Биография. Илья Муромец: историческая личность или сказочный герой? Илья муромец фамилия гущин

Илью Муромца православная церковь чествует его как святого, а народ - как главного богатыря Русской земли. Вспоминаем Илию Печерского - Илью Муромца.

Почему богатырь свят?

Слово "богатырь" ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово "Бог" или "богатый". Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы. Слово "богатырь" появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: “храбр” или “хоробр”, то есть “удалец”. Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, "не в силе, а в правде". А тридцать лет, которые герой провел "на печи", следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом. "Калики перехожие", которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

"Илья Муромец" звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем "Илья Чоботок". Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали. Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря:
«Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».
Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием. В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем:
"И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет -
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет -
дак переулочек".

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его. Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором "калики перехожие" исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене.
Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара. По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками.
Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине.
«В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.
В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная.
Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.
Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.

Потомки чтят Илью Муромца

Но сыновей и внуков в его честь не называют

В Муроме на Приокской улице в доме № 279 живут сестры Анна Михайловна (58 лет) и Валентина Михайловна (62 года) Гущины. Они считают себя потомками Ильи Муромца, 28-м коленом в роду. Среди потомков богатыря русского были и зажиточные крестьяне, и военные, а все больше инженеров. Но лишь один прапрадед, Афанасий, унаследовал силу богатырскую.

Предания старины

На доме сестер висит табличка: «Дом Гущиных. На этом месте, по преданию, стояла изба славного богатыря, святого Ильи Муромца». Отсюда Илья в гору таскал мореный дуб и закладывал фундамент Троицкой церкви. Мореного дуба тогда было много, потому что на другой стороне реки находилась дубовая роща. Спустя века большевики хотели взорвать святую обитель, но та устояла, а порушились рядом стоящие дома. Теперь муромляне ждут, когда восстановят Троицкую церковь. Но денег пока нет.

Возле Троицкой церкви – родник, где якобы конь Ильи Муромца оставил явственный след копыта. Со всего Мурома ездят на родник за водой, самой чистой и холодной в округе. Говорят, что было 4 следа от копыта и 4 родника, но сохранился лишь один.

Недалеко от родника – старое городское кладбище, на котором стоит храм святых мучеников Гурия, Самона и Авива, покровительствующих семье. Недавно в храме появилась икона с мощами Ильи Муромца, которого церковь возвела в ранг святого. У святого богатыря просят и здоровья, и денег, и любви, а у святых мучеников Гурия, Самона и Авива – благополучия и мира в семье.

В этом храме венчались родители и дети Анны и Валентины. Когда их родители женились, фамилию менять не пришлось: и отец, и мать были Гущины. Видимо, когда-то пересекались их роды. Сестры Гущины о своих предках знают лишь по рассказам отца и не дальше прапрадеда Афанасия.

История о якоре и полкопейке

Афанасия (сестры уже и не помнят его отчество) знал весь Муром. Силач пошел в знаменитого предка.Иногда вместо лошади телегу с сеном тащил – животное берег. Афанасию официально запретили драться в кулачных боях (разрешено было только плечами) – убить мог. Он отличался и умом. Недалеко от его избы жили купцы Финталовы, занимались пароходством по Оке. Однажды у купцов упал якорь. Они собрали мужиков, среди которых был и Афанасий, пообещали заплатить по копейке на брата, если якорь поднимут.

Мужики быстренько работу сделали, пришли к купцам за обещанным вознаграждением. Те пожадничали и дали ровно половину. Мужики молча ушли, а на утро купцы обнаружили якорь уже у себя на дворе. И никто не мог не то что подтащить его к реке, но и поднять. Пришлось Финталовым идти на поклон к обманутым мужикам и на сей раз платить столько, сколько те запросили. А придумал этот план силач Афанасий.

Умер от тоски

Дедушка сестер Алексей Иванович был зажиточным крестьянином. Силы в нем было поменьше. Двор огромный, хозяйство большое: лошадь, корова, свинья, 5 овец и поросенок. Чуть не раскулачили его большевики. Но потом сменили гнев на милость и потребовали отдать коня в колхоз. А в колхозах скотина дохла. Пришлось Алексею Ивановичу отдать любимого коня Мальчика с телегой и упряжью в колхоз. На прощание сел он в телегу, заплакал. А потом слег и вскоре умер в 56 лет. Люди говорили, что от тоски помер.

День сегодняшний

У Анны Михайловны есть сын, дочь и четверо внуков. У Валентины Михайловны – тоже сын и дочь, но внуков пока двое. Так что род Ильи Муромца еще долго не прервется.

Внучата историю знают и в школе хвастают, что у них в предках такой богатырь был. А однажды Валентина Михайловна с сыном, внучкой и двоюродным братом ездила на «Поле чудес». Тогда Якубович собирал на игру потомков Ломоносова, Рюрика, Сусанина – тех, кто прославил Русь. До суперигры кузен Валентины Михайловны не дошел, но выиграл приз – мотоцикл с фирменной наклейкой «Поле чудес».

Прославились сестры не только на российском телевидении. Про них сюжеты приезжали снимать журналисты из Финляндии и Японии. А вот на родной стороне ничем не помогают. Дому уже 50 лет, требуется ремонт. Новой смотрится лишь табличка, свидетельствующая об историческом факте. Ее в 2000 году водрузила администрация города. Около таблички любят фотографироваться паломники, монахи и туристы. Однажды трое туристов на велосипедах из Ухты приезжали. Так приглянулись сестрам, что жили у них несколько дней.

На открытие памятника Ильи Муромца потомков богатыря не пригласили. Сестры не обижаются. Но каждое 1 января, в день рождения Ильи Муромца, ходят в церковь и просят своего предка о здоровье и счастья для своих детей и внуков. Хотя ни детей, ни внуков сестры не назвали Ильей, да и среди дедов и прадедов имени этого не встречается. На вопрос: “Что же вы в честь потомка никому имя такое так и не подарили?” – отвечают, что даже и не задумывались над этим, мол, так получилось.

Елена Николаева.

Владимир – Муром.

