Умер знаменитый пианист ван клиберн. Скончался американский пианист ван клиберн

Выдающийся американский пианист Харви Леван Клиберн (Harvey Lavan Cliburn) родился 12 июля 1934 года в городе Шривпорте в штате Луизиана (США). Его отец был инженером-нефтяником, поэтому семья часто переезжала с места на место. Детство прошло в Техасе , куда семья перебралась вскоре после его рождения.

К четырем годам мальчик, которого сокращенно звали Ван, начал демонстрировать свои музыкальные способности. На уникальную одаренность мальчика обратила его мать — пианистка и преподаватель музыки Рильдия Клиберн.

В 1947 году Ван Клиберн стал победителем музыкального конкурса в штате Техас и получил право сыграть в сопровождении Хьюстонского оркестра.

Музыкальное образование Клиберн продолжил Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке. Клиберн блестяще сдал вступительные экзамены и был принят в класс, которым руководила известная пианистка Розина Левина, выпускница Московской консерватории.

В 1954 году пианист получил награду на престижном конкурсе имени Э. Левентритта. После блестящего выступления в финальном туре конкурса Клиберн получил право выступить с концертом в концертном зале "Карнеги-холл". Его концерт прошел с большим успехом и принес пианисту ряд выгодных контрактов. Однако постоянных контрактов на выступления не было .

В 1958 году Ван Клиберн принял участие в Первом международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве. Решение жюри было единодушным. Вану Клиберну было присуждено первое место. На торжественном заседании Дмитрий Шостакович вручил лауреатам медали и премии.

Следующие годы стали для Вана Клиберна цепью непрерывных концертных выступлений по всему миру. Клиберн концертировал и записывался до середины 1970-х годов, но уже не пользовался таким успехом, как раньше. Он вернулся в Техас .

Музыкант практически полностью прекратил концертную деятельность и не появлялся в свете.

Известны его выступления в 1987 году в Белом доме и в "Карнеги-холле" четыре года спустя по случаю столетия со дня открытия этого зала. В свой семидесятилетний юбилей в 2004 году музыкант посетил с гастролями Москву.

В сентябре 2009 года в Москве в рамках Первого Международного фестиваля мастер-классов "Слава маэстро!", посвященного Мстиславу Ростроповичу пианист дал серию мастер-классов.

Последние годы Ван Клиберн жил в городе Форт-Уэрт в штате Техас, где с 1962 года проводится конкурс пианистов имени Вана Клиберна.

В 2012 году врачи диагностировали у Ван Клиберна .

Клиберн являлся обладателем целого ряда почетных наград — медали Центра имени Кеннеди, премии Grammy за вклад в развитие музыки, Президентской медали Свободы и Национальной медали Искусства, которыми его .

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Когда в июне 2011 года в Большой зал Московской консерватории вошел сухой, моложавый и очень высокий старик со старомодной прической, все собравшиеся на открытие Конкурса им. Чайковского встали и повернулись к проходу. Далеко не каждый председатель жюри конкурса пианистов удостаивался такого приема, даже если в прошлом он был победителем этого самого конкурса. Ван Клиберн — а это был именно он — был героем не только для собравшихся музыкантов и меломанов, но и для всей страны,

Победа Клиберна на конкурсе Чайковского в 1958 году произвела потрясающий эффект: в разгар «холодной войны» на самом первом конкурсе лауреатом становится американский пианист.

Несмотря на напряженную международную обстановку, критики по обе стороны океана быстро прекращают разговоры о возможном политическом подтексте решения жюри московского конкурса: настолько молодой музыкант покорил всех соединением удивительного обаяния, харизмы и исполнительского мастерства. В советской Москве его в буквальном смысле носят на руках, на следующий день после победы его принимает у себя Никита Хрущев, с которым они станут друзьями на долгие годы. Дома, в Америке, Клиберну устраивают встречу, какой позже, в 60-е годы, удостаивались только рок-звезды.

«Я очень жалею, что вас всех не было со мной в России, — скажет собравшимся Клиберн. — Видели бы вы, с какой теплотой и сердечностью меня принимали в Москве».

