Почему салтыков щедрин писал сказки. Сатирические приемы в сказках салтыкова-щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин. Жизнь и творчество. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика

Радькова Юлия Николаевна,

МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска

Цели : формировать умение выполнять анализ сатирической сказки; научить различать приёмы «эзопова языка»; рассмотреть идейное и художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; формировать общекультурную эрудицию.

Ход урока.

1.Подготовка к восприятию.

- «Неприятная история, - записывал в апреле 1848 года в дневник Нестор Васильевич Кукольник, чиновник для особых поручений при военном министре и одновременно известный писатель. - Приказано арестовать чиновника… за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства, в котором оказалось вредное направление и стремление к распространению революционных идей, потрясших всю Западную Европу. Это слова государя…» Речь шла о М.Е.Салтыкове (1826 - 1889).

Он окончил Царскосельский лицей, где некогда учился Пушкин. С января 1844 года лицей перевели в С.-Петербург, он стал называться Александровским. Салтыков был выпускником первого петербургского курса. Каждое новое поколение лицеистов возлагало надежды на кого-нибудь из учеников как на продолжателя поприща своего знаменитого предшественника. Одним из таких «кандидатов» был и Салтыков. Ещё в лицейские годы его стихи печатались в журналах. Теперь же он вызвал своими произведениями царский гнев и был отправлен в ссылку в Вятку (ныне Киров). «Вятский плен», как Салтыков назвал своё семилетнее пребывание там на службе, стал для него трудным испытанием и одновременно великой школой. Провинциальная жизнь со «сплетнями», «шпионством и гадостями», на которые жаловался писатель в письмах, с пустым времяпрепровожде-нием за вином и картами обступала новичка и, как трясина, грозила поглотить его. Но она же отрез-вляла от почерпнутых из книг иллюзий, сталкивала на службе и в быту со множеством различных людей: чиновниками, купцами, помещиками, крестьянами, раскольниками-староверами. Эти наблю-дения положили основание тому единственному «капиталу», который Салтыков скопил за жизнь, - великолепному, доскональному знанию России и её народа.

Писатель вернулся из ссылки в 1856 году, в этом же году началась публикация «Губернских очер-ков» под псевдонимом Н.Щедрин - так и родилась двойная фамилия С. - Щ. Литературный труд он сочетал с государственной службой: в Петербурге некоторое время занимал должность в Министер-стве внутренних дел, затем был вице-губернатором в Рязани и Твери, позже - председателем казён-ных палат (финансовых учреждений) в Пензе, Туле и Рязани. Непримиримо борясь со взяточничест-вом и защищая интересы крестьян, Салтыков везде выглядел белой вороной. На него сыпались доно-сы, ему грозили судом «за превышение власти», губернские остряки прозвали его «вице-Робеспье-ром». В 1868 году шеф жандармов доложил царю о Салтыкове как о «чиновнике, проникнутом идеями, не согласными с видами государственной пользы и законного порядка», за чем последовала отставка.

Вернувшись в Петербург, С.-Щ. всю свою энергию отдаёт литературной деятельности: много пишет сам и становится соредактором Некрасова в журнале «Отечественные записки». Творческая манера Щ., его писательский темперамент и талант полемиста оказались на редкость кстати в ту бурную, стремительно менявшуюся эпоху. Испытывая постоянный цензурный гнёт и как писатель, и как редактор «Отечественных записок», С.-Щ. был вынужден прибегать к всевозможным ухищрени-ям, чтобы выразить свою «крамольную» мысль. Одним из таких ухищрений стало обращение к жанру сказки. Именно сказка стала вершинным жанром в творчестве писателя, вобрав в себя его многолетние наблюдения и размышления, выразив их в наиболее отточенной, сжатой и общедоступ-ной форме.

2.Сообщение темы и целей урока.

3.Работа по теме урока.

Первые произведения будущего цикла «Сказки для детей изрядного возраста» («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть») появляются на страницах журнала «Отечественные записки» в феврале 1869 года. В 80-е годы Салтыков-Щедрин за короткий срок создаёт книгу сказок (около 30), но обращение писателя к этому жанру нельзя объяснять только произволом цензуры: более важными оказались содержательные возможности сказок, понятных и близких простому читателю. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком: «для детей изрядного возраста». Кто же эти дети, как вы думаете?

Это взрослые, которые ещё нуждаются в поучении, которых надо воспитывать, которым надо открыть глаза на жизнь.

Однако обмануть цензуру, спрятавшись за жанровыми особенностями сказки, С.-Щ. надолго не удалось: сказки регулярно изымались из печати, а один из цензоров, Лебедев, сказал: «То, что г. С-в называет сказками, вовсе не отвечает своему названию, его сказки - та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства».

Условно все сказки С.-Щ. можно разделить на 4 тематические группы:

1)Тема власти («Дикий помещик», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и др.)

2)Тема либеральной обывательской интеллигенции («Премудрый пискарь», «Самоотверженный заяц», «Карась-идеалист» и др.)

3)Тема народа («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Дурак» и др.)

4)Тема общечеловеческих пороков («Христова ночь»).

Самая крупная мишень щедринской сатиры - государственная власть в её отношении к человеку. В сказке «Медведь на воеводстве» (1884) развёртывается беспощадная критика самодержавия и единоначалия в любых его формах. Для успокоения «лесной челяди» и усмирения «внутренних супостатов» в лесную жизнь последовательно вторгаются Топтыгины - воеводы, назначенные самим Львом. Расскажите об их правлении.

