Основные отличия русских от европейцев. Чем россияне отличаются от жителей европейских стран

Все мы из школьного курса истории знаем про гуннское нашествие, которое вызвало, как говорят историки, «великое переселение народов». Историки, правда, умалчивают о том, куда, собственно, эти гунны исчезли. Перефразируя известный фильм: « Были гунны. Не отрицаем. Но потом гунны самоликвидировались.»

И это касается не только гуннов. С тех пор, как возникло кочевничество, а это произошло во II тысячелетии до н.э., орды кочевеников неоднократно прокатывались с Востока на Запад по степной зоне Северного Причерноморья, сметая все на своем пути. Это были киммерийцы, скифы, сарматы, гунны, авары, булгары, мадьяры, печенеги, половцы, монголы. Кого-то, может быть, я забыл упомянуть? Но и этих достаточно.

Все эти потоки кочевников в Европе с неизбежностью упирались в моря и океаны, поскольку для них Европа представляла гигантскую ловушку, обращенную широкой стороной к степи, а узкой к Атлантике. Или упирались в предыдущих пришельцев, и после борьбы за место под солнцем, там и оседали, образуя господствующие элиты. Элиты эти господствовали над местным аборигенным земледельческим, в основном, славянским населением или над предыдущими пришельцами. Племя-оккупант становилось господствующим над аборигенами, образуя правящую элиту. Аборигены - это не только автохтонное население, но и предыдущие пришельцы, перемешанные с автохтонами. Аборигенное население было вынуждено, хочешь не хочешь, приспосабливать свой язык к языку оккупантов. Так возникла нынешняя пестрота европейских языков. Отсюда же происходит слабая связь написанного с произносимым, особенно, во французском. Отсюда же происходит то, что многие народы не умеют четко артикулировать многие звуки, в частности, звук «Р» - картавят на разный лад.

А чем же отличаются от европейцев русские?

Племена, которые впоследствии стали русскими, обитали в Восточной Европе. Их названия известны из «Повести временных лет»: северяне, поляне, древляне, радимичи, вятичи, кривичи, ильменские словене. Большие племена. Населяли они лесостепную и лесную зоны. Орды кочевников, проносящиеся по степной зоне лишь частично затрагивали этот массив славянских племен, уничтожая, обитавших на границе лесостепи и степи и загоняя спасшихся глубже в зону леса.

Так все продолжалось до конца VIII века, пока славяне-«северяне», обитавшие на Дону в верховьях рек Северский Донец, Оскол, Псел, Сейм, не создали профессиональное воинство, состоявшее из князей, богатырей и дружинников. В этом им помогли союзники в борьбе с кочевниками - донские аланы. Аланы к тому времени уже имели профессиональное воинство. До этого времени у славян профессиональных военных не было. В военных столкновениях участвовало ополчение.

Из среды «северян» возникли первые Русские (восточно-славянские) княжеские династии: легендарного Олега Вещего и Игоря Старого. Само слово Русь означало - красные, боевой цвет славянского профессионального воинства. Русые означало тогда красные.

Поскольку ни у каких восточно-славянских племен никаких профессиональных военных не было, созданная военная организация смогла достаточно быстро поставить эти племена под свой контроль. Этот процесс начался еще при князе Олеге Вещем, который сказал северянам:
«Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань». К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». И говорит Олег: «Я враг хазарам, поэтому и вам незачем платить им дань.» К радимичам: «Кому дань даёте?». Те ответили: «Козарам». И говорит Олег: «Не давайте Козаромъ, но мне давайте». «И владел Олег деревлянами, полянами, радимичами, а с - уличами и тиверцами имъяше рать». См. Повесть временных лет. Вероятно, при Олеге были присоединены к Руси также смоленские кривичи.

При Игоре Старом и Ольге Русью были вторично завоеваны древляне, при Святославе Игоревиче - вятичи, при Владимире Святославовиче новгородцы (кривичи и ильменьские словене). Представляется, что «крещение» Новгорода «огнем и мечом» - это и было завоевание Новгорода Русью, а легенда о призвании варягов - вымысел летописца, писавшего через 200 лет после описываемых событий для легитимизации этого завоевания. Можно также предположить и обратное, что легенда о призвании варягов была выдумана в Новгороде, для того, чтобы доказать свое старшинство по отношению к Киеву. В любом случае, эта легенда - позднейшая вставка в тексты.

Таким образом, все восточно-славянские народы, говорившие в древности в Х веке практически на одном языке, были объединены под властью своей славянской элиты. Приспосабливаться к языку иноплеменных оккупантов не было необходимости. Политическое объединение племен под властью своей элиты, книгописание, обучение, Православие привели к унификации языка на огромном пространстве, который и превратился в современный русский язык. Поэтому современный русский язык и является самым распространенным из славянских языков.

Современный русский является языком, возникшим в результате естественного развития древнего языка арийского земледельческого славянского населения. Поэтому так много общего у русского языка и санскрита, который был языком властвующей в Индии арийской элиты. Повторюсь, это стало возможным благодаря тому, что русские ни разу в своей истории не управлялись иноязычными элитами.

В этом и состоит коренное отличие русских от европейцев. Европейцы появились в результате того, что местное аборигенное земледельческое население управлялось иноплеменными агрессивными элитами кочевников - скотоводов.

Большое отличие западных украинцев (западенцев) и небольшое - белорусов от русских является следствием того, что они некоторое время находились вне русского пространства под управлением поляков и литовцев.

Революция 1917 года, во многом, результат отсутствия веры русского народа в то, что правящая элита - это своя национальная элита.
«Царь-то - ненастоящий!!!» и царица - особенно. Это могло быть основной причиной падения Романовых.

P.S. Еще одним важным отличием земледельческих восточно-славянских племен, которые стали называться впоследствии русскими, было то, что они были организованы по принципу территориальной общины, для которой кровно-родственные отношения были второстепенны. Для кочевников-скотоводов-будущих европейцев, наоборот, была характерна кровно-родственная организация.

