Что делали с сундуком в старину. Сундук - как произведение русского мебельного искусства

В избах русских крестьян всю мебель составляли стол, лавки вдоль стен, на которых днем сидели, а ночью спали. Но украшением любой избы, а также признаком семейного достатка и благополучия были сундуки. В зависимости от размера, они могли иметь различное функциональное назначение и выглядеть по-разному, да и называться иначе, но общим оставались их конструктивные особенности – деревянный короб с крышкой, закрывающейся на замок.

В больших сундуках – ларях, которые ставили в подсобных помещениях и кладовых, хранили продукты, которые нельзя было хранить в подвалах из-за сырости, например, развесной и травяной чай, а также запасы корма для животных. Ценное имущество хранилось в сундуках, которые в южных российских регионах называли скрынями. Сундуки поменьше, выдолбленные из целого ствола дерева служили для хранения особо ценных вещей и назывались кубло. Небольшие сундуки, которые обтягивали кожей и оковывали железом, называли шкатулами, в них упаковывали дорогую посуду из стекла. Были и сундуки-подголовки, имеющие слегка вогнутую форму, в которых перевозили деньги, и на которых можно было спать, не боясь, что пронырливый вор тихо вытащит богатство из-под подушки.

Функциональное назначение сундука

Обычный сундук исполнял функции шкафа и кровати, его могли поставить в сени или в горницу. Они передавались из поколения в поколение. Складывали в них праздничную одежду, тонкие сорочки, скатерти и полотно, хранили особенно красивые платки и дорогие сердцу подарки. Открывали сундуки не часто – в дни народных и церковных праздников, а также в жаркие дни лета – чтобы перебрать и просушить одежду, проложить ее душистыми травами и полынью – от моли.

В барских усадьбах, где для хозяев были кровати, сундуки, поставленные в сенях или в комнатах дворни, использовали как места для сна, стелили на них одеяла и украшали разноцветными подушками. Но многие сундуки и сами по себе были украшением. Над их изготовлением трудились не только столяры, но и кузнецы, ковавшие ручки, петли и замки, оковывавшие их железом. Очень ценились сундуки, которые делали в Нижнем Тагиле – на их крышках и стенках местные художники рисовали целые картины. Такой сундук ставили в красном углу под образами и хранили в нем только особенно ценные семейные реликвии. Считалось, что в масленичные дни сундуки с семейными богатствами открывать нельзя, чтобы удача и достаток из них не улетучились. По этой же причине, чтобы не лишиться своего счастья и богатства, семейные сундуки никому не дарили и не передавали.

Несколько лет назад антикварные «подголовки» или «теремки» были достоянием лишь музейных собраний, однако в последние годы такие все чаще стали появляться на аукционах и антикварных салонах. Как правило, этот сегмент антикварного рынка представлен уникальными сундучками-ларцами без каких-либо росписей.

На протяжении многих столетий сундуки были важными предметами интерьера. Обладая удобной и практичной формой, они служили для хранения предметов первой необходимости и для пемещения домашнего скарба. Именно послужили основой для развития корпусной мебели, популярной в следующие исторически периоды, поэтому в различной литературе сундучным изделиям всегда отводилось особое место.

Сундуки играли не менее важную функцию в интерьере средневекового русского жилья. Они имели разные размеры и формы и выполняли функцию вместилища необходимых предметов домашнего быта: посуды, одежды и другой утвари. Так как в это время мебели в русских домах было немного, декоративному украшению сундуков придавалось важное значение.

Сундуки-ларцы, изготавливавшиеся в России в семнадцатом и восемнадцатом веке, имели непривычные для современников формы, определявшие их названия. Сундуки называвшиеся «теремками» обладали двумя отдельными ярусами. По форме они напоминали квадратные ящики с четырехскатными крышками. Художники изображали живописные картины на обеих крышках сундука. На более крупном ярусе, находившемся внизу, был прикреплен небольшой ящичек, предназначавшийся для хранения ценных предметов, который также украшался узорами.

Сундук под названием «подголовник» или «подголовок» имел скошенную верхнюю крышку, на которой нередко спал хозяин, чтобы сохранить свое богатство. Во время переездов такой сундучок отлично укладывался под голову владельца. В большинстве случаев откидная крышка «подголовка» состояла из двух половинок: небольшой узкой доски, расположенной параллельно днищу сундука, и наклонной части, присоединявшейся при помощи специальных шарниров. Подобные сундуки были местом для хранения книг, бумаг личного характера, семейных ценностей, документов и украшений.

