Пространственное расширение ойкумены в эпоху верхнего палеолита. Формирование ойкумены

История человечества - это также история все более широкого и разнообразного использования ресурсов природы, освоения земного пространства, преодоления изолированности и разобщенности различных территорий. Связь эпох и поколений как бы спрессована в облике заселенных и освоенных пространств мира, в характере использования природных ресурсов и развития производительных сил.

К. Маркс писал: «…каждое последующее находит производительные силы, приобретенные предыдущим поколением, и эти производительные силы служат ему сырым материалом для нового производства, - благодаря этому факту образуется связь в человеческой , образуется история человечества, которая тем больше становится историей человечества, чем больше выросли производительные силы людей, а следовательно, и их » (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 27, стр. 402).

Ранняя (например, к началу нашей эры) размещения населения Земли была совсем иной, чем современная, и не только потому, что с тех во много раз выросла общая численность людей, но и вследствие миграций, нередко очень крупных.

Первоначально главной причиной массовых передвижений являлась нехватка средств существования в пределах обитаемых ареалов. нехватка могла возникнуть либо из-за численного разрастания племени, либо вследствие стихийных бедствий, например длительной засухи, массовой гибели животных - объектов охоты.

В ходе исторического развития побудительные причины миграционных перемещений изменялись и усложнялись. Все большую роль начинали играть активные поиски более благоприятных угодий (охотничьих, пастбищных, земледельческих); позднее притягательным фактором становились уже и богатства недр (в первую очередь - металлические руды). Но по каким бы причинам ни происходило расселение, оно всегда сопровождалось постепенным приспособлением человека к новым природным условиям, его возрастающим умением использовать разнообразные ресурсы окружающей среды.

Важнейшими событиями, способствовавшими древним миграциям людей, стали открытие огня, лука, приручение некоторых животных, овладение искусством постройки челноков и плотов, а затем и примитивных мореходных судов, что сделало возможным заселение островов. Огромное значение для ускорения расселения человечества имело появление земледелия и животноводства. Так называемая «неолитическая революция» неизмеримо расширила возможности людей, уменьшила их непосредственную зависимость от природы. Среди исторически прогрессивных событий необходимо назвать также овладение искусством гончарного дела, прядения и ткачества из шерсти и растительных волокон, а затем и открытие плавки металлов.

Все эти преобразования осуществлялись на разных участках Земли очень по-разному, в разнообразных сочетаниях и в разной последовательности. Зависело это и от прогресса самих человеческих сообществ (от развития производительных сил, изменения производственных отношений), и от характера той среды обитания, в которой они оказывались (например, возможность использования металлов определялась наличием соответствующих руд и т. .).

На стадии первобытнообщинного строя еще не существовало государственных образований, человечество в те времена еще не знало государственного устройства. Лишь в дальнейшем развитие производительных сил (хотя оно и происходило тогда очень медленно) и распад первобытного общества породили разделение труда, частную собственность, классовое неравенство. Вожди и жрецы, присваивавшие себе прибавочный продукт (теперь производственная стала уже давать его!), стремились охранять свои привилегии, закреплять свое имущественное превосходство. Так зарождался классового господства, так зарождались раннеклассовые государства.

Первым историческим типом уже вполне сформировавшегося государства, основанного на классовом расслоении и на эксплуатации (нередко жесточайшей), было государство рабовладельческое. В раб - хозяина, эксплуатации - основная производительная общества. В эпоху рабовладения на пространствах от Пиренейского полуострова до Тихого океана, в бассейнах так называемых великих исторических рек - Тигра, Евфрата, Нила, Инда, - возникли обширные государства. В них проживало многочисленное , существовало и многолюдные города.

Создание в VII-XI вв. арабами огромного государства - Арабского халифата, от Пиренейского полуострова до Индии, сопровождалось покорением обитавших на этом пространстве народов. Во всей Северной Африке, а частью и в Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии утвердились не только мусульманская религия, но и в значительной мере и . В свою очередь восприняли многие элементы культуры завоеванных стран.

В этот период, как и на протяжении всей истории, в результате проникновения пришельцев на земли с относительно редким коренным населением (или с населением, стоявшим на более низкой ступени развития, чем пришельцы) часто шла медленная, но неуклонная местных жителей, перенимавших новые приемы хозяйства и культуру, а затем и язык.

Такой ход миграций был характерен, например, на протяжении более чем тысячелетия для европейской части нашей страны. - предки русских, украинцев и белорусов, - расселяясь среди малочисленных финноязычных племен, в значительной степени их ассимилировали, как бы растворяли в своей среде.

Вместе с тем история знает немало и таких примеров, когда пришельцы воспринимали культуру коренного населения, стоявшего на более высокой ступени развития. Так произошло, в частности, в Средней Азии, где тюркоязычные кочевники, покорив оседлое ираноязычное население, имевшее тысячелетние традиции земледелия, лишь передали части этого населения , но зато сами усвоили его земледельческую культуру, навыки орошения и т. п.

Выходу европейцев в именно в это время способствовало то, что к концу XV в. развитие производительных сил позволило им значительно продвинуться в судостроении, астрономии и картографии. К тому же европейцы имели многовековой морских плаваний.

О заморских богатствах в Европе ходили легенды, и главной движущей силой, властно направлявшей европейские морские экспедиции и отряды завоевателей на поиски новых земель, была наживы. К тому же , укрепившиеся в XIV-XV вв. в Средиземноморье, перекрыли традиционные пути, которым шла торговля европейских и азиатских государств.

Двенадцатого октября 1492 г. Христофор Колумб, отплывший из Испании на поиски морского пути в Индию, достиг Багамских островов в Америке. В 1498 г. португальская экспедиция Васко да Гамы, обогнув Африку, впервые проложила морской путь из Европы в Индию. Знаменательными в истории освоения Мирового океана оказались 1519-1522 годы, когда испанская во главе с португальцем Магелланом совершила первое кругосветное плавание.

Испанское и португальское завоевания в XVI в. в Америке сопровождались истреблением коренного индейского населения, которое на территории современной Мексики и в горных районах Анд создало к тому времени высокоразвитые самобытные цивилизации. Древние Америки дали миру такие важнейшие культуры, как , томаты, и множество других ценных растений.

Испанские и португальские колонии в Америке жили обособленно. Поддерживали отношения они только со своими метрополиями: караваны судов - так называемые серебряные флотилии шли из портов Мексики и в Испанию. На островах Вест-Индии и в Бразилии европейские колонизаторы начали создавать плантации сахарного тростника и других многолетних тропических культур. Сахар, кофе, какао, бывшие в средние века предметами роскоши, вывозились в Европу.