P.P.S.
С болгарами и венграми, по поводу их переселения в Европу, вопросов не возникает, поскольку эти переселения происходили относительно недавно в I тысячелетии нашей эры. Однако, совсем не очевидно, что кельты и германцы тоже переселились в Европу, но на 500 - 1000 лет раньше. Поэтому привожу сведения, подтверждающие передвижение в Европу кельтов и германцев с Востока на Запад.

КИММЕРИЙЦЫ, КИМВРЫ, КЕЛЬТЫ.
Плутарх пишет: «Третьи же говорили, что киммерийцы, знакомые в старину грекам, составляли только небольшую часть племени, ибо это были лишь предводимые неким Лигдамидом мятежники и беглецы, которых скифы вынудили переселиться с берегов Мэотиды в Азию, а что самая большая и воинственная часть киммерийцев живет у Внешнего моря, в стране столь лесистой, что солнце там никогда не проникает сквозь чащи высоких деревьев, простирающиеся до самого Герцинского леса. Небо в тех краях таково, что полюс стоит чрезвычайно высоко и вследствие склонения параллелей почти совпадает с зенитом, а дни и ночи - равной длины и делят год на две части. Вот из этих-то мест и двинулись на Италию варвары, которых сперва называли киммерийцами, а позже, и не без основания, кимврами».

Диодор Сицилийский, древнегреческий историк 1 века до н.э.: "Самые дикие из галлов обитают на севере, а также в землях соседних Скифий... Поскольку они широко известны силой и свирепостью, некоторые говорят, что это и есть киммерийцы, которые в древние времена прошли по всей Азии, но вскоре название это было искажено, и их стали называть кимврами"

«Кто же такие были кельты? Ученые многое узнают о жизни древних людей, изучая их похоронный ритуал. Примерно 800 лет назад до нашей эры жители северных Альп сжигали своих покойников и хоронили их в урнах. Большинство исследователей сходятся на том, что ритуал захоронения в урнах у кельтов медленно сменился на похороны не пепла, а тел, правда, как уже говорилось, изуродованных. В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне. В искусстве преобладает орнамент из фигур животных и гротескные украшения. По мнению немецкого историка Отто-Германа Фрея, в одежде и искусстве кельтов видно несомненное персидское влияние. Есть и другие признаки, указывающие на Восток, как на родину предков кельтов. Учения друидов о возрождении умерших напоминают индуизм. «

Подробнее см.: http://www.nkj.ru/archive/articles/10396/ (Наука и жизнь, КЕЛЬТЫ - ЗАГАДОЧНЫЙ НАРОД, ПОТОМКИ КОТОРОГО И СЕГОДНЯ ЖИВУТ В ЕВРОПЕ)

ФРАНКИ.
Григорий Турский в своей «Истории Франков» в VI веке не считает их местным племенем и пишет:
«Многие же передают, что те же самые франки пришли из Паннонии и прежде всего заселили берега Рейна. Затем отсюда они перешли Рейн, прошли Торингию и там по округам и областям избрали себе длинноволосых королей из своих первых, так сказать, более знатных родов...»

Он же пишет про гуннов:
«Итак, гунны вышли из Паннонии и, как утверждают некоторые, накануне святой пасхи пришли в город Мец, опустошая все на своем пути...»
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Greg_Tour/frametext2.htm
Но мы же знаем, что гунны пришли, по крайней мере, с Урала и Паннония для них промежуточная точка миграции. Этого можно ожидать и в случае франков.

Это не удивительно, поскольку Паннония - проходной двор для кочевников по пути с Востока на Запад вдоль Дуная. Севернее и южнее Дуная находятся горы - Карпаты и Балканы.

Захоронение короля франков Хильдерика.
«...Совершенно случайно 27 мая 1653 года один каменщик, расчищавший место для фундамента новой постройки в окраинной части квартала Сен-Брис города Турне, что на правом берегу Эско, откопал кошель с сотней золотых монет чеканки времени императоров Восточной Римской империи, начиная с Феодосия II (408-450) до Зенона (476-491). Здесь же были обнаружены куски шелковой ткани, золотые нити, оружие, драгоценные украшения, изделия из золота: маленькие пчелы, украшенные гранатами. Найден был также скелет мужчины ростом не менее 180 см, носившего на пальце кольцо с именной печатью, где значилось "Король Хильдерик"...
...В двадцати метрах от того места, где, как считается, были найдены останки короля, удалось обнаружить три отдельных захоронения в скальном грунте, в которых находились скелеты дюжины коней - скелеты целые, нерасчлененные, что свидетельствует об умерщвлении коней, ставших предметом жертвоприношения. Было ли это сделано по случаю королевских похорон? К такому выводу склоняет тот факт, что в могильники врезаны захоронения воинов VI века, а также датировка времени костей с помощью углеродного метода. В известных ранее случаях о жертвоприношении коней, связанных с обрядами германцев V века, хоронивших их рядом с воином, никогда ранее не встречались с такими масштабами захоронения коней. Поразительный масштаб турнейского жертвоприношения склоняет к выводу о наличии здесь королевского могильника. Мы не беремся утверждать что-то более определенное...»
http://krotov.info/history/06/3/lebek.html

«Согласно хеттской традиции жертвоприношения лошадей делались на похоронах царя или царицы. После сожжения покойных царей лошадей убивали, и конские головы хоронили вместе с царским прахом. Данная традиция подтверждена находками конских черепов в Передней Азии в могильнике Османкаясы. Они датируются XVII-XIV вв. дон. э.»
см. Вики «Культ коня».

Захоронение Хильдерика косвенно указывает на прародину франков - Малую Азию. Скифы и племена катакомбной культурно-исторической общности, обитавшие в Приазовье и в Предкавказье, также практиковали захоронение с конем.