Оба вида сундуков были широко распространенными в разных странах Западной Европы. Английские сундуки, к примеру, изготавливались из разнообразных пород дерева и порой покрывались инкрустациями из слоновой кости и ценной древесины, фанеровкой, украшались росписью и разными резными элементами. Российские «подголовки» и «теремки» изготавливались из твердых пород древесины, а их верхняя часть для лучшей сохранности покрывалась сплошными металлическими уборами или специальными полосками узорно-просечного железа с подложками из слюды и цветной бумаги.

Простой ящик, сколоченный из досок, приобрел крышку, запор и орнамент в эпоху неолита в хозяйствах земледельцев и переродился в сундук. Однако первые свидетельства о существовании сундуков относятся к эпохе 18-й династии фараонов, правивших Египтом (1539-1292 гг. до Р.Х).

Сундук стоял практически в каждом русском доме и являлся своеобразным хранителем семейного быта. Еще В.И. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» писал, что «сундуки и коробьи -- коренная русская утварь». Говоря об истории возникновении этой формы на Руси, можно допустить, что сундук известен со времен монголо-татарских завоеваний, о чем говорит и происхождение слова. Именно в сундуках монгольские воины переносили свой скарб, в них же хоронили воинов. Может быть, отсюда проистекает определенное сходство сундука с саркофагом.

На Руси были распространены два вида сундуков -- с плоской откидной крышкой и выпуклой. Они различались также по размерам: от маленьких, близких к шкатулкам, предназначенных для хранения ценных украшений, бытовых мелочей, денег, а также более ранних сундуков-«подголовков», теремков, сундучков для приданого, до огромных, предназначенных для одежды или продуктов. Для прочности сундук оковывали железными полосами, иногда гладкими, иногда с просеченным узором. На большие сундуки навешивали большие замки. Часто стенки покрывали условной росписью: с растительными (на русском Севере) или зооморфными мотивами (у малых народностей). Это могли быть и сказочные сюжеты -- богатыри, травы, «чудная птица» попугай, наконец, храбрый Бова Королевич и королевна Дружевна, а также многие другие фольклорные персонажи и символы, значение и смысл которых постепенно утрачивался. Украшенные подобным образом изделия привносили ощущение праздника в небогатое жилище. Сундук стал прообразом многих народных мебельных форм.

Во многих музейных собраниях России хранятся русские сундучные изделия, украшенные кованным железным декором. В то же время, русские сундуки с железной оковкой не достаточно оценены как предмет коллекционирования частными коллекционерами, и на рынке русского антиквариата. Современному человеку, привыкшему к изобилию изделий из металла, и ценящему, преимущественно, вещи, изготовленные из серебра и золота, психологически трудно представить, что деревянные сундуки с железной оковкой могут являться редкими образцами русского декоративно-прикладного искусства. Музейный, коллекционный, и антикварный интерес к этому разделу отечественного декоративно-прикладного искусства, во многом, определяется не только значимостью сундучных изделий с железной оковкой в русском художественном ремесле, и в укладе русской жизни, но и тем, что само железо, ординарный сегодня для нас материал, которым оковывали и украшали сундуки в XVII в. -- первой половине XVIII в. был материалом дорогим, так как до петровских реформ и создания в результате них мощной металлургической промышленности к середине XVIII в., металл, и не только драгоценный, и цветной, но и чёрный (железо), в Россию привозили из-за рубежа, стоил он дорого, и шел он, в первую очередь, на военные и хозяйственные нужды. Изделия сундучные бытовые, интерьерные, с художественной отделкой железом являлись предметами роскоши, которые могли себе позволить только высшие слои русского общества -- царь, его семья, бояре, столбовые дворяне, высшие иерархи церкви, богатые купцы, т.н. гости. Только к середине XIX в., во второй его половине, и в начале XX в., когда от железа ручной ковки, с ручной отделкой, переходят к широкому использованию промышленного железа для оковки и отделки сундуков, сундуки с конструктивно-декоративной отделкой переходят в раздел массовых, более доступных, и демократических изделий для среднего и мелкого купечества, квалифицированных и хорошо оплачиваемых мастеровых и рабочих, даже для зажиточных крестьян. Предметом музейного и коллекционного собирательства, предметом интереса для антикварного рынка, в первую очередь, являются русские сундучные изделия с железной оковкой XVII-XVIII вв., начала XIX в.

Изучение сохранившихся памятников материальной культуры и имеющихся документальных и литературных источников позволяет считать, что производство на Руси сундучных изделий с железной оковкой являлось одним из традиционных видов городского ремесла уже с XVI в. На протяжении XVII в. данный вид художественного кузнечного и слесарного ремесла достиг высочайшего развития, оформившись в самостоятельный раздел городского художественного ремесла.

