Музыкальные занятия для детей 4 5 лет. Творческие задания, развитие воображения
Ольга Алексеенко
Музыкальное занятие для детей 4–5 лет «Путешествие на поезде»
Музыкальное занятие 4-5 лет
Тема «Путешествие на поезде »
Цель : Развивать музыкальные способности детей дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры .
Доставить детям радость, создать «музыкальное » настроение.
Задачи :
Учить детей слушать , как звуки ладят между собой, слышать и отличать высоту звука.
Формировать музыкальные впечатления . Развивать воображение. Совершенствовать чувство ритма в игре на шумовых инструментах. Развитие танцевальных движений.
Материал : игрушки – зайчик, медведь, лисичка, белочка, металлофон, бубен, погремушки.
План занятия :
1. Музыкально – ритмические движения :
Упражнение «Поезд »
2. Слушание музыки :
«Паровоз» 49 (диск № 1)
«Поезд » стр. 217 (Младшая группа) дидактическая игра «Музыкальный паровоз »
3. Развитие чувства ритма :
Пальчиковая гимнастика
Ритмическая игра «Веселые подружки»
4. Распевание, пение :
5. «Поезд »
5. Пляски, игры, хороводы :
Хороводная «Плясовая»
Ход занятия.
Музыкальное приветствие .
1. Предложить детям музыкальное путешествие на поезде .
В пути нас ожидают интересные музыкальные остановки , на них мы будем слушать музыку , играть на музыкальных инструментах , петь песни, танцевать. Давайте возьмем с собой хорошее поведение, отличное настроение, и главное – внимание! Садитесь в поезд , поехали.
Упражнение «Поезд » .
2. Станция «Музыкальная » .
На станции стоит еще один поезд , но он необычный, а музыкальный . В нем «едет» музыка . В каждом вагончике своя музыка : веселая, спокойная, грустная.
Я предлагаю вам послушать музыку каждого вагончика , определить её характер.
Дети слушают небольшие музыкальные фрагменты соответственно возрасту, определяют характер.
Словарная работа :
Веселая, радостная, озорная, задорная;
Спокойная, ровная, нежная, ласковая;
Грустная, печальная, тоскливая, хмурая.
3. Садитесь в поезд , едем на следующую станцию. Чтобы в пути не было скучно, поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик» .
Под зеленой сосной
Скачет зайчик косой.
Под другою сосной
Скачет зайчик второй.
Приехали на станцию музыкальных инструментов . На ней живут веселые подружки матрешки - Дашенька, Глашенька, Иринушка, Маринушка. Они очень любят плясать и хотят научить вас.
Вот как умеет Дашенька :
Тан-цуй, тан-цуй,
Тан-цуй, тан-цуй.
Повторите этот танец на музыкальных инструментах (погремушки, бубны) .
А вот как умеет Глашенька : Ножка – топ,
Ножка – топ.
Иринушка пляшет вот так : Чок - чок, каблучок.
Чок – чок, каблучок.
А маленькая Маринушка пляшет вот так :
Танцевали, танцевали,
Наши ноженьки устали.
1. Едем на следующую станцию. Пока едем, беседуем, на чем еще можно путешествовать (артикуляционная гимнастика) :
На поезде (чух – чух)
На машине (звук мотора в нижнем регистре)
На вертолете (звук мотора в верхнем регистре)
На лошадке (цокать языком)
Станция «Песенная» находится в лесу, здесь мы можем услышать много разных звуков. Какие?
Дети – птички, ручеек, листва шумит, кузнечики, лягушки…
2. Следующая станция находится совсем рядом, поэтому мы пойдем пешком.
Остановка «Танцевальная» . Мальчики, приглашайте девочек на парную пляску.
Парная пляска «Дружные пары» .
3. Время нашего занятия подходит к концу , нам пора возвращаться. Вы меня очень порадовали, вы были внимательные, дружные, хорошо пели, танцевали, играли на музыкальных инструментах . Вам понравилось путешествовать ? Мы еще не раз вернемся на эти станции, а сейчас нам пора попрощаться (музыкальное прощание ) . Спасибо вам, ребята!
