Золотая молодёжь Что такое "Золотая Молодёжь"? Молодежная субкультура "Игрушки золотой молодежи".

Под субкультурой понимают часть общественной культуры, отличающуюся от той, которая преобладает в обществе на данный момент. Субкультуры молодежи объединяют всех, кто имеет что-то общее и верит в определенные идеалы. Некоторые варианты таких объединений понятны только узкому кругу посвященных членов.

Для каждого человека свойственно меняться и познавать новое. Особенно остро это ощущается в период взросления: желание обрести свою индивидуальность и изменить мир толкает молодых людей на поиски себя и смысла жизни. Так появляются молодежные субкультуры. Девушки и юноши объединяются по интересам, создавая отдельные движения, которые отличаются стилем жизни и одежды, а также поведением.

Функция таких социальных объединений – это предоставление молодым людям возможности реализоваться и выделиться из общей массы, найти новых друзей, которые бы понимали, принимали их такими, какие они есть и разделяли их взгляды.

1950-е годы

История субкультур насчитывает несколько десятилетий и имеет три волны подъема. Первая из них датируется 1950-ми годами. В этот период появляются «стиляги » — эпатажная городская молодежь, получившая свое название за стиль одежды, поведение, особенности танцевальных движений. Молодые люди любили джаз и рок-н-ролл, стремились к свободе самовыражения.

Такое молодежное движение совсем не одобрялось советским государством. «Стилягам» вменялось «поклонение перед Западом», они всячески преследовались и порицались властями, а потому такая субкультура скоро прекратила свое существование.

1960-1980-е годы

Вторая волна припадает на конец 60-х, начало 80-х годов. На нее оказали влияние как внутренние, так и внешние условия. Субкультуры молодежи этого периода характеризуются:

  • зарождающейся аполитичностью;
  • интернационализмом;
  • ориентированностью на внутренние проблемы.

Молодежь этого периода любит музыку и рок-н-ролл, в обиход входят наркотики. Новое движение стало более глубоким и продолжительным.

В конце 1979 года появляется советская хипповская субкультура, получившая название «Система ». Она обновлялась каждые 2-3 года и включала в себя как панков им металлистов, так и не очень законопослушных люберов.

1986 год

Третья волна молодежных движений зарождается в 1986 году. Субкультуры молодежи признаются официально существующими и носят название «альтернативных ».

Основные виды субкультур молодежи

Название субкультуры Время зарождения Особенности
1960 Молодые люди выступали против обывательской жизни, исповедовали идеи «непротивления злу насилием», придерживались пацифистских взглядов. Характерной чертой была склонность к творчеству.
1960 Для растаманов характерны любовь к марихуане и регги. Они не приемлют табак и алкоголь, не употребляют мясо и введут здоровый образ жизни. Они занимаются искусством, а своим символом сделали «дреды» и красно-желто-зеленую шапочку — «лацифик».
Панки 1970 Панки не признают никакой власти и являются анархистами. Этим объясняется их символ – буква «А».На улице панк сразу выделяется из толпы, благодаря своеобразной прическе «ирокез» (полоске длинных волос, которые стоят вертикально вверх на полностью бритой голове).
Готы 1970 Готы используют египетскую, кельтскую и христианскую символику, а также оккультные символы – пентаграммы, символы смерти или восьмиконечные звезды. Они всегда наносят особый грим. При помощи косметики они придают лицу мертвенно-бледный, почти белый оттенок. Глаза обводят черной подводкой, губы и ногти также красят в черный цвет.
1980 Для этого стиля характерны плач и стоны, визг и шепот, срывающийся на крик.
Мажоры 1980 Молодые люди, относящиеся к этой субкультуре, живут в свое удовольствие и не знают недостатка в деньгах. У них лучшая одежда и обувь, которую достать в советское время практически невозможно, а также свободный доступ к родительскому автомобилю.
Яппи 1980 Это молодежная субкультура, субъекты которой имеют высокооплачиваемую работу и ведут активный деловой образ жизни. У них соответствующий стиль одежды, они знают толк в моде, следят за своим телом.
Хакеры 1990 Для них характерна индивидуальность и отсутствие корпоративности, так как свобода является самой главной в жизни. Они выводят из строя чужие сайты и серверы, взламывают пароли и добывают секретную информацию.

Они относятся к одной из самых старых молодежных субкультур. Сформирована она была в середине 60-х годов 20-го века в Сан-Франциско.

Молодежь проводила свое время в дискуссиях и полемике, музицировала и предавалась свободной любви. Алкоголь и наркотики на тусовках считались привычным явлением.

