Нравственные проблемы в повести А.Пушкина «Станционный смотритель. А.С

Пушкин «Станционный смотритель» - сочинение на тему «Ответственность родителей и детей друг перед другом».

В повести «Станционный смотритель» А. Пушкин рассказывает историю бедного чиновника низшего класса - Самсона Вырина. В основу сюжета положена трагедия жизни этого «маленького» человека, который, несмотря на тяжелые жизненные условия и унизительный труд, вполне счастлив и не жалуется на судьбу, ведь он не привык получать от нее подарки. В этом произведении писатель поднимает вечную общечеловеческую проблему взаимоотношений родителей и их детей.

Вырин воспитывает четырнадцатилетнюю дочь и работает станционным смотрителем. Работа героя довольно сложная, ведь все жалобы, обиды и ругань проезжающих обрушиваются именно на него. Злость, накопленную в дороге, путники срывают на Самсоне, иногда избивая его. Единственной радостью в жизни смотрителя является его любимая дочка. Дуня при возможности помогает отцу, сглаживая конфликты с приезжими. Однажды в размеренную жизнь смотрителя врывается проезжавший мимо офицер Минский, который влюбился в Дуню и увез ее втайне от отца.

Девушка оказывается в Петербурге, а Вырин в это время не находит себе места и заболевает. Тоска по дочери и осознание вины перед ней не дает ему покоя. Самсон чувствует, что не уберег дочь. Тогда он решается найти ее и вернуть, но Минский дважды прогоняет его. Вырин увидел, что Дуня живет в хороших условиях, но от этого ему только больней за дочь - он уверен, что гусар рано или поздно бросит ее, ведь они принадлежат к разным социальным сословиям. Для Самсона любовь гусара к простой девушке не представляется возможной, поэтому он искренне жалеет дочь, изводя себя изо дня в день. Вырин от горя спивается и вскоре умирает. Писатель не осуждает героя за узость его взглядов, а лишь пытается понять и объяснить природу его поведения.

А. Пушкин воплотил в образе смотрителя жизнь «маленьких людей», бесправную и полную страданий. В повести глубоко раскрывается мотив вины родителя перед ребенком и ребенка перед родителем. Писатель не наделил главного героя каким-то определенным пороком, но наивный Самсон целиком сосредоточен на своем маленьком счастье. Он эгоистичен в своем желании избегать любых конфликтов, пользуясь привлекательностью дочери. Ему хочется жить в уюте и спокойствии, но герой забывает об ответственности перед дочкой. Вырин не пренебрегает возможностью использовать ее обаяние для смягчения гнева приезжих. Так Дуня привыкает ко лжи, к услужливости перед всеми, чей социальный статус выше ее. Конечно, вскоре это оборачивается против отца. Простодушный смотритель ждет возвращения своей дочери, он готов простить ее, ведь в ней заключается весь смысл его жизни. Но несчастный, обиженный отец остался в одиночестве. Счастливая жизнь Дуни с детьми не оправдывает ее поведения, а раскаяние приходит к ней с запозданием - решившись проведать отца, она застает лишь его могилу. Всю оставшуюся жизнь ее спутником будет чувство вины.

А. Пушкин поднимает тему благодарности и ответственности детей перед своими родителями. Трогательная любовь Самсона к своей единственной дочери и ее неблагодарное поведение в ответ стало для героя трагедией, погубившей его. Дуня любила отца и не забыла о нем, но все-таки уехала, оставив его одного и ни разу не проведав. Писатель призывает нас быть гуманными, не забывать о своих детях и родителях, ведь человеческий долг заключается в том, чтобы заботиться друг о друге независимо от обстоятельств.

Королькова Елена Викторовна
Учебное заведение: МБОУ Школа №7 имени Береста А.П.
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2017-09-26 Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» Королькова Елена Викторовна Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику.

Просмотреть свитедельство о публикации

Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»

Решаемые учебные проблемы:

цели для учителя:

Актуализировать понимание и оценки ранее изученных произведений А. С. Пушкина, сопоставить с ними повесть «Станционный смотритель», определить своеобразие его содержания и проблематику. В процессе изучения текста подвести учеников к определению проблем, затронутых автором в повести, сопоставив проблемы повести с библейской притчей о блудном сыне, и о том, что определяет поведение человека в решении сложных жизненных ситуаций.

Задачи для учеников:

Определить, чем отличается повесть «Станционный смотритель» от библейской притчи о блудном сыне, выяснить особенность сюжета, заложенного в основу повести, назвать способы создания и характеристики образов главных героев, определить проблемы произведения, выяснить, какими нравственными ценностями должен обладать человек, как складываются отношения между отцом и дочерью и какие должны быть взаимоотношения родителей и детей в семье, авторскую позицию в их раскрытии, определить свою позицию в оценке выбора нравственных жизненных основ героев произведения, а также в определении собственных жизненных принципов.

Результаты обученности школьников на этом уроке:

Личностные:

— совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

— умение определить нравственные ценности произведения;

— умение обоснованно выбирать собственные жизненные основы с позиций их ценностей для людей.

Метапредметные:

— умение понимать проблему и конфликт внутри её;

— умение сопоставлять различные источники информации с целью нахождения в них совпадения;

— умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

— умение выделять причинно — следственные связи в определении выводов и заключений;

— умение анализировать источник информации, использовать его в самостоятельной деятельности.

Предметные:

— понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных нравственных ценностей и их современное звучание;

определение в произведении изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;

— умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

— понимать образную природу литературы как явления словесного искусства.

Тип урока по форме: диалогический.

Технология: коммуникативно-диалоговая.

Форма организации деятельности учащихся: аналити­ческая работа с художественным текстом, беседа, работа с таблицами.

Основные виды деятельности учителя: организация по­исковой аналитической беседы, развитие логического мышления, устной и письменной речи.

Оборудование урока: текст повести «Станционный смотритель», интерактивная доска для организации работы учеников с заполнением таблицы, словари для знакомства со значением некоторых слов из текста рассказа.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле

ХОД УРОКА

Предтекстовой фрагмент урока.

1-й этап. Вхождение в тему урока.

Учитель информирует школьников о теме урока, об учебном материале, которым будут пользоваться на уроке как источнике информации, об общих целях и задачах урока, об использовании на уроке интерактивной доски, об основных видах деятельности учеников на уроке (организационный момент).

2-й этап. Подготовка школьников к восприятию нового произведения.

Учитель: В предыдущие годы изучения творчества А. С. Пушкина мы знакомились с разными произведениями. Давайте вспомним их.

Учитель: Прочитайте слова, записанные на доске. Это эпиграф нашего урока.Как вы понимаете эти слова?
Что значит почитать родителей?(Любить, уважать, не оскорблять ни словами, ни поступками, помогать им, слушаться их, заботиться о них, а также молиться за них Богу).

Тема нашего сегодняшнего урока «Нравственные проблемы в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».(Запишите тему урока.)
Что такое проблема?

Проблема – сложный вопрос, требующий исследования, разрешения.

Что такое нравственность?

Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Запись на доске: Нравственность

Учитель: Над чем вас заставила задуматься повесть?
Ученик : Над проблемой отношения детей и родителей(Запишем её в тетрадь.)
Учитель: Произведение называется «Станционный смотритель».
— Как вы понимаете смысл названия?
— Что такое станция во времена Пушкина?

Ученик : Станция – это место, где останавливались проезжающие, чтобы сменить лошадей.
Учитель: -Кого называли смотрителями?
Ученик: Смотритель – начальник почтовой станции.
. Сегодня на уроке мы попробуем разобраться в том, какой поступок мы называем нравственным, а какой безнравственным. Для начала посмотрим, что такое нравственность.

Нравственность – 1. Совокупность норм, определяющих поведение человека // Поведение человека, основывающееся на таких нормах; 2. Моральные качества, то есть качества, определяющие поведение человека, его поступки, добрые или злые.

Учитель: — Зачитайте, что об этой должности говорит автор?

