Яруллина "Шурале" на уроках фортепиано в средних и старших классах музыкальной школы. Использование фрагментов музыки из балета Ф.Яруллина "Шурале" на уроках фортепиано в средних и старших классах музыкальной школы Краткое содержание шурале на русском

Действующие лица:

  • Сюимбике, девушка-птица
  • Али-Батыр, охотник
  • Мать Батыра
  • Отец Батыра
  • Главная сваха
  • Главный сват
  • Шурале, злой леший
  • Огненная ведьма
  • Шайтан
  • Птицы-девушки, свахи, сваты

Действие происходит в Татарии в сказочные времена.

1. Охотник Али-Батыр, заблудившись в лесу, набрел на логово страшного лешего Шурале. На поляну спускается стая птиц и превращается в девушек. Во время их игр коварный Шурале крадет крылья самой красивой из них - Сюимбике. Порезвившись, птицы улетают. В лесу осталась одна Сюимбике. Тщетно мечется она в поисках своих крыльев. Их нет.

Перед нею вырастает отвратительный Шурале. Он протягивает к ней свои кривые лапы, старается схватить ее. Сюимбике зовет на помощь. Из чащи на зов девушки спешит Али-Батыр. В жестокой схватке сходится он с Шурале. Перевес то на стороне одного, то другого. Наконец, побежденный Шурале скрывается в лесу.

Сюимбике благодарит своего избавителя и умоляет помочь найти крылья. Утомленная переживаниями страшного дня, она, плача, опускается на землю и засыпает. Подняв ее на руки, Али-Батыр уносит Сюимбике из лесного царства. Им вслед угрожающе глядит Шурале.

Али-Батыр приносит девушку в дом своих родителей. Здесь, окруженная заботой и лаской, она полюбила своего спасителя и согласилась стать его женой.

2. Назначен день свадьбы. Съезжаются гости. По народному обычаю невесту вносят в сад на ковре и прячут. Жених должен ее найти. Гости уходят в дом за праздничные столы. Идет пир. Но Сюимбике грустит. Она любит и любима, но тоска по птицам-подругам, неутомимое желание взлететь в поднебесье не дают ей покоя.

Вместе с сумерками во дворе появляется Шурале. Черные воронята приносят ему крылья Сюимбике. Он оставляет их на самом видном месте. Когда Сюимбике выходит из дому, она сразу замечает крылья, надевает их и поднимается ввысь. Тотчас же за ней поднимаются черные воронята и заставляют лететь к Шурале. Дети видели, как поднялась Сюимбике в воздух и как окружили ее воронята. С криком прибегают они к Али-Батыру. Он бросается в погоню.

3. Снова Сюимбике попадает в лесное логово Шурале. Злой владыка лесов насмехается над Сюимбике, грозит расправой, обещает милость, если она покорится ему. В лес врывается отважный Али-Батыр с факелом в руке. Он поджигает лес, в котором сгорает вся нечисть. Лишь Шурале вступает в единоборство с Али-Батыром. Он почти уже торжествует победу. Али-Батыр собирает последние силы и бросает Шурале в огонь. Тот погибает, а с ним гибнет и все его зловещее царство.

Вокруг бушует пламя. Али-Батыру и Сюимбике грозит гибель. Он предлагает любимой спастись и протягивает ей крылья. Лишь мгновение длится ее колебание. Бросив крылья в огонь, она остается с любимым, покоренная силой его чувства.

В деревне, куда Али-Батыр привел спасенную им девушку, народ поздравляет молодых. В честь Сюимбике и Али-Батыра устраивается праздник.

Во второй половине 1939 года студент Московской консерватории Фарид Яруллин (1913-1943) получил от своего педагога по композиции Генриха Литинского задание написать балетные сцены на сюжет из татарских народных сказок о лешем Шурале, обработанные поэтом Габдуллой Тукаем (1886-1913). Работа Яруллина была так удачна, что его педагог обратился к татарскому писателю А. Файзи (1903-1958) с просьбой написать либретто балета. Началась напряженная работа. На весну 1941 года была назначена Декада татарского искусства в Москве, на которой предполагался показ первого национального балета Татарии - «Шурале» в постановке Казанского театра оперы и балета. Музыка театру понравилась, но к либретто были серьезные претензии. Тогда к работе над ним был привлечен артист и балетмейстер Большого театра Леонид Якобсон (1904- 521 1975), его же пригласили поставить балет. Якобсон начал работу над балетом «Шурале» в 1941 году в Казани, но завершить ее помешала война. Яруллин был мобилизован и с фронта не вернулся. Инструментовка «Шурале», не законченная Яруллиным, была сделана композитором Фабием Витачеком. Премьера «Шурале» в постановке балетмейстеров Леонида Жукова и Гая Тагирова состоялась в Казани в Театре оперы и балета имени М. Джалиля 12 марта 1945 года.

В послевоенные годы по заказу Государственного академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова композиторы Валерий Власов и Владимир Фере сделали новую оркестровую редакцию, в которой «Шурале» и был поставлен Якобсоном в Ленинграде. Первоначально балет назвали «Али-Батыр», что означает «Святой богатырь», но затем вернули название «Шурале». Именно в этой музыкальной редакции балет обошел многие сцены страны и мира.

«Шурале» - один из самых ярких балетов советского времени. Его музыка, основанная на ритмоинтонациях татарского фольклора, как песенных, так и плясовых, блестяще разработана способами профессиональной музыкальной техники. Массовые свадебные танцы привлекают обилием ритмов, форм и настроений. «Здесь, - отмечала балетовед Наталья Чернова, - в сказочной атмосфере татарского фольклора хореограф строил эпизоды балета по законам поэтической образности танца, вводил в лирические сцены спектакля симфонически решенные эпизоды». Однако композитор не чувствовал себя связанным национальным фольклором, некоторые сцены балета отмечены несомненным влиянием традиций Чайковского и Глазунова.

