Иван флягин главный герой повести очарованный странник. Природная сила Флягина

Написал повесть «Очарованный странник» во второй половине 19 века. Образ главного героя, которым стал Иван Флягин, описывает простого русского мужика. В его характере заключены основные черты менталитета и темперамента народа.

История создания

Творчество Николая Лескова было недооценено современниками. Критики часто распинали его сочинения. Писатель не угождал приверженцам традиций русской литературы и радикально настроенным читателям. Язык Лескова удивительно красноречив. Создаваемые им сюжеты по глубине драматизма не уступают романам Достоевского и Толстого. Повесть «Очарованный странник» демонстрирует многогранную личность с непростой судьбой.

Произведение написано в 1873 году. На его создание писателя вдохновило путешествие по Ладоге, Карелии и Валааму. Литератор побывал в монастыре и размышлял о жизни праведников. В этот момент его посетила идея написания произведения о богатыре-правдоискателе. Первым названием стало «Черноземный Телемак». Издательство, на публикацию в котором рассчитывал автор, отказалось принять повесть. Журнал «Русский мир» ответил согласием, но название пришлось сменить на «Очарованный странник».

В повести автор представляет русский характер персонажа, которого нельзя назвать идеалом для читателя. Противоречивая натура, бросающаяся в крайности, – это истинное описание бескорыстного героя. Мужчина демонстрирует доброту и суровость, простоту и хитрость, поэтический дух и дерзость. Иван Флягин способен на безумства, но в сложные минуты приходит на помощь нуждающимся. Такова широкая русская душа, не знающая границ и пределов.


В названии неспроста фигурирует эпитет «очарованный». Он добавляет персонажу поэтичности. Автор доверил герою мысли, мечтания и фантазии, транслируя через него думы и желания родного народа.

Повесть «Очарованный странник»

Специфика Ивана Северьяныча заключается в том, что он очарован магией жизни. Все, что происходит с ним, Флягин воспринимает как божественное провидение и чудо. У него нет конкретной цели существования, поэтому он черпает жизнь, наслаждаясь ее проявлениями. Биография героя непроста, но, появляясь каждый раз на новом месте, он воспринимает это как способ познания мира, а не банальную смену деятельности.

Характеристика внешности действующего лица говорит о том, что Иван Флягин и Илья Муромец имеют схожие черты. На вид мужчине не больше пятидесяти лет. Большой рост, смуглое лицо, длинные седые волосы делают его облик благородным и могучим, напоминая образы былинных богатырей. Флягин носит подрясник и черный колпак.


Простой и душевный, герой везде легко приживался, но не задерживался надолго. Его извечный поиск пристанища говорит не о легкомысленности и беспутстве. Мужчина неоднократно проявлял лучшие стороны характера, спасая семейство графа К. Преданность и верность продемонстрировал Иван в отношениях с князем и Грушей. Эти же качества он проявил, служа нянькой барской дочери. Герой торопится испробовать жизнь, увидеть как можно больше и прочувствовать ее по максимуму. Поэтому он сдался на волю течению жизни, и покорно следует направлению, которое оно задает.

Флягина не стоит считать слабым и пассивным. Мужчина принимает судьбу беспрекословно. Зачастую он не осознает, почему принимает то или иное решение, а совершает поступки, ориентируясь на интуицию и чувства. Иван принимает Бога, поэтому смерть часто обходит мужчину стороной. Герой не боится гибели, и в этом кроется секрет неуязвимости. Удерживая лошадей над пропастью, он остается невредим. Из петли его спасает цыган. Побывав в плену у татар, мужчина бежит в степь. Флягина будто охраняет высшая сила, и на войне пули мимолетом обходят героя.


Игру со смертью Иван Северьяныч объясняет большим количеством грехов. Осознавая свое грехопадение в течение жизни, он ждал гибели, но та не приходила. Флягин уверен, что смерть не хочет принимать его. Цыганка Груша, татарин, монах, убитые мужчиной, не позволяют отпустить грехи. Он уходит от ответственности, оставляя собственных детей, нажитых в плену.

Кажется, что Флягин – преступник, но на страшные поступки он шел не из мести или выгоды. Вымоленный сын умер по вине несчастного случая, а татарин отдал Богу душу в честной схватке с богатырем. Гибель Груши была на совести Северьяныча неспроста. Так или иначе, девушке суждено было умереть. Флягин стал ее проводником в иной мир, приняв на душу тяжелое бремя вины и спасая от самоубийства. Он не прошел испытание любовью, предложенное свыше.