Как уже говорилось, для древнего мира и средневековья были характерны миграции, связанные с завоеваниями. Но уже тогда появляются и другие поводы для массовых переселений, которые в XVI-XVIII вв. приобретают заметные масштабы, например стремление уйти от тяжелого гнета помещиков или от религиозных преследований. Эти причины вызвали крестьянскую колонизацию Русского Севера, казачьих вольниц на Дону и Днепре, переселение в Северную Америку английских пуритан, которые стали предками будущих основателей США.

Европейцами обеих Америк, в Индию и «страну пряностей» - Индонезию, проникновение с моря в ранее им лишь смутно известные страны Дальнего Востока, первые кругосветные плавания, открытие Австралии, подвиги русских землепроходцев, расширивших знания европейцев о Сибири, Дальнем Востоке и северо-западе Америки, - все это за короткий срок дало возможность нанести на карту мира океаны и континенты примерно в тех очертаниях, какие они имеют в действительности.

Расширение известного европейцам мира и рост мировой торговли послужили важными дополнительными факторами разложения феодального способа производства и перехода к стадии первоначального накопления капитала.

В Европе интенсивно развивалась промышленная (в том числе и рассеянная, в которой производство распределялось по деревням). Но при этом и росли значительно быстрее, чем промышленное производство. Относительно упало значение государств Средиземноморья и Балтики, оказавшихся как бы в стороне от новых океанских торговых путей. Былая роль Ганзы перешла к Антверпену и Лондону - к этим новым мировым экономическим центрам эпохи капитализма. То был важный этап его становления. «Хотя первые зачатки капиталистического производства спорадически встречаются в отдельных городах по Средиземному морю уже в XIV и XV столетиях, - отмечал К. Маркс, - тем не менее начало капиталистической эры относится лишь к XVI столетию» положение крупней^ ших колониальных держав времени - Испании и Португалии - сильно пошатнулось. драгоценных металлов из их владений в Новом Свете привел \ к упадку промышленности в метрополиях, которая уже не могла конкурировать с товарами, привозимыми из других стран. Развитию стран Пиренейского полу сильнейшим образом препятствопало и господство здесь крупных феода – I лов, в корне подорвавшее сельское хозяйство. Феодальные отношения испанские и португальские завоеватели стремились I насадить и в своих заокеанских «вицекоролевствах» и «капитанствах», закрепощая индейцев для работы на плантациях и рудниках.

В странах Азии , как и до того рабовладельческий строй, имел свои местные варианты, иногда заметно отличавшиеся от европейских. заключалась прежде всего в том, что во многих странах Востока широко применялась , н которой велика была роль государственной власти; своеобразие было связано также и с господством во многих азиатских регионах кочевого скотоводства. Но все эти особенности не меняли существа: экономическое развитие и в азиатских государствах сперва основывалось на рабском труде, а затем на феодальных отношениях (часто с сохранением и черт рабовладельческого уклада).

Еще в недрах феодального общества по мере роста производительных сил характерные для феодализма производственные отношения становились тормозом развития. Сам тип феодального’ государства со свойственной ему политической раздробленностью территории и сепара-тизмом, которые мешали товарно-денежному обращению, делался анахронизмом. Особенно болезненно ощущали это города - средоточия ремесленного и мануфактурного производства и торгового обмена. Именно города и явились поэтому главными очагами борьбы за террито-|ыюе укрепление государств, за цен трализацию власти, что означало переход, от феодальной раздробленности к абсолютизму. Такими государствами уже в XVI-XVII вв. стали и , где борьба королевской власти с феода лами была особенно жестокой и затяжной.

В России централизованная укрепилась в XVII в.. когда в основных чертах начал формироваться и всероссийский рынок (чему способствовала и раздвижка государственных границ). Однако своего расцвета абсолютистская достигла здесь в XVIII в., после петровских реформ.

Конечно, по мере роста роли городов их население освобождалось от какой-то части правовых ограничений, свойственных феодальному обществу. Но в развитие абсолютизма не изменило существа феодальных порядков: ведь формы эксплуатации трудящихся оставались в основе теми же.

Период верхнего палеолита известен, как одна из самых важных вех в истории расселения первобытного человечества на новых территориях Земли. Человек освоил крупные материки – Австралию и Америку. С помощью метода палеографической многоступенчатой реконструкции ученые смогли максимально точно восстановить примерные пути расселения.
Радиоуглеродный анализ находок на территории Австралийского и Американского континентов показывает, что к концу верхнего палеолита эти земли были заняты человеком. Это важный факт, доказывающий высокое развитие верхнепалеолитического человечества, которое смогло не только пересечь линию полярного круга, но и освоиться там. Археологические исследования говорят, что люди полностью освоились в полярных экстремальных условиях, приспособившись к окружающей среде с биологической и культурной точки зрения. Археологи неоднократно обнаруживали палеолитические стоянки в заполярье.
Конец верхнепалеолитической эпохи ознаменован тем, что границы ойкумены практически полностью совпали с границами пригодной для жительства земли. Более поздние периоды служили фоном для всевозможных внутренних миграций, заселений и окультуривания нетронутых участков суши, повышения технического потенциала человеческого общества и усовершенствования способов хозяйствования. Но именно верхнему палеолиту принадлежит «честь» служить периодом полного освоения земли человеком. После этого подобное достижение было достигнуто человеком лишь однажды и много веков спустя – выход человека в открытый космос.
Последствия пространственного расширения ойкумены в эпоху верхнего палеолита многогранны. В результате расселения человечества по всей земной суше и обживания им всевозможных экологических областей, изменилась сфера биологии и культуры человека. Приспособление человека к экологическим и географическим новым условиям повлекло за собой расширение границ ротации человеческих характеристик. Выявились отдельные морфологические - физиологические комплексы, которые до сих пор проявляются в современном человечестве под названием адаптивного типа.
Адаптивные типы соответствуют ландшафтным зонам – зоне высокогорья и континентальной зоне, умеренному или арктическому поясу. Каждый вид обнаруживает целый комплекс генетически определяемых приспособлений к жизни в климатических, ландшафтных, географических и биотических условиях определенного пояса. Приспособления выражаются в различных физиологических признаках и оптимальных для терморегуляции сочетаний размеров.
Ученые могут точно определить хронологическую древность и последовательность развития каждого из адаптивных типов. Для этого используется сравнение исторических этапов расселения человека по Земле и адаптивных приспособлений человеческой группы. Известно, что первоначально человек обладал всеми морфофизиологическими приспособлениями для жизни в тропических условиях. Эта точка зрения согласовывается с исследованиями, согласно которым первый человек появился в тропическом поясе. Таким образом, тропики являются прародиной современного человечества.
Эпоха среднего палеолита стала историческим фоном к сложению комплексов, адаптивных к континентальному, среднему и высокогорному климатам. Заключительный адаптивный комплекс сложился в эпоху верхнего палеолита.
Расширение ойкумены во время верхнепалеолитического периода послужило мощным стимулом для биологического и культурного развития современного человечества. Люди заселяли новые, непривычные регионы, где сталкивались с совершенно иной охотничьей добычей. Это заставляло человека искать новые и усовершенствовать старые способы охоты. Человек учился определять съедобные растения. Он знакомился с новыми породами камня, что позволяло ему изобретать новое оружие и новые способы обработки материалов.
Согласно данным палеодемографической работы известного немецкого ученого Ф. Вайденрайха, численность человечества в эпоху верхнего палеолита составляла один миллион человек. При этом ученый утверждает, что на территориях Евразии и Африки плотность населения составляла 1 человека на 8 кв.км. Работа основывается на результаты исследования ископаемых человеческих скелетов, найденных в Китае, в местонахождении Чжоукоудянь, неподалеку от Пекина, которые предоставляют информацию лишь о групповом и индивидуальном возрасте. Теорию Вайденрайха невозможно ни доказать, ни опровергнуть.
Ойкумена сильно расширилась при заселении Австралии и Америки. По данным ученого Э.Диви, плотность населения в эпоху верхнего палеолита составляла порядка 1 человека на 2,5 кв. км., после чего численность стабильно увеличивалась до 3,3 и 5,3 миллионов человек.