У хиппи нет привязанности к дому, они постоянно путешествуют, не имея никаких средств к существованию. Они поклоняются свободе, любят цветы и гулять босиком. Идеи этого движения живы до сих пор.

Эта субкультура несколько похожа на хиппи. Растафари – это особая религия всеобщего бога Джа. Участники этого движения являются убежденными пацифистами, которые категорически осуждают расизм.

Говоря об особенностях растаманского движения в России, можно заявить, что в такие объединения в основном входят молодые поклонники музыки регги.

Панки

Данная субкультура начала свое развитие с середины 1970 годов 20-го века в Англии – как раз в этот период в стране был тяжелый экономический кризис. Молодые люди жили под девизом: «Нет будущего!», вели себя в точном соответствии с низким уровнем жизни. Они абсолютно уверены, что изменить жизнь к лучшему совершенно невозможно, а потому поставили крест на жизни, карьере и воспитании.

Стиль одежды такой молодежи соответствует образу мыслей и поведению – предпочтение отдается несвежим футболкам и джинсам с дырками и потертостями. Картину дополняет любовь к выпивке, дракам и наркотикам ввиду отсутствия других увлечений.

В 1979 году движение панков проникло в СССР. Одними из первых его приверженцев стали известные рок-музыканты Санкт-Петербурга Андрей Панов и Виктор Цой.

Готы

Датой зарождения готики считается конец 70-х годов 20 века. Основой этой субкультуры был пост-панк. Первые готы очень многое переняли у панков, сделав основным цветом своей одежды черный (могли быть незначительные вкрапления белого или красного). Дополняли одежду серебряные украшения.

В самые первые формирования входили молодые люди, которые были фанатами музыкальных готических групп. Впоследствии у готов появился собственный стиль жизни, они приобрели свой менталитет и иерархию.

Субкультура готов существует и в наши дни. Имидж участников движения очень сложен и формируется из специфической одежды, обуви, аксессуаров, прически и мейкапа.

Направление эмо, которое входит в субкультуры молодежи, также связано с музыкой. Стиль музыки соответствует названию движения, которое означает «эмоциональный». Мелодия основана на сильных эмоциях, которые остро чувствуются в голосе вокалиста.

Музыка этого движения имеет несколько видов:

Поклонники такой музыки выделяются в отдельную субкультуру и называются эмокидами. Характерной внешней особенностью такой молодежи является яркая одежда, прическа и макияж.

Мажоры

В период «развитого социализма» появляется новое направление среди молодежи. «Золотые» мальчики и девочки не интересуются бытовыми проблемами и сложностями жизни, так как все неприятности быстро и незаметно решаются родителями. Эта субкультура зародилась в конце семидесятых годов и является близкой к яппи или когяру.

Они щеголяют модной аппаратурой и заграничной техникой. Мажоры легко идут по жизни, любят и умеют отдыхать (часто на служебной даче, доставшейся родителям). Они в числе немногих могут выезжать за границу вместе с родственниками жить в капиталистических странах.

Уровень мажора связан с положением его родителей. Важны также личные достижения в школе или вузе. Он общается только с равными себе, остальных же просто не замечает, или относится покровительственно либо презрительно.

Яппи

Такие молодые люди не демонстрируют свою успешность, не выставляют богатства напоказ и не сорят деньгами. Они сдержаны и уверены в себе, строгие, идеально сшитые костюмы, говорят сами за себя.

Жизнь яппи известна только узкому кругу посвященных людей, часто описывается в журналах, издаваемых за свой счет.

Хакеры

Такая молодежная субкультура, которая включает в себя программистов и компьютерных пользователей, для которых характерна наступательная линия поведения в сети интернет.

Проблемы субкультур

Отношение к определенному движению – субкультуре – это попытка поиска себя, шаг к взрослению и пониманию мира. Некоторые подростки впоследствии легко возвращаются к привычному для общества образу жизни, другие же, наоборот, испытывают трудности в общении с внешним миром.

Серьезной проблемой являются наркотики, которые часто легко распространяются среди молодежи. Особо впечатлительные натуры под влиянием атмосферы определенной субкультуры могут свести счеты с жизнью. Такие молодые люди должны находиться под присмотром более рассудительных и «приземленных» товарищей или взрослых.

Молодежные субкультуры всегда были и будут. Одни из них быстро растворяются во времени, другие – проходят через годы до наших дней. Важно, чтобы неокрепшие молодые умы имели поддержку и понимание старших, готовых прийти на помощь в трудную минуту и направить энергию в созидательное русло.