«катакомбная культурно-историческая общность
В первой половине II тысячелетия до н. э. в степных областях восточной Европы существовала катакомбная культурно-историческая общность, названная так по характерной особенности погребального обряда захоронения покойных в особых камерах-катакомбах, вырытых в одной из стенок могильной ямы.
Катакомбная общность занимала обширный ареал от Днестра почти до Волги. На юге границы ареала отмечены в Предкавказье, катакомбные памятники есть на Кубани и Тереке. Многочисленны локальные варианты, воспринимаемые как особые культуры.
Поселения изучены недостаточно. В Приазовье найдены остатки прямоугольных домов на каменных основаниях, с глинобитными стенами. Длина домов была не менее 14 метров.
Основой экономики катакомбной общности было пастушеское скотоводство и земледелие. Часть населения вела полукочевой образ жизни. Бесспорно, существовали металлургия и металлообработка. Первые металлические изделия, однако, появились с Кавказа, о чем свидетельствует как анализ металла, так и типы изделий. Позже была начата разработка меднорудных залежей.
В окрестностях города Артемовск найдены древние рудники, шлаки, остатки плавки. Свидетельствами специализации являются погребения мастеров-литейщиков. Из бронзы изготавливались черешковые кинжалы и ножи, плоские долота, тесла, проушные топоры и различные украшения. Изделия из золота редки.
Высокое развитие транспортных средств засвидетельствовано остатками деревянных четырехколесных повозок и моделями крытых повозок, выполненными из глины.
Катакомбные погребения совершались под курганами-насыпями, которые иногда достигали очень больших размеров (один курган в Калмыкии имел диаметр 75 метров и высоту 8 метров). Такие курганы возводились, конечно, не над могилами рядовых общинников. Как правило, погребен один покойник, но встречаются и совместные погребения мужчины и женщины, взрослых с детьми. Есть свидетельства насильственного умерщвления женщин при погребении мужчины. С погребальным ритуалом связаны кострища и жертвенники, помещение в могилу заупокойной пищи.
Большие размеры курганных насыпей и могильных сооружений для лиц, занимавших высокое положение в обществе, и различия в погребальном инвентаре и ритуале говорят об уровне социального и имущественного расслоения у носителей катакомбной общности.
Некоторые могилы, например, сопровождаются ЗАХОРОНЕНИЕМ МНОГИХ ЛОШАДИНЫХ ЧЕРЕПОВ. Все это свидетельствует об обществе с довольно сложной структурой и высоким уровнем социальной организации.
другие культуры Центральной и Северной Европы
Территории нынешних Верхней Австрии, Голландии и Западной Германии в середине и конце II тысячелетия до н. э. были заселены племенами особой культуры, после которой остались характерные для нее курганные погребения. В них найдено бронзовое оружие и в незначительном количестве - серпы. Исследование поселений этой культуры заставляет полагать, что население, оставившее эти памятники, возможно, и имело опыт обработки земли, но главным его занятием было все же полукочевое СКОТОВОДСТВО...»

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК.
"Древнефра;нкский язы;к (фр. francique, нем. Altfr;nkisch) - вымерший в VIII веке древнегерманский язык, на котором говорили салические франки, покорившие Римскую Галлию в конце V века. Около 100 тыс. франков постепенно мигрировало на юг с территории современной Фландрии, которую они заселили в III-IV веках. В романоязычной Галлии салические франки оказались окружены многочисленным (6-8 млн.) галло-романским населением, и поэтому со временем утратили родной язык, который вышел из обихода к концу VIII века. Тем не менее, франки долгое время составляли основу нового правящего класса Галлии, а потому их язык сыграл важную роль суперстрата в формировании современного французского языка, в том числе и его названия. Во французском языке сохраняются многочисленные франкские заимствования (jardin, bande, guerre, fauteuil, rang, blond, blanc, bleu, brun и прочие)"
см.Вики статья "Древнефранкский язык".

ВАНДАЛЫ, ГОТЫ.
Прокопий Кесарийский прямо говорит, что готы, вандалы, визиготы и гепиды - это сарматы. Сарматы - кочевники, разгромившие скифов.

«Византийский историк Прокопий Кесарийский по службе лично общался с разными варварами, участвуя в 530-х годах в войнах против них. Он не заметил особого отличия между вандалами и готами, относя их к единой группе готских племён:
«В прежнее время готских племен было много, и много их и теперь, но самыми большими и значительными из них были готы, вандалы, визиготы и гепиды, прежде называвшиеся сарматами, и меланхлены. Некоторые авторы называли их гетами. Все эти народы, как было сказано, отличаются друг от друга только именами, но во всем же остальном они сходны. Все они белы телом, имеют русые волосы, рослые и хороши на вид; у них одни и те же законы и исповедуют они одну и ту же веру. Все они ариане и говорят на одном языке, так называемом готском; и, как мне кажется, в древности они были одного племени, но впоследствии стали называться по-разному: по именам тех, кто были их вождями.»
см.Вики ст. «Вандалы»

Любой житель бывшего СССР, бывающий за границей, знает с какой легкостью иностранцы выделяют наших сограждан и безошибочно опознают в них «русских». Вроде бы и языком английским хорошо владеешь, и прибарахлился в местных магазинах, ан нет, все равно практически любой иностранец, кинув на тебя мимолетный взгляд, тут же угадывает в тебе «русского».

У самих «русских» существует множество гипотез, почему их так легко «вычисляют»: тут и вечно озабоченные хмурые физиономии, и специфический «розовый» цвет золотых украшений… каких только гипотез нет…

Но гипотезы эти ничего не объясняют, потому что вон шведы, к примеру, расхаживают по Европе с такими хмурыми физиономиями, что русским до них — как до Сахары. А розовое «русское» золото уже как много лет в Европе — на пике моды и перестало быть чисто русским атрибутом.

Честно говоря, когда я раньше ездил по миру в краткосрочные поездки, меня это тоже довольно напрягало, что меня так запросто узнают, и я тоже строил теории относительно того, чем так «русские» выделяются.

И лишь поселившись в Европе насовсем, я понял, как это делается, и теперь уже сам с дистанции в 100 шагов безошибочно распознаю «русского». Однако если вы меня попросите перечислить конкретные признаки, по которым «Русский» внешне отличается от Европейца, я боюсь, что не смогу это сделать.

Вот сможете вы перечислить конкретные признаки, по которым музыкальная «попса» отличается от «не попсы»? Перечислить не сможете, однако услышав — сразу определите. Вот примерно так же отличается «русский» от «нерусского» за границей.

