Древняя часть библии. Где находится самая древняя Библия? Библия – книга Церкви

Библия - древнейшая книга, составленная из текстов, написанных задолго до начала нашей эры, а также тех, что появились сразу после распятия Христа. Однако такая ее древность весьма сомнительна.

Если говорить не об отдельных текстах, а об относительно полных экземплярах Библии и старейших из тех, что до нас дошли, то ситуация выглядит следующим образом.

Самой древней рукописью Библии является Ватиканская, названная так потому, что обнаружилась она в Ватикане. Случилось это во второй половине XV века, и откуда она там взялась, никто не знает. Далее идет Александрийская Библия, проследить историю которой удается только до первой половины XVII века, когда ее получил в подарок от Александрийской церкви английский король Карл I. Александрийский период жизни этой рукописи неизвестен. И, наконец, - Синайская рукопись, которая «всплыла» вообще лишь в XIX веке.

Приведенные три рукописных Библии считаются древнейшими, потому что они были написаны еще якобы в IV веке. Однако достоверных фактов, свидетельствующих об этом, нет. Ранее XV века судьба их не прослеживается, и то, где и как они хранились более тысячи лет - загадка.

Еще более интересным оказывается история первых печатных изданий Библии.

В середине XV века Иоганн Гутенберг (ум. в 1468 г.) изобрел печатный станок, и первой книгой, вышедшей из его типографии, была Библия. Часть ее экземпляров, отпечатанных Гутенбергом, дожила до наших дней и ныне хранится в различных музеях мира. Посмотрим, что нам о них известно.

Самая старая книга, если считать по упоминаниям в источниках, хранится в Британском музее. Сделана из пергамента. В Великобританию она попала в 1775 году из Франции. Известно, что во Франции ей владел собиратель старинных книг Жирардо де Префон, купивший ее у одного из французских коллекционеров. Тот, в свою очередь, в 1768 году приобрел эту Библию у монастыря в Майнце, не постеснявшегося продать святую, да еще такую древнюю книгу. В монастыре же следы ее пребывания обнаруживаются в описи 1728 года, в которой отмечено, что Библия подарена монастырю неким Гутенбергом Фаустом. Больше никаких упоминаний об этой книге нет и о ее судьбе до 1728 года ничего неизвестно. Также неизвестно и то, являются ли указанный в описи Фауст и первопечатник Иоганн Гутенберг одним лицом.

Существуют сведения, что Иоганн Гутенберг открыл типографию на деньги некоего Иоганна Фауста, с которым они пополам делили доходы от получаемой прибыли. В дальнейшем они рассорились, судились и разошлись. Насколько можно доверять биографии Гутенберга, в которой это описывается, трудно сказать - больно давно все это было. Но вот мы видим, что в бумагах монастыря представлен некто, в ком соединяются имена, принадлежащие двум вышеупомянутым компаньонам. Этот факт дал основание историкам утверждать, что речь идет о подарке самого Иоганна Гутенберга. Но история первопечатника становится при этом туманной и недостоверной.

Портрет Иоганна Гутенберга, выполненный неизвестным художником в XVII веке, то есть спустя полтора или два столетия после его смерти.

Следующий старейший экземпляр Библии Гутенберга, пергаментный, находится в одной из библиотек Берлина. Он упоминается в книге «Опыт истории Королевской библиотеки в Берлине», вышедшей в 1752 году. Что было с этой Библией ранее этой даты неизвестно.

Третий экземпляр с 1930 года хранится в Библиотеке Конгресса США в Вашингтоне. Эта книга также отпечатана на пергаменте. Продавший ее немецкий любитель древностей Фольбер, в свою очередь, четырьмя годами ранее купил эту Библию у аббатства Святого Павла в Южной Австрии. До этого она принадлежала одному из монастырей, построенных бенедиктинцами на юге Германии. В 1809 году монахи, спасаясь от вторжения наполеоновских войск и прихватив с собой Библию, бежали сначала в Швейцарию, а затем и в Австрию. Предполагается, что именно ее приобрел Фольбер, хотя, что с ней происходило на протяжении более ста лет до этого момента неизвестно. Что касается хранения этой Библии у бенедиктинцев, то аббат их монастыря, Мартин Герберт, упоминал о ней в 1767 году. До этой даты ее история не проглядывается.

