающимся углубленным трудом над деталями и частями произведения.

Помимо пробных исполнений, одним из звеньев в овладении формой сочинения должны стать занятия музыканта без инструмента , работа «в уме», «в представлении» - отстранение от реальных, игровых проблем, отключение пальцевых (мышечных) автоматизмов приведет к активизации фантазии музыканта.

Методика формирования навыка исполнения произведения вне опоры на реальное звучание должна быть построена исходя из уровня индивидуальной подготовки учащихся, и носить характер постепенно возрастающей сложности.

«Дирижерский» метод работы является уникальной формой занятий, так как позволяет объять все произведение «одним круговым движением, непрерывной дуговой нитью». Такой охват поможет музыканту передать безостановочность течения звукового потока, что, несомненно, будет способствовать стройности формы произведения. Особое значение приобретает дирижирование при организации временной структуры пьесы, в укреплении чувства ритма музыканта.

Методы многократных повторений и постепенного удлинения полезны в работе над двигательно-трудными участками произведения.

Четвертый этап подготовка к концертному исполнению.

Охват целостной формы произведения возможен лишь в том случае, если музыкант сможет подняться над реальностью и превратиться из непосредственного участника событий в режиссера музыкального действа.

Цель заключительного этапа работы музыканта над произведением состоит в достижении уровня «эстетической завершенности» интерпретации.

Одна из главных задач , которая ставится на заключительном этапе работы над пьесой – подготовки к сценическому воплощению - это «исполнительская яркость», которая включает непременное умение воспринимать и передавать с не меньшей внутренней наполненностью всё разнообразие состояний, красок, образов произведения. Важно добиться по окончании работы над пьесой внутренней раскрепощённости, творческой свободы, способности играть пьесу совершенно уверенно, убежденно, убедительно в любой обстановке, на любом инструменте, перед любыми слушателями.

Перед выходом на ответственное выступление пьесу надо «обыграть» в непривычной обстановке, перед слушателями. Успех или неудача такого исполнения и будет показателем степени завершенности работы. В настоящее время существует большое количество методик, чтобы побороть сценическое волнение. Это и физические упражнения, и дыхательная гимнастика. Но залог успеха в большей степени зависит от хорошего запоминания текста и выученности произведения, от детально проработанных технически сложных мест. Хочется процитировать слова знаменитого пианиста И.Я. Падеревского: «Если я не занимаюсь один день, это замечаю только я. Если я не занимаюсь два дня, это замечают критики. Если я не занимаюсь три дня, это замечает публика.» Хочется привести слова А.П. Щапова, благодаря которым можно настроить своих обучающихся на концертное выступление: «Перед выступлением совершенно неуместны всяческие разговоры о возможном “волнении”, о необходимом «спокойствии», не нужны и никакие словесные убеждения ученику в том, что «у тебя всё выходит».

Волнение при выступлении совершенно неизбежно, но оно должно приводить… не к ухудшению, а к улучшению качества игры. На эстраде должно быть не “спокойствие”, а “творческая уверенность”, которая лишь в небольшой мере зависит не только от внушения и самовнушения, но и базируется в первую очередь на очень обобщённом, но вместе с тем вполне реальном ощущении завершённости работы, ясности всех художественных намерений, полного владения игровыми представлениями и техническим аппаратом, на отсутствии сомнений, туманностей в образах памяти, на отсутствии зажимов в моторике».

Заключение.

Музыка способна волшебным образом помочь в развитии, разбудить чувства, обеспечить интеллектуальный рост. Как показывает опыт, под влиянием музыкальных занятий начинают делать успехи даже дети с задержкой и отставанием психического развития.

Роль преподавателя в воспитании в обучающихся правильных представлений о художественно-образной структуре изучаемого произведения очень ответственна. Ясная, глубоко осознанная художественная цель является залогом успешной работы над музыкальным произведением.

Приведенные методы работы следует рассматривать как примерный образец, отталкиваясь от которого каждый преподаватель должен сделать свою личную схему, согласованную с его педагогическим опытом и конкретизировать соответственно особенностям каждого обучающегося. В целом, предложенные методы работы призваны развивать и обогащать музыкальное мышление ребёнка. Одновременно они образуют творческие связи, возникающие в общении преподавателя с обучающимся на определённых этапах обучения.