Древние греки называли известное им обитаемое пространство Ойкуменой. Как называл его первобытный человек, неизвестно, но, несомненно, и он задавал себе вопросы: что представляет из себя окружающий мир и как он велик? Долгие странствия давали обильную пищу для размышлений охотникам и собирателям, чья память могла хранить бездну деталей окружающей местности.

С возникновением цивилизации накопление информации, которую в наше время назвали бы географической, стало делом государственной важности. Ее собирателями, первыми путешественниками в неизвестные страны чаще всего становились воины и купцы. С их помощью древние державы расширяли круг своих познаний об окружающем мире.

Обычно отсчет наших знаний об Ойкумене ведется от колыбели европейской цивилизации в восточном Средиземноморье, однако открытие самой для нее произошло не сразу. Египтяне, освоившие плодородную долину Нижнего Нила, поначалу обратили свой взор на соседние области. В III - II тысячелетиях до н. э. они совершали походы в , вверх по Нилу и в загадочную страну Пунт, отваживались они и на плавания вдоль Средиземноморского и Красноморского побережий .

Шумеры, обосновавшиеся в благодатной Месопотамии, уже в III тысячелетии до н. э. предпринимали морские экспедиции вокруг Аравии, но на суше не заходили далеко за пределы равнины. Знали они о горах Загроса и . Эламитам, воинственным соседям шумеров, удалось преодолеть окружающие их горы и выйти к берегам Каспия. Аналогичное открытие сделали позже (в XIII - XII вв. до н. э.) ассирийцы, мечом и огнем покорившие соседние народы: они достигли берегов .

Европа была открыта лишь в XVI в. до н. э., и сделали это критяне, захватившие острова в и освоившие северное его побережье. Они же, вероятно, первыми достигли морем Гибралтара, и вышли в Атлантику. Их наследники - ахейцы - в XV - XIII вв. до н. э. продвинулись на севере Средиземноморья дальше критян: на судах прошли Босфором в и добрались до Колхиды, что нашло отражение в греческом мифе об аргонавтах. Странствующие торговцы-ахейцы пересекли африканский континент по зыбучим пескам Сахары и достигли реки . Финикийцы, превосходные мореходы и ловкие торговцы, уже не довольствовались известным до них Средиземноморьем: в XI в. до н. э. они не только выходят в Атлантику, но и продолжают исследовать ее берега. На север, вдоль Европы, они продвигаются примерно на тысячу километров. Еще более впечатляющи успехи финикийцев в южном направлении: очевидно, они первыми обошли морем африканский материк, выполняя приказ фараона Нехо.

Индийцы тоже внесли свою лепту в изучение Ойкумены. Хараппцы (XXVI - XIII вв. до н. э.), освоив Индо-Гангскую равнину, преодолели окружающие ее горы, и дошли до северных предгорий . Они вышли к берегам Аравийского моря, вторглись во внутренние районы полуострова , распространили свое влияние на восточные .

В середине IV в. до н. э. огромная индийская армия прошла по восточному побережью полуострова, завершив тем самым его открытие. В III в. до н. э. древним индийцам уже известны Зондские острова, а в 1 в. н. э. - полуостров Индокитай.

Цивилизация, зародившаяся на Великой Китайской равнине, в течение многих столетий (XIV - V вв. до н. э.) расширяла свои владения от побережья до Тибетского нагорья. В III в. до н. э. китайцы захватили нижнее течение Красной реки и продвинулись в глубь Индокитайского полуострова.

На основании собранных сведений анонимный китайский географ сделал описание обширного региона на востоке Азии. В 138 г. до н. э. китайский император отправил на запад посольство во главе с Чжан Цянем. На родину он возвратился только спустя 13 лет, преодолев около 10 тыс. км. Его путь лежал через горы и пустыни Центральной Азии. Впоследствии по его маршруту пройдет Великий шелковый путь, соединивший древние народы Старого Света. В античное время в Средиземноморье возросло влияние греков. Они продолжили освоение Ойкумены и расширение ее пределов следуя путем своих предшественников. В середине VII в. до н. э. греки достигли и вышли в . Аристей Проконесский (около VII в. до н. э.), древнегреческий поэт и путешественник, странствуя по равнинам и , проник даже за Урал. Но главная заслуга древних греков состоит в создании науки о Земле - географии. Эллины, разделявшие известный им мир на части света, составили и его первую карту. Им принадлежит идея о шарообразности Земли, а также первые вычисления ее размеров. Они первыми высказали мысль о единстве и провели по земному шару . Всех их заслуг и не перечесть.