По каменным ступеням, отполированным до зеркального блеска миллионами башмаков, спускаюсь круто вниз. Мгновенно пронизывают могильный холод и сырость. Трепетное пламя свечи, крепко зажатой в моей чуть дрожащей от волнения руке, отбрасывает на своды пещеры причудливые тени, выхватывает из темноты подземелья таинственные ниши и коридоры лабиринта, уходящие куда-то вдаль. Ощущаю, как на голове начинают шевелиться волосы от чувства, которое, пожалуй, сродни священному ужасу. Суеверный страх перед непознанным толкает назад, наверх, к свету, солнцу, но любопытство и желание воочию увидеть Историю побеждают. Фигура идущего впереди монаха, одетого во все черное и поэтому почти растворяющегося во тьме пещеры, успокаивает. С таким проводником я чувствую себя немного увереннее.

Там, наверху, бушуют страсти XX века, здесь, под толщей земных пород, время навсегда остановилось. Тут властвует XII столетие, «золотой век» Киевской Руси.

Перед гробницей, надпись у изголовья которой гласит — «Илья из града Мурома», я останавливаюсь. Это — цель моего визита в катакомбы Киево-Печерской лавры.

Об Илье Муромце написано-переписано много. Но я даже не мог себе представить, что у одной только былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» свыше ста вариантов. Добавьте к этому огромное количество литературоведческих статей и едва ли меньшее — фундаментальных трудов маститых ученых мужей. Все они занимались историей богатырского эпоса.

А сколько копий или, вернее, перьев сломано при изучении и вопроса о реальности существования Ильи Муромца! Большинство исследователей с упорством, достойным лучшего применения, доказывало, что образ Ильи — «плод художественного обобщения чаяний народа, его идеалов». Почти все современные исследователи в один голос утверждают, что историзм былин особый, не всегда основанный на конкретных исторических фактах. Гораздо меньше ученых отстаивало диаметрально противоположную точку зрения. Их труды в основном относятся к прошлому веку. Моей задачей было отделить зерна реального от плевел догм и воссоздать биографию славного витязя земли Русской как реального человека. И я взялся за ключевые вопросы: откуда он родом, где и когда сложил свою буйную голову? Несмотря на всю сложность этой задачи, мне, кажется, удалось приоткрыть завесу тайны над именем Ильи — ведь в наших руках данные, которые доселе не были известны.

На берегу Оки-реки, близ древнего града Мурома уютно расположилось село Карачарово — родина знаменитого богатыря. «В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» — так совершенно одинаково былины рассказывают нам о месте его рождения. Неоднократно он сам по ходу повествования вспоминает свои родимые места, затерявшиеся среди лесов дремучих да болот непроходимых и топких.

Вроде бы все ясно: Илья — уроженец муромский, и точка. Ан нет! Оказывается, есть на земле как минимум еще одно место, претендующее называться родиной великого богатыря. Это город Моровск (в старину — Моровийск), расположенный на территории современной Черниговской области Украины.

В основе этой версии лежат сведения об Илье, записанные в XVI веке. Исследователи обратили внимание на измененное имя богатыря — Моровлин и поспешили сделать вывод: родом он из Моровийска, а не из Мурома. Нашелся и город, название которого созвучно Карачарову, — Карачев. Получилось, что Илья богатырь не муромский, а уроженец Черниговского княжества.

В подтверждение этой гипотезы приводились следующие аргументы: в окрестностях Карачева находится село Девятидубье и протекает река Смородинная. А если еще вспомнить, что все то окружают дремучие брынские (брянские) леса, то получим все необходимые атрибуты места действия былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Еще 150 лет назад старожилы показывали место, где было гнездо знаменитого разбойника, а на берегу речки даже сохранился пень от громадного дуба.

Всем известно, что ни одно историческое исследование не может обойтись без географической карты. Один из самых известных атласов России — «Большой всемирный настольный атлас», изданный А.Ф. Марксом в 1905 году. Революционные изменения тогда еще не коснулись географических названий. Огромные страницы карты пожелтели от времени... Есть! Вот город Карачев Орловской губернии и в 25 верстах на северо-восток от него село Девять Дубов. Я тщательно перенес все, что может быть связано с именем Ильи, на свою карту.

Первое, что бросается в глаза при подробном изучении карты, — это удаленность Карачева от Моровийска. Если Муром и Карачарово находятся в непосредственной близости друг от друга, то Моровийск и Карачев разделяют сотни километров. Говорить о «моровийском городе Карачев» почти такой же абсурд, как и называть Москву киевским городом. С этой точки зрения, версия о черниговском происхождении Ильи не выдерживает никакой критики.

С другой стороны, Муром, Карачарово, Девять Дубов, Чернигов, Моровийск и Киев находятся на одной линии, которая полностью совпадает с древним торговым путем. У меня возникает законное желание объединить две гипотезы в одну, и тогда получим, что Илья — богатырь муромский, ехал «дорожкой прямоезжею» в стольный Киев-град «через те леса Брянские, через речку ту Смородинную», через Девять Дубов, расправился здесь с Соловьем-разбойником, пленил его и с этим дорогим подарочком прибыл к Великому киевскому князю.

Муром — самый древний город во Владимирской земле. Первое упоминание о нем находим в «Повести временных лет». Статья под 862 годом сообщает о поселениях Древней Руси них жителях: «В Новгороде — словене, в Муроме — мурома». Здесь было бы логично предположить, что если мурома — угро-финская народность, имеющая свою самобытную культуру, то тогда Муромец — представитель этой народности, ее богатырь.

Справедливости ради следует отметить, что существуют и другие версии трактовки имени былинного богатыря. Некоторые, например, усмотрели подобие корня «мур» слову «стена», встречающемуся в русском (помните: «муровать»), украинском и белорусском языках. В таком случае прозвище Ильи «Стена» равнозначно слову «богатырь», то есть человек непобедимый, твердый, стойкий. Другая версия основывается на этом же корне и предполагает вторую профессию Ильи — Муровец от слова «муровать», строить крепости, возводить стены, муры. Но, возможно, в основе прозвища лежит и древнее слово «мурава» — трава, луг. Тогда Муровец значило бы косарь, землероб, хлебопашец. Это полностью совпадает с содержанием былин и ни в коей мере не противоречит его происхождению — «сын крестьянина чернопахотного».