Ученик: «Сущий мученик 14 класса, ограждённый своим чинно токмо от побоев, и то не всегда».
Учитель: Почему автор называет станционного смотрителя «сущим мучеником»?
Таким образом, станционный смотритель – это чиновник самого низшего класса, которого каждый может обидеть и унизить, некому защитить такого человека, к унижению и издевательствам он привык.Главный герой — станционный смотритель, Самсон Вырин маленький, бессильный человек, никто его не послушает и не услышит.
Я назвала Самсона Вырина «маленьким» человеком.
— В каком значении употреблено это слово?
— Какую ещё проблему поднимает А.С.Пушкин в своём произведении?
Ученик: Проблема отношений чинов, низших и высших, проблема отношений сильных и слабых мира сего, проблема «маленького» человека.(записать в тетрадь)

Учитель: — Кто из героев повести является виновником страданий Самсона Вырина?

Ученик: Минский

Учитель: — Как вы думаете, в чем отличие образа Дуни от образа Минского и в чем их сходство? — Как бы я поступил на месте смотрителя? Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему он не боится, что смотритель будет на него жаловаться и почему же Самсон не жалуется

Ученик: Бесполезно, так как смотритель – мелкий чиновник, никто его не послушает.
Учитель: – Что показал Пушкин во взаимоотношениях Вырина и Минского? (социальное неравенство, судьбу маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не все в этом мире продается и покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (смятые ассигнации)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он маленький человек)

А.С.Пушкин первым в русской литературе поднял проблему «маленького» человека, которую продолжил Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский и другие русские писатели. Но первым это сделал А.С.Пушкин. Его герой — человек обыкновенный, чиновник низшего класса, сумевший вызвать сочувствие читателя.

Запись на доске: Маленький человек – это герой литературного произведения, который относится к среднему или низшему социальному строю, но обладает часто высокими душевными и духовными качествами.

Учитель : Рассказчик, молодой человек, Иван Петрович Белкин, от чьего лица ведётся повествование, оказался на почтовой станции.

— Каким он увидел Самсона Вырина?

ченик : Это человек лет пятидесяти, свежий и бодрый, в длинном зелёном сюртуке с тремя медалями на полинялых лентах.

Учитель: Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.

Ученики: Робкий-«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый-«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий- «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

— Что изменилось в этом портрете? (

«Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

– Но Вырин сам отпустил Дуню с Минским прокатиться до церкви. Почему?

Не мог предположить, что за добро отплатят злом.

– Пробовал ли Вырин вернуть Дуню?

Да, Вырин пешком пошел в Петербург и там нашел свою дочь.

– Почему его попытки не увенчались успехом?

Бороться с Минским он не может. В первую встречу в Петербурге Минский пытается откупиться от него, а уже во вторую выгоняет за дверь со словами: «Что ты за мной всюду крадешься, как разбойник? Пошел вон!»

– Каким мы представляем себе Вырина в этот момент?

Очень несчастным человеком, униженным.

– Почему Минский считает вправе сказать человеку, вдвое старше его, отцу его жены: «Пошел вон!»?

Минский богач, аристократ, а Вырин – «маленький чин», бедный смотритель почтовой станции.

– Почему Вырин не пошел жаловаться на Минского?

У него нет никаких прав, связей, он понимал бессмысленность такой попытки.

Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью. Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную… продолжал пошептом читать…» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

Произносит вслух слова- старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

— В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. (Первый и второй приезды заключают в себе немало общего. Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?)
Нет. Нет Дуни, на окнах не было цветов, и всё кругом показывало ветхость и запустение.
— А сам смотритель остался прежним или изменился?(Он постарел. Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина, хилый старик.)
— В чём причина такой перемены? Расскажите, что случилось с Дуней?

Ученик: На станцию прибыл молодой офицер, который очень спешил и гневался, что долго не подают лошадей, но, увидев Дуню, смягчился и даже остался ужинать. Когда же лошади прибыли, офицер внезапно почувствовал сильное недомогание. Приехавший лекарь нашёл у него горячку и прописал полный покой. На третий день офицер был уже здоров и собрался уезжать. День был воскресный, и он предложил Дуне довезти ее до церкви. Отец позволил дочери поехать, не предполагая ничего худого, но все же им овладело беспокойство, и он побежал к церкви. Обедня уже кончилась, молящие расходились, а из слов дьячка смотритель узнал, что Дуни в церкви не было. Вернувшийся вечером ямщик, вёзший офицера, сообщил, что Дуня отправилась с ним до следующей станции. Смотритель понял, что болезнь офицера была притворной, и сам слёг в сильной горячке.
Учитель: — Как смотритель начинает бороться за свою дочь?
Ученик: «Едва оправясь от болезни, смотритель выпросил у почтмейстера отпуск на два месяца и, не сказав никому ни слова о своем намерении, пешком отправился за своею дочерью».
Учитель: — Что происходит в Петербурге?
Ученик: Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Отца не пустили даже на порог. Бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, и тягаться ему с сильными мира сего бесполезно.
Учитель: — Почему смотритель так переживает за Дуню, ведь она живет в роскоши и богатстве?
Всякое случается. Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…

Учитель: Мы все время говорим о Самсоне Вырине, но героиней повести является Дуня. Составьте портрет Дуни. Расскажите, какое впечатление производит на гостя девушка? В каких словах выражается это отношение?
Ученик : Белкина поразила красота 14-летней девочки, он замечает в её поведении самолюбование, стремление понравиться гостю: он даже называет её «маленькой кокеткой». Дуня ведёт себя с гостем без робости и даже позволила поцеловать себя на прощание.

Учитель : Как смотритель относится к дочке?

Ученик : С любовью, он гордится ею. «Такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать»

Учитель : Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний, внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где живут эти добрые люди.Что он увидел?
Ученик : Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пёстрой занавеской, и конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю о блудном сыне.
Учитель : Посмотрите сноску в учебнике. Что же такое притча?

Запись на доске: Притча - маленькая нравоучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каждый должен извлечь из нее сам.

Учитель : Давайте еще раз вспомним содержание притчи о блудном сыне (пересказ)
— Подумаем, почему эта притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся сначала к лексическому значению слова “блудный”. Это прилагательное образовано от глагола “блудить”, который имеет два значения: 1. Распутничать. 2. Блуждать, бродить.
— Итак, в слове “блудный” соединились прямое значение глагола “блуждать” — скитаться, сбившись с пути, — и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть совершить ошибку.
— Как вы думаете, почему рассказчик так подробно описал сюжет этих картинок о беспокойном юноше, познавшем печаль и раскаяние и вернувшемся к отцу после долгого скитания?
Эти картинки словно намекают на будущую историю «блудной дочери», Дуни. А «почтенный старик в колпаке и шлафроке» напоминает самого смотрителя. Давайте сравним их путь к раскаянию.

Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью.

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5 Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,

Проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Учитель : — Похожи ли эти истории?

Ученик: И да, и нет.

Учитель : Жизнь Выриных — это зеркальное перевернутое изображение евангельского сюжета.) Кто оказался счастливее: блудный сын в рубище или Дуня, нарядная и разбогатевшая?
Почему?
Блудный сын вовремя опомнился, осознал грех, покаялся и вернулся к отцу, а Дуня не успела попросить прощение у родного человека. Теперь ей всю жизнь придётся жить с чувством вины перед отцом. Дуня поздно раскаялась, не смогла сдержать слёз на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Есть в ней и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

— Какую ещё проблему поднимает в своей повести А.С.Пушкин?

Ученик: Проблему ответственности за свои поступки.Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель : — Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Ученик:

Учитель : — Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Итак, какие же нравственные проблемы поднимает автор в своём произведении?

Заключение.

Подведение итогов.

Выводы записаны на доске:

5) о счастье и любви…

Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и хоть немного счастья. Подумайте об этом.

Ученик: Если человек осознал свою вину. Его с радостью надо простить, а тот, кто чувствует, что он не прав или виноват, обязательно должен признать свою вину, покаяться.

Учитель: Действительно ли эта тема актуальна и сегодня? Какими примерами из жизни мы можем это подтвердить?

Много одиноких пожилых людей, забытых своими детьми, брошенных.

— Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.
Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?
Важно уметь говорить и показывать своим родителям, что мы их любим. Важно вовремя просить у них прощения за обиды, нанесенные им, потому что возможность сказать: “Прости меня” может больше не представиться. Вспомните, как вы относитесь к своим родителям, говорите ли им, что любите, просите ли прощения.