Конспект музыкального занятия для детей 4-5 лет
УРОК № 1
ПРИВЕТСТВИЕ:
М. р. (поет): Здравствуйте, дети! А вы мне отвечаете: «Здравствуйте учитель». А теперь все вместе споем, сначала я, а потом вы.
М. р. (поет): Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте, учитель!
М. р.: Так мы будем приветствовать друг друга на каждом занятии, потому что занятия наши музыкальные. А теперь проверим по журналу, все ли у нас собрались или мы кого - то потеряли?
/отметка в журнале присутствующих /
МУЗЫКАЛЬНО - РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ:
М. р.: Начнем наше занятие. Ребята, а вы знаете, что музыка, бывает разная?
Дети: Да!
М. р.: А какая она бывает?
Ответ детей.
М. р.: Сейчас я расскажу вам сказку. Жили, были на свете музыка и большое море. Жили они дружно и никогда не ругались. Музыка звучала повсюду, заполняя собой все пространство, а море то шумело, то бурлило, то журчало. Но однажды морю захотело петь, а музыка, как всегда, звучала невпопад и мешала морю. Тогда море разозлилось и сказал музыке: «Музыка, ты всегда разная и имеешь много жанров, но с этого мгновенья я одарю тебя тремя основными жанрами. И ты сможешь своим звучанием не мешать, а помогать» После ее слов воцарилась тишина. В этой торжественной тишине зазвучали фанфары. Внезапно всколыхнулись прозрачные волны, взметнулись ввысь радужные фонтаны и, из таинственных необъятных глубин выплыли «три кита»: танец, песня, и марш. Они закружили музыку и слились с ней в одно целое. С тех пор они всегда сопровождают музыку. А так же три кита стали и частью нашей жизни. Ведь мы с вами поем под музыку, танцуем и маршируем. В течении всего времени мы будем знакомиться с этими жанрами и сегодня мы начнем с «Марша». Приглашаю всех на коврик. Сейчас мы с вами будем выполнять движения под маршевую музыку. Приготовились, начали.
«Марш» муз. Е. Теличеева.
Дети ходят друг за другом бодрым шагом, с энергичным движением рук. Спина прямая. Выполнять движения в соответствии с характером музыки./
М. р.: Молодцы! А теперь немножко поиграем, будем маршировать, и постукивать указательными пальцами один об другой.
«Барабанщик» муз. Д. Кабалевского.
/выполняют задание/
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА РИТМА:
М. р.: Молодцы! Ребята, а вы знаете, из чего состоит музыка?
Музыка состоит из звуков. Звуки бывают длинные и короткие. Посмотрите на экран. Это большой кружок – длинный звук и зовут его «та» Давайте его споем и прохлопаем в ладоши.
- А это короткий звук и зовут его «ти». Давайте споем и прохлопаем этот звук.
М.р.: Посмотрите на экран. Какие появились звуки?
Дети: Длинные.
М.р.: Давайте споем и прохлопаем ритмический рисунок этих звуков.
М.р.: А это, какие звуки?
Дети: Короткие!
М.р.: Давайте споем и прохлопаем ритмический рисунок и этой песенки.
М.р.: А какие звуки у этой песенки?
Дети: Длинный и короткий.
М.р.: И эту песенку нужно спеть и прохлопать ритмический рисунок.
/педагог отмечает, насколько каждый ребенок ритмично хлопает в ладоши/
М.р.: Ребята, давайте вспомним, из каких основных жанров состоит музыка?
Дети: Песня, танец и марш.
Дети: Марш.
М.р.: Из чего состоит музыка?
Дети: Из звуков.
М.р.: А какие бывают звуки?
Дети: Короткие и длинные.
М.р.: Молодцы!
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
М. р.: Наши ручки устали нужно их размять.
«Шаловливые пальчики»
СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ:
М.р.: А сейчас мы с вами познакомимся с музыкальным произведением «Марш» которое написал композитор Дунаевский. Характер у этого произведения веселый, музыка быстрая, четкая, ритмичная. Марш это один из основных жанров музыки. Марш помогает нам маршировать – ходить четко, бодро, и весело.
«Марш» муз. И. Дунаевского.