Топтыгин 1-й был «старый служака-зверь, умел берлоги строить и деревья с корнями выворачи-вать… но самое драгоценное качество его заключалось в том, что он во что бы то ни стало на скрижали Истории попасть желал, и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопроли-тий», «не был зол, а так, скотина». Он задумал «именины свои отпраздновать. Купил ведро водки и напился в одиночку пьян. А так как берлоги он для себя еще не выстроил, то пришлось ему… среди полянки спать лечь». «Под утро… случилось мимо той полянки лететь Чижику», который подумал, «что гнилой чурбан на поляне валяется, сел на медведя и запел». А Топтыгин «сгреб грубияна в лапу, да, не рассмотревши с похмелья, взял и съел». «Сначала о поступке Топтыгина говорили с негодованием (за родную трущобу стыдно); потом стали дразниться; сначала дразнили окольные, потом начали вторить и дальние; сначала птицы, потом лягушки, комары, мухи. Все болото, весь лес». Чтобы об этом перестали говорить, по совету Осла, Топтыгин «особливое кровопролитие» учинил: «напал на стадо баранов и всех до единого перерезал. Потом бабу в малиннике поймал и лукошко с малиной отнял. Потом стал корни и нити разыскивать, да кстати целый лес основ выворотил. Наконец забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума человеческого в отхожую яму свалил», но Лев «приказал отчислить его по инфантерии».

Топтыгин 2-й «был умнее своего тезки …он рассчитывал на то, что как приедет на место, так сейчас же разорит типографию… Оказалось, однако ж, что во вверенной ему трущобе ни одной типографии нет…Тогда майор спросил, нет ли в лесу…университета или хоть академии, дабы их спалить; но оказалось, что и тут Магницкий его намерения предвосхитил…Рассердился Топтыгин и потребовал, чтобы к нему привели Магницкого, дабы его растерзать», но оказалось, что тот умер. Тогда «выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец», но этого показалось ему мало, и Топтыгин решил двор по бревну раскать, полез на крышу, но не рассчитал, «что матица-то гнилая была» и провалилась. «Повис майор на воздухе…Облапил обломок бревна и заревел.Сбежались на рев мужики, кто с колом, кто с топором, а кто и с рогатиной… поставили рогатину на то самое место, где Топтыгину упасть надлежало… Затем содрали с него шкуру, а стерво вывезли в болото, где к утру его расклевали хищные птицы».

Топтыгин 3-й был умнее своих предшественников. «Прибыл он в трущобу на своих на двоих — очень скромно. Ни официальных приемов не назначил, ни докладных дней, а прямо юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залег. Долго он таким образом лапу сосал и даже настоящим образом в управление вверенной ему трущобой не вступал». Только однажды влез на самую высокую сосну и оттуда не своим голосом рявкнул, но лесные обитатели сказали только: «Чу, Мишка ревет! гляди, что лапу во сне прокусил!» Топтыгин опять залез в берлогу, «чтоб до чего-нибудь настоящего додуматься. И додумался» до теории «неблагополучного благополучия». Он «решился выходить из берлоги только для получения присвоенного содержания. И затем все пошло в лесу как по маслу. Майор спал, а мужики приносили поросят, кур, меду и даже сивухи, и складывали свои дани у входа в берлогу. В указанные часы майор просыпался, выходил из берлоги и жрал». Так пролежал Топтыгин 3-й в берлоге многие годы. «И так как лесные порядки ни разу в это время нарушены не были и так как никаких при этом злодейств, кроме «натуральных», не производилось, то и Лев не оставил его милостью. Сначала произвел в подполковники, потом в полковники и наконец...Но тут явились в трущобу мужики-лукаши, и вышел Топтыгин 3-й из берлоги в поле. И постигла его участь всех пушных зверей».

Политический смысл сказки был понятен современникам писателя: сказка была написана спустя три года после убийства Александра II. По требованию цензуры произведение Щедрина было изъято из журнала «Отечественные записки».

В 1883 году писатель создаёт сказку «Премудрый пискарь. В стране - реакция и террор. В нравст-венную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие, и это не может не волновать С.-Щ., который замечает: «Уж очень худое время наступает». Писатель обраща-ется к широкой картине современной ему жизни и изображает её в виде многоликого рыбьего царст-ва, где действует тот же закон сильного. Центральной в сказке становится проблема смысла жизни: оправданна ли жизнь, единственная цель которой - дума о себе?

Как вы понимаете смысл заглавия этой сказки? Что означает эпитет «премудрый»?

В чём проявляется «премудрость» пискаря?

Не только в следовании завету отца «гляди в оба!», но и в «творческом» его осмыслении: «для того чтобы выжить, нужно стараться … не жить!» Прозябание в норе - верная гарантия долгого века в мире зубастых щук, грозных раков и водяных блох.

Вся нелепость, абсурдность «премудрой» философии отчётливо проступает в сравнении двух судеб: если наставления старика отца подкреплены реальным жизненным опытом (в детстве он даже едва не угодил в уху), то молодой пискарь испытывает страх прежде опыта и в итоге вовсе отказывается от этого опыта. Если пескарь-отец все же «помаленьку да полегоньку» жил, то существование «премудрого пискаря» уже трудно назвать жизнью. Его цель - «надо так прожить, чтоб никто не заметил», а потому первое, что делает пискарь, - придумывает особую нору, «чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому - не влезть». Образ норы становится символическим, отражая абсолютную замкнутость, бегство от мира и безотчетный страх перед ним.

Каков же итог жизни «премудрого пискаря»?

