Хороший пример комплексного анализа произведения. Комплексный анализ прозаических и лирических произведений

Горяинова Н.В.,

учитель русского языка и литературы

гимназии №1 г. Брянска

В последнее время на олимпиадах по литературе школьникам предлагается проанализировать художественный текст (поэтический или прозаический). Мы предлагаем свой вариант работы над комплексным анализом текста, который вполне успешно апробирован при подготовке учащихся гимназии №1 к разным этапам Всероссийской олимпиады школьников.

Традиционно работа с художественным текстом включает 3 этапа: эмоциональное восприятие и формирование первичной концепции исследования; анализ фактического материала и подтверждение/опровержение теории; синтез текста.


  1. Эмоциональное восприятие. Этот этап донаучный. Необходимо определить следующие элементы: особенности художественного мира автора, особенности собственного художественного мира (как проблема, поднятая автором, решается в собственном сознании). Самое главное на этом этапе – описать резонанс, в который приходит восприятие после прочтения текста. Важно не просто «поймать» настроение, созданное текстом, а найти точки преломления, несовпадения мнений и аргументировать их выделение с помощью описания авторской и собственной картины мира. Итогом этого этапа является создание первичной концепции исследования: в чем особенность художественного мира автора, как эта специфика отражается в тексте, в чем особенность его восприятия.

  2. Анализ фактического материала. Этот этап подразумевает кропотливую объективную работу с текстом, анализ языковых единиц на различных уровнях. Важно объективно изучить представленный текстовый материал, не обращая внимания на изначально поставленные цели. Конечным этапом этой работы является подтверждение или опровержение собственной теории, ее трансформация или поиск новой.

  3. Синтез «текста о тексте». На этом этапе необходимо объединить данные, полученные в ходе работы над эмоциональной и фактической составляющими текста. Схемы создания этого текста нет и быть не может !!! Это легко объясняется самой спецификой объекта исследования. Важно выделить общую концепцию исследования и согласно ей выстраивать доказательный материал. Эмоциональность и излишняя «художественность» недопустимы. Комплексный анализ текста подразумевает совмещение исследовательского и творческого начал. При этом творческая, эмоциональная составляющая подразумевает превращение самого себя в некое подобие подопытного кролика, т.е. изучение тонкостей собственных ощущений при восприятии текста.
Ход анализа на втором этапе

  1. Содер жание (что?)

  • Тема

  • Проблема

  • Идейный блок

  1. Форма (как?)

  • Сюжет

  • Конфликт

  • Композиция

  • Образная система

  • Жанровая специфика

  • Хронотоп

  • Лексика

  • Морфология

  • Синтаксис

  • Фонетика ПОЧЕМУ??????

  • Особенности художественной речи

  • Особенности стихосложения (для поэзии)

  1. Дополнительный текст

  • Заголовочный комплекс

  • Дата, место написания

  • Авторские примечания и пояснения

  • Афиша, ремарки, мизансцена (в драме)
ТЕМАТИКА: вечная, конкретно-историческая, национальная, литературная

ПРОБЛЕМАТИКА: мифологическая, культурно-бытовая (социокультурная), национальная, идейно-нравственная (романная), философская.

ИДЕЙНЫЙ БЛОК: художественная идея, система авторских оценок, авторское представление об идеале, пафос(героический, драматический, трагический, комический, сатирический, юмористический, пафос сентиментальности, романтический)

СЮЖЕТ: динамический / адинамический (по интенсивности развития событий); хроникальный / концентрический (по внутренней связи событий); сюжетные элементы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка); внесюжетные элементы (пролог, эпилог, вставные эпизоды, лирические отступления).

КОНФЛИКТ: локальный / субстанциальный (по месту концентрации); человек-человек / человек-группа лиц / человек-общество / внутренний (на уровне участников).

КОМПОЗИЦИЯ: внешняя (деление на главы, части, действия, явления, строфы), внутренняя (последовательность событий, деление персонажей, особенность художественной речи), основные композиционные приемы (повтор, противопоставление, усиление, «зеркальная» композиция, монтаж)

ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА: свойства художественного мира (жизнеподобие, фантастичность, сюжетность, описательность, психологизм и т.д.); система образов (герой, пейзаж, интерьер, деталь); типология образов по степени обобщенности (индивидуальные, типические, символы, образы-мотивы, образы-архетипы)

Пути анализа героя : портрет, характеристика другими персонажами, авторская характеристика, пейзаж, интерьер, художественная деталь, социальная среда, речевая характеристика, воспоминания, сны, письма и т.д.

Функции пейзажа и интерьера: обозначение времени и места действия, создание образа героя, форма присутствия автора, влияние на ход событий, обозначение исторической эпохи, провидческая

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА: литературное течение, родовые и жанровые особенности текста.

ХРОНОТОП: свойства художественного времени (конкретность / абстрактность; интенсивность / неинтенсивность; дискретность (прерывность); свободное перемещение образов во времени); свойства художественного пространства (конкретность / абстрактность, насыщенность / ненасыщенность деталями, дискретность, свободное перемещение образов в пространстве).

ЛЕКСИКА: синонимы, антонимы, стилистически окрашенная лексика, устаревшие слова, неологизмы, старославянизмы, заимствования, диалектизмы, лексические средства художественной выразительности (эпитет, метафора, метонимия, сравнение, оксюморон, перифраз, символика, гипербола и т.д.)

МОРФОЛОГИЯ: накопление слов одной части речи, имеющих сходные свойства

СИНТАКСИС: характер пунктуации, структура предложений, синтаксические фигуры (риторические вопрос, обращение, восклицание; пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, параллелизм, умолчание, парцелляция, многосоюзие, бессоюзие и т.д.)

ФОНЕТИКА: ассонанс, аллитерация

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ: монологизм, диалог, повествование от первого или третьего лица

ОСОБЕННОСТИ СТИХОСЛОЖЕНИЯ: стихотворный размер, тип рифмы, способ рифмовки, особенности строфики.

В ходе наблюдения над спецификой текста необходимо проанализировать все его составляющие для объективного вывода. При описании этих наблюдений невозможно обойтись без цитатного материала в качестве доказательств. Что касается историко-культурного и биографического блоков, то целесообразно отвести им место вспомогательных сведений. Языковой анализ текста в любом случае приведет к пониманию языковой картины мира автора, свойственной для той или иной эпохи или культуры. Таким образом, знания по биографии или истории помогут констатировать наблюдения. В ходе анализа исследователь должен обращать внимание в первую очередь на языковую личность автора и особенности восприятия читателя. Нельзя отметать ассоциативный ряд, поскольку он является одним из компонентов системы понимания текста.

Поэтический язык строится на внутреннем противопоставлении обычного видения мира необычному, раскрывающему индивидуальную сущность предмета, поэтому одним из важнейших поэтических приемов становится метафора. В ней противопоставлена объективная действительность, не зависимая от человека, и созданный авторский мир, основанный не только на разрушении основных понятий, но и на обнаружении неожиданного сходства между ними. Поэтому очень важно анализ текста строить именно на анализе метафорической основы стихотворения. Именно метафора позволяет найти точки соприкосновения авторского мировосприятия с читательским.

