Как лучше раскрасить рисунок цветными карандашами. Главный принцип такой - сначала кладём светлый оттенок, потом тёмный и делаем плавный переход с помощью промежуточного цвета

Рисование цветными карандашами во многом схоже с использованием чернографитного карандаша.

Но тут есть несколько специфических особенностей.

1. Обладает прозрачностью цвета.

2. Сложность и тонкость цвета достигается путём наложения нескольких цветов.

3. Необходим опыт рисования простым карандашом.

4. Цветной карандаш плохо стирается ластиком.

Используемые техники так же во многом схожи, давайте рассмотрим их.

1) Тени и тонирование
Создавая тени и тона делайте линейные движения из стороны в сторону. И не забывайте менять давление на карандаш для создания различной насыщенности цветом.

2) Штриховка
Делайте штриховку быстрыми повторяющимися линиями, оставляя небольшие просветы между ними. При перекрестной штриховке накладывайте линии под необходимым углом. Можете использовать разные цвета или штрихование в несколько слоев для придания необходимой структуры.

3) Завитушки
Необходимую поверхность или оттенок также можно создать используя круговые повторяющиеся линии, наносимые как одним, так и несколькими карандашами.

4) Направленные линии
Короткие линии, направленные вдоль контура или по направлению волос (травы, огня), расположенные плотно друг к другу, могут создавать довольно интересные эффекты.

5) Слои
Кладите слои цвета один на другой. Линия, оставляемая цветным карандашом - прозрачна, это поможет достичь нам интересного эффекта.

6) Гравировка
Гравировка — два больших слоя располагаются друг над другом, после чего верхний слой аккуратно прореживается лезвием или булавкой, что бы проступил нижний.

7) Полировка
Полировка создается плотным перекрытием нескольких цветовых слоев, так, что бы не оставалось светлых мест, т.е. поверхность бумаги была полностью заполнена цветом.

Поэкспериментируйте с различными приемами, изучая их суть и добиваясь максимальных результатов.

Для цветного рисунка необходима бумага хорошего качества с достаточно шероховатой поверхностью. Опять таки, поэкспериментируйте с типами бумаги, что бы узнать свойства каждого из них. Так же необходимы качественные карандаши, с ярким, чистым и ровным цветом. Прекрасным образцом таких карандашей является линия STABILO All. С этими карандашами вы будете получать настоящее наслаждение от рисования.

Цветные картины издавна привлекали красочностью и пользовались спросом: ими украшали дома и залы больших помещений несколько веков. Чтобы придать картинам цвет, художники используют краски, карандаши. Рисование цветными карандашами появилось относительно недавно, в конце XIX века, когда был изобретен простой карандаш. Позже его стали совершенствовать, придавать различную толщину, твердость, экспериментировать с красочностью и применять в живописи. В этот период появилась возможность рисования цветными карандашами для начинающих.

Чем привлекает рисование цветными карандашами?

Такой вид творчества набирает большую популярность. С помощью него, талантливые художники воссоздают сложнейшие цветные изображения. Многообразие видов и острие заточенного карандаша позволяют подчеркнуть мельчайшие фрагменты изображения.
Это искусство подвластно любому при наличии элементарного желания творить, вдохновляться, учиться. Да! Именно учиться! В нашей школе художественного искусства мы готовы научить всем тонкостям рисования при помощи цветных карандашей. Необязательно хорошо разбираться в живописи. Главное – наличие желания творить.

Как научится рисовать карандашами, тонкости и особенности?

В ходе обучения мы раскрываем несколько основных вопросов:

1. Кто может рисовать?

Талант к художественному искусству присутствует в каждой личности. Некоторые осознают это сами, и начинают рисовать безо всякой помощи, другим приходится это умение развивать. Это вне зависимости от возраста, расовой и национальной принадлежности. Умеете держать в руках карандаш? Тогда из вас выйдет толк.

2. Чем рисовать?