Он просит прощения у Бога за жизненный путь. Герой – создатель собственной религии и жизненных ценностей. Честность остается его прерогативой. Мужчина рассказывает о судьбе без утайки. Общаясь с попутчиками, он предстает наивным простаком, который в случае необходимости вспоминает о свирепости и решительности. В борьбе со злом Иван Северьяныч не терпит несправедливости. Поэтому за замученную птицу легко отрубает кошке хвост.


Иллюстрация к повести "Очарованный странник"

Герой отправился в рекруты вместо юноши, которого не хотели отпускать родители, настолько сильно было его желание искупить свои грехи, умерев за родной народ. Пятнадцать лет он служил в армии на Кавказе под чужим именем. Грехи с течением лет давили на мужчину все более тяжким грузом. Большинство из них произошло из-за чрезвычайной энергичности и силы богатыря. Физические преимущества оборачиваются для Ивана недостатком. При этом он смел и патриотичен.

Флягин наделен духовной силой. Герой описан как оптимистичный персонаж, способный поступать так, как того требуют обстоятельства. Он готов выступить против олицетворения зла в любой момент. Для мужчины нет преград, за исключением принципов, которые он выстроил для себя сам.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение . Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись

В повести «Очарованный странник» заложена мудрость, присущая русскому народу, героям с необъятной душой. Автор вкладывает ее в уста главного действующего лица:

«А ты знаешь ли, любезный друг: ты никогда никем не пренебрегай, потому что никто не может знать, за что кто какой страстью мучим и страдает».

Со временем все сильнее начинает ценить Иван Флягин то, что преподносит ему жизнь. Он не разбрасывается людьми и старается каждому оказать посильную помощь.

В рассказе любовная линия больше напоминает болезненные отношения. Главный герой ценит женщин и чувства, которые они способны подарить:

«Женщина всего на свете стоит, потому что она такую язву нанесет, что за все царство от нее не вылечился, а она в одну минуту от нее может исцелить».

Кажется, за физической силой богатыря стоит железный дух. Он обретает своеобразный облик в глазах окружающих. На деле Флягин не бесчувственный. С каждым новым событием, описанным автором, это становится все очевиднее:

«Совсем я не каменный, а такой же, как все, костяной да жильный».

В центре школьного изучения творчества Лескова стоит повесть «Очарованный странник», о главном герое которой и пойдет дальше речь. «Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке … Этому новому нашему сопутнику, по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят, но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца в прекрасной картине Верещагина и в поэме графа А.К.Толстого», Таким предстает перед читателями Иван Северьяныч Флягин. с первых же строк автор дает понять, что его герой – истинный сын своего народа, тот, кто издавна считается его защитой и опорой) «русский богатырь». Ему пятьдесят три года, и позади целая жизнь) полная приключений, тревог, странствий. Рожденный крепостным, Иван Северьяныч был кучером у своего барина и беглым крепостным) был конокрадом и нянькой «девочки-воспитомки», десять лет жил среди татар, подчиняясь их обычаям, но когда попал на родину, был наказан за побег из крепостной неволи и выпущен на свободу; убил любимую женщину, служил под чужим именем в солдатах; награжденный за храбрость Георгиевским крестом и произведенный в офицеры, вынужден был служить в театре «демоном», и, наконец, «оставшись совсем без крова и без пищи», пошел в монастырь.