Принадлежа формально к европейской культуре советская культура долгое время развивалась совершенно изолировано (да и сейчас эта культурная изоляция в значительной мере сохраняется) и в итоге обросла такими многочисленными специфическими штрихами и нюансами в культуре поведения, внешнего облика, жестикуляции и манере общения, которые, будучи каждый сам по себе незначительным, в сумме формируют очень характерный облик русского.

  • Семейная пара идет по улице вяло переругиваясь и выясняя отношения? — русские!
  • Спорят у прилавка, какой сорт колбасы купить к ужину и не могут прийти к согласию? — русские!
  • Жена задержалась у витрины, а муж нетерпеливо тащит ее дальше за руку — русские!
  • Прилюдно прикрикнули на ребенка или тем паче шлепнули его? — русские, однозначно!
  • Дама загородила проход в супермаркете, народ протискивается мимо нее, а она даже не сдвигается и не извиняется? — русская, без вариантов!
  • Человек не придерживает дверь гостиницы, когда его спутник протискивается туда с чемоданами? — русский!
  • С ним поздоровались, ему улыбнулись, а он не отвечает «потому что незнакомы»? — русский!

«Русский» вообще не терпит «фальшивых европейский улыбок», а потому улыбается только анекдотам или дамам, которых вознамерился трахнуть. Ну, или наоборот, мужикам, если «русский» — дама.

На протяжении 100 лет граждане советской империи были для государства мусором, тленом и расходным материалом. Это отношение закономерно перетекло и на отношения «русских» граждан друг с другом.

Любой другой человек является для «русского» личностью и особой, заслуживающей внимания, только в том случае, если его с этим человеком связывают какие-то личные отношения. Если никаких личных отношений нет, то любой посторонний человек для «русского» — тлен, пустое место, на которое не стоит обращать внимания. При этом даже тот факт, что русского с кем-то связывают личные отношения, вовсе не означает, что русский будет высказывать к нему хоть какое-то уважение.

Специфика общения русских между собой и с другими людьми настолько очевидно отличается от специфики общения и европейцев, и азиатов, что тут же выдает «русского» со всем потрохами, как только он начинает «общаться». Или наоборот, как только он не начинает общаться.

Впрочем, одинокий русский в голой европейской степи будет так же легко опознаваем, как и русский в общении.

Внешний облик русского выдает его с головой.

Русский возможно и не подозревает, что любая шмотка, купленная на Черкизовском рынке, активно транслирует окружающим сигнал — «это — русский». Даже если вроде бы и не отличается внешне от такой же шмотки, купленной в Европе, и даже если на ней красуется европейский лейбл.

Уточню, говоря «шмотка, купленная на Черкизовском рынке», я имею ввиду «любая шмотка, купленная в России». Неважно где, в самом деле на рынке или в каком-нибудь фирменном салоне, вроде «Зара», «Кальцедония» или «Бершка».

За 100 лет изолированности советской империи до нее окольными путями все же как-то добирались тенденции мировой моды, а потому худо-бедно советские вкусы в одежде соответствуют европейским. Но со спецификой.

Специфика эта возникла из-за того, что на протяжении этих ста лет смысловые лакуны в моде, которые неизменно возникали из-за изолированности советской культуры, заполнялись исходя из местных реалий, из местных понятий, из местных вкусов и возможностей. В итоге возникла советская манера одеваться, которая по своей сути — Европейская, но с изрядным налетом совковости. Этот налет сохраняется до сих пор.

Еще с начала 90-х мировые производители шмоток категории «массовый прет-а-потре», разобравшись во вкусах советской публики, стали продавать в России модели, адаптированные под этот вкус. Не говоря уже о рыночном ноу нэйм, где этот вкус бьет изо всех щелей.

«В чем отличия», — спросите вы?

Да кто ж вам скажет, это вещь не формализуемая. Вот чем, к примеру, картина Ван Гога отличается от «подражания Ван Гогу»? Какими-то неописуемыми, но отчетливо заметными штрихами. Вот так же и с одежной. Может в каком-то месте где-то кружавчиков и блестяшек побольше. Или кружавчкики эти другой формы. Или пришиты чуток в другом месте. Или пуговицы чуть иначе расположены и другого фасона. Или планочка какая особая пришита…

Объяснить сложно. Но если вы хотя бы год прожили в Европе, вы без труда приобретете навык отличать «шмотки из России» с первого взгляда.

Впрочем, если русский турист все свое барахло купил в местных европейских магазинах, то он все равно будет отличаться, потому что носить эту одежду будет иначе, и сочетать предметы туалета совсем не так, как это делают местные. Не хуже, и не лучше, просто - по-другому.

Никакой англичанке, к примеру, не придет в голову подбирать пляжные маечку, шортики и шлёпки по цветам и фасону. Потому что пляж же! Кэжуал! Так что если я вижу даму, которая несет на себе пляжный ансамбль как вечернее платье — значит — русская!

Ну, или полька. Только у польки будет другая прическа.

Потому что во всех русских парикмахерских, как в самых дешевых, так и в «элитных салонах», прически каким-то мистическим образом делают так, что на их носительницах стоит клеймо «подстрижено в России». Я, упаси боже, вовсе не хочу сказать, что в России стригут плохо. Нормально стригут, порой даже очень умело и красиво. Но — опознаваемо. Может какие-то технологии стрижки там особые, не знаю. Но работа российского парикмахера так же хорошо опознаваема, как и работа российского пластического хирурга.

Как и работа российского ювелира.

Цвет золота на самом деле — ерунда, розовый, не розовый, он разный может быть. А вот фасон — да! Изделие любого российского ювелирного завода невозможно ни с чем спутать. Это опять-таки сложно объяснить. Я мог бы, наверное, опять отослать к аналогии с Ван Гогом, но сделаю иначе. Пошарьте в интернете по коллекциям разных ювелирных домов: европейских, американских, японских… а потом зайдите в любой ювелирный салон в Москве. Вы тут же поймете разницу. Не можете не понять!

Ну вы уже разобрались? Почему бесполезно задавать вопрос: «Что сделать, чтобы во мне за границей не опознавали русского?»

Но если вы его все же зададите, я отвечу: «Ничего не поделаешь. Для этого вам придется капитально поселиться в Европе и долго-долго, по каплям, выдавливать из себя советского человека».