Еще одна Библия, напечатанная уже на бумаге, хранится в Национальной библиотеке в Париже. В 1763 году вышла книга «Поучительная библиография или трактат о познании редких и исключительных книг». Ее автор, библиограф и издатель Гильом Франсуа Дебур, описал эту Библию, назвав ее «мазариниевой», так как он нашел ее в библиотеке кардинала и первого министра Франции Мазарини. Однако известный библиограф Габриэль Нодэ, создавший по просьбе Мазарини библиотеку и почти до самой своей смерти бывший ее библиотекарем, ни в одном из своих трактатов Библию Гутенберга не упоминает. Так что ранее 1763 года проследить судьбу «мазариниевой» Библии не получается.

Об остальных экземплярах Библии Гутенберга стало известно еще позже. На настоящий момент их количество выросло почти до полусотни, но никакой истории ранее второй половины XVIII века, а во многих случаях и более позднего времени, они не имеют! Нарядные переплеты из марокена для ряда экземпляров выполнены все в том же XVIII веке.

То, что Библии, отпечатанные Гутенбергом, стали появляться так поздно, неудивительно. Учитывая, что в XVIII веке резко возрос интерес к антиквариату, продажа предметов которого превратилась в доходный бизнес, «находки» древних книг были вполне естественны. Тем более что выдать современную вещь за старинную тогда не составляло труда: искусствоведения и связанных с ним технологий, призванных отличить фальшивку от настоящего предмета, тогда еще не было. Что говорить, если даже и в ХХ веке справиться с потоком фальсификата не удалось.

Биография Гутенберга туманна, а история его Библий недостоверна. В связи с этим традиционное датирование первых печатных книг серединой XV века вызывает сомнение.

К тому же в русской истории печатная Библия появилась спустя чуть ли не полтора века! Отчего же такое отставание, ведь Русское государство находилось в Европе, а не на другом конце земного шара? Для сравнения: через тридцать-сорок лет после изобретения Гутенберга печатные станки работали во многих крупных европейских городах. И лишь спустя век уже после этого, в 1581 году, выходит Острожская Библия Ивана Федорова. Такая картина распространения нового знания неправдоподобна и показывает вымышленность западноевропейской истории.

Заглавная страница Библии Гутенберга из Британского музея. Материал - бумага. Текст начинается сразу со святого писания. Никакого титульного листа с именами и датами нет.

Библия Гутенберга является самой дорогой книгой в мире. Недавно один из ее экземпляров был продан за 1 200 000 фунтов стерлингов. Естественно, что при такой «цене вопроса» в настоящей, то есть более поздней истории ее появления, никто не заинтересован. Чем древнее - тем лучше. И Библия здесь, очевидно, исключением не является.

Мусульманин: Библия изменялась много раз, поэтому ее нельзя считать подлинным Писанием, открытым Моисею, Иисусу и другим пророкам. Какие у вас есть доказательства того, что Библия достоверна и заслуживает доверия?

Много лет назад молодая мусульманка спросила меня: «Библия когда-нибудь изменялась?» Я ответил ей: «Конечно, нет». На это она сказала: «Но разве она не учит, что Иисус Христос - Сын Божий?» Я подтвердил: «Учит снова и снова». В ответ она заявила: «Тогда она должна была измениться».

