Эффект моцарта, у моцарта мелодии какой частоты. Классика для мозга

Мы подвергли этих животных [крыс] в утробе матери и через шестьдесят дней после рождения различным видам слуховой стимуляции, а затем привели их в пространственный лабиринт. И, конечно, животные, подвергшиеся эффекту Моцарта, прошли лабиринт быстрее и с меньшим количеством ошибок. Теперь мы анатомируем животных и изучаем их мозг, чтобы нейро-анатомически точно выявить, что конкретно в мозгу изменилось от этого воздействия. Возможно, что интенсивное воздействие музыки оказывает подобные эффекты на пространственные области гиппокампа головного мозга. – Доктор Фрэнсис Раушер

То, что опыт детей в первые годы их жизни, в конечном счете определяет их схоластические способности, будущую карьеру, а также способность заводить любовные отношения, почти не подтвержден нейробиологией. – Джон Брюэр

Эффект Моцарта это термин, введенный Альфредом А.Томатисом для предполагаемого усиления развития мозга, происходящего у детей в возрасте до 3 лет, когда они слушают музыку Вольфганга Амадея Моцарта .

Идея эффекта Моцарта возникла в 1993 году в Калифорнийском университете в Ирвине у физика Гордона Шоу и Фрэнсис Раушер а, бывшего виолончелиста и специалиста по когнитивному развитию. Они изучали воздействие на несколько десятков студентов первых 10 минут «Сонаты для двух фортепиано ре мажор» (оп.448). Они обнаружили временное улучшение пространственно-временного мышления, если судить по шкале Стэнфорд-Бине. Многочисленные попытки повторить эти результаты проводились, но большинство из них оказались неудачными (Willingham 2006). Один из исследователей отметил, что «самое лучшее, что можно сказать о результатах их исследования, так это то, что прослушивание записей Моцарта на короткое время увеличивает IQ» (Линтон). Раушер продолжил изучать влияние эффекта Моцарта на крыс. Шоу и Раушер полагают, что прослушивание Моцарта улучшает пространственное мышление и память у людей.

В 1997 году Раушер и Шоу объявили, что получили научные доказательства того, что обучение игре на фортепиано и пению превосходят компьютерное обучение по развитию у детей навыков абстрактныого мышления.

Эксперимент включал в себя три группы дошкольников: одна группа получала частные уроки фортепьяно и пения, вторая группа получала частные уроки компьютера, третья группа не получала никакой подготовки. Те дети, которые проходили обучение игре на фортепьяно, показали результаты на 34% выше в тестах измерения пространственно-временных способностей, чем другие. Эти результаты показывают, что музыка однозначно развивает высшие функции мозга, необходимые для изучения математики, шахмат, науки и техники («Неврологические исследования», февраль 1997 года).

Шоу и Раушер дали толчок целой индустрии. Кроме того, они создали свой??собственный институт: Нейроинститут музыкального развития интеллекта (MIND). Они проводят многочисленные исследования, чтобы доказать удивительные эффекты музыки, они даже создали веб-сайт для отслеживания всех новостей, касающихся этих исследований.

Шоу и Раушер утверждают, что их работы была искажены. На самом деле, они показали, «что существуют структуры нейронов, которые возбуждаются один за другим и, что, кажется, есть участки мозга, которые реагируют на определенные частоты». Это не то же самое, что показать, будто прослушивание Моцарта повышает интеллект у детей. Тем не менее, Шоу не собирается ждать более убедительных доказательств, поскольку и без этого не испытывает недостатка в родителях, желающих повысить IQ собственных детей. Он выпустил книгу, а также компакт-диск с названием «Вспоминайте Моцарта». Этот диск можно заказать и купить в институте Шоу. Он и его коллеги уверены, что, поскольку пространственно-временное мышление играет существенную роль при решении когнитивных задач, стимуляция связанных с ним зон мозга при выполнении упражнений увеличит способности человека. Шоу и его сотрудники продают специальную компьютерную программу, которая при содействии бойкого мультипликационного пингвина способствует развитию пространственного мышления у всех желающих.