При подготовке к олимпиаде необходимо не только самим анализировать текст, но и обращаться к работам участников. Важно научить школьников видеть сильные и слабые стороны подобных разборов. Учитель, имея различные варианты творческих работ, может предложить готовящимся к олимпиаде систему вопросов и заданий, помогающих увидеть их сильные и слабые стороны.

В качестве примера мы предлагаем работу участника муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников, ученицы 11 класса гимназии №1 г. Брянска Борисовой Виктории. Данный анализ не является совершенным, он был оценен 42 баллами из 50, однако в нем есть интересные наблюдения. Эту работу можно использовать в учебных целях, отметив ее сильные и слабые стороны.

Сравнительный анализ стихотворений М. Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи…» и Н. Гумилева «Война»

М. Цветаева

Белое солнце и низкие, низкие тучи,


Вдоль огородов - за белой стеною - погост.
И на песке вереницы соломенных чучел
Под перекладинами в человеческий рост.

И, перевесившись через заборные колья,


Вижу: дороги, деревья, солдаты вразброд.
Старая баба - посыпанный крупною солью
Черный ломоть у калитки жует и жует...

Чем прогневили тебя эти серые хаты,


Господи! - и для чего стольким простреливать грудь?
Поезд прошел и завыл, и завыли солдаты,
И запылил, запылил отступающий путь...

Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше,


Чем этот жалобный, жалостный, каторжный вой
О чернобровых красавицах.- Ох, и поют же
Нынче солдаты! О господи боже ты мой!

Н. Гумилев

ВОЙНА

М. М. Чичагову
Как собака на цепи тяжелой,

Тявкает за лесом пулемет,

И жужжат шрапнели, словно пчелы,

Собирая ярко-красный мед.


А «ура» вдали - как будто пенье

Трудный день окончивших жнецов.

Скажешь: это - мирное селенье

В самый благостный из вечеров.


И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Серафимы, ясны и крылаты,

За плечами воинов видны.


Тружеников, медленно идущих,

На полях, омоченных в крови,

Подвиг сеющих и славу жнущих,

Ныне, Господи, благослови.


Как у тех, что гнутся над сохою,

Как у тех, что молят и скорбят,

Их сердца горят перед Тобою,

Восковыми свечками горят.


Но тому, о Господи, и силы

И победы царский час даруй,

Кто поверженному скажет: «Милый,

Вот, прими мой братский поцелуй!»

Война… Она всегда оставалась войной: жестокой и трагичной. О войне писали много, бесконечно много: мы знаем произведения, посвященные как древним войнам, так и войнам Новейшей истории. В них есть и горечь поражений, и радость побед… Произведения о войне – дань памяти жестоким событиям, людям, спасавшим судьбы миллионов других людей… И пускай форма произведений различна, цель ведь у них одна! Одним из древнейших памятников литературы, посвященных войне является «Илиада» Гомера. Конечно же, было еще немало значимых войн, о которых писались произведения, но для русского народа важна была Отечественная война 1812 года. Эта война была описана во всемирно известном романе – эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Следующая значимая для человечества война началась в 1914 году – это была Первая мировая война. Намного позже ее начала об ужасах этой жестокой войны напишет Эрих Мария Ремарк в из лучших своих произведениях – «На Западном фронте без перемен» и «Три товарища». Преступным было бы умолчать о том, что не только западные писатели посвящали свои произведения этой катастрофе начала XX века, но, конечно же, и русские поэты и прозаики писали об этом.

Как вы считаете, насколько удачно или неудачно такое вступление для сравнительного анализа предложенных стихотворений? Что кажется вам лишним? На что стоило бы сделать акцент? Предложите свой вариант вступления.

Несомненно, в душах современников – поэтов эта война оставила глубокий шрам. И стихотворение Марины Цветаевой «Белое солнце и низкие, низкие тучи» пронизано душевной болью.

Это стихотворение М. Цветаевой посвящено войне, войне жестокой и бесчеловечной. Лирическая героиня изливает свою душевную боль: она видит все ужасы войны, она осознает их, но понять, зачем и почему эти события происходят, она не может. И этот вопрос «зачем?», «почему?» и является основной идеей стихотворения – героиня пытается найти ответ на этот вопрос, но ответить на него никто не сможет. Лирическая героиня, обладая тонко чувствующей и израненной душой, замечает мельчайшие детали. Именно эта черта позволяет нам представить себе ее, ведь других черт, а также портрета ее в целом в стихотворении нам не дано вовсе, а значит, внутренний мир лирической героини говорит нам о том, что на данный момент ей важно было постигнуть суть вещей, и она не смотрела на внешние признаки. Так же мы можем сказать о героине то, что она искренне любит те места, где ей приходилось видеть эти ужасные события, искренне переживает боль своего народа. Иначе зачем бы она воскликнула: «Чем прогневили тебя эти серые хаты, Господи! – и для чего стольким простреливать грудь?». Лирическая героиня искренне сопереживает солдатам, она чувствует их настроения и сама проникается ими: «Нет, умереть! Никогда не родиться бы лучше…!»

Какой вам видится лирическая героиня этого стихотворения? Совпа дает ли ваше представление о ней с мнением автора работы? Обратите внимание на дату написания стихотворения, почему автор точно обозначил день, месяц и год?

Но природа, описанная в стихотворении, вовсе не сочувствует солдатам: «Белое солнце и низкие, низкие тучи...». Солнце – белое, ослепительное, раскаленное; низкие тучи, не предвещающие хорошей погоды– тревожный пейзаж; пыльная дорога, «серые хаты» - и они ничем не радуют глаз. Героиня, которая смотрит на этих солдат, тоже видит унылый пейзаж: «на песке вереницы соломенных чучел», «… дороги, деревья…». Эти все детали обличают безрадостную жизнь. Эту унылую картину может дополнить образ старой бабы, жующей «черный ломоть, посыпанный крупною солью». Это говорит не столько о бедности народа, о голоде во время войны, сколько о состоянии отупения, беспросветного горя русской крестьянки.

Дайте свою трактовку представленного в стихотворении пейзажа? Какие интересные наблюдения вы увидели у автора работы? Дополните анализ разбором деталей, например, как вы пони маете «на песке вереницы соломенных чучел» - что это? Вспомните стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», посвященное Великой Отечественной войне, нет ли в нем сходной картины?

Звуковой фон, слышимый героиней, не может добавить радостных нот в ее настроение – она слышит вой: вой паровоза, «жалобный, жалостный, каторжный вой» - это песни солдат, они тоже безрадостны. Лирическая героиня видит только страдания, и это зрелище ее вновь и вновь возвращают к вопросу «Почему это происходит?»