И действительно, другом Клиберн был не только главе государства, а всей советской стране. Хрущев в своей простоте называл его Ваней. Музыкант не обижался и даже с радушием принял ошибочную русскую транскрипцию его имени. В Америке его все-таки называли Вэн Клайберн, однако в нашей стране он требовал, чтобы его писали Клиберн и никак иначе. В СССР пианист обладал популярностью поп-звезды: после победы на конкурсе ему еще долго шли письма (в качестве адреса обычно указывали Большой зал Московской Консерватории) от советских слушателей.

«Дорогой Ван, — писал ему один из корреспондентов, — оставайтесь в России. Думаете, вас бы здесь меньше ценили бы и любили?».

Советское телевидение никогда не скупилось на трансляции записей концертов Клиберна, а он в ответ не скупился на гастрольные визиты — надо думать, отечественные дипломатические учреждения выдавали ему визы без малейшей проволочки.

Однако в этой дружбе Клиберн никогда не заходил слишком далеко: так, например, при всей симпатии к советским людям он никогда не поддерживал войну в Афганистане и не пытался вступить в компартию.

Теплые отношения с первыми лицами советского государства не мешали ему дружить с Ростроповичем и Вишневской.

На протяжении всей истории своих взаимоотношений с советской и постсоветской Россией пианист оставался фигурой надполитической, тем самым показывая, насколько мировая культура может быть выше международной политики.

Интересно, что при всей типичности некоторых поворотов его музыкантской судьбы и биографии фортепиано никогда не было для Клиберна пыточным инструментом — он сам много раз признавался, что с детства обожал его и мечтал быть только музыкантом. Учиться его сподвигла мама, жена инженера-нефтяника и сама одаренная пианистка и преподаватель музыки, услышав, как музицирует ее трехлетний сын. Отец соорудил для сына «студию» в гараже, чтобы тот мог беспрепятственно заниматься.

В Джульярской школе, ставшей альма-матер для практически всех значимых американских музыкантов, учителем Клиберна была легендарная Розина Левина, выпускница еще дореволюционной Московской консерватории. Быть может, именно это помогло ему выиграть конкурс Чайковского:

музыкант, безусловно, был воспитан в традициях русской исполнительской школы.

В 1949 году 15-летний Клиберн дал концерт в Карнеги-холле. После победы в одном из конкурсов звукозаписывающая компания RCA Victor предложила ему контракт на запись диска. Его исполнение Первого концерта Чайковского получило платиновый статус — впервые в истории классической музыки — и принесло музыканту «Грэмми». Так что в 1958 году к нам приехал вовсе не новичок, а вполне состоявшийся у себя в стране молодой музыкант.

О последовавшей затем популярности свидетельствует тот факт, что уже в 1962 году общественность города Форт-Уорт, штат Техас, основала Международный конкурс Вана Клиберна. Впоследствии он стал одним из престижнейших музыкальных состязаний. Его лауреатами в разное время были удивительный пианист Владимир Виардо (1973), гениальный (и, увы, недооцененный на родине) исполнитель Алексей Султанов (1989), талантливейшая Ольга Керн (2001), молодой виртуоз Александр Кобрин (2005).

Клиберну много доставалось: в 70-х американские критики ругали его за отсутствие нового репертуара, советские называли «Гагариным американо-советской дружбы», что бы ни значил подобный эпитет. В 1978 году, после смерти отца, Клиберн перестал концертировать и появляться на публике — в том, году он дал всего два концерта (правда, в Белом доме и в Карнеги-холле).



Свое семидесятилетие в 2004 году маэстро приехал отмечать в Москву — концертами. И на каждом из них зал неизменно встречал его овациями. 



Это постоянство российской публики, преданной Клиберну 50 с лишним лет, говорит о том, что дело не только в статусе «друга СССР», навечно приклеившемуся к музыканту. Но в том, что с помощью своего обаяния и исполнительского мастерства Клиберн пригласил миллионы простых людей по всей планете в мир классической музыки, открыв для каждого двери залов, прежде ждавших только посвященных меломанов, утвердив статус музыки как искусства необходимого и в то же время доступного. И это его дело, хочется верить, забудется нескоро.