«Образная природа „Шурале", - отмечал теоретик балета Поэль Карп, - на первый взгляд кажется самой неоригинальной среди всех сочинений Якобсона. Здесь не только ощутимо принципиальное влияние Л. Иванова с его царством заколдованных лебедей. Девушки-птицы, птицы-девушки, как их не называй, заставляют вспомнить „Лебединое озеро". Приверженность балетмейстера к классической традиции как будто неоспорима. В то же время сила второго, свадебного акта - явное обращение к стихии народного танца - средству, испытанному и В. Вайноненом, и В. Чабукиани, и вообще советским балетом задолго до рождения „Шурале". Не от того ли за этим балетом закрепилась репутация спектакля хотя и интересного, но вполне традиционного? А между тем, как раз с него и начинаются новаторские поиски советской хореографии пятидесятых годов».

Откликаясь на премьеру, историк балета Вера Красовская писала: «Якобсон непохож на тех балетмейстеров, которые непосредственное действие развивают в пантомимных сценах, а в танце раскрывают лишь эмоциональное состояние героев или рассматривают танец как украшающий спектакль вставной номер. Все решающие моменты развития действия Якобсон передает в танце».

В хореографии «Шурале» Якобсон так мастерски соединил классическую основу с национальным татарским танцем, что татары считали балет своим национальным произведением. У девушек-птиц Якобсон трансформировал привычную постановку рук: локоть был вытянут, запястье свободно, кисть с крепко соединенными пальцами стала трепетно подвижна. Получилось своеобразное подобие птичьего крыла. При превращении птиц в девушек пластика рук обретала фольклорный рисунок. В противовес классике и народно-характерному танцу в спектакле использовалась свободная пластика с элементами гротеска для характеристики образа лешего Шурале и его царства с ведьмами, шуралятами, шайтанами. Шурале был естественной частью лесного мира. Для его пластики моделью служили старые гнилые коряги, причудливо изогнутые ветви дремучего леса. Необычен, но важен был и костюм лешего - обтягивающий тело трикотажный комбинезон в цвет дерева с торчащими из него сучками и нашитыми кусочками мха. Сказочный образ создавал и грим - серое мшистое лицо с объемными тоненькими веточками, длинные палыды-сучки, которыми, по преданию, леший мог защекотать человека насмерть.

Создатели спектакля «Али-Батыр» получили Сталинскую премию. Награды удостоились балетмейстер Леонид Якобсон, дирижер Павел Фельдт и - небывалый случай - три состава исполнителей. Сюимбеке - Наталья Дудинская, Алла Шелест, Инна Израилева (Зубковская); Али-Батыр- Константин Сергеев, Борис Брегвадзе, Аскольд Макаров; Шурале - Роберт Гербек, Игорь Бельский. Спектакль выдержал 176 представлений. Неоднократно возникали разговоры о восстановлении спектакля на сцене театра. (Премьера капитального возобновления 2-й редакции спектакля состоялась 28 июня 2009 года в Мариинском театре.)

После ленинградской удачи Якобсона пригласили поставить «Шурале» в Большом театре (1955). Здесь главные партии танцевали Майя Плисецкая и Юрий Кондратов. Успешный спектакль был возобновлен через пять лет с Мариной Кондратьевой и Владимиром Васильевым. Разные версии «Шурале» показали театры Одессы (1952), Риги (1952), Саратова (1952), Львова (1953, 1973), Тарту (1954), Улан-Удэ (1955), Киева (1955), Алма-Аты (1956), Ташкента (1956), Софии (1956), Горького (1957), Улан-Батора (1958), Челябинска (1959), Вильнюса (1961), Новосибирска (1968), Ростока (1968), Уфы (1969).

А. Деген, И. Ступников

На фото: «Шурале» в Мариинском театре / Н. Разина, В. Барановский

Продолжение. Часть 3. ()
Вернёмся, наконец, к "Шурале"... это существо не отягощено интеллектом, способным искушать, в нём нет ничего от Мефистофеля, Демона или Фавна... По откликам постановка Мариинки красочна невероятно и... нравится детям... сказочный мир прекрасен, как и мир, который их ждёт в нашей стране, я полагаю...

Обратите внимание, что в анонсе о Яруллине вспомнили только один раз, и слава богу. Решение о возвращении в репертуар театра советских шедевров принимает Валерий Гергиев , полагаю, это решение принимается не только потому, что это шедевры... Образцова создаёт просто образцовый образ Сююмбике. Светлый, нежный, трогательный, а в своём интервью Евгения не стесняется провести параллель с "Лебединым озером"...

"Варварское и детское..." - некий ключ к понимаю. Варварское сегодня значит - экзотичное, яркое, необычное, оригинальное... матрёшка, "клоунада" на высшем техническом уровне, с бюджетом, которого могло хватить, возможно, на год екатеринбургской опере...
Shurale - Premiere (Mariinsky Ballet).
Загружено пользователем jp2uao , дата: 30.06.2009 RTR-Vesti 29.06.2009.

Ироничная, но небезынтересная заметка Ольги Федорченко "Вот такое "Шурале"..." В Мариинском театре показали татарского лешего.
"Лесная нечисть изъясняется вульгарным гротеском, раскрепощенные тела змеятся, извиваются, колышутся и корчатся, зримо воплощая все низменные стороны человеческой натуры . Фантастические птицы "чирикают" классическим танцем, легким, полетным, по-якобсоновски смело и необычно трансформированным. Народ, как ему и положено, степенно рассуждает языком характерного танца...
Партии трех главных героев по сложности, наверное, стоят в одном ряду со "Спящей красавицей" и "Лебединым озером". Все богатство классического танца, сольного и дуэтного, которое выработало танцующее человечество к 1950 году, интересные актерские задачи — что еще надо взыскательному солисту, чтоб мечтать станцевать "Шурале"?!
(...) По окончании спектакля в лучших имперских традициях начались торжественные речи и раздача правительственных наград. Политкорректный итог премьеры подвел председатель парламента Татарстана: "Слава Богу!", и тут же поправился: "И Аллаху!" Художественный итог подвела министр культуры Татарстана. Она зачем-то вывела на мариинские подмостки Вана Клайберна, и пока тот смущенно раскланивался, державная дама задумчиво произнесла в микрофон: "Вот такое "Шурале"..."