Шоу и Раушер дали толчок развитию целой индустрии, но СМИ и некритически настроенные люди породили альтернативную науку, поддерживающую эту индустрию. Преувеличенные и ложные утверждения о воздействии музыки стали настолько избитыми, что попытка их корректировки была бы бесполезной тратой времени. Например, Джамал Мунши, сотрудник университетской бизнес-администрации из округа Сонома, коллекционирует пикантные новости о дезинформации и легковерии. Он размещает их на своем сайте в рубрике «Странно, но факт». Там есть информация об экспериментах Шоу и Раушера, продемонстрировавших, что прослушивание сонаты Моцарта «увеличивает показатель научно-технических способностей студентов на 51 балл». На самом деле, Шоу и Раушер раздали бланки с тестами 36 студентам Калифорнийского университета и обнаружили, что при прослушивании музыки Моцарта участники демонстрировали временное улучшение на 8-9% своих личных показателей по сравнению с аналогичным тестированием, проводившимся после прослушивания релаксационной музыки. (Мунши также утверждает, что наука не может объяснить, как мухи летают. Ученые работают над этой важной проблемой , поэтому мы должны отдать им должное. Некоторые даже утверждают, что знают, как насекомые летают.)

Дон Кэмпбелл, сторонник взглядов Карлоса Кастанеды и П.Т. Барнума, преувеличивает и искажает работы Шоу, Раушера и других в свою пользу. Он сделал своей торговой маркой выражение «Эффект Моцарта» и торгует собой и своей продукцией на сайте www.mozarteffect.com . Кэмпбелл утверждает, что у него рассосался тромб в мозгу благодаря молитвам и воображаемой вибрирующей руке внутри правой стороны черепа. Легковерные сторонники альтернативной медицины не ставят под сомнение это утверждение, хотя оно является одним из утверждений, которые не могут быть доказаны или опровергнуты. Он мог бы также утверждать, что тромб рассосался благодаря ангелам. (Интересно, почему у него образовался тромб, если музыка так хорошо влияет на человека. Может быть, он слушал рэп?)

Утверждения Кэмпбелла о воздействии музыки по колоритности напоминают стиль рококо. И подобно рококо, они столь же искусственны. (Кэмпбелл заявляет, что музыка может исцелить от всех недугов). Он подает свои доказательства в повествовательной форме и неправильно их интерпретирует. Некоторые его результаты совершенно фантастичны.

Все его аргументы рушатся при малейшем вмешательстве здравого смысла. Если музыка Моцарта способна поправлять здоровье, почему сам Моцарт часто болел? Если прослушивание музыки Моцарта способствует улучшению интеллекта, почему самые умные люди не относятся к знатокам творчества Моцарта?

Отсутствие доказательств эффекта Моцарта не помешала Кэмбеллу стать фаворитом наивной и доверчивой публики, которой он читает лекции.

Когда журналу McCall’s нужен совет, как избавиться от печали с помощью музыки, когда телеканал PBS хочет взять у специалиста интервью о том, как голос может зарядить вас энергией, когда корпорация IBM нуждается в консультанте по вопросам использования музыки для роста производительности труда, когда Национальной ассоциации выживших от рака требуется оратор, умеющий говорить об исцеляющей роли музыки, они обращаются к Кэмпбеллу. (сайт Кэмпбелла)

Губернаторы штатов Теннесси и Джорджия основали программу, согласно которой компакт-диск Моцарта выдается каждому новорожденному. Законодательное собрание штата Флориды приняло закон, требующий, чтобы классическую музыку играли каждый день в финансируемых государством детских образовательных учреждениях. Сотни больниц получили бесплатные компакт-диски классической музыки в мае 1999 года от Национальной академии звукозаписи и Фонда науки. Вряд ли эти благие намерения основаны на твердых исследованиях, что классическая музыка повышает интеллект ребенка или ускоряет процесс выздоровления у взрослых.