Всемирно известный американский пианист Ван Клиберн умер в возрасте 78 лет у себя дома в городе Форт-Форт, штат Техас. Об этом агентству Associated Press сообщила его давняя подруга Мэри Лу Фальконе. Она рассказала, что музыкант скончался в среду утром.
В августе прошлого года у Ван Клиберна был диагностирован рак костей, который очень быстро прогрессировал. Последние месяцы жизни пианиста мучили страшные боли... Мэри Лу Фэлкоун сообщала, что, несмотря на болезнь, музыкант сохранял бодрость и оптимизм. Он умер у себя дома в окружении родных и друзей.

Ван Клиберн прославился на весь мир в 1958 году. В самый разгар «холодной войны» 23-летний музыкант победил на первом Международном конкурсе имени П. И. Чайковского.
Да, я в курсе, что вообще-то он Вэн Клайберн (англ. Van Cliburn ), полное имя Харви Лейвэн Клайберн-младший (англ. Harvey Lavan Cliburn Jr. ), но... с 1958 года он известен в России как Ван Клиберн. Некоторые даже называли его Ваней...
Уж так повелось.


Ван Клиберн родился в 1934 году в небольшом городе Шривпорт, Луизиана. Его отец не имел ничего общего с музыкой: он был инженером-нефтяником, поэтому семья была вынуждена часто переезжать. Вскоре после появления на свет ребёнка семья переехала в Техас.
Мать же, Рильдия, была превосходной пианисткой и обладала педагогическим талантом. Своему мастерству она обучалась у немецкого пианиста Артура Фридгейма, который, в свою очередь, перенял мастерство своего учителя — знаменитого композитора Ференца Листа. Рильдия значительно преуспела в этом «ремесле» и зарабатывала на жизнь частными уроками. На одном из подобных занятий присутствовал её трехлетний сын, Лэйвэн, которого в семье ласково называли Вэн. Малыш ещё не умел читать с листа и, услышав мелодию, которую мать пыталась показать одному из учеников, сумел повторить её на фортепиано. Такие «подвиги» мальчика повторялись неоднократно.

Мать делала все возможное для развития таланта мальчика и именно она привила ему любовь к музыке.
«Она наблюдала за мной, как ястреб, даже если не была в той же комнате. Она научила меня слушать, она научила меня всему. И я просто любил играть; похоже, я был рождён, чтобы играть на фортепиано» , — говорил пианист о своей матери в одном из интервью.
Однако и отец не сидел сложа руки: если он не имел возможности обучать сына самостоятельно, то прилагал все усилия для создания благоприятных условий. Он даже сделал специальную «студию» в своем гараже, где Вэн мог заниматься в любое время. Неимоверные усилия родителей, природные способности Клиберна и его трудолюбие сложились воедино и сформировали в нём искусного пианиста.

Уже в возрасте 14 лет он успешно выступал в известнейших залах Соединенных Штатов. Отправной точкой его грандиозных побед стало выступление в Карнеги Холл в 1949 году и победа в конкурсе «National Music Award».
Двумя годами позже, по окончании школы, Клиберн поступил в Джульярдскую школу искусств. Там он стал учеником Розины Левиной (Rosina Lhevinne ), выпускницы Московской консерватории, и познакомился с русской школой игры на фортепиано. Левина значительно расширила репертуар Клиберна, помогла ему усовершенствовать технику игры, научила шире понимать музыку. В Джульярде Клиберн с первых дней стал одним из лучших учеников. Он появлялся вновь и вновь на различных конкурсах, завоевывал премии и награды, становился более известным.

Однако после окончания Джульярдской школы в 1954 году удача отвернулась от пианиста. Несмотря на плотный график выступлений, контрактов на постоянную работу у него не было. Финансовое положение семьи оставляло желать лучшего. Кроме того, тяжело заболела мать Клиберна, так что ему пришлось подменить её и на некоторое время стать преподавателем.