В 1980 году была осуществлена экранизация балета. О ней мало кто вспоминает. Звучат стихи татарских поэтов на русском языке. Имя режиссёра нахожу с трудом - Олег Рябоконь. Интересно, что в его фильмографии этот фильм даже не упомянут, может, он сам стыдился своего детища? Я "полистал" фильм, снято слабо, не понятно как и почему выбран именно такие средний план и ракурс, артисты постоянно выскакивают за рамки экрана, бедный оператор, не поспевая за артистами и плохо понимая, что происходит на сцене, вынужден вертеть камеру за ними, смонтировано тоже аляповато, всё сделано крайне неаккуратно, музыка записана как-то ровно, холодно, равнодушно... Одним словом, 80-й - другие времена, не для такой постановки, впечатление, что все всё пытались делать правильно, кроме авторов фильма, но к работе отнеслись абсолютно равнодушно, трудно обнаружить искры вдохновения. Скучно смотреть и слушать...
Лесная сказка (Шурале) -1980. Выложено на Яндексе.

Мы пробуем ещё один подход, убирая наглядность. Музыка носила целевое назначение, она предполагала хореографическое воплощение, музыка писалась под руководством хореографа, но кто бы ни ставил балеты на музыку Чайковского, как бы искусствоведы не вздыхали по поводу гениальности постановщиков, эта музыка способна обойтись без хореографии, а вот балет без музыки? "Битва Былтыра и Шурале" (ниже) без хореографии, обращает ли она наше внимание на противоречие, заложенное внутри нашей собственной души, удаётся ли уловить то, как в ней происходит борьба света и тьмы, добра и зла?.. Трудно? Много патетики, не правда ли? С первых нот всё понятно, солнце светит ярко, не найдёшь и признака тени, в которой мог бы спрятаться от его палящих лучей, всё торжествует. Конечно, слышится, как непонятно какая конница скачет, то ли будёновская, то ли татаро-монгольская, но триумф предрешён, музыка такая советская, что становится скучно... Восприятие субъективное, я не собираюсь кого-либо критиковать. Но пафос мне кажется провинциальным, что тоже произношу с оговоркой, не будучи специалистом, только - провинциальным слушателем. Решил взять и такое исполнение музыки. Это совершенно другая стихия. В балете оркестр и труппа должны представлять из себя единое целое, здесь музыка предоставлена самой себе, оркестру и нашему слуху...
Ф.Яруллин. «Битва Былтыра и Шурале». Загружено пользователем AlsuHasanova , дата: 11.01.2011
Симфонический оркестр Казанского музыкального колледжа.

Вернёмся к балету.
OBRAZTSOVA - D. MATVIENKO - SHURALE ADAGIO

...
#2 Scene from Shurale Act 1 Evgenia Obraztsova Mariinsky Ballet Now Bolshoi Ballerina. Загружено пользователем russianballetvideo , дата: 25.02.2012.

...
Этот танец мне кажется эклектичным (кастаньет в руках не хватает), несколько зацикленным и однообразным, раздражает фоновая массовка, что они как-то бестолково крутят головами, поцокивают, ручками подёргивают? вопрос о национальном колорите просто снимаю. Образцова очень обаятельна, жизнерадостная, чистенькая, лёгкая пташка...
Scene from Shurale Act 2 Evgenia Obraztsova Mariinsky Ballet Now Bolshoi Ballerina.

Вернёмся к сюжету сказки. Какой-то юноша едет на ночь глядя в лес за дровами. Невольно возникает мысль: может, воровать? Обманывает дурака Шурале, представившись "Вгодуминувшем"... Т.е. некто, даже не вчера... Здравомыслящий такой парень, взял, что нужно, ещё и пальцы лешему прищемил... пальцы - не ноги, но пальцы есть и на ногах... О девушках Тукай упоминает вскользь, не более...
Одним словом, татарская смекалка и здравый смысл восторжествовали...

Но кое-что нам не понять без взгляда с другой точки зрения. Ещё один "национальный" триумф в балете - это балет Хачатуряна "Спартак", хотя тема не армянская (это отдельный разговор, насколько в этом отражена трагичная история армянского народа). К его созданию Хачатурян приступает он в декабре 1941 года с либреттистом Н. Д. Волковым и балетмейстером И. А. Моисеевым . "Это должен быть монументальный героический спектакль, который покажет советскому зрителю самого лучшего человека всей древней истории, каким, по выражению Маркса, является Спартак»" (Л. Михеева. Арам Хачатурян. Балет «Спартак» Spartacus.19.04.2011. ) Партитура написана в 1954 году. В Кировском премьера в постановке Якобсон состоялась в 1956 году. В Москве в постановке Моисеева - в 1958 году. В 1968 году балет поставлен Григоровичем...

Почему я решил рассказать об этом? Дело в том, что у Игоря Моисеева был весьма необычный и талантливый ученик - Файзи Гаскаров , покинувший ансамбль мэтра в 1939 году, чтобы в Уфе создать свой театр народного танца - Башкирский ансамбль народного танца... (Я обязательно расскажу о своих встречах с творчеством этого коллектива, только уже в 1994 году... когда-нибудь потом)
С другой стороны, в 1941 году вышел фильм о башкирском национальном герое Салавате Юлаеве, снятый Протазановым. Вы догадываетесь, кто написал музыку к этому фильму? Конечно, Арам Хачатурян ! И прекрасную музыку написал.
Салават Юлаев (1941). Опубликовано 01.06.2012 пользователем lupuslexwar.

