Встреча с неприкасаемым. Абдель Селлу: биография писателя и отзывы о творчестве

Некоторые семьи известны тем, что каждое их поколение оставляет свой след в истории, обозначая целую эпоху деталями своего выдающегося жизненного пути. Семья Поццо ди Борго, чья родина - Корсика, как раз является одной из подобных семей, где одно только упоминание имени вызывает мириады образов, воспоминаний и исторических анекдотов.

Валентина Поццо ди Борго выросла на фамильных историях, которые рассказывали о замечательных личностях из ее рода. Увлечённая парфюмерией, она стремится сегодня показать своё генеалогическое древо в коллекции ароматов, где каждый запах был бы вдохновлён характером одного из представителей семьи Поццо ди Борго и назван по дате его или её рождения.

Valentine Pozzo di Borgo : «Идея марки Pozzo di Borgo - это мечта, которую я всегда хотела воплотить. В моей семье было множество известных миру людей. Основная идея моего дома заключается в том, чтобы создать ароматный портрет членов семьи Pozzo di Borgo.

Я попала во Вселенную парфюмерии благодаря своей матери, которая растила меня в окружении запахов, парфюмеров, пробников ароматов, что и подтолкнуло меня в последствие к моей настоящей профессии и созданию марки Pozzo di Borgo.

Вначале я хотела использовать имена членов семьи Pozzo di Borgo в качестве названий ароматов, но потом испугалась, что люди могут не сориентироваться в именах. В дальнейшем я решила остановиться на датах рождения, ибо это не только указывает на человека, с которым ассоциируется аромат, но также позволяет создать образ эпохи вокруг этой даты. Если в случае с моим именным ароматом (23 Января 1984) - это 80 годы 20 века, то аромат, посвящённый Карлу Андреа Поццо ди Борго (8 Марта 1764) - это другая эпоха!"

Два первых аромата коллекции уже выпущены, ещё два находятся в процессе создания.

Carl Andrea Pozzo di Borgo , портрет кисти Карла Брюллова, 1833-1835

Граф Карл (Карл Андрей) Осипович Поццо ди Борго - российский дипломат и государственный деятель, происходивший из знатного корсиканского рода. Получив юридическое образование, Граф Поццо ди Борго принимал активное участие в политической и дипломатической жизни Корсики и Франции. В 1796 году эмигрировал в Англию. В 1799 году сопровождал А. В. Суворова в его итальянском походе.

На русскую службу был принят 28 сентября 1805 года и причислен к Коллегии иностранных дел с чином статского советника. После заключения Тильзитского мира вышел в отставку и поселился в Вене; взаимная ненависть Карла Андрея и Наполеона I привела к тому, что последний потребовал выдачи Графа Поццо ди Борго, из-за чего Карлу Андрею пришлось бежать в Лондон.

В 1812 году Карл Андрей был вызван императором Александром I в Россию. В 1814 году пожалован в генерал-адъютанты и назначен полномочным послом России во Франции. В январе 1835 года он получил назначение послом в Лондон. В декабре же 1839 года, в связи с ухудшением здоровья, был освобождён от всех должностей и уехал во Францию, где и провёл остатки своих дней. - Прим. Автора

Этот умный и обладающий множеством талантов мужчина вдохновил марку Pozzo di Borgo на создание современного аромата с тёплыми и сильными нотами, действительной данью великой классике мужских ароматов.

8 Марта 1764 вызывает в памяти тонкий аромат капли коньяка, растворённой в обжигающе горячем кофе, эта нота раскрывается на элегантном древесном фоне. Решительно мужской аромат, для властных мужчин.

Его характер : ДипломатичныйПроницательныйНеунывающийУбедительный

Верхние ноты : экстракт мандарина, экстракт элеми, экстракт бергамота
Средние Ноты : экстракт кориандра, экстракт коньяка, лабданум
Ноты основы : стиракс, ветивер, бензоин

, парфюмер : “Он включает основные географические направления, связанные с историей семьи Поццо ди Борго: Россию, представленную традиционным ароматом «Русской кожи», созданным с помощью аккордов стиракса, ветивера и кожаных нот; Корсику с её зарослями вечнозелёных кустарников, чей аромат передан эссенцией ладанника и, наконец, Парижский шик, сконцентрированный в дуэте цитрусовых нот и элеми.