Есть версия, основанная на первом подвиге Ильи — освобождении дорог от злых разбойников. Имя богатыря связывают с муравским шляхом, или муравкой. В знаменитом Энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона можно найти, что этим путем в Русь ходили крымские татары. Шлях шел высокой муравой (отсюда и название) по безлюдной степи, избегая переправ. Начинался он от Тулы и тянулся до Перекопа, с Киевом и Муромом не был связан вообще.

Для того чтобы внести ясность и дать окончательный ответ на этот вопрос, проследим эволюцию имени богатыря за последние 400 лет: от Муравленина — Муровлина — Муравича — Мурамеча — Муровского — Муромца и до «Ильи из града Мурома» в последней редакции подписи над его захоронением, которая, на мой взгляд, наиболее полно отвечает действительности. Так что правильнее всего сделать вывод, что славный богатырь Илья родом из древнего города Мурома.

Гущины из рода Муромцев

За окнами поезда на Муром проплывает природа, еще не пробудившаяся от зимнего сна; довольно однообразный незатейливый пейзаж — бесконечные еловые и березовые леса, болота, пожухлая прошлогодняя трава да местами чудом сохранившиеся снежные поляны. Мелькнула за стволами деревьев быстрая тень. Волк? Неужто и впрямь матерый серый разбойник? Возможность не исключена, хотя, пожалуй, на самом деле я видел обычную одичавшую дворняжку, заблудившуюся в лесу. Но сама атмосфера дремучих муромских лесов настраивает на такой лад, чтобы предположить скорее волка, чем собаку.

Цель моей поездки в Муром — своими глазами увидеть былинные места, встретиться с возможными потомками Ильи Муромца, поговорить с местными краеведами, собрать карачаровские предания и легенды о великом богатыре.

В Муромском историко-художественном музее судьба преподнесла мне славный подарок — местного краеведа А. Епанчина. Энтузиаст, истинный знаток истории родного города, неустанный собиратель местных преданий и легенд, да к тому же и представитель древнего знатного дворянского рода. Не один день пробродили мы с ним по Мурому и Карачарову. А что касается Ильи, то он с таким жаром говорит о своем великом земляке, словно знал его лично.

На родине богатыря все известное по былинам воспринимается по-новому. Вот здесь, к примеру, стояла изба Ильи. Адрес: ул. Приокская, д. 279. Здесь богатырский конь пробил копытом родник. Былины приобретают реальную форму, сказочные пейзажи плавно превращаются в действительность.

Вот и возможные наследники Ильи Муромца — семья Гущиных. Местные предания разъясняют, что раньше изба Муромца стояла в гуще леса, отсюда его второе прозвище — Гущин, впоследствии она стала фамилией потомков. Гостеприимные хозяева накрывают на стол. На столе появляются копченый судак, умело приготовленный заботливыми руками хозяйки, маринованные грибы, соленья, варенья. И это заставляет вспомнить еще об одном атрибуте легенд и сказок — скатерти-самобранке. И, конечно, беседа за самобранкой — о великом предке, дедах-прадедах славного рода Гущиных.

Феноменальная сила Ильи Муромца передалась по наследству его далеким потомкам. Так, например, прадед хозяина Иван Афанасьевич Гущин был известен в Карачарове и за его пределами своей недюжинной силищей. Ему даже запрещали участвовать в кулачных боях, ибо, не рассчитав силу удара, он мог убить человека. Он также мог легко тянуть воз дров, который лошади-то не сдвинуть с места. Легенды рассказывают, что подобный случай произошел с Ильей Муромцем. Однажды богатырь принес на гору три огромных мореных дуба, выловленных в Оке рыбаками. Подобный груз был бы не под силу лошадям. Эти дубы легли в фундамент Троицкой церкви, развалины которой сохранились по сей день. Интересно, что недавно при чистке фарватера Оки обнаружили еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Да только вытащить их на крутой берег не смогли — технику не достали, а богатыри перевелись.

Не вызывает сомнения то, что род карачаровских крестьян Гущиных древний. Довольно легко удалось проследить их родословную до середины XVII века, а точнее — до 1636 года.

Так и хочется написать: «В городе память о великом богатыре хранится свято». Увы, это не соответствует действительности. Часовню, которую срубил сам Илья, разрушили; родники, возникшие на скачках его коня, засыпали. Собирал-собирал город деньги на памятник Илье, да только время превратило те тысячи в труху, и их еле-еле хватило на установку мемориальной доски одному известному писателю. О памятнике городские власти и думать забыли. Потомки же Ильи — Гущины — чтут его память. На свои деньги они заказали икону преподобного Ильи Муромца. В нее вставили ковчежец с частицей мощей богатыря, переданный в свое время Киево-Печерской лаврой. Икону торжественно установили во вновь отстроенной карачаровской церкви Гурия, Самона и Авива в день памяти Ильи — 1 января 1993 года.

Илья русский

Подвиги Муромца известны каждому, и нет особой необходимости их описывать, тем более что не это цель нашего повествования. Читателю гораздо проще и интереснее самому узнать о них из первоисточников. И если данная статья вызовет у кого-нибудь страстное желание перечитать русские былины, значит, сей скромный труд не пропал даром. Мы же займемся другим важным вопросом: реального существования нашего героя и последними страницами его славной биографии. Есть некоторые новейшие факты, заставляющие нас переосмыслить все известное доселе.

К сожалению, в летописях и других исторических документах не удалось найти упоминания об Илье Муромце. Может, их составители умышленно избегали этого образа из-за незнатного происхождения героя, ведь летописи в основном отображали жизнь князей и политические события государственной важности. Так или иначе, но факт остается фактом — поиски имени Ильи в древнерусских источниках пока не дали каких-нибудь ощутимых результатов.

Вместе с тем известно, что далеко не все факты отечественной истории нашли свое отражение в летописях. Однако же поспешно и необдуманно было бы делать вывод: не найден — не существовал. А такое категоричное заключение делали, и делали не раз.