Итог бесцветной, бессмысленной жизни «премудрого пискаря» - пустота и полное одиночество. Все содержание его блёклого существования уместилось в одни только отрицательные частицы: «не женился, детей не имел», «ни друзей у него, ни родных», «не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит». Единственный глагол, не имеющий отрицательной частицы, - «дрожал»: «Он жил и дрожал - только и всего». Незадолго до смерти внезапно пробуждается в пескаре горькое осознание бессмысленности прожитой жизни: словно кто-то невидимый напомнил ему о существовании вечных ценностей, о которых пескарь в своем дрожании забыл, - и ему оказалось нечем оправдаться.

Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение тем, кто, покорясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов, напомнил современникам о смысле человеческой жизни, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

«Коняга - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами. Голову Коняга держит понуро; грива на шее у него свалялась; из глаз и ноздрей сочится слизь; верхняя губа отвисла, как блин. Немного на такой животине наработаешь, а работать надо. День-деньской Коняга из хомута не выходит. Летом с утра до вечера землю работает; зимой, вплоть до ростепели, "произведения" возит. А силы Коняге набраться неоткуда: такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь. Летом, покуда в ночную гоняют, хоть травкой мяконькой поживится, а зимой перевозит на базар "произведения" и ест дома резку из прелой соломы. Весной, как в поле скотину выгонять, его жердями на ноги поднимают; а в поле ни травинки нет; кой-где только торчит махрами сопрелая ветошь, которую прошлой осенью скотский зуб ненароком обошел. Худое Конягино житьё… Работой исчерпывается весь смысл его существования».

Кто такой Пустопляс? Расскажите предание о родстве Коняги и Пустопляса.

«Коняга и Пустопляс - одного отца дети. Жил, во времена оны, старый конь, и было у него два сына: Коняга и Пустопляс. Пустопляс был сын вежливый и чувствительный, а Коняга - неотесан-ный и бесчувственный. Долго терпел старик Конягину неотесанность, долго обоих сыновей вел ровно, как подобает чадолюбивому отцу, но наконец рассердился и сказал: "Вот вам на веки вечные моя воля: Коняге - солома, а Пустоплясу - овес". Так с тех пор и пошло. Пустопляса в теплое стойло поставили, соломки мяконькой постелили, медовой сытой напоили и пшена ему в ясли засыпали; а Конягу привели в хлев и бросили охапку прелой соломы: "Хлопай зубами. Коняга! А пить - вон из той лужи".

Почему же вдруг решил Пустопляс проведать Конягу? Какое открытие он сделал?

"Надоело, говорит, мне стойло теплое, прискучила сыта медовая, не лезет в горло пшено ярое». «Смотрит - ан братец-то у него бессмертный! Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет! И в какую сторону поля ни взгляни, везде все братец орудует…Стало быть, добродетель какая-нибудь в нем есть, что палка сама об него сокрушается, а его сокрушить не может!»

Какие же предположения об источнике живучести коняги выдвигают пустоплясы?

Одни говорили: «…в нем от постоянной работы здравого смысла много накопилось», другие возражали: «Не это поддерживает в Коняге несокрушимость, а то, что он в себе жизнь духа и дух жизни носит! И покуда он будет вмещать эти два сокровища, никакая палка его не сокрушит!», третьи считали: «совсем не потому Коняга неуязвим, а потому, что он "настоящий труд" для себя нашел. Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личною совестью и с совестью масс, и наделяет его тою устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!», а четвертый присовокуплял: «Совсем не оттого нельзя Конягу донять, чтобы в нем особенная причина засела, а оттого, что он спокон веку к своей юдоли привычен. …Кто к какому делу приставлен, тот то дело и делает».

Коняга - символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных эксплуатацией. Разговоры пустоплясов сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в 80-е годы 19 века (либералы, славянофилы, народники, угнетатель).

Сказки Салтыкова-Щедрина - политические сказки-сатиры, характерные черты которых:

Связь с УНТ (писатель использует традиционные сказочные образы, сказочные формулы и зачины, пословицы и поговорки);

Аллегоричность, политическая острота, сочетание реального и фантастического;

В основе сказок - антитеза: сталкиваются представители противостоящих классов, сказки раскрывают классовую борьбу в России.

Насколько сильным «орудием» стали сказки М.Е Салтыкова-Щедрина?

Актуальны ли сказки «великого сатирика»?

Использованная литература

И.В.Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по литературе. 10 класс. 2 полугодие. - М.: ВАКО, 2003

Г.Фефилова. Литература. Планы-конспекты для 105 уроков. - М.: АСТ, 2016

Сказки М.Е Салтыкова- Щедрина - синтез его творчества.

урок литературы 10 класс

Тема: Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина - синтез его творчества.

Цель: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина; выйти на уровень философского обобщения, умения читать между строк, открыть личностный, глубокий смысл прозы М.Е. Щедрина; показать значение сказок для русской культуры; активизировать и пополнить значения учащихся в области теории литературы; совершенствовать навык анализа произведения в аспекте его жанрового своеобразия; побудить детей к самостоятельному анализу произведения; заинтересовать учащихся, вызвать любовь и уважение к «живому» русскому слову.

Стих - это оружие очень сильное, ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздавался смех.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Сказка - ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

А.С. Пушкин

Оборудование.

  1. Портрет писателя
  2. Таблица
  3. Оформление доски.

Высказывания.