«Молодежь и политика» - Общие выводы. Социологическое исследование. Реакции различных поколений. Зависимость степени интереса. Идейно-политические предпочтения. Молодежь и политика. Отношение к молодежным организациям. Промежуточные выводы. Электоральные предпочтения. Молодые россияне. Политическая активность. Молодежь. Представители.

«Молодёжная политика» - Основные вопросы в сфере МП (3). Исследовательский компонент. Сеть молодежных неправительственных организаций, 2009г. Цели и задачи проекта. Рекомендации по формированию молодежной политики: Рекомендации по оценке и мониторингу молодежной программы и политик: Рекомендации по формированию молодежной политики (2):

«ЕМФ» - Гранты Категории A. Кто может подать заявку? Международные молодежные встречи. Молодежные мероприятия отличные от встреч. Council of Europe. Административные гранты. Кто может обратиться? Европейский Молодежный Фонд. Когда подавать заявку? Что финансирует ЕМФ? Приоритеты на 2010. Кто есть кто в ЕМФ.

«Молодёжь» - Социальное развитие и молодежь. Достиг ли молодой человек статуса взрослого. Кого считать молодым. Молодость – это время для усвоения мудрости. Молодежные субкультуры. Социальные роли молодежи. Молодость. Общие черты формирования молодежных субкультур. Социальные проблемы, актуальные для молодежи. Молодежь как социальная группа.

«Молодёжь в современном обществе» - Научно-популярный и образовательный журнал «Экология и жизнь». Задачи «Гринписа». Молодёжь в современном обществе. Акция на Байкальском целлюлозно-бумажном комбинате. Акции «Гринписа». Победители конкурса. Информация

«Золотой молодежью» называют не всех детей состоятельных родителей. Это особая прослойка общества, для которой характерен прожигателей жизни. Для «золотой молодежи» характерно расточительство, отсутствие конструктивных занятий, высоких целей в жизни. Это формирует в лучшем случае беспечный характер гламурного тусовщика. В худшем же общество наблюдает высокомерного негодяя, привыкшего с презрением относиться к простым людям и нарушать закон в уверенности, что «папа отмажет».

Очень часто «золотую молодежь» формируют дети нуворишей – людей, которые быстро заработали деньги, но не унаследовали культуру разумного к ним отношения, а следовательно – не передали ее и своим отпрыскам. Слой «золотой молодежи» в разных странах различен. В современной России «золотая молодежь» – заметное явление, что объясняется особенностями отечественной истории последних двадцати лет.

Появление «золотой молодежи» в России

В Советском Союзе, несмотря на декларируемое равенство, дети партийных деятелей, дипломатов, обласканных властью писателей, спортсменов и актеров, директоров универмагов и прочей советской элиты образовали социальную группу « ». Мажоры имели доступ к благам, о которых большинство советских людей могли только мечтать, у них были решены все бытовые вопросы (например, с жильем в столице), обеспечено место в престижном вузе, предопределена карьера.

Но в начале 90-х годов в России, вступившей на путь капитализма, появились настоящие миллионеры и миллиардеры – и среди бизнесменов, и среди высокопоставленных политиков. Их дети получили куда большие возможности, чем советские . Возникла новая группа, которую стали называть «золотой молодежью».

Сейчас в России под «золотой молодежью» в широком вообще всех хорошо обеспеченных отпрысков состоятельных людей, в том числе и столичного среднего класса (синонимом по-прежнему выступает понятие «мажоры»). Но в узком значении под российскими jeunesse dorée подразумеваются сливки общества: это дети людей, чье личное состояние позволяет обеспечить чаду по-настоящему роскошную жизнь.

Субкультура «золотой молодежи»

Доступ к деньгам предопределил яркую жизнь «золотой молодежи»: тусовки в элитных ночных клубах, выбор дорогих брендовых вещей, посещение модных мест, учебу и отдых за границей. В тратах «золотые дети» себя не ограничивают: то и дело в прессе появляются сообщения о сумасшедших чеках, шампанском по цене «Мерседеса» или разбитых «на спор» суперкарах.

В 2000-х годах появилось разделение на «ночную» и «дневную» «золотую молодежь».

«Дневная» ведет благопристойный и зачастую даже здоровый образ жизни, посвящая свои дни путешествиям и активному отдыху. Многие «золотые дети» месяцами и годами не бывают в России, занимаясь то серфингом в тропиках, то катанием на горных лыжах в Куршавеле. В моде – экстремальные виды спорта, индивидуальный туризм. С «ночными» товарищами эту категорию «золотой молодежи» объединяет погоня за удовольствиями и отсутствие серьезных жизненных целей.