Честно говоря, я не знаю, что такое европеец. Разумеется, есть европейские ценности, и они в большинстве своем разделяются людьми, живущими в Европе. Но точно так же они находят отклик в сердцах и душах других людей: русских, китайцев, украинцев. Если за понятием европеец скрывается человек, проживающий в Европе, то за этим термином я не вижу большой объединяющей силы: люди, которых можно охарактеризовать так, чересчур разные.

Частично ответ на ваш вопрос был дан в письме Достоевского Майкову, которые я привел ранее, в частности, там есть диалог следующего содержания (Достоевский, будучи в Германии, разговаривает с русским собеседником, экспатрировавшимся в Германию):

Достоевский: Для чего, собственно, вы экспатрировались?

Собеседник: Здесь цивилизация, а у нас варварство. Кроме того, здесь нет народностей; я ехал в вагоне вчера и разобрать не мог француза от англичанина и от немца.

Достоевский: Так, стало быть, это прогресс, по-вашему?

Собеседник: Как же, разумеется

Достоевский: Да знаете ли вы, что это совершенно неверно. Француз прежде всего француз, а англичанин - англичанин, и быть самими собою их высшая цель. Мало того: это-то и их сила.

Поэтому говоря "европеец" вы уподобляетесь собеседнику Достоевского, который считает, что в Европе уже нет народностей. И это, разумеется, огромная ошибка, и, к сожалению, большое количество людей с пространства бывшего СССР ей подвержены (за исключением Прибалтики, они уже на своем опыте поняли, насколько Европа разнородна). Даже сами европейцы в какой-то момент в это поверили и создали Европейский Союз. Пока что этот эксперимент все еще продолжается, но количество евроскептиков все больше и больше. На эту тему советую вам посмотреть Munk Debates: Debate on Europe.

Говоря же об отличии европейца от русского, то, как мне кажется, русский интеллигент, в отличие от французского или британского, легче отказывается от национальной принадлежности, считая ее каким-то пережитком прошлого, этим обусловлено и появление русского космизма, когда человек считается "гражданином мира". Однако оборотной стороной отказа от национальной принадлежности является пренебрежение и отсутствия ощущения связи с российской общей для нас всех историей, а в некоторых случаях - откровенное злорадство над неудачами России, и даже убежденность, что «если б провалилась Россия, то не было бы никакого ни убытка, ни волнения в человечестве». Вы не представляете, как много русских эмигрантов, с ехидством интересующихся, не стреляют ли еще на улицах и с воодушевлением расспрашивающих о бесправии и деспотизме в современной России. В конце концов, есть и совершенно необычный вид людей, те, кто говорят, что любят Россию, но помимо своей воли ее, Россию, ненавидящих. Опять предоставлю слово Достоевскому:

«Но вот что я заметил: все эти либералишки и прогрессисты, преимущественно школы еще Белинского, ругать Россию находят первым своим удовольствием и удовлетворением. Разница в том, что последователи Чернышевского просто ругают Россию и откровенно желают ей провалиться (преимущественно провалиться!). Эти же, отпрыски Белинского, прибавляют, что они любят Россию. А между тем не только всё, что есть в России чуть-чуть самобытного, им ненавистно, так что они его отрицают и тотчас же с наслаждением обращают в карикатуру, но что если б действительно представить им наконец факт, который бы уж нельзя опровергнуть или в карикатуре испортить, а с которым надо непременно согласиться, то, мне кажется, они бы были до муки, до боли, до отчаяния несчастны».

— Мы отличаемся от европейцев тем, что любим ругать свое правительство, очень много работаем, очень мало отдыхаем, не щадим природу, не следим за своим здоровьем, постоянно меняем законы и не соблюдаем их. И до сих пор считаем себя самой читающей и культурной страной мира, хотя это уже давно не соответствует действительности.

Геннадий Скворцов,
пенсионер

К сожалению, мои знакомые иностранцы Россию любят, но побаиваются. И когда приезжают в гости, подстраиваются под окружающих, чтобы не привлекать внимание к себе. То есть перестают улыбаться дружелюбно, здороваться в магазинах, уступать место в общественном транспорте.

Юрий Кольцов,
программист

На мой взгляд, сегодня европейцы отличаются от россиян любознательностью. Иногда кажется, что наши соотечественники боятся пускать в свою жизнь что-то новое и непривычное взгляду. Именно поэтому у нас так сложно приживаются новые форматы образовательных программ, культурных выставок, модные новинки «догоняют» нас спустя годы. Мой комментарий без упрека, а скорее с призывом к людям, живущим в России, не останавливаться на привычном. Прогресс приносит больше пользы, чем разрушений. Важно об этом помнить.

Анастасия Васильченко, специалист по PR

Впервые в Европе я побывал 15 лет тому назад. Тогда русских сразу можно было отличить в толпе. По напряженному выражению лица, по манере переходить улицу, обилию макияжа и золотых украшений на женщинах. Сейчас, когда россияне стали больше ездить, интереснее одеваться, отличить уже сложнее. Особенно быстро адаптировалась молодежь, их за границей запросто с местными можно спутать.

А вообще, честно сказать, нам еще учиться культуре поведения и учиться. Если я еду отдыхать за границу, то стараюсь выбирать места, где российских туристов мало. Отдыхать среди иностранцев гораздо приятнее и спокойнее, чем с соотечественниками.

Егор Сбитнев,
фотограф

Не поленился, нашел в Интернете, что говорят европейцы о россиянах:

Будьте готовы к тому, что при какой-нибудь важной просьбе знакомый русский никогда не скажет «пожалуйста» и «заранее спасибо».

В России почему-то стучат в дверь кабинета и тут же входят, не дождавшись приглашения.

В России любой вопрос или проблему можно решить по знакомству.

Русские не понимают, когда иностранец приезжает в Россию на постоянное жительство. Они считают, что нужно наоборот, уезжать из страны.

Когда вы приходите к зубному врачу в России, вас сразу спрашивают: «Где болит?» Услышав, что ничего не болит, просто вы явились на профилактический осмотр зубов, удивляются. В России к врачу ходят, когда что-то очень сильно болит. А в основном – терпят или занимаются самолечением.