Мировую известность имя Клиберна получило после сенсационной победы на первом Международном конкурсе имени Чайковского в Москве в 1958 году. Молодой пианист завоевал симпатии как членов жюри, так и публики. Это было тем более удивительно, что действие происходило в разгар холодной войны. Говорят, Хрущев лично разрешил дать первую премию американцу, несмотря на напряженные отношения между СССР и США.

По возвращении на родину Клиберну был устроен пышный восторженный приём. Музыкант проникся любовью и уважением к России и после конкурса ещё неоднократно приезжал с концертами.

После победы Клиберна на конкурсе звукозаписывающая компания RCA Victor предложила ему контракт, и вскоре его альбом с записью Первого фортепианного концерта Чайковского стал платиновым (впервые в истории музыки этого статуса достиг классический альбом). В том же 1958 году Клиберну за этот альбом была присуждена премия «Грэмми».

В 60-х и 70-х он был в списках самых продаваемых музыкантов своего поколения, сообщает газета The Fort Worth Star.
"Девочки-подростки бросали ему цветы… Очереди за билетами на его выступления выстраивались на много часов" , - вспоминает редактор Таймс Макс Френкел.

В Форт-Ворте с 1962 года проходит Международный музыкальный конкурс имени Вана Клиберна. Состязания профессиональных музыкантов и любителей проводятся раз в четыре года.

После сенсационной победы в СССР карьера музыканта обрела некоторый политический акцент: он неоднократно выступал перед президентами США, представителями королевских семей и лидерами стран Европы, Азии и Южной Америки.

Клиберн прекратил гастролировать в 1978 году, чтобы проводить больше времени с больной матерью.

В 1987 году музыкант сыграл на приеме в Белом доме в Вашингтоне по случаю исторического визита в США генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачева, после чего возобновил выступления.

Ван Клиберну неоднократно вручали почетные музыкальные награды, от его имени предоставляются многочисленные стипендии. Музыкант является обладателем медали Центра имени Кеннеди, лауреатом престижной премии «Грэмми». Владимир Путин наградил Ван Клиберна орденом Дружбы, а родная Америка — медалью Свободы.

После триумфального возвращения с гастролей в СССР журнал Time провозгласил Клиберна "техасцем, который завоевал Россию".
Да, только так нас и можно завоевать...

В 1958 году молодой, еще никому не известный пианист из Америки стал триумфатором первого конкурса П.И. Чайковского. Тогда много говорили о том, что это было политическое решение, которое должно было сыграть большую роль в потеплении отношении между США и СССР. И тем не менее одной лишь политикой объяснить эту победу было невозможно.

Конечно, главное, что повлияло на решение жюри во главе с прославленным советским пианистом Эмилем Гилельсом, - это музыкальная одаренность Ван Клиберна. Он производил колоссальное впечатление одним своим сценическим обликом - молодой, красивый пианист, целиком погруженный в музыку и завораживающий этим состоянием огромную аудиторию. Однако и этого было бы недостаточно. Ключевое слово оставалось за его игрой, не только виртуозной и предельно эффектной, но и в высшей степени естественной, человечной, живой. Свидетели его выступлений тех лет отмечали изумительную певучесть звука Клиберна, способность пианиста извлекать тончайшие пассажи при самом легком прикосновении к инструменту. За этим филигранным мастерством стояла личность музыканта, прирожденного исполнителя романтической музыки, которая, пожалуй, была наиболее близка его внутреннему миру. Стоит ли говорить о том, что записи Ван Клиберном произведений Грига, Брамса, Рахманинова и других композиторов-романтиков моментально вошли в золотой фонд исполнительского искусства. Но его "визитной карточкой", пожалуй, стало исполнение Первого концерта для фортепиано с оркестром Чайковского. У многих любителей музыки Ван Клиберн ассоциируется с этой музыкой так же неразрывно, как и Эмиль Гилельс, любивший это сочинение и замечательно его исполнявший.