...
Файзи Гаскаров, конечно, хотел снять фильм и о своём театре. И он его "снимает", понятно, что на Свердловской киностудии. Режиссёр Олег Николаевский. Композитор Лев Степанов. Не знаю, прошу прощение, ни такого режиссёра, ни такого композитора, на национальных темах оттачивали свои перья и более талантливые творцы. Фильм, к сожалению, получился слабым, но теперь это уникальный документ... И сама попытка объединить балет и народный танец интересна... И, конечно, речь пойдёт о девушке-птице!
Журавлиная песнь. Загружено пользователем getmovies , дата: 25.06.2011.

Одним словом, вот мы и вернулись к мальчику, сидящему на скале над Уфой... Тот, который сидит сегодня, выберет уже свой путь... И подозреваю, что в нём зреет та же воля к свободе...
...
Вокруг темы:
- Вопреки времени, смыслу, природе, душе . (о балете)
- .
- Работа над конспектами. Социология музыки. Черновики. (Адорно)
- Миф о Пане и Сиринге. Из архива.
-

Фарид Яруллин

Либретто А. Файзи и Л. Якобсона. Инструментовка 2-й редакции В. Власова и В. Фере. Балетмейстер Л. Якобсон. Первое представление (2-й редакции): Ленинград, Театр оперы и балета им. С. М. Кирова, 28 июня 1950 г.

Действие первое

Дремучий лес. Ночь. Освещаемые слабым светом луны, мрачно чернеют вековые деревья. В дупле одного из них - логово Шурале, злобного владыки леса. Светает. На лесной поляне появляется юноша-охотник Батыр. Увидев пролетающую птицу, он хватает лук и стрелы и устремляется вслед за ней. Из своего логова вылезает Шурале. Просыпаются все лесные духи, подвластные ему. Джины, ведьмы, шуралята развлекают плясками своего повелителя. Восходит солнце. Нечисть прячется. На поляну опус-кается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в девушек. Девушки разбегаются по лесу. Последней освобождается от крыльев красавица Сюимбике и тоже уходит в лес. Шурале, следивший за ней из-за дерева, подкрадывается к крыльям и утаскивает их в свое логово.& Из лесу появляются девушки. Они водят на поляне веселые хороводы. Неожиданно с дерева на них прыгает Шурале. Перепуганные девушки стремительно поднимают свои крылья и, став птицами, поднимаются в воздух. Только Сюимбике мечется, не находя своих крыльев. Шурале приказывает шуралятам окружить девушку. Пленница в ужасе. Шурале готов торжествовать победу, но из лесу выбегает Батыр и бросается на помощь Сюимбике. Разъяренный Шурале хочет задушить Батыра, но юноша сильным ударом повергает чудище на землю. Напрасно Сюимбике вместе со своим спасителем ищет повсюду крылья. Устав от бесплодных поисков, измученная Сюимбике опускается на землю и засыпает. Батыр осторожно берет спящую девушку-птицу на руки и уходит с ней. Поверженный Шурале грозит жестоко отомстить Ба-тыру, похитившему у него девушку-птицу.

Действие второе

Двор Батыра в праздничном убранстве. Все односельчане пришли сюда на пир в честь обручения Батыра с красавицей Сюимбике. Веселятся гости, резвятся ребятишки. Только одна невеста грустна. Не может Сюимбике забыть об утраченных крыльях. Батыр старается отвлечь девушку от печальных мыслей. Но ни лихие пляски джигитов, ни девичьи хороводы не могут развеселить Сюимбике. Праздник окончен. Гости расходятся. Незамеченный никем, во двор тайком проникает Шурале. Улучив удобную минуту, он подбрасывает Сюимбике ее крылья. Девушка с восторгом прижимает их к себе и хочет взлететь, но в нерешительности останавливается: ей жаль покинуть своего спасителя. Однако желание подняться в воздух оказывается сильнее. Сюимбике взлетает ввысь. Тут же она попадает в окружение вороньей стаи, по-сланной Шурале. Птица хочет вырваться, но воронье за-ставляет ее лететь к логову своего владыки. Во двор выбегает Батыр. Он видит в небе улетающую белую птицу, которая бьется в кольце черных воронов. Схватив горящий факел, Батыр устремляется в погоню.

Действие третье

Логово Шурале. Здесь томится в плену девушка-пти-ца. Но Шурале не удается сломить гордый нрав Сюимбике, девушка отвергает все его притязания. В ярости Шурале хочет отдать ее на растерзание лесной нечисти. В этот момент на поляну с факелом в руке выбегает Батыр. По повелению Шурале все ведьмы, джины и шура- лята набрасываются на юношу. Тогда Батыр поджигает логово Шурале. Злые духи и сам Шурале гибнут в огненной стихии. Батыр и Сюимбике одни среди бушующего пламени. Батыр протягивает девушке ее крылья - единственный путь к спасению. Но Сюимбике не хочет оставить любимо-го. Она бросает крылья в огонь - пусть они погибнут оба. Тотчас же лесной пожар гаснет. Освобожденный от нечисти лес сказочно преображается. Появляются родители, сваты и друзья Батыра. Они желают счастья жениху и невесте.