Заключение.

Подведение итогов.

– О каких же нравственных проблемах в повести А.С. Пушкина мы говорили на уроке?

Выводы записаны на доске:

1) о проблеме «маленького человека»;

2) о взаимоотношениях отцов и детей;

3) об ответственности за свои поступки;

4) о муках совести, которые свидетельствуют о том, что человек не погиб…;

5) о счастье и любви…

– Учит ли уважать и любить человека повесть «Станционный смотритель»?

Ученик: Эта повесть очень гуманна, она учит уважать и любить человека. История повести «Станционный смотритель» окрашена грустью и состраданием.

Учитель: – Ребята, какой вывод вы должны сделать из нашего урока? Как вы должны относиться к своим родителям?

Ученик: Очень важно вовремя сказать родителям, что мы их любим. Мы должны приносить им не одни неприятности, а любовь и счастье.

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

-Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

— Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

— Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

— Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

— Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

— Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?»
или
2) Написать рассказ – предположение « Как сложилась дальнейшая жизнь Дуни?»
или
3) Написать сочинение «Поступок, о котором я сожалею».

Домашнеезадание: 1) Написать поучение для ровесников «Как нужно относиться к своим родителям?» . .

История создания произведения Пушкина «Станционный смотритель»

Болдинская осень в творчестве А.С. Пушкина стала по-настоящему «золотой», так как именно в это время созданы им многие произведения. Среди них «Повести Белкина». В письме другу П. Плетневу Пушкин писал:«... Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется». Хронология создания этих повестей выглядит следующим образом: 9 сентября закончен «Гробовщик», 14 сентября — «Станционный смотритель», 20 сентября — «Барышня-крестьянка», после почти месячного перерыва написаны две последние повести: «Выстрел» — 14 октября и «Метель» — 20 октября. Цикл «Повестей Белкина» явился первым завершенным прозаическим творением Пушкина. Пять повестей были объединены вымышленным лицом автора, о котором «издатель» рассказал в предисловии. Мы узнаем, что И.П. Белкин родился «от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхино». «Был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав». «Вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось... видеть его навеселе..., к женскому полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая». Осенью 1828 года этот симпатичный персонаж «занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер...».
В конце октября 1831 г. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» были опубликованы. Предисловие завершалось словами: «Почитая долгом уважить волю почтенного друга автора нашего, приносим ему глубочайшую благодарность за доставленные нам известия и надеемся, что публика оценит их искренность и добродушие. А.П.». Эпиграф ко всем повестям, взятый из фонвизинского «Недоросля» (Г-жа Простакова: «То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». Скотинин: «Митрофан по мне»), говорит о народности и простоте Ивана Петровича. Он собрал эти «простые» повести, причем записал их от разных рассказчиков («Смотритель» рассказан был ему титулярным советником А.Г. Н., «Выстрел» подполковником ИЛ. П., «Гробовщик» приказчиком Б.В., «Метель» и «Барышня» девицею К.И. Т.), обработав их по своему умению и усмотрению. Таким образом, Пушкин как настоящий автор повестей скрывается за двойной цепочкой простодушных рассказчиков, и это дает ему большую свободу повествования, создает немалые возможности для комизма, сатиры и пародии и в то же время позволяет выразить свое отношение к этим историям.
С полным обозначением имени настоящего автора, Александра Сергеевича Пушкина, они вышли в свет в 1834 г. Создавая в этом цикле незабываемую галерею образов, живущих и действующих в российской провинции, Пушкин с доброй улыбкой и юмором рассказывает о современной России. Работая над «Повестями Белкина», Пушкин так обозначил одну из своих главных задач: «Языку нашему надобно воли дать более (разумеется, сообразно с духом его)». И когда автора повестей спросили, кто же этот Белкин, Пушкин ответил: «Кто бы он там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно».
Проведённый анализ произведения говорит, что повесть «Станционный смотритель» занимает значительное место в творчестве А.С. Пушкина и имеет большое значение для всей русской литературы. В ней едва ли не впервые изображены жизненные невзгоды, боль и страдание того, кого называют «маленьким человеком». С нее начинается в русской литературе тема «униженных и оскорбленных», которая познакомит с добрыми, тихими, страдающими героями и позволит увидеть не только кротость, но и величие их души сердец. Эпиграф взят из стихотворения ПА Вяземского «Станция» («Коллежский регистратор,/ Почтовой станции диктатор»). Пушкин изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором» (низший гражданский чин в дореволюционной России), а не «губернским регистратором», как это было в оригинале, так как этот чином выше.

Род, жанр, творческий метод

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» состоят из 5 повестей: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Каждая из «Повестей Белкина» так мала по своему размеру, что можно было бы назвать ее рассказом. Пушкин называет их повестями. Для писателя-реалиста, воспроизводящего жизнь, формы повести и романа в прозе были особенно подходящими. Они привлекали Пушкина своей гораздо большей, чем стихи, доходчивостью до самых широких читательских кругов. «Повести и романы читаются всеми и везде», — отмечал он. Повести Белкина» являются, по существу, началом русской высокохудожественной реалистической прозы.
Пушкин взял для повести самые типичные романтические сюжеты, которые и в наше время вполне могут повториться. Его герои изначально попадают в ситуации, где присутствует слово «любовь». Они уже влюблены или только жаждут этого чувства, но именно отсюда начинается развертывание и нагнетание сюжета. «Повести Белкина» задуманы автором как пародия на жанр романтической литературы. В повести «Выстрел* главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона. В «Метели» пародируются французские романы и романтические баллады Жуковского. В конце повести комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью. В повести «Гробовщик», в которой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, пародируется опера Моцарта и страшные истории романтиков. «Барышня-крестьянка» — маленькая изящная комедия положений с переодеваниями во французском вкусе, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Но она добро, смешно и остроумно пародирует знаменитую трагедию — «Ромео и Джульетту» Шекспира.
В цикле «Повестей Белкина» центр и вершина — «Станционный смотритель». В повести заложены основы реализма в русской литературе. В сущности, по сюжету своему, выразительности, сложной емкой теме и гениальной композиции, по самим характерам это уже маленький, сжатый роман, повлиявший на последующую русскую прозу и породивший повесть Гоголя «Шинель». Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства.

Тематика произведения «Станционный смотритель»

В «Повестях Белкина», наряду с традиционной романтической тематикой из дворянско-усадебного быта, Пушкин раскрывает тему счастья человека в широком его понимании. Житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль закреплены в катехизисах, прописях, но следование им не всех и не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно будет, даже если оно невозможно.
Повесть «Станционный смотритель» — самое грустное и самое сложное произведение цикла. Это повесть о горестной судьбе Вырина и счастливой судьбе его дочери. Автор с самого начала связывает скромную историю Самсона Вырина с философским смыслом всего цикла. Ведь у станционного смотрителя, который вовсе не читает книг, есть своя схема восприятия жизни. Она отражена в картинках «с приличными немецкими стихами», которые развешаны на стенах его «смиренной, но опрятной обители». Рассказчик подробно описывает эти картинки, изображающие библейскую легенду о блудном сыне. На все случившееся с ним и с его дочерью Самсон Вырин смотрит сквозь призму этих картинок. Его жизненный опыт подсказывает, что с дочерью произойдет несчастье, она будет обманута и брошена. Он является игрушкой, маленьким человеком в руках сильных мира, превративших деньги в главное мерило.
Пушкин заявил одну из главных тем русской литературы XIX века — тему «маленького человека». Значимость этой темы для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль.
Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Идея произведения

«Ни в одной из «Повестей Белкина» нет идеи. Читаешь — мило, гладко, плавно: прочитаешь — всё забыто, в памяти нет ничего, кроме приключений. «Повести Белкина» читаются легко, ибо они не заставляют думать» («Северная пчела», 1834, № 192, 27 августа).
«Правда, эти повести занимательны, их нельзя читать без удовольствия: это происходит от прелестного слога, от искусства рассказывать, но они не художественные создания, а просто сказки и побасенки» (В.Г. Белинский).
«Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу — прочтите сначала все «Повести Белкина». Их надо изучать и изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение» (из письма Л.Н. Толстого ПД Голохвастову).
Столь неоднозначное восприятие пушкинского цикла наводит на мысль, что в «Повестях Белкина» заключается некая тайна. В «Станционном смотрителе» заключена она в небольшой художественной детали — стенных картинах, рассказывающих о блудном сыне, которые были в 20-40-х гг. частой принадлежностью станционной обстановки. Описание тех картинок выводит повествование из социально-бытового плана в философский, позволяет осмыслить его содержание в соотнесенности с человеческим опытом, интерпретирует «вечный сюжет» о блудном сыне. Повесть проникнута пафосом сострадания.