РАСПЕВАНИЕ ПЕНИЕ:
М. р.: «Кукареку!». Ребята, петушок приглашает вас спеть про него песенку. Давайте выйдем на коврик и споем про петушка.
М. р.: Наше занятие подошло к концу. Давайте вспомним, что нового мы узнали на сегодняшнем занятии.
М.р.: А из каких основных жанров состоит музыка?
Дети: Песня, танец и марш.
М.р.: С каким музыкальным жанром мы познакомились?
Дети: Марш.
М.р.: Из чего состоит музыка?
Дети: Из звуков.
М.р.: А какие бывают звуки?
Дети: Короткие и длинные.
М.р.: Молодцы! Сегодня я с вами прощаюсь, до следующего занятия. До свидания!
Дети: До свидания!
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ЛЕСУ. МУЗЫКАЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Данная методическая разработка будет полезна музыкальным руководителям, педагогам дополнительного образования.
Цель:
закрепить знания детей о понятиях «выразительность» и «изобразительность» в произведениях искусства. Закрепить знания детей о раз-личных длительностях музыкальных звуков.
Задачи:
1. Показать возможности передачи настроения в музыкальных произведениях, литературных жанрах, театральных формах.
2. Учить детей внимательно слушать музыку, понимать характер различных музыкальных фрагментов.
3. Находить сходство между определенными звуками природы и музыкальными инструментами. Называть знакомые инструменты.
4. Внимательно слушать стихи, улавливать их общий смысл, характер.
5. Самостоятельно в движениях передавать характер используемых в занятии словесно-ритмических этюдов и потешек.
5. Учить детей схематичной записи различных длительностей на фланелеграфе.
Ход занятия
Музыкальный руководитель.
Дорогие ребята! Сегодня я предлагаю отправиться на прогулку в волшебный лес. Я хочу вам открыть маленький секрет: «В чаще леса нас ждут удивительные приключения, новые неожиданные встречи и знакомства с лесными обитателями. Желаете ли вы попасть в интересный мир?»
Дети.
Да!
Воспитатель. Тогда в путь! Смотрите, перед нами тонкая извилистая тропинка появилась. Чтобы никто из вас не потерялся, я предлагаю взяться крепко за руки и двигаться змейкой вместе со звуками леса.
Вот и вышли мы с вами на маленькую лесную опушку. Давайте при¬сядем на пенечки и подышим свежим лесным воздухом. А для того, чтобы лесной лечебный воздух оказал на ваш организм благотворное влияние, я предлагаю вам сделать дыхательное упражнение, которое называется «носик-дудочка». Наш носик будет дудочкой, а ноздри - кнопочками этой ду-дочки: нажимаем пальчиком на одну кнопочку и делаем вдох, отпускаем пальчик и одновременно нажимаем другую кнопочку - выдох. Дышим ровно и спокойно. Молодцы! (4 раза). В лесу сейчас тихо, слышно только, как птичка поет свою песенку. Послушайте и скажите, что это за птичка.
Музыкальный руководитель исполняет песню «Кукушка» М.И. Красева.
Музыкальный руководитель.
Кто же это? Правильно, кукушка. Какое настроение в музыке вы услышали.
Дети.
Музыка спокойная, нежная, ласковая....
Музыкальный руководитель. Я предлагаю прослушать, как кукует кукушка. (Исполняется фрагмент), спокойно или грустно.
Дети.
Спокойно, весело.
Музыкальный руководитель.
Все ли время кукушка поет звонко или иногда по-другому. Послушайте.
Фрагмент.
Дети.
Кукушка поет то звонко, то тихо.
Музыкальный руководитель.
Правильно - она поет по-разному. То звонко, то тихо, нежно. Подскажите мне, пожалуйста, с помощью какого инструмента можно передать звонкое пение кукушки?
Дети.
На металлофоне.
Музыкальный руководитель.
Правильно. (Достает остальные музыкальные инструменты: треугольник, ложки, колокольчик.) А теперь я предлагаю выбрать инструмент, который передает тихое пение кукушки. Правильно - это треугольник. Играть на треугольнике нужно очень аккуратно, тихо - ведь в лесу пение кукушки разносится очень далеко.