Углубили географические познания греков древние римляне. В своих завоевательных походах они завершили открытие Центральной и Западной Европы. Но после того, как империя пала под натиском варваров, центр научных знаний в раннем Средневековье перемешается на арабский Восток. Географические сочинения арабских мыслителей не только вобрали в себя античную мудрость Запада и Востока, но и обогатили ее новыми сведениями, в частности и о Древней Руси.

Неудавшаяся экспансия крестоносцев к XV в. до предела обострила отношения между христианским и мусульманским мирами. А потому европейские правители и купцы были вынуждены искать новые пути на вожделенный и загадочный Восток. Возглавили это движение пиренейские державы, яростно конкурировавшие между собой за выход к сказочно богатой . «Владыки морей» той эпохи — португальцы — ценой неимоверных усилий в самом конце XV в. действительно достигают ее. На время им удается даже превратить далекий в свое «внутреннее море».

Однако пальму первенства по расширению Ойкумены перехватывают испанцы. Генуэзец , поступивший к ним на службу, бесстрашно пересекает Атлантику и достигает неведомых берегов. Но великий авантюрист и мечтатель умирает, так и не узнав, что открыл Новый Свет и положил начало .

На Запад отправляется все больше экспедиций. Мореплавателями обуревает жажда обогащения, они стремятся захватить и колонизировать новые земли заморских владений. Вслед за испанцами и португальцами, поделившими между собой открытые земли, в дальние плавания отправляются французы, голландцы, англичане. В поисках не известных еще континентов и островов они бороздят воды океанов, начинают проникать во внутренние области материков. В это же время на суше русские стремительным маршем пересекают Сибирь и достигают Тихого океана. За короткий исторический срок (XVI - XVIII вв.) на была положена большая часть морских пространств и пригодных для жизни земель. «Белыми пятнами» на карте XIX в. оставались лишь самые недоступные уголки Земли: , и центральные части уже известных континентов. Часто приоритет их открытия и первого исследования принадлежал русским путешественникам.

Так, описание последнего неизвестного архипелага - - произвела экспедиция под руководством Г. А. Ушакова уже в 30-х гг. XX в. Позже было сделано величайшее : на дне океанов были обнаружены гигантские хребты.

Но жажда открытий не ослабевала. Взоры путешественников обращаются к океанским глубинам, высочайшим вершинам, таинственным пещерам - последним «белым пятнам» на планете. Правда, их покорение приобретает все более спортивный характер, и географы постепенно меняют свой профиль. Теперь им необходимо всесторонне и детально описать и объяснить Ойкумену, помочь человечеству разумно использовать ее богатства. Здесь есть над чем потрудиться. Об успехах и проблемах географии на этом пути будет рассказано в других разделах нашей книги.

1. По карте найдите малоосвоенные человеком территории. Чем это обусловлено?

Северо-восточная Сибирь, Дальний Восток, Камчатка, Арктика, Гренландия, Северная Канада. Малоосвоенность территорий обусловлена рядом причин:

1. Удаленность территории от энергетических источников.

2. Сложный характер местности – районы пустынь, болот, вечной мерзлоты.

3. Хозяйственная скудность земель, например отсутствие полезных ископаемых.

2. Чем можно объяснить низкий уровень освоенности земель Африке, Южной Америке и Австралии?

Африка – страна с жарким климатом, что уменьшает шансы эффективного освоения земель (Намибия).

Австралия – пустынные ландшафты, скудная растительность, заболоченность северных берегов.

3. На Великой Китайской равнине и Индо-Гангской низменности распаханность территории достигает 70-80%. А где еще в Азии расположены крупные ареалы распаханных земель?

Северный Казахстан и Южная Сибирь – в пределах Зап-Сиб. равнины.

4. Известно, что сокращение площади под сезонно-влажными лесами связано главным образом с подсечно-огневой системой земледелия. А какие антропогенные факторы сильно влияют на изменение аридных ландшафтов в Африке?

Засуха, спровоцирована загрязнением атмосферы выбросами газов, сокращение площадей лесов через вырубку, чрезмерный выпас скота.

5. Есть ли в вашей местности антропогенные ландшафты, которые можно отнести к культурным?

Аркаим, оз. Аракуль, Тургояк, Увильды.

6. Укажите конкретные примеры расширения границ ойкумены за счет:

а) пустынных и полупустынных территорий

б) арктических и субарктических

в) предгорных и горных

г) сведения лесных массивов

д) Мирового океана (в том числе в пределах России).

1) строительство городов в странах Персидского залива

2) город Мурманск - крупнейший город за пределами полярного круга, Норильск

3) строительство горнолыжных объектов в предорьях: Сочи, Домбай, Архыз, + Швейцария, Австрия

4) столица Бразилии Бразилиа возникла за счёт сведения лесов Амазонского бассейна

5) расширение территории Нидерландов за счёт строительства дамб, нефтедобывающие платформы с посёлками для нефтянников на сваях Нефтяные Камни (около Баку).

7. «Безмерные возможности планеты – неумный и вредный миф. Мы живём на малом космическом теле, любая часть которого не может быть бесконечной»…

Речь идет о бережном отношении к природе, где человек должен сдерживать или ограничивать негативные последствия своего влияния на окружающий мир.

8. Перед вами несколько определений понятия «культурный ландшафт», проанализируйте их, какое вам ближе и почему? Раскройте понравившееся вам понятие.

«Культурный ландшафт представляет собой нашу коллективную автобиографию, отражающую наши вкусы ценности устремления и страхи, его можно читать как книгу». Культурный ландшафт является нашим наследием, результатом взаимодействия человека и природы. Все наши предпочтения, цели и т.д., можно увидеть в культурном ландшафте, так как его создает человек меняя окружающую среду, вкладывая частичку себя. В современном мире, культурным ландшафтом принято считать отдельные точки на всей территории, поэтому все остальную часть можно считать фактически ничем. Весь культурный ландшафт представляет собой какие-либо произведения архитектуры, скульптуры и т.д.