Мы учимся рисовать цветными карандашами, но какими? Существует огромное многообразие карандашей, которые отличаются по твердости грифеля, толщине стержня, материала из которого изготовлена основа. Существует обозначение, которое определяет степень твердости грифеля: 1Н — самый твердый, 5В — самый мягкий. Данное обозначение указывается на основе карандаша. Часто используются и акварельные карандаши. Как разновидность цветных карандашей стали применять и уголь, мел, сангину.

Перерисовывая с другого изображения, вы можете разочароваться, что у вас получилось совсем не то. Это неумение подбирать правильные тона. Каждый цвет имеет множество оттенков. В случае с карандашами дело обстоит так же. Мы научим вас подбирать правильный вид карандашей.

3. На чем рисовать?

Обычно используют бумагу. Ее, как и тип карандашей, необходимо правильно подобрать. Она может отличаться по плотности, шероховатости, оттенку.
Мы научим подбирать правильные материалы, чтобы на бумаге в итоге отразился желаемый рисунок.

4. Что рисовать?

Основной ошибкой начинающих художников является неправильный подбор изображения. Для легкости запоминания всех правил и тонкостей следует начинать с простого рисунка, содержащего минимум элементов и цветов. Когда рука уже набита, все азы изучены — переходим к сложным задачам.

5. Как рисовать?

Существуют различные техники, принципы рисования и способы нанесения штрихов. Эта часть обучения является сложной и требует дополнительной концентрации и времени.
К популярным техникам рисования относятся:
— нажим. В случае с красками – чем больше набираете на кончик кисти, тем выраженным и интенсивным окажется цвет. С карандашами иначе – чем сильнее нажимаете при нанесении, тем выраженными будут оттенки;
— штрихование позволяет придать определенный эффект работе: движения, объема, направленности;
— наложение слоев и растушевка позволяют создать эффект плавного перехода цветов и тонов.
Особенно сложно рисовать на бумаге изображения с натуры.
Весь процесс нанесения рисунка можно привести к следующей схеме:

1. Определяем, с чего будем перерисовывать: с натуры, по памяти или по выбранному образцу.
2. Выбираем материалы и нужный размер бумаги.
3. Наносим основные контуры, перенося их в точности как в исходнике.
4. Наносим мелкие контуры.
5. Придаем элементам рисунка объем, желаемый цвет и светотень.

6. Когда рисовать?

Многие сегодня восхищаются работами других людей, их трудолюбием, популярностью и не осознают, что если бы они начали вчера, то уже были среди таких людей. Если есть желание, время и цель, можно приступать к обучению немедля. Не стоит бояться, что не получится. Бойтесь не попробовать.

7. Что получится в итоге?

Пройдя курс обучения рисованию цветными карандашами поэтапно для начинающих, вы научитесь создавать свои уникальные изображения и получите основные навыки художника, а мы получим успешного и талантливого студента.

8. Где применить полученные навыки?

Каждый может связать свою дальнейшую жизнь с творчеством. Известны случаи, когда студенты творческих школ становились всемирно известными художниками, арт-дизайнерами, популярными блогерами в социальных сетях по данному направлению.


Почему именно наша студия рисования?

Мы любим и ценим свою работу! Вы получаете удовольствие в процессе рисования, а мы — обучая вас.
Мы работаем по современным проверенным методикам, которые подойдут даже новичкам.
Наши ученики никогда не остаются без результатов.
Присоединяйтесь к нашей команде и исполните сегодня свою мечту!

Орел является хищной птицей с крупным туловищем, сильными лапами, длинными крыльями, острыми когтями, коротким хвостом, массивным клювом и большими глазами с хорошим зрением. Все эти особенности позволяют ему долго парит высоко в небе, рассматривать будущую добычу и легко нападать. Поэтому научиться рисовать орла непременно следует, ведь она достаточно часто встречается на территории Евразии, Африки и Северной Америки.