Тем не менее в летописях находим упоминание об Алексее Поповиче (прообразе былинного богатыря Алеши Поповича), Добрыне (Добрыня Никитич), боярине Ставре (Ставр Годинович) и других. Были попытки отождествить Илью с богатырем Рогдаем, упомянутым в Никоновской летописи под 1000 годом. Рогдай смело вступил в битву с тремя сотнями врагов. Смерть богатыря, который версии правдой служил Отечеству, горько оплакивал князь Владимир.

Возможно, что как это ни парадоксально, но мы не знаем и настоящего имени былинного богатыря. «Судите сами, ведь если он на склоне лет принял монашество, то при этом обязательно поменял имя. Может быть, там и стал Ильей, а по прозвищу — Муромец. Его истинное имя не сохранилось в церковных хрониках. Это мирское имя могло быть каким угодно, возможно, оно неоднократно упоминалось в летописях и хорошо нам знакомо, но мы просто не подозревали, кто скрывается за ним. Будем надеяться, пока.

В зарубежных же источниках имя Ильи зафиксировано не единожды. Упоминание о нем находим в одном из германских эпических произведений Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды. Дядя Ортнита по материнской линии не кто иной, как хорошо знакомый нам Илья. Он и здесь выступает как могучий и неукротимый воин, прославившийся своими богатырскими подвигами. Илья Русский участвует в походе на Судере, помогает Ортниту добыть невесту. В поэме есть эпизод, в котором Илья говорит о своем желании вернуться на Русь к жене и детям. С ними он не виделся без малого целый год.

Это дополняют и скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году. Это «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы — Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям не более и не менее, а кровный брат Владимира, который впоследствии стал Великим киевским князем и его покровителем. Может быть, здесь и кроется разгадка отсутствия имени Ильи в летописях? Может, сведения о сыне наложницы постаралась убрать княжеская цензура при неоднократных редакциях летописей?

Правда, с другой стороны, по русским преданиям, сам Владимир — тоже сын наложницы Малуши и князя Святослава. А если еще вспомнить, что Добрыня Никитич — брат Малуши, соратники крестовый брат Ильи Муромца, то картина окончательно путается. Поэтому давайте не будем пытаться восстановить генеалогическое древо Ильи, пользуясь трансформированными и специфическими сведениями, почерпнутыми из саг. Согласимся лишь с тем фактом, что имя Ильи Муромца было достаточно широко известно в XIII веке не только на Руси, но и за ее пределами.

В научной литературе уже стало своеобразной традицией считать, что первое упоминание об Илье Муромце относится к 1574 году. В «Вестовой отписке» старосты города Орши Филона Кмиты говорится о богатырях Илье Муравленине и Соловье Будимирови-че. Следующая запись, связанная с нашим героем, сделана через десять лет. Львовский купец Мартин Грюневег был в Киеве в 1584 году. Свои странствия он детально описал в мемуарах, которые хранятся в Гданьской библиотеке Польской академии наук. Есть среди этих записей и рассказ о захороненном в пещере богатыре. Грюневег отмечает, что его ли мощи настоящего великана.

Наибольшую путаницу в вопрос о захоронении Ильи Муромца внесли сведения, почерпнутые из дневников Эриха Лясоты, посла императора Священной Римской империи Рудольфа II. В 1594 году он писал: «В другой часовне храма (Софии Киевской. — С.Х.) I снаружи была могила Ильи Моровлина, знаменитого героя или богатыря, о котором рассказывают много басен. Гробница эта ныне разрушена, но таковая же гробница его товарища еще цела в той же часовне». И далее в описании Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка (наверное, правильнее «Чоботок» — «Сапожок» — С.Х.), говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище».

Давайте остановимся и попытаемся разобраться. Для Лясоты Илья Муромец и Чоботок — разные люди. Но следует ли безукоснительно этому верить? Ведь доподлинно известно, что Лясота был в Киеве проездом и всего-навсего три дня (7-9 мая 1594 года). Эти дни были явно насыщены приемами, посещениями и просто ознакомительными «экскурсиями» по городу. Во время одной такой экскурсии он посетил Софийский собор и Киево-Печерский монастырь. Понятно, что в них он провел по нескольку часов и информацию воспринимал на слух, со слов киевлян. Неудивительно, если потом, когда дописывал в дневник, он мог что-нибудь напутать. Очевидно, это и произошло с именем богатыря. Мне кажется, что Илья Муромец и Чоботок — одно лицо, но первое его имя, официальное, а второе — простонародное.

Впоследствии записки Лясоты цитировал кто только мог, и вариантов прочтения было множество. В результате неквалифицированного перевода зачастую искажался и первоначальный смысл цитируемых отрывков. Так, к примеру, родилась версия о «богатырском приделе». Дабы не повторить ошибки своих предшественников, воспользуемся текстом оригинала. Оказывается, что в переводах выпустили слово «вне» (снаружи), и получилось, что захоронение Ильи и его товарища находилось внутри Софийского собора, рядом с гробницей Ярослава Мудрого. Тут же решился вопрос о сотоварище Ильи. Кто был наиболее близок к нему? Ну, конечно, Добрыня Никитич!

Аи Илеюшка-то был тогда
а большой брат,
Аи Добрынюшка-то был тогда
а меньшой брат,
Крестовый брат.

Они оба якобы были удостоены высокой чести, и специально для них была сооружена пристройка к храму рядом с великокняжеской усыпальницей. А на самом-то деле речь шла о часовенке рядом с собором, которая могла стоять здесь и до постройки храма в 1037 году.

Лясота с удовольствием пересказывал народные предания и сказки. Так, в его записях находим рассказ о волшебном зеркале, которое находилось в соборе. «В этом зеркале посредством магического искусства можно было видеть все, о чем думали, хотя бы это происходило на расстоянии нескольких сот миль». Однажды княгиня увидела в нем любовную измену мужа и в гневе разбила волшебное зеркало. Насколько мне известно, никому не приходило в голову искать осколки сказочного зеркала или пытаться воссоздать этот первый в истории человечества «телевизор». Почему же все остальное, написанное Лясотой, принимают на веру? Это относится и к измененному имени Ильи — Моровлин и к последовавшим за этим перипетиям с поиском второй родины богатыря. А ведь могла просто произойти неточность при переводе имени на немецкий язык!