Этот мощный и крепкий аромат напоминает о путешествии Карла Андреа Поццо ди Борго с Корсики во дворец царя Александра I. Свежие и пряные цитрусовые ноты соединяются с тёплыми и округлыми аккордами Русской кожи. Мы представляем этот аромат как современное прочтение прошлого, используя богатые старинные ингредиенты в современной аранжировке.”

Valentine Pozzo di Borgo, создательница дома Pozzo di Borgo

Валентина Поццо ди Борго родилась 23 января 1984 года. Эта молодая женщина мечтала об аромате, отражающем её сущность. Но как можно заключить в один флакон свежесть и изысканность, лёгкость и выраженную силу характера, чувственность и энергичность?

В итоге получился очень личный и светлый аромат, в котором белые пудровые ноты ириса встречаются с зелёной свежестью листьев инжира под чувственным мускусным покрывалом, согретые жаркими специями. Аромат динамичный, но женственный, для женщин обладающих естественной грацией… Валентина создавала аромат в сотрудничестве с парфюмером Виолен Коллас.

Violaine Collas , парфюмер: “Я с детства хотела заниматься парфюмерией. Уже в 12 лет я решила, что стану парфюмером и никем больше. Я делала всё, чтобы успешно завершить все необходимые этапы обучения для того, чтобы поступить в ISIPCA, учёба в которой дала мне шанс одновременно трудиться в Florescent вместе с Домиником Ропионом.

Встретив Валентину, я поняла, что её характер мне многое говорит и вдохновляет меня, особенно - заметный контраст между крайне естественной и жизнерадостной стороной её личности, которая мне очень импонировала, и сильной, подверженной страстям, другой её ипостаси.

Это разнообразие черт характера Валентины очень облегчало мне работу над ароматом, так как множество идей, отображающих разные грани характера, легко приходили на ум. Её принадлежность к корсиканской семье также определила направленность звучания аромата, его средиземноморскую ноту. Для меня, этот аромат предназначен не для женщины, но для Характера».”

Ее характер : ЭлегантностьЭнергичностьКреативностьОтвага

Аромат открывается волной свежих и лёгких нот, слегка усиливающимся звучанием кардамона. Спустя некоторое время после испарения первых нот, появляются цветочные и пудровые аккорды ириса, которые предворяют элегатный женственный инжир.

Верхние : кардамон, масло итальянского бергамота, масло петитгрейна
Средние : инжир, ирис, масло кориандра
Основа : бензойная смола из Сиама, ветивер, мускусы

Valentine Pozzo di Borgo : «При создании своих первых ароматов я вдохновлялась генеалогическим древом нашей семьи. В случае с мужским ароматом, это был порыв…мы работали с Филиппом Бусстоном над нотой, которая мне нравилась, и она вдруг напомнила образ моего двоюродного прапрадедушки, насколько я могу судить по рассказам о нём. Я тут же решила создать мужской аромат в его честь.

Что касается женского аромата, мы работали над множеством нот, в итоге я остановилась на нотах инжира и ириса, которые мне предложила Виолен. Я тут же узнала себя в аромате и решила, что первый женский парфюм в моей коллекции будет ароматом, представляющим меня, который я смогу носить и который, к слову, я ношу с того момента, как он был создан.

Я так же решила создать ароматы, которые смогут носить как мужчины, так и женщины. был вдохновлён такими чертами как креативность, энергичность, отвага и осмотрительность. Качества, которые запросто могут быть присущи мужчине, а при создании я представляла себе человека жизнерадостного, убедительного, дипломатичного... по-моему, женщина может сочетать в себе такие качества.

Для разработки дизайна флакона мы решили обратиться к Пьеру Динану, так как он является другом нашей семьи, сколько я себя помню, и я действительно хотела, чтобы дизайном занимался человек, который когда-то помогал моему деду по материнской линии с созданием ароматов»

ДИЗАЙН ФЛАКОНОВ


Pierre Dinand, дизайнер: “После завершения изучения архитектуры я решил заняться рисованием парфюмерных флаконов по просьбе Элен Рошас. Первый опыт - флакон для Madame Rochas был успешен, потом мне представили Пьера Бальмена, дальше были работы для Guerlain, Christian Dior, Yves Saint Laurent …вот уже более пятидесяти лет я ничем другим не занимаюсь. Я абсолютно забыл архитектуру.