Любой христианин, читающий труды мусульманских авторов, будет удивлен, когда обнаружит, что аргументы, выдвигаемые в них в качестве опровержения подлинности текстов Библии, часто чрезвычайно слабы и неубедительны. Это происходит по одной лишь причине - мусульмане не верят в полную сохранность Библии не потому, что нашли адекватные доказательства того, что в ее текст вносились изменения, а из-за того, что должны отрицать ее подлинность, дабы поддержать свою убежденность в том, что Коран является Словом Божьим. Две конфликтующие друг с другом Книги не могут обе быть Словом Божьим. Когда в первые столетия истории ислама мусульмане открыли, что Библия ясно и определенно излагает основные христианские доктрины, такие как божественность Иисуса Христа и совершенное Им искупление, они больше уже не могли подходить к ней объективно. С тех пор они стремятся доказать то, что на самом деле не более чем предположение, - Библия должна была измениться! Главная причина неверия мусульман в подлинность Библии заключается в отсутствии выбора: они не могут верить Библии, если должны быть верны Корану.

Важно знать доказательства неизмененности библейских текстов, особенно факт наличия подлинных рукописей, появившихся на много веков раньше зарождения ислама и доказывающих, что Библия, которую мы сегодня держим в своих руках, - та же самая Библия, которую иудеи и первые христиане почитали своим единственным Священным Писанием.

Три главных рукописных списка Библии

До сих пор существует три главных рукописных списка Библии на греческом языке (включая Септуагинту (Ветхий Завет) и оригинальный текст Нового Завета), на несколько столетий опередивших появление Корана.

1. Александрийский список. Этот том, написанный в V веке н. э., содержит всю Библию за исключением нескольких потерянных листов из Нового Завета (а именно: Мф. 1:1–25:6, Ин. 6:50–8:52 и 2 Кор. 4:13–12:6). Он не включает в себя ничего, что не является частью современной Библии. Рукопись хранится в лондонском Британском музее.

2. Синайский список. Это очень древняя рукопись, датируемая концом IV века. Она содержит весь Новый Завет и значительную часть Ветхого Завета. В течение столетий она хранилась в Санкт-Петербургской императорской библиотеке и была продана британскому правительству за сто тысяч фунтов. В настоящее время также находится в Британском музее.

3. Ватиканский список. Вероятно, это самый древний из сохранившихся полных рукописных списков Библии. Он датируется IV веком и хранится в Ватиканской библиотеке в Риме. Последняя часть Нового Завета (с Евр. 9:14 до конца Откровения) написана рукой, отличной от той, которой написана остальная часть рукописи (вероятно, писец, начавший переписывать текст, по какой-то причине не смог завершить работу).

Эти манускрипты убедительно доказывают, что единственное Писание, данное Церкви по меньшей мере за два столетия до рождения Мухаммада, - это известный нам Ветхий и Новый Завет.

Другие свидетельства подлинности Библии

Существует множество других свидетельств, доказывающих подлинность Библии, которые восходят к эпохе, на несколько столетий опережающей время зарождения ислама. В дискуссиях с мусульманами следует выделить следующие моменты.

1. Масоретские тексты. Древние библейские рукописи принадлежат не только христианам, но и иудеям, которые почитают Ветхий Завет как единственное данное им Писание. Это тексты, написанные на древнееврейском языке - оригинальном языке Ветхого Завета, их возраст насчитывает по меньшей мере тысячу лет. Они известны как Масоретские тексты.

2. Свитки Мертвого моря. Впервые обнаруженные в пещерах Кумранской пустыни близ Мертвого моря в Израиле, эти свитки содержат множество отрывков из Ветхого Завета на древнееврейском языке и датируются II столетием до н. э. Они включают в себя две копии Книги Пророка Исаии, содержащей пророчества о смерти и воскресении Иисуса Христа (см.: Ис. 53:1–12), о Его непорочном зачатии (см.: Ис. 7:14) и о Его божественности (см.: Ис. 9:6–7).

3. Септуагинта. Септуагинта - название первого перевода на греческий язык Ветхого Завета. Он переписывался во II веке до н. э. и содержит все главные пророчества о пришествии Мессии, утверждение о том, что Он - Сын Божий (см.: Пс. 2:7; 1 Пар. 17:11–14), и некоторые подробности Его страданий и искупительной смерти (см.: Пс. 21, 68). Ранняя Церковь широко пользовалась Септуагинтой.