Необходимые материалы для рисования такой птицы:

Decorys

Сова — ночная птица, которая охотиться именно в это время суток. А все это благодаря большим глазам, которые хорошо видят в темное время. Нарисовать сову будет не сложно. Особенно, если это в мультяшном варианте.

Необходимые материалы:


Decorys

В наше время можно встретить не только обычных лесных ежей, но и домашних. Они внешне очень похожи на своих диких сородичей, но имеют чуть другие особенности, которые помогают им хорошо жить в домашних условиях. Так что давайте научимся рисовать любимого ежика, который имеет иголки на своей спинке, а еще умеет скручиваться в колючий клубок.

Любой рисунок начинается с наброска, где необходимо определить общий размер животного или предмета, а затем переходить к прорисовки больших деталей. Если вы рисуете ежика, то на первом этапе достаточно будет нарисовать большой овал. Постепенно простая геометрическая фигура будет приобретать естественный вид, где будут колючие иголки, короткие лапки и вытянутая мордочка с мелкими чертами.

Необходимые материалы для рисования ежика:


Decorys

Олень – это настоящая гордость леса. Ведь такой «короны» не имеет ни одно животное. Кроме этого, олень очень грациозное млекопитающее. Поэтому его очень сложно нарисовать в динамике. Так что для первого знакомства с ним научимся рисовать милого парнокопытного зверька в простой позе. Строение головы и туловище очень схоже на лошадь, но есть и отличии. Например, изящное и короткое туловище, короткий маленький хвостик, ветвистые шикарные рога и небольшая голова. Все эти черты делают оленя индивидуальностью, которые дают вдохновение, чтобы научиться рисовать.

Необходимые материалы:


Decorys

Можно в любое время года, ведь они очень красивые. Например, как нарисовать ласточку. Основная часть туловища ничем не отличается от других птиц, но вот хвост длинный и имеет разрез посередине. Поэтому он напоминает вилку. Также у этой птички можно заметить и другую особенность – крылья, которые изогнутые, острые и длинные. Цвет ласточки будет на рисунке очень прост. Для ее раскрашивания достаточно будет иметь три цветных карандаша – черного, красного и коричневого цвета. По желанию можно дополнить и другими оттенками.

Необходимые художественные материалы для рисунка ласточки:


Decorys

Дед Мороз и его внучка Снегурочка часто пестрят на открытках и всевозможных елочных украшениях. Однако, есть и другие прекрасные и добрые герои. Например, снеговик. Можно нарисовать снеговика не только в виде трех окружностей, но и составить интересную иллюстрацию. В ней красиво располагаем главного персонажа на этом альбомном листе. «Наряжаем» его в шляпу и шарф. В правую руку помещаем подарок, а в левую – метлу. Дополняем рисунок мелкими элементами и раскрашиваем яркими цветами. Так и получаем рисунок снеговика на Новый год 2018.

Воробей – весьма небольшая птичка, которая не очень сильно выделяется своим окрасом перьев или пением. Однако, это очень распространенная птица в лесу, в парке, во дворах или собственном саду. Поэтому такого мелкого воробья вы наверняка видели.

Научится рисовать воробья

Чтобы научиться рисовать птичку, следует определить его главные черты и обязательно их запечатлеть на бумаге в этапах наброска до нанесения штрихов цветными карандашами. При рисовании не забывайте, что она мелкая на вид, у нее короткий крохотный клюв и небольшие лапки. Кроме правильных пропорций следует отдать должное время раскрашиванию рисунка, чтобы цвет получился естественным, как у настоящей птички. Для этого подберите как можно больше разных оттенков коричневых карандашей. Захватите с собой и черный угольный карандаш, который поможет раскрасить глаз, некоторые фрагменты перьев и придать обводку.

Необходимые материалы:


Карандаши знакомы нам с детства. И относимся мы к ним несерьезно. Однако, посмотрите, какие шедевры рисуют художники.

Цветные карандаши – прекрасный графический материал! Ими легко управлять, а значит, добиваться самых разных эффектов.