А как можно изобразить веселое журчание речки? Верно - колокольчиками. А чтобы изобразить прыгающих лягушек, можно использовать еще и ложки. Сейчас я раздам вам инструменты, а мы все вместе исполним эту песню.
Исполнение песни совместно с игрой на музыкальных инструментах.
Музыкальный руководитель.
Вот кукушка и перестала петь, снова в лесу тишина. Но, что за звук еле доносится издалека. Давайте тихонько выйдем на полянку и прислушаемся. (Звучит магнитофонная запись из цикла «Звуки окружающего мира»). Необычное происшествие - это в волшебном лесу проснулись комары. Давайте вместе с ними тихонько по-звеним. З-з-з-з-з-з-з.
Воспитатель
(с веточкой в руках).
Кыш, кыш, комары.
Разлетайтесь комары.
Не кусайте вы меня, Столько раз средь бела дня. Музыкальный руководитель. Отвечают комары.
Дети.
Мы и так к тебе добры (* * * * * *) * тремор ладошек.
Ведь кусаем мы тебя, (******) хлопки.
Хоть до крови, но любя. (******) хлопки
Дети исполняют песню М.Л. Лазарева «Комар»:
З-з-з-з-з - комар звенит.
З-з-з-з-з - комар летит.
З-з-з-з-з -какой он злой.
З-з-з-з-з -гонится за мной.
Проигрыш: дети бегают по залу, пытаясь «ужалить» пальчиком друг Друга.
Музыкальный руководитель.
Стойте, стойте комары
Дети образуют круг.
Отдохните до поры. Не время вам летать, Зимой вам надо спать.
Воспитатель.
И вздохнули комары:
Дети.
3-з-з-з-з-з-з-з-з-з-2 раза.
Упражнение для восстановления дыхания.
Воспитатель.
И уснули комары.
Дети.
З-з-з-з-з-з-з-з-з.
Дети приседают, складывая ладошки под щекой.
Музыкальный руководитель.
А сейчас еще раз воспроизведем звук летящего комара: приложите свою ладонь к горлышку и позвените - з-з-з-з-з. Чувствуете вибрации? Комары открыли вам свой секрет, - это упражнение надо выполнять почаще, и тогда у вас никогда не будет болеть горлышко. Ой, а что это за колючий шар под елочкой. Ребята, да ведь это ежик спит. Давайте попробуем разбудить его веселой песней.
Инсценирование песни «Ежик»:
1. Весь в иголочках зверек
Поют дети, передавая игрушку по кругу. С головы до самых ног. Ты куда, колючий еж? Ты куда идешь - бредешь?
2. Шарю, шарю по кустам.
Поет ребенок, у которого в руках оказывается игрушка-еж. Добываю пищу сам. Я мышей в траве ищу, И в гнездо к себе тащу.
3. Ищет ежик червяка.
Поют дети.
И лягушку и жука.
Шарит, шарит по кустам,
Добывает пищу сам.
Игрушка возвращается воспитателю.
Дети сразу переходят к чтению ритмической потешки «Ежик»:
* * * * V V V V)
* * * * V V
* * * * V V
* * * * V V
* * * * V V
* * * * V V
Ежик, ежик колкий,
Дай свои иголки.
Починить штанишки
Драчуну зайчишке.
Ежик, ежик колкий -
Одолжи иголки.
* топать ногами.
V хлопки.
Музыкальный руководитель.
Фыркнул ежик.
Воспитатель (ежик). Подходите!
Но иголок не просите.
Если дам иголки, - съедят меня волки
Лучше с медвежатами
Поиграйте в прятки вы. Музыкальный руководитель. Вот спасибо ежик. Воспитатель (еж). Мне пора домой уже! Воспитатель уносит игрушку за ширму. Дети. До свиданья ежик!
Музыкальный руководитель.
А из чащи на поляну вышел мишка - топтышка.
Он качается, идет, прямо к ребятишкам.
Исполняется «Медведь» Ф.Гершовой, воспитатель передвигает кукольного медведя по краю ширмы. Дети покачиваются в такт музыки. Воспитатель одевает за ширмой маску медведя и выходит к детям. А сейчас ребятки! Поиграйте с мишкой в прятки.