4. Вульгата. В IV веке н. э. Римско-католическая церковь полностью перевела Библию на латинский язык, используя Септуагинту и древние греческие рукописные списки Нового Завета. Этот список известен как Вульгата и содержит все Книги Ветхого и Нового Завета в том виде, в каком они известны нам. Этот перевод утвержден как стандартный текст для Римско-католической церкви.

5. Отрывки из греческого текста Нового Завета. Существует множество отрывков оригинального греческого текста Нового Завета, сохранившихся со II столетия н. э. Все они, собранные вместе, составляют содержание Нового Завета в том виде, который нам известен. Весьма интересно сравнить обилие этих свидетельств с текстами древних греческих и римских классических произведений, многие из которых написаны не раньше, чем спустя тысячу лет после Р. Х. Поистине нет других литературных произведений той же эпохи, которые имели бы такое множество рукописных доказательств, как греческий текст Нового Завета.

Самое главное, и это следует подчеркнуть в разговоре с мусульманами, заключается в отсутствии источника, предполагающего, что Библия представляет жизнь и учение Иисуса Христа в искаженном виде. Все отвергаемые Церковью апокрифические книги, по крайней мере в общих чертах, следуют той же линии повествования, что и рукописи Нового Завета. Определенно не существует исторических свидетельств, позволяющих предположить, что Иисус в действительности был пророком ислама, каковым Его делает Коран.

В заключение неплохо было бы попросить мусульман привести исторические факты в подтверждение их утверждения, что Библия, которую мы читаем, это измененная Библия. Какой же она была первоначально? Что в ней было изменено и сделало ее той Книгой, которую мы имеем сегодня? Кто внес эти изменения? Когда это было сделано? Попросите вашего собеседника назвать реальных людей, которые, как он предполагает, исказили Библию, время, когда это произошло, конкретные изменения, внесенные в оригинальный текст Библии, и вы убедитесь, что он не способен сделать этого, поскольку таких доказательств просто не существует. Всегда помните - яростная атака мусульман зиждется не на имеющихся у них научно обоснованных доказательствах, а на предположениях. Библия, по их разумению, должна была измениться, раз она противоречит Корану. К сожалению, слишком часто мусульмане знакомятся с Библией не из желания понять ее учение, но исключительно с целью найти в ней ошибки, оправдывающие их предубеждение против нее.

Джон Гилкрист "Бог или пророк?"

Большая часть библейских книг была написана в VIII-VI веках до н. э. Более трех миллиардов человек считают ее священной. Ее называют бестселлером всех времен: полностью или частично напечатано около 6 000 000 000 экземпляров Библии более чем на 2 400 языках.

Одной из самых старых изданий в мире насчитывается 1500 лет. Эта Библия была найдена в 2010 году в Турции. Написана книга на арамейском языке. Стоимость книги, страницы которой сделаны из настоящей кожи, составляет порядка 40 миллионов турецких лир. Высока стоимость даже отксерокопированных страниц - порядка 3 миллионов.

Не исключено, что данная книга является копией знаменитого Евангелия от Варнавы, которое в свое время было запрещено. Самые старые его копии были созданы в шестнадцатом веке, то есть они почти в три раза новее данной книги.

Другая древняя Библия была найдена годом позже, бедуином на севере Иордании, в пещере, находящейся в отдаленной пустынной местности. Открытие было сделано в 2005-2007 годах, но широкой общественности о находке, которая, по мнению ученых, перевернет всю библейскую историю, стало известно лишь весной 2011 года.

По случайности, наводнение в одной из пещер, находящейся на севере Иордании, открыло две потайные ниши, в которых находились семьдесят свинцовых книг, соединенных между собой проволокой.

Каждый древний манускрипт, выбитый на свинцовых пластинах, состоит из 5−15 страниц размером с обычную кредитную карточку.