Характер конфликта

Анализ произведения показывает, что в повести «Станционный смотритель» — униженный и печальный герой, финал — в равной степени и скорбный и счастливый: смерть станционного смотрителя, с одной стороны, и счастливая жизнь его дочери — с другой. Повесть отличает особенный характер конфликта: здесь нет отрицательных героев, которые были бы отрицательны во всем; нет и прямого зла — и в то же время горе простого человека, станционного смотрителя, от этого не становится меньшим.
Новый тип героя и конфликта повлек за собой иную систему повествования, фигуру рассказчика — титулярного советника А. Г. Н. Он рассказывает историю, услышанную от других, от самого Выри-на и от «рыжего и кривого» мальчика. Увоз Дуни Выриной гусаром — завязка драмы, за которой следует цепь событий. С почтовой станции действие перебрасывается в Петербург, из дома смотрителя—на могилу за околицей. Смотритель не в силах повлиять на ход событий, но прежде чем склониться перед судьбой, пытается повернуть историю вспять, спасти Дуню от того, что представляется бедному отцу гибелью его «дитяти». Герой осмысляет происшедшее и, более того, сходит в могилу от бессильного сознания собственной вины и непоправимости беды.
«Маленький человек» — это не только низкий чин, отсутствие высокого социального статуса, но и потерянность в жизни, страх перед нею, утрата интереса и цели. Пушкин первый обратил внимание читателей на то, что, несмотря на свое невысокое происхождение, человек все равно остается человеком и ему присущи все те же чувства и страсти, что и людям высшего общества. Повесть «Станционный смотритель» учит уважать и любить человека, учит умению сочувствовать, заставляет думать о том, что мир, в котором живут станционные смотрители, устроен не лучшим образом.

Основные герои анализируемого произведения

Автор-рассказчик сочувственно говорит о «сущих мучениках четырнадцатого класса», станционных смотрителях, обвиняемых путешественниками во всех грехах. На самом же деле их жизнь — настоящая каторга: «Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель... Легко можно догадаться, что есть у меня приятели из почтенного сословия смотрителей». В память одного из них написана эта повесть.
Главным героем в повести «Станционный смотритель» является Самсон Вырин, человек около 50 лет. Родился смотритель примерно в 1766 г., в крестьянской семье. Конец XVIII в., когда Вырину было 20-25 лет, — это время суворовских войн и походов. Как известно из истории, Суворов развивал у подчиненных инициативу, поощрял солдат и унтер-офицеров, продвигая их по службе, воспитывая в них товарищество, требовал грамотности и сообразительности. Человек из крестьян под командой Суворова мог дослужиться до унтер-офицера, получить это звание за верную службу и личную храбрость. Самсон Вырин мог быть именно таким человеком и служил, скорее всего, в Измайловском полку. В тексте говорится, что, прибыв в Петербург на поиски дочери, он останавливается в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца.
Можно предположить, что около 1880 г. он вышел в отставку и получил должность станционного смотрителя и чин коллежского регистратора. Эта должность давала небольшое, но постоянное жалованье. Он женился, вскоре родилась дочь. Но жена умерла, и дочь была отцу радостью и утешением.
Ей с детства пришлось взвалить на свои хрупкие плечи всю женскую работу. Сам Вырин, как он представлен в начале повести, — «свежий и бодрый», общительный и неозлобленный, несмотря на то, что незаслуженные оскорбления так и сыпались на его голову. Всего через несколько лет, проезжая по той же дороге, автор, остановившись на ночь у Самсона Вырина, не узнал его: из «свежего и бодрого» тот превратился в заброшенного, обрюзгшего старца, единственным утешением которому служила бутылка. А все дело в дочери: не испросив родительского согласия, Дуня — его жизнь и надежда, ради блага которой он жил и работал, — бежала с проезжим гусаром. Поступок дочери сломил Самсона, он не мог перенести того, что его милое дитя, его Дуня, которую он как мог оберегал от всяких опасностей, смогла так поступить с ним и, что еще страшнее, с собой — стала не женой, а любовницей.
Пушкин сочувствует своему герою и глубоко его уважает: человек низшего сословия, выросший в нужде, тяжком труде, не забыл, что такое порядочность, совесть и честь. Более того, качества эти он ставит выше материальных благ. Бедность для Самсона ничто по сравнению с опустошенностью души. Автор не зря вводит в повесть такую деталь, как картинки с изображением истории блудного сына на стене в доме Вырина. Как и отец блудного сына, Самсон готов был простить. Вот только Дуня не возвращалась. Страдания отца усугублялись тем, что он хорошо знал, чем зачастую заканчиваются подобные истории: «Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы...». Попытка разыскать дочь в огромном Петербурге закончилась ничем. Вот тут и сдался станционный смотритель — запил окончательно и через некоторое время умер, не дождавшись дочери. Пушкин создал в своем Самсоне Вырине поразительно емкий, правдивый образ простого, маленького человека и показал все его права на звание и достоинство человека.
Дуня в повести показана мастерицей на все руки. Никто лучше ее не мог приготовить обед, убрать в доме, прислужить проезжему. И отец, глядя на ее проворство и красоту, не мог нарадоваться. В то же время это юная кокетка, знающая свою силу, вступающая в разговор с приезжим без робости, «как девушка, видевшая свет». Белкин в повести видит Дуню впервые, когда той четырнадцать лет — возраст, в котором ещё рано задумываться о судьбе. Дуня ничего не знает об этом намерении заезжего гусара Минского. Но, оторвавшись от отца, она выбирает своё женское счастье, пусть, может быть, и недолгое. Она выбирает другой мир, неведомый, опасный, но в нём она, по крайней мере, будет жить. Трудно её винить в том, что она выбрала жизнь, а не прозябание, она рискнула и выиграла. Дуня и приезжает к отцу лишь тогда, когда сбылось всё, о чём она могла только мечтать, хотя Пушкин ни слова не говорит о её замужестве. Но шестёрка лошадей, трое детей, кормилица свидетельствуют о благополучном завершении истории. Конечно, сама Дуня считает себя виноватой в смерти отца, но, вероятно, читатель простит её, как прощает Иван Петрович Белкин.
Дуню и Минского, внутренние мотивы их поступков, мыслей и переживаний, на всем протяжении повести рассказчик, ямщик, отец, рыжий мальчик описывают со стороны. Может быть, поэтому образы Дуни и Минского даны несколько схематично. Минский знатен и богат, служил на Кавказе, чин ротмистра — не маленький, а если он в гвардии, то уже большой, равен армейскому подполковнику. Добрый и веселый гусар полюбился простодушному смотрителю.
Многие поступки героев повести сегодня непонятны, а для современников Пушкина они были естественны. Так, Минский, полюбив Дуню, не женился на ней. Он мог так поступить не только потому, что был повесой и легкомысленным человеком, но и по ряду объективных причин. Во-первых, чтобы жениться, офицеру требовалось разрешение командира, часто женитьба означала отставку. Во-вторых, Минский мог зависеть от своих родителей, которым брак с бесприданницей и не дворянкой Дуней вряд ли понравился бы. На разрешение хотя бы этих двух проблем требуется время. Хотя в финале Минский смог это сделать.