Мощи в пещере

Следующий источник информации заслуживает гораздо большего внимания, ведь его строки были написаны не иностранцем, а монахом Киево-Печерского монастыря Афанасием Кальнофойским. В 1638 году в типографии лавры была напечатана его книга «Тератургима». В ней среди описаний житий святых лаврских угодников есть строки, посвященные Илье. Смысл слов Кальнофойского можно трактовать следующим образом: напрасно народ называет Илью Чоботком, так как на самом деле он — Муромец. В «Тератургиме» говорится, что жил Илья «за 450 лет до того времени». Зная время написания книги, произведем несложные арифметические подсчеты и получим год жизни Ильи Муромца по Кальнофойскому — 1188-й!

Особо отстаивал правдоподобность этой даты основоположник украинской фольклористики М.А. Максимович. Известный писатель и друг Гоголя, он утверждал, что Кальнофойский достаточно хорошо знал отечественную историю. При написании даты жизни Ильи он руководствовался церковными материалами, которые важнее и достовернее «поэтического баснословия» Лясоты. Известно, что церковь свято хранила сведения о своих чудотворцах. Так, по церковным традициям, считают, что Илья из Мурома жил в XII веке, а по церковному календарю день его памяти 19 декабря по старому стилю или 1 января по новому.

Информацию Лясоты также можно было бы объяснить с этой точки зрения и найти компромисс между двумя источниками. Свидетельства Лясоты и Кальнофойского не противоречат друг другу, если предположить, что в начале захоронение Ильи находилось в Софийском соборе. Затем мощи богатыря были перенесены в лаврские пещеры. Сделано это было до 1584 года, если принимать во внимание свидетельство Грюневега. Повторяю, так можно было бы предположить (и это делалось неоднократно), если бы не одна весьма существенная деталь, которую упустили исследователи. Все без исключения. В гробнице Ильи находятся его мумифицированные останки, а это означает только одно: Муромца сразу же после смерти похоронили в лаврских пещерах! Природные условия в них таковы, что незначительная влажность и постоянная в течение всего года температура препятствуют размножению микробов, разрушающих органические тела. Происходит медленный процесс высыхания останков и превращения их в мумии. Об этом испокон веков знали лаврские монахи, это же отмечали средневековые путешественники, сравнивая киевские мумии с египетскими.

Нам достаточно хорошо известна история создания Киево-Печерского монастыря. Первое упоминание о его пещере находим в «Повести временных лет» под 1051 годом. Первое захоронение в лаврских подземельях относится к 1073 году, когда здесь был похоронен один из основателей монастыря — Антоний. Таким образом, тело Ильи Муромца не могло оказаться в пещерах ранее этого времени.

Конечно, у нас есть соблазн просто взять и привязать подвиги Ильи ко времени княжения Владимира Святославича или Владимира Мономаха, но все попытки такой хронологизации оказываются тщетными. Образ князя Владимира Красно Солнышко скорее всего — не отражение какого-нибудь одного человека, а собирательный образ многих князей. Снова обратимся к Энциклопедическому словарю А.Ф. Брокгауза и И.А.Ефрона. В нем находим сведения о 29 (!) князьях по имени Владимир. Поэтому исходную дату для своего исследования я взял из церковной литературы, степень доверия к которой несравненно выше, чем к былинам. К тому же мы просто не располагаем другими датами, кроме той, о которой сообщает Кальнофойский. Говорить о ее приблизительности, думаю, не приходится. Ведь не 400 или 500, а именно 450! На вопрос — почему Кальнофойский не написал годы жизни Ильи Муромца, можно ответить лишь то, что такие сведения не всегда были известны даже для великих князей.

Теперь посмотрим на события тех далеких лет. В 1157 — 1169 годах происходили частые войны за Киев, на киевском престоле сменилось 8 князей. В 1169 году стольный град был разорен Андреем Боголюбским. В 1169 — 1181 годах продолжалась чехарда на великокняжеском престоле — сменилось 18 князей, некоторые из них правили по нескольку месяцев и сидели на троне по нескольку раз. Конец XII века был ознаменован новыми нашествиями половцев. В 1173 и 1190 годах они совершали свои опустошительные набеги на Киевские земли. Одним словом, поле для ратных подвигов Ильи Муромца было в то время обширным, и скучать ему явно не пришлось бы.

Сомнения в том, что в лаврских пещерах захоронен не кто иной, а именно Илья Муромец, нам помогут развеять те же былины.

И сделались мощи
да святые
Да со стара казака
Ильи Муромца,
Ильи Муромца
сына Ивановича.

А в другом варианте былины:

И построил он
церковь соборную,
Тут Илья и окаменел,
И по ныне мощи его
нетленные.

Нетленные мощи Ильи Муромца действительно сохранились в лаврских катакомбах по сей день. Дабы полностью развеять ореол тайны над его захоронением, обратились к ученым, специалистам судебной медицины. Они должны были ответить на многие вопросы, и, забегая вперед, хочется сказать, что результаты исследований превзошли все ожидания.

Илья живой

Рост Ильи Муромца составлял 177 сантиметров. Конечно, сегодня таким ростом никого не удивишь, но тогда, в XII веке, этот рост был гораздо выше среднего. Сложение у Ильи — настоящее богатырское. Он был ладно скроен и крепко сбит, про таких, как он, в старину говаривали — косая сажень в плечах.

Морфологические и антропометрические исследования подтвердили, что Илью нельзя отнести к монголоидам. А ведь в советский период бытовало мнение, что мощи богатыря — умелая церковная мистификация. Вместо него якобы гораздо позднее подложили тело убитого татарина.

Ученые отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Не буду утомлять читателя специфическими медицинскими терминами, а лишь замечу, что это могло серьезно затруднять передвижение богатыря в молодости, вследствие ущемления нервов спинного мозга. Как тут не вспомнить, что «не имел Илья во ногах хождения» целых тридцать лет. Калики перехожие могли оказаться народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным травяным отваром.