По утверждению Кеннета Стила , профессора психологии Аппалачского государственного университета, и Джона Брюэра, руководителя Фонда имени Джеймса МакДоннела в Сент-Луисе, прослушивание произведений Моцарта в действительности не оказывается воздействия на интеллектуальную деятельность или здоровье. Стил и ее коллеги Карен Басс и Мелисса Крук утверждают, что они опирались на сообщения Шоу и Раушера, но не могли «найти какой-нибудь эффект», хотя их исследование включало 125 студентов. Они пришли к выводу, что «имеется очень мало доказательств в поддержку внедрения программ, основанных на существовании эффекта Моцарта».Их исследование, опубликованно в июле 1999 года. Два года спустя, некоторые исследователи сообщили в том же журнале, что случаи наблюдения эффекта связаны с «повышеним настроения и возбуждением» (Willingham 2006).

В своей книге Миф о первых трех годах жизни Брюэр критикует не только эффект Моцарта, но и несколько других мифов, базирующихся на неправильной интерпретации последних исследований мозга.

Эффект Моцарта является примером того, насколько в нашем мире переплелись наука и СМИ. Сообщение длиной в несколько абзацев в научном журнале становится универсальной истиной в течение нескольких месяцев, которой верят даже ученые, которые знают, как СМИ умеют искажать и извращать результаты. Другие, чуя запах денег, переходят на сторону победителя, добавляя свои собственные мифы, сомнительные утверждения и искажения в общую копилку. Тогда многие легковерные сторонники смыкают свои ряды и выходят на защиту веры, потому что на кону стоит будущее наших детей. Мы радостно покупаем книги, кассеты, диски и т. д. Вскоре в миф уже верят миллионы, считая его научным фактом. Потом процесс наталкивается на легкое критическое сопротивление, потому что мы уже знаем, что музыка может влиять на чувства и настроение. Тогда почему бы ей не влиять на интеллект и здоровье, хотя бы немного и временно? Это просто здравый смысл, не так ли? Да, и еще одна причина для скептицизма.

Музыка не только приносит нам радость, но и помогает стать умнее. С этой мыслью готовы согласиться многие из нас, впрочем, мало кто понимает, как именно. Судя по данным исследований, у ученых до сих пор нет четкого ответа. Зато есть ответ на вопрос, почему до сих пор ни один композитор не придумал «идеальной мелодии для умных».

Классика для мозга

Воздействие музыки на мозг волновало ученых не одно столетие. Этот вопрос стал актуальнее, когда проигрыватели виниловых пластинок и кассетные плееры принесли музыку в каждый дом, а потом и в каждый карман. Не говоря уже о современности, когда безграничный поток музыки на любой вкус доступен всюду, где есть интернет.

В 1991 году появилась книга французского отоларинголога Альфреда Томатиса (Alfred Tomatis) «Почему Моцарт?» . Автор утверждал, что именно прослушивание классической музыки австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта позволяет мозгу концентрироваться. Дело в том, утверждал Томатис, что тот писал свои произведения на определенной тоновой высоте, которая гармонизирует мозговые волны.

В 1993 году калифорнийские ученые Френсис Раушер, Кэтрин Кай и Гордон Шо (Frances Rauscher, Catherine Ky, Gordon Shaw) поставили эксперимент, чтобы опытным путем проверить, как музыка Моцарта влияет на интеллект.

В эксперименте приняли участие 36 студентов, поделенных на три группы. Первая группа в течение нескольких минут слушала Сонату для двух фортепиано ре мажор, К 448. Второй группе была предложена аудиоинструкция по релаксации. Участники третьей проводили время в тишине. После этого все испытуемые прошли тест IQ.

Оказалось, что у группы, которая слушала Моцарта, показатели пространственного мышления в среднем улучшились на 8-9 пунктов. Правда, длился эффект недолго: через 10-15 минут IQ вернулся к своему прежнему уровню.

Доклад о результатах исследования был опубликован в научном журнале Nature и вызвал интерес не только у специалистов, но и в обществе в целом. Хотя авторы доклада подчеркивали, что эффект «улучшения интеллекта» был кратким и затронул лишь одну из сфер - пространственно-абстрактную, общественность воодушевилась идеей поумнеть с помощью музыки. В итоге спрос на Моцарта в США неимоверно вырос.