Я черпаю вдохновение в основном из работ кутюрье. Большой удачей была возможность встретить Кристобаля Баленсьагу, Пьера Кардена, Пако Рабанна, Кельвина Кляйна, Юбера дё Живанши, Джорджио Армани …все эти великие кутюрье носили идеи, порой чудаковатые, но в них всегда было что-то важное.

История создания флаконов для марки Pozzo di Borgo - это захватывающая история, потому что я хорошо знал историю этой семьи, так же как и историю их фамильного замка на Корсике - Château de la Punta, который был построен из камня, оставшегося после разрушенного пожаром дворца Тюильри."


23 Мая 1871 года мятежники Коммуны перед походом на Версаль решили поджечь Дворец Тюильри - этот символ абсолютизма. Когда, в 1882 году, было решено окончательно разрушить остатки дворца, Жером Поццо ди Борго и его сын Карл, племянник Российского посла и яростного врага Наполеона I, Карла Андреа Поццо ди Борго, купили большую часть камня, оставшегося от разрушения Дворца Тюильри, чтобы построить фамильный замок в местечке Алата, не далеко от Аяччо. Около восьмидесяти лет спустя, в Августе 1978 , пожар разрушил крышу замка, нанеся зданию значительный ущерб. В 1991 году Генеральный Совет Южной Корсики выкупил Замок Ла Пунта и 40 гектар парка у семьи Поццо ди Борго. Восстановление крыши Замка было завершено в 1996 году, остановив дальнейшее разрушение здания. - Прим. Автора


Pierre Dinand, bottle designer: "Мало кто знает, что фасад этого замка украшен каннелированными колоннами, которые и вдохновили меня на создание флаконов. Мы решили сделать крышки флаконов из дерева, вдохновляясь лесами, росшими вокруг замка. Светлую для женского аромата, более тёмную, с серым оттенком, для аромата мужского. Золото напоминает деревянную отделку дворца Тюильри.

Я создал одинаковые флаконы для женского и мужского ароматов - высокие и элегантные, представляющие величие Карла Андреа и изящность Валентин. Я согласился принять участи в этом проекте, потому что знаю эту семью уже более 40 лет, и, более того, за идеей марки стоит настоящая история, а это завораживает»”

Впрочем, прикованность к инвалидной коляске совсем не мешает Филиппу наслаждаться полноценной и счастливой жизнью.

Его руками и ногами, а впоследствии и лучшим другом стал парень из неблагополучной семьи, который чудесным образом проникся нежнейшими чувствами к человеку из непривычного для него окружения.

Магия легкого юмора с примесью жизненной драмы покорила сердца зрителей и критиков. После просмотра фильма появляется желание жить, жить, несмотря ни на что.


Динамичный сюжет ленты, казалось бы, придуман опытным сценаристом. Однако за ним стоит реальная история жизни одного французского бизнесмена.


Фильм снят по книге некоего Филиппа Поццо ди Борги под названием «Второй шанс ». Именно автор и стал прототипом главного героя, аристократа, который в результате серьезной травмы стал инвалидом.


Филипп был успешным бизнесменом из известного корсиканского рода, берущим свои корни еще от первых крестоносцев. Он был жутким авантюристом, любил риск.


Однажды он вылетел на своем параплане в грозовую погоду. Решение было не из лучших. В итоге мужчина разбился, врачам удалось спасти его, но его тело полностью парализовало.


Реальным прототипом сенегальца Дрисса Бассари был выходец из Марокко Абдель Селе . Парень был непутевым: зарабатывал на жизнь мелкими кражами, а после недолгой отсидки жил за счет пособия для безработных.


Почему бедняк, не имеющий представления о жизни высшего общества Парижа , сошелся с Филиппом? Он оказался таким же отчаянным и рисковым парнем. Абдель понял, что инвалиду нужна не жалость, которую к нему проявляли предыдущие сиделки, а драйв, возвращения вкуса к жизни.