Дети подбегают к пенькам, расположенным в шахматном порядке в передней части зала.
Обыгрывание песни «Веселые медвежата»:
1. На полянке медвежатки
Поет воспитатель.
Разыгрались с мамой в прятки.
Разбежались кто куда.
Не найти их никогда.
Дети.
Да! Дети присаживаются на корточки. Проигрыш: дети поднимаются
2. Но медведица схитрила.
Поют дети, выполняя движения по тексту -указательный пальчик к губам. Вкусной каши наварила.-Поглаживают животики.
Ставит чашку на пенек,-Разводят руки в стороны.
Рядом липовый медок.-
Хлопают в ладоши. Проигрыш: дети берут в руки деревянные ложки.
3. Детки сами прибежали,
Чашки, ложки застучали.
Стук, стук, чок! (* * V) Дети поют и играют на ложках.
Стук, стук, чок! (* * V)
Съел и чашку на сучок.
Стук, стук, чок. (3 раза) (* * V)
* короткий удар в ложки.
V руки вытянуть вперед, ложки от себя.
Музыкальный руководитель.
Очень весело в лесу!
А сейчас я попрошу
Мне напомнить звуки ложек,
Что звучали на лугу.
Вместе с детьми стучит ритм и проговаривает слова. Стук, стук, чок!.(Зраза)
Музыкальный руководитель.
Молодцы, очень хорошо. Вы исполнили маленькую музыкальную фразу. А сейчас я предлагаю записать эту фразу на фланелеграфе. Подскажите мне, пожалуйста, как мы с вами обозначим музыкальную фразу. Правильно, одной длинной верти¬кальной чертой. Начало фразы мы обозначим звездочкой, а конец - кружочком. Скажите, где вы услышали остановку, в начале или в конце фразы? Правильно, в конце, на слове - чок. Коротко или долго звучит это слово? Верно, долго. Значит, в конце фразы долгий звук мы запишем - чем? Да - белой полосочкой. А как звучали ложки в начале фразы: стук, стук. Верно - отрывисто - это короткие звуки, и мы их записываем двумя галочками. А теперь давайте все вместе прочитаем, что у нас получилось. Замечательно! Молодцы! А сейчас наступила пора прощаться нам с нашим волшебным лесом. Мы с вами еще не один раз будем приходить сюда: и снежной зимой, и радостной весной, и жарким летом, и золотой осенью. А пока я хочу пожелать лесу:
Будь здоров, волшебный лес
Стой в торжественном наряде.
Много интересных встреч и знаний
Ты нам дал, волшебный лес.
Я желаю вам всего доброго, пусть всегда в вашем сердце находится место для волшебства.
Под музыкальное сопровождение дети выходят из зала.
Венера Шаймарданова
Одной из важнейших особенностей данного занятия является активность детей, то, что они делают всё сами в процессе игры (сначала вместе с педагогом, а по мере запоминания заменяют педагога) . Важно также то, что дети не готовят никакой концертной программы «напоказ» . Важно подвести ребёнка к восприятию музыки , показать ему, как можно взаимодействовать с музыкой . Развитие чувства ритма у ребёнка – важная сторона в воспитании. Ритм в движении, ритм в слове, музыка тоже не существует вне ритма, поэтому логоритмика должна стать неотъемлемой частью занятий . Способствовать выработке качеств и способностей, которые пригодятся в учебном процессе.
Цель : Обеспечение эстетического, интеллектуального, нравственного развития дошкольника. Способствовать выработке качеств и способностей, которые пригодятся в учебном процессе.
Ход ЗАНЯТИЯ:
/Дети под музыку из м/ф «Чучело-Мяучело» заходят в зал/
Педагог : Здравствуйте ребята…
ДЕТИ : Здрав-ствуй-те !
Вместе с солнышком встаём, громко песенки поём.
Доброе утро, добрый день, заниматься нам не лень!
Педагог : Ребята, а солнышко у нас какое?
ДЕТИ : отвечают
Педагог : Правильно! Тёплое, большое, круглое…
Давайте и мы с вами сделаем свой круг, похожий на солнышко.
