Мажорный лад и его разновидности. Виды мажора и минора

В музыке не редко можно встретить применение мажора с пониженной VI ступенью. Такой вид мажорного лада называется гармоническим мажором.

Гармонический мажор применялся довольно широко в русской классической музыке. Его можно встретить и в классической музыке зарубежных композиторов.

От понижения VI ступени на полутон становится острее ее тяготение в V ступень. Наличие мелодических оборотов с пониженной VI ступенью придает мажорному ладу своеобразный характер минорной окраски.

Кроме того, пониженная VI ступень изменяет строение аккордов, в которых она может быть применена, что также влияет на характер гармонического сопровождения мелодии. Отсюда и название лада – гармонический мажор.

Знак понижения VI ступени пишется перед нотой в тексте, по мере необходимости, и называется случайным знаком.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического мажора следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического мажора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Значительно реже встречается в музыке мелодический мажор. В этом виде мажора понижены VI и VII ступени. Он применяется главным образов при движении мелодии в нисходящем направлении и по характеру звучание напоминает натуральный минор.

Минорный лад. Гаммы натурального минора. Ступени минорного лада и их свойства

Минорным (минор, в буквальном смысле слова означает меньший) называется лад, устойчивые звуки которого образуют малое или минорное трезвучие. Устойчивые звуки минорного трезвучия расположены по терциям: малая терция – между I и III ступенями, и большая терция – между III и V ступенями. Крайние звуки минорного трезвучия образуют интервал чистой квинты.

По сравнению с мажорным трезвучием в минорном трезвучии терции расположены наоборот.

Минорный лад, так же как и мажорный, состоит из семи ступеней. Гамма минорного лада отличается от мажорной гаммы последовательностью секунд.

Порядок последовательности секунд в гамме натурального минора следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, б.2, б.2.

Ступени гаммы натурального минора имеют такие же цифровые обозначения и названия, как и в мажоре.

Расположение неустойчивых звуков в натуральном миноре отличается от расположения их в мажоре. Тяготение на полутон в миноре свойственно ступеням II к III, VI к V. Вводные звуки тяготеют к тонике на целый тон.

Гармонический и мелодический минор

В процессе развития музыки минорный лад видоизменялся. Это видоизменение минорного лада проявлялось в альтерации некоторых его основных ступеней, что, в свою очередь, влияло на степень тяготения неустойчивых звуков.

Широкое применение, кроме натурального вида, получили гармонический и мелодический виды минора.

Гармонический минор отличается от натурального минора повышенной VII ступенью. Повышение VII ступени было вызвано потребностью обострить тяготение восходящего вводного звука.

Порядок последовательности секунд в гамме гармонического минорка следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, м.2, ув.2, м.2.

Характерной особенностью гаммы гармонического минора является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается от натурального минора повышенными VI и VII ступенями. Повышенная VI ступень способствует равномерному распределению ступеней в верхней части гаммы, при сохранении восходящего вводного звука, тяготеющего к первой ступени на полутон. В нисходящем движении гаммы мелодического минора повышенные ступени не сохраняются. Движение вниз следует по ступеням натурального минора. Объясняется это потребностью восстановить при нисходящем движении особенность VI ступени натурального минора - тяготение ее к V ступени. Кроме того, в нисходящем движении отпадает необходимость в повышении VII ступени.

Но в то же время следует указать, что в музыке встречаются случаи нисходящего движения по ступеням мелодической минорной гаммы.

Порядок последовательности секунд гаммы мелодического минора в восходящем движении следующий: б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, б.2, м.2.

Сравнительная таблица гамм натурального, гармонического и

Мелодического минора

Натуральный – 1, ½, 1, 1, ½, 1, 1

Гармонический – 1, ½, 1, 1, ½, 1½, ½

Мелодический – 1, ½, 1, 1, 1, 1, ½

В образовании минорных тональностей входят те же основные и производные ступени музыкального звукоряда, что и в образование мажорных тональностей.