Отсюда развилась идея - не основанная вообще ни на чем, кроме как на слухах, - что прослушивание музыки Моцарта с первых месяцев жизни влияет на формирование интеллекта. В 1998 году губернатор штата Джорджия даже распорядился вручать всем родителям новорожденных CD с произведениями композитора. Будущие американские мамы укладывались спать под симфонии и сонаты, придвигая динамики поближе к животу.

Моцарт не важен

Но в 1999 году все изменилось. В журнале Nature вышла гарвардского психолога Кристофера Чабриса (Christopher Chabris) «Прелюдия или реквием для «эффекта Моцарта?».

Родителям, которые ставят Моцарта детям, автор рассказал неутешительный факт: нет вообще никаких научных данных о пользе классических мелодий для раннего развития.

Чабрис рассказал о результатах новых экспериментов с музыкой. Если кто-либо в группе испытуемых предпочитал Моцарту, скажем, Ференца Листа, то именно от прослушивания музыки любимого композитора у слушателя возникал эффект краткосрочного улучшения мозговой активности.

Это позволило ученым предположить, что дело вовсе не в классике, а в удовольствии, которое участники эксперимента испытывают при прослушивании своей любимой музыки. Именно оно и заставляет наш мозг работать лучше.

И тем не менее остается вопрос: почему одна музыка вызывает «эффект Моцарта», а другая - нет? В поисках ответа ученые расширили поле экспериментов. Они стремились описать влияние музыки разных жанров на мозг, а также конкретизировать эмоциональный эффект от прослушивания музыки.

В этом направлении преуспел нейробиолог и психолог Дэниел Левитин (Daniel Levitin), почетный профессор Университета Макгилла в Монреале (Канада). Левитин - страстный меломан, музыкант и музыкальный продюсер. Большую часть своих работ посвятил исследованию когнитивных и эмоциональных эффектов, которые вызывает музыка. В 2007 году вышла его книга «Это твой мозг, помешанный на музыке», основанная на экспериментах, которые автор ставил в лаборатории Университета Макгилла. В том же году вышла работа британского невролога и нейропсихолога Оливера Сакса «Музыкофилия».

Музыка - это мы

Обе книги оказались в списке бестселлеров The New York Times. Основная их идея заключалась в том, что восприятие музыки - это не «побочный» и, в общем-то, бесполезный процесс для эволюции.

Напротив, способность воспринимать мелодии и совместно получать от них удовольствие - важнейший механизм социализации древних людей, утверждали авторы. По их мнению, способность радоваться музыке делала людей умнее и сплоченнее.

Работы Левитина и Сакса многие критиковали за слишком «попсовую» подачу научных фактов, которые неизбежно страдают, если объяснять их простыми словами. Тем не менее авторам удалось донести до множества людей одну важную мысль: музыка - это не таинственная «пилюля», которая способна превратить всех нас в гениев.

Каждый мозг реагирует на мелодии по-своему, так что идеального «композитора для ума», к счастью для нас всех, не существует.

Перед соревнованиями многие профессиональные бегуны слушают музыку с четким ритмом, чтобы сконцентрироваться и привести тело в тонус еще до начала забега. Это доказанный эффект, утверждает Левитин в одной из своих лекций . Но ни один спортсмен не выиграет без обычных тренировок.

Так что если вы хотите, чтобы музыка помогала вашему мозгу, сделайте свою музыкальную и интеллектуальную жизнь разнообразной. И еще научитесь понимать музыку: обратите внимание на гармонию звуков, и, возможно, они откроют вам гораздо больше, чем просто куплет и припев.

Как создаются мифы? Можно ли монетизировать миф? Разбор полетов на примере мифа об «Эффекте Моцарта».
Зарождение мифа:

В 50-е годы прошлого столетия французский врач Альфред А. Томатис выдвинул гипотезу о возможности воздействия на мозг человека через его слух. Он предположил, что плавные тридцатисекундные переходы от «forte» (громко) к «piano»(тихо), которые Моцарт использовал в своих произведениях, совпадают с биоритмами в полушариях головного мозга. В 1991 году вышла его книга «Почему Моцарт?». В ней он сделал предположение, что музыка способна развивать и лечить мозг. Именно в этой книге он ввел понятие «Эффект Моцарта».