Поведение «ночной золотой молодежи» социально опасно. В этой среде распространено злоупотребление алкоголем, многие принимают наркотики. Для представителей тусовочной «золотой молодежи» характерно агрессивное и противозаконное поведение в общественных местах.

Одним из наиболее возмутительных проявлений безнаказанности «золотой молодежи» является неадекватное поведение на дорогах. Обладая сверхдорогими автомобилями, «золотые дети» любят лихачить, устраивать ночные гонки по улицам. Сильное возмущение в обществе вызывают автомобильные ДТП с человеческими жертвами, после которых «золотые» виновники отделываются символическим наказанием.

Чувство безнаказанности – одна из главных особенностей российской «золотой молодежи». В отличие от jeunesse dorée стран, где более сильно уважение к закону со стороны высокопоставленных лиц, для российской «золотой молодежи» характерно не просто прожигание жизни, а выраженное антисоциальное поведение.

Субкультура – часть общественной культуры, отличающаяся от преобладающей. В более узком смысле, термин означает социальные группы людей – носителей субкультуры.

Под культурой понимаются убеждения, ценности и выразительные средства, которые являются общими для определённой группы людей и служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы. Воспроизводство и передача культуры последующим поколениям лежат в основе процесса социализации-усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов предшествующих поколений.

Система норм и ценностей, отличающих группу от большинства обществ, называется субкультурой. Она формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Ценности субкультуры не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, они обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее. Однако большинство, как правило, относится к субкультуре с неодобрением или недоверием.

Иногда группа активно вырабатывает нормы или ценности, которые явно противоречат господствующей культуре, ее содержанию и формам. На основе таких норм и ценностей формируется контркультура. Известный пример контркультуры - хиппи 60-х годов или "система" в России 80-х годов.

Элементы, как субкультуры, так и контркультуры обнаруживаются в культуре современной молодёжи в России. Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной "размытости", неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).

Так, у немалого числа молодых людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, обусловливающие деперсонализацию установок. Позиция отчуждения в его экзистенциональном преломлении просматривается как в отношении к социуму, так и в межгенерационном общении, в контркультурной направленности молодежного досуга.

Социальное отчуждение проявляется чаще всего в апатии, безразличии к политической жизни общества, образно говоря, в позиции "стороннего наблюдателя".

Противопоставление образа "мы" и "они" традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И. С. Тургенева "Отцы и дети". Однако сегодня у молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех "папиных" ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только для себе. Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть "наша" мода, "наша" музыка, "наше" общение, а есть - "папино", которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий аспект отчуждения молодежной субкультуры – это культурное отчуждение.

Именно на этом уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических ("зарабатывать деньги") и досуговых ("интересно провести свободное время") потребностей.

Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге -"ничего неделание"), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно.

Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, вытесняются схематизированными стереотипами-образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей "американского образа жизни" в его примитивном и облегченном воспроизведении. Любимыми героями и в определенной степени образцами для подражания становятся, по данным опросов, героини так называемых "мыльных опер" (для девушек) и видеотриллеров типа Рэмбо (для юношей). Индивидуального поведения молодых людей проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. Эти тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании.

Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.

Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлены половой принадлежностью, уровнем образования, местожительством и национальностью реципиента. Культурный конформизм в рамках неформальной группы проявляется от более мягкого в среде студенческой молодежи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодежной субкультуры являются так называемые "команды" с жесткой регламентацией ролей и статусов их членов.

Молодежная субкультура создается самими молодыми людьми для молодых, она эзотерична, конкретные ее варианты понятны лишь знающим и посвященным. Молодежная субкультура – явление элитарное, через него проходят немногие молодые люди и отклоняясь от традиционной культуры, в действительности нацелена на включение молодых людей в общество.

Историю неформальных организаций нашей страны можно разделить на три своеобразных «волны». Все началось с появления в 1950-е гг. «стиляг» – эпатажной городской молодежи, которая одевалась и танцевала «cтильно», за что и получили презрительное определение «cтиляги». Основное обвинение, которое предъявлялось им, – «преклонение перед Западом». Музыкальные пристрастия «стиляг» – джаз, а затем рок-н-ролл. Жесткая позиция государства в отношении инакомыслия в те годы привела к тому, что после некоторого времени полуподпольного существования «стиляги» довольно быстро исчезли.

«Вторая волна» определялась как внутренними, так и внешними условиями – молодежное движение приобретает важную оставляющую – рок-музыку. Именно в этот период (конец 60-х – начало 80-х гг.) большинство молодежных объединений начинало приобретать черты «классического неформалитета». В молодежную среду проникали наркотики. Движение семидесятников было глубже, шире и продолжительней по времени. Именно в 1970-е гг. возникает так называемая «Система» – советская хипповская субкультура, представлявшая собой целый конгломерат группировок. «Система», обновляясь через каждые два-три года, вбирала в себя и панков, и металлистов, и даже криминогенных люберов.