Тональности минорного лада находятся в такой же родственной связи между собой, как и мажорные тональности. Из этого следует, что расположение их в порядке постепенного прибавления знаков альтерации такое же, как и мажорных тональностей, то есть по чистым квинтам вверх – диезных и по чистым квинтам вниз – бемольных.

Мажорные и минорные тональности с одинаковым звуковым составом их натуральных видов, или, иначе, тональности мажора и минора, у которых одинаковые ключевые обозначения, называются параллельными тональностями.

Тоника параллельного минора находится ниже на малую терцию тоники мажора. Другими словами, тоника параллельного минора является шестой ступенью параллельного ему мажора. Таким образом, зная твердо тональности мажора, легко найти минорную тональность с любым количеством знаков.

Диезы, последовательно возникающие в минорных гаммах приходятся на II ступень каждой гаммы. Бемоли – на VI ступень.

Знаки альтерации минорных тональностей пишутся при ключе. Случайные знаки альтерации, связанные с хроматическим изменением VI и VII ступеней, пишутся перед нотами.

Количество минорных тональностей соответствует количеству мажорных тональностей, то есть 15. Их названия образуются также, как и названия мажорных тональностей. Минорный лад обозначается по буквенной системе словом moll.

Так как родственные тональности минора расположены друг от друга на расстоянии чистой квинты, то все тональности минорного лада образуют самостоятельный квинтовый круг.

В общем числе минорных тональностей, так же как и в мажорных, имеются шесть тональностей, из которых три диезные энгармонически равны трем бемольным тональностям, и наоборот. К ним относятся:

соль-диез минор, равна ля-бемоль минору

ре-диез минор, равная ми-бемоль минору

ля-диез минор, равная си-бемоль минору.

Одноименные тональности

Тональности мажора и минора, имеющие одинаковую тонику называются одноименными.

Натуральные гаммы одноименных мажора и минора отличаются друг от друга тремя ступенями: III, VI, VII. В миноре каждая из этих ступеней ниже на хроматический полутон тех же ступеней мажора.

Гармонические виды одноименных мажора и минора отличаются друг от друга по звучанию только III ступенью. Их сходной чертой является увеличенная секунда между VI и VII ступенями.

Мелодический минор отличается по звучанию от одноименного натурального мажора III ступенью.

Как уже было сказано, выразительные возможности музыки складываются из взаимодействия различных средств, которыми она располагает. Среди них большое значение в передачи музыкой определенного содержания и характера имеет лад.

Один и тот же лад, при определенных сочетаниях с другими элементами, может придавать музыке различные оттенки выражения.

Музыке, выражающей торжественное, радостное, победное содержание, свойствен мажорный лад. Музыке, выражающей печальное, суровое, драматическое содержание, свойствен минорный лад.

Вопросы:

1. Какие звуки называются устойчивыми?

2. Как называется главный устойчивый звук?

3. Как называется переход неустойчивого звука в устойчивый?

4. Что такое лад?

5. Из скольких звуков состоит мажорный лад?

6. Что такое гамма?

7. Какие ступени называются главными?

8. Что такое тональность?

9. Перечислить все диезные мажорные тональности.

10. Перечислить все бемольные мажорные тональности.

11. Какие тональности называются родственными?

12. На какую ступень в диезных мажорных гаммах приходится очередной диез? Бемоль – в бемольных мажорных гаммах.

13. Перечислить ключевые знаки диезных и бемольных тональностей по порядку их появления.

14. Назвать энгармонически равные мажорные тональности.

15.Что представляет собой гармонический мажор?

16. Какой лад называется минорным?

17. Какой вид минора называется гармоническим? Перечислить последовательность секунд в гамме гармонического минора.

18. Какой вид минора называется мелодическим? Перечислить последовательность секунд в гамме мелодического минора.

19. Какие тональности называются параллельными?

20. Какой ступенью мажора является тоника параллельного минора?

21. Перечислить все диезные минорные гаммы. Перечислить все бемольные минорные гаммы.

22. Какие тональности называются одноименными?