«Сказка может быть созданием высоким, когда служит аллегорическою одеждою, облекающею высокую духовную истину, когда обнаруживает ощутимо и видимо даже простолюдину дело, доступное только мудрецу». Н.В. Гоголь

«Щедринская сказка - результат подлинного творческого усвоения сатириком поэтических норм русской сказки, не стилизаторское использование уже готовых форм для воплощения тех или иных сатирических замыслов, а создание новых с известной опорой на эстетику и поэтику народных сказок». А.С. Пушкин

Аллегория - иносказание эзоповский язык.

Гротеск - тип художественной образности, основанной на фантастики, смехе, гиперболе, сочетание фантастического и реального, прекрасного и безобразного.

Фантастика - вымышленный, нереальный мир.

Особенности сказки общие черты:

  • сказочные события;
  • сказочные герои;
  • сказочные существа;
  • необычность обстановки;
  • особая манера повествования;
  • троекратный повтор;
  • постоянные эпитеты;
  • градация.

Структура сказки

Зачин

Сказочные события

Концовка

Присказка

Сказки (карточка)

«Медведь на воеводстве», «Премудрый пескарь», «Орел-меценат», «Богатырь», «Либерал», «Дикий помещик», «Самоотверженный заяц», «Повесть о том, как газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист», «Коняга», «Здравомысленный заяц», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий».

Слово учителя

Творчество Салтыкова-Щедрина чрезвычайно разнообразно. Он писал романы, драмы, очерки, обозрения, рассказы, статьи, рецензии, сказки.

Форму литературной сказки использовали до Салтыкова - Щедрина многие. Так в 1835 г.

Б.Г. Белинский иронизировал: «Ну - пошла наша народная литература! Сказка за сказкой! Только успевай встречать да провожать незваных гостей». В это время писали сказки Пушкин,

Жуковский, Ершов, Казак-Луганский (В. Даль), Одоевский. Наиболее близки по сатирической направленности сказкам М.Е. Салтыкова-Щедрина сказки А.С. Пушкина «Сказка о коне и его...»

Сказки этих великих писателей представляют собой высшие образцы творческого использования фольклорно-сказочной традиции.

Вспомним. Что представляет собой жанр сказка? Особенности русских сказок.

(Сообщение учащихся)

Сказка - один из основных видов устного народного творчества; художественное повествование фантастического, приключенческого и бытового характера это выдумка, интересная не только детям, но и взрослым.

Существует несколько видов сказки: о животных, волшебные и бытовые. Но к какому бы виду не относились сказки, все они объединены общими чертами:

  1. сказочные события;
  2. сказочные герои, существа;
  3. необычность обстановки
  4. особая манера повествования

Сказка строится по-особенному: зачин, сказочные события, концовка, в сказке может быть присказка, которая вводит в сказочную атмосферу, помогает слушателю настроится на встречу со сказочным.

Почему М.Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказка? (сообщения учащихся}

Вывод: В обстановке правительственной реакции сказочная фантастика служила средством художественной маскировки наиболее острых идейно политических замыслов сатирика. Приближение формы сатирических произведений к народной сказке открывало писателю путь к более широкой читательской аудитории, он создает своеобразную малую «сатирическую энциклопедию для народа». Сборник сказок. «Сказки для детей изрядного возраста», по мысли писателя, призваны «образовать» этих самых «детей», открыть им глаза на окружающий мир, побудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

Учитель

Сказки - это итог многолетних жизненных наблюдений, в них сплетается фантастика и реальное, комическое и трагическое, широко используется гротеск, гипербола, эзопов языка.

В сказках Салтыкова-Щедрина встречаем героев его эпохи: знакомые образы правителей; трусливых, продажных либералов, обывателей, смирившихся перед реакцией; эксплуататоров- крепостников, образ великого русского народа -труженика, собирающего силы для борьбы за свое будущие.

Создавая сказки, Щедрин опирался не только на опыт народного творчества, но и на сатирические басни И.А. Крылова, на традиции литературной сказки.

В итоге он создал оригинальный жанр политической сказки, в которой сочетается фантастика с реальной злободневной политической действительностью.

В отличие от народных сказок, сказки Щедрина рисуют не просто злых и добрых, борьбу добра и зла. В сказках противостоят две силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, а часто и без маски, под именем «мужик», эксплуататоры в образе хищников.

II! Какие группы сказок выделяют исследователи творчества писателя?

1) Сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские идеалы.

Дан список сказок, знакомых вам, соотнести их к соответствующей группе?

  1. «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Богатырь», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
  2. «Либерал», «Обманщик-газетчик и легковерный читатель», «Карась - идеалист».
  3. «Коняги», «Ворон - челобитчик», «Баран непомнящий»
  4. «Самоотверженный заяц», «Премудрый пескарь», «Здравомысленный заяц»

Слово учителя

Строгое тематическое разграничение сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина провести невозможно, так как обычно одна и та же сказка наряду с главной темой затрагивает и другие. Почти в каждой сказке писатель касается жизни народа, противопоставляя ее жизни привилегированных слоев обществ.

Вспомните сказку «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Какие пороки обличает М.Е. Салтыкова-Щедрина? Что сближает ее с народной сказкой?

Используя форму народной сказки, фольклорные сказочные выражения, М.Е. Салтыков-Щедрин наполняет сказку социально-политическим смыслом. Он высмеивает не только глупых, беспомощных и жалких генералов, но и безропотно повинующегося им мужика. Писатель убежден, что народу нужно ясное осознание своей обездоленности, тогда он поднимается на борьбу за справедливость.