Вся жизнь Флягина прошла в пути, он странник, и странствия его еще далеко не закончены. И если отрешиться от всех внешних перипетий его судьбы, то его жизненный путь — путь к вере, к тому миропониманию и душевному состоянию, в котором мы видим героя на последних страницах повести: «мне за народ очень помереть хочется». Путь этот начинается не с рождения и даже не с момента самостоятельной жизни. Переломным моментом в судьбе Флягина стала любовь к цыганке Грушеньке. Это светлое чувство и стало основой нравственного роста, который претерпевает Иван Северьяныч. До встречи со своей любовью он, имея ростки добра в душе, часто бывал очень жесток. Случайно, из «форейторского озорства» убив монаха, запоров насмерть Савакирея из-за тяжбы с конем, Иван Северьяныч особенно не задумывается об этом, и мысли об убитых им людях не часто посещают его. Но даже когда к нему во сне является убитый им монашек, «плачущий, как баба», Флягин не воспринимает это как нечто ужасное и необычное, а спокойно говорит с ним, а проснувшись, «про все это забывает». И дело здесь не в том, что в характере Ивана Северьяныча жестокость, просто нравственное чувство в нем еще не развито, а вырасти человечности в его душе помогла любовь.
При первой же встрече красота Груши поражает Ивана Северьяныча в самое сердце: «Вижу Я разных знакомых господ ремонтеров и заводчиков и так просто богатых купцов и помещиков узнаю, которые до коней охотники, а промежду всей этой публики цыганка ходит этакая … даже нельзя ее описать как женщину, а точно будто как яркая змея, на хвосте движет и вся станом гнется, а из черных глаз так и жжет огнем … «Вот она, думаю, где настоящая-то красота, что природы совершенство называется»» (136-137). А потом Груша, купленная «переменчивым» князем за пятьдесят тысяч и почти сразу же оставленная им, находит в княжеском слуге подлинное душевное, дружеское участие. «Один ты И любил меня, мил сердечный друг мой» (163), — скажет она Ивану Северьянычу перед смертью. Это не была любовь мужчины к женщине, но христианская любовь брата к сестре, полная самоотверженного сострадания. Любовь «ангельская», как назовут это в рассказе «Несмертепьный Голован». Флягин убивает Грушу, чтобы спасти от тяжкого греха: самоубийства и убийства того ребенка, что она носила под сердцем, убийства вероломного князя и его молодой жены. Душераздирающая сцена прощания Ивана Северьяныча с Грушей может быть названа кульминацией нравственного пласта повести, потому что все предыдущее в жизни Флягина эта святая любовь «зачеркнула», и герой становится другим, строит свою жизнь по иным, нравственным законам. Эта христианская любовь человека к человеку, «высокая страсть, начисто свободная от эгоизма», указала герою его дальнейший путь — «прямой путь к любви, еще более широкой и всеобъемлющей, любви к народу, к Родине. Нравственный подвиг самопожертвования, совершенный Иваном Северьянычем ради Грушеньки, является первым в ряду проявлений стойкости, героизма и самоотречения. Это и спасение от солдатчины единственного сына старичков Сердюковых, и пятнадцать лет службы «за веру» на Кавказе под чужим именем, с выполнением самых опасных заданий, и великие пророчества в монастыре о грядущей войне, и желание «умереть за народ». Великая жертвенная любовь к одному человеку заложила в душе Ивана Северьяныча любовь ко всем людям, к своему народу, ответственность за его судьбу: «И я исполнился страха за народ свой русский и начал молиться и всех других.» стал со слезами увещевать, молитесь, мол, о покорении поднозе царя нашего всякого врага и супостата, ибо близ есть нам всегубительство. И даны были мне слезы, дивно обильные!» все я о родине плакал».

Иван Северьяныч полюбил «отдельного человека» и только потом «человечество вообще-‘, и это именно тот путь, которым надо идти любому, кто следует заповедям Христа. Может быть, именно эту способность интуитивно угадать верный путь добра и следовать ему и имел в виду Лесков, когда в последних строках повести говорил о Боге, «скрывающем судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающем их младенцам» (179). Несмотря на свое физическое и духовное богатырство Иван Северьяныч Флягин -младенец, «очарованный» жизнью И ее поэзией, окружающим миром и его бесконечной красотой. Ивана Северьяныча в повести не раз называют «дураком», проверяют, «не поврежден ли он в рассудке», он человек, не слишком образованный, далекий от книжной мудрости, но наделенный глубокой духовно, ему открывались пути приобщения к высшим тайнам бытия», Иван Северьяныч мудр сердцем, и в этом его сила. «Чистое сердце», богатый душевный мир в сочетании с детским взглядом на жизнь, не замутненным ни наукой, ни «теориями, которые носятся в воздухе», дают герою Лескова «Бога узрить», увидеть всю красоту мира и быть очарованным ею. У Флягина удивительный дар к описанию всего, что дорого его душе: и родной деревни в праздник, и Грушеньки, и красавицы кобылы Дидоны: «у нас была куплена с завода кобылица Дидона, молодая, золото-гнедая, для офицерского седла, Дивная была красавица: головка хорошенькая, глазки пригожие, .. .гривка легкая, грудь меж плеч ловко, как кораблик, сидит, а в поясу гибкая, и ножки в белых чулочках легкие, и она их мечет, как играет», Его описания полны искреннего чувства и подлинной поэзии, По-детски наивно, непосредственно и практично отношение Флягина к христианской религии, В своем уповании на освобождение из плена Иван Северьяныч часто прибегает к Богу: » .. ,и начнешь молиться.. , и молишься.. , так молишься, что даже снег инда под коленами протает, и где слезы падали — утром травку увидишь», Такая вера безгранична, но она не фанатична, Лесковский герой не позволяет увлечь себя никакими мифами, как бы авторитетны они ни были, Любые понятия проходят проверку практикой самой жизни, Порой Иван Северьяныч испытывает сомнения и молиться прекращает, но не перестает верить,
Мудрый и наивный, сильный и кроткий, привыкший на все жизненные события отвечать сердцем, а не построениями ума, выросший на народной русской почве и ставший
олицетворением нации, «очарованный странник» расстается с нами в пути, в преддверии
новых дорог. Повесть завершается на ноте исканий, «несет в себе победительное оптимистическое начало»», веру в задушевное богатство русского народа и в его силу преодолеть слишком часто встречающиеся на его историческом пути препятствия.