Признание мифа реальностью:

В 1993 году исследователи Френсис Раушер и Дэвид Шоу из Колумбийского университета изучили влияние музыки Моцарта на пространственное мышление человека. Они проиграли несколько сонат Моцарта группе испытуемых, после чего попросили их пройти стандартный тест на пространственное мышление. Результаты теста показали улучшение пространственного мышления, т.е. повышение концентрации внимания и скорости решения предложенных задач. Но этот эффект сохранялся только на протяжении 15 минут. Результаты этого исследования были опубликованы журналом Nature. При этом исследователи не делали никаких заявлений об улучшении показателя IQ в целом.

Популяризация мифа

Хотя исследование Раушера и Шоу показало лишь кратковременное улучшение пространственного мышления, их результаты были истолкованы общественностью и СМИ как «улучшение работы мозга в целом». В 1994 году музыкальный обозреватель Алекс Росс написал в New York Times статью под названием: «исследователи установили, что прослушивание Моцарта на самом деле делает вас умнее». А в 1997 году о результатах исследования
Раушера и Шоу упомянула газета Boston Globe.

Монетизация мифа:

В 1997 вышла книга Дона Кэмпбелла «Эффект Моцарта: сила музыки – исцелит тело, укрепит ум и раскроет творческий дух». В своей книге он утверждал, что прослушивание музыки Моцарта (особенно фортепианных концертов) не только улучшает работу мозга и делает человека умнее, но и оказывает благоприятное воздействие на общее психическое состояние. Вслед за первой книгой, он тут же написал и вторую – «Эффект Моцарта для детей». В этой книге он рекомендовал проигрывать классическую музыку младенцам для улучшения их умственного развития. Свои высказывания, ссылаясь на исследование Раушера и Шоу, Кэмпбелл представлял как уже доказанные научные факты

По сути, он утверждал, что произведения Моцарта – волшебные «таблетки от всего». Они могут быть использованы для снятия стресса и депрессии, для расслабления и улучшения памяти, для лечения дислексии, аутизма и других психических и физических расстройств. Кроме того, он уверял, что точно знает, какие произведения Моцарта необходимо слушать для: «глубокого отдыха и омоложения», «развития интеллекта и обучения», «развития творчества и воображения». Одновременно с выходом книг он выпустил коллекцию аудиодисков с «правильной» подборкой произведений Моцарта.

В результате Кэмпбеллом был создана новый рынок, эксплуатирующий веру потребителей в существование «универсального лекарства». Товаром на рынке стали книги и сборники музыки, изданные вначале Кэмпбеллом, а потом – и его последователями.

Тяжелая артиллерия:

13 января 1998 года Зел Миллер, кандидат на пост губернатора штата Джорджии (США), в своем выступлении перед избирателями, заявил, что его проект бюджета штата будет включать в себя $105.000 в год для обеспечения каждого ребенка, родившегося в штате, кассетой или диском с записью классической музыки.

Опровержение мифа:

В 1999 году две группы исследователей подняли вопрос: существует ли «Эффект Моцарта» на самом деле? В статье «Прелюдия или Реквием по «Эффекту Моцарта», на основе анализа результатов нескольких исследований, Чабрис сообщил: «любое улучшение пространственного мышления, приписываемое «Эффекту Моцарта» слишком мало и не отражает изменения в IQ или способности логически мыслить в целом. Тем не менее, такое улучшение может помочь решить одну конкретную задачу. Но это связано с обычным явлением в нейропсихологии – возбудителями удовольствия и «Эффект Моцарта» здесь не при чем».

Правительство Германии, в свою очередь, также провело специальное исследование, посвященное изучению «Эффекта Моцарта». В своём докладе они сделали вывод: «...прослушивание Моцарта или любой другой музыки, которая вам нравится – не сделает вас умнее…»

Френсис Раушер, чьи результаты были опубликованы в журнале Nature и с кого, собственно, все началось, был одним из первых исследователей, отрицающих влияние музыки Моцарта на улучшения работы мозга в целом. В 1999 году в ответ на очередную статью об «Эффекте Моцарта», он написал: «Результаты нашего исследования о влиянии сонаты Моцарта К.448 на пространственно-временное выполнение задачи, вызвали не только большой интерес, но и несколько заблуждений…».