Слово учителя

  1. Анализ сказки

С жестоким постоянством преследовала цензура писателя. «Чего со мной не делали! - писал он. -И вырезали, и урезали, и перетолковывали, и целиком запрещали, и всенародно объявили, что я - вредный, вредный, вредный». В борьбе с цензурой сатирик обращался к эзоповой речи.

Выражение «эзопова речь» - обозначает целую систему приемов, с помощью которых

писатель выражает свою мысль не прямо, а иносказательно.

У Салтыкова-Щедрина «эзопова речь» - это не только отдельное слово или словосочетание, имеющее иносказательный смысл. Самая сказочная форма у него носит эзоповский характер, позволяет высказать далеко не сказочные, горькие истин, открыть читателям глаза на сложные вопросы общественно-политической жизни.

Сказки. «Дикий помещик»

I Краткий пересказ

  1. Какие черты сближают сатирическую сказку с народной?

Традиционный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве»;

типичные присказки: «сказано-сделано», «по щучьему велению»;

Постоянные эпитеты;

Инверсия («туча черная, тело белое, рыхлое, рассыпчатое»);

Троекратное повторение событий.

  1. Какие факты современной писателю действительности отражены в этой сказке?

(Помещик читает реакционную газету «Весть», история отношений помещиков и крестьян после отмены крепостного права «Не стало житья мужику», «Освобожденные крестьяне», куда ни глянут все нельзя, да не позволено, да не ваше)

  1. Как показаны отношения помещика и крестьян?

Глупый помещик полон страха, что мужики у него все добро «проедят» и решается выжить мужика, создает невыносимые условия жизни крестьян.

  1. К какому превращению приходит помещик в заключительной части сказки?

Полное одичание, превращение в человека медведя.

Одичание помещика свидетельствует о том, что народ - созидатель материальных и духовных ценностей. Без него не только мясо и масло исчезают с рынка, но и наступает упадок культуры, русский мужик кормилец и помещик горечью проникнута сатира, посвященная народу.

  1. С какой целью автор применяет гротеск в сказке?

Гротеск показывает основную идею сказки: Россия живет трудом мужика, его заботами. Народ - созидатель духовных благ, без него наступит голод и одичание.

  1. Чем эта сказка отличается от народной?

В народной сказке нет определенного времени, в сказке Салтыкова-Щедрина есть приметы

несказанного, конкретного, через сказочную форму писатель намекает своим читателям, что он ведет речь о животрепещущих самостоятельных социальных проблемах своей страны.

  1. Сравните сказочные сюжеты «Повести о том, как …» и «Дикого помещика». В чем их сходство и различие?

У глупых генералов сработал инстинкт самосохранения, и они отыскали неизвестно как попавшего на остров мужика. Во второй сказке глупый и самоуверенный помещик мечтает освободиться от мужиков, а те, в свою очередь, мечтают избавиться от притеснений помещика. Дальнейшие течение сказки как бы еще одно вероятное продолжение истории с генералами: если бы не отыскался мужик,они бы растерзали друг друга, одичали, озверели. В « Диком помещике» сатирик доводит до логического завершения свое сказочное исследование.

9. Какова цель сказки?

Побудить самосознание,показать отношение между помещиком и крестьянами.

При работе над сказкой заполним таблицу (самостоятельно)

VI Анализ сказки «Премудрый пескарь»

Каждая сказка посвящена определенному жизненному явлению. Сказка написана в 1881-1882 г. после покушения народовольцев на Александра II (1 марта 1881 г.)

«Уж очень худое время наступает», - замечает Салтыков-Щедрин в один из первых мартовских дней 1881 г. В нравственную атмосферу русской жизни проникают подозрительность и трусость. Шпиономания официально именуется «строгим наблюдением друг за другом». Доносчика нарекаются «борцами с изменой» .

Салтыков-Щедрин в сатирическом очерке «Письма к тетеньке» писал: «Атмосфера словно арестантским чем-то насыщена, счета нет, голосов не слыхать, сплошные сумерки, в которых ста ют какие-то вялые существа. Куда бредут эти существа и зачем бредут -они сами не знают, но, наверное, их можно повернуть и направо, и налево, и народ-куда хочешь. Всем как-то все равно».

Страшнее всего считал Салтыков-Щедрина малодушие, овладевшее настроениями некоторой части русской интеллигенции.

В эту мрачную пору сатирик берется напоминать своим современникам о человеческом достоинстве, о части и стыде, о мудрости истинной и мнимой.

Пересказ сказки.

  1. Объясните смысл заглавия, значения эпитета премудрый.

Безусловно, ирония, хотя вначале идет обычное сказочное повествование и пескаря автор называет умным («ума пала»)

Подберем синонимы премудрый - умный, мудрый, башковитый, толковый.

Антонимы - глупый, бестолковый, несообразительный.

Значит, заголовок выражает иронию, насмешку, даже язвительный тон.

  1. Какой завет оставил пескарь - отцу своему? («Гляди в оба») Что значит?

Это предостережение, напоминает о необходимости устраняться от жизненных опасностей и невзгод, заботиться о себе, о своем благополучие и соей сохранности.

  1. С какими пословицами перекликается этот завет? («С сильным не борись» , «Сила солому гнет», «всякий сверчок должен знать свой шесток», «Моя изба с краю», «Хочешь жить - умей вертеться». Во всех этих пословицах проповедуется приспособленчество - мораль рабов. Конечно, следуя этим пословицам, можно легче прожить, но будет ли эта жизнь достойной?
  2. Какие наказы оставляли отцы своим сыновья - героям предшествующим литературных произведений?