Как только у кого-нибудь из русских появляется мало-мальская причина что- нибудь отметить - будь то день рождения или повышение по службе, они тут же приносят угощение для всех коллег (конфеты, шоколадки, торты и спиртное). Иностранцам эта традиция кажется странной - обычно виновник торжества ожидает даров от коллег. А в России все наоборот.

Не удивляйтесь, если на празднование Нового года в России вас пригласят к 23 часам, до 6 утра вы будете употреблять коньяк, шампанское, сельдь под шубой, салат оливье, потом вас уложат спать, и праздник продолжится в квартире ещё три дня.

Россияне зачем–то перед путешествием садятся «на дорожку». Причем молча. Как будто едут на кладбище.

Россияне любят ругать свою Родину, но при этом терпеть не могут, когда ее критикуют иностранцы.

Вениамин Проскурин,
преподаватель

Конечно, россияне отличаются от европейцев. А как же иначе? Сам ход многовековой истории повлек за собой эти различия. Европейская культура базируется, в первую очередь, на античной, а мы были лишены этого наследия. У них первый университет появился в XXII веке, у нас - только при Екатерине Второй. На нашу огромную территорию постоянно кто-то нападал, приходилось все время защищаться от набегов. Эти войны наносили удары по экономике и демографии. Европейцы же в своих маленьких государствах быстро консолидировались. И грабили (иначе и не скажешь) другие страны.

Таких примеров из истории можно приводить бесконечное множество. Вывод один: Россия для Европы (да и всего мира в целом) - как большой ребенок, которого не принимают компанию из-за его роста и «непохожести». Поэтому это надо понять и принять. И гордиться тем, что родились в великой России. Которая не похожа ни на одну страну мира!

Кирилл Соболев,
предприниматель

Недавно одна моя подруга, живущая в Италии, сказала, что иностранцы в плане отношения к жизни, позитива и эмоциональности отличаются от россиян кардинально, потому что они никогда не знали, что такое есть макароны с кефиром и что такое носить одни и те же вещи по 5 лет.

Юлия Иванова,
продавец - консультант

Я женился на русской женщине и очень этому рад. Меня поражает, насколько люди в России образованны в плане культуры. Вернее, это даже не образование - это интерес к культуре, к искусству. Здесь ходят в театры, на концерты, читают книги – причем делают это постоянно. Еще вы очень открытые, добрые и искренние.

Янис Реке,
полицейский

Я была в трех странах - Бельгии, Франции и Италии. Отличие от России чувствуются сразу же. Во Франции поразило, что все пассажиры при входе в общественный транспорт здороваются с водителем. И он всем в ответ улыбается: «бонсуа». Порадовало обилие красивых стульев, которые стоят в парках. Они не прикручены болтами к асфальту, не прикованы цепью для сохранности. Можно спокойно взять понравившийся стул и сесть на него в тень под деревом или поставить рядом с прудом, где плавают утки. Вы можете представить эту ситуацию у нас в России? В Бельгии в выходные дни не работает ни один магазин (только те, что ориентированы на туристов, да и они работают по укороченному графику), все активно отдыхают в парках, катаются на роликах и велосипедах, спокойно лежат на лужайках с книгой в руках, рядом играют дети. Мы же в выходные дни «отрываемся» за всю неделю: совершаем «набеги» на рынки и магазины, стираем–моем-убираем, делаем ремонты и совсем забываем про отдых. В Италии посередине дня «святое время» - сиеста. Два (а кое-где и три) часа в день итальянцы отдыхают: все учреждения, магазины, аптеки, парикмахерские закрыты. Отдохнув, все снова принимаются за работу. В России за последнее десятилетие практически вычеркнули из рабочей жизни слово «перерыв». На вывесках пишем: «Работаем без перерывов и выходных». И все чаще - до 22-23 часов. А потом удивляемся, почему россияне страдают от депрессий и жалуются на постоянную усталость. А самое главное отличие между россиянами и европейцами - выражение лиц. У них на лицах какое–то спокойствие, уверенность в себе. У нас - напряжение, недовольство всем и озабоченность: «что день грядущий нам готовит?».

Ксения Семененко,
предприниматель

Господа, не надо путать туризм с эмиграцией! Не так уж в Европе и хорошо, как кажется. Там в семьях давно уже товарно–денежные отношения. Друг другу (и детям тоже) деньги под проценты занимают, брачные контракты заключают, однополые браки разрешают. Во всем - холодный расчет и жесткая экономия. На день рождения все идут поздравлять именинника в кафе, а там каждый платит сам за себя. Мужчина никогда за женщину в ресторане не заплатит. А мы все с душой делаем. И женщины у нас самые красивые!

Юрий Кушнарев,
водитель

Анекдот в тему: когда все нормально, европеец спокойно и хорошо работает, а когда все идет наперекосяк - паникует. Когда у русского все наперекосяк – он мобилизуется и делает невозможное. Когда все хорошо - русский страдает.

Вот этим мы и отличаемся друг от друга.

Евгений Столбов,
военнослужащий

Подготовила Ирина СТУКАЛОВА

Эта тема посвящена разницы менталитетов России и Европы, Америки.
Поскольку каждый долбаный день вижу как русские пытаются анализировать западные посты и поступки людей на свой привычный лад, и искать связь там где её вообще нет. По этому этим постом я внесу некоторые ответы на некоторые вопросы.
Так же я хочу отметить что в разных странах той же Европы есть многие отличия. И то что может быть типичным например для Франции, совсем не типично для Англии.

1. Социальная среда и благополучие.

Социальная среда в Европе - Благополучная. Многие русские убеждены что уровень жизни высокий только от зарплат но нет, почти 70% от этого забирает социальная среда. Тоесть, то на сколько благополучно чувствуют себя люди в стране. На сколько они ощущают себя безопасно даже в темных переулках. То на сколько простое и легкое общение с посторонними людьми. На сколько люди приветливы, доброжелательны, готовы помочь, откликнуться. Какие у них строятся отношения между мужчиной и женщиной и как происходит это общение. Социальная среда влияет на все средства коммуникации, от знакомых и друзей, до чужих людей не знакомых, отношений между мужчиной и женщиной, отношение между взрослыми и детьми, взрослыми и подростками. В этом плане в разных странах Европы социальная среда не одинаковая а немного колеблиться. Страны с лучшей социальной средой считается вся скандинавия, а с худшей - Прибалтика и франция.