Исследования металла показали, что артефакт может датироваться первым веком нашей эры. Предполагается, что эта древняя христианская реликвия была создана в 70 году н. э., первыми христианами, спешно покинувшими Иерусалим после его падения.

Также ученые полагают, что манускрипты, составляют Книгу откровений, упомянутую в Библии, и являются доказательством неиудейского происхождения христианства. Об этом свидетельствуют символы, изображенные на обложках: семисвечные светильники (евреям их изображать было строго запрещено) и кресты, относящиеся к римской культуре.

Часть текста самой древней библии, написанного на иврите с применением иероглифов, уже удалось расшифровать. В нем идет речь о Мессии, Распятии и Вознесении.

Сообщите, пожалуйста, какой возраст имеют самые старые экземпляры Нового и Ветхого Завета из существующих поныне и где они хранятся?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Ученые текстологи при составлении классификации библейских манускриптов, учитывают не только их содержание (ветхозаветные и новозаветные тексты), полноту (весь библейский корпус, отдельные книги и фрагменты), но также материал (папирус, пергамент) и форму (свиток, кодекс).

Древние библейские рукописи дошли до нас на папирусе и пергаменте. Для изготовления папируса внутренняя часть волокнистого тростника разрезалась на полосы. Они плотно укладывались на гладкую доску. На первый слой под прямым углом клали другие полосы, смазанные клеем. Образовавшиеся листы шириной около 25 см. высушивались под прессом на солнце. Если тростник был молодой, то страница была светло-желтого цвета. Из старого тростника получался папирус темно-желтый. Отдельные листы склеивали. Получалась полоса длинной около 10 метров. Хотя известен свиток (небиблейский), достигающий 41 м., папирусы размером более десяти метров были весьма неудобны для употребления. Такие большие книги как Евангелие от Луки и Деяния св. Апостолов помещались в отдельные папирусные свитки длиной 9,5 - 9,8 м. Слева и справа свитка крепились валики. На один из них наматывался весь папирус: тексты на еврейском и других семитских языках на левый, а на греческом и римском языках - на правый стержень. При чтении свиток разгибался на величину страницы. По мере прочтения страницы папирус наматывался на другой валик. Для большего удобства большие свитки иногда разрезались на несколько частей. Когда Спаситель вошел в Назаретскую синагогу, Ему подали книгу пророка Исаии. Господь Иисус Христос раскрыл книгу и нашел место. В греческом тексте буквально: раскатав книгу (Лк.4:17) и скатав книгу (4:20).

Со 2-го века до Р.Х. для письма стали использовать пергамент - материал из обработанной специальным способом кожи животных. Пергамент использовался иудеями для записи священных текстов. Для этой цели использовалась только кожа чистых (по закону Моисея) животных. Кожаные книги упоминает св. апостол Павел (2Тим.4:13).

Пергамент имел преимущества по сравнению с папирусом. Он был значительно прочней. На пергаментной полосе можно было писать с двух сторон. За такими свитками закрепилось название опистограф (греч. opisthe - сзади; grapho - пишу). Вертикальные волокна на оборотной стороне папируса затрудняли работу писцов. Однако у пергамента были свои недостатки. Читать папирусы было легче: полированная поверхность пергамента утомляла глаза. Углы пергаменных листов со временем начинают морщиться и становятся неровными.

Свиток был неудобен в употреблении. При чтении заняты были обе руки: одной приходилось раскручивать свиток, а другой наматывать его по мере прочтения. Свиток имел еще одно недостаток. Поскольку библейские тексты использовались ранними христианами в богослужебных целях, то трудно было быстро найти необходимое место Священного Писания. В конце 1 в. или в начале 2 в. в раннехристианских общинах стали употреблять кодексы . Согнутые посередине листы папируса складывались вместе и затем сшивались. Это были первые книги в нашем понимании. Данная форма папируса дала возможность христианам соединить в одну книгу все четыре Евангелия или все Послания апостола Павла, чего не позволял свиток, ибо становился огромным в размерах. Переписчикам теперь было легче сверять рукописи с автографами. «Вероятно, справедливо предположение, что именно христиане из язычников довольно рано стали использовать форму кодекса для Священного Писания вместо свитков, чтобы тем самым сознательно провести различие между практикой Церкви и практикой синагоги, где по традиции сохранялась передача текста Ветхого Завета при помощи свитков» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 4).