Началом «третьей волны» молодежных движений можно считать 1986 г.: существование неформальных групп было признано официально, тема «неформалитета» становится сенсацией. Эти объединения можно назвать и «альтернативными».

Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур. Движение сформировалось в Сан-Франциско в середине 60-х гг. XX в. как протест против обывательщины. В основу хиппистской идеологии было положено философское учение, связанное с «движением Иисуса». Они придерживаются пацифистских взглядов, исповедуют идею «непротивления злу насилием», склонны к творчеству.

Основная форма проведения досуга – тусовки с неугасающими дискуссиями, постоянной полемикой и обязательным музицированием. Тусовки сопровождаются, как правило, употреблением алкоголя и наркотиков. Хиппи нередко порывают с домом, путешествуя практически без средств к существованию. Известна любовь хиппи к цветам и к хождению босиком. Частью хипповской идеолог

Близки по многим параметрам к хиппи растаманы . Растафари (раста) – это религия всеобщего господа Джа (искаженное «Иегова»).Растаманы – убежденные пацифисты, особенно протестуют против расизма. Две особенности утвердили всемирный характер раста-движения – марихуана и регги. Растаманский быт также предусматривает здоровый образ жизни, запрет на табак и алкоголь, вегетарианство, занятия искусством. Их символы – красно-желто-зеленая шапочка «пацифик», натянутые на косицы-дредлокс («дреды»). Растаманов часто можно встретить в компании хиппи. Говоря о России, следует отметить, что молодые растаманы в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (это направление музыки зародилось в 60-е гг. XX в. на Ямайке).

Панки. Движение панков зародилось в середине 1970-х гг. XX вв. в Англии в период тяжелого экономического кризиса. Главный лозунг панков – «Нет будущего!». Философия панков – философия «потерянного поколения», простая до предела: в свинарнике лучше и самим быть свиньями. Они окончательно решили, что изменить мир к лучшему нельзя, и поэтому на жизни и карьере в старом понимании этого слова был поставлен крест. По политическим пристрастиям панки считаются анархистами. Отсюда их основной символ – стилизованная буква «А».

Стандартной панковской прической считается «ирокез» – полоска длинных вертикально стоящих волос на стриженой голове. Панки предпочитают рваную, грязную одежду. Панки – самые заядлые тусовщики, большие «специалисты» по выпивке, наркотикам, дракам – видимо, от безделья.

Готика зародилась в конце 70-х гг. XX в. на волне пост-панка. Ранние готы достаточно много взяли у панков, они выглядели также как панки, с тем лишь отличием что доминирующим цветом одежды и волос был черный (с вставками белого, красного или пурпурного) и серебряными украшениями. Вначале готами называли исключительно поклонников музыкальных готических групп. Постепенно готы приобрели собственный стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет.

Современный готический имидж довольно сложен и разнообразен, он включает в себя одежду, обувь, украшения, аксессуары, make-up, прическу. Готическая эстетика крайне эклектична по набору символов, используя как египетскую, так и христианскую и кельтскую. Достаточно широко представлена оккультная символика – пентаграммы, восьмиконечные звезды (символы хаоса), символы смерти.

У готов сформировался свой оригинальный стиль грима и маникюра. С помощью грима или пудры лицу придается мертвенно-бледный оттенок, делается черная подводка для глаз, также в черный цвет могут быть подкрашены губы, ногти. Черный цвет доминирует, но допустимы и другие цвета.

Эмо – сокращение от «эмоциональный» – термин, обозначающий особый вид хардкор-музыки, основанный на сокрушительных сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной, но иногда хаотичной музыкальной составляющей. Визг, плач, стоны, шепот, срывающийся на крик – отличительные особенности этого стиля.

Сегодня этот стиль музыки подразделяется на: эмокор, эмо-рок, кибер-эмо, панк-эмо, эмо-вайоленс, скримо, френч-эмокор хардкор-сан-диего и др. Поклонники эмо-музыки, выделяемые в особую субкультуру, называются эмокидами. Понятие эмо очень распространено среди современной молодежи. Кроме яркого прикида, прически и макияжа у этих ребят есть другие способы выразить себя. Через музыку и обостренные эмоции по поводу всего, что происходит в их жизни.