§ 45. Сохранение мира на Земле

§ 46. Экологическая проблема

§ 47. Демографическая проблема

§ 48. Продовольственная проблема

§ 49. Энергетическая и сырьевая проблемы

§ 50. Преодоление отсталости развивающихся стран

§ 51. Проблемы Мирового океана. Взаимосвязь глобальных проблем

Приложения


Предисловие

Мир, в котором мы живем, меня­ется с невиданной быстротой. Растет численность населения Земли, обо­стряются экологические, энергети­ческие, сырьевые проблемы, пере­плетаются экономические и куль­турные связи. Судьбы отдельных народов сливаются в одну всемир­ную судьбу. Своеобразная «паутина» современного мира – Интернет – уже объединила более полумиллиар­да человек. Оставаясь частичками национальных государств, люди ста­новятся гражданами мира, учатся жить и работать в мире без границ. Впереди этого процесса идет Запад­ная Европа, где в недалеком буду­щем «пограничные столбы» окажут­ся ненужными и станут играть лишь символическую роль.

Однако «списывать со счетов» национальные государства как основные субъекты международных отношений пока преждевременно. Сравнительно недавний распад Со­ветского Союза, Чехословакии, Юго­славии показал не только всю шат­кость современного мироустройства, но и неослабевающую роль государ­ственных образований. Именно го­сударства формируют облик совре­менного человечества, представляю­щего собой живой многоцветный мир отдельных народов, пребываю­щих в непрерывном движении. Они появляются, расцветают и исчеза­ют. История одних народов (китай­цев, греков, египтян) насчитывает

тысячелетия, другие народы (фини­кийцы, карфагеняне, гунны, ски­фы, половцы) давно ушли в не­бытие, третьи – формируются бук­вально на наших глазах. Ясное представление о современных стра­нах и народах должен иметь каж­дый образованный человек.

Любая страна, любой народ вно­сит свой вклад в мировую экономи­ку, науку, культуру. Так, древний густонаселенный Китай вступил в эпоху невиданного экономического подъема. Маленькие Нидерланды стали сельскохозяйственной держа­вой первого «ранга», крупным экс­портером продуктов питания. Япо­ния создала весьма эффективную систему образования и научных ис­следований, что во многом объясня­ет ее выход на передовые рубежи в экономике мира. Изучение передо­вого опыта зарубежных стран край­не необходимо в то время, когда не­обычайно расширяются междуна­родные связи в экономике, науке и культуре, когда и наша страна ищет пути создания эффективной рыноч­ной экономики.



Социально-экономическая гео­графия мира – школьный предмет, способный дать современное виде­ние целостного и неделимого мира, представление о его природе, стра­нах и народах, о мировой экономи­ке, понимание актуальных глобаль­ных проблем человечества. Особое внимание в учебнике отводится наиболее


более развитым или крупным стра­нам и регионам, таким как США, государства Западной Европы, Япо­ния, Китай, Индия, регионы Афри­ки, Латинской Америки и т. д. При этом изучение географии мира – это не сбор справок о странах и на­родах, а восприятие их наиболее сущностных, индивидуальных черт. География не должна «растворяться в экономике», так как главное бо­гатство любой страны – это люди, их исторический опыт и культура.

Наша дисциплина сочетает в себе элементы не только географии, но и социологии К истории, естественных и других наук. Это нормальное явле­ние, так как наука представляет собой внутренне единое целое, и ее разделение на отдельные области обусловлено в значительной степени ограниченностью способности чело­веческого познания. В действитель­ности существует непрерывная цепь от физики к химии через биологию, географию и антропологию к соци­альным наукам.

Структура учебника подсказана логикой самого предмета. Первый раздел посвящен освоению челове­ком нашей планеты. Он ориентирует вас на объект нашего изучения и подчеркивает необходимость хоро­шо знать прошлое. В следующих разделах рассматривается география природных ресурсов и населения мира, без чего невозможно изучать экономику. Далее идут разделы, посвященные политической карте мира, географии мирового хозяйства и крупным историко-географиче-ским регионам. Завершается учебник чрезвычайно важным разделом, в котором рассматриваются глобаль­ные проблемы человечества: эколо­гическая, продовольственная, демо­графическая, энергетическая и др. Прежде чем начать работать с учебником, советуем вам вниматель­но ознакомиться с его структурой, картографическим, иллюстративным и статистическим материалом, а также с приложением к учебнику, в котором приводятся справочные таблицы. Особое внимание обратите на приводимые в конце параграфов и глав (а также в рубрике «Пригла­шение к дискуссии») вопросы и за­дания. Приступая к изучению курса экономической и социальной гео­графии мира, помните, что объекты нашего изучения – природа, люди, страны, хозяйство – слишком слож­ны, многообразны, неповторимы, находятся в постоянном развитии. Еще недавно мы жили в государст­ве, называвшемся СССР, а сегодня на его месте образовался ряд су­веренных государств – Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Молдавия, Казахстан, страны Бал­тии, Закавказья, Средней Азии. Ни­какой учебник не может поспеть за быстроменяющимся миром и не в состоянии ответить на все интересу­ющие вас вопросы. Поэтому, для того чтобы лучше познать окружа­ющий нас мир, вам надо больше читать специальную литературу, пе­риодическую печать, слушать пере­дачи радио и телевидения, исполь­зовать сведения из других школь­ных дисциплин.
I. Освоение человеком планеты Земля



§ 1. От древности до наших дней

Каковы результаты хозяйственной деятельности на Земле предшествую­щих поколений людей? Что такое Ойкумена? Остались ли«белые пятна» на географической карте?

Земля – место обитания чело­века. Жизнь людей протекает на земной поверхности, общая пло­щадь которой составляет около 510 млн. км 2 . Из них чуть менее тре­ти (149 млн.. км 2) приходится на долю материков и островов. Природа постаралась создать близкие к идеальным условия для развития органической жизни на Земле, в частности для обитания че­ловека. Можно назвать, по крайней мере, три важнейших источника жизни на Земле. Это энергия Солнца, воздух и чистая питьевая вода. Особенно велика роль Солнца. Солнечная энергия – главная «виновница» возникнове­ния жизни на Земле, основа многих природных процессов. Благодаря ней происходит создание биомассы (в процессе фотосинтеза), движение воздушных потоков, вод в океанах. При этом следует помнить, что атмо­сфера пропускает к земной поверх­ности лишь 67% притока энергии, 27% поглощает, а 6% отражает. Большое количество опасных для человека ультрафиолетовых лучей поглощается озоносферой. Воздух, пригодный для дыха­ния человека и животных, сосредо­точен в нижней части атмосферы, называемой, как вы помните, тропосферой. Чистый воздух состоит на 78% из азота, 21% кислорода, 1% аргона и других газов, из которых наиболее важен углекислый газ (0,03%). Благодаря в значительной мере кислороду происходит работа мускулов человека, согревается его организм, обеспечивается работа его нервной системы, деятельность моз­га и т. д. Наконец, третий главный источ­ник жизни на Земле – это вода. При этом основное условие жизни человека – это чистая питьевая вода. Она необходима ему для при­готовления пищи, выведения отхо­дов и ядовитых веществ из организ­ма и т. д. Человек – составная часть при­роды. Его дом – географическая оболочка Земли, сфера взаимопро­никновения и взаимодействия лито­сферы, атмосферы, гидросферы и биосферы.