Отец Гринева наказывал: «Береги честь смолоду».

Алексей Степанович Молчалин признавался:

Мне завещал отец:

Во-первых, убеждать все людям без изъятья - Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, где буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, во избежание зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Отец Павлуши Чичикова наставляли его: «Больше всего беречь и кони копейку: это вещь надежнее всего на свете. Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был. Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

  1. К какому из этих заветов ближе всего завет старого пескаря?

Этот завет не похож ни на один. Конечно, не заботят старого пескаря вопросы чести и достоинства, не учит он сына ни раболебствовать, чтобы сделать карьеру, ни беречь копеечку - только об одном заботится отец: «Сохрани себе жизнь, ни во что не ввязывайся, думай только о себе».

  1. Какую жизнь провел пискарь, следуя этому завету? На что направлен ум пескаря?

Он сберег свою «распостылую жизнь» , но «ни друзей у него, ни родных; ни он у кому, ни к нему кто. В карты не играет, вино не пьет, табаку не курит.» Перед лицами смерти сатирик заставляет этого « мудрец» понять бессмысленность прожитой жизни.

Что за мысли посещают пескаря перед смертью? (чтение)

«Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? Кого он утешил? Кого приютил, обогрел, защитил? Кто слышал о нем? Кто об его существовании вспомнит? И на все эти вопросы ему прислать отвечать никому никто». В этих вопросах заложена положительная программа жизни. Герой сказки мучается от самой страшной кары: осознание перед лицом смерти, что жизнь было прожита напрасно, впустую, зря. Это позднее прозрение особенно мучительно, потому что исправить уже ничего нельзя.

Какой важный нравственный урок содержана эта сказка?

Трусость, страх, обывательское равнодушие ко всему на свете кроме собственной персоны рано или поздно лишает человеческую жизнь всякого смысла, житейская «премудрость» умерщвляет в людях ум, честь, совесть, сказка учит честности, гражданской смелости и благородству, напоминает о цене человеческой жизни, о ее смысле.

Заполнить и проверить, сверить таблицы.

Прослушайте стихотворение А.Прокофьева «Премудрый карасик»?

Плывешь, премудрый мой карасик?

Плыви, коль плыть тебе дано.

В подготовительном ты классе

Сидишь, дружок, давным-давно.

Который год?

Чуть-чуть не классик,

А все сидишь, как на мели.

Плыви, плыви, злодей-карасик,

Чуть плавниками шевеля:

Опять лениво заметался,

И что ты там ни говори,

Опять воды ты наглотался,

Везде пускаешь пузыри.

Потом лежишь в унылом тлене,

По-прежнему угрюм и зол,

И вдруг узнал я, что от лени,

Ты на кроссворды перешел.

Прошу тебя, карасик милый,

Ты не суди и не судачь,

Опять прудок твой запрудило,

А ты не плачь,

А ты не плачь!

И протолкни скорей беседу,

И если хочешь повтори-

О встречи с бабкой или дедом,

Чтоб веселились пескари!

К каким людям и ситуациям можно отнести содержание сказки и стихотворения? Обывателям, равнодушным.

Б. Ясенский «Заговор равнодушных»

«Не опасайся друга - он может только предать, не опасайся врага - он может только убить, бойся равнодушных. Это с их молчаливого согласия происходят на земле предательства и

убийства».

Как вы понимаете это высказывание?

Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, лети все в тартарары, только меня не троньте!

Можем ли мы согласиться с тем, что премудрые пескари безвредны?

Отметим общие черты сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.

  1. Ощутима связь с фольклором: сказочные зачины, фольклорные образы, пословицы, поговорки.
  2. Всегда аллегоричны, в одних сказках действующими лицами оказывается животные, олицетворяющие определенные классовые отношения в современном обществе, в других гл. героями являются люди.
  3. В сказках умело сочетается достоверное с фантастическим, писатель переключает действия из мира животного в мир человеческих отношений, в результате звучит политическая острота, какой не было в народных сказках.
  4. Сказки построены на резких социальных контрастах.
  5. Весь сказочный цикл пронизывает стихия смеха, комическое преобладает, в других комическое переплетается с трагическим.
  6. Язык сказок народный, с использованием публицистической лексики.
  7. Сказки рисуют, раскрывают классовую борьбу в России 19 века, в эпоху становления

буржуазного строя.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе все проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме сказок, М.Е. Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие.

Домашние задание.

Самостоятельно проанализировать сказки «Самоотверженный заяц», «Медведь на воеводстве», страница учебника 188-193 в 16 стр. 193, написать сказку на современные темы, злободневные в наше время.


Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр сказки, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки «Бедный волк», «Медведь на воеводстве»), жестокие эксплуататоры («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»), смирившиеся обыватели («Премудрый пескарь», «Самоотверженный заяц»), беспощадные и тупые властители («Богатырь», «Орел-меценат») и, наконец, образ великого и многострадального русского народа («Коняга», «Баран непомнящий», «Ворон-челобитчик» и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры - в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки «Как один мужик двух генералов прокормил» выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком. Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они «ничего не понимают», они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина. Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: «Не давши слова - крепись, а давши - держись!», «Уши выше лба не растут», «Моя хата с краю», «Простота хуже воровства». Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и т. д. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый. Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

«Сказки» Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме «Сказок», Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году. Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.

Разделы: Литература

Цель: развитие исследовательской компетенции учащихся на примере сатирических сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина, ассоциативного мышления, обучение работе в группах и сопоставительному анализу произведений, обогащение речи учащихся изобразительно-выразительными средствами языка.