Миф умер, да здравствуй миф.

Несмотря на то, что существование «Эффекта Моцарта» в научной среде было опровергнуто достаточно давно, созданный Кэмпбеллом рынок, не только до сих пор жив, но и успешно развивается.

По запросу «Эффект Моцарта» поисковые системы выдают множество предложений купить книги и диски. На сайтах для будущих мам можно не только купить подборку дисков с «Эффектом Моцарта», но и записаться на семинар по этой теме. «Опытные психологи», за умеренную плату, предлагают свои услуги по подбору индивидуальных музыкальных программ для расслабления, улучшения памяти и лечения психических расстройств.

http://professionali.ru/Blogs/Post/22869024/

Эффект Моцарта показал гармонизирующее влияние классической музыки на человека. О благотворном влиянии классической музыки на человека известно уже давно. Беременным женщинам даже советуют слушать такую музыку, чтобы малыш хорошо развивался и смог раскрыть свои таланты.

В 90-х годах XX столетия появилась удивительная информация об уникальном воздействии на человеческий мозг музыки Моцарта. Необычное влияние назвали эффектом Моцарта. До сих пор ученые спорят о природе этого явления. Тем не менее, собраны убедительные факты, подтверждающие силу классической музыки.

Активизация коры головного мозга

Первые опыты в этом направлении были проведены на крысах. Два месяца им давали по 12 часов в сутки слушать одну музыку – сонату до-мажор Моцарта. В результате крысы “поумнели” и стали пробегать лабиринт на 27% быстрее. Они делали на 37% меньшее ошибок, чем обычные крысы.

Что касается людей, то здесь ученые исследовали активность мозга с помощью магнитного резонанса. Исследования показали, что любая музыка воздействует на человеческий мозг. То есть она возбуждает тот участок, который является слуховым центром. В некоторых случаях также возбуждались участки мозга, связанные с эмоциями. Но только прослушивание музыки Моцарта активизировало практически ВСЮ КОРУ. Как образно выразились ученые, практически вся кора головного мозга начинала светиться.

Исследование воздействия музыки на мозг человека

Сила воздействия музыки Моцарта на головной мозг научно доказана в двух направлениях: частота смены ритма и собственно частота звука.

Первое связано с тем, что наш мозг имеет циклы в своей работе. Нервная система, в частности, имеет ритм в 20-30 секунд. Ученые предположили, что резонанс в коре мозга как раз могут вызвать звуковые волны, которые колеблются с той же частотой. По этой же причине актуален вопрос с изменением в середине прошлого века частоты звучания музыкальных инструментов с 432 Гц на 440. (Читать статью про )

В Университете штата Иллинойс проанализировали частотные характеристики музыки почти 60-и различных композиторов на предмет того, как часто в произведении встречаются волны длиной 20-30 секунд. Когда свели все данные в одну таблицу, оказалось, что авторы примитивной поп-музыки попали в самый низ, а вот Моцарт занял первое место сверху.

Именно в его музыке с ее неповторимыми нюансами, переливами и перетеканием звуков 30-секундные волны повторяются чаще, чем в любой другой музыке. Т.е. в этой музыке выдержан заветный 30-секундный ритм “тихо-громко”, что соответствует биоритмам нашего мозга.

С другой стороны, доказано, что самый большой резонанс в коре мозга получают звуки высокой частоты (3 000 - 8 000 гц). А произведения Моцарта буквально насыщены звуками высокой частоты.

Музыка повышает интеллект человека

Активизация коры головного мозга – не просто научное чудо. Это объективный процесс, который стимулирует мыслительные процессы и улучшает память. Повышенная мозговая активность значительно повышает интеллектуальный уровень человека.

Американские ученые показали, что, если прослушать музыку Моцарта всего лишь 10 минут, то IQ возрастет почти на 8-10 единиц. Так в университете Калифорнии был проведен один интересный эксперимент, как влияет музыка на прохождение студентами теста. Были отобраны 3 контрольные группы:

1 группа – студенты сидели в полной тишине;
2 группа – студенты слушали аудиокнигу;
3 группа – студенты слушали сонату Моцарта.