Мажоры – советская золотая молодёжь периода «развито́го социализма». В социальном отношении близки к яппи и когяру. Появились в конце 1970-х гг. Мажор не интересуется обычными бытовыми проблемами, поскольку все такие проблемы для него решены родителями. Он не испытывает недостатка в карманных деньгах. Он носит дефицитную одежду и обувь, может ездить на собственном (обычно принадлежащем кому-то из родителей) автомобиле, владеет аудио- и видеоаппаратурой заграничного производства. Он может проводить время на служебной даче родителей, если таковая полагается им по чину. Некоторые имеют возможность выезжать за границу, в том числе в капиталистические государства, и жить там с родителями.

В среде мажоров котируется положение родителей в обществе и связанные с ним перспективы собственной жизни и карьеры. Однако, ценится и высокий уровень успеваемости в школе и ВУЗе. Отношение к сверстникам из «простых» семей – покровительственное, снисходительное или презрительное, хотя чаще – равнодушное.

Будущее мажора безоблачно и не вызывает никаких тревог.

Проблемы молодежных субкультур

    Одна из основных проблем молодежных субкультур заключается в том, что подростки, вступающие в то или иное молодежное движение, рассматривают это как шаг к взрослению и самостоятельности, хотя в последствии многие не знают, как разорвать связи с субкультурой и вернуться к общепринятым нормам и правилам.

    Часто в среде молодежных субкультур получают распространение наркотики.

    Некоторые социологи и исследователи молодежных движений отмечают склонность некоторых представителей субкультур к самоубийствам.

    Кроме того, члены молодежных субкультур становятся зависимыми от норм и правил, принятых в их среде.

"Уйти в неформалы" побудили молодых людей внутреннее одиночество, потребность в друзьях, конфликты в школе и дома, недоверие к взрослым, протест против вранья. Почти каждый восьмой пришел в группу, потому что "не знал, как жить дальше".

Молодежная субкультура во многом носит суррогатный характер -- она полна искусственными заменителями реальных ценностей призрачное участие в приключениях экранных и литературных героев вместо реализации собственных стремлений, наконец, бегство или неприятие социальной действительности вместо ее переустройства и совершенствования.

Молодежь - это огромная часть людей нашего общества. Она не только отличается и от взрослых, и от детей, но еще и всячески подчеркивает это. Для нее очень важно быть оригинальной, непростой, такой, чтобы на нее обращали внимание. Она создает свои особенные стили жизни, одежду, организации, журналы, музыку.

Что такое "Золотая Молодёжь"? «Золотая молодёжь» нарицательное название молодых людей, чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные или высокооплачиваемые родители, из-за чего она стала лёгкой и беззаботной, а сами они стали её прожигателями. Без поддержки родителей редко когда из себя что-то сами представляют. «Золотая молодёжь» нарицательное название молодых людей, чью жизнь и будущее, в основном, устроили их влиятельные или высокооплачиваемые родители, из-за чего она стала лёгкой и беззаботной, а сами они стали её прожигателями. Без поддержки родителей редко когда из себя что-то сами представляют. Близко по значению более грубому "мажор. Близко по значению более грубому "мажор. Выражение появилось во Франции, в эпоху Директории, как название определённых групп молодых людей, служивших орудием реакционной политики. Выражение появилось во Франции, в эпоху Директории, как название определённых групп молодых людей, служивших орудием реакционной политики.


Самые популярные учебные заведения среди "мажоров". Самым популярным учебным заведением по-прежнему остается мгимо. Как утверждают сами питомцы мгимо, учащихся в одном из самых престижных учебных заведений страны можно условно разделить на несколько категорий: 1. Дети дипломатов, которым родители помогут сделать карьеру. Учатся такие юноши и девушки по-разному, в основном неплохо. 2. Дети и родственники бизнес-элиты, которым уже уготованы хорошие должности в крупных преуспевающих корпорациях. 3. Дети без родословной, но зато с головой. 4. Отпрыски руководителей россии и стран снг, видных политиков.


Представители российской золотой молодёжи и стиль их жизни. Мажор - это стиль жизни, определенное мироощущение. Знание, как известно, сила, а мажор лучше других знает, что он "золотой" ребенок "золотых" родителей. Все это и в его важной походке, и в надменном взгляде, и насмешливой улыбке. Его красное Renault или черный Lexus никогда не остановятся во дворе, всегда подъедут к главному входу. В этом он весь - бесконечно демонстрировать себя и быть безупречным. Безупречным во всем, даже в мелочах: мажоры пишут самыми дорогими ручками, их бумажные купюры плотно стянуты в самые дорогие портмоне, а на их одежде обязательно должен красоваться самый известный лейбл. Все это как печать: стильно, дорого, руками не трогать. "Раскройте рты, сорвите уборы - На папиных "Волгах" мальчики-мажоры", - пел когда-то Юрий Шевчук. С того времени почти ничего не изменилось: если раньше престижно было ездить на "Волге", то сегодня фаворитом "богатых детишек" вполне может стать Mercedes или BMW последней модели.