Селе рано потерял родителей, поэтому жил в семье дальних родственников, которым было плевать на воспитание мальчика. Жизнь он познал на улицах. Направляясь к Филиппу, Абдель собирался получить очередной отказ, но когда он увидел роскошный дом богача, решил поработать на него.


Абдель постепенно начал интересоваться книгами, которые читал Филипп, вместе они много путешествовали. Аристократ обучил бедняка манерам и изменил взгляды на жизнь. Взамен тот заряжал друга позитивными эмоциями и давал ему чувство свободы.


Спустя некоторое время Абдель познакомился с девушкой, которая покорила его сердце. Он переехал в Марокко и создал свою семью. Впрочем, дружба не прекратилась, иногда он навещает Филиппа с семьей.


Поццо ди Борги также нашел свою половинку, вместе с которой прилетает в гости к лучшему другу.


«Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга» , — именно так описал свою дружбу с Абделем Филипп в своем автобиографическом романе «Второй шанс».


Эта невероятная история заставляет поверить в настоящую дружбу. Казалось бы, совершенно разные люди нашли друг друга, навсегда связав себя товарищескими узами.

Желаю, чтобы у каждого человека был такой друг, который не бросит его даже если с ним, не дай Бог, приключится какое-то несчастье. Не зря ведь говорят, что друзья познаются в беде.

Филипп Поццо ди Борго

Philippe Pozzo di Borgo

дата рождения:

жанры:

биографии и мемуары

Биография писателя

Филипп Поццо ди Борго потомок древнего (берущего начало чуть ли не от крестоносцев) и знатного корсиканского рода. Он был удачливым французским бизнесменом и известным парапланеристом. Филипп обожал риск, экстрим; в 1993 году он, совершая полет на параплане в штормовую погоду, разбился и был парализован.

За инвалидом, который не мог шевельнуть ни руками, ни ногами, ухаживал выходец из Марокко Абдель Селе, бедняк, отсидевший в тюрьме за мелкое преступление.

Абдель каким-то звериным чутьем сообразил, что его подопечному требуется не жалость, а возможность вновь почуять вкус жизни и ее опасность; миллиардер и люмпен без гроша за душой стали друзьями. Без скидок на физическую беспомощность одного и нищету другого. «Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга», - написал Филипп Поццо ди Борго в своей книге «Второй шанс».

Филипп получает огромное количество писем и, казалось бы, они должны быть от людей с инвалидностью, но это совсем не так. Ему пишут не «забитые и убогие инвалиды», а вполне себе здоровые, по крайней мере внешне, люди. Филипп ежедневно глазами своих помощников читает о трагических историях жизни нормальных обывателей. Он, сам того не желая, стал, в каком-то роде, духовником, исповедником для многих. Этот наплыв личных драм и экзистенциальных проблем застал его врасплох и настолько поразил, что ему пришлось брать консультации у профессионального психолога, чтобы грамотно помогать обратившимся.

В 2011 году Оливье Накаш и Эрик Толеданобыл сняли фильм "1+1" о жизни Филиппа. На том, чтобы в первую очередь сделать фильм комедией, а не драмой усиленно настаивал сам Филипп Поццо ди Борго. Он не хотел, чтобы основанный на его жизни фильм стал историей сострадания и жалости.

Фильм «1+1» (оригиналь­ное название «Intouchab­les» - «Неприкасаемые») - удивительная для нашего времени картина. Сентиментальная и трогательная, но без соплей. Преисполненная веры в человека, в доброе начало в нем и способность меняться к лучшему, поднимаясь над собой - но без фальши. Небезупречная. Но это даже хорошо. В совершенстве есть что-то бесчеловечное, холодная математическая точность. А здесь какие-то сюжетные повороты угадываются без труда, два или три эпизода кажутся необязательными, растягивающими метраж.

Омару Си, играющему развязного и безбашенного (в первых кадрах картины) темнокожего парня из низов, не всегда удается скрыть свою внутреннюю интеллигентность. Так что мы не сомневаемся, что по ходу развития сюжета его Дрисс преобразится. Хэппи-энд предсказуем, но (аплодисменты режиссерам и авторам сценария Оливье Накашу и Эрику Толедано!) все равно в нем есть неожиданность.

Разбирать картину «1+1» по косточкам не хочется, хочется унести с собой ее нравственный заряд и ту неброскую элегантность, за которую мы любим французский кинематограф.