Крупнейшими центрами производства сундучных изделий в железной оковке в XVII в. стали Новгород, Холмогоры, Устюг Великий, а также Москва. Мастера-ремесленники каждого из названных городов имели свои специфические приемы художественной отделки сундучных изделий железом, но все вместе они создали тот единый художественный образ, который такую бытовую утилитарную вещь, как сундук, превратил в яркий образец русского декоративно-прикладного искусства. Работы москвичей, холмогорцев, устюжан вызывали восхищение у современников, как соотечественников, так и иностранцев. Через Холмогорскую ярмарку русские сундуки с декоративной железной оковкой вывозились и в Скандинавские страны.

В XVIII в. богатые традиции в деле художественной отделки железом сундучных изделий, накопленные на протяжении XVII столетия, воплотили и развили в своих работах мастера Великого Устюга, дополнившие в век бурного развития обработки металла один из его старинных видов -- художественную работу по железу, обогатив ее новыми техническими и декоративными приемами.

Сундучные изделия, оформленные железным декором, настолько прочно вошли в русский быт и столь высоко ценились, что даже вещи, изготовленные в XVII в., бытовали вплоть до конца XIX -- начала XX в.

В русском декоративно-прикладном искусстве сундучные изделия составляют самостоятельный раздел, материалы которого показывают то важное место, которое занимали эти вещи в жизненном укладе России на протяжении нескольких столетий. «Сундуки служили для хранения одежды…в них же, вместо шкафа и секретеров, держали книги и ценные бумаги, их брали в дорогу вместо чемоданов…в них хранили деньги и драгоценности». На протяжении XVI-XVIII вв. в интерьере русских домов различные виды сундуков соседствовали с немногочисленными предметами мебели, а нередко и заменяли ее. Подобное функциональное использование сундуков привело к тому, что они нашими предками воспринимались не только как вещь чисто утилитарная, но и как элемент художественного оформления жилища, что, в свою очередь, сформировало основные приемы декоративной отделки подобных изделий, которая менялась в зависимости от художественных вкусов общества и моды времени. Одним из популярнейших приемов художественного оформления сундучных изделий, тесно связанных с их функциональными задачами, была оковка железом. Вещи, выполненные в данной технике, русской работы, известны с XVI в., но подлинного расцвета подобный прием декоративной отделки достигает в XVII -- первой половине XVIII в.

В XVIII в. были известны уже разнообразные виды сундучных изделий разных наименований: непосредственно сундуки, скрыни (шафы, шкафы), шкатулки, ларцы, поставцы, казенки, коробья (коробьи), подголовки (подголовники), погребцы. Все эти вещи для прочности и в целях украшения оковывали сплошными или просечными железными полосами, которые нередко лудили («на поставцах, книгохранительницах и шафах писали также цветки и фрукты»), особенно популярны в XVII в. были сундуки-подголовки.

В XVI-XVII вв. на Руси были хорошо известны сундучные изделия, в том числе и с железной оковкой, сделанные в Новгороде. Их популярность и бытование были столь широки, что они даже получили название «ноугородские» (новгородские) коробья. Делали их обычно из луба и оковывали железными прутьями (полосами), которые имели или черный цвет (железо черное), или лудили (белое железо).

Размеры коробей были разнообразны -- от небольших настольных коробеек до больших коробей-сундуков, в которых хранили различный домашний уклад, а также книги. Сейчас из-за недостатка раннего вещевого материала трудно сказать, как же выглядели коробья новгородские, но по письменным источникам известно, что наряду с обычными для коробей круглыми или заоваленными формами они имели и вытянутые формы, близкие к прямоугольным, а их декоративное оформление строилось на сочетании желтого цвета луба, из которого делали корпус, с черным или белым цветом железа. Иногда лубяная основа окрашивалась в красный цвет.

Решил для себя полазить по инету,вот и делюсь с вами,может будет интересно.

Сунду́к (от тюркского сандык) - изделие корпусной мебели с откидной или съёмной верхней крышкой, используется как ёмкость для хранения предметов обихода, драгоценностей и других ценных вещей. Использовался в самых разных культурах, начиная с древних времён. В настоящее время сундук как предмет крестьянского обихода можно увидеть в русских и восточноевропейских деревнях, а также в различных музеях.