23. На сколько ключевых знаков отличаются друг от друга одноименные тональности?

Тема 6. Интервалы в тональностях мажора и минора. Характерные интервалы.

Вы уже знаете, что чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют по три разновидности — гамму натуральную, гармоническую и мелодическую. Ничего страшного за этими названиями не кроется: основа у всех одна, только в гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступеньки (VI и VII). В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

3 ВИДА МАЖОРА: ПЕРВЫЙ — НАТУРАЛЬНЫЙ

Натуральный мажор — это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора этот в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.

Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: Т-Т-ПТ-Т-Т-Т-ПТ . Подробнее можно почитать об этом здесь.

Посмотрите на примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный до мажор, гамма соль мажор в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального фа мажора:

3 ВИДА МАЖОРА: ВТОРОЙ — ГАРМОНИЧЕСКИЙ

Гармонический мажор — это мажор с пониженной шестой ступенью (VIb). Эта шестая ступенька понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. Низкая шестая ступень в мажоре звучит очень интересно — она его словно «оминоривает», и лад становится нежным, приобретает оттенки восточной томности.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей до мажор, соль мажор и фа мажор.

В до мажоре появился ля-бемоль — признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В соль мажоре появился знак ми-бемоль, а в фа-мажоре — ре-бемоль.

3 ВИДА МАЖОРА: ТРЕТИЙ — МЕЛОДИЧЕСКИЙ

Как и в мелодическом миноре, в мажоре той де разновидности изменяются сразу две ступеньки -VI и VII, только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются. Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем. Впрочем, всё логично: в мелодическом миноре в восходящем движении повышаются, а в мелодическом миноре в нисходящем движении понижаются. Вроде, так и должно быть.

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы — увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные — рекомендую вам в этом разобраться.

Мелодический мажор — это такой мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступеньки — шестая и седьмая (VIb и VIIb).

Нотные примеры мелодического вида — тональности до мажор, соль мажор и фа мажор:

Итак, существуют три вида мажора . Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз — понижать седьмую и шестую ступени).
___________________

Гамма – восходящая или нисходящая последовательность звуков, в пределах одной или нескольких октав. Гаммы делятся на две основные группы, мажорные и минорные, так же на диезные и бемольные. Гамма может быть: натуральная ,гармоническая и мелодическая .

Мажорная гамма и ее виды

Натуральный мажор – стандартная мажорная гамма со ступенями, не имеющими повышения или понижения, четко соответствующая мажорной системе тонов/полутонов: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон .

Пример: До-мажор .

Гармонический мажор – мажорная гамма с шестой пониженной ступенью, исполняется, как при игре вверх, так и при игре вниз: тон-тон-полутон-тон-полутон-полтора тона-полутон . Гармонический мажор приобретает окраску свойственную восточной музыке.

Пример: До-мажор .

Мелодический мажор – мажорная гамма с шестой и седьмой пониженными ступенями, исполняется, при игре вверх как натуральный мажор, при игре вниз с применения знаков альтерации понижения.

Пример: До-мажор .

Минорная гамма и ее виды

Натуральный минор – стандартная минорная гамма со ступенями четко соответствующими минорной системе тонов/полутонов: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон .

Пример: Ля-минор .

Гармонический минор – минорная гамма с седьмой повышенной ступенью, исполняется, как при игре вверх, так и при игре вниз: тон-полутон-тон-тон-полутон-полтора тона-полутон . Гармонический минор на слух имеет оттенки, встречающиеся в арабской музыке.

Пример: Ля-минор .

Мелодический минор – минорная гамма с шестой и седьмой повышенными ступенями, исполняется, при игре вверх с альтерацией, а и при игре вниз происходит отмена данных знаков. Мелодический минор – лирический, хорошо подходит для легких красивых мелодий, романсов.

Пример: Ля-минор .