Специалисты различают: полные библейские рукописи, включающие весь текст Священного Писания, полный корпус Ветхого Завета, полный корпус Нового завета, отдельные книги и фрагменты книг.

Ветхий Завет.

1. На еврейском языке.

Самые древние ветхозаветные рукописи датируются 3-им веком до Р.Х. Речь идет о рукописях, найденных в окрестностях Вади-Кумран близ Мертвого моря. Из свыше 400 текстов - 175 библейские. Среди них - все ветхозаветные книги, кроме книги Есфирь. Большинство из них - неполные. Древнее всех из библейских текстов оказалась копия Книги Самуила (1-2 Книги Царств ) (3-й век до Р. X.). Самой ценной находкой являются два манускрипта книги пророка Исаии (полный и неполный). Дошедшая до нас целиком книга великого пророка, датируется 2-м веком до Р.Х. До открытия ее в 1947 году в пещере № 1 самым древним еврейским текстом был масоретский - 900 год по Р.Х. Сличение двух документов разделенных по времени 10-ю веками, показало исключительную надежность и точность, с какой на протяжении 1000 лет копировался еврейский священный текст. Ученый Глисон Арчер (G.L.Archer) пишет, что найденные в пещере Кумрана копии книг пророка Исаии «оказались слово в слово совпадающими с нашей стандартной еврейской Библией на более чем на 95 процентов объема текста. А 5 процентов различий сводятся, главным образом, к очевидным опискам и к вариантам написания слов». Для свитков Мертвого моря устроено в Иерусалиме специальное хранилище. В особом отделении его располагаются драгоценные рукописи пророка Исайи. Почему священные библейские тексты на еврейском языке (если не считать свитки Мертвого моря) весьма поздние (9 - 10 века по Р.Х.)? Потому, что у евреев был с давних времен обычай не употреблять в богослужении и молитвенном чтении священные книги, ставшие потертыми и обветшавшими. Этого не позволяло ветхозаветное благочестие. Огню священные книги и предметы не предавались. Устраивались так называемые генизы (евр. сокрытие , погребение ). Там они находились веками, постепенно разрушаясь. После того, как гениза заполнялась, собранные в ней предметы и книги погребали на еврейских кладбищах с обрядовой торжественностью. Генизы находились, по-видимому, при Иерусалимском храме, а позже при синагогах. Множество старых рукописей было найдено в Каирской генизе, помещавшейся на чердаке построенной в 882 году синагоги Эзра в Фостате (Старый Каир). Гениза была открыта в 1896 г. Ее материалы (более ста тысяч листов документов) были перевезены в Кембриджский университет.

2. На греческом языке. Текст Септуагинты дошел до нас в форме кодексов.

Синайский кодекс (Sinaiticus) . Датируется 4-м веком. Он найден в 1859 г. в монастыре св. Екатерины (на Синае) и передан в Императорскую библиотеку в Санкт-Петербурге. В этом Кодексе содержится почти полный текст Ветхого Завета (в греческом переводе) и полный текст Нового Завета. В 1933 г. советское правительство продало его Британскому музею за 100 000 фунтов стерлингов.

Ватиканский кодекс (Vaticanus). Датируется серединой 4-го века. Принадлежит Ватикану. Кодекс содержит весь текст греческой Библии (Септуагинты). Текст Нового Завета имеет утраты.

Александрийский кодекс ( Alexandrinus). Текст написан в 450 г. в Египте. Манускрипт содержит весь Ветхий Завет и Новый Завет, начиная с 25-й главы Евангелия от Матфея. Кодекс хранится в Британском музее.

Новый Завет.