Два отчаянных парня

В основе картины - подлинная (и почти неправдоподобная, как сама жизнь) история, герой которой - французский бизнесмен и меценат Филипп Поццо ди Борго, потомок древнего (берущего начало чуть ли не от крестоносцев) и знатного корсиканского рода. (Один из Поццо ди Борго, Шарль, он же Карл-Андрей Осипович, был генералом и дипломатом русской службы, его портрет висит в Военной галерее Эрмитажа.)

Филипп обожал риск, экстрим; в 1993 году он, совершая полет на параплане в штормовую погоду, разбился и был парализован. (В фильме за этой катастрофой стоит какая-то романтическая история; намекается, что Филипп решился на смертельно опасный полет из-за женщины.)

За инвалидом, который не мог шевельнуть ни руками, ни ногами, ухаживал выходец из Марокко Абдель Селе, бедняк, отсидевший в тюрьме за мелкое преступление.

Абдель каким-то звериным чутьем сообразил, что его подопечному требуется не жалость, а возможность вновь почуять вкус жизни и ее опасность; миллиардер и люмпен без гроша за душой стали друзьями. Без скидок на физическую беспомощность одного и нищету другого. «Мы были два отчаянных парня на задворках общества, которые опираются друг на друга», - написал Филипп Поццо ди Борго в своей книге «Второй шанс».

Книга вдохновила Накаша и Толедано, до того снявших несколько довольно посредственных картин, на фильм о дружбе этих двоих мужчин. Поццо ди Борго позволил им экранизировать свою историю, но поставил категорическое условие: никакой жалости, никаких причитаний «ах, бедняжка, как он страдает»; картина должна быть веселой и жизнерадостной.

Естественно, за авторами осталось некоторое право на вымысел, на внесение творческих поправок в реальность. Марокканец превратился в сенегальца; Омар Си был с самого начала выбран на роль Дрисса - за уникальность своего дарования, удивительную и грациозную пластику то ли хищного зверя, то ли африканского охотника, неотразимую харизматичность, юмор. К тому же - после того, как арабские террористы пролили столько невинной крови - легко понять, что темнокожий будет намного привлекательнее для массового белого зрителя, чем араб.

Омар Си с играющим Филиппа Франсуа Клюзе составили просто фантастический дуэт. Которому ассистируют Одри Флеро (секретарша Магали) и Клотильда Молле (домоправительница Марселле), с элегантным юмором играющие двух застенчивых лесбиянок из штата прислуги Филиппа. С помощью ли автобиографической книги Поццо ди Борго, благодаря ли собственным талантам, Накаш и Толедано в своей картине умно и тонко решают проблемы человековедения.

С Филиппом больше двух недель никто не выдерживал: ухаживать за инвалидом - работа тяжкая не только потому, что тяжело изо дня в день наблюдать чужие страдания, но и физически. Да еще и - вы, конечно, догадываетесь - приходится выполнять много неопрятных дел.

Дрисс появляется в приемной Филиппа как раз в тот момент, когда идет выбор очередного помощника. Претенденты что-то мямлят о том, что даже обездвиженный больной нуждается в нормальной жизни, упоминают о своих навыках и опыте (или - если этого нет - о горячем желании помочь несчастному). Искренни ли они - дело темное.

И вот в кабинет врывается темнокожий рослый парень, который вовсе не собирается быть сиделкой; ему нужно получить третий официальный отказ в найме на работу - два уже есть, после третьего ему начнут выплачивать пособие по безработице.

Филипп мгновенно угадывает, что от этого симпатичного разгильдяя слезливой жалости не дождешься, что с ним придется крупно поработать, прежде чем добьешься нужного результата, но если приложить усилия, то Дрисс станет именно тем, в ком нуждается Филипп. Его руками и ногами. А главное - другом.

Выбор «сиделки»

По ходу картины меняются оба героя. Филипп достигает того, что он внутренне программировал для себя: избавляется от ощущения замкнутости в четырех стенах своего великолепного, но опостылевшего дома (дома? Если хотите - дворца!).