Древнейшие из сохранившихся сундуков были изготовлены в Древнем Египте. Позже, в Древней Греции, употреблялись сундуки рамочно-филёнчатой конструкции. В остальной Европе сундуки распространились в период раннего Средневековья. Применялись они и в средневековом Китае. В средневековой России сундуки также были одними из самых распространённых предметов мебели

В период раннего Средневековья сундук являлся часто основным и универсальным предметом мебели. Мог исполнять роль стола, стула, кровати и, конечно, - непосредственно хранилища одежды, предметов домашнего обихода, ценностей. Сундук является предшественником и прообразом шкафа; поставленный вертикально, стал иметь две дверцы, ящики. В готический период стали делаться сундуки на высоких ножках, что привело к появлению поставца. В эпоху Возрождения в Италии делались сундуки со спинкой и подлокотниками - «кассапанка»

Благодаря консервативной и практичной народной культуре сохранились до наших дней типы сундуков древних архаичных конструкций.

Владимир Иванович Даль в своём словаре называл сундуки и коробьи «коренной русской утварью» и замечал, что макарьевские сундучники снабжали своим товаром всю Россию, Закавказье, Хиву и Бухару, причём они до шести сундуков вставляли один в другой

На Украине сундук (укр. скриня) считался семейной реликвией. В селянских семьях у каждой украинской девушки с 15 лет была собственная скрыня, куда складывалось приданое. Скрыня служила показателем зажиточности рода, из которого она происходила. Торжественный внос скрыни невесты в дом жениха был отдельным действием свадебного обряда на Украине.

На Западной Украине скрыни украшали геометрическим орнаментом, в Центральной и Восточной Украине и на Волыни - растительным.

Изготавливались сундуки чаще всего из дерева, отделывались декоративными металлическими деталями. Для предотвращения кражи хранившихся в них ценностей имели запорные устройства: в дорогих сундуках в виде встроенного замка или секретного механизма, предотвращающего отпирание, а в дешёвых в виде навесного замка.

К специфическим разновидностям сундуков можно отнести теремо́к и подголо́вник. Сундук-теремок получил своё название от надстройки над богатым домом - терема и, подобно ему, имел на крышке главного своего отделения ещё одно, меньшего размера вместилище со своей особой крышкой, в которое помещались наиболее ценные предметы. Сундук-подголовник был небольших размеров, крышку имел, состоящую из двух плоскостей: горизонтальной, прикрывавшей заднее отделение сундучка, и наклонной, над передним отделением, на которую клали подушку. Владелец такого сундука мог не бояться, что у него выкрадут самые ценные его вещи, когда он будет спать.

В то время, как сундук являлся предметом роскоши и использовался для хранения дорогих вещей, существовал ларь, по форме своей схожий с сундуком, но сделанный более просто, грубо и не имевший украшений. В нём хранили зерно, муку, на базаре использовали для продажи съестного.

До появления пильных мельниц в конце 18 в. и связанного с этим удешевления пиломатериалов сундук, будучи дорогостоящим предметом, был принадлежностью богатого дома, а у простых людей на Руси его заменяла коробья́ - стенки у неё были из луба, а донце деревянное, имелась крышка. Коробьи были разных размеров, могли быть с росписью и не расписанными - «белыми». В больших количествах они имелись и в домах богатых людей

Во все времена людям приходилось где-то хранить вещи и ценности, причем особенно актуально этот вопрос вставал, когда человек отправлялся в путь. Сейчас такими хранилищами являются шкафы, сейфы, чемоданы, однако они появились всего полтора-два века назад. До этого, на протяжении долгих лет, все эти предметы обихода заменял сундук.

История сундука начинается много столетий назад. Считается, что они были придуманы еще в неолите. Однако, достоверно известно, что ими пользовались древние египтяне, от них сундуки перешли в древнюю Грецию и Рим, а в раннее Средневековье распространились на полмира: по всей Европе, Азии, дошли и до Руси. Происходило это при помощи племен кочевников и армий завоевателей.

Появляясь в стране, сундук приобретал национальные черты и видоизменялся, расширялись и его функции. Так его внешний облик украшался разнообразными панелями, коваными узорами, затейливой резьбой, обтягивался кожей и тканью. Закрывался сундук на засов или замок, причем были как навесные, так и врезные. О предназначениях же можно говорить очень долго, ведь помимо хранения и транспортировки домашнего скарба, одежды и инструментов, были сундуки для оружия и денег (сундуки-сейфы), сундуки-саркофаги и сундуки-троны. Также сундук мог исполнять роль кровати, стола, скамьи, стула, а поставленный на бок, он становился шкафом и комодом. Размеры сундуков варьировались в очень широких пределах: от крохотных шкатулок до гигантских, внутри которых можно было не только хранить вещи, но и спать!