Все студенты проходили тест до и после эксперимента. В результате студенты улучшили свои итоги следующим образом

1 группа – на 14%;
2 группа – на 11%;
3 группа – на 62%.

Согласитесь, впечатляющие результаты?!

Удивительный эффект Моцарта в действии

Европейские ученые доказали, что под действием музыки Вольфганга Амадея Моцарта умственные способности повышаются, не зависимо от того, как к ней относятся (нравится она или нет). Даже после 5 минут прослушивания у людей заметно увеличивается концентрация и сосредоточенность.

Особенно сильно воздействует эта музыка на детей. Дети развивают свой интеллект значительно быстрее. В США вели наблюдение за детьми в течение 5 лет. У тех детей, которые посещали уроки музыки 2 года подряд, наблюдалось значительное развитие пространственного мышления.

У взрослых же эффект воздействия имеет значительную инерцию. У одних людей активность мозга пропадала с последними звуками. У других эффект сохранялся дольше, но потом мозг опять возвращался в исходное состояние.

Яркий пример воздействия эффекта Моцарта

Известно, что высокие звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха, а это приводит к улучшению слуха и речи. Этот пример один из самых ярких случаев воздействия эффекта Моцарта на человека.

Наверное, мало кто знает, что всемирно известный актер Жерар Депардье в 60-е годы имел сильный дефект: он заикался и имел плохую память. К счастью, в его жизни встретился врач, который определил, что у юного Жерара серьезные проблемы со средним ухом. Он прописал ему… несколько месяцев ежедневного прослушивания по 2 часа музыки Моцарта. Результат был ошеломляющим, и мы знаем об этом по фильмам с участием актёра.

Жерар Депардье полностью избавился от заикания, улучшил свою память, что позволило ему стать одним из самых известных актеров в мире. Позже он скажет:

«До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

Практическое применение эффекта Моцарта в жизни

Рассказывают случай, когда музыка Амадея Моцарта в буквальном смысле вернула человека к жизни. 78-летний тяжелобольной маршал Ришельё Луи Франсуа Арман дю Плесси, был уже при смерти. За несколько минут до своей очевидной кончины он попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни. Маршал попросил, чтобы ему сыграли любимый концерт Моцарта.

Вскоре после того как прозвучали последние ноты, с маршалом произошло истинное чудо! Смерть отступила, и Ришельё стал поразительно быстро поправляться. Благодаря музыке Моцарта к умирающему маршалу вернулись жизненные силы и он активно прожил еще 14 лет. Маршал Ришельё Луи Франсуа Арман дю Плесси умер в почтенном возрасте в 92 года.

В Канаде на государственном уровне на городских площадях играют произведения Моцарта, чтобы снизить количество аварий. К сожалению, в наше время классическая музыка отодвинута на задворки трансляций радио и телевидения. Тем более на улицах России вы не услышите классическую музыку. Но что нам мешает устраивать себе хотя бы непродолжительные сеансы из удивительной музыки Моцарта и других классиков.

Слушать музыку Моцарта, используемую в тестах

Экология потребления. Познавательно: Ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга...

Самая необыкновенная музыка - у Моцарта: не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали "эффект Моцарта".

Популярный актер Жерар Депардье испытал его в полной мере. Дело в том, что приехавший покорять Париж юный Жеже, плохо владел французским и к тому же заикался. Известный врач Альфред Томатис посоветовал Жерару каждый день по два часа как минимум слушать Моцарта! "Волшебная флейта" и в самом деле может творить чудеса - через несколько месяцев Депардье говорил как пел.

Уникальность и необыкновенная сила музыки Моцарта, скорее всего, объясняются его жизнью, в особенности обстоятельствами, которые сопровождали его появление на свет. Моцарт был зачат в редкой среде. Его предродовым существованием было ежедневное погружение в мир музыки. В доме звучала скрипка отца, который, безусловно, оказал колоссальное влияние на развитие нервной системы и пробуждение космических ритмов еще в утробе матери. Отец музыканта был капельмейстером, т. е. дирижером хоровых и музыкальных капелл в Зальцбурге, а его мать, дочь музыканта, сыграла колоссальную роль в его музыкальном развитии. Она пела песни и серенады еще на этапе беременности. Моцарт родился буквально вылепленным из музыки.