Эпиграф:

Сатира провожает в царство теней всё отжившее…

М.Е.Салтыков-Щедрин

Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем
трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым
совершенством.

А.В.Луначарский

Оборудование: сборник сказок Салтыкова-Щедрина, иллюстративный материал к план анализа произведения.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

М.Е Салтыков-Щедрин - писатель-сатирик. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое Грибоедовым и Гоголем. Щедрин писал романы, драмы, очерки, рассказы, рецензии, сказки.

Вершиной сатирического мастерства и воплощением идейных исканий писателя-гражданина стали знаменитые “Сказки”, которые современные литературоведы назвали “малой энциклопедией его сатиры”.

II. Актуализация знаний.

Что же такое сказка?

Когда и по какой причине Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?

Что такое сатира?

Ответы учащихся:

Сказка - один из самых ярких фольклорных жанров.

В.И. Даль назвал ее “волшебным рассказом, небывалой и даже несбыточной повестью, сказаньем”. Сказка затейлива, причудлива, необычна. Она повествует о чудесных происшествиях, героических подвигах, верной любви. В каждой фантастической истории обязательно содержится серьезный нравственный урок, потому что сказка - это воплощение народной мудрости, народных идеалов добра и зла. Наверное, поэтому в отличие от других жанров устного творчества она продолжила свою жизнь в литературе.

По тематике сказки бывают волшебные, бытовые, о животных, по характеру отношения к изображаемому - юмористические и сатирические.

К жанру сказки в своём творчестве Салтыков-Щедрин обращался дважлы: 1-й раз – в 1869 г., 2-й раз – в 80-е годы. У сказок разные адресаты и проблематика. Всего у Салтыкова-Щедрина 32 сказки. В 1869.г. на страницах журнала “Отечественные записки” Щедрин приступил к публикации цикла “Для детей”. Начало сказочному циклу положили

  1. “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.
  2. “Пропала совесть”.
  3. “Дикий помещик”.

Эти три произведения писатель сопроводил заявлением: “Автор настоящих рассказов предполагает издать книжку для детского чтения…”. Однако они вышли за границы детской тематики, и Щедрин решил, что большие возможности для художественного решения общественных вопросов даёт жанр сатирической сказки.

В последнее десятилетие своей жизни (1882-1886 гг.) Салтыков-Щедрин написал 29 сказок, объединив их в книгу “Сказки для детей изрядного возраста”. Расцвет жанра сказки не случайно приходится у Щедрина на 80-е годы. Именно в этот период политической реакции в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую и понятную простому читателю. Адресат сказок, по определению автора - дети изрядного возраста, то есть те, кто сохранил наивные иллюзии и беззаботный детский взгляд на нелицеприятную действительность.

Цензор Лебедев, прочитав “Сказки” Щедрина, написал: “Намерение господина Салтыкова издать свои сказки отдельными брошюрами, стоящими не дороже 3-х копеек, а следовательно, для простого народа, более чем странно. То, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства…”.

Цензура запретила издание сказок, цель которых – пробудить народ, но они дошли до читателя.

III. Создание проблемной ситуации.

Прочитана ещё одна книга, состоялось знакомство с новыми героями, открылась интересная страничка русской классики - мир сказки Салтыкова-Щедрина.

Это и взгляд на нашу историю, и попытка осмыслить то, что происходило с людьми во 2-й половине ХIХ века. А для нас с вами - ещё одна возможность подумать, поразмышлять над теми проблемами, которые волновали автора и его героев и которые заставляют задуматься и нас, современных читателей.

IV. Работа в группах (исследование).

В основе сатирической фантазии итоговой книги Щедрина лежат народные сказки о животных. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, писатель развивает в них сатирическое содержание, а фантастическая форма является надежным способом “эзопова” языка, понятного и доступного самым широким слоям русского общества.

Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:

1) сатира на правительственные круги и господствующее сословие;

2) сатира на либеральную интеллигенцию;

3) сказки о народе;

4) сказки, обличающие эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы.

Общее задание: подобрать из самостоятельно прочитанных сказок одну, соответствующую названным группам, и исследовать ее.

Учащиеся предложили для исследования:

1 группа – “Медведь на воеводстве”.

2 группа – “Самоотверженный заяц”.

3 группа – “Карась – идеалист”.

4 группа – “Христова ночь”.

План анализа сказки.

1. Время создания сказки.

2. Основная тема сказки.

3. Художественное своеобразие сказки.

4. Особенности языка.

5. Значение сказки.

6. Создание иллюстрации к данной сказке.

7. Подбор эпиграфа к сатирическому произведению.

V. Итог исследования – выступление групп.

VI. Работа с эпиграфом к уроку и иллюстративным материалом к сказкам Салтыкова-Щедрина.

VII. Итог урока.

Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках, как и во всем творчестве М.Е. Салтыков-Щедрина, противостоят 2 социальные силы: трудовой народ, который выступает под масками беззащитных зверей и птиц, и эксплуататоры - в образе хищников. Автор вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание, и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

Сатирические сказки Салтыкова-Щедрина - особый жанр, вбирающий в себя

фольклорную традицию (зачины, присказки, поговорки, постоянные эпитеты) и авторские приёмы сатирического письма (памфлетность, “вечность” тематики, современные аналогии, смешение реального и фантастического, ирония, абсурд, “говорящая” символика, аллегоричность). Сатирическая сказка, близкая к басне, анекдоту, притче, легенде, явилась для Щедрина “гибким “жанром, ориентированным на самую широкую читательскую аудиторию и укорененным в отечественной словесной культуре.