Сюжет и композиция анализируемого произведения

К композиционному построению «Повестей Белкина», состоящих из пяти отдельных повестей, неоднократно обращались русские писатели. О своем замысле написать роман с подобной композицией писал в одном из писем Ф.М.Достоевский: «Повести совершенно отдельны одна от другой, так что их можно даже пускать в продажу отдельно. Я полагаю, Пушкин думал о похожей форме романа: пять повестей (число «Повестей Белкина»), поступающих в продажу отдельно. У Пушкина повести и впрямь отдельны во всех отношениях: нет сквозного персонажа (в противоположность пяти повестям «Героя нашего времени» Лермонтова); нет общего содержания. Зато есть общий прием тайны, «детектива», лежащих в основании каждой повести. Повести Пушкина объединяются, во-первых, фигурой повествователя — Белкина; во-вторых, тем, что все они рассказаны. Рассказанность и была, предполагаю, тем художественным приемом, ради которого затеян весь текст. Рассказанность как общее всем повестям одновременно допускала их чтение (и продажу) по отдельности. Пушкин думал о произведении, которое, будучи целым в целом, было бы цело в каждой части. Я называю такую форму, пользуясь опытом последующей русской прозы, романом-циклом».
Повести были написаны Пушкиным в одном хронологическом порядке, разложил же он их не по времени написания, а исходя из композиционного расчета, чередуя повести с «неблагополучными» и «благополучными» концами. Такая композиция сообщала всему циклу, несмотря на наличие в нем и глубоко драматических положений, общую оптимистическую направленность.
Пушкин выстраивает повесть «Станционный смотритель» на развитии двух судеб и характеров — отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин — старый заслуженный (три медали на полинялых ленточках) отставной солдат, человек добрый и честный, но грубоватый и простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он и есть не только простой, но маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить, накричать, ударить, хотя его низший чин 14 класса давал все же право на личное дворянство. Но всех гостей встречала, утихомиривала и поила чаем красивая и бойкая дочь его Дуня. Но эта семейная идиллия вечно продолжаться не могла и кончилась на первый взгляд плохо, ибо у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь, добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.
Маленький человек 14 класса не примирился с такой обидой и потерей, он отправился в Петербург спасать дочь, которую, как Вырин не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. И само укоряющее явление его было важно для дальнейшего развития этой истории, для судьбы его Дуни. Но оказалось, что история сложнее, чем смотритель это себе представлял. Ротмистр полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным, он покраснел от стыда при неожиданном явлении обманутого им отца. И красавица Дуня ответила похитителю сильным, искренним чувством. Старик постепенно спился от горя, тоски и одиночества, и вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца. Сельское кладбище посетила прекрасная барыня с тремя маленькими барчатами и черной моськой в роскошной карете. Она молча легла на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». В этом и заключается величие человеческого страдания и раскаяния.

Художественное своеобразие

В «Повестях Белкина» рельефно выявились все особенности поэтики и стилистики пушкинской художественной прозы. Пушкин выступает в них как превосходный новеллист, которому одинаково доступны и трогательная повесть, и острая по сюжету и перипетиям новелла, и реалистический очерк нравов и быта. Художественные требования к прозе, которые были сформулированы Пушкиным в начале 20-х гг., он реализует теперь в своей собственной творческой практике. Ничего ненужного, одно необходимое в повествовании, точность в определениях, лаконичность и сжатость слога.
«Повести Белкина» отличаются предельной экономией художественных средств. С первых же строк Пушкин знакомит читателя со своими героями, вводит его в круг событий. Так же скупа и не менее выразительна обрисовка характеров персонажей. Автор почти не дает внешнего портрета героев, почти не останавливается и на их душевных переживаниях. В то же время облик каждого из персонажей проступает с замечательной рельефностью и отчетливостью из его поступков и речей. «Писателю надо не переставая изучать это сокровище», — говорил Лев Толстой о «Повестях Белкина» знакомому литератору.

Значение произведения

В развитии русской художественной прозы огромная роль принадлежит Александру Сергеевичу Пушкину. Здесь у него почти не было предшественников. На гораздо более низком уровне по сравнению со стихами находился и прозаический литературный язык. Поэтому перед Пушкиным вставала особо важная и очень нелегкая задача обработки самого материала данной области словесного искусства. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.
Первым писателем, который открыл читателю мир «маленьких людей», был Н.М. Карамзин. Слово Карамзина перекликается с Пушкиным и Лермонтовым. Самое большое влияние на последующую литературу оказала повесть Карамзина «Бедная Лиза». Автор положил начало огромному циклу произведений о «маленьких людях», сделал первый шаг в эту неизвестную до этого тему. Именно он открыл дорогу таким писателям будущего, как Гоголь, Достоевский и другие. А.С. Пушкин был следующим писателем, в сферу творческого внимания которого стала входить вся огромная Россия, ее просторы, жизнь деревень, Петербург и Москва открывались уже не только с роскошного подъезда, но и через узкие двери бедняцких домов. Впервые русская литература так пронзительно и наглядно показала искажение личности враждебной ей средой. Художественное открытие Пушкина было устремлено в будущее, оно пробивало русской литературой дорогу в еще неведомое.

Это интересно

В Гатчинском районе Ленинградской области в деревне Выра существует литературно-мемориальный музей станционного смотрителя. Музей создан по повести Александра Сергеевича Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам в 1972 г. в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. Является первым в России музеем литературного героя. Почтовая станция была открыта в 1800 г. на Белорусском почтовом тракте, она была третьей
по счёту станцией от Санкт-Петербурга. В пушкинское время здесь проходил Белорусский большой почтовый тракт, который шел от Петербурга в западные губернии России. Выра была третьей станцией от столицы, где путники меняли лошадей. Это была типичная почтовая станция, имевшая два корпуса: северный и южный, оштукатуренные и выкрашенные в розовый цвет. Домики выходили фасадом на дорогу и соединялись между собой кирпичной оградой с большими воротами. Через них на широкий мощеный двор въезжали кареты, коляски, возки, брички путешествующих. Внутри двора находились конюшни с сенниками, сарай, навес, пожарная каланча, коновязи, а посередине двора — колодец.
По краям мощеного двора почтовой станции располагались две деревянные конюшни, сараи, кузница, амбар, образуя замкнутый квадрат, в который вела с тракта подъездная дорога. Во дворе кипела жизнь: въезжали и выезжали тройки, суетились ямщики, конюхи уводили взмыленных лошадей и выводили свежих. Северный корпус служил жилищем смотрителя. За ним и сохранилось название «Дом станционного смотрителя».
Согласно преданию, от названия этой деревни получил свою фамилию Самсон Вырин — один из главных героев пушкинских «Повестей Белкина». Именно на скромной почтовой станции Выра А.С. Пушкин, не раз проезжавший здесь из Петербурга в село Ми-хайловское (по некоторым данным, 13 раз), услышал грустную историю о маленьком чиновнике и его дочери и написал повесть «Станционный смотритель».
В этих местах сложились народные предания, утверждающие, что именно здесь жил герой пушкинской повести, отсюда проезжий гусар увез красавицу Дуню, а похоронен Самсон Вырин на местном кладбище. Архивные исследования также показали, что на Вырской станции в течение многих лет служил смотритель, у которого была дочь.
Александр Сергеевич Пушкин много путешествовал. Путь, проделанный им по России, равен 34 тысячам километров. В повести «Станционный смотритель» Пушкин говорит устами своего героя: «В течение двадцати лет сряду изъездил я Россию по всем направлениям; почти все почтовые тракты мне известны; несколько поколений ямщиков мне знакомы; редкого смотрителя я не знал в лицо, с редкими не имел я дела».
Путешествия по почтовым трактам медленные, с долгим «сидением» на станциях, становились для современников Пушкина настоящим событием и, конечно, отражались в литературе. Тему дороги можно встретить в произведениях П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинки, А.Н. Радищева, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
Музей был открыт 15 октября 1972 г., экспозиция насчитывала 72 предмета. Впоследствии их число увеличилось до 3500. В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Музей состоит из двух каменных корпусов, конюшни, сарая с каланчой, колодца, шорной и кузницы. В главном корпусе 3 комнаты: комната смотрителя, комната дочери и ямщицкая.

Гуковский ГЛ. Пушкин и русские романтики. — М., 1996.
БлагойДД. Творческий путь Пушкина (1826-1830). — М., 1967.
Лотман Ю.М. Пушкин. - СПб., 1987. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина: пути эволюции. — Л., 1987.
Шкловский В.Б. Заметки о прозе русских классиков. М., 1955.