Естественность Клиберна-музыканта, его способность к гипнотическому воздействию на аудиторию музыкальными средствами завораживали не только профессиональных музыкантов или поклонников классической музыки. Свидетель его выступлений в Москве, скрипач Артур Штильман вспоминал, что выступления Ван Клиберна ничего не теряли в телевизионной трансляции, вовлекая в ряды любителей музыки буквально миллионы телезрителей. Даже в киноновелле "Наваждение" Леонида Гайдая можно услышать забавный на первый взгляд диалог героев Александра Демьяненко и Виктора Павлова: "Дуб, конспект есть?" - "Нет, никаких конспектов нет?" - "А что ты слушаешь?" - "Ван Клиберна, иди!". Эта маленькая словесная перепалка не только отражает популярность американского пианиста, но и показывает, что через замечательное исполнение классическая музыка может иметь невероятное воздействие на массовую аудиторию.

И в поздние годы отошедший от активной концертной деятельности Ван Клиберн был желанным гостем в России. Здесь еще со временем первого конкурса П.И. Чайковского его называли на русский манер Ваном Клиберном, а иногда и просто - Ваней. На последний конкурс П.И. Чайковского американский пианист приезжал, уже будучи тяжело больным. С его смертью любители классической музыки потеряли одного из последних романтиков фортепианного исполнительства, которому был чужд "научный подход" к музыке и который будто бы заново сотворял на сцене произведение. Это и была интерпретация в подлинном смысле этого слова.

Последний раз он побывал в Москве в январе 2011 года. Клиберн был тогда председателем жюри пианистов на том же Международном конкурсе имени Чайковского. Победитель получил награду от Клиберна - как эстафету.

Приезд оказался прощальным и - символичным.

Ко всем словам скорби добавим одно: не стало человека, который к нам, к нашей стране, ее истории и достижениям относился с уважением - гораздо большим, чем зачастую мы тут сами. Увы.

Вообще, к России у Вана Клиберна особое отношение. "До конца жизни я люблю Россию", - сказал он на русском почти без акцента.
- С того момента, как 26 марта 1958 года я сошел с самолета в Москве, я почувствовал эту удивительную ауру любви к музыке и той доброты, которая окружала меня с тех пор. С того момента, как я вышел в зал, я почувствовал все эти настроения в публике, и они стали для меня огромной поддержкой и утешением. Россия дала мне много, она дала мне имя.

Когда я вчера вошел в зал, меня просто захлестнули воспоминания и. конечно же, о том, как я впервые в жизни вышел на эту сцену. Для меня Большой зал консерватории - святое место в музыкальном мире и в мире вообще. Тогда я не мог не думать о великих людях, которые входили на эту цену до меня и творили в этих стенах, не мог не вспомнить Сергея Танеева, Антона Рубинштейна и всю великую музыку, которая была создана в России. Я сказал вчера своему большому другу Ричарду Родзинскому: "В этом зале каждый человек по-настоящему знает музыку". И это свидетельствует о внутренней силе русских людей. Россия - великая страна, здесь все знают и любят музыку - от водителя такси до рабочего у станка. И меня всегда потрясало и это удивительное знание и умение чувствовать музыку, и сама великая культура, с которой я сопричастен.

Вечная память.

Ван Клиберн на концерте памяти жертв Беслана в сентябре 2004 года.
Фото: Сергей Пономарев / AР

Великие пианисты прошлого и настоящего являются поистине ярчайшим примером для восхищения и подражания. Каждый, кто увлекается и увлекался музицированием на пиаинно всегда старались скопировать лучшие черты великих пианистов: как они исполняют произведение, как смогли прочувствовать тайну каждой ноты и порой кажется, что это невероятно и какая-то магия, но все приходит с опытом: если вчера это казалось нереальным, то сегодня человек и сам может исполнять самые сложные сонаты и фуги.

Фортепиано является одним из самых известных музыкальных инструментов, пронизывающим разнообразные жанры музыки, и с его помощью было создано множество самых трогательных и эмоциональных композиций в истории. А люди, играющие на нем считаются гигантами музыкального мира. Но кто они эти величайшие пианисты? При выборе лучших возникает много вопросов: он должен основываться на технических способностях, репутации, широте репертуара или умении импровизировать? Тут еще вопрос, стоит ли рассматривать тех пианистов, которые играли в прошлых веках, ведь тогда не было записывающей аппаратуры, и мы не можем услышать их исполнение и сравнить с современными. Но в этот период было огромное количество невероятных талантов и если они получили мировую известность задолго до средств массовой информации, то вполне оправданно отдать им почтение. Принимая во внимание все эти факторы, предлагаем список из 7 лучших пианистов прошлого и настоящего.