Образ Ивана Флягина в повести “Очарованный странник”

В повести “Очарованный странник” Лесков создает совершенно особый, не сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней потеряться. Это - Иван Северьяныч Флягин, “очарованный странник”; он “очарован” сказ­кой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконе­чен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми - будь то дикие киргизы или стро­гие православные монахи; он настолько гибок, что согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю несколько жен, принимает как должное жестокую “опера­цию”, которую с ним проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость: “Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали”. Но несмотря на такую ужив­чивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может пока­заться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда он спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест оби­тания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до послед­ней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует ее течению. Но это - не следствие ду­шевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно пола­гаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хра­нит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татари­ном; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин го­ворит о себе, что он “всю жизнь погибал, но не мог погибнуть”, и объясняет это тем, что он - “большой грешник”, которого “ни земля, ни вода принимать не хочет”. На его совести - смерть мо­наха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его “искушают бесы”. Но ни один из его “греховных” поступков не порожден ненавистью, ложью, жаж­дой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного слу­чая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью со­знавая, что он совершает убийство... Понимая неминуемость смер­ти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. “Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подня­ла”, - умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с дру­гими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост, как младенец, но когда он борется с не­справедливостью и злом, он может быть решительным и даже жес­токим. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отре­зает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему “за народ очень помереть хочется”, и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.

Флягин - необыкновенно одаренный человек, для него нет ни­чего невозможного. Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара - всегда ощущать радость - заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.

Сочинение


Лесков в своей замечательной повести "Очарованный странник" формирует абсолютно неповторимый, несопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, до такой степени органично слившегося с переменчивой стихией жизни, что ему не боязно в ней запутаться.

Иван Северьяныч Флягин - "очарованный странник"; он "очарован" сказкой жизни, ее магией, потомуто для него в ней не имеется пределов. Этот мир, который герой воспринимает как чудо, бесконечен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой конкретной цели путешествия, ибо жизнь - неисчерпаема. Каждое новое пристанище Флягина - это очередное открытие жизни, а не просто смена того или иного занятия.

Повесть Лескова "Очарованный странник" была написана во второй половине XIX века. В центре этого произведения - жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты народного характера русского человека.

Лесков отмечает внешнее сходство Ивана Северьяновича с легендарным героем былин Ильей Муромцем. "Это был человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком черном суконном колпачке… Этому новому нашему спутнику… по виду можно было дать с небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца…",- пишет Лесков.

Но, несмотря на такую уживчивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может показаться, что Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и верность он доказывал не раз - и тогда, когда спас от неминуемой гибели семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, - а столь частая смена мест обитания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до последней капли. Он настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует по ее течению.

Но это - не следствие душевной слабости и пассивности, а полное приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках, интуитивно полагаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем.