Мощь музыки Моцарта впервые привлекла общественное внимание благодаря новаторским исследованиям в Калифорнийском университете в начале 1990-х годов. В центре по нейробиологии города Ирвин, который занимается изучением процессов педагогики и памяти, группа исследователей начала изучать воздействие музыки Моцарта на студентов и подростков.

Френсис X. Раушер, доктор философии, и ее коллеги провели исследование, в котором тридцать шесть выпускников университета с факультета психологии тестировались на индекс пространственного интеллекта (по стандартной интеллектуальной шкале Стэнфор-да-Бине). Результат оказался на 8-9 пунктов выше у испытуемых, которые прослушивали в течение десяти минут Сонату для двух фортепиано ре-мажор Моцарта. Несмотря на то что эффект от прослушивания музыки продолжался всего десять - пятнадцать минут, группа доктора Раушер сделала вывод о том, что взаимосвязь между музыкой и пространственным мышлением настолько сильна, что даже простое прослушивание музыки может дать значительный эффект.

Музыка Моцарта способна "разогревать мозги", - предположил Гордон Шоу, физик-теоретик и один из исследователей, после того как были объявлены результаты. - Мы предполагаем, что сложная музыка возбуждает столь же сложные нервные модели, которые связаны с высшими формами умственной деятельности, такими как математика и . И наоборот, простая и монотонная навязчивая музыка может дать противоположный эффект.

На следующий день, после того как были опубликованы сообщения об открытиях в Ирвине, музыкальные магазины одного крупного города мгновенно распродали все записи сочинений Моцарта.

Хотя потом интерес к "эффекту Моцарта" немного пошел на убыль, поскольку несколько скептиков опубликовали свои сомнения насчет феномена. Но при более детальном изучении оказалось, что классическая музыка действительно имеет сильное влияние на человеческий мозг.

Все эксперименты по изучению феномена основаны на предположении, что музыка оказывает влияние на мозг на анатомическом уровне, делает его подвижнее. А для детей она может значить формирование нейронных сетей, оказать сильнейшее влияние на умственное развитие ребенка.

Многочисленные противники, пытаясь экспериментально доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, регулярно приходят к выводу об ошибочности своих суждений. Недавно еще один скептик изменил свое мнение насчет музыки Моцарта. Эрик Сайгел из колледжа Элмхерста в Иллинойсе воспользовался для этого тестом на пространственное мышление. Испытуемые должны были посмотреть на две буквы Е, одна из которых вращалась под углом по отношению к другой. И чем больше угол, тем труднее было определить, одинаковые буквы или разные. Миллисекунды, затраченные испытуемым на сравнение букв, и были той мерой, которой определялся уровень пространственного мышления субъекта. К удивлению Сайгеля, те испытуемые, которые перед тестом слушали Моцарта, определяли буквы гораздо точнее.

В Гарвардском университете другой скептик, психолог Кристофер Шабри, проанализировал 16 исследований "эффекта Моцарта", в которых в целом участвовали 714 человек. Он не обнаружил никакого благотворного влияния музыки великого композитора и пока пришел к выводу, что у испытуемых происходило вследствие явления, которое психологи называют "радостным возбуждением". Музыка улучшает настроение, а испытуемые - результаты тестов. Но Шабри решил продолжить серию экспериментов по изучению феномена, поэтому вполне возможно, что в скором времени лагерь сторонников "эффекта Моцарта" пополнится еще одним серьезным ученым.

Исследователи сделали вывод, что вне зависимости от вкусов или предыдущего опыта слушателей, музыка Моцарта неизменно производила на них успокаивающее действие, улучшала пространственное восприятие и возможность более ясно и четко выразить себя в процессе общения. Нет сомнений в том, что ритмы, мелодии и высокие частоты музыки Моцарта стимулируют и загружают творческие и мотивационные области головного мозга. опубликовано

Присоединяйтесь к нам в