Первые шаги в освоении плане­ты. Земля… Какой она была на заре человеческой цивилизации и какой стала сегодня? Как расширились географические границы обитания человека и как строились его взаи­моотношения с природой? Перели­стаем лишь немногие страницы про­шлого, чтобы увидеть, как происхо­дило освоение человеком Земли.


Историю человечества можно изучать с помощью формационного или цивилизационного подхода. В соответствии с первым выделяются общест­венно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельче­ская, феодальная, капиталистическая и др. В соответствии со вторым подходом выделяются цивилизационные революции, поднимающие на новую ступень производительность труда. Считается, что первой цивилизационной революцией была сельскохозяйственная (около 6–8 тыс. лет назад); следующей была промышленная (300 лет назад); нынешняя рево­люция – научно-техническая, перемещающая население в сферу обслу­живания людских потребностей (торговля, услуги, транспорт, образова­ние, наука, культура, управление и т. д.).

Цивилизационный подход, лишенный классовых условностей, более распространен в современном мире. На его основе лучше изучать и про­цесс освоения человеком планеты Земля.

На протяжении истории челове­чества характер его связей с природ­ной средой претерпевал большие из­менения. В очень древние времена производственная деятельность че­ловека, которая заключалась в соби­рательстве, охоте и рыболовстве, при­спосабливалась к природной обста­новке, а не видоизменяла ее (рис. 1).

Районы с теплым и влажным кли­матом, изобиловавшие биологиче­скими ресурсами (прежде всего ста­дами крупных млекопитающих), всегда служили центрами притяже­ния для первобытных людей. По­степенный переход человечества от такого хозяйства, получившего на­звание присваивающего, к произво­дящему (земледелие и скотоводство) явился величайшей экономической революцией. Она привела к замет­ному усилению воздействия челове­ка на природу (рис. 2).

Особенно большим разнообразием стали отличаться взаимоотношения людей с природной средой в пределах распространения древних цивилиза­ций, прежде всего в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Ху­анхэ и Янцзы, а впоследствии на территории Древнего Рима и Древ­ней Греции и т. д. Здесь получили расцвет сельское хозяйство и раз­нообразные ремесла. Древние люди строили дамбы, рыли каналы, осуша­ли болота, с помощью зеленых насаж­дений останавливали песчаные бар­ханы. Однако на остальных обширных пространствах планеты люди строили свои взаимоотношения с природой по-прежнему на первобытном уровне.


Рис. 1. Чем характеризуются

взаимоотношения человека

и природной среды на этом рисунке?


Население мира в древние вре­мена оставалось немногочисленным. Ученые считают, что на рубеже ста­рой и новой эры на земном шаре жило всего несколько десятков мил­лионов человек. Прирост населения шел медленно, так как человечество жило в условиях суровой борьбы за свое существование. Во многих рай­онах планеты никогда не ступала нога человека.

Шли века, тысячелетия. В Сред­невековье произошло новое расши­рение связей в системе общество – природная среда. В хозяйственный круговорот начали более широко, чем прежде, вовлекаться ресурсы, не свя­занные с удовлетворением пищевых потребностей, – минеральные и лес­ные. Это определялось все более ши­роким распространением металличе­ских орудий труда, развитием кораб­лестроения, строительством зданий и т. д. Возросла численность населе­ния, увеличилась нагрузка на землю, особенно в районах муссонной Азии, Тропической Африки, во многих стра­нах Европы. Истощались почвы, из-за перевыпаса скота деградировали паст­бища, вследствие вырубок, а также применения подсечно-огневого земле­делия уменьшалась площадь лесов.

Но и в Средневековье средства и способы воздействия человека на природную среду сравнительно ред­ко выходили за допустимые преде­лы. Небольшие земельные наделы, неглубокая обработка почв, органи­ческие удобрения, ручной труд – все это делало сельское хозяйство Средневековья хотя и не интенсив­ным, но вполне рациональным в природоохранном отношении.

Освоенное человеком простран­ство в Средние века не шло ни в ка­кое сравнение с картиной современ­ного мира: выделялись лишь сгуст­ки населения в Восточной и Южной Азии, Западной и Центральной Европе. Обширные же территории Северной и Южной Америки, Авст­ралии были вообще слабо освоены и редко заселены.

Стремительное расширение гра­ниц Ойкумены. Качественный ска­чок в освоении планеты связан с промышленной революцией. Уже Великие географические открытия на заре зарождения капиталистиче­ских отношений существенно раз­двинули горизонты Ойкумены – заселенной человеком части Земли, способствуя вовлечению в хозяй­ственный оборот открытых и частич­но еще не обжитых земель в Амери­ке, Австралии, Океании. Испанией, Португалией, Англией, Нидерлан­дами, Францией были созданы це­лые колониальные империи, раски­нувшиеся в обоих полушариях.


Современный этапНТР коренные сдвиги в технической базе производства;резкие сдвиги в системе «общество – природная среда» С середины XXвека
Промышленная революция быстрое преобразование естественных ландшаф­тов; рост масштабов воздействия человека на окружающую среду 300 лет назад
Увеличение нагрузки на землю, развитие ремесел, более широкое вовле­чение в хозяйственный круговорот природных ресурсов Средние века
Сельско­хозяйственная – революция переход основной части человечества от охоты и рыболовства к возделыванию земли; слабое пре­образование естественных ландшафтов 6–8 тыс. летназад
Собирательство, охота и рыболовство; человек приспосабливался к при­роде, а не видоизменял ее Около 30 тыс. лет назад