С помощью какого приема создается звуковой фон? Почему песни солдат о чернобровых красавицах кажутся лирической героине воем каторжников?

Течение символизма оказало огромное влияние на всех поэтов серебряного века, и на Марину Цветаеву в том числе. В ее стихотворении присутствует огромное количество деталей – символов: соломенные чучела вместо людей; белое солнце и белая стена, ярко контрастирующие с пейзажем - дорогами, деревьями, черным хлебом, черным поездом. Сама по себе белая стена – символ разделения мира лирической героини и внешнего мира, хотя эти миры между собой все же сообщаются.

Выскажите свое отношение к приведенным наблюдениям ученицы. Согласны ли вы с ними? Попробуйте дать свою трактовку приведенных образов.

Структурно стихотворение разделено на строфы по 4 строки в каждой, по смыслу равные между собой, но лексически не связанные: первая строфа «Белое солнце…», вторая строфа «И, перевесившись через забор…», третья строфа «Чем прогневали тебя эти серые хаты…» и четвертая строфа «Нет, умереть…».

Какие выводы можно сделать о композиции стихотворения?

В произведение М. Цветаевой много эмоционального синтаксиса: есть и повторы «… жует и жует…», «и запылил, запылил отступающий путь…»; присутствуют и восклицания, говорящие нам о неравнодушии героини: «Нет, умереть!..// Ох и поют же// Нынче солдаты! О Господи Боже ты мой!». В стихотворении есть и риторический вопрос, подчеркивающий отчаяние героини от невозможности помочь людям: «… и зачем стольким простреливать грудь?»

Можно ли говорить о типично сти подобного синтаксиса для стиля М. Цветаевой? Попытайтесь привести примеры.

Фонетически стихотворение насыщено: звукописи, и прямой и косвенной, очень много: это и вой поезда, и жалобная солдатская песня, и глухота в пейзаже. Колористика стихотворения строится на контрасте: белое солнце и черный ломоть хлеба, белая стена и черный поезд. Вся цветопись стихотворения прямая.

Можно говорить о том, что основными средствами художественной выразительности в данном стихотворении являются эмоциональный синтаксис и фонетика.

Размер, которым написано стихотворение М. Цветаевой - дактиль. Рифма перекрестная, женская.

Есть ли в стихотворении перебивы ритма? Приведите пример. Что дает этот прием в плане передачи эмоций?

Таким образом, в стихотворении М. Цветаевой представлен женский взгляд на трагедию войны. Война – это неоправданные жертвы, это грязь и голод, это бесконечная тоска. Все средства художественной выразительности стихотворения работают на воплощение бесчеловечности войны. М. Цветаева выразила не только собственные чувства (вспомним, что ее муж, Сергей Эфрон без вести пропал во время Первой мировой войны), но и переживания всех женщин без различия интеллектуального, имущественного, классового положения.

Насколько глубок, по-вашему, вывод? Предложите свой в ариант вывода по стихотворению М. Цветаевой. Вспомните высказывание Л. Толстого в романе «Война и мир»: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…». Перекликается ли смысл стихотворения М. Цветаевой с толстовской оценкой войны?

Стихотворение Николая Гумилева, написанное двумя годами ранее стихотворения М. Цветаевой, пронизано другими настроениями. Возможно, это объяснимо годом написания стихотворения – 1914, когда Первая мировая война только началась и в сердцах людей жила надежда на скорейшее ее окончание, поскольку успехи русской армии были очевидны. Кроме того, весьма велика была вера в святость дела войны:

И воистину светло и свято

Дело величавое войны.

Дополните данное вступление фактами из биографии поэта и характер истикой его лирического героя как такового.

Темой стихотворения Николая Гумилева тоже является война, но, в отличие от стихотворения Цветаевой, здесь идеей произведения является необходимость милосердия к поверженному врагу: «Милый, Вот прими мой братский поцелуй!»

О лирическом герое данного произведения мы тоже знаем только отдельные факты: он глубоко верующий человек, переживает вместе со своим народом, неравнодушен к судьбе человечества в целом. Эти черты объединяют лирического героя Н. Гумилева и лирическую героиню М. Цветаевой.

Продолжите размышления о сходстве и различии лирических героев стихотворений.

Как и в стихотворении М. Цветаевой, у Гумилева встречается пейзаж, однако он носит скорее метафорический характер, нельзя его рассматривать в прямом значении: описываются «поля, омоченные в крови». Этот пейзаж навевает мысли о жестокости войны.

В каких еще произведениях русской литературы встречаются подобные пейзажи?

Тесно связан с пейзажем стихотворения портрет народа- «труженика»: «Как у тех, что гнутся над сохою…». Эти черты весьма общие, они не могут точно сказать, что чувствовал и переживал народ в начале Первой Мировой войны, ведь неслучайно воинов часто сравнивают с пахарями.

Попробуйте продолжить начатое в работе рассуждение о сравнении вои нов с тружениками-земледельцами. Что означает слово «оратай»? Подберите однокоренные слова. Вспомните русские народные былины, древнерусское произведение «Слово о полку Игореве». Можно ли говорить, что в изображении войны Гумилев опирается на традиции фольклора и древнерусской литературы?

Н. Гумилев, являясь акмеистом, акцентировал внимание на реальных деталях, создающих в целом основу произведения. Это такие детали, как «лай» пулемета или пчелы, собирающие «ярко-красный мед», это серафимы за плечами воинов, символизирующие праведность и важность этой войны, это «поля, омоченные в крови», это свечки как сердца народа перед Богом, символизирующие искреннюю веру. В целом, если говорить о значении деталей в произведении, можно сказать что «Война» Н. Гумилева отображает направление в творчестве автора.

Дайте более подробную характеристику деталей. Подумайте, почему Гумилев, говоря о войне, приводит детали из мирной жизни?

Автор разделил свое стихотворение на строфы, синтаксически и по смыслу связанные между собой. Это является одним из основных отличий произведения Н. Гумилева от произведений М. Цветаевой. Каждая строфа представляет собой четверостишие, последовательно связанное с предыдущим.

Проследите эту связь.

Синтаксически каждая их строф представляет собой сложное предложение, дополняющееся новыми деталями в следующем четверостишии. Эмоциональный синтаксис практически отсутствует. Только в абсолютном конце произведения есть восклицание, делающее логический акцент на заключительной строфе.

Фонетический прием – звукопись - представлен в двух категориях: звуки войны - пулемет, жужжание шрапнели - и звуки мирной жизни – песня жнецов в вечерний час. Они сливаются друг с другом, что подчеркивает будничность, прозаичность войны. В этом отношении стихотворения двух авторов сходны, так как в поэты серебряного века широко использовали фонетические приемы, добиваясь усиления эмоционального воздействия на читателей.

Все произведение Николая Гумилева построено целиком на сравнениях: «Как собака на цепи тяжелой…», «…шрапнели, словно пчелы…». «Ура» как будто пенье…», «Как у тех, что гнутся над сохою…». Эти сравнения создают эффект обыденности войны, лишают ее романтической окраски. В этом отношении изображение войны Гумилевым близко к изображению войны М. Цветаевой.