Параллельная тональность

Параллельная гамма – звукоряд, содержащий идентичные ступени и знаки альтерации. Возьмите на заметку, если композиция идет, к примеру, в миноре, то вы можете смело импровизировать в параллельной мажорной тональности.

Параллельные тональности.

Мажорным ладом (мажором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют большое (мажорное) трезвучие. Главный характерный признак мажора – большая терция между I и III ступенями.
Мажор имеет три основных вида: натуральный, гармонический, мелодический.
Гамма натурального мажора состоит из двух тетрахордов, внутренняя структура которых имеет важное значение: нижний тетрахорд определяет само ладовое наклонение (мажор или минор), а верхний – вид лада. Гамма натурального мажора – наиболее распространённого вида мажор – состоит из одинаковых тетрахордов (б. 2, б. 2, м.2), которые разделены б. 2.
Мажор с пониженной VI ступенью называется гармоническим. В нем интервальная структура верхнего тетрахорда меняется: на VIb образуется хроматический интервал увеличенной секунды, характерный для гармонического вида.
Гармонический мажор довольно широко распространён в музыке ряда восточных народностей (Армения, Иран и т.д.). В профессиональной европейской музыке появился приблизительно на грани XVII и XVIII веков. Сначала использовался очень ограниченно (И. С, Бах, венские классики), позже распространён достаточно широко в музыке западных романтиков и русских классиков.
Мелодическим называется мажор с пониженными VI и VII ступенями. Нижний тетрахорд остаётся неизменным, а структура верхнего меняется, являясь как бы зеркальным отражением нижнего: м. 2, б. 2, б. 2.
Характерная особенность мелодического мажора – отсутствие на VIIb напряженного восходящего вводного тона, отчего острота тяготения к T заметно ослабляется.Мелодический мажор появился в XIX веке и применяется очень ограниченно, чаще в ходе: I – VIIb – VIb – V.
Мелодические связи:
Натуральный мажор: II-I, VII-I, IV-III, VI-V, II-III, IV-V (слабо). Наиболее острые – VII-I, IV-III.
Гармонический мажор: то же, но VIb-V острее, чем VI-V из-за малой секунды между V и VIb.
Мелодический мажор: два тяготения на полтона IV-III, VIb-V. VIIb тяготеет в V через VIb (VIIb-VIb-V).

Минорным ладом (минором) называется семиступенный лад, устойчивые звуки которого образуют малое (минорное) трезвучие. Главный характерный признак минора – м. 3 между I и III.
Гамма натурального минора строится (в отличие от натурального мажора) из двух неодинаковых тетрахордов, разделенных большой секундой.
В нижнем тетрахорде полутон в середине, а в верхнем – внизу. Для натурального минора характерным признаком является отсутствие (в отличие от натурального и гармонического мажоров) остро звучащего напряжённого вводнотонового тяготения к тонике, так как окружающие I ступень неустойчивые звуки в натуральном миноре отстоят от неё на целый тон (б. 2). В натуральном миноре, в отличие от мажора, VII ступень называется полунапряжённым восходящим вводным тоном. Натуральный минор с его мягким колоритом весьма типичен, в частности, для многих русских протяжных, свадебных и лирических песен.
Минор с повышенной VII ступенью называется гармоническим. Структура верхнего тетрахорда меняется; на VI ступени появляется хроматический интервал увеличенной секунды и возникает, как в натуральном и гармоническом мажоре, напряжённый восходящий вводный тон (ради чего и производится эта альтерация).
Наличие в гармоническом миноре остро направленного восходящего вводнотонового тяготения значительно повышает степен яркости звучания и напряжённость гармоний доминантовой функции, что привело к тому, что гармонический минор практически стал основным видом минора в профессиональной музыке. Но из-за трудноинтонируемого интервала увеличенной секунды, нарушающего плавность общего движения, гармонический минор стал более характерным для многоголосной музыки, где образуются различные гармонические комплексы (аккорды), что отразилось и в названии гармонического минора.
Для музыки с преобладанием линеарного движения (прежде всего одноголосной) более характерным является мелодический минор.
Минор с повышенными VI и VII ступенями называется мелодическим. Мелодический минор хотя и содержит напряжённый восходящий вводный тон, но звучит мягче гармонического минора, поскольку вместе с VII ступенью повышается и VI. Мелодический минор впервые описан, «узаконен» теоретически и введён в музыкальную практику в 1722 г. Ж.-Ф. Рамо.
Характерная особенность мелодического минора – ослабление тяготения VI# в V, которое теперь, скорее, направлено вверх – через VII# — к тонике. Мелодический минор, по-видимому, произошёл от дорийского лада: повышение в нём VII и привело, очевидно, к мелодическому минору, подобному тому, как повышение VII ступени натурального минора привело к гармоническому минору.
Звукоряды гамм гармонического и мелодического минора строятся с теми же ладовыми альтерациями как вверх, так и вниз.