Тема: Нравственный проблемы повести «Станционный смотритель».
ХОД УРОКА

1.Стадия Вызова

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с прозаическими произведениями А.С. Пушкина. Прослушайте внимательно отрывок и вспомните, откуда взяты эти строки, отметьте особенности, о которых упоминается в данном отрывке.(Слайд 2)

«Кроме повестей, а которых в письме вашем упомянуть изволите, Иван Петрович оставил множество рукописей, которые частию у меня находятся, частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы. Таким образом, прошлою зимой все окна ее флигеля заклеены были, кажется, первым его опытом. Они, как сказывал Иван Петрович, большею частию справедливы и слышаны им от разных особ, однако ж имена в них почти все вымышлены им самим, а названия сел и деревень заимствованы из нашего околотка, отчего и моя деревня где-то упомянута, Сие произошло не от злого какого-либо намерения, но единственно от недостатка воображения».

Мы отметили, что этот цикл состоит из 5 повестей, перечислите их?

Отметьте особенности данного произведения.
Коллективное составление кластера.(Слайд3)


Вымышленный рассказчик – Иван Петрович Белкин

А.С.Пушкин


Слышаны от разных особ


«ПОВЕСТИ БЕЛКИНА»


Вымышленные имена

«Гробовщик»


«Выстрел»

Названия заимствованы

«Метель»


«Станционный смотритель»


«Барышня-крестьянка»

-Сегодня мы с вами будем изучать подробно еще одну повесть.

-Послушайте отрывок и скажите, что это за произведение?

(Звучит музыка Мусоргского «Слеза») (Слайд 4)

В поселке Выра стоит верстовой столб с надписью: "До Пскова 239 верст. До Петербурга 69 верст". Эти столбы ставились в XVIII - начале XIX вв. на почтовых трактах.
Здесь располагалась третья от Петербурга почтовая станция, где путники меняли лошадей, грелись, располагались на ночлег, отмечали подорожную.
По этой дороге не менее тринадцати раз проезжал А.С.Пушкин. Через Выру лежал и последний его путь. В ночь с 3 на 4 февраля 1837 г. тело великого русского поэта было провезено по тракту из Петербурга в Псковскую губернию на место захоронения в Святогорском монастыре.

«Дом станционного смотрителя» в деревне Выра - первый в нашей стране музей литературного героя.

В Выре, может быть, А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Не случайно главный герой повести «Станционный смотритель» - Самсон Вырин.
В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. В красном углу - стол смотрителя. На нем - бронзовый подсвечник, чернильница с гусиным пером, книга для регистрации проезжающих.

В комнате Дуняши (за «перегородкой») воссоздана девичья светелка: диван, комод, столик для рукоделия с пяльцами, платье, портреты Минского, Дуни, смотрителя.

Изо всех повестей Белкина наиболее сильное душевное волнение всегда вызывает повесть «Станционный смотритель» Всякий раз охватывает чувство жалости к Самсону Вырину, боль за него, за его отвергнутую отцовскую любовь. Отцовское чувство возвышает эту повесть над временем.

- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове «любовь»?

счастье
уважение


понимание
радость
нежность
забота

-Попробуйте образовать со словом любовь словосочетания.(Верная, нежная, всепоглощающая и др.)

Можем ли мы с вами понимать слово любовь одинаково? Конечно же, нет. Для каждого из нас оно означает разное. Но с раннего детства мы сталкиваемся с любовью своих родных и близких. Почему родительская любовь драгоценна? Подобно маяку, она указывает путь детям, поскольку родители беспокоятся, чтобы их дети не сбились с дороги. Тысячу лет назад родители любили своих детей так же, как и сейчас. Не смотря на все препитии истории, родительская любовь остается неизменной.

А что же лежало в основе всех поступков станционного смотрителя, главного героя повести? (В основе всех поступков Самсона Вырина лежала любовь к дочери.)

2.СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ.

- Прочитайте эпиграф к повести. Что он помогает разъяснить, узнать?(Слайд 5)

К своей повести А.С.Пушкин взял эпиграф из стихотворения П.А.Вяземского «Станция», но изменил цитату, назвав станционного смотрителя «коллежским регистратором», а это низший гражданский чин в дореволюционной России.

- Как вы понимаете слово «диктатор»? Соответствует ли оно характеру главного героя? Почему? (Диктатор-правитель, пользующийся неограниченной властью.Вырин же слабый, робкий человек, он не может за себя постоять, на него кричат и иногда «готовы прибить» проезжающие).

-Ирония и в имени героя:«маленький», бессильный человек назван

именем библейского богатыря!

Самсон - доблестный герой античного мира.

Наш же Самсон Вырин - воплощение бессилия.

Какие качества в характере Вырина вы бы отметили? Какие чувства вызывает у вас этот человек? Подтвердите свой ответ цитатами из текста.(Слайды 6-11)

Робкий -«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда..»

Добрый- «Как быть! смотритель уступил ему свою кровать, и положено было, если больному не будет легче, на другой день утром послать в С** за лекарем.»

Доверчивый – «Чего же ты боишься? – сказал ей отец, – ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест: прокатись-ка до церкви».

Ранимый -«Старик не снес своего несчастья; он тут же слег в ту саму постель, где накануне лежал молодой обманщик».

Любящий - «А я-то, старый дурак, не нагляжусь, бывало, не нарадуюсь; уж я не любил моей Дуни, я ль не лелеял моего дитяти…»

-На протяжении повести образ смотрителя меняется. (Слайд 12)

-Каким мы увидели его впервые? («Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах»).

- Найдите в повести другой портрет этот героя. Что изменилось в этом портрете? («Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел. Покамест собирался он переписать мою подорожную, я смотрел на его седину, на глубокие морщины давно небритого лица, на сгорбленную спину – и не мог надивиться, как три или четыре года могли превратить бодрого мужчину в хилого старика»).

-Чем вызваны были эти перемены? (Всё, что было хорошего у отца – это его дочь Дуня. А когда она уехала с гусаром, он не мог понять и принять, что самый родной человек, ради которого он жил всё это время, так мог с ним поступить. Ему было очень больно и обидно, жить стало неинтересно и незачем. Весь смысл жизни был в Дуне.)

-Болезненность и дряхлость смотрителя подчеркиваются еще

одной деталью.
Сравним, в первый раз: «Тут принялся он переписывать мою подорожную». То есть немедленно взялся исполнять свой служебный долг. Во второй же приезд: «Покамест собирался переписывать мою подорожную... продолжал пошептом читать...» На что обращает внимание эта деталь?

Смотритель по-стариковски медлит, с трудом разбирает написанное,

произносит вслух слова - старческим «пошептом».

Записи в тетрадях, выход на понятие – антитеза.

– Мы всё время говорим о чувствах Самсона Вырина, но героиней повести является и Дуня. Когда она уезжала, то уже была влюблена в гусара Минского, ею тоже руководила любовь к молодому человеку. И она уехала по своему желанию.

- Составьте портрет Дуни . (Путешественника поразила красота этой четыр-

надцатилетней девочки, рассказчик замечает в поведении Дуни само-

любование, стремление понравиться гостю; он называет девочку «малень-

кой кокеткой». Дуня ведет себя с гостем «безо всякой робости» и даже

позволила ему в сенях поцеловать себя на прощание. Рассказчик обращает

внимание на ее большие голубые глаза.)

- Как смотритель относится к дочке?

Он относится к Дуне с огромной любовью, гордится своей дочерью.

- В каких словах выражается это отношение?

«Это твоя дочка – спросил я. Дочка – с, отвечал он с видом довольного

самолюбия , - да такая разумная, такая проворная, вся в покойницу мать ».

- Почему гостю так понравились смотритель и его дочка?

Это были добрые, радушные люди, почувствовавшие интерес гостя к

ним. Им есть о чем говорить, недаром они долго беседуют за чаем, «как

будто век были знакомы».

- Несомненно, рассказчик - человек добрый, искренний,

внимательный. Он обращает внимание на обстановку комнаты, где

живут эти добрые люди. Найдите это описание в тексте.