Социальная среда в России - Задни ца. Скажем это прямо. Почему Русский не улыбается и так все знают, в России не до улыбок. В России тиктанический раскол между мужчинами и женщинами а значит это на прямую будет влиять на базовые потребности: Любовь, забота, уважение, секс, потребность в признании как личности, в понимании. Вообщем посмотрите таблицу маслоу. По мимо тиктанического раскола между мужчиной и женщиной социальная среда не позволяет русским легко доверять посторонним людям воспринимая их либо как врагов либо как не доброжелателей. Проще говоря в России каждый друг другу почти враг. Особенно добавляет русским проблем излишняя демонстративность, включить блатного, включить альфача. Вокруг альфача всегда атмосфера гнеет и рождает таких же посредников которые в будущем будут бросать агрессию в общество чтобы показать свою важность. Вообще у Русских полно советов как сделать всё хуже у себя на родине, будто бы существует некий генератор проблем который не дает зажить счастливо и в благополучии развивая свою цивилизацию.

2. Воспитание детей

На фото типичная западная или европейская семья.

Воспитание в Европе это диалектика. С ребенком разговаривают. Ребенка воспринимают почти равного, не пытаясь общаться сверху вниз. Ребенком почти никогда не поминуют, не приказывают кроме особо редких случаев. Не ругают от того что настроение у мамы не то. Обычно у Европейцев хорошие отношения с родителями, и переходный возраст проходит гладко. Ещё одна особенность у ребенка цениться зона комфорта. это важно!. ребенок сам может выбирать в чем ему идти гулять, куда ему идти, когда ему есть, спать, а когда играть в игры.

Как следствие вырастают дети - оптимисты. Их любили в детстве и они спокойно живут будущее. Они легко общаются с новыми людьми, заводят общение. Легко, всерьез и надолго умеют строить отношения с противоположным полом, создавать счастливые семьи где гармония и коммуникация в ладу. Мама папе одновременно и лучший друг, и жена и любовник. и так же на оборот. У них нет детских острых комплексов, а жизнь по жизни приносит удовольствие. И даже редкие люди-инвалиды в целом проводят всю жизнь в окружении куча друзей и не могут назвать себя угнетенными, или что у них жизнь кошмар - в целом обычно почти всегда всё хорошо или даже отлично.

В русской же семье преобладает дрессировка. Очень часто можно встретить семей где ребенком прямо поминуют что с позиции Европейской семьи - дико, ужасно и вредно а точнее разрушительно для индивида. В России детей ростят закомплексованными и зажатыми по жизни, они всю свою жизнь слышат приказы "Стой, иди, спи, смотри, ешь, не шуми, не кричи, убери за собой, выключай телевизор, выключай компьютер, КОМУ СКАЗАЛА СПАТЬ!" и это все только в лучшем случае. В худшем повилительное отношение - всегда. Порка. Одна из проблем детей в России это чрезмерная эмоциональность или комплексы у самих родителей. Родитель запросто может вымирать зло на ребенке, плохое настроение если родителю испортили настроение на работе под удар попадут все в том числе и дети. Так же в России бросают детей пока те плачат или бросают их с проблемами "Сам разбирайся, тебе надо ты и делай"

Следствием получается может вырасти инфантильная диванная личность которая боится сделать шаг влево или право по жизни. Боится действовать, боится побывать новое. Может быть склонен к агресии, доминанте если родители с ним так себя вели или он рос в такой среде. Если родители ругали не по делу будет эмоциональная личность с контрастами и эмоций от агрессии к счастью, вспышки гнева, и прочего. Если в детстве били - будет бить своих детей, возможно и жену. Во всех случая появляются серьезные трудности в общении с другими людьми, зажатости, комплексы и блоки идущие из детства.

Вся эта тема хорошо известна в психотерапии, психоанализе. Странно что в России на столько бездарно работают психологи что об этих явлениях никто не знает. А может это некий генератор проблем запрещает им это говорить кто знает? :)

3. Отношения между Мужчиной и Женщиной.

Отношения между М и Ж в Европе вообще в разных странах протекают по разному. По этому в основном буду говорить про Скандинавию и Англию так как они мне лучше всего знакомы.

Мало какого парня заинтересует сног шибательная баба. Весь акцент во взаимоотношениях в Европе идет на общение, коммуникацию и взаимопонимание. Это основное. В скандинавии например быстро находят себе спутника жизни а для выбора почти всегда ставка идет на то как строятся между мужчиной и женщиной отношения. Насколько им приятно друг с другом, на сколько они сформировали дружественный уголок. На сколько умеют договариваться и жить в гармонии и единении. Чаще всего в интернетах можно увидеть много парочек няш няш, валяющиеся на диване, обнимающиеся. Нет, это они не дружат 2 недели или 2 дня, они могут так дружить годами и десятилетями. Они строят отношения на взаимопонимании и внутреней гармонии между ними - это всё есть, это так. Это происходит потому что главный козырь - это общение. В Европе не будут убиваться по бабе или парню который не ответил взаимностью, ведь невзаимность это означает что общения нет, гармонии нет, а значит и нафиг надо убиваться? А если у них чтото всерьез долго не вяжется, и взаимопонимание в затяженных проблемах будьте уверены - разойдутся. Страдать с "не с тем" и "неподходящим для души" человеком там долго не будут. так же Европеец не станет строить отношения с девушкой за красоту, разве только он ведет образ жизни холостяка и просто развлекается. Европейская девушка не станет пилить, такого вообще почти нигде нет. Отношения между людьми строяться на согласии и гармонии.