Три вида мажорного лада

Чаще всего музыку записывают в мажорном и минорном ладу. Оба этих лада имеют три вида: натуральный, гармонический и мелодический. Основа у всех видов одна. В гармоническом и мелодическом мажоре или миноре изменяются определённые ступени (VI и VII) . В миноре они повышаются, а в мажоре будут понижаться.

Натуральный мажор.

Натуральный мажор - это обыкновенная мажорная гамма со своими ключевыми знаками, если они, конечно, есть, и без каких бы то ни было случайных знаков альтерации. Из трёх видов мажора натуральный в музыкальных произведениях встречаются чаще остальных.
Мажорная гамма основывается на известной формуле из последовательности в звукоряде целых тонов и полутонов: 1т-1т-0,5т-1т-1т-1т-0,5т.


Вот примеры нескольких простых мажорных гамм в натуральном виде: натуральный С (до мажор) , гамма G (соль мажор) в своём натуральном виде и звукоряд тональности натурального F (фа мажор) :




Гармонический мажор.

Гармонический мажор – это мажор с пониженной шестой ступенью (VIь) . Эта шестая ступень понижается ради того, чтобы быть ближе к пятой. И лад приобретает восточный оттенок.

Вот как выглядят звукоряды гармонического мажора уже показанных ранее тональностей: С (до мажор) , G (соль мажор) и F (фа мажор) .


В C (до мажоре) появился aь (ля-бемоль) – признак изменения натуральной шестой ступени, ставшей гармонической. В G (соль мажоре) появился знак eь (ми-бемоль), а в F (фа-мажоре) – dь (ре-бемоль).

Мелодический мажор.

Как и в мелодическом миноре, в мажоре изменяются сразу две ступени – VI и VII , только всё здесь ровным счётом наоборот. Во-первых, эти два звука не повышаются, как в миноре, а понижаются . Во-вторых, альтерируются они не при восходящем движении, а при нисходящем .

Любопытно, что из-за понижения шестой ступени между этой ступенью и другими звуками могут образовываться всякие интересные интервалы – увеличенные и уменьшённые. Это могут быть тритоны или интервалы характерные – рекомендую вам в этом разобраться.
Мелодический мажор – это мажорный звукоряд, в котором при восходящем движении играется гамма натурального вида, а при нисходящем движении понижаются две ступени – шестая и седьмая (VIb и VIIb).
Нотные примеры мелодического мажора — тональности С (до мажор), G (соль мажор) и F (фа мажор):




В мелодическом C (до мажоре) в нисходящем движении появляются два «случайных» бемоля – bь (си-бемоль) и аь (ля-бемоль). В G (соль мажоре) сначала отменяется F# (фа-диез) - понижается седьмая ступень, а затем появляется бемоль перед нотой e (ми) - понижается шестая ступень. В мелодическом F (фа мажоре) появляются два бемоля: еь (ми-бемоль) и dь (ре-бемоль).

Итак, существуют три вида мажора. Это натуральный (простой), гармонический (с пониженной шестой ступенью) и мелодический (в котором при восходящем движении нужно играть/петь натуральную гамму, а при движении вниз – понижать седьмую и шестую ступени).