Песня «Солнышко» («Топ-Хлоп, малыш» )
(дети садятся на корточки)
1. Утром солнышко встаёт выше, выше, выше (встают на носочки, руки поднимают вверх)
Ночью солнышко зайдёт ниже, ниже, ниже (руки опускают)
Хорошо, хорошо, солнышко смеётся (хлопают)
И под солнышком всем весело живётся («топотушки» вокруг себя) /повторить 2 раза/
Педагог : Солнышко проснулось, и мы должны поздороваться.
Чтобы вежливым быть, нужно «Здравствуй » говорить .
И услышишь в ответ : «Привет, привет!»
«Вежливые слова» («АРТТЕРАПИЯ» )
Здравствуйте , ладошки : хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте , сапожки : топ, топ, топ.
Здравствуйте , лягушки : ква, ква, ква.
Здравствуйте , кукушки : ку-ку, ку-ку, ку-ку.
Здравствуй , тонкий каблучок : цок, цок, цок.
И малышка светлячок : с-с-с-с-с-с
Здравствуй , поросёнок : хрю-хрю-хрю.
И маленький телёнок : му-му-му.
Здравствуй , шустрый ветерок : …
Здравствуй , сонная ворона : кар-кар-кар.
Поезд длинный у перрона : ту-ту-ту
Здравствуй , бурная река : (языком «бультыхать» во рту)
В синем небе облака (глиссандо на звук «а» )
Добрый день, ручным часам : тик-так, тик-так, тик-так
Педагог : Ветерок пролетал, и платочки всем раздал (раздать платочки)
Мы платочки возьмём, как ветерок дуть начнём.
Дует, дует ветерок, полетел наш платок.
Педагог : Ветерок полетал, все платочки собрал.
Мы не будем просто так сидеть ,
Мы будем громко «Здравствуй » петь.
Пальчиковая гимнастика «Приветствие»
(соединить пальчики «Звёздочка» )
Педагог : Здравствуй солнце золотое ,
ДЕТИ : Здрав-ствуй-те ! (работают большие пальцы)
Педагог : Здравствуй небо голубое ,
ДЕТИ : Здрав-ствуй-те ! (работают указательные пальцы)
Педагог : Здравствуй вольный ветерок ,
ДЕТИ : Здрав-ствуй-те ! (работают средние пальцы)
Педагог : Здравствуй маленький дубок ,
ДЕТИ : Здрав-ствуй-те ! (работают безымянные пальцы)
Педагог : Мы живём в одном краю, (соединить пальцы в «замочек» )
ДЕТИ : Всех я вас приветствую!
Педагог : Сапоги со шпорами, хвост с узорами.
Как только песенку споёт, сразу солнышко встаёт.
Кто громким кличем «ку-ка-ре-ку!»
Будит солнце по утру?
Главный солнышка дружок…
ДЕТИ : Пе-ту-шок!
Песня «Есть у солнышка дружок »
2. Есть у солнышка друзья, это ты, и мы, и я.
Хорошо, когда друзья, это ты, и мы, и я! /2 раза/
Ребята, давайте вспомним, где Петушок носит гребешок?
Стихотворение с движениями «Где петушок носит гребешок?»
Ну и Петя-петушок!-(дети прижимают ладони к щекам и качают головой)
Удивились хрюшки. (ставят руки на пояс и поднимают плечи)
Почему ты гребешок носишь на макушке?-(вытягивают руки вперёд, прикасаются ладонями к голове)
Говорит петух в ответ :(-встают прямо, приподняв голову и отведя назад прямые руки)
У меня карманов нет(-прижимают ладони к бокам, поднимают вверх указательный палец)
Музыкальная игра «Петя-Петушок» (маска, платочек)
Петя-Петя-Петушок, золочёный гребешок.
Маслена головушка, шёлкова бородушка.
Петя по двору ходил. Платок Петя обронил,
Кто платок возьмёт, тот кричать начнёт :
«Ку-ка-ре-ку! – я быстрее бегу!»
Игра «Собери яйца»
Педагог : Яйца с вами все собрали и на по следок до свидания сказали.
ДЕТИ : До сви-да-ни-я!