И высшая сила, перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хранит. Иван неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели, удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает верх в поединке с татарином; бежит из плена; спасается от пуль во время войны. Флягин говорит о себе, что он "всю жизнь погибал, но не мог погибнуть", и объясняет это тем, что он - "большой грешник", которого "ни земля, ни вода принимать не хочет". На его совести - смерть монаха, татарина и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских жен, его "искушают бесы". Но ни один из его "греховных" поступков не порожден ненавистью, ложью, жаждой личной выгоды. Смерть монаха - результат несчастного случая, Савакирея Иван засек до смерти в честном бою, а в истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью сознавая, что он совершает убийство… Понимая неминуемость смерти цыганки, он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. "Ты поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня, чтобы я на себя руку подняла", - умоляет его несчастная Груша.

У Ивана собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с другими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост как младенец, но, когда он борется с несправедливостью и со злом, он может быть решительным и даже жестоким. За истязание птички он наказывает барскую кошку и отрезает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему "за народ очень помереть хочется", и он отправляется на войну вместо юноши, с которым не в силах расстаться родители.

Причиной многих поступков Флягина была огромная природная сила, которая "так живчиком и переливается" по его жилам. И эта неуемная энергия толкает его на самые безрассудные поступки. Монаха, заснувшего на возу с сеном, он погубил случайно, в азарте быстрой езды. И хотя в молодости Ивана не слишком тяготит этот грех, с годами он начинает чувствовать, что когда-нибудь ему придется его искупить.

Но мы видим, что богатырская мощь, ловкость и быстрота героя - это не всегда разрушающая сила. Когда еще совсем мальчиком Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их повозка чуть не срывается в пропасть. Он останавливает лошадей, спасает своих хозяев, хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва. "Не знаю, жалко ли мне господ или себя стало, но только я, видя неминуемую гибель, с подседельной бросился прямо на дышло и на конце повис… Тут только я опомнился и пришел в страх, и руки у меня оторвались, и я полетел и ничего уже не помню…"

Иван демонстрирует свою удаль, когда вступает в поединок с татарином. Опять же из-за безрассудного удальства попадает он в плен к татарам. В плену он тоскует по родине: "… домой хочется… тоска делалась. Особенно по вечерам, или даже когда среди дня стоит погода хорошая, жарынь, встану тихо, вся татарва от зною попадает по шатрам и спит, а я подниму у своего шатра полочку и гляжу на степи… Зришь сам не знаешь куда, и вдруг пред тобой отколь ни возьмется обозначается монастырь или храм, и вспомнишь крещеную землю и заплачешь".

Флягин - недюжинно наделенный и духовной и физической силой человек, для которого ничего неосуществимого нет. Секрет его силы, неуязвимости и поразительного дарования - все время испытывать радость - состоит в том, что он в любой ситуации поступает так, как этого требует обстановка. Флягин находится в гармонии с обществом, когда окружение слажено, он готов сразиться с лихом, встающим на его дороге.

На образе "очарованного богатыря" Ивана Флягина Лесков раскрывает перед нами качества русского национального характера. Данный персонаж далеко не безупречный, ему характерна противоречивость: он бывает и добросердечен, и беспощаден; и примитивен, и хитроумен; совершенен и несерьезен; поэтичен и дерзок. Иногда свершает безумные действия, но и доставляет людям добро. В образе Флягина весьма неплохо изображена широта русской натуры, ее, если можно так сказать, безмерность.