Гостя умиляет обстановка этого небогатого, но очень милого, ухоженного жилища, горшки с бальзамином, кровать с пестрой занавеской и, конечно же, картинки на стенах, изображавшие историю блудного сына.

-В повести рассказчик трижды навещает почтовую станцию. Первый и

второй приезды заключают в себе немало общего. Рассказчик видит все

тот же почтовый домик. Смотритель переписывает подорожную приезжего в свою книгу. Потом следует чаепитие, рассказчик предлагает Самсону Вырину пуншу… Почти все, как в первый приезд? Как вы считаете?
-Проведем сравнительную характеристику жизни смотрителя, его быта

до отъезда Дуни и после. Заполним таблицу (слайд13):

На чем рассказчик заострил свое внимание при описании комнаты? (На картинках, изображающих историю блудного сына).

- Обращают ли внимание на картинки Дуня и Самсон Вырин?

- Извлекла ли Дуня урок из этой притчи?

-С легкостью или с болью покидает Дуня родительский дом? (О том, что не с легким сердцем покидала Дуня родительский дом, говорит одна только скупая фраза: “Ямщик… сказывал, что всю дорогу Дуня плакала, хотя, казалось, ехала по своей охоте”)

-О чем, по-вашему, плакала Дуня?

- Самсон Вырин - добрый и доверчивый человек. Он убежден в порядоч-

ности Минского, и невольно сам отпускает от себя свою дочь, «Чего же

ты боишься?, ведь его высокоблагородие не волк и тебя не съест».

(слайд14)

-Посмотрите видеофрагмент из фильма. Передайте состояние бедного

смотрителя после отъезда Дуни с гусаром(слайд15).

- С каким чувством говорит рассказчик о болезни Вырина?

«Бедняк занемог сильной горячкой». В тоне рассказчика уже нет и тени

иронии, когда он говорит, что несчастный старик «слег в ту самую постель,

сочувствие.

- Отец, будучи уверенным в том, что дочь брошена, несчастна и боится

возвращаться к отцу, сам отправляется на ее поиски.

В повести есть эпизод, в котором «маленький человек» Самсон Вырин в нравственном плане выше Минского? Какой это эпизод?

(Анализ сцены “Вырин с Минским в гостиничном номере”). (Чтение сцены).

- Как ведет себя Минский? (Вспыхивает, извиняется, дает деньги, клянется в верности Дуне ).

- Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему?

Найдите отрывок, характеризующий состояние Вырина после встречи с Минским. Найдите ключевые слова в тексте, что они подчеркивают ?

(«…Долго стоял он неподвижно, наконец у видел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых смятых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования ! Он сжал бумажки в комок , бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл… Отошед несколько шагов, он остановился, подумал… и воротился … но ассигнаций уже не было») (слайд16) .

Что мы видим из этого эпизода? (негодование мелкого чиновника («притоптал каблуком»), его моральное превосходство, но глаголы «подумал», «воротился» разочаровывают читателя, напоминают, что Самсон Вырин, так и остался «маленьким человеком», еще не созревшим для большого бунта).

Автор показывает не только бесправное положение «маленького человека», но и позволяет наблюдать за невидимой схваткой между Минским и станционным смотрителем. Обратите внимание: причастие «смятых» находится не перед числительными «пять», «десять», а перед существительным «ассигнаций», то есть унизительное положение чиновника 14 класса подчёркивается не столько суммой, какой оценил чувства несчастного отца дворянин, сколько небрежностью состояния денег, данных с такой же небрежностью Минским. В ответ на это Самсон Вырин «сжал»бумажки в комок (слайд17). Лингвистический анализ:


  • смятых - сжал;

  • ассигнации -бумажки.
- Как мог измениться финал повести, поступи Минский по-другому по отношению к отцу Дуни?

- Самсон Вырин решает во что бы то ни стало увидеться с дочерью. Случай представился быстро.

Какой увидел отец свою дочь? О чем это говорит? Задумался ли об этом Вырин? Почему именно в этот момент автор называет его “бедным”?

«Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как

наездница на своем английском седле. Она с нежностью смотрела на

Минского, наматывая черные его кудри на свои сверкающие пальцы. Бедный

смотритель! Никогда дочь его не казалась ему столь прекрасною; он поневоле

ею любовался».

Возможно, Самсон Вырин мог любоваться не только красотой Дунечки, но и её положением, её жизнью в роскоши. Вот тут-то и вступают в конфликт противоречивые чувства: любовь и ревность отца. Ведь «приятель его советовал ему жаловаться; но смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться ». Очень важен для понимания истинной причины трагедии героя фразеологизм «махнул рукой», невольно напоминающий усталость современных родителей, боровшихся против шалостей детей. В душе старик понимал, что Дунечка заслуживает другой жизни, но он вступил в общечеловеческий конфликт: почему счастье дочери даётся ценой отцовского счастья?

Как ведет себя Минский в этой ситуации? Посмотрите видеофрагмент этой сцены.(Просмотр уч-ся видеофрагмента из фильма) Почему он так поступает? (слайд18-19):

-Дуня стала богатой барыней, но от этого жизнь ее отца стала еще несчастнее. Рассказчик вновь подтверждает живучесть «общеудобия» «чин чина почитай»: бедняк не просто остался бедняком - оскорбили и растоптали его человеческое достоинство. Он по-прежнему остался в стане бесправных бедняков, тягаться ему с сильными мира сего бесполезно. Любое, самое сказочное превращение Дуни в «прекрасную барыню» никак не изменит жизни Самсона Вырина (слайд20).

- Но так ли бесчувственна Дуня? Обратите внимание, она упала в

обморок при виде отца. Почему?

Причина обморока и в затаенном чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым, одиноким отцом.

- Повесть завершается грустно. Прошли годы, и добрый наш рассказчик

в третий раз посещает эти места, вспоминая бедного смотрителя. Какое

впечатление производит на него кладбище?

Это было голое место, не было даже ограды, над могилами возвышались одни деревянные кресты - видно, что там покоились бедняки. Рассказчик замечает, что на могилах не было ни кустика, ни деревца, не говоря уже о цветах. Все это произвело на него удручающее впечатление.

богатой «прекрасной барыне», приехавшей однажды в карете «в шесть

лошадей», с тремя маленькими барчатами и с кормилицей, и с черной

моською...

Когда мы встречаемся с Дуней в последний раз? Какою мы видим Дуню на могиле отца? (Работа с текстом).

Посмотрите видеофрагмент фильма. Какие бы вы вопросы задали Авдотье Самсоновне, плачущей на могиле отца? (слайд21)

-Как вы думаете, что заставляет Дуню приехать к отцу?

К Дуне пришло позднее раскаяние.

- Вернемся к притче о блудном сыне. Послушаем пересказ этой притчи

(во время пересказа, подготовленного отдельным учеником, на экране

появляются иллюстрации к притче) и обратим внимание на сходства и

различия притчи и проанализированной нами повести. (слайд22-23):


Притча

История Дуни

1. Блудный сын добровольно уходит из родного дома с благословлением отца.

1. Дочь, возложив всю ответственность на друга, уезжает тайно, случайно, без согласия и благословления отца.

2. Никто не ищет его.

2. Не желает, чтобы ее нашли и не подает о себе никакой информации

3. Ведет разгульный образ жизни.

3. Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве, становится матерью…

4. Радостная встреча сына с отцом.

4. Боится встречи, но потом Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места, оплакивая могилу.

5. Сын вернулся домой нищий и голодный. Он раскаялся в содеянном.

5. Н 5. Авдотья Семеновна не вернулась, а зашла,
зашла, проезжая мимо.

6. Произошло примирение с отцом и покаяние блудного сына.

6. Покаяние и примирение невозможно из-за смерти отца.

Над чем заставляет задуматься ее судьба? (Дуня нарушила одну из главных заповедей: “Почитай отца своего и мать”,- и очень страдает от этого. Судьба девушки заставляет задуматься об ответственности за свои поступки перед близкими людьми).

4. РЕФЛЕКСИЯ.

Распределение заданий по группам.

Сейчас вы будете работать по группам. Каждый из вас попробует проанализировать повесть с разных точек зрения.