Рис. 2. Этапы влияния общества на природную среду


Для работы на плантациях в Америку из Африки были вывезены миллионы чернокожих рабов. Коренное же население многих колоний безжалост­но истреблялось. Особенно обагрили свои руки кровью конкистадоры – участники испанских завоевательских походов в Центральную и Юж­ную Америку. По мере развития фабрично-за­водской промышленности масшта­бы воздействия человека на окру­жающую среду росли. К прежним формам такого воздействия приба­вились массовая подземная добыча минерального сырья, гидроэнерге­тическое строительство и т. д. Шло быстрое преобразование естествен­ных ландшафтов, освоение новых морских акваторий. Дух потребительства, поразивший цивилиза­цию, вел к прогрессирующему ухуд­шению окружающей среды. Однако наиболее резкие сдвиги во взаимоотношениях между обще­ством и природной средой произо­шли во второй половине XX столе­тия с приходом современной НТР. На географической карте практиче­ски уже не осталось «белых пятен». Даже на дне океанов и в глубине Антарктиды можно теперь обнаружить следы технической деятель­ности человека (техногенные части­цы, сложные химические соеди­нения, не встречаемые в природе, и т. д.). Но главное состоит в том, что в результате существенного увеличе­ния численности населения, интен­сивной индустриализации и роста городов хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать спо­собность природных систем к са­моочищению. В мире сложилась весьма драматическая ситуация: пе­ред человечеством вплотную встала проблема уничтожения почти всего живого на планете в недалеком бу­дущем. Цивилизации прошлого так­же испытывали острые кризисы, но они никогда не достигали таких масштабов. Исключительная мощь современной научно-технической цивилизации открывает новую эру во взаимоотношениях человека с природой. Итак, чтобы исследовать и осво­ить Землю, человечество затратило гигантский труд. При этом каждый народ, каждое существующее ныне государство, каждая цивилизация внесли свою лепту в освоение плане­ты. В результате вовлечения в сферу жизнедеятельности человека всей земной поверхности, окружающей ее атмосферы и даже ближнего космоса судьбы народов и государств оказа­лись тесно переплетены.

Известный норвежский ученый Тур Хейердал сравнил нашу Зем­лю с большим плотом: «Все мы си­дим на одном плоту… Чтобы вы­жить на нем, нужно сотрудничать. А плот-то намокает и может пойти ко дну. Этого нельзя допустить!» Вдумайтесь в глубокий смысл этих слов.
Вопросы и задания. 1. Каковы главные источники жизни на Земле, делающие ее «чудом» космической эволюции? 2. История Земли – это история природы, с одной стороны, и история людей, с другой. В каких случаях планета меняет свой облик без «помощи» человека? 3. Почему в развитии человечества бронзовый век предшествовал железному, а не наоборот? 4. Проследите связи: а) «эпохи великого переселения народов» (первые века нашей эры) с современ­ной географией народов; б) Великих географических открытий со спецификой хозяйственного освоения некоторых «новых» территорий; в) эпохи колонизации с интенсивным освоением планеты, миграциями населения и распространением английского, испанского, португальского и французского языков. 5. На примеpax конкретных регионов мира проанализируйте роль морского, железнодорож­ного и автомобильного транспорта в освоении человеком планеты. 6. Каковы отличительные признаки второй половины XX в. как новой эры во взаимоотно­шениях человека и природной среды?

§ 2. Современные масштабы освоения планеты

Существует ли предел освоению нашей планеты? Можно ли найти гармо­ничные основы взаимодействия общества и природы?

Освоение необжитых террито­рий. Хотя в сферу жизнедеятель­ности человека вовлечена уже прак­тически вся земная поверхность, в мире остается еще немало слабо освоенных, не обжитых человеком территорий (рис. 3).

Отличительной чертой нашего времени является широкое освоение человеком именно слабо освоенных территорий, его проникновение в недоступные ранее районы, с край­не неблагоприятными для организ­ма людей природными условиями. Ярко выраженной тенденцией в раз­мещении производительных сил мира стало в последние десятилетия осво­ение пустынных и полупус­тынных территорий в стра­нах Азии, Африки, Америки, Авст­ралии. Благодаря достижениям научно-технического прогресса к осво­ению таких территорий кроме высо­коиндустриальных стран приступи­ли сегодня и многие развивающиеся страны, в пределах которых сосредоточены основные массивы пус­тынь и полупустынь. Даже в Сахаре появляются новые города-оазисы, в которых сооружаются промышлен­ные предприятия, ведется жилищ­ное строительство, у песков отвое­вываются площади под сельскохо­зяйственные угодья, прокладываются асфальтированные дороги. Широкий размах также приоб­рело хозяйственное строительство в экстремальных условиях север­ных широт, несмотря на то что низкие температуры, полярная ночь, многолетняя мерзлота, сильная за­болоченность заметно отягощают жизнь человека в тундре. Речь идет о таких околополярных территориях, Север России, Канадский Арктический архипелаг, Аляска. Особенно крупномасштабным хо­зяйственным наступлением на Се­вер ознаменовались последние годы. Так, в России широко используются ресурсы Европейского Севера, бас­сейнов рек Оби и Енисея. Разрабатываются


апатиты, нефелины, медноникелевые руды Кольского полу­острова, угли Печорского бассейна, ухтинская нефть и природный газ, нефтегазовое сырье Западной Сибири, медно-никелевые руды Норильска, месторождения олова, слюды в Яку­тии и т. д. Современная горно-добы­вающая промышленность создана на Аляске в США (нефть, золото, пла­тина) и на Канадском Севере (же­лезная руда, нефть, полиметаллы). Рубежи осваиваемых земель все более раздвигаются и в связи с осво­ением человеком горных терри­торий. Под сельскохозяйственные угодья все чаще используются скло­ны гор, где культивируются овощи, фруктовые деревья и особенно чайный куст (Индия, Япония, КНР, КНДР и др.). Разумеется, что без со­здания специальной сельскохозяй­ственной техники, способной эф­фективно работать в горных усло­виях, осваивать такие территории чрезвычайно трудно.

Быстро осваиваются глубинные территории Южной Америки – влажные тропические леса. Возникают новые селения, созда­ются предприятия, строятся дороги.

В орбиту экономической дея­тельности все больше вовлекается Мировой океан. Используются его биологические, минеральные, химические и другие богатства. Вод­ные просторы самым непосредствен­ным образом включаются в хозяйственную

Деятельность прибрежных государств. Особое значение сегодня приобретает хозяйственное освоение южнополярных акваторий Мирово­го океана. Человека влекут сюда крупные ресурсы криля (небольшо­го рачка, служащего ценным сырьем для производства кормовой муки), рыбы, пищевых водорослей. Близка к осуществлению идея транс­портировки в засушливые зоны Зем­ли гигантских антарктических айс­бергов. Однако полномасштабное хозяйственное освоение Антаркти­ки, так же как и самого южнопо­лярного материка – Антарктиды, относится пока еще к более отдален­ной перспективе.

