Мы – дети разных народов, мы – один народ.
Цель: Формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с разными народами, населяющими планету;
- познакомить с элементами разной культуры этих народов;
- формировать толерантность (терпимость) по отношению к людям других национальностей;
- закреплять понятийный аппарат: народ, страна, дружба и пр.
Воспитательные: учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других;
- воспитывать уважение к обычаям, культуре других народов, населяющих нашу планету;
- развивать потребность в общении со сверстниками.
Развивающие: обогащать чувства, а также представления о мире; развивать умение игрового общения; обогащать словарь, закрепляя новые слова.
Материал:
Предварительная работа:
Ход занятия
Вступительная часть.
Под песню «Солнечный круг» дети собираются вокруг воспитателя.
Игра «Солнечный круг» . (слайд)
Ребята, Земля –общий дом для многих людей, которые живут в разных странах и на разных континентах. У людей много общего и конечно люди многим отличаются друг от друга.
Скажите, что общего между людьми всей планеты?
Ответы детей: Строение тела (ноги, руки, голова) -все люди умеют говорить
Чем ещё люди отличаются друг от друга?
Ответы детей: Говорят на разных языках, отличаются цветом кожи (есть темнокожие и светлокожие, есть люди с узким разрезом глаз, а есть с широким, большие и маленькие, молодые и старые.
Воспитатель: Посмотрите на карту – сколько разных народов живет на нашей планете! (Слайд Карта Мира) Давайте с вами отправимся в путешествие по земному шару на поиски новых друзей. Путешествие будет необычное. Закройте на минутку глаза и не подглядывайте. Сейчас произойдет маленькое превращение.
Звучат звуки аэропорта, взлетающих самолётов.
На экране проектора слайд самолёта, летящего вокруг Земли.
Воспитатель надевает пилотку и косынку стюардессы.
Воспитатель: Теперь можно открыть глаза. Ну вот, ребята. Теперь вы не просто дети, а пассажиры нашего авиалайнера, отправляющегося по маршруту «Россия-Африка-транзит» .
На слайде- салон авиалайнера.
Воспитатель: Уважаемые пассажиры, просьба занять места в салоне и пристегнуть ремни. Дети занимают места в «Салоне самолёта» (садятся на стульчики) . Наш самолёт взлетел. Температура за бортом самолёта –25 градусов. Мы пролетаем над Атлантическим океаном и уже совсем скоро окажемся на месте. (на слайде-Атлантический океан) .
Ещё раз звучит рёв моторов и стюардесса объявляет: наш полёт окончен и мы с вами в Африке (слайд) .
Посмотрите, ребята, нас встречают здесь африканские дети! (Слайд)
Ребята, эти дети внешне отличаются от нас. А чем? мы сейчас с вами выясним.
Проводится игра «Найдём отличия» . Дети по очереди называют отличительные особенности детей другой расы. (тёмная кожа, короткие и кудрявые чёрные волосы, полные губы, крепкие белые зубы) .
Ребята, все люди, живущие на африканском континенте называются НЕГРОИДАМИ или НЕГРОИДНОЙ расой. А ещё их называют неграми.
Ребята, не смотря на отличия по внешнему виду, дети-негроиды так же, как и вы любят играть, умеют дружить. Они ничем другим, кроме внешности, не отличаются от вас. Тем не менее, у народов Африки есть свои традиции и обычаи: они любят носить различные маски и танцевать замысловатые танцы. (Слайд)
Народ в Африке не богатый, но добрый, отзывчивый и гостеприимный. Люди живут в скромных домах, едят простую пищу. (слайд- дома) .
Ну как, ребята, понравилось вам в Африке? (ответы детей) . Будем дружить с ребятами-неграми? Да!
Но нам снова пора в аэропорт. Дети проходят на свои посадочные места.
Опять звучит звук взлетающего самолёта.
Воспитатель: нам пора отправляться в дальнейшее путешествие вокруг земного шара. Занимаем места. Отправляемся.