1. Теоретики.

Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев.

2. Критики.

Что плохого, трагичного для героев повести произошло? Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?

3. Оптимисты.

Какие вы видите положительные, светлые стороны в том, что случилось с Дуней и ее отцом? Есть ли они вообще? Аргументируйте свой ответ.

4. Творцы.

Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.

5. Мыслители.

Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Как, по-вашему, следовало бы поступить Дуне, чтобы отец не чувствовал себя брошенным? Аргументируйте свой ответ.

-Правильно ли поступила Дуня, уехав с гусаром? (слайд24)

- Как вы считаете, зародилось ли в душе Дуни зерно нравственного прозрения?

Дуня раскаялась, она приехала к отцу с детьми, внуками Самсона Вырина. Узнав о смерти родного человека, не смогла сдержать слез на кладбище, «призвала попа», добрая барышня одарила «рыжего и кривого мальчишку серебряным пятаком». Нет, есть в Дуне и сострадание, и доброта, и умение каяться, признавать свои ошибки.

-Счастлива ли Дуня? Почему?

Невозможно быть счастливым ценой благополучия дорогих, близких людей.

Вывод: (слайд25)

Расставание детей и родителей неизбежно. Здесь трудно что-либо изменить. Но предательство детей не имеет ничего общего с обычным расставанием.

Разрушение связей с отчим домом и разрушение самого дома – это уничтожение корней человека, его истоков, а значит, его самого. В роли блудного сына или дочери может оказаться любой из нас. Что нужно сделать, чтобы с нами такого не произошло?

4. Итог урока.

Синквейн

Любовь
Светлая, всепрощающая
Радует, прощает, улыбается
Чувство, сопровождающее всю жизнь
Счастье

-Что вы унесете с собой сегодня с урока? Чему научились? Над чем задумались?

Именно доброе, гуманное отношение к людям независимо от их положения проповедует А.С. Пушкин. Он не просто рассказывает о судьбе своих героев, а словно заглядывает им в душу и заставляет нас с вами прожить их жизнью и чувствами, предупреждает о возможных ошибках.

Каким из двух высказываний: “Я не знаю иных признаков превосходства, кроме доброты” (Р.Роллан) и “Как вы хотите, чтобы люди поступали с вами, так поступайте и вы с ними” (из “Библии”) – вы бы закончили сегодняшний урок и почему?

5. Задание на дом:

Написание сочинения- миниатюры по одной из тем:

1. Находите ли вы что-либо общее в судьбе Дуни (“Станционный смотритель”) и Марьи Гавриловны (“Метель”); 2. Всегда ли я поступаю по совести?

В знаменитую Болдинскую осень 1830 года А.С. Пушкин за 11 дней написал удивительное произведение - «Повести Белкина», - включавшее пять самостоятельных историй, рассказанных одному человеку (его имя вынесено в заглавие). В них автору удалось создать галерею провинциальных образов, правдиво и без прикрас показать жизнь в современной писателю России.

Особое место в цикле занимает повесть «Станционный смотритель». Именно она заложила основы для развития темы «маленького человека» в русской литературе 19 века.

Знакомство с героями

Историю станционного смотрителя Самсона Вырина рассказал Белкину некий И.Л.П., титулярный советник. Его горькие размышления о том, каково отношение к людям этого ранга, с самого начала настраивают читателя на не очень веселый лад. Всякий останавливающийся на станции готов их обругать. То лошади плохие, то погода и дорога скверные, а то и вовсе настроение не заладилось - а во всем виноват станционный смотритель. Основная мысль повести - показать тяжелое положение простого человека без высокого чина и ранга.

Все притязания проезжавших спокойно сносил Самсон Вырин - отставной солдат, вдовец, воспитывавший четырнадцатилетнюю дочь Дунечку. Это был свежий и бодрый человек лет пятидесяти, общительный и чуткий. Таким увидел его при первой встрече титулярный советник.

В доме было чисто и уютно, на окнах росли бальзамины. А всех останавливающихся поила чаем из самовара Дуня, рано научившаяся вести хозяйство. Она же своим кротким видом и улыбкой смиряла гнев всех недовольных. В обществе Вырина и «маленькой кокетки» время для советника пролетело незаметно. Гость прощался с хозяевами, как со старыми знакомыми: настолько приятным показалось ему их общество.

Как изменился Вырин…

Повесть «Станционный смотритель» продолжается описанием второй встречи рассказчика с главным героем. Спустя несколько лет судьба вновь забросила его в те края. Он подъезжал к станции с тревожными мыслями: все могло произойти за это время. Предчувствие и в самом деле не обмануло: вместо бодрого и жизнерадостного человека перед ним предстал поседевший, давно не бритый, сгорбленный старик. Это был все тот же Вырин, только теперь весьма неразговорчивый и угрюмый. Однако стакан пунша сделал свое, и вскоре рассказчик узнал историю Дуни.

Года три назад проезжал мимо молодой гусар. Девушка ему приглянулась, и он на несколько дней притворился больным. А когда добился от нее взаимных чувств, увез тайком, без благословения, от отца. Так свалившаяся беда изменила давно устоявшуюся жизнь семейства. Герои «Станционного смотрителя», отец и дочь, больше уже не свидятся. Попытка старика вернуть Дуню закончилась ничем. Он добрался до Петербурга и даже смог увидеть ее, богато одетую и счастливую. Но девушка, взглянув на отца, упала без чувств, и его попросту выгнали. Теперь Самсон жил в тоске и одиночестве, а главной его спутницей стала бутылка.

История о блудном сыне

Еще при первом своем приезде рассказчик заметил на стенах картинки с подписями на немецком языке. Они отображали библейскую историю о блудном сыне, забравшем свою долю наследства и промотавшем ее. На последней картинке смиренный отрок вернулся в родной дом к простившему его родителю.

Эта легенда очень напоминает то, что произошло с Выриным и Дуней, потому она неслучайно включена в состав повести «Станционный смотритель». Основная мысль произведения связана с идеей беспомощности и беззащитности простых людей. Вырин, хорошо знакомый с устоями высшего общества, так и не смог поверить, что его дочь может быть счастлива. Не убедила и сцена, увиденная в Петербурге, - все может еще измениться. Он ждал возвращения Дуни до конца жизни, но их встреча и прощение так и не состоялись. Возможно, Дуня просто долго не решалась предстать перед отцом.

Возвращение дочери

В свой третий приезд рассказчик узнает о смерти старого знакомого. А сопровождавший его на кладбище мальчик поведает ему о барыне, приезжавшей уже после того, как умер станционный смотритель. Содержание их разговора дает понять, что все у Дуни сложилось хорошо. Она приехала в карете с шестью лошадями, в сопровождении кормилицы и трех барчат. Вот только отца в живых Дуня уже не застала, потому и покаяние «заблудшей» дочери стало невозможным. Барыня долго лежала на могиле - так по традиции просили прощения у умершего человека и навсегда прощались с ним - а затем уехала.

Почему же счастье дочери принесло невыносимые душевные страдания ее отцу?

Самсон Вырин всегда считал, что жизнь без благословения и в качестве любовницы - это грех. И вина Дуни и Минского, наверное, прежде всего в том, что и их отъезд (смотритель сам убедил дочь проводить гусара до церкви) и непонимание при встрече в Петербурге лишь укрепили его в этом убеждении, которое, в конце концов, доведет героя до могилы. Есть еще один важный момент - произошедшее подорвало в отце веру. Он искренне любил свою дочь, которая была смыслом его существования. И вдруг такая неблагодарность: за все годы Дуня ни разу не дала знать о себе. Она словно вычеркнула отца из своей жизни.

Изобразив небогатого человека самого низкого чина, но с высокими и чуткой душой, А.С. Пушкин обратил внимание современников на положение людей, находившихся на низшей ступени социальной лестницы. Неспособность протестовать и смирение с судьбой делают их беззащитными перед жизненными обстоятельствами. Таковым оказывается и станционный смотритель.

Основная мысль, которую хочет донести до читателя автор, - необходимо быть чуткими и внимательными по отношению к каждому человеку, независимо от его характера и Только это поможет изменить царящие в мире людей безразличие и озлобленность.