Дрисс меняется еще сильнее и - для себя самого - неожиданнее. Филипп рассмот­рел в нем незаурядный человеческий потенциал, сильные, но не развитые творческие способности. Если поначалу Дрисс был дремучим парнем, и абстрактная живопись вызывала у него недоумение: как за такую невнятную мазню можно отдать сорок тысяч евро, то теперь он сопровождает своего шефа в оперу, заинтересовывается классической музыкой и даже сам пробует что-то малевать.

Причем Филипп предлагает Дриссу сыграть с этим произведением искусства забавную шутку - и продает картину… не за сорок тысяч, так как живописец никому не известен, но и одиннадцать тысяч совсем не плохо.

Оба героя учатся извлекать из своего незавидного положения юмор, превращать трагическое в комическое, общаться с той насмешливой грубоватостью, которая отличает близких друзей.

Кульминацией становится обрамляющая картину ночная гонка по Парижу; мощный спорткар несется со скоростью около 200 километров в час, Дрисс совершает немыслимые обгоны, а когда их останавливает полиция, друзья разыгрывают такую сцену, что полицейские совершенно убиты собственной (мнимой, конечно) бестактностью и всячески стараются загладить ее (что приводит к очередной комической ситуации).

А чего стоит сцена, в которой Дрисс бреет обросшего бородой Филиппа, превращая его то в Бодлера, то в Сальвадора Дали, то оставляя под носом квадратик усов, как у Гитлера (правда, это, по мнению Филиппа, уже перебор; но ведь в дружбе искренность и желание развеселить друга, пусть глуповатой шуткой, важнее чувства меры и такта!).

Выбор друга

Для нас в этой картине откровением становится то, что для французского зрителя, наверно, вполне естественно. Возможность искренних и теплых отношений между людьми, стоящими на слишком уж разных ступенях социальной лестницы. И если такое дитя природы, как Дрисс, открыт в силу своей естественной доброжелательности, то Филипп, за спиной которого поколений пятнадцать знатных предков, но которого ни благородное происхождение, ни несметное богатство не испортили, демонстрирует утонченный, воспитанный лучшими качествами современной цивилизации, демократизм.

Трудно удержаться от того, чтобы сравнить Филиппа с нашими быдловатыми и чванными нуворишами и нуворюгами, которые за бесценок приватизировали терминалы и железнодорожные составы, покупают жене, особе с манерами и кругозором анекдотической кухарки, должность директора театра, а сыну, окончившему второразрядный английский университет с ни к чему не обязывающим дипломом политолога - место в парламенте. Для таких людей, как Филипп, это невозможно. Он не станет кичиться богатством - ему это противно. И выбирает друзей не по сословным или имущественным признакам, а по человеческим качествам.

И этим он обязан своему воспитанию. Общество, в котором существуют частная собственность на средства производства и заметное имущественное расслоение, в состоянии эффективно работать только если верхи получили примерно такое же воспитание, как Филипп, а низы стыдятся не бедности, а возможности впасть в отчаяние.
Способно ли на это наше общество? Вопрос, спровоцированный фильмом Накаша и Толедано, сегодня остается без утвердительного ответа.

Ведь и на то, чтобы снимать фильмы, не только сострадающие инвалидам, но и утверждающие их человеческую ценность, вопреки физической немощи, - такие как «Запах женщины», «Скафандр и бабочка» и «1+1», мы пока не способны.

Фильм

«1+1» («Intouchables»)
Драма. Франция, 2011
Авторы сценария и режиссеры: Оливье Накаш, Эрик Толедано
Оператор: Матье Ванпьед
Композитор: Людовико Эрнауди
В ролях: Франсуа Клюзе, Омар Си, Анн Ле Ни, Клотильда Молле, Одри Флеро и др.