Фарид Яруллин. Балет "Шурале"

30 августа 1940 года был издан указ о проведении в Москве декады татарской литературы и искусства в августе 1941 года. Для подобного ответственного смотра был необходим национальный балет. (Кстати, Татарский национальный оперный театр открылся лишь 17 июня 1939 года). Привлекли к работе специалистов — главным балетмейстером декады назначили Петра Гусева, а он пригласил для постановки первого татарского балета Леонида Якобсона.
К счастью, в портфеле театра уже лежали готовое либретто и партитура балета под названием «Шурале», их принесли в театр в начале 1940 года писатель Ахмет Файзи и молодой композитор Фарид Яруллин. И если музыка будущего балета в целом устраивала балетмейстера, то либретто показалось ему слишком размытым и перенасыщенным литературными персонажами — неопытный либреттист свёл воедино героев восьми произведений классика татарской литературы Габдуллы Тукая. В феврале 1941 года Якобсон закончил новый вариант либретто и композитор приступил к доработке авторского клавира, которую завершил в июне.
3 июля 1941 года в Казани состоялась генеральная репетиция нового балета. Балетная труппа Татарского театра оперы и балета была усилена танцовщиками труппы «Остров танца» и солистами Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова. Партию Сюимбике исполняла Найма Балтачеева, Али-Батыра — Абдурахман Кумысников, Шурале — Габдул-Бари Ахтямов. Оформил спектакль художник Е. М. Мандельберг, дирижёр —И. В. Аухадеев. Ни о премьере, ни о поездке в Москву речь уже не шла — Великая Отечественная война перечеркнула все планы. Татарский театр оперы и балета вернулся к «Шурале» в 1945 году. Ф. В. Витачек, преподававший оркестровку и чтение партитур в Институте имени Гнесиных, инструментовал партитуру, балетмейстер Гай Тагиров сочинил новое либретто.
А в 1958 году Фариду Яруллину за балет «Шурале» была посмертно присуждена Государственная премия Татарстана имени Г. Тукая.

Википедия.

Сюжет

Поляна в лесной чащобе с логовом лешего Шурале. Сюда, заблудившись в лесу, пришел охотник Али-Батыр. На поляну опускается стая птиц. Они сбрасывают крылья и превращаются в прекрасных девушек. Шурале крадет крылья самой прекрасной — Сюимбике. Наигравшись, девушки вновь оборачиваются птицами, а Сюимбике тщетно ищет свои крылья. Ее подруги улетают, а ее пытается схватить Шурале. Сюимбике зовет на помощь, и Али-Батыр в жестокой борьбе побеждает лешего. Тот скрывается, а Сюимбике умоляет Батыра найти ее крылья. Подняв девушку на руки, охотник уносит ее из леса.
В саду перед домом Али-Батыра собираются гости. Сюимбике искренне полюбила своего спасителя и выходит за него замуж. Но тоска по небесному простору, по подругам-птицам не оставляет ее. После свадебных обрядовых игр гости уходят в дом и садятся за столы. В сгущающихся сумерках в сад прокрадывается Шурале и кладет на видном месте крылья Сюимбике, которые принесли ему помощники — черные воронята. Выйдя из дома, девушка с радостью видит крылья, надевает их и поднимается в воздух. Взлетевшие воронята гонят ее к логову Шурале. Батыр бросается в погоню.
В лесном логове Шурале издевается над Сюимбике, требует покориться ему. Но Батыр уже здесь. Горящим факелом он поджигает лес и вступает в поединок с лешим. В ожесточенной схватке силы покидают Батыра, и он последним усилием бросает Шурале в огонь. Тот гибнет, но разгоревшийся пожар грозит и влюбленным. Батыр протягивает Сюимбике крылья, предлагая спасение, но она, покоренная силой его любви, бросает крылья в огонь. И все же им удается спастись.
Снова деревня, в которой живет Али-Батыр. В честь храброго охотника и его прекрасной невесты идет веселый праздник.


Музыка.

«Шурале» — один из самых ярких балетов советского времени. Его музыка, основанная на ритмоинтонациях татарского фольклора, как песенных, так и плясовых, блестяще разработана композитором всеми способами профессиональной музыкальной техники.

Л. Михеева

Либретто Ахмета Файзи и Леонида Якобсона по мотивам одноимённой поэмы Габдуллы Тукая , основанной на татарском фольклоре .

История создания

К счастью, в портфеле театра уже лежали готовое либретто и партитура балета под названием «Шурале», их принесли в театр в начале 1940 года писатель Ахмет Файзи и молодой композитор Фарид Яруллин . И если музыка будущего балета в целом устраивала балетмейстера, то либретто показалось ему слишком размытым и перенасыщенным литературными персонажами - неопытный либреттист свёл воедино героев восьми произведений классика татарской литературы Габдуллы Тукая . В феврале 1941 года Якобсон закончил новый вариант либретто и композитор приступил к доработке авторского клавира, которую завершил в июне.

Действующие лица

  • Сюимбике - Анна Гацулина
  • Али-Батыр - Габдул-Бари Ахтямов
  • Шурале - В. Романюк
  • Таз - Гай Тагиров
Действующие лица
  • Сюимбике - Наталия Дудинская , (затем Алла Шелест , Инна Зубковская , Ольга Моисеева)
  • Али-Батыр - Аскольд Макаров , (затем Константин Сергеев , Борис Брегвадзе)
  • Шурале - Игорь Бельский , (затем Роберт Гербек, Константин Рассадин, Юрий Григорович)
  • Главная сваха - А. Н. Блатова
Действующие лица
  • Сюимбике - Марина Кондратьева, (затем Людмила Богомолова)
  • Батыр - Владимир Васильев
  • Шурале - Владимир Левашёв
  • Огненная ведьма - Фаина Ефремова, (затем Эльмира Костерина)
  • Шайтан - Эсфандьяр Кашани, (затем Николай Симачёв)
  • Шуралёнок (исполняли учащиеся МХУ) - Василий Ворохобко, (затем А. Аристов)

Спектакль прошёл 8 раз, последнее представление 1 октября года

Постановки в других театрах

- Башкирский театр оперы и балета , балетмейстер-постановщик Ф. М. Саттаров

10 ноября - Львовский театр оперы и балета , балетмейстер-постановщик М. С. Заславский, художник-постановщик Я. Ф. Нирод, дирижёр-постановщик С. М. Арбит