Возраст былинного богатыря был определен специалистами в 40 — 45 лет (плюс 10 лет ввиду его специфического заболевания). Согласитесь, это как-то не вяжется с нашими представлениями о старом казаке с седой бородой, развевающейся по ветру. Хотя, с другой стороны, у некоторых исследователей былин, не имевших понятия о реальном возрасте Ильи, находим, что определение «старый казак» не есть указание на возраст, а лишь звание богатыря. Так, в былинах:

Туто ехал добрый молодец
Старый казак Илья Муромец.

Таким образом, исходя из сведений Кальнофойского и данных последних исследований, мы можем определить временной период жизни Ильи Муромца. Он мог жить приблизительно между 1148 и 1203 годами.

На теле Ильи Муромца было обнаружено несколько ран, одна из которых на руке, а другая в области сердца. Эта последняя и явилась причиной его смерти. Кроме того, имеются следы от старых травм, полученных в боях. К сожалению, ошиблись калики перехожие, говоря, что «смерть тебе в бою не написана».

Теперь последние годы жизни Ильи Муромца вырисовываются перед нами со всей очевидностью. Совершив множество ратных подвигов, он нашел тихое пристанище на склоне лет в обители Киево-Печерского монастыря. Здесь Илья замаливал свои грехи, вел размеренный образ жизни. Впрочем, богатырская сила не оставила его. Пример тому — последний подвиг, описанный Лясотой, за который богатырь получил прозвище Чоботок. Не впервой Илье обороняться таким необычным оружием, в одной из былин он схватил с головы шапку или шлем и разбил ею разбойников без числа:

И он начал тут
шеламом помахивать,
Как в сторону махнет —
так тут и улица,
Ай в другу отмахнет —
дак переулочек.

По моей версии, Илья Муромец погиб в 1203 году во время опустошительного набега на Киев объединенных войск Рюрикаи половцев. Город взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили. Все церковные ценности были расхищены, большая часть города — сожжена дотла. Враги безжалостно расправлялись с жителями стольного града, они не щадили ни старцев седых, ни детей малых. По свидетельству летописцев, такого разорения в Киеве дотоле не бывало. Ясно, что славный богатырь не мог оставаться в стороне от битвы. Вновь пришлось ему взяться за оружие. Если судить по его ранениям, то он не стал легкой добычей врагов. Немало супротивников положил он в том смертельном бою.

Раны богатыря на руке и на груди были нанесены узким колющим оружием, скорее всего копьем или кинжалом. Любопытно, что еще в 1701 году странствующий священник Иван Лукьянов отмечал: «тут же (в пещере — С.Х.) видехом храброго воина Илью Муромца в нетлении под покрывалом златым, рука у него левая пробита копием». Другую рану на груди пилигрим не мог увидеть из-за золоченого покрывала.
Ученые датировали захоронение XII веком. Это тоже свидетельствует о правильности наших расчетов.

Все-таки встретился я с Ильей Муромцем. Конечно, не с самим, а с его скульптурным портретом, но суть дела от этого мало меняется. Я — один из немногих счастливцев, которым довелось увидеть былинного богатыря через 800 лет после его смерти. Все прежние изображения Ильи, знакомые нам по картинам, имели один недостаток — они не отражение действительности, а плод творческой фантазии художников. Этот же скульптурный портрет — результат пластической реконструкции внешнего облика богатыря по его сохранившимся останкам. Создатель портрета — ведущий специалист в этой области, криминалист и скульптор С. Никитин.

Портрет мастеру явно удался. В нем воплощение спокойной силы, мудрости, великодушия и умиротворения. В его глазах нет раскаяния, он бился за правое дело и не даром прожил жизнь. Сильные руки богатыря опираются не на булатный меч, а на монаший посох как символ последних лет его жизни, проведенных в монастыре.

Вновь спускаюсь по отполированным каменным ступеням в мрачное чрево катакомб Киево-Печерской лавры. Чувства, которые я испытываю, несколько отличаются от прежних. Снова останавливаюсь у гробницы Ильи из града Мурома. Сомнений больше нет, есть только твердая убежденность, что передо мной — прах славного былинного богатыря. В мозгу мгновенно возникает до боли знакомый с детства образ, он обретает конкретные очертания, превращается в портрет реального человека... Живого Ильи.

Киев — Муром — Москва — Киев

Сергей Хведченя, кандидат географических наук | Фото автора

Пока чиновники соседней страны спорят о родине былинного персонажа, наш корреспондент съездила в Муром и посмотрела на быт современных потомков русского богатыря.

Род на исходе?

Кому в России не известно село Карачарово - родина Ильи Муромца? У жителей города Мурома, к которому это село присоединили еще в шестидесятых годах прошлого столетия, имеется более конкретный адрес: улица Приокская, дом 279. На нем установлена табличка: "На этом месте, по преданию, стояла изба славного богатыря святого Ильи Муромца". Здесь живет пенсионерка Валентина Михайловна Гущина. Крестьянствует, как и ее далекий предок Илья.

Тятенька, когда был жив, всегда говорил: мы, Гущины, - потомки Ильи Муромца, на этом месте стоял его дом, - рассказывает Валентина Михайловна.

Она уходит в соседнюю комнату и выносит большой, размером со столешницу кухонного стола, старинный портрет в рамке. На фотографии под стеклом запечатлена пожилая пара. В фигуре седобородого старца, с благообразным светлым лицом обращают на себя внимание большие сильные руки.

Это мой прапрадед Афанасий, - продолжает хозяйка. - Он отличался богатырской силой. Бывало, везет на лошади сено в гору, лошадь встанет, выпрягает ее и везет сам. Жалеет скотину! А возы были чуть ли не со стог! А в кулачном бою ему не разрешалось драться руками: только - плечами, а руки закладывал за спину. В начале нашей улицы стоят старинные дома из красного кирпича. Там жили купцы, занимавшиеся судоходством. У одного утонул якорь. Афанасий взялся доставить его на место. Купец пообещал хорошо заплатить, да слова не сдержал. Мужик обиделся и проучил его: притащил якорь к воротам купеческого дома. Якорь был такой, что с места никто сдвинуть не мог.