У мажоров своя тусовка, здесь нет и не может быть незнакомых лиц. Здесь на тех, кто не носит костюм от Armani, туфли от Gucci, часы от Cartier и парфюм от Chanel, смотрят свысока, с ними стараются не общаться. Деньги - вот главный показатель того, можешь ли ты стать членом тусовки. При этом тема денег сама по себе закрытая, А ведь именно деньги больше всего всех интересуют. Интересно не кто, с кем и когда, а за сколько! Сколько дал официанту на чай, за сколько купил платье или телефон, сколько стоит твоя прическа и маникюр. Все вокруг говорят о деньгах: и неприлично дорогая машина, и хорошо одетая спутница, и кофе, заказанное в баре. Представители Российской золотой молодёжи. Яркие примеры из противоположных слоёв общества. Найдите 10 отличий: Видео Видео


Ксения Собчак - одна из самых известных светских львиц столицы. Ксения Собчак - светская львица, с небрежностью меняющая мужчин, бриллианты и наряды. Ксюша стала фигурой 1 московской светской тусовки, а это фактически невозможная вещь для иногородних людей, которые здесь не покрутились лет Ксюша сделала это за четыре года. Она физически сильная девушка, ведь, чтобы тусоваться, нужна недюжинная выносливость: успеть везде, где круто, выдерживать темп и при этом шикарно выглядеть.


Родителей не выбирают У мажоров, конечно, есть свой возраст: это молодые люди лет до двадцати пяти. Они живут за счет родителей, регулярно посещают фитнес-клубы, обедают в ресторанах, играют в боулинг, а по утрам принимают аспирин и жалуются на головную боль от выпитого на вчерашней вечеринке спиртного. Состоятельные родители могут дать своему ребенку все самое лучшее, при этом совершенно не задумываются о том, кто из этого всего получится. Избалованное дитя, с детства привыкшее к исполнению любых своих желаний и прихотей. Мажоры считают себя элитой, их воспитывают как элиту, светские круги общества. Но зачастую они ведут себя совсем неподобающим образом. Многие родители понимают, что золотое чадо - неплохое капиталовложение. Инвестировать в собственного ребенка стараются все состоятельные люди. Открываются частные школы и университеты. Юнцов увозят учиться за рубеж. Это, конечно же, очень престижно. Трудно и предположить, что при таком раскладе рывок вверх по карьерной лестнице не гарантируется.


Детки развлекаются Мажоров трудно представить на лекциях. Они, конечно, приезжают в универ, но как-то ближе к обеду и совсем не для того, чтобы послушать скучную макроэкономику или греческий язык. Вся университетская элита собирается в местном кафе, естественно, не в том, где можно купить кофе в пакетиках и беляш. Будто специально для богатых мальчиков и девочек открываются такие заведения с удобными креслами, чистыми столиками и свежевыжатым апельсиновым соком. Здесь и тусуются мажоры, обсуждая новую весеннюю коллекцию в MaxMara, вчерашнюю вечеринку и вышедшую из моды Петину машину.


Все чаще стали входить в моду так называемые закрытые пати. Когда под какую-нибудь гулянку снимается весь клуб. До рассвета он превращается в место, где собирается весь молодежный бомонд. Главное - пройти фейс-контроль у самого организатора и спонсора торжества, получить приглашение, и только потом у службы безопасности, строго следящей, чтобы отдыхающим не мешали подозрительные личности. Но есть и другая сторона медали, совсем другая "золотая молодежь". "Золотая" не от количества денег, а от количества ума. Отличники учебы, активисты, общественники, начитанные мальчики и девочки из программы "Умники и умницы" - им-то в жизни как раз и не повезло с мобилами, тачками и дорогой одеждой. Такая "золотая молодежь" - надежда страны, она лишь изредка получает мизерные стипендии или премии от государства.