- Труппа «Хореографические миниатюры» - сцены из балета «Шурале» в 1 акте, хореография Леонида Якобсона

Библиография

  • Золотницкий Д. «Али-Батыр» // Смена: газета. - Л. , 1950. - № 23 июня .
  • В. Богданов-Березовский «Али-Батыр» // Вечерний Ленинград: газета. - Л. , 1950. - № 26 июня .
  • Красовская В. «Али-Батыр» // Советское искусство: газета. - Л. , 1950. - № 11 ноября .
  • Добровольская Г. Перемирие с классикой // . - Л. : Искусство, 1968. - С. 33-55. - 176 с. - 5000 экз.
  • Рославлева Н. В новых балетах // . - М .: Искусство, 1968. - С. 66-67. - 164 с. - 75 000 экз.
  • Гамалей Ю. Год 1950 // . - Л. : ПапиРус, 1999. - С. 140-141. - 424 с. - 5000 экз. - ISBN 5-87472-137-1 .
  • Л. И. Абызова . Танцовщик Кировского театра // . - СПб. : Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2000. - С. 69-75. - 400 с. - 1200 экз. - ISBN 5-93010-008-Х.
  • Якобсон Л. Моя работа над "Шурале" // Письма Новерру. Воспоминания и эссе. - N-Y.: Hermitage Publishers, 2001. - С. 33-97. - 507 с. - ISBN 1-55779-133-3 .
  • Габаши А. // Татарский мир: журнал. - Казань, 2005. - № 3 .
  • Юнусова Г. // Республика Татарстан: газета. - Казань, 2005. - № 13 мая .
  • // РИА Новости: РИА. - М ., 2009. - № 24 июня .
  • Ступников И. // С.-Петербургские ведомости: газета. - СПб. , 2009. - № 7 июля .

Напишите отзыв о статье "Шурале (балет)"

Примечания

Ссылки

  • на сайте Татарского театра оперы и балета
  • на сайте Мариинского театра
  • фоторепортаж со спектакля Татарского театра оперы и балета

Отрывок, характеризующий Шурале (балет)

Один из людей в темноте ночи, из за высокого кузова стоявшей у подъезда кареты, заметил другое небольшое зарево пожара. Одно зарево давно уже видно было, и все знали, что это горели Малые Мытищи, зажженные мамоновскими казаками.
– А ведь это, братцы, другой пожар, – сказал денщик.
Все обратили внимание на зарево.
– Да ведь, сказывали, Малые Мытищи мамоновские казаки зажгли.
– Они! Нет, это не Мытищи, это дале.
– Глянь ка, точно в Москве.
Двое из людей сошли с крыльца, зашли за карету и присели на подножку.
– Это левей! Как же, Мытищи вон где, а это вовсе в другой стороне.
Несколько людей присоединились к первым.
– Вишь, полыхает, – сказал один, – это, господа, в Москве пожар: либо в Сущевской, либо в Рогожской.
Никто не ответил на это замечание. И довольно долго все эти люди молча смотрели на далекое разгоравшееся пламя нового пожара.
Старик, графский камердинер (как его называли), Данило Терентьич подошел к толпе и крикнул Мишку.
– Ты чего не видал, шалава… Граф спросит, а никого нет; иди платье собери.
– Да я только за водой бежал, – сказал Мишка.
– А вы как думаете, Данило Терентьич, ведь это будто в Москве зарево? – сказал один из лакеев.
Данило Терентьич ничего не отвечал, и долго опять все молчали. Зарево расходилось и колыхалось дальше и дальше.
– Помилуй бог!.. ветер да сушь… – опять сказал голос.
– Глянь ко, как пошло. О господи! аж галки видно. Господи, помилуй нас грешных!
– Потушат небось.
– Кому тушить то? – послышался голос Данилы Терентьича, молчавшего до сих пор. Голос его был спокоен и медлителен. – Москва и есть, братцы, – сказал он, – она матушка белока… – Голос его оборвался, и он вдруг старчески всхлипнул. И как будто только этого ждали все, чтобы понять то значение, которое имело для них это видневшееся зарево. Послышались вздохи, слова молитвы и всхлипывание старого графского камердинера.