У Валентины Михайловны есть внук Иван. Окончил Муромский промышленно-гуманитарный колледж, трудится на заводе имени Дзержинского по рабочей специальности, а весной собирается в армию. Обычно детей просят прочесть гостям стихи, а его, когда был маленьким, спрашивали: а что сделал Илья?
Самый младший потомок богатыря бойко отвечал: "В Муроме победил Соловья-разбойника, а в Киеве - печенегов!"

Мы - двадцать седьмое поколение Ильи Муромца, а роду почти тысяча лет, - уточняет Валентина Михайловна. - Всего было 500 потомков, сегодня нас осталось немного. Жив двоюродный брат по линии отца - Николай Константинович.

У Гущиной двое детей. Сын Алексей Шибаев был начальником участка в местной горэлектросети, сейчас сменил руководящую должность на рабочую. На днях у него родилась внучка Виктория. Дочь Татьяна Беляева длительное время работала начальником участка на Муромском заводе радиоизмерительных приборов, сейчас трудится здесь же в другой должности. И внуков тоже двое: Ваня - от дочери и Елена - от сына. Обоим детям - под пятьдесят, так что заводить по второму ребенку уже поздно. Неужели тысячелетний род Ильи сходит на нет?

Живительный родник

Ровная и широкая Ока немного отдаляется и уходит в сторону. А между рекой и улицей, где стоит дом Гущиных, "вклинивается" старица - озеро Лава. Рассказывают, при Илье река катила свои воды ближе к нижегородскому Навашину, а на месте сегодняшнего ее русла было большое поселение. Но Илья расширил ручей, и река пошла напрямую.

"Мы - двадцать седьмое поколение Ильи Муромца, а роду почти тысяча лет"

По преданию, приложил свои руки богатырь и к местной Троицкой церкви. Изначально она была деревянной с фундаментом из мореного дуба. Тяжелые дубовые бревна Илья сам вытаскивал из реки и заносил на гору.

В Карачаровском колодце воды столько, что рукой достанешь. Но особое место - у небольшого ключа под горой почти посредине Приокской улицы. "…30 лет и три года просидел Илья Муромец на печи, поднялся, напился из него воды и пошел бить врагов".

Родник "закован" в огромный металлический стакан с дном наверху и вытекает из него через трубу. Над ней летом нередко склоняются молоденькие солдатики - современные защитники Родины! Пьют с жадностью. Жарко! А вода, действительно, вкусная. В меру холодная, немного сладковатая, без постороннего привкуса.

Под нами - доломит, - поясняет местный житель Александр Федорович Горшков. - Вода проходит через него, как через фильтр, собирается и выбивается здесь.

С одиннадцати лет Горшков работал водовозом. Всю войну возил воду на фермы и конюшни колхоза "Ленинский путь". Легко сказать - возил! Раньше вода здесь собиралась в дубовый чан, а в чане были три окна. Из них воду начерпывали ведерным черпаком. Бочка у водовоза - на 40 ведер. Наполнит мальчишка ее и тащит в гору вместе с лошадью. И так за день раз шесть. Ну, чем не богатырь!

"Мифы" стали реальностью

Сколько себя помню, к нам всегда приезжали люди, - рассказывает Валентина Гущина. - Бывали туристы из Финляндии, Германии и даже Японии. Потянулись и наши паломники - хотели знать, где жил богатырь. В день по пять-шесть машин бывало. Откровенно говоря, иногда такое нашествие меня раздражало. А сейчас, когда туристов стало меньше, мне хочется, чтобы интерес к этому месту продолжал расти.

Мифотворчество! - заявила одна моя муромская знакомая, узнав, куда я отправляюсь в командировку.

А с мифотворчеством лет десять назад решил бороться настоятель старейшего мужского Свято-Благовещенского монастыря в Муроме отец Кирилл (Епифанов), к сожалению, трагически погибший в дорожной аварии в 2011 году. Для него было очень важно, чтобы изображение Ильи Муромца было не только каноническим. А рассуждал священнослужитель примерно так. Ко многим святым люди сегодня относятся как к сказочным героям. Взять хотя бы Николая-угодника. Также и с Ильей Муромцем. В памяти народной его образ опоэтизирован и сросся с мифами. И это сыграло с нами, сегодняшними, злую шутку: представить, что это реальная историческая личность, праведник, нам сложно.

В 2004 году, когда в Муроме готовились к празднованию 400-летия со дня преставления святой Иулиании Лазаревской, в селе Лазарево, недалеко от города, восстановили Никольский придел, подняли разоренное семейное захоронение ее родственников. С останками работал главный специалист Московского бюро судебно-медицинской экспертизы Сергей Никитин. Позже, побывав в его рабочем кабинете, священник увидел выставку бюстов известных исторических личностей, восстановленных по черепам по методу Сергея Герасимова, а среди них - бюст Ильи Муромца. Заказал специалисту еще два скульптурных "образа" для Киево-Печерской лавры и Муромского музея.

Оказалось, что рентгенологическое исследование Никитина в Киево-Печерской лавре доказало, что факты, ставшие сказаниями и былинами, очень близки к правде и принадлежат истории. Умер муромский богатырь предположительно в 1188 году в возрасте старше 50 лет. И не своей смертью, а в бою с половцами, защищая Киево-Печерскую лавру. У воина-монаха пробита левая рука, ключица и ребра, а удар врага пришелся ему прямо в сердце. А выявленные признаки патологических изменений позвоночника подтвердили, что Илья мог быть недвижим. Да и роста он был по тем временам действительно богатырского - около 177 сантиметров.

В Благовещенском соборе установили раку, куда перенесли часть мощей Ильи Муромца из Киево-Печерской лавры. А над ней повесили табличку, в которой содержалось научное описание результатов работы московского судмедэксперта. Но главное открытие было еще впереди!

Бюст первейшего защитника земли Русской Никитин сделал еще в 1989 году, а в 2007 году - впервые приехал к Гущиным. Увидел портрет прапрадеда хозяйки и буквально оцепенел от неожиданности. Как он похож на своего далекого предка!