Рублевка: "Беверли-Хиллз" богатых русских Как мы все знаем, Рублёвка- это золотая клетка российских миллионеров, это символ успеха, благополучия, состоятельности, самодовольства и элитарности. Это мир самых богатых мужчин и шикарных женщин, самой дорогой земли и самых роскошных особняков, изысканных автомобилей и эксклюзивных нарядов. Рублёвка неофициальное название территории к западу от Москвы (вдоль Рублёво-Успенского шоссе). Административной единицы с таким названием нет и никогда не было, однако название широко применяется как жителями Москвы и Московской области, так и работниками агентств по недвижимости. Рублево-Успенское шоссе сегодня заселено не только чиновниками, но и просто денежным людом: бизнесменами, дорогими адвокатами, артистами и прочей «гламурью». С подачи самих рублевских обитателей (именующих себя элитой России) московской и вообще российской элиты звёздамишоу-бизнеса, политиками, индустриальными магнатами и т. д.


Как живут миллионеры на Рублевке У кого на счетах меньше 10 млн долларов, становится на Рублевке почти что аутсайдером: вдоль шоссе, расположенного недалеко от Москвы, шикарные виллы стоят бок о бок с другими кичливыми постройками. Подобные тенденции сравнительно новы – немногие оставшиеся старожилы удивленно протирают глаза, взирая на нашествие богачей.


Что здесь модно? Рублевка мало отличается в модных течениях от остального мира. Мир когда-то увлекся суши, Рублевка тоже. Сейчас мир увлекся йогой, и на Рублевке йога. Потом станут немодными спорт и диеты... Придут такие времена, что в моду вернется нездоровый образ жизни. Заметнее всего на Рублевке меняется мода на машины. В 90-х пределом мечтаний был BMW-Z3. Потом в моду вошел «Бентли». Но сейчас даже «Бентли» не считается шиком. Смотрят в сторону навороченных «Ламборгини» и особенно «Мазератти». Раньше считалось достойным летать первым классом зарубежной авиакомпании. Сейчас те, кто летал первым классом, летают уже на собственных самолетах. Быть модным становится все дороже. Дети: Решив свои финансовые проблемы, рублевские занялись наконец детьми. Вплотную - чтобы не потерять еще одно поколение. Потому что поколение рублевских детей, которым теперь 20 лет, уже точно потеряно. Если девушка не знает ничего, кроме Dolce & Gabbana, Prada, Kenzo, это потерянное поколение. А таких здесь много.


Настоящих женщин не осталось - силикон,ботокс,раздутые грудь и губы. Таков рублевский стандарт. С другой стороны женщин нельзя винить за искусственную грудь или откачку жира. Это не от хорошей жизни. Во всем виноваты мужчины, которым всегда хочется что-то краше. Но и женщины виноваты, считающие, что только внешними формами можно удержать богатого мужа или любовника. Сочи Куршевелю не конкурент. Как кошка привязывается к дому, так и богатые русские люди привязались к Куршевелю. А Куршевель этим пользовался, понижая каждый год качество обслуживания и повышая цены. А Сочи можно рассматривать, как модное олимпийское место только тогда, когда там что-то построят


"Золотая" молодёжь в Финляндии Финляндия сама по себе стандартная европейская страна с четко соблюдаемыми правилами и ярко выраженным равноправием. В этой стране очень сложно зарабатывать миллионы и жить на полную катушку. Здесь очень много ограничений. Если ты зарабатываешь большие деньги, ты вынужден платить большой процент налогов. Нелегальный бизнес и махинации очень строго преследуются законом. Представители финского шоу-бизнеса в основном добиваются всего сами, без помощи родителей и их денег, используя только свой талант и возможности, что к сожалению редко встречается в российском шоу-бизнесе. Так называемых вип-детей, как в России, т.е. золотой молодёжи, здесь практически нет. Богатые есть, но настолько, и так много, наверное, как в России, не существует.. Финны сами не хотят быть богатыми, и, наверное, предприниматель по имени Матти выглядит беднее американца Мэтью. В чем-то это и хорошо, ведь в Финляндии у людей, а особенно у молодёжи, не имеющей за душой ни гроша, есть большое колличество возможностей выбиться в люди и жить полноценной жизнью.


Все в мире делается ради денег. Многие люди считают, что счастье не в деньгах, многие,-что в их количестве. Мы же делаем такой вывод - деньги портят людей. Конечно же это случается не со всеми, но с большинством - это точно. Человек, становясь богатым и известным, зацикливается на самом себе, не ценя простого человеческого счастья. Человек с самого раннего детства должен всего добиваться сам, не надеясь на помощь родителей и их обеспечение. Так он осуществит себя в жизни, как должен сделать каждый человек.


Источники ez.html ez.html ez.html ez.html D1%91%D0%B2%D0%BA%D0%B0 D1%91%D0%B2%D0%BA%D0%B0 D1%91%D0%B2%D0%BA%D0%B0 D1%91%D0%B2%D0%BA%D0%B0 bdeacf2 bdeacf2 bdeacf2 bdeacf