Кочевые племена, заменив при изготовлении сундука (сандыка) дерево на ткань, войлок и кожу, превратили его сначала в баул, а потом в шабадан (чемодан). Само слово сундук (сандык) на Руси появилось вместе с татаро-монгольским игом и прочно укрепилось среди ларей, коробов, скрыней.

Изготовление сундука - процесс сложный, требующий участия разных мастеров (плотника, кузнеца, живописца, слесаря). В каждой губернии производимые изделия имели свои неповторимые особенности, и вплоть до начала прошлого столетия сундук был главной крестьянской мебелью.

За многолетнюю историю сундуки меняли свои внешние формы и превращались в новые предметы. Так в XVII веке данный вид мебели претерпел серьезные видоизменения. К сундуку прикрепили ножки и установили ящики, так появился прототип современного комода.

Пожалуй, ни один предмет обихода человека не овеян столькими тайнами и легендами, как сундук. С самых древних времен люди использовали сундуки в своем быте. Но, что характерно, у каждой культуры было свое назначение для сундука, а это, конечно же, сказывалось на его размерах, функциональности и внешнем облике.

Например, в Древней Элладе, греки изготавливали сундуки в форме гробниц и саркофагов. Итальянцы уделяли особое внимание внешнему оформлению. Со всех сторон сундуки были обиты роскошным металлическим орнаментом. Металлическая резьба выполнялась в виде фигур животных, листьев и цветов. Каждый сундук выглядел как произведение искусства.

Эту традицию переняли и франки. Они тоже делали деревянные сундуки и обивали их железными полосами. Сундуки, как правило, запирались на засов или припечатывались с помощью восковой печати. И конечно, такие большие и солидные изделия могли иметь только богатые люди, т.к. стоили они немалые деньги.

А вот на Древнем Востоке сундуки использовали в качестве сидений и оттоманок, предварительно застелив их подушками. Одновременно с этим там хранились необходимые предметы домашней утвари.

В Японии без сундуков вообще невозможно было представить себе жизнь. Они стояли буквально во всех помещениях и использовались во всевозможных целях. «Тансу », так по Японски назывался сундук, служил для хранения одежды, книг, бытовых мелочей и даже хранения мечей.

Также и у европейских народов. Там сундук был основным предметом мебели на протяжении многих веков. Он выполнял самые разнообразные функции, в него складывали вещи и драгоценности, он мог служить столом или лавкой. Поэтому им уделялось огромное внимание в украшении. Крышки разрисовывались и оснащались разнообразной резьбой и орнаментом. Для прочности и практичности боковые части обивались металлическими и даже золочеными скобами. Сундук по праву можно считать родоначальником многих предметов мебели, таких как диван, шкаф и особенно комод.

История сундука в России

В Россию же сундук пришел с Востока и получил широкое распространение. Вплоть до 19-го века, он стоял во главе всей домашней мебели. В дневное время он использовался как лавка, ночью на нем спали. Но всегда он служил главным хранилищем для вещей, драгоценностей и предметов домашней утвари. Поэтому и богатство семьи на Руси измерялось именно количеством сундуков. Они делались из различных пород древесины. В основном в качестве материала использовался дуб, бук и ясень. И, как правило, он всегда обивался металлическими полосами, образующими клеточки. Но русские умельцы на этом не останавливались. Придумывались всевозможные оригинальные замки, которые звенели и играли музыку при их открывании. Сундуки обтягивались тюленьими шкурами и красивыми тканями. А в Нижнем Новгороде мастера изготовляли сундуки-матрешки . Такие сундуки могли укладываться один в другой. Впоследствии они стали очень популярны и их начали поставлять в другие страны, в основном в страны Востока. Эти сундуки были обильно покрыты причудливой росписью, сказочными сюжетами. И обязательно стоит упомянуть про еще одну разновидность русских сундуков. Их называли подголовниками. Свое название они взяли не случайно. Выполненные в форме панциря , они служили хранилищем денег и драгоценностей. Когда человек ложился спасть, он обязательно клал свой подголовник под подушку

В современном мире сундуки уже служат как декоративный элемент интерьера. Их формы, размеры и внешняя отделка достигли огромного разнообразия. Они уже не несут своего прямого предназначения и все чаще используются в качестве оригинальных баров для бутылок и других подарочных вариантах.

Компания Мебельный Дом Таверна рада предложить вам широкий выбор разных стилей. Также принимаем заказы на изготовление сундуков по вашим параметрам и дизайнерским решениям.