Текстология Нового Завета добилась выдающихся достижений в 20 столетии. В настоящее время имеется более 2328 рукописей или фрагментов рукописей на греческом языке, дошедших до нас от первых трех веков христианства.

К 1972 г. испанский ученый-палеограф Хосе О’Каллахан завершил работу по идентификации 9 фрагментов из пещеры №7 близ Мертвого моря в качестве новозаветных отрывков: Мк. 4:28; 6:48, 52-53; 12:17; Деян. 27:38; Рим.5:11-12; 1Тим. 3:16; 4:1-3; 2 Пет. 1:15; Иак. 1:23-24. Фрагменты из Евангелия от Марка датируются 50 г. по Р.Х. Из Деяний 60-м годом, а остальные ученый относит к 70-му году. Из этих 9-ти отрывков особую ценность представляет 1Тим. 3:16: И беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе (1Тим.3:16). Эти открытия имеют неоценимое значение для подтверждения историчности новозаветных текстов и опровержения ложных утверждений, что нынешние христиане пользуются искаженными текстами.

Самой древней рукописью Нового Завета (часть Евангелия от Иоанна: 18:31-33, 37-38) является Фрагмент Дж. Райленда (Р52) - папирус, датируемый периодом 117 - 138 гг., т.е. временем правления императора Адриана. А. Дейссман (Deissman) допускает, возможность появления этого папируса еще при правлении императора Траяна (98 - 117 гг.). Хранится он в Манчестере.

Другой древнейший новозаветный манускрипт - Папирус Бодмера (Р75). На 102 уцелевших страницах содержатся тексты Евангелий от Луки и Иоанна. «Издатели этого документа, Виктор Мартен и Родольф Кассер, определили, что он написан в период между 175 и 225 г. Таким образом, эта рукопись является самым ранним из имеющихся на сегодняшний день списков Евангелия от Луки и одним из самых ранних списков Евангелия от Иоанна» (Брюс М. Мецгер. Текстология Нового Завета, М., 1996, с. 39). Этот ценнейший манускрипт находится в Женеве.

Папирусы Честера Битти (Р45, Р46, Р47). Находятся в Дублине. Датируется 250-м годом и немного позже. Кодекс этот содержит большую часть Нового Завета. В Р45 тридцать листов: два листа из Евангелия от Матфея, шесть из Евангелия от Марка, семь из Евангелия от Луки, два из Евангелия от Иоанна и тринадцать из Книги Деяний. Несколько малых фрагментов Евангелии от Матфея из этого кодекса находится в собрании рукописей в Вене. Р46 состоит из 86 листов (11 х 6 дюймов). Папирус Р46 содержит послания св. апостола Павла к: Римлянам, Евреям, 1 и 2 Коринфянам, Ефесянам, Галатам, Филиппийцам, Колоссянам, 1 и 2 Фессалоникийцам. Р47 - десять листов, содержащих часть Откровения (9:10 - 17:2) апостола Иоанна Богослова.

Унциалы на пергаменте. Речь идет о появившихся в 4 веке кожаных кодексах, написанных унциалами (лат. uncia - дюйм) - буквами без острых углов и ломаных линий. Письмо это отличается большей изысканностью и четкостью. Каждая буква стояла в строке изолированно. Имеется 362 унциальных рукописей Нового Завета. Древнейшие из этих кодексов (Синайский , Ватиканский , Александрийский ) были уже упомянуты выше.

Эту внушительную коллекцию древних новозаветных рукописей ученые дополнили текстом Нового Завета, который был составлен из 36 286 цитат Священного Писания Нового Завета, встречающихся в творениях святых отцов и учителей Церкви со 2-го по 4-й век. В этом тексте не достает только 11 стихов.

Ученые-текстологи в 20-м веке проделали колоссальную работу по сличению всех (несколько тысяч!) новозаветных рукописей и выявили все разночтения, возникшие по вине переписчиков. Была сделана их оценка и типологизация. Сформулированы четкие критерии установления правильного варианта. Для знакомого с этой строго научной работой очевидны ложность и голословность утверждений об искаженности нынешнего священного текста Нового Завета.