Камердинер, вернувшись, доложил графу, что горит Москва. Граф надел халат и вышел посмотреть. С ним вместе вышла и не раздевавшаяся еще Соня, и madame Schoss. Наташа и графиня одни оставались в комнате. (Пети не было больше с семейством; он пошел вперед с своим полком, шедшим к Троице.)
Графиня заплакала, услыхавши весть о пожаре Москвы. Наташа, бледная, с остановившимися глазами, сидевшая под образами на лавке (на том самом месте, на которое она села приехавши), не обратила никакого внимания на слова отца. Она прислушивалась к неумолкаемому стону адъютанта, слышному через три дома.
– Ах, какой ужас! – сказала, со двора возвративись, иззябшая и испуганная Соня. – Я думаю, вся Москва сгорит, ужасное зарево! Наташа, посмотри теперь, отсюда из окошка видно, – сказала она сестре, видимо, желая чем нибудь развлечь ее. Но Наташа посмотрела на нее, как бы не понимая того, что у ней спрашивали, и опять уставилась глазами в угол печи. Наташа находилась в этом состоянии столбняка с нынешнего утра, с того самого времени, как Соня, к удивлению и досаде графини, непонятно для чего, нашла нужным объявить Наташе о ране князя Андрея и о его присутствии с ними в поезде. Графиня рассердилась на Соню, как она редко сердилась. Соня плакала и просила прощенья и теперь, как бы стараясь загладить свою вину, не переставая ухаживала за сестрой.
– Посмотри, Наташа, как ужасно горит, – сказала Соня.
– Что горит? – спросила Наташа. – Ах, да, Москва.
И как бы для того, чтобы не обидеть Сони отказом и отделаться от нее, она подвинула голову к окну, поглядела так, что, очевидно, не могла ничего видеть, и опять села в свое прежнее положение.
– Да ты не видела?
– Нет, право, я видела, – умоляющим о спокойствии голосом сказала она.
И графине и Соне понятно было, что Москва, пожар Москвы, что бы то ни было, конечно, не могло иметь значения для Наташи.
Граф опять пошел за перегородку и лег. Графиня подошла к Наташе, дотронулась перевернутой рукой до ее головы, как это она делала, когда дочь ее бывала больна, потом дотронулась до ее лба губами, как бы для того, чтобы узнать, есть ли жар, и поцеловала ее.
– Ты озябла. Ты вся дрожишь. Ты бы ложилась, – сказала она.
– Ложиться? Да, хорошо, я лягу. Я сейчас лягу, – сказала Наташа.
С тех пор как Наташе в нынешнее утро сказали о том, что князь Андрей тяжело ранен и едет с ними, она только в первую минуту много спрашивала о том, куда? как? опасно ли он ранен? и можно ли ей видеть его? Но после того как ей сказали, что видеть его ей нельзя, что он ранен тяжело, но что жизнь его не в опасности, она, очевидно, не поверив тому, что ей говорили, но убедившись, что сколько бы она ни говорила, ей будут отвечать одно и то же, перестала спрашивать и говорить. Всю дорогу с большими глазами, которые так знала и которых выражения так боялась графиня, Наташа сидела неподвижно в углу кареты и так же сидела теперь на лавке, на которую села. Что то она задумывала, что то она решала или уже решила в своем уме теперь, – это знала графиня, но что это такое было, она не знала, и это то страшило и мучило ее.
– Наташа, разденься, голубушка, ложись на мою постель. (Только графине одной была постелена постель на кровати; m me Schoss и обе барышни должны были спать на полу на сене.)
– Нет, мама, я лягу тут, на полу, – сердито сказала Наташа, подошла к окну и отворила его. Стон адъютанта из открытого окна послышался явственнее. Она высунула голову в сырой воздух ночи, и графиня видела, как тонкие плечи ее тряслись от рыданий и бились о раму. Наташа знала, что стонал не князь Андрей. Она знала, что князь Андрей лежал в той же связи, где они были, в другой избе через сени; но этот страшный неумолкавший стон заставил зарыдать ее. Графиня переглянулась с Соней.
– Ложись, голубушка, ложись, мой дружок, – сказала графиня, слегка дотрогиваясь рукой до плеча Наташи. – Ну, ложись же.
– Ах, да… Я сейчас, сейчас лягу, – сказала Наташа, поспешно раздеваясь и обрывая завязки юбок. Скинув платье и надев кофту, она, подвернув ноги, села на приготовленную на полу постель и, перекинув через плечо наперед свою недлинную тонкую косу, стала переплетать ее. Тонкие длинные привычные пальцы быстро, ловко разбирали, плели, завязывали косу. Голова Наташи привычным жестом поворачивалась то в одну, то в другую сторону, но глаза, лихорадочно открытые, неподвижно смотрели прямо. Когда ночной костюм был окончен, Наташа тихо опустилась на простыню, постланную на сено с края от двери.
– Наташа, ты в середину ляг, – сказала Соня.
– Нет, я тут, – проговорила Наташа. – Да ложитесь же, – прибавила она с досадой. И она зарылась лицом в подушку.
Графиня, m me Schoss и Соня поспешно разделись и легли. Одна лампадка осталась в комнате. Но на дворе светлело от пожара Малых Мытищ за две версты, и гудели пьяные крики народа в кабаке, который разбили мамоновские казаки, на перекоске, на улице, и все слышался неумолкаемый стон адъютанта.
Долго прислушивалась Наташа к внутренним и внешним звукам, доносившимся до нее, и не шевелилась. Она слышала сначала молитву и вздохи матери, трещание под ней ее кровати, знакомый с свистом храп m me Schoss, тихое дыханье Сони. Потом графиня окликнула Наташу. Наташа не отвечала ей.
– Кажется, спит, мама, – тихо отвечала Соня. Графиня, помолчав немного, окликнула еще раз, но уже никто ей не откликнулся.
Скоро после этого Наташа услышала ровное дыхание матери. Наташа не шевелилась, несмотря на то, что ее маленькая босая нога, выбившись из под одеяла, зябла на голом полу.
Как бы празднуя победу над всеми, в щели закричал сверчок. Пропел петух далеко, откликнулись близкие. В кабаке затихли крики, только слышался тот же стой адъютанта. Наташа приподнялась.
– Соня? ты спишь? Мама? – прошептала она. Никто не ответил. Наташа медленно и осторожно встала, перекрестилась и ступила осторожно узкой и гибкой босой ступней на грязный холодный пол. Скрипнула половица. Она, быстро перебирая ногами, пробежала, как котенок, несколько шагов и взялась за холодную скобку двери.
Ей казалось, что то тяжелое, равномерно ударяя, стучит во все стены избы: это билось ее замиравшее от страха, от ужаса и любви разрывающееся сердце.
Она отворила дверь, перешагнула порог и ступила на сырую, холодную землю сеней. Обхвативший холод освежил ее. Она ощупала босой ногой спящего человека, перешагнула через него и отворила дверь в избу, где лежал князь Андрей. В избе этой было темно. В заднем углу у кровати, на которой лежало что то, на лавке стояла нагоревшая большим грибом сальная свечка.
Наташа с утра еще, когда ей сказали про рану и присутствие князя Андрея, решила, что она должна видеть его. Она не знала, для чего это должно было, но она знала, что свидание будет мучительно, и тем более она была убеждена, что оно было необходимо.
Весь день она жила только надеждой того, что ночью она уввдит его. Но теперь, когда наступила эта минута, на нее нашел ужас того, что она увидит. Как он был изуродован? Что оставалось от него? Такой ли он был, какой был этот неумолкавший стон адъютанта? Да, он был такой. Он был в ее воображении олицетворение этого ужасного стона. Когда она увидала неясную массу в углу и приняла его поднятые под одеялом колени за его плечи, она представила себе какое то ужасное тело и в ужасе остановилась. Но непреодолимая сила влекла ее вперед. Она осторожно ступила один шаг, другой и очутилась на середине небольшой загроможденной избы. В избе под образами лежал на лавках другой человек (это был Тимохин), и на полу лежали еще два какие то человека (это были доктор и камердинер).
Камердинер приподнялся и прошептал что то. Тимохин, страдая от боли в раненой ноге, не спал и во все глаза смотрел на странное явление девушки в бедой рубашке, кофте и вечном чепчике. Сонные и испуганные слова камердинера; «Чего вам, зачем?» – только заставили скорее Наташу подойти и тому, что лежало в углу. Как ни страшно, ни непохоже на человеческое было это тело, она должна была его видеть. Она миновала камердинера: нагоревший гриб свечки свалился, и она ясно увидала лежащего с выпростанными руками на одеяле князя Андрея, такого, каким она его всегда видела.
Он был таков же, как всегда; но воспаленный цвет его лица, блестящие глаза, устремленные восторженно на нее, а в особенности нежная детская шея, выступавшая из отложенного воротника рубашки, давали ему особый, невинный, ребяческий вид, которого, однако, она никогда не видала в князе Андрее. Она подошла к нему и быстрым, гибким, молодым движением стала на колени.
Он улыбнулся и протянул ей руку.