Салтыкова-Щедрина трудно назвать сказочником: слишком горькие выводы делал он, размышляя над жизнью России второй половины XIX века. Но чем пристальнее вглядывался писатель в окружавшую его действительность, тем яснее различал опутавшие ее сети “небывальщины”. Неслыханная жестокость политического режима, чудовищное бесправие народа действительно граничили с фантастикой. Все это способствовало обращению Салтыкова-Щедрина к жанру сказки. Возможно, в маленьких шедеврах писателя нет правдоподобия, зато есть правда. Каждая из сказок - законченное и совершенное произведение.

- Каким литературным традициям следовал Салтыков-Щедрин, создавая сказки?

(Пушкинские традиции: “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”; басни Крылова - “эзопов” язык; можно сопоставить с произведениями Некрасова “Размышления у парадного подъезда”, “Железная дорога”: оба автора стремились пробудить народное самосознание и с горечью говорили о долготерпении народа).

- Назовите специфические особенности сказок Салтыкова-Щедрина.

(Писатель удивительно тонко сумел воссоздать духовный облик народного сказителя, воплотив в нем то свойство русского национального характера, которое Пушкин определил как “весёлое лукавство ума и живописный способ выражаться”. И лексика, и фразеология, и интонационный рисунок сказок Щедрина воспроизводят говор народного сказитедя).

- Что общего и отличительного в народных и щедринских сказках, сказках нового времени?

Сказки нового времени, как и народные, говорят о вечных проблемах, волнующих человека в любую эпоху: о жизни и смерти, любви и ненависти, благородстве и подлости, добре и зле. Правда, в сказках XIX и XX веков печального больше, чем радостного.

Слишком много страданий пришлось пережить людям. Пошатнулась их вера в “сбывшиеся сказки”. Однако обращение к любимому всеми жанру свидетельствует о стремлении писателей вылечить “болезни общества”, спасти человеческие души, вернуть им надежду на справедливость и счастье. Такая позиция близка и великому русскому сатирику М. Салтыкову-Щедрину.

Одним из тех писателей, которые по достоинству оценили этот, казалось бы, легкий и незамысловатый жанр, был Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Именно в жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.

В сказках Щедрина перед нами возникают знакомые образы старой России: правители-самодуры (сказки “Бедный волк”, “Медведь на воеводстве”), жестокие эксплуататоры (“Дикий

Помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), смирившиеся обыватели (“Премудрый пескарь”, “Самоотверженный заяц”), беспощадные и тупые властители (“Богатырь”, “Орел-меценат”) и, наконец, образ великого и многострадального русского народа (“Коняга”, “Баран непомнящий”, “Ворон-челобитчик” и многие другие). Маски животных не скрывают истинного лица, сущности этих излюбленных щедринских образов, а, наоборот, подчеркивают и даже обнажают ее.

И не случайно расцвет сказочного жанра приходится у Щедрина на 80-е г. XIX в. Именно в этот период разгула политических страстей в России сатирику приходилось выискивать форму, наиболее удобную для обхода цензуры и вместе с тем наиболее близкую, понятную простому народу.

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц, эксплуататоры – в образах хищников. Символом крестьянской России, замученной и обездоленной, является образ Коняги из одноименной сказки.

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он может все: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает “океан-море”.

И к поработителям своим мужик относится иронично, не теряя чувства собственного достоинства. Генералы из сказки “Как один мужик двух генералов прокормил” выглядят жалкими пигмеями по сравнению с великаном-мужиком.

Для их изображения сатирик использует совсем иные краски. Они “ничего не понимают”, они грязны духовно и физически, они трусливы и беспомощны, жадны и глупы. Если подыскивать животные маски, то им как раз подходит маска свиньи.

Все сказки Щедрина подвергались цензурным гонениям и многочисленным переделкам. Многие из них печатались в нелегальных изданиях за границей. Маски животного мира не могли скрыть политического содержания сказок Щедрина.

Перенесение человеческих черт и социальных функций на животный мир создавало комический эффект, наглядно обнажало нелепость существующей действительности.

Иногда Щедрин, взяв традиционные сказочные образы, даже и не пытается ввести их в сказочную обстановку или использовать сказочные приемы. Устами героев сказки он прямо излагает свое представление о социальной действительности.

Язык щедринских сказок глубоко народен, близок к русскому фольклору. Сатирик использует не только традиционные сказочные приемы, образы, но и пословицы, поговорки, присказки: “Не давши слова – крепись, а давши – держись!”, “Уши выше лба не растут”, “Моя хата с краю”, “Простота хуже воровства”. Диалог действующих лиц красочен, речь рисует конкретный социальный тип: властного, грубого орла, прекраснодушного карася-идеалиста, беспутную канарейку, трусливого зайца и так далее. У персонажей, олицетворяющих трудовой народ, язык особый.

Их речь естественна, умна, лаконична. Это речь человека, а не маски, не куклы. Им свойствен глубокий лиризм, слова их идут от страдающего и доброго сердца.

“Сказки” Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Если бы, кроме “Сказок”, Щедрин ничего не написал, то и они одни дали бы ему право на бессмертие. Из тридцати двух сказок Щедрина двадцать девять написаны им в последнее десятилетие его жизни, и лишь только три сказки созданы в 1869 году.

Таким образом, именно этот жанр как бы подводит итог сорокалетней творческой деятельности писателя.


(No Ratings Yet)


Почему Салтыков-Щедрин обратился к жанру сказки?