Необходимо обратиться к результатам этих исследований, чтобы убедиться, что по числу древних манускриптов и краткости времени, отделяющего самый ранний дошедший до нас текст от оригинала, с Новым Заветом не может сравниться ни одно произведение античности. Сравним время, отделяющее самую раннюю рукопись от оригинала: Вергилий - 400 лет, Гораций - 700, Платон - 1300, Софокл - 1400, Эсхил - 1500, Эврипид - 1600, Гомер - 2000 лет, т.е. от 400 до 2000 лет. До нас дошло 250 манускриптов Горация, 110 Гомера, около ста - Софокла, 50 Эсхила, только 11 Платона. Грустно сознавать, как сильно отравлены ядом неверия миллионы наших современников, как на почве греховной жизни глубоко пустила корни антихристианская настроенность. Если человек усомнится в подлинности трактатов Аристотеля, речей Цицерона, книг Тацита или будет утверждать, что мы пользуемся искаженными текстами античных авторов, то возникнет мысль о его умственном или психическом здоровье. В отношении Библии люди могут позволить себе любые грубые и нелепые высказывания. Сейчас мы являемся свидетелями того, как детектив, полный ложных идей и грубых ошибок, возникших в силу невежества и антихристианской настроенности автора, увлек десятки миллионов людей. Причина всему - массовое неверие. Без благодати человек полон врожденного и непоправимого заблуждения. Ничто не указывает ему истины; напротив, все вводит его в заблуждение. Оба проводника истины, разум и чувства, помимо присущего обоим недостатка правдивости, еще злоупотребляют друг другом. Чувства обманывают рассудок ложными признаками. Разум тоже не остается в долгу: душевные страсти помрачают чувства и вызывают ложные впечатления (Б. Паскаль. Мысли о религии).

26.02.2012

Несмотря на то, что Библия является одной из древнейших существующих книг, на деле никто прежде не видел действительно старых ее изданий. А два года назад во время рейда в южной части Турции у контрабандистов отняли книгу, возраст которой насчитывается 1500 лет. Написана книга на арамейском языке, то есть том же самом, на котором некогда говорил Иисус. Вот это и есть настоящая ценность, а не холодильники и телевизоры, за которыми гонятся современные люди!

Историки были в восторге. Теперь книга находится на реконструкции, предоставили ее для этого только совсем недавно, а прежде она лежала в суде. Ватикан попросил подробнее изучить книгу и попробовать перевести ее на доступный современному обществу язык. Стоимость книги, страницы который сделаны из настоящей кожи, составляет порядка 40 миллионов турецких лир. Очень высока стоимость даже отксерокопированных страниц - порядка 3 миллионов.

Не исключено, что данная книга является копией знаменитого Евангелия от Варнавы, которое в свое время было запрещено. Самые старые его копии были созданы в шестнадцатом веке, то есть они почти в три раза новее данной книги.

Евангелие от Варнавы близко к представлениям мусульман о сыне Божьем, но при этом противоречит современным канонам, представленным в Новом Завете.


Ноев Ковчег найден (Турция, Араратские горы)


  • В горных пещерах на юго-востоке Армении был обнаружен «производственный объект» возраст, которого оценивают в 6100 лет. Команда ученых из США, ...


  • Археологи сделали удивительное открытие в юго-восточной части Китая. В одной из местных пещер экспедицией были обнаружены части керамических...


  • В старину у башни Владимирской, что в Китай-городе, свои ворота были. Ворота одни, а названий много: Владимирские, Сретенские, Никольские, все и не...


  • Сегодня стало известно, что благодаря засушливой погоде в Турции археологам удалось сделать немалое количество интересных открытий, которые связаны с...


  • В археологических событиях всегда есть место стандартным, рядовым находкам, а существует, конечно же, громкие, яркие открытия. Вполне вероятно, что...