Работы цветными карандашами Susie Ruby, Katy Ferreira, Teresa Mallen

Хотите так же?

Тогда следует освоить основные приёмы рисования цветными карандашами. Читайте и упражняйтесь!

7 способов рисования цветными карандашами:

1. Штриховка

Работать карандашом можно по-разному: плотно укладывая рыхлые штрихи друг к другу, чтобы получился ровный выкрас, или делая штрихи острием карандаша, оставляя между ними небольшие промежутки.

И тот, и другой способ хорош, важно – где он применяется.

Выполняйте равномерные движения рукой в одном направлении. Следите за одинаковым расстоянием между штрихами.

Уметь делать разные по светлоте выкрасы – очень важное умение. Еще важнее уметь делать постепенный переход светлоты оттенка.

Изменять оттенок от светлого к тёмному можно, изменяя нажим на карандаш.

Попробуйте заштриховать полоску, сначала едва касаясь поверхности бумаги, а затем всё более и более усиливая нажим на карандаш.

Что нужно уметь, чтобы хорошо штриховать карандашами, смотрите в этой трансляции Перископа:

3. Изменение оттенка

Цветные карандаши дают прозрачные слои штриха. Если их накладывать один на другой, то цвет будет оптически смешиваться. Это используется для изменения оттенка цвета.

Таким образом, даже при малом наборе карандашей можно получить сложные цветовые оттенки за счет наложения одного цвета на другой.

Тот же эффект получится и при более свободном штриховании. Только в этом случае структура пятна будет более воздушной, фактурной.

Чтобы штриховка при этом выглядела эстетичной, делайте ее равномерными движениями с одной силой нажима и направлением.

Два разных цветовых слоя лучше накладывать под острым углом по отношении друг к другу. Впрочем, иногда угол наклона штрихов может быть абсолютно одинаковым.

4. Вливание цвета в цвет

Получится, если совместить 2 приема: светлотную растяжку (пункт 2) и изменение оттенков (пункт 3).

В результате вы добьетесь более разнообразной градации переливов цвета.

Больше интересной и полезной информации о рисовании
от художника Марины Трушниковой

Вы найдете в электронном журнале “Жизнь в Искусстве”.

Получайте номера журнала на свой e-mail!

5. Декоративные приёмы

Поверх больших светлых пятен можно наносить узоры, орнаменты, более мелкие цветовые пятнышки.

При этом главное, что нужно помнить, это закон оптического смешения цветов. Если накладывать друг на друга противоположные цвета: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, синий и оранжевый, то получится серый или грязный оттенок.

6. Приём резервирования белых линий

Этот приём был показан . Кристина использует этот приём, чтобы подписывать работы.
Это очень просто и эффектно.

Возьмите непишущую ручку и нарисуйте ей что-нибудь, продавливая бумагу. Ручка оставляет след – канавку, в которую при дальнейшем штриховании цвет не попадает. Остается белая линия. Этим способом можно создавать тонкие светлые узоры:

Думаю, эта техника вам знакома с детства. Нужно взять предмет с рельефной поверхностью, положить его ПОД лист бумаги, а затем сверху сделать штриховку карандашом там, где лежит предмет.

Штриховка проявит рельеф выпуклой поверхности. Я использовала то, что было под рукой: плоскую расческу и монеты.

Но можно найти и другие поверхности: дерева, камня, кирпичной кладки и прочего. Главное, чтобы лист был не слишком плотным и продавливался при штриховке.

Более подробно о технике фроттажа я говорила в трансляции Перископа:

Мастер-классы

Дорогие друзья! В своей прошлой статье я рассказывала об особенностях работы цветными карандашами, сейчас же пришло время применить этот замечательный художественный материал на практике. В этом поэтапном уроке рисования на примере рисования пионов, мы научимся с вами делать контурный рисунок, узнаем об особенностях работы цветными карандашами, научимся подбирать и смешивать цвета.