(Карл-Андрей, граф) - русский дипломат (1764-1842), родом из Корсики, где был адвокатом. В 1791 г. был избран депутатом в законодательное собрание. Заподозренный в роялизме, он был вынужден вернуться в Корсику, где сделался членои партии Паоли, стремившейся к отделению Корсики от Франции и опиравшейся на духовенство и на полудикое горное население. С этого времени идет вражда между двумя корсиканцами: мстительным и хитрым П. и Наполеоном Бонапарте. В 1794 г. П. был назначен президентом государственного совета Корсики, потом статс-секретарем. Вследствие ненависти, которую к нему питала французская партия и в особенности сторонники генерала Бонапарта, он должен был оставить родину и уехать в 1796 г. в Лондон, потом в Вену, везде способствуя организации коалиций против Франции. П. сопровождал Суворова в Италию. В 1803 г. он поступил на русскую службу, но, раздраженный тильзитским миром, вышел в отставку и поселился в Вене. Его влияние на венский двор заставило Наполеона требовать его выдачи. Австрия отказала в этом, но все-таки ему пришлось уехать в Лондон, где он хлопотал о примирении Англии с Россией. В 1812 г. император Александр I вызвал его в Петербург. После битвы при Бауцене он отправился в Стральзунд к Бернадотту и побудил его принять участие в войне против Наполеона; затем он был представителем союзников при Бернадотте. В ноябре 1818 г. П. составил прокламацию держав против Наполеона и его династии. После вступления союзников в Париж П. был отправлен в Лондон к Людовику XVIII, где убеждал его дать конституцию, затем П. был русским посланником в Париже и представителем России на венском конгрессе. После бегства Наполеона с острова Эльбы П. был отправлен к англо-прусской армии в Бельгию и был слегка ранен при Ватерлоо. После второй реставрации он снова был посланником в Париже; был persona grata при дворе и пользовался своим влиянием, чтобы мстить всем сторонникам революции и Наполеона; его имя тесно связано с белым террором. В 1825 г. П. возведен в графское достоинство; в 1834 г. послан в Лондон, но вследствие расстроенного здоровья скоро вышел в отставку и поселился в Париже, где и умер.

См. Ouvaroff, "P. di В." (СПб., 1846); A. de Maggiollo, "Corse, France et Russie. Pozzo di Borgo, 1764-1842" (П., 1870); "Correspondance diplomatique du c-te P. di B. et du comte Nesselrode, publiée par Ch. Pozzo di Borgo" (т. I, П., 1890).

  • - последняя из станц, расписанных Рафаэлем...

    Католическая энциклопедия

  • - граф - дипломат на русской службе, родом корсиканец. П. был представителем Корсики во французском Учредительном собрании в 1789-91. Как роялист, он эмигрировал из Франции...

    Дипломатический словарь

  • - дель - итальянский живописец и архитектор. Представитель барокко. Виртуозный мастер иллюзионистической росписи...
  • - По́ццо Андреа дель, итальянский живописец и архитектор. Виртуозный мастер иллюзионистических барочных росписей, в которых исчезает граница между реальной и «живописной» архитектурой...

    Большой энциклопедический словарь

  • - генерал-майор, астраханский комендант с 1819 г....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Поццо ди-Борго - русский дипломат, родом с Корсики, где был адвокатом. В 1791 г. был избран депутатом в законодательное собрание...

    Биографический словарь

  • - наз. в Италии и Южн. Тироле многих местечек. В Риме так называется северная часть города, это же название носят и многие отдельные улицы, прилегающие к Ватикану и собору св. Петра...
  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - старинный приморский город в великом княжестве Финляндии, в 61 км к С.В. от Гельсингфорса, на реке того же названия, впадающей в глубоко врезывающуся в материк бухту Финского залива...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - окружной город итальян...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - окружной гор. в итальянской провинции Ареццо, местопребывание епископа, имеет прекрасный замок на скале, много церквей и монастырей, семинарию, театр, Accademia Tiberina и 3752 жителей...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - итальянская писательница. Произведения ее, свидетельствующие о большой образованности и начитанности: поэма "Il Florido", "La Passione di Christo" и "Il Merito délie donne"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Тосканелли Паоло дель Поццо, итальянский учёный-гуманист, космограф и астроном. Был хранителем библиотеки, основанной во Флоренции гуманистом Никколо Никколи для общего пользования граждан...