Расширение территориальных рамок мировой экономики в нема­лой степени было обязано и росту во­енной промышленности. Создание принципиально новых видов воору­жения и периодическое обновление военной техники оказывали немалое воздействие на строительство новых предприятий и испытательных по­лигонов не только в старых районах, но и в отдаленных, «глухих» местах. Два типа освоения планеты.Се­годня уже с уверенностью можно го­ворить о том, что длившаяся многие столетия эпоха экстенсивного освоения планеты, т.е. во­влечения в хозяйство новых про­странств и дешевых природных ре­сурсов, заканчивается. Наступил предел и экстенсивному развитию экономики. В этой связи возникает закон­ный вопрос: а сможет ли наша пла­нета прокормить и напоить, одеть и обуть, обеспечить всем необходи­мым быстрорастущее население Земли? Хотя на каждого жителя планеты приходится более 2 га земной тверди, это еще мало, о чем гово­рит. Ведь примерно 1/3 суши – это малоприспособленные для жизни человека пустыни и полупустыни, около 1/4 – зоны многолетней мерз­лоты, а есть еще и заболоченные пространства, недоступные горные территории и т. д. Трудно предста­вить себе, что эти земли будут ко­гда-либо полностью заселены. К это­му следует добавить, что каждый из нас предъявляет к земле (прежде всего с точки зрения ее плодородия) несравненно более высокие требова­ния, чем наши предки. Ученые сходятся во мнении, что ресурсы планеты, если человечество будет их использовать экономно, по-хозяйски, способны удовлетво­рить потребности гораздо большего населения Земли, чем нынешнее. При этом человечество обязано со­хранить окружающую среду. Такое отношение к природе, ко­торое можно назвать рациональ­ным природопользованием, означает, прежде всего, заботу о сохранении экологического равновесия в природе и, конечно, полностью исключает отношение к ней как к неисчерпае­мой кладовой. Оно предполагает интенсивное развитие экономи­ки, т. е. не столько «вширь» – пу­тем вовлечения в хозяйственный оборот новых географических райо­нов, сколько «вглубь» – за счет более полной переработки сырья, повторного использования отходов производства и потребления, приме­нения малоотходной технологии.

Подобную природоохранную сис­тему общественного производства с полным основанием можно назвать новым типом освоения нашей пла­неты, предела которому не суще­ствует. Он представляет собой постоянный поиск гармоничных основ взаимодействия общества и приро­ды, переход к замкнутой экономи­ческой системе, т. е. к непрерывно­му кругообороту веществ в процессе производства.

В современном мире все еще ча­сто проявляется экстенсивный тип освоения территорий, отличающий­ся крайне низким выходом готовой продукции на единицу используе­мых природных ресурсов. Сегодня в конечном продукте нередко утили­зируется лишь 1–2% массы исход­ного сырья. Остальное безвозвратно теряется, как бы выбрасывается в мусорное ведро.

Наиболее ярко экстенсивный тип освоения территорий проявля­ется в развивающемся мире, где общественное производство чаще всего базируется на расточительной эксплуатации природных ресурсов. В то же время в наиболее развитых странах использование вторичного сырья в производстве черных и цветных металлов, стекла, бумаги, пластмасс уже достигает 70% и бо­лее. Наша страна в этом отношении стоит пока не в первом ряду.

Итак, освоение планеты – слож­ный, многоплановый, «растянутый» во времени процесс, в котором воедино сливаются и перекрещиваются эконо­мические, социальные, экологические, военные и иные проблемы. При этом эпоха экстенсивного развития эконо­мики за счет освоения новых про­странств и новых источников природ­ных ресурсов заканчивается. Впере­ди – новая эпоха освоения планеты, основанная на коллективном разуме человечества, на его хозяйском отно­шении к природе.

Вопросы и задания. 1 . С помощью политической карты мира, карты природных зон и карты плотности населения установите государственную принадлежность территорий с неблагоприятными для жизни человека природными условиями и степень их заселенности. 2. В каких странах и регионах мира получило развитие, террасированное земледелие? Почему? Преимущественно, на каких куль­турах оно специализируется? 3. Какие акватории континентального шельфа вовлечены в хозяйственный оборот наиболее широко? 4. Что вы знаете о мас­штабах и экологических последствиях освоения амазонской сельвы? 5. Что означает понятие «экстенсивный тип освоения территорий» и чем он опасен для экономики будущего? 6. В нашей стране традиционно осваивались богатые при­родными ресурсами восточные районы. Но можно ли считать, что территории западных областей являются полностью освоенными и окультуренными? 7. Что надо изменить в психологии, мышлении, деятельности человека для установле­ния его новых взаимоотношений с природой?

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ

«ОСВОЕНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ»

I. Приглашение

1. Если бы отсчет истории можно было начать с нуля, как оптимально мог бы идти процесс освоения планеты? Мог ли быть другой путь, чем тот, который выбрало человечество?

2. К каким положительным и отрицательным результатам могло бы привести осуществле­ние таких грандиозных проек­тов, как: а) строительство пло­тины через Берингов пролив; б) строительство плотины через Гибралтар; в) создание обширного внутриафриканского моря в рай­оне озера Чад; г) переброска сто­ка северных рек России на юг?

3. Известно, что Канада не спешит осваивать полуостров Лабрадор, Дания – Гренландию, Норвегия – Шпицберген и т. д. При разработке богатых природ­ных ресурсов Американского Севера США и Канада широко ис­пользуют вахтовый метод, т. е. ра­бочих посылают в командировку на Один-два месяца. Как вы счи­таете, стоит ли России, осваивая свои бескрайние просторы, стро­ить новые города в экстремаль­ных природных условиях? Может быть, лучше интенсивнее разви­вать уже обжитые территории?

4. Насколько корректно го­ворить об освоении Антарктиды? Если это выражение уместно, то какой смысл в него можно вло­жить?

5. Один из известных ученых при оценке характера освоения планеты в наше время использо­вал термин «образованное вар­варство». Согласны ли вы с этим утверждением? Если да, то какой смысл вы вложили бы в это по­нятие?

II. Темы для рефератов

1. Особенности взаимоотно­шения человека и природной сре­ды в древности.

2. Последствия резких изме­нений во взаимоотношениях человека с природной средой во второй половине XX в.

3. Освоение человеком труд­нодоступных территорий пла­неты.


II. Природные ресурсы