Необходимые художественные материалы

✔ Плотный лист А4 формата (я использую ватман, плотностью 200 гр./м); ✔ Линейка, точилка, стирательная резинка; ✔ Простой карандаш HB (мне больше нравится работать автоматическим карандашом); ✔ ; ✔ Набор цветных карандашей Faber-Castell. Для работы над каждым элементом мы будем выбирать 2-3 основных цвета, и несколько цветов, чтобы в финале добавить акценты. Например, чтобы нарисовать листья, нам понадобится три оттенка зелёного: светлый,тёмный и промежуточный. Промежуточный цвет нужен для сглаживания перехода от светлого к тёмному. Я буду использовать следующие цвета карандашей Classic Color Pencils, Faber-Castell: - для лепестков и бутона: 330, 319 и 325, 327 - для листьев: 370, 359 и 357 - для цветовых акцентов: 327, 383, 378, 392 - для тычинок: 309.


Следующий этап работы - это подбор референсов. Если у вас уже есть художественный опыт, то можно рисовать пионы с натуры, но новичкам я бы рекомендовала для начала найти фото в интернете. Так же полезно будет посмотреть, как другие художники изображают цветы. Можно выбрать какую-то одну фотографию и срисовать с неё. Но чтобы рисунок получился интересный и не был точной копией, мы подберём разные фотографии и соберём из этого свою авторскую работу. Не обязательно срисовывать изображение целиком, где-то мы можем подсмотреть красиво загнутый лист или заметить живописный лепесток. Ищите интересные ракурсы и детали.


Шаг 1: Рисуем схематичный набросок пиона карандашом

Начнем рисовать наши пионы карандашом. Берём лист формата А4, с помощью линейки и простого карандаша находим середину листа и чертим вспомогательные линии. Теперь мы точно знаем, где центр нашей будущей композиции. Далее очень схематично намечаем изображение пиона. Я решила нарисовать крупный цветок, с несколькими листьями. Чтобы цветку не было одиноко, добавлю к нему бутон. Такие детали очень важны, за счёт них ваша работа будет смотреться интереснее. Делая набросок, помним, что крупные элементы лучше располагать внизу, а вверху оставить больше воздуха. Именно для этого мы и определяли центр листа.


Шаг 2: Прорабатываем детали пиона карандашом

Итак, схематичный рисунок цветка пиона карандашом у нас есть. Теперь мы понимаем, где и что у нас будет располагаться. Следующим шагом нашего поэтапного урока рисования будет более детальная проработка. Для этого внимательно изучаем референсы или натуру. Прорисовываем лепестки, листья, бутон, намечаем стебли. На карандаш стараемся сильно не нажимать, слишком мягкий карандаш тоже не используем, чтобы не разводить грязь на листе. У нас должен получится довольно детальный, но лёгкий эскиз.


Шаг 3: Обводим карандашный набросок пиона линером

Теперь приступим к работе линерами, чтобы получился красивый законченный контурный рисунок. Для начала возьмём линер толщиной 0,3 мм. Не спеша, очень аккуратно обводим наш эскиз по контуру. Стараемся, чтобы линия была ровная. В итоге у нашего рисунка появится чёткий, законченный контур.


Шаг 4: Рисуем детали цветка пиона линером

Нашему рисунку не хватает живости, поэтому сейчас будем добавлять детали. Берём линер толщиной 0,2 мм. Если вы пока не очень уверенны в своих силах, то предварительно можно прорисовать мелкие детали карандашом. Рисуем тычинки нашему цветку. Добавляем прожилки листьям, чтоб рисунок выглядел ещё более интересным. Добавляем немного штрихов на листья и лепестки. Когда всё нарисовали, берём ластик и стираем весь карандаш.


Шаг 5: Закрашиваем лепестки пиона цветными карандашами

Главный принцип такой - сначала кладём светлый оттенок, потом тёмный и делаем плавный переход с помощью промежуточного цвета.