Другие сочинения по этому произведению

Загадочная русская душа" в повести Н. Лескова "Очарованный странник Анализ эпизода из повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Анализ эпизода «Происшествие с Грушей» (повесть Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём очарование Ивана Флягина? (поповести Н. С. Лескова «Очарованный странник») В чём смысл названия повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»? Женские образы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Жизненный путь Ивана Флягина (по повести Н. С. Лескова «Очарованный странник») Иван Флягин - правдоискатель земли русской (по повести Н. С. Лескова "Очарованный странник") Иван Флягин в повести Лескова "Очарованный странник" Иван Флягин — главный герой повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Иван Флягин – образ, воплощающий черты русского национального характера Кто такой Иван Северьяныч Флягин: грешник или праведник? Мир образов Лескова Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Образ Ивана Флягина в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Образ Флягина Очарованный странник - самый значительный герой Н. С. Лескова Почему повесть Н. С. Лескова названа «Очарованный странник»? Праведен или грешен Иван Флягин Россия в повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" Русский национальный характер в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский национальный характер — цель изображения повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Русский характер в рассказах Н. С. Лескова Свобода и необходимость в "Войне и мире" Л. Н. Толстого и "Очарованном страннике" Н. С. Лескова Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Своеобразие авторского подхода к изображению героя в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник» Смысл названия повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Смысл странствий Ивана Флягина (По очерку Лескова «Очарованный странник») Странник Лескова Творчество Н.С. Лескова (Рассказ "Очарованный странник") Тема странничества в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник». Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова "Очарованный странник" Анализ текста повести «Очарованный странник» Какие черты русского национального характера воплощены в Иване Северьяновиче Флягине Жанр, сюжет, композиция, образ главного героя Характеристика Ивана Флягина в повести Лескова «Очарованный странник» Житие русского грешника в повести «Очарованный странник» Смысл слова «Странник» в одноименной повети Лескова Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере«Очарованный странник») Сюжет и проблематика повести “Очарованный странник” Жизненные перипетии главного героя повести «Очарованный странник» Традиции древнерусской литературы в повести «Очарованный странник» Иван Северьяныч Флягин человек особенный, исключительный, странной и необычной судьбы Загадки лесковского сказа на примере повести «Очарованный странник» Законы художественного мира Лескова Флягин - характеристика литературного героя Русские праведники в произведениях Н.С. Лескова (на прмиере «Очарованный странник») Образ Ивана Флягина в повести Н. Лескова "Очарованный странник" Образ Флягина в повести «Очарованный странник» Сюжет повести Лескова «Очарованный странник» Повествовательная организация повести «Очарованный странник» Смысл названия повести Николая Лескова “Очарованный странник” Герой повести-очерка Лескова «Очарованный странник»

"Очарованный странник" - повесть Лескова, созданная во 2-й половине 19 столетия. В центре произведения - изображение жизни простого русского мужика по имени Флягин Иван Северьянович. Исследователи сходятся на том, что образ Ивана Флягина вобрал в себя основные черты русского народного характера.

В повести Лескова представлен абсолютно новый тип героя, несопоставимый ни с каким другим в русской литературе. Он настолько органично слился со стихией жизни, что не боится запутаться в ней.

Флягин - "очарованный странник"

Автор назвал Флягина Ивана Северьяныча "очарованным странником". Этот герой "очарован" самой жизнью, ее сказкой, магией. Именно поэтому для него нет пределов. Герой воспринимает мир, в котором живет, как настоящее чудо. Для него он бесконечен, равно как и его странствие в этом мире. У Флягина Ивана нет какой-то конкретной цели в жизни, она для него неисчерпаема. Этот герой воспринимает каждое новое пристанище как очередное открытие на своем пути, а не просто как смену занятия.

Внешность героя

Автор отмечает, что его персонаж имеет внешнее сходство с Ильей Муромцем, легендарным героем былин. Иван Северьянович отличается огромным ростом. У него открытое смуглое лицо. Волосы этого героя густые, волнистые, свинцового цвета (его проседь отливала этим необычным цветом). Флягин носит подрясник послушника с монастырским поясом, а также высокий суконный колпачок черного цвета. По виду герою можно дать немногим более пятидесяти лет. Однако он, как отмечает Лесков, был богатырем в полном смысле этого слова. Это добрый, простодушный русский богатырь.

Частая смена мест, мотив бегства

Несмотря на свою уживчивую натуру, Иван Северьянович не задерживается долгое время нигде. Читателю может показаться, что герой непостоянен, легкомыслен, неверен как себе, так и другим. Не поэтому ли Флягин скитается по миру и никак не может отыскать себе пристанища? Нет, это не так. Герой не раз доказывал свою верность и преданность. К примеру, он спас семью графа К. от неминуемой гибели. Таким же образом богатырь Иван Флягин проявил себя в отношениях с Грушей и князем. Частая смена мест, мотив бегства этого героя объясняются отнюдь не тем, что он недоволен жизнью. Наоборот, он жаждет испить ее сполна. Иван Северьянович так открыт жизни, что она как будто сама несет его, а герой лишь следует по ее течению с мудрой покорностью. Однако не следует понимать это как проявление пассивности и душевной слабости. Эта покорность является безоговорочным принятием судьбы. Образ Ивана Флягина характеризуется тем, что герой нередко не отдает отчета в собственных поступках. Он полагается на интуицию, на мудрость жизни, которой во всем доверяет.