Для князя Андрея прошло семь дней с того времени, как он очнулся на перевязочном пункте Бородинского поля. Все это время он находился почти в постояниом беспамятстве. Горячечное состояние и воспаление кишок, которые были повреждены, по мнению доктора, ехавшего с раненым, должны были унести его. Но на седьмой день он с удовольствием съел ломоть хлеба с чаем, и доктор заметил, что общий жар уменьшился. Князь Андрей поутру пришел в сознание. Первую ночь после выезда из Москвы было довольно тепло, и князь Андрей был оставлен для ночлега в коляске; но в Мытищах раненый сам потребовал, чтобы его вынесли и чтобы ему дали чаю. Боль, причиненная ему переноской в избу, заставила князя Андрея громко стонать и потерять опять сознание. Когда его уложили на походной кровати, он долго лежал с закрытыми глазами без движения. Потом он открыл их и тихо прошептал: «Что же чаю?» Памятливость эта к мелким подробностям жизни поразила доктора. Он пощупал пульс и, к удивлению и неудовольствию своему, заметил, что пульс был лучше. К неудовольствию своему это заметил доктор потому, что он по опыту своему был убежден, что жить князь Андрей не может и что ежели он не умрет теперь, то он только с большими страданиями умрет несколько времени после. С князем Андреем везли присоединившегося к ним в Москве майора его полка Тимохина с красным носиком, раненного в ногу в том же Бородинском сражении. При них ехал доктор, камердинер князя, его кучер и два денщика.
Князю Андрею дали чаю. Он жадно пил, лихорадочными глазами глядя вперед себя на дверь, как бы стараясь что то понять и припомнить.
– Не хочу больше. Тимохин тут? – спросил он. Тимохин подполз к нему по лавке.
– Я здесь, ваше сиятельство.
– Как рана?
– Моя то с? Ничего. Вот вы то? – Князь Андрей опять задумался, как будто припоминая что то.
– Нельзя ли достать книгу? – сказал он.
– Какую книгу?
– Евангелие! У меня нет.
Доктор обещался достать и стал расспрашивать князя о том, что он чувствует. Князь Андрей неохотно, но разумно отвечал на все вопросы доктора и потом сказал, что ему надо бы подложить валик, а то неловко и очень больно. Доктор и камердинер подняли шинель, которою он был накрыт, и, морщась от тяжкого запаха гнилого мяса, распространявшегося от раны, стали рассматривать это страшное место. Доктор чем то очень остался недоволен, что то иначе переделал, перевернул раненого так, что тот опять застонал и от боли во время поворачивания опять потерял сознание и стал бредить. Он все говорил о том, чтобы ему достали поскорее эту книгу и подложили бы ее туда.
– И что это вам стоит! – говорил он. – У меня ее нет, – достаньте, пожалуйста, подложите на минуточку, – говорил он жалким голосом.
Доктор вышел в сени, чтобы умыть руки.
– Ах, бессовестные, право, – говорил доктор камердинеру, лившему ему воду на руки. – Только на минуту не досмотрел. Ведь вы его прямо на рану положили. Ведь это такая боль, что я удивляюсь, как он терпит.
– Мы, кажется, подложили, господи Иисусе Христе, – говорил камердинер.
В первый раз князь Андрей понял, где он был и что с ним было, и вспомнил то, что он был ранен и как в ту минуту, когда коляска остановилась в Мытищах, он попросился в избу. Спутавшись опять от боли, он опомнился другой раз в избе, когда пил чай, и тут опять, повторив в своем воспоминании все, что с ним было, он живее всего представил себе ту минуту на перевязочном пункте, когда, при виде страданий нелюбимого им человека, ему пришли эти новые, сулившие ему счастие мысли. И мысли эти, хотя и неясно и неопределенно, теперь опять овладели его душой. Он вспомнил, что у него было теперь новое счастье и что это счастье имело что то такое общее с Евангелием. Потому то он попросил Евангелие. Но дурное положение, которое дали его ране, новое переворачиванье опять смешали его мысли, и он в третий раз очнулся к жизни уже в совершенной тишине ночи. Все спали вокруг него. Сверчок кричал через сени, на улице кто то кричал и пел, тараканы шелестели по столу и образам, в осенняя толстая муха билась у него по изголовью и около сальной свечи, нагоревшей большим грибом и стоявшей подле него.