Ксения Осколкова

Теперь мы узнаем, как нарисовать цветок пион цветными карандашами. Начнем с рисования лепестков пиона. На примере одного лепестка я покажу вам, как работать цветными карандашами. Главный принцип такой - сначала кладём светлый оттенок, потом тёмный и делаем плавный переход с помощью промежуточного цвета. Берём самый светлый оттенок, который вы выбрали для раскрашивания лепестков, у меня это карандаш 330. Аккуратно закрашиваем большую часть лепестка, при этом регулируем нажим грифеля. Вверху цвет можем положить плотнее, к низу нажим грифеля стараемся ослабить, за счёт чего цвет ляжет чуть бледнее. Далее берём оттенок, который выбрали для тёмных участков. Берём карандаш 319 и закрашиваем тёмный участок. Не боимся, что один цвет накладывается на другой, так и должно быть. Граница между цветами пока будет жёсткой. Чтобы смягчить границу, снова берём светлый оттенок номер 330, и прокладываем несколько слоёв поверх всего лепестка. Работаем аккуратно, нажим стараемся делать не очень сильный. Наш первый лепесточек готов. Как видите, ничего сложного нет, просто нужно запастись терпением! Руководствуясь тем же принципом, закрашиваем все оставшиеся лепестки, за исключением внутренних, их мы сделаем темнее.


Шаг 6: Рисуем внутренние лепестки пиона цветными карандашами

Теперь в ходе нашего поэтапного урока рисования мы будем рисовать внутренние лепестки цветка пиона. Берём карандаш 319, которым рисовали тёмные места на лепестках. Закрашиваем этим цветом внутреннюю часть лепестка. Далее берём самый тёмный оттенок 327 и прокрашиваем им низ нашего лепесточка. Не забываем, что в самом низу нажим грифеля делаем больше, чем выше поднимаемся, тем нажим грифеля слабее. Чтобы выровнять цвет, берём самый светлый оттенок 330 и прокрашиваем весь лепесток. По такому же принципу работаем со всеми остальными внутренними лепестками.


Шаг 7: Рисуем листья пиона цветными карандашами

С листьями будем действовать немного по-другому. Сначала положим основной цвет, затем выделим светлые и тёмные участки и сделаем плавный переход.

Ксения Осколкова

Теперь пора нарисовать листьями нашего пиона. С листьями будем действовать немного по-другому. Сначала положим основной цвет, затем выделим светлые и тёмные участки и сделаем плавный переход. Листья я решила делать насыщенного травянистого цвета. Поэтому основным оттенком у меня будет 359. Вы берёте тот цвет, который выбрали как основной. Им прокрашиваем всю поверхность нашего листика. Далее берём светлый оттенок, у меня это 370, им прокрашиваем светлые участки листа. Самым тёмным оттенком прорабатываем тёмные места листа, я использую 357. Видим, что граница получилась довольная чёткая, теперь нам нужно её смягчить, сделать плавный переход. Возвращаемся к основному оттенку, напомню, что у меня это 359, и уже в привычной нам манере, наносим этот цвет по всей поверхности листа. Делаем несколько слоёв, чтобы хорошо сгладить цветовые переходы. Наш красивый листочек готов! В такой же манере закрашиваем остальные листики у пиона.


Шаг 8: Рисуем тычинки и бутон пиона цветными карандашами

Продолжаем детализировать наш пион. Берём жёлтый цвет, я беру 309, и закрашиваем тычинки. Наш цветочек всё больше и больше преображается. Теперь по тем же принципам, которые я описывала выше, прорисовываем бутон у нашего пиона. Берём самый светлый оттенок 330 и закрашиваем им большую часть лепестка. Далее карандашом 319 закрашиваем тёмный участок лепестка около листьев. Светлым оттенком 330 смягчаем границу между цветами. Также поступаем и с листьями. Прокрашиваем всю поверхность листиков карандашом 359. Светлые участки листьев рисуем оттенком 357. Чтобы сделать мягкий переход между цветами возвращаемся к основному оттенку 359. Наносим этот цвет по всей поверхности листа. Наш бутон готов!