    Большая Советская энциклопедия

"Поццо ди Борго" в книгах

Смерть на дорогах Борго Дора

Из книги Сон сбылся автора Боско Терезио

Смерть на дорогах Борго Дора Страшные вести дошли до Турина в июле. Холера распространилась уже в Лигурии и унесла 3 тысячи жертв в Генуи. Первые случаи были зарегистрированы в Турине 30 и 31 июля. Король, королева о их свита бежали в закрытых каретах из города. Они укрылись в

Отъезд Поццо и Бугаева

Из книги автора

Отъезд Поццо и Бугаева Весной 1916 года были призваны и Поццо с Бугаевым, но лишь летом они смогли последовать призыву. Для Бугаева это означало отвлечение на несколько месяцев от мучившего его хаоса. Ему удалось заново обрести контакт с внешним миром; он был рад и

ЖИЗНЬ ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА, ЖИВОПИСЦА ИЗ БОРГО А САН СЕПОЛЬКРО

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ПЬЕРО ДЕЛЛА ФРАНЧЕСКА ЖИВОПИСЦА ИЗ БОРГО А САН СЕПОЛЬКРО

автора Вазари Джорджо

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ КРИСТОФАНО ГЕРАРДИ ПРОЗВАННОГО ДОЧЕНО ИЗ БОРГО САН СЕПОЛЬКРО ЖИВОПИСЦА

Из книги Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих автора Вазари Джорджо

Витторио Поццо – единственный тренер, сумевший два раза подряд привести свою команду к победам на чемпионатах мира

Из книги 100 великих футбольных тренеров автора Малов Владимир Игоревич

Витторио Поццо – единственный тренер, сумевший два раза подряд привести свою команду к победам на чемпионатах

Письмо матери [Борго, июнь 1944 г. ] Перевод с французского Л. М. Цывьяна

Из книги Письма, телеграммы, записи автора Сент-Экзюпери Антуан де

Письмо матери [Борго, июнь 1944 г.] Перевод с французского Л. М. Цывьяна Мамочка,Мне так хочется, чтобы вы не волновались обо мне и чтобы получили это письмо. У меня все в порядке. Во всем. Грустно только, что так долго не виделся с вами. И я очень тревожусь за час, милая моя

К. МАРКС ПАРЛАМЕНТСКИЕ ДЕБАТЫ 22 ФЕВРАЛЯ. - ДЕПЕША ПОЦЦО-ДИ-БОРГО. - ПОЛИТИКА ЗАПАДНЫХ ДЕРЖАВ

Из книги Том 10 автора Энгельс Фридрих

2. Лев IV, папа. - Пожар в Борго. - Лига Рима, Неаполя, Амальфи и Гаэты против сарацин. - Морская победа при Остии в 849 г. - Лев IV строит civitas leionina. - Ее стены и ворота. - Стихи на главных воротах

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

Тосканелли Паоло дель Поццо

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТО) автора БСЭ

БОРГО, Поццо ди

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

БОРГО, Поццо ди (Borgo, Pozzo di, 1764–1842), граф, дипломат, русский посол во Франции в 1814–1832 гг.107Князь Беневентский торжественно вступил в ад. <…> Его приветствовал сам Сатана, заметив, однако: «Князь, вы вышли за пределы моих инструкций!»В письме к Франсуа Гизо из Лондона по

БОРГО И ЗАМОК СВ. АНГЕЛА

Из книги Рим. Ватикан. Пригороды Рима. Путеводитель автора Блеек Ульрике

Борго и замок Святого Ангела

Из книги Рим [путеводитель] автора Гринкруг Ольга

Борго и замок Святого Ангела Обычай отправляться в Рим, чтобы помолиться на могилах апостолов и мучеников, распространился еще в Византийской империи. С VII века паломники стали прибывать и из варварских стран. Многие, раз добравшись, так и оставались в Риме: во-первых,

15. "Борго", "Биорке" - "офицерский проект"

Из книги Первые русские миноносцы автора Мельников Рафаил Михайлович

15. "Борго", "Биорке" - "офицерский проект" Миноносец "Борго".(Продольный разрез и план машинного отсека)Создание этих кораблей - один из примеров тех инициатив патриотических сил флота в деле развития собственной миноносной отрасли, которым иногда удавалось пробить

ВИТТОРИО ПОЦЦО

Из книги 100 великих футболистов автора Малов Владимир Игоревич

ВИТТОРИО ПОЦЦО (1886-1968)Тренировал олимпийскую сборную Италии и национальную сборную страны.В истории мирового футбола итальянец Витторио Поццо стал единственным тренером, сумевшим привести свою команду к двум победам на чемпионатах мира - в 1934 и 1938 годах. К тому же