Фредерик Шопен (1810-1849)

Самый известный польский композитор Фредерик Шопен был одним из величайших виртуозов, исполнителем-пианистом своего времени.

Подавляющее большинство его работ созданы для соло на фортепиано, и хотя нет никаких записей его игры, один из его современников писал: "Шопен создатель фортепианной и композиторской школы. По правде говоря, ничто не может сравниться с легкостью и сладостью с которой композитор начинал играть на пианино, более того ни с чем нельзя сравнить его работы полные оригинальности, особенности и благодати".

Ференц Лист (1811-1886)

В соперничестве с Шопеном за корону величайших виртуозов 19 века был Ференц Лист - венгерский композитор, педагог и пианист.

Среди его наиболее знаменитых работ является безумно сложная соната для фортепиано си-минор Années de pèlerinage и вальс Mephisto Waltz. Кроме того, его слава как исполнителя стала легендой, даже придумано слово Листомания. За восьмилетний период турне по Европе в начале 1840-х годов, Лист дал более 1000 представлений, хотя в относительно молодом возрасте (35 лет) прекратил карьеру пианиста и полностью сосредоточился на сочинении.

Сергей Рахманинов (1873-1943)

Стиль Рахманинова был, пожалуй, достаточно противоречивым для времени в котором он жил, поскольку стремился поддерживать романтизм 19 века.

Многим он запомнился умением растягивать руку на 13 нот (октава плюс пять нот) и даже мельком взглянув на этюды и концерты, которые он писал, можно удостовериться в подлинности этого факта. К счастью, сохранились записи исполнения этого гениального пианиста, начиная с его прелюдии до-диез мажор, записанной в 1919 году.

Артур Рубинштейн (1887-1982)

Этот польско-американский пианист часто цитируется как лучший исполнитель Шопена всех времен.

В возрасте двух лет у него обнаружили абсолютный слух, а когда ему было 13 дебютировал с Берлинским Филармоническим оркестром. Его преподавателем был Карл Генрих Барт, который в свою очередь учился у Листа, таким образом можно смело считать его частью великой пианистической традиции. Талант Рубинштейна, сочетающий в себе элементы романтизма с более современными техническими аспектами, превратил его в одного из лучших пианистов своего времени.

Святослав Рихтер (1915 - 1997)

В борьбе за звание лучшего пианиста 20 века Рихтер является частью могущественных российских исполнителей, появившихся в середине 20 столетия. Он показал огромную приверженность композиторам в своих исполнениях, описывая свою роль как "исполнитель", а не интерпретатора.

Рихтер не был большим поклонником процесса записи, однако сохранились его лучшие живые выступления, включая 1986 года в Амстердаме, 1960 - Нью-Йорке и 1963 в Лейпциге. Для себя он держал высокие стандарты и осознав, что на итальянском концерте Баха, сыграл не ту ноту , настаивал на необходимости отказа печатать произведение на компакт-диск.

Владимир Ашкенази (1937 -)

Ашкенази является одним из лидеров в мире классической музыки. Родившись в России, в данный момент он имеет исландское и швейцарское гражданство, и по-прежнему выступает как пианист и дирижер по всему миру.

В 1962 году стал победителем Международного конкурса имени Чайковского, а в 1963 покинул СССР и жил в Лондоне. Его обширный каталог записей включает все фортепианные произведения Рахманинова и Шопена, сонаты Бетховена, фортепианные концерты Моцарта, а также сочинения Скрябина, Прокофьева и Брамса.

Марта Аргерих (1941-)

Аргентинская пианистка Марта Аргерих поразила весь мир своим феноменальным талантом, когда в возрасте 24 лет в 1964 году победила на международном конкурсе имени Шопена.

Сейчас она признана одной из величайших пианисток второй половины 20 века и знаменита страстной игрой и техническими способностями, а также исполнением произведений Прокофьева и Рахманинова.

Как путь выбрать решать вам! Но для начала -