Неуязвимость для смерти

Может быть дополнена тем, что герой честен и открыт перед высшей силой, и она за это вознаграждает и оберегает его. Для смерти Иван неуязвим, он всегда к ней готов. Ему каким-то чудом удается спасти себя от гибели, когда он удерживает лошадей на краю пропасти. Затем цыган вынимает Ивана Флягина из петли. Далее герой побеждает в поединке с татарином, после чего бежит из плена. Во время войны Иван Северьянович спасается от пуль. Он говорит о себе, что погибал всю жизнь, однако никак не мог погибнуть. Герой объясняет это своими большими грехами. Он считает, что ни вода, ни земля не хотят его принимать. На совести Ивана Северьяновича - смерть монаха, цыганки Груши и татарина. Герой с легкостью бросает своих детей, родившихся от татарских жен. Также Ивана Северьяновича "искушают бесы".

"Грехи" Ивана Северьяныча

Ни один из "греховных" поступков не является порождением ненависти, жажды личной выгоды или лжи. Монах погиб в результате несчастного случая. Иван до смерти засек Савакирея в честном бою. Что касается истории с Грушей, то герой поступил согласно велению совести. Он понимал, что совершает преступление, убийство. Иван Флягин осознавал, что смерть этой девушки неизбежна, поэтому он решил взять грех на себя. При этом Иван Северьянович решает вымолить в будущем прощение у Бога. Несчастная Груша говорит ему, что он еще поживет и отмолит Богу и ее, и свою душу. Она сама просит убить ее, чтобы не совершить самоубийство.

Наивность и жестокость

У Ивана Флягина своя мораль, своя религия, однако в жизни этот герой всегда остается честным как с самим собой, так и с другими людьми. Рассказывая о событиях своей жизни, Иван Северьянович не утаивает ничего. Душа этого героя открыта как для случайных попутчиков, так и для Бога. Иван Северьянович прост и наивен как младенец, однако во время борьбы со злом и несправедливостью он может быть весьма решительным, а порой и жестоким. К примеру, он отрезает хвост барской кошке, наказывая ее так за истязание птички. За это Иван Флягин сам жестоко наказан. Герою хочется "помереть за народ", и он решает пойти на войну вместо одного юноши, с которым не могут расстаться родители.

Природная сила Флягина

Огромная природная сила героя является причиной его поступков. Эта энергия побуждает Ивана Флягина на безрассудства. Герой случайно убивает монаха, который заснул на возу с сеном. Это происходит в азарте, во время быстрой езды. В молодости Ивана Северьяновича не очень-то тяготит этот грех, однако с годами герой начинает ощущать, что ему придется когда-нибудь искупить его.

Несмотря на этот случай, мы видим, что быстрота, ловкость и богатырская сила Флягина не всегда являются разрушительной силой. Будучи еще совсем ребенком, этот герой едет в Воронеж вместе с графом и графиней. Во время поездки повозка едва не срывается в пропасть.

Мальчик спасает хозяев, остановив лошадей, однако самому ему едва удается избежать смерти после падения с обрыва.

Смелость и патриотизм героя

Иван Флягин демонстрирует смелость и во время поединка с татарином. Вновь из-за своего безрассудного удальства герой оказывается плененным татарами. Иван Северьянович тоскует по своей родине, находясь в плену. Таким образом, характеристика Ивана Флягина может быть дополнена его патриотизмом, любовью к родине.

Секрет оптимизма Флягина

Флягин - человек, наделенный недюжинной физической и духовной силой. Именно таким его изображает Лесков. Иван Флягин - человек, для которого нет ничего невозможного. Секрет его неизменного оптимизма, неуязвимости и силы заключается в том, что герой в любой, даже самой сложной ситуации поступает именно так, как требует обстановка. Жизнь Ивана Флягина интересна и тем, что он находится в гармонии с окружающими и готов в любое время сразиться с лихом, которое встанет у него на дороге.

Черты национального характера в образе Флягина

Лесков раскрывает перед читателями качества национального создавая образ Ивана Флягина, "очарованного богатыря". Этого персонажа нельзя назвать безупречным. Скорее, ему свойственна противоречивость. Герой бывает как добр, так и беспощаден. В одних ситуациях он примитивен, в других хитроумен. Флягин бывает дерзок и поэтичен. Порой он совершает безумные поступки, однако он делает и добро людям. Образ Ивана Флягина - олицетворение широты русской натуры, ее безмерности.