В России как обычно черти что. очень часто можно увидеть ставку на внешность. У меня самого много друзей который нашли себе девах, о которых я прямо говорю - Рожей вышла остальное не важно. И это так. Многие друзья вообще по минимуму общаются со своими, имеют ряд проблем при которых европейцы бы уже год назад разьехались если бы так "общались". Часто вообще ничего общего не имеют но живут в одной квартире. Это треш иметь такие отношения в явной задниТЦе, и продолжать это дело. Однако другого русские и не ждут, если не пилит девушка то уже жизнь удалась. Если не требует подарков вообще ништяк. Мало того что в России между М и Ж вбили серьезный кол вбит в понимании, так ещё и социальная атмофера постоянного негатива добавляет драйва. Такое ощущение что русские обречены на страдания.

4. Отношение к обнаженке

5. Внешность, макияж, гламур, сексуальность

Внешность, макияж, гламур, сексуальность в Европе обычно мало проявляется. Как я уже говорил люди ставку делают на общение, в этом плане гламуру и вовсе не выжить. Европейские женщины запросто могут выйти в люди без макияжа - это правда. Это на прямую зависит от её отношения к миру. Дело в том что она открыта миру, она к нему позитивна, Европейская женщина подносит себя такую какая она есть и не пытается всем понравится. Это очень хорошо, во многих странах и вовсе макияжа используют по минимуму, и в тех странах где ставки на внешность меньше - получаются самые счастливые отношения между людьми. Например Швеция, первое место с самыми красивыми девушками мира. Однако думают ли о своей внешности Шведки? Нет. Они просто те какие есть, и парни в швеции почти никогда не выбирают девушку по внешности. Во первых Шведки одинаковы, во вторых в Швеции как и в Дании главаная ставка на общение, понимание, гармонию.

Русская же женщина в мир выходит сразу с враждой. Её приучали с детства быть загадочной, недоговаривать всех деталей, из за этого развился не прямой а косвенный тип мышления. Я както писал про метапрограмму лжи, в которой говорилось что как только женщине прибивают убеждения о том что она должна быть загадочной, она начинает себя вести не прямо а косвенно - на первой стадии. На второй появляются манипулитивность, лживостоть, на третьей сверх эгоизм. Как гласит одна русская шутка "Ум Русской женщины занят "а как сделать так чтобы он сделал...".

Говоря о Внешности русских, есть одна очень вредная посхалка для развития человечества. Грим и обнаженность. Европейцы всегда наблюдали излишнюю любязнь раздеваться у русских девушек, а грим это вообще тема отдельная. Дело в том что русский мужчина приучен к гриму а не естественному виду человека, и заводит его баба в гриме а не баба в естественном обличии. На этом фоне даже родной жене русский мужчина порекомендует побыстрее накраситься, так как он не привык видать человека так как она есть а только в гриме. Это вообще все очень разрушительно для культуры все что происходит, от проблем в коммуникации до внешности через инстикты. Помните? я говорил про много русских друзей которые нашли себе баб "рожей вышла остальное не важно". Вот такая ситуация.

Равенство

Сразу скажу в Европе да и в США Феминизм не особо популярен, о нем мало кто вспоминает - Вспоминают в основном русские. Но равные права они есть - и это очень Хорошо.

В Европе нет икто никого не спонсирует по этому никто никогда не выберет партнера по выгоде. Если девушка что-то хочет она зарабатывает на это сама. Если мужчина чтото хочет он зарабатывает на это сам. Развивается самостоятельность, а главное люди не выбирают друг друга по выгоде. Как я уже говорил много раз, в отношениях главная ставка на общение, понимание и гармонию. Если этого нет - то нафиг и не надо. В целом на этом наверное равенство и заканчивается, ну че, дверь дамам не открывают, особых привелегий нет, все равно, все просто. Никаких негативных последствий от этого никогда не у кого не бывало.

Не равенство в России. Ну тут больше люди вспомнят чем я. Бабу спонсируй, баба выйграет все суды, баба требует деньги, баба выбирает не по общению а по выгоде. При этом мужика берут на понт "мужик должен" "мужик добивайся", в результате мужик живет не своими целями, не своими убеждениями. И постоянно пытается оправдать какието чужие ожидания. Если он не справляеться - у него комплексы неполноценности, которые могут развиться либо в агрессию, либо в излишнюю демонстративность, и почти всегда чрезмерную эмоциональность. Мужик который не справляется почти всегда начинает нарушать чужую зону комфорта пытаясь в этом доказать другим "ты же мужик терпи, ты же мужик добейся" и так далее. Да и вообще раскол и проблемы русским делают именно этим способом. Это такая программа государства по мотивации.

Вообще в России проблемы и в неравенстве, и в социальной среде, все это как ком один на другого накладывается и проблем все больше и больше что становится проблема их расхлебать. Расхлебаешь одну проблему останется ещё 10. При этом русским навязывают что неравенство это хорошо, а равенство это плохо. ну.. может и так, может русские счастливы таким режимом который теперь тогда пусть живут:)

Зона комфорта

Черт побери, чуть не забыл очень важный пункт.

Зона комфорта, или личная зона пространства. Очень важная штука в развитии человека. Человек не должен чувствовать себя что его чтото заставляют, навязывают и прочее. В Европе есть страны у которых с этим проблемы, Франция, Прибалтика и вроде Италия. Лидер однозначно Франция. Там то вас точно быстро будут учить что хорошо что плохо и что ты не так сделал и как правильно жить. Но этих проблем нет ни в германии, ни англии, ни скандинавии. Зона комфорта высоко цениться. Если ты чегото не хочешь - ок, без проблем это твой выбор. Даже детей так ростят - если не хочешь есть кашу, окей не ешь. Не хочешь окей - не спи. Зона комфорта на равне учится с умением общаться между людьми, так как например не Европеец за просто своими привычками со своей страны начинает то гордыню показывать что совсем не уместно в Европе, то понты крутить, то навязываться как собачка - этого не надо.

В России же очень похоже и на францию и на японию. Каждый учит каждого, читает морали, учит жизни. Особенно это ярко выражается в некоторые периоды жизни. Все мы знаем русских бабушек. Но это не только бабушки, это почти все. Даже ребенком в России поминуют что ему делать а что ему не делать.

Вывод.

России нужен психиатр.