Тем временем

Сотрудники министерства обороны Украины правили страницу в "Википедии" богатыря Ильи Муромца, дополнив графу "происхождение" информацией, что он мог родиться не в деревне Карачарово под Муромом, а в украинском селе Карачев. В ответ на это "Почта России" и театр-музей Ильи Муромца опубликовали точный адрес богатыря и объявили конкурс писем Илье Муромцу. Для участия в конкурсе необходимо послать письмо-открытку в Муромский театр-музей до 31 января по адресу: 602267, Владимирская область, город Муром, улица Коммунистическая, дом 33. Авторы лучших посланий получат бесплатные билеты на представления с участием Ильи Муромца и других богатырей, а также подарки.

Слово «богатырь» ассоциируется с недюжинной силой и смелостью. Но если задуматься глубже, мы легко увидим там кое-что ещё - слово «Бог» или «богатый». Русский народ подбирал слова с тщанием, так, что и через много столетий они открывают нам важные смыслы.

Слово «богатырь» появилось в летописях в XIII веке и стало обозначать человека, одаренного богатством, божественным изобилием сил. До него славяне использовали более однозначные слова: «храбр» или «хоробр», то есть «удалец».

Говорят, что сила богатырей по своему происхождению не только физическая. Они превосходят врага в том, что стоят на стороне правды. А Бог, как известно, «не в силе, а в правде». А тридцать лет, которые герой провел «на печи», следует понимать не как годы безделья и праздности, а как время научения смирению и подготовки к служению.

  • 1 Почему он сидел на печи?
  • 2 Прозвище Чоботок
  • 3 Цензурные упущения
  • 4 Потомки Ильи Муромца
  • 5 Муром или Моровск?
  • 6 На Западе

Почему он сидел на печи?

Из былин известно, что всё своё детство и отрочество Илья Муромец просидел на печи. Сообщается, что в 30 лет «не имел Илья во ногах хождения». Учёные, исследовавшие мощи святого, отметили в поясничном отделе искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках. Это значит, что в юности святой действительно мог страдать параличом.

«Калики перехожие», которые явились в былине к Илье, могли быть, по одной из версий, народными целителями, вправившими Илье позвонки и отпоившими его целебным отваром. А по другой, исцеление и сила - чудо, дарованное Илие Богом.

Прозвище Чоботок

«Илья Муромец» звучит куда серьёзнее и впечатляюще, чем «Илья Чоботок». Тем не менее, оба этих прозвища принадлежали святому преподобному Илие Печерскому. Чоботок - это, как известно, сапожок. Прозвище это получил Илия Муромец после того, как ему пришлось однажды оборонятся от неприятелей сапогом, который он надевал на ногу в момент, когда на него напали.

Вот как повествует об этом документ Киево-Печерского монастыря: «Есть также один великан или богатырь, называемый Чоботка, говорят, что на него напало однажды много неприятелей в то время, когда он надевал сапог, и так как второпях он не смог захватить никакого другого оружия, то начал защищаться другим сапогом, который еще не надел и им одолел всех, отчего и получил такое прозвище». Но это был не первый случай, когда Илье приходилось обороняться подобным оружием.

В одной из былин разбить разбойников без числа богатырю помог шлем: «И он начал тут шеламом помахивать, Как в сторону махнет - так тут и улица, Ай в другу отмахнет - дак переулочек».

Цензурные упущения

Не все связывают образ былинного Ильи Муромца со святым Илией, чьи мощи покоятся в пещерах Киево-Печерской Лавры. Такое разделение - на сказочного Илью и реально существовавшего человека - во многом произошло из-за советской власти, приложившей немалые усилия для того, чтобы сделать из святого сказочного героя-воина. Необходимо было секуляризовать этот образ, дехристианизировать его.

Например, именно в это время был искажен эпизод былины, в котором «калики перехожие» исцеляют Илью. В дореволюционном издании былины значилось, что «каликами» были Христос и два апостола. Советское же издание умалчивает об этом.

Потомки Ильи Муромца

Село Карачарово сейчас входит в состав города Мурома. А на месте, где стояла изба Муромца, недалеко от Троицкой церкви, куда герой таскал с Оки на гору мореный дуб, который не могла тащить лошадь, стоит дом сестер Гущиных. Улица Приокская, 279. Сестры Гущины считают себя потомками Ильи Муромца в 28 колене. Прапрадед сестер Гущиных Иван Афанасьевич наследовал богатырскую силу Ильи Муромца. Он мог легко тянуть на себе воз, если лошадь не справлялась. А местные власти в своё время запретили ему участие в кулачных боях из-за смертельной силы удара.

По другой версии, в боях этот человек все же участвовал, но с одним ограничением: связанными руками. Интересно, что недавно при чистке Оки нашли еще несколько древних мореных дубов в три обхвата каждый. Но не смогли вытащить на берег!

Муром или Моровск?

Не так давно в ученой среде велись страстные споры, и некоторые из оппонентов были убеждены, что родина святого - не Муром, а город Моровск (Моровийск) в Украине. «В славном городе во Муроме, во селе во Карачарове» - так былины рассказывают нам о месте рождения богатыря. Не раз и сам он вспоминает родные места, затерявшиеся среди дремучих лесов да непроходимых и топких болот.

В той же Черниговской области, что и Моровск, находится город Карачев, созвучный с Карачаровым. И даже село Девятидубье и река Смородинная. Однако сейчас место происхождения Ильи Муромца установлено точно. Это русский город Муром, село Карачарово.

На Западе

Удивительно, но святого Илию Муромца знают и на Западе, ведь он является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века, основанных, конечно, на более ранних сказаниях. В этих поэмах его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий, к тому же, по своей родине. В германском эпосе Ломбардского цикла, в поэме об Ортните, повелителе Гарды, дядя повелителя - Илья Русский (Ilian von Riuzen). Он участвует в походе на Судере и помогает Ортниту добыть невесту. С женой и детьми Илья не виделся почти год, и в поэме говорится о его желании вернуться на Русь.

Другой пример - скандинавские саги, записанные в Норвегии примерно в 1250 году: «Вилькина-сага» или «Тидрек-сага» из северного свода повествований о Дитрихе Бернском. У правителя Руси Гертнита было два сына от законной супруги Озантрикс и Вальдемар, а третий сын от наложницы - Илиас. Таким образом, Илья Муромец согласно этим сведениям, не более и не менее, а кровный брат Владимира - впоследствии Великого киевского князя.