Одна из ярчайших метафор – «И жужжат шрапнели, словно пчелы,/

Собирая ярко-красный мед». Ярко-красный мед – это кровь (единственное цветовое обозначение во всем стихотворении). Этот образ повторяется в стихотворении еще раз: «…на полях, омоченных в крови», тем самым подчеркивается трагизм и бесчеловечность происходящего.

Размер, которым написано данное произведение – дольник, т.е. тонический стих, что приближает стихотворение к произведению УНТ, например, песне. Рифма чередующаяся – женская и мужская, рифмовка перекрестная, что создает богатый ритмический рисунок.

Дополните анализ поэтики стихотворения Н. Гумилева.

Эти два произведения поэтов – современников, посвящены одной теме, но они различны по идее и содержанию, т.к. восприятие такого события, как Первая мировая война, у каждого поэта было различным и осознание субъективным. Если М. Цветаева предлагает взгляд на события войны со стороны (она с теми, кто стоит за плетнем), то Н. Гумилев видит все происходящее изнутри (он сам воин и находится вместе с такими же русскими солдатами). Поэтому разница в изображении войны между произведениями Н. Гумилева и М. Цветаевой весьма ощутима.

Учитывая всю предыдущую работу, напишите собственный сравнительный анализ стихотворений Н. Гумилева и М. Цветаевой.

рекомендуется наряду с чтением художественной литературы как ведущая форма самостоятельной работы студентов; является основой для работы на практических занятиях, подготовки докладов, рефератов и письменных работ всех видов.

Комплексный анализ художественного текста направлен на постижение авторского замысла: на комментирование непосредственно воспринимаемых пластов текста и выявление его имплицитных (скрытых) смыслов, на установление внутренних связей, перекличек между его составляющими, на формирование у студентов особого отношения к исследуемому художественному произведению – как к «единому, динамически развивающемуся и вместе с тем внутренне завершенному миру» 4 .

Комплексный (филологический) анализ художественного текста осуществляется с учетом непосредственного читательского восприятия и опирается на методики литературоведческого, лингвистического и лингвостилистического анализа – что позволяет преодолеть субъективизм и импрессионистичность первоначальных выводов и наблюдений над текстом.

    Литературоведческий анализ предполагает выявление жанровой природы и проблематики текста, его системы образов и характера композиции произведения;

    Лингвистический и лингвостилистический анализ рассматривает языковые элементы, образующие текст, а также феномен соединения языковых элементов в единый художественный образ, т.е. изучает то, «как образный строй выражается в художественной речевой системе произведения» 5 .

Работа по осуществлению комплексного (филологического) анализа предполагает «челночный» (Л.Ю. Максимов) характер исследования: постоянные переходы от содержания к форме и обратно, постоянное фиксирование разнонаправленных связей между различными аспектами содержания и различными аспектами формы. По этой причине предлагаемый план анализа носит исключительно схематический, предварительный характер и подразумевает многократное обращение к каждому пункту работы.

Основные пункты комплексного анализа литературного произведения:

Жанровая принадлежность текста («как некий канон произведения, определяющий ожидания читателя и особенности формы текста») 6 .

Предмет изображения («тема произведения» в узком понимании термина, круг явлений и событий, образующих жизненную основу произведения).

Предмет художественного постижения («тема произведения» в широком понимании термина, «все то, что стало предметом авторского интереса, осмысления и оценки» 7).

При работе с этим пунктом следует помнить, что тематика подлинно художественных произведений многопланова, как правило, не исчерпывается какой-то одной позицией.

В.Е. Хализев называет в этой связи следующие возможные аспекты тематики:

1. Т.н. вечные темы – моменты, явно или подспудно присутствующие в произведениях всех стран, эпох, эстетических систем. К кругу вечных тем относятся:

Онтологические универсалии – представления о неких вселенских и природных началах, свойствах и состояниях Бытия, мироздания (хаос и космос, движение и неподвижность, жизнь и смерть и т.п.);

Антропологические универсалии – представления о фундаментальных свойствах и состояниях человека и человеческого мира, а именно:

    о духовных началах человеческого бытия (гордыня и смирение, склонность к созиданию либо разрушению, отчужденность и причастность и т.д.);

    о душевных и телесных устремленностях человека (любовное влечение, жажда власти, тяга к материальным благам и т.д.);

    о чертах сознания и бессознательного, определяемого в людях их полом (мужественность и женственность);

    о возрастных периодах человеческой жизни (феномен детства, старости и под.);

    об исторически устойчивых формах существования людей (труд и досуг, будни и праздники, мирная жизнь и периоды социальных потрясений, жизнь в доме и на чужбине и т.д.)

2. Темы, определяемые спецификой конкретно-исторического момента (т.е. специфика различных менталитетов и культурных традиций, особенности бытового уклада народностей, явления исторического времени и современности).

3. Темы, определяемые феноменом присутствия автора в тексте (к этому аспекту тематики относятся: воссоздание автором собственной его личности и судьбы в тексте художественного произведения, осмысление им собственного присутствия в мире, конкретно-исторической реальности и отношений с ними). 8

Определите соотношение возможных аспектов тематики в анализируемом тексте (какие из тем наиболее важны для автора, каким уделено меньше внимания?), прокомментируйте расстановку смысловых акцентов в произведении.

Направление художественного постижения (проблематика произведения: какие вопросы ставит автор в связи с интересующими его темами?).

Специфика конфликта произведения : Какие составляющие художественного мира находятся в противостоянии? «Внешний» / «внутренний»; единичный / множественный характер имеет конфликт, меняется ли его качество по мере развития сюжета? Каким образом проявляется конфликт (в сюжетных столкновениях / противостояниях характеров, жизненных позиций / внесюжетно: в композиционном контрасте, стилистической антитезе)? Какова структура сюжета произведения в его соотнесенности с конфликтом (завязка, кульминация развязка)? Каков характер разрешения конфликта и тип ожидаемой читательской реакции на развязку?

М.Н. Эпштейн отмечает в этой связи следующие варианты:

    «примирение и ли крушение противоборствующих сил, заставляющее читателя возвыситься над их односторонностью (развязка-катарсис);

    победа одной из сил, заставляющая уверовать в ее правоту и жизнеспособность («тенденциозная» или «ангажирующая» развязка»);

    невозможность примирения или победы, оставляющая силы во взаимном обособлении и выносящая конфликт за пределы произведения – в жизнь, ставящая вопрос о возможном исходе конфликта перед самим читателем (проблемная развязка)» 9 .

Каково отношение автора к различным сторонам конфликта и характеру его разрешения? Каким образом конфликт определяет эстетическое содержание произведения, его пафос (трагический, комический, героический, сатирический, идиллический)?

Важно : при работе с данным пунктом анализа художественного произведения обратите особое внимание на родовую принадлежность текста (термин “Конфликт” безусловно применяется к эпическому и драматическому родам литературы, лирические же произведения могут в отдельных случаях характеризоваться ослабленным или даже отсутствующим конфликтом), а также на отнесенность его к культурно-исторической эпохе, эстетической системе (произведения, объединенные по этим признакам, обладают известным сходством конфликтов, путей их разрешения и авторских интенций в этой связи).

Сюжет произведения:

Источник сюжета художественного произведения (традиционный / с опорой на автобиографические или иные события / индивидуальный авторский вымысел); тип сюжета (концентрический / хроникальный / многолинейный). Сюжет как основная область реализации характеров персонажей произведения: сюжет и фабула произведения, их соотношение, структурные части сюжета (завязка, кульминация, развязка) и фабулы (пролог, обрамляющий сюжет, перипетии, эпилог); внутреннее членение фабулы как отражение динамики жизненных обстоятельств / внутренней жизни героя. Сюжет как основная форма выражения конфликта ; внутрисюжетные (локальные и преходящие, разрешимые) конфликты и устойчивые (неразрешимые) конфликтные состояния 10 .

Важно : при работе с данным пунктом анализа обратите особое внимание на родовую принадлежность произведения: в лирике роль сюжета может быть ослаблена.

Временная и пространственная организация текста:

Важно : данный пункт не предполагает анализа характера изображенной эпохи (основных ее составляющих, влияния ее на жизнь человека, социальных групп и т.д.), а также смысловой нагрузки деталей предметной среды (как начала, характеризующего персонажей, эпоху и т.п.). Он посвящен анализу приемов , позволяющих автору конструировать художественный мир произведения как в большей или меньшей степени жизнеподобный, доступный для восприятия читателя, – т.е. обладающий временными и пространственными характеристиками.

Художественное пространство произведения : количество пространственных сфер, выразитель каждой из них (с чьей точки зрения изображена та или иная пространственная сфера?), в случае сосуществования нескольких пространственных сфер в рамках одного произведения – тип их взаимодействия (изолированы / не изолированы они друг от друга, кто из персонажей и каким образом осуществляет контакт между ними?) и характер их взаимоотношений в произведении (сближение, противопоставление и т.п.). Элементы, создающие образ пространства (или нескольких пространств), характер соединения элементов между собой (мозаичная / целостная картина мира; открытое / замкнутое пространство; расширяющееся / сужающееся по отношению к персонажу), степень жизнеподобности / условности художественного пространства;

Художественное время произведения : «календарное» время текста; его одномерность / многомерность;

(одномерность времени – феномен, при котором время изображаемых событий и время рассказывания о них, восприятия их равны или близки друг другу, он имеет место, например, в некоторых лирических стихотворениях, структурных частях драматических произведений; более распространенный случай – многомерное художественное время: период, о котором рассказывается в произведении, не равен времени рассказывания, восприятия).

В случае многомерности художественного времени: варианты, приемы временных смещений (сокращение изображаемого времени : информативные «пропуски», выделение крупным планам центральных событий в ущерб созданию полной картины и т.п.; растяжение изображаемого времени : описание одновременных событий, сопоставление событий, повышение художественной образности при изображении событий); линейный (последовательный) / нелинейный характер изображения событий, членение художественного текста на периоды и характер связи между ними (причинно-следственный, линейный, ассоциативный), скорость течения времени в каждом из периодов.

Образный строй произведения:

    Система персонажей произведения: центральные персонажи и персонажи второго плана; персонажи-индивидуальности и коллективные персонажи. Персонажи в художественном мире произведения (смысловая нагрузка образов литературных героев, их точка зрения на действительность, самих себя и других персонажей; разновидности художественных функций литературных персонажей: персонажи-двойники, персонажи-антагонисты, герои-резонеры, антигерои, персонажи-носители аспектов авторского мироощущения и т.д.). Персонажи литературного произведения как самоценные образы: их внутренний мир и ценностная ориентация, способы ее выражения: формы поведения, речи, портретная характеристика; психологизм изображения персонажей.

    Образы внеположенной человеку действительности: природы, быта, историко-политической, социальной, культурной реальности и т.п.: художественные детали, а также персонажи центрального и второго плана (их высказывания, поступки, характеры), определяющие специфику этих образов. Объективно-бесстрастный или субъективно-эмоциональный, последовательный или выборочный характер изображения этих сфер. Эпизодический или постоянный характер присутствия образов внеположенной человеку действительности в произведении. Художественная нагрузка образов в произведении. Самоценный характер образов в произведении: вопрошания, размышления и переживания автора в их связи.

    Соединение единичных образов художественного произведения в образы судьбы, мира, бытия (образование художественной модели мира), характер художественной концепции произведения:

    Каковы начала, образующие бытие?

    Каков его облик? (хаотично или упорядоченно бытие? доступно или недоступно объективному воссозданию? обладает или не обладает смыслом, целью? имеет эстетический или антиэстетический облик?)

    Какое место среди них занимает человеческий мир?

    В каких отношениях находится человек с мирозданьем? (укоренен ли человек в бытие или отторжен от него? внятны ли человеку законы существования, осуществления бытия или же являются для него непостижимыми? каков характер пребывания человека в мире: деятельно-преобразующий / созерцательный / опустошенно-пассивный; меняется ли он на протяжении произведения?)

Структура повествования – как количество и характер организации повествовательных «точек зрения» в изображении событий и предметности.

Под «точками зрения» понимаются носитель / носители художественного сознания и речи, чьи монологи образуют текст произведения. Такими носителями сознания могут быть повествователь-рассказчик (выступает как один из персонажей художественного мира: очевидец, участник событий, носитель воспоминаний), повествователь-комментатор (выступает как начало, внешнее по отношению к художественному миру, занимает, как правило, позицию «всезнания», предлагает читателю свою интерпретацию событий), а также литературные персонажи.

Важно : при работе с данным пунктом обратите особое внимание на родовую принадлежность произведения. Эпический и драматический род литературы предполагают дистанцию между сознанием автора произведения и «точками зрения» повествователя, рассказчика, голосов персонажей; в то время как лирика и смежные с ней формы литературы – такие, как лирическая проза, – основаны на большем сближении этих начал.

Особенности организации каждой из повествовательных «точек зрения»: тип повествования (от первого лица / от третьего лица), характер видения и воспроизведения мира носителем каждой из точек зрения: достоверный / недостоверный, детализировано-конкретный / обобщенно-умозрительный; ограниченный пространственно-временными рамками / свободный от данных ограничений; внешний по отношению к повествователю, персонажу/ приближенный к его внутреннему миру, личностно значимый для него.

Характер задаваемого адресата текста: к каким сторонам личности читателя обращается текст? на человека какого душевного склада он рассчитан? Есть ли в тексте произведения приемы установления непосредственного контакта с читателем, каковы они?

Филологический строй текста – языковые элементы, образующие каждую из повествовательных «точек зрения»:

    Лексическая организация текста: Каково соотношение нейтральных и эмоционально окрашенных слов в тексте? Используются ли в тексте слова ограниченных в употреблении лексических групп (историзмы, архаизмы, диалектная лексика, жаргонная лексика, просторечная лексика, слова, маркированные принадлежностью к определенному функциональному стилю)? Соблюдаются ли в тексте правила лексической сочетаемости слов?

    Фонетическая организация теста: Наличие / отсутствие аллитераций и ассонансов, повторов и перекличек звуковых рядов.

    Грамматическая организация текста: Слова каких частей речи преобладают и почему? В каких формах стоят слова преобладающих частей речи? Каково преимущественное употребление форм времени глаголов? Какова взаимосвязь с ними причастий и деепричастий? Какова роль прилагательных и наречий при конкретизации названных существительными и глаголами предмета речи, его действия, состояния?

    Синтаксическая организация текста: Каково соотношение сложных и простых предложений в тексте? Однотипны / разнотипны они по структуре? Какие виды предложений (по цели высказывания, по эмоциональной окраске) используются в тексте? Наличие / отсутствие союзов и их роль в тексте? Имеют ли место повторы или пропуски слов, предложений?

    Использование тропов, риторических фигур, стилистических фигур.

Используйте метод стилистического эксперимента для определения специфики стиля повествовательных «точек зрения»: искусственно замените, предложите свой вариант слова / словосочетания / речевого оборота / грамматической конструкции и т.д. для доказательства целесообразности отбора автором языковых средств, для определения их смысловой нагрузки в воплощении художественного замысла.

Система словесных образов произведения – как совокупность эстетических единиц, образующих каждую из повествовательных «точек зрения».

Данный пункт предполагает выявление ключевых для произведения образов и анализ их бытования в произведении: связи каждого образа с другими элементами текста, «развертывания» («приращения») смысла 11 каждого из образов и их взаимной соотнесенности.

    Происхождение образов – при посредстве какого художественного приема возникают образы: художественный перенос наименований (тропы) / особая эмоциональная, смысловая нагрузка художественной детали, авторская установка на ее особый статус в произведении.

    Характер образов – чем они мотивированы в тексте: изображаемой реальностью / литературной традицией / сознанием носителя повествовательной «точки зрения».

    Соотносятся ли словесные образы с сюжетом произведения (предваряют его / выполняют проспективную функцию 12 , т.е. обращаются к опущенным звеньям повествования)?

    Каково соотношение словесных образов с изображаемым миром, какой из его аспектов они выявляют: зрительно воспринимаемую сторону / внутреннюю сущность его явлений, событий / подверженность всех составляющих мира субъективному восприятию?

    Единичный характер имеют словесные образы текста или же они соотнесены друг с другом; как проявляется их соотнесенность (значимые повторы образов)?

Композиция произведения – «как взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств произведения» 13 .

Внешняя композиция произведения – членение его на структурные части: основной текст (в составе которого выделяют – в зависимости от рода литературы – главы, абзацы, строфы, акты, действия, явления и т.п.) и раму произведения (совокупное обозначение компонентов, окружающих основной текст: имя / псевдоним автора, заглавие и подзаголовок, эпиграфы, посвящения, предисловие, послесловие, примечания, оглавление, дата и место создания произведения). Смысловая нагрузка и взаимосвязанность элементов внешней композиции произведения или же их значимого отсутствия.

Внутренняя композиция произведения – организация текста как вереницы приемов, направляющих восприятие литературного произведения и выявляющих специфику авторского замысла. Художественная нагрузка основных композиционных приемов:

    Повторы (на разных языковых уровнях: фонетические, семантические, синтаксические, композиционные и т.п.), сопоставления и противопоставления в структуре произведения.

    Мотивы (как повторяющиеся дословно или приблизительно «детали, образные обороты, интонации, возникающие как способ характеристики персонажа, положения, переживания» 14).

    «Распределение и соотнесенность детализированных изображений и обобщенных (суммирующих) описаний» 15 (предметности, обстоятельств внешней и событий внутренней жизни человека) в структуре произведения.

    Структура повествования: порядок следования «точек зрения» в изображении событий и предметности.

    Количество, порядок следования и соотнесенность друг с другом и с сюжетом произведения внесюжетных элементов (вставных новелл, лирических отступлений и т.п.).

    Ведущий принцип соединения значимых частей текста: причинно-следственный (продиктованный логикой изображаемых обстоятельств) / монтажный.

Способы выражения авторской позиции в произведении: ключевые (повторяющиеся) единицы текста, объединение их в мотивы, доминанты (тематические, эмоциональные) текста, характер заглавия текста, семантика имен собственных в произведении, ремарки в драматических произведениях, словесные мотивы и особенности лирической интонации в поэтических произведениях.

Интертекстуальные связи произведения (отсылки к разного рода литературным источникам, заявленные в анализируемом тексте).

Элементы художественного текста, устанавливающие интертекстуальные связи:

    Заглавие, отсылающее к другому произведению /

    Эпиграфы /

    Обозначенные и необозначенные цитаты, включенные в текст, реминисценции (как упоминания произведений литературы, их авторов, персонажей, мотивов и т.п. вне прямого цитирования) и аллюзии (как упоминания внелитературных, чаще всего исторических, общественно-политических фактов вне прямого цитирования) как разновидности литературной интертекстаульности /

    Т.н. «точечные цитаты» – имена литературных героев или мифологических персонажей, включенные в текст /

    Сюжетное или стилевое пародирование чужого текста /

    Пересказ чужого текста, включенный в рассматриваемое произведение /

    Жанр произведения – в том случае, если он отсылает к фактам предшествующей литературы.

Тип литературной цитации: сознательная отсылка к литературному источнику / бессознательное воспроизведение литературного шаблона / случайное совпадение 16 .

Характер литературной цитации: самодостаточно-игровая / диалогическая (в этом случае автор целенаправленно создает своего рода «перекличку» между своим и чужим текстом, акцентируя определенные эмоциональные и смысловые аспекты каждого из них).

Художественные итоги произведения: произведение как воплощение эстетических ценностей, произведение как воплощение представлений автора о мире и человеке в нем, произведение как воплощение авторского эмоционального отношения к миру и человеку в нем.

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ, ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

Анализ текста и творческие задания

(подготовка к олимпиаде по литературе)

Кирсанова Елена Владимировна,

учитель русского языка и литературы высшей категории

Сакулинской основной школы



  • Задания этой части рассчитаны на проверку знаний биографического и историко-литературного контекста произведения, усвоения основ теории литературы и умения грамотно пользоваться литературоведческой терминологией.
  • Задания позволяют определить, как участник олимпиады владеет терминами. При ответе необходимо продемонстрировать умение в письменной речи при ответе на поставленный вопрос передать сущность собственного понимания обозначенной проблемы.

  • Задания направлены на проверку навыков анализа и интерпретации произведений соответствующего жанра: прозаического текста или поэтических текстов. Задания этой части выявляют творческие способности учащихся, связаны с восприятием, истолкованием и оценкой произведений художественной литературы, знанием теории литературы, позволяют продемонстрировать уровень письменной культуры речи учащихся. ИНТЕРПРЕТА́ЦИЯ тэ, интерпретации, ·жен. (·лат. interpretatio) (·книж. ).
  • 1. Толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь. Интерпретация законов. Интерпретация текста.

При оценке заданий I и II частей учитываются:

  • знание текстов художественных произведений;
  • знание фактического материала из истории и теории литературы и умение использовать его;
  • владение литературными понятиями; историко-культурная эрудиция; правильность, полнота и точность ответа;
  • язык и стиль изложения: композиционная стройность, логичность, ясность, речевая грамотность; глубина и самостоятельность в раскрытии темы.

При оценке заданий III части учитываются:

  • глубина постижения текста (тема, жанр, сюжет, герои, композиция, стиль, направление, художественная идея);
  • умение определять авторскую позицию;
  • владение основами анализа поэтического текста;
  • восприятие образа лирического героя и умение истолковать его, характеризовать поэтическую индивидуальность автора, а также выражать свои мысли и чувства;
  • язык и стиль работы участника олимпиады (композиционная стройность, логичность, ясность изложения, речевая грамотность).


  • Поэтический синтаксис . (синтаксические приемы или фигуры поэтической речи) - риторические вопросы, обращения, восклицания - они усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа; - повторы – неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений; - антитезы – противопоставления;
  • Поэтическая фонетика . Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой «рисунок» речи. - Аллитерация – повторение согласных звуков; - Ассонанс – повторение гласных звуков; - Анафора – единоначалие, повторение начала строк.

Необходимо: - определить ведущее переживание , чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; - выяснить стройность композиционного построения , его подчиненность выражению определенной мысли; - определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) - определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; - выделить основные части поэтического произведения : показать их связь (определить эмоциональный « рисунок »).



  • нега - наслаждение (устар.);
  • взор - взгляд, но в тексте - глаза (устар.);
  • вечор - вчера (диал.);
  • нынче - сейчас (устар.);
  • озарена - освещена (устар.);
  • велеть - приказать (устар.);
  • запречь - запрячь, запрягать (диал.);
  • предадимся - отдадимся (устар.).

  • ЯМБ - (греч. iambos), стихотворный метр с сильными местами на четных слогах стиха
  • Схема: - / - / - / - /… То есть: первый слог в строке безударный, второй ударный, третий безударный, четвёртый ударный, и так далее.


  • Напишите творческую работу в стиле «вредных советов» Г.Остера.
  • Напишите сочинение на тему «Сказка в моей жизни»
  • Напишите рассказ на тему «Река моего детства…»
  • Напишите небольшое сочинение (объем 50-70 слов) на тему «Край родной, навек любимый…»
  • Сочините небольшой связный текст, употребив слова в данной последовательности (формы слов могут быть разными). Однажды, дровосек, лиловый, балкон, вкрутую, вертолет, грядка, шампунь, живопись, баскетбол, предъявить, шелуха, лунный, школа.

  • Сочинение-миниатюра в заданном стиле и жанре (рецензия, отзыв, стилизация, пародия), желательно с учетом региональной специфики.
  • Сочинение по предложенному началу, по предложенной теме, по картине, по опорным словам, в виде письма человеку иной эпохи и культуры.
  • Напишите 15-20 предложений на тему «Нужна ли сегодня поэзия?»
  • Напишите сочинение- миниатюру «Когда я был(а) маленьким(ой)»

  • Как понимаете счастье вы, герои 21 века?
  • Создайте произведение о природе в жанре японской поэзии - хокку (нерифмованное трёхстишие)
  • Напишите сочинение-рассуждение на тему «За что я люблю(не люблю) осень»
  • Напишите сочинение от имени предмета (старый шкаф, настольная лампа и т.д.)
  • Напишите творческую работу в жанре письма на одну из тем: «Письмо на фронт», «Письмо с фронта», «Письмо фронтовику»

Схема текста письма

Письмо

I Обращение.

Начальная фраза о состоянии переписки

II Основное содержание письма.

Сообщение о новостях.

Информация для адресата.

Дорогая мама!

Получил Ваше письмо.

Получил известие о том …

III Вопросы адресату.

Благодарность.

Просьбы. Приглашения.

Опишу Вам, как идет моя жизнь.

У нас много новостей…

К нам приезжали гости…

Как Вы живете? Как Ваше здоровье? Какие у Вас новости? Спасибо за то, что… Я прошу Вас написать мне о … Передайте привет…Приезжайте…

IV Прощание.

Дата и место написания.

До свидания. Любящий Вас сын…

С уважением к Вам …


  • Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что по­зволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
  • Слово синквейн происходит от французского, означающего пять. Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк.
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы
  • В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительными).
  • Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  • Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  • Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  • Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Вулканы

Преподавание

Раскаленные докрасна

Чтение

Сложное, тяжелое

Вырывающийся изнут­ри

Природная огненная топка

Бросающее вызов, ук­репляющее, полезное

Свободное, активное

Участвующее, деляще­еся, обучающее

Связывающее новое с уже известным

Свечение в темноте

Обучение

Просвещение


План анализа прозы

  1. История создания .
  2. Сюжетные линии : выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:
    • ДЛ (действующие лица);
    • события.
  3. Сюжетная схема (не все элементы обязательно должны присутствовать):
    • экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
    • завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
    • развитие действия - событийный ряд, действия, которые приводят к кульминации;
    • кульминация - высшая точка конфликта, что будет далее - неизвестно;
    • развязка;
    • эпилог - события после конфликта.
  4. Композиция :
    • последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
    • способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
    • способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
    • точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
    • придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.
  5. Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
  6. Стиль : специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:
    • выбор темы и ее раскрытие;
    • разработку любимых жанровых форм;
    • язык;
    • использование художественных средств ().
  7. Литературное направление : сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).
  8. Жанровые особенности : эпос вообще - это чередование сюжетных событий.
    • рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
    • новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:
      1. новелла событий - О"Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
      2. новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;
    • повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
    • роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:
      1. социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
      2. морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
      3. исторический - о событиях прошлого;
      4. философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
      5. роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
      6. роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.
    • эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).
Примечание

Помните о том, что данный план является примерным. Во время анализа не обязательно останавливаться на каждом его пункте, вы вольны отступать от требований плана, выбирать для анализа только наиболее значимые средства выразительности или элементы художественного текста, не акцентируя внимания на второстепенных.

Скачать план анализа

План анализа эпического (прозаического) произведения

1. Определить жанр произведения. При необходимости описать особенности жанра.
2. Дата написания или первой публикации произведения (исторический, библиографический, культурный контекст). Эпоха, жизненные обстоятельства, оказавшие непосредственное влияние на написание произведения.
3. Литературное направление и его идеологические и стилистические задачи. Их отражение в произведении.
4. Тема, идея через смысл названия произведения. (Проанализировать смысл названия).
5. Сюжет и композиция .
6. Роль повторяющейся детали : сюжетообразующей, характеризующей (портрета, пейзажа, интерьера и др.), внесюжетной детали.
7. Образ героя (героев): смысл имен, портрет, речевая характеристика, поступки и др.
8. Особенности повествования (автор, повествователь, герой-рассказчик). Соотношение автора и рассказчика (субъективизация и объективизация текста, композиционный прием "рассказ в рассказе"), средства словесного выражения образа рассказчика и др.
9. Роль "цитирования" в произведении (заимствованный сюжет, общекультурные символы, имена, реминисценции...) - традиция.
10. Особенности стиля (слога).
11. В качестве выводы: основная и / или авторская идея произведения.

NB: Полноту анализа, выбор и расположение пунктов диктует 1) само произведение, 2) уровень подготовки учащихся, 3) цели и задачи анализа и др.

Анализ прозаического литературного произведения

Приступая к анализу художественного произведения, в первую очередь, необходимо обратить внимание на конкретно-исторический контекст произведения в период создания данного художественного произведения. Необходимо при этом различать понятия исторической и историко-литературной обстановки, в последнем случае имеется в виду

литературные направления эпохи;

место данного произведения среди произведений других авторов, написанных в этот период;

творческая история произведения;

оценка произведения в критике;

своеобразие восприятия данного произведения современниками писателя;

оценка произведения в контексте современного прочтения;

Далее следует обратиться к вопросу об идейно-художественном единстве произведения, его содержания и формы (при этом рассматривается план содержания - что хотел сказать автор и план выражения - как ему удалось это сделать).

Концептуальный уровень художественного произведения

(тематика, проблематика, конфликт и пафос)

Тема - это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная и рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни - это отдельная тема; совокупность тем - тематика произведения.

Проблема - это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна и та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права - проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования и крепостных, и крепостников, проблема социальной несправедливости...). Проблематика - перечень проблем, затронутых в произведении. (Они могут носить дополнительный характер и подчиняться главной проблеме.)

Идея - что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл - решение всех проблем - главной и дополнительных - или указание на возможный путь решения.)

Пафос - эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (может быть утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий...).

Уровень организации произведения как художественного целого

Композиция - построение литературного произведения; объединяет части произведения в одно целое.

Основные средства композиции:

Сюжет – то, что происходит в произведении; система основных событий и конфликтов.

Конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия. Конфликт может происходить между личностью и обществом, между персонажами. В сознании героя может быть явным и скрытым. Элементы сюжета отражают ступени развития конфликта;

Пролог – своеобразное вступление к произведению, в котором повествуется о событиях прошлого, он эмоционально настраивает читателя на восприятие (встречается редко);

Экспозиция – введение в действие, изображение условий и обстоятельств, предшествовавших непосредственному началу действий (может быть развернутой или сжатой, цельной и «разорванной»; может располагаться не только в начале, но и в середине, конце произведения); знакомит с персонажами произведения, обстановкой, временем и обстоятельствами действия;

Завязка – начало движения сюжета; то событие, с которого начинается конфликт, развиваются последующие события.

Развитие действия - система событий, которые вытекают из завязки; по ходу развития действия, как правило, конфликт обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее;

Кульминация – момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта, кульминация представляет основную проблему произведения и характеры героев предельно ясно, после нее действие ослабевает.

Развязка – решение изображаемого конфликта или указание на возможные пути его решения. Заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Как правило, в ней или разрешается конфликт или демонстрируется его принципиальная неразрешимость.

Эпилог – заключительная часть произведения, в которой обозначается направление дальнейшего развития событий и судеб героев (иногда дается оценка изображенному); это краткий рассказ о том, что произошло с действующими лицами произведения после окончания основного сюжетного действия.

Сюжет может излагаться:

В прямой хронологической последовательности событий;

В преднамеренно измененной последовательности (см. художественное время в произведении).

Внесюжетными элементами считаются:

Вставные эпизоды;

Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не связаны напрямую с сюжетом.

В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно разделить эти элементы; иногда встречается несколько сюжетов в одном произведении - иначе, сюжетных линий. Существуют различные трактовки понятий «сюжет» и «фабула»:

1. Сюжет – главный конфликт произведения; фабула - ряд событий, в которых он выражается;

2. Сюжет – художественный порядок событий; фабула - естественный порядок событий

Композиционные принципы и элементы:

Ведущий композиционный принцип (композиция многоплановая, линейная, кольцевая, «нитка с бусами»; в хронологии событий или нет...).

Дополнительные средства композиции:

Лирические отступления - формы раскрытия и передачи чувств и мыслей писателя по поводу изображенного (выражают отношение автора к персонажам, к изображаемой жизни, могут представлять собой размышления по какому-либо поводу или объяснение своей цели, позиции);

Вводные (вставные) эпизоды (не связанные непосредственно с сюжетом произведения);

Художественные предварения - изображение сцен, которые как бы предсказывают, предваряют дальнейшее развитие событий;

Художественное обрамление - сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, дополняя его, придавая дополнительный смысл;

Композиционные приемы - внутренние монологи, дневник и др.

Уровень внутренней формы произведения

Субъектная организация повествования (ее рассмотрение включает следующее): повествование может быть личное: от лица лирического героя (исповедь), от лица героя-рассказчика, и безличное (от лица повествователя).

1. Художественный образ человека - рассматриваются типические явления жизни, нашедшие отражение в этом образе; индивидуальные черты, присущие персонажу; раскрывается своеобразие созданного образа человека:

Внешние черты - лицо, фигура, костюм;

Характер персонажа - он раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, проявляется в портрете, в описаниях чувств героя, в его речи.

Изображение условий, в которых живет и действует персонаж;

Изображение природы, помогающее лучше понять мысли и чувства персонажа;

Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж;

Наличие или отсутствие прототипа.

2. О сновные приемы создания образа-персонажа:

Характеристика героя через его действия и поступки (в системе сюжета);

Портрет, портретная характеристика героя (часто выражает авторское отношение к персонажу);

Характеристика героя другими действующими лицами;

Художественная деталь - описание предметов и явлений окружающей персонажа действительности (детали, в которых отражается широкое обобщение, могут выступать как детали-символы);

3. Виды образов-персонажей:

лирические - в том случае, если писатель изображает только чувства и мысли героя, не упоминая о событиях его жизни, поступках героя (встречается, преимущественно, в поэзии);

драматические - в том случае, если возникает впечатление, что герои действуют «сами», «без помощи автора», т.е. автор использует для характеристики персонажей прием самораскрытия, самохарактеристики (встречаются, преимущественно, в драматических произведениях);