Куда же мы прилетели? (предположения детей) . Ребята! Да. Мы с вами действительно оказались в Японии! (слайд) Как называются жители Японии? (ответы детей) . Правильно –японцы.
Посмотрите, нас встречают дети-японцы. (Слайд) .
Ребята, давайте снова поиграем в игру «Найди отличия» . Проводится игра, и дети называют отличительные особенности детей монголоидной расы.
Воспитатель: всё верно, ребята. И эти дети отличаются от вас внешностью. Люди с таким типом лица и цветом кожи называются монголоидами или монголоидной расой. Какой разрез глаз у таких людей? какого цвета кожа? (ответы детей) .
В Японии красивые горы и необычные многоярусные храмы, дома (показ слайдов: буддийский храм, дом) . Одним из символов Японии считается прекрасное розовое дерево-Сакура (слайд) .
Ещё одним важным символом Японии является японский фонарик, который украшает все японские праздники. (слайд) .
А вам хотелось бы иметь свой японский фонарик? почему? (ответы детей) .
Сейчас мы с вами попробуем изготовить такие фонарики и затем подарить нашим африканским и японским друзьям. (на слайде пошаговая инструкция изготовления фонариков) .
Воспитатель: ребята, какие вы молодцы! Столько фонариков изготовили! Теперь многие ваши друзья с разных континентов получат ваши подарки, которые мы отправим им по почте уже из России.
Воспитатель: ну что же, ребята, нам пора возвращаться в Россию…занимайте места в салоне нашего авиалайнера (шум самолёта) . Ну вот мы и летим домой…можно прикрыть глаза и вспомнить как шумят океаны, омывающие Африку и Японию (звуки океана 30-40секунд) , (слайд-океан) .
Ребята, давайте посмотрим, кто же нас встречает в России? (ответы детей) .
На слайде-фото российских детей.
Воспитатель: Да, это российские (русские) дети. Они тоже очень дружные, любят играть, танцевать, умеют петь и рисовать. Но русские дети ведь тоже отличаются от негритянских и японских детей…Чем же? (светлые волосы, светлые глаза и кожа) . Люди с такими внешними признаками называются европеидами или европеидной расой. Повторите.
Ребята, вы все россияне…а знаете ли вы какие либо символы России? (на слайде Русские матрёшки, гармонь, балалайка) .
В каких домах живут россияне? (ответы детей) .
Воспитатель: конечно, русские люди живут в разных домах, из разного материала: дерево, бетон, кирпич и других. (на слайде различные дома) .
Ребята, какие национальные танцы вы знаете? Барыня (танец) , Берёзка (хоровод) , Калинка. (слайд русских танцев и хоровода) .
Воспитатель: ну что же, ребята, вы знаете уже национальные особенности не только своего народа, но и японцев и африканцев. Повторите, пожалуйста, основные. (дети коротко перечисляют) . Так же мы с вами знаем теперь, что люди бывают 3-х рас. Каких? По каким признакам определяем расу? (ответы детей) . (для подсказки показываем слайд с тремя видами глаз, рук и т. п) .
Итак, ребята, людей и национальностей много, но все люди хотят жить в мире, радоваться жизни и дружить друг с другом.
Хочется закончить словами Яны Дубенской:
МЫ РАЗНЫЕ
Вместе живут на огромной планете
Разные взрослые, разные дети.
Внешностью разные и цветом кожи,
Но, безусловно, мы в чём-то похожи!
Всем нам счастливыми хочется быть,
Новые звёзды на небе открыть,
Годы пройдут, и мы станем взрослее,
Ростом повыше, по жизни мудрее,
И поменяется мир весь вокруг,
Но рядом останется преданный друг!
Неудивительно, что в России прожи- вают люди многих национальностей. К Конституция РФ на- чинается словами: «Мы, многонацио- нальный народ Рос- сийской Федера- ции…» А А это значит, что мы – люди разных национальностей, а народ один – рос- сияне. Народы России в национальных костюмах русские татары алеуты башкиры черкесы чукчи украинцы белорусы
К «народ» «нация» Каждое из слов – «народ» и «нация» употребляется в 2-х значениях. В Во-первых, это группы лю- дей, проживающих на одной территории, объединённых хозяйственными связями, от- личающиеся от других сво- им языком и культурой. А А во-вторых, это все граж- дане одной страны.
Мы – дети разных народов, мы – один народ И Издавна на территории России вместе с русскими живут украинцы, белорусы, тата- ры, карелы, евреи, армяне и многие-многие другие народы. П По итогам переписи населения 2010 г. в на- шей стране проживают представители около 200 многочисленных и малочисленных нацио- нальностей и народов.
З За долгие века ширилась территория России и рос- ла многонациональная семья народов. Н Но русский народ и сего- дня составляет основу России, саму её душу. О Особое значение в спло- чении народов нашей страны играет великая русская культура – язык, наука, литература, музы- ка, живопись, архитекту- ра.
Многонациональная культура России Д Даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. В Вместе с русской культурой националь- ные культуры народов России составляет неисчерпаемое духовное богатство на- шей Родины. У У нас общая Родина, общая земля, общая судьба.
Что такое национальность П национальностью Принадлежность человека к определённой нации называют национальностью. У У людей одной национальности, как правило, бывает общий язык, культура. А главное, лю- ди одной национальности осознают своё единство. Н Национальность определяет сам человек, его родители. Н Национальность не является ни заслугой, ни достоинством, ни недостатком.
Р Реши задачу: Н Народы России объединяет: 1.Культура 2. ________________________________ 3. ________________________________ 4. ________________________________ o Ч o Что означают слова: народ, нация, национальность? Давай повторим главное язык историческая судьба земля, Родина
§ §14, сс, З Задания в рабочей тетради: 1-3, 7, сс П Подготовь к пересказу народную сказку любо- го народа России, кроме собственного. Узнай об этом народе и расскажи одноклассникам. Домашнее задание:
«Состав населения России» - Язык – отличительный признак этноса. Этнический состав. Россия – страна многонациональная. 1.Самая многочисленная языковая семья в России: -алтайская -индоевропейская -северокавказская -уральская 2.Самый многочисленный народ в России: -чуваши -русские -татары 3.Народ, исповедующий православие: -татары -осетины -якуты -коми.
«Перепись населения» - *Результат представлен в % от числа принявших участие во Всероссийской переписи населения-2010. Не дали точного ответа на вопрос о своем участии в переписи населения 3,57% опрошенных. Результат представлен в % от числа знакомых с предварительными итогами переписи. *Результат представлен в % от числа не принимавших участие во Всероссийской переписи населения-2010.
«Многонациональный народ» - А. Избирать. З. Защищать Отечество. Что означает слово «Гражданин»? Многонациональная культура. Вспомни из изученного. К. Обращаться с заявлениями и жалобами. План урока. Вера. Этапы становления российского народа. Культура. В. Соблюдать Конституцию. Мы – дети разных народов, мы – один народ. Как называется главный закон нашей страны?
«Народы России» - На северном Кавказе. Происходит при контактах этнически разнородных групп населения, смешанных браках. Территории Европейского Севера, Северо-Запада до центральных районов России. Самым многочисленным народом в России являются русские. Исконно русские области страны. Отдельные районы на Востоке. Северный Кавказ.
«Россия и её народ» - Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Объект исследования. Выводы: Народы, населяющие Россию. Россия для русских? План работы над проектом: Родина там, где чувствуешь себя свободно. Существует несколько гипотез о происхождении и этнической принадлежности руси:
«Цыгане» - Цыганская кухня. В настоящее время в пище цыган наблюдается тенденция к расширению рациона питания. Еду подавали в общей миске. Отсюда и кухня была упрощенной,расчитанной на приготовление пищи на костре. Традиционная одежда состоит из следущих частей: Наплечная одежда-шаль. В России не существовало законов об изгнании